Что собой представляет голосовой аппарат. В лёгких осуществляется газообмен между воздухом, находящимся в паренхиме лёгких, и кровью, протекающей по лёгочным капиллярам. Перстнещитовидный сустав парный, образован суставными поверхностями на нижнем роге щ

Строение голосового аппарата анатомически значительно проще, чем строение уха, и гораздо лучше исследовано благодаря возможности изучения его в момент его функционирования непосредственно у живых людей посредством ларингоскопии и рентгеновских снимков.

Как физический инструмент, голосовой аппарат совершенно основательно сравнивают с язычковой органной трубой. Из трех частей его наименее подобны язычку органной трубы, конечно, связки, но в принципе роль их та же самая, какую в трубе играет язычок. Связки во время голосообразования (фонации) представляют собою два стоящие параллельно и прижатые друг к другу мускульных валика, длина и степень натяжения коих определяют высоту издаваемого тона. Голос может изменяться по высоте в пределах около двух октав, но наряду с нормальным -- грудным голосом -- человек может издавать особые звуки, более высокие -- это так называемый фальцет, или фистула. На механизме голосообразования при грудном голосе и фальцете следует остановиться несколько подробней ввиду большого интереса этого вопроса, подробно освещенного Музехольдом при помощи ларингоскопической фотографии; при соединении этого метода со стробоскопом Музехольду удалось проследить отдельные фазы раскрытия голосовой щели.

Натяжение голосовых связок может происходить или благодаря сокращению мускульных волокон, составляющих самые связки -- это так называемое внутреннее натяжение, или посредством воздействия других мышц гортани, растягивающих связки пассивно,-- это внешнее натяжение. Характер функционирования связок в этих двух случаях совершенно различный. На моментальных фотографиях голосовой щели при грудном голосе связки представляются подобными двум толстым напряженным мускульным валикам, похожим на губы, плотно сжатые друг с другом; это соответствует как внешнему, так и „внутреннему" натяжению связок. Myзельход установил, что при фонации грудным голосом раскрытие голосовой щели происходит лишь на очень короткий момент в течение малой части периода звукового колебания, и за это время через щель проходит сильный прорыв воздуха, в остальную же часть периода связки плотно сжаты. Периодическое следование таких толчков дает звук, богатый обертонами, амплитуда которых лишь очень медленно убывает с увеличением высоты, что придает тембру характер полноты и металлический оттенок. При таком звуке передняя грудная стенка дает сильное дрожание (fremitus pectoralis), ощутимое рукой, почему этому типу голоса и дано название грудного регистра.

При фальцете связки представляются плоскими и сильно растянутыми, и между ними в середине образуется просвет, как между двумя Туго растянутыми резиновыми полосками. Края связок утончены и, по-видимому, не имеют такой упругости, как при грудном звуке; при фонации колеблются, отодвигаясь вверх и вбок, главным образом, края связок; полного закрытия голосовой щели не получается даже в момент фазынаибольшего сближения связок. Полного прерывания тока воздуха при фальцете таким образом не получаете, происходят только ослабление и усиление его. Фальцетный голос вследствие этого не богат обертонами, он звучит очень мягко, не обладает металлическим оттенком (высокие обертоны) и не имеет силы. Дрожания грудной стенки также не получается. Следует отметить, что колебания голосовых связок при грудном голосе происходят, по-видимому, в направлении, перпендикулярном к току воздуха через щель, при фальцете же -- почти в направлении тока воздуха. Звук, создаваемый вибрацией голосовых связок, равно как и вибрацией язычка органной трубы, совершенно видоизменяется благодаря наличию резонансных полостей. Резонансные полости глотки и рта играют прежде всего роль усилителей тех обертонов звука связок, которые лежат близко от собственного тона полости. Ввиду того что стенки этих полостей мягки, резонанс их не ограничивается узкой областью тонов; так, отступление от тона полости на большую терцию (на 25 %), дает уменьшение резонирования всего наполовину. В результате такая резонансная полость усиливает обертоны голоса на протяжении почти целой октавы. Таким образом, ясно, что тембр звука голоса будет существенным образом зависеть от настройки резонаторных полостей, -- главным образом полости рта и глотки. Чрезвычайно важно отметить, что полость рта является, кроме того, резонатором с большим отверстием во внешнее пространство и потому является излучателем звука или, применяя термин из радио-телеграфии, звуковой антенной.

Полость носоглотки, как лежащая сбоку, может являться своего рода звуковым фильтром: она может определенные тоны поглощать и не выпускать наружу. Действие ее можно уподобить так называемому интерференционному аппарату Штумпфа, где мы имеем на пути звука, проходящего по трубе, боковые ответвления (трубки переменной длины с глухим концом), которые поглощают тоны, соответствующие их настройке. Особенно важна эта роль носоглотки в пении для придания звуку голоса известной окраски, чем в широкой степени пользуются все" певцы. Если нёбная заслонка открыта и ток воздуха попадает в значительной степени из легких в нос, то носовая и носоглоточная полость делаются резонаторами и это придает звуку специфический „гнусавый" оттенок, применяемый для издания целого ряда согласных и полугласных (м, н, б, д, г).

Влияние на тембр голоса воздушных полостей, лежащих ниже, чем связки, вполне допустимо, но до сих пор вопрос этот еще слабо освещен. Ясно, однако, что в образовании гласных участвуют исключительно верхние полости, лежащие над связками. Нижний резонатор должен, конечно, играть важную роль в определении характера функционирования связок, так как степень натяжения и большая или меньшая быстрота открывания и закрывания голосовой щели, т. е. факторы, определяющие первичный тон связок, зависят не только от структуры и натяжения самих связок, но и от реакции переменного воздушного давления в подсвязочном пространстве. Вопрос о резонансе нижних полостей приобретает важную роль в объяснении явлений постановки певческого голоса.

Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Непринужденное свободное положение гортани считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.

Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для того, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т.д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.

Важную роль играет и носовая полость. Вместе с придаточными пазухами она принимает участие в образовании голоса. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного произношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние носовой полости и придаточных пазух. Именно их индивидуальность придает каждому человеку своеобразный тембр голоса.

Интересно, что полости в передней части черепной коробки человека полностью соответствуют по своему назначению акустическим сосудам, замурованным в древнеримских амфитеатрах, и выполняют те же функции природных резонаторов.

Резонатор - прежде всего усилитель звука.

Резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии. Умелое использование законов резонанса позволяет достичь огромной силы звука до 120-130 дБ, поразительной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса.

В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Выше мы говорили о головном резонаторе.

Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и головного резонаторов.

Немецкий педагог Ю.Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при помощи носового резонатора, называемого им "золотым мостом".

Важную роль играет дыхание певца.

Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, динамические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и очень многое другое.

В процессе пения дыхание должно подстраиваться, приспособляться к работе голосовых связок.

Это создает лучшие условия для их вибрации, поддерживает то воздушное давление, которое нужно при той или иной амплитуде, частоте сокращений и плотности смыкания голосовых связок. Маэстро Мазетти считал "необходимым условием пения умение сознательно управлять дыханием".

(Умберто Мазетти был одним из ведущих вокальных педагогов (профессоров) Московской консерватории начала 20 века, который дал России целую плеяду замечательных певцов и педагогов (среди них А.Нежданова и Н.Обухова).

Певцу важно дыхание, связанное с пением. Главное для певца не сила дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется выдох во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компонентами голосового аппарата.

Кроме того, каждая группа голосов имеет еще более точные подразделения: сопрано - легкое (колоратурное), лирическое, лирико-драматическое (спинто), драматическое; меццо-сопрано и контральто сами по себе являются разновидностями; тенор-альтино, лирический (ди-грациа), меццо-характерный (спинто), драматический (ди-форца); баритон-лирический и драматический; бас-высокий (кантанто), центральный, низкий (профундо).

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. А это не всегда просто сделать. Есть ярко выраженные категории голосов, которые не вызывают ни у кого сомнения относительно их природы. Но у многих певцов (не только начинающих) бывает трудно сразу определить характер голоса.

Следует помнить, что средний регистр у всех певческих голосов наиболее удобен при поисках естественного звучания и правильных вокальных ощущений.

Наличие хорошей (надежной и перспективной) вокальной техники приводит к тому, что акустические показатели голоса (звонкость, полетность, сила голоса, динамический диапазон и др. улучшаются в результате "настройки" голоса в процессе пения.

Умберто Мазетти считал, что "маленький диапазон и небольшая сила голоса не являются полностью исключающим профессиональное обучение фактором". Он полагал, что от правильного обращения и хорошей школы голос может обрести силу и развиться в диапазоне.

Сопрано (soprano от sopra -- над, сверх) -- высокий женский певческий голос. Рабочий диапазон:до первой октавы -- до третьей октавы. Диапазон колоратурного сопрано, самого высокого «подвида» сопрано может достигать фа --ля третьей октавы.

Альт (alto, . hautecontre; altus -- высокий) -- первоначально назывался голос, который был выше тенора, (исполнявшего главную мелодию: cantus formus, иначе фальцетто. Позднее обозначает низкий голос у женщин и мальчиков. Он считается вторым из четырёх главных родов человеческого голоса и подобно трём остальным, является в различных степенях. Поэтому различают низкий и более высокий альт. Объём первого простирается приблизительно от фа в малой октаве до фа или соль во второй октаве, тогда как границы второго определяются одним или двумя тонами выше (от ля в малой октаве до ля во второй октаве). По своему объёму высокий альт совпадает с меццо-сопрано и оба голоса часто смешиваются друг с другом, тогда как, по естественному строению этих голосов и соотношению регистров, они легко отличимы. Женский альт состоит из двух регистров, пределы которых доходят до си в первой октаве, у детских же мужских альтов несколькими ступенями ниже. В учении о гармонии, преимущественно в четырёхголосных сочинениях, альтом называется второй верхний голос. Альтовым ключом или знаком, в котором пишется партия альта, называется общеупотребительный ключ до, пишущийся на третьей линии нотной системы.

Тенор (итал. tenore от лат. tenere -- держать) 1) высокий мужской певческий голос. Рабочий диапазон: до малой -- до второй октавы; переходные (условно) ноты: ми бемоль-фа# первой октавы; 2) название голоса в полифонической фактуре; в эпоху Средних веков и Возрождения тенор считался функционально определяющим (отсюда название), в том числе, идентификатором многоголосного лада; 3) доминирующий тон, или «тон повторения» в псалмодии, а также аналогичная модальная функция (также называемая реперкуссой) в григорианском хорале.

Бас (от ит. basso -- «низкий») -- наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания.

Органы дыхания (их строение и функционирование, за исключением подробностей, имеющих отношение к гортани, нами уже изучались), создающие воздушное давление под голосовыми складками, - источник звуковой энергии.

Человеческая гортань расположена на уровне IV-VI шейных позвонков и связана с подъязычной костью. Вверху гортань переходит в полость глотки, внизу - в трахею. Снаружи ее положение заметно по выступу, называемому «кадыком» («адамовым яблоком»), более развитому у мужчин и образованному соединением обеих пластинок щитовидного хряща.

Имеются значительные возрастные и половые особенности гортани. Рост и функция гортани связаны с развитием половых желез. У детей гортань расположена выше, чем у взрослых (нормальное положение устанавливается к 13-14 годам жизни), а у стариков ниже; у женщин несколько выше, чем у мужчин, причем в среднем длина гортани мужчины (44 мм) на 1/3 больше женской (35 мм). У новорожденного ребенка гортань относительно велика. В течение первых 4-5 лет жизни ребенка она растет несколько медленнее трахеи. После шести лет рост гортани замедляется, но перед наступлением половой зрелости у мальчиков рост ее ускоряется и размеры стремительно увеличиваются. В это время изменяется голос мальчиков (мутация голоса).

Гортань является важнейшей составной частью голосового аппарата, т.к. в ней расположены голосовые складки. Рассмотрим подробности ее строения.

Скелет гортани образован несколькими подвижно соединенными между собой хрящами. Самый крупный из хрящей гортани - щитовидный, в котором различают две четырехугольные пластинки, соединяющиеся между собой (упомянутый выступ гортани - «адамово яблоко») под прямым (или почти прямым) углом у мужчин и тупым углом (около 120°) у женщин.

От задних краев отходят две пары рогов - верхние и нижние.

Наиболее важны в функциональном отношении черпаловидные хрящи, от основания которых вперед отходит голосовой отросток, состоящий из эластического хряща; назад и кнаружи - мышечный отросток. К последнему прикрепляются мышцы, двигающие черпаловидный хрящ в перстнечерпаловидном суставе. При этом изменяется положение голосового отростка, к которому прикрепляются голосовые связки.

Сверху гортань покрыта надгортанником, состоящим из эластического хряща. Надгортанник расположен впереди входа в гортань и прикреплен к щитовидному хрящу с помощью щитонадгортанной связки. В основании гортани лежит перстневидный хрящ, его дуга обращена вперед, а пластинка - назад. Перстнетрахеальная связка соединяет нижний край хряща с первым хрящом трахеи.

Хрящи соединяются между собой посредством связок и суставов. Важнейший из них - перстнечерпаловидный сустав расположен между основанием черпаловидного хряща и соответствующей поверхностью перстневидного. Черпаловидный хрящ в этом суставе вращается вокруг вертикальной оси, а также немного в стороны. Перстнещитовидный сустав образован суставными поверхностями нижних рогов щитовидного хряща и соответствующими площадками перстневидного. Правый и левый суставы объединяются в один комбинированный, в котором щитовидный хрящ наклоняется вперед, удаляясь своей вырезкой от пластинки перстневидного и черпаловидных хрящей, или выпрямляется, приближаясь к последним.

Органом, в котором возникает звук, является гортань. Полость гортани кроме голосовых связок выстлана слизистой оболочкой, образованной реснитчатым эпителием с большим количеством бокаловидных клеток, а голосовые связки покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием. Передняя и задняя части задней поверхности надгортанника также покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием, большая часть задней - реснитчатым эпителием.

Полость гортани подразделяется на три отдела:

Верхний - преддверие гортани;

Наиболее сложно устроен средний отдел, где на боковых стенках имеются две пары складок, между которыми образуются углубления - желудочки гортани. Верхние складки называются преддверными, а нижние - голосовыми. В толще последних лежат голосовые связки, образованные эластическими волокнами, и мышцы. Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами.

Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках. Строение голосовых связок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью.

В результате изменения положения хрящей под действием мышц гортани могут меняться ширина голосовой щели и натяжение голосовых связок. Расширяет голосовую щель одна мышца - задняя перстнечерпаловидная, а сужают ее несколько мышц: боковая перстнечерпаловидная, щиточерпаловидная и др. При молчании голосовая щель широко раскрыта, при разговоре или пении - сужается. Размеры голосовых связок определяют тип голоса. У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими - короткие и тонкие.

Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи. Артикуляция (от лат.articulo - расчленяю) - это работа органов речи. К активным органам артикуляционного аппарата относятся:

  • - голосовые складки, которые, вибрируя на выдохе, создают звук;
  • - язык, состоящий из поперечно-полосатых мышечных волокон, которые имеют различное направление; язык способен к самым разнообразным изменениям своей формы и положения; он прикрепляется своим корнем к подъязычной кости, непосредственно связанной с гортанью;
  • - губы;
  • - мягкое нёбо с маленьким язычком - подвижное мышечное образование, расслабленное при дыхании, благодаря чему имеется свободный проход из глотки в носоглотку и далее в нос; во время речи и пения мягкое нёбо поднимается и перекрывает ход в носоглотку;
  • - глотка - полость, расположенная за зевом, сообщающаяся при дыхании с носовой полостью и гортанью; во время речи и пения отделяется от носовой полости поднятым мягким нёбом; ее объем может сильно меняться благодаря перемещению языка и опусканию или поднятию гортани; при пении глотка должна быть свободно и широко открыта; сложное отверстие ротоглотки называют еще вторым (певческим) ртом, подчеркивая этим факт формирования при пении звука именно в этом месте.

К пассивным органам артикуляционного аппарата относятся:

  • - зубы;
  • - твердое нёбо;
  • - верхняя челюсть.

Резонаторы - это полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и окраску (тембр). Резонанс (от лат. resono - звучу в ответ, откликаюсь) - явление усиления собственных колебаний резонаторов под воздействием внешних колебаний той же частоты. Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Различают головной и грудной резонаторы.

Нижняя подгортанная труба переходит в трахею и бронхи. Верхняя надгортанная труба - переходит в полость ротоглотки и далее в ротовую и носовую полости. Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (зубы, темя). Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи). Таким образом, гортань вместе с надгортанной и подгортанной трубами представляет собой единую рупорную систему.

Голосовой аппарат, и как всё устроено

Основу их составляет диафрагма - мускульно-сухожильная перегородка, (грудобрюшная преграда) отделяющая грудную полость от брюшной.. Диафрагма является живым фундаментом для целого и совершенного инструмента. Диафрагма, это мощный мышечный орган, прикрепляется к нижним рёбрам и позвоночнику. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, и объём грудной клетки увеличивается. Но мы не можем почувствовать диафрагму, т.к. её движение при дыхании и голосообразовании происходит на подсознательном уровне.
Грудная полость защищённая рёбрами и грудными позвонками, содержит жизненно важные органы - лёгкие, сердце, дыхательное горло, пищевод.

Лёгкие - как настоящие органные меха, участвуют в звукообразовании, создавая необходимый поток воздуха. Из лёгких воздух поступает в бронхи , тонкие и похожие на ветви дерева. Потом они объединяются вместе и образуют трахею, которая идёт вверх, вертикально. Трахея - состоит из хрящевых полуколец, она довольно подвижна, и соединена с гортанью.

Гортань выполняет тройную функцию - дыхательную, защитную и голосовую. Её остов составляют хрящи, которые соединены между собой суставами, связками, и мышцами, за счёт чего обладают подвижностью. Самый большой хрящ гортани - щитовидный, и его размеры определяют величину гортани. Для низких мужских голосов характерна крупная гортань, выступающая на поверхности шеи в виде кадыка. Верхнее отверстие гортани , так называемый вход в гортань образуется подвижным гортанным хрящём - надгортанником . При дыхании гортань свободна, а при глотании свободный край надгортанника, наклоняется назад, закрывая отверстие гортани. Во время пения вход в гортань прикрывается надгортанником. Гортань имеет свойство быть подвижной, в основном, в вертикальной плоскости.

В середине гортань сужается, и в самом узком месте располагаются две горизонтальные складочки, или- связки. Отверстие между ними называется голосовой щелью. Над голосовыми связками располагаются -желудочки гортани, над каждым из которых находится складка, параллельная голосовым связкам. Верхние желудочковые складки называются ложными и состоят из рыхлой соединительной ткани, желёз и слабо развитых мышц. Железы в этих складочках обеспечивают увлажнение голосовых складок, что очень важно для певческого голоса. При звукообразовании голосовые складки соединяются или смыкаются, и щель закрывается. Связки покрыты плотной тканью перламутрового оттенка. Связки могут изменять свою длину, толщину, и колебаться по частям, что придаёт голосу певца разнообразные окраски, богатство звука и подвижность.
Звук, резонирует в полости над гортанью, в глотке.

Глотка довольно объёмна, неправильной формы. Глотка отделяется от нёба, так называемой, нёбной занавеской . Маленький язычок в задней части нёба, словно образует двойную арку. Размеры глотки могут изменяться от движений нёбной занавески и языка. Так же для правильного звукообразования имеет большое значение артикуляция. Строение голосового аппарата имеет индивидуальные особенности в каждом отдельно взятом случае. Поэтому педагогический подход к каждому вокалисту так - же очень индивидуален. При работе с певцом, учитываются в первую очередь физическое состояние голосового аппарата, физиологическое строение и личностные особенности певца, психологическое и эмоциональное состояния. И на основе полученного представления составляется индивидуальная программа.

Главная задача педагога состоит в том, что бы из своего привычного набора упражнений подобрать для каждого певца именно то, что ему необходимо в данный момент. Или же, если ни одно из данных упражнений не воспринимается учеником правильно, сымпровизировать на ходу именно то, что будет понятно для начинающего певца. Важно, что бы певец почувствовал, что он может добиться правильного результата, что его голос звучит лучше. Он должен получить удовольствие от занятий вокалом.
Несомненно, преподавателю необходимо соблюдать осторожность и не форсировать удачный результат. Главное, что ученик осознал и запомнил приятное ощущение при пении, почувствовал свои возможности. В следующий раз он постарается вспомнить и воспроизвести все свои удачные моменты.

Правильное дыхание

Человек может долгое время - недели и месяцы - обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.

В подавляющем большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся немногие. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, «садится» голос, «пересыхает» во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

При вдохе воздух поступает в гортань и дыхательное горло, затем в бронхи, их разветвления и в легочные пузырьки, которых больше в нижней части легких. Легкие обогащаются кислородом, а при выдохе освобождаются от углекислоты и других газообразных продуктов распада. Легкие заполняют почти всю грудную клетку. Внизу легкие опираются на диафрагму.

Диафрагма - мускульная перегородка, отделяющая грудную область от брюшной. Она имеет куполообразную форму. При вдохе диафрагма сокращается, прогибается, теряет свою выгнутую кверху, куполообразную форму. Объем нижней части грудной клетки увеличивается. Атмосферный воздух устремляется в легкие, заполняя их. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объем грудной полости уменьшается - происходит выдох. Такой цикл дыхания, состоящий из вдоха, выдоха и короткой паузы, повторяется в покое у взрослого человека 16-18 раз в минуту.

Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая, поэтому оно называется фонационным (phone – «звук» греч.). По команде головного мозга голосовые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки и образуется звук.

Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох - экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений - укрепить мышечную силу и развить бесшумное короткое дыхание для длительного голосоведения *.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет). При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются.

Большинство людей страдает поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, вы обретете новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень.

Обучение правильному дыханию базируется на небольшом количестве целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дадут ощутимый результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается привычка правильного дыхания и голосоведения.

Существуют три вида дыхания: верхнее (ключичное) - при вдохе поднимаются ребра, плечи, ключицы, при выдохе опускаются. Используется только часть легких (верхняя, очень небольшая). Затрачивается масса энергии при минимуме результатов; среднее (межреберное дыхание) - при вдохе ребра расширяются, при выдохе - опускаются. Воздухом заполняется средняя часть легких; нижнее (диафрагмальное дыхание). Диафрагма, находясь в покое, она выдвинута куполообразно вверх в грудную полость) при вдохе, напрягаясь, уплотняется, сдвигает брюшные органы вниз и выпячивает живот наружу. При выдохе диафрагма возвращается в исходное положение. Воздухом заполняются нижняя и средняя части легких.

Итак, как же дышать правильно эстрадному исполнителю?

Эстрадному исполнителю нужно овладеть всеми видами дыхания и с легкостью их чередовать, ведь при работе на сцене случаются различные ситуации, в которых требуется определенный тип дыхания.

В своей практике я использовал различные виды дыхания, и рекомендую наиболее оптимальный и работающий на практике вариант: смешанное дыхание (трехуровневое, полное).

Берется дыхание аккуратно, бесшумно и исключительно через нос, постепенно заполняя сначала нижнюю (брюшную) часть, затем среднюю (межреберную) и верхнюю (ключичную) часть. Выдыхание с извлечением звука происходит сверху - вниз. Дыхание можно брать как с закрытым, так и с отрытым ртом.

Данный вид дыхания очень удобен как при движении на сцене, так и при статичном исполнении.

Голосовой аппарат, голосообразование
и гигиена голоса человека

Сценарий урока

Урок «Голосовой аппарат, голосообразование и гигиена голоса человека» рассчитан на 90 мин учебного времени и проводится нами в классах с углубленным изучением биологии в курсе «Анатомия, физиология и гигиена человека» (9-й класс). Предлагаемые нами материалы могут быть использованы учителями как в профильных классах, так и в классах традиционного обучения во время урочной и внеурочной работы, при проведении специальных и элективных курсов. Возможно частичное их использование в зависимости от подготовленности класса и наличия учебного времени.

Задачи урока: изучение морфологических и анатомических особенностей голосового аппарата человека, механизма голосообразования у человека, характеристик индивидуальных особенностей голосов различных людей; ознакомление с гигиеническими правилами сохранения здорового состояния голосового аппарата и голоса; развитие навыков самостоятельной работы учащихся с учебной и научной литературой, умения делать сообщения по заранее заданной теме, решать биологические задачи познавательного характера; воспитание эстетического вкуса.

Оборудование: таблицы, рисунки, схемы и муляжи, иллюстрирующие строение и функционирование голосового аппарата человека; записи, фотографии выдающихся русских вокалистов (Марка Осиповича Рейзена, Ивана Семеновича Козловского, Федора Ивановича Шаляпина, Надежды Андреевны Обуховой, Валерии Владимировны Барсовой); звуковоспроизводящая аппаратура, зеркала, электрические фонарики.

Трем учащимся за 2 недели до проведения урока дается задание: подготовить сообщения о гигиене голосового аппарата.

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний

Проверка знаний по теме: «Дыхание и его значение. Строение и функции органов дыхания». (Этот фрагмент урока нами опускается, так как в разных классах и школах может осуществляться по-разному.)

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку стали слова И.С. Тургенева: «Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем были и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». (Рассказ «Певцы» из «Записок охотника».)

Вы, наверное, думаете: «Что такое голос, объяснять не надо – это знает всякий». Так? Но слово это имеет не одно значение. Голосом музыканты называют отдельную партию в хоре, ансамбле, оркестре. Но чаще всего голосом называют звуки, производимые голосовым аппаратом и служащие для общения между людьми.

(Звучат отрывки из вокальных произведений в исполнении известных оперных певцов, обладавших разными типами певческих голосов:

«Соловей» А.А. Алябьева в исполнении В.В. Барсовой (колоратурное сопрано);
– ария Гремина из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении М.О. Рейзена (бас);
– песенка герцога из оперы Дж.Верди «Риголетто» в исполнении И.С. Козловского (лирический тенор);
– романс П.П. Булахова «Не пробуждай воспоминаний» в исполнении Н.А. Обуховой (меццо-сопрано).)

Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.

Чем же различаются голоса певцов, пение которых мы только что слышали? Чем, вообще, различаются наши голоса, ведь мы чаще всего безошибочно узнаем человека по его голосу? (Учащиеся предлагают ответы на эти вопросы .)

Правильно. Человеческие голоса отличаются индивидуальной окраской, высотой, подвижностью, громкостью, особенностями произношения слов и т.д. Все эти специфические качества человеческого голоса объясняются уникальностью голосового аппарата, т.е. системы органов, служащей для образования звуков голоса и речи.

На сегодняшнем уроке, посвященном голосовому аппарату и голосу человека, мы познакомимся с морфологическими и анатомическими особенностями голосового аппарата, с механизмом его функционирования, а также с определенными правилами поведения, соблюдение которых обеспечит каждому из нас сохранение здорового голосового аппарата и голоса.

(Учащиеся выполоняют задания в группах, работая с заранее розданными текстами. )

Задания для первой группы

Итак, голосовой аппарат – это система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. К нему у человека относятся: органы дыхания, гортань с голосовыми складками, артикуляционный аппарат и резонаторы.
Органы дыхания (их строение и функционирование, за исключением подробностей, имеющих отношение к гортани, нами уже изучались), создающие воздушное давление под голосовыми складками, – источник звуковой энергии.
Гортань с заключенными в ней голосовыми складками – источник звуковых колебаний. Рассмотрим подробно строение гортани.
Человеческая гортань расположена на уровне IV–VI шейных позвонков и связана с подъязычной костью. Вверху гортань переходит в полость глотки, внизу – в трахею. Снаружи ее положение заметно по выступу, называемому «кадыком» («адамовым яблоком»), более развитому у мужчин и образованному соединением обеих пластинок щитовидного хряща.

Схема строения голосового аппарата человека:
1 – гортань; 2 – надгортанная полость; 3 – подгортанная полость; 4 – трахея и бронхи; 5 – полость рта; 6 – носовая полость; 7 – мягкое нёбо; 8 – твердое нёбо; 9 – язык; 10 – задняя стенка глотки; 11 – второй (певческий) рот

Имеются значительные возрастные и половые особенности гортани. Рост и функция гортани связаны с развитием половых желез. У детей гортань расположена выше, чем у взрослых (нормальное положение устанавливается к 13–14 годам жизни), а у стариков ниже; у женщин несколько выше, чем у мужчин, причем в среднем длина гортани мужчины (44 мм) на 1/3 больше женской (35 мм). У новорожденного ребенка гортань относительно велика. В течение первых 4–5 лет жизни ребенка она растет несколько медленнее трахеи. После шести лет рост гортани замедляется, но перед наступлением половой зрелости у мальчиков рост ее ускоряется и размеры стремительно увеличиваются. В это время изменяется голос мальчиков (мутация голоса).

1. Какова роль органов дыхания в образовании звуков голоса и речи?

2. Где у человека непосредственно возникают звуковые колебания?

3. Какие вам известны возрастные и половые особенности гортани?

4. Как вы думаете, почему человеческую гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом»? (Гортань подобно музыкальным инструментам создает звуки, отличающиеся исключительным разнообразием у разных людей и у одного и того же человека. Работа гортани, как и всего голосового аппарата, поддается нейрофизиологической «настройке» .)

Задания для второй группы

Прочитайте внимательно предложенный вам текст, ответьте на вопросы и подготовьтесь к их обсуждению.

Гортань является важнейшей составной частью голосового аппарата, т.к. в ней расположены голосовые складки. Рассмотрим подробности ее строения.
Скелет гортани образован несколькими подвижно соединенными между собой хрящами. Самый крупный из хрящей гортани – щитовидный, в котором различают две четырехугольные пластинки, соединяющиеся между собой (упомянутый выступ гортани – «адамово яблоко») под прямым (или почти прямым) углом у мужчин и тупым углом (около 120°) у женщин. От задних краев отходят две пары рогов – верхние и нижние.
Наиболее важны в функциональном отношении черпаловидные хрящи, от основания которых вперед отходит голосовой отросток, состоящий из эластического хряща; назад и кнаружи – мышечный отросток. К последнему прикрепляются мышцы, двигающие черпаловидный хрящ в перстнечерпаловидном суставе. При этом изменяется положение голосового отростка, к которому прикрепляются голосовые связки.

Хрящи, связки и суставы гортани: А (вид сбоку); Б (вид сзади); В (вид сбоку в разрезе).
1 – щитовидный хрящ; 2 – верхний рог щитовидного хряща; 3 – подъязычная кость;
4 – щитоподъязычная связка; 5 – выступ гортани («адамово яблоко»);
6 – нижний рог щитовидного хряща; 7 – надгортанник и надгортанный хрящ;
8 – перстнещитовидный сустав; 9 – вырезка щитовидного хряща;
10 – щитонадгортанная связка; 11 – перстневидный хрящ;
12 – перстнетрахеальная связка; 13 – первый хрящ трахеи;
14 – черпаловидный хрящ; 15 – голосовой отросток;
16 – перстнечерпаловидный сустав

Сверху гортань покрыта надгортанником, состоящим из эластического хряща. Надгортанник расположен впереди входа в гортань и прикреплен к щитовидному хрящу с помощью щитонадгортанной связки. В основании гортани лежит перстневидный хрящ, его дуга обращена вперед, а пластинка – назад. Перстнетрахеальная связка соединяет нижний край хряща с первым хрящом трахеи.
Хрящи соединяются между собой посредством связок и суставов. Важнейший из них – перстнечерпаловидный сустав расположен между основанием черпаловидного хряща и соответствующей поверхностью перстневидного. Черпаловидный хрящ в этом суставе вращается вокруг вертикальной оси, а также немного в стороны. Перстнещитовидный сустав образован суставными поверхностями нижних рогов щитовидного хряща и соответствующими площадками перстневидного. Правый и левый суставы объединяются в один комбинированный, в котором щитовидный хрящ наклоняется вперед, удаляясь своей вырезкой от пластинки перстневидного и черпаловидных хрящей, или выпрямляется, приближаясь к последним.

1. Чем образован скелет гортани?

2. Как называется отросток черпаловидных хрящей, к которому прикрепляются голосовые связки?

3. Перечислите связки и суставы (найдите их на рисунке), соединяющие между собой хрящи гортани?

4. За счет чего гортань может смещаться на несколько сантиметров вверх и вниз в каждую сторону? (За счет свободного подвешивания в мышцах шеи гортань может смещаться вверх и вниз почти до 3,5 см .)

Задания для третьей группы

Прочитайте внимательно предложенный вам текст, ответьте на вопросы и подготовьтесь к их обсуждению.

Органом, в котором возникает звук, является гортань. Полость гортани кроме голосовых связок выстлана слизистой оболочкой, образованной реснитчатым эпителием с большим количеством бокаловидных клеток, а голосовые связки покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием. Передняя и задняя части задней поверхности надгортанника также покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием, большая часть задней – реснитчатым эпителием.
Полость гортани подразделяется на три отдела:

– верхний – преддверие гортани;
– средний суженный – собственно голосовой аппарат;
– нижний – подголосовая полость.

Полость гортани: А (вход в гортань); Б (вид сбоку в разрезе).
1 – голосовая щель; 2 – голосовая складка; 3 – подголосовая полость;
4 – желудочек гортани; 5 – четырехугольная мембрана; 6 – голосовая связка

Наиболее сложно устроен средний отдел, где на боковых стенках имеются две пары складок, между которыми образуются углубления – желудочки гортани. Верхние складки называются преддверными, а нижние – голосовыми. В толще последних лежат голосовые связки, образованные эластическими волокнами, и мышцы. Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами.
Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках. Строение голосовых связок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью.
В результате изменения положения хрящей под действием мышц гортани могут меняться ширина голосовой щели и натяжение голосовых связок. Расширяет голосовую щель одна мышца – задняя перстнечерпаловидная, а сужают ее несколько мышц: боковая перстнечерпаловидная, щиточерпаловидная и др. При молчании голосовая щель широко раскрыта, при разговоре или пении – сужается. Размеры голосовых связок определяют тип голоса. У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие.

2. К каким хрящам гортани прикреплены голосовые связки человека?

4. Как вы думаете, у мужчин или у женщин голосовые связки более длинные и толстые? (Как правило, более толстыми и длинными являются голосовые связки мужчин, из-за чего у мужчин голоса более низкие .)

Задания для четвертой группы

Прочитайте внимательно предложенный вам текст, ответьте на вопросы и подготовьтесь к их обсуждению.

К голосовому аппарату, помимо органов дыхания и места возникновения звуков – гортани, относятся артикуляционный аппарат и резонаторы.
Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи. Артикуляция (от лат. articulo – расчленяю) – это работа органов речи. К активным органам артикуляционного аппарата относятся:

– голосовые складки, которые, вибрируя на выдохе, создают звук;
– язык, состоящий из поперечно-полосатых мышечных волокон, которые имеют различное направление; язык способен к самым разнообразным изменениям своей формы и положения; он прикрепляется своим корнем к подъязычной кости, непосредственно связанной с гортанью;
– губы;
– мягкое нёбо с маленьким язычком – подвижное мышечное образование, расслабленное при дыхании, благодаря чему имеется свободный проход из глотки в носоглотку и далее в нос; во время речи и пения мягкое нёбо поднимается и перекрывает ход в носоглотку;
– глотка – полость, расположенная за зевом, сообщающаяся при дыхании с носовой полостью и гортанью; во время речи и пения отделяется от носовой полости поднятым мягким нёбом; ее объем может сильно меняться благодаря перемещению языка и опусканию или поднятию гортани; при пении глотка должна быть свободно и широко открыта; сложное отверстие ротоглотки называют еще вторым (певческим) ртом, подчеркивая этим факт формирования при пении звука именно в этом месте.

К пассивным органам артикуляционного аппарата относятся:

– зубы;
– твердое нёбо;
– верхняя челюсть.

Резонаторы – это полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и окраску (тембр). Резонанс (от лат. resono – звучу в ответ, откликаюсь) – явление усиления собственных колебаний резонаторов под воздействием внешних колебаний той же частоты. Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Различают головной и грудной резонаторы.
Нижняя подгортанная труба переходит в трахею и бронхи. Верхняя надгортанная труба – переходит в полость ротоглотки и далее в ротовую и носовую полости. Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (зубы, темя). Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи). Таким образом, гортань вместе с надгортанной и подгортанной трубами представляет собой единую рупорную систему.

1. Что такое артикуляция, и какова роль в голосообразовании артикуляционного аппарата?

3. Что такое резонаторы и какова их роль в голосообразовании?

(Заслушивание ответов на вопросы заданий представителей четырех групп учащихся, уточнение и дополнение ответов. )

Процесс образования звука голоса называется голосообразованием, или фонацией . Звукообразование является результатом сложного и тонкого взаимодействия всех частей гортани, которое осуществляется через широкую сеть нервных связей с головным мозгом.

У млекопитающих и многих птиц имеются голосовые связки. У человекообразных обезьян они сходны с человеческими. Но ни одно животное не способно к сознательной членораздельной речи. Речь осуществляется вследствие существования в мозге специальных центров речи. Ответьте на вопрос: где в коре полушарий большого мозга находятся центры речи? (Центр двигательных механизмов речи локализован в лобной доле коры, центры памяти, относящиеся к речи – в теменной, а центры контроля речи – в височной доле. ) Центры речи согласовывают работу мышц всего речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления.

Согласно общепризнанной миоэластической теории, звуковые волны возникают в голосовой щели в результате сопротивления сомкнутых голосовых складок давлению выдыхаемого воздуха, что вызывает их колебание. Пропустив порцию воздуха, складки снова смыкаются в силу эластичности, затем цикл повторяется. В результате возникают периодические порывы (толчки) воздуха, т.е. звуковые колебания определенной частоты. Частота колебаний воспринимается как высота звука. В акустике частота звука измеряется в герцах (Гц).

Продолжение следует

Для правильного подхода к решению певческих и педагогических задач необходимо знать схему устройства голосового аппарата и его взаимосвязи с органами человеческого организма, принимающими непосредственное участие в процессе пения. Такими органами являются легкие, звукопроводящие и резонирующие полости, артикуляционные органы - губы, язык и нервная система, осуществляющая централизованное управление всем голосовым комплексом.

1. Гортань

2. Надгортанная полость

3. Подгортанная полость

4. Трахея и бронхи

5. Полость рта

6. Носовая полость

7. Мягкое нёбо

8. Твердое нёбо

10. Задняястенка глотки

11. Второй (певческий) рот.

Схематический разрез голосового аппарата показан на рис.1. Основной частью его является гортань с находящимися внутри нее голосовыми связками. В голосовых связках слои мышечных волокон расположены под разными углами, что обуславливает сложные вибрации связок, то есть многообразие звучания голоса (одновременное изменение силы звука, высоты тона и даже, в некоторой степени, тембра). Механизм возникновения вибрации голосовых связок еще не полностью изучен. Есть основание представлять его как совместное одновременное действие двух факторов - упругих колебаний мышц связок под давлением воздуха, воздействия на них управляющих периодических биоимпульсов из центральной нервной системы.

Сверху и снизу гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Нижняя - подгортанная труба - переходит в трахею и бронхи. Верхняя - надгортанная труба - переходит в полость ротоглотки (зев) и далее в ротовую и носовую полости. Таким образом, гортань вместе с надгортанной трубой, ротоглоткой и полостью рта представляет единую звукопроводящую рупорную систему. Форма и размеры полостей, с помощью их подвижных мышечных тканей, постоянно изменяются, приспособляя их резонаторные качества к режиму работы голосовых связок и условиям артикуляции.

Звукообразующий узел - гортань, - состоящий из хрящевого барабана, голосовых связок и мышц, подвешен вместе с корнем языка свободно к нижней челюсти. Основные функции гортани - обеспечение дыхания и звукообразования. Кроме того, гортань является механическим защитным устройством связок. Звукообразование - результат сложного и тонкого взаимодействия всех частей гортани, которое осуществляется через широкую сеть нервных связей с мозгом. Так, именно в гортани происходит регулировка подсвязочного воздушного давления и количества воздуха, проходящего через голосовую щель. Гортань очень подвижна по вертикали - размах ее движения в одну сторону доходит до 2-3 см. Эта подвижность нужна для установки ее в наиболее выгодное биоакустическое положение. При пении размах гортани меньше и само движение более плавное. У квалифицированных певцов гортань сравнительно устойчива относительно среднего положения.

Часть звуковой энергии выходит из гортани через верхние полости и рот наружу. Некоторая часть ее проходит вниз в трахею и, резонируя там, вызывает ощущение вибрации передней стенки грудной клетки.

"Конструкция" гортани со связанными с ней полостями - неразъемная и не имеет каких-либо частей или органов, могущих изменять направление звука. Певец может изменять только силу звука и, в некоторой степени, тембр, управляя величиной и формой отверстия ротоглотки, и самого рта. Конечно, поворотом головы и тела певец может ориентировать свой голос в нужном направлении, пользуясь полостью рта как рупором. Полость рта и само отверстие рта, в зависимости от артикуляции, рефлекторно изменяются. Однако именно для певца особенно важна возможность сознательного управления этим комплексом с помощью соответствующих мышц. Специфически важное значение имеет управление ротоглоткой с помощью мышц мягкого нёба, миндалин и корня языка. Это сложное отверстие ротоглотки называют еще и "вторым" или "певческим" ртом, подчеркивая этим факт формирования звука именно в этом месте.

Корнем языка можно перекрыть вход в полость рта, и тогда звук будет проходить только в носовую полость. Но вход в носовую полость полностью не может быть закрыт - всегда остается какое-то отверстие, обеспечивающее дыхание. Певцы постоянно пользуются возможностью регулировать прохождение звука в ротовую и носовую полости для изменения интонации и окраски звука.

Поверхность твердого нёба имеет большое количество нервных окончаний, воспринимающих давление звука и сигнализирующих о нем в мозг, что дает певцу возможность оценивать свой певческий настрой - свободу прохождения звука через ротоглотку, попадание его в головные резонаторы и пр.

У певцов эти ощущения называют ощущением звука в "маске" или говорят, что "звук в высокой позиции". В действительности - это оптимальное акустическое состояние голосового аппарата.

Качество звучания голоса певца зависит от многих анатомо-физиологических факторов, в том числе от формы и размеров надгортанных полостей и, в частности, нёбного свода. Нёбный свод, состоящий из твердого нёба, переходящего в мягкое, является поверхностью, отражающей звуковой поток по направлению к выходному отверстию - рту, и акустические качества этого отражателя должны соответствовать режиму работы голосовых связок. Певцы с хорошо звучащими голосами имеют высокое твердое нёбо с крутым передним сходом к зубам. Одновременно большое значение имеет соотношение длины мягкого и твердого нёба. Более выгодным для звучания оказывается тот случай, когда длина твердого неба значительно больше поглощающей поверхности мягкого нёба. Могут быть случаи, когда невыгодное строение верхнего отражающего свода или отсутствие зубов может оказаться препятствием на пути использования певческого голоса. Известны случаи, когда протезирование недостающих передних зубов приводило к восстановлению хорошего звучания .

Детские голоса имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они беднее голосов взрослых, но обладают особой серебристостью и легкостью. Хотя голоса детей и уступают по силе голосам взрослых, но отличаются большей звонкостью и "полетностью". Такие свойства тембра как серебристость и звонкость, придают детским голосам особую прелесть. Качественные отличия детских голосов связаны с анатомофизиологическими особенностями и голосового аппарата и всего растущего детского организма.

Гортань у детей расположена высоко. Она в 2 - 2,5 раза меньше гортани взрослых. Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. Поэтому детская гортань отличается эластичностью и большой подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки детей коротки, узки и тонки. В толще голосовых складок у ребенка до 5 лет вокальных мышц нет, только к 11-12 годам они оказываются полностью сформированными.

Приблизительно с 9-10 лет по мере развития вокальных мышц способ голосообразования начинает все больше обретать микстовый характер.

Голоса детей звучат с большей силой, обогащаются обертонами, увеличивается и диапазон . Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идет интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. Тембр таких голосов становится глубже, сочнее, приобретает микстовый характер. В этот возрастной период появляется возможность увеличить силу звучания .

Период, когда подросток достигает 11-12 лет называется "предмутационным". Физический рост и рост их голосового аппарата перестает быть плавным. Внешняя непропорциональность указывает и на неравномерность внутреннего развития. Голос теряет яркость, тускнеет, немного сипит. Иногда заметна перемена в диапазоне: некоторые учащиеся, певшие свободно, начинают избегать верхних звуков или поют их с напряжением. Все эти изменения, происходящие в результате серьезных перестроек организма и его нервной системы, могут отрицательно повлиять на певческий голос, который требует особого внимания и режима .

У школьников - участников хора часто встречаются дефекты звучания голоса. Наиболее распространенным поводом для возникновения недостатков певческого звукообразования является перенапряжение голосового аппарата. Нередко начинающие певцы поют в несвойственной их голосу тесситуре: высокой или низкой. Обладатели высоких голосов подлаживаются под низкие, поют произведения для этих голосов. Бывает и наоборот. Очень часто начинающие певцы, пытаясь увеличить свой диапазон, самостоятельно упражняются на верхних нотах, не умея ими пользоваться. Дети пытаются "перещеголять" друг друга высокими нотами, но и соревнуются в громком пении, стремясь сделать свой голос по силе больше, чем он есть на самом деле. Злоупотребление высокими нотами, пение в несвойственной тесситуре, форсировка голоса нарушают нормальную функцию голосовых органов, вызывают их перенапряжение, переутомление и приводят к заболеваниям .

По мнению некоторых исследователей, многие дефекты голосообразования являются следствием неправильного и нерационального режима пользования голосом в детском возрасте. Дети зачастую перенимают у взрослых манеру пения, причем возникающие технические трудности преодолевают путем перенапряжения голосового аппарата или его отдельных частей .

1. Органический дефект аппарата;

3. Неверные привычки, привитые в процессе подражаний, форсирования звука, дыхания или возникающие от исполнения непосильного репертуара.

Для выявления и возможного устранения первой группы недостатков требуется медицинская помощь.

Вторая группа недостатков - короткость диапазона, недостаточная сила и малая звучность - может быть устранена совершенно в процессе неторопливого и планомерного развития голоса. Возможно также значительное улучшение тембра.

К третьей группе недостатков относятся:

Вялое звукообразование , выражающееся в неточном взятии начальной ноты и нечетком ее окончании, постоянных "подъездах", смазывании гамм, сопровождающихся нечеткой дикцией и плохой артикуляцией гласных.

Резкое , жесткое звукообразование, при котором голос звучит напряженно, сухо, иногда, даже скрипуче. Как правило, певец с такой манерой пения может петь только на форте, пение на пиано ему недоступно.

Основными причинами возникновения являются нарушения слухового самоконтроля, изменение позиции правильного звукообразования и слабое музыкальное развитие.

Тремоляция звука воспринимается на слух как вибрация с повышенной амплитудой колебания и качания звука. Изменение частоты вибрато является результатом неустойчивого положения гортани, в результате чего она вибрирует ненормально. Внешне, как правило, это сопровождается качкой нижней челюсти.

Причиной тремоляции может быть асинхронность в работе голосовых связок; в этом случае возникает биение звука, которое можно распознать по особому суховатому тембру. Часто эти биения указывают на серьезное заболевание голосового аппарата, требующее лечение.

Другим крайним случаем нарушения нормального вибрато является его отсутствие, выражающееся на слух прямым, безтембровым, пустым, неэмоциональным звучанием голоса. При спастическом сокращении мышц голосового аппарата вибрато невозможно, и голос носит прямой гудкообразный характер. Безвибрационный голос - это наиболее распространенное явление среди учащихся.

Имеется ввиду не естественный переход необученного голоса из одного регистра в другой, а нарочитое изменение звучания - манера, преследующая цель якобы повышенной эмоциональности исполнения. Сегодня это имеет место в так называемом "народном" жанре и эстрадном исполнении.

Искажение гласных в начале второй октавы, вызываемое стремлением к чрезмерно "открытому" звучанию, и резкий переход в грубое звучание.

Причиной такого дефекта может быть следствие неправильного подхода к учащемуся, когда ведется работа без учета его психологических особенностей, степени его восприимчивости стоящих перед ним задач. Иногда педагоги допускают грубейшую ошибку, пытаясь навязать учащемуся свои мышечные, вибрационные ощущения при фонации, не учитывая его индивидуальных качеств, физиологических и психических особенностей.

Нередко педагоги стремятся достичь желаемого результата методом "нажима", многократно заставляя учащегося повторять одну и ту же ноту либо фразу, требуя сиюминутного положительного результата, забывая о постепенности и последовательности в работе. Как правило, при таком подходе певец вынужден форсировать звук, что приводит к дефектному звучанию голоса и зажиму голосового аппарата.

По причине неправильной эксплуатации голоса могут возникнуть органические изменения связок - ложные и истинные узелки, стойкое несмыкание и пересмыкание голосовых связок, хроническая отечность. Хриплый тон с выделением мокроты говорит о катаральных явлениях.

Сухой, сиплый тон свидетельствует о недосмыкании голосовых связок, возможно об утолщении связки или появлении узелков.

Все эти патологические изменения, ощущаемые на слух, требуют особого внимания, своевременного отдыха и специального лечения.

Существуют также стойкие нарушения нормального звукообразования, характерные отсутствием внешних, объективно наблюдаемых, изменений в голосовом аппарате. Поющий жалуется на физические затруднения в пении, на плохое звучание голоса, а врач-фониатр при осмотре не видит никаких изменений. Такие ненормальное состояние голосового аппарата называется фоностенией, которая как результат нарушения взаимосвязи мозга с голосовым аппаратом . Рассмотрим поподробнее особенности этой взаимосвязи.

Все управление организмом осуществляется через центральную нервную систему, через мозг. Некоторыми его функциями, в частности, в голосовом аппарате, человек может управлять сознательно (силой и высотой звука, артикуляцией, тембром, темпом и ритмом), некоторыми - без участия сознания (работа голосовых связок, регулирование подсвязочного воздушного давления, взаимонастройка гортани, резонаторов).

Мозг управляет голосовым аппаратом на основании певческого задания и информации, получаемой им от наших органов чувств. Вся информация условно делится на внешнюю и внутреннюю. К внешней информации может относиться: певческое задание, присутствие окружающих людей, их поведение, а также освещение, шумы, музыка и т.д.

Внутренняя информация вырабатывается участвующими в пении органами, мускулатурой и передается в мозг по периферическим нервным каналам.

Вся эта информация является раздражителем, который может стимулировать общефизический и психоэмоциональный настрой певца, либо тормозить его.

Спокойная рабочая обстановка, благожелательное отношение педагога, товарищей и слушателей, мягкое, не режущее глаза освещение, хорошее самочувствие положительно стимулируют певческий тонус, в то время как нездоровье, резкие замечания, шум отрицательно сказываются на профессиональных возможностях певца .

Такое расстройство как фоностения чаще всего бывает вызвано сменой привычных автоматизированных действий волевыми. Другой причиной может быть нервное переутомление, вызванное расстройством мышечной деятельности голосового аппарата, что, естественно, отражается на звуке.

Всё это имеет место тогда, когда педагог, не учитывая состояния нервной системы учащегося, пытается резко изменить манеру пения и даёт ему непосильное задание.

Многие певцы от природы или в результате предшествующего обучения имеют недостатки в тембре голоса. При наличии хороших данных в общем комплексе недостатки в тембре могут быть исправлены совсем или частично правильным воспитанием голоса. Но для этого необходимо верно представлять причину возникновения порочных призвуков. Некоторые из них связаны с нарушением вибрато, другие с работой голосовой щели, третьи с мягким нёбом.

Не мудрено, что у школьников среднего возраста часто встречаются дефекты звучания голоса, ведь этот звукообразующий "узел" - гортань имеет тонкую и уязвимую конструкцию, а в младшем подростковом возрасте голосовой аппарат развивается неравномерно, голосовая функция может быть нарушена.

У детей наблюдаются функциональные и органические нарушения, причиной которых, в основном, является неправильный и нерациональный режим пользования голосом.

Имеет смысл выделить методы и приемы работы над исправлением этих нарушений.

Строение голосового аппарата

Голосовой аппарат — совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука..

Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани. Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе.

Голосовой аппарат птиц

Голосовой аппарат птиц имеет не одну гортань, а две - верхнюю (larings) и нижнюю (sirings). Главная роль в образовании звуков принадлежит нижней, устроенной очень сложно. Само её наличие - отличие птиц от других животных. Располагается она в нижней части трахеи там, где трахея разветвляется на два главных бронха[.
Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса].
Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока].
Голосовой аппарат занимает значительную часть тела, что особенно характерно для маленьких птичек, у которых в процесс пения вовлекается весь организм.

Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса].

Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока].
Голосовой аппарат занимает значительную часть тела, что особенно характерно для маленьких птичек, у которых в процесс пения вовлекается весь организм.

Го лосовой аппарат человека:

Ротовая и носовая полости с придаточными полостями,
глотка,
гортань с голосовыми связками,
трахея,
бронхи,
лёгкие,
грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,
мышцы брюшной полости,
нервная система: соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами.
Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.
Основными резонаторами в голосе человека являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея.

Ротовая и носовая полости

Рот - телесное отверстие у животных, через которое принимается пища и, во многих случаях, осуществляется дыхание. У многих позвоночных во рту расположены зубы и язык. Внешне рот может иметь различную форму. У человека он обрамлён губами, у птиц он имеет форму клюва. Рот принимает участие не только в процессах пищеварительного характера, но и в процессе дыхания. Ротовые движения осуществляются за счет мускулатуры, которая позволяет осуществлять все важные функции ротовой полости.

Ротовая пол ость:
1. верхняя губа,
2. десна,
3. твёрдое нёбо,
4. мягкое нёбо,
5. язычок,
6. нёбная миндалина,
7. перешеек зева,
8. большие коренные зубы,
9. малые коренные зубы,
10. клык(и),
11. резцы,
12. язык,
Носовая по лость - полость, в которой у позвоночных расположены органы обоняния. У наземных позвоночных и человека также является начальным (верхним) отделом дыхательных путей. Носовая полость проходит напрямую к ушным каналам.
Строение
Полость носа разделена перегородкой на две половины и сзади переходит посредством хоан в верхний отдел полости глотки - носоглотку.
Различают три стенки полости носа:
Верхняя сформирована частично лобной костью, решётчатой пластинкой решётчатой кости, клиновидной костью. Через отверстия решётчатой пластинки проходят обонятельные нервы.

Латеральная образована носовой костью, лобным отростком и носовой поверхностью верхней челюсти, слёзной костью, медиальной пластинкой крыловидного отростка клиновидной кости. На этой стенке имеются три носовые раковины, ограничивающие три носовых хода: верхний, средний и нижний. Нижний ход идёт под нижней раковиной, средний - между нижней и средней раковиной, верхний - между верхней и средней раковинами.

Нижняя образована нёбным отростком верхней челюсти и горизонтальной пластинкой нёбной кости.
Добавочными полостями носа являются пазухи - лобная, верхнечелюстная (Гайморова) и клиновидная, а также ячейки лабиринта решётчатой кости.

В носовой полости воздух очищается от частиц пыли и микроорганизмов, согревается и увлажняется. Носовая полость в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции. Через нос проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Воздушная струя вследствие извилистости носовых ходов образует завихрения и совершает дугообразный путь. Поэтому-то через нос воздух проходит медленнее, чем через рот. В результате давления струи воздуха на слизистую оболочку полости носа происходит возбуждение дыхательного рефлекса, и грудная клетка расширяется больше, чем при вдохе через рот.

Защитную функцию полости носа осуществляют очищением, согреванием, увлажнением и стерилизацией вдыхаемого воздуха.
Движение воздуха в носовой полости обеспечивает также обонятельное восприятие.
Кроме того, носовая полость наряду с околоносовыми пазухами, глоткой и полостью рта служит резонатором для голоса. Нарушение носового дыхания отражается на состоянии всего организма.


Глотка

Носоглотка, ротоглотка, гортаноглотка

Гло́тка - воронкообразный канал длиной 11-12 см, обращённый кверху широким концом и сплющенный в переднезаднем направлении. Верхняя стенка сращена с основанием черепа. Сзади глотка прикрепляется к глоточному бугорку базилярной части затылочной кости, по бокам - к пирамидам височных костей, затем к медиальной пластинке крыловидного отростка. На уровне VI шейного позвонка глотка, суживаясь, переходит в пищевод.

Глотка представляет ту часть пищеварительной трубки и дыхательных путей, которая является соединительным звеном между полостью носа и рта, с одной стороны, и пищеводом и гортанью - с другой. Полости глотки: верхняя - носовая, средняя - ротовая, нижняя - гортанная. Носовая часть (носоглотка) сообщается с полостью носа через хоаны, ротовая часть с полостью рта сообщается через зев, гортанная часть через вход в гортань сообщается с гортанью.

Функции глотки: продвижение пищевого комка из полости рта в пищевод, проведение воздуха из полости носа (или рта) в гортань. Таким образом, в глотке перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути.


Глотка человека


Сагитальный разрез носовой и ротовой полостей, глотки и гортани. Рисунок из Анатомии Грея

У человека глотка протягивается от основания черепа до 6-7-х шейных позвонков. Внутреннее пространство глотки составляет полость глотки. Глотка расположена позади носовой и ротовой полостей и гортани, впереди от основной части затылочной кости и верхних шести шейных позвонков. Соответственно органам, расположенным спереди от глотки, она может быть разделена на три части: носоглотка, ротовая часть и нижний отдел глотки.

Носоглотку составляют верхнюю часть глотки и полость носа. Именно там вырабатывается большая часть муконазального секрета, туда выходят Евстахиевы трубы и каналы из придаточных пазух носа (Гайморовы пазухи).
Констрикторы и подниматели глотки
Сжатие глотки осуществляется мышцами - констрикторами (сжимателями) глотки. Имеются верхний констриктор, средний констриктор и нижний констриктор глотки.
Мышцы - подниматели глотки: шилоглоточная мышца и трубно-глоточная мышца.
Горта́нь - участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4-7 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу - с трахеей.

Хрящевой скелет

Каркас гортани (хрящевой скелет) образован несколькими подвижно соединёнными между собой гиалиновыми хрящами. Хрящи соединены между собой связками, мембранами и относительно подвижными суставами.
Гортань состоит из непарных (больших) хрящей: перстневидный, щитовидный, надгортанный, а также парных (малых) хрящей: черпаловидный, рожковидный и клиновидный.

Наибольший из них - непарный щитовидный хрящ, у которого различают две соединённые между собой под почти прямым (у мужчин) или тупым (120° у женщин) углом четырёхугольные пластинки. От задних краёв пластинок отходит две пары рожек (верхние и нижние). Основу гортани составляет перстневидный хрящ, его дуга обращена вперёд, а пластинка - назад. Перстнетрахеальная связка совмещает нижний край хряща с первым хрящевым кольцом трахеи. Перстневидный хрящ соединяется с щитовидным и черпаловидными хрящами двумя парами суставов.

Рожковидный хрящ - маленький, конической формы, его основа располагается на верхушке черпаловидного. Клиновидный хрящ больший, удлинённый, непостоянной формы и величины, часто рудиментарный. Сверху гортань покрыта надгортанником, который соединён с щитовидным хрящом и подъязычной костью щитонадгортанной и подязычно-надгортанной связками, соответственно.

