Факты о микенах и троя. Неразгаданные тайны львиных ворот в древних микенах. Мифы о происхождении Львиных ворот

Они песком мои забили вены
И суховеем закоптили губы —
Циклопами поставленные кубы,
Исхоженные сонные Микены.

Все помнят скалы — как попеременно
Сигнальщики годами ночевали
У сложенных костров, как чутко ждали
Заветной вести: близок Агамемнон!

Здесь оказавшись, сожалеть не надо,
Что замолчало время на запястье,
Что скорпионом спит в камнях опасность,
Тоскливо блеет брошенное стадо,

Печален звук овечьей погремушки.
Из жидкой тени листьев олеандра
Взгляни же, обреченная Кассандра,
На бледные славянские веснушки.

О вещая, мой незатейлив эпос,
Он исказит твои черты зевотой,
Но, знаешь ли, с великою охотой
Я джинсы поменяла бы на пеплос.

Глухих веков победы и измены
В уверенном гекзаметре очнулись,
Не я пришла, а вы ко мне вернулись,
Растерянные старые Микены.
Хельга Харен

В 3 тысячелетии до нашей эры существовало три крупных центра человеческой цивилизации: Месопотамия, Египет и Хеттская империя. Родоначальником всех империй была Месопотамия, происхождение которой покрыто историческим туманом.
Однажды огромная Хеттская империя рухнула. Обломки ее полетели во все стороны, рождая гражданскую войну, разруху, голод и братоубийственные стычки. В те времена не было строго охраняемых границ - ни своих, ни сопредельных стран, поэтому разные группки - фактически даже вполне самостоятельные народы брызнули в разные стороны.
Хеттская империя располагалась на территории Албании, Хорватии, Сербии, Македонии. Те народы, которые ушли от войны и разрухи на запад, в конечном итоге попали на Аппенинский полуостров, став этрусками, сабинянами, латинами. Другая, самая большая группа народов двинулась на юг, в сторону будущей Эллады. Это были пеласги, ахейцы, дорийцы, ионийцы, лелеги, карийцы.
Придя на территорию будущей материковой Греции они населили ее, вытеснив или частично ассимилировав существовавшую там загадочную минойскую цивилизацию. А на островах заменили кикладской культурой критскую и протоэгейскую. В результате этого сплава и произошла так называемая эгейская или микенская цивилизация. Расцвета культура достигла с 1500 г. по 1050 г. до н.э. Затем она потихоньку превращается в классическую Элладу.
Резкий скачок культуры Греции произошел около 1700 года до н.э. В это время начинает сходить на нет крито-минойская культура, но влияние ее остается.
Генрих Шлиман, немецкий археолог любитель, в свое время богатый купец, наживший свое состояние, работая в Санкт Петербурге, затем дополнил его финансовыми операциями в Америке, подарил Греции еще одно тысячелетие истории. Добился он этого, опираясь на мифологические предания Гомера.
Гробница Атрея, которую он исследовал в 1879 г. - самая большая купольная гробница в микенской культуре.

Доподлинно узнать микенскую культуру до мелочей невозможно. До сих пор остаются тайной некоторые архитектурные ходы. Остается опираться на археологические сведения, мифы древней Греции и на сведения тех народов, которые вступали с ними в контакт.
С 1700 по 1500 г. до н.э. в микенской культуре использовались глубокие шахтные гробницы, выстланные каменными плитами, землей, хворостом или травой на дне. Царская гробница 1450 г. до н.э. выглядела так: длинный проход начинался на склоне холма, с боков он был отделан камнями и заканчивался перед дверью, закрывавшей вход в гробницу. Деревянные двери были обиты бронзой. Фасад был украшен 2 колоннами высотой 10,5 м. В треугольном проеме над входом некогда стояла скульптура точно так же, как и на Львиных воротах, о которых я расскажу далее.

Через проход можно было попасть прямо под свод купола.

Диаметр помещения 14 м 25 см, высота 12,5 м. Начиная с 3 ряда, кладка образует свод.

Вес балки над входом 120 тонн.

Маленький вход ведет в помещение, где находились покойник и приношения, которые сопровождали его в загробный мир.

Камни не очень плотно подогнаны друг к другу, поэтому между вертикальными швами имеются пустоты, которые облюбовали пчелы, они беспрепятственно летают летом взад и вперед через вход в гробницу.

Это, возможно, одна из достопримечательностей, о которой нужно помнить, отправляясь в Грецию, - громадный свод гробницы, напоминающей с виду средневековый собор, солнечный свет у входа, переходящий далее в полумрак, и жужжание пчел, отдаленно напоминающее звучание органа.

Кроме ключ-камня, который закрывает гробницу сверху, это оригинальное гениальное сооружение.

Длина наклонного коридора-дромоса, который ведет в гробницу 36 м, ширина 6 м.

Каменоломня, откуда брали блоки, находилась в 15 км от Микен.
На всей территории Арголиды можно видеть остатки мостов микенской эпохи. Между городами существовала разветвленная сеть дорог. Правил городом царь, который обладал полной властью во время войны. В мирное время в основном принимало решение местное аристократическое собрание.
Акрополь - возвышенная укрепленная территория на холме, это изобретение древних микенцев. Внутри акрополя обязательно был родник. В центре города всегда был Дворец - центр культурной и политической жизни. Следы микенской культуры распространяются до Балтики.
С 3000 г. до н.э. здесь уже были поселения. Микены существовали и в классическую эпоху, успев принять участие в событиях Греко - персидских войн, однако в 468 году до н.э. город был разорен арголянами. С тех пор Микены стали одним из многочисленных придатков могущественного Аргоса. Постепенно жизнь на этой территории замерла.
Высота горы, на которой находился город Микены 254 м над уровнем моря.

Расцвет Микен наблюдался в 18-12 веке до н.э. Во 2 веке до н.э. все жители покинули город.
Укрепления вокруг центра Микен были возведены около 1350 г. до н.э. Вторая линия укреплений появилась в 1250 г. до н.э. Тогда же построили «Львиные Ворота».

Вторая линия фортификации Микен возникает в связи с нашествием дорийцев и других северо-западных греческих племен. Львиные Ворота венчают главный вход в город.

Кладка сделана из конгломерата, похожего на скалы Метеор.

Две львицы, которые поддерживают колонну с жертвенником, сделаны из другого камня.

Головы львиц из золота были повернуты к человеку, который входил в город, но они, естественно, до наших дней не сохранились. Каждая из трех балок, которые предваряют вход, весит более 20 тонн.
Жизнь в Микенах кипела до конца 11 века до н.э. Трудно представить, что камни в основании этой стены лежат здесь уже 3250 лет!
Слева от входа в стене находилось маленькое святилище.

На этой территории раскопали 19 шахтных захоронений, из них 6 наиболее богатые, где обнаружена большая часть золота Шлимана.

Он считал, что открыл гробницу Агамемнона и его отца, царя Атрея - золотая маска, одна из найденных им в погребениях, прямо была названа «маской Агамемнона». Позднее, исследователями было установлено, что все-таки маску изготовили задолго до правления Агамемнона, в 16 веке до нашей эры. Этот экспонат является шедевром микенского искусства, и заодно самой знаменитой ошибкой в истории археологии.

Вывод о том, что была найдена посмертная маска царя Агамемнона, Генрих Шлиман сделал, основываясь на описание Троянской войны в эпосе Гомера «Илиада» и на труды Павсания, древнегреческого географа, жившего во 2 веке до н.э. Павсаний в своих трудах описывал, что Агамемнона похоронили внутри города, а его жену Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, похоронили за пределами городской стены, как недостойных людей. Начиная раскопки в Микенах, Генрих Шлиман руководствовался именно трудами древнегреческих писателей. Археолог был уверен, что внутри городских стен он обязательно найдет останки микенских героев, о которых писали Гомер и Павсаний.
В древнегреческом эпосе, написанном Гомером, знаменитой «Илиаде», Агамемнон - один из главных героев, он отличался храбростью и прославился многими подвигами. Троянская война началась с того, что Парис похитил прекрасную Елену, жену царя Менелая, брата Агамемнона. Менелай вместе с Агамемноном убедили греческих правителей участвовать в военном походе против троянцев. Агамемнон возглавил греческое войско. Греческое войско разгромило троянскую армию, но судьба отвернулась от Агамемнона. Его супруга Клитемнестра, изменив ему с его двоюродным братом Эгисфом, задумала убить Агамемнона. Клитемнестра и Эгисф выполнили задуманное и убили Агамемнона вместе с его любовницей Кассандрой. Печальная судьба микенского царя послужила сюжетом для многих древнегреческих трагедий.
В этих шахтовых гробницах были обнаружены: у мужчин золотые маски, нагрудники и поножи, мечи и кинжалы; у женщин - золотые диадемы; у тех и других - сосуды из золота, серебра и электра, священные чаши для ритуального питья в виде голов животных (так называемые ритоны). Умершие были покрыты плащами, украшенными золочеными бляшками с изображением символов бессмертия - пчел, спиралей, звезд и т.п. Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограмм.
Лица мужчин, как правило, не закрыты масками. То, что они - мужчины, и воины, определяется присутствием оружия в их могилах, а количество золота и тщательность работ, указывают на честь, богатство и статус.
Все эти сокровища микенских царей были сосредоточены в шахтовых гробницах круга А и Б, тогда как великолепные микенские толосы - грандиозные круглые гробницы - оказались совершенно пустыми, их разграбили задолго до исследования.
Частично золото Микен находится в афинском археологическом музее, а большая часть, найденная и в Трое и в Микенах - в музее Пушкина в Москве, попав в СССР после Второй Мировой войны как трофей, взятый в Берлине.
Могильный круг Альфа был образован в 1600 - 1700 г. до н.э. В 13 веке захоронения были окружены каменной оградой, полой изнутри. Никто не знает, для чего это было сделано. Предполагают, что эти захоронения являлись священными захоронениями людей, которые играли какую-то роль в местном религиозном культе или основателями Микен.
Более того, около 1250 г. до н.э возвели еще один уровень стены.

За Кругом А находился религиозный центр. Далее развалины зернохранилища, жилые кварталы.

В период расцвета здесь проживало около 2000 человек. По тем временам это был многолюдный город, недаром Гомер в своих произведениях называл его «Златообильные Микены».
Дома жителей Микен характерны тем, что единственный вход вел через мужскую половину дома в женскую.
Главным центром политической и духовной жизни Микен был Дворец, который располагался на вершине холма. На входе находились пропилеи, которые поддерживали две колонны. Помещения дворца были раскрашены цветной штукатуркой, которую в изобилие нашли при раскопках. Около 13 века до н.э. во дворце был сильный пожар. Не думаю, что ландшафт сильно изменился с тех пор.

В музее Микен можно увидеть то, что обнаружили при раскопках частично.

  • Троя и троянская война.
    Троя (тур. Truva), второе название - Илион, древний город на северо-западе Малой Азии, у побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам, обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г.Шлиманом холма Гиссарлык. Особую известность город приобрел, благодаря мифам о Троянской войне и событиям, описанным в поэме Гомера "Илиада", согласно которым 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен против Трои закончилась падением города - крепости. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.
  • Троя - мифический город.
    В течение многих веков реальность существования Трои ставилась под сомнение - она существовала, как город из легенды. Но всегда находились люди, ищущие в событиях "Илиады" отражение реальной истории. Однако серьезные попытки поиска древнего города были предприняты лишь в XIX веке. В 1870 году Генрих Шлиман во время раскопок горного селения Гиссрлык на турецком побережье, наткнулся на руины древнего города. Продолжив раскопки на глубину 15 метров, он раскопал сокровища, относившиеся к древней и высокоразвитой цивилизации. Это и были руины знаменитой гомеровской Трои. Стоит отметить, что Шлиман раскопал город, который был построен раньше (за 1000 лет до троянской войны), дальнейшие исследования показали, что он просто прошел Трою насквозь, так как она был воздвигнута на руинах найденного им древнего города.
  • Троя и Атлантида - одно и то же.
    В 1992 году Эберхардом Цангером было выдвинуто предположение, что Троя и Атлантида - это один и тот же город. Он строил теорию на сходстве описания городов в древних легендах. Однако распространения и научной основы у этого предположения не было. Широкой поддержки данная гипотеза не получила.
  • Троянская война разгорелась из-за женщины.
    Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из за того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению некоторых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы.
  • Троя продержалась 10 лет благодаря помощи из вне.
    Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.
  • Троянский конь существовал на самом деле.
    Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев.
  • Троянский конь попал в город благодаря хитрой уловке греков.
    По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город. Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие.
    За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены.
  • Троянский конь стал причиной падения Трои.
    По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.
  • Генрих Шлиман, нашедший Трою и скопивший за жизнь огромное состояние, родился в бедной семье.
    Он родился в 1822 году в семье сельского пастора. Его родина - небольшая немецкая деревушка возле польской границы. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец был суровым, непредсказуемым и эгоцентричным человеком, очень любившим женщин (за что и лишился должности).
    В 14 лет Генриха разлучили с его первой любовью - девочкой Минной. Когда Генриху было 25 лет и он уже становился знаменитым бизнесменом, он, наконец, в письме попросил руки Минны у ее отца. В ответе было сказано, что Минна вышла замуж за фермера. Это сообщение окончательно разбило его сердце. Страсть к Древней Греции появилась в душе мальчика благодаря отцу, который читал "Илиаду" детям по вечерам, а после подарил сыну книгу по мировой истории с иллюстрациями.
    В 1840 году, после долгой и изнурительной работы в бакалейной лавке едва не стоившей ему жизни, Генрих садится на корабль отправляющийся в Венесуэлу. 12 декабря 1841 года корабль попал в шторм и Шлиман был выброшен в ледяное море, от гибели его спас бочонок, за который он держался до тех пор, пока его не спасли. За свою жизнь он выучил 17 языков и сколотил крупное состояние. Однако пиком его карьеры были раскопки великой Трои.
  • Раскопки Трои Генрих Шлиман предпринял из-за неустроенности в личной жизни.
    Это не исключено. В 1852 году Генрих Шлиман, имевший много дел в Санкт-Петербурге женился на Екатерине Лыжиной. Этот брак длился 17 лет и оказался для него абсолютно пусты. Будучи человеком страстным по натуре, он взял в жены здравомыслящую женщину, которая была к нему холодна. В результате, он чуть ни оказался на грани безумия. Несчастливая пара имела троих детей, но Шлиману это не принесло счастья.
    От отчаяния он сколотил еще одно состояние, продавая краску индиго. Кроме того, он вплотную занялся греческим языком. В нем появлялась неумолимая тяга к путешествиям. В 1868 году он решил поехать на Итаку и организовать свою первую экспедицию. Далее он отправился в сторону Константинополя, в те места, где по "Илиаде" находилась Троя и начал раскопки на холме Гиссарлык. Это был его первый шаг на пути в великую Трою.
  • Украшения Елены троянской Шлиман примерял своей второй жене.
    Со второй женой Генриха познакомил его старый друг, это была 17-летняя гречанка София Энгастроменос. По некоторым источникам, когда в 1873 году Шлиман нашел знаменитые сокровища Трои (10000 золотых предметов), он перенес их наверх с помощью своей второй жены, которую безмерно любил. Среди них были две роскошные диадемы. Надев одну из них на голову Софии, Генрих произнес: "Драгоценность, которую носила Елена Троянская, теперь украшает мою жену". На одной из фотографий она действительно изображена в великолепных украшениях древности.
  • Троянские сокровища были утеряны.
    В этом есть доля правды. Шлиманы передали 12000 предметов в Берлинский музей. Во время Второй мировой войны, этот бесценный клад был перенесен в бункер из которого исчез в 1945 году. Часть сокровищницы неожиданно объявилась в 1993 году в Москве. До сих пор нет ответа на вопрос: "Действительно ли это было золото Трои?".
  • При раскопках на Гиссарлыке было обнаружено несколько слоев-городов различных времен.
    Архиологи определили 9 слоев, которые относятся к различным годам. Их все называют Троей. От Трои I сохранилось лишь две башни. Трою II исследовал Шлиман, считая ее истинной Троей царя Приама. Троя VI была высшей точкой развития города, ее жители выгодно торговали с греками, однако этот город, похоже, был сильно разрушен землетрясением.
    Современные ученые считают, что найденная Троя VII и есть истинный город Гомеровской "Илиады". По утверждению историков, город пал в 1184 г. до н.э., будучи сожженным греками. Троя VIII восстановлена греческими колонистами, они же поставили здесь храм Афины. Троя IX принадлежит уже Римской империи. Хочется отметить, что раскопки показали, что Гомеровские описания очень точно описывают город.

Задолго до того как Грецию стали называть античной, около 1600 лет до н.э., Восточное Средиземноморье населяла цивилизация торговцев и завоевателей. Это были времена мифов и легенд.

Боги в то время часто спускались с , а смертными правили их отпрыски. Именно тогда небезызвестный всем Персей, сын Зевса и дочери аргосского царя, будучи правителем расположенного неподалеку Тиринфа, основал древний город Микены.

Город стал иметь настолько большое значение, что последний доисторический период греческой цивилизации именуют «микенским».

Немного истории

Основал ли Микены Персей решив оставить о себе память еще и как о строителе городов, или в знак очередной победы — неизвестно. Но правили им многие поколения его потомков, пока на смену не пришла царская династия Атрея.

Одни легенды утверждают, что Персей выбрал это место, потому что потерял здесь наконечник меча (микес), другие, что Персей нашел гриб (по-гречески- микес) и, спасаясь от жажды, напился воды из него.

Более прозаическое предание гласит, что Микены основали ахейцы, древнее воинственное племя.
Как бы то ни было, город расположился в стратегически удобном месте. Заложили его у подножья одной из гор на северо-востоке .

Первое упоминание о Микенах, как о «златообильном» или «наполненном золотом» городе было сделано еще Гомером в своем эпосе.

Позднее немецкий археолог Генрих Шлиман при раскопках Микен нашел этому объяснение. Гробницы и усыпальницы на его территории были наполнены золотыми украшениями и просто безделушками весьма искусной работы.

Все это свидетельствовало о баснословном богатстве правителей и знати. Их останки были похоронены под грудой золотых изделий. Интересно, что не было обнаружено ни одного предмета из железа.

Среди найденных археологами золотых вещей были: диадемы, браслеты тонкой работы, медные котлы с изящными золотыми пуговицами, золотые чаши и кувшины, множество золотых фигурок животных, посмертные маски, самая известная из которых маска Агамемнона, а также множество бронзовых мечей.

Археологические находки, обнаруженные в усыпальницах, стали самым крупным кладом в мире не только по количеству (было найдено более 30 кг золотых изделий), но и по художественной и исторической значимости. Позднее их превзошли только находки, найденные в гробнице Тутанхамона.

Все артефакты переданы в Археологический музей Афин и в Археологический музей Микен.

Удачное географическое положение Микен способствовало ведению жителями торговли.
Экспортировались вино, духи, ткани, изделия из бронзы, золота и янтаря.

Богатство быстро росло, государство процветало. Микены стали весьма влиятельны, и согласно утверждениям ученых, контролировали все Средиземноморье. Их правители даже возглавляли конфедерацию Пелопоннесских царств.

Культура, оружие и даже мода Микен распространились по всему известному миру. Это послужило причиной неоднократных нападений на город. Однако микенцы и сами были воинственны.

За время своего существования Микены и Микенское государство оставило солидный след в истории. Правители города — это герои легенд и мифов. С историей Микен связано множество трагических и героических событий.

Например, легендарная Троянская война была развязана микенским царем Агамемноном. Не будем вдаваться в подробности божественных междоусобиц, связанных с яблоком раздора и борьбой олимпийских красавиц за титул «прекраснейшей», в которую были вовлечены царь Менелай и его супруга Елена Прекрасная, приведших к падению Трои.

Историки склоняются все же к более реалистичной версии, что именно правитель Микен Агамемнон пошел войной на город, так как Троя конкурировала с ними за господство в регионе. Десятилетие длилась осада города.

Исследователи относят эти события к XIII–XII вв. до н. э., но дата является спорной. Победа же была дарована богами царю Микен за то, что он принес в жертву свою дочь, за что позже, по одной из легенд, и был убит женой, не простившей ему убийство своего ребенка.

Согласно другому преданию за время длительного отсутствия супруга Клитемнестра завела любовника – двоюродного брата Агамемнона. И когда законный супруг вернулся с войны, они просто убили его, изгнали детей – законных наследников трона, и стали править Микенами.

Стремительное развитие микенской цивилизации столь же необъяснимо, как и ее внезапное исчезновение. Точно не установлено, как и почему пало их государство. Историки выдвигают различные гипотезы, согласно которым разрушение города и гибель государства могли произойти в результате межклассовых столкновений.

Согласно другим теориям серия землетрясений, разрушение торговых путей вызвали стремительное падение цивилизации. Не исключено, что этому окончательно поспособствовало вторжение Морского народа – дорийцев. Но точно известно, что гибель Микенской цивилизации совпала с окончанием бронзового века.

«Бронзовый коллапс» сопровождался падением государств и разрушением крупных городов. Была утрачена письменность и традиции, сошла на нет торговля. Восточное Средиземноморье погрузилось во тьму.

Как добраться до Микен

Время неумолимо, и сейчас мы можем увидеть только руины некогда могущественного города. Это все что дошло до нас.

Микены – это один из величайших памятников бронзового века.
Город находится на востоке скалистого хребта полуострова Пелопоннес.

Ориентиром является городок Микенес, расположенный в 2 км от них. Географические координаты древнего города: 37° 43? 50? с. ш., 22° 45? 22? в. д. От столицы Греции — примерно 90 км на юго-запад полуострова, либо 32 км на север от залива Арголикос.

Добраться до Микен можно рейсовым автобусом из Афин с автовокзала КТЕЛ Афинон примерно за два часа, билет стоит около 12 евро. Но можно попасть в Микены и самостоятельно , вооружившись навигатором или картой. Необходимо проехать сначала до города Арго, оттуда уже отправиться в Микенес, миновав еще одну – Коринфский канал.

Находятся руины на территории археологического парка «Микены». Вход в парк платный. Билеты продаются при входе и стоят 8 евро, причем детям до 18 лет приобретать билеты не нужно. Предъявив билет, Вы сможете увидеть Микенский акрополь, Археологический музей и «Сокровищницу Атрея».

Бронируя экскурсию в Микены через интернет либо в отелях, уточните есть ли русскоговорящий гид. Как правило, посещение Микен в таких экскурсиях запланировано наряду с другими достопримечательностями, поэтому стоимость зависит от вида транспорта, количества посещаемых мест и категории экскурсии.

Что посмотреть

Как и многие города, Микены имели своего собственного правителя, соответственно царский дворец и хорошо укрепленную цитадель.

Город обнесен 900-метровой стеной, сложенной из огромных камней. Строительство вели, ни больше, ни меньше — гиганты циклопы.


Иначе, как еще можно объяснить происхождение столь мощного оборонительного сооружения. Камни так плотно подогнаны друг к другу, что возникает ощущение монолитности стен. Такую кладку повелось называть циклопической. Вес некоторых камней доходит до 10 тонн.

На вершине небольшого холма у подножья горы был возведен Царский дворец. Это так называемый верхний город – акрополь.


Здесь жила не только царствующая династия, но и прочая знать и аристократия. Это и есть центр политического управления городом-государством. На территории также были храмы, склады и захоронения умерших правителей.

Центром Царского дворца является прямоугольное помещение с колоннами и очагом в полу – царская приемная.


Так называемый Мегарон служил административным центром города и в нем проводились заседания, совещания и суды.
В Мегароне находился и символ царской власти – трон. В наше время сохранился только фундамент сооружения.

Царские покои пасположены с северной стороны дворца. Здесь же был возведен храм с круглыми алтарями, возле которых была обнаружена сделанная из слоновой кости скульптура, изображавшая двух богинь и ребёнка.

Обычные же люди жили вне стен крепости у подножья холма. Интересно, что постройки имели трапециевидную форму, коротким основанием направлены в сторону акрополя. Из-за чего весь город сверху напоминал веер. Самые известные строения это «Дом Сфинкса», «Дом виноторговца», «Дом щитов» и «Дом торговца маслом».

Попасть в крепость возможно было только по дороге через . Это знаменитейшая архитектурная достопримечательность Микен.

Ворота сооружены из четырех мощных плит известняка. Их пролет представляет собой квадрат, сторона которого около 3 метров. Закрывались они, скорее всего, деревянными створками, которые не сохранились до наших дней.

Об их существовании можно судить по углублениям на боковых стенках. Фронтон украшен барельефом с изображением двух львов, которые были символом царской династии, и олицетворяли ее могущество.

Львы стоят на задних лапах и опираются ими на колонну. Их головы не сохранились, и по разным версиям были выполнены либо из слоновой кости, либо из золота. Это древнейшая скульптурная композиция в Европе.

В царский дворец ведет большая лестница, начинающаяся со внутреннего двора у Львиных ворот. Интересно, что уже тогда существовала бюрократия. Глиняные таблички, найденные при раскопках во дворце, оказались финансовыми отчетами, списками рабов и ремесленников.

Микены обладали самой большой драгоценностью для всех крепостей – подземными источниками воды.

Жители вырыли глубокий тоннель к ключу, известному как фонтан Персея. Этот фонтан и огромная оборонительная стена помогали им выдерживать длительные осады.

За стенами цитадели археологи обнаружили гигантские купола – усыпальницы царей и знати, возведенные из мощных каменных плит. Гробницы маскировались насыпным курганом, а вовнутрь вел длинный коридор – дромос.

Коридор, через высокий, до 7 метров в высоту, монументальный вход, вёл во внутреннюю сводчатую камеру. После похорон гробницу закрывали, а все входы засыпали землей. Самая известная и хорошо сохранившаяся – сокровищница или усыпальница Атрея, отца Агамемнона.

Но гробница была разграблена задолго до того как ее нашли археологи.

На территории же самой крепости в результате раскопок были обнаружены царские могилы, сразу за Львиными воротами.

Генрих Шлиман раскопал здесь пять царских захоронений. В них находились останки девятнадцати умерших, погребенных под грудами золотых украшений. Самой знаменитой находкой стала золотая посмертная маска.


По мнению Генриха Шлимана, маска принадлежала самому Агамемнону. Позже выяснилось, что захоронения были сделаны на несколько веков ранее времен легендарной Троянской войны.
В 1999 году руины Микен внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не смотря на то что, время не пощадило город, посещение его весьма познавательно и интересно.

Микены и Троя

Проверка домашнего задания:

1. Вы помните, что древнейшие в Европе государства возникли острове Крит и в Греции. 2. Расскажите о природе Греции. Сравните природу Греции и Египта: в чем различия?

3. Опишите царский дворец на острове Крит?

План:

1. В городе Микены.

2. Причины Троянской войны.

Новые понятия: богиня Гера, Афина, Афродита, бог Зевс, Парис – царевич, Агамемнон - владыка Микен.

Изучение нового материала:

1. Микены - самый богатый и могущественный город древнейшей Греции. Рассмотрите карту «Древнейшая Греция» (с. 112).

Найдите на карте синие кружочки. Ка­кое объяснение этим кружочкам дается в условных обозначениях карты?

Во 2-м тыс. до н. э. в Греции существовали независимые города: на юге - Пилос , северо-восточнее - два расположенных близко друг от друга города. Один - Тиринф. Как называется другой город? (Микены) Восточнее Микен расположены Афины, где некогда согласно мифу правил царь Эгей, и Фивы . Все эти города были центрами древнейших греческих государств. Самым могущественным из них в те далекие времена были Микены .

Рассмотрите рисунки.

1. «Львиные ворота в Микенах» (с. 117). Прочитайте § 25, п. 1, 1-й абзац. По ходу чтения пояснить, что так ворота выглядят в наши дни. Прямоугольное отверстие на фото - это входной проем, сами ворота не сохранились, Возможно, они были сделаны из дуба и укреплены бронзовыми полосами, не сохранились и головы зверей, они были сделаны из другого материала, можетбыть, из металла.

? Вспомните, какие каменные фигуры «охраняли» вход в ассирийских царских дворцах. (В древности было распространено представление о том, что изображения грозных и могучих животных способны отпугивать злые силы.)

2. «Выступление войска в поход из древних Микен» (с, 119). Микены расположены на скалистом холме в 15 км от моря, что исключало внезапное Нападение пиратов. На рисунке изображена микенская крепость, ее стены Вложены из огромных каменных глыб. Царь Микен и знатные люди сражались на колесницах, остальные воины - пешими. Справа изображен отряд воинов с длинными копьями и щитами причудливой формы. На головах некоторых шлемы, украшенные рогами (такой шлем виден у крайнего

правого воина).

3. «Золотая маска...» (с. 118). Недалеко от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. На лицах царей лежали маски из золота. Мастер передал суровое скуластое лицо владыки Микен. Воинственные цари Микен вели непрерывные войны из-за добычи и пленных.

4. «Глиняная табличка...» (с. 119). При раскопках греческих городов археологи нашли и прочитали памятники древнейшей греческой письменности - таблички с надписями. В этих надписях речь идет о подготовке к военному походу, приведены списки рабынь, списки мастеров, работавших на царя, - плотников, кожевников, горшечников.

+ Древнейшие города Греции были укреплены.

В отличие от городов Древнего Крита древнейшие греческие города Микены, Тиринф, Афины имели мощные оборонительные стены. Чем это можно объяснить? Каковы ваши предположения? По-видимому, греческие города враждовали между собой; поскольку каждый город представлял собой самостоятельное государство, крепостные стены защищали его от воинственных соседей.

2. Троянская война и вторжения в Грецию воинственных племен.

Прочтите (§ 25, п. 2). На карте (в учебнике, с. 112) найдите Трою.

3. Миф о причине Троянской войны.

На свадьбу фессалийского героя Лелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды , богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три олимпийские богини: Гера, Афина, Афродита - заспорили, кому оно предназначено.

Гера - старшая из богинь (рисунок «Гера», с. 121): греки изображали ее красивой и величавой женщиной средних лет;

Афина - богиня мудрости и справедливой войны (рисунок «Афина», с. 122): ее изображали молодой девушкой в шлеме и панцире;

Афродита - вечно юная богиня красоты и любви (рисунок «Афродита», с. 123).

Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено ей. Они обрати­лись к Зевсу - богу грома и молний, который почитался греками верховным богом, прося рассудить их. Но Зевс не пожелал вмешиваться в спор трех богинь, потому что Гера была его женой, а Афина и Афродита - дочерьми. Он повелел им обратиться за разрешением спора к троянскому царевичу Парису.

Три богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Пари­сом. «Присуди яблоко мне, - сказала Гера, - я сделаю тебя за это могущественным царем, властителем всей Азии». - «Если ты присудишь яблоко мне, - вмешалась Афина, - ты совершишь великие подвиги и станешь более знаменит, чем Тесей и Геракл». Афродита же сказала: «Отдай яблоко мне, Парис, и я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире».

Парис был молод и присудил яблоко Афродите. С тех пор Афродита стала во всем помогать Парису, а Гера и Афина возненавидели его.

Ссора между богинями началась из-за яблока, отсюда возникло выра­жение «яблоко раздора».

В то время самой красивой женщиной была Елена. Она жила в греческом городе Спарте и была женой спартанского царя по имени Менелай. Парис приехал в Спарту будто бы в гости к Менелаю. Его здесь приняли радушно. Но когда Менелай уехал на несколько дней по делам, Афродита внушила Елене любовь к Парису. Забыла Елена мужа и согласилась бежать вместе с Парисом в Трою.

Беглецы прихватили с собой рабов и сокро­вища дворца. Троянский царевич совершил тяжкое преступление: нарушил закон гостепри­имства и тем навлек на родной город страшное бедствие.

Менелай, вернувшись домой, пришел в ярость и решил отомстить Парису и всем троянцам. Цари греческих городов согласились участвовать в походе на Трою. Главным предводителем греков стал брат Менелая владыка Микен. Его звали Агамемнон.

Менелай с помощью своего брата Агамемнона собрал большое войско, чтобы вернуть свою жену. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказа­нию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи.

Началась долгая и трагичная война, длившаяся 10 лет, в ней принимали участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

По предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убедить троянцев, будто бы ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплыва­ет на кораблях от побережья Трои. На самом же деле они укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос. Удивленные оставленным деревянным чудом, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» Но убедить своих сограждан он не смог, они ввезли коня в город. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины вышли наружу и открыли ворота. Все мужское население Трои погибает, за исключением Энея, получившего от богов повеление бежать из города и возродить ему былую славу в другом месте. Город погиб в пожаре.

По ходу урока делаются записи в тетради.

Миф о Троянской войне.

Гера - старшая из богинь, жена Зевса;

Афина - богиня мудрости и войны;

Афродита - богиня красоты и любви;

Зевс - бог грома и молний;

Парис - троянский царевич;

Агамемнон - царь Микен.

Домашнее задание: § 25. Вопросы и задания к § 25.

Вот и пришла пора поговорить о древних циклопических укреплениях в Микенах, которыми завершается рассказ о том, что довелось увидеть в Греции. Дальше будет только итоговый пост, а пока вернемся к стенам, которым больше трех тысяч лет, прогуляемся среди них, попытаемся представить, какими они были когда-то...

Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв.м. В некоторых местах внутри стен были устроены сводчатые галереи с казематами, в которых хранилось оружие и продовольствие (толщина стена достигает здесь 17 м). Вся система оборонительных сооружений микенских крепостей была тщательно продумана и гарантировала защитников от непредвиденных случайностей.

Подход к главным воротам цитадели был устроен таким образом, что приближавшийся к ним противник вынужден был поворачиваться к стене, на которой находились защитники крепости правым боком, не прикрытым щитом. За воротами внутри крепости также находился узкий двор, обрамленный с обеих сторон стенами, где легко было защищаться от прорвавшихся сквозь ворота врагов.

Ныне, войдя в ворота, мы оказываемся на открытом пространстве, которое в основном занято идущей по кругу оградой, образованной двумя рядами поставленных на ребро каменных плит: они отмечают места более ранних шахтных гробниц. Внутри этой загородки были надгробия, на некоторых высечены человеческие фигуры. Между кругом ограды и стеной располагались дома и складские помещения.

Этот т.н. круг А шахтных гробниц был включен в периметр стен укрепления в период их возведения по всей видимости, как некий священный, культовый центр. Самые ранние укрепления Микен оставляли этот некрополь за пределами цитадели.

На протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. (XVI в. до н. э.). Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876 г. Г. Шлиманом в черте Микенской цитадели. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3-4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений.

Археологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены массивные золотые перстни, украшенные резьбой, диадемы, серьги, браслеты, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйца и другие явно привозные предметы.

Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минойская керамика. Расположены гробницы среди могил т.н. среднеэлладского периода. Очевидно, это были захоронения правителей.

Богатство инвентаря шахтовых гробниц свидетельствует о значительном развитии производительных сил во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование - явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далекими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах дает основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития.

К воротам ведет из нижнего города мимо священного для микенцев круга шахтных могил В (которые относятся к XVI в. до н.э и старше, чем знаменитые, раскопанные Шлиманом царские шахтовые гробницы круга А) главная улица.

По соседству с этим комплексом находятся остатки здания позднемикенского периода, также раскопанного Шлиманом, которое получило в наши дни название "Дом воинской вазы", благодаря знаменитому, найденному здесь большому микенскому кратеру с изображением воинов. Этот кратер находится сегодня в экспозиции Афинского Национального музея.

Самое время вспомнить об истории археологических раскопок Микен. Местонахождение древнего города было известно давно – задолго до того момента, когда Шлиман в 1868 г. впервые оказался у стен древнего города. Изображения укрепленного акрополя на скалистом холме в аргосской долине известны уже в 18 и начале 19 в. Например, такое вот романтизированное изображение Микенского акрополя. Не правда ли, узнать трудно?

История Микен является одной из наиболее мрачных и одновременно одной из самых возвышенных, полной темных страстей глав истории Греции. Именно археологи доказали реальное существование событий, описанных в античных поэмах. Согласно «Илиаде» Гомера, «Агамемнону» Эсхила Греция в Микенский период была страной высокой культуры. Историки древности Геродот и Фукидид говорили о Троянской войне как об истинном происшествии, а о ее героях – как о реально существовавших людях.

Между тем во времена, когда греки попали в поле зрения современной истории, они ничем особенно не выделялись среди других народов – ни роскошью дворцов, ни могуществом царей, ни большим флотом. Приписать содержащиеся в поэмах Гомера сведения фантазии писателя было, несомненно, гораздо проще, чем согласиться с тем, что за эпохой высокой цивилизации последовала эпоха упадка с его варварством, а затем новый подъем эллинской культуры.

Сегодня Микены в первую очередь связываются с именем Шлимана, который, изучив тексты поэм Гомера, открыл Трою, а затем - и «королевские могилы» в Микенах.

В 1876 г. в результате довольно быстрой разведки Шлиман раскопал шахтные гробницы круга А, находящиеся внутри стен укрепления и сделал свои всемирно известные находки. Среди нескольких золотых надгробных масок он выбрал самое, как ему показалось, «интеллигентное» лицо и приписал его Агамемнону.

Шахтные гробницы, обнаруженные в Микенах Шлиманом в 1876, были наиболее ранними из объектов в этом месте: каких-либо предметов, относящихся к неолиту, здесь нет, а ранне- и среднеэлладские остатки крайне незначительны. Предметы, найденные в гробницах, относятся к переходному от среднеэлладского к позднеэлладскому периоду и служат иллюстрацией к связям, существовавшим между Грецией и Критом ок. 16 в. до н.э. Вид раскопок Шлимана в Микенах на старинной гравюре:

Гробницы эти представляли собой шесть больших каменных колодцев, находящихся на территории, которая была впоследствии обнесена стеной. В колодцах найдено 19 скелетов, один из которых сохранился в частично мумифицированном виде. На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота.

Здесь на плане хорошо показано месторасположение всех объектов, в т.ч. и гробниц:

В могилах имелись сокровища - предметы из золота, серебра и бронзы, в том числе ювелирные изделия, чаши, мечи, кольца и другие объекты. Среди последней категории - многочисленные золотые диски и пластинки с чеканкой или тиснением на них в виде осьминогов, розеток и других форм, типичных для микенских захоронений: это могли быть блестки с одежды или украшения гробов либо иного убранства.

Здесь были также бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота и рисунками на клинках, выполненными в технике золотой и серебряной инкрустации, на двух имеются сцены охоты, изображенные в живой и выразительной манере.

Общий вес найденного здесь золота - более 14 кг. Ныне находки Шлимана украшают экспозицию Национального Археологического музея Афин.

Но часть находок представлена и в Микенах:

Некоторые из сокровищ и в наши дни не уступают творениям нынешних дизайнеров. ;-)

Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров - от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным.

В Афинах Шлиман, кстати, отстроил себе роскошный особняк, стены которого украсил росписями, в соответствии со своим эксцентричным вкусом поместив изображения самого себя и своей жены среди античных богов и героев.

В шести гробницах находились разнообразные металлические изделия высокого художественного уровня - оружие, сосуды для питья, драгоценности, маски, а также керамика 16 в. до н.э.

Чрезвычайно редкий случай, когда царские захоронения столь древней эпохи дошли до наших дней фактически не разграбленными. Большинство этих находок выставлено в национальном археологическом музее Афин и является самой важной частью экспозиции музея.

Кстати, именно в Микенах были обнаружены знаменитые стелы с изображениями колесниц – одни из древнейших в Европе. В дальнейшем, с разной степенью интенсивности, раскопки велись в течение всего 20 столетия (Британской археологической школой и Афинским археологами), в результате чего был вскрыт комплекс зданий внутри укрепления, сам дворец, множество зданий за пределами стен, толосовые гробницы и многие другие памятники.

Но вернемся к акрополю. Двигаясь вверх по сохранившейся древней лестнице, переходящей в вымощенный камнями пандус, можно подняться на самую вершину холма, где и находился дворец правителя Микен.

Ныне он плохо сохранился, а некогда в него входили по двухмаршевой лестнице в минойском стиле с церемониальными приемными покоями.

Монументальный дворец состоял из многих парадных, жилых и хозяйственных помещений, в отдельном святилище стояли изваяния богов из мрамора и терракоты.

Наверху лестницы находился прямоугольный двор, куда выходил большой зал, или мегарон, состоящий из портика с двумя колоннами, приемной и прямоугольного главного зала.

Устройство этого официального дворцового помещения описано у Гомера и оно аналогично другим микенским дворцам – в Мегаре, Пилосе, Тиринфе. Центральный зал мегарона имел размеры 12,95 х11,50 м. В центре этого помещения находился священный очаг круглой формы, вокруг которого находились 4 деревянные колонны, поддерживавшие крышу и украшенные бронзовыми накладками и трон правителя.

Очаг был неоднократно расписан цветными узорами по тонким слоям штукатурки. Пол зала вымощен плоскими плитами. Здесь были обнаружены остатки фресковой росписи, находящиеся сегодня в музее.

Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите. Среди них некоторые культы и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Все это, однако, не означает, однако, что микенская культура была всего лишь второстепенным периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах представляли собой просто минойские колонии в чужой «варварской» стране (этого мнения упорно придерживался А. Эванс). Многие характерные особенности микенской культуры позволяют считать, что она возникла на греческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого района, относящимися к эпохе неолита и ранней бронзы.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т. д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков.

Мегарон, давший хрестоматийный план греческого жилища 2-1 тысячелетий до н.э., по-прежнему позволяет представить вид из окна дворца горделивого ахейского предводителя - обрыв, гора, холмы и равнина вплоть до туманящегося вдалеке моря.

О мегароне очень хорошо написал carmelist , хотя он писал о Тиринфе, но и к Микенам можно применить эту цитату: строительная техника определяется мерой одной человеческой силы, чья-то гениальная архитектурная мысль только что позволила изобрести метод кладки прямого угла из камня. Другой инженерный гений додумался подставить под перекрытие потолка обычный ствол дерева и создал самый знаковый элемент зодчества - колонну. Симбиоз этих двух творений родил мегарон - праформу будущей античной классики. Думаю, что радости строителей не было предела, они лепили один мегарон к другому, пока не слепили целый дворцовый комплекс Тиринфа.

Подытожим вышесказанное - характерные элементы мегарона:
- трехстороннее деление: балкон, преддверие и тронная комната;
- большой круглый очаг в центре тронной комнаты;
- четыре колонны, устроенные в квадрате вокруг камина в тронной комнате;
- трон расположен против середины правой стены в тронной комнате;
- полы и стены мегарона богато украшены фресками и геометрическими узорами;
- около правой и левой стен тронного зала располагались каменные скамьи

Мегарон царя носил сакральный характер: царь, бывший также верховным жрецом, восседал на троне, а жрецы вокруг него на скамьях.

Разрез мегарона:

Здесь и выше на горе было еще много других помещений, но от них по большей части не осталось и следа. Упомянем о некоторых из них: помещение суда, находилось непосредственно перед мегароном. Обычно суд с трех сторон окружался коллонадой. В Микенах около суда заканчивается "Большая Лестница" (каменная лестница, берущая свое начало от “Львиных ворот”).

Мегарон царицы - в Mикенах это помещение уступает размерами мегарону царя, однако был столь же роскошным и с двумя световыми колодцами. Мегарон царицы расположен рядом с северной стороной мегарона царя.

Ванная - обнаружена около царских комнат. Сама ванная собрана из фрагментов, и как все прочие ванны небольшого размера, сидячая. Даже микенские цари не имели больших ванн!

На вершине горы имеются следы архаического дорического храма, здесь был обнаружен архаический рельеф, а также найдены предметы, относящиеся к эллинистическому периоду. В юго-западной части Дворца обширная территория была занята святилищем. Здесь хранились посвятительные дары божеству, оброки, дары и доходы царя. Видимые в настоящее время пифосы использовались для хранения масла и вина, а возможно и зерна, хотя последнего обнаружено немного. В находящихся перед пифосами резервуарах с кладкой, возможно хранились драгоценная утварь. Кладовые не имели ни окон, ни световых колодцев и освещались масляными светильниками.

В северо-западном углу укрепленной территории имелся подземный источник с резервуаром, к которому вела лестница в 83 ступени. Древнее название источника - Персея. Из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику.

Спускаясь с вершины холма, нужно обязательно заглянуть в уходящую в толщу стен цитадели, а затем – и под землю, рукотворную галерею, ведущую к подземному источнику и цистерне с запасами питьевой воды. Это типично микенское сводчатое помещение, сложенное из огромных, плохо обработанных известняковых глыб, заканчивающееся вырубленным в скале проходом к цистерне, производит огромное впечатление своей мощью и размерами. Здесь же в стене можно заметить две узкие лазейки, которые могли служить тайным ходом для внезапных вылазок во время осады.

В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, по-видимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей.

В заключение хотелось бы привести рассуждения американских ученых о связи между минойскими и микенскими дворцами.

Расположение Центрального мегарона в Микенах, ясно указывает, что это был архитектурный центр дворцовой структуры. Расположение всех остальных построек зависят от расположения мегарона. В Микенах мегарон является сердцем дворца, непосредственным административным центром. В Микенах в царском мегароне осуществлялся суд и административное управление.

Напротив на Крите, в Кносском дворце царский мегарон не является центральной постройкой, он является просто монументальной версией нормального частного дома. В Кноссе существуют и другие тронные залы, которые использовались царями для выполнения отдельных религиозных или государственных целей. В этом смысле, архитектура Микенского дворца может характеризоваться как центростремительная, в отличие от центрической природы Дворца в Кноссе.

Микенские дворцы отражают намного большую индивидуальность, нежели критские дворцы в том смысле, что в Микенах каждая постройка неповторима, а в Кносском дворце одних только кладовых около 30. В Микенах резко противопоставляется дворцовая архитектура и жилища простых людей. Если на Крите застройки “нижних городов” по стилю соответствовали дворцам, то в Микенах никакого сходства между дворцом и жилищами простого народа не найдено, несмотря на попытку экспедиции Университета Минесоты в 1960-1970-х годах составить полный план Микен. Дворец в Микенах всегда связан только с местом жительства монарха и связанных пристроек, и это различие между королевской областью и местом жительства простых людей было подчеркнуто конструкцией массивных стен вокруг цитадели.

Источники, процитированные в постах о Микенах.