Буквы и звуки. Воспользуйтесь формой поиска

В современном русском алфавите 33 буквы. Каждая буква представлена двумя разновидностями: прописной (большой) буквой и строчной (малой). Кроме того, буквы имеют некоторые различия в печатном и рукописном виде.

Каждая буква в алфавите имеет свое определенное место и название, которое не следует смешивать с ее звучанием.

Русский алфавит и названия букв

Сравнение буквенного состава русского алфавита со звуковым составом русского языка говорит о том, что букв гораздо меньше, чем звуков. Это объясняется тем, что обычно одна буква в разных условиях обозначает несколько различных звуков. Например, буква з обозначает твердый звук [з]: гроза; мягкий звук [з’]: друзья; твердый звук [с]: воз; мягкий звук [с’]: врозь; твердый звук [ж]: изжарить; твердый звук [ш]: без шума.

Причем роль буквы з в разных случаях ее употребления неодинакова. Так, в словах гроза, друзья ее нельзя заменить никакой другой буквой без искажения произношения этих слов. Здесь она употреблена в своих основных значениях. В других приведенных выше примерах букву з можно было бы заменить другими буквами, и при этом произношение слов не изменилось бы; ср.: «вое», «врось», «ижжарить», «беш шума». В этих словах буква з выступает во второстепенных значениях.

По количеству основных значений, выражаемых той или иной буквой, все буквы русского алфавита делятся на две

шн] ица, а также 4льини[шн]а. В молб [шн] ый и шн] ый и порядо-

скворё [шн] ик, праче [шн] ая, горчй [шн] ый, пёре в женских отчествах на -ична: Никита [шн] а, ряде слов допустимо произношение [шн] и [ч’н молб [ч’н] ый, було [шн] ая и було [ч’н] ая, порядо [ч’н] ый и др.

группы: 1) имеющие одно звуковое значение - а, э, о, у, ы, ж, іи, ч, щ, Ц, й; 2) имеющие два звуковых значения - я, е, ё, ю, и, б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. Например, буква ш всегда обозначает звук [ш]: шар, шило, мышь; буква б может обозначать звуки [б] и [б’]: голубой, голубиный.

Характеристику букв по количеству основных значений нужно отличать от деления букв по числу одновременно обозначаемых звуков.

По количеству одновременно обозначаемых звуков все буквы русского алфавита образуют три группы.

К первой группе относятся буквы, обозначающие одновременно только один звук: а, э, о, у, ы, (гласные звуки), б, в, г, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ (согласные звуки). Так, например, однозначные буквы а, э, о, у, ы одновременно всегда обозначают лишь один звук, двузначные буквы б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х одновременно могут обозначать либо твердый звук [б], либо мягкий звук [б"] и т. п. Буква ч всегда обозначает один и тот же мягкий звук [ч"]± буква ц - твердый звук [ц], буква щ - долгий мягкий звук [шу].

Ко второй группе относятся буквы, которые могут обозначать одновременно два звука: еэ], 5 , ю , я[ ja], и[и]: есть Цэс’т",ёж , юла Цула], яма Цамъ]у муравьи .

При этом следует иметь в виду, что данные буквы обозначают два звука лишь в одном из своих звуковых значений. В другом же своем звуковом значении эти буквы обозначают только один гласный звук с указанием на мягкость предшествующего согласного: е [э] - пел [п’эл]; ё [о] - вёл [в’ол]; я [а] - мял [м’ал]; ю [у] -пюре [п’урэ].

Наконец, третью группу составляют буквы, не обозначающие звуков - ъ, ь, например: подъем, нуль. Они выполняют в русской орфографии разделительную функцию, употребляясь на стыке морфем слов - подъ-езд, воробь-я [въраб^а]. Буква ь указывает также на мягкость предшествующего согласного звука - степь [сѴэп’]. Не обозначают никаких звуков так называемые непроизносимые согласные буквы в некоторых словах: радостный, поздно, солнце и др.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 2. Буквенный состав русского алфавита. Соотношение между буквами и звуками

релевантные научные источники:

  • Cовременный русский язык. Ответы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2015 | Россия | docx | 0.12 Мб

    Термин «современный русский литературный язык». Русский язык – язык русской нации. Русский язык как средство межнационального общения народов СНГ. Место русского языка среди др. языков мира. Русский

  • Ответы на вопросы к экзамену по Стилистике и культуре речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.28 Мб

    Общенар рус язык - сложное явление. Слово «стиль» восходит к греческому сущ-ному «стило» - так называлась палочка, которой писали на доске, покрытой воском. Культура речи - распространённое в

  • Фонетика. Ответы на вопросы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.13 Мб

    Предмет и задачи фонетики. Методы изучения фонетики. Звуковое членение речи. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы (традиционная точка зрения). Сегментные единицы и признаки.

  • Очерки исторической морфологии русского языка. Имена

    Хабургаев Г.А. | М.: Изд-во МГУ, 1990. - 296 с. | Монография | 1990 | docx/pdf | 14.16 Мб

    В монографии рассматривается историческое развитие категорий и форм имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений в русском диалектном языке. Обобщение материала, накопленного

  • Историческая грамматика русского языка

    Иванов В.В. | Учеб, для студентов пед. ин-тов по спец. „Рус. яз. и лит.“ - 3-є изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1990 - 400 с.: ил. | Учебник | 1990 | pdf | 12.89 Мб

    В учебнике, являющемся основным пособием по исторической грамматике русского языка, излагаются сведения по всем основным темам программы. В третьем издании автор существенно переработал почти все

  • Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием поисковых задач (на основе поэтического текста)

    Макарова Виктория Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва - 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 6.78 Мб

    Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (русский язык) Данное исследование посвящено актуальному в методике русского языка вопросу - развитию познавательной деятельности

§ 1 Буквы и звуки русского алфавита

Цель этого урока - научиться различать звуки и буквы, найти разницу между ними.

Очень важно понять, что буква и звук - это не одно и то же. Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - это то, что мы видим и пишем. Таким образом, буква - это знак для обозначения звука на письме.

Но это вовсе не означает, что количество букв и звуков в русском языке совпадает. Как нам известно, все буквы представлены в алфавите. Алфавит - это перечень букв в определенном порядке. Аа - «а», Бб - «бэ», Вв - «вэ», Гг - «гэ», Дд - «дэ», Ее - «е», Ёё - «ё», Жж - «жэ», Зз - «зэ», Ии - «и», Йй - «й», Кк - «ка», Лл - «эль», Мм - «эм», Нн - «эн», Оо - «о», Пп - «пэ», Рр - «эр», Сс - «эс», Тт - «тэ», Уу - «у», Фф - «эф», Хх - «ха», Цц - «цэ», Чч - «че», Шш - «ша», Щщ - «ща», ъ - «твердый знак», Ыы - «ы», ь - «мягкий знак», Ээ - «э», Юю - «ю», Яя - «я».

Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.

В разных языках количество букв разное. В русском языке их 33: 10 гласных, 21 согласная, ь и ъ.

Гласные буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Согласные: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Есть еще твердый и мягкий знаки.

§ 2 Отличия букв и звуков

Используются эти буквы для обозначения 43 основных звуков: 6 гласных и 37 согласных. Буквы ъ и ь звуков не обозначают вовсе.

Гласные звуки: а, и о, у, ы, э. Они могут быть ударными или безударными.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие. Причем, твердые и мягкие звуки в русском языке обозначаются одной и той же буквой.

Например:

в слове «торт» твердый [т] обозначен буквой т «тэ»

в слове «терем» мягкий звук [т’ ] обозначен буквой т «тэ».

Существуют в русском языке буквы, которые могут обозначать два звука. Это буквы е, ё, ю, я. Если эти буквы стоят в абсолютном начале слова (ель, ёж, юла, якорь), либо после другой гласной (переезд, воюет), либо после ъ или ь знаков (подъезд, полью), то они обозначают два звука [йэ], [йо], [йу], [йа].

Т.е. все буквы русского язык делятся на три группы:

1) буквы, которые звуков не обозначают;

2) буквы, обозначающие два звука;

3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, которые не обозначают никаких звуков: день, объем.

Ко второй группе относятся буквы е, ё, ю, я.

К третьей - все остальные.

Так как буква - это знак (такой же знак, как например, скобки, кавычки, многоточие и др.), то существуют и правила начертания букв. Эти правила изучаются в разделе графика.

Отметим, что буквы бывают прописные и строчны́е (мы иногда говорим: большие и маленькие). Каждая буква имеет свой печатный и рукописный вариант.

§ 3 Краткие итоги урока

Подведем итоги.

Звуки - минимальная единица звучащей речи, их мы слышим и произносим. Буквы - это знак для обозначения звука на письме.

Давайте построим схему и обобщим в ней свои знания о звуках.

Все звуки делятся на гласные и согласные. Гласные могут быть ударными и безударными. Всего гласных звуков 6, а букв, их обозначающих, 10. Согласные могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Согласных букв 21, они служат для обозначения 37 звуков. Твердый и мягкий знаки звуков не обозначают.

Обратите внимание! Количество букв и звуков различно.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенццова Л.А. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008-2012.
  2. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012.
  4. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
  5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. - Ярославль: Академия Развития, 1998.
  6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.
  7. Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. Егорова Н.В. – М.: Вако, 2013.
  8. Уроки русского языка. Пособие для учителей к учебнику С.И.Львовой. Васильевых И.П. – М.: Мнемозина, 2010.
  9. Бурлак Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика.- Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.
  10. Шибаев А.А.Язык родной, дружи со мной. – Л.: Детская литература, 1991.

Использованные изображения:

Звук - это мин., нерасчленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком. Термины «звук» и «буква » недопустимо смешивать. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются . Букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все приведенные характеристики относятся к звукам. Это звуки являются языковыми единицами,буквы же принадлежат алфавиту и к описанию языковых законом-тей чаще всего не имеют отношения. Именно качество звука определяет выбор буквы , а не наоборот. Звуки есть в любом языке независимо от того, имеет он письменность или нет.

Звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков в языке нацелена на обеспеч-е возмож-ти общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов. Определяя различительную способность звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией наз. условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу или концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые облад. способ-тью встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.

Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие : [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове [п"ат"] три звука, а записывается оно четырьмя буквами - пять.

Графика и орфография представляют собой правила использования графем . Графика в отличие от орфографии - это правила соответствия букв фонемам . Соотношения между буквой и фонемой могут быть разными. Один тип соотношения наблюдается в тех случаях, когда одна буква передает одну фонему . Такой тип считается идеальным, но он не встречается в чистом виде ни в одной графич. системе. Зачастую графические системы отдельных языков имеют гораздо меньше букв, чем фонем. В этом случае фонема соотносится с комбинациями графем (диграфами). Однако не всегда равное кол-во графем и фонем является идеальным качеством. Иногда меньшее число графем свидетельствует о рациональности графической системы. Например качество в русской графике, в которой рационал-сть проявляется в слоговом принципе обозначения мягкости согласных.

Пиктография применяется: 1) либо в расчете на неграмотного или малограмот. читателя - это рисунки на вывесках: сапог, примус, калач: дощечки с изображением ведра, багра, топора и т. п.; в букварях, где дети должны сначала «прочитать» картинку, а потом «по буквам»: 2) либо когда неизвестен язык читателя , например рисунки уборщицы, официанта и т. п. у кнопок звонков в гостиницах «Интурист».

Идеография рисуночная , и иероглифическая ) – в качестве дорожных знаков ., или знаков черепа и костей на электросети высокого напряжения, или эмблемы медицины в аптеках: змея и чаша с ядом; к идеографии относятся разнообразные условные знаки в картографии и топографии (знаки полезных ископаемых, кружки и точки для обозначения населенных пунктов и т. п.)\

К иероглифике относятся цифры , выражающие понятие числа, специальные символы наук , например математические знаки , в качестве которых могут быть и цифры, и буквы, и специальные изображения:

Потребность науки в идеографии объясняется тем, что науке нужно выразить понятие: 1) точно (не вода «вообще», а химическое понятие воды Н 2 0). 2) лаконично , т. е. кратко и экономно (стоит только попробовать «переписать словами» математическую формулу, чтобы убедиться в лаконичности иероглифики), 3) сделать написание международным , так как в качестве иероглифа оно не связано с данным языком, что позволяет любым специалистам: техникам, врачам, шахматистам - пользоваться литературой, изданной в любой стране.

Конечно, идеографическое письмо - письмо «для посвященных» , надо знать соответствующие данной области знания знаки.

Но основным видом современного письма служит фонематическая фонография , хотя наряду с этим используются и другие ее приемы. Так. в русском письме наряду с нормальным употреблением букв как графических знаков для фонем языка встречается и слоговое употребление графических знаков (я [йа], ею [йэйу] и т. п.). Такие написания, как СПБурге (в Санкт-Петербурге) , показывают применение консонантного метода письма (ср. подпись покойного композитора С. С. Прокофьева: СПркфв ).

Другой тип правил составляют правила орфографии . Это правила правописания слов и морфем. Существует несколько принципов, на основе которых строятся орфографические правила. Наиболее важными принципами являются фонетический и морфологический . По фонетическому принципу слова и их части пишутся в соответсвии с их произношением . Например, приставка з пишется в двух вариантах: разбить и раскрыть . В качестве ведущего он используется в белорусской орфографии.

Благодаря морфологическому принципу сохраняется одинаковое написание одной и той же морфемы. На письме не отражаются позиционные изменения фонем. Так, в корневой морфеме гриб / грибы представлено чередование согласных п//б , которое на письме не отражено. Из нескольких возможных вариантов выбирается один, который соответствует фонеме в сильной позиции.

Помимо указанных принципов, существует традиционное написание слов . При традиционном написании выбор букв основывается на традиции и этимологии . Типичным примером такого написания является правописание жи , ши в русском языке.

Разные типы написания сочетаются в орфографии одного и того же языка. Однако обычно один из принципов является ведущим . Например, для русского языка характерным является морфологическое написание , а для английского – -традиционное (*- морфемы не проверяются).


История письма.

Письмо появляется из потребности общения в случае, когда звуковая речь была затруднена в основном на больших расстояниях. Появление письма => использование разных предметов в качестве условных знаков . У перуанцев использовалось «узловое письмо», которое называлось «хипу». Характер сообщения зависел от количества узлов, различных цветов нитей, от их последовательности. Знаковость хранилась в тайне, передавали из поколения в поколения. Передавались элементарные простые сообщения. Более удобным было начертательное письмо .

3 этапа начертательного письма: пиктография, идеография, фонография

Письмо изображалось рисунками - это первый этап .

Линейный ряд рисунков соответствовал событийному ряду , который легко угадать. Труднее прочитать письмо, если в нем абстрактные мысли, понятия. На определённом этапе письмо было удобным средством общения, т.к. не был связан с алфавитом и могли общаться представители разных племён, времён.

С развитием абстрактного мышления , письмо сменилось на «письмо понятиями ». По началу в качестве знаков использовались те же пиктограммы, но с другим смыслом, (рисунок глаза (письмо - глаз) («письмо понятие» - зоркость, бодрствование) В письме понятии рисунок выступает во вторичном, переносном значении. Потребность передавать более длинные и сложные сообщения привела к замене рисунков схемами , превратила в иероглифы . Сама иероглифическая система требовала пополнения. Пути появления новых знаков были различны: простейший путь: повторение знаков; появление новогоиероглифана базе старого , использование сочетания со старыми , (плакать -глаз и вода, свет - солнце, луна)

С передачей звука связан третий этап - фонография . Фонетическое письмо более продуктивное и перспективное. Почти все народы перешли на такой вид письменности, в Китае же нет. Графика и орфография

Современная письменность используется в некоторых случаях в пиктограммах. Идеографический принцип в дорожных знаках. Но основной вид - фонография. Идеальный фонографический алфавит должен состоять из стольких графем, сколько фонем в данном языке. Но такие условия очень редко встречаются, т.к. алфавит часто заимствуется, а в дальнейшем приспосабливается к системе данного языка. С этим связан ряд несоответствий:

1) одна фонема , т.е основные варианты звуков не изображаются сочетанием графем (в англ. – th, pf)

2) одна фонема - разными графемами (в рус. яз. – в, г – его, синего)

3) одна графема обозначена сочетанием фонем (ё, е, ю, я, – jэ, jо, jу, jа)

4) есть графемы , которые вообще не передают звук (ъ, ь)

Недостаточный алфавит устраняется с помощью системы правил графики и орфографии.

1. Графика определяет способ выражения фонем в языке и, наоборот, определяет правило чтения определённых букв .

2. Орфография определяет написание значимых единиц языка : морфем, слов, предложений.

3. Орфография определяет выбор первого написания там, где возможны большие варианты .

В орфографии любой язык применяет ряд принципов:

1.) морфологический (фонематический) проявляется в стремлении сохранять написание одинаковых морфем, не зависимых от звучания. В русском языке основной принцип; 2.) фонетический . В рус. яз. он вспомогательный (пристав. на з-, с-); 3.) традиционно исторический или этимологический – стремление сохранности написания слова в том виде, которое оно имело прежде, (используется во фр. и англ. языках.) (написание почти не соотносится со звучанием); 4.) грамматический (дополнительный) – используется написание букв не для звуковых целей, а для обозначения граматич. категории (ь - 3 скл. ж. р., о – поджог - сущ, ё - поджёг - глаг.); 5.) дифференцирующий – для графического различия омонимов (компания, кампания)


25. Принципы орфографии.

Употребление алфавита в письме нуждается в орфографических правилах.

Орфография - это совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний , 2) правил н аписания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.

Шесть принципов орфографии, которые сочетаются попарно :

Первый принцип - фонематический (морфологический), второй –фонетический .

Морфологический каждая фонема выражается той же самой буквой, независимо от позиции , в которую она попадает: например, дуба и дуб пишутся одинаково, хотя произносятся по-разному. Наоборот, фонетический принцип письма состоит в том, что буквами изображаются реально произносимые звуки ; таким образом, написания фонематическое и фонетическое в сильных позициях совпадают, а в слабых не совпадают (приставки на з, с).

В русском письме исключения из фонематического принципа могут встречаться: 1) либо по составу алфавита : это то, что гласных букв в два раза больше, чем надо было бы, а согласных букв на 12 меньше, чем надо; кроме того, нет буквы для согласной [ж]; 2) либо потому, что существуют особые орфографические правила ;

Основные правила русской орфографии основаны на фонематическом принципе: «Пиши безударные гласные так же, как и под ударением , например: во да, во довоз , потому что во ды ; ле совод, потому что ле с, и ли совод, потому что ли сы». «Пиши звонкие и глухие согласные всегда в любых позициях так, как перед гласными , сонорными согласными и перед [в], [в"] , например: плод , потому что плод а , и плот , потому что плот а ; от дать, так как от о рвать, но под пилить, так как под о рвать; дворняж ка, потому что дворняж е к, но Маш ка, потому что Маш е к; лез ть, так как лез у , но нес ти, так как нес у ; купать ся с (ь), так как купать.

Третий и четвертый принципы орфографии - этимологический и традиционно-исторический - основаны на том, чтобы отражать в письме не современное состояние, а прошлое , причем этимологический принцип отвечает действительно языку в его прошлом . На том же принципе передачи прошлого базируется традиционно-исторический принцип, самый «беспринципный», слепо сохраняющий любую традицию письма , (бульон, майор)

Пятый и шестой принципы - это грамматический принцип и диффузный . Общее в них заключается в том, что они стремятся передать язык не через фонетику , при этом написания отражают грамматику (морфологию), минуя фонетику и даже вступая с ней в противоречие , а символические написания стремятся различать лексические омофоны , фонетически нераз­личимые .

Образцом морфологических написаний может служить употребление мягкого знака в конце слов женского рода после шипящих (мышь).

К символическому принципу следует отнести употребление больших (прописных) букв в собственных именах (ср. френч и генерал Френч, мороз и Дед Мороз); на этих примерах видно, что символический принцип связан с проявлением своеобразной идеографии .

Для русской орфографической системы ведущим является принцип фонематический , исходя из которого, строятся основные орфографические правила, тогда как для большинства западноевропейских орфографий ведущими принципами служат этимологический и традицион­но-исторический (например, для английской или французской орфографии).

Поговорим о звуках и буквах. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Эти два понятия неразрывно связаны, поэтому их часто смешивают.

Звуки составляют оболочку звучащего и произносимого слова. Они нужны для различения слов: крот - рот, кот - ток, бой - вой, галка - галька.

Виды звуков
Гласных звуков - 6:
- ударные,
- безударные.

Согласных звуков - 37:
- звонкие,
- глухие,
- твердые,
- мягкие.

– прямые скобки служат для обозначения звука и его пары.

Чтобы ученики отлично знали буквы, мои коллеги, учителя начальных классов Золотарёва М.М. и Кубышкина Е.Л., придумали замечательную страну. В ней есть домики парных и непарных согласных, дорожка сонорных согласных, замок йотированных гласных букв.

Буквы - это письменные знаки. Письменными знаками являются цифры, пробелы между словами, кавычки, точка, запятые, многоточие, двоеточие, скобки. Полный последовательный перечень букв называется алфавитом.

Русский алфавит: 33 буквы

10 гласных букв: а, о, э, у, ы, и, е, ё, ю, я.

21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Две буквы не имеют звукового значения: ъ, ь.

Буквы заключаются в кавычки « », когда мы указываем их в фонетическом разборе.

Каждая буква имеет две разновидности - прописную и строчную. ПрописнАя буква пишется как заглавная, большая. СтрочнАя - маленькая буква. Они различаются в печатном и рукописном виде.

Аа Бб Вв Гг Дд
а бэ вэ гэ дэ
Ее Ёё Жж Зз Ии
е ё жэ зэ и
Йй Кк Лл Мм Нн

и краткое

ка эль эм эн
Оо Пп Рр Сс Тт
о пэ эр эс тэ
Уу Фф Хх Цц Чч
у эф ха цэ че
Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь
ша ща твёрдый знак ы мягкий знак
Ээ Юю Яя
э оборотное ю я

При необходимости можно обратиться к терминам.

Фонетика [от греческого “phonetikos” – касающийся звуков] – раздел лингвистики, который изучает звуковой строй языка.

Фонема [от греческого “phonema” – звук] – единица звукового строя языка, служащая для построения и различения слов (мел – мель, власть-сласть).

Графика [от греческого “graphikos” – нарисованный] - раздел лингвистики, который изучает начертания письменных или печатных знаков, букв.

Транскрипция (транскрибировать) [от латинского “transcription” - переписывание] – передача звуков какого-либо языка условными знаками, буквами, отличающимися от принятой системы письма на этом языке.

К звуковым средствам художественной изобразительности относят аллитерацию, ассонанс, звуковые повторы.

Аллитерация - усиление изобразительности текста через повторы согласных звуков.

ШиПеНье ПеНистых БокаЛов

И ПуНШа ПЛамеНь гоЛуБой.

А.С. Пушкин

Ассонанс - усиление изобразительности через повторение гласных звуков.

Скучна мне Оттепель: вОнь, грязь - веснОй я бОлен;

КрОвь брОдит; чувства, ум тоскОю стеснены.

СурОвою зимОй я бОлее довОлен.

А.С. Пушкин

Звуковые повторы - усиление изобразительности через повторение сочетаний звуков.

В зАре гОРит ГРядущих ГРоз баГРянец.

Буква и звук. Алфавит.

Цели :

Повторить изученный в начальных классах материал по алфавиту, звукам речи и соотношению звуков и букв;

Развивать артикуляцию учащихся, умение различать гласные и согласные звуки, умение работать с материалом учебника.

Воспитывать патриотизм и гражданственность.

Оборудование : учебник, аудиозапись.

Ход урока

I . Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

«Доброе утро – солнцу и птицам»,

«Доброе утро – улыбчивым лицам».

Пусть каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера!

Эпиграф к уроку: «Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!»

II. Проверка домашнего задания

III. Введение в тему. Целеполагание

1) Обратите внимание на картинки, которые вы видите:

Телефон; микрофон; магнитофон

Как вы думаете, что между ними общего? Запишите названия этих предметов в столбик. Все эти слова заканчиваются на –фон . Почему?

Дело в том, что все эти предметы – это аппараты, передающие звук. В переводе с греческого «фон» - это «звук» . Отсюда и появилось название раздела русского языка Фонетика.

Таким образом, фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Но изучение фонетики невозможно без параллельного изучения и других разделов русского языка, таких как графика, орфоэпия и орфография. Что это за разделы и чем они отличаются, нам предстоит узнать из материала учебника на стр. 14.

Первый раз учащиеся читают определения шепотом, второй раз вслух

цепочкой, третий раз учитель задает вопросы:

Что изучает орфоэпия?

Что называется графикой ? (в переводе с греческого означает «пишу»). Это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Буквы – графические знаки, обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем.

Что такое орфография?

2) - А сейчас закройте глаза и внимательно прислушайтесь.

(Звучат звуки дождя, раскаты грома, шум моря, пение птиц)

Что вы услышали? (Услышали звуки)

Совершенно верно, наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков окружает нас. Всё это звуки природы.

А теперь сосредоточьте свое внимание на следующих звуках.

(Звучат звуки речи из русского и английского алфавита)

Что вы услышали на этот раз? (Звуки речи)

А чем отличаются звуки природы от звуков речи? (Тем, что звуки речи образуют слова)

3) Чтение учебника стр 14

IV. Работа над темой урока

1) «Мозговая атака»:

Что такое звуки речи? Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим.

На какие группы делятся звуки в русском языке? (гласные и согласные)

Сколько в русском языке гласных звуков? (6)

Сколько согласных звуков? (36)

Как называется гласный звук, если на него падает ударение? (ударный или в сильной позиции)

Как называется слог с ударным гласным? (ударный)

Как называется гласный слог без ударения? (безударный)

Из чего состоят слова, которые мы слышим? (из звуков)

Из чего состоят слова, которые мы пишем и читаем? (из букв)

Сколько в русском языке букв? (33)

А сколько звуков в русском языке? (42)

Почему количество звуков и букв в русском языке не совпадает?

Буквы Е, Ё, Ю, Я - дают 2 звука в следующих случаях:

Когда эти буквы находятся в начале слова: яблоко – [й] [а] , ёлка – [й] [о]

Когда пишутся после любой гласной буквы: пиявка – [й] [а] , каюта – [й] [у], баян - [й] [а] и т.д.

Когда пишутся после Ъ и Ь знаков: деревья – [й] [а], зелье – [й] [э] , вьюга – [й] [у]

2) Упражнение 19 (письменно)

Утка; овес; ромашка; пион; клен;

Гусь; лебедь; рожь; тополь; сирень

3) После такой мозговой атаки, я думаю, нужно отдохнуть не только нашим мозгам, но и мышцам. Физразминка:

Я буду называть вам слова, а вы будете делать наклоны головы и туловища вправо, если в слове больше согласных звуков, влево, если в слове больше гласных, вперед, если гласных и согласных поровну.

Конь; лес; молоко; йод; заяц; стол; пес; лебедь; машина; мышь

Я буду называть слова, в которых будут встречаться буквы е, ё, ю, я. Когда эти буквы будут обозначать 1 звук - хлопнете над головой 1 раз и опустите руки вниз. Когда буквы будут обозначать 2 звука - хлопнете впереди 2 раза и вернётесь в исходное положение.

Еда; утюг; кресло; ёж; юла; ястреб; мясо

4) А теперь, ребята, отгадайте загадку о слове, которое состоит из 7 букв, а объединяет в себе более трёх десятков букв:

Сели на страничку 33 сестрички,

Сели рядом – не молчат,

Нам загадки говорят.

В строгом порядке построены в ряд,

Буквы – значки, как бойцы на парад.

Каждый в условленном месте стоит

И называется …алфавит.

Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри!

Ну а ты теперь сумеешь

Повторить все 33?

    Исследование алфавита:

Итак, ещё раз повторим, что такое алфавит?

Как ещё иначе называется алфавит? (азбука)

Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий)

Сколько в русском алфавите букв? (33)

Сколько в нем гласных букв? (10)

Сколько согласных? (21)

Какие из них не обозначают звуков? (ь; ъ)

В каком слове 7 букв я?

В каких словах сто согласных?

5)Изучение опорной схемы:

АЛФАВИТ - буквы, обозначающие звуки

Гласные согласные

глухие звонкие

твердые мягкие

6) Я предлагаю сейчас прослушать стихотворение Я. Козловского и определить, какая особенность звуков использована в нем.

Зевнул наборщик на работе и вместо «И» поставил «О».

Поймете вы, когда прочтете, что получилось у него.

Маляр повесил кисть на гвоздь, глядит:

Пред ним не кИсть, а кОсть.

В ведре не сУрик, а сУрок,

В углу не венИк, а венОк.

(Замена лишь одного звука приводит к образованию слова с новым лексическим значением)

Парные согласные: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с,

Новое р, л, м, н, - сонорные

Й - всегда!!! - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный

Ё – всегда находится под ударением!!!

V . Рефлексия

Для меня было важным и интересным…

По этому вопросу я получил конкретную информацию…

Мне было трудно (или не понравилось)…

Я надеюсь на то, что…

Хочу ещё узнать…

VI. Домашнее задание