Диктант по русскому на теплой земле. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Другие вопросы из категории

Контрольный диктант по теме «Причастие»


У моря


Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.


Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»


В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Первая гроза


Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.

Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело.(120 слов) (По А. Иллюминаторской)

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

Контрольный диктант по теме «Частица»

С. И. Ожегов - известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.

Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.

В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя.

Словарь Ожегова - настольное пособие для людей, любящих русский язык. (12 3 слова)

В 7-8 классах в конце 2 четверти проводим диктанты с грамматическими заданиями. В центре внимания 7-го класса правописание наречий, причастные и деепричастные обороты. Восьмиклассники изучили тему "Двусоставное предложение", поэтому проверяем учения определять главные и второстепенные члены предложения. Попутно, конечно, выявляем пробелы в соблюдении правописных норм.

7 класс

РАЗБОЙНИК

Впервые с этим «разбойником» я столкнулся в лесу на месте прикормки птиц. Ранним утром пришёл я на свой наблюдательный пункт, сел в укрытие, изготовленное из веток, и стал ждать рассвета.

Возле кормушки суетились синицы, хватали семена и вылетали, чтобы где-то повыше расчистить семечко и съесть. Неожиданно из-за ёлочки, стоящей рядом с кормушкой, выскочил тёмный комочек и мгновенно 3 исчез в ящике. 4 На некоторое мгновение воцарилась полная тишина. Я заглянул внутрь 3 .

На кучке подсолнуха сидела крошечная сова. Встрепенувшись и оценив обстановку, она выскочила наружу, неся в лапах тяжёлую добычу. 4 Сыч присел на ветку, оглянулся и полетел к высокой ели. Через несколько минут у кормушки стояла обычная суета. Синицы по-прежнему таскали семечки, а рядом валялись серенькие пёрышки.

(114 слов.)

(По О. Смирнову.)

Грамматическое задание

1. Морфологический разбор: мгновенно (1 вариант); внутрь (2 вариант).

2. Выполните разбор по составу: неожиданно, по-прежнему, оценив (1 вариант); впервые, повыше, встрепенувшись (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Неожиданно из-за ёлочки, стоящей рядом с кормушкой, выскочил тёмный комочек и мгновенно исчез в ящике. (1 вариант);
Встрепенувшись и оценив обстановку, она выскочила наружу, неся в лапах тяжёлую добычу. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

7 класс

ВОЛШЕБНАЯ РОСА

Встаньте рано утром и внимательно 3 присмотритесь к растениям. Их листья и стебли, а также камни и крыши домов по утрам бывают нередко 3 покрыты росой. Знаете ли вы, почему бывает роса? Роса - это влага, выделяющаяся на разных предметах при низкой температуре воздуха. 4

В некоторые дни роса не выпадает, однако, осмотрев растения, вы можете обнаружить на листьях капли влаги. Каким образом появились они на листьях? Этот вопрос ещё в древности волновал алхимиков. Они собирали росу, полагая, что она волшебная. Использовали её для приготовления эликсиров, возвращающих молодость.

На краю листьев располагаются особые водяные устьица, через которые выделяется роса. Растения «плачут», чтобы освободиться от избытка воды. Например, монстера, перед дождём начинает выделять капли воды на кончиках листьев.

(113 слов.)

Грамматическое задание

Роса - это влага, выделяющаяся на разных предметах при низкой температуре воздуха. (1 вариант); Использовали её для приготовления эликсиров, возвращающих молодость. (2 вариант)

2. Морфологический разбор: нередко (1 вариант); внимательно (2 вариант).

3. Выполните разбор по составу: присмотритесь, волшебная, полагая (1 вариант); освободиться, водяные, осмотрев (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

7 класс

ДРЕВЕСНАЯ БИБЛИОТЕКА

Издавна люди присматривались к древесине разных пород, изучая её свойства. 4 У нас в стране в сельскохозяйственной академии есть большая необычная библиотека.

На высоких стеллажах лежат необычные книги. На их корешках прикреплены сафьяновые этикетки с золотым тиснением. Сами же книги целиком вырезаны из стволов деревьев различных пород.

Эта библиотека - замечательная коллекция образцов леса. Составлена она известным русским лесоводом Митрофаном Кузьмичом Турским. Это он поставил на полки первые экземпляры, придав им такой изящный вид. 4 Каждый образец имеет поперечный и продольный спил, на котором чётко 3 видны все особенности древесины. Книги можно вполне назвать «антикварными».

А вот новое пополнение библиотеки. Томики древесины из Вьетнама - подарок вьетнамских лесоводов. Они оформлены почти так же, только значительно мельче 3 .

(111 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Издавна люди присматривались к древесине разных пород, изучая её свойства4. (1 вариант); Это он поставил на полки первые экземпляры, придав им такой изящный вид4. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: сафьяновые, издавна, изучая (1 вариант); вьетнамских, вполне, придав (2 вариант).

3. Морфологический разбор: чётко (1 вариант); мельче (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

8 класс

ХУДОЖНИК

Как-то Василий Иванович Суриков шёл пустынной улицей, обходя целые озёра воды, подёрнутые мелкой рябью дождя. Шёл он мимо мокрых изгородей, шурша плащом по зарослям громадных лопухов и крапивы, свободно разраставшимся по канавам у дороги.

По проезжей дороге медленно катились телеги, громыхая и ныряя в ухабы. 4 Из-под колёс во все стороны разлеталась жидкая чёрная грязь.

Огромный малиновый шар солнца садился в плотные тучи, быстро опускаясь. Он был похож на груду раскалённых углей, присыпанных лилово-серым пеплом.

Суриков хотел вернуться по той же скользкой тропке. Шляпа на нём уже промокла насквозь, и капли дождя попадали за воротник. Перебравшись мостками через канаву, художник снова зашагал по длинной безлюдной улице. 4

(130 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

По проезжей дороге медленно катились телеги, громыхая и ныряя в ухабы. (1 вариант);
Перебравшись мостками через канаву, художник снова зашагал по длинной безлюдной улице. (2 вариант)

3. Обозначьте разные виды сказуемых в 3 абзаце (1 вариант); в 4-5 абзацах (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

8 класс

ЗАЧЕМ Я ЭТО СДЕЛАЛ?

Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев. 4 Гнездо мы не разорили, а задумали взять птенцов. Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков. 4 Узнали, что это совята, и взяли себе по совёнку.

Поселил я своего в клетку. Есть из рук он не хотел, приходилось засовывать ему пищу в рот. Потом я догадался, что кормить его надо вечером или ночью. Он ведь совёнок. Я уже хотел отнести его назад, но гнездо давно опустело. А совёнок совсем занемог. Сидел в углу клетки сгорбившись и ничего не ел. Через несколько дней я нашёл его мёртвым. До сих пор мучаюсь: «И зачем я взял его из гнезда?»

Теперь буду только помогать больным и раненым. Буду ставить кормушки для животных, а не предлагать им свою нелепую помощь.

(128 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев. (1 вариант);
Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков. (2 вариант)

2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

8 класс

ПРИМЕТЫ

Приметы, определяющие погоду, связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. В них, кроме точного знания, заключено и много поэзии.

Самая простая примета – дым костра. То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. 4 К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. 4

Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

(125 слов.)

(По К. Паустовскому.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (1 вариант);
К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. (2 вариант)

2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.

3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

8 класс

ХИТРОСТЬ ГОРНОСТАЯ

Горностай - дерзкий, кровожадный и не по росту сильный зверёк. Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство. 4

Мне пришлось долгое время искать горностая в различных местах: в лесах, по берегам рек и озёр, на полях. Однако мои старания заканчивались неудачей. Но порой ищешь одно, а наталкиваешься на другое.

Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней. 4 Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Стёпа - заядлый охотник и рыболов, до тонкости знающий звериное население этих мест.

Мы расположились недалеко от норы и, притаившись, ждали. Через некоторое время послышался легкий прерывистый шорох. Мы пристально смотрели на площадку и вдруг заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.

(124 слова.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство. (1 вариант);
Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней. (2 вариант)

2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.

3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

Контрольный диктант по теме «Причастие»

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.


Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Первая гроза

Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.

Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. (120 слов) (По А. Иллюминаторской)

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

Контрольный диктант по теме «Частица»

С. И. Ожегов - известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.

Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.

В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя.

Словарь Ожегова - настольное пособие для людей, любящих русский язык. (123 слова)

Итоговые контрольные диктанты

Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.

Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.

Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.

Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы. (122 слова) (По Ф. Абрамову)

Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.

Вскоре с улицы прибежала Наташа, встретившая меня так, как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом.

Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. Перешагнув за калитку, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, густо усыпанный кое-где уже поспевающей ягодой. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево. (125 слов) (По Ф. Абрамову)

Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями. Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось, это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень удивительной формы.

Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее. (116 слов)

Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.

Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.

Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь. (115 слов) (По Е. Носову)

Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.

Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы. (110 слов)

Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.

Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала, будто драгоценный камень.

Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.

Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. Были и такие, которые неосторожно опускались посреди дороги.

На земле, волшебно преображенной, расстилался белый ковер. (115 слов) (По М. Ильину, Е. Сегалу)

Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы показались неожиданно. Они начинались отвесной скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода в течение минувших веков немало потрудились над ней. Во многих местах были отчетливо заметны пласты разнородного камня, то лежавшие ровно, то немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали искусно сделанную каменную кладку.

Стена, выходившая на север, никогда не освещалась солнцем, поэтому граница вечных снегов здесь спускалась низко. Задолго до нее деревья начинали мельчать и редеть, затем совсем пропадали. Под стеной лежала травянистая пустошь, и по ней тянулась дорога. Она тоже старалась не прижиматься вплотную к стене. Но жизнь ничто не может остановить. Даже по самой стене ползли вверх цепкие кустики, выросшие из семян, занесенных сюда птицами или ветром. (119 слов) (М. Семенова)

Различные виды диктантов для 7 класса также можно найти по следующим ссылкам:


Контрольный диктант по повторению в начале года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо-дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов) (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступав-ших строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, оп-ределите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относи-тельное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с при-частным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).

Контрольный диктант за первое полугодие

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

Дополнительные задания

1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:

Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)

Волга - красавица. (2 вариант)

Контрольный диктант за год

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.

Анды

Анды - самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг.4 Они поражают меняющи­мися пейзажами. Здесь увидишь непоко­ренные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря­ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш­ком через эвкалиптовый лес добираем­ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин­ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши­не. Через пять часов подъема проходим тяжелые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе.4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го­род зачаровывает нас.

(121 слово) (По Я. Палкевичу.)

Грамматическое задание

Анды - самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг.4 (1 вариант);

Через пять часов подъема проходим тяжелые борота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе.4 (2 вариант).

Отъезд из замка

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком.4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные...4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радехонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища!

(126 слов) (По М. де Сервантесу.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните :

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком.4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные...4 (2 вариант).

Волчица

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

(125 слов) (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4 (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам II четверти

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Смерзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчетливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой пленкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

(160 слов) (По «Слепой музыкант».)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Выпишите сказуемое

простое глагольное

составное именное

Подчеркните в тексте

обособленное обстоятельство

обособленное определение

из 1-2 абзаца

из 4 абзаца

Синтаксический разбор предложения

По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошел к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

На деревенском дворе

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подернулся черным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. Но зато шагнешь со двора и окунешься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

– Этого кочета береги, – опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. – Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами.

(160 слов) (По Н. Лескову.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Обозначьте виды сказуемых

Все остальные

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами.

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Синтаксический разбор предложения

Но это никому не вредило: ни людям, ни животным.

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами.

ПРЕВРАЩЕНИЕ

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову. Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза ее весело блестели. Сейчас она казалась серьезной и внимательной, но от ее печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось ее прежнее великолепное платье, весь этот розовый шелк, золотые розы, кружева, блестки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на елочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны. А теперь они исчезли. Это была веселая, здоровая кукла!

(160 слов) (По Ю. Олеше.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Обозначьте виды сказуемых

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми.

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Определите в тексте вид односоставных предложений

Синтаксический разбор предложения

Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову.

Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек.

Контрольный диктант по итогам III четверти

Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Еще сегодня утром принуждённые жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня еще сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперед и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождем. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

(155 слов) (По.)

Грамматическое задание:

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант – Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.