Большой митрополита фотия. Святитель фотий, митрополит киевский и всея руси. Тропарь святителю Фотию, митрополиту Московскому

Митрополит Фотий

Митрополит Киевский и всея Руси – 1408 – 1431 гг.

Родился в Греции в городе Монемвасия. «Измлада», согласно его Духовной грамоте, он отказался от светского пути жизни и отдал себя под духовное руководство старца Акакия (впоследствии митрополита Монемвасийского).
В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана. Выбор Патриарха Матфея пал на Фотия. 2 сентября 1408 года Фотий был хиротонисан.
1 сентября 1409 года прибыл в Киев.
Полгода он жил в Киеве (сентябрь 1409 - февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского. Видя, что престол митрополита не может находиться в Киевской земле, всё более подпадавшей в зависимость от католической Польши, по примеру прежних русских митрополитов, перенёсших своё местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий на Пасху 1410 года прибыл в Москву. Москву застал разорённой недавним нашествием Едигея, а митрополичье хозяйство запущенным за три с половиной года после смерти Киприана и разворованным и принялся за его восстановление.

Большой саккос митрополита Фотия, Оружейная палата

Весной 1411 года хан Едигей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход. Отряды во главе с царевичем Талычой внезапно взяли Владимир. Но Фотия в городе не было: накануне он выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Захватчики предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища.

Фотию удалось восстановить единство Русской Церкви: Литовская митрополия, учреждённая по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, была упразднена в 1420 году. В том же году Фотий посещает возвращённые епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием.

В летописи содержится повесть о видении, бывшем Фотию за год и около четырёх месяцев до его смерти, - видении ангела, который сообщил ему, что ему дается «седмица» для рассмотрения жизни и «управления паствы». После этого Фотий написал Духовную грамоту, взяв за образец - это отмечает и летопись - Духовную грамоту митрополита Киприана: «…написа такоже грамоту преже преставлениа к Богу чюдну, по образу преждь сего бывшаго Киприана митрополита».

Фотий был похоронен в кремлёвском Успенском соборе рядом с митрополитом Киприаном.

Почитание

Его останки были извлечены из земли в 1472 году в связи с перестройки Успенского собора - вместе с гробами святителей Ионы, Феогноста и Киприана; затем вновь преданы земле в том же соборе. 27 мая 1472 года принято считать днём обретения мощей четырёх упомянутых святителей, а 1472 год - годом их прославления; однако известно, что в 1472 году канонизирован был один митрополит Иона и что вплоть до XVII века не было ни всероссийского, ни местного празднования памяти митрополитов Киприана, Феогноста и Фотия.


Святители Фотий, Феогност и Киприан

В Русской православной церкви память святителя Фотия совершается 2 июля и 27 мая (по юлианскому календарю).

Митрополит Киевский Герасим

Митрополит Киевский и всея Руси - 1433 - 1435 гг.

В приписке к сборнику «Слова постнические» сообщается, что Герасим был «родом москвитин, Титов сын, Болванов внук».

В 1414 году Киевский митрополит Фотий со «священным Сбором священнейших архиепископ и епископ» выдал иеромонаху Герасиму, настольную грамоту на Владимирскую и Берестейскую кафедру.

Ранее 1428 года Герасим по желанию Витовта и благословению митрополита Фотия был переведён с Владимиро-Волынской кафедры на Смоленскую.
С 1417 по 1433 год - епископ Смоленский.


В том же году в Великом Новгороде избранный владыка Евфимий пошел ставиться к митрополиту Герасиму в Смоленск месяца мая в 26 день. Тогда после преставления Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, не было в Москве митрополита.

Воспользовавшись тем, что после смерти митрополита Фотия на Руси не было митрополита, Герасим, по собственной ли воле или по воле литовского князя Свидригайло, под властью которого находился тогда Смоленск, осенью 1433 года отправился в Константинополь просить себе сан митрополита.

Осенью следующего года он уже возвратился в митрополичьем сане. Как упоминается, он был поставлен не для одной Литвы, а «на русскую землю» и ему приписывали титул митрополита Киевского и всея Руси, а впоследствии даже Московского и всея Руси.

Новый митрополит остановился в Смоленске, не решаясь идти в Москву, так как там продолжались княжеские междоусобия. Из иерархических его действий известно только, что в 1434 году он поставил архипастыря в Новгород.

Сначала преосвященный Герасим пользовался благосклонностью князя Свидригайло, вместе с которым он замышлял принять участие в начинавшемся тогда установлении унии. Князь с особенною похвалою отзывался о своем митрополите перед папой Евгением IV и подчеркивал его усердие в намечавшемся деле. Но через некоторое время князь Свидригайло разгневался на митрополита Герасима, заподозрив его в тайной и враждебной ему переписке с другим литовским князем Сигизмундом. В результате этого Герасим был закован в тяжкие оковы и сослан в Витебск, где через четыре месяца 26 июля 1435 года был сожжён.

Исидор Киевский митрополит

Митрополит Киевский и всея Руси - ок. 1436 - 1439 гг.

Исидор (1380/1390? г., Монемвасия) по происхождению грек. В нач. XV в. учился в Константинополе, был знаком с Мануилом Хрисолорой, Гуарино да Верона, встречался с Николаем Кузанским. Переписывал книги и делал выписки из сочинений античных авторов, интересовался различными сторонами гуманитарного и естественнонаучного знания: трудами античных философов и историков, риториками, пособиями по древнегреческому языку и грамматике, сочинениями по астрономии, прикладной химии и медицине. Письменно благодарил Мануила II Палеолога за его возвращение из поездки по Европе, за возобновление деятельности школ, закрытых во время первой осады Константинополя турками (1396-1402), сообщал о нехватке преподавателей.

