Бронепоезда россии. Последние бронепоезда - Город. Люди. Время

В последние годы в различных изданиях неоднократно публиковались материалы об опыте применения в вооружённом конфликте в Чеченской Республике бронетанковой техники, вертолётов и стрелкового оружия. Но всё это является основным вооружением и военной техникой воинских частей и подразделений Вооружённых сил и Внутренних войск МВД РФ.

В то же время одной из главных особенностей контртеррористической операции, проводимой с осени 1999 г. по настоящее время в Чеченской Республике, является выполнение служебно-боевых задач Объединённой группировкой войск (сил), коротко – ОГВ (с). В её составе, наряду с войсками Министерства обороны и МВД РФ, имеются воинские части и подразделения Федеральной пограничной службы, Министерства юстиции и ряда других министерств Российской Федерации,

Необходимо отметить, что в составе ОГВ (с) есть такие воинские части и подразделения специальных войск, от успеха действий которых, несмотря на их относительную малочисленность и кажущуюся неприметность, в значительной мере зависит способность всей группировки федеральных сил не только выполнять поставленные служебно-боевые задачи, но и просто существовать.

Так, для обеспечения выполнения боевых и специальных задач, а также задач повседневной жизнедеятельности, войскам Объединённой группировки требуется своевременная подача в необходимом количестве боеприпасов, ГСМ. продовольствия и других материальных средств. Без этого просто не выжить. А ведь это многие и многие тысячи тонн грузов. В основном эта сложнейшая и ответственная задача выполняется железнодорожным транспортом. А после того как со второй половины 2002 г. противник начал активно применять ПЗРК (переносные зенитные ракетные комплексы), вследствие чего 19 августа 2002 г. боевиками был сбит военно-транспортный вертолёт Ми-26 (погибло более сотни пассажиров), по железной дороге стала осуществляться и перевозка личного состава.

Выполнение важнейшей и сложной задачи по обеспечению бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта в районе вооружённого конфликта возложено на воинские части и подразделения Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации (ФС ЖВ РФ).

Если говорить более конкретно, то основными задачами воинских частей и подразделений железнодорожных войск в районе проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации являются:

Техническое прикрытие объектов железнодорожного транспорта Чеченской Республики, разминирование, восстановление и постоянное поддержание

Боевое охранение и сопровождение воинских эшелонов и транспортов по маршруту Моздок–Гудермес–Ханкала, Ханкала–Гудермес–Моздок;

Осуществление надежной охраны и обороны мест дислокации частей железнодорожных войск РФ, задействованных в контртеррористической операции.

Все эти задачи воинам-железнодорожникам приходится выполнять в условиях постоянного противодействия противника, который прекрасно понимает всю значимость для федеральных войск нормального функционирования железной дороги. Бандгруппы постоянно предпринимают попытки проведения диверсий и обстрелов воинских поездов как на перегонах, так и на железнодорожных мостах и станциях.

Поэтому наиболее сложные задачи – инженерную разведку железнодорожных маршрутов, сплошное разминирование отдельных участков путей, боевое охранение и сопровождение воинских поездов с личным составом и материальными средствами для войск– выполняют специальные поезда (СПИ, СП-2, СП-3 и т.д.). Личный состав ОГВ (с) называет их просто – бронепоезда, хотя в полной мере они таковыми не являются.

В Советских и Российских Вооружённых силах бронепоезда широко и активно использовались почти во всех «больших» и «малых» войнах. Практически везде, где имелись для этого соответствующие условия. Но это тема отдельного очень большого труда.

В составе Объединённой группировки войск (сил) в Чеченской Республике постоянно выполняют боевые задачи, обычно, два-три специальных поезда. Через определённое время их сменяют спецпоезда, находящиеся в резерве на одной из станций Северо-Кавказской железной дороги, где они осуществляют подготовку к выполнению боевых и специальных задач.

В конце 2002 г. в составе ОГВ (с) выполняли задачи три специальных поезда. По давней российской традиции каждый из них имеет своё название: «Амур» , «Байкал» и «Терек» .

Эти спецпоезда не являются какими-то типовыми и совершенно не похожи друг на друга. Они различаются по составу, вооружению и даже по окраске. Каждый из них является оригинальным «творением» железнодорожных войск.

В составе спецпоездов ФС ЖВ РФ обычно имеется:

1-2 грузовые платформы с установленными наних ЗУ-23-2 ;

БМП-2 ;

1-2 платформы с установленными на них Т-62 ;

Крытый вагон с оборудованными амбразурами для ведения огня из стрелкового оружия и пулемётов и даже разного рода башенками на крыше для ведения огня из автоматических гранатомётов (АГС-17 ) и пулемётов (в том числе и крупнокалиберных);

Крытый вагон с запасами необходимых материальных средств;

1-2 пассажирских вагона для отдыха личного состава-экипажа поезда (в местах базирования и на охраняемых станциях);

2-3 платформы с балластом (мешками с песком) – прикрытие от фугасов с взрывателями контактного действия;

1-2 платформы с установленными на них радиостанциями (на автомобильном шасси);

Тепловоз.

Каждый спецпоезд имеет разный состав, т.е. различное количество указанных выше средств, причём некоторые из них могут отсутствовать вообще. Например, спецпоезд «Терек» не имеет крытого вагона, оборудованного для стрельбы из стрелкового оружия и автоматических гранатомётов. Но он единственный, кто имеет в своём составе бронеплатформу и броневагон настоящего, заводского изготовления. Более того, в зависимости от боевой обстановки и характера поставленной задачи, уже имеющийся состав сил и средств спецпоезда может меняться. Но практически все спецпоезда железнодорожных войск в своём составе всегда имеют платформы с установленными на них ЗУ-23-2 , БМП-2 и Т-62 .

Оборудование платформ с ЗУ-23-2 и БМП-2 на всех «бронепоездах» примерно одинаковое. ЗУ-23-2 , установленные на платформах, как правило, имеют с фронтальной стороны относительно большие стальные щиты, не пробиваемые огнем стрелкового оружия. На одной или обеих оконечностях этих платформ обычно сооружены укрытия, собранные из железнодорожных шпал и, как правило, обшитых снаружи плитами из толстой стали. Эти укрытия имеют амбразуры для наблюдения и ведения огня из стрелкового оружия. Такие же укрытия имеются на платформах с БМП-2 и радиостанциями на базе автомобилей. Там они располагаются сзади кормовой части машин. Сами БМП-2 с бортов прикрываются экранами из брёвен, а радиостанции на автомобилях – экранами из шпал, обшитых снаружи металлическими плитами и мешками с песком.

Наиболее красивым и интересным, с технической точки зрения, является спецпоезд «Терек». Так, он имеет в своём составе платформу, у которой на одной оконечности – «деревянное» типовое укрытие, а на другой – бронерубка заводского изготовления (см.фото). Радиостанция этого спецпоезда имеет на своей платформе такую же бронерубку в качестве укрытия личного состава. Следует отметить, что эти укрытия имеют закрывающиеся бойницы для ведения огня из стрелкового оружия.

Но главной особенностью этого спецпоезда является наличие в его составе настоящих, «бронепоездных», бронеплощадки и броневагона.

Бронеплощадка сварена из довольно толстых плоских броневых листов. При этом наклон имеют только листы на крыше рубки. Сама рубка, расположенная по центру, занимает примерно одну треть длины платформы. Остальные две трети, на оконечностях, занимают открытые площадки с установленными на них огневыми средствами. В сентябре 2002 г., когда автор сделал эти снимки, это были ЗУ-23-2 и 12,7-мм пулемёт НСВ «Утёс» . Позже, в ноябре того же года, вместо крупнокалиберного пулемёта была установлена вторая ЗУ-23-2 . Для создания возможности ведения огня из артиллерийских установок с необходимыми углами склонения часть бортов (примерно 1/2 высоты ограждения площадки) сделана откидывающейся. В случае, если борта не откидываются, то имеется возможность ведения огня из стрелкового оружия через закрывающиеся бойницы в них.

Броневагон спецпоезда «Терек» также сварен из плоских бронеплит большого размера, расположенных вертикально. Над верхними люками воинами-железнодорожниками смонтированы две башни из шпал, в которых установлены автоматический гранатомёт и пулемёты. Личный состав также имеет возможность ведения огня через закрывающиеся амбразуры.

Камуфляж бронеплощадки, броневагона, бронерубок на платформах и тепловоза спецпоезда «Терек» двухцветный: светло-серый (выцветший) с большими тёмно-зелёными пятнами. В целом, все броневые единицы подвижного состава «Терек» выполнены продуманно с точки зрения боевого применения и технически аккуратно, с высоким качеством.

В периоды между выездами на выполнение боевых задач, бронепоезда располагаются на специально оборудованной, охраняемой базе в Ханкале, где имеется всё необходимое для отдыха личного состава и обслуживания техники и вооружения. Автору этих строк приходилось лично бывать на этой базе и он с полной ответственностью может отметить высокое качество её оборудования, продуманность расположения всех её элементов, чистоту и порядок, царящие там.

Но рассказ о «бронепоездах», применяющихся в Чеченской Республике, был бы неполным, если не рассказать ещё об одном, весьма своеобразном спецпоезде.

В октябре 2002 г. командование группировки железнодорожных войск, равно как и командование всей Объединённой группировки, с удивлением обнаружило появление в Ханкале невесть откуда взявшегося нового спецпоезда. Это поистине «чудовище» на колёсах оказалось творением МВД и имело грозное название «Козьма Минин».

Экипаж спецпоезда состоял из бойцов ОМОНа ГУВДт (Главного управления внутренних дел на транспорте).

Целесообразность появления этого «бронепоезда» логическому объяснению не поддаётся – трёх ранее указанных спецпоездов железнодорожных войск вполне хватало (даже без учёта имеющихся в Северо-Кавказском регионе у ФС ЖВ РФ резерва бронепоездов).

Основной задачей этого поезда была перевозка личного состава МВД РФ и небольших объёмов материальных средств (для МВД).

В спецпоезде «Козьма Минин», которого воины Объединённой группировки ласково прозвали «Кузьмой», всё было сделано очень оригинально и красочно. Это хорошо видно на фотографиях, которые автору удалось сделать уже в сумерках, после многих неудачных попыток «поймать» этот «неуловимый» спецпоезд. А «неуловимым» он был оттого, что появлялся и исчезал в любое время и, не имея как спецпоезда железнодорожных войск своей базы, мог находиться в любом месте весьма разветвлённой сети железнодорожных путей в Ханкале.

Основным вооружением этого «бронепоезда» являлись установленные на платформах ЗПУ-4 (4 х 14,5-мм зенитные пулемётные установки КПВТ), БМП-2 и некое сооружение построенное на платформе с амбразурами для ведения огня из автоматических гранатомётов, пулемётов и другого стрелкового оружия.

ЗПУ-4 были установлены в центральной части платформы, на оконечностях находились довольно громоздкие конструкции, сооружённые из шпал, брёвен и досок, местами прикрытые большими стальными листами. Все эти сооружения были прикрыты с бортов большими кусками изрядно потрёпанных и выцветших маскировочных сетей. Они использовались как жильё для расчётов пулемётных установок, а также для размещения необходимых запасов материально-технического имущества.

БМП-2 , установленная на платформе этого спецпоезда, не имело бревенчатых или каких-либо других экранов, прикрывающих борта машины. Мешки с песком прикрывали лишь опорные катки БМП и их экранами считать невозможно. Укрытие для экипажа машины представляло собой большое сооружение, сделанное из шпал, закрытых металлическими листами и плотно завешенное маскировочными сетями. Оно также использовалось как для постоянного проживания личного состава, так и для хранения запасов необходимого материально-технического имущества. Спереди БМП на платформе была навалена куча неочищенных берёзовых брёвен, видимо, и как укрытие машины спереди, и как запас дров для печки в укрытии.

Но наиболее экзотичным и интересным было некое подобие долговременного огневого сооружения (ДОС), построенное умельцами МВД из шпал, брёвен и обшитое местами досками и массивными металлическими плитками. В стенах этого ДОСа имелось несколько амбразур с установленными возле них АГС-17 и пулемётами. Всё это сооружение было довольно-таки плотно завешено большими кусками старых маскировочных сетей. Это было сделано с целью прикрыть «своеобразие» конструкции и, наверное, окончательно сбить с толку бандитов.

Однако именно над этой платформой на флагштоке развевалось большое полотнище государственного флага России * . Камуфлированную окраску имели только крытый вагон (трёхцветная: тёмно-коричневые пятна на светло-зелёном фоне) и платформы с зенитно-пулемётными установками (двухцветный: ярко-жёлтые большие пятна на светло-зелёном фоне, перемежающиеся с отдельными чёрными полосами и окантовкой). Надписи «Козьма Минин», написанные крупными белыми буквами, имелись только на пассажирском и крытом вагонах.

* – Здесь следует иметь в виду то, что большого размера государственные флаги были на всех спецпоездах и устанавливались на самых мощных в огневом отношении и самых защищённых единицах подвижного состава

Тем нет менее, несмотря на всё своеобразие и недостатки в оборудовании, командование Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД РФ было очень довольно тем, что у них есть СВОЙ (!) «бронепоезд», и искренне считало его не хуже других. Действительно, данный спецпоезд успешно выполнял все задачи, которые были на него возложены командованием группировки МВД РФ.

В течение всего периода эксплуатации в районе вооружённого конфликта в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации спецпоезда успешно справились с возложенными на них сложными и ответственными задачами. Они доказали свою необходимость и заняли своё достойное место в комплексе вооружения и военной техники, применяющихся в условиях вооружённого конфликта.

Так, например, только в течение 2002 г. ими были выполнены следующие основные задачи:

Проведение инженерной разведки участка Ханкала–Гудермес–Червленая–Узловая–Моздок – свыше 32 тыс. км;

Осуществление сплошного разминирования участка Ханкала–Гудермес–Червленая–Узловая–Моздок – около 1000 км;

Осуществление боевого охранения и сопровождения воинских эшелонов на участке Ханкала–Гудермес–Червленая–Узловая–Моздок – более сотни воинских поездов.

Была обеспечена бесперебойная подача по железной дороге всего необходимого объёма материально-технических средств для войск Объединённой группировки. С 28 августа до конца 2002 г. было осуществлено сопровождение воинских эшелонов, в которых перевезено около 20 тысяч человек.

Все эти задачи выполнялись воинами-железнодорожниками в любых условиях: в жару и в холод, под дождём и под снегом. Но главное – в условиях боевого противодействия бандформирований противника. Вот несколько примеров:

25.01.2002 г. в ходе проведения инженерной разведки личным составом СП «Терек» места производства работ на мосту через реку Сунжа были обнаружены фугасы. Угроза взрыва ликвидирована;

9.02.2002 г. при проведении инженерной разведки личным составом СП «Терек» на 168 км был обнаружен и обезврежен фугас;

2.03.2002. при следовании СП «Байкал» на перегоне Солкушино–Червленая произошел подрыв двух вагонов на самодельном фугасе. В ходе разведки места подрыва сапёрами спецпоезда было обнаружено и обезврежено ещё три неразорвавшихся фугаса;

14.08.2002 г. в ходе проведения инженерной разведки личным составом СП «Байкал» на 96 км маршрута следования было обнаружено и обезврежено три фугаса;

29.08.2002 г. на перегоне Солкушино–Червленная 149 км по СП «Байкал» произведен выстрел из подствольного гранатомета, потерь среди личного состава не было;

3.09.2002 г. при сопровождении воинского поезда с личным составом, на 2149 км, был обстрелян СП «Байкал». В результате получили лёгкие ранения двое военнослужащих из экипажа, находившихся на платформе с ЗУ-23-2 , получили повреждения ряд обеспечивающих агрегатов спецпоезда;

11.09.2002 г. при выполнении задачи по сопровождению воинского поезда, на 2150 км, был обстрелян из крупнокалиберного пулемета и подствольных гранатомётов СП «Байкал». Обстрелу подверглись платформы с БМП-2 , ЗУ-23-2 и радиостанций. Повреждена электростанция, потерь среди личного состава не было;

14.09.2002 г. на перегоне ст. Терек–ст. Наурская, 112 км, был подорван на радиоуправляемом фугасе поезд № 2501. Личный состав СП «Терек» принял меры по охране места происшествия и восстановлению движения в кратчайшие сроки, потерь среди личного состава не было;

28.10.2002 на перегоне Терек–Наурская 124 км произошёл подрыв железнодорожного пути и крушение нефтеналивного состава * . Личный состав СП «Терек» осуществлял охранение места происшествия и восстановительных работ, а также принял участие по восстановлению движения.

* – Поезд не был воинским, а был одним из тех многих, которые перевозят добытую нефть за пределы Чечни, для дальнейшей переработки и реализации

Автор отмечает, что это далеко не полный перечень случаев действий боевиков. При этом экипажи бронепоездов, как правило, с риском для жизни, быстро и умело выполняли весь необходимый объём инженерных задач и технических работ, одновременно нанося огневое поражение бандгруппам противника.

В целом, в ходе выполнения боевых задач личным составом спецпоездов на участке Ханкала–Гудермес–Червленая–Узловая–Моздок было обнаружено и уничтожено большое количество фугасов и других взрывоопасных предметов.

В ходе выполнения служебно-боевых задач, в течение всего периода проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации воины-железнодорожники показали высокий профессионализм, неимоверную выносливость, трудолюбие и добросовестность, храбрость и мужество. Всё это, в значительной степени, явилось следствием большого труда и высокой ответственности командного состава железнодорожных войск Российской Федерации.

Автор этой публикации никогда не служил в железнодорожных войсках России, а является старшим офицером Вооружённых сил. В своих длительных командировках в 2000 и 2002 г. он выполнял служебные обязанности в составе оперативного управления штаба ОГВ (с) и часто, по служебной необходимости, соприкасался с вопросами применения железнодорожных и других войск, и поэтому в достаточной мере знает цену и значение их труда.

В связи с этим, целью данной статьи ставилось не только хотя бы кратко осветить малоизвестные вопросы применения вооружения и военной техники войск других министерств и ведомств, но и отдать дань уважения и благодарности братьям по оружию, которые достойно и мужественно выполняют свой воинский долг.

Автор приносит извинения читателям за неполноту и определённую неконкретность представленной информации. Это связано с необходимостью выполнения положений законов Российской Федерации о государственной тайне и невозможностью, вследствие сильной занятости автора по службе, изыскать в командировках достаточного количества времени для более тщательного изучения и фотографирования бронепоездов.

Бронепоезда стали ответом Российской Империи на развитие танкостроения в период ПМВ, впрочем Строили их не только в РИ. А положила начало Бронепонездостроению конечно-же США, времен гражданской войны. В СССР бронепоезда стояли на вооружении до середины 70-х годов, и вновь возродились в Чеченскую кампанию.

Артиллерийская блиндированная платформа 1880..

Броневагон для Южной Африки 1919 год.

Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время Гражданской в США (1861−1865), в 1861 году в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин).

Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался.

В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км.

В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны 1870−1871 гг.: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.

Британские войска в Египте 1880-е

1899. Южная африка.

К началу Первой Мировой войны несколько бронепоездов простейшей конструкции имелось на вооружении армий большинства европейских государств. После начала Первой мировой войны, создание новых бронепоездов было начато в Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы — броневые дрезины.

Бронепоезд "Хунхуз". 1915 г.

На фото внизу — типовой бронепоезд Кавказской Армии, 1915 год. Согласно проекта состоял из двух бронеплощадок и полу-бронированного паровоза. Вооружение — две горных пушки 76,2 мм образца 1904 года и 8 пулеметов, команда — 4 офицера и 70 стрелков, толщина брони 12−16 мм. Всего было построено четыре поезда этого типа.

В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.

Бронепоездные части находились в составе практически всех воюющих сторон. Помимо Красной Армии, были они и в составе белогвардейской Добровольческой Армии (позднее в Вооружённых силах Юга России (ВСЮР)) генерала Деникина, чехословацкого корпуса (б/п «Orlik»), армии УНР (б/п «Слава Украины», «Сечевик») и др.

Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее — и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.

Поэтому для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.

Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.

К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 полноценных бронепоезда.
К 1928 году количество бронепоездов было сокращено до 34.

Тем не менее, РККА в межвоенный период не отказалась от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставалась на вооружении. Был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи ПВО.

Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла

Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными.

Катастрофическое начало войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии и руководство промышленности искать выход из столь легкой ситуации.

Разбитый Бронепоезд "За Родину"

Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза, на паровозостроительных и ремонтных заводах, мастерских, закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идет все, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства.

Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го - их было сделано более сотни.

Блиндированный поезд:

Трофейный советский броневагон на службе вермахта.

Бронепоезд "Железняков"

Изготовление "Бронепоезда":

Каждый бронепоезд состоял из боевой части и базы. Боевая часть предназначалась для ведения непосредственных боевых действий и включала в себя бронепаровоз, две бронеплощадки и 2-4 контрольные платформы, которые присоединялись к бронепоезду спереди и сзади, служили для перевозки материалов для ремонта железнодорожного полотна (рельсы, шпалы и т.д.) и для защиты от минно-взрывных заграждений.

База бронепоезда обеспечивала ему достаточно высокую автономность действий и состояла из вагона для начальствующего состава, вагона-канцелярии, вагона-клуба, вагона-кухни и нескольких вагонов для размещения личного состава бронепоезда.

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов.

При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо.

Начиная с конца 41 года начался серийный выпуск типового бронепоезда:

ОБ-3 Выпускали во время войны по упрощенной схеме Типа ВР-35, Однако бронирование было улучшено.Сделано их было около сотни,Свою роль в ВМВ они сыграли и к концу 1946 года были разобраны

А настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка.

Бронепоезд "Салават Юлаев" типа БП-43

Начиная с 1943 года производство Мотобронеплатформ поставили на поток:

Самый везучий Бронепоезд:

Бронепоезд был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-ый отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз "Илья Муромца".

Польские бронепоезда:

И бронедрезины:

Немецкие:

В 30-х годах германское военное командование считало приоритетным разработку авиации и танков, а проектирование новых бронепоездов оказалось ненужным. Лишь накануне начала Второй мировой войны в июле-августе 1939 года произошёл сдвиг, и было принято решение о создании семи новых бронепоездов. Однако, времени на создание настоящих бронепоездов не хватило. Тогда был найден компромисс: использовать «поезда защиты линий» и чехословацкие трофейные бронепоезда.

Однако, эффективность этих бронепоездов была весьма невысокой - неудачное расположение 75-мм орудий (которые были установлены не в башнях, а в казематах) существенно ограничивало их сектора обстрела. Но, несмотря на недостатки, эти бронепоезда эксплуатировали вплоть до 1944 года, кроме разобранного в 1940 году бронепоезда № 5 (который неоднократно модернизировался и ремонтировался).

С 1943 по 1944 год в распоряжении вермахта имелось около 70 бронепоездов разнообразной комплектации, основная часть находилась на восточном фронте (около 30 тяжёлых и 10 разведывательных бронепоездов), оставшиеся несли боевое дежурство на территории Балкан, Франции, Италии и Норвегии. С последующим отступлением германской армии с территории СССР бронепоезда стали активно использоваться в качестве средств мобильной обороны.

Зачастую несколько бронепоездов держали отдельные участки фронта, притом в самый критический момент.

Неоднократно им успешно удавалось удерживать оборону, противостоя не только пехотным, но и танковым частям (февраль 1943 года, оборона линии Дебальцево — Штеровка).

На севере против войск СССР действовали тяжёлые бронепоезда, а на юге против партизан действовали разведывательные и дрезинные составы. Но дальнейшее удержание фронта путём использования бронепоездов как «пожарных команд» не представлялось более возможным.

Так же, как и Вермахт, вышеупомянутый департамент не мог более возмещать потери и осуществлять ремонт.
В начале февраля 1945 года из оставшихся действующих тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа (под командованием полковника фон Тюркхейма), основной задачей которой было удержание Берлинского направления.

В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав «Берлин», который был вооружён башнями от танков «Пантера».

После ВМВ:

До 1953 года бронепоезда несли службу на Западной Украине по патрулированию железнодорожных магистралей в связи с частым нападением отрядов УПА на объекты железных дорог. Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1958 года дальнейшая разработка железнодорожных артиллерийских систем была прекращена. К концу пятидесятых годов на вооружении СССР не осталось ни одного бронепоезда.
В конце 1970-х годов в связи с напряженными отношениями СССР и КНР на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения были созданы 4 (по другим сведениям, 5) бронепоезда БП-1, после улучшения советско-китайских отношений эти бронепоезда были переведены в резерв. Там они находились до начала 1990 года.

Бронепоезда в Чечне:

Бронепоезда достаточно старый вид вооружения, который использовался в различных армиях мира, начиная с Гражданской войны в США (1861-1865 годов). Бронепоезд – это бронированный подвижной железнодорожный состав (поезд), который предназначается для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Чаще всего такие поезда состояли из бронированного локомотива (тепловоза или паровоза), а также нескольких броневагонов (с различным вооружением – пулеметным или пушечным). Особенно широко бронепоезда использовались во время вооруженных конфликтов начала XX века, особенно в государствах, которые обладали развитой железнодорожной сетью. Применялись они и во время Второй мировой войны, а в России и в последние десятилетия при ведении боевых действий в Чеченской Республике.

Сегодня уже известно о том, что бронепоезда, которые находятся на вооружении российской армии, больше не будут находиться на «запасном пути», готовые принять участие в военных операциях, как пелось в достаточно известной песне. Согласно планам Минобороны России их эпоха должна будет завершиться до 2015 года. По словам российских военных, сделано это будет в связи с «нецелесообразностью развития» железнодорожных видов вооружений.


По информации газеты «Известия», числящиеся в настоящее время на балансе специальные поезда «Амур» и «Байкал» после своего списания будут участвовать в разминировании и охране путей. Из 5 бронепоездов, которые были приписаны к армии еще в эпоху СССР, до нашего времени дошли только эти 2. В настоящее время вагоны данных бронепоездов находятся в бездействии на территории Ставропольского края, а плацкартные вагоны и тепловозы ремонтируются в Саратове и Минеральных Водах.

Представители военного ведомства отмечают, что железнодорожное вооружение в настоящее время является одним из наиболее уязвимых по вполне понятной причине – траектория движения подвижного состава неизменна и предсказуема. При этом боевые задачи при угрозе обстрела или во время сопровождении эшелонов на заминированных дорогах можно выполнять при помощи бронетехники или ЗРК, установленных на железнодорожные платформы.

Во время проведения контртеррористических операций в Чечне бронепоезда применялись для проведения технической разведки железнодорожных путей на Северном Кавказе. В том случае, если подрывники находили под рельсами фугас, они обычно взрывали его на безопасном от состава расстоянии, а поврежденный участок путей заменяли на новый. На особо опасных участках железной дороги бронепоезда шли впереди воинских эшелонов с техникой и людьми. За сутки восстановительный батальон железнодорожных войск в состоянии восстановить до 1,8 км. полностью уничтоженного железнодорожного полотна или до 3 км. частично поврежденных путей. Но в дальнейшем данную работу планируется доверить отдельным саперным подразделениям, не привязанным к конкретным составам.

Бронепоезда в Чечне

В российской армии к вопросу использования специализированных бронированных железнодорожных составов вернулись во время двух чеченских кампаний, когда сами подразделения железнодорожных войск приступили к созданию импровизированных бронепоездов, которые служили для обеспечения прикрытия восстановительных бригад, работавших на железнодорожной ветке Назрань-Грозный. Первый такой спецпоезд привел в Моздок в декабре 1994 года генерал железнодорожных войск Кошман Николай Павлович. Бронепоездом его можно было назвать лишь формально, по всем оперативным сводкам он проходил как «спецпоезд». Спецпоезд включал в свой состав ряд платформ, которые были забиты ремкомплектом для ведения восстановительных работ на путях и мостовых переправах, а также 2-х БМП, которые были установлены на отдельных платформах. Помимо этого данные железнодорожные платформы имели также укрытия из шпал и мешков с песком, в которых были оборудованы огневые точки для автоматических гранатометов и пулеметов.


Так уж сложилось исторически, что и в Российской армии и в Советской бронепоезда применялись во всех войнах и практически во всех вооруженных конфликтах, не остались в стороне и 2-е чеченских кампании. Для успешного выполнения специальных и боевых операций частям Объединенной группировки войск необходима была своевременная и постоянная доставка ГСМ, боеприпасов, продовольствия и других не менее важных материалов. В основном данная задача решалась при помощи железнодорожного транспорта, а с момента массированного применения боевиками ПЗРК, железнодорожный транспорт стал активнее использоваться и для транспортировки воинского контингента.

Обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта в районах ведения боевых действий легла на плечи подразделений и частей Федеральной Службы железнодорожных войск. Основными задачами, которые решались данными войсками, стали:

Разминирование и боевое охранение, а также сопровождение военных транспортов и эшелонов на участке железной дороги Моздок-Гудермес-Ханкала;
- восстановление, ремонт и поддержание железнодорожной инфраструктуры на территории Чечни в рабочем состоянии, техническое прикрытие объектов железнодорожного транспорта;
- осуществление обороны и охраны мест дислокации железнодорожных подразделений.

Выполнение данных задач воинам-железнодорожникам пришлось осуществлять в условиях постоянного противодействия со стороны незаконных вооруженных бандформирований, для которых железная дорога стала одним из главных объектов для осуществления диверсий, обстрелов военных эшелонов на ж/д станциях, мостах и перегонах. По этой причине наиболее сложные задачи – проведение инженерной разведки маршрутов движения, разминирование фугасов, сопровождение и боевое охранение воинских эшелонов стали прерогативой спецпоездов, которые по давней российской традиции получили не только тактические имена, такие как СП-1, СП-2 и т.д., но и имена собственные – «Амур», «Байкал», «Дон», «Казбек», «Терек».


Постоянно боевые задачи выполняли 2-3 спецпоезда, остальные находились в резерве на базе специальных поездов в районе Ханкалы на специально оборудованных для этого площадках (отстойниках). На базе в Ханкале проходило введение в экипаж личного состава, прибывшего для ротации, боевая учеба, подготовка и ремонт материальной части. Ротация спецпоездов осуществлялась согласно составленному командованием Железнодорожных войск России графику. Выполнившие боевые задачи поезда переводились в резерв, а их место занимали поезда из резерва. На базе в Ханкале имелось все необходимое для проведения мелкого ремонта и обслуживания вооружения и материальной части, а также для отдыха личного состава бронепоездов.

Все эти специальные поезда не были типовыми по своему устройству и были совершенно не похожи один на другой. Они разнились по составу и количеству железнодорожных платформ, установленному на них вооружении и даже окраске. Во многом все зависело от фантазии командира поезда, а также наличия необходимых материалов и ремонтной базы, на который создавали спецпоезд. По словам одного из офицеров штаба Объединенной группировки войск, каждый из действовавших бронепоездов был оригинальным «произведением» железнодорожных войск РФ. Не смотря на это, в составе всех спецпоездов присутствовали общие элементы:

Тепловоз
- 1 или 2 платформы с танком Т-62 или БМП-2 или и с тем, и с другим вместе;
- 1 или 2 платформы с установками ЗУ-23-2;
- крытый пульмановский четырехосный вагон с проделанными в нем бойницами для ведения огня из личного стрелкового , а также импровизированными башенками, расположенными на крыше вагона с установленными в них 12,7-мм пулеметами «Утес» или автоматическими гранатометами АГС-17;
- вагон с материалами, который солдаты называли «каптерка»;
- 1 или 2 пассажирских плацкартных вагона, предназначенных для отдыха личного состава приданных подразделений и экипажа на охраняемых войсками ж/д станциях или в местах базирования;
- 2 или 3 платформы с балластом из рельс, шпал, мешков с песком, которые устанавливаются спереди и сзади состава для защиты от мин нажимного действия и фугасов;
- платформа с автомобильной радиостанцией;


Все элементы специальных поездов по возможности старались защитить с бортов бревнами, шпалами, скрепленными железными скобами, мешками с песком, а также бронированными или железными плитами, которые соединялись с помощью сварки. Каждый из имеющихся спецпоездов мог иметь различный состав перечисленных выше элементов, их состав мог изменяться, исходя из поставленных боевых задач, некоторые элементы могли вообще отсутствовать.

Обязательными и постоянными на каждом из спецпоездов были платформы с установленными на них БМП-2, Т-62 и ЗУ-23-2. При этом оборудование таких платформ примерно одинаково. Зенитные установки располагались в передней и задней частях платформы. Вдоль бортов, по бокам были установлены ящики с необходимым имуществом и запасом боеприпасов. С фронтальной стороны спаренные зенитные установки прикрывали наклонные стальные листы, которые защищали расчеты от огня стрелкового оружия. В середине платформы располагалось укрытие из шпал, которое обшивалось снаружи стальными листами. С двух сторон в нем имелись двери для выхода расчетов к своим зенитным установкам. Помимо этого в укрытии имелись боковые амбразуры, предназначенные для наблюдения за местностью, а при необходимости и ведения через них огня из личного оружия.

Подобные укрытия имелись и на платформах с установленными на них Т-62 или БМП-2, а также платформой с автомобильной радиостанцией. Данные укрытия располагались со стороны кормовой части, установленных на платформах боевых машин, и служили местом отдыха для их экипажей.


Сами боевые машин с бортов были прикрыты экранами из стальных листов, брони или шпал. Автомобиль с радиостанцией прикрывался шпалами или мешками с песком. По своему устройству оборудованные укрытия не были однородными. Если на спецпоездах ранней постройки они были изготовленных из соединенных скобами шпал, то на более поздних – это были настоящие бронерубки заводского производства, которые имели закрывающиеся бойницы для ведения огня из личного стрелкового оружия.

Источники информации:
-http://otvaga2004.ru/boyevoe-primenenie/boyevoye-primeneniye02/spetspoezda-v-chechne/
-http://www.newsru.com/russia/08aug2011/bronepoezd.html
-http://twower.livejournal.com/610965.html
-http://ru.wikipedia.org

Бронепоезд России / Фото: nevskii-bastion.ru

Министр обороны России Сергей Шойгу решил отменить распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова о ликвидации находящихся на вооружении армии четырех специальных бронепоездов, сообщает газета "Известия" в четверг.

«Возможно, мобильные и хорошо вооруженные бронированные поезда пригодятся и в будущем для выполнения специальных задач»

Издание сообщает, что сейчас в Южном военном округе в соединениях Железнодорожных войск после ремонта и перевооружения находится четыре современных спецпоезда: "Байкал", "Терек", "Амур" и "Дон". Как сообщили газете в военном ведомстве, экипажи поездов готовы в любой момент выполнить задачи, которые перед ними поставит командование.

Издание напомнило, что в период контртеррористической операции на Северном Кавказе с 2002 по 2009 год военные создали группировку бронепоездов, которые были приписаны к Железнодорожным войскам. После завершения активной фазы боевых действий в Чечне, сообщает газета, Минобороны решило, что использование в современной армии данных составов нецелесообразно, глава военного ведомства Анатолий Сердюков принял решение демонтировать с поездов вооружение, а подвижной состав отправить на консервацию.

"Дело в том, что из-за неожиданной отставки Анатолия Сердюкова в конце 2012 года многие его приказы о реорганизации различных подразделений Минобороны оказались не исполнены", — рассказал газете источник, знакомый с ситуацией.

По словам собеседника издания, новой команде управленцев, пришедшей вместе с Шойгу в Минобороны, потребовалось время, чтобы разобраться в делах ведомства, которые перешли к ним от Анатолия Сердюкова и его помощников.

В Минобороны изданию рассказали, что Сергей Шойгу также отменил распоряжения своего предшественника о сокращении военных учебных заведений, мобильных подразделений ВДВ и расформировании группировки бронепоездов Железнодорожных войск в Южном военном округе.

"В бытность главой МЧС РФ Шойгу, находясь на территории Чечни во время проведения контртеррористической операции, видел эти специальные поезда в работе и счел целесообразным их сохранение в составе вооруженных сил", - отметил собеседник газеты.

Собеседники газеты подчеркивают, что спецпоезда отлично зарекомендовали себя в Чечне, когда требовалась охрана составов со строительными, военными грузами или личным составом, чтобы избежать их подрыва боевиками. Также бронепоезда оказались незаменимы для прикрытия саперов, которые разминировали железнодорожное полотно, сообщило РИА Новости .

"Возможно, мобильные и хорошо вооруженные бронированные поезда пригодятся и в будущем для выполнения специальных задач", - сказал собеседник газеты из Минобороны РФ.


Техническая справка

Бронепоезда «Амур»и «Байкал»

В связи с резким ухудшением отношений с Китаем возникла необходимость в обороне прилегающих к границе участков Транссибирской магистрали, проходившей через районы, где железная дорога была единственной коммуникацией. Для этого были разработаны и в кратчайшие сроки построены особые модульные поезда, состоящие из нескольких так называемых бронелетучек.

Броневагон специального поезда «Байкал» / Фото: nevskii-bastion.ru

Они представляли собой небольшой бронированный тепловозик, к которому с обеих сторон были прицеплены платформы с расположенными на них танками и бронетранспортерами. На каждой из этих платформ имелась бронированная будка для размещения мотострелкового отделения. Но прошло время, советско-китайские отношения наладились, и всю железнодорожную бронетехнику отправили на консервацию.

Еще раз бронированные монстры проявили себя на Кавказе. В 1990 году, во время беспорядков в Азербайджане. Там они охраняли важные железнодорожные узлы и сопровождали грузы и воинские эшелоны. После небольшого перерыва для выполнения аналогичных задач бронепоезда перебросили в Нагорный Карабах. Участвовали бронепоезда и в обеих Чеченских кампаниях.

Первый такой спецпоезд привел в Моздок в декабре 1994 года генерал железнодорожных войск Кошман Николай Павлович. Бронепоездом его можно было назвать лишь формально, по всем оперативным сводкам он проходил как «спецпоезд». Спецпоезд включал в свой состав ряд платформ, которые были забиты ремкомплектом для ведения восстановительных работ на путях и мостовых переправах, а также 2-х БМП, которые были установлены на отдельных платформах.


Помимо этого данные железнодорожные платформы имели также укрытия из шпал и мешков с песком, в которых были оборудованы огневые точки для автоматических гранатометов и пулеметов. Поезда, действовавшие в Чечне, были удивительно похожи на своих далеких предков - блиндированные поезда Англо-бурской войны.

Кроме основного, «заводского» броневагона и бронеплощадки с установленными на ней зенитными установками, все остальные вагоны представляли собой сплошную импровизацию. На их блиндирование шли мешки с песком, шпалы, танковые траки, толстые железные пластины, предназначенные для крепления рельсов к шпалам. Функцию артиллерии на этих поездах выполняли поставленные на платформы танки или БМП.

За радиосвязь отвечал намертво прикрепленный к платформе стандартный армейский автомобиль-радиостанция. Таскали такие составы обычные тепловозы, дополнительно обшитые стальными листами. Для защиты от радиоуправляемых мин весь поезд по периметру был увешан специальными «глушилками». Бронепоезда занимались перевозкой личного состава, сопровождением грузовых эшелонов и восстановлением железнодорожных путей.


Обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта в районах ведения боевых действий легла на плечи подразделений и частей Федеральной Службы железнодорожных войск. Основными задачами, которые решались данными войсками, стали:

  • разминирование и боевое охранение, а также сопровождение военных транспортов и эшелонов на участке железной дороги Моздок-Гудермес-Ханкала
  • восстановление, ремонт и поддержание железнодорожной инфраструктуры на территории Чечни в рабочем состоянии, техническое прикрытие объектов железнодорожного транспорта
  • осуществление обороны и охраны мест дислокации железнодорожных подразделений.

Выполнение данных задач воинам-железнодорожникам пришлось осуществлять в условиях постоянного противодействия со стороны незаконных вооруженных бандформирований, для которых железная дорога стала одним из главных объектов для осуществления диверсий, обстрелов военных эшелонов на ж/д станциях, мостах и перегонах. По этой причине наиболее сложные задачи - проведение инженерной разведки маршрутов движения, разминирование фугасов, сопровождение и боевое охранение воинских эшелонов стали прерогативой спецпоездов, которые по давней российской традиции получили не только тактические имена, такие как СП-1, СП-2 и т.д., но и имена собственные – «Амур», «Байкал», «Дон», «Казбек», «Терек».

Постоянно боевые задачи выполняли 2-3 спецпоезда, остальные находились в резерве на базе специальных поездов в районе Ханкалы на специально оборудованных для этого площадках (отстойниках). На базе в Ханкале проходило введение в экипаж личного состава, прибывшего для ротации, боевая учеба, подготовка и ремонт материальной части. Ротация спецпоездов осуществлялась согласно составленному командованием Железнодорожных войск России графику. Выполнившие боевые задачи поезда переводились в резерв, а их место занимали поезда из резерва.

На базе в Ханкале имелось все необходимое для проведения мелкого ремонта и обслуживания вооружения и материальной части, а также для отдыха личного состава бронепоездов.

Не смотря на это, в составе всех спецпоездов присутствовали общие элементы:

  • тепловоз - 1 или 2 платформы с танком Т-62 или БМП-2 или и с тем, и с другим вместе
  • 1 или 2 платформы с установками ЗУ-23-2
  • крытый пульмановский четырехосный вагон с проделанными в нем бойницами для ведения огня из личного стрелкового оружия, а также импровизированными башенками, расположенными на крыше вагона с установленными в них 12,7-мм пулеметами «Утес» или автоматическими гранатометами АГС-17;
  • вагон с материалами, который солдаты называли «каптерка»
  • 1 или 2 пассажирских плацкартных вагона, предназначенных для отдыха личного состава приданных подразделений и экипажа на охраняемых войсками ж/д станциях или в местах базирования
  • 2 или 3 платформы с балластом из рельс, шпал, мешков с песком, которые устанавливаются спереди и сзади состава для защиты от мин нажимного действия и фугасов
  • платформа с автомобильной радиостанцией

Все элементы специальных поездов по возможности старались защитить с бортов бревнами, шпалами, скрепленными железными скобами, мешками с песком, а также бронированными или железными плитами, которые соединялись с помощью сварки. Каждый из имеющихся спецпоездов мог иметь различный состав перечисленных выше элементов, их состав мог изменяться, исходя из поставленных боевых задач, некоторые элементы могли вообще отсутствовать.

Обязательными и постоянными на каждом из спецпоездов были платформы с установленными на них БМП-2, Т-62 и ЗУ-23-2. При этом оборудование таких платформ примерно одинаково. Зенитные установки располагались в передней и задней частях платформы. Вдоль бортов, по бокам были установлены ящики с необходимым имуществом и запасом боеприпасов.


С фронтальной стороны спаренные зенитные установки прикрывали наклонные стальные листы, которые защищали расчеты от огня стрелкового оружия. В середине платформы располагалось укрытие из шпал, которое обшивалось снаружи стальными листами. С двух сторон в нем имелись двери для выхода расчетов к своим зенитным установкам. Помимо этого в укрытии имелись боковые амбразуры, предназначенные для наблюдения за местностью, а при необходимости и ведения через них огня из личного оружия.

Подобные укрытия имелись и на платформах с установленными на них Т-62 или БМП-2, а также платформой с автомобильной радиостанцией. Данные укрытия располагались со стороны кормовой части, установленных на платформах боевых машин, и служили местом отдыха для их экипажей. В наши дни бронепоезда в очередной раз оказались не востребованы.

В 2015 году последние из них планируется снять с вооружения. По словам российских военных, сделано это будет в связи с «нецелесообразностью развития» железнодорожных видов вооружений. По информации газеты «Известия», числящиеся в настоящее время на балансе специальные поезда «Амур» и «Байкал» после своего списания будут участвовать в разминировании и охране путей.

Из 5 бронепоездов, которые были приписаны к армии еще в эпоху СССР, до нашего времени дошли только эти 2. В настоящее время вагоны данных бронепоездов находятся в бездействии на территории Ставропольского края, а плацкартные вагоны и тепловозы ремонтируются в Саратове и Минеральных Водах.

Уже более века сухопутные броненосцы несут свою службу в рядах русской армии, но по-прежнему остаются актуальны.

Первые железнодорожные платформы, оборудованные пулемётами и артиллерией, стали появляться по всему миру вместе с развитием железных дорог. И появление их было вполне предсказуемо, ведь практически каждый генерал хотел бы видеть в своих рядах передвижную артиллерийскую батарею, способную в кратчайшие сроки оказаться на наиболее важных участках фронта.

Первые самодельные поезда можно было использовать лишь в качестве поддержки, но со временем их производство было поставлено на поток. И самодельные артиллерийские платформы были заменены на полноценные броневагоны, которые позволили превратить бронепоезда из орудия поддержки в настоящие машины прорыва. Составы из этих броневагонов были практически неуязвимы – винтовки и пулемёты повредить технику не могли, артиллерия поезда была способна самостоятельно подавлять лёгкую артиллерию врага, а тяжёлая артиллерия просто не успевала открывать прицельный огонь по постоянно передвигающейся цели.

Но появление авиации поставило жирную точку на доминировании сухопутных броненосцев на поле боя. К моменту начала Второй мировой войны уже никто и не рассчитывал, что бронепоезда смогут играть существенную роль в войне. Однако предположение это оказалось не совсем верным. В серьёзных боях бронепоезда участвовать уже не могли, но вновь стали незаменимы как средство поддержки.

С советской стороны броневагоны вооружали либо дальнобойной артиллерией, способной поддерживать пехоту, либо зенитными установками. Последние занимались охраной эшелонов в прифронтовой линии и справлялись со своей задачей вполне успешно. Но в вермахте им найдут идеальную задачу, которая определит судьбу бронепоездов на десятилетия вперёд – борьба с партизанами.

Практически в каждой крупной немецкой спецоперации по ликвидации партизанских отрядов будут участвовать бронепоезда и бронированные мотодрезины. Их главной задачей станет патрулирование железных дорог, которые являлись основной целью партизанских отрядов. После разгрома вермахта советское командование применит аналогичную тактику для борьбы с бандами УПА 1 на Западной Украине, которые нередко устраивали диверсии на железных дорогах.

После войны практически все бронепоезда исчезнут, но в России их вспомнят вновь во время Первой чеченской войны. У бандитов не было авиации и тяжёлой артиллерии, но они отлично знали тактику партизанской войны и одной из их главных целей стала железная дорога.

В ответ на многочисленные диверсии со стороны боевиков российские железнодорожники ответили проверенным способом и совместно с подразделениями ОМОНа оборудовали из подручных средств так называемые спецпоезда. Полноценных броневагонов в их составе не было, но с помощью рельс и мешков с песком были оборудованы позиции для пулемётчиков и гранатомётчиков. Кроме того, в середине состава находилась платформа с установленным на ней танком. Позже спецпоезда усилили ещё двумя платформами с БМП.

К концу Первой чеченской на Северном Кавказе несли службу уже четыре спецпоезда, которые занимались охраной железнодорожных путей, их разминированием и восстановлением, сопровождением эшелонов и разведкой. Участие они примут и во Второй чеченской кампании. К 2000 году спецпоезда оборудуют более серьёзно и соответственно их целям – вагоны для личного состава укрепят, а на каждом составе будет установлена мощная система постановки помех, призванная бороться с радиоуправляемыми фугасами.

После окончания Второй чеченской войны теоретики вознамерились отправить спецпоезда на свалку истории и Анатолий Сердюков даже подписал соответствующий приказ. Но под распил спецпоезда попасть не успели – приказ Сердюкова был отменён вступившим на должность министра обороны Сергеем Шойгу. В настоящее время все четыре поезда несут службу в частях российской армии.

Очевидно, что при превосходстве противника в воздухе любой бронепоезд станет отличной целью, но события последних лет показывают, что современные воины представляют собой локальные конфликты, а не полноценные столкновения двух современных армий.

Бронепоезда вполне успешно использовались и в других современных войнах. Так, «Краина экспресс» несколько лет сражался на стороне Сербии и вполне успешно. Самодельный спецпоезд был собран и донбасским ополчением. Несколько бронедрезин были замечены во время конфликтов . В своей новой роли бронепоезда перестали быть техникой прорыва, однако могут стать отличными опорными пунктами при проведении контртеррористических спецопераций.

1 Экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда.