Хамское отношение к возрастным сотрудникам на работе. Возможно ли наказать начальника за хамство? Можно ли и как уволить сотрудника за хамство

Хамство не редко встречается на работе. Особенно часто, данное явление проявляется со стороны руководства. Специалисты указывают, что причина этому социальные аспекты, включая безработицу и низкую юридическую грамотность, при которой работник обладает возможностью прибегнуть к самозащите трудовых прав .

Но любой грамотный юрист и психолог укажут, что хамам необходимо противостоять, причем отвечать, бороться нужно законными методами или проблема решена не будет. Как реагировать на грубость подскажет Трудовой Кодекс, другие законы РФ.

Хамство на работе Трудовой Кодекс

Хотя в РФ на работе часто приходится сталкиваться с данным явлением, но Трудовой Кодекс напрямую не регулирует данный вопрос (статья за хамство на работе отсутствует).

То есть этот документ никак не обязывает работодателя ограждать работников от хамства, обеспечивать им достойные условия труда, не должен он следить и за соблюдением деловой этики между сотрудниками.

Поэтому согласно Трудовому Кодексу, хамы (обычный сотрудник или руководство) будут наказаны за противоправное поведение, если суд признает неэтичное поведение, нецензурные, грубые высказывания нарушением, на это указывает статья 232. Там сказано, что наказание в данном случае материальная ответственность.

Сам работодатель понесет ответственность, если пострадавший человек докажет, что из-за нетактичного обращения у него пошатнулось здоровье. Однако опытный юрист не посоветует так делать, советы с других источников также укажут, что бороться следует используя другие источники права и наказание за хамство на работе со стороны сотрудника, руководителя станет более реальным.

То есть присутствуют методы, отвечать которыми хамам проще.

Хамство на работе со стороны сотрудника

Если человека интересует вопрос: как реагировать на этичное поведение сотрудника?

Тогда ему следует обратить внимание на следующие советы:

  • Если хамит коллега, то для того, чтобы призвать его к порядку есть начальник, которому следует подать заявление, докладную записку, где указать, что в коллективе происходит проявление неэтичного поведения;
  • Если нормы Трудового Кодекса в коллективе не будут выполняться и поведение хама не измениться, тогда есть право подать в суд. Это сделать просто — достаточно написать исковое заявление и приложить доказательства, которыми считаются свидетельские показания, аудио/видео-материалы. Если они есть, то скорей всего хаму придется отвечать за свои деяния.

Когда человек задается вопросом о том, как отвечать на хамство на работе, то следует послушать какого-то опытного юриста.

Его советы укажут, что бороться необходимо не теми же методами, а необходимо сделать следующее:

  • Включить диктофон, когда хам снова принялся за свое. В конце следует не забыть продиктовать текущую дату;
  • Важным свидетельством являются показания других членов коллектива. Хотя многие сотрудники откажутся от обращения к руководству, но, если хотя бы один человек поддержит, то скорей всего хаму придется несладко.

Хамство на работе со стороны руководства

Если на работе начальник не является образцом поведения, то советы, как реагировать следующие:

  • Когда такое обращение не нравится, тогда с ним необходимо бороться. Для чего юрист и психолог в унисон порекомендуют отвечать на грубые высказывания вежливыми просьбами вести себя достойно;
  • Если увещевания не помогают, тогда следует записывать хамские высказывания на диктофон, при возможности снимать все на видео.

Интересующийся тем, как надо реагировать и отвечать на все грубые действия, должен знать — когда в наявности указанные выше свидетельства, то можно сразу же писать докладную записку руководству организации.

Начальник-хам скорей всего получит выговор, но самое главное руководство, обычно не желающее скандалов, проведет соответствующую работу со скандалистом, как того и требует Трудовой кодекс РФ(скачать кодекс можно выше). Если у него не проявится сожаление о сделанном и все продолжится, то скорей всего история закончится его увольнением.


Человек, который интересуется тем, как бороться с хамством на работе вправе знать, что он может обратиться в суд и требовать извинений, а также компенсации за страдания — на это указывает ст. 152 ГК.

Действия жертвы всегда одинаковы, будь то общественный транспорт, магазин или офис. Причем любой юрист в РФ посоветует отвечать, бороться без ответных грубостей, этого не допускает и Трудовой кодекс РФ.

Как противостоять хамству на работе?

Нередко задается вопрос о том, как реагировать на постоянную грубость. Если случай тяжелый, тогда бороться с хамом позволит не Трудовой, а Уголовный кодекс РФ. Там сказано, что нарушителя оштрафуют, причем сумма санкций более, чем внушительная — до 5 млн рублей.

То есть это способ, позволяющий эффективно отвечать несдержанным гражданам, бороться с их грубостью на порядок успешней, чем используя Трудовой кодекс.

Предусмотрены и принудительные работы с большим количеством часов. То есть УК настроен весьма решительно к нарушителю, собственно такой документ, так и должен отвечать на систематические нарушения чужих прав.

Любой юрист на вопрос, как реагировать на недостойное поведение, укажет, что следует собрать достаточное количество доказательств, которыми признаются аудио/видео-материалы, письменные документы, показания других людей. При наличии всего указанного бороться с хамом и отвечать на его действия получится уверенно. Так, как гражданину легко поверят руководство организации, суд.

Как реагировать не стоит: нельзя уподобляться хаму, в противном случае все советы окажутся бесполезными, так как все скатится к поединку двух хамов, то есть подобным образом отвечать, бороться неэффективно.

Выговор за хамство на работе-образец

Если перед руководителем встал вопрос о том, как реагировать на несдержанность, то следует знать следующее: отвечать на грубое поведение, бороться с ним можно с помощью взысканий.

Чтобы объявить хаму выговор, необходимо использовать стандартный бланк, куда внести наименование организации, ФИО нарушителя, причину. Выговор можно объявить используя, как основание Трудовой кодекс РФ и его ст. 189, где сказано, что дисциплина — это подчинение всем нормам законодательства и т.д.

При необходимости организация может изменить собственный коллективный договор, вносить данный пункт в трудовой договор с каждым человеком. Точный план действий подскажет юрист, практикующий в этой сфере права.

Если Трудовой Кодекс не даст возможность наказать виновного в полной мере, то следует обратиться к ГК.

Трудовой кодекс РФ не содержит статьи, предусматривающей увольнение за некорректное поведение сотрудника. Но что делать работодателю, если из-за хамского поведения, грубого отношения или скандалов сотрудника страдают клиенты, коллеги в конечном итоге общее дело? Это можно расценивать как нарушение трудовой дисциплины, за что увольнение уже будет правомерным.

Как провести увольнение хама законными способами, чтобы потом не возникло проблем с рассмотрением дела в суде, расскажем в этой статье.

Как расценить хамство с точки зрения ТК РФ

В трудовом законодательстве РФ нет специальных норм, которые бы предписывали сотрудникам «хорошее поведение» на рабочем месте. Это подразумевается как бы само собой. Однако поскольку грубость подразумевает субъективную оценку, документально зафиксировать ее нельзя.

Характер сотрудника и способы его общения – его личное дело до тех пор, пока они не вступают в противоречие с требованиями официальных документов, таких как:

  • должностные инструкции;
  • трудовые договоры;
  • внутренние нормативные акты организации;
  • Закон РФ.

С точки зрения трудового законодательства грубое поведение в зависимости от его формы и последствий правомерно квалифицировать как:

  • несоблюдение трудовой дисциплины, правила которой зафиксированных во внутренней политике фирмы (ст. 81 ТК РФ);
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по вине сотрудника (ст. 192 ТК РФ).

ВАЖНО! Нарушение считается таковым с правовой точки зрения, если соответствующая норма была принята в письменном виде, а работник ознакомлен с нею, что зафиксировано его подписью.

Имеет значение, в какой сфере работает грубиян и к кому обращено его хамство. Например, несравнимо некорректное общение с клиентами в сфере обслуживания и диалоги между разнорабочими.

Возможные наказания за хамство на работе

Поведение, выходящее за рамки принятых норм, всегда влечет за собой последствия. Правовое поле предусматривает три возможных вида наказания, которые наниматель вправе применить к своим работникам:

  • замечание (устное);
  • выговор (с оформлением приказа);
  • увольнение как последняя дисциплинарная мера.

Ч. 5 ст. 189 ТК РФ позволяет в отдельных ситуациях применять и другие санкции к отдельным категориям персонала.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Степень наказания должна быть адекватна нарушению: так, неправомерно будет увольнение за единичное проявление хамства: с точки зрения ТК РФ одно нетяжелое дисциплинарное прегрешение – еще не повод для освобождения от должности.

Инструкция для работодателей: как уволить хама

Чтобы исключить возможность оспаривания увольнения и вынужденного восстановления грубияна в должности, работодателю рекомендуется соблюдать все пункты, подтверждая каждый свой шаг документально:

  1. Закрепите нормативное поведение сотрудников в локальном акте, трудовом договоре, должностной инструкции, Положении о внутреннем трудовом распорядке – задокументируйте дисциплинарные нормы.
  2. Ознакомьте весь персонал с правилами поведения под личную визу.
  3. Если недопустимое поведение привело к влиянию на рабочий процесс, необходимо составить акт, где зафиксировать нарушение дисциплинарной нормы. Основанием может быть отзыв недовольного клиента, информация из «жалобной» книги, докладная записка от линейного руководителя и др.
  4. При впервые допущенной грубости, брани, скандале и другом неприемлемом поведении от сотрудника можно ограничиться устным замечанием (строгим внушением).
  5. Письменно оформленная жалоба или повторный случай хамства – основание для дисциплинарного взыскания (ст. 81 ТК РФ).
  6. Начальство должно затребовать у провинившегося работника объяснительную записку. Если он ее не предоставляет в течение двух суток, составляется акт об отказе, который заверяется двумя подписями.
  7. Имея письменное свидетельство некорректного поведения и объяснения самого работника (или отказ от них), руководство выносит приказ о выговоре. С приказом следует ознакомить виновного, о чем нужно получить его подпись. Отказ от подписи также оформляется актом – это свидетельство добросовестности работодателя, ознакомившего сотрудника с приказом.
  8. ВАЖНО! В приказе следует упомянуть о неприятностях или ущербе, который нанесло грубое поведение работника: потеря клиента, минусы для репутации фирмы, ущерб производственному процессу и др.

  9. Сотрудник, имеющий действующее дисциплинарное взыскание, вправе оказаться уволенным при получении еще минимум двух: необязательно за хамство, провинность может быть любой, нарушающей требования нормативных актов. Достаточно даже нескольких опозданий.
  10. Повторный выговор за хамство приравнивается к неоднократному нарушению трудовой дисциплины, что является правомерным основанием для прощания с неподходящим сотрудником.

Не забудьте о важных нюансах

Первое, о чем следует помнить руководителю, оформляя подобное увольнение, — это сроки выговора. Взыскание может быть наложено не позже чем через месяц после допущения нарушения. Если за это время виновный ушел в отпуск или на больничный, сроки немного оттягиваются, но не дольше полугода.

Второе важное обстоятельство – наказание за проступок не может быть двойным. Если вы объявили скандалисту выговор, его уже нельзя, к примеру, лишить премиальных, и наоборот. Также нельзя уволить сотрудника, уже наказанного за проступок другим способом.

Хам-сослуживец: кто виноват и что делать

Нередко складывается ситуация, когда один сотрудник допускает неприемлемое поведение в отношении другого сослуживца. Обиженный просит защиты у начальства, а не получив ее, увольняется. Виновно ли в этом случае руководство?

С общечеловеческой точки зрения – возможно, поскольку внутренняя атмосфера является следствием отношения работодателя. Но с правовой позиции оснований для вины работодателя нет. Вина – это нарушение тех или иных законодательных норм. ТК РФ не требует от работодателя обеспечивать сотруднику комфортных психологических условий для работы.

Единственное исключение – это ст. 22 ТК РФ о требованиях к охране труда. Если хамство, направленное на конкретного сотрудника, стало причиной расстройства здоровья и это удастся доказать, компания может разделить ответственность по возмещению морального вреда. На практике в судебных инстанциях такие прецеденты крайне редки.

СПРАВКА! Проще взыскать ущерб с самого обидчика, но это уже компетенция Гражданского кодекса.

Далеко не всегда при столкновении с грубостью коллег или начальства стоит привлекать на помощь букву Закона. Для начала попробуйте найти причину подобного поведения, ведь понять – во многом значит пресечь в будущем. Чаще всего грубость в отношении других людей вызывается:

  • личными неприятностями обидчика;
  • желанием самоутвердиться, завистью;
  • стремлением защититься, часто еще до нападения;
  • жаждой внимания.

Есть несколько тактик поведения, отлично зарекомендовавших себя в подобных ситуациях.

При хамстве сослуживцев :

  • игнорирование – особенно помогает при грубости «энергетических вампиров», которым просто недостает внимания;
  • юмор – срезать обидчика шуткой может быть очень эффективно;
  • понимание – может быть, вы пожалеете несчастного грубящего человека, взглянув на ситуацию его глазами.

При хамстве начальника:

  • отключиться от формы, обратив внимание на содержание критики;
  • ни в коем случае не отвечать ответной руганью;
  • самоуважение – оно обычно не позволяет другому человеку грубить вам;
  • коллективное противостояние – если начальник постоянно допускает грубость по отношению к персоналу, можно обратиться к нему всем коллективом, ведь всех он не накажет и не уволит.

Показательное увольнение – не лучший способ борьбы с хамством, но если приходится применять эту сильнодействующую меру, лучше делать это правильно.

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога. Сегодня я хочу поднять очень важную тему - как отвечать на хамство на работе. Столько непотребное отношение может привести не только к увольнению, но и повлиять на снижение самооценки и даже ввести человека в глубокую депрессию. Как до этого не довести и что делать с хамским отношением?

В чем суть

Человек, который использует хамство, ожидает от вас эмоциональной реакции. Он не может добиться любви или уважения, и таким своим грубым поведением пытается вызвать в вас негативную эмоцию в свой адрес. Кроме того, часто хамство использует как показатель превосходства, мол, посмотри насколько я лучше, чем ты.

Сергей Довлатов говорит, что хамство - это неравенство. И я полностью с ним согласна. Когда человек переходит на такое общение, то он пытается говорить сверху, стать выше вас, подняться над ситуацией и иметь над ней контроль. Ведь человек, которому нахамили, становится жертвой и зачастую не знает что ответить и тушуется.

Грубость, нахальство или наглость победить можно. Всегда можно ответить умной остротой и, таким образом, осадить наглеца. А вот хамство такому не поддается. Человек чувствует свою безнаказанность и всевластие над другими людьми.
Когда вы встречаете хама, помните о том, что его слова могут не относиться к вам напрямую, он просто не умеет по-другому попросить общения. Он нуждается в социальном контакте, но не знает как его добиться по-другому.

Начальник хам

Справится с начальником, который позволяет себе называть вас дураком или идиотом, очень сложно. Ведь вы должны соблюдать субординацию. Причиной его такого поведения может стать его самооценка. Он считает себя умнее всех, знает как и что должно работать, а вокруг одни дураки, которые и понятия не имеют, чем занимаются.

Кроме того, босс может под таким соусом подавать критику. Можете попробовать отбросить все оскорбления, уничижительные обзывания и услышать в его словах конструктивную критику. Понять чего он на самом деле от вас хочет.

Есть вариант разговора с начальником тет-а-тет. Если у вас доверительные отношения и вы можете себе позволить такой разговор, то напрямую расскажите о его хамстве. Возможно, вы поможете ему. Если же такой возможности нет, то вы всегда можете уволиться и устроиться на другую работу. Помните о том, что свет клином на одной работе не сошелся. Не позволяйте втаптывать себя в грязь.

Чего точно не стоит делать, так это отвечать хамством. Ни в коем случае не стоит грубить и оскорблять начальника в ответ. По сути хамство именно на это и рассчитано. Вызвать в оппоненте агрессию и вывести его из равновесия. Не позволяйте себе переходить на подобный стиль общения.

Подчиненные холопы

Если же вам хамят ваши подчиненные, то для начала вы можете провести воспитательную беседу. Устроить совещание на тему хамства на работе. Пригласите специалиста в этой области, который проведет для ваших сотрудников специальный тренинг.

Кроме того, хорошим ответом на оскорбление может стать денежное наказание. Лишение премии, например. Человек очень хорошо воспринимает наказания рублем. Поскольку вы начальник, то именно вы управляете рабочим процессом. Вы можете ввести наказание за использование мата на рабочем месте, за оскорбления и хамство.

Если же вы перепробовали разговоры и лишали премии, но ничего не работает и подчиненный продолжает вести себя непотребным образом - увольняйте его. Даже если он хороший специалист. Вы сможете найти себе сотрудника на его место, как говориться, незаменимых людей не существует. Только при увольнении будьте осторожны, просто так уволить человека нельзя. Обязательно должно быть юридическое обоснование.

Всевидящее око

Есть такие люди, которые даже в самой обычной просьбе передать степлер видят хамство в свою сторону. В данном случае для начала вы можете поговорить с человеком и объяснить, что вы не собираетесь обижать его или каким-то образом оскорблять. Узнайте у него, почему он так считает, что конкретно его задевает, какие ваши слова он воспринимает как хамство. Возможно, у человека есть серьезные психологические проблемы.

Если же вы сам такой человек и в каждом обращении к вам со стороны видите хамство, то вам стоит серьезно поработать с собой. Разберитесь со своей самооценкой, если она слишком занижена, то вам необходимо поднять ее. В случае если ваша самооценка слишком высока, то необходимо поработать с ее нормализацией.

Не может быть такого, чтобы хамство окружало человека. Да, встречаются отдельные личности, происходят неприятные ситуации, но не каждую же минуту. Выстраивать взаимоотношения с коллегами бывает трудно. Ведь это работа двоих людей. А если один из них никак не хочет идти на контакт, то это еще больше осложняет ситуацию.

Побывать в шкуре хама

Если же вый поймали себя на мысли, что хотите нахамить начальнику или коллеге, то не пугайтесь. Возникают такие ситуации, когда хочется накричать, высказать негативные эмоции, выплеснуть злость. Главное, поймать себя в такой момент и не допустить хамства.

Подумайте, в какие моменты вы готовы оскорбить человека, что вас так сильно задевает, откуда приходят эти негативные эмоции. Разбирайтесь с вопросом: почему мне хочется кричать?
Ничего не происходит просто так. Если это ответная реакция на хамское поведение, то не уподобляйтесь такому человеку. Пропускайте мимо ушей все эти оскорбления. Это все не говорится конкретно вам. Человек таким образом пытается вывести вас из себя, а вы не выводитесь и это будет самым лучшим выходом.

Кроме того, вы можете хотеть кричать и ругаться из-за усталости. Например, вы уже в миллионный раз объясняете одну и туже процедуру коллеге, но он никак не понимает и все время делает ошибки. Сделайте перерыв. Отдохните. Подумайте, возможно, вы можете переложить эту работу на другого человека. Может быть, проще в данном случае будет сделать все самому.

Помните о том, что отвечать на хамство тем же ни в коем случае нельзя. Дышите глубоко и ровно, думайте о чем- нибудь своем, пропускайте все оскорбления мимо ушей, не воспринимайте все это на свой счет.

Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в вопросе хамства и что с ним делать. Если так, то обязательно поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.

Удачного вам дня!

Надо сказать себе правду: Как правило, подчиненные не хамят без причины людям, от которых зависят.Тут есть, как минимум, 3 причины.

1)Возможно, руководитель и сам задает тон, разговаривая небрежно, грубо, тоном, не терпящим возражений, задевая самолюбие подчиненого.

2) Подчиненному не выплачивается или задерживается заработная плата.

3) Вы как руководитель - слишком демократичны для своего подчиненного. А этот подчиненный привык к руководителю-диктатору и психологически нуждается в авторитарном, руководстве, не видит в Вас лидера и демонстрирует Вам это.

Но все же, как поступать, если подчиненный уже нахамил, а нужно и дальше продолжать с ним рабочие отношения?

1 причина .Вы и сам - грубиян.

Нужно постараться исключить с подчиненным прямой контакт. Если есть возможность, лучше всего использовать промежуточное звено, сотрудника, который, возможно, не является прямым его руководителем, но находится в Вашем непосредственном подчинении: менеджер по персоналу, главный бухгалтер, исполнительный директор, помощник руководителя... Он будет транслировать Ваши распоряжения и следить за их исполнением. Работник почувствует, что он удален из круга общения.

Если это невозможно, тогда нужно перейти на постановку задач в письменном виде и контроль работы подчиненного через его письменные отчеты об исполнении.

Если и это невозможно, по технологическим причинам, тогда начальник должен перестать раздражаться при виде подчиненного, следить за своей речью, чтобы не оскорблять и не задевать подчиненного, не реагировать на его недоброжелательный вид, тон, реплики.

Главное, помните, не нужно тратить время на выяснение отношений, налаживание контакта, заслуживание доверия и т.д. Но обязательно нужно делать выводы. Во-первых, не унижать подчиненных, следить за своей манерой речи и словами.

Во-вторых, если п.п.1 и 2. не помогут, следует уволить озлобленнго сотрудника, пока он не стал деструктивным лидером, а с новыми сотрудниками не "наступать на старые грабли". При подборе сотрудника следует учитывать собственный уровень конфликтности, и нужно сразу строить строго субординационные, корректные отношения.

2 причина: Невыплаты /задержка зарплаты.

В фирме бывает объективно сложная ситуация, когда нет денег на выплату зарплаты. Руководитель думает, что сотрудники, так же как и он, понимают тяжесть момента и будут готовы потерпеть. Но подчиненные не хотят разделять с руководителем его головную боль.
.»Я - наемный работник, передо мной у руководства есть обязательства, извольте их выполнять» Эта мысль работника может привести его даже к классовой ненависти: «Сам поди жирует, а тут за квартиру платить нечем», которая рождает всплески хамства.

Что делать в этой ситуации, когда хамство ещё не самое худшее по сравнению с жалобой в Инспекцию по труду?
Во- первых, не надо отвечать на хамство работника грубостью, резкостью, обидой. Лучше вообще не реагировать и не отвечать. Мы считаем, что нужно немедленно заплатить человеку то, что ему положено, с условием, что он сейчас же уволится. И ни грамма упреков. Единственное, что Вы можете при этом сказать ему, причем, обязательно публично: "Я не могу иметь в своей команде человека, не соблюдающего нормы делового этикета и субординации".
Это будет уроком для других сотрудников. Не все хотят терять работу.

3-я причина: Вы - слишком мягкий/демократичный руководитель.

Тогда единственное Ваше оружие - это юмор и сатира в приемлемых для Вас формах. Как сказал Вольтер устами своего героя Кандида: Что сделалось смешным, не может быть опасным.

Первая мысль руководителя в таких ситуациях: "Если я его уволю, кто будет работать. Опять нового учить". Запомните раз и навсегда. Если подчиненный начал хамить, его нужно увольнять, как бы он не был полезен.Только не нужно это делать впопыхах и немедленно.