Как приветствовать аудиторию при выступлении. Как начать публичное выступление? Учитесь на своих ошибках

Выступление перед слушателями у людей вызывает неприятные эмоции. Не всем дано это изначально. Но научиться выступать на публике возможно. 29 рекомендаций помогут сделать из вас оратора.

1. Разберитесь в теме, которую будете освещать. Скверная подготовка лишает человека уверенности и вселяет страх.

2. Учитесь владеть телом:

  • не теребите руками пуговицы;
  • не переминайтесь с ноги на ногу;
  • не трогайте волосы.

Но и стоять по стойке «смирно» тоже не стоит, используйте жесты, но будьте осторожны, чтобы не переусердствовать. Прорепетируйте движения заранее.

3. Говорите диафрагмой. Это позволит произносить слова громко и внятно. Чтобы этому научиться, встаньте прямо и уложите правую руку на живот, сделайте выдох, задержите дыхание насколько сможете. Со временем увеличивайте интервал. В таком положении мышцы живота расслабляются. Поговорите в этом расслабленном состоянии.

5. Практикуйтесь. В жизни говорите внятно и не так быстро, паузами выделяйте важные места.

6. Поработайте над артикуляцией.

7. Убедитесь, что вы правильно произносите сложные слова, которые присутствуют в вашем докладе.

8. Если возникли проблемы с произношением, начните медленно повторять слово до того момента, пока не запомните как правильно произносить.

10. Чтобы здорово выступить, составьте развёрнутый план речи. Правильно определите цель выступления, чтобы грамотно донести информацию до слушателей.

11. Чтобы ваша речь лучше отложилась в памяти, напишите её на бумаге несколько раз.

12. Целиком запомнить речь бывает сложно. Поэтому разбейте её на маленькие куски и учите каждый кусок отдельно.

13. Знайте аудиторию, для которой вы будете выступать. На разных людей одна и та же речь может производить разное впечатление.

14. Используйте юмор, чтобы привлечь внимание аудитории и разрядить обстановку.

15. Снимите на видео выступление. Учтите ошибки и внесите нужные изменения. Не концентрируйте внимание на недостатках, даже имея дефекты речи, человек может стать прекрасным оратором.

1. Определитесь с типом выступления. Речь бывает:

  • информативной (передача фактической информации);
  • убедительной (убеждение аудитории путём использования эмоций, логики, личного опыта и переживаний, фактов);
  • развлекательной (удовлетворение потребностей собравшихся).

В некоторых выступлениях совмещаются несколько типов.

2. Начало речи должно быть интересным. Начать можно с сообщения главной мысли и нескольких пунктов, которые вы осветите позже. Лучше всего запоминается вступительная часть и заключение, поэтому уделите им должное внимание.

3. Избегайте длинных предложений, сложных слов, запутанных формулировок.

4. Чтобы аудитория вас понимала лучше, используйте сравнения.

5. Повторение – хороший способ напомнить слушателям о важной мысли.

Выступление

1. Есть дюжина секретов, которые помогут успокоиться.

  • Перед выходом к аудитории несколько раз сожмите и разожмите ладони;
  • Медленно и глубоко подышите;
  • Встаньте перед зеркалом и повторите себе, что у вас всё получится, вы спокойны и в себе уверены.

2. Выходя к слушателям, улыбайтесь. Так вы сделаете атмосферу теплее и расположите к себе аудиторию.

3. Попробуйте выступить так, словно вы делитесь историей. Истории нравятся всем, поэтому слушать вас будут заинтересованно.

4. Старайтесь вести себя непринуждённо. Не читайте по бумажке. Не бойтесь импровизировать.

5. Не говорите монотонно. Меняйте интонации, это поможет удержать внимание зала.

6. Вовлекайте присутствующих в дискуссию. Задавайте вопросы аудитории.

7. Захватите с собой воду. Если вы начнёте нервничать, выпейте глоток воды. Пауза позволит вам перевести дыхание и успокоиться, чтобы снова продолжить выступление с новыми силами.

8. Закончите выступление призывом. Если ваши слова побудили слушателей к чему-то, значит, цель достигнута.

9. Перед выступлением не ешьте молочные продукты. Они провоцируют образование в горле слизи. Из-за этого говорить становится сложно. Также лучше отказаться от чеснока, рыбы и других продуктов, обладающих сильным запахом.

18 февраля 2015 в 16:48

Выступление на конференции: что важно знать

  • Блог компании Лаборатория тестирования

Каждый год мы получаем множество вопросов от компаний, касающихся самых разных аспектов участия в конференциях. Как правильно подобрать докладчика, какие самые важные этапы подготовки к участию в конференции и как прочитать свой доклад, чтобы он запомнился и достиг своей цели? Мы решили написать пост, который будет своеобразным FAQ для тех, кто хочет принять участие в SMP Conf , SQA Days , Analyst Days и других наших конференциях.


Как это ни банально, для начала нужно определиться с тем, что вы хотите рассказать. И на какой конференции, что тоже немаловажно. Потому что несмотря на то, что все мероприятия в сфере software-инжиниринга перекликаются, тестировщикам могут быть не очень интересны отдельные аспекты управления проектами, а менеджерам проектов будут не всегда интересны трудности жизни проектировщика интерфейсов. Хотя, безусловно, исключения могут и должны быть - благодаря таким выступлениям специалисты, работающие над проектом, смогут лучше понимать друг друга, но выбор темы из смежных областей накладывает дополнительную ответственность на выступающего.

После определения тематики доклада необходимо выбрать докладчика. На первый взгляд, здесь всё максимально просто: нужно посылать того, кто лучше всего разбирается в заявленной теме. Но здесь возникает очень серьезная проблема: не всегда хороший тестировщик, разработчик или бизнес-аналитик является столь же блестящим оратором. Менеджерам проектов в этом плане повезло несколько больше, но и они не всегда справляются с выступлениями «на отлично».

Выходов из этой ситуации может быть несколько. Очевидно, два самых простых - это «подтягивание» скиллов выстпающего именно в выступлениях до приемлемного уровня или аналогичные процесс для того, кто умеет хорошо выступать, но уже в технических вопросах. Есть еще нетривиальные варианты «Соломонова решения» проблемы вроде «отправить того, кто и не разбирается в проблеме, и не умеет говорить», или «выступим в следующем году». Но эти решения ни к чему хорошему не приведут - либо тема устареет, либо выступление окажется таким невнятным, что все, включая выступающего, предпочтут о нем поскорее забыть.

По ряду причин ИТ-компании обычно принимают решение посылать все-таки того, кто глубже всех погружен в проблему. Отчасти это связано с тем, что выступать в них все умеют примерно одинаково, а вот отвечать на вопросы аудитории проще тому, кто «переболел» проблемой и сам нашел её решение. Отчасти же компании стараются поощрить своих инициативных сотрудников поездкой на конференции, а выступление - это не только хороший способ рассказать всем о компании, но и возможность сэкономить на входном билете (менеджеру на заметку).

Как бы то ни было, чаще всего все же именно технарям приходится тщательно шлифовать навыки выступления перед залом, чтобы выглядеть на конференции максимально убедительно. С чего начинать «жертве», выбранной начальством?

«Как яхту назовешь, так она и поплывет»

После того, как вы определились с проблемным полем своего выступления, нужно набросать план доклада и определиться с названием. Легче всего придумать название после того, как план доклада будет готов. Название должно быть простым и лаконичным, отражать суть излагаемого материала. Говоря простым языком, из названия должно быть совершенно ясно, о чём вы сейчас будете говорить. Если сходу ничего не придумывается, напишите на листке бумаги несколько вариантов, которые пришли в голову, вычеркните самый худший, вместо него напишите еще один, и повторяйте до тех пор, пока не получите искомое или пока не кончится бумага.

Чтобы лучше понимать: «Поиски истины в переговорах с закачиком» - хорошее название доклада. «Некоторые аспекты ведения переговоров с заказчиком при обсуждении сроков и требований» - гораздо хуже, оно более длинное и не содержит в себе никакой интриги. «Переговоры с заказчиком» - совсем плохое, потому что непонятно, о чем именно пойдет речь, и кто должен слушать этот доклад.

Как написать план?

При составлении доклада выделяйте основные тезисы, смело выбрасывайте детали и рассуждения о вечном – ведь любая конференция имеет чёткий регламент, и за короткое время (обычно это 20-40 минут) вам нужно познакомиться с аудиторией, заинтересовать её, чётко изложить весь материал и ответить на возникшие вопросы. Поэтому надо выбрать самое главное, а второстепенное оставить для разговорах на кофе-паузах и афтерпати.

Когда план будет готов, подойдите к зеркалу или к веб-камере и проговорите перед ними своё выступление, чтобы быть точно уверенным, что вы укладываетесь в регламент. Если вместо 20 минут получилось 60, все в порядке - проект доклада требует еще одной итерации. Перечитайте внимательно предыдущий абзац и повторите своё выступление.

Лучше всего заисывать собственное выступление - можно даже банально с помощью смартфона. Просмотрев один раз себя в записи, не надо ужасаться и кидать телефон на пол, или, тем более, кричать в присутствии начальника, что вы ни на какую конференцию не поедете. Помните, что это альфа-версия доклада; буквально за несколько часов её активной «отладки» вы получите доклад, совершенно не похожий на то, что вы увидели с самого начала.

Кстати, рассказывать потом лучше без бумажки и не пытаясь заучить текст. У вас и так будет шпаргалка - ваши слайды в презентации. Кстати, давайте поговорим и о них.

Визуальные образы

Может быть, вы слышали, что более 70% человечества - визуалы? Не зря все доклады в конференцзалах всегда сопровождаются разными упражениями с PowerPoint"ом или чем-то другим в том же духе. Визуальный ряд во время выступления - это тоже очень и очень важно.

Обычно оформление визуального ряда производится в виде презентации, состоящей из наглядных картинок, графиков, кодов и других слайдов. Текст на слайдах должен быть коротким, оформлен большим шрифтом, хорошо видимым из зала. Помните – текстовые слайды создаются не для докладчика, а для облегчения понимания выступления аудиторией. Не нужно втискивать весь доклад в слайды.

При оформлении слайдов на первой и последней страницах разместите логотип компании. В конце концов, проблему вы смогли решить только благодаря тому, что она появилась у вашей компании.
Если где-то нужны скриншоты, схемы, графики - обязательно вставляйте их, причем увеличивая настолько, насколько это требуется. Изображение должно быть прежде всего информативным, а потом уже красивым. Хотя сегодня средства создания презентаций позволяют не искать компромисс между этими вещами.

Если хотите выделиться, попробуйте вместо PowerPoint"а Prezi . Эта система создания презентаций, ко всему прочему, автоматически складывает их в «облако», и вы не забудете выложить перезентацию на SlideShare.

Как привлечь к себе внимание

Но все-таки даже самая лучшая презентация не всегда способна вам дать то, что так нужно любому докладчику на любой конференции: обратную связь. Как заставить зал реагировать на себя, задавать вопросы, высказывать мнение? Все очень просто: нужно задавать вопросы самому.

Вопросы могут быть достаточно серьезными, а могут быть и веселым. Не бойтесь выглядеть глупо – на самом деле этого довольно сложно добиться. Наоборот, чем серьезнее тема, тем более нужными становятся вопросы, позволяющие на две минуты отвлечься от неё. К примеру, спросите, что продал Стив Возняк, чтобы основать компанию Apple (Википедия говорит, что это был калькулятор) - и реакция зала вам обеспечена.

Обязательно приводить примеры из жизни, можно рассказывать интересные короткие истории – всё это разнообразит ваше выступление и привлечёт внимание слушателей. Не обязательно кейсы должны быть из вашего собственного опытка: хороший кейс с Хабра, Quora или любого другого сайта тоже улучшит ваше выступление, только не забудьте упомянуть его автора.
Важный совет для того, кто не очень часто выступает на публике: не старайтесь говорить все время в одном темпе и с одной интонацией, как диктор в выпуске новостей. Пользуйтесь возможностями своего голоса: на наиболее важных местах понижайте его, если решите пошутить – повышайте. Если в зале стоит гул разговоров – не старайтесь перекричать его, уверенное и интересное изложение материала заставит прислушиваться к докладчику, и разговоры прекратятся. Важное значение имеет и работа с микрофоном – нельзя держать его вплотную к губам или слишком далеко ото рта.

Хочется отдельно высказаться по поводу призов за вопросы из зала. Если уж вы беретесь давать их, то постарайтесь выбрать действительно хороший вопрос, и запастись действительно хорошим призом, иначе вы будете выглядеть несколько двусмысленно. Футболки с логотипом вашей компании могут не подойти по размеру тому, кто задал вопрос, да и виски с кофе любят тоже не все. Поэтому разыгрывайте то, что всем понравится - например, iPad:)

Самое важное

Как то ни странно, но просто приходите пораньше. 95% всех накладок можно разрешить в течение пяти минут, но пять минут перед началом конференции и пять минут во время вашего выступления - это как пять минут у банкомата и в очереди к нему. Поэтому не ленитесь лишний раз проверить, как работает ваша презентация - организаторы, конечно, тоже это все сделают, но вы знаете своё творение лучше и сможете заметить больше «косяков».

Кстати, накануне лучше лечь пораньше - наши конференции обычно начинаются рано утром, на свежую голову всегда выступать легче и приятнее. Как, впрочем, и слушать выступления.

Что ж, надеемся, что эти советы были не слишком скучными и кому-то пригодились. Ждем вам на наших конференциях с новыми докладами во всеоружии!

Лучше всего запоминается первая и последняя информация — закон края

По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорим о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас появится масса вариантов, как Вы сможете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией.

Однажды Дейл Карнеги спросил ректора одного из университетов, какой важнейший урок он как оратор вынес из своей многолетней практики. Подумав с минуту, ректор ответил: «Найти эффектное начало, чтобы сразу завладеть вниманием слушателей». Никто не будет спорить, что начало выступления – это очень сложный и вместе с тем ответственный этап речи, когда слушатель ловит каждое наше слово.

Еще в 19 веке Герман Эбингауз установил закон края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце речи. Именно поэтому, какой бы теме ни было посвящено ваше выступление, его начало нельзя пускать на самотек. Учтите, от того, как Вы начнете говорить и насколько Вам удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления!

Цель вступления – настроить слушателей на восприятие информации и сразу привлечь их внимание. Поэтому первые слова должны быть просты, доступны, понятны и интересны, чтобы зацепить слушателей. Разумеется, вступительные слова должны быть не только острыми, складными, цепляющими внимание аудитории, но и, собственно, соответствовать предмету выступления.

Вступительная часть речи – это идеальный момент для оратора, чтобы:

1.Показать себя человеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным.

2.Настроиться самому и настроить аудиторию на общение:

а)вызвать интерес аудитории к себе, овладеть вниманием;

б)установить зрительный контакт с аудиторией;

3.Подготовить благоприятную психологическую атмосферу для восприятия речи:

а)пояснить намерение;

б)сформулировать задачу;

в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться, то есть, сообщить план выступления.

Стоит отметить еще один момент. Это проблема «доречевого» представления оратора. Как писал Дейл Карнеги «…еще до того, как мы начали говорить, нас одобряют или порицают…» Поэтому будьте готовы в силу обстоятельств сказать несколько слов, напрямую к делу не относящихся, но необходимых слушателям для того, чтобы настроиться на общение. Для этого можно использовать положительные замечания о составе аудитории, обстоятельствах встречи, отношении к теме и т.п.

Чтобы не теряться и не мучиться догадками, что же сказать в каждом конкретном случае, имейте в своей «копилке оратора» несколько таких вариантов, которые со стороны будут казаться изящными импровизациями.

Но главное во вступлении – привлечь внимание, установить контакт, подготовить к восприятию речи.

С чего начать выступление

Итак, начало… Каким оно может быть? Пусть Вас не смущает некоторая «академичность» изложенного ниже материала, просто возьмите на заметку при подготовке речи тот вариант вступления, который в вашем случает будет наиболее органичным и приемлемым.

1.Обычное начало

Оно сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Содержание этого вступления напрямую связано с содержанием речи, представляет его. Этот вариант хорош для деловой речи в доброжелательно настроенной аудитории:

Сообщение причины

Сообщение причины, заставляющей оратора выйти на трибуну

Друзья! Подняться на эту трибуну меня заставило желание раскрыть принципы эффективной работы в нашей компании.

Сообщение цели выступления

Уважаемые партнеры! Я вышел на эту трибуну для того, чтобы дать некоторые разъяснения маркетинг-плана нашей компании.

Обоснование темы выступления

В последнее время все больше и больше людей приходят работать в нашу компанию, и это можно объяснить тем, что …

Постановка проблем

Этот тип начала речи хорошо в том случае, когда оратор затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса или считает, что аудитория недооценивает серьезность проблемы. Некоторые сотрудники не уделяют внимание своему личностному развитию, но именно собственной совершенствование, овладение новыми знаниями, умениями позволяют достигнуть больших успехов в нашей компании.

Указание на единомышленников и сторонников

Иногда оратору приходится выступать против сложившегося мнения, возражать руководителям высокого ранга и т.п. В этом случае он можете опереться на мнение большой группы людей, подчеркнуть весомость своего выступления ссылкой на поручение компании, ее сотрудников. Дорогие друзья! Сегодня здесь я представляю около десяти тысяч жителей Республики Татарстан, которые являются сотрудниками нашей компании.

Исторический обзор

К этому типу вступления прибегают в тех случаях, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указанию на долгий путь принятия решения, подчеркивает его продуманность, весомость. Наша компания является одной из самых быстро развивающихся компаний в городе. Только за последний год в нашу компанию пришла работать тысяча человек, несколько десятков тысяч стали потребителями продукции нашей компании…

2.Продуманное начало

В этом случае на время забудьте о посторонних замечаниях о составе аудитории или погоде, каждое предложение должно быть выверено. Больше подходит для недоброжелательной, критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда слушатели очень невнимательные, несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание публики, или что еще важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории.

Притча, легенда, сказка

Тут следует помнить, что это должна быть не абы какая легенда, а именно связанная с темой вашей речи. То есть, ее мораль и смысл должны помогать разрешению поставленной в речи проблемы. Причем оратором обязан сам обосновать эту связь, а не оставлять эту работу слушателям. В одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, обладавшем волшебным свойством: в его звоне каждый путник слышал тот напев, который ему хотелось услышать. Как часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды: одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже они видятся людям.

Афоризм

Он может выполнять ту же роль, что и притча, или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно, если Вы выступаете перед критически настроенной аудитории. Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите: «Колеблется, но не тонем» — гордый девиз, который в наше время мог стать девизом все нашей планеты.

Один из лидеров network marketing начал свое выступление о необходимости работать со спонсором следующим образом: «Лучший спонсор достается дистрибьютору, который его достает».

Аналогия

В этом случае оратор использует аналогию, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль. Уважаемые друзья! Я хотел бы поздравить вас с началом года. Начало у нас хорошее. А пословица гласит: «Хорошее начало – полработы». Для того чтобы ее вторая половина была не хуже, а мы будем работать, я думаю, не день, не два, и не год, у меня есть два предложения…

Когда К.А.Тимирязев в апреле 1930 года читал лекцию в Лондонском королевском обществе, то свое выступление он начал так: «Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лапуне, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посуду, то на нечто вполне равнозначное – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей».

Сопереживание

Заключается в привлечении яркого интригующего эпизода, необычного факта, приковывающего внимание аудитории и заставляющего ее переживать вместе с вами; желательно, чтобы оно сочеталось и с эмоциональной манерой преподнесения текста.

Лекцию о законе всемирного тяготения обычно начинают так: «Великий английский физик Иссак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, который формулируется следующим образом….» Хотя можно было бы начать торжественно и загадочно: «В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке. Этим ребенком и был Исаак Ньютон. Тот самый Ньютон, на голову которого в саду свалилось большое яблоко, что и привело его к мысли о законе всемирного тяготения. Я думаю, что если бы с двухметровой высоты яблоко упало на голову кого-нибудь из сидящих в зале, он смог бы додуматься и не до такого закона».

Апелляция к непосредственному интересу аудитории

Свяжите тему выступления с жизненно важными интересами ваших слушателей. Начните с замечания, которое напрямую затрагивает интересы аудитории. Ведь не секрет, что мы питаем живейший интерес к тому, что глубоко касается лично нас. Правда, используя этот прием, оратор должен хорошо знать, что именно волнует слушателей, и усилить интерес к затронутой проблеме. Пример из книги Дейла Карнеги: «Известно ли вам, какова расчетная продолжительность вашей жизни? Продолжительность жизни, как утверждает статистика службы страхования, составляет две трети разницы между вашим настоящим возрастом и восьмьюдесятью годами. К примеру, если вам 35, эта разница равна 45. Ожидаемая продолжительность вашей жизни составляет две третьих этого периода, то есть еще 30 лет. Достаточно ли этого? Нет! Все мы жаждем прожить дольше. Тем не менее, эти данные основываются на многомиллионной статистике. Тогда есть ли у нас шанс их опровергнуть? Есть, если принять необходимые меры предосторожности, и самым первым шагом на этом пути будет тщательное медицинское обследование…»

Юмористические замечания, анекдот

Касающиеся непосредственно темы выступления. Так, например, одни спикер начинает свою лекцию про цели следующим образом: «Попадает праведник в рай после смерти. Встречается с ангелом. Ангел ему говорит: «Вон, видишь дом на берегу моря – вот такой мог быть у тебя. А вон, видишь, поехал 600-й «Мерседес» — вот такой мог быть у тебя». – «А почему у меня этого не было?» — спросил праведник. – «Ну, ты ведь сам заладил: «Запорожец», «Запорожец».

Однажды в жаркий летний день (температура была +32) оратор начал свое выступление следующим образом: «Какая теплая атмосфера в нашем зале…» Естественно, все присутствующие засмеялись, и лекция началась успешно.

В холодном зале один оратор начал свое выступлений так: «Да, сегодня у нас очень прохладно. Что ж, значит, никто из вас не испортится». Такое начало вызвало улыбки на лицах и вступление с первых минут привлекло внимание всех слушателей.

Постановка проблемного вопроса

Задайте вопрос. Это побуждает публику думать и рассуждать вместе с оратором, одновременно привлекая внимание аудитории.

«Жизнь осыпает нас дарами – деньгами и почестями, но при одном условии, — говорил Эльберт Хаббард. – И это условие – инициатива. А что такое инициатива? Я вам отвечу: это значит действовать правильно и без подсказок»

Один спикер свое выступление о лидерстве начал с заявления: «Кто хочет получить 100 долларов? Подойдите к сцене». Большинство сидели в замешательстве, некоторые нерешительно зашевелились, и только один человек направился к сцене». Он эти деньги и получил. Лучше иллюстрации к теме «Лидерство» придумать невозможно.

Апелляция к авторитетам

Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Ссылка на высказывание великого человека всегда вызывает большой интерес. Например, так: «Как сказал Харви Маккей: «Мелочи не значат ничего – они решают все».

Рассказ, история из личной жизни, конкретный пример

Прекрасный образец начала вступления демонстрирует К.И.Чуковский в известной оксфордской речи. Он первым из советских писателей, после нескольких десятилетий полного отсутствия неофициальных контактов, в период хрущевской оттепели приехал в Англию. Выступление в Оксфордском университет писатель начинает с простого и доброго рассказа о своей первой встрече с английской литературой: как в детстве получил в награду за пойманного попугая книжку на английском языке, как с трудом разбирал текст, поминутно заглядывая в словарь, как, несмотря на это с каждой страницей все больше влюблялся в героя, в автора, в литературу, в страну, и о том, что из этого вышло: английская литература прочно вошла в его жизнь, повлияв на его судьбу. Это выступление позволило оратору постепенно завоевать доверие английской публики.

Наглядный материал

Простейший способ завладеть внимание – продемонстрировать аудитории какой-нибудь предмет. Как-то мой знакомый на одной конференции начал с того, что поднял вверх пятидолларовую купюру и спросил: «Что у меня в руках?» Это сразу привлекло внимание всех присутствующих в зале.

3.Неожиданное начало

Когда оратор, взволнованный каким-то событием, начинает речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство: «Я должен говорить, но я еще слушаю… Недавно я присутствовал на подведении итогов работы за год в одной компании. Я был потрясен, приятно потрясен той атмосферой, в которой это все происходило. В дополнение к этому был еще и торжественный бал. На следующий день я проводил тренинг. И начал с того, что открыто сказал о своих чувствах и эмоциях. Таким образом, я привлек к себе внимание и объединился с участниками тренинга.

Один оратор начал свое выступление перед публикой следующим образом: «Некоторые заявляют, что в network marketing есть следующие преимущества: отсутствие начальников, свободное время, свободных график работы и так далее. А я заявляю, что это большой минут и недостаток в нашем бизнесе. И вот почему…» Дальше он начать раскрывать свою тему выступления и все закончилось так, как необходимо – все осознавали действительные преимущества network marketing. Но главное, его слушали с самого начала. Он сумел с помощью неожиданного начала привлечь внимание слушателей и удерживал его до самого финала.

Разновидностью неожиданного вступления может быть начало вашей речи с интриги. Как-то на тренинге по ораторскому искусству, который я проводил в Крыму, один участник начал свое выступление следующим образом: «Доброе утро! Я очень рада снова встретиться с Вами здесь. Позапрошлый век. Холодный Петербург. В кабинете редактора «Современника» находится юноша. Он одет в старенькое пальто. У него до того привыкли зябнуть руки, что он не держит их нормально, а все время поджимает. И этот человек пришел к Панаеву, чтобы потом, впоследствии, стать великим поэтом-писателем, одним из корифеев русской литературы, которого назовут «певец горя народного». Этот человек сказал: «Воля и труд человека дивные дивы творят». Вы, возможно уже догадались, что речь идет о Николае Алексеевиче Некрасове… Сегодня мы с вами побеседуем о том, как воля, труд и непреодолимое желание помогут нам с вами у себя сотворить дивное диво и помочь другим пробрести его…»

Какие ошибки совершают во вступлении

Хотите, чтобы аудитория разочаровалась в вас как в ораторе с первых же секунд выступления? Тогда смело начинайте свою речь с фраз типа «Я не оратор…», «Я не успел подготовиться…», «Мне нечего вам сказать…» и прочих «извинений». Впрочем, есть и другие варианты провальных вступлений:

— Я хочу начать свое выступление (Вы уже начали свое выступление, так что извольте говорить по существу);

— Если Вы позволите, то я начну говорить (Вы спрашиваете позволения? Тогда отчего же продолжаете речь, не дожидаясь реакции слушателей?)

— Мне хочется вам сказать (хочется, так и говорите, тем более что уже начали говорить)

— Вот здесь, как Вы слышали, многие говорили, что (сколько сорных слов, но все они говорят о неуверенности выступающего и действуют почти гипнотически по расхолаживанию зала…)

— Почти все, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но раз я вышел на трибуну (худший вариант начала, так как большинство слушателей про себя скажут, что лучше бы не выходил).

Постарайтесь избегать этих ошибок, а нелишним будет накануне выступления продумать, какие еще специфические, касающиеся именно вашей темы ошибки возможны. Разумеется, для того, чтобы предотвратить их.

Резюме

Итак, лучше всего запоминается первая и последняя информация. По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорили о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас теперь появилось масса вариантов, как Вы можете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией. Эффектных Вам выступлений.

А если Вы желаете на практике «прокачать» навыки публичных выступлений, то переходите по ссылке сюда: https://goo.gl/NpVFMr

Если статья понравилась, то добавьте ее в закладки, чтобы не потерять на просторах интернета и поделитесь ее с друзьями с помощью кнопок социальных сетей ниже.

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P . S . Помните, спикерами не рождаються, ораторами становяться!

Остановимся подробнее на начале выступления. Из чего оно складывается?

1. Выход оратора на сцену. Помните – у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Внимательно следите за позой, походкой, манерой держаться.

2. Выдержав паузу, оратор дожидается тишины.

3. Оратор приветствует аудиторию.

4. Оратор переходит к основной части выступления. Однако прежде чем произнести речь, обращаясь к аудитории, ему стоит проделать ряд подготовительных мероприятий.

Аудитория, не готовая к выступлению оратора, не сможет адекватно воспринять произносимую им речь. Для того, чтобы «разогреть» слушателей, ораторы нередко используют прием, именуемый зачином. Зачин – это первые фразы, произносимые оратором в процессе его выступления. Он необходим для установления контакта с публикой и привлечения к себе внимания.

Таким образом, мы можем выделить следующие задачи зачина:

1. Зачин привлекает внимание слушателей.

2. Он способствует налаживанию эмоционального контакта со слушателями.

3. Он готовит аудиторию к контакту с оратором.

Мы можем выделить около двадцати различных видов зачинов, однако, сегодня мы рассмотрим основные восемь.

2. Событие, пережитое лично. Факты из жизни оратора и истории, основанные на реальных событиях, всегда отлично воспринимаются аудиторией и легко привлекают к рассказчику внимание.

4. Нестандартный вопрос. Нестандартное начало лекции – отличный способ активизировать не только внимание публики, но и её мыслительные процессы.

5. Попробуйте использовать парадоксальное начало. В самом начале лекции попробуйте начать разговор с аудиторией на тему, на первый взгляд, абсолютно никак не связанную с основной идеей повествования. Это приведет к тому, что слушатели начнут волей-неволей прислушаются к вам, стараясь найти закономерность, связывающую их. Со временем вы можете провести параллели между рассматриваемой темой и зачином, объясняя его суть. Однако, главного эффекта вы все же добьетесь – внимание публики будет сосредоточено только на вас и вашей речи!

6. Заинтригуйте публику. Попробуйте максимально задействовать воображение публики, посоветовав слушателям нарисовать в уме необычную картину или представив необычную ситуацию с нестандартной развязкой.

7. Подготовьте интересные факты, способные вызвать у аудитории сильные эмоции.

8. Удивите аудиторию впечатляющими цифрами. Ничто не может произвести на слушателей такое впечатление, как цифры с большим количеством знаков. Помните об этом и не бойтесь использовать этот прием для того, чтобы привлечь и надолго удержать внимание слушателей.

Рассмотреть дополнительные варианты зачинов, которые непременно пригодятся вам в будущем, вам поможет

Вступление является необходимым элементом любого публичного выступления. Вступление различается в зависимости от подготовленности аудитории: в хорошо подготовленной аудитории оно может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Зачин нужен для того, чтобы завладеть вниманием ауди-

тории, захватить ее внимание. Ф. Снелл писал: «Первое предложение можно сравнить со стуком торгового агента в вашу дверь».

П. Сопер, уделявший очень большое внимание проблеме захвата внимания аудитории, отмечал: «Повлиять на безразличную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против ваших воззрений... Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение. Слушатель также бывает в состоянии инерции покоя и движение. Поэтому введение – наиболее важная часть информационной речи».

Рассказывают такой случай. Один фермер продавал мула. Покупатель подал несколько команд, но мул не выполнил их.

– Твой мул глух, – сказал покупатель.

Фермер не сказал ни слова, взял дубинку и ударил мула промеж глаз. Затем он что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался со всей скоростью.

Покупатель был изумлен.

    Зачем ты долбанул его дубинкой? Фермер ответил:

    Сперва надо привлечь его внимание... Внимание действительно надо сначала привлечь. Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте... Внимание бывает непроизвольное – такое внимание возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное – поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать, в первую очередь, произвольное внимание. Исследования показывают, что для этого нужно создать у слушателей установку на внимание.

Приемы захвата внимания

Практикой выработан целый ряд эффективных приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор.

– Апелляция к событию, времени, месту.

«Начните с того места, где вы находитесь», – советует П. Сопер. Скажите: Мы собрались сегодня в аудитории, в

которой... Вот висит портрет Ленина... Сегодня годовщина... Два месяца назад я выступал в этой же аудитории, и тогда... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают... Сегодня утром в последних известиях сообщили и т. д. и т. п.

Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

– Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем. Вот что писал на эту тему Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересовались бы беседой «Как составлять наши собственные завещания» (с. 65).

П. Сопер дал любопытную классификацию интересов людей, затронув которые, мы обеспечим себе внимание аудитории.

Он выделил «основные интересы» людей:

вопросы жизни и смерти;

здоровье;

профессия;

социальный престиж;

опасность;

безотлагательные мероприятия.

Кроме них, он включил в число вызывающих общий интерес такие проблемы, как: патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к бессловесным страдальцам.

«Групповые интересы», по П. Соперу – это подкуп в местном самоуправлении, налоги, воздух, проблема преступности по месту жительства.

«Злободневные интересы» – эпидемии, избирательная кампания, новый закон, положение в мире.

«Конкретные интересы» – автомобиль, дом, пища, вещи обихода, то есть то, с чем мы ежедневно соприкасаемся.

Нетрудно заметить, что интересы, выделяемые П. Сопером, в основном американские, но важно понять принципы выделения таких интересов.

– Возбуждение любопытства.

Затроньте необычный факт, который показывает слуша-

телям, что они еще не все знают. Например: «Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира?» – «Как? В каких?»

Пообещайте рассказать «о чужих землях и народах, таинственных происшествиях, чудесах прошлого и настоящего» (П. Сопер).

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: а как же оратор разрешит этот парадокс? Ср.: «Эйнштейн сказал, что образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Правильно ли это?» Или: «Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим?» Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?».

Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед дилеммой: механизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения – аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но ей захочется, чтобы эту проблему решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено.

Л. П. Гроссман в книге «Об искусстве лектора» (М., 1970, с. 17) приводит пример постановки дилеммы в начале публичного выступления А. В. Луначарским, который выступал на тему «Пушкин и Некрасов». А. В. Луначарский начал свое выступление так:

«Плеханов вспоминал, что на похоронах Некрасова Достоевский сказал над могилой: «Он был не ниже Пушкина». Но целый хор молодых голосов из толпы закричал: «Выше, выше!». Достоевский сделал усилие, поморщился и сказал: «Не выше, но и не ниже Пушкина». И опять хор молодых голосов: «Выше, выше!» И за этим хором голосов стояло много сознательных элементов тогдашней России.

Так кто выше?»

– Обращение к борьбе, конфликту.

Дейлу Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы».

П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что

задевает приключенческую жилку; «ищите конфликт: столкновение в борьба вызывают невольный интерес». Вспомните: люди охотно наблюдают за бытовыми конфликтами на улице, остановятся поглазеть на драку, пожар, аварию и т. д. Объявив в самом начале выступления о том конфликте или драматической ситуации, о которой вы намерены рассказывать, вы завоюете внимание аудитории. Стоит оратору сказать: «Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью... – и аудитория сразу встрепенется» (П. Сопер, с. 137). Или еще вариант начала: «Ссоры между мужем и женой – обычное дело в семьях. Почему это происходит?» Или: «На днях я был свидетелем бурного конфликта в очереди. Из-за чего все началось?..»

– Демонстрация какого-либо предмета.

Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем, в ней нет ни слова правды...»

Или: «Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. А значок этот – «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране?»

– Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из Вашей жизни, о прочитанном вами.

Можно рассказать о своих переживаниях, ощущениях: «Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что...». Другие возможные варианты «рассказа о себе»: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора... Недавно я прочитал, что... Однажды со мной произошел такой случай... Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мною в купе оказался очень интересный попутчик... и т. д.

– Цитирование знакомого.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, обработано так, чтобы вызвать интерес у слушателей.

– Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал...»; «Говорят, Петр I говорил своим сподвижникам...»; «Эйнштейну принадлежит очень любопытная фраза...» и т. д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко

заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

– Исторический эпизод.

Начать можно так: «В XVIII веке при французском дворе был обычай...»; «Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века...»; «Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем, мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних пародов. «Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято...» и т.д.

Например: «Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о...», «Сегодня утром в программе «Время деловых

людей» я услышал любопытное сообщение...»; «Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что...» и т. д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей обязательно будут люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слушал) тоже...» и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать. Еще неплохо привести некоторые подробности: «Часов в одиннадцать по «Маяку»...», «Утром, я как раз уже собирался уходить, стоял в коридоре и услышал...» и т. д. Дополнительные подробности – когда, где, в каких условиях вы получили информацию, которой делитесь со слушателями, оказывает дополнительное притягивающее» действие.

– Постановка проблемного вопроса и ответ на него. Данный прием захвата внимания рекомендован Д. Карнеги; его ограниченность в том, что разная аудитория по-разному реагирует на такое начало – малоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое начало более пассивно, нежели подготовленная.

– Риторический вопрос.

Если риторический вопрос задается эмоционально, после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована – другими, бо-

лее конкретными риторическими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно, «красиво».

– Изложение цели и задачи выступления.

Данный прием действенен только в очень компетентной аудитории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в проблеме и внимание их уже фактически обеспечено самим интересом к теме.

Есть и некоторые чисто «технические» способы захвата взимания:

    произнесение намеренно громкой фразы;

    совершение необычного действия (например, слушатели долго не успокаиваются, и оратор начинает долго что-то искать в своем портфеле: все утихнут, с любопытством наблюдая – что же такое важное он там ищет?

Можно указать и на некоторые неправильные приемы в начальной части выступления:

Не говорите, что вы не оратор.

Не начинайте выступление с извинений.

Не начинайте выступление с шутки.

Последняя рекомендация особенно важна для нашей аудитории. Американская аудитория, например, допускает такое начало и положительно реагирует на шутку в самом начале, но русская аудитория подобное начало не считает приемлемым, не привыкла к нему и оценит такое начало скорее как неудачное, как свидетельство несерьезности оратора или расшифрует шутку как стремление оратора изо всех сил понравиться аудитории. Если же какой-либо коммуникативный прием расшифрован, его действие равно нулю и он даже ухудшает коммуникативную позицию оратора.

Однажды оратор, который должен был выступить перед аудиторией преподавателей вузов на темы экологии (а лекцию об экологии аудиторию вынудили слушать), чтобы завоевать внимание и расположение аудитории, начал свою лекцию так: «Все мы любим выпить (?!)... Но чтобы выпить, надо ведь иметь, чем закусить (?!). А чтобы иметь чем закусить, надо чтобы это выросло... А чтобы выросло, нужна хорошая экологическая обстановка... Вот мы и поговорим сегодня о значении экологии в жизни человеческого общества!» Такое начало вызвало недоумение и смешки в аудитории, и оратор был воспринят как несерьезный. «Фигляр»,

сказала о нем одна из слушательниц. Слушать его аудитория не захотела. Так что с юмором в начальной стадии выступления надо быть очень осторожным. Не полагайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления.