Дифференциация ц ч речевой материал. Постановка и автоматизация звука ч, упражнения по дифференциации звуков ч-т, ч-ц, ч-щ. перец - …

Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов - альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов - местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача - укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком - заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].





Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ "ЛЕСНАЯ ШКОЛА".

Дифференциация согласных Ч – Ц в слогах, словах, предложениях, тексте и играх

(с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Провела: учитель-логопед логопункта ОШ № 5 г. Макеевки

Стариченко Н.П.

Цели:

    упражнять детей в выделении согласных звуков Ч – Ц в слогах, словах, предложениях, тексте;

    учить дифференцировать звуки Ч-Ц по артикуляции, соотносить их с буквой; закреплять правильное произношение звуков Ч – Ц .

    развивать логическое мышление, внимание, навыки звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза, умение образовывать слова с помощью суффиксов;

    обогащать словарный запас, развивать творческие способности;

    воспитывать чувство сопереживания, усидчивость, настойчивость в достижении поставленной цели.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, тексты загадок, скороговорки, таблицы, пособие «Учим звуки и слоги », зеркала, наборное полотно, комплект геометрических фигур.

Ход занятия:

    Организационный момент. Прослушайте скороговорку, определите, какие звуки в ней повторяются чаще всего, над ними мы будем сегодня работать на занятии.

За ч ерпнула ц апля ч ашкой

Ч ай ц елебный из ромашки.

Ц елый ч ан у ц апли ч ая.

Ц апля вра ч больных встре ч ает.

Правильно, звуки Ц и Ч . В каких словах вы услышали звук Ц (цапля, целебный, целый) ? А в каких Ч (чашкой, чай, врач, встречает, чан, зачерпнула) ? Какие незнакомые слова вам встретились в скороговорке? Что означает слово чан ?

    Основная часть. «Путешествие в Лесную школу». Дети, в нашу школу пришло письмо от учеников лесной школы, а кто в лесу может учиться? (звери, птицы, насекомые). Лесные жители сейчас тоже учатся правильно произносить и различать звуки Ц и Ч как и вы, и им нужна ваша помощь. Но школа их находится далеко за морем, на чём мы можем туда добраться? (на лодке, на яхте, на катере, на корабле). Быстрее будет на корабле, но нам придётся его построить. А чтобы работать было легче, надо размять наши руки и пальцы.

    Пальчиковая гимнастика.

Бабушка очки надела, Зайка в зеркальце глядит Пароход плывёт, плывёт.

И внучонка разглядела. и ушами шевелит. Нам сигналы подаёт.

Потянули, покрутили, У стола четыре ножки, На поляне дом стоит,

Постучали и открыли. Сверху крышка, как ладошка. Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

    «Построй кораблик». Имитация движений руками и выкладывание из геометрических фигур кораблика.

    Рубим деревья (рубящие движения дровосека)

    Пилим деревья (пилящие движения руками)

    Забиваем гвозди (забивающие движения)

А теперь постройте из геометрических фигур кораблик (раздаётся набор фигур).

Корабль построен, паруса натянуты

    Крутим штурвал (имитация движений)

    Корабль качается на волнах (имитация движений).

    Вокруг летают чайки (имитация движений).

Мы приплыли в сказочную страну (выставляются картинки по ходу рассказа логопеда).

3. Отгадывание загадок.

Нас радостно встречают ученики Лесной школы, а кто, догадайтесь сами, отгадав загадки:

    Кого кот Матроскин научил говорить: «Кто там?»

    На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Ищет в речке лягушат.

Тычет клювом наугад –

На носу повисла капля.

Узнаете? Это… (цапля).

Правильно, дети, это Гал ч онок иЦ апля.

А есть ли звуки Ч и Ц в слове Галчонок и Цапля?

Определите место звука Ч и Ц в этих словах.

    Артикуляционная гимнастика. Галчонок и Цапля хотят, чтобы вы показали упражнения для язычка, которые помогут правильно произносить звуки Ц и Ч.



Зубки ровно мы смыкаем. Губки трубочкой тяну Рассердилась наша киска:

И заборчик получаем. И на дудочке играю. Спинку выгибает киска.



На качелях вверх и вниз Тик-так, тик-так, С губ сотрём следы варенья
Ты качаться не ленись! Ходят часики вот так! Угощенье – объеденье!

    Сравнительная характеристика артикуляции звуков Ч-Ц.


Когда произносим звук Ч – губы слегка вытянуты вперёд, язык вверху.

Если произносится звук Ц – губы в улыбке, язык внизу.

Ц – согласный, глухой, всегда твёрдый, свистящий, сложный (Т+С).

Ч – согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий, сложный (Т+Ш)

    Соотнесение звука Ц и Ч с буквами. Какой буквой на письме обозначается звук Ц, а звук Ч ? Вспомните их написание. На что похожа буква Ц, Ч?

    Графический диктант. Галчонок и Цапля хотят, чтобы вы им помогли выполнить задание: написать их любимые буквы, услышав звук Ц или Ч в слове.


Логопед называет слова, показывая картинки, а дети записывают только буквы Ц или Ч .

Ц ифры, све ч а, певе ц , ме ч , ч емодан, мельни ц а, у ч ительни ц а, ц ирка ч , обру ч , продаве ц .

Ц Ч Ч Ч Ц Ц ЧЦ ЦЧ Ц Ч ЧЦ

    Чтение слоговых цепочек. Ученики Лесной школы рассказали нам о красивом острове Чунга Чанга, на котором они живут. На острове живёт весёлое племя Чанга, которое очень хорошо произносит звуки Ч-Ц . Мы решили поплыть к нему в гости. Они нас «приветствуют» по очереди на своем чангском языке. Повторите за ними их фразы и послушайте, что они означают.Произносить (читать слоги).

ЧА-ЦА-ЧА ЧУ-ЦУ-ЧУ-ЦУ ЕЦ-УЧ-АЦ-ОЧ ОЦО-ОЧО-УЧА-ПЧИ ЧАЦ-ЦУЧ-ЦЫЦ-ЧЕЧ

Здравствуйте! Мы вам очень Примите наши Прогуляйтесь по нашему Берегите нашу

рады! угощения! острову! природу!

    Дифференциация звуков Ц-Ч в словах. Игра «Кто быстрее?». Надо помочь Галчонку и Цапле отобрать картинки. Галчонок отбирает картинки со звуком Ч, а Цапля со звуком Ц.


Слова: солнце, кузнец, цепочка, песочница, мотоцикл,

бабочка, огурец, циркуль, косточка, грач, чайник, мяч.

    Физкультминутка «Цапля».

Очень трудно так стоять 1,2,3,4,5 (стоять на правой ноге, руки вдоль туловища)

Лапку в воду не спускать 1,2,3,4,5 (стоять на левой ноге, руки на поясе)

И не падать, не качаться (стоять на правой ноге, руки поднять вверх)

За соседа не держаться (стоять на левой ноге, руки на поясе).

11. Закрепление навыков словообразования. Игра «Назови ласково». Цапля и Галчонок решили поиграть. Цапля зачитывает слова, а Галчонок изменяет их так, чтобы их названия звучали ласково. Ребята, поможем Галчонку:

Птица – птичка

синица - …

водица - …

кольцо - …

овца - …

крыльцо - …

перец - …

птенец - …

огурец - …

рукавица - … яйцо - …. мизинец - …

    Слоговой синтез слов. Игра «Собери слово». Теперь Галчонку досталось задание. Надо собрать из слогов слова, прочитать их, составить с ним предложения.

ЧЕ, ДАН, МО ЦЫП, ТА, ЛЯ ВЯ, ЧЕР, ЧОК ГОР, ЦА, ЧИ ЛОЧ, БУ, КА

ЧЕК, ЦВЕ, ТО ЧИ, ЛЁТ, ЦА ЧЕ, НЯ, РЕШ РЕ, ЦА, ВИЧ ПОЧ, ЦЫ, КИ

    Упражнение «Доскажи словечко». Дополнить предложения недостающими словами со звуками Ч Ц . Повтори предложение полностью.

Я хочу напиться ………..

Я пришила к платью ………….

У крыльца лежат …………...

Лена хорошая ………….

Над морем летит ………...

На цветке сидит ……….

У курицы было восемь ……….

    Физминутка. Выполнять движения, указанные в стихотворении.

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на тонкой ножке.

А ещё кружился смело,

Крылышком махал умело.

Он спешил к себе домой –

К маме-курочке рябой.

    Пересказ текста. Давайте объясним жителямЛесной школы, кто такой червяк (пересказ текста). Логопед читает текст, затем работа по вопросам.

ПЕРВЫЙ ЧЕРВЯК.

Повела курица цыплят учить червяков искать.

- Червяки бывают всякие, и найти их не просто, - учила курица.

Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось первыми найти червяка. Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.

- Это и есть червяк, - кричал цыплёнок.

- Мы откопаем его и отнесём этим глупцам.

После долгих трудов цыплята, наконец, откопали червяка и понесли его своим братцам.

- Вот что такое червяк, - сказали цыплята и бросили... гвоздь.


    Итог занятия. Домашнее задание.

Дети, чем мы занимались сегодня на занятии? Чему научились? Что узнали нового?

Выучить дома скороговорку о Цапле, которую вы слушали в начале занятия, но сначала вставьте пропущенные буквы Ч-Ц в слова (раздаётся текст скороговорки с пропущенными буквами Ч-Ц ).

Елена Новикова
Коррекционное занятие «Звуки [Ц]-[Ч] и буквы Ц-Ч»

Тема : Звуки и буквы Ц-Ч.

Цель : дифференциация звуков и букв Ц-Ч.

Задачи урока :

1. Учить различать согласные звуки и буквы, смешиваемые в устной речи и на письме.

2. Развивать простые формы фонематического анализа, фонематические представления.

3. Развивать психические функции (зрительную память, слуховое внимание).

4. Формировать правильную артикуляцию, звукопроизношение этих звуков.

Оборудование:

1. Карточки с портретами героев: Незнайки, Словознайкина, Звукознайкина, “облачка дыхания”.

2. Предметные картинки к словам со звуками (Ц) и (Ч).

3. Карточки к играм “Корректор” и “Звуковой коврик”.

4. Разноцветные флажки для оценивания правильных ответов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, все ли готово к занятию?

Для самых внимательных, активных и старательных ребят мои помощники приготовили небольшие сюрпризы.

2 Дыхательная гимнастика.

“Облако дыхания”

Итак, чему мы учимся на занятиях с логопедом?

(правильно говорить и писать)

Как мы должны говорить?

(четко, внятно, всем понятно)

Что является энергией нашей речи, её движущей силой?

(выдыхаемый воздух)

Какой герой помогает нам выполнять упражнения на дыхание?

(“Облачко дыхания”. Вывешиваю на доску.)

Выполнение упражнений с движением рук.

И. п. стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг. Повторяем три раза.

Теперь нарисуем квадраты и треугольники (по три раза).

Поработаем над силой выдоха.

Упражнение “свеча”.

Вдох через нос, три коротких сильных выдоха на пальчики, изображающие горящую свечу. Повторяем три раза.

Тем ребятам, которые правильно выполняли эти движения, облачко дарит голубые флажки.

(быстро раздаю)

3. Подготовка к восприятию нового материала .

Словознайкин

Попробуйте отгадать, над какими звуками мы будем сегодня работать. Вот какие стихи принес сегодня Словознайкин.

Цапля ходит по болоту

Ждут в гнезде её птенцы .

Цирк откроется в субботу

Уж приехали борцы

Какой звук здесь повторяется? (Ц)

В каких словах встретился звук (Ц? (Показываю иллюстрации к стихам)

“Спешил куда-то сверчок ,

Нашел сверчок пятачок ,

сменял пятачок на крючок ,

крючок поменял на значок

Какой звук повторялся? (Ч)

В каких словах встретился звук (Ч? Что они обозначают, кто покажет на картинке?

Молодцы, Словознайкину очень понравились ваши ответы, он дарит вам зелёный флажок.

4. Обьявление темы и целей занятия

Кто сможет озвучить тему нашего занятия?

“Сравнение и различение звуков Ц – Ч” (Открываю запись на доске)

Что мы будем учиться делать с этими звуками? (правильно произносить, анализировать, находить эти звуки в словах, сравнивать между собой, обозначать буквами)

А какой герой поможет нам в этом? (Звукознайкин)

5. Анализ звуков по таблице

Звукознайкин

согласный Согласный

Глухой - непарный Глухой - непарный

Твердый - непарный Мягкий - непарный

свистящий Шипящий

Язычок внизу Язычок вверху

Губы - “улыбка” Губы – “трубочка”

Струя холодная Струя теплая

Что вы знаете про эти звуки?

Чем похожи, чем отличаются эти звуки?

Обратить внимание на положение губ и языка.

Ребята, которые давали правильные и полные ответы получают от моего помощника красный флажок.

6 Узнавание звука по беззвучному артикулирова-

нию - Узнайте по губам, какой звук я хочу произнести. Ладонь показывает положение язычка (ц, ц, ч, ч, ч, ц, ч, ч, ц)

7 Физкультминутка

Давайте немножко отдохнём. Встаньте и покажите, как стоит цапля (дети стоят на одной ноге).

Слушайте слова: если в слове услышите звук Ц, встаньте, как цапля, если Ч – покажите маленького сверчка, присядьте на корточки.

ЧЕРТА, ЦЕПОЧКА, КАЧЕЛИ, КРЮЧОК, ЦИРК, ПТЕНЕЦ, ЧЕЛОВЕК, БОРЦЫ, ПРИНЦ, ЧЕСНОК, КУРИЦА, ЗНАЧОК. 2 мин.

8 Соотнесение звуков и букв

Незнайка

Незнайка путает эти буквы. Он просит вас ему помочь, объяснить, чем они отличаются. Кто хочет на доске показать, как пишутся буквы Ц и Ч и объяснит Незнайке, чем они отличаются? Как Незнайке запомнить, как пишутся эти буквы?

Запомни Незнайка: нижнее положение кончика языка на звуке Ц – и нижний элемент буквы - “зацепочка”; верхнее положение кончика языка на звуке Ч – верхний элемент буквы – “чайка».

9 Игра «Будь внимательным»

Найдите в тексте буквы Ч и Ц. Букву Ч – обведите, букву Ц – зачеркните.

(Каждому ребенку раздаются листочки с печатным текстом, вырезанные из журнала. Ученики ищут буквы и выполняют задание) Незнайка приготовил для вас жёлтые флажки.

10 Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики хорошо потрудились, а теперь они хотят немного поиграть.

“Этот пальчик мой танцует,

этот вот кружок рисует,

этот пальчик ловко скачет

Словно легкий- лёгкий мячик.

А мизинчик, мой малышка.

ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок

повалился на бочок”

11 Наблюдение за чередованием звуков Ц - Ч

В каких словах вы сейчас опять услышали звук Ч?

(пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)

А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук Ц.

(пальчик – палец, мизинчик – мизинец)

Оказывается в некоторых словах звуки Ц – Ч могут чередоваться.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники” (с мячом). Я говорю слово со звуком Ц, а вы превращаете его в Ч

Кольцо – колечко

Курица – курочка

Огурец – огурчик

Пуговица – пуговичка

Птица – птичка

Сестрица – сестричка

Лисица – лисичка

Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звук Ц и Ч? (вспоминаем особенности артикуляции)

12 Тренировка в распознавании анализируемых звуков

Мы сегодня много узнали про звуки (Ц) и (Ч).

Научились их различать на слух и по артикуляции.

Мои помощники хотят проверить, все ли ребята сегодня были внимательными и научились различать эти звуки.

Игра “Звуковой коврик”

(у каждого полотно с сеткой квадратиков 3*3 и простой карандаш)

Если вы услышите в слове звук Ц, рисуете вытянутые губки (-, если услышите звук Ч – круглые (0)

1. черта, цепь, цветы

2. силач, мяч, молодец

3. мельница, мыльница, свеча

Проверяем. Сравните, какой узор получился у меня на доске и у вас на листочках. Встаньте, у кого правильно.

Вы выиграли красивый розовый флажок. Молодцы. Давайте похлопаем этим ребятам.

13 Итог занятия.

Рефлексия .

К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте еще раз повторим, что мы узнали сегодня про звуки (Ц) и (Ч).

Какую подсказку мы придумали, чтобы не путать эти звуки и буквы?

Давайте подведем итоги, сколько флажков заработал каждый ученик?

Я вам обещала показать, какой сюрприз приготовили для вас мои помощники. Это кораблики, которые они каждому из вас нарисовали. Вам останется дома только приклеить эти флажки, которые вы сегодня выиграли.

Поднимите руку те, кто может сказать, что он научился не путать звуки и буквы Ц-Ч.

Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Чёрный скворец, чистая улица, чужая пуговица, чёрная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печёные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвёртый палец, точёное кольцо, целая чашка, цепкий крючок. .
Печёт солнце. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться - всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок. Мчит коляска: цок-цок-цок. У мельницы злится река.

На окне цветок колючий
Смотрит за околицу.
Вы его не троньте лучше -
Очень больно колется.
(Кактус)

Осторожные.
Смолк над лесом гром гремучий
Целых три часа назад.
Но грибы на всякий случай
Из-под зонтиков глядят.
(В. Орлов)

Выучить наизусть стихотворение.

Пчела.
На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчёлка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается -
Это ей не нравится.
(К. Быкова)

Первый червяк.


Повела курица цыплят учить червяков искать.
- Червяки бывают всякие, и найти их не просто, - учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось первыми найти червяка.
Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.
- Это и есть червяк, - кричал цыплёнок.
- Мы откопаем его и отнесём этим глупцам.
После долгих трудов цыплята наконец откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
- Вот что такое червяк, - сказали цыплята и бросили... гвоздь.

(По М. Петрову)

Желаем успеха!

Цели:

1. Коррекционно – развивающие:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

2. Образовательные:

  • умение различать звуки Ч, Ц по артикуляции;
  • расширение и активизация словаря на материале темы «Птицы»;
  • дифференциация звуков и букв Ц, Ч;
  • упражнения в правильном чтении слов с буквами Ц, Ч;
  • освоение понятия о смыслоразличительной роли букв Ц, Ч;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • формирование навыков работы по инструкции.

3. Воспитательные:

  • воспитание интереса к учебе.

Оборудование:

  • рабочие тетради;
  • зеркала;
  • картинки с изображением птиц;
  • демонстрационные карточки с изображением букв Чч, Цц;
  • таблица с буквами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Ученики стоят возле своих парт.)

Логопед: Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

(Ученики выполняют задание.)

Логопед: Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Ученики: Звуки [ч] и [ц].

Логопед (вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв): О каких буквах мы будем говорить на занятии?

Ученики: О буквах Ч и Ц.

2. Работа с зеркалами.

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

Логопед: Ребята, давайте посмотрим в зеркала и найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

3. Соотношение звуков с буквами.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

Ученики: На звено цепи и на ногу цапли.

Логопед: А верхний элемент у буквы Ч?

Ученики: На крыло чайки и на носик чайника.

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], то поднимите руку вверх, если [ц] – опустите вниз.

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

(Ученики выполняют задания.)

5. Дидактическая игра «Курица».

Игра направлена на развитие зрительного восприятия.

Логопед: Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет,детей созывает, всех под крылья свои собирает».

Ученики: Это курица.

Логопед: Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Б В Г Д Е Ж
З И Ь К Л Е
М Н Ё Ы Ц Ъ
К О Л У Ф Я
Е Ч П Ш Ю Щ

Первая буква, которую собрала курица – Ц. Дальше она пошла влево и остановилась – Ы. Вниз, вниз, влево – П. Вверх – Л. Вверх – Ё. Влево – Н. Вниз – О. Вниз – Ч. Влево – Е. Вверх – К.

Какое слово у вас получилось?

Ученики: Цыпленочек.

Логопед: Какая буква в этом слове первая и какая восьмая?

Ученики: Первая буква Ц, а восьмая - Ч.

Логопед: Давайте пропишем сочетание ЦЧ, цч до конца строчки, проговаривая его вслух.

(Ученики выполняют задание.)

6. Физкультурная минутка.

Логопед: Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем.

Девочки и мальчики
Прыгают как мячики. (Прыжки на двух ногах.)
Ножками топочут, (Топают ногами.)
Весело хохочут. (Произносят: ха-ха-ха.

Логопед: Ребята, а каких вы еще знаете птиц, в названии которых есть звуки [Ц] и [Ч]?

Ученики: Скворец, синица, чиж, цапля, чайка, грач.

(Логопед вывешивает на доску картинки с изображением птиц.)

7. Шифровка слов.

Логопед: Молодцы! Сейчас вы будите записывать эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц треугольник, вместо Ч – квадратик.

В конце проходит проверка: ученики вместе читают слова.

8. Игра «Большой-маленький».

Логопед: Сейчас поиграем в игру «Большой-маленький». Разговаривали большая синица и маленькая синичка (слова написаны на доске).

Ученики: Крылечко, курочка, яичко, птенчик.

Логопед: Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?

Ученики: Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.

Логопед: А теперь запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика.

9. Повтори за мной.

  • Ца-ца-ца – курица.
  • Чи-чи-чи – грачи.
  • Ча-ча-ча – чайка.
  • Цы-цы-цы – цыпленок.
  • Чи-чи-чи – чижи.

10. Итог занятия.

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать буквы Ц и Ч? Какие задания вам больше всего понравились?

(Ученики отвечают на вопросы.)

Список используемой литературы:

  1. Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Москва, АСТ «Астрель», 2007г.
  2. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочнон планирование коррекции произношения звуков. Санкт-Петербург, «КАРО», 2009г.
  3. Пименова Т. И. Выговаривать хочу... Санкт-Петербург, «КАРО», 2006г.
  4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, «Просвещение», 1995г.