Как понять кто я такой и чего хочу от жизни? Я - это моя память. Методы поиска себя

Вслед за техническим и научным прогрессом в жизнь людей приходит все больше беспокойств и человек окончательно теряет все жизненные ориентиры. Границы индивидуальности стираются, общество с прогрессивной экономикой диктует человеку, кем он должен быть, личность превращается в потребителя, в машину для получения удовольствий. Как же во всем этом безумном калейдоскопе декораций можно найти себя?


Остановиться и услышать себя

Зачастую мы ищем счастья во внешних проявлениях этого мира и меняемся в соответствии с конъюнктурой рынка. Сегодня я актер, а завтра - предприниматель. В моду входят семейные ценности, значит мой новый проект – семья. Медитация и йога стали мейнстримом, и вот я уже покоряю вершины Гималаев и осваиваю разные асаны. Но где же во всем этом я? Как найти себя и перестать быть продуктом маркетинга? Как понять, чего же хочу я, какова моя природа и предназначение?

Первый шаг на пути к самому себе – постараться прислушаться к своему сердцу, уловить состояние внутренней тишины и безмолвия. Для этого необязательно ехать в Гималаи и уходить в пещеры. Нужно просто постараться замедлить свой ход в бесконечном потоке времени, меньше реагировать на внешние раздражители, почувствовать настоящий момент. Это и есть медитация. Внутри себя мы можем найти ответы на все свои вопросы. Время нещадно приближает нас к смерти, в суете жизни мы забываем о главной цели своего существования. В конце концов, умираем, так и не познав смысла бытия.

Кто я такой и почему я страдаю?

Первый вопрос, который должен задать себе человек: «Кто я такой и почему я страдаю?» Это отправная точка. Без понимания природы своего «Я» все остальное теряет всякий смысл. Ведь не зная того, кем я являюсь, я не пойму, куда мне идти. Получится как в мудрой пословице: «Паруснику, движущемуся без всякой цели, никакой ветер не будет попутным».

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.102), которая является одним из главных трудов гаудия-вайшнавской традиции, Санатана Госвами спрашивает Господа Чайтанью:

‘ке āми’, ‘кене āмāйа джāре тāпа-трайа’
ихā нāхи джāни - ‘кемане хита хайа’

«Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?»

Что же это за тройственные страдания?

  1. Страдания, источником которых являемся мы сами - наше тело и ум (на санскрите адхьятмика).
  2. Страдания, которые причиняют нам другие живые существа (адхибхаутика).
  3. Беспокойства, которые приносят нам стихийные бедствия и катаклизмы, находящиеся во власти полубогов, деват (адхидайвика).

В ответ он услышал такие слова:

В комментарии к этому стиху раскрывается смысл данного утверждения:

«Ты чистое живое существо. Ты не являешься ни грубым материальным телом, ни тонким телом, состоящим из ума и интеллекта. В действительности ты вечная душа, неотъемлемая частица Высшей Души, Кришны. Поэтому ты Его вечный слуга. Ты принадлежишь к пограничной энергии Кришны.

Существует два мира: духовный и материальный, и ты находишься между двумя энергиями: духовной и материальной. Ты связан отношениями как с духовным миром, так и с материальным и потому относишься к пограничной энергии. С Кришной тебя связывают отношения одновременного тождества и различия. Поскольку ты вечный дух, ты обладаешь такими же качествами, как Верховная Личность Бога, но, будучи ничтожно малой искрой духа, ты вместе с тем отличаешься от Высшей Души. Поэтому твоя природа - одновременное тождество с Высшей Душой и отличие от Нее. Это можно пояснить на примере солнца и солнечных лучей или на примере огня и вылетающих из него искр».

Ошибка в первом действии

Человек ошибочно отождествляет себя с материальным телом и умом. Мы можем видеть, как весь мир работает в угоду телу. Вся деятельность человека, будь то наука или искусство, в конечном итоге сводится к поиску удовольствий. Промышленные и информационные технологии существуют только для того, чтобы все более рационально с материальной точки зрения использовать ресурсы Земли для своего собственного наслаждения.

Эта фундаментальная ошибка приводит человека в тупик. За научным прогрессом следует регресс личности. Рушится вся система ценностей и координат цивилизованного общества. Девизом сегодняшней жизни становится слоган: «Потребляй и властвуй». Вирус эксплуатации проникает во все сферы нашей жизни, в том числе, к сожалению, и религиозную. Религия также должна, по мнению большинства людей, удовлетворять потребности человека, хотя ее истинный смысл – освободить человека от гнета последствий его деятельности и направить его на путь служения Богу.

Если с точки зрения разума проанализировать к чему нас привела коммунистическая и постиндустриальная идеология, а также любые другие материальные «концепции счастья», мы увидим, что люди не стали счастливее, скорее наоборот, уровень эмоционального комфорта все больше приближается к нулю.

Вся проблема в том, что живое существо отвернулось от Бога. Весь этот материальный мир создан Господом лишь для того, чтобы мы могли почувствовать себя независимыми от Него и, в конце концов, наигравшись, разочаровались в своих жалких попытках играть роль Творца и вернулись к Нему, в духовный мир. Эта независимость иллюзорна. На самом деле, все мы зависим от Бога абсолютно во всем, даже в пищеварительном процессе, что уже говорить о других аспектах нашей жизни!

Но люди привыкли думать, что каждый из них является Богом. В правительстве, на работе, у себя дома, в конце концов. Таким образом, человек все больше запутывается в хитросплетениях кармы и его сознание деградирует. Так живое существо бесконечно пребывает в колесе рождений и смертей. Оно вынуждено будет рождаться и умирать снова и снова до тех пор, пока не познает свою истинную природу.

Я дух от духа, а не плоть от плоти

Наверное, вы уже много раз слышали о том, что вы не тело, но что же дальше? Пока человек не осознает, что он не тело, а частица духа, существующая вечно и навеки связанная с Богом узами любви, он будет страдать.

Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (2.20):

на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато "йам пурано
на ханйате ханйамане шарире

Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.

Каждый из нас, так или иначе, имел опыт этой вечности бытия, спокойствия и умиротворения. Мы не можем представить себе, что с наступлением смерти нас не станет. Наше тело меняется, но мы сами остаемся неизменны.

Для того чтобы понять это, человеку необходимо общаться с осознавшей себя душой, с тем, кто уже живет по этим принципам. Тогда постепенно его сознание будет очищаться и его жизнь приобретет иное качество, он поймет, что значит жить как душа. Правильное общение зарождает в сердце настоящую веру, а вера дает решимость идти по духовному пути. Но это только начало.

Победа и поражение – понятия относительные

Интересный парадокс: терпя фиаско, будь то крах карьеры или внезапно настигнувшая болезнь, мы испытываем боль, впадаем в глубокую депрессию. У нас сразу происходит стихийная переоценка ценностей. Но все, что с материальной точки зрения мы считаем поражением, на самом деле является для нас новой ступенью на духовном пути.

Итак, любой кризис оборачивается для нас духовным благом, если мы научились правильно принимать уроки, данные нам свыше.

Процесс познания себя невероятно увлекателен и он стоит любых наших усилий. Счастье, которое мы обретем, открыв свою истинную природу, несравнимо ни с какими материальными богатствами, ведь самое главное богатство – это знание о себе и своих взаимоотношениях с Богом, которое в конечном итоге должно перерасти в любовь к Нему. Познав себя, мы обретем свободу и гармонию в сердце, которые будут распространяться на весь окружающий мир. А делать счастливыми других – это и есть преданное служение Богу.

Но мы должны помнить о том, что Господь дает нам свободу выбора. Остаться в сетях кармы или выбраться из ее пут – решать нам самим.

Источники:

  1. «Бхагавад-гита как она есть», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
  2. «Шримад-Бхагаватам», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
  3. «Чайтанья-чаритамрита», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Анна Горбунова

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Среди изобилия жизненных обстоятельств, постоянного круговорота проблем, а так же задач, мы теряем себя и превращаемся в роботов. Знакомо ли вам полное отсутствие понимания что вы за личность? На что способны? И для чего живете? Как понять кто ты - основной вопрос сегодняшней статьи.

Поиск себя и своего истинного предназначения - сверхзадача каждого здравомыслящего человека. Некоторые умудряются сразу стать на верную тропу, а для других понадобиться полжизни, чтобы найти свое место и ячейку во Вселенной.

Каким образом мы понимаем правильность своего выбора и вектора развития? Конечно же, это внутренне чувство гармонии и душевного спокойствия . Но случается так, что едва ли открыв глаза утром, мы отчетливо и конкретно понимаем, что проживаем не свою жизнь, а чужой набор сухих правил .

Ты закончил школу, пошел учиться в высшее учебное заведение, добывая профессию. А потом, чреда обязанностей и слов « должен »: должен найти , высокооплачиваемую и иногда не любимую, должен жениться или выйти замуж, обязательно обзавестись семьей и стать как все.

И тут как тут возникает красная фраза на лбу: « Вот не могу найти себя в жизни! И все тут! ». Знакомо, правда?

Перемены в сознании

Я лично знаю людей, которые махнув рукой на очередные правила, выбрали дорогу иного движения . Они смело паковали чемоданы за один час и покупая билет в один конец, спасаясь от назойливых нравоучений местных всезнающих личностей. Уехав далеко от родных мест, человек открывает заново грани своей души. Будь то жизнь наедине с природой или тайный бункер в пригороде — все это обусловлено желанием жить самостоятельно и так, как хотите вы.

Здесь мы снова вплотную приходим к вопросу, а кто же я на самом деле? Частенько, обманывая себя и недоговаривая, мы наступаем на одни и те же грабли: предаем мечты и идем по наименьшему пути сопротивления .

Мечты стать известными певцами, космонавтами или художниками, обрывались реальными перспективами города или страны, в которой нам довелось появиться на свет.

Примеры личностных поражений близких или родителей, прививали и без того комфортную зону , что в дальнейшем становилась крепостью, покинуть которую, означало предать парадигмы предков.

Осознание и неприятное ощущение клетки , в которую мы загнали себя самостоятельно, начинает давить постепенно. Сначала, нам не комфортно с людьми, потом с окружением, а потом и с самим собой. Отчего так?

Ответ прост, исторически сложилось, что чем больше в нашей жизни материального , тем мы счастливей должны себя чувствовать.

Призрачная гонка за богатством, властью и одержимое желание обладать , дотла выжигает наше настоящее, не потребительское восприятие. В итоге мы, окруженные айфонами и брендовыми вещами, сидим в уголке своих бетонных коробок и мечтаем о настоящей свободе. Но нужно ли нам такое настоящее и будущее, вопрос на миллион!

Умение - прекрасный навык, освоив который, жить намного проще. Любое решение, принятое вами, будет только вашим.

Вы свободны от обвинения других людей в той или иной участи и результате случившегося. Являясь себе и кнутом, и пряником, можно моделировать картину мира , что идеально подходит к конкретному этапу вашего становления и эволюции.

Методы поиска себя

Огромным камнем преткновения выступает отсутствие цели , как таковой. Каждый день живет по инерции, по привычке и определенному раскладу. А где в этом всем вы потеряли себя?

Чтобы более ярко продемонстрировать ситуацию, я приведу пример. Представьте себя капитаном корабля, который бороздит просторы океанов без компаса и четких координат.

Возникают три вопроса: « Куда? Зачем? И по какой причине? ». Равносильно этим трем вопросам многие проживают дни. Причиной выступает банальная растерянность и и собственных силах.

Одни люди собирают мнения, другие коллекционируют кумиров, чтобы хоть как-то помочь своему отражению в зеркале найти себя настоящего. Большинство из них, не понимают чего хотят, к чему стремятся, но на сто процентов знают, чего не хотели бы.

В решении данной проблемы, отлично работают следующие моменты. Запаситесь желанием вытащить себя из состояния оцепенения перед будущим и проработайте упражнения.


На этих размышлениях, я поставлю точку. В подобного рода вопросах правильных советов нет и каждый из вас в состоянии послужить себе лекарем. Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения.

В комментариях расскажите о том, удалось ли вам найти свое место в жизни и понять кто же Вы?

До встречи на блоге! Пока-пока!

Классификация четырёх «Я» человека.

Образ «я».

Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа , который создаёт внутренний диалог и становится активным в уме. И тогда человек, как во сне , действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры ». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.

Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я » и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший », а его поведение показывает отклонение от этого правила, то включается внутренний обвинитель и судья, придумывающий наказание за это. Чтобы казаться хорошим и производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен «вести себя порядочно и прилично», пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие ». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.

Истинное Я

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.

Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я », неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома. Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас.

Мы и есть эта Жизнь и всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная . Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

Индивидуальное «Я»

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.

Это «Я» и есть сознание Жизни в организме , живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть ». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы .

На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств , сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.

Индивидуальность – это встреча с самим собой , вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего, «жить по – настоящему », ощущать «правильность» своего жизненного пути.

Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность . То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

Личное «Я»

Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.

Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека , возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.

Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью . И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня – человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной Личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.

Уровни «Я» сознания

Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я».

  • На уровне ума – «Я» воспринимается в виде мысленного образа.
  • На уровне тела – «Я» ощущается как своя индивидуальность.
  • На уровне души – «Я» переживается как личность.
  • И на уровне духа – «Я» проживается как бытие.

Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я». Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявляется и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» – это самосознание Жизни как Субъекта личности.

Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке это не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём.

«Я» – это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни – Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком . А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).

@ Сергей Гейзер

Сегодня хочу обсудить еще одну тему, которая не дает покоя многим людям. Большинство из тех, с кем я общаюсь, рано или поздно задают один и тот же вопрос – кто я на самом деле? В этой статье мы попробуем разобраться с ответом на этот вопрос.

Касаясь темы просветления, мы часто слышим о том, что нет никакой конкретной личности. Ты не это тело и не эта личность, которыми себя считаешь, ты нечто большее и т.д. Мы, конечно же, можем поверить в то, что это так, но одной только веры зачастую бывает недостаточно.

Хорошо, — говорит человек, услышавший о том, что он не тело, — если это утверждение верно, то кто я на самом деле? И размышления на эту тему могут привести человека в такие бредни, выбраться из которых очень и очень сложно. Чтобы подобного не случилось, считаю необходимым поговорить об этом прямо сейчас.

Давай попробуем ответить на вопрос о том, кем ты на самом деле являешься. Начнем с того, что ты не можешь быть тем, во что ты можешь верить. А ты, в свою очередь, веришь во все, что появилось после того, как появился ты. Вначале был ты, а только после этого появилась вера во все остальное.

Кто я на самом деле, если я не то, во что я верю.

Ты убежден в том, что ты человек. Но разве это убеждение появилось сразу же, в тот момент, когда ты был рожден? Очевидно же, что нет. Вначале появился ты, а потом тебя убедили в том, что ты человек. И теперь ты веришь в то, что ты человек. Задай себе вопрос — кем я был на самом деле, до того, как поверил в то, что я человек?

Ты убежден в том, что ты тело, но разве это убеждение появилось вместе с твоим рождением? Опять же, вначале появился ты, а уже после этого тебя убедили в том, что ты тело. И подтвердилось это убеждение тем, что ты можешь чувствовать и управлять своим телом. Кстати, ты мог чувствовать это тело задолго до того, как принял на веру, что ты являешься этим телом. А теперь задай себе еще один вопрос – кто же я на самом деле, если откинуть веру в то, что я тело?

Так же ты можешь верить и в другие вещи, которые можешь отнести к себе. Здесь и то, что ты мужчина (женщина), и то, что ты родитель, и то, что ты какой-то специалист, и то, что ты приверженец какого-то определенного вероисповедания и т.д., и т.п. И до всех этих вещей ты уже был. Вначале был ты, а потом появилась вера во все это. И теперь снова задай себе вопрос – кто я на самом деле, если откинуть любое убеждение о том, кем я являюсь?

Кто я на самом деле до всех убеждений?

Опираясь на различные вероисповедания, мы приходим к выводу, что у каждого человека есть душа. Душа это нечто большее, чем просто тело. Душа – это то, что дает жизнь этому телу. И один из возможных ответов на вопрос, кто я на самом деле, это ответ – я душа.

И правда, душа была до того, как я родился в этом теле, а убеждения появились после того, как я родился в этом теле. Это свидетельствует о том, что душа была раньше любых убеждений. Так может душа – это то, кем я являюсь на самом деле?

Если ты думаешь так, тогда задай себе еще один вопрос – а вера в то, что есть душа, появилась в момент твоего рождения, или она появилась позже? И если ты поразмышляешь на эту тему, то придешь к одному очень весомому выводу – убеждение в том, что есть душа, так же как и убеждение в том, что есть Бог – появилось после того, как появился ты. Ты и здесь был до всех этих убеждений.

И снова мы возвращаемся к вопросу – кто я на самом деле, до всех этих убеждений? Кем я на самом деле являюсь, если откинуть все убеждения, которые находятся внутри меня? Поразмышляй на досуге над этими вопросами и возможно это приведет тебя к некоторым внутренним открытиям. Ну а мы продолжаем.

Хорошо, если я не душа, то кто же я на самом деле?

Мы еще долго можем искать ответ на вопрос, кто я на самом деле. И ответов на этот вопрос может быть великое множество. И действительно, ты можешь сказать многое о том, кем ты на самом деле являешься. Но здесь необходимо понимать, что любой ответ, к которому ты придешь, будет похож на убеждение.

Даже если ты скажешь, что ты ничто, или тебя нет – то и это будет убеждением. И здесь мы приходим к выводу о том, что все что ты можешь сказать о себе – это не более чем убеждение, или вера. Поэтому, сейчас, предлагаю тебе отвлечься от вопроса, кто я на самом деле, и поговорить о том, где, с точки зрения времени, ты находишься.

Чтобы понять, кто я на самом деле, нужно понять, где я во времени.

Для начала давай поговорим о прошлом и будущем – ведь это те места, где ты проводишь основную часть своего времени. Чтобы ответить на вопрос, кто я на самом деле, тебе следует выяснить, в чем разница между прошлым и будущим. А точнее – в чем разница между прошлым и настоящим, и в чем разница между будущим и настоящим.

Конечно же, здесь ты сразу можешь сказать, что прошлое это то, что уже прошло. Будущее – это то, что еще не наступило. Настоящее – это то, что есть прямо сейчас. Но, как это поможет тебе ответить на вопрос, кто я на самом деле?

Не спеши с выводами, а лучше хорошенько подумай, чем прошлое и будущее отличаются от настоящего. Прошлого уже нет, будущее еще не наступило, а значит и его тоже нет. Можно ли сказать то же самое о настоящем? Очевидно же, что настоящее – это то единственное, что вообще есть. Все остальное (воспоминания о прошлом и размышления о будущем), находится в настоящем.

А что же делает настоящее настоящим? Что дает возможность этому настоящему быть? Что отличает настоящее (то что есть), от прошлого или будущего (того чего нет)? Возможно – это твое присутствие делает настоящее настоящим? И в этом, отчасти, кроется ответ на вопрос, кто я на самом деле?!

Смотри внимательно. Ты есть прямо сейчас – это факт. Ты не можешь быть ни в прошлом, ни в будущем – это тоже факт. Мысли о прошлом и будущем возможны только сейчас, в то единственное время, когда ты есть. При этом будущее каждую секунду становится настоящим, т.е., приходит к тебе. А настоящее, каждую секунду становится прошлым, т.е., уходит от тебя. В центре всего этого круговорота событий находишься ты. Ты являешься причиной времени. А теперь спроси себя – кто я на самом деле?

Что бы понять, кто я на самом деле, нужно понять, где я в пространстве.

Вернемся к разговору о теле, а точнее, к пространству, в котором находится это тело. Считая себя обычным телом, ты принимаешь на веру, что у тебя есть свобода передвижения. Тебе кажется, что отправляясь в дорогу (даже если ты идешь на кухню, чтобы сделать чашечку кофе), ты начинаешь перемещаться в пространстве. Но, чтобы найти ответ на вопрос – кто я на самом деле, тебе необходимо задуматься о реальности твоих передвижений.

Задам тебе очень простой вопрос – если прямо сейчас ты сделаешь шаг вперед (или вправо, или влево), а потом задашь себе вопрос «где я сейчас?», каким будет твой ответ на этот вопрос? Скорее всего, ответ будет – здесь. А если я попрошу тебя пойти в другую комнату и задать себе тот же вопрос, то каким будет твой ответ? Очевидно, что ответ не изменится.

О чем это говорит? Все очень просто – это говорит о том, что куда бы ты ни отправился, в каждую секунду своего пути ты будешь находиться здесь. Движение происходит вокруг тебя (внутри тебя), но ты всегда остаешься неподвижен. При детальном рассмотрении оказывается так, что это не ты идешь на кухню, делать чашечку кофе, а кухня приближается к тебе в процессе якобы твоего движения.

А теперь снова задай себе вопрос, кто я на самом деле, но только с тем пониманием, что ты находишься в центре движения. Любое движение возможно благодаря тебе, но ты всегда остаешься неподвижен.

Кто я на самом деле, учитывая все вышеописанное.

Не знаю, насколько тебе понятно то, о чем говорится в этой статье, но я пытаюсь донести эту тему в наиболее удобоваримом виде. Поэтому и рассматриваю вопрос о том, кто я на самом деле, со всех сторон. На данном этапе мы пришли к следующим выводам – ты не то, во что ты можешь верить, ты не то что можешь сказать о себе, ты то, благодаря чему возможно время, ты то, благодаря чему возможно движение. И все эти выводы мы сделали, пытаясь найти ответ на вопрос, кто я на самом деле.

Давай сделаем еще один вывод. Для этого попробуй представить, что тебя нет. Как только представишь это, задай себе еще один вопрос – если бы меня не было, то что бы тогда было? В поисках ответа на этот вопрос постарайся откинуть все убеждения. К примеру, ты можешь сказать, что все бы осталось, а меня бы не было. Откуда ты можешь об этом знать? Не похожи ли эти мысли на обычную веру или очередное убеждение?

Если ты глубоко проникнешься этим заданием и действительно представишь, что тебя нет, то вскоре ты придешь к выводу, что когда тебя нет – нет вообще ничего. Все существует лишь благодаря тому, что ты есть. Или – у всего есть возможность существовать, лишь благодаря твоему присутствию. А теперь снова задай себе вопрос – кто я на самом деле?

Если бы ты был обычным человеком (этим телом), то мог бы ты быть причиной времени? А причиной движения? А причиной, дающей возможность существованию этого мира? Очевидно же, что, ответом на вопрос, кто я на самом деле, не может быть – человек или тело.

Так кто же я на самом деле?

Учитывая все вышесказанное, мы можем сделать один очень весомый вывод – ты то, благодаря чему у всего остального есть возможность существовать. Вера, убеждения, прошлое, будущее, движение в пространстве, да и вообще – вся эта вселенная, существует благодаря твоему присутствию. Исходя из этого, наиболее близким к истине, ответом на вопрос, кто я на самом деле, будет – я то, что освещает все происходящее, я то, что делает все это реальным, я то, что дает жизнь всему остальному.

Можно ли как-то конкретизировать ответ на вопрос, кто я на самом деле? Ты можешь сказать, что ты Бог, раз благодаря тебе все имеет возможность существовать. Но даже и это утверждение возможно благодаря тому, что ты есть. Другими словами – ты делаешь реальным все, включая и разговоры о Боге.

О том, кто я есть на самом деле, нельзя сказать ничего конкретного. Ты можешь сказать о себе что-то конкретное, но при этом ты должен понимать, что любая конкретика возможна благодаря тебе. К примеру, если ты скажешь, что ты целая вселенная, со всеми ее проявлениями, то и это не будет правдой – это будет всего лишь концепцией, возможной благодаря тебе.

Ты то, благодаря чему возможны все эти концепции и описания тебя, но ты не являешься ни одной из этих концепций. Мне здесь больше нечего добавить.

Если ты хочешь максимально приблизиться к ответу на вопрос — кто я на самом деле, тогда я рекомендую тебе прочесть книгу «Возвращение Домой». В ней собран весь мой опыт духовного поиска. То, с чего я начинал, и то, чем все это закончилось. Скачать книгу ты сможешь пройдя по ссылке ниже —

Кто я такой? Вопрос этот застает врасплох и в зрелом возрасте. Но в памяти сразу всплывает сцена из книги о Гарри Поттере: Хагрид говорит мальчику, что он волшебник. На что тот отвечает: «Я не могу быть волшебником. Ведь я просто Гарри». Путь самопознания занял долгих 7 томов. И это при наличии заклинаний для волшебной палочки. Но в нашем распоряжении тоже есть магические атрибуты: книги, советы психологов и тренеров. Не получилось с первого раза? Ничего, крыса в вазу тоже не сразу обернулась.

Как понять кто я такой

Хорошая новость в том, что все нужные советы уже даны. Мудрость самопознания сформирована еще во времена Архимеда и за все время лишь слегка видоизменилась. Новость плохая: рецепты не помогают. Почему? Есть три причины:

  • Людям выгодно оставаться в детском состоянии беспомощности. Они знают, как нужно поступать, но выбирают привычный комфорт и ничегонеделание.
  • Искреннего желания помочь самому себе недостаточно. На каждый добрый совет нужен еще десяток о том, как его выполнить.
  • Многие ожидают чудес при минимальных затратах энергии. Нетерпеливые исследователи хотят выучить язык за один вечер и стать продвинутым йогом после недели медитаций.

Ниже расписан чек-лист из семи пунктов работы над собой. Чек-лист – это список проверок. Прошли проверку – поставили галочку, вычеркнули пункт, почувствовали облегчение. Список можно скорректировать или дополнить.

Усыновить родителей

Винить родителей в собственных неудачах уже стало трендом. Смысла в этом нет. Во-первых, они воспитывали детей как могли, колонок в психологических журналах не читали, а иногда просто выживали. Во-вторых, взрослая жизнь длится намного дольше, чем детство, поэтому есть все шансы воспитать себя самому.

Но искренне простить человека, на которого привык смотреть снизу вверх, непросто. Еще тяжелее принять факт, что у вас много общего. Инсценировка примирения только оставит осадок в душе, но не принесет облегчения.

Прощение – тяжелый путь, его тяжело начать и невозможно закончить. Но есть несколько хитростей:

  • Попросить прощения можно заочно. В жизни это называется «влезть в чужую шкуру», а в психологии есть метод двух стульчиков.

Как он работает . Возьмите 2 стула. На один сядьте сами, на другой усадите воображаемого родителя. Представьте его в деталях: одежду, особенности внешности, манеру сидеть. Выскажите воображаемым папе или маме претензию. После этого пересядьте на их место и попробуйте оценить ситуацию с точки зрения их реальности. И так можно пересаживаться долго, но не переусердствуйте. То, что копилось годами, невозможно исправить за один раз.

  • Можно не прощать. Только нужно научиться жить с этим. Как ответила героиня фильма на вопрос, сумела ли она помириться с матерью: «мы с мамой договорились, что отказываемся друг друга понимать».

Принять стартовые условия как данность

Мы не выбирали, в какой стране и семье нам родиться. Не выбирали дату рождения и место, в котором росли. Это нужно принять как данность. Если этого не сделать, можно прожить всю жизнь, терзаясь сравнениями: «а вот если бы мне…», «будь у меня…». Такая иллюзия выбора вызывает только сопротивление. Приняв то, что есть, мы закладываем фундамент для принятия самого себя. Тогда мы получаем еще одно «взрослое» право – право выбора. Выбирать, где работать не потому, когда-то родители вынудили закончить ВУЗ, а потому, что так хочется. Жить по собственному сценарию так, как считаешь нужным.

Принять себя, если не получается полюбить с первого взгляда

Полюбить себя – самый спорный, уже набивший оскомину совет. Он вызывает постоянные споры психологов и исследователей. Одни считают, что такой словесный призыв наивен. Это достигается длительными поведенческими тренингами. Другие доказывают, что полюбить себя просто и предлагают себя в качестве наставника. В любом случает полюбить себя нужно, иначе зачем искать путь к тому, чего не любишь.

Мы считаем, что полюбить себя стройного гораздо проще, чем толстого. Или успешного себя уважать можно, а я-неудачник достоин только презрения. На деле все с точностью до наоборот. За простой фразой «полюбить себя» лежит бездонный пласт работы над собой. Звучит высокопарно, но что есть, то есть – копать придется долго и глубоко. Как это сделать от начала и до конца не знает никто.

Нет не только одного совета, нет единой методики. Кто-то исследует себя через попытки полюбить собственное тело. Кто-то пытается наладить социальный контакт, а привычные обнимашки для него уже есть подвиг. Кто-то расстается с иллюзиями о собственном всемогуществе. Нужно искать. Нужно пробовать. Злиться, бросать и снова искать. И в этом трудном деле поможет практикующий психолог и методика «маленьких шагов».

Как она работает . Ставить себе конкретные и измеримые цели во времени, поступках или цифрах. Тогда мы можем наблюдать результат, найти повод гордиться собой и начать прощупывать тропинку на пути к себе.

Неправильная постановка цели. Разбогатеть / Похудеть

Правильная постановка цели. В следующем месяце (срок) заработать на 10% больше (цифра), чем в прошлом / Скинуть за месяц два килограмма. Но перед этим хотя бы взвеситься.

Результат . После оговоренного срока пересмотрите результаты. Дело пошло – ставьте новую цель. Но такую же нестрашную и измеримую.

Дозировать фанатизм

Мы любим бросаться в крайности. Годами пренебрегаем физкультурой, потом приходим в зал, рвем штангу и связки. Плывем по течению, внезапно озадачиваемся вопросом сомопознания и понеслось: тонны литературы, которую не только понять, прочитать невозможно, семинары и бесконечное эхо фразы: «тварь я дрожащая или право имею?».

Не занимайтесь самоанализом на работе, во время отдыха с семьей или встреч с друзьями. Невозможно всю жизнь быть включенным, иначе для расслабления не хватит алкоголя. Отведите на самоанализ определенное время, так вы сможете поговорить с умным человеком в спокойной обстановке.

Различать настойчивость и упертость

Отсутствие гибкости мешает в жизни и на работе. Особенно показательно оно для руководителей. Многие из них ведут себя слишком авторитарно, потому что опасаются расхлябанности подчиненных. Другие, наоборот, играют в демократию и жалуются, что их не воспринимают всерьез. Решение в том, что в какие-то моменты стоит проявить настойчивость, но нужно уметь слушать и слышать окружающих.

Настойчивость – это проявление гибкости и восприимчивость к переменам в достижении собственной цели. Она не проявляется в ущерб собственным принципам, но и не позволяет отгородиться от окружающих. Поиск ответа на вопрос «кто я есть?» – заведомо незавершимый процесс. Человек – открытая система, постоянно меняющаяся и непредсказуемая. Важно понять, какой набор убеждений двигает вас к цели, и корректировать его на пути самопознания.

Соотнести шкалу ценностей и эмоций с помощью простого упражнения

Часто мы считаем ценностью то, что принято делать в обществе. Или хотим хорошо выглядеть в глазах окружающих. Но внутри что-то все время не стыкуется, чувствуется какая-то незавершенность. Для прояснения вопроса есть упражнение.

Упражнение . Разделите лист бумаги на 2 части. В левой напишите 10 ценностей в жизни: сверху – самая важная, и к низу двигайтесь по нисходящей. В правом столбце напишите 10 радостных случаев, тоже в порядке убывания. Теперь сопоставьте эти 2 списка чтобы понять: насколько ценности или приоритеты соответствуют эмоциям по конкретным случаям.

Парадокс, но часто они диаметрально противоположны. Так, напротив занятий спортом оказывается удовольствие от съеденного бургера. Получается, что значимые события жизни будоражат воображение меньше, чем простые житейские мелочи. Тут и возникает вопрос разногласий между понятиями «надо» и «важно». Если они совершенно не совпадают, значит, вы находитесь в самом начале пути к себе.

Прислушаться к струнам души, возможно, они уже давно не звенят

Человек живет в ощущениях: физических, эмоциональных и мысленных. Как понять себя? Время от времени сесть на берег реальной или воображаемой реки и подумать о своем предназначении. Если струны души звенят, стоит продолжать заниматься своим делом. Если нет – нужно работать над собой дальше.

Жизненный совет от Петра Мамонова (актера, музыканта, поэта): «Задайте себе вопрос: зачем я живу? Только так, реально задайте. Если никому сегодня не было хорошо оттого, что я прожил день, значит, я прожил его зря».

Дневник или модный фрирайтинг

Про пользу ведения дневника знают многие. Есть еще один действенный способ понять себя – фрирайтинг.

Фрирайтинг – это способ выявить полезные идеи в общем потоке мыслей.

Как это работает . Взять несколько листов бумаги, ручку, которая пишет, засечь на таймере 20 минут и писать все, что приходит в голову. Не останавливаться ни на секунду, писать свободно и быстро. Можно сделать своей интуиции дополнительную наводку: написать в качестве темы проблему и все отведенное время писать только о ней. Можете задавать себе самые простые жизненные вопросы, сразу отвечать на них, не перечитывая.

Что дает фрирайтинг. Написанные в свободной форме предложения вытаскивают из подсознания проблемы, вопросы, тревоги и их решение. Сначала вы разбираетесь со всеми «залежалыми проблемами»: обидами, чувством вины, злостью. Таким способом можно выяснить отношения с родителями, простить их. Постепенно горизонт начинает высветляться. Появляется энергия, мечты, силы. Теперь уже можно прояснить для себя проблему собственного предназначения, найти любимое хобби или вычислить скрытый талант. Важно делать это регулярно, лучше каждый день.

Вопрос «кто я такой» – самый важный вопрос в жизненном экзамене. В школе преподают синусы и химию, но не учат быть самим собой. Чтобы научиться этому самостоятельно, потребуется смелость, сила, честность по отношению к самому себе, доверие, терпение. Умение жить в гармонии с самим собой и с внешним миром и станет ответом не самый важный вопрос.