Детский сад без слез или как уберечь ребенка от стресса! Консультация (младшая группа) на тему: В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса

Первоклассник, особенно если он единственный ребёнок в семье, оказавшись в непривычной обстановке, сталкивается со множеством незнакомых вещей и понятий. Он не знает, как реагировать на первое школьное прозвище, что хорошо или плохо, как вести себя с обидчиками, как воспринимать критику учителей.

Ситуации, которые малыш считает безвыходными, начинают отравлять его жизнь, он теряет мотивацию и поддаётся апатии. Очень часто родители путают это состояние с обычной ленью и начинают принимать меры, пугая своё чадо незавидным будущим, подстерегающим нерадивого ученика, ещё более повергая его в состояние стресса и делая агрессивным. У некоторых детей состояние стресса трансформируется в болезнь. Хотя, часто стоит сделать незначительные изменения, например, купить угги и другую красивую одежду ребенку, или начать чаще разговаривать с ребенком, или помочь в чем-либо ребенку и проблема сама решится.

Психологи предупреждают: когда ребенок становится тревожным, начинает бояться темноты, не хочет оставаться в доме один или начинает волноваться о здоровье близких, первоочередная задача взрослых - заметить эти перемены, выявить причину, и помочь малышу выйти из трудной ситуации. В противном случае такая манера поведения может стать нормой, далеко не в лучшую сторону изменится характер. Ребенок, находящийся в состоянии длительного стресса, боится ночных кошмаров, у него появляются речевые дефекты, нервные тики, выражающиеся в частом моргании, глотании, наматывании локонов на пальцы. Также наблюдается ухудшение аппетита. Тревожным сигналом специалисты считают быструю утомляемость, решительный отказ посещать школу или гулять с одноклассниками. Не меньшую тревогу должно вызвать у родителей внезапное усердие и ожидание постоянных похвал.

Малыш не всегда может определить и сформулировать настоящую причину своего беспокойного состояния. Зачастую детям, особенно мальчикам, трудно делиться своими горестями и чтобы вызвать их на откровенный разговор, родителям приходится идти на некоторую хитрость.

1. По мнению детских психологов, лучшие результаты дают уединённые прогулки (только ребёнок и родители), разговор на отвлеченную тему, рассказы о своём детстве, учёбе, сложностях и страхах, связанных с первыми годами учёбы. При этом родители непременно должны рассказать, какой выход из создавшегося положения они нашли, но не читать мораль, а разговаривать по-дружески, на равных.

2. Ещё одним, не менее действенным способом выяснить причину стресса является семейный просмотр фильма о школе с его последующим обсуждением. Если родители внимательно слушали ребёнка и отметили, кому (или чему) он посочувствовал, что осудил, им не составит труда понять причины беспокойства их чада.

3. Немало могут «рассказать» и рисунки ребенка . Преобладание тёмных тонов - серьёзный повод забить тревогу. Иногда детские рисунки являются отражением конкретной ситуации, но в большинстве случаев причина стресса бывает настолько глубоко «спрятана», что узнать о ней можно только с помощью специалиста.

Конечно, маленький школьник может быть не в настроении - это нормально, если капризы длятся день-два. Хотя, нервозность может не покидать его несколько дней, если он перегружен домашними заданиями. Ребенок в состоянии стресса, по мнению детских психологов, ведёт себя, как маленький. Если он старший ребёнок в семье, то подсознательно начинает дублировать эмоциональное состояние младших детей. Подавленный ребенок выглядит, как маленький скандалист, он грубит, теряет самооценку, становится подозрительным, его игры наполнены драками и угрозами.

Задача родителей - стать более понимающими, всегда быть готовыми подсказать, объяснить и помочь. При этом, советуют специалисты, категорически нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то другим. Не говорить, что он хуже кого-то, а подчеркивать его индивидуальность, приводя в качестве примера действительно достойные похвалы реальные черты характера. Ребенок перестанет доверять родителям, не поддерживающим его благие начинания, даже если они бессмысленны. Малыш должен узнать именно от родителей, что сложная жизненная ситуация всегда сменяется светлой и радостной.

