Царская невеста краткое содержание по действиям. Петр Ильич Чайковский: биография, видео, интересные факты, творчество. Н.Римский-Корсаков «Царская невеста

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившийся ему Марфы. Купец Собакин наотрез оказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается только Бомелий. Грязной обращается к нему с просьбой достать снадобье, которым можно приворожить девушку. Он обещает его щедро вознаградить. Разговор лекаря и Грязного подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней, теперь Любашу охватили ревнивые подозрения. Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.

Все помыслы Марфы посвящены любимому жениху, Ивану Лыкову. Рядом с ней ее подруга Дуняша. Ей она рассказывает о своих чувствах. В сумерках, к дому Собакиных подкрадывается Любаша. Красота Марфы поражает ее, и Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным у Бомелия.

На стук Любаши выходит царский лекарь. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Вначале Любаша с возмущением отвергает его притязания, но радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки. И она уступает ненавистному ей Бомелию.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек.

Наконец Марфа возвращается и все поздравляют жениха и невесту. Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье. Внезапно появившийся Малюта пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу.

Собакин глубоко опечален тяжким недугом дочери, от которого ее никто не может излечить. Появляется Грязной. Опричник докладывает Марфе, что Лыков под пыткой сознался в намерении извести зельем царскую невесту и по повелению государя казнен. Марфа не выдерживает тяжести горя. Её помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених Ваня. Видя безумие Марфы, Грязной убеждается, обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее.

Не в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Появляется Любаша. Она признается, что подменила зелье. Охваченный яростью, Грязной убивает Любашу.

Лев Александрович Мей


Царская невеста


Драма в четырех действиях

(Действующие лица):


(Василий Степанович Собакин), новгородский купец.

Его дети: (Марфа)

Опричники: (Григорий Григорьевич Грязн"ой)

(Василий Григорьевоч Грязн"ой)

(Князь Михаил Темгрюкович)

(Малюта Григорьевич Скуратов)

(Князь Иван Гвоздев - Ростовский)

(Боярин [Михаил Матвеевич] Лыков), нарвский воевода.

(Боярин Иван Сергеевич Лыков), его племянник.

(Елисей Бомелий), царский лекарь.

(Домна Ивановна Сабурова), купеческая жена.

(Дуняша), ее дочь.

(Петровна), работница Собакиных.

(Кум Савелий).

(Кум Парфен).

(Истопник).

(Сенная девушка).


Опричники, песенники, плясуньи, слуги, бояре, боярыни.

Действие происходит в Александровской слободе в 1572 году.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ


Пирушка

СЦЕНА ПЕРВАЯ


Явление первое

Кн. Иван Гвоздев - Ростовский

Так хороша?.. А кто она такая?

Гр. Грязной

Собакина, купеческая дочь…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Постой, постой! Да не ее ль отец

Из Новгорода в слободу приехал

С заморскими товарами?

Гр. Грязной

Он самый.

Кн. Гводев - Ростовский

Дом на углу, у церкви? Знаю, знаю:

У старика - то я вчера купил

Себе парчи узорчатой на ферязь…

Зачем он дочь сюда привез с собою?

Гр. Грязной

Зачем?.. Ты знаешь, государь велел

Со всех концов и городов красавиц

Свезти сюда; и лучшую из них

Себе в супруги выбрать хочет?

Кн. Гвоздев - Ростовский

Гр. Грязной

И веришь ли, мой друг, любезный Ваня?

Мне кажется, что лучше Марфы нет,

Что на роду ей суждено царицей,

А не простой боярынею быть…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Тебе во всем поверю я, Григорий!

А вот своим глазам так я не верю…

Гр. Грязной

Кн. Гвоздев - Ростовсий

Да так… Гляжу я на себя:

Куда ты изменился, Гриша!.. Право:

Бывало, мы, чуть девица по сердцу,

Нагрянем ночью, дверь с крюка сорвали,

Красавицу на тройку - и пошел!

А нынче мы болтаем, словно бабы…

Что тут дремать? Друзья - как раз - помогут

Гр. Грязной

Нет, князь! К чему насилие… Не прихоть,

Любовь крушит мне душу, да и Марфа

Скорей наложит руки на себя,

Чем даст себя в обиду… Слушай, князь:

Я честию хотел покончить дело:

К Собакину сватов я засылал.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Ну, что ж?

Гр. Грязной

Велел сказать мне наотрез:

"Благодарим боярина за ласку,

А дочь свою я обручил другому".

Кн. Гвоздев - Ростовский

Кому ж другому?

Гр. Грязной

Лыкову Ивану.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Да ты бы сам с отцом поговорил.

Гр. Грязной

Я говорил, так он поет другое:

"Мы с дядей нареченного, Михайлой

Матвеичем, уж дело порешили".

Кн. Гвоздев - Ростовский

А молодой - то Лыков - хоть куда!

Такой красивый, говорит так складно:

Недаром был он два года у немцев.

Гр. Грязной

Не говори мне про него… Сегодня,

Скрепивши сердце, звал его я с дядей

Откушать хлеба - соли: погляжу,

Какой он басурманщины набрался?

Чай, то - то он невесте нагородит,

Проклятый!

Кн. Гвоздев - Ростовский

Эй! послушайся меня:

Возьмем силком - и поминай, как звали!

Гр. Грязной

Нет, не хочу…

А Лыкову Ивашке

Не обходить кругом налоя с Марфой!

Кн. Гвоздев - Ростовский

Да что ж ты хочешь делать?

Гр. Грязной

Сам не знаю…

А жаль мне, что ты Марфы не видал:

Ты знаешь толк…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Да кто его не знает?

На что уж немец - Елисей Бомелий -

И тот смекает! Встретились намедни,

Он и давай хвалить твою Любашу:

"У твоего приятель шлявна девка!… "

Да, к слову молвить. Разве ты Любашу

Уж разлюбил?.. А кажется, что девки

Такой искать - нескоро и отыщешь:

Поет, что птичка; брови колесом,

Глаза, как искры, и коса до пяток.

Гр. Грязной

Она мне надоела…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Что так скоро?

И полгода, кажися, не прошло,

Как мы ее в Кашире подцепили…

Гр. Грязной

Я не люблю ее.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Напрасно, брат!

А впрочем, как пройдет угар, полюбишь.

Давай - ка выпьем!

Ну! Никак и гости

Идут? Кого ты звал к себе сегодня?

Гр. Грязной

Все наших же… Ну, Лыковы прийдут,

Хотел бы Калист, Марфин брат, гуляка

И балагур, хоть тотчас в скоморохи…

Прийдет Бомелий…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Он зачем?

Гр. Грязной

Мне нужно.

СЦЕНА ВТОРАЯ


Явление 1

Гр. Грязой

Добро пожаловать!

Здорово, Гриша,

И я пришел к тебе попировать,

На старости медку хлебнуть немножко…

С собой взял князя…

Гр. Грязной

Милости прошу!

Да что же ты ко мне сегодня в рясе?

Нельзя же, брат! Я - параклисиарх.

У вас одно мирское на уме,

А мы с великим нашим государем

Вечерню слушали… Теперь, пожалуй,

Разоблачусь и я…

Вот это дело:

Мы с князем шли к тебе, да и продрогли.

Ну, будь здоров!

Гр. Грязной

Благодарю, Малюта.


Явление 2

Гр. Грязной

Прошу покорно, гости дорогие!

Брат, здорово!

Здравствуй, Калист!

Благодарю тебя за честь, Бомелий!

Спасибо вам, что вспомнили меня.

Ну, дорогие гости! За трапезу

Прошу садиться… Только не взыщите:

Чем бог послал…

Мы лаской будем сыты.

А старая пословица гласит,

Что слаще меду ласковое слово.

Гр. Грязной

Другая поговорка есть, боярин,

Что баснями не кормят соловья…

Прошу покорно!

Расскажи - ка нам,

Как в Нарве воеводствуешь, боярин!

Да, слава богу, у меня все тихо:

Магистр и немцы, словно барсуки,

Сидят в норах и выглянуть не смеют.

За ум взялись, а то куда сварливы!

Ты, молодец, на немцев насмотрелся:

Что, как у них там за морем живут?

Ив. Лыков

Как и везде: где хорошо, где худо.

Неправда! Очень, очень хорошо!

Кн. Гвоздев - Ростовский

Зачем же вы к нам жалуете в гости?

Ты знаешь: от добра добра не ищут!

За нами шлет великий государь,

Чтоб вас учить.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Ну да! Вы научили,

Как вашу ж братью нужно колотить:

Спасибо и на том!

Доктор исторических наук Т. ПАНОВА.

Среди шести официальных браков русского царя Ивана IV самым непродолжительным и странным был третий - с Марфой Собакиной. Печальная судьба этой молодой красавицы очень кратко описана в исторической литературе. Она стала героиней оперы Римского-Корсакова "Царская невеста"; правда, либретто этого прекрасного музыкального произведения весьма далеко от истинных событий второй половины XVI века. Присутствует, как все помнят, Марфа Васильевна и в искрометной комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию".

Иван IV по прозвищу Грозный. Портрет из немецкого летучего листка. XVI век.

Миниатюра из летописного Лицевого свода посвящена смотринам царских невест.

Выезд семьи Ивана Грозного. Миниатюра из лицевого свода XVI века.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Гравюра XVI века показывает, что представляла собой Александрова слобода. На гравюре того же времени изображен прием в Александровой слободе.

Фрагмент волосника Марфы Собакиной. Такие головные уборы носили на Руси все замужние женщины.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Скульптурные портреты третьей жены Ивана IV Марфы Собакиной публикуются впервые. Вот такой была эта красавица, приглянувшаяся царю Ивану и, видимо, ставшая затем жертвой интриг при дворе московского государя.

В 1963 году, когда вскрыли саркофаг, в котором был похоронен царь Федор Иоаннович (умер в 1598 году), какое-то короткое время все видели, как заизвестковавшиеся ткани савана сохраняют форму тела - на снимке хорошо видны ноги усопшего.

Бедная, бедная Марфа Собакина... Нет, я не о ранней смерти этой юной девы. Я о том, что о ней писали прежде и пишут в наши дни - как в исторических трудах, так и в художественных очерках, посвященных женщинам Средневековья. Ее величают то Марфой Сабуровой, то дочерью новгородского купца, то дочерью "незнатного боярина". Ее смерть связывают с преднамеренным отравлением, но кто-то говорит о ее пострижении в монастырь после года(!) супружеской жизни с царем Иваном Грозным. А уж сказка о том, что увидели ученые, когда вскрыли (почему-то в 1931 году, а не в 1929-м, как на самом деле) саркофаг этой царицы, вообще не выдерживает никакой критики.

Что же сегодня, в начале XXI столетия мы знаем о Марфе Собакиной? К сожалению, очень немного. Именно поэтому, когда в 2003 году по черепу, извлеченному из захоронения царицы Марфы, был реконструирован ее скульптурный портрет, написать что-то интересное об этой девушке из XVI века оказалось крайне сложно. История ее жизни в качестве царской невесты и жены государя умещается в короткий отрезок времени - всего в несколько месяцев 1571 года, когда сорокаоднолетний царь Иван Васильевич, овдовевший два года назад, решил вступить в третий брак.

Сведений о роде Собакиных и их самой знаменитой представительнице, которые можно было найти в летописях и других письменных источниках XV-XVI веков, сохранилось, как уже сказано, мало. Этим и объясняются разночтения в публикациях, упоминающих о третьей жене царя Ивана Васильевича.

Если второй брак Грозного (с черкесской княжной Марией Темрюковной) был обусловлен политическими соображениями, то для третьего выбирали просто русскую красавицу дворянского рода. Для этого уже в 1570 году по всему государству провели перепись дворянских "девок" - кандидаток в невесты. Смотрины происходили в Александровой Слободе, куда были свезены 2000 самых красивых и здоровых девушек. В записках немцев И. Таубе и Э. Крузе, бывших тогда в России, сохранились сведения об этой церемонии. Когда девушек привозили на смотрины, царь "входил в комнату <...> кланялся им, говорил с ними немного, осматривал и прощался с ними".

Тщательный отбор оставил сначала 24, а затем только 12 кандидаток. Их, по воспоминаниям И. Таубе и Э. Крузе, осматривали уже обнаженными. Был при этом и врач, англичанин Елисей Бомелий, выпускник Кембриджа, приехавший на службу в Россию. "Доктор должен был осмотреть их мочу в стакане", так как у невесты царя не должно быть ни болезней, ни телесных изъянов.

Победительницей конкурса красоты, как сказали бы мы сегодня, стала дочь худородного дворянина из города Коломны - Василия Степановича Собакина Большого (или старшего). Правда, наиболее осведомленные об этом событии нашей истории упомянутые И. Таубе и Э. Крузе напутали с происхождением царской невесты, назвав ее купеческой дочерью Григория (?!) Собакина. В Соборном приговоре - а без участия высших церковных иерархов не обходилось ни одно событие в семье государя - есть такая запись: "И о девицах много испытания бывшу, потом же надолзе времени избра себе невесту, дщерь Василия Собакина".

Мы не знаем, когда появилась на свет девочка Марфа, будущая русская царица. Поскольку в России наследование имущества в роду шло по мужской линии, то сведений о мальчиках всегда оставалось гораздо больше, чем о девочках. Не знаем мы и сколько лет ей было в 1571 году, когда происходили смотрины царской невесты.

Кстати, в тот же день состоялась помолвка и старшего сына царя, царевича Ивана, с Е. Б. Сабуровой-Вислоухой. Каких только странных прозвищ не было у людей на Руси, а ведь постепенно, с XVI столетия, эти прозвища часто становились фамилиями. Вот и гадай, что именно в семье знатных псковских вотчинников Сабуровых стало поводом для клички, а потом - и родовой фамилии.

С момента помолвки начались события, достаточно обычные в жизни московской правящей элиты: борьба за наиболее "теплые" и выгодные места при особе русского царя. И, вероятно, поплатилась жизнью за это юная девушка, оказавшаяся песчинкой в водовороте придворных интриг.

В истории с третьей женитьбой Ивана Грозного очень важно то обстоятельство, что невеста была дальней родственницей и, видимо, протеже самого Малюты Скуратова - человека низкого происхождения, но могущественного фаворита царя. А породнившись с царской семьей, он смог бы еще более упрочить свое положение при московском дворе. Малюта присутствовал на третьей свадьбе царя как "дру, жка" жениха. В этом же качестве выступал тогда и зять Малюты Скуратова, молодой опричник Борис Годунов, женатый на одной из дочерей Малюты. (Так начиналась удивительная карьера будущего русского государя Бориса Федоровича!)

Уже после помолвки Марфа Собакина вдруг заболела и стала "сохнуть", как назвали в те времена летописцы состояние невесты царя. Ходили разные слухи и, прежде всего, о том, кому это могло быть выгодно. По одной из версий, Марфу Васильевну отравил кто-то из семьи то ли Романовых, то ли Черкасских - родни первой и второй жен Ивана Грозного. По другой - какое-то "зелье" Марфе передала ее мать, заботясь о "чадородии" будущей царицы. Это снадобье (или другое, если первое подменили) и стало, как считали, причиной болезни царской невесты. Кстати, именно об этом писал в своих записках "О Московии" Даниил Принц из Бухова, приезжавший в Москву в 1572 и 1578 годы: "Этим питьем она (Марфа. - Прим. авт. ), может быть, хотела приобрести себе плодородие; за это и мать и придворного он (царь Иван. - Прим. авт. ) казнил".

И тем не менее, несмотря на плохое самочувствие Марфы Собакиной, 28 октября Иван Васильевич сыграл в Александровской Слободе пышную свадьбу. Почему не в Москве? Дело в том, что 24 мая столица сгорела дотла, подожженная крымским ханом Девлет-Гиреем, и еще не восстановилась после бедствия. Царь Иван "положа на Бога упование, любо исцелеет" все же заключил этот третий брак. Свадьба была веселой. Известно, например, что из Великого Новгорода прибыли целая ватага скоморохов и подводы с ручными медведями - для царской свадебной потехи.

В свадебной церемонии, в разном качестве - кто "дружкой" царя, кто с "осыпалом", кто "за санями шел", кто "колпак держал", кто в "мыльне" (бане) присутствовал - приняли участие десять ближайших родственников Марфы Васильевны: отец и дяди, двоюродные братья с женами и без.

Через неделю, 4 ноября, сыграл свадьбу и царевич Иван Иванович. Праздники следовали один за другим. То был первый брак царевича из его трех - по настоянию отца он был расторгнут в 1575 году.

А между тем царица Марфа Васильевна не только не поправлялась, но чувствовала себя все хуже и хуже и 13 ноября скончалась. Она фактически так и не стала женой русского царя - об этом существует специальная запись в церковных документах того времени. Ее наличие помогло Ивану Грозному, когда он обратился за разрешением на четвертый брак (всего их было, напомним, шесть). А на Руси уже и третий считался серьезным нарушением церковных канонов. Но когда третья жена царя Ивана умерла, он обосновывал свое прошение на новый брак тем, что темные силы дьявольские "воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, еще в девицах сушу... и тако ей отраву злую учиниша". Далее царь ссылался именно на то, что из-за болезни Марфы Собакиной он так и не вступил с ней в супружеские отношения - "девства не разрешил".

Пробыв в царицах лишь две недели (а вернее, проболев все это время), Марфа Васильевна Собакина вошла в историю России. И даже в этот короткий срок ее отец Василий Собакин Большой успел стать боярином, хотя "по худости рода" не имел на это никакого права, а его два брата, Меньшие Собакины, получили высокие чины окольничих. Однако наслаждаться этим карьерным взлетом им долго не пришлось. Варлаам Собакин Меньшой после смерти Марфы Васильевны был пострижен в монастырь. Его племянники (двоюродные братья царицы), которые, по мнению Ивана Грозного, "хотели было меня и с детьми чародейством извести", поплатились жизнью.

Трудно сказать, были ли подозрения царя беспочвенны: во всяком случае, ни малейших сведений о подобном заговоре в источниках XVI столетия нет. Тем не менее болезненной подозрительности и жестокости Грозного не было предела, и уже после 1574 года в послужных списках русского двора мы не встретим ни одного представителя рода Собакиных.

Царицу Марфу Васильевну похоронили в Москве, в кремлевском Вознесенском соборе - усыпальнице для женщин из царской семьи. Когда в 1929 году разбирали постройки Вознесенской обители и Чудова монастыря, сотрудники Оружейной палаты, спасая некрополь русских великих княгинь и цариц, перенесли их захоронения в подземную палату рядом с Архангельским собором Кремля. Там они хранятся и по сей день.

С 1970-х годов в научно-популярной и популярной литературе можно встретить сведения о биологическом феномене, который якобы наблюдали открывшие захоронение Марфы Собакиной. Сняв крышку с ее каменного саркофага, музейные работники будто бы увидели совершенно не тронутое тлением тело царицы - она лежала бледная, прекрасная и как живая (Р. Г. Скрынников. Иван Грозный. - М., 1975). А потом на глазах рассыпалась в прах.

Откуда автор книги почерпнул такие сведения? В документации того времени нет ничего, что могло бы подтвердить эту удивительную историю. В природных условиях средней полосы России случаи мумификации крайне редки, а уж связанный с Собакиной биологический феномен просто невозможен. Скорее всего, красимым вымыслом обросло другое явление, встречающееся в средневековых захоронениях, если саркофаг изготовлен из белого камня - известняка. Когда, например, вскрыли погребения сыновей Грозного, царевича Ивана и царя Федора, то увидели, что все ткани их одежды и саванов сохранили форму тел. А дело в том, что в процессе тления мышечной массы ткани заизвестковались и затвердели. Но стоило гробы вскрыть, как под воздействием свежего влажного воздуха саваны, быстро утратив жесткость, осели. Ничего другого не могло и быть.

