Использование тестов для диагностики знаний уча­щихся позволит привить школьникам навыки работы с те­стовым материалом, т е. фактически начать подготовку к

Данный тест широко распространен в психологии и используется для определения способности человека замечать ассоциативные связи и строить обобщения. Предлагаемый ниже вариант теста рассчитан на подростков с 11 лет и старше (тот же тест можно предложить и младшим школьникам, но вместо словесного варианта использовать картинки).

Предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строке по пять слов, четыре из которых можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить».

Материал для работы:

1 стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2 Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10..Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

1б. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Шкала для оценки полученных ответов.

Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие: для выделения лишнего слова; для объединения в одну группу слов - 5 баллов.

Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения лишнего слова, для обозначения слов, объединенных в одну группу - 4 балла.

Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: лишнего слова; объединяемых в одну группу слов - 2,5 балла.

Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью взрослого для обозначения: лишнего слова; объединяемых в одну группу слов - 1 балл.

Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: лишнего слова; объединяемых в одну группу слов - 0 баллов.

Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения.

Если ребенок объединяет слова не по родовым, а по ситуационным критериям (т. е. придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.

Ключ к тесту:

1. Пол. 2. Сало. 3. Шнурки. 4. Гвоздь. 5. Горячий. 6. Дерево. 7. Человек. 8. Иванов. 9. Килограмм. 10. Книга. 11. Светлый. 12. Мечта, 13. Постепенно. 14. Волнение. 15. Понимать. 16. Спокойствие. 17. Злой. 18. Плавание. 19. Землетрясение. 20. Чернила.

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка

Тест

по русскому языку по теме

«Обобщение изученного материала о причастии»

Петрушенко Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Аннотация

Тест «Обобщение изученного материала о причастии» предназначен для учащихся 7 класса. Учитель может использовать его на уроках повторения и обобщения как тренировочный материал, а также как КИМ на уроках промежуточного контроля знаний учащихся. Он может быть использован также при организации обобщающего повторения в 9 и 11 классах.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение тестовой работы по русскому языку даётся 20 - 30 минут. Работа включает в себя 16 заданий, которые представляют собой задания с выбором ответа. К каждому заданию предлагаются 4 варианта ответа, из которых только один верный.

Задания выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям позже. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Оценивание: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;

«4» - от 80% до 90% правильных ответов;

«3» - от 60% до 80% правильных ответов;

«2» - ниже 60% правильных ответов.

Задание 1.

Вариант 1

Вариант 3

Какое из данных слов является причастием?

Вариант 4

Какое из данных слов является причастием?

Задание 2.

Вариант 1

  1. признак предмета по действию
  2. признак признака
  3. признак предмета
  4. действие предмета

Вариант 2

Что обозначает причастие как часть речи?

  1. признак предмета по действию
  2. признак действия
  3. признак предмета
  4. действие предмета

Вариант 3

Что обозначает причастие как часть речи?

  1. признак предмета по действию
  2. признак предмета
  3. действие предмета
  4. признак действия

Вариант 4

Что обозначает причастие как часть речи?

Вариант 2

Вариант 3

Укажите словосочетание «причастие + существительное»

Вариант 4

Укажите словосочетание «причастие + существительное»

Задание 4.

Вариант 1

Вариант 2

В каком случае у причастия должен быть суффикс -ся?

Вариант 3

В каком случае у причастия должен быть суффикс -ся?

Вариант 4

В каком случае у причастия должен быть суффикс -ся?

Задание 5.

Вариант 1

Вариант 2

Укажите словосочетание с действительным причастием.

Вариант 3

Укажите словосочетание с действительным причастием.

  1. строящееся здание
  2. посаженные кусты
  3. собранные грибы
  4. разбитое стекло

Вариант 4

Укажите словосочетание с действительным причастием.

Задание 6.

Вариант 1

Вариант 2

Укажите словосочетание со страдательным причастием.

  1. забытое правило
  2. наступившая ночь
  3. играющий ребёнок
  4. объясняющий учитель

Вариант 3

Укажите словосочетание со страдательным причастием.

Вариант 4

Укажите словосочетание со страдательным причастием.

Задание 7.

Вариант 1

  1. В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
  2. Лодки закачались, поднятые и опущенные волной.
  3. Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.
  4. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав

Вариант 2

Укажите предложение с действительным причастием:

  1. Шелест падающих листьев будит спящих под деревьями зайцев.
  2. Пустынное море смеялось, играя отраженным солнцем.
  3. Некоторые ученые, очарованные легендой, очень хотели бы найти следы Атлантиды.

Вариант 3

Укажите предложение с действительным причастием:

  1. Ветерок гладил увядшие листья берез.
  2. Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой.
  3. По дорожке от дома медленно шёл старик, бережно поддерживаемый девушкой.
  4. Чьи - то голоса, слышимые в тишине утра, привлекли внимание женщины.

Вариант 4

Укажите предложение с действительным причастием:

  1. Охотник, смотревший с берега, долго протирал глаза.
  2. Не вянут цветы, положенные на камень чьей - то благодарной рукой.
  3. О священной могиле заботятся ученики школы, расположенной неподалёку.
  4. Верхушки деревьев, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.

Задание 8.

Вариант 1

  1. Мы бредем по лесу, перевитому гирляндами тропических лиан.
  2. Тает в небе журавлиный удаляющийся крик.
  3. Поляну затянуло дымом от потухающего костра.
  4. Светится под лучами неяркого солнца поверхность пруда, отражающая деревья тенистого сада.

Вариант 2

Укажите предложение со страдательным причастием.

  1. Озеро, взволнованное ветром, шумит у берега.
  2. Ревущая, клокочущая вода облизывала песок.
  3. Тихо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.
  4. В.Д.Поленов - талантливый художник, глубоко любящий родную землю и умеющий показать красоту её.

Вариант 3

Укажите предложение со страдательным причастием.

  1. Эльза взяла веер, сделанный из пальмового листа, и повернула лёгкое кресло к океану.
  2. От пестреющих на берегу цветов, неподвижных белых лилий в пруду веет покоем.
  3. Когда пьёшь воду, не забывай о человеке, вырывшем колодец.
  4. Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.

Вариант 4

Укажите предложение со страдательным причастием.

  1. От хвороста, собранного сообща, пламя всегда бывает выше.
  2. И какая же сверкающая даль!
  3. Мы шли узенькой тропинкой, ведущей прямо к речке.
  4. Наше внимание привлёк дуб, растущий на опушке леса.

Задание 9.

Вариант 1

  1. Лодка была точно приклеена к чёрной воде, грустно украшенной жёлтыми листьями.
  2. К нашей компании присоединился навьюченный добычей ботаник.
  3. Поручик красив, умен и весел.
  4. Тиха украинская ночь.

Вариант 2

Укажите предложение, в котором есть краткое причастие.

  1. Грудь туго накрахмаленной рубашки была украшена дьявольски пёстрым галстуком.
  2. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны.
  3. Игра актера была проникновенна и взволнованна.
  4. Правду молвить молодица уж и впрямь была царица: высока, стройна, бела и умом и всем взяла.

Вариант 3

Укажите предложение, в котором есть краткое причастие.

  1. Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
  2. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
  3. Помню тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок.
  4. Даже самые темные места в картине воздушны и прозрачны.

Вариант 4

Укажите предложение, в котором есть краткое причастие.

  1. Половина тёмно-синего неба была густо засеяна звездами.
  2. Он так аккуратен, что я боюсь что-нибудь запачкать своими красками!
  3. Здесь медленныреки, туманны озера.
  4. Так высоки воздушные деревья, что вниз не долетает листопад.

Задание 10.

Вариант 1

  1. Поле засеянное озимой рожью зазеленело.
  2. Расстилавшийся над рекой туман ещё не рассеялся.
  3. Выступившие на семинаре ученики получили отличные оценки.
  4. Позади дома с обветшалыми службами шумел на ветру озябший сад.

Вариант 2

В каком предложении есть обособленный причастный оборот (знаки препинания не расставлены)

  1. Тёмно - синий обелиск поставлен в память о воинах павших в боях с фашистами.
  2. Обступившие нас деревья слились в одну сплошную толу.
  3. Надоевшие за ночь комары куда - то исчезли.
  4. Наступившая летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем.

Вариант 3

В каком предложении есть обособленный причастный оборот (знаки препинания не расставлены)

  1. Огромный старый клён возвышавшийся над всей южной частью сада оделся густой зеленью.
  2. Широко разросшаяся пихта была хорошо видна среди мелкого осинника.
  3. Запах распустившейся первой сирени опьянял.
  4. Преодолевавшие горный хребет туристы к вечеру добрались до лагеря.

Вариант 4

В каком предложении есть обособленный причастный оборот (знаки препинания не расставлены)

  1. Вершины её старых лип тоже покрывшиеся узором юной листвы поднялись и протянулись над садом.
  2. Диск показавшейся из-за облачков полной луны рождал мечты.
  3. Сделавшие модели ребята были премированы.
  4. Тронутые заморозком листья пожелтели.

Задание 11.

Вариант 1

Листья пальм, колеблемые ровным береговым ветром, мерно покачивались, как огромные веера.

  1. страдательное, настоящего времени, множественное число, именительный падеж
  2. страдательное, прошедшего времени, множественное число, именительный падеж
  3. действительное, настоящего времени, множественное число, именительный падеж
  4. действительное, прошедшего времени, множественное число, именительный падеж

Вариант 2

Укажите верную морфологическую характеристику причастия, входящего в состав данного предложения.

Небольшой дом с плоской крышей и верандой, выходящей на берег океана, стоял на склоне горы.

  1. действительное, настоящего времени, единственное число, творительный падеж
  2. страдательное, прошедшего времени, единственное число, творительный падеж
  3. действительное, прошедшего времени, единственное число, творительный падеж
  4. страдательное, настоящего времени, единственное число, творительный падеж

Вариант 3

Укажите верную морфологическую характеристику причастия, входящего в состав данного предложения.

Рассыпанный рис соберёшь, а сказанных слов не воротишь.

  1. страдательное, прошедшего времени, множественное число, родительный падеж
  2. страдательное, настоящего времени, множественное число, родительный падеж
  3. действительное, настоящего времени, множественное число, родительный падеж
  4. действительное, прошедшего времени, множественное число, родительный падеж

Вариант 4

Укажите верную морфологическую характеристику причастия, входящего в состав данного предложения.

В опере прославлено мужество людей, преодолевших насилие и вероломство.

  1. действительное, прошедшего времени, множественное число, винительный падеж
  2. страдательное, прошедшего времени, множественное число, винительный падеж
  3. действительное, настоящего времени, множественное число, винительный падеж
  4. страдательное, настоящего времени, множественное число, винительный падеж

Задание 12.

Вариант 1

  1. слома…ая ветка, распиле…ая доска, обнажё…ые сучья
  2. вяза..ые перчатки, порва…ое платье, жаре…ая картошка
  3. замасле…ый комбинезон, печё..ые яблоки
  4. кова…ые кони, усыпа…ая тропинка, взволнова…ая девочка

Вариант 2

Укажите строку, в которой правильно указаны все слова, которые пишутся с двумя буквами Н.

  1. вспаха…ое поле, изуче..ый материал, сваре…ая рыба
  2. маринова…ые грибы, варё…ая рыба, кипячё…ое молоко
  3. отреза…ый ломоть, обеща…ая шапка, пута…ый ответ
  4. асфальтирова…ое шоссе, оборва…ые уши, сушё…ые грибы

Вариант 3

Укажите строку, в которой правильно указаны все слова, которые пишутся с двумя буквами Н.

  1. взволнова…ый голос, замаскирова…ый дом, сорва…ая листва
  2. копчё…ое сало, солё…ые огурцы, написа…ое сочинение
  3. обсыпа…ые инеем, покраше…ая скамейка, рва…ая одежда
  4. освещё…ый луной, поджаре…ое мясо, смышлё…ый ребёнок

Вариант 4

Укажите строку, в которой правильно указаны все слова, которые пишутся с двумя буквами Н.

  1. нагруже..ые повозки, решё…ая задача, тренирова…ый спортсмен
  2. гружё…ые повозки, краше…ые волосы, броше…ый взгляд
  3. плетё…ая корзина, запуще…ый сад, скоше…ая трава
  4. просея…ая мука, мочё…ое яблоко, завершё…ый рассказ

Задание 13.

Вариант 1

  1. (не)отправленное мною письмо
  2. (не)навидящий взгляд
  3. (не)выполненная работа
  4. (не)прекращающийся дождь

Вариант 2

В каком причастии НЕ пишется раздельно?

  1. (не)испрвленная вовремя ошибка
  2. (не)решённая задача
  3. (не)сделанное задание
  4. (не)проверенная работа

Вариант 3

В каком причастии НЕ пишется раздельно?

  1. (не)просохшая после дождя земля
  2. (не)выученные уроки
  3. (не)крашеный забор
  4. (не)навидевший ложь

Вариант 4

В каком причастии НЕ пишется раздельно?

  1. ничем (не)нарушаемая тишина
  2. (не)расколотый орех
  3. (не)прочитанная книга
  4. (не)отправленное письмо

Задание 14.

Вариант 1

  1. Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.
  2. Ребята, сделавшие модели самолётов, были премированы.
  3. Мы остановились около строящейся гостиницы.
  4. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

Вариант 2

В каком предложении нарушена литературная норма в употреблении причастий?

  1. Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.
  2. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгорелось.
  3. Нас заинтересовал домик, стоящий на опушке леса.
  4. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

Вариант 3

  1. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
  2. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.
  3. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.
  4. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию

Вариант 4

В каком предложении нарушена литературная норма?

  1. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
  2. Мы вошли в лес, освещённый солнцем.
  3. Собака, не видевшая тигра, не боится его.
  4. Первым было брошено знамя. Гитлера, мечтавшего покорить весь мир.

Задание 15.

Вариант 1

  1. хран…мый людьми, вид…мая во мгле
  2. озаряя..мая луной, невид…мый лес
  3. слыш…мый голос, колебл..мый ветром
  4. гон…мый ветром, уважа…мый человек

Вариант 2

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. невид…мый глазом, завис…мый от родителей
  2. освеща…мую светом, рассматрива…мый инженерами
  3. выращива…мый юннатами, оберега…мые детьми
  4. управля…мая по радио, слыш…мая вдали

Вариант 3

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. о множ…мом числе, хран…мый Богом
  2. оберега…мые детьми, навева…мый воспоминаниями
  3. озаряя…мый пламенем, вид…мая в ночи
  4. согрева…мый солнцем, движ…мый любовью

Вариант 4

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. возвод…мый в лесу, гон…мый голодом
  2. оберегв..мый сторожем, невид..мый в лесу
  3. хран…мый Богом, колебл..мый ветром
  4. освеща…мую светом, слыш…мый голос

Задание 16.

Вариант 1

  1. Минувшее проходит предо мною.
  2. Мересьев устал от всего пережитого
  3. Тихо в поле колосилась созревшая рожь.
  4. Заблудившихся в лесу нашли только к вечеру.

Вариант 2

Укажите предложение, в котором причастие является подлежащим

  1. Отдыхающие пансионата пошли на обед.
  2. Работающие без выходных строители очень устали.
  3. Юноша, смущённый вопросом, сильно покраснел.
  4. Читающий человек всегда будет на шаг впереди того, что читать не любит.

Вариант 3

Укажите предложение, в котором причастие является подлежащим

  1. Встречающие поезд волновались.
  2. От вокзала до монастыря, стоявшего на высоком холме, было два километра.
  3. Природа выглядела уснувшей до весны.
  4. Сребрит мороз увянувшее поле.

Вариант 4

Укажите предложение, в котором причастие является подлежащим

  1. Уезжающие из города стояли на перроне.
  2. Дачи стояли заколоченные.
  3. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе.
  4. Мы увидели пассажиров, уезжающих из города.

Литература

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9классы. - Москва, «Дрофа», 2014. - 336с.
  2. Варианты контрольно - проверочных тестов и заданий по русскому языку, сгруппированные по классам/ Сост. Г.М.Вялкова, Т.Ф. Сивокозоа.- Волгоград: Учитель, 2012. - 112с.
  3. Русский без ошибок. Абсолютная грамотность за 15 минут в день/сост. Е.Я.Богуславская.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного досуга»;Белгород:ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2014. - 416с.
  4. Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред.С.Н.Пименовой. - М. :Дрофа, 2014. - 237с.

Д. Васильевка, 2017г.

    Я думаю, что я аккуратен(тна).

    Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

    Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

    Я люблю быть лучшим(ей) во всем.

    Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.

    Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.

    Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.

    В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.

    Я иногда поступаю по–детски.

    Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

    Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.

    Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.

    Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

    Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

    Я часто скучаю.

    Я буду значимым и известным, когда вырасту.

    Я люблю смотреть на красивые вещи.

    Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.

    Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

    Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.

    Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ . Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Значение утверждений:

1 – принятие беспорядка

2 – беспокойство о других

3 – стремление к риску

4 – желание выделиться

5 – альтруизм

6 – недовольство собой

7 – любопытство

8 – непопулярность

9 – регресс на детство

10 – отбрасывание давления

11 – любовь к одиночной работе

12 – самодостаточность

13 - независимость

14 – деловые ошибки

15 – отсутствие скуки

16 – чувство предназначенности

17 – чувство красоты

18 – потребность в активности

19 – спекулятивность

20 – стремление к риску

21 – потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.

Тест “Обобщение понятий”

Ниже мы предлагаем вашему вниманию широко распространенный в психологии тест на мыслительные процессы, ассоциации и обобщения. Данный вариант рассчитан на младших школьников и подростков.

В процессе творчества человеку часто приходиться обобщать ряд фактов для выявления общей идеи. В связи с этим развитие мыслительной функции обобщения необходимо для развития творческих возможностей воображения и мышления. Для выполнения тестового задания предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относиться. Его нужно найти и исключить».

Материал для работы.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4 . Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.

6 . Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8 . Василий, Федор, Семен, Иванов, Петров.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11 . Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19 . Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20 . карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Шкала для оценки полученных ответов:

Ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие для: выделения “лишнего” слова; объединения в одну группу - 5 баллов.

Ребенок называет родовое понятие неправильно, но потом сам исправляет ошибку: для обозначения “лишнего” слова; для обозначения слов, объединенных в одну группу – 4 балла.

Ребенок самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 2, 5 балла.

Ребенок дает описательную характеристику родового понятия с помощью для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов – 1 балл.

Ребенок не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: “лишнего” слова; объединяемых в одну группу слов.

Словесный вариант методики рассчитан на подростков с 11 и старше. Для более маленьких детей используется рисуночный вариант методики. Оценка идет по аналогичной схеме.

Если ребенок не может выполнить предлагаемые задания, то это говорит о необходимости проведения с ним специальных занятий на развитие мыслительного обобщения, ассоциаций, творческого воображения.

Если ребенок объединяет слова (предметы) не по родовым, а по ситуативным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщение по существенным признакам.

Ключ:

1. Пол 2. Сало 3. Шнурки 4. Гвоздь 5. Горячий 6. Дерево 7. Человек 8. Иванов 9. Килограмм 10. Книга 11. Светлый 12. Мечта 13. Постепенно 14. Волнение 15. Понимать 16. Спокойствие 17. Злой 18. Плаванье 19. Землетрясение 20. Чернила.

Картиночный вариант:

1. Лодка 2. Ножницы 3. Монета. 4. Солнце 5. Очки 6. Кровать 7. Книга 8. Кошка 9. Шуба 10. Пальто 11. Штопор 12. Нога 13. Бочка 14. Пчела.

Тест по русскому языку Обобщение повторения 6 класс (повторение изученного в 5 классе) с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 10 заданий (6 задания части А, 3 задания части В и 1 задание части С).

Вариант 1

А1.

1) виноград
2) лыжи
3) музей
4) калач

А2.

1) под..конник, л..сток
2) прил..жение, к..рова
3) ст..дион, приб..жать
4) прот..реть, к..рзина

А3. В ка.ком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) расч..ска, ш..колад
2) ..жечь, ра..вернуть
3) об..яснение, зав..южить
4) милиц..я, бл..стательный

А4.

1) прав..льный, на дальн..м берегу
2) ф..олетовый, гард..роб
3) ветер разве..т, трава стел..тся
4) флаг Росси.., отп..реть дверь

A5. одеть нужно употре­бить слово надеть ?

1) На улице холодно, оденься потеплее.
2) Помоги одеть сестрёнку, пожалуйста.
3) На урок физкультуры я одеваю футболку и шорты.
4) Суок одели так же, как куклу наследника Тутти.

А6.

1) В наших лесах водятся: волки, медведи, лисицы, лоси.
2) Спи, моя радость, усни!
3) В пятом классе мы изучали некоторые части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
4) Геракл изменил русла рек и направил их через конюшни.

(1) Геракл -любимый герой древних греков. (2) Его деяниям посвящён популярный цикл мифов. (3) Геракл наделён доблестью, храбростью, находчивостью, сме­калкой. (4) Эти качества помогли герою совершить двенадцать славных подвигов.

В1. Напишите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным.

В2. Напишите, какими членами предложения являются одно­родные члены в предложении (3).

В3. Выпишите из текста глагол (глаголы) 1 спряжения.

C1. Напишите, что вы знаете о подвигах Геракла (на примере одного подвига).

Вариант 2

A1. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) костюм
2) мачта
3) паркет
4) шоссе

А2. В каком ряду записаны только слова с проверяемыми безударными гласными в корне?

1) отп..рать, прив..кзальный
2) г..тара, цв..тной
3) выр..стить, г..мнаст
4) нас..ление, ч..рнила

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) ц..фра, старц..
2) ра..цвести, и..чезнуть
3) защищат..ся, пред..явить
4) грач..м, щ..тка

А4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) в прежн..м режиме, трен..р
2) б..лкон, к..мпьютер
3) спряч..мся, каб..нет
4) две порци.., разд..рёт

А5. В каком предложении вместо слова оплатить нужно употребить слово заплатить ?

1) Билеты на поезд мы заказали заранее и уже оплатили.
2) Сейчас оплатить счета за коммунальные услуги можно не выходя из дому.
3) Пассажиры, оплатите за проезд!
4) Когда оплатишь покупки, сложи всё в большой пакет.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Шторм прекратился и вскоре море опять стало спокойным.
2) Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!
3) Мы бродили весной по лесу и наблюдали жизнь разных птиц: дятлов, сов, соек.
4) В Третьяковской галерее можно увидеть картины Айва­зовского, Сурикова, Васнецова, Репина, Шишкина и дру­гих художников.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и C1.

(1) Мифы — произведения, которые созданы фантазией народа. (2) В них передаются представления древних о явлениях природы, о богах, о легендарных героях. (3) Своя мифология есть у каждого народа. (4) Из ми­фов мы узнаём, как жили наши далёкие предки, во что верили, как объясняли и понимали мир.

B1. Напишите часть речи, которой выражено сказуемое в пред­ложении (1).

В2. Из предложения (2) выпишите имя прилагательное, вы­ступающее в роли имени существительного.

В3. Из предложения (4) выпишите предлоги.

С1. Расскажите об одном из героев древнегреческих мифов.

Ответ на тест по русскому языку Обобщение повторения 6 класс (повторение изученного в 5 классе)
Вариант 1
А1-2
А2-1
А3-4
А4-3
А5-3
А6-1
В1. 1
В2. дополнения
В3. помогли
С1. Уже давно жители Немеи жаловались,что не могут пасти скот и каждый день пропадает то овца, то ребёнок. И никто не выходил сражаться со львом,потому что у него была толстая и крепкая шкура. Богиня Гера приказала Гераклу убить этого льва. Геракл пошёл в лес. Вдруг лев выпрыгнул. Геракл направил на него стрелу, а тот раздавил её, как соломинку. Ударил Геракл его дубиной,а та отскочила. Лев протяжно зевнул и убежал обратно в лес. Геракл пошёл за ним. Лев жил в тёмной и сырой пещере. И вдруг лев выскочил и хотел растерзать его, но Геракл вцепился ему в горло и задушил льва. Туша была тяжелой. Он снял шерсть и одел на себя. Далее он направился и Микены. Когда он пришёл все спрятались от него и царь разрешил забрать шкуру себе. И Геракл носил её как плащ,и никто не мог убить его мечом и стрелам из-за шерсти льва.
Вариант 2
А1-4
А2-4
А3-2
А4-1
А5-3
А6-1
В1. имя существительное
В2. древних
В3. из, во
С1. Кентавры это дикие существа с головой и торсом человека на теле лошади. Они живут в горах и лесных чащах. Считаются потомками Иксиона и Нефелы. Это дикие, необузданные существа. Кентавры сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить себе жён из этого племени. Когда их победил Геракл они расселились по всей Греции. Кентавры — воплощение сельской дикости и гневливости. Самая популярная из легенд где фигурируют кентавры это легенда о битве с пригласившими их на свадьбу лапифами.