Как пимен относится к борису. Анализ монолога Пимена о значении труда летописца (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)

/ / / Образ Пимена в трагедии Пушкина «Борис Годунов»

Пьесу «Борис Годунов» показал общественности в 1825 году. Ее идеи были актуальными для современников, несмотря на давность изображаемых в ней событий. Тема взаимоотношения народа и власти особенно волновала умы прогрессивной молодежи 19 века. Пушкин знал о настроениях своих товарищей, многие из которых позже стали декабристами.

Трагедия « » стала своеобразным предупреждением о том, что власть, игнорирующая интересы народа, обречена.

Действия произведения происходят в 16-17 веке в Московии. После царя Федора, которому так и не удалось стать настоящим правителем, приходит к власти Борис Годунов. Ходили слухи о том, что стал царем он незаконным путем. Наследный царевич Дмитрий не дожил до своего совершеннолетия. По приказу Годунова он был предательски зарезан. Об этом знали многие просвещенные люди того времени, включая летописца Пимена.

Образ Пимена имеет огромное значении в пьесе. Персонаж этот вымышленный, но многие увидели в нем подобие реального летописца Нестора.

Пимен внешне напоминает дьяка, но внутренне он не так смиренен. Находясь в стенах монастыря, он не перестает переживать за судьбу государства и народа. Пимен пишет летопись, послание будущим поколениям, пытается отобразить происходящие события в полной мере правдиво.

Пимен - человек, повидавший многое в жизни. Он принимал участие во многих сражениях. Для этого человека не было двойных стандартов: зло он воспринимал как зло, а добро как добро. Главным злом своего времени он считал восхождение на трон цареубийцы, человека недостойного, который отнял трон у законного наследника. Именно об этом главным образом пишет потомкам летописец. Пимен хочет, чтобы следующие поколения не совершали подобных ошибок. Герой работает вдохновенно с творческим энтузиазмом.

Пимен описывает объективно, со всеми плюсами и минусами. Мысль, к которой подводит Пимен (а значит и сам Пушкин), заключается в том, что власть обречена на трагическую судьбу без поддержки народа.

Важной сценой в пьесе является «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Пимен рассказывает Григорию историю несчастного царевича Дмитрия. Упоминает летописец даже возраст наследника. Интересно то, что если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория. Эта подробность западает в душу юноше. Со временем у него появится идея выдать себя за царевича Дмитрия. Таким образом сам того не зная Пимен творит историю, а не только ее описывает. Григорий займет трон после Бориса Годунова. Самозванец станет на место цареубийцы. Вот только мало что изменится. Ведь путь к трону тоже лежит через кровь невинных людей.

Пимен – образ вымышленный, но правдоподобный. В нем угадываются лучшие черты русских летописцев. Автор наделяет его творческим даром и умением рассуждать объективно. Пимен – не простой послушник в монастыре, его огромный опыт позволяет ему делать правильные выводы из событий, а неравнодушие к судьбе народа и государства возводит его в ранг самых важных героев в пьесе.

Пимен — монах Чудова монастыря в Москве, старец кроткий и смиренный. Надо полагать, что только дворянское происхождение давало ему возможность в молодости видеть «двор и роскошь Иоанна», и «пировать за царскою трапезой». Прошлая жизнь его в трагедии едва намечена, но можно предположить, что это один из тех сподвижников первой половины царствования Иоанна Грозного, когда лучшие сыны Руси своим мечем помогали царю расширять пределы родины. Григорий, знакомый, очевидно, с биографией Пимена, завидует ему:

Ты воевал под башнями Казани,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Ты рать Литвы при Шуйском отражал!

Но Пимен не был рядовым воином, из которых составлялись рати воевод; своим образованием он сильно выдвигается даже из числа бояр. Так, Игумен замечает, что он весьма грамотен, читал монастырские летописи, сочинял каноны святым, а это доказывает образование, известную интеллигентность и даже некоторый поэтический дар. На написание своей летописи Пимен смотрит как на подвиг, исполнить который ему назначено Богом:

Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Свою летопись он оканчивает сказанием о смерти царевича Димитрия; далее совесть не позволяет ему повествовать, так как с тех пор он мало «вникал в дела мирские», а описывать только по темным слухам что-либо он не решается. По его мнению, летописец должен описывать, «не мудрствуя лукаво», только то, чему в жизни был свидетелем:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны …

Пимен пишет свою летопись, но по внешнему виду невозможно узнать, о чем он повествует. Страсти в нем давно улеглись, и он может писать о темном владычестве татар или о свирепых казнях Иоанна, или о бурном новгородском вече, или о славе отечества спокойно, как посторонний человек: летописец должен рассказывать о выдающихся событиях, чтобы потомки могли знать правду о политической жизни своих предков, чтобы они могли вспомнить с умилением своих великих царей за их добро, а за грехи и промахи за них молиться.

Пимен любит свою работу, потому что благодаря ей он в старости, как бы «сызнова» живет. Его волнует дальнейшая судьба летописи: хотелось бы передать ее в умелые, способные руки, которые могли бы продолжать его работу:

Брат Григорий,

Ты грамотой свой разум просветил,

Тебе свой труд передаю …

Он дает Григорию наставление о том, как следует продолжать работу, полагая, что тот весь свой век проведет в монастыре. Когда Григорий жалуется Пимену на свою несчастную долю, которая с малых лет привела его в обитель, Пимен успокаивает послушника, уверяя, что людей только издали может пленять «слава, роскошь и женская лукавая любовь». В «мире» нельзя найти успокоения:

Я долго жил и многим насладился,

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь Господь меня привел.

Пимен рассказывает Григорию, что даже цари, для которых, казалось бы, жизнь складывается самым лучшим образом, только в схиме надеялись найти себе покой. Царь Иоанн, припадши к стопам «святого отца», говорил игумену «и всей братье», что примет честную схиму. Царь же Феодор на престоле мечтал о тихой жизни молчальника. Его не прельщали ни власть, ни богатство; даже царские покои он превратил в келью, где тяжелое время правления государством не возмущало его святой души; подвижническая жизнь царя, по мнению Пимена, была причиной того, что в час его кончины «свершил ося невиданное чудо». Простым же смертным и подавно не следует жалеть грешный свет, где так много всякого рода искушений. Нигде нельзя с таким усердием молиться и смирять плоть постом, как в монастыре, а только этим способом можно избавиться от лукавых мыслей и тяжелых снов.

Пимен проникнут религиозным чувством, которое так соответствует его природной кротости. Он никого не осуждает, ничем не возмущается, во всем видит перст Бога. В своей незлобивой душе Пимен не осуждает царей за грехи, за темные деяния, а скорее готов умолять Спасителя: «Да ниспошлет Господь любовь и мир его душе страдающей и бурной». В бедствиях, которые случились в царствование Бориса Годунова, Пимен видит наказание Божие за то, что Собор избрал в цари цареубийцу: Прогневали мы Бога, согрешили: О страшное, невиданное горе! Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. А между тем царь в представлении Пимена — это помазанник Божий, выше которого, кроме Бога, никого нет; а раз так, то царь имеет право делать все, что ему угодно. Эту же самую мысль мы находим в переписке Иоанна Грозного с князем Курбским. Несправедливости, исходящие от владыки, следует переносить со смирением и видеть в них только испытание; поэтому-то Пимен замечает: «Кто смеет противу них? Никто». Он с истинным благоговением вспоминает Иоанна, хотя, конечно, как современник, знал все зверства царя, оставшиеся навсегда в памяти народа. Изображению Пимена Пушкин отвел в трагедии немного места, но образ летописца стоит перед читателем как живой. Рассказывают, что, когда историк Погодин услышал сцену в Чудовом монастыре из уст самого автора, он, пораженный ее жизненностью и исторической достоверностью, воскликнул: «Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена. Мне послышался живой голос русского древнего летописателя».

А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).

Цель урока:учащиеся должны познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах, развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои творческие способности.

Методические приёмы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, изобразительным искусством, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.

Оборудование: презентация к уроку; фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского.

Ход урока

I. Знакомство с творчеством писателя.

Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина.

Русь древнейшая, старинная нам открывается в «Песне о вещем Олеге», в сказках.

Русь крепостная в «Русалке», «Борисе Годунове».

Великие деяния Петра в «Медном всаднике», в «Полтаве», восстание Пугачева в «Капитанской дочке»

Итак, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. Пушкин не только гениальный поэт, но и историк. Темы этих произведений – темы исторические.

II. Историческая справка.

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл его сын Фёдор, который отличался кротким нравом, благочестием. Он не обладал большими интеллектуальными способностями и очень мало походил на роль правителя огромной страны. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей»), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти, Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

После того, как в 1598 г. Царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство. Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому царствование Бориса оказалось несчастливым. Из – за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова.

В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О.Ключевский, Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве».

С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзин, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.

Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.

III. Чтение статьи учебника «Пушкин - драматург».

Учитель. Перед вами статья учебника «Пушкин – драматург» (стр.109 -110). Предлагаю вам прочитать её. (Чтение статьи учеником).

IV. Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре».

Учитель. При чтении отрывка вы встретились с незнакомыми словами, архаизмами: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье. Как вы их понимаете? (днесь-сегодня, присно-всегда, смирять-делать послушным, отрок-подросток, инок-образовано от древнерусского “инъ”, что означает "один, одинокий, отшельник", православный монах, келья - жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре, сетовать-жаловаться, ратный-относящийся к войне или военной службе, блаженство-счастье, как состояние доброты и наслаждения, клобук-головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, чернец-монах, послушание-христианская добродетель, заключающаяся в согласовании своей воли с волей Божьей, Смутное время-период в с по , ознаменованный , гражданской войной, , тяжелейшим и кризисом).

V. Характеристика героев.

Учитель. Назовите героев Сцены в Чудовом монастыре.

Пимен. Григорий Отрепьев.

Вопросы по образу Пимена:

В какой период жизни изображен Пимен? (Пимен говорит о последнем сказании. Монах изображен в период жизни, когда он осознает, что ему пора «отдохнуть», «Погасить свечу», он чувствует близость смерти и осознает, что скоро предстанет «пред Всевышним», и это придает особую убедительность его речам).

Как Пимен относится к своему труду летописца? (…долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.)

Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?

Можем ли мы кратко восстановить судьбу Пимена?

Какое событие изменило судьбу Пимена? (С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»? (Нет, не прав. Пимен не равнодушен к людям. Это проявляется в его отношении к Ивану Грозному, смиренному царю Федору, общему греху, нареченного царя – убийцы «владыкою»).

Только ли царей винит в преступлениях Пимен? («Прогневали мы Бога, согрешили…») Пимен – носитель народной мудрости. Как горе воспринимает Пимен совершенное противно всем законам «венчание Бориса на престол»

Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? («как я люблю его спокойный вид, когда, душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет» «все тот же вид смиренный, величавый, добру и злу внимая равнодушно»)

ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА

Что за сон видит Григорий? Не пророческий ли он?

Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы? (Москва видится ему «с высоты», людей он воспринимает, как обитателей «муравейника»)

Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)

Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений? («…Зачем и мне не тешиться в боях,/ Не пировать за царскою трапезой?»; «А мой покой бесовскиое мечтанье тревожило,/ И враг меня мутил…»).

Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем? (Григорий мысленно обращается к царю Борису:»И не уйдешь ты от суда мирского,/ Как не уйдешь от Божьего суда»).

Какие черты мы замечаем в Григории? (подтвердите текстом). (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру. Докажите цитатой из текста

VI. Беседа по вопросам.

Учитель. Ребята, подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце. («простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие).

Ученики. «Простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие.

Учитель. Какие черты мы замечаем в Григории?

Ученики. Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие.

Учитель. А.С.Пушкин сравнивает Дмитрия Самозванца с Генрихом IV (слайд 26).

VII. Итоги уроки

«Борис Годунов» - пьеса не только о трагедии царя, но и народа, который по его вине перенёс очень много бед и испытаний.

В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа. В опере М.П.Мусоргский тоже звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки

Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.

В прочитанной вами сцене "Ночь. Келья в Чудовом монастыре" изображен летописец-монах Пимен. Охарактеризуйте его как человека и летописца. Как относится он к историческим событиям, которые описывает, и обязанностям летописца? Приведите примеры из текста.

Пушкин писал, что в характере летописца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, отсутствие суетности, пристрастия.

Летописец Пимен сознательно ограничил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неведомо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца - поведать потомкам правду о событиях, произошедших на родной земле.

Когда-нибудь монах трудолюбивыйНайдет мой труд усердный, безымянный…Правдивые сказанья перепишет, -Да ведают потомки православныхЗемли родной минувшую судьбу,Своих царей великих поминаютЗа их труды, за славу, за добро… Как воспринимает Григорий своего наставника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?

Григорий уважает Пимена за трудолюбие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает ошибочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе народа русского, способствовавшего воцарению Бориса. В его образе проявляется совестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

В чем видит Пимен достоинство власти и властителя? О чем, с его точки зрения, говорит известный исторический факт, что "царь Иоанн искал успокоенья в подобии монашеских трудов"?

Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро - считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Грозного) искать успокоения в вере, монашеских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осознании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

Как рассказывает Пимен об убийстве царевича Димитрия? Сопоставьте этот рассказ, его стилистические особенности, с монологом "Еще одно, последнее сказанье…" с рассказом о царях. Какие характеристики дает летописец действующим лицам этой сцены? Как это характеризует самого Пимена как историка-летописца, который "сей повестью плачевной" собирается заключить свою летопись?

Бесстрастность покидает Пимена, рассказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оценочными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными глаголами - волочат, затрепетал, завопил. Стиль его повествования становится разговорным.

Увиденное "злое дело" так потрясло летописца, что с тех пор он мало вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, передав другим право описывать грехи человеческие. Отношение Пимена к рассказанному характеризует его как гражданина.

В диалоге Пимена и Григория противопоставляется суетное, мирское (пиры, битвы, честолюбивые замыслы и т. д.) и божественное, духовное. В чем смысл этого противопоставления? Почему Пимен отдает преимущество монастырской жизни перед славой, роскошью и "женскою лукавою любовью"?

Мирская жизнь содержит много искушений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюминутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в монастырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

Перечитайте заключительную реплику Григория. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени - Григорию или автору трагедии?

Григорий произносит:

И не уйдешь ты от суда мирского,Как не уйдешь от Божьего суда.

Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели - такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория.

Какие проблемы - исторические и нравственные - рассматриваются Пушкиным в прочитанной вами сцене из трагедии "Борис Годунов"? Какое значение имеют они для нашей современности?

При создании "Бориса Годунова" Пушкин опирался на книгу "История государства Российского" Н. М. Карамзина. Поэт высоко оценивал труд историка, однако у него вызывал протест убежденный монархизм автора "Истории…", провозгласившего, что "история народа принадлежит государю". Эта формулировка отразила историко-философскую концепцию

Карамзина: мощь, устойчивость - в сильном государстве; государственность - движущая сила истории. "История народа принадлежит народу", - утверждал декабрист Никита Муравьев. Возникший спор - историко-философский, а не просто политический, и Пушкин вступил в него. Трагедия "Борис Годунов" о роли народа в истории и о природе тиранической власти. Власть, данную ценой преступления, нельзя употребить во благо; она не принесет счастья ни правителю, ни народу, и такой правитель неизбежно сделается тираном. Раскрывая историческую обреченность антинародной власти, Пушкин одновременно показал глубокую противоречивость позиции народа, сочетающего силу и слабость. Народ, избравший детоубийцу, тоже обречен.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Жанр произведения - трагедия. Завязка - ожидание того, что Борис Годунов примет царский венец. Кульминаций несколько. Развязка - гибель царской семьи во главе с царем Борисом. Народ безмолвствует. В центре произведения - сильная личность, вступившая в конфликт с окружающим миром. Проблема осложняется легендой о причастности царя Бориса к убийству законного царевича Дмитрия. Нечиста совесть Годунова - поэтому и нет счастья народу, не устраивает его правление. План Ожидание - согласится ли Борис Годунов
    В седьмом классе при изучении «Повести временных лет» мы читаем ряд полулегендарных сказаний: «Поход Олега на Царьград», «Месть Ольги древлянам», «Сказание о Белгородском киселе», «Сказание о Кожемяке» и др. Мы говорим о задачах летописи как исторического свидетельства, о позиции летописца, который объективно описывает события, но в то же время имеет свою точку зрения - ведь задачей своей он считает не только фиксацию происходящего в стране, но и оценку этого с
    Приступая к изучению жизни и творчества А. С. Пушкина в 7-м классе, мы постарались определить возможности включения дополнительных материалов по теме «Москва в жизни и творчестве русских писателей». Тема «Пушкин в Москве» вызывает большой интерес учащихся, так как даёт возможность перенестись в отдалённую от нас эпоху, увидеть любимого поэта в кругу его друзей на знакомых улицах Москвы, посетить памятные места Москвы, связанные с жизнью поэта. На первом уроке могут прозвучать материалы
    Смутным временем в исторической литературе принято называть период в истории России конца XVI - начала XVII века, характеризующийся социально-политическим, экономическим и династическим кризисом. Первым крупным событием Смуты считается катастрофический голод 1601-1602 годов, приведший к массовым волнениям под лозунгом свержения Бориса Годунова и к появлению самозванцев. Концом Смутного времени считается начало 1620-х годов. В монологе Пимена (сцена "Ночь. Келья в Чудовом монастыре. 1603 год") говориться о царствовании Ивана Грозного, о смерти его наследника
    «Н. Гоголь и герои его произведений» По горизонтали: 5. Необходимая вещь, которую сделал кузнец из повести “Ночь перед Рождеством” для своей невесты. 7. Уездный лекарь из комедии “Ревизор”. 10. Имя брата писателя. 11. Деревня помещика Манилова. 12. Имя одной из сестёр писателя. 17. Смотритель училищ. 18. Имя помещика, хозяина коляски из повести “Коляска”. 19. Кузнец, привёзший из Петербурга черевички для своей невесты. 20. Имя жены Манилова. 21. Слуга помещика Смоленской губернии,
    Вступление. История написания повести. (Повесть создавалась почти девять лет, перед ее написанием Гоголь много работал над изучением исторических материалов о народных восстаниях.) Главная тема повести - героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение. (Два враждебных лагеря: украинский народ и польская шляхта, польские магнаты.) Образы борцов за свободу. Образ Тараса Бульбы. (Могучий человек, железная воля, мужество, щедрая душа, необычайная простота, выдающаяся храбрость, ненависть к врагам отчизны, гордость своими сыновьями, превыше
    Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают? Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: грозный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государство, и то, что его отличает от прочих царей суровый нрав. Как вы полагаете, что заставило Ивана