Ок. 1410 года уехал из Константинополя в Монемвасию, принял монашество в монастыре Архистратига Михаила и всех ангелов.
В Мистре познакомился с выдающимся учёным того времени Георгием Гемистом Плифоном. С Пелопоннеса писал письма императору Мануилу II Палеологу, деспоту Феодору II Палеологу, митрополитам Фотию Киевскому и Неофиту Мидийскому, итальянскому гуманисту Гуарино да Верона и др.
В 1420-х гг. произносил речи в честь молодого императора Иоанна Палеолога.
На основе исторических свидетельств составил 2 записки о сущности спора Монемвасийской митрополии с Коринфом. Эти записки помогли императорскому суду прекратить спор и подтвердить прежние привилегии Монемвасии.


Исидор

В 1429 г. в Константинополе произнес перед императором Иоанном VIII Палеологом свой знаменитый панегирик.
Осенью 1429 г. был в Сиракузах на Сицилии.
В апреле 1430 г. был опять на Пелопоннесе, затем переехал в Константинополь. Стал одним из членов круга придворных политиков, в 1433 г. именовался кафигуменом императорского монастыря великомученика Димитрия Солунского. Считался одним из наиболее учёных представителей столичного духовенства.

15 октября 1433 г. назначен членом дипломатического представительства Иоанна VIII Палеолога на Базельский собор, куда отправился в январе 1434 г. через Валахию и Венгрию. Недалеко от Тисы послы были ограблены вооружёнными людьми бана Яноша Мароти. Летом 1434 г. прибыл в Буду, нанёс визит Эстергомскому архиепископу. 24 июня прибыл в Ульм, передал императору Священной Римской империи Сигизмунду два письма от византийского императора и произнёс приветственную речь, в которой призвал Сигизмунда приложить все силы для объединения христиан против мусульманской агрессии.


Ватиканский служебник Исидора

12 июля 1434 прибыл в Базель, 24 июля на официальном приёме византийских послов, выслушав речь кардинала Джулиано Чезарини, произнёс ответную речь, в которой тоже коснулся ряда проблем в отношениях между церквями, напомнил о единстве «священного Тела Церкви» и сказал о возможности сохранить здоровье этого тела, ещё не имеющего столь глубокой раны, чтобы члены отпадали от тела.

Руководство Киевской митрополией


Василий II Темный принимает Исидора в Москве

После возвращения с Базельского собора и получения известия о смерти митрополита Герасима (1435), был рукоположен в епископский сан и поставлен на Киевский престол для руководства епископами Черниговской, Полоцкой, Владимирской, Турово-Пинской, Смоленской, Галицкой, Перемышльской, Холмской, Луцкой и Брянской епархий (в Польше и Литве), Новгородской, Тверской и Рязанской епархий (в Новгородской республике, Великом княжестве Тверском и Великом княжестве Рязанском), Ростовской, Владимиро-Суздальской, Коломенской, Пермской епархий (в Великом княжестве Московском).
2 апреля 1437 г. с ближайшим помощником монахом Григорием и двадцатью девятью родственниками в сопровождении Николая Гуделиса (императорского посла и посла великого князя) и рязанского епископа Ионы прибыл в Москву.

Избранный Московским князем кандидат в митрополиты епископ Рязанский Иона был вынужден довольствоваться обещанием, что будет поставлен на престол после Исидора. Причиной поспешного поставления Исидора была необходимость обеспечить поддержку Киевской Митрополии и Московского князя проведению Флорентийского собора.

В Москве был неприязненно встречен великим князем московским , как поставленный против его воли. Будучи опытным дипломатом, сумел убедить великого князя в необходимости созыва нового Вселенского собора, на котором бы православные убедили католиков (латинян) отказаться от догматических нововведений, что послужило бы спасению Византии и Греческой Церкви.

Получив от Василия II деньги и 100 человек свиты, 8 сентября 1437 г. выехал из Москвы на Собор в Западную Европу.
14-23 сентября был в Твери (где с честью был встречен князем Борисом Александровичем и епископом Илиёй).
7-14 октября в Новгороде (был ещё перед Новгородом встречен с великой честью архиепископом Евфимием и посадниками).
6 декабря - 24 января в Пскове (где почтён и служил обедню в Троицком соборе), затем в Юрьеве (где наряду с католическими храмами были две православные церкви), Володимере (где встречался с архиепископом Тимофеем и архимандритом Захарией).
4 февраля 1438 г. прибыл в Ригу.
7 мая отплыл на корабле в Любек вместе с епископом Суздальским Авраамием, тверским послом Фомой Матвеевичем, архимандритом Вассианом и неизвестным по имени автором Хождения на Флорентийский собор (митрополичий конный обоз ехал из Риги в Любек через Куршскую, Жемойтскую, Прусскую, Поморскую, Штральзундскую и Висмарскую земли). Греческая делегация 20 дней находилась в Венеции и в конце февраля приняла решение проводить Вселенский собор не в Базеле (500 км от Венеции), а в Ферраре (100 км от Венеции).
Исидор 6 июня во главе русской делегации выехал из Любека и 18 августа прибыл в Феррару. Подарил Евгению IV саккос со сценами из византийской иконографии (хранится в сокровищнице Святого Петра в Ватикане).


Саккос Исидора, дар папе Евгению IV

На Ферраро-Флорентийском соборе активно способствовал заключению унии с Римом. 5 июля 1439 года поставил свою подпись митрополита Киевского и всея Руси и местоблюстителя апостольского престола святейшего патриарха Антиохийского под Соборным определением после автократора ромеев Иоанна Палеолога и двух представителей патриарха Александрийского.

Греческое духовенство признавало главенство Римского папы и основные латинские догматы, император и духовенство надеялись получить от Запада сохраняло право на автономное самоуправление и проведение богослужений по византийскому обряду. Митрополит Исидор был одним из главных участников собора и сторонников унии, которая оказалась впоследствии малорезультативной: простой народ и духовенство не приняли её. В Византии сторонниками унии, по политическим мотивам, оставались только двор императора и назначенный им Патриарх.

Другой причиной безрезультатности унии было то, что её провозгласил Флорентийский собор под руководством папы Евгения IV, власть которого не признавали многие государи Европы, сторонники Базельского собора и избранного им антипапы Феликса V. Не признавали власти Евгения и в Речи Посполитой, в состав которой входила западная часть Киевской Митрополии.

Деятельность в католической церкви

6 сентября 1439 г. во главе русской делегации покинул Флоренцию, 15 сентября был в Венеции, 16 сентября назначен легатом Евгения IV для Польши, Литвы и Ливонии.

За заслуги в деле унии папой Евгением IV 18 декабря 1439 года Исидор был возведён в сан кардинала Римской Церкви с титулом Святых Марцеллина и Пьетро с присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции).

22 декабря с охранной грамотой Евгения IV отплыл из Венеции в Полу.
8 января 1440 г. ему был присвоен кардинальский титул Святых Марцеллина и Пьетро. От Полы поехал на конях через Хорватию и в начале весны 1440 г. прибыл в Буду, где 5 марта написал христианам Польши, Литвы и Ливонии окружное послание, в котором сообщил о восстановлении единства Церкви и равноправии католического и православного обрядов. В конце марта прибыл в Краков. Встречался с сыновьями Софьи Гольшанской - польским королём Владиславом III и его братом Казимиром (после этой встречи 12-летний Казимир 29 июня был объявлен Великим князем Литовским, а 15-летний Владислав 17 июля стал и венгерским королём, вскоре начав борьбу с Османской империей). Был любезно принят епископом Збигневом Олесницким, возведённым в кардинальский сан, как и Исидор, 18 декабря 1439 года. В Краковском университете выслушал речь Яна Эльгота (доверенного представителя Збигнева Олесницкого), приветствовавшего заключённый с греками союз. Из Кракова через Перемышль и Львов приехал в Галич, затем вернулся во Львов и через Белз прибыл в Холм, где написал Послание правителям западнорусского города Холма в защиту земельных интересов священника Вавилы. Из Холма через Брест, Волковыск и Тракай 14 августа прибыл в Вильну, где постарался поддержать православных, но католический епископ Виленский Матей не разрешил легату папы Евгения IV предпринимать какие-либо действия в своём диоцезе.

19 марта 1441 г. приехал в Москву и передал Василию II послание Евгения IV, содержавшее просьбу помогать митрополиту в воссоединении Католической и Русской Церквей. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе митрополит помянул предстоятелей в соответствии с порядком церковной пентархии - папу Римского Евгения, патриарха Константинопольского Митрофана, папу Александрийского Филофея, патриархов Антиохийского Дорофея и Иерусалимского Иоакима. Затем Исидор прочёл с амвона Соборное Определение Ферраро-Флорентийского собора.

Через три дня был взят под стражу по указу великого князя и заключён в Чудов монастырь. Осуждён на соборе русского духовенства, при этом отказался от покаяния и отречения от унии.
В сентябре 1441 г., очевидно с ведома Василия II, бежал в Тверь, в начале 1442 г. прибыл в Литву, к 22 марта 1443 г. перебрался в Буду, где 23 марта молодой король Польши и Венгрии Владислав III Варненьчик издал привилей с подтверждением равенства прав и свобод православных и католических церквей в королевских владениях.

В кон. 1445 г. был в Риме, 22 декабря уехал в Византию, в мае-октябре 1446 г. находился в Константинополе, где, будучи митрополитом Киевским и всея Руси, поставил Даниила в епископа Владимирского.
12 февраля 1448 г. вернулся в Рим. В течение года (1450-1451) управлял всей собственностью, сборами, средствами и доходами Священной Коллегии Кардиналов.

7 февраля 1451 г. удостоен сана кардинала-епископа Сабины. С июня 1451 г. был Апостольским администратором епархии Червиа. 27 октября 1451 г. участвовал в тайной консистории. В мае 1452 г. как легат папы Николая V отбыл в Константинополь. Во главе отряда в 200 солдат в ноябре прибыл в окружённый турками город, 12 декабря в соборе Святой Софии напомнил о союзе Римско-католической и Православной церквей.
В мае 1453 г. участвовал в обороне Константинополя, был пленён, но избежал смерти, так как султану были представлены останки чужого трупа в кардинальском облачении. Оставаясь неопознанным был отправлен в Малую Азию со многими незначащими заключенными. Смог бежать, достиг Пелопоннеса, в ноябре 1454 г. прибыл в Венецию, затем в Рим.
В 1455 г. участвовал в выборах папы римского. В марте 1455 г. ушёл в отставку с должности Апостольского администратора Червии, в мае 1456 г. стал архиепископом Никосии на Кипре. 20 апреля 1458 г. получил титулярный сан патриарха Константинопольского. В августе 1458 г. снова участвовал в выборах папы римского, а в октябре передал власть над митрополией Киевской и всея Руси своему ученику Григорию (Болгарину), впоследствии отрекшемуся от унии и вернувшемуся в подчинение Константинопольскому Патриарху.
8 октября 1461 г. стал деканом Священной Коллегии кардиналов.

Действия Исидора, направленные на утверждение неприемлемой для Московского княжества Флорентийской унии, стали одной из основных причин фактического провозглашения в 1448 году автокефалии Московской митрополии .

Историография

Биография Исидора описана в научных и публицистических работах. «В российской историографической литературе митрополит Исидор не пользуется почётом ни с точки зрения общественной популярности, ни с точки зрения положительного оценивания его короткой деятельности в Московском государстве. Большинство сочинений о нём носят тенденциозный характер и написаны его противниками». Оценки Исидора и результатов его деятельности связаны с конфессиональным отношением к Ферраро-Флорентийскому собору. Сторонники католической Церкви признают этот собор Вселенским, а сторонники православной Церкви пренебрежительно называют его униатским.

«Рассказы о пребывании Исидора на Руси, составленные при его преемнике митрополите Ионе, отражают тенденции более позднего периода, когда русская церковь порвала связи с Константинополем. Судя по новгородским, псковским и наиболее ранним общерусским летописным сводам назначение Исидора не вызвало первоначально никаких возражений со стороны Василия II и других русских князей».

Много исследований посвящено библиотеке Исидора. До нашего времени дошло около 160 рукописных сборников, которые читал Исидор: 74 из них были частью его личной библиотеки, 5 рукописей он приобрел в Москве, 52 греческие рукописи он взял в 1455 году в личное пользование из библиотеки папы Каликста III, ещё о 30 рукописях известно из его упоминаний в своих сочинениях.

Сочинения

Экономий императору Мануилу II Палеологу. Изд.: Polemis I. D. Two praises of the emperor Manuel II Palaiologos. Problems of authorship // BZ. 2010. Bd. 103. S. 707-710.
14 писем Исидора Пелопоннесского периода (к императору Мануилу II Палеологу, итальянскому гуманисту Гуарино да Верона, Иоанну Хортазмену, Киевскому митрополиту Фотию, Мидийскому митрополиту Неофиту, деспоту Феодору II Палеологу, Мануилу Хрисолору (или Николаю Эвдемоноиоанну), сакелларию Михаилу). Изд.: Ep. 1-6: Analecta Byzantino-Russica / Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 59-71 (предисловие В. Э. Регеля к изданию - p. XLI-L); Ep. 7-10: Ziegler A. W. Vier bisher nicht veröffentlichte griechische Briefe Isidors von Kijev // BZ. 1951. Vol. 4. S. 570-577; Ep. 11-14: Ziegler A. W. Die restlichen vier unveröffentlichten Briefe Isidors von Kijev // Orientalia Christiana Periodica. 1952. Vol. 18. S. 138-142. Панегирик. 1429. Изд.: Άνωνύμου πανηγυρικòς εἰς Μανουήλ καὶ Ίωάννην Η΄ Παλαιολόγους // Λαμπρός Σ. Παλαιολόγεια καὶ Πελοποννησιακά. Άθήναι, 1926. Τ. 3. Σ. 132-199.
Приветственная речь на приёме у императора Сигизмунда 24 июня 1434 года. Изд.: Hunger H., Vurm H. Isidoros von Kiev, Begrüsungsansprache an Kaiser Sigismund (Ulm, 24. Juni 1434) // Römische historische Mitteilungen. Bd. 38. 1996. S. 143-180.
Речь на Базельском Соборе 24 июля 1434 года. Изд.: Λαμπρός Σ. Παλαιολόγεια καὶ Πελοποννησιακά. Τ. 1. Άθήναι, 1913. Σ. 3-14; латинский пер. см.: Cecconi E. Studi storici sul concilio di Firenze. Firenze, 1869. Bd. I. № XXIX. P. LXXX-LXXXVII.
Окружное послание митрополита Исидора. Буда, 5 марта 1440 г. Изд.: РГАДА. Ф. 196.Собрание Ф.Ф. Мазурина. Оп. 1. № 1530. Воскресенская летопись (2-я пол. XVI в.). Л. 536-537 (описание рукописи: Левина С.А. Списки Воскресенской летописи // Летописи и хроники 1984. М., 1984. С. 57-58).
Послание правителям западнорусского города Холма в защиту земельных интересов священника Вавилы. 1440 г. Изд.: Бодянский О.М. О поисках монускриптов в Познанской библиотеке // Чтения в Обществе истории и древностей российских. - М., 1846, январь, № 1, отд. 1, с. 12-16.
История добавления к символу. // Sermones inter Concilium florentinum conscripti / Isidorus. Memoria de additone ad symbolum / Iuliani Cesarini. - Roma, 1971.‏
Документы (Scripti. Isidorus, Thessalonicensis Metropolita). Изд.: Patrologiæ Græcæ Cursus Completus 139. Tomus prior. 1865. S. 9-164.
Письма (Epistolæ historicæ Isidorus, S.R.E. Cardinalis, Ruthenorum Episcopus). Изд.: Patrologiæ Græcæ Cursus Completus 159. 1866.S. 943-956.
Сочинения Исидора кардинала Русского. Изд.: Scritti d’Isidoro il cardinale Ruteno : e codici a lui appartenuti che si conservano nella Biblioteca apostolica vaticana / Giovanni Mercati / Roma: Biblioteca apostolica vaticana , 1926. Митрополиты Киевские: , Фотий, Герасим, Исидор Киевский ,
Митрополиты Московские:
, Даниил, Иосаф, Макарий, Афанасий, Филипп II (Колычёв), .
Патриархи Всея Руси:
, ИОАСАФ I, ИОСИФ, НИКОН, ИОАСАФ II, ИОАКИМ, АДРИАН, Митрополит Ярославский СТЕФАН, Священный синод, Святитель ТИХОН, СЕРГИЙ, АЛЕКСИЙ I, ПИМЕН, АЛЕКСИЙ II, КИРИЛЛ.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Библиотека “Халкидон”

___________________

Святитель Фотий, Митрополит Московский и всея Руси, чудотворец

Память святителя Фотия, Митрополита Московского и всея Руси празднуется Православной Церковью 27 мая/9 июня и 2/15 июля

Святитель Фотий был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии)

. В отроческие годы он поступил в монастырь и принял иноческий постриг от старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, обсуждался вопрос о замещении Русской кафедры после кончины святителя Киприана. Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и благочестием. 1 сентября 1408 года святитель Фотий был возведен в сан митрополита и через год прибыл на Русь.

Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 - февраль 1410), занимаясь устроением дел юго-западных

епархий Русской Церкви, входивших временно в состав великого княжества Литовского. Святитель понимал, что кафедра митрополита - духовное средоточие церковной жизни Руси - не должна находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Литвы и Польши. По примеру прежних русских митрополитов , перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.

Двадцать два года совершал подвиг святитель Фотий в многотрудном служении Предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн

, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому Патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства.

Святитель Фотий оказал великому князю Василию

Димитриевичу важную услугу: был посредником в заключении брака его дочери Анны со старшим сыном византийского императора Мануила - Иоанном. Враги Православия не раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению святителя Фотия. Весной 1410 года, когда он прибыл из Москвы во Владимир, хан Едыгей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен самого митрополита. Татарские отряды во главе с царевичем Талычой “изгоном”, то есть внезапно и быстро, взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора иерей Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину, но не открыл место, где были спрятаны церковные святыни.

Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской

Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием.

Мудрый и высокообразованный пастырь оставил

много поучений и посланий. Большое богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь была пресечена в 1427 году.

Церковно-историческими источниками являются

составленный святым Фотием “Чин избрания и поставления епископов" (1423), “Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей”, а также “Духовное завещание”, в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством общерусского летописного свода (около 1423 года).

20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоявшей кончине и мирно почил

о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1472 году и ныне почивают в Успенском соборе Кремля под спудом. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.

Текст приводится по изданию: Православный церковный календарь. 2006. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. С. 6.

Родился в Греции в городе Монемвасия. «Измлада», согласно его Духовной грамоте, он отказался от светского пути жизни и отдал себя под духовное руководство старца Акакия (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана. Выбор Патриарха Матфея пал на Фотия. 2 сентября 1408 года Фотий был хиротонисан. 1 сентября 1409 года прибыл в Киев; 22 апреля 1410 года торжественно въехал в Москву.

Москву застал разорённой недавним нашествием Едигея, а митрополичье хозяйство запущенным за три с половиной года после смерти Киприана и разворованным и принялся за его восстановление. Полгода он жил в Киеве (сентябрь 1409 - февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского.

Видя, что престол митрополита не может находиться в Киевской земле, всё более подпадавшей в зависимость от католической Польши, по примеру прежних русских митрополитов, перенесших своё местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий на Пасху 1410 года прибыл в Москву.

Весной 1410 года хан Едигей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход. Отряды во главе с царевичем Талычой внезапно взяли Владимир. Но Фотия в городе не было: накануне он выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Захватчики предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища.

Фотию удалось восстановить единство Русской Церкви: Литовская митрополия, учреждённая по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, была упразднена в 1420 году. В том же году Фотий посещает возвращённые епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием.

В летописи содержится повесть о видении, бывшем Фотию за год и около четырёх месяцев до его смерти, - видении ангела, который сообщил ему, что ему дается «седмица» для рассмотрения жизни и «управления паствы». После этого Фотий написал Духовную грамоту, взяв за образец - это отмечает и летопись - Духовную грамоту митрополита Киприана: «…написа такоже грамоту преже преставлениа к Богу чюдну, по образу преждь сего бывшаго Киприана митрополита».

Фотий был похоронен в кремлёвском Успенском соборе рядом с митрополитом Киприаном.

История почитания

Его останки были извлечены из земли в 1472 году в связи с перестройки Успенского собора - вместе с гробами святителей Ионы, Феогноста и Киприана; затем вновь преданы земле в том же соборе. 27 мая 1472 года принято считать днём обретения мощей четырёх упомянутых святителей, а 1472 год - годом их прославления; однако известно, что в 1472 году канонизирован был один митрополит Иона и что вплоть до XVII века не было ни всероссийского, ни местного празднования памяти митрополитов Киприана, Феогноста и Фотия.

В Русской православной церкви память святителя Фотия совершается 2 июля и 27 мая (по юлианскому календарю).

Митрополит Киевский и всея России, духовный писатель, умер в 1431 г. Уроженец Морейского города Монемвазии (иначе Мальвазии), Фотий всю первую половину жизни провел на родине; с молодых лет чувствуя влечение к уединенной жизни, он еще отроком удалился в монастырь к уважаемому в свое время старцу Акакию.

Когда Акакий был избран в митрополиты Монемвазийской митрополии и должен был оставить пустыню, Ф. последовал за любимым наставником и остался по-прежнему в числе близких к нему людей. Одним из последствий таких отношений между учеником и учителем было возведение Фотия на русский митрополичий престол, оставшийся праздным в 1406 г. после смерти митрополита Киприана.

Обстоятельства назначения Фотия русским митрополитом были следующие: в 1408 г., когда Константинопольский патриарх получил известие о смерти Киприана и просьбу московского великого князя Василия Димитриевича о назначении нового митрополита, Ф. случайно находился в Константинополе по поручению Акакия; питомец всеми ценимого митрополита Монемвазийского, к тому же уроженец Мореи, где было много славян, может быть, даже несколько знакомый с их языком, естественно обратил на себя внимание патриарха Матфея.

Не слушая его просьб позволить ему предаться монашеской жизни, не обращая внимания на его боязнь ехать в Россию, Фотия избрали в митрополиты, убедили исполнить волю патриарха и 2 сентября 1408 г. рукоположили. 1-го сент. 1409 г. Ф. прибыл в Киев; проведя там около полугода, он 22 апр. 1410 г. торжественно въехал в Москву.

Первые заботы Фотия по приезде в митрополию были обращены на паству, почти четыре года остававшуюся без митрополита; видя распространение разных пороков и среди мирян и среди духовенства, он рассылал по городам послания, писал поучения для проповедования, так как, плохо зная русский язык, первое время сам не мог говорить в церквах.

В то же время, найдя свою митрополию разоренной, церковное имущество после смерти митр. Киприана расхищенным, он начал добиваться возвращения похищенного.

Энергические действия Фотия в этом деле скоро вооружили против него многих знатных людей, в руках которых оказались бывшие церковные собственности; мало того, те же старания Фотия возбудили неудовольствие и в самом великом князе, в казну которого поступали некоторые доходы с бывших церковных и митрополичьих имений; несогласия с князем, впрочем, можно думать, не были продолжительны, и поучения Фотия к князю о неприкосновенности церковных имений имели результат благоприятный для Фотия; мало того, между митрополитом и великим князем скоро началось даже некоторое сближение; можно думать, что повод к нему заключался в начавшихся переговорах Василия Димитриевича с Византийским императором Мануилом о браке Анны, дочери Василия, с наследником Византийского престола.

Через год после приезда в Москву, в 1411 г. значение Фотия было уже настолько сильно, что многие его недоброжелатели принуждены были бежать из московского княжества.

Но, когда начали улаживаться дела Фотия в Москве, новые невзгоды настали для него в литовской части его митрополий.

Сначала вследствие распоряжений польского короля Владислава обнаружились разные притеснения православных в русских областях, соединенных с Польшею (1412), затем договорами короля Владислава с литовским великим князем Витовтом (1413) те же притеснения православия в связи с предоставлением исключительных прав католикам начались и в Литве. Вслед за этим вновь открылось уже не новое движение к отделению от Москвы литовской части митрополии; после того как неоднократные просьбы Витовта перед Константинопольским патриархом об учреждении самостоятельной митрополичьей кафедры для Литовского княжества не были уважены в Константинополе, собор литовско-русских епископов по приказанию Витовта избрал своего самостоятельного митрополита (1415); попытка Фотия предупредить это избрание окончилась для него плачевно: он был ограблен во время путешествия в Литву, наместники его выгнаны, их места заняты княжескими управителями, наконец составлена была опись городов и селений, долженствующих войти в состав литовской митрополии.

Разделение всероссийской митрополии, в общем вполне в то время естественное вследствие политических видов Витовта, в частности нельзя не считать следствием ошибок Фотия; его пристрастие к монашескому обиходу и уединенной жизни, предпочтение Москвы Киеву, нерадение о литовских областях (где он был лишь в 1408 и 1411 гг.), заведование ими через наместника, в известной мере оправдывают Витовта.

Отдельное существование литовской митрополии продолжалось не долго; поставленный с 1415 г. литовский митрополит Григорий Цамблак в 1419 г. скончался; нового митрополита Витовт не назначил и Ф. с его согласия вступил в управление литовскими областями. - Близкий человек к московскому князю, Ф. обыкновенно принимал горячее участие и в трудных политических обстоятельствах его княжества, к которому по-прежнему тяготел, хотя после 1419 г. и чаще посещал свои западные области.

Особенно большую услугу он оказал новому великому князю московскому, 13-летнему сыну Василия Димитриевича († 1425), впоследствии получившему прозвание Темного, когда угрожала новая усобица со стороны его дяди Юрия Димитриевича.

Умиротворить князя Юрия Фотию удалось благодаря тому, что его отъезд из Галича, куда он являлся в качестве посла к Юрию, совпал с началом мора в этом городе; испуганный Юрий бросился в догоню за Фотием, вернул его в город и обещал примириться с племянником; а между тем мор стал ослабевать; это было новым доказательством чудесной силы Фотия и правоты его дела. Ф. скончался 2 июля 1431 г. и погребен в московском Успенском соборе.

В 1472 г., по случаю перестройки собора, гроб его был извлечен из земли вместе с гробами святителей Ионы, Феогноста и Киприана и затем вновь похоронен в том же соборе; здесь он находится и доныне под спудом.

По общепринятому мнению день 27 мая 1472 г. считается днем обретения мощей четырех упомянутых святителей и 1472 г. годом их канонизации; но между тем известно, что в 1472 г. канонизирован был один митрополит Иона и что ни в XV, ни в XVI, ни в XVII веках празднования памяти митрополитов Киприана, Феогноста и Фотия не было ни вообще в России, ни в частности в московском Успенском соборе.

В настоящее время память Фотия празднуется 2 июля и 27 мая. Краткий обзор главнейших событий жизни Фотия, сохранившийся в летописях, дает сравнительно тусклый его облик; эту неполноту в значительной степени устраняют произведения самого архипастыря.

Служба Фотия в России совпала с трудным временем для его второго отечества; не прекратившаяся еще усобица князей, набеги татар, несвоевременные морозы и снега до жатвы, засухи и лесные пожары, неурожаи, идущие за такими явлениями, и далее дороговизна, голод, повальные болезни были нередким явлением в эти годы и представлялись указанием близкого конца мира; физические бедствия способствовали развитию бедствий духовных, распространению разврата и пороков среди мирян и духовенства, церковных неустройств, ересей и пр. В борьбе с этим злом прошла пастырская деятельность Фотия; человек образованный, хорошо знакомый с священным писанием, правилами церкви и творениями святых отцев и вместе с тем пастырь заботливый, обращавший внимание на нужды паствы, он писал многочисленные послания, составлял поучения.

Труды Фотия, в литературном отношении маловажные, тем не менее представляют значительный интерес, как проявление его деятельности и вместе с тем как изображение духовного состояния русского народа того времени; этим достоинством в особенности отличаются следующие его произведения: послание в Новгород (1410 г.) и близкое к нему по содержанию послание в Псков, в которых он напоминает забытые церковные постановления о крещении детей, о совершении браков, запрещает поединки, ранние браки, осуждает совместную жизнь в монастырях чернецов с черницами, занятия священников торговлею и ростовщичеством, увлечения мирян чародейством, вступление в четвертый брак и пр. Далее следует упомянуть грамоты против ереси стригольников (1416 и 1427 гг.), грамоты Псковскому духовенству (1417 и 1422 или 1425 гг.) о соблюдении церковных правил и обрядов, послание в Снетогорский монастырь о соблюдении общежительного устава (1418 г., послание к Псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуиа" (1419 г.). Труды Фотия, не имеющие отношения к тогдашней действительности, как сказано выше, малозначительны; таковы его учительные послания, поучения, долго считавшиеся оригинальными, а, как теперь доказано, представляющие иногда компиляцию (чаще плохую, чем удачную) из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр., слово о бездождии, вторая часть которого, представляющая, может быть, отдельное слово, есть дословный перевод прекрасного слова Василия Великого).

К недостаткам учительных произведений Фотия надо отнести плохую русскую речь, обилие греческих оборотов и невразумительность.

Наконец следует упомянуть еще одно сочинение Фотия, стоящее в ряду других несколько самостоятельно, именно его завещание, в котором сообщаются, между прочим, сведения о его жизни до приезда в Россию.

Относительно того, на каком языке писал Ф., нельзя дать определенного ответа: сохранившиеся подлинные его подписи на духовных грамотах Василия Димитриевича, написанные по-гречески, наводят некоторое сомнение относительно сведений его в русской грамоте; этому предположению, впрочем, следует противопоставить то обстоятельство, что греческих подлинников сочинений Фотия не сохранилось и что, напротив, по словам Строева, сохранилась русская рукопись, в которой находятся сочинения Фотия "со многими вставками и помарками, некоторые в двух экземплярах, один чище другого", как бы черновые и перебеленные.

Горский: "Ф., митроп.

Киевский и всея России" ("Прибавление к изданию творений св. отцев", ч. 11, 1752, с. 206-271). - Макарий: "История русской церкви", т. 4 и 5 (1866). - А. Вадковский (еп. Антоний): "О поучениях Ф., митр. Киевского и всея Руси" ("Правосл. собеседник", 1875, ч. 2, 284-315; ч. 3, 57-86). - Строев: "Библиографический словарь", 1882, ст. 278-287. - Филарет: "Обзор русск. духовн. литерат." (1884). - Карамзин: "История госуд. Рос.", т. 5. - Соловьев: "История России", т. 1 (1895). - Голубинский: "История канонизации святых в русс. церкви" (1894). - Филарет: "Русские святые" (1882). - Барсуков: "Источники русской агиографии" (1882), с. 575-578. - С. Шевырев: "Ист. русс. словесности", ч. 3 (1858). - Митр. Евгений: "Словарь историч. о писат. духовного чина", т. 2 (1827). - Чистович: "Очерк истории западно-русс. церкви" (1882), ч. 1. - Николаевский: "Русс. проповедь в XV и XVI вв." ("Журнал Министерства народного просвещения", 1868, №№ 2 и 4). - Экземплярский: "Великие и удельные князья сев. Руси". - "Словарь историч. о святых, прославленных в Российской церкви" (1836). - Арх. Леонид: "Святая Русь" (1891). - "Русский сводный иконописный подлинник XVIII в." ("Вестник общества древнерусского искусства", 1876, ч. 11-12, с. 106). - Павлов: "Первоначальный Славяно-русск. номоканон" (1869), с. 11-12. - Филимонов: "Иконные портреты на большом саккосе Фотия митр." ("Вестник общества древнерусского искусства", 1875, в. 6-10). - Кротков: "Плащаница всеросс. митроп.

Фотия" (1864). - Невоструев: "Монограмма всеросс. митроп.

Фотия " (Сборник 1866 г., издание Общества древнерусского искусства, 175 и 181). - Описаний библиотек, в коих сохранились рукописи с сочинениями Фотия, не указываем; не указываем также первоисточников для его биографии (летописей), по большей части отмеченных в перечисленных выше трудах, и источников второстепенного значения. - Сочинения Фотия были напечатаны в "Актах Археограф. экспед.", т. I, № 369; в "Актах историч.", т. I; в "Дополн. к Актам историч.", т. I; у митр. Макария в "Истории Русс. церкви ", IV, 377-382; в "Правосл.

Собеседнике", 1860, т. 2 и 3; 1861, т. 2; 1875, ч. 3; в "Русск. историч. библиотеке", т. VI. - Послания и грамоты Фотию см. в "Актах Археограф. экспедиции", т. I, №№ 20 и 23; в "Актах, отн. к истории запад. России", т. I, № 23; в "Летописях занятий Археограф. комиссии", т. 3, с. 26-28; в "Русской исторической библиотеке", т. VI, №№ 37 и 40. т. VIII, № 2. Вс. С - ий. {Половцов} Фотий, Митрополит Киевский - Митрополит Киевский и всея России, родом Грек, воспитывался в Аморрейской Стране около Мертвого моря, что в Палестине, у Епископа Акакия.

В 1407 году послан он был от него по некоторым нуждам к Императору Мануилу в Константинополь и там избран в звание Митрополита всея России, а посвящен (как сам он пишет в своем Духовном Завещании) 6917, т.е. 1410 года Сентября 1, Константинопольским Патриархом Матфеем, и того ж года в самый день Пасхи прибыл в Москву.

Российскою Церковью он управлял 21 год и скончался в Москве 6939 года, т.е. 1731 года Июля 2. При нем в 1415 году разделилась Всероссийская Митрополия на две, на Киевскую и Московскую, однако ж вскоре паки соединились.

Из сочинений сего Митрополита в Новогородской Софийской библиотеке между рукописями сохраняется очень чистый полустанный список 16 Поучений Князьям и Боярам и всему Священному, Монашескому и мирскому Чину, а при них находится и его Духовное Завещание, в коем он описал и Жизнь свою. В Московской Патриаршей библиотеке между Посланиями Российских Митрополитов есть сверх упомянутых и его многие другие.

В Степенной Книге помещено краткое его Жизнеописание, а в V части Никоновой Летописи - и Завещание его, в коем означен Индикт 2, а по нашей Пасхалии был тогда Индикт 10. {Болховитинов}

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси

27 мая/9 июня, 2/15 июля, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

Родился в городе Монемвасии в Морее (Пелопоннес). Чувствуя влечение к уединенной жизни, еще отроком удалился в монастырь к старцу Акакию. В 1397 году старец Акакий был избран в митрополита Монемвасийского, и Фотий последовал за любимым наставником. В 1408 году Константинопольский патриарх получил известие о смерти в России митрополита Киприана и одновременно просьбу великого князя Василия II Дмитриевича о назначении в Россию нового митрополита. В это время Фотий по поручению митрополита Акакия находился в Константинополе и, как питомец всеми уважаемого митрополита Монемвасийского, обратил на себя внимание патриарха Матфея (1397—1410). Вопреки своему горячему желанию остаться в монастыре, Фотий был избран патриархом в митрополита Киевского. 2 сентября 1408 года была совершена архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита. В 1409 г. Фотий прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Фотию удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Фотий прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Фотий прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия Фотий нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну вел. князя. Фотий начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Фотия к Василию Дмитриевичу, в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к вел. князю видно, что и к самому государю Фотий предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Митрополит Фотий сразу озаботился вопросами церковной дисциплины паствы и пастырей. Посланием от 29 августа 1410 года в Новгород он убеждает избегать пьянства и пиров, совершать молебны за православных царей и князей, не позволять сожительствовать мужу и жене невенчанными, четвертые браки расторгать, отучать людей от сквернословия, суеверий, ворожбы, запрещает лицам духовного звания заниматься ростовщичеством, венчать "девок менша двунацати лет", участников поединков ("поля") велит рассматривать как самоубийц и душегубов. То же самое он писал в Псков, добавляя только, что тех, кого крестило светское лицо, должен снова крестить священник. Летом 1411 года митрополит Фотий предпринял поездку во Владимир и едва не был захвачен там напавшими 3 июля на город татарскими отрядами царевича Талыча, действовавшими совместно с отрядом нижегородского князя Даниила Борисовича под руководством воеводы Семена Карамышева. Митрополит Фотий случайно спасся, удалившись накануне набега в митрополичью волость Сенеж на Святом озере и скрывшись затем от погони в лесах. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары подвергли разграблению Владимир, и особенно Успенский кафедральный собор. Спутник владыки Фотия монах Патрикий был замучен во Владимирском Успенском соборе. В ознаменование спасения митрополит Фотий основал на лесном берегу церковь Рождества Богородицы. В 1411 (или 1414) году при посредничестве митрополита Фотия был заключен брак между десятилетней дочерью Московского великого князя Анной и наследником Византийского престола, старшим сыном императора Мануила Иоанном, благодаря чему между Константинополем и Москвой устанавливалась династическая связь. О том, что Церковь придавала этой связи большое значение, свидетельствует шитье на одном из двух сохранившихся саккосов митрополита Фотия (хранится в кремлевской Оружейной палате). На каждом из них вышит по-гречески текст Символа веры; но на одном, кроме того, изображены по одну сторону великие князья и княгиня — Василий Дмитриевич и Софья Витовтовна, по другую — ИоаннУШ Палеолог со своей первой женой, русской княжной Анной (саккос датируется временем до 1417 года, когда Анна в эпидемию умерла), а между ними — трое виленских мучеников: Антоний, Евстафий и Иоанн, убитые в 1347 году князем Ольгердом и канонизированные в 1374 году патриархом Филофеем. Есть на саккосе и шитое изображение самого митрополита Фотия. Очевидно, при посредничестве митрополита Фотия был заключен в 1412 году союз Московского, Тверского и Литовского великих князей. Боярам удалось поссорить Фотия с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Фотию и решил отнять у него литовскую митрополию. Фотий решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Фотий явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак. Фотий разослал окружные послания, в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Фотия. В правление Фотия и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников. После смерти вел. кн. Василия Дмитриевича Фотий крепко стоял за малолетнего сына его, Василия, утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Фотий скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до доставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий. Фотий погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом.