Бытовые химические вещества их вред. Бытовая химия-вред или польза? Как защитить себя от агрессивного действия бытовой химии

Просмотр содержимого презентации
«бытовая химия»

Исследовательская работа по химии: «Бытовая химия – вред или польза?»

Выполнила: Озерова Екатерина,

ученица 11 класса МКОУ ТСОШ № 4

Руководитель: Кисленко С.А.


Гипотеза :

Нужно ли опасаться человеку веществ, окружающих его в повседневной жизни?


Цели работы:

1.Определить воздействие веществ повседневного обихода на организм человека.

2.Научиться сводить к минимуму вредное воздействие бытовой химии.


Задачи:

1. Сравнить средства бытовой химии и подручные домашние средства между собой.

2. Собрать необходимую информацию о бытовой химии, определить ее воздействие на человека.

3. Провести опрос.

4. Подготовить и провести лабораторные опыты.

5. Рассмотреть результаты и сделать выводы.


Методы исследования:

1.Изучение литературы

2.Лабораторные опыты

3.Опрос одноклассников

4.Анализ результатов


Практическая значимость:

полученные результаты имеют практическое значение для каждого человека. Каждый человек должен знать, какое влияние на него оказывает бытовая химия, какой вред она наносит его здоровью.


Теоретическая часть

Аллергия

Раздражение


  • Хлора
  • Фосфатов
  • Анионных ПАВ (не более 2-5%)
  • Нефтяных дистиллятов
  • Фенолов и крезолов
  • Формальдегида


  • 1 Строительная
  • 2 Каталитическая
  • 3 Транспортная
  • 4 Защитная
  • 5 Энергетическая






Воздействие веществ, используемых на кухне для поддержания чистоты.

Вещества

Наблюдения

Помутнение

Образовался мутный осадок и выделился газ.

Пемолюкс

Раствор соды

Частичная денатурация белка

Раствор уксусной кислоты

Белок частично свернулся



Пемолюкс


Воздействие веществ, используемых для поддержания чистоты тела и белья.

Вещества

Раствор стирального

Наблюдения

порошка «Tide»

Натертое мыло + сода + бура

С белком ничего не происходит

Отбеливатель

Частичная денатурация, помутнение

С белком ничего не происходит.


Натертое мыло + сода + бура

Отбеливатель



Воздействие веществ, используемых для мытья стекол и зеркал.

Вещества

Наблюдения

Мистер Мускул

Белок частично свернулся

Белок частично свернулся

Уксус и вода (1:5)

Частичная денатурация белка

Белок частично свернулся


Мистер Мускул

Уксус и вода



Вещества

Моющая способность

химический запах

Горчичный порошок

отсутствует

химический запах

горчичный запах


Вещества

Моющая способность

Мистер Мускул

Уксус и вода (1:5)

резкий химический запах

химический запах

отсутствует

отсутствует


Советы:

1. Химические средства используйте только там, где это действительно необходимо

2. Старайтесь реже использовать или вообще откажитесь от средств, содержащих хлор, аммиак, ацетон, формальдегид и фенол.

3. Выбирайте средства без красителей и ароматизаторов.

4. Откажитесь от освежителей воздуха. Лучше чаще проветривайте помещение. Или устраните причину неприятного запаха.

5. При стирке в стиральной машине дважды запускайте режим полоскания, чтобы вымыть все остатки моющего средства.

6. Используйте резиновые перчатки при контакте с бытовой химией.

7.Используйте средства бытовой химии, имеющие пометку "гипоаллергенное"





«Химия в быту: польза или вред?»

Выполнил

Васин Данил ученик 7в класса

МАОУ «СОШ №10»

Наставник

Ладина Ольга Владимировна

Учитель химии МАОУ «СОШ №10»

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….

2. История развития бытовой химии………………………………………

3. Состав средств бытовой химии………………………………………….

4. Альтернативные способы борьбы с загрязнениями ……………………

5. Практическая часть……………………………………………………….

6. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……

7. Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ….

8.Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. …..

Введение

Достаточно давно прошли уже те времена, когда порядок в своей квартире домохозяйки наводили при помощи подручных средств. Сегодня, наверное, и не получиться сыскать тех из них, которые бы убирали дом с помощью золы или соды и т.д.

На сегодняшний день продукция бытовой химии представлена широким спектром различных средств, которые отличаются качеством, ценой, составом. Главный минус современной бытовой химии, это отсутствие в ее составах натуральных веществ. Мы прекрасно понимаем, что в состав подобных “чудодейственных” средств входит множество химических соединений, а большинство продуктов химической промышленности, так или иначе, влияют на наш организм, и нередко оказывают негативное влияние на здоровье человека.

В связи с этим возникла проблема : какое влияние оказывают химические средства на организм человека.

Цель моей работы : проанализировать плюсы и минусы использования химических средств в быту и сравнить их с подручными домашними средствами.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач :

Гипотеза : я предполагаю, что бытовая химия может нанести больше вреда, чем пользы.

Выбранная тема представляется актуальной и практически значимой. Она напрямую связана с вопросами нашего здоровья и охраны окружающей среды. Привычные в каждом доме средства бытовой химии могут как принести пользу в быту, так и нанести вред здоровью.

История развития бытовой химии от прошлого до настоящего

Бытовая химия прочно вошла в нашу жизнь. Она нужна для стирки, чистки, ухода, удаления пятен, мытья. Еще на заре человечества, люди применяли различные химические препараты, сами не осознавая этого. Египтяне отличались пристрастием к гигиене тела, и приготавливали косметические средства из химических веществ. В гробнице египетского фараона археологи обнаружили благовония, сохранившие аромат в течение тридцати веков. В дальнейшем это распространилось и на Древнюю Грецию, в Китай, и т.д. В те времена при изготовлении химических средств использовали натуральные ингредиенты, такие как настои трав, жир животных, оливковое масло, растительные смолы, пчелиный воск, молоко.

Для чистки бронзы в разных странах использовалось кислое молоко. На Руси для чистки самоваров применяли ягоды бузины, золу, мел, капустный рассол.

Химические средства с древних времен применялись и на Руси. Особенно развито было солеварение, обработка.

Три тысячи лет назад появилось и первое мыло. Мыло стало необходимым средством гигиены, и на долгие столетия заняло главенствующее положение. Постепенно рецептуры изготовления средств на натуральной основе начали теряться, они уступали дорогу химическим препаратам синтетического происхождения. Химия, за все века своего существования, постоянно развивалась и совершенствовалась. Особенно огромный толчок своего развития бытовые химические препараты получили в 20-м веке. Это связано с бурным развитием химической промышленности, открытием новых соединений и веществ, удешевлением стоимости химических средств бытового использования.

Состав

Вещества, которые входят в состав бытовой химии, и могут причинять вред здоровью человека.

Хлор - является причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы, способствует возникновению атеросклероза, анемии, гипертонии, аллергических реакций. Он разрушает белки, отрицательно влияет на кожу и волосы, повышает риск заболевания раком. Конечно, хлора в бытовой химии содержится немного. Для того, чтобы не указывать, что чистящее средство содержит хлор, пишут, что в его состав входит гипохлорит натрия (sodiumhypochlorite) или просто гипохлорит (hypochlorite).

В стиральных машинах хлор смешивается с грязью от одежды и производит токсические, содержащие хлор, органические химикаты.

ПАВ (поверхностно-активные вещества) - основным сырьем для ПАВ являются продукты нефтепереработки и нефтехимического синтеза: низкомолекулярные и высшие парафины, олефины, синтетические жирные кислоты, высшие жирные спирты, aлкилпроизводные бензола и фенола, окись этилена.Эти ПАВ обычно содержатся в порошке в количестве до 15-20 процентов. В ходе экспериментов на животных было установлено, что ПАВ существенно изменяют интенсивность окислительно-восстановительных реакций, влияют на активность ряда важнейших ферментов, нарушают белковый, углеводный и жировой обмен. Особенно агрессивны в своих действиях анионные ПАВ, которые способны вызывать грубые нарушения иммунитета, развитие аллергии, поражение мозга, печени, почек, легких.

Наличие фосфатов в порошках приводит к значительному усилению токсических свойств анионных ПАВ - создаются условия для более интенсивного проникновения их как через поврежденную, так и неповрежденную кожу рук и при содействии сульфатов, силикатов, энзимов и хлора интенсивно ее обезжиривают. Барьерные функции кожных покровов снижаются, и создаются условия для интенсивного проникновения в организм любых токсичных соединений - бактериологических токсинов, тяжелых металлов и пр.

Фосфаты. Они не только усиливают проникновение ПАВ через кожу, но и способствуют накоплению этих веществ на волокнах стираемых тканей. Они способствуют настолько крепкому соединению ПАВ с тканью, что даже 10-кратное полоскание в горячей воде полностью не освобождает от химикатов. Сильнее всего удерживают вещества шерстяные, полушерстяные и хлопковые ткани. В холодной же воде ни ПАВ, ни фосфаты практически не выполаскиваются.

Cоединения фосфора нарушают кислотно-щелочное равновесие клеток кожи, вызывая, прежде всего, дерматологические заболевания. Помимо наружного - дерматологического воздействия, соединения фосфора оказывают влияние и на функционирование организма в целом, поскольку при контакте с кожей они проникают непосредственно в кровь, изменяют процентное содержание в ней гемоглобина, вызывают изменение плотности сыворотки крови, содержание белка. Нарушаются функции печени, почек, скелетных мышц, что приводит, в свою очередь к тяжелым отравлениям, нарушению обменных процессов и обострению хронических заболеваний.

Лауреат сульфат натрия (SodiumLaurеthSulfate, SLES) - дешевый ингредиент, образующий при мытье много обильной пышной пены. Плох тем, что обладает высокой возможностью входить в реакцию с другими компонентами очищающего средства, образуя канцерогенные нитраты и диоксиды.

Лорамидди (LauramideDea) - примерно в тех же целях, что и лауреат сульфат натрия, используется в моющих средствах, в том числе для посуды - из-за способности удалять жиры. Может вызывать зуд, а также аллергические реакции. А ведь известно, что большинство средств для посуды смываются только после многократного ополаскивания чистой водой (до 20 раз!).

Альтернативные методы борьбы с загрязнениями.

Чтобы уменьшить вред бытовой химии, можно использовать более натуральные средства в борьбе с загрязнениями.

1. Буру можно использовать в качестве чистящего средства, которое также препятствует образованию плесени;

2. Теплый мыльный раствор - средство-универсал! Добавив в него пищевую соду, получается средство для мытья посуды без химических веществ и абразивов. Так же подходит для мытья пластика, линолеума. А смешав его с нашатырным спиртом, получаем средство для мытья любых окрашенных поверхностей.

3. Сок лимона уничтожает пятна с одежды, фарфора и алюминия, используется для мытья окон и удаляет ржавчину.

4. Обычная горчица отлично обезжиривает посуду при мытье.

5. Хозяйственное мыло отстирывает не хуже порошка.

6. Налет плесени и грибка в ваннах и на плитке удаляется чистым уксусом, нанесенным на губку, после чего промыть обильно водой.

7. Чтобы почистить стекло необходимо развести две ложки столового уксуса в одном стакане воды и распылить на обрабатываемую поверхность.

8. Для чистки засорившихся труб необходимо засыпать полстакана пищевой соды, добавить полстакана уксуса и закрыть пробкой, а через 20 минут залить кипятком.

9. Уксус удаляет пятна, дезинфицирует, очищает кафель, удаляет накипь.

10. Унитаз можно почистить, засыпав в него соду и залив уксусом. Затем почистив щеткой.

11. Для чистки ковров необходимо смешать соду с минеральной водой до образования пасты, равномерно нанести на ковер и пропылесосив его.

Практическая часть

Экспериментальным путем я решил проверить, есть ли разница в борьбе с загрязнениями между средствами бытовой химии и натуральными средствами.

Опыт №1

Для выполнения практической части я взял три жирные тарелки, одну помыл с помощью средства для мытья посуды «Fairy», другую с помощью порошка горчицы, третью с помощью порошка соды.

С жиром все средства справились.

средства

ополаскиваний

Средство для мытья посуды «Fairy»

Химический запах

1 щепотка

Горчичный запах

3-4 щепотки

Нет запаха


Опыт №2

Затем я взял две загрязненные салфетки. Одну постирал с помощью порошка, другую - в растворе хозяйственного мыла.

Качество

ополаскиваний

свежести

Раствор хозяйственного мыла

Опыт №3

Чтобы почистить зеркало я сначала использовал средство для мытья окон и зеркал, а затем сок лимона.

Моющая способность

Средство для мытья окон и зеркал

химический

Лимонный сок

Остались небольшие разводы

отсутствует

Вывод по практической части.

    С загрязнениями народные средства справились не хуже, чем средства бытовой химии.

    Все средства бытовой химии имеют запах. Народные средства не имеют химического запаха, поэтому вряд ли могут быть аллергенами.

    Средства бытовой химии расходуются в меньших количествах, но для того, чтобы смыть их с посуды или выполоскать с белья требуется значительно большее количество полосканий (до 10 раз).

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась - химия в быту несет больше вреда чем пользы.

Сегодня без использования бытовой химии не может обойтись ни один человек.

Большинство из этих средств содержат так называемые поверхностно-активные вещества (сокращенно ПАВ), аммиак, хлор, ацетон и множество других вредных для человеческого организма химических соединений. При попадании на кожу и в легкие данные вещества могут вызвать аллергическую реакцию, отравление.

В ходе работы над проектом я узнал, что существует огромное количество народных альтернативных способов борьбы с загрязнениями.

Экспериментальным путем я проверил, что народные средства моют посуду, стирают белье, очищают зеркальные и оконные поверхности также хорошо, как и средства бытовой химии.

На основании своих исследований я пришел к выводу, что следует избегать ежедневного использования средств бытовой химии, по возможности заменять их народными средствами. Возможно, это будет стоить вам чуть больше потраченного времени, но ваш организм несомненно отблагодарит вас за оказанное ему таким образом уважение.

Если вы не можете обойтись без бытовой химии, то необходимо свести вред от нее к минимуму. Для этого можно соблюдать такие несложные правила.

Памятка

1. Для того чтобы уберечь свою кожу и себя от аллергии при использовании химических средств, нужно надевать резиновые перчатки, которые будут защищать вашу кожу.

2. Почаще меняйте виды бытовых средств, которыми вы пользуетесь.

3. После использования бытовой химии, например, при чистке посуды, тщательно смывайте моющее средство.

4. Делайте проветривание помещения после каждого использования моющих средств.

5. Избегайте попадание средства в глаза.

6. Храните бытовую химию в сухом и темном месте с минимальным количеством влаги, подальше от детей.

Анкета

Выводы по анкете.

Опрос проводился среди учащихся 7х классов. В опросе приняло участие 26 человек.

Результаты опроса:

    Абсолютно все пользуются бытовой химией.

    Из 26-ти опрошенных 7 пользуются народными средствами.

    17 человек перед использованием химических средств надевают перчатки.

    Только 1 человек думает, что средства бытовой химии не вредны для здоровья.

Анкета

    Пользуетесь ли вы или ваши родители современными средствами бытовой химии?

    Пользуетесь ли вы народными средствами? Если пользуетесь, то какими?

    Надеваете ли Вы перчатки перед использованием чистящих или моющих средств?

    Как вы думаете, вредны ли моющие средства для здоровья?

Бытовая химия – вред или польза? Плюсы и минусы бытовой химии – чего больше?

Достаточно давно прошли уже те времена, когда порядок в своей квартире домохозяйки наводили при помощи подручных средств. Сегодня, наверное, и не получиться сыскать тех из них, которые бы убирали дом с помощью золы или соды.

Нашу жизнь в настоящий момент облегчила бытовая химия , благодаря которой уборка дома существенно упростилась и ускорилась .

Сейчас существует достаточно существенный выбор бытовой химии. Среди них , средства для уборки санузлов, для мойки окон и многое другое. Все эти достижения в области науки, несомненно, упростили всем нам бытовую жизнь.

Посещая магазины, мы можем сейчас замечать одновременно несколько отделов с различными чистящими и моющими средствами. Выбор на полках супермаркетов действительно достаточно широкий, что позволяет разойтись.

Однако стоит также понимать, что в погоне за идеальными и действующими химическими средствами, мы забываем о немаловажном факторе, а именно об экологической безопасности используемого вещества.

Бытовая химия находится в доме у каждой . Но стоит учитывать все плюсы и минусы еще на этапе ее выбора. Делать это важно потому, что только таким образом вы нанесете минимальный вред как своему собственному здоровью, так и самочувствию своих близких.

Порой даже небольшая доза химических веществ для чистки поверхностей может быть достаточно эффективной - это важно помнить. Но подумаете ли вы в этот момент о всем вреде, который она сулит? Вряд ли...

Как бы ни было странно, но все еще на прилавках многих магазинов можно встретить большое множество химических средств, которые давно запрещены в других странах из-за причинения вреда здоровью .

Большинство из этих средств содержат так называемые поверхностно-активные вещества (сокращенно ПАВ), такие как аммиак, хлор, ацетон и множество других вредных для человеческого организма химических соединений.

При попадании на кожу и в легкие данные структуры могут вызвать аллергическую реакцию и даже тяжелое отравление.

Но это по сравнению с другими последствиями все еще сущие пустяки. Астма , дерматит , всевозможные опухоли , различные онкологические заболевания – все эти страшнейшие болезни может вызвать, казалось бы, самый обычный стиральный порошок или моющее средство для посуды.

Еще одним минусом, является само ваше стремление к постоянной чистоте. Порой оно становится болезненным и достигается путем преодоления достаточно болезненных пределов. Уничтожая все микробы и бактерии в доме, несомненно мы обезопасим свой организм от их прямого воздействия.

Но при соблюдении всех этих стерильных условий быта, наш организм отказывается самостоятельно бороться с проблемами. При этом вы рискуете сразу же заболеть, так как естественная защита работать уже не будет.

Плюсов у бытовой химии гораздо меньше, чем должно было быть в теории. Конечно, бытовая химия облегчает уборку дома и является вашим незаменимым помощником в деле обеспечения чистоты.

Особенно нравится обывателям, когда на этикетках производитель указывает то, сколько конкретно нужно средства, чтобы отмыть ту или иную загрязненную площадь. Правда помимо этого положительных сторон у бытовой химии по сути и нет - список иссякает.

На данном этапе наступает осознание того, что вреда бытовая химия проносит гораздо больше, чем пользы. Внимательней относитесь к тому, какое средство вы приобретаете. Важно чтобы эти средства не были составлены из фосфатов и прочих опасных для организма веществ .

Не стоит забывать также и о том, что несколько лет назад можно было держать дом в чистоте и без всех этих средств из категории бытовой химии. Возможно, это будет стоить вам чуть больше потраченного времени, но ваш организм несомненно отблагодарит вас за оказанное ему таким образом уважение.

Вспомните как в доме вашей матери, еще в раннем детстве, обычная горчица отлично обезжиривала посуду при мытье. А вот пищевая сода на самом деле способна отполировать практически любое загрязнение .

Чтобы краны в ванной блестели и сияли чистотой, просто протрите их спиртом. При этом даже самый обычный, на первый взгляд банальный, лимонный сок поможет избавиться от налета на унитазе.

Можно также использовать раствор пищевой соды и уксус, который эффективно устраняет и прочие загрязнения на внутренних поверхностях посуды.

Одним словом, подумайте дважды, прежде чем использовать средства бытовой химии для чистки своего дома. Особенно это касается сильнодействующих средств с содержанием фосфатов и прочих химически активных компонентов!

Задание к лекции 1

Выполнила Иняева Е.И.

При выполнении работы постарайся придерживаться следующего порядка:

1) Внимательно ознакомься с предложенными темами проектов, выбери из предложенного списка тему или предложи свою собственную.

2) Постарайся вникнуть в тему, «погрузиться» в нее. Это поможет сформулировать цель и задачи твоей деятельности.

3) Приступай к изучению литературы по теме, собирай и анализируй всю найденную информацию. Заведи для этого папку с файлами для хранения найденных материалов.

4) Составь план своей работы и постарайся его придерживаться. Будь готов к тому, что возможно придется вносить коррективы в работу в зависимости от различных обстоятельств.

5) Приступай к выполнению работы.

6) Оформи исследование в соответствии с указанными требованиями.

7) Подготовь презентацию. Обязательно соблюдай требования к составлению презентаций.

8) Начинай готовиться к выступлению. Для этого составь план выступления и прорепетируй его дома или перед учащимися, перед учителем.

9) Во время работы соблюдай нормы публичной речи, регламент выступления, будь готов корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

10) Продумай возможности использования результатов проекта.

11) Проанализируй достигнутый результат – причины достижения или отсутствие планируемого результата, поставленной цели.

2. Фрагмент проектной работы «Бытовая химия польза или вред?»

Цель :

Проанализировать влияние средств бытовой химии на качество воды в г. Челябинске

Задачи :

Проанализировать химический состав моющих средств, используемых в быту;

Изучить технологию управления качеством воды в городе;

Оценить возможные последствия попадания средств бытовой химии в водоемы города.

Вид проекта : информационно-познавательный проект

Этапы работы над проектом

Ставит цель;

Формулирует задачи

Предлагает темы;

Принимает участие в обсуждении тем;

Определяется тема проекта;

Формулируется проблема;

Ставится цель работы;

Формулируются задачи

2. Деятельностный (разработка проекта)

Подготавливает материалы, накапливает информацию;

Устанавливает способы подачи информации

Советует литературу, которая может помочь ученику;

Обсуждает и корректирует способы подачи информации

Вся найденная информация собрана и проанализирована;

Построен алгоритм деятельности;

Определен способ подачи информации;

Работа выполнена согласно плана

3. Защита проекта

Оформляет результаты;

Подготавливает презентационные материалов;

Проводит тренировочное выступление;

Представляет выполненную работу с соблюдением требований к выступлению перед комиссией

Консультирует, координирует работу ученика, стимулирует его деятельность, подстраивается под ритм работы, удобный ученику;

Проводит предзащиту работы;

Подготовлены презентационные материалы

Проведено тренировочное выступление;

Представлена работа

4. Оценивание

Участвует в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает совместно с экспертной группой работу;

Оценивает качество отчета

Оценено качество работы

5. Анализ результатов

Анализирует достигнутый результат;

Предлагает возможности использования результатов проекта

Отмечает неиспользованные возможности;

Оценивает потенциал работы

Проанализированы результаты работы;

Изучены возможности использования результатов проекта

Из истории возникновения химии.

Химия-наука,изучающая вещества и их превращения.Превращения веществ происходят в результате химических реакций.

Первые сведения о химических превращениях люди получили,занимаясь различными ремеслами,когда красили ткани,выплавляли металл,изготавливали стекло.Тогда появились определённые приёмы и рецепты,но химия ещё небыла наукой.

Не стала предшественницей химии и средневековая алхимия.Целью алхимиков был поиск так называемого философского камня,с помощью которого любой металл можно было бы превратить в золото.Разумеются их усилия остались бесплодными.Но поскольку они проводили различные опыты,им удалось сделать несколько важных практических изобретений.Стали использоваться печи,реторы,колбы,аппараты для перегонки жидкостей.Алхимики приготовили важнейшие кислоты,соли и оксиды,описали способы разложения руд и минералов.

Возникновение науки химии обычно связывают с именем английского физика и химика 17 в Роберта Бойля.Он впервые определил центральный объект исследования химии:попытался дать определение химического элемента.Бойль считал,что элемент-это предел разложения вещества на составные части.Разлагая природные вещества на их составные,исследователи сделали много важных наблюдений,открыли новые элементы и соеденения.Химик стали изучать,что из чего состоит.

В начале 19 в. англичанин Дж.Дальтон ввёл понятие атомного веса. Каждый химический элемент получил свою важнейшую характеристику.Атомно-молекулярное учение стало основой теоретической химии.Благодоря этому учению Д.И.Менделеев открыл периодический закон.названный его именем,и составил периодическую таблицу элементов.

В 19 в. чётко определились два основных раздела химии:органическая и неорганическая.В конце столетия в самостоятельную отрасль оформилась физическая химия.Результаты химических исследований всё шире стали использоваться в практике,а это повлекло за собой развитие химической технологии.

О пользе химии.

Химическое искусство возникло в глубокой древности,и его трудно отличить от производства,потому что,подобно сёстрам-близнецам,оно одновременно рождалось у горна металлурга,в мастерской красильщика и стекольщика.Корнни химии проросли в плодородной почве металлургической и фармацевтической практики.Письменных источников,по которым можно было судить об уровне древней ремесленной химии,сохранилось мало.Изучение археологических объектов с помощью современных физико-химических методов приоткрывает завесу в мир ремесла древнего человека.Установлено,что в Месопотамии в 14-11 вв. до н.э. применяли печи,в которых при сжигании угля можно было получить высокую температуру (1100-1200 С),что позволяло выплавлять и очищать металлы,варить стекло из поташа и соды,обжигать керамику.

Технохимия и металлургия достигли высокого уровня в Древней Индии.

Многочисленные рецепты изготовления мазей,лекарств,красок,изложенные в папирусах,показывают высокий уровень развития ремесленной химии,косметики и фармации уже в середине второго тысячелетия до н.э.По выражению А.Лукаса, «косметика так же стара,как человеческое тщеславие».Широкое распространение в древности получили рецепты изготовления пищевых продуктов,обработки и окраски кож и мехов.В пятом тысячелетии до н. э. Были хорошо развиты практическая технология дубления,крашения,парфюмерное дело,изготовление моющих средств.

В одной из сохранившихся рукописей Древнего Египта,в так называемом «Папирусе Эбереса» (16 в. до н. э.),приведён ряд рецептов изготовления фармацевтических препаратов.Описаны способы извлечения из растений различных соков и масел путём выпаривания,настаивания,выжимания,сбраживания,прцеживания.Приёмы возгонки,перегонки,экстрагирования,фильтрации широко применялись в различных технологических операциях.

Древние специалисты химического искуства:плавильщики,стеклодувы,красильщики,мыловары-были «химиками-технологами».Это были люди чистой практики,для которых «теория» значила мало или вообще ничего не значила.Они устно передавали свой богатый опыт каждому новому поколению.Никто в то время этот опыт не обобщал и не описывал,и если в папирусах сохранились отдельные рецепты,то это было далеко не то,что могли делать руки мастера.А могли они делать немало.Дастаточно напомнить о красивой глазури (обливные облицовочные плитки,для окраски которых применялись такие оксиоды,как СuО,СоО,FeO,PbO).

В Древнем Египте был разработан способ получения чистого золота.Обработку породы начинали с дробления кварца,содержащего золото,затем куски кварца сплавляли в герметически закрытых тиглях с поваренной солью,свинцом,оловом,при этом серебро переходило в хлорид серебра.Кроме золота,в древности были известны серебро,железо,олово,ртуть,медь,свинец.Согласно учению древних,семь металлов олицетворяло семь планет.

Усовершенствование процесса получения бронзы вызвало рождение технологии тепловой обработки сплавов

О вреде химии.

После появления ядерного топлива к химии стали относиться всё хуже и хуже.Первые электростанции,работавшие на ядерном топливе,появились 1950-х годах.Вслучае утечки такого топлива оно заражает всё вокруг даже воздух.Многие люди,обеспокоенные этим,устраивали демонстрации протеста против использования атомной энергии.До 1950-х годов большинство электростанций работало на нефти на угле.Такое топливо не столь опасно,как ядерное,но его запасы рано или поздно должны истощиться.К тому же выделяющейся дым растворяется в дождевой влаге.Когда такой дождь выпадает на землю,он наносит ущерб пастбищам и лесам.Эти дожди называются кислотными.В 1986 году на атомной электростанции в украинском городе Чернобыле произошла сильная утечка ядерного топлива.Вся местность на много километров была заражена.До сих пор людям небезопасно жить в районе Чернобыля,употреблять произведённые там продукты питания,пить воду из местных водоёмов.