Что сделать чтобы уровень жизни повысился. Успешные и богатые женщины. Джилл Доненфельд и The Culinistas

Сегодня крайне редко можно встретить человека, который бы был доволен свой жизнью на все сто процентов. Все чаще, люди жалуются на недостойный уровень жизни, и винят в этом кого угодно: государство, власть, родителей, работодателя. Но, только не себя. А почему в том, что вы живете не так как хотите, виноват кто-то другой? Может вам удобно обвинять все и всех вокруг себя, ведь это гораздо проще, чем начать прямо сейчас изменять свою жизнь. Если это не так, и вы готовы сделать шаг навстречу качественным изменениям в своей жизни, то следующие 10 советов вам помогут.

1. Перестаньте надеяться на власть и государство

Надежда на то, что власти позаботятся о вас – это заведомо провальный путь. В любом, даже самом процветающем государстве, власть преследует свои цели и просто не способна охватить интересы каждого из граждан. Творите свою жизнь сами, занимайте активную позицию, и не позволяйте кому-то манипулировать вами.

2. Не загоняйте себя в кредитное рабство

Кредиты и долги – это продажа собственного времени, то есть если буквально, то это продажа себя. Если вы уже в кабале долгов, то стоит бросить все усилия на преодоление этого этапа. Начинайте новую жизнь – без долгов, и вы увидите что вы можете себе позволить гораздо больше.

3. Избегайте поверхностных знаний

Станьте специалистом в том, чем вы занимаетесь. Непрестанно углубляйте свои знания, а также пытайтесь постичь суть всякой вещи, которая вас заинтересовала. Поверхностные знания в своем деле приводят к тому, что ваш труд обесценивается. Когда мы останавливаемся, мы не стоим на месте, а катимся назад. Не допускайте этого.

4. Бросайте энергетических вампиров

Сплошь и рядом можно услышать жалобы на друзей, мужей, жен, просто знакомых или коллег. К чему жалобы? Разбирайте ситуацию по этапам – вы можете что-то делать с теми, кто выматывает вас и тянет вниз? Да? Так делайте! Не получилось? Оставляйте их и смело идите вперед. Поймите – жизнь одна, и время убегает от нас с необратимой скоростью. Изменить людей мы не сможем до тех пор, пока они сами этого не захотят. Поэтому не стоит тратить свое время впустую.

5. Отвлекайтесь от реальности

Не стоит думать, что только алкоголь и наркотики позволяют человеку на время погрузиться в другую реальность. На самом деле самый эффективный галлюциногенный препарат – это книги. Помимо того, что книги позволяют перезагрузить нашу систему мировоззрения, так еще и приносят максимум пользы для нашего развития.

6. Займитесь своими финансами

Сколько раз можно услышать от людей, которые едва сводят концы с концами жалобы о том, что им ни на что не хватает, хотя и зарабатывать стали дольше. Но почему бы не взять и не навести порядок в своих финансах. «Я не такой меркантильный, чтобы планировать бюджет!» - приберегите эту фразу на тот день, когда ваш ежегодный доход будет превышать миллионы.

7. Используйте все возможности для самореализации

«Я не буду поступать в этот университет, потому что у меня нет денег» или «Этот проект – полный развод», ну и еще миллиард фраз в таком духе. Причем употребляют их в большинстве случаев, так и не попробовав что-то сделать. Воспринимайте каждый шанс, как возможность для реализации, а не как проблему, которую лучше обойти стороной.

8. Посещайте страны и людей, которые вас манят

Сотрудник отдела статистики провел анонимный опрос в своей компании. Выяснилось, что каждый среднестатистический сотрудник тратит на клубы, выпивку, вечеринки и сигареты столько денег, сколько хватило бы на два недельных тура в отелях типа «все включено». У вас нет денег на путешествия? Прочтите еще раз шестой пункт.

9. Найдите единомышленников

Все чаще можно встретить замкнутых людей, которые страдают внутри себя от одиночества, хотя у них и есть люди, которых они называют друзьями. Но, к сожалению, сложно найти тех, кто видит этот мир также. Сложно – это еще не значит что невозможно. Не стоит менять свою жизненную позицию, найдите «своих» людей, а не страдайте от не восполнения базовой потребности – быть понятым.

10. Заботьтесь об окружающих

В Библии написано: «блаженнее давать, нежели брать». То есть, добрые дела, которые творим мы, способны сделать нас более счастливыми, чем-то добро, которое мы получаем. Оглянитесь вокруг – столько людей и животных нуждаются в вас, стольким вы сможете подарить кусочек любви. Зачем терять этот шанс?

Помните, мы здесь на Земле ненадолго, и то, как мы проживем эту жизнь – решать нам. Можно потерять время в жалобах и поиске виноватых, а можно уже сегодня сделать эти 10 шагов на встречу у счастью. Выбор за вами!

Как повысить свой уровень жизни? Этот вопрос задает себе каждый человек на планете. И 90% из нас считает: повысить свой уровень жизни можно только одним способом — усердно работая на дядю. Только к середине жизни некоторые начинают понимать — что-то не так: «Я усердно работал, потратил на это лучшие годы, а воз и ныне там». Ближе к пятидесяти появляется чувство отчаяния: «Всё пропало, меня уже не повысят, а скоро вообще выгонят. Останусь ни с чем».

Что бы этого не случилось, необходимо понимать, что ты делаешь, зачем, какие при этом возникают риски и возможности. Но понять всё это, без общей картины семейной экономики, вообще невозможно.

Все понятия в этой статье просты и не подразумевают различное трактование. Изложение сухое, без отсылки к комфорту и духовной составляющей — такова сама экономика. Однако она играет доминирующую роль в нашей жизни. И вот почему:

С экономической точки зрения Семья является предприятием, созданным для обеспечения Уровня жизни его работников и иждивенцев. Приведенные здесь принципы действуют как для предприятия, так и для Семьи. Именно поэтому в тексте, как в договоре, основные понятия написаны с большой буквы.

Принципы семейной экономики

  1. Всё, что у нас есть — это Семья. Количество членов Семьи не играет никакой роли — принципы работают даже для одинокого человека.
  2. Для выживания Семьи, поддержания Уровня жизни, необходимо тратить ресурсы.
  3. У Семьи есть только один ресурс — Время ее работоспособных членов.
  4. Мы в состоянии использовать Время для только двумя способами:
    1. Продавая Время . В обмен на Деньги работодатели и клиенты покупают наше Время.
    2. Расходуя Время . Здесь всё остальное — закупка продуктов, приготовление еды, уборка помещения, подготовка себя и вещей к Продаже Времени, планирование дальнейших действий, поиск работы/клиентов, стройка дома, уход за ребенком и другими иждивенцами (в том числе за сраными котами), отдых, сон и прочее, и прочее.
  5. Деньги, полученные в обмен на Время, мы должны тратить на поддержание жизнеспособности и развитие возможностей Семьи (сохранение и повышения Уровня жизни). То есть заработанные деньги пойдут туда, где мы не можем или не хотим Расходовать Время.
  6. Время, которое мы можем Продавать, ограничено 10-12 часами . Человек не в стостоянии действовать продуктивно дольше этого времени, а работодатель или клиент не желает платить за непродуктивную работу. Речь о допинге или сверхусилии не идет т.к. в итоге силы организма приходится восстанавливать.
  7. Проданное Время и Время потраченное в виде инвестиций в развитие, должно возвращаться в Семью как можно быстрее . Поясню: когда Время изымается из Семьи и откладывается в виде Финансовых Накоплений, семья получает недостаток ресурсов, равный потраченному времени. Этот недостаток ничем не компенсируется до момента возврата Времени обратно, в виде потраченных Денег. Соответственно, Уровень жизни Семьи на это время падает.
  8. Когда Финансовые Накопления возвращаются в Семью (Деньги тратяться), создается ощущение, что Уровень жизни повышается, но это не так . Ведь для создания Финансовых Накоплений было потрачено Время, которое можно было Израсходовать напрямую (отдохнуть, обслужить себя и членов семьи). Уровню жизни был нанесен ущерб — Уровень упал (см. пункт 7).
  9. Повысить Уровень жизни Семьи, можно только тремя способами (возможно есть другие, но мне они неизвестны):
    а) увеличением цены Продаваемого Времени (п. 4.1.);
    б) оптимизацией Расходования Времени (п. 4.2.);
    в) привлечением Внешних Ресурсов.

Как повысить уровень жизни Семьи

Этот список подскажет, как повысить уровень свой жизни, только если вы поняли и приняли все пункты семейной экономики, приведенные выше. В противном случае лучше просто закрыть страницу, что бы не наделать глупостей. Это не пустое предупреждение.

Список — это руководство к действию. Но действия, без учета общей ситуации, без постоянной проверки результатов и корректировки дальнейших действий в соответствии с Принципами семейной экономики, приведут вас к краху и разрушению Семьи. Кроме вас действовать в соответствии с этими принципами должны все члены Семьи. Об этом между членами Семьи должен быть заключен договор (устный или писменный). Все должны понимать, что и почему делается, где возникают препятствия, и как вы будете их преодолевать. Какое бы из направлений вы не выбрали, следуя ему вы будете в корне менять ваш семейный уклад, и соотвтетственно будет меняться поведение всех членов Семьи.

Решения для варианта 9.а (увеличение цены Продаваемого Времени):

  • Развитие существующих навыков. Требует большого количества Времени. Навыки могут быть не востребованы существующим работодателем. Т.е. тут нужен спрос на навыки у текущего или перспективного работодателя.
  • Приобретение новых навыков. Требует большого количества Времени. Следствием является смена работы и/или образа жизни. Для получения результата нужен устойчивый и долговременный спрос на навыки, как на время обучения, так и на время входа в новую профессию, приобретение опыта.
  • Смена работы на вышеоплачиваемую. Для низкоквалифицированных профессий потолок достигается быстро и рост практически не возможен. Для высококвалифицированных — высокая конкуренция влечет за собой переезды на новое место жительства, потерю установленных связей, контактов, изменение образа жизни и пр.

Решения для варианта 9.б (оптимизация Расходуемого Времени):

  • Включение в Семью новых членов. Например, переезд бабушки для совместного проживания и помощи по уходу за внуком. Требует дополнительных ресурсов в виде жилплощади и пр.
  • Подключение на добровольной основе , к участию в делах, членов семьи в широком смысле: проживающая отдельно бабушка забирает/отводит в садик ребенка, гуляет с ним, ужин в гостях у родителей и т.д. Не надо путать с вариантами «ужин у друзей» и т.д. так как друзья — это отдельная семья, со своими ресурсами, и здесь без ответных действий — расхода ресурсов — вероятна потеря дружбы.
  • Получение наследства или безвозмездной финансовой помощи от родственников. Тут всё понятно — либо есть, либо нет.
  • Создание предприятия, в котором дополнительные ресурсы получаются в результате перераспределения товаров / услуг / чужого труда, и превосходят подготовительные и текущие вложения Времени (начальные инвестиции и поддержание деятельности предприятия). Требует очень больших вложений Времени. Связано с очень высокими рисками.
  • Хищение чужих средств (средств других Семей или предприятий). Требует исключительных навыков, антигуманных семейных ценностей, большой практики. Связано с очень высокими рисками. Ну, сами знаете.

Вы можете использовать отдельные варианты для каждого из членов вашей Семьи, тем самым снижая общие риски и таким образом повышая жизнеспособность Семьи. Либо, использовать несколько вариантов одновременно. Главное помните: единственный ваш ресурс — Время . Вы должны понимать, откуда будет взято Время и на что оно будет потрачено, где могут возникнуть проблемы, связанные с отсутствием Времени, как их устранить и за счет чего (Денег или Времени).

И помните: если что-то происходит не так, как вы задумали, виноваты в этом только вы . Негативные обстоятельства всегда были и будут. Они как солнце и дождь — просто есть. Только вы сами можете спасти себя от дождя и палящего зноя. Бесполезно винить природу, надо с ней взаимодействовать. Действуйте! Дорогу осилит идущий.

Да пребудет с вами Разум!

P.S. Яндекс и Google уже давно проиндексировали эту страницу и считают ее текст уникальным. Если вы решили скопировать статью на ваш сайт/блог — не делайте этого. Рейтинга поисковики вам не прибавят, а скорее всего — убавят. Лучше сделайте короткое описание и ссылку — вам будем благодарны я, ваши читатели и поисковики.

Большинство из нас, задумываясь об улучшении качества своей жизни, желает более просторной жилплощади, новой машины, хорошего отдыха за границей. Однако финансовое благополучие, подъём по социальной или карьерной лестнице, высокий пост, статус и соответствующая зарплата не гарантируют «высококачественную» жизнь.

Более того, с расширением своих профессиональных обязанностей, человек часто отодвигает главные потребности души, личности и тела на второй план.

А это не может не сказываться на жизненном тонусе, препятствуя здоровой и полноценной жизни.

На мой взгляд, существует 10 распространённых факторов, негативно влияющих на качество жизни человека и снижающих его жизненный тонус:

1. Некачественная пища

Наш организм в первую очередь черпает энергию из пищи. Химически обработанные, генетически модифицированные овощи и фрукты, несвежие мясо и рыба – вместо того, чтобы насыщать организм полезными веществами перегружают его дополнительной работой по выведению вредных химикатов и токсинов, медленно разрушая и нарушая его функции, истощая природные механизмы восстановления.

Экологически чистые продукты, приготовленные с любовью и принятые с благодарностью, наполняют организм необходимой энергией. Поэтому очень важно с чуткостью относится к . Если вы не знаете, какие продукты вам подходят, а какие противопоказаны, научитесь использовать способ биолокации с помощью рамки или маятника для определения качества продукта или напитка.

Не все продукты одинаково полезны летом или зимой, вечером или утром. Освоив методы биолокации, основы здорового питания и биоритмологии, вы всегда будете знать, насколько полезна ваша пища и в какое время года или время дня она наиболее ценна.

2. Плохая питьевая вода

Чтобы вода была полезной и целебной она должна быть не только очищенной, но и структурированной. Большинство современных методов очистки дают лишь иллюзию очищения. Обычная вода содержит множество примесей, а после того, как она проходит по кранам ее исходная структура изменяется. Продаваемая очищенная вода также неструктурированна, ибо находится в пластмассовых сосудах продолжительное время, что отрицательно сказывается на ее изначальных полезных свойствах и кристаллической решётке.

После употребления такой воды изменяется и внутренняя структура человека, для восстановления которой он впоследствии затрачивает свои бесценные и очень часто не восполняемые внутренние ресурсы.

Структурированная вода за счёт намагничивания, замораживания, произнесения целебных мантр, молитв, наполненная энергией любви наоборот, приобретает изначальную, природную молекулярную структуру, содействуя естественному функционированию организма и способствуя его оздоровлению.

3. Нездоровый сон

Слишком длинный или короткий, неглубокий или прерывистый сон влияют на наш ежедневный тонус и работоспособность. Психологические раздражители, такие как вечерние новости, влияют на нашу способность расслабиться и настроиться на ночной комфортный отдых. Вдобавок, наш человек на ночь любит хорошенько перекусить, запив ужин крепким чаем с печеньем, что тоже не способствует качественному сну. И поэтому неспроста знаток наших вредных привычек Михаил Задорнов после вечернего выступления желает зрителям на ночь «приятного аппетита».

___________________________________________________________

А вы знаете что один из секретов , является как раз бодрое состояние и расположение духа. Физическое и эмоциональное здоровье вообще залог успеха в любом начинании.

Перечислим некоторые критерии, которые напрямую влияют на качество жизни, и расскажем, как изменить их в лучшую сторону. По одному эти изменения могут казаться незначительными, но вместе они сильно влияют на то, насколько счастливым и удовлетворённым вы себя чувствуете.

Здоровье

Как влияет на качество жизни

Любые проблемы со здоровьем снижают качество жизни. Однако не все люди стремятся побыстрее избавиться от боли и дискомфорта, продолжая терпеть и надеяться, что организм справится сам.

В некоторых случаях это справедливо, но далеко не во всех. Например, если вы чувствуете боль в зубе, когда едите сладкое, понятно, что зуб не восстановится сам. Откладывая визит к стоматологу, вы просто ухудшаете качество жизни и усугубляете проблему.

Как изменить

Не запускайте своё здоровье. Сходите к стоматологу, если знаете, что у вас кариес. Так вы дольше сохраните свои зубы, не доводя до боли, удаления и протезирования.

Женщинам стоит делать УЗИ груди раз в полгода: рак молочной железы занимает первое место среди онкологических заболеваний женщин и хорошо лечится на ранних стадиях.

Не терпите боли в пояснице и шее после рабочего дня - сходите к хирургу или мануальному терапевту, не дожидаясь грыжи и защемления нерва.

Сделайте здоровье приоритетом, и вам не придётся расхлёбывать последствия своей небрежности.

Питание

Как влияет на качество жизни

Вредная пища ухудшает здоровье и укорачивает срок жизни, портит самочувствие и приводит к ожирению, что заметно снижает качество жизни.

Да, качество питания в какой-то степени зависит от уровня дохода: полезные продукты вроде красной рыбы и говядины, несезонных фруктов и овощей, орехов стоят довольно дорого. Однако, сократив количество фастфуда, сладкого и прочей вредной еды, вполне можно покупать полезные продукты даже с ограниченным бюджетом.

Как изменить

Перейти на здоровое питание довольно легко, главное - усвоить и чётко определить, зачем вы это делаете. Кстати, чтобы есть здоровую пищу, вам не обязательно тратить много денег: вот , как экономить на еде и питаться правильно.

Вредные привычки

Как влияют на качество жизни

Зависимость от сигарет, спиртного, сладкого снижает качество жизни. Вы тратите несколько тысяч рублей в месяц на то, что чаще всего не приносит удовольствия и пользы, испытываете негативные эмоции от общественного осуждения или сами осуждаете себя за слабость. Кроме того, ваши зависимости, как и вредная еда, плохо влияют на здоровье и сокращают срок жизни.

Как изменить

Для борьбы с вредными привычками вам нужны цель и замена.

Цель поможет в процессе отвыкания поддержать свою решимость избавиться от . В идеале у этой цели должен быть реальный результат, который можно отследить. Например, повышение показателей в спорте.

Однако ни одна цель не поможет вам продержаться, если у вас нет замены. Зависимость служит источником удовольствия и помогает справиться со стрессом, поэтому вам нужно найти то, что заменит привычные действия.

Попробуйте заняться спортом, завести хобби, познакомиться с новыми людьми. Такие удовольствия помогут вам избавиться от стресса и сменить окружение, что тоже очень полезно при борьбе с вредными привычками.

Порядок в быту

Как влияет на качество жизни

Один из критериев качества жизни - это бытовой комфорт, который невозможен без чистоты и порядка. Беспорядок снижает концентрацию, повышает уровень стресса и вызывает негативные эмоции. Хлам в доме снижает ощущение комфорта и даже заставляет людей потреблять больше вредной пищиClutter, Chaos, and Overconsumption . .

Как изменить

Чтобы ваш дом не зарастал пылью и хламом, заведите для борьбы с беспорядком:

  • убирайте вещи на свои места;
  • мойте посуду сразу после еды;
  • выбрасывайте вещи, которыми не пользуетесь;
  • устраивайте генеральную уборку раз в месяц.

Удовлетворённость жизнью

Как влияет на качество жизни

Если уровень жизни определяется по объективным показателям, таким как уровень дохода, условия труда, возможности для образования и отдыха, то качество жизни часто зависит от субъективного мнения человека - доволен он своей жизнью или нет, как оценивает её условия.

Получается, что качество жизни можно повысить при любых внешних условиях, просто изменив своё отношение к происходящему.

Как изменить

Очень часто нас расстраивают не реальные события, а воспоминания о прошлом или страх перед будущим. Если вы научитесь концентрироваться на настоящем моменте, не улетая мыслями в прошлое или будущее, исчезнет источник многих тревог, стресса и негативных мыслей. За счёт этого повысится психологический комфорт и удовлетворённость жизнью.

Поначалу концентрация на настоящем моменте или, другими словами, будет требовать от вас усилий. Чтобы не утомлять себя, попробуйте практиковать осознанность не постоянно, а несколько раз в день, например во время уборки или приёма пищи.

Медитация тоже помогает приучить себя к осознанности. Только не пытайтесь сразу медитировать подолгу: вам быстро надоест, и вы больше не сможете себя заставить. Начинайте постепенно и формируйте привычку - это залог успеха в любом деле.

Как видите, чтобы повысить качество жизни, не обязательно зарабатывать в два раза больше. Иногда достаточно вылечить зуб, который уже неделю вас беспокоит, почувствовать прилив энергии от здорового обеда, разгрести хлам на рабочем столе и заметить, какой вкусный кофе вы пьёте или как рады видеть своего друга.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ПРИОРИТЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Приоритетной целью любого государства во многих сферах государственной и общественной жизни является решение неотложных социально-экономических проблем и, как следствие, повышение качества жизни граждан через создание условий для достойного труда и продуктивной занятости, улучшение здоровья населения, повышение реальных доходов.

В сложившихся условиях повышение качества жизни населения является приоритетным направлением национального развития на долгосрочную перспективу. Основными методами решения вопросов качества жизни являются повышение общего уровня социально-экономического развития страны и региона, а также разработка и реализация соответствующих программ.

В Конституции РФ – основном документе страны, и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (на период с 2008 по 2020 гг.), имеющей статус государственной программы, в качестве одной из приоритетных целей выступает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Качество жизни населения является важнейшим критерием оценки эффективности реализации обозначенной цели. Сегодня, несмотря на некоторое улучшение ситуации в социальной сфере на уровне государства, актуальной и острой остается проблема территориальной неравномерности социально-экономического развития. Поэтому не случайно в России удовлетворение материальных, духовных, культурных и социальных потребностей отдельно взятого человека (или семьи) во многом зависит от территории проживания .

Результативный рост качества жизни населения субъекта РФ во многом зависит от повышения качества регионального управления. В значительной степени социально-экономическое благополучие конкретного субъекта РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе зависит от качества управления, эффективного применения современного инструментария государственного менеджмента.

Государственный менеджмент возник вместе с развитием школы государственной политики и представляет собой организацию процесса эффективного управления в рамках государственных учреждений. Его основополагающим принципом является переориентация работы госструктур на достижение конкретных результатов и качественное удовлетворение потребностей населения. Государственный менеджмент направлен на повышение организационной эффективности, что подразумевает налаживание обратной связи с населением, позволяющей вовремя получать актуальную информацию и вносить инновационные изменения в процесс работы в соответствии с нуждами потребителей госуслуг. Также обратная связь является формой контроля работы чиновников.

Задача повышения качества жизни населения – это общегосударственная задача, решаемая только совместными усилиями всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального). Приоритет деятельности органов власти заключается в последовательном повышении качества жизни населения, сокращении бедности, обеспечении достойных условий для жизни людей и развития социального государства.

С практической точки зрения каждый человек положительно оценивает качество своей жизни, если есть интересная работа, достойная зарплата, комфортное и удобное жилье, а также полноценная социальная инфраструктура окружающей среды проживания.

На рис. 1 представлены основные ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти в области повышения качества жизни населения субъекта РФ.

Рис. 1. Основные ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти в области повышения качества жизни населения субъекта РФ Источник: сост. авт.

Качество жизни является интегральным показателем организации жизни в субъекте РФ и во многом зависит от полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам федеральными и муниципальными службами, от непосредственной деятельности органов государственной власти и муниципального управления, направленной на удовлетворение повседневных жизненных потребностей жителей и их семей, от эффективности «обратной связи» общества и государства. Следует отметить, что качество жизни населения зависит не только от уровня материального благополучия и благоустройства населенных пунктов, но и от создания органами системы публичной власти возможности для населения (делового сообщества и отдельных граждан) участвовать в совместном принятии жизненно важных решений (например, по вопросам разработки, принятия и реализации программ развития территорий, обеспечения общественного порядка), что в свою очередь повышает уровень доверия населения к органами системы публичной власти, степень удовлетворенности условиями своей жизни, социальную значимость граждан и в целом улучшает морально-психологический климат в обществе .

В настоящее время на федеральном уровне отсутствует утвержденная федеральная программа или концепция повышения качества жизни с четкой постановкой задач и критериями оценки эффективности реализации. На уровне субъектов РФ предпринимаются отдельные попытки и уже имеется опыт разработки и реализации региональных программ и концепций улучшения (повышения) качества жизни населения (табл. 1).

Таблица 1

Краткая характеристика принятых в субъектах РФ программных документов по повышению (улучшению) качества жизни населения

Во многих субъектах РФ принимаются целевые программы по повышению качества жизни граждан пожилого возраста (например, Санкт-Петербург, Астраханская, Волгоградская, Новосибирская, Ростовская, Челябинская области, Республика Адыгея, Удмуртская Республика и др.), а также создаются специальные структуры, призванные следить за качеством жизни населения региона и предпринимать оперативные действия по его повышению. Так, при Администрации Кемеровской области функционирует координационно-аналитический совет по качеству жизни населения региона . В 2011 г. в Волгоградской области по инициативе депутатов регионального парламента был образован Общественный экспертный совет по вопросам качества жизни населения Волгоградской области, состоящий из государственных служащих, специалистов надзорных органов, общественников . Однако на практике данные структуры лишь рассматривают актуальные проблемы жилищно-коммунальной политики, системы здравоохранения, образования и др., не предпринимая никаких действий по их решению.

Качество жизни населения является показателем эффективности государственного управления. Стремление к повышению эффективности государственного управления является одной из стратегических задач современного общества, связанной с проводимыми в последние годы в России государственными реформами, направленными на улучшение качества и уровня жизни населения.

В России в настоящее время повышение качества жизни населения является одной из основных стратегических целей государства, определенных Президентом РФ. Президент РФ неоднократно подчеркивал, что повышение уровня жизни граждан России должно достигаться за счет увеличения эффективности и качества работы государственного аппарата . В мае 2012 г. был принят ряд указов, направленных, в том числе, на совершенствование государственного управления. Среди основных направлений данного совершенствования, интересных авторам в контексте данной статьи, выделим следующие:

1. Совершенствование процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Функционирование системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения.

3. Создание условий для эффективного заинтересованного диалога и взаимодействия между властью и общественностью (в т.ч. по вопросам улучшения качества жизни граждан, эффективности текущей политики и перспективам социально-экономического развития страны) через функционирование концепции «Российской общественной инициативы».

4. Обеспечение доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти РФ.

5. Совершенствование и развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

6. Разработка и внедрение механизма общественного мониторинга, оценки и оказания реального влияния граждан на действия властей в интересах соблюдения положений Конституции через установление критериев и порядка оценки гражданами эффективности деятельности руководителей: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений; органов местного самоуправления. Результаты данной оценки могут применяться в качестве основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей.

7. Разработка новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти РФ

Рассмотрим более подробно реализацию вышеперечисленных направлений совершенствования государственного управления и характер их влияния на качество жизни населения.

Создание и развитие сети МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, функционирующих по принципу «одного окна», облегчает жизнь гражданам и бизнесу так как способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению риска возникновения коррупции, временных и финансовых затрат при получении услуг и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

Переход на предоставление госуслуг в электронном виде существенно повысил их доступность, снизил коррупционные риски, сократил временные и финансовые затраты государства и граждан. Единый портал госуслуг gosuslugi.ru функционирует с 15 декабря 2009 г.

Для обеспечения повышения качества и доступности массовых и общественно значимых государственных услуг гражданам Минэкономразвития России проводится ежегодный мониторинг качества и доступности государственных услуг, а также исследования степени удовлетворенности граждан качеством деятельности государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления государственных, муниципальных услуг и осуществления контрольно-надзорных функций. Данный мониторинг является одним из инструментов получения объективной информации о степени удовлетворенности граждан качеством деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления государственных и муниципальных услуг. В том числе мониторинг позволяет определить уровень доверия граждан к тем преобразованиям, которые проводятся на государственном уровне по улучшению обслуживания населения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 №1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» на специализированном ресурсе в сети Интернет vashkontrol.ru – проводится сбор мнений о качестве наиболее массовых и социально значимых государственных услуг. Оценка осуществляется непосредственно получателями услуг в инициативном порядке в анкетах, которые заполняются на сайте vashkontrol.ru. Оценка качества государственных услуг проводится по таким критериям, как время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и т.д.

Результаты, полученные в ходе сбора мнений граждан о качестве услуг, участвуют в расчете показателей и рейтингов ведомств и услуг сразу после заполнения анкеты заявителем, а также могут быть сопоставлены с результатами других видов мониторингов (мониторинг качества электронных услуг, мониторинг удовлетворенности качеством услуг по итогам социологических опросов и т.п.) по показателям удовлетворенности и качества предоставления государственных муниципальных услуг. Результаты указанной оценки могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти (его структурного подразделения) мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

В настоящее время в РФ продолжается работа по повышению информационной транспарентности государственного менеджмента. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ 2012 г. № 851, в РФ создана система раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения . В июне 2013 г. Президент В.В. Путин подписал федеральный закон №112-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственныхорганов и органов местного самоуправления», направленный на дальнейшую реализацию политики по обеспечению открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления .

Указом Президента РФ №183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив граждан РФ. Специализированный сайт в сети Интернет, на котором граждане РФ могут выдвигать свои общественные инициативы (предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления) с использованием специального Интернет-ресурса www.roi.ru, реализуемые на федеральном уровне, работает с 15 апреля 2013 г. На региональном и муниципальном уровнях должен заработать с 1 ноября 2013 г.

В соответствии с Указом Президента РФ №183 во многих субъектах РФ созданы региональные экспертные рабочие группы по рассмотрению общественных инициатив и утверждены Положения об этих группах (например, Астраханская, Калужская, Мурманская, Ростовская, Сахалинская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области, Республики Адыгея, Калмыкия, Коми).

По сравнению с федеральными органами власти, государственные органы субъектов РФ и муниципалитеты должны быть максимально доступны для граждан. Поэтому проводится активная работа по внедрению «Открытого правительства» на региональном уровне в виде модуля «Открытый регион», основными целями которого определены повышение эффективности государственного и муниципального управления, обеспечение открытости власти, вовлечение в государственное и муниципальное управление гражданского общества. Результаты рейтинга открытости правительства регионов России, опубликованного Институтом развития информационного общества в 2012 г., свидетельствуют о максимальной открытости (по сравнению с другими субъектами РФ) правительств Ульяновской области, Москвы, Пензенской области, Республики Бурятия и Ивановской области .

Одним из актуальных направлений реализации информационной транспарентности государственного менеджмента на уровне регионов является раскрытие информации о государственных (муниципальных) расходах (представление бюджетов и отчетов об их исполнении) в понятной для неподготовленного пользователя информативной и компактной форме. В настоящее время данное направление реализуется в виде раскрытия бюджета города Москвы (budget.mos.ru), Волгоградской области (budget.volganet.ru/budget/), Ленинградской области (budget.lenobl.ru/), Саратовской области (saratov.ifinmon.ru/), Тульской области (dfto.ru/www/open/) и др.

В январе 2013 г. Правительством Москвы был запущен собственный портал открытых данных (data.mos.ru/), на основе которого были созданы мобильные приложения: для записи на прием к врачу, для вызова такси и др. Кроме того, функционируют некоммерческие проекты, посвященные доступности информации, раскрываемой государством для граждан, такие как OpenGovData.ru (проект И. Бегтина) и GisLab.info (открытые данные по границам особо охраняемых природных территорий федерального подчинения РФ).

Институт оценки регулирующего воздействия, активно развивающийся в РФ с2010 г., ориентирован на повышение качества правотворчества, создание прозрачных и понятных механизмов принятия обоснованных регулятивных решений. С помощью процедуры публичных консультаций на стадии законодательной инициативы создается барьер продвижению недостаточно проработанных решений, которые впоследствии могут повлечь неоправданные расходы для предпринимателей и государственного бюджета, т.е. принимаются меры по нивелированию возможного отрицательного влияния принимаемых актов на инвестиционный и предпринимательский климат. Окончательное принятие нормативно-правовых документов осуществляется при достижении консенсуса заинтересованных сторон.

Для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения разработан и функционирует специально созданный Единый портал regulation.gov.ru, работающий в штатном режиме с 15 апреля 2013 г. С 1 января 2013 г. на региональном уровне процедура оценки регулирующего воздействиявведена в 20 пилотных регионах, в т.ч. в Краснодарском крае, Астраханской области, Волгоградской области.

По факту субъектом РФ ЮФО, полностью внедрившим оценку регулирующего воздействия, является Краснодарский край. Астраханская, Волгоградская и Ростовская области входят в число субъектов РФ ЮФО, активно занимающихся продвижением института оценки регулирующего воздействия, республика Калмыкия – в число регионов с низкой активностью. В республике Адыгея никаких действий к внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия не предпринимается .

Согласно итогам третьего раунда мониторинга внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в субъектах РФ (апрель2013 г.), проводимого Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, в Топ-10 субъектов РФ вошли: Свердловская, Ульяновская, Вологодская, Ярославская, Волгоградская, Липецкая и Калужская области, Чувашская и Удмуртская Республики, Республика Татарстан и Краснодарский край .

Повышение эффективности деятельности государственных структур является одним из основных направлений совершенствования системы государственного управления РФ. Постановление Правительства РФ №1284 предусматривает проведение оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) путем сбора мнений о качестве наиболее массовых и социально значимых госуслуг. Граждане могут оценивать качество госуслуг по таким критериям как: время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и т.д. При этом результаты указанной оценки могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти (его структурного подразделения) мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

Федеральным законом №32-ФЗ «Об Общественной палате РФ» органам исполнительной власти предоставлена возможность образовывать общественные советы. Так, при каждом Министерстве (Комитете) региона, в соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области от 12.05.2012 №317 «Об образовании Общественных советов при органах исполнительной власти Волгоградской области», организованы Общественные советы. Также создан Общественный совет при Губернаторе Волгоградской области. Данная форма взаимодействия власти и гражданского общества применяется при высшем руководстве страны и практически во всех субъектах РФ. Практика показывает: это одна из эффективных форм взаимодействия власти и гражданского общества.

Главной задачей Общественных советов является содействие исполнительной власти в оперативном решении первоочередных задач отрасли. Общественный советявляется постоянно действующим экспертно-консультативным органом и обеспечивает взаимодействие населения области с Министерством (Комитетом) в целях учета их потребностей и интересов при осуществлении Министерством (Комитетом) возложенных на него функций и в целях осуществления общественного контроля за его деятельностью.

Для повышения качества жизни населения субъектов РФ, на наш взгляд,необходимо:

1. Изучить и обобщить:

– зарубежный опыт в области разработки социальных стандартов качества и уровня жизни и социальной защиты населения, государственной социальной стандартизации;

– отечественный опыт регионов, обладающих наилучшими достижениями по определенным направлениям повышения качества жизни населения, использовать полученные результаты при решении проблем в социально-экономическом развитии субъекта РФ.

2. Принять федеральный закон о разработке стандартов уровня и качества жизни населения в России, обеспечивающий (в соответствии со ст. 19 Конституции РФ) социальное равенство всех граждан страны независимо от места их проживания.

3. Разработать комплексную, научно обоснованную долгосрочную федеральную концепцию устойчивого повышения качества жизни граждан РФ.

4. Утвердить единую систему индексов – параметров, по которым должна осуществляться оценка и планирование качества жизни населения.

5. Организовать общественно-научный экспертный совет по вопросам качества жизни населения России (состоящий из специалистов в области управления качеством жизни) для:

– осуществления постоянного мониторинга качества жизни граждан РФ и предоставления на основе его результатов предложений и рекомендаций органам системы публичной власти для принятия оперативных решений;

– оценки эффективности и результативности деятельности органов системы публичной власти всех уровней на основе анализа динамики показателей качества жизни на конкретных территориях;

– проведения информационной работы (форумов, выставок, научно-практических конференций, круглых столов) по актуальным проблемам качества жизни населения, имеющей своей целью обмен опытом и разработку конкретных мер и механизмов их решения;

– разработки основной федеральной концепции повышения качества жизни на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

6. Усилить работу органов государственного регулирования по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, поощрению работодателей к выполнению социальных обязательств перед нанимаемыми работниками.

7. Постоянно повышать качество подготовки специалистов, осуществляющих процесс предоставления госуслуг населению.

8. Организовать горячие линии по возникающим у населения вопросам (образование, здравоохранение, ЖКХ и т.д.), действительно функционирующих, а не тех, на которые невозможно дозвониться или абонент не может быть вызван или никто не берет трубку.

Итак, сегодня государственный менеджмент имеет несколько приоритетных направлений, основной из которых – повышение качества жизни населения. Существенное повышение качества жизни является наиважнейшей социально-экономической задачей, стоящей в повестке дня. Для ее достижения осуществляетсясовершенствование системы государственного управления, приоритетно направленное на улучшение информационной транспарентности деятельности органов системы публичной власти, расширение масштабов их взаимодействия с населением в рамках партисипативных отношений, повышению эффективности и результативности государственного управления.