Постоянная нехватка времени на себя провоцирует стресс, и если взрослые ещё худо-бедно справляются с такими ситуациями, то детям порой приходится очень несладко. Но расстраиваться не стоит - родителям вполне по силам научить малышей справляться со стрессом. Разбираемся, с чего начать.

Способ 1: Научите ребёнка различать и называть свои чувства

Малыш должен осознавать, что он испытывает в данный момент. Страх, обиду, боль, злость или что-то другое. Это помогает снизить накал эмоций и снять ощущение паники. Учите своего кроху и учитесь этому сами. С непривычки это не так-то просто.

Способ 2: Развивайте умение выражать чувства

То есть если злишься, нужно сказать об этом: можно потопать ногами или сжать кулаки. А если обидно - можно заплакать. Когда страшно, совсем не стыдно спрятаться за маму, взять её за руку.

Способ 3: Переключайте внимание на что-то приятное

Если стрессовая ситуация затянулась - найдите то, что может отвлечь ребёнка. Это может быть игра, прогулка по лесу, катание на аттракционах, какая-то сладость, пение песенок. Вместе с крохой поищите такие отвлекающие моменты и активно используйте их, когда нужно переключиться.

Способ 4: Научите малыша просить о помощи

Если ребёнок не справляется сам со стрессовой ситуацией, очень важно, чтобы он умел попросить кого-либо о помощи. Так, если малыш потерялся в торговом центре - он может попросить кого-то из взрослых помочь, а если навалилось много заданий в школе - пора подключать родителей. Когда очень страшно идти к врачу - просьба пойти вместе с ним позволит ребёнку чувствовать поддержку и поможет справиться со стрессом.


Способ 5: Учите ребёнка «не зависать» в эмоциях

Пусть лучше ваше чадо направит энергию на действие. Как только возникла стрессовая ситуация, помогите ребёнку осознать и выразить свои чувства. А потом вместе с ним ищите пути выхода из этой ситуации. Спросите малыша: «Что нам нужно сделать, чтобы эта ситуация не была такой тяжёлой?». Затем выделите несколько шагов и начинайте их воплощать.

Способ 6: Расставляйте приоритеты

Если стрессовая ситуация затянулась и усугубляется всё новыми и новыми сложностями, самое время научить ребёнка расставлять приоритеты. К примеру, если у него много заданий в школе, плюс в расписании ещё стоят кружки и секции, на которые наложилась ссора с лучшим другом, да ещё он обещал поехать к бабушке на выходные - стресс будет нарастать как снежный ком. Учите ребёнка говорить: «Стоп!». А дальше - расставлять задачи по степени важности выполнения и неотложности. Потому что успеть сразу всё невозможно, и этот навык неоднократно пригодится вашему чаду во взрослой жизни.


Способ 7: Проиграйте стрессовые ситуации заранее

Если вы знаете, что ребёнку предстоит столкнуться со стрессом — например, при походе к зубному или при поступлении в садик, школу - хорошо бы «пережить» такие моменты заранее. Вместе с малышом придумайте игру, в которой будет такая ситуация: экспериментируйте с вариантами поведения, проговаривайте чувства, которые испытывают герои игры, спросите ребёнка, как можно помочь героям справиться с такой ситуацией. Все это сделает сложную ситуацию не такой пугающей, так как в игре кроха уже получает навык преодоления стресса в таких моментах.

Слово «стресс» в переводе с английского означает «повышенное напряжение, нагрузка». В результате его нарушается саморегуляция человека, его способность сохранять душевное равновесие. Как говорят медики, стресс может накапливаться в организме и «прорываться» заболеваниями, на лечение которых могут уйти годы. Потому так актуален сегодня вопрос, .

Как протекает стресс у детей?

Механизм возникновения стресса в настоящее время хорошо изучен и описан в специализированной литературе. Тревожное состояние появляется в ответ на попадание ребенка в незнакомую обстановку, непривычную ситуацию. Следом возникает сильная эмоция – страх или радость (стресс могут вызывать не только отрицательные, но и положительные чувства). Реакция на телесном уровне проявляется во внезапных головокружениях, спазмах, «замирании сердца», «холоде в животе», слезах и т.д.

Даже у грудничков может развиться «синдром сиротства», если их надолго оставлять одних. Чего уж говорить о трех-четырехлетних крохах, которые многое уже видят и понимают, могут что-то и допридумать, нафантазировать. Они в стрессовой ситуации жалуются на боли в области живота, учащенное сердцебиение. Упрямство и капризы, столь часто встречающиеся в этом возрасте, тоже часто являются проявлениями стресса.

Реакция ребенка на школьный стресс

Опытные родители знают, сколько переживаний у ребенка бывает связано со школой. Иногда у детей можно заподозрить целый букет болезней, от сердечных до острого аппендицита и хронических отравлений. Головная боль, кишечные колики, появление сыпи – вот далеко не полный список симптомов, которые при ближайшем рассмотрении являются реакцией на стресс.

Неврологи говорят, что чаще всего причины этих проявлений находятся в ментальной сфере. Дети испытывают тревогу, напряжение, и организм выдает свою реакцию на эти мысли. В школьные годы особенно важно уберечь ребенка от стресса , так как в переходном возрасте эти переживания могут накладывать отпечаток на всю дальнейшую жизнь: неконтролируемое психическое напряжение к 20-30 годам способно трансформироваться в серьезные депрессии, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ.

Вот признаки стресса школьников:

  • Не свойственная ребенку угрюмость, замкнутость, желание отгородиться от внешнего мира или, напротив, гиперактивность
  • Склонность на уроках отвлекаться, погружаться в себя. В этом состоянии дети могут что-то рисовать, чертить, складывать из бумаги, играть с телефоном, не обращая внимания на учителя
  • Переживания от конкуренции со сверстниками, жалобы на боли в животе, послабления стула, вызванного, скорее всего, синдромом раздраженного кишечника на нервной почве
  • Болезненное восприятие , жалобы на мигрени, боли в мышцах, суставах
  • Развитие синдрома хронической усталости. Появление апатии, безразличия к оценке
  • В особо острых случаях дети могут терять сознание, перед этим жалуясь на сильное головокружение и холодные мокрые ладошки

Профилактика и лечение стресса

Как другие заболевания, склонность к стрессу нужно вовремя замечать и обращаться к специалистам. Сегодня выпускается большое количество препаратов седативного действия, в том числе, на травах.

Эффективны для детей, подверженных стрессам, занятия физкультурой, водные процедуры, посещения бассейна.

В сложных случаях на помощь придет психотерапевт. Но и сами родители могут повышать свою грамотность и находить материалы в интернете и библиотеке о том, . Например, им будет полезно познакомиться с БОС-терапией.

Эта методика основана на возможности каждого человека управлять системами организма с помощью определенного эмоционального настроя. БОС так и расшифровывается – «биологически обратная связь».

Лечение по БОС-методике очень нравится деткам. К телу присоединяют датчики, позволяющие зафиксировать особенности психомоторики конкретного малыша. Все данные помещаются в компьютер и при помощи программы преобразуются в графические образы.

Далее ребенку демонстрируют пазлы на мониторе. Как только в теле возникает напряжение, характерное для стресса, картинка «замирает». Врач поясняет малышу, что он сможет закончить ее, только если хорошо расслабится. Под воздействием игровой обстановки и собственной высокой мотивации ребенок постепенно привыкает не напрягаться и сохранять спокойствие.

БОС-методика не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Она подходит деткам с 5-6 летнего возраста. Отлично зарекомендовала себя для исправления вегетативных расстройств. Но есть одно условие, которое родителям озвучивают сразу: нельзя заставлять ребенка приходить на последующие занятия, если первое ему не понравилось. От такого «лечения» эффекта не будет.

Стресс – неотъемлемая часть современности. Но это вовсе не означает, что нет способов ему противостоять. Научив ребенка справляться с тревогой и беспокойством, вы заложите ему правильные установки на долгую счастливую жизнь.

