Чинуши от науки и церковь. Стриханов, михаил николаевич
Стриханов Михаил НиколаевичБиография
Родился в г. Краснодаре.
Окончил МИФИ с отличием в 1974 г. по специальности «Теоретическая ядерная физика».
Карьера
1974-1997 гг. - стажер-исследователь, ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор МИФИ, директор научного центра Министерства образования РФ.
1997-1998 гг. - проректор по международной образовательной и научной деятельности МИФИ.
1998-1999 гг. - зам. начальника Управления научно- исследовательских работ Министерства образования РФ.
1999-2003 гг. - начальник Управления развития и планирования научных исследований Министерства образования РФ.
2003-2004 гг. - заместитель Министра образования РФ.
2004-2007 гг. - заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ.
2006 г. - по настоящее время - заведующий кафедрой МИФИ.
2007 г. - избран ректором МИФИ.
2009 г. – переизбран ректором НИЯУ МИФИ.
Научные достижения
В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по теме «Взаимодействие излучений с веществом».
В 1984 г. присвоено ученое звание доцента.
В 1992 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук.
В 1996 г. присвоено ученое звание профессора.
Доктор физико-математических наук (ядерная физика) (с 1992 г.).
Индекс цитирования Н=46 (Web of Science на декабрь 2010 года).
Награды, заслуги, членство
Лауреат премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2009 г. и в области образования за 2004 и 2010 годы.
Руководитель группы МИФИ в эксперименте STAR (обнаружение кварк-глюонной плазмы) в Брукхейвенской национальной лаборатории (США) (с 1993 г).
Участник эксперимента ALICE (CERN) (с 1997 г).
Член Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.
Член Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации.
Член Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.
Член совета Российского фонда фундаментальных исследований.
Член научно-технического совета государственной корпорации «Роснанотех».
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
академик РАО
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Михаи́л Никола́евич Стриха́нов (18 июля , Краснодар) - российский физик, ректор НИЯУ МИФИ с 2007 года . Доктор физико-математических наук (1992), академик Российской академии образования (2015; член-корреспондент по специальности "инженерная психология с 2012) . Заместитель министра образования РФ с июня по 2004 год . Главный редактор журнала «Ядерная физика и инжиниринг ».
Биография
В этом разделе не хватает информации.
В 1974 году окончил МИФИ с отличием по специальности «Теоретическая ядерная физика ». В 1974-1997 годы - стажёр-исследователь, ассистент, старший преподаватель, доцент , профессор МИФИ, директор научного центра Министерства образования РФ . В 1994-1998 годы - директор «Государственного агентства международного сотрудничества в науке и образовании» В 1997-1998 годы - проректор по международной образовательной и научной деятельности МИФИ. В 1998-1999 годы - зам. начальника Управления научно-исследовательских работ Министерства образования РФ. В 1999-2003 годы - начальник Управления развития и планирования научных исследований Министерства образования РФ. В 2003-2004 годы - заместитель Министра образования РФ. В 2004-2007 годы - заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ. С 2007 года - советник Министра по научно-техническим вопросам. Занимался инновационной деятельностью, многоуровневой подготовкой кадров, организацией координации и финансирования научных исследований в стране, развитием госсектора науки, интеграцией науки и образования,организацией международных программ по поддержке естественнонаучных и гуманитарных наук. С 2002 года по настоящее время заведует кафедрой "Физика конденсированных сред". В настоящее [какое? ] время выполняет роль исполняющего обязанности заведующего кафедрой. C 2006 года по настоящее время - заведующий кафедрой МИФИ (с 2008 года - заведующий кафедрой 77 «Компьютерное моделирование и физика наноструктур и сверхпроводников»). В 2007 году избран ректором МИФИ из трёх кандидатов. В 2010 году - переизбран ректором НИЯУ МИФИ. Научная деятельность[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по теме «Взаимодействие излучений с веществом». В 1984 году присвоено ученое звание доцента. В 1992 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук по теме «Взаимодействие потоков заряженных частиц с веществом». В 1996 году присвоено ученое звание профессора. Основными направлениями научных исследований являются - ядерная физика, взаимодействие излучений с веществом, физика наноструктур. Руководитель группы МИФИ в эксперименте STAR (обнаружение кварк-глюонной плазмы) в Брукхейвенской национальной лаборатории на RHIC (США) (с 1993 года). Участник эксперимента ALICE (CERN) (с 1997 года). Общественная деятельностьЧлен Президиума РАО; Член Президиума ВАК; Заместитель председателя Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования; Председатель Экспертного Совета по высшему образованию при Комитете Государственной Думы по образованию; Член научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации; Член научно-технического совета Госкорпорации «Росатом»; Член редколлегии журнала «Атомная энергия»; Председатель редсовета журнала «Ядерная физика и инжиниринг»; Заместитель председателя совета ректоров Москвы и Московской области. НаградыЛауреат премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2009 год и в области образования за 2004 и 2010 годы. Кавалер церковного ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2010) - удостоен за вклад в созидание домового храма МИФИ . Одновременно Михаил Стриханов огласил решение учёного совета МИФИ о присвоении патриарху Кириллу степени почётного доктора МИФИ. Награждён почетными грамотами:
СемьяЖенат, имеет дочь. Облюбовав крошечный Монтсегюр, который был самым магическим в Долине замком (так как стоял на «точке перехода» в другие миры), Магдалина с дочуркой вскоре начали потихоньку туда перебираться. Начали обживать их новый, незнакомый ещё, Дом... Ученый связал успехи вуза с открытием кафедры теологии и придомового храма Ректор МИФИ Михаил Стриханов заявил на IV Рождественских образовательных чтениях Южного викариатства Москвы, что успехи ядерного вуза связаны с открытием в нем домового храма в 2009 году и кафедры теологии в 2012 году. И приводит в доказательство положение вуза в разных топах и рейтингах. Дескать, в топ-100 сильнейших университетов МИФИ занимает 36-е место по естественным наукам по международному рейтингу. А по другому рейтингу вуз вообще - на 75-месте в мире из пяти тысяч учебных заведений. «Как физика сочетается с верой? Очень хорошо сочетается, потому что наше глубокое убеждение - что молодое поколение с самого начала должно исповедовать ценности, которые незыблемы», - заявил Стриханов. Мне уже давно стыдно за свой вуз, - пишет Владимир Д. Сдвиг по фазе, - поддерживает его другой студент. Плохо, что он увязывает успехи с духовными ценностями и скрепами, а традиционные ценности в его понимании немыслимы без православия, - здраво рассуждает Сергей Ш. А некоторые студенты нашли оправдание действиям главы вуза. Мол, ректор вступал перед толпой священников, что он еще мог сказать? Раз доброта и вежливость ректора не позволили ему высказаться иначе (а может и нет никакого «иначе»?), то может все-таки помянуть в списке обязанных успеху, например, ведущих физиков вуза или Нобелевских лауреатов, работавших и учившихся в МИФИ? А впрочем, Бог с ними.... В свое время открытие кафедры теологии в 2012 году и придомового храма в 2009 году вызвало бурные споры в вузе. И не только потому что МИФИ, как институт (Национальный исследовательский ядерный, между прочим), мало вяжется с любой религией в принципе. В конце концов, на территории МГУ тоже есть свой храм. Студенты тогда еще светского вуза не могли понять, почему им навязывают то, что находится в области частного выбора? И ведь далеко не все из них были атеистами, и уж никто не выступал против православия как такого. Отношения науки и религии в России всегда были непростыми. Найденный в 90-е баланс (наука и религия - это просто разные системы познания мира), устроил, видимо, не всех. Существенный перевес в пользу религии, который уже нельзя не замечать, приводит в ужас людей, привыкших отделять теплое от мягкого. А тот факт, что ректоры вузов могут фактически присуждать успехи ядерной физики неким ненаучным явлениям, навевает на студентов мысли: не придется ли после зачета идти и отмаливать «двойку» в храм? Смешно, что в этой ситуации никто не думает ни о имидже вуза, ни о имидже, прости Господи, самого православия. А ставят его под удар его уже не первый раз. Вот только в понедельник проводили обыски в квартирах защитников парка «Торфянка»: те не хотят, чтобы их лишали сквера у дома, пусть даже и построив там храм. И обвинили активистов, что характерно, в неоязычестве. Может оно и так. Странно только, почему искать их стали именно среди противников строительства храма в парке. Может и среди студентов, недовольных ректором, стоит поискать, раз уж пошла такая истерия? Ироничным на этом фоне кажется заявление ректора МГУ Садовничего, сказанное еще весной 2015 года. Глава первого вуза в стране заявил тогда, что создавать факультет теологии в университете пока не планируют. А может зря, Виктор Антонович? Так, с Божьей помощью, и Университет в разных рейтингах поднимется, и ученые в страну возвращаться начнут, а там и до Нобелевки недалеко. Ну не фарс ли? Отменять приказ по формальным причинам через три года после его выпуска. Теперь подробнее. Мне все видится следующим образом. В 2004-ом году произошло много интересного. Путин остался на второй срок, тогда же пришел министр образования Фурсенко и сидит там поныне. А Михаил Николаевич Стриханов после года пребывания в должности замминистра образования переходит на новую, с более звучным названием: "заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ". Так же в этом году выходят два приказа: от 17 февраля 2004 г. N 697 "Об утверждении программ кандидатских экзаменов" и от 30 апреля 2004 г. N 2009 "О сроке действия результатов кандидатских экзаменов". В последнем говорится:
Вернемся же к собитиям вокруг кандидатских приказов. Прошло три года, наступил светлый 2007-ой, подходит конец 8-милетнего правления воландеморта, и начал он готовить себе не то чтобы парашют, а, как показали текущие события, новую взлетную площадку. Поняли ребятки, что не со старых кадров трясти надо, а с молодых, современных, актуальных. И был поставлен Стриханов ректором МИФИ, еще тогда простого государственного университета. И вместе с тем отменены глупые приказы №№ 697 и 2009, новым приказом, умным
, от 3 октября 2007 г. N 269, в силу того, что "ловить там нечего". С формулировкой: "в соответствии с пунктом 15 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации
". А о чем Нам говорит этот пункт 15 ? "...15. Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их органу с указанием причин отказа. Новый приказ был выпущен по этому закону в течение 10 (!!!) дней после получения отказа от минюста, напомню- выпущен он был 3 октября, а зарегистрирован в Минюсте РФ уже 19 октября, то есть за 16 дней. Так что же, скажите мне, делали со старым дурацким приказом в течение ТРЁХ лет??? Придумывали причину отказа, или надеялись на успех, а может ждали указа... это останется тайной. Новое направление было определено. Осталось подстелить соломки, где надо: тут тебе, %username%, и РосНано и РосАтом и РосТехнологии и СтройкаСочи, и все в конце 2007-го (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F). Указания всем оставили, и в мае 2008 благополучно посадили псевдолиберальную хромую утку, зато айфоно-молодежную. И стала утка всячески продвигать эту тему вплоть до назначения МИФИ в октябре 2008-го Национальным Исследовательским Ядерным Университетом. В 2009-м успешно продлили Стриханову бюллетень. И снова начали пилить под прикрытием науки и высоких технологий. Тут власть подходит к кульминации своей феерической нано эпопеи. В 2009-ом году вовзводится величественный науко град Сколково, в который прямыми назначениями сажают управленцев всех мастей, от богатых до астрономически богатых. И называют этот фарс российской кремниевой долиной. А на деле, от кремния одно название, да так все плохо, что злоключения Фобос-Грунта начались еще на орбите, где не обладающие нужной радстойкостью микросхемы обрекли эпический проект стоимостью 5 млрд. руб. на падение в воды Тихого океана. Вот история которая говорит Нам, что жадность не только не дает двигаться вперед, но губительна даже для тех сфер, в которых страна считалась хоть сколько нибудь успешна. Ко всем этим словам я могу приложить самый показательный факт того, как в этой стране поощряется научная деятельность и рост кадров. В том самом НИЯУ МИФИ, в который приезжал (здесь внимание) сам патриарх РПЦ, вещь доселе немыслимая, ибо наука и религия не только несовместимы, но и противоречат по многим пунктам, в той самой кузнице hi-end молодых специалистов, стипендия аспиранта и соискателя кандидатской степени составляет 1300 рублей! За сим я умолкаю, читайте книги, дорогие друзья. Ректор МИФИ Стриханов Михаил Николаевич Интересная информация о деятельности Стриханова М.