Суставы гортани, звукообразование

Основу гортани составляет гиалиновый перстневидный хрящ (дуга, обращённая кпереди, четырёхугольная пластинка сзади). Подвижность хрящей гортани обеспечивается связками и двумя суставами:
1. Перстнещитовидный сустав парный, образован суставными поверхностями на нижнем роге щитовидного хряща и на передней стороне перстневидного хряща. Движения в перстнещитовидных суставах - вокруг фронтальной оси, при этом щитовидный хрящ при сокращении мышц наклоняется вперёд и возвращается в исходное положение.
2. Перстнечерпаловидный парный, образован суставными поверхностями на основании черпаловидного и на пластинке перстневидного хряща. Движение в суставе - вокруг вертикальной оси, при этом голосовые отростки вместе с прикреплёнными к ним голосовыми связками сближаются или расходятся в стороны, что приводит к сужению, расширению голосовой щели.
Важнейшими (функционально) в гортани являются черпаловидные хрящи, от основы которых вперёд отходит голосовой отросток, а назад - мышечный.

Голосовые связки крепятся к черпаловидным хрящам и к щитовидным хрящам. При сокращении внутренних мышц гортани меняется степень натяжения голосовых связок и форма голосовой щели. При выдохе голосовые связки вибрируют и образуют звук, таким образом получаются гласные звуки. Большинство согласных образуются при помощи языка, нёба и губ, но и гортань может является местом формирования согласных (глоттальные согласные). Большинство звуков человек произносит на выдохе, в отличие от остальных приматов, которые производят звуки на вдохе. Возможно, это одна из причин, по которым нельзя научить приматов говорить.


Голосовые складки


Голосовая складка, складка слизистой оболочки гортани, выступающая в её полость, содержащая голосовую связку и голосовую мышцу. Голосовые складки начинаются от голосовых отростков черпаловидных хрящей и прикрепляются на внутренней поверхности щитовидного хряща. Над голосовыми складками, параллельно им располагаются складки преддверия (ложные голосовые складки).

В профессиональной лексике (и в старых пособиях по логопедии) логопеды часто используют термин «голосовые связки» или «связки» вместо «складки».
Анатомия
Различают два вида голосовых складок.
Истинные голосовые складки

Две симметрично расположенные складки слизистой оболочки гортани, выступающие в её полость, содержащие голосовую связку и голосовую мышцу. Истинные голосовые складки имеют особое мышечное строение, отличное от строения других мышц: пучки продолговатых волокон идут здесь в разных взаимно противоположных направлениях, начинаются у края мышцы и оканчиваются в её глубине, вследствие чего истинные голосовые складки могут колебаться как всей своей массой, так и одной какой-либо частью, например, половиной, третью, краями и так далее.

Ложные голосовые складки

Также называют вестибулярные складки или складки преддверия - две складки слизистой оболочки, которые покрывают подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок; в норме ложные голосовые складки принимают некоторое участие при смыкании и размыкании голосовой щели, но они двигаются вяло и не подходят вплотную друг к другу. Ложные голосовые складки приобретают своё значение при выработке ложносвязочного голоса и гортанного пениия.

Ложная голосовая щель (вестибулярная щель, щель преддверия) - пространство между преддверием гортани и её средней частью, ограниченное преддверными складками.


Трахея

Трахея «шероховатое (дыхательное горло)») - орган, являющийся частью воздухоносных путей.


У позвоночных

Дыхательные пути человека. Трахея и главные бронхи окрашены зелёным.
У позвоночных животных и человека трахея расположена между гортанью и бронхами.

У некоторых хвостатых амфибий трахея имеется в виде довольно длинной трубки; обычно стенки трубки укрепляются неравномерно разбросанными небольшими хрящами, которые иногда соединены между собой по бокам. Эти хрящи обнаруживают известную связь с гортанными хрящами, и поэтому им приписывают такое же висцеральное происхождение (предположительно за счет пятой жаберной дуги), как и последним. У земноводных трахея не разделяется на бронхи, (лёгкие начинаются от трахеи) и не у всех обособлена от гортани (у бесхвостых земноводных трахея отсутствует; лёгкие начинаются от гортани). У хвостатых земноводных трахея обычно длинная, с парными хрящиками, которые иногда срастаются.

У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих трахея хорошо обособлена от гортани и делится на бронхи. Длина трахеи прямо пропорциональна длине шеи и обратно пропорциональна длине бронхов.

У пресмыкающихся скелет трахеи состоит из полных или неполных хрящевых колец, у птиц - обычно из цельных окостеневающих колец, образуя у некоторых из них многочисленные извивы и расширения, играющие роль резонаторов. У многих птиц нижние кольца участвуют в образовании так называемой нижней гортани. Скелет трахеи млекопитающих образован хрящевыми полукольцами (замкнутые кольца есть у бобра, агути, шерстокрыла, лемуров) .

Спинная сторона трахеи обычно перепончатая; к ней прилегает пищевод. У китообразных и сиренхрящи трахеи частично сливаются между собой, образуя подобие спирали. Трахея обычно разделяется на 2 бронха в грудной полости; у некоторых животных от трахеи отходит добавочный бронх (зубатые киты, жвачные, свиньи).

Трахея человека - дыхательное горло, непосредственное продолжение гортани. Имеет вид трубки длиной 11-13 см, состоящей из 16-20 хрящевых полуколец, соединённых плотной волокнистой соединительной тканью. Задняя стенка трахеи, освобожденная от хрящевой ткани, создана из соединительной ткани, в которой находятся гладкие мышечные волокна. Такое строение помогает прохождению пищи по пищеводу, который находится сзади трахеи. Трахея выстлана слизистой оболочкой. В подслизистом слое много смешанных слизистых желез.

Травмы трахеи

Переломы трахеи могут возникать в результате ушиба или внезапного сильного вдоха, резко повышающего внутритрахеальное давление воздуха. В первом случае возникают продольные переломы нескольких хрящей по средней линии их дужек, во втором случае происходит разрыв межкольцевой связки. Быстро развиваются гематома и эмфизема средостения, а также нередко - асфиксия. Оказание экстренной помощи в таких случаях заключается в интубации трахеи или нижней трахеотомии.


Бронхи

Вид спереди на трахею и бронхи (фрактальная структура)
Бронхи («дыхательное горло, трахея») - ветви дыхательного горла у высших позвоночных (в том числе человека).
Бронхи, бронхиальное дерево, лёгкие
У человека деление трахеи на два главных бронха происходит на уровне четвёртого - пятого грудных позвонков. Правый главный бронх толще, короче, более вертикальный, чем левый.
Каждый из главных бронхов затем делится на:
внелёгочные долевые бронхи (бронхи первого порядка),
сегментарные внелёгочные бронхи (бронхи второго порядка), 11 в правом лёгком и 10 в левом,
внутрилёгочные субсегментарные бронхи (бронхи третьего - пятого порядков), (диаметр 2-5 мм),
долевые (1-2 мм),
бронхиолы, переходящие в альвеолы лёгких.

Стенки бронхов образованы гиалиновыми хрящевыми кольцами, препятствующими спадению бронхов, и гладкими мышцами; изнутри бронхи выстланы слизистой оболочкой. По ходу разветвлений бронхов расположены многочисленные лимфатические узлы, принимающие лимфу из тканей лёгкого. Кровоснабжение бронхов осуществляется бронхиальными артериями, отходящими от грудной аорты, иннервация - ветвями блуждающих, симпатических и спинальных нервов.


Лёгкие


Лёгкие человека в разрезе. Воздушные входы и выходы из лёгких через проходы хрящевых трубок - бронхи и бронхиолы. На этом рисунке ткань лёгких рассечена, чтобы раскрыть бронхиолы.
Лёгкие - органы воздушного дыхания у человека, всехмлекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб (двоякодышащих, кистепёрых и многопёров).
Лёгкими называют также органы дыхания у некоторых беспозвоночных животных (у некоторых моллюсков, голотурий, паукообразных).
В лёгких осуществляется газообмен между воздухом, находящимся в паренхиме лёгких, и кровью, протекающей по лёгочным капиллярам.


Грудная клетка

Кости грудной клетки человека

Грудная клетка, грудь - одна из частей туловища. Образуется грудиной, рёбрами, позвоночником, а также мышцами. Грудная клетка содержит в себе грудную полость (Cavum thoracis), а также из-за изогнутости диафрагмы верхнюю часть брюшной полости. Укреплённая внутри и снаружи на грудной клетке дыхательная мускулатура обеспечивает дыхание у сухопутных позвоночных.

Грудная клетка по форме является конусом. Имеет два отверстия (апертуры) - верхнее и нижнее. Верхнее отверстие ограничено сзади телом I грудного позвонка, с боков - первыми ребрами, спереди рукояткой грудины. Через него в область шеи выступает верхушка легкого, а также проходят пищевод, трахея, сосуды и нервы. Нижнее отверстие больше верхнего, оно ограничено телом XII грудного позвонка, XI и XII ребрами и реберными дугами, мечевидным отростком и закрывается диафрагмой.