Что произошло в 1517

1517 год. Попытка создания Русско-тевтонского союза... March 1st, 2015

Оригинал взят у slovenorus14 в 1517 год. Попытка создания Русско-тевтонского союза... Вид столицы Пруссии - Кенигсберга. Фрагмент гравюры XVI века.

1517 год. 24 февраля в Москву из Кенигсберга прибывает посланник магистра Тевтонского ордена Альбрехта - Дитрих Шонберг. После нескольких недель переговоров Василий III решает заключить с Орденом договор о союзе против Польши.

Переговоры продолжались до 10 марта, и, наконец, договорная грамота в двух экземплярах была подписана, «и Шимборка [Шонберг] на грамотах... крест целовал», который он привез специально для этой цели.

В грамоте говорилось: "По божией воле и по нашему жалованью мы, великий государь Василий, божиего милостию царь и государь всея Руси и великий князь владимирский и проч., дали есьмы сию свою грамоту Альбрехту, немецкого чина высокому магистру прусскому, на то, что к нам прислал своих послов бить челом о том, чтобы нам его жаловать и беречь и на своего бы недруга, на короля польского и великого князя литовского. И мы пожаловали, во единачестве есьмы его с собою учинили и за него и за его землю хотим стоять и оборонять его от своего недруга, от короля польского".

цитируется по: С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Том 5. Часть 2. Глава 2

Условия союза с Московским государством были для Альбрехта Прусского довольно жесткими. Василий III обещал дать Ордену деньги для найма и содержания 10 тысяч пехотинцев и 2 тысяч кавалеристов. Однако деньги полагалось выплатить только после того, когда Альбрехт начнет военные действия, освободит свои города и «потщитца на Польскую землю ити, и наипаче к сердцу Польские земли, еже есть Кракову».

В последующие годы Альбрехт несколько раз пытался предпринять дипломатические маневры с целью получить деньги, но в войну не вступать. Однако Москва настаивала на строгом соблюдении условий договора и денег не платила.

Поддерживая союзника и пытаясь склонить его к началу военных действий, Василий III организовал рейд небольшого войска под Витебск и Полоцк. После этого Альбрехт все же решился выступить. Однако его войска после некоторого незначительного успеха стали быстро терпеть поражение, и он предпочел 5 апреля 1521 г. подписать с польским королем Сигизмундом четырехлетнее перемирие. Тевтонский орден был преобразован в светское Прусское герцогство.

Русские деньги в орденскую казну так и не попали.

История в лицах

Альбрехт Бранденбургский-Ансбах (Albrecht von Brandenburg-Ansbach) 1490 —1568, — последний великий магистр тевтонского ордена, первый герцог прусский -великому князю Московскому Василию III.

«Прошу убо смиреннейше, чтоб величество ваше... к начатию кованиа, или приготовления денег пятьдесят тысяч гривенок серебра чистого во Псков послал… чтоб двадесят их достойны были золотово ренского».

Альбрехт пытался убедить Василия III в необходимости прислать деньги ранее условленного срока, под предлогом того, что на перечеканку русских серебряных монет в немецкие («кование денег») потребуется время.

Русские были непреклонны. И немцы денег не получили.

Реальные боевые действия Тевтонцев против Польши начались только в 1520 г. Русские посланники- наблюдатели И. Харламов и В. Белый, которым было поручено выплачивать немцам деньги по договору, так передавали в Москву слова Альбрехта:

“Ныне король меня задрал, и яз хочю за Пречистые земли стояти, сколко мне Бог поможет. А ныне, сказывают, король полской пришел под мой городок под Зулд, от Королевца [Кенигсберга] полсемдесят верст, а с ним людей с восемь сот человек, и староста жомотцкой, сказывают, при нем”… И магистр... пошел против его, а нас взял с собой, а говорил нам: вы пойдите со мною да то увидите, как яз государю царю всея Руси учну служити».

P.S. К сожалению, ни этот договор, ни последующие попытки наладить отношения Руси/России с германскими государствами, так и не привели к созданию полноценного военно-политического союза. Вместо этого Русские и немцы очень часто становились врагами на радость силам, враждебным, как России и Германии, так и всей европейской, христианской цивилизации...
Но история продолжается, и вполне возможно, что ещё будут новые, на этот раз долговременные и прочные, союзы и новые пакты, делящие Европу между двумя великими Народами, которые возродив свои Великие Державы, вместе установят в Европе и мире новый порядок, основанный на нашей национальной и религиозной Традиции, а не на, чуждых европейским народам, либеральных "ценностях".

Выступление Мартина Лютера принесло не только церковное обновление, но и полтора столетия религиозных войн. Фото Reuters

Ренессанс, которому покровительствовали Римские папы, превратил Рим в крупнейший центр искусств. Блеск Святого престола впечатлял многих европейских гуманистов, однако далеко не все христиане разделяли это восхищение. Одним из недовольных стал доктор теологии из Саксонии, монах ордена святого Августина Мартин Лютер. 500 лет назад, не дождавшись от архиепископа Майнца ответа на свое письмо с приглашением к дискуссии о практике индульгенций, он решил предать его огласке. Последующие события перевернули историю западного христианства и всей Европы.

Один из самых влиятельных персонажей в христианской истории родился в 1483 году в Айслебене в семье бюргера Ганса Лютера и его жены Маргариты. Он получил степень магистра свободных искусств в 1505 году и принял монашеский обет годом позже, а в 1507-м стал священником. В 1511 году Лютер по делам ордена посетил Вечный город в папство Юлия II, начавшего постройку собора Святого Петра и правившего папской областью в духе Цезаря. Увиденное в столице западного христианства он позже малопочтительно называл «пышностью», и эта поездка избавила его от благоговения перед Святым престолом. В 1512 году он стал доктором теологии.

Именно строительство собора Святого Петра, а также расточительство Льва X послужило косвенной причиной выступления Мартина Лютера против папы. В 1517 году доминиканец Иоганн Тецель, которому была поручена продажа индульгенций, призванных пополнить опустевшую римскую казну, проявил на этом поприще чрезмерное рвение: именно против его проповеди, обещавшей отпущение грехов за финансовую компенсацию в пользу Святого престола, были направлены знаменитые 95 тезисов, якобы прибитые Лютером 31 октября 1517 года к воротам Замковой церкви Виттенберга.

В 1961 году исследователь истории Реформации Эрвин Айзерлоу установил, что документальных свидетельств того, что Мартин Лютер с молотком и гвоздями появился у церковных дверей, нет: об этом писал только его сподвижник Филипп Меланхтон, который не мог быть очевидцем этого события: он попросту еще не жил в Виттенберге. Сам же Лютер писал только о том, что отправил в этот день тезисы архиепископу Майнцскому.

Событие поначалу показалось Святому престолу всего лишь очередным богословским спором - но это было не так. В 1519 году на диспуте в Лейпциге Лютер высказывает сомнения в непогрешимости папы, называя Писание единственным источником божественной истины. В 1521 году он публично сжигает буллу Льва X об отречении его от Церкви. Легендой, по всей видимости, являются и слова «на сём стою и не могу иначе», сказанные Лютером после Вормсского рейхстага 1521 года, которые принесли ему народную поддержку. Но это не отменяет значимости последовавших за этим событий: в раздробленной Германии, которую папы воспринимали как вотчину, широкое движение сопротивления папской власти поддержала и знать, и простолюдины. Церковь Льва X не смогла справиться с учением саксонского монаха, как до того – с гуситами в Богемии и последователями Уиклифа в Англии.

Богословский трактат превратился в манифест, открывший в Европе новую эпоху – эпоху Реформации. Борьба за веру будет вестись еще почти полтора столетия и завершится Тридцатилетней войной, по итогам которой Церковь окончательно уйдет с политической арены, уступив на ней место суверенным государствам.


Reformationstag: 95 тезисов и булочки с вареньем. Что такое День Реформации, и какова история его возникновения? Зачем протестовали протестанты? И при чём тут булочки?

31 октября Германия отмечает День Реформации. В пяти землях из шестнадцати это государственный праздник, входящий в церковный календарь, так же как Рождество и Пасха. Что же это за день?

Кто-то вспомнит школьные уроки, на которых что-то там рассказывали о зарождении протестантизма — ох и скучно же было слушать! Но представьте: почти пол-тысячелетия тому назад, в 1517 году, произошло событие, изменившее ход мировой истории. И произошло оно благодаря одному человеку, о котором мир тогда ещё ничего не знал.

Для начала вернёмся ещё дальше во времени — в июль 1505 года. Жарким летним днём студент Эрфуртского университета возвращался от своих родителей в Айслебене назад в Эрфурт. В дороге его застигла гроза, от которой негде было укрыться. Спасаясь от ударов молнии, и предчувствуя близкую гибель, молодой человек в отчаянии крикнул: “Святая Анна, спаси меня, я стану монахом!”.

Он остался жив и сдержал обещание. Отец, мечтавший о карьере юриста для сына, был в бешенстве, мать плакала, друзья отговаривали, но ничего не смогло заставить его изменить своё намерение.

Этого человека звали Мартин Лютер. Сколько в легенде правды - биографы спорят, но сходятся на том, что его решение не было таким уж внезапным. Говорят, примерный студент не очень-то хотел следовать воле родителей, и мучился постоянными сомнениями в поисках своего пути. Как бы там ни было, уже через две недели он принял постриг в монастыре Святого Августина в Эрфурте.

Брат Мартин, как его стали называть, вначале пытался стать образцовым монахом. Вёл аскетический, до фанатизма, образ жизни, молился ночи напролёт, пытаясь избыть мирские страсти мыслями о высоком. Не получилось.

В какой-то момент он понял, что все эти церковные обряды не приближают его к Богу. Снова посмотрим на год и вспомним — дело происходило в Средние века, когда основой религии был страх. Тех, кто посмел сомневаться в догматах великой и могущественной католической церкви, ждала геенна огненная. После очищающих пыток инквизиции, разумеется.

В 1511 Лютер году вместе с несколькими братьями-монахами отправился в Рим, и там его вера в церковь пошатнулась ещё сильнее. В столица христианства было всё — от специальных борделей для священнослужителей до прейскуранта, по которому можно сократить своё пребывание в аду. Для этого требовалось, заплатив определенную сумму, прикоснуться к какой-нибудь святыне — и пять-десять лет спасения гарантированы.

Получалось, что прощение грехов можно купить за деньги. Это расстроило и озадачило никому не известного монаха, тысячи собратьев которого спокойно следовали правилам. Но решающий перелом случился позже, в 1517 году.

Именно тогда, в целях сбора средств на строительство собора Святого Петра в Риме, Папа Лев Х придумал гениальный маркетинговый ход - продажу индульгенций (Ablassbriefe). Суть этого изобретения проста. Совершив грех, вы идёте в церковь, и не только молитесь и каетесь, но и покупаете, ко всему прочему, специальную бумажку. Это документ, в котором написано, что грех такой-то вам, рабу Божьему такому-то, прощается (подпись, печать). Избавление можно купить не только для себя, но и для умерших родственников, чтобы улучить их жизнь на том свете — всего-то надо в особую графу вписать имя.

В это время Мартин Лютер преподавал теологию в университете Виттенберга (который теперь носит его имя) и проповедовал в местной церкви. Когда прихожане начали покупать “письма счастья”, которые привезли в город наместники Папы, его возмущению не было предела. Он хорошо знал Писание и другие церковные тексты, владел древнегреческим и латынью, а учёба на юридическом факультете всё же не прошла зря — она развила его опасную в то время способность думать и рассуждать. Так, в результате всего этого, 31 октября 1517 года появились знаменитые 95 тезисов (95 Thesen).

В этом документе Лютер, с дотошностью хорошего юриста, раскритиковал продажу душеспасительных писем, а также изложил своё видение искупления грехов и покаяния. Тезисы он отправил архиепископу Альбрехту Брагденбургскому — активному помощнику Папы в распространении индульгенций.

Краткая суть написанного была в следующем:

  • Папа Римский не может отпускать грехи — этим занимается сам Бог, и никто кроме Него;
  • только раскаяние может спасти грешника, так что бумажка не даёт никаких гарантий;
  • главный текст для верующих - это Евангелие, всё остальное - домыслы и спекуляции.

В последних тезисах содержались вопросы к размышлению. Например: Папа богат, так почему он возводит этот храм не за свои деньги, а за деньги бедных людей? Или: почему Папа, если он действительно может отпускать грехи, не сделает это просто так, ради любви к ближним?


По легенде, Лютер прибил листок с тезисами к дверям Замковой церкви (Schlosskirche) в Виттенберге (Thesenanschlag). Это место служило доской объявлений, и именно так можно было донести слово широких масс. На самом деле, прибил или не прибил, и в какой руке держал молоток — историки до сих пор не могут точно выяснить, но тезисы попали в народ, и реакцию, которую они вызвали, было уже не остановить. Люди больше не хотели покупать индульгенции, поняв, что толку в них никакого, и стали задаваться вопросами. А задавшись - взялись за серпы и виллы. Так началась Реформация (Reformation) — народное движение за соответствие принципов церкви Священному Писанию, а не вымышленным догматам.

Современный вид двери Замковой церкви с декоративными табличками,
на которые нанесён текст 95 тезисов


Рим, видя убытки и нарастающее волнение, попытался уговорить Лютера не смущать умы, покаяться и спокойно жить дальше. Но не тут-то было — вместо этого он написал ещё несколько работ. От каждой из них епископы забывали про “не убий” и мечтали задушить монаха-выскочку собственными руками.

Его отлучили от церкви, обвинив в еретичестве, и призвали к ответу перед Вормским рейхстагом. Предложили публично отречься от написанного в обмен на неприкосновенность. Или… Дальше можно представить всё, на что у святой инквизиции фантазии хватит.

Он не отрёкся. Кстати, знаменитые слова “На том стою, и не могу иначе” (“Hier stehe ich und kann nicht anders”) Лютеру приписали позже — на самом деле, его речь заканчивалась словами “Weil es ist weder sicher noch geraten ist, etwas gegen sein Gewissen zu tun. Got helfe mir, Amen.” (вольный перевод: “Потому что это небезопасно и неправильно - делать что-либо против своей совести. Да поможет мне Бог. Аминь”).

Опасаясь бунтов, католическая церковь не решилась на публичную расправу. Обвиняемого отпустили, чтобы потом убить под видом нападения разбойников, но друзья спасли его и спрятали в Вартбургской крепости. А его слова тем временем распространялись, как огонь по соломе.



Luther auf dem Reichstag zu Worms. Hermann Wislicenus, 1880


Реформация - не событие, а процесс. Начавшись 31 октября 1517 года, он занял почти два десятилетия, охватив не только Германию, но и многие страны Западной и Центральной Европы. Увы, как и многие радикальные изменения, процесс этот не прошёл мирно и безболезненно. Некоторые воспринимали тезисы как призыв разрушать церкви и убивать священников — это привело к погромам и кровавым побоищам, число жертв которых до сих пор не известно.

Мартин Лютер прожил долгую жизнь, и прославился не только как реформатор, теолог и проповедник, но и как переводчик — он перевёл с древнегреческого текст Нового Завета. Эта работа положила начало так называемому Frühneuhochdeutsch — раннему этапу развития современного немецкого языка.

Так мир изменился навсегда. Католическая церковь потеряла свою безраздельную власть и уже не могла её вернуть.

Сторонников Реформации позже стали называть протестантами, и возникло ещё одно направление христианства, наряду с православием и католичеством — протестантизм.


Названия городов Виттенберг и Айслебен теперь официально имеют приставку Lutherstadt. В Виттенберге ежегодно проходит Reformationsfest - празднование Дня Реформации, которое длится несколько дней. Программа на любой вкус - уличные спектакли, концерты, выступления хора, праздничные церковные службы, экскурсии по городу… Кроме того, в пекарнях в эти дни продаются особые булочки - Reformationsbrötchen. Они по форме напоминают розу с сердцевиной из красного варенья, и посыпаны сахарной пудрой. Этот обычай связан с символом лютеранской церкви - Lutherrose.

Reformationsbrötchen

личная печать Мартина Лютера


Отношение немцев к религии часто удивляет лёгкостью, и даже здоровым чувством юмора. В специальных магазинах, где продаётся церковная литература, можно найти не только Библию, но и весёлые детские книжки с картинками, игры и комиксы. Есть даже несколько компьютерных игр по мотивам событий Реформации. Над Лютером тут не прочь подшутить, нарисовать карикатуру или рассказать анекдот.

Он и сам, говорят, умел посмеяться над собой, и считал, что Das Evangelium kann nicht ohne Humor gepredigt werden — Евангелие нельзя проповедовать без юмора. Возможно, именно это помогло ему победить своих слишком серьёзных противников.

Ольга Чумакова, Deutsch-Online

Хотите выучить немецкий язык? Запишитесь школу Deutsch Online! Для учебы нужен компьютер, смартфон или планшет с выходом в интернет, а заниматься онлайн можно из любой точки мира в удобное для вас время.