Н. размещена в Wiki. Чтобы зафиксировать ее в виде "as is" (как есть) и предотвратить возможность последующей манипуляции (неоднократно замечено, как из Википедии удаляется информация, компрметирующая персоналии или органы власти), я сделал (18.01.2013) скриншот странички Википедии, посвященной Стриханову Михаилу Николаевичу ь Особое внимание предлагается обратить на раздел "Критика". Во второй части предоставлена актуальная на текущий момент информация. 1 2 Хотелось бы обратить внимание на "образ" Стриханова, как администратора и государственного чиновника. С появлением Стриханова в должности ректора в полной мере воплотилась поговорка про "метлу". Практически все прежние кадры были убраны с ключевых постов, а на их места поставлены "свои" люди из ФЭИ. Институт наводнили чисто номинальные кадры, которые зачислены на должности (преимущественно - совместители), но редко появляются в институте. Я давно уже обращался в Правительство и к Президенту с целью обратить внимание на очень неадекватное материальное вознаграждение, не соответствующее высокому званию ученого. В последние годы, средства отпускаемые из бюджета на науку существенно увеличились, при этом не улучшился (о чем я говорил в обращениях) контроль над результатом использования этих средств. Увеличилось "дробление" статей по которым конкретные работники получают конкретные деньги. При этом базовые ставки (которые определяют, собственно говоря, работу по основному "назначению " работника) остаются смехотворными принципиально (можно ли нормально жить на эти деньги). Для среднестатистического работника нижнего звена (инженер, лаборант, преподаватель) - 5-7 тысяч рублей в месяц - т.е. государство не заинтересовано в выполнении этими работниками своих базовых функций. С учетом вышеизложенного выглядит пустозвонством заявление Путина: "Надо наказывать руководителей регионов, где люди должны жить на 5 тысяч рублей" Надо наказывать руководителей регионов, где люди должны жить на 5 тысяч рублейКто-то наказал мэра Москвы Собянина? Стриханов и попы на концерте в Кремле 2012.11.23Академики требуют изгнать церковь из МИФИВ интернете начался сбор подписей против кафедры теологии, открытой в стенах МИФИ. Обращение, в котором говорится, что работа кафедры отражает общую клерикализацию общества, подписали более чем девяносто членов Российской Академии Наук. Кафедра теологии, которая открылась в ядерном центре МИФИ еще в прошлом году, почти сразу вызвала определенное напряжение и раздражение в ученом сообществе, и особенно среди преподавателей МИФИ. Но теперь против ее работы выступили ученые. В интернете на сайте демократор.ру появилось обращение, под которым подписались член-корреспонденты и академики РАН. Открытие кафедры теологии воспринимается учеными и преподавателями вузов как знаковое событие, отражающее общую тенденцию нарастающей клерикализации общества, говорится в тексте обращения. В других странах аналогичные кафедры существуют или в частных университетах, или как дань многовековой традиции. Появление такой структуры в современном политехническом вузе мировой практике противоречит и является нелепым, считают авторы обращения и объясняют, что студентов высшей школы надо учить точному научному подходу. Евгений Александров, академик РАН : Если пользоваться вашей терминологией, конечно, это промывка мозгов, потому что, с моей точки зрения, каждый культурный человек должен иметь представление об истории и религии, вообще о таком феномене как религия, но научной деятельности какое бы то ни было религиозное образование дать ничего не может, потому что в этом смысле наука и религия – это совершенно разные ипостаси. Именно поэтому я и подписывал это письмо вместе с остальными. Я считаю, что это нелепая затея. Я думаю, что это просто последовательные действия РПЦ с целью увеличения клерикализации образования. Петиция "Прекратить деятельность Кафедры Теологии в МИФИ " Опрос № 1.1. Необходимо ли прекратить деятельность кафедры теологии в МИФИ? Открытие кафедры теологии в МИФИ 15.10.2012 г. (www.mephi.ru/content/news/1387/17482/?sphrase_id=203504) воспринимается учеными и преподавателями вузов как знаковое событие, отражающее общую тенденцию нарастающей клерикализации общества. Поэтому данный факт вызывает особые опасения. 01.06.2013 17:21 В МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03.06.2013 08:01 (добавлено) Сам текст обращения повторяет (кроме последней фразы) обращение академиков Росси, это обращение подписали: Для полноты картины представлю предвыборные дебаты доверенных лиц кандидатов в президенты на радио «Маяк», в которых доверенным лицом Путина выступил ректор Стриханов http://www.mephi.ru/content/articles/1400/16968/ Предвыборные дебаты доверенных лиц кандидатов в президенты на радио «Маяк»02.03.2012 29 февраля на радиостанции «Маяк» прошли предвыборные дебаты представителей кандидатов в президенты. В прямом эфире встретились доверенные лица В.В.Путина и С.М.Миронова - ректор НИЯУ МИФИ М.Н.Стриханов и главный научный сотрудник Института социологии РАН Л.И.Никовская. Тема дебатов: молодежная политика, образование, наука. М.Н.Стриханов отметил осязаемые достижения в системе российского образования за последние 12 лет. В первую очередь ректор НИЯУ МИФИ обратил внимание на сокращение по сравнению с 2000 годом объема платных услуг в университетах, связанного с введением Единого государственного экзамена. «ЕГЭ фактически открыл двери самых лучших и престижных университетов для школьников из глубинки, из разных регионов. И та информационная система, которая сейчас введена государственным экзаменом, позволяет людям, не выезжая из своего родного города, поступать в столичные вузы, вузы крупных городов и зачисляться на равных условиях с теми, кто живет в крупных городах», - подчеркнул М.Н.Стриханов. «Что касается стартовых условий, то сейчас они уровнялись гораздо больше, чем это было 12 лет назад. Это проявляется как при поступлении в университет, так и при зачислении на различные должности высших учебных заведений», - отметил он. Ректор представил социальный лифт как важнейшее необходимое требование, которое обеспечивает конкурентоспособную систему образования и науки. Но, по его словам, социальный лифт не может работать без энергетики: «Для того чтобы он заработал нужны соответствующие условия». М.Н.Стриханов отметил огромную работу, проводимую за последнее время в сфере образования по оснащению образовательных учреждений и прежде всего университетов. «Сейчас мы имеем систему университетов, которая обладает оборудованием, сравнимым с лучшими зарубежными университетами. Также произошло оснащение школ. Мы имеем ряд школ, которые оснащены отличными вариантами техники», - заявил он. Ректор НИЯУ МИФИ назвал мифом расхожие суждения о бюрократизации в системе образования. «В последнее время, и эти замеры проводились, соотношение финансирования административного аппарата и профессорско-преподавательского состава университета составляет обычно тридцать и семьдесят процентов», - констатировал он (как это согласуется с разницей в зарплате ректора - напомню около 1 млн. рублей в месяц в 2009г. и сотрудников которые заключают дополнительные трудовые договора на 5200 рублей - полной ставки в 2013г.? Разрыв в зарплате 200 раз, наверное, доверенным лицам Путина можно? прим. автора). Ректор НИЯУ МИФИ подробно остановился на проводимой модернизации Единого государственного экзамена. По его словам, ЕГЭ – это только один из инструментов, который позволяет следить за качеством образования. В последние годы активно обсуждаются вопросы по включению дополнительных инструментариев контроля знаний помимо ЕГЭ. Например, для того чтобы определить – достоин ли школьник учиться в университете, в школах вводятся портфолио учеников, отражающие их активность в учебе. «Я не думаю, что люди из бедных семей ограничены в поступлении в университет. В НИЯУ МИФИ есть масса примеров произошедшей либерализации. Раньше люди, прежде чем поступать в университет задумывались о разных вещах: поступлю ли я, хватит ли денег на проезд, не будет ли это напрасная поездка и т.д. Сейчас все делается автономно, дистанционно и человек заранее знает, зачислен он в университет или нет», - заявил он. Еще недавно в обществе обсуждалась проблема федеральных образовательных стандартов. В средних школах предлагалось русский язык, математику и физику сделать предметами по выбору. По словам М.Н.Стриханова, данный проект стандарта был возвращен на доработку с подключением ведущих ученых страны. Цель экспертов – представить новый ФГОС с учетом требований, предъявляемых инновационной экономикой страны. Как отметил ректор, инновационная экономика страны – это, прежде всего «развитие производства, развитие инженерных наук и, естественно, развитие гуманитарных и социальных наук». По его мнению, в ФГОСе блок естественных наук был непропорционально сокращен. «Я согласен, что стандарт обладал большими недостатками и не должен был быть утвержден. Сегодня его модернизацию ведет группа ученых с физическим и, естественно, математическим образованием. Думаю, что новый стандарт будет радикально отличаться от того что был», - заключил ректор. М.Н.Стриханов назвал развитие образования и науки приоритетом государственной политики. По его словам, в последние годы было много сделано для того, чтобы подтвердить этот приоритетный выбор государства. «Мы знаем, что последние несколько лет значительное внимание уделялось финансированию повышения зарплат в Российской академии наук, зарплата была повышена в несколько раз. Мы знаем, что большое внимание уделялось переоборудованию ведущих университетов, для этих целей были выделены достаточно большие средства. Мы также знаем, что в последние время было принято решение о строительстве в России 6-ти мегаустановок мирового класса для изучения новейших вопросов физики, ядерной физики, физики элементарных частиц. Эти установки, безусловно, станут центрами концентрации усилий, как Российской Федерации, так и международного сообщества по наиболее современным проблемам естествознания. Я также должен сказать, что кроме фундаментальной науки государство очень хорошо поддерживает прикладную и оборонную науку, на это выделяются суммы, которые выше на порядок сумм, выделяемых 10 лет назад. Мы также знаем, что сейчас существует так называемый ренессанс атомной промышленности – той приоритетной сферы, в которой и Советский союз, и Российская Федерация всегда были сильны», - отметил ректор, - «Несмотря на некоторые неудачи в космосе, космическая отрасль также очень развивается и вся оборонная наука тоже в настоящее время испытывает значительный подъем. Большое внимание государства сводится к тому, что люди, работающие в этих секторах, понимают приоритетность того, что в эти секторы идет молодежь. Если говорить о НИЯУ МИФИ, большое количество молодых людей за последние 5-7 лет пришли в науку. Я думаю, что в дальнейшем эта поддержка усилится, и мы по уровню обеспеченности науки выйдем на уровень ведущих стран мира». Ректор НИЯУ МИФИ опроверг заявление оппонента об увеличении количества уезжающих за рубеж молодых специалистов. «Цифры говорят совсем о другом. Что касается «утечки мозгов», то если в 2000 году – 250 тысяч человек. В 2011 году уже 40 тысяч. «Утечка мозгов» прекратилась по многим причинам. Во-первых, в стране стало более комфортно молодежи жить, в том числе и в науке. Во-вторых, в 2000 году еще были вакансии в зарубежных университетах и научных центрах. А сейчас они заполнены. Я совершенно не согласен с тем, что молодежь не идет в науку. Есть 3 разных сектора в науке: академический, вузовский, отраслевой. У каждого свои болячки. Я думаю, что в университетский сектор молодежь идет охотно. Цифры это показывают очень жестко. И молодежь идет не только за зарплату, но также реализовывать свои амбициозные планы, работать на оборудовании и делать современные проекты», - отметил М.Н.Стриханов. Он также подчеркнул, что в программе кандидата в Президенты РФ В.В.Путина эти проблемы пристально рассматриваются: «Как вы знаете, в программном заявлении сказано, что финансирование будет увеличено примерно в 6 раз и составит 25 млрд. рублей. Тем самым приблизив финансовый показатель в среднем к тому проекту, который существует в США или в Европе. Эти проблемы накопились за огромное количество времени, и я думаю, что нам потребуется еще несколько лет для того, чтобы ликвидировать провал среднего возраста в науке». М.Н.Стриханов ответил на вопросы радиослушателей. Вопрос: Что нужно сделать, на Ваш взгляд, чтобы наука стала фактором роста наших конкретных возможностей в современном мире? Чтобы она, действительно, стала тем сектором нашего общественного пространства, куда шли бы лучшие. Чего не хватает? Что надо сделать? Ответ: Во-первых, поддержать науку. И это в планах кандидата в Президенты В.В.Путина, это расписано уже в формате бюджета. Во-вторых, надо сделать так, чтобы наука приносила те плоды, которое ожидает от нее государство. Если наука фундаментальная, то есть мировые пропорции, которые позволяют, скажем, один процент фундаментальных работ реализовать в разработках и коммерциализовать. Как известно, великих ученых, которые делают большую фундаментальную науку не очень много. Я думаю, что вся остальная наука должна в какой-то мере сразу ориентироваться на конечный результат своей деятельности. Когда это произойдёт и будет построена связка наука-инновация, а может быть связка наука-образование и инновации, коммерциализация результатов в промышленности, тогда сразу интерес к науке будет повышен не только со стороны государства и бюджета, а также со стороны основных бизнес игроков и промышленных игроков, которые находятся в РФ. Уже сейчас такие привязки есть и в Академии Наук, различные отделения Академии наук сотрудничают с промышленностью. Тоже самое и в вузовском секторе. Существует последнее распоряжение Правительства, которое позволяет коммерциализовать вузовские разработки и выдавать деньги не вузам, а предприятиям, чтобы вуз участвовал в совместных НИРах. Думаю, что как раз это и привлекает молодых людей. Тот инновационный пояс, который будет и сейчас уже делается вокруг вузов и институтов Академии наук, позволит эту проблему решить. Вопрос: Почему солидные вузы вводят свои экзамены, кроме ЕГЭ? Ответ: Это неправда. Есть творческие вузы, художественные, вузы искусства, которым позволено иметь один дополнительный экзамен. Все остальные вузы, в том числе и МИФИ, кроме одной специальности по информационной безопасности, имеют стандартный набор требований, которые реализуются через Единый госэкзамен. Конечно, можно следовать Советской системе, только страна уже другая и мир другой. И, в этом смысле, государство и Правительство очень активно работают над совершенствованием ЕГЭ, понимая под ним только один из возможных инструментов допуска нашей молодежи к высшему образованию. Страну, в которой мы живем, разорвали тарифы авиационных и железнодорожных перевозок, и в этих условиях - отменять ЕГЭ означает просто запретить доступ в столичные вузы и в вузы крупных городов школьникам из глубинки России. Вопрос: Что реально сегодня дает ученая степень? Ответ: Формально ученая степень дает небольшое финансирование, кандидату наук и доктору наук, которые работают в учебном заведении либо научной организации. Главное, что дает ученая степень – это возможность продвижения по карьерной лестнице. Вопрос: Уезжающие «мозги» должны оплачивать полученное в России образование? Ответ: Если говорить о моей позиции, то должны. Если говорить о законодательстве, то нет. Наверное, в ближайшее время государство примет необходимые меры, чтобы уезжающие оплачивали бюджетное образование, которое они получили в РФ. Вопрос: Как вы видите военное образование в России? Ответ: Мое персональное мнение, военное образование может реализовываться, как в военных вузах, так и в гражданских. Многие специальности, которые необходимы в армии, можно получить в гражданских вузах. Организовать это можно по-разному. В том числе и укрупнением военных кафедр военных факультетов в ведущих гражданских вузах. В условиях оптимизации системы военных вузов, думаю, что основная тяжесть технического образования военного персонала должна лечь на ведущие гражданские вузы. Вопрос этот очень важен и требует срочных мер решения. Ответ: Вы знаете, система-то отлажена. Каждый ученик может подать заявку в любой зарубежный вуз. Для этого надо соответственно оформить бумаги, в том числе и результаты по сдаче экзамена TOEFL и др. Конечно, мы не готовы делиться нашими абитуриентами. И делаем все возможное для того, чтобы они остались в стране. Вопрос: Какой у вас конкурс в университете? Ответ: В НИЯУ МИФИ разный конкурс по разным специальностям. Есть специальность, по которой 18 человек на место, это Информационная безопасность и Прикладная физика. В среднем по вузу 3 человека на место. И это уже по аттестатам. И я хочу сказать, что ЕГЭ совершенствуется. Это все-таки живой механизм. Различные комиссии на самом высоком уровне пытаются на эту болезненную реакцию общества отреагировать, соответствующим образом подкорректировать этот инструментарий. Вопрос: Сельские школы уничтожаются. Что делать? Ответ: Уничтожение сельских школ нанесет огромный социальный ущерб. У нас огромная страна, огромная территория. Сельский уклад жизни, последовательно уничтожался многие годы Советской властью и после этого мы не должны допустить уничтожения последних очагов этого уклада. Надо предпринять все усилия и сохранить сельские школы. Школы переданы на муниципальный уровень, субъекты федерации и муниципальные образования должны проводить патриотическую политику и изыскивать необходимые средства для того, для содержания школы. Вопрос: Сколько стоит налогоплательщикам 12 лет ведения ЕГЭ? Если бы эти деньги пошли школам, было бы хорошее образование. Ответ: Тут надо посчитать: сценарий один и сценарий два. Есть ЕГЭ и это мероприятие, которое требует затрат. Прежде всего, по введению защищенной системы, по отработке комплектов измерительных материалов, тестов и т.д. Правильно говорится о том, что тесты должны совершенствоваться и не должны заключать в себе вопросы, которые можно просто угадать. Поэтому это некие затраты. Если ЕГЭ не будет, какие затраты понесет государство в стратегическом смысле? Тогда для большинства детей из регионов путь в вузы крупных городов будет заказан и в силу дороговизны билетов, и в силу неопределённости ситуации. Это второй сценарий, и надо подсчитать расходы государства на то, чтобы восполнить потерю таких талантливых молодых людей. Думаю, что цифры несопоставимы. Вопрос: Статья 59 Конституции РФ гласит, что служба в вооруженных силах – почетная обязанность и долг гражданина России. Женщины и девушки 18 лет будут призываться на срочную службу? Ответ: Мне кажется, чрезмерное гендерное равенство приводит к плохой демографии. Слишком уровнять женщину и мужчину – не правильно. Это в США делается и это тот плохой опыт, который нам не надо перенимать. В программе кандидата в Президенты В.В.Путина говорится о создании добровольной армии. Если девушки изъявят желание служить в Вооруженных силах, то, пожалуйста. Вопрос: Если ЕГЭ такой хороший, то как Вы объясните, что на высший балл сдают люди, которые не могут заявление на зачисление без ошибок написать? Ответ: Я не говорю, что ЕГЭ прекрасен и свободен от всех недостатков. И никто из тех людей, которые серьезно этим делом занимаются, этого не говорит. Мы говорим о двух сценариях: есть ЕГЭ или его нет. И мы считаем, что если ЕГЭ нет, то это нанесет стране гораздо больший вред, чем если его совершенствовать. Он совершенствуется и это факт. Те правила приема, которые были год назад, радикально отличаются от тех, которые есть сейчас. И те, которые будут в следующем году, будут радикально отличаться от тех, что есть сейчас. Сейчас, кстати, говорится о том, что будет сформирован портфолио для школьников, который будет включать не только оценки ЕГЭ, но также оценки в 9-10 классах, а также будут фиксироваться результаты его деятельности, и это позволит суммировать эти данные в ЕГЭ. В завершении дебатов, ректор НИЯУ МИФИ призвал радиослушателей поддержать взятый страной курс на модернизацию экономики. Он подчеркнул, что «та страна, в которой мы живем в 2012 году, разительно отличается в лучшую сторону от страны 1999 года, будь то валовый национальный продукт, средняя зарплата и увеличение рождаемости». Что касается науки и образования, то «сегодня созданы все необходимые предпосылки для того, чтобы наука и образование в РФ достигли уровня мировых стандартов». |