Первые неизбежные стрессы у ребенка связаны с расставанием с близкими (особенно их смертью), посещением стоматолога или предстоящей болезненной манипуляцией (операцией). Отношение ребенка к предстоящему неприятному событию связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому, необходимо прежде всего перестать бояться самим взрослым.

В случае предстоящей болезненной манипуляции необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна – нужно исключить все "страшилки" и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано с указанием на важные моменты поведения – что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно.

И еще один совет – еще до неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как это событие окончится. Это позволит ребенку прочувствовать, что все неприятное конечно, и затем наступит светлая полоса жизни.

Все вышесказанное относится прежде всего к здоровым детям - но нервным детям с невропатией только психологических приемов преодоления стресса недостаточно. Наиболее простой способ преодоления и «сглаживания» стресса и у детей, и у взрослых - это использование лекарств траквилизаторов. «Транквилити» в переводе означает - покой, успокоение. Действие этих лекарств заключается в предотвращении и «снятии» страха, тревоги, возбуждения. Автор этих строк принимает такое лекарство за час перед посещением зубного врача. Конечно, боли от этого не бывает меньше, но в кресло стоматолога садишься без дрожи и потения.

К сожалению, в последние годы транквилизаторы стали практически недоступными для жителей Украины из-за ошибок депутатов нашей Верховной Рады, принявших неумные законы: см. раздел на сайте о проведении «Благотворительной врачебной акции для кандидатов в депутаты Верховной Рады по определению их умственного развития». Конечно, в ряде случаев помочь при стрессе могут и более слабые успокаивающие лекарства, не вызывающего привыкания ни при каких условиях. Поэтому, с помощью компьютерной программы «Нейрофарм» я могу подобрать оптимальный набор лекарств для предотвращения стресса и с учетом психики ребенка, и с учетом их доступности.

Как помочь переносить более сложные виды стресса в школьном возрасте .

Некоторые женщины, когда "перегреваются" от раздражения или внутренних переживаний, все бросают и начинаю печь пироги, затевают уборку или стирку. Говорит, что через пару часов от волнений не остается даже воспоминаний. А многие мужчины спасаются от невероятных нагрузок в бизнесе старыми проверенными способами - футбол, баня, пиво с друзьями. Известно, что те, кто сумел оптимально подобрать для себя способ избавления от психических и физических нагрузок, живут гораздо более счастливо и чувствуют жизнь во всей ее полноте и радости. А теперь подумаем: даже мы, взрослые, худо-бедно уже умеющие себя контролировать, порой ничего не можем сделать со своими нервами, как бы ни старались.

Но что же происходит с детьми в подобных ситуациях? Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда мы окунаем детей во взрослый мир, живущий по жестким правилам. Например, в спорт."Ты занимаешься серьезным делом, - говорит тренер своему воспитаннику, - забудь о том, что тебе одиннадцать лет, в спорте не бывает детей и взрослых, а бывают плохие спортсмены и хорошие". Может быть, подобные установки успешны с точки зрения результатов, но именно с чего-то подобного, скорее всего, начинаются истории, которые психологи иногда именуют как "раннее сгорание".

Стресс, безусловно, полезен для организма. Но в умеренных дозах и только при условии его преодоления. Если же ребенок испытывает постоянное давление и не имеет возможности "выходить" из-под него, его психика расшатывается. Кроме того, установлено, что подверженные стрессу дети чаще болеют так называемыми психосоматическими болезнями. Это аллергии, кожные заболевания, астма, энурез, нарушения сна. Позднее стрессы переносятся во взрослую жизнь. Специальные исследования подтвердили, что большинство сердечных недомоганий берет начало именно в детском возрасте, начиная с шести-девяти лет.

Каковы же основные источники излишнего стресса у школьника? Прежде всего, конечно, школа. Сегодня детям неизбежно приходится осваивать огромный объем информации. Родители же часто, увлекаясь разносторонним развитием, стараются заполнить все оставшееся от учебы время различными занятиями. Но перед тем, как погружать ребенка в область занятий, которая неизбежно потребует от него серьезных усилий, а возможно, станет профессией, хорошо бы понять, зачем это делается. Нужно поговорить с ребенком - выяснить, что ЕМУ нравится и почему. Понаблюдать - для того, чтобы понять ЕГО склонности и особенности темперамента. Если родителям кажется, что у ребенка есть талант и его нужно реализовывать, это тоже обязательно надо обсуждать с самим ребенком. И только в том случае, когда, как говорится, все сходится - и желание ребенка, и его возможности, и родительские возможности, тогда действительно есть вероятность прийти к настоящему успеху. Но и в этом случае психологи настоятельно рекомендуют соблюдать несколько важных правил:

  • оставлять ребенку свободное время, в которое он может заниматься тем, чем хочет;
  • помогать осознавать границы своих возможностей, трезво оценивать свою силу и выносливость;
  • в тех случаях, когда ребенок вдруг отказывается заниматься, подробно выяснять почему. Это может быть все что угодно - от внешности тренера до цвета купальника. Зная причину, всегда легче помочь;
  • исключить так называемую "гипермотивацию ". Проще говоря, не допускать ни у себя, ни у ребенка установок типа "если я этого не сделаю, я ничего не стою и никто не будет меня любить; если я не выиграю это соревнование, значит, ничего никогда не получится" и т.д. Подобные мысли порой приводят к попыткам самоубийства у детей, поэтому надо быть крайне осторожными;
  • внимательно относиться к жалобам на самочувствие . Частые головные боли, желудочные недомогания, плохой сон или усталость без причин могут быть первыми признаками перенапряжения.

Кроме этого, обязательно нужно сознательно обучать ребенка приемам релаксации. Научившись с детства чередовать напряжение и расслабление, человек приобретает чрезвычайно больший "запас прочности". Американские психологи Шелдон и Шейла Левис рекомендуют в качестве расслабления использовать медитации дыхания, которые вполне доступны детям 6-11 лет. Предложите ребенку сначала три минуты посидеть спокойно, с выпрямленной, но не напряженной спиной, закрытыми глазами. Ребенок спокойно дышит, прислушиваясь при этом к своему дыханию, чувствуя его целиком. Вначале будет трудно не отвлекаться на посторонние мысли, но постепенно упражнение станет легким и доступным, и тогда время можно увеличить до 10-15 минут. В дальнейшем короткие медитации дыхания помогут и на переменках между сложными уроками, и в конфликтных ситуациях, и особенно во время сложных экзаменов.

Еще одна серьезная проблема, которая встречает юных талантов - страх сцены. Часто излишние стрессы возникают именно перед публичными выступлениями. Здесь тоже есть некоторые правила, которые помогут преодолеть эти страхи:

  • не думать о том, что мог подготовиться лучше;
  • не сравнивать себя с другими;
  • сделать несколько глубоких вдохов и выдохов с одновременным расслаблением тела;
  • представить, что нервная система разогревается, чтобы выработать дополнительную энергию для выступления. Если появляется ощущение, что энергии слишком много, нужно попрыгать или встряхнуть руки, как это делают спортсмены перед стартом;
  • сконцентрироваться на своих движениях. Сосредоточившись на своем состоянии, человек расслабляется и перестает нервничать;
  • после выступления остановиться ненадолго, мягко растянуться или сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • признать свои успехи и сделать выводы из ошибок (но именно в таком порядке, а не наоборот).

Конечно, уберечь ребенка от стрессов и срывов невозможно. Но сгладить их помогут воспитание уверенности в себе, самодостаточности, ощущения широты и полноты жизни. Очень важно, чтобы ребенок проводил какое-то время в играх и общении с родителями, причем желательно, чтобы при этом не затрагивалась тема достижений и побед. Самое страшное - увязывать родительскую любовь и успехи в учебе или спорте. Ребенок при этом может потерять чувство защищенности и осознать себя одиноким и слабым. Ведь самым лучшим лекарством против невзгод обладает БЕЗОГОВОРОЧНАЯ И БЕЗУСЛОВНАЯ родительская любовь.

Проконсультировать ребенка вы можете на частном приеме доктора Биттерлиха

Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

  • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
  • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
  • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
  • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
  • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.

Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.