Как увеличить словарный запас русского. Богатый словарный запас — показатель интеллектуального развития человека. Способы расширения словарного запаса

Как известно, сначала было Слово. Очевидно, что с тех пор слов стало намного больше, благодаря чему мы сегодня можем читать и писать, формулировать свои мысли и добиваться максимальной точности передачи их смысла окружающим. Хотя время от времени приходится признать, что слова подводят. Часто ли вы произносите фразу «у меня просто нет слов!»? И не только потому, что эмоции действительно сильнее любых формулировок. Просто порой обычных и привычных слов действительно оказывается