Буква ш логопедическое. Открытое занятие по логопедии «Автоматизация звука Ш. Приключение в осеннем лесу. Развитие фонематического восприятия

Светлана Столбова
Логопедическое занятие. Тема: звук и буква «Ш».

Цели :

Развивать фонематический слух

Автоматизировать звук [Ш] в словах , слогах, тексте

Умение находить места звука в слове

Закреплять произношение звуков в словах

Обучать словоизменению

Закреплять навык звукобуквенного и звукослогового анализа слов

Знакомство с буквой Ш

Развитие мелкой моторики (учить сопровождать речь с движением рук)

Развивать внимание, мышление, память

Расширять словарный запас

Объяснение правописания имен собственных

Оборудование :

Картинки со звуком [Ш] , конверты с индивидуальными карточками, фонарики, схемы, фигурки персонажей мультфильма "Маша и Медведь", блокнот, карандаш, трафареты с изображением ёжика, "слоговой домик "

Ход занятия:

1. Оргмомент-назови первый звук в имени .

2. Игра на внимание «Четвертый лишний» .

Выставляются четыре картинки, из которых "лишняя" со звуком [Ш] , который находится в разных позициях ("шина", "машина", "ковш")

Логопед : «Ребята, какой звук слышим чаще всего в названиях этих картинок?»

Предполагаемый ответ : «Звук «ш»

3. Логопед : "Ребята, давайте потренируемся произносить звук [Ш] правильно . Возьмите, пожалуйста, свои зеркала".

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик» , «Трубочка» , «Окошко» , «Лопатка» , «Качели» , «Чашечка» , «Вкусное варенье»

Чтобы звук красивым вышел ,

Шире язычок и выше.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик» .

4. Характеристика звука .

[Ш]-согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.

Завели машину - Ш-Ш-Ш!

Накачали шину – Ш-Ш-Ш!

Улыбнулись веселей

И поехали скорей!

Дети имитируют движение машины и отправляются в гости к героям сказки.

5. Задание по автоматизации звука

Логопед : «Ой, беда, ребята! По дороге бежит ёжик без иголок. Он, наверное, заболел. Поможем ёжику? Он нам покажет путь к нашим героям».

(дети на шаблоне рисуют ёжику иголки, произнося звук [Ш] )

6. Воспроизведение слоговых рядов :

А) ша-шо-шу

Б) аш-ош-уш-ыш

Ёш-аш-ош-уш

В)аша-оша-иша

Аши-еши-иши

Г) шма-шмо-шму

Шло-шла-шли

Чистоговорка :

Ши-ши-ши – притихли малыши.

Шо-шо-шо – нам гулять хорошо.

Шу-шу-шу – я сижу и не шуршу.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

7. Задание : выделение заданного звука на слух (фонарики) .

Появляются сказочные герои, Маша и Медведь.

Маша : «Ребята, вы меня звали?»

Логопед : «Ребята знакомятся со звуком [Ш] . Хотите помочь нам?»

Дети выделяют звук [Ш] с помощью фонариков в :

А) в слогах

Б) в словах

В) в стихотворении

Мы у мышки были,

Чай из чашек пили,

Кушали ватрушки,

Лепешки да пышки.

Мышка играла

На губной гармошке,

От души плясала,

Весело ей стало.

Логопед : «Мишутка учится говорить, правильно звуки произносить . Место звука в слове искать и четко его называть».

8. Игра «Найди звук в слове » - с логопедом на фланелеграфе вывешивают картинки.

9. Звуковой анализ слов («Маша» и «Миша» )

10. Игра «Я-ты-он-они-мы» : (изменение слов по образцу) .

А) Я мешаю и ты мешаешь, он мешает и она мешает, они мешают и мы мешаем.

Я шью и ты…

Я штопаю и ты…

Я пишу и ты…

Я спешу и ты…

Б)Я штопаю штанишки плюшевому мишке.

11. Игра «Подели слова на слоги»

Логопед : «надоело мишке спать в берлоге, делит он слова на слоги» .

Мыши, мышь, шуба, шапка, машина, лягушка…

Логопед : «Ребята, откройте конвертики, возьмите картинку. Это подарок Маше и Мише». (дети см. вывешивают картинки в "звуковой домик ")

На поляне дом стоит,

Ну, а в домик путь закрыт.

Я ворота открываю,

В гости в домик приглашаю,

Слова по слогам скажи

И в ворота поспеши.

12. Физкультминутка «Мишка шел, шел, шел…»

13. Знакомство с буквой .

a) Логопед : «Чем отличается звук от буквы

b) Показ буквы

c) Название буквы и звука .

d) Объяснение правописания имен собственных

14. Дети печатают букву , слоги, слова (Маша, Миша)

15. Пальчиковая гимнастика

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора.

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

16. Итог занятия

Маша :

«Ох, спасибо, ребятишки!

Угощу вас всех коврижкой!»

Миша :

«Ох, спасибо вам, детишки!

Угощу всех вкусной шишкой!»

ЦЕЛИ: уточнение артикуляции звука «Ш» , закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, предложениях; выделение слов со звуком «Ш» из ряда других; определение места звука в слове; закрепление навыка образования приставочных глаголов; развитие внимания, памяти.

ОБОРУДОВАНИЕ: игровые упражнения в виде презентации в программе Power Point «Поможем Маше» , интерактивная доска, проектор, ноутбук.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного.

Вспомните названия предметов летней одежды (зимней, демисезонной) .

3. Сообщение темы.

Знакомство с темой по итогам игры «Отгадай загадки»

(презентация – слайд №2)

На экране появляется текст загадки, логопед читает загадку.

Детям предлагается отгадать загадку. На экране появляется картинка-отгадка.

Картинки-отгадки: шапка, шуба, ландыш, шишка.

Назовите все отгадки. Какой общий звук в этих словах? (Ш)

Сегодня познакомимся со звуком «Ш» .

4. Уточнение артикуляции звука «Ш» .

В гости «приходит» Маша (презентация – слайд №3)

Поможем Маше научиться правильно произносить звук «Ш» .

Губы чуть вытянуты вперед, язык поднимаем за верхние зубы: Ш-Ш-Ш…

(Дети перед зеркалами произносят звук «Ш» ) .

Подуем вместе с Машей на воздушные шарики: Ш-Ш-Ш… (Слайд №4)

Шарики улетели.

Дается характеристика звука «Ш» - согласный, глухой.

Дети запоминают, что звук «Ш» всегда твердый.

5. Развитие фонематического слуха.

А) Используется презентация «Поможем Маше» (слайд №5)

Логопед называет картинки, изображенные на слайде. Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «Ш» .

Правильность выполнения задания проверяется нажатием «мышки» на картинку на экране. (Звучат аплодисменты) .

6. Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах.

а) Д/и «Договори словечко» (презентация - слайд №9-11)

Логопед начинает слово, дети с помощью картинки заканчивают слогом со звуком «Ш» :

МЫ-… (ШИ) МА - … (ША) МИ-… (ШКА)

ГАЛО - … (ШИ) КА - … (ША) ПУ-… (ШКА)

КАМЫ - … (ШИ) ПА- … (ША) КО- … (ШКА)

ШИ-… (ШКА)

Б) - Вспомните, какие слова со звуком «Ш» вы поймали?

(Шапка, мишка, шляпа, душ, машина) .

Давайте поможем Маше определить место звука «Ш» .

Определяется место звука «Ш» (начало, середина, конец слова)

(Правильность проверяется с помощью слайдов №6-10 нажатием «мышки» на

1-е, 2-е или 3-е окошко под картинкой – соответственно начало, середину или конец слова).

7. Физминутка.

Дети образуют маленький круг, держась за руки. Логопед говорит, что это маленький шарик. На слова «шарик большой» дети образуют большой круг, отходя маленькими шагами назад. На слова «шарик лопнул» дети опускают руки, садятся на корточки и говорят: «Ш-ш-ш» .

Игра повторяется два-три раза.

8. Закрепление правильного произношения звука «Ш» в предложениях.

Д/и «Ателье» .

Детям предлагается отправиться в ателье.

На доске плакат с изображением ателье.

Что делают в ателье? (В ателье шьют) .

Кто шьет одежду? (В ателье шьет одежду швея) .

Нашу швею зовут Маша.

Какие предметы со звуком «Ш» в названии вы видите в ателье? (Шкаф, швейная машинка, катушки, вешалки…)

У Маши сегодня много заказов, но она в первую очередь будет шить только ту одежду, в названии которой есть звук «Ш» .

На доске картинки: шуба, валенки, рубашка, штаны, платье, шапка, пальтишко, кофта, плащ, майка, свитер, шорты, колготки, вареж (ш) ки, шарф…

Какую одежду будет шить Маша? (Дети отвечают полным предложением. Образец ответа: «Маша будет шить шубу» .)

9. Образование слов с помощью приставок.

Вернемся в ателье и поможем Маше шить. Сейчас Маша будет шить шубу.

Итак, шубу надо … (СШИТЬ) .

Для этого рукава в шубу надо … (ВШИТЬ) .

Подол на шубе надо … (ПОДШИТЬ) .

Пуговицы к шубе надо … (ПРИШИТЬ) .

Узор на шубе надо … (ВЫШИТЬ) .

Если шуба велика, ее надо … (УШИТЬ) .

Если шуба не понравится, ее можно … (ПЕРЕШИТЬ) .

Если вдруг шуба порвется, ее можно … (ЗАШИТЬ) .

С каким звуком знакомились на занятии? Какой это звук?

Вспомните слова со звуком «Ш» , которые мы произносили на занятии.

Групповое занятие по автоматизации звука «Ш» в словах и предложении, подходит для подготовительных и старших групп ДОУ. В занятии используются различные методы и техники работы (пескотерапия, мнемотаблицы).

Открытое занятие по логопедии по автоматизация звука Ш.

Тема: «Приключение в осеннем лесу».

Цель занятия:

  • Совершенствование навыков и умений практического общения по средствам создания стимулирующей среды развития.

Задачи:

1. Образовательные:

  1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
  2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера.
  3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
  4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
  5. Закрепить представления об окружающем мире.

2. Коррекционные:

  1. Закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах.
  2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Развивать речевое дыхание
  5. Учить изменять силу голоса.
  6. Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

  1. Закрепить умение определять место звука в слове.
  2. Развивать умение соединять звуки в слова.
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  4. Упражнять в согласовании существительных с числительными.

4. Воспитательные:

  1. Формировать положительную мотивацию на занятии.
  2. Воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.

Оборудование :

  • письмо с приглашением; деревянные ложки; медведь Миша; лотки с песком; трубочки; предметные картинки Слон, Лопатка, Чашечка, Лошадка, Грибочек; осенние листочки; мнемотаблицы; предметные картинки со звуком Ш; игрушки (мышонок, лягушка, лошадка, кошка, мартышка, мишутка);

Ход занятия:

Организационный момент.

(За дверью).

Логопед: – Здравствуйте ребята, сегодня наше занятие будет необычное.

В гости в лес вас приглашаю,
Поиграть там предлагаю.

Ну что, вы готовы отправиться в лес?

Дети: — Да!

(уточнить нужно ли здороваться с гостями)

Логопед: Ребята, посмотрите в какой лес мы попали.

Здравствуй лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в сентябре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

(Спускается паучок с листиком, на листике письмо)

Логопед: — Ой, ребята посмотрите, к нам спустился паучок, на кленовом листочке, а здесь что то написано « Здравствуйте ребята, я Мишка Топтышка, приглашаю вас в гости, познакомиться и поиграть в разные игры, буду очень рад встрече с вами!»

Ну что, ребята, мы примем приглашение?

Логопед: тогда отправимся в путь, а вот и домик мишки сейчас я постучу!

Основная часть.

Логопед: — Вот мы и нашли домик мишки, давайте постучим? (Стучит но ни кто не открывает). Что же происходит, может мишка забыл что пригласил нас в гости и заснул?

Посмотрите здесь лежат различные музыкальные инструменты, сейчас мы в них поиграем, и разбудим мишку, берите ребята любые инструменты, кому какой нравится, вы с этими инструментами знакомы, и первые играют…

(Дети поочереди играют на разных инструментах)

Мишка: — Кто присел, кто сумит? Кто меня разбудил?

Логопед: — Мишка это ребята! Ты же сам пригласил нас в гости, выходи скорее!

М: — Ах это вы ребята, очень рад, но для начала попробуйте отгадать мои загадки

(Мишка играет на инструменте, а дети угадывают его)

М: — Здравствуйте ребята, я вас очень рад видеть! Молодцы, все мои музыкальные загадки отгадали!

Логопед: а ты отгадывать загадки умеешь? (да) ну тогда … загадай загадку!

Д: Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песни поет. (кошка)

М: — Коска.

В лесу одна смешная птица
Весь день поет «ку-ку»:
Ни как не может научиться петь, как петух, — «кукареку». (кукушка)

М: — Кукуска.

Логопед: — Ребята, как правильно говорить?

Д: — Кошка, кукушка!

Логопед: я поняла, какая у мишки проблема, он не может правильно произносить звук Ш.

М: может вы мне поможете, расскажите как правильно произносить этот звук?

Логопед: поможем мишке?

Логопед: — Но для того, чтобы мы научили мишку красиво говорить, я предлагаю сначала разбудить наши язычки. Давайте присядем на пеньки.

(Проговаривать) (Дети поочереди дуют через трубочку на бугорочки, под которыми находятся картинки, достают их и выполняют соответствующие упражнения).

У каждого из вас есть поднос с песком под ним спрятались картинки, чтобы их достать, вам необходимо с помощью коктельной трубочки сдуть с нее песок, не забываем, что вдох делаем через нос, выдох через рот в трубочку.

  • «Слон»
  • «Лопатка»
  • «Чашечка»
  • «Вкусное варенье»
  • «Лошадка»
  • «Грибочек»

Л: ну что, ребята, размяли язычки?

М: — Ой, устал!!! Давайте немного отдохнем!

Физминутка (если весело живется).

Произношение изолированного звука (Ш). (звучит фонограмма шум ветра)

Л: — Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

Анализ артикуляции звука (Ш).

Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

Автоматизация звука (Ш) в слогах.

Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.

Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1).

ша – шо — ша – ша(шо)
аш – уш – уш – уш(аш)

Назовите первый и последний слог:

ша – шо – шу – ши(ша, ши)
шта – шту – шты – што(шта, што)

Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2,

3) иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош

Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.
Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.

ша – шо – шу- ши
аш – ош – уш – иш

М: — какие красивые осенние букеты, а от если все подбросим листья, что получится. Но у меня на полянке, ещё много интересных листиков! Пойдемте, посмотрим?

Д: — Пойдемте!

(Приходят на полянку, где на листиках нарисованы картинки)

М: — Ребята, я насел мыску и положу её вот в это лукоско.

Л: — Ребята это не просто листики, на них нарисованы различные картиночки! Я вам предлагаю собрать все листики с картинками в названии которых есть звук Ш, и сложить их в корзинку, а затем подарить их мишке, чтобы он не забывал как их произносить! Только вы, ребята, говорите красиво, а ты, мишка, слушай и запоминай.

(Дети собирают листочки в корзинку)

М: — может вы мне еще подскажите я еще что то начел, мне кажется тут кто-то прячется!

(Показывает ящик с песком)

Л: — а мы сейчас это узнаем.

Я нашл мишку.
- Я нашл кошку.
- Я нашла лошадку.
- Я нашла лягушку.
- Я нашла хрюшку.
- Я нашла барашку.

Л: — Кто же это прятался?

Д: — Животные.

Л: — любимая игра у этих животных — прятки, отворачивайтесь, сейчас кто-то из них спрячется в мешочек, а вы должны будете отгадать, поворачивайтесь, ой, кто-то шумит в мешочке, кто же это? (логопед убирает игрушки в мешок).

Ваня, спрячь всех животных, в мешочек, ой, как они шумят, Ваня, попробуй угадать, кто шумит в мешочке, и т. д.

В мешке шалит …

Итог занятия.

М: — Ребята, а я в ящике нашел какие-то буквы.

Л: — ты знаешь, мишка, что их можно складывать в слоги, а слоги в слова. Давайте прочитайте, какое слово получилось слово.

Д: — Шары!

М: — Ой ребята, за то, что вы мне так хорошо помогли, я вам и подарю эти шары! Спасибо вам большое, что научили меня правильно говорить звук Ш, а мне пора возвращаться домой!

Л: — Ребята, вам понравилось играть с мишкой? Какой звук научился говорить мишка? Что вам понравилось? Нам тоже пора отправляться обратно в детский сад!

Статьева А.Г.,
учитель-логопед

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: звук «Ш»

Программное содержание:

Автоматизировать звук (ш) в слогах, словах, тексте.
Учить согласовывать существительные с числительным.
Закреплять названия диких животных и их детенышей.
Развивать мелкую моторику (учить сопровождать речь с движением рук).

Оборудование:

Фланелеграф: дикие животные на магнитах; два листа бумаги; два фломастера; две лягушки (игрушки).

Ход занятия:

Логопед:

Здравствуй. Сегодня будем продолжать учиться красиво, произносить звук (Ш). Сначала нужно подготовить язык к занятию и выполнить артикуляционные упражнения: Заборчик, трубочка, широкий язычок, подуй на широкий язычок, лошадка, грибок, гармошка, чашечка, чашечка на верхние зубы, пошипи как змея.

Пальчиковая игра «Игра на пианино»

При произнесении слогов ша - шо - шу - ши - шэ ребенок имитирует игру на пианино, прижимая поочередно к поверхности стола каждый пальчик, начиная с большого и наоборот.

Пальчиковая игра «Здравствуй пальчик»

(Левая рука - ашка - ошка - ушка - ышка - , правая рука - ошта - ушто - ишты - ашты), каждый палец дотрагивается до большого пальца.

Логопед:

Повтори слова за мной: шкаф, школа, шкатулка, штопор, штаны, штык, штаб, штопать, штора, шмель. Закончи слово одинаково: Бабу - шка; деду -; ми -; пу -; кату -; поду - ; ко - ; мо - ; пы - ; опу - … .

Логопед:

Плюшевому мишке мама штопает штанишки.
Игра: «Я - ты - он - мы - вы - они»
Штопаю штанишки
Плюшевому мишке.

Логопед:

Отгадай загадку.
Скачет зверушка -
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
Кто это?
Ребенок.
Лягушка.

Логопед:

Правильно лягушка.
Посчитай сколько их сидит в болоте?
А теперь скажи о двух лягушках.

Ребенок:
В болоте живут -
Мы увидели -
Дети подошли -
Они любовались -
Цапля подкралась к -
Она хотела съесть -
Дети рассказали о -
Учитель - логопед.
А давай и мы с тобой поиграем нашими лягушками.

Разыгрывается диалог между ребенком и учителем - логопедом.

Откуда идешь ты,
Лягушка квакушка?
- С базара домой,
Дорогая подружка!
- А что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила квапусту, квасоль и квартошку.

Логопед:

Представь, что это болото в лесу. Посмотри, в лесу у зверей случилась беда. Они растеряли своих детенышей. Помоги детенышам отыскать своих родителей.

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Проводится дидактическая игра. Молодец. Сейчас мы с тобой друг другу сделаем подарок. Возьмем фломастер и лист бумаги. Повторяй все, что я говорю, и рисуй точно так же как я (правой рукой).

Логопед:

Жили, были два брата. Одного звали Мишка, другого Тимошка. Вырыли они колодец. Обложили соломой, чтобы не замерз. Обнесли его забором. Из-за забора торчали две трубы. Печка есть, топить нечем. Едет Мишка в лес за дровами. Едет, едет, бух в ямку, едет, едет, бух в ямку. Заблудился. Полез вверх на дерево. Смотрит: две трубы видны. Слез с дерева и поехал домой. Здравствуй, Тимошка. Вот тебе кошка.

Итог занятия:

Расскажи, что ты делал на занятии? Большое тебе сегодня спасибо, ты молодец!

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...