Доклад: Спорынья. Школьная олимпиада по биологии

В) бледной поганки Г) листа земляники садовой.

3. Остеоны располагаются перпендикулярно вертикальной оси в костях:

А) плоских Б) губчатых В) трубчатых Г) трубчатых и губчатых.

4. Спиралевидную форму имеют бактерии:

А) вибрионы Б) кокки В) бациллы Г) спирохеты.

5. Самые крупные по размерам представители водорослей встречаются среди:

А) зеленых Б) бурых В) красных Г) диатомовых.

6. В каких органоидах клетки синтезируются белки:

А) в митохондриях Б) в рибосомах В) в лизосомах Г) в аппарате Гольджи.

7. Сердце головастика по строению напоминает сердце:

А) рыбы Б) моллюска В) пресмыкающегося Г) взрослого земноводного.

8 .Опорную функцию в организме человека выполняет ткань:

А) нервная Б) эпителиальная В) соединительная Г) гладкая мышечная.

А) размножение семенами Б) автотрофное питание

В) наличие вегетативных органов Г) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек.

10. В процессе исторического развития животного мира Земли появлению земноводных предшествовали:

А) ихтиозавры Б) пресмыкающиеся В) кистеперые рыбы Г) зверозубые ящеры.

11. при голоде или во время зимней спячки запасы энергетических субстратов расходуются в следующем порядке:

А) жиры-белки-углеводы Б) жиры-углеводы-белки В) углеводы-жиры-белки Г) белки-углеводы-жиры.

12. Условным рефлексом является:

А) хватательный рефлекс у детенышей шимпанзе Б) вылизывание шерсти кошкой

В) перелеты птиц Г) реакция птиц на яркую окраску ядовитых насекомых.

13. Мезодерма не развивается у такого животного, как:

А) пресноводная гидра Б) бычий цепень В) дождевой червь Г) медоносная пчела.

14. При развитии репейницы за стадией яйца следует:

А) стадия куколки Б) стадия гусеницы

В) стадия головастика Г) стадия взрослого насекомого.

15. Плавательный пузырь рыбы наполнен газом. Газ попадает в плавательный пузырь:

А) непосредственно из атмосферного воздуха

Б) проникает из кишечника через стенки капиллярных сосудов

В) из крови через стенки капиллярных сосудов

Г) непосредственно из воды.

16. Не дышит:

А) домовая муха Б) папоротник орляк В) вирус Г) гидра.

17. Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:

А) корешке Б) семядоле В) покровах семени Г) эндосперме.

18. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости:

А) плечевая и локтевая Б) грудного отдела позвоночника

В) мозгового отдела черепа Г) бедра и голени.

19. Не имеют жесткой клеточной стенки клетки:

А) дрожжей Б) костной ткани В) листа березы Г) туберкулезной палочки.

20. К проходным рыбам относится:

А) кета Б) акула В) речной окунь Г) тунец.

Часть 2. Выберите три правильных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифрбаллов)

1.Какие насекомые имеют развитие с полным превращением:

1) жук – навозник 2) постельный клоп 3) домовая муха

4) азиатская саранча 5) черный таракан 6) капустная белянка.

2.Какие приспособления к жизни в воде сформировались в процессе эволюции у китообразных:

1) непостоянная температура жаберное дыхание 3) обтекаемая форма тела

4) передние конечности в виде ласт 5) толстый слой подкожного жира

6) четырехкамерное сердце.

3.Какие признаки характеризуют растения класса Однодольные:

1) мочковатая корневая система 2) сетчатое жилкование листьев

3) вставочный рост 4) стержневая корневая система

5) семена с одной семядолей 6) семена с двумя семядолями.

4.Каковы особенности гладкой мышечной ткани:

3) входят в состав внутренних органов 4) сокращаются произвольно, быстро

5) образуют скелетную мускулатуру 6) сокращаются непроизвольно, медленно.

5.Выберите признаки, относящиеся только к простейшим животным:

1) клетка – часть целого организма 2) органеллы передвижения временные или постоянные

3) эукариотические одноклеточные организмы 4) прокариотические одноклеточные организмы

5) способ полового размножения некоторых представителей – коньюгация (обмен ядрами).

6) являются гетеротрофами.

Часть 3 . Выберите верные утверждения.(10 баллов)

1.Разнообразие окраски тела водорослей вызвано приспособлением к фотосинтезу.

2.Шишка хвойных деревьев является плодом.

3.Коробочка на ножке у моховидных является спорофитом.

4.Кости черепа коровы и ее рога образованы разновидностью соединительной ткани - костной тканью.

5.Пикировка и чеканка вызывают рост боковых корней и ветвление побега.

6.Сидящая лягушка не видит неподвижные предметы.

7.Все млекопитающие – живородящие животные.

8.У всех млекопитающих семь шейных позвонков, независимо от длины шеи.

9.Пауки, как вши и блохи, - бескрылые насекомые.

10.Все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.

Часть 4. Впишите в таблицы цифры выбранных ответов.

1.Установите соответствие между организмом и типом питания.


2.Соотнесите признаки паукообразных и насекомых с классами, к которым они принадлежат

Фотографируя улитку в аквариуме (фото позже), задумался, а как называется наука изучающая улиток. И вот что выяснилось. малакология - наука, изучающая моллюсков - раздел зоологии, посвящённый изучению мягкотелых, или моллюсков (Mollusca). Название происходит от греческого слова malakion - моллюск. Ученых, которые изучают моллюсков, называют малакологами. Малакология рассматривает вопросы систематики и филогении, зоогеографии, биологии и экологии моллюсков и др. Один из разделов малакологии - конхология (конхиология) - посвящён исследованию раковин моллюсков.Конхология - раздел малакологии, изучающий раковины моллюсков. В широком смысле - это научное, полунаучное, или любительское изучение раковин мягкотелых животных типа Моллюски. Иппология - наука о лошадях, изучает анатомию, физиологию, биологию размножения, породообразование. До 30-х гг. XX века иппологию преподавали в кавалерийских, артиллерийских школах и других специальных учебных заведениях. По русски это будет звучать как коневодство, но наверное все-таки более углубленное. Тут же вспомнилась энтомология – увлечение детства, изучающая насекомых и ее подразделы арахнология , изучающая пауков и акарология - наука изучающая клещей, и ряд других, изучающих небольшие таксоны паукообразных (скорпионы, сенокосцы, псевдоскорпионы, фаланги и другие). Ну и раз пошла такая пьянка… Апиология – наука изучающая пчел (медоносных) Гельминтология – изучает паразитных червей и болезни вызываемые ими. Герпетология – раздел зоологии изучающий земноводных и пресмыкающих. Ее подраздел серпентология – изучающая змей. Иногда науку о земноводных называют батрахологией (от греч.- лягушка). Карцинология – изучает ракообразных. Также крупными или практически значимыми группами занимаются разделы карцинологии. Так, копепод изучает копеподология , кладоцер - кладоцерология , декапод - декаподология Кетология – изучает китообразных (дельфинов, касаток и естественно китов) Мирмекология – подраздел энтомологии изучающий муравьев. Нематология (Nematology, нематодология) - раздел зоологии, изучающий круглых червей типа Нематода (Nematoda), который является одним из крупнейших в царстве животных по количеству видов (описано 80 000 видов, предполагается до 500 000) Оология - отдел зоологии, посвященный изучению яиц животных, преимущественно птичьих. Также под оологией иногда понимают коллекционирование яиц птиц. Орнитология – термин наслуху, эта наука изучает птиц. Планктология – тут довольно ясно – изучает планктон Териология , она же маммология изучает млекопитающих, ее подразделами являются кетология и приматология Хироптерология – изучает рукокрылых, например летучих мышей. Этология – изучает поведение животных, тесно связана с зоопсихологией.

Морфология изучает внешнее строение организмов.
Анатомия изучает внутреннее строение организмов.
Физиология изучает работу организма и его органов.

Гистология изучает ткани.
Цитология (молекулярная биология) изучает строение и работу органоидов клетки.
Биохимия изучает химический состав живых организмов и химические реакции обмена веществ.

Гигиена создает условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья.

Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости.
Селекция занимается выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.
Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов.
Эволюционная теория изучает закономерности возникновения приспособлений организмов к среде обитания

Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и распределяет их по группам на основании эволюционного родства.

Экология изучает взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их средой.

Тесты

1) Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука
А) систематика
Б) экология
В) физиология
Г) палеонтология

2. Влияние условий среды обитания на формирование признаков организма изучает наука
А) систематика
Б) генетика
В) селекция
Г) анатомия

3. Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука
А) анатомия
Б) биохимия
В) цитология
Г) селекция

4. Наука, изучающая роль митохондрий в обмене веществ
А) генетика
Б) селекция
В) органическая химия
Г) молекулярная биология

5. Строение и функции органоидов клетки изучает наука
А) генетика
Б) цитология
В) селекция
Г) биохимия

6. Генетика - наука, изучающая закономерности
А) наследственности и изменчивости организмов
Б) взаимоотношения организмов и среды
В) исторического развития органического мира
Г) индивидуального развития организмов

7. Строение и распространение древних папоротников изучает наука
А) физиология
Б) генетика
В) палеонтология
Г) селекция

8. Строение организма и его органов изучает
А) анатомия
Б) физиология
В) генетика
Г) цитология

9. Закономерности возникновения приспособлений у организмов к среде обитания исследует
А) цитология
Б) эволюционное учение
В) экология
Г) систематика

10) Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука
А) генетика
Б) систематика
В) физиология
Г) экология

11) Причины изменчивости изучают
А) экологи
Б) палеонтологи
В) генетики
Г) физиологи

12. Улучшением существующих пород животных и сортов растений занимается наука
А) экология
Б) селекция
В) генетика
Г) молекулярная биология

13. Какая наука изучает внутривидовые взаимоотношения организмов?
А) систематика
Б) экология
В) селекция
Г) морфология

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного – то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Наука обязана античной философии и становлением (открытием) величайшей формы логического познания – понятия.

Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль.

Во-первых, это принцип объективности. Объект – нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития.

Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание разумное, рациональное должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

Второй принцип, лежащий в основании научного познания, – принцип причинности. Принцип причинности, или, говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие.

Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.

Принцип причинности может пониматься и трактоваться по-разному, в частности, достаточно сильно различаются между собой его интерпретации в классической науке, связанной, прежде всего, с классической механикой Ньютона, и квантовой физике, являющейся детищем XX столетия, но при всех модификациях этот принцип остается одним из главных в научном подходе к пониманию действительности.


Следующий важный принцип – это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

С этим принципом напрямую связан следующий, характерный в основном для экспериментального естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это – принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом дока­зательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.

Следующий принцип, лежащий в основании научного поз­нания, – принцип теоретичности. Наука – не бесконечное нагро­мождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокуп­ности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Отрывоч­ный факт сам по себе значения в науке не имеет.

Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе беско­нечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, – это принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем.

Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, – это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.

И, наконец, последний принцип, лежащий в основании научного знания, – это принцип критичности. Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин.

Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной эк­спериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепро­верок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни.

Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых дока­зательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форма предельного перехода.

Науки, изучающие природу

Для изучения живых организмов: их строения, процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, размножение, обмен веществ и энергии), приспособления к условиям среды, — используются такие методы научных исследований, как наблюдение, описание, эксперимент.

Изучая искусственные системы: их строение, вещества, из которых они состоят, силу, энергию, которая необходима для работы этих систем, — используют такие методы исследования, как наблюдение, измерение, эксперимент.

Для изучения строения и состава экосистем, взаимодействия их компонентов, процессов поступления энергии, приспособления к условиям окружающей среды, влияния на эти системы деятельности человека применяют следующие методы исследований, как наблюдение, эксперимент, моделирование.

Так, изучая различные системы, применяют одинаковые методы исследований, пользуются одинаковыми понятиями — компоненты, энергия, вещества и т.п..

В курсе естествознания изучали искусственные системы, созданные руками человека, живые системы, естественные группировки и явления природы.

Наука, изучающая различные явления природы и законы, по которым они происходят, — это физика. Без знаний о силе, работу, энергию нельзя создавать механизмы и машины.

Живые существа и процессы их жизнедеятельности изучает биология. Компоненты живой и неживой систем образуют крупнейшую экосистему нашей планеты — биосферу, которая является предметом исследования таких наук, как география и биология.

С веществами в природе постоянно происходят изменения: из простых образуются сложные (органические) или наоборот. Состав и превращения веществ изучает химия.

Строение самой планеты, океаны, материки, различные формы поверхности и причины, приводящие к изменениям рельефа, изучает география.

Взаимосвязи, возникающие между компонентами биосферы, влияние организмов друг на друга, влияние деятельности человека на окружающую среду изучает экология. Экология — это наука о взаимоотношении между организмами в сообществах.

Изучать жизнь на планете невозможно в отрыве от изучения Вселенной, поскольку именно возникновение жизни обусловлено особенностями положения Земли в Солнечной системе. Это отрасль науки астрономии.

Название науки Предмет изучения

1. физика различные явления природы

2. биология живая природа во всем ее разнообразии

3. химия вещества и их превращения

4. география совокупность всех оболочек Земли

5. экология связи между организмами, между экосистемами и окружающей средой, между человеком и природой

6. астрономия космические тела и их взаимодействие

Природа едина. Различные науки изучают отдельные вопросы, чтобы глубже познать ее законы. Примеров взаимодействия наук в изучении природы можно приводить много. Но важно понять: несмотря на мир глазами астронома, физика, химика, биолога, географа, мы видим разные грани одного и того же большого целого — природы.