Единый урок международный день грамотности. Материал на тему: Классный час Международный день грамотности

Библиотечный урок для учащихся 3,4 классов.

Международный день распространения грамотности.

Цель: ознакомить детей с праздником «Международный день распространения грамотности».
Задачи:
- ознакомить детей с праздником «День грамотности»;
- способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Ход урока.

Международный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.
Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире..Сегодня мы проводим урок, посвященный этой дате.
Угадайте загадку:
Пером сеют,
Глазами жнут.
Головой едят.
Памятью переваривают.
(Грамота)
А что для вас значит быть грамотным?
(Ответы детей)

В письме электронном, или в обычном
Делать ошибки отнюдь неприлично!
Чтоб каждый запомнил правила эти
День грамоты есть на нашей планете!
С праздником этим я всех поздравляю
Писать без ошибок всем вам желаю!

Задание .Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, но в зависимости от того, куда мы поставим ударение они имеют различное значение. Поставьте ударение и расскажите что это слово означает.

Итак, пишу на доске: замок-замок, дорога-дорога, искра-Искра, черти-черти, село-село, мука-мука, хлопок-хлопок, стоит-стоит, жила-жила, пропасть-пропасть, трусы-трусы, духи-духи и т.д.( офонимы).

А есть слова, в которых одно и тоже слово имеет различные значения: очки, коса, ключ, бабочка, ручка, лук и др.( омонимы).

В языке хороших слов
Очень даже много.
Портить их - большое зло.
" ДорогА дорОга ".
Одинаково слова
Пишутся порою.
А изменишь звук едва -
Слышится иное.

зАмок есть, а есть замОк .
Есть
искрА и Искра .
Если варит котелок -
Разберёшься быстро.
Запятые ставить враз
Научиться сложно.
Но без них значенье фраз
Потерять возможно!
Говорят: "
Казнить нельзя
Миловать
"... Решитесь.
С пунктуацией в друзьях -
Пригодится в жизни.

Задание. Продолжите пословицы о грамотности.

Выбирай книгу, как выбираешь…(друга.)
Грамоте учиться - всегда… (пригодится.)
Золото добывают из земли, а знания …(из книг.)

Мир освещается солнцем, а мир …(знаньем.)
Неграмотный как слепой, а книга глаза …(открывает.)
Хорошая книга - лучший…(друг.)

А без чего невозможно стать грамотным? Что поможет нам в преодолении неграмотности? Ответы детей.

Задание. Отгадайте загадки .

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу.
(Буквы.)

Какая водица для грамотных годится?
(Чернила.)

На странице букваря -
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)

Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книга.)

Сама молчит,
А сто друзей научить может.
(Книга.)

Большая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей.
Итак, что же такое грамотность?

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Почему важно быть грамотным? Ответы детей.
А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность.
День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться.

Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
1.Конкурс. .

1.Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка .

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак ;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот .

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина ;
в) вишня;
г) крыжовник.

4. Какое растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья .

5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные ;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) серенький ;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая .

2.Игра-хоровое проговаривание.

Есть в русском языке слова, в которых если отнять по одной букве с начала или конца, то остаток слова также имеет смысл.

Например, слово- ПОБЕДА.

В какой гостинице вы жили?

ПОБЕДА».

Чего вы ждали?

- ОБЕДА.

Что случилось?

- БЕДА.

Что пропало?

- ЕДА.

Вы кричали?

- ДА.

Что кричали?

- А!

3.Игра «Собери слово»

След + опыт= следопыт

Зал + ежи= залежи

Газ +ель= газель

Фа +соль=фасоль

Град+ус=градус

Банк + рот=банкрот

Буй +вол=буйвол

4.Игра «Буквы заблудились».

Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором заблудились буквы. Вы должны исправить ошибку, назвать правильное слово и сказать, какая же буква заблудилась.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И - хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква - озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник:- Ой!

Двери гонятся за мной! (звери)

На виду у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке. (маки)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук ( жук)

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мы собрали васильки,

На головах у нас - щенки. (венки)

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом. (коне)

Жучка будку не доела: (булку)

Неохота. Надоело.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки)

А.Шибаев

4.Задание.

Называю слово в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном.

Кот- коты

Плот- плоты

Беда- беды

Мука-

Крот- кроты

Грот- гроты

Дуга- дуги

Рука- руки

Еда-

Слива-сливы

Грива- гривы

Диво-

Итог: не всякое слово имеет множественное число.

И в завершить наш урок хотелось бы следующим стихотворением:

Пусть грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учится, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще
За книгу вечерком садись, читай,
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся - поглощай.

Приложение .

Чтение по ролям. Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...

- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Используемый материал:

2. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/553050/

3.Календарные, фольклорные, тематические праздники 1-4 классы, Москва. «ВАКО»,2006г.Серия «Мозаика детского отдыха».

4.Развитие памяти детей.Л.В.Черемошкина.Популярное пособие для родителей и педагогов.,Ярославль: «Академия развития»,1997г.Серия «Вместе учимся, играем».

Международный день грамотности

8 сентября - Международный день грамотности (International Literacy Day) - один из дней, отмечаемых в системе Организации Объединённых Наций.

В 1965 году в Тегеране состоялась Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, открытие её состоялось 8 сентября. На этой конференции было предложено учредить Международный день грамотности, который должен быть направлен на распространение грамотности по всему миру. В 1966 году ЮНЕСКО приняла решение поддержать предложение конференции, и с тех пор Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября.

В системе ООН констатируют: грамотность имеет важнейшее значение для приобретения всеми детьми, молодёжью и взрослыми важнейших жизненных навыков, дающих им возможность противостоять вызовам, с которыми они могут столкнуться в жизни. Кроме того, реализация права на образование способствует искоренению нищеты.

Однако грамотность для всех - детей, молодёжи и взрослых - ещё не до конца достигнутая цель. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.


Сегодня каждый первоклассник

И чтение предметом страсти

Частенько людям может стать.

Учитесь без ограниченья,

Стремитесь грамотнее стать,

Чтобы плоды трудов ученья

Могли вы с гордостью вкушать.



Мы забываем про реальный мир, Очередную книгу открывая, И в мир художественный проникаем, И попадаем на войну иль пир.
Мы в тишине страницами шуршим. Нам так близка история героя! И плачем о судьбе, ему же вторя, И радуемся жизни вместе с ним.
Лист за листом… На каждый слов игра Выходит в ряд, шепча о разных судьбах, О добрых или злых, но всё же людях, Из-под писательского щедрого пера.

На каком известном памятнике г.Москвы надпись содержит 5 орфографических ошибок?


В Москве (Лубянский проезд, д. 27) находится памятник Кириллу и Мефодию. Чтобы к нему попасть, нужно доехать до Славянской площади. Скульптор В. В. Клыков создал этот памятник в 1992 г.

Равноапостольные святые Мефодий и Кирилл были выдающимися просветителями своего времени, создателями славянской азбуки.

Памятник, им посвящённый, представляет собой фигуры двух братьев, которые держат в руках Святое Писание и крест. Надпись на постаменте сделана на старославянском языке: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия».


И

сследовав надпись, лингвисты обнаружили пять грамматических ошибок. В имени «Мефодий» и в слове «апостол» написана «О» вместо «омеги». В имени «Кирилл» должна быть буква «и» вместо «і». Но больше всего возмущения вызвали две ошибки в слове «Россия»: вместо «и» должно быть «і», а вместо «о» должна быть «омега».

Невероятно, ведь этот памятник – символ славянской письменности – и содержит такие орфографические ошибки! Многие считают этот курьёзный случай довольно забавным.

Зачем нужны правила орфографии?


Буква - одно, а звук - это уже другое. Казалось бы, такие простые орфографические правила, а сколько неприязни они вызывают у школьников! Читается «барада», но писать необходимо «борода». Хотелось бы написать: «Тилифон ни работаит», но нужно писать так: «Телефон не работает». Так возникают ошибки. А следом за ошибками возникают разные огорчения... К чему же в орфографии эта сложность? Было бы проще писать точно так, как говорят? Ответы на эти вопросы можно найти в научных работах и больших учебниках, где объясняется, как и почему именно так правильно писать по-русски.

В нашей великой стране большое количество областей, а в нашем языке множество местных говоров, различных диалектов. Такие близлежащие города, как Санкт-Петербург и Москва, и те говорят по-разному: москвичи произносят «скуШНА», а ленинградцы – «скуЧНА». В некоторых областях даже сейчас можно услышать «кликни Ванькю», «испей кваскю»... В некоторых местах жители до сих пор произносят «онно» вместо «одно», «на нно» вместо «на дно».

Говоров так же много, как и областей, а русский язык один-единственный. Чтобы все русские люди могли легко понимать друг друга и чтобы газеты и книги можно было читать с одинаковой простотой и в Астрахани, и в Нижнем Новгороде, и под Санкт-Петербургом, необходимо, чтобы везде функционировало одно и то же общерусское правописание - единая орфография.

Что бы вы сказали, прочитав в собрании сочинений Пушкина такие строки:

Бахат ы славин Качюбей,

Иво луха ниабазримы...?

Понять их было бы непросто. И можно уверенно сказать, что «писание по слуху» только отяжелило бы ваш труд, а изучение грамоты было бы практически немыслимым: пришлось бы взамен одного русского правописания учить сотни региональных - для каждой области в отдельности. Наиболее рациональное решение - остановиться на единой общей орфографии.


Как лучше запомнить написание словарных слов?


Что же такое «словарные слова»? Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых зачастую не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится заучивать.

Словарные слова нужно знать наизусть, как таблицу умножения, только они занимают не половину тетрадного листа, а огромный словарь. Для эффективного запоминания словарных слов специалисты разработали перечень заданий:

1. Прочесть словарное слово и определить его значение (на помощь придёт толковый словарь).

2. Провести орфографическую работу над словом (поставить ударение, красным цветом выделить «спорную» букву, сделать разбор по составу, разделить слово на слоги).

3. Подобрать как можно больше однокоренных слов, синонимов и антонимов, а также придумать словосочетания и предложения, в состав которых будет входить данное слово.

4. Занести слова в орфографический словарик.

5. Составить небольшой рассказ с группой словарных слов.

6. Образовать множественное число из единственного, и наоборот, образовать из данного слова другую часть речи.

7. Записать слова с различными приставками и предлогами (шёл-ушёл, суббота-в субботу).

8. В завершении провести самодиктант и взаимопроверку.

Внимание: сенсация! Оказывается, слово «окно» может подсказать, какую букву следует писать на конце наречия. Не верите – убедитесь сами: слева – с окна , влево – в окно , досуха – до окна , насухо – на окно , издавна – из окна , заново – за окно .
Как объяснить эту словесную магию? Дело в том, что все подобные наречия образованы от кратких форм прилагательных. А в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись, как существительные среднего рода. Так что здесь наречные суффиксы -А и -О – это бывшие (или, как говорят лингвисты, застывшие) окончания соответствующих падежей.


Как легко запомнить написание слов и правила?

«Словесные матрёшки»

Словно матрёшки бывают слова: Пишешь одно – получается два. Присмотрись – увидишь сразу: Кобра спрятана внутри дикобра за.
Разумеется, в реальной жизни кобра к дикобразу никакого отношения не имеет. Добродушный зверёк с длинными иглами на спине получил название из-за устрашающей внешности. Дикобра з – это буквально зверь дикого образа. Кобра здесь – результат случайного соседства конечной буквы первого корня с начальными буквами второго.
А в итоге получилось, что одно слово спрятано внутри другого, как меньшая матрёшка в большей. Научитесь находить такие «словесные матрёшки» – правописание многих трудных слов станет простым. А ещё это увлекательная игра.
В
озьмём для примера слово «режиссёр». Легко перепутать последовательность непроверяемых букв: сначала Е, потом И. Но ведь «словно матрёшки бывают слова»!
И вот из большей матрёшки «режи ссёр» выглядывает меньшая – «ежи ». Заметьте, что она не только веселит нас своим неожиданным появлением, но и помогает запомнить правописание «большей матрёшки».

Как легко запомнить правило?


Рисунки-помощники


П
равило можно нарисовать. А если рисовать правило, то надо отразить в зрительных образах его существенные, решающие признаки. Покажем это на примере пунктуационного правила «Употребление запятой перед одиночным союзом И». Хозяин символизирует подлежащее, собаки - сказуемые, а поводки - смысловую связь между главными членами предложения. Наиболее решающей здесь является именно смысловая связь. Если оба сказуемых обозначают действия или признаки одного хозяина-подлежащего, то они однородны и при наличии между ними союза И разделяющая запятая не нужна (Дверь открылась и заскрипела).

Иное дело, когда каждая собака-сказуемое служит своему хозяину-подлежащему (Дверь открылась, и заскрипела половица). Здесь во избежание кровопролитного конфликта части сложного предложения разделяются запятой. В
последнем случае снова собак две, а хозяин один. Однако только одна из них служит хозяину-подлежащему, только одну из них связывает с хозяином поводок смысловой связи. Вторая же символизирует главный член односоставного предложения. Значит, их тоже необходимо разделить запятой (Дверь открылась, и сразу потеплело).

Неграмотный – тот жеслепой.

Всюду его ждут неудачи и несчастья.


Самые сложные слова


Компания «Яндекс» назвала наиболее сложные слова, встречающиеся в поисковых запросах. По итогам августа 2013 года из 10 тыс. самых используемых в поиске слов чаще всего ошибки делались в словах «комментарий» (27%) и «девчонка» (26%). Далее следуют «жёсткий», «масляный» (по 25%). По 24% набрали «агентство» и «программный». «Рассчитать», «баннер» получили по 23%.


«Наибольшие сложности у пользователей вызывают русские слова с двойными и непроизносимыми согласными, а также слова, заимствованные из других языков», - так говорят в «Яндексе».

Механизм выявления и исправления ошибок в «Яндексе» устроен таким образом, что сверяет написание запроса по частоте и сочетаемости слов со словарями и статистикой употребления слов на крупных сайтах, например «Википедии». Часто речь идёт не о безграмотности пользователей, а о вариативности норм написания. Например, слово «шопинг». Чаще всего пользователи запрашивают вариант с двумя буквами «п». Поисковая система не определяет такие запросы как неправильные и просто считает верным тот вариант написания, который встречается чаще.

Кроме того, правила автоматического исправления могут противоречить словарным нормам. Например, «Таиланд» в 85 случаях из 100 пишут в поиске через «й», и с недавних пор поиск «Яндекса» перестал исправлять эту ошибку - по запросу «Тайланд» он ищет оба варианта написания.

И, безусловно, надо понимать, что самый надёжный источник, помогающий вам решить вопрос о правильном написании слова, - это орфографический словарь.

Словари – наши друзья и помощники

Уважаем Государь По прозванию Словарь. Даже Пушкин, я об этом Достоверно говорю, Не однажды за советом Обращался к словарю. Он связует новь и старь, И тебе всегда, как другу, Оказать готов услугу Русской речи Государь По прозванию Словарь!


Весёлые правила


Жи и Ши
Жи и Ши - Ты не спеши - С буквой И всегда пиши. Ча и Ща Встречай, прощай - С буквой А не забывай. Чу и Щу - Лечу, кричу,

Корни с чередованием

гор- и –гар-


Я на солнышке лежу, Загораю иль горю? -гар- иль -гор-, -зар- иль -зор- - Как писать, я не пойму.
Виной солнечный удар, С ударением корень -гáр-, Без него в корне "о": Загорáю, но загáр.
Корень -зар-, наоборот, Ударение не берёт. Есть заря, нет двух зóрь - Хочешь верь, не хочешь - спорь. Словно ветер, вою: ууууу.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ
Чтоб проверить безударный, Надо слово изменить, Ударение поставить, Точно звук звучать заставить.
Будут близкими слова. С ударением в слогах: «Зимовать» проверим «зимы», «Зимний» тоже подойдёт, «Речка», «реки» и «речной» Побегут вслед за «рекой». Ставь всегда без промедления Нужный слог под ударение. Подбирать учись слова Для проверки ты всегда И не сделаешь ошибок В данном слове никогда.

П

олезные интернет-ресурсы



Занимательные факты

Третьим после "Декрета о мире" и "Декрета о земле", выпущенным большевиками, был "Декрет об орфографии".


Известный датский прозаик Ганс Христиан Андерсен до конца дней писал с многочисленными грамматическими и орфографическими ошибками, особенно тяжело дело обстояло со знаками препинания. И Андерсен тратил огромные деньги на то, чтобы нанять людей, которые переписывали его сказки перед тем, как отнести их в издательство.

Абдул Кассим Исмаил - великий визирь Персии (10 век) -всегда находился рядом со своей библиотекой. Если он куда-то отправлялся, то библиотека следовала за ним. 117 тысяч книжных томов перевозились четырьмястами верблюдами, причём книги, т.е. верблюды, располагались в алфавитном порядке.

Немцы изобрели Lernstift Pen – шариковую ручку со встроенным электронным устройством, которое распознаёт все движения руки пишущего, анализирует их на правильность и, если замечает ошибку, сообщает о ней легкой вибрацией и негромким жужжанием. Такая технология гарантирует быстрый отклик со стороны пишущего и даёт ему возможность быстро исправиться. Можно включить один из двух режимов: либо вы проверяете текст на наличие грамматических и орфографических ошибок, либо пытаетесь исправить почерк и неправильное начертание символов.

Занимательные факты

Какое правило русского языка нарушает

героиня «Иронии судьбы» Надя?


Для запоминания употребления глаголов «одеть» и «надеть» существует известное мнемоническое правило: «Одевают Надежду, а надевают одежду». Забавно, что в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» главная героиня Надя, учительница русского языка, произносит фразу с оговоркой: «Моё платье, я забыла одеть праздничное платье».

Кто употреблял «(о)албанский язык» в начале 20 века?


В 1916 году футурист Зданевич написал пьесу без соблюдения нормативных правил орфографии и с применением «(о)албанскава изыка». Появившийся в 2000-е годы язык падонков, орфография которого построена по схожим принципам, иногда называется и «(о)албанским языком», но совпадение с опытом Зданевича случайно.

380 лет назад был издан первый букварь

Первое московское пособие для обучения грамоте - букварь - издал в 1634 г. печатник Василий Фёдорович Бурцов-Протопопов, который в 1633-1642 гг. ведал технической частью Московского печатного двора и именовался «подьячим азбучного дела». До этого основной книгой, по которой шло обучение грамоте, была «Псалтирь» (книга библейских псалмов). Сохраняя принципы построения пособия, автор поместил сразу же после обращения к учащимся гравюру с дерева, живо изображающую классную комнату и наказание розгами провинившегося или нерадивого ученика. Эта гравюра знаменует вторжение в печатную книгу светского мотива. В дальнейшем, в XVII и в начале XVIII в., иллюстрирование азбук бытовыми сценами из жизни школы становится традицией. Во втором издании вначале помещены вирши о целях и методах учения. Это одно из самых ранних печатных поэтических произведений русских авторов. В стихах содержится наставление ученикам, рассказывается о том, каким сокровищем является знание грамоты.



Сытинская "Русская азбука в картинках"

Москва. Издание И.Д. Сытина. 1911. «Русская азбука в картинках»

П
редставленная выше «Русская азбука в картинках» является типичной для букварей, которые рассылал во все уголки России известный издатель И.Д. Сытин. Он выпустил миллионы экземпляров дешёвых учебников, общеобразовательных и школьных пособий, популярных книг для народного чтения, библиотечек для самообразования. Яркие, красочные, ясные по содержанию картинки, простой, доступный текст, отсутствие сложных методических приёмов обучения - вот что характеризует сытинские буквари и азбуки.

Весёлые «запоминалки»

Удвоенные согласные

Количество С в слове искусство : 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.

Н и НН в словах

МошеННик у тружеНика одну Н украл!

Чередующиеся гласные в корне слова

Соб и р а ть, ст и р а ть, зад и р а
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ир а ,
Значит, в корне буква И .



..

В школе нас обучают грамотному правописанию и чтению. Со временем большинство понимает, что грамотность играет одну из первых ролей в формировании человека как личности. Образованным людям легче шагать по жизни, перед ними открываются двери, они могут реализовать свой потенциал и развить задатки, таланты и способности. Грамотность - не только право, но и обязанность каждого. Именно с целью ее распространения среди населения Земли был утвержден всемирный праздник.

Когда отмечают

Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. В 2019 году эту дату справляют 54-й раз.

Кто празднует

Международный день грамотности отмечают те, кто только начинает познавать ее азы или уже давно «грызет» этот гранит науки, а также те, кто делится знаниями с детьми и студентами. В некоторых городах, селах и поселках России проводят олимпиады и викторины по русскому языку, распространяют листовки, преподают уроки грамотности в библиотеках, раздают книги.

История праздника

В этот день, 8 сентября 1965 года, была открыта Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая проходила в столице Ирана. Именно по предложению ее участников был утвержден данный праздник.

7 декабря 1987 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции № A/RES/42/104 провозгласила 1990-й «Международным годом грамотности». 18 января 2002 года в аналогичном документе под № A/RES/56/116 она утвердила «Десятилетие грамотности ООН» с 1 января 2003 г. Через год резолюцией № A/RES/57/166 был одобрен и утвержден «План действий ООН для Десятилетия грамотности», в котором ЮНЕСКО назначено координирующим органом.

Во время Всемирного форума по образованию ООН, который прошел в г. Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г. были взяты обязанности по повышению качества образования и уровня грамотности к 2015 году. Одним из направлений деятельности является проведение мероприятий по развитию степени образованности у девочек и женщин, которые по разным причинам не посещают (не посещали) школу. Каждый год этот международный праздник посвящен разной тематике, но цель остается одна - повышение показателей грамотности населения.

В 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.

Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.

Перепись населения 2010 г. показала, что в России основное общее и высшее образование имеют 91% жителей страны, из них 60% с профессиональным образованием. Таким образом, количество неграмотных уменьшилось почти в 2 раза в сравнении с 2002 годом.

Юлия Файзулина
Сценарий мероприятия «Международный день грамотности»

Цель : - познакомить детей с праздником «Днем грамотности » ;

Способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;

Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.

Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Оборудование :

Жетончики

Мультимедиа аппаратура

Ход мероприятия

Вед : Здравствуйте, ребята! Сегодня 8 сентября международный день распространения грамотности . Как вы думаете что это за праздник? И почему его стали праздновать?

(ответы детей)

Вед : празднование этого дня - это возможность привлечь внимание к тому, что более 15% людей земного шара остаются безграмотными .

Вед : Николай Михайлович Карамзин – великий русский писатель говорил - ….

Ребята, а вы знаете что такое грамотность ?

(ответы детей)

Вед : грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения.

Как вы думаете какого человека можно назвать грамотным ?

(ответы детей)

Вед : традиционно «грамотным » человеком считается тот, кто умеет читать и писать или только читать на каком – либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам и правилам грамматики и правописания . Людей умеющих только читать называют полуграмотными .

Вед : Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике.

Я предлагаю вам немного поиграть

Слайд 10., слайд 11.

Игра «Я работаю волшебником»

Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа. (Кидаю мяч)

Стол – столовая

Мебель – мебельная

Диван – диванная

Земляника – земляничная

Молоко – молочная

Кошка – кошачья

Книга – книжная

Двор – дворовая

Цвет – цветная

Цветок – цветочная

Дерево – деревянная

Игра «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

Ру – кА, баха, сский, Но – та, га. Сок. Готь. Вость,

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно, Ле – на, с, нта, вый, стница,

Игра «Угадай-ка!»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

Водить за нос

Значение. Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.

Всыпать по первое число

Значение. Сурово наказать, отругать кого-либо

Какао – ср. р.

Тюль - м. р.

Тополь – м. р

Ночь – ж. р

Кружево – ср. р.

Рояль –м. р лошадь ж. р пианино – ср. р

кофе - м. р

трель – ж. р

сирень – ж. р

какаду – м. р.

слайд 14. Как называют жителей городов?

В Москве – москвичи

В Ленинграде- ленинградцы

В Екатеринбурге – екатеринбуржцы

В Омске – омичи

В Томске – томичи

В Хабаровске – хабаровчане

Во Владимире – владирцы

В Новгороде – новгородцы

Вед : подсчитаем жетончики награждение победителей.

Публикации по теме:

"ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" В ноябре в нашем МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 21" прошел "День здоровья". В этот день в нашем ДОУ был день.

Сценарий праздника «Международный день чая» «15 декабря - День чая!» Ведущая. Дорогие ребятишки! Взрослые и малышки. Спасибо, что дела свои отложили. В зал наш светлый поспешили. Чтоб.

Сценарий мероприятия «День чая» Сценарий мероприятия «День чая» Выполнила: Воспитатель Детского сада №67 «Подснежник: Коногорова Людмила Александровна г. Улан-Удэ.

Сценарий мероприятия «День матери» Перечень мероприятий ко Дню Матери группа №2 «Никого роднее мамы в целом мире нет» 1. Беседа «Чем можно порадовать маму» 2. Словесная игра.

Сценарий мероприятия «День Победы» Цель проведения праздника - воспитание патриотизма, уважения к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны, чувства любви.

Сценарий мероприятия в День открытых дверей с детьми младшего дошкольного возраста «День сказки» Цель: Осуществить взаимодествие с семьями воспитанников. Задачи: создать условия для участия родителей в образовательном процессе группы;.

Сценарий к Международному дню грамотности

для учащихся 4 классов

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

Слайд 1

Нишан

Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Слайд 2

Амантур

Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.

Cлово грамота (от греческого grámmata - чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.

Ангелина

День грамотности - лучший праздник,

Чтоб правил свод в сознанье обновить.

Коль в школе был ты двоичник-проказник,

Ты можешь скоп ошибок сотворить.

Нишан

Запомни, позвонИт, а не позвОнит,

Не "покладу", а просто "положу".

При этом что-либо "кладут", не "ложут".

Запомни это, я тебя прошу!

Амантур

Сегодня грамотность - залог успеха,

Коль ты такой серьёзный человек,

Поверь, и вовсе будет не до смеха,

Напишешь если вместо "снега" - "снек".

Ангелина

Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Нишан

Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Учитель.

Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, так как вы сидите по рядам, следовательно, первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – третья команда. Мои помощники будут следить за баллами, которые вы будете получать за правильные ответы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?

А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:

Слайд 3

1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)

2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)

3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)

Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»

Нишан

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

Слайд 4

Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Газ – глаз;

Порт (место стоянки кораблей) – спорт;

Глагол (3 команда)

Банк – банка.

Нишан

Грамотным быть –

А неграмотным –

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Несчастным!

Второй конкурс «Скажи одним словом»

Слайд 5

Имя существительное (1 команда)

Шестьдесят минут -…(час).

Имя прилагательное (2 команда)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)

Глагол (3 команда)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

Третий конкурс «Загадки – шутки»

Слайд 6

Имя существительное (1 команда)

Чем кончается день и ночь?(Ь)

Имя прилагательное (2 команда)

Что стоит посередине земли?(М)

Глагол (3 команда)

Чем кончается лето и начинается осень?(О)

Четвертый конкурс «Отгадай слова»

Слайд 7

Имя существительное

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

Имя прилагательное

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка)

Глагол

Его корень в слове «писать»,

Приставка в слове «рассказывать»,

Суффикс в слове «сказка»,

Окончание в слове «рыба». (Расписка)

Пятый конкурс «Кто кого»

Слайд 8

Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.



Слайд 9

Проверка:

Мрак ** грамм

маг ** мама

гамма ** ирга

кара ** грим

миг ** гам

Тир ** агат

игра

тигр

марка

магма

рама

Шестой конкурс для всех
На скорость!
Как сказать правильно

Слайд 10

У рыб нет зубов

у рыб есть зубы

У рыбов нет зубов

У рыбей нет зубов

Слайд 11

В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.

1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

2. Сколько букв в русском алфавите? (33)

3. Для чего людям нужна речь? (Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

Ведущий 1

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В вашем классе нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

Слайд 12-13

В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.

Загадки:

Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет.

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке.

По белому полю пройдёт –

Каждый след его поймёт.

(Карандаш.)

Языка не имеет,

А у кого побывает,