Сохранившийся скелет царицы Марфы Собакиной по своему состоянию ничем не отличается от других из некрополя бывшего Вознесенского собора в Кремле. Пожалуй, только лучше, чем в некоторых захоронениях, сохранился до наших дней череп Марфы. Сегодня мы можем увидеть ее лицо. В 2003 году эксперт-криминалист и ведущий в России специалист по реконструкции облика человека по его останкам С. А. Никитин (из Бюро судебно-медицинской экспертизы при Комитете здравоохранения Москвы) восстановил портрет царицы Марфы Васильевны в виде скульптурного бюста, выполненного в бронзе.

Она действительно красива и молода. Как жаль, что судьба ее сложилась столь трагически. Мы пока не знаем причину ее ранней гибели. Но слишком велика вероятность, что умерла она не своей смертью. Борьба за власть и придворные должности, за возможность возвыситься, пребывая возле царского трона, шла постоянно. Дальнейшие исследования останков царицы Марфы Собакиной, возможно, позволят ответить на эту загадку русской истории. И тогда, как знать, может быть, и подтвердятся подозрения ее мужа - грозного русского царя Ивана IV.

Н.А. Римский-Корсаков опера «Царская невеста»

Литературной основой для оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакого стала одноименная драма Л. А. Мея. Идея создать оперу на сюжет этого произведения возникла у композитора еще в конце 60-х годов XIX столетия. Но к ее написанию он приступил только спустя три десятилетия. Премьера прошла с грандиозным успехом в 1899 году. С тех пор «Царская невеста» не сходит со сцен ведущих мировых оперных театров.

Эта опера о любви - горячей, страстной, сжигающей все вокруг. О любви, возникшей в одну из самых жестоких и страшных эпох в истории нашей страны - время правления Ивана Грозного. Время опричнины, бояр, показательных казней и смертельных пиршеств.

Действующие лица

Описание

Василий Степанович Собакин бас купец
Марфа сопрано дочь Василия Степановича Собакина
Малюта Скуратов бас опричник
Григорий Григорьевич Грязной баритон опричник
Любаша меццо-сопрано любовница Григория Григорьевича Грязного
Иван Сергеевич Лыков тенор боярин
Домна Ивановна Сабурова сопрано жена купца
Елисей Бомелий тенор царский врач
Дуняша контральто дочь Домны Ивановны Сабуровой
  • В 1966 году режиссёр Владимер Гориккер снял киноверсию оперы.
  • Единственной известной американской постановкой «Царской невесты» стала премьера в Вашингтонской опере в 1986 году.
  • Главные события, представленные в драме Мея, действительно имели место быть в эпоху Ивана Грозного. Этот эпизод почти не известен, но он зафиксирован в исторической литературе. Грозный собирался жениться третий раз. Его выбор пал на дочь купца Марфу Васильевну Собакину, но вскоре царскую невесту сразил недуг непонятного происхождения. Поговаривали, что Марфа была отравлена. Подозрение пало на родственников ранее умерших цариц. Для расправы с ними был сделан специальный яд, который мгновенно отправлял жертву в мир иной. Такой казни было подвержено множество людей из окружения царя. Он все-таки женился на угасающей Марфе, надеясь исцелить ее своей любовью, но чуда не произошло: царица умерла. Стала ли она жертвой человеческой злобы и зависти, либо случайной виновницей казни ни в чем неповинных людей, до сих пор остается загадкой.
  • Несмотря на такую важную роль Ивана Грозного в опере, он не имеет вокальной партии. Его образ целиком и полностью характеризуют оркестровые темы.
  • В своей музыкальной драме автор переплел между собой два любовных треугольника: Марфа-Любаша-Грязной и Марфа-Лыков-Грязной.
  • Композитор сочинил оперу "Царская невеста" за 10 месяцев.
  • Эта музыкальная драма не единственная, которая была написана по драме Льва Мея, также по его произведениям были написаны оперы "Псковитянка" и "Сервилия".
  • Римский-Корсаков, был одним из участников "Могучей кучки ". После премьеры "Царской невесты" члены Балакиреевского кружка не одобрили его новаторские решения. Они посчитали его чуть ли не предателем, который отошел от старой русской школы, а также балакиреевских устоев.
  • В либретто оперы не вошло много персонажей из драмы Льва Мея.
  • Партию Марфы, Николай Андреевич писал специально под оперную диву Н.И. Забела-Врубель.

Популярные арии :

Ария Любаши «Вот, до чего я дожила» - слушать

Ария Марфы - слушать

Ариозо Лыкова "Иное все - и люди, и земля..." - слушать

История создания


После ошеломляющего успеха оперы "Садко" , Н.А. Римский-Корсаков решил поэкспериментировать, и создать новую, уникальную оперу. Композитор сделал ее "простой", не стал вставлять большие, массовые сцены и хоры, как это было принято до этого в оперном русском искусстве. Также его целью было показать именно вокальную кантилену в написанных им ариях. И Николаю Андреевичу это удалось.

Римский-Корсаков начал работу над оперой в 1898 году, в этом же году он и закончил ее. Над либретто работал сам композитор. Николай Андреевич сохранил всю хронологию, которая была в драме Мея, а также оставил неизмененными некоторые тексты из произведения. Важно, что у композитора был помощник, его бывший ученик И. Тюменев. Он помогал в написании либретто к опере, а также в редактирование слов в некоторых ариях.

Постановки


3 ноября 1899 года (по-новому времяисчислению), состоялась премьера оперы "Царская невеста" в частном театре С. Мамонтова (г. Москва). Эта опера вызвала разные эмоции у зрителя, но в целом, музыкальная драма пришлась "по вкусу" публики.

В России данную оперу ставили и ставят довольно часто. Всевозможные русские музыкальные театры могут похвастаться постановкой оперы, если и не в настоящем времени, то хотя бы в прошлом веке. "Царская невеста" ставилась в таких местах, как: Мариинский театр, Ленинградский театр оперы и балета, Большой театр (г. Москва), Новая опера, Самарский академический театр оперы и балета и мн. др.. К сожалению, за рубежом опера не пользуется такой популярностью, хотя несколько разовых постановок на заграничных сценах были.

Первая постановка оперы состоялась 22 октября 1899 года, и ее успех превзошел даже триумф «Садко». Особенно тепло принимала публика и московская критика Забелу — Марфу, Ростовцеву — Любашу и Секар-Рожанского— Лыкова. «Сколько теплоты и трогательности было и в ее голосе, и в сценическом исполнении! — писал один рецензент о Забеле.— Чуть ли не всю партию она проводит в каком-то меццо-воче, даже на высоких нотах, что придает Марфе, думается, тот ореол кротости, смирения и покорности судьбе, который рисовался в воображении поэта при ее имени». В «Царской невесте» бытовой образ получил новые, глубоко трагические очертания, зато сказочный образ стал реальным, не теряя своей просветленности, более того — своего не кидающегося в глаза, но несомненного музыкального родства со Снегурочкой . От этого слияния реального с фантастическим Марфа заняла совсем особое место в галерее женских образов, музыкально воссозданных Римским-Корсаковым. В некоторых отношениях она стала предшественницей его высшего создания — девы Февронии.

Гениальное слияние двух гениев современности композитора Римского-Корсакова и художника Врубеля, начатое в «Садко», продолжилось и в следующей опере композитора . И играть заглавную партию в ней конечно должна была Надежда Ивановна Забела-Врубель, влюбленная в творчество автора еще со времен «Садко». Партия Марфы в Царской невесте писалась специально для Забелы. Так же, как и для Псковитянки в качестве основы для оперы была взята пьеса Л. А. Мея, а действие вновь развивается во времена Ивана Грозного, на этот раз в опричной Александровской слободе. Но царь теперь выступает не как любящий отец и крупный деятель, а как беспощадно жестокий тиран, болезненно подозрительный, хотя и наделенный широким государственным умом и способный на великодушные и дальновидные поступки.

От предыдущего творения « Моцарт и Сальери » эта опера отличается крайней психологической напряженностью. Сам Грозный появляется на сцене только один раз, да и то, как лицо без речей, но за него говорит музыка, открывая темную изнанку самовластья. Перед слушателями чередой персонажей проходят прислужники Грозного: отчаянный удалец, потерявший покой из-за безответной любви, опричник Григорий Грязной, в недалеком будущем - низкий клеветник и убийца; любимец царя, благодушный рыжий палач Малюта Скуратов, именем которого матери стращали малых детей; заморский лекарь и заодно душегуб, сластолюбивый Бомелий. Два женских образа создают неповторимую атмосферу оперы, два предельно контрастных женских типа, когда-либо созданных до того Римским-Корсаковым: Любаша и Марфа. Недаром «Царская невеста» написана вслед за 1897 годом, после решительного поворота композитора к широкой мелодии и к тому, что он назвал «истинной вокальной музыкой».

В новой опере при замечательных по выразительности оркестровых эпизодах первое место все же отдано пению. Незабываема песня Любаши в первой картине оперы — одно из высочайших в русской музыке отражений горькой женской доли. Такое крайнее, как бы закаменевшее в своей безысходности отчаяние едва ли знала до той поры лирика русских поэтов. Остеречься бы Григорию страшной силы этого отчаяния своей подруги, да куда там... Незабываем и эпизод появления Любаши на улице, под окном Марфы Собакиной. Горе, надежда и снова боль и ненависть сменяют друг друга в речитативе и арии Любаши. Она впервые увидела Марфу и как пламенем охвачена чувством острой ревности. Именно в эти мгновения решилась она извести ни в чем не повинную разлучницу. Оркестр чутко и бережно следует извилинам душевных переживаний Любаши. Обороты мелодии живо напоминают мрачный романс Полины «Подруги милые» в «Пиковой даме». Совпадение может быть и случайным, и все же сходство настроения очевидно. Оперу Чайковского автор «Царской невесты» , как он сообщал В. В. Ястребцеву, оценил и полюбил еще летом 1895 года.


Сострадание, внушаемое душевными муками любящей и покинутой девушки, столь велико, что исполнительницы этой роли (а среди них были такие замечательно талантливые, как Н. А. Обухова) всем сердцем жалели и любили свою Любашу, а слушатели, если и не прощали (потому что простить нельзя), то и не очень вспоминали ее преступление; ведь мы не видим Любашу в самый момент преступления: она подменяет «приворотное зелье» отравой не на сцене, а в промежутке между вторым и третьим действием. На наших глазах всыпает яд в чарку Марфы Григорий Грязной, не зная, что это отрава. Лишь оркестр грозно повторяет аккорды, прозвучавшие во время роковой встречи Любаши с Бомелием. И под двойным воздействием лихой отравы и принесенного Малютой «царского слова», отнимающего у нее жениха, Марфа теряет рассудок и умирает.

Но как это ни удивительно, музыкальный мир Марфы—не темная, а светлая сторона оперы. Недаром и песня Любаши, первоначально задуманная для Марфы, оказалась неуместной и невозможной как краска для звукового портрета бедной «царской невесты». От начала и до конца, до ее предсмертного монолога, в котором все великое несчастье, на нее рухнувшее, кажется ей только страшным, несуразным сном, Марфа излучает радость и покой. Для своей любимицы композитор приберег самые легкие, самые акварельные тона. Невозможно передать словами ее счастливую детскую простоту и естественность, какую-то родниковую прозрачность ее чувств. И заключительная сцена «Царской невесты», когда умирающая Марфа думает, что говорит наедине со своим женихом в канун свадьбы, - самая сильная, даже рядом с песней Любаши и «царским словом» Малюты, сцена оперы. В музыке — ни следа надрыва или слезливости, один свет и радость, но впечатление поистине потрясает душу.

Интересные факты:

  • В отличие от всех прежних опер Корсакова в «Царской невесте» композитор применил не только дуэты, но и трио, квартеты и даже такой сложный вокальный ансамбль, как секстет. Но как мастерски ни распоряжался теперь Корсаков сплетением человеческих голосов, как ни захватывают нас драматический дуэт Любаши и Грязного или трио Грязного, Любаши и Бомелия, все же чувства и характеры персонажей находят наиболее полное выражение по-прежнему в сольных эпизодах.
  • Успех «Царской невесты- значительно укрепил положение Товарищества русской частной оперы, возникшего на основе мамонтовской труппы и оставшегося после банкротства Мамонтова без средств.
  • По просьбе исполнителя партии Лыкова Секара (случай редчайший в практике Корсакова) композитор написал для Лыкова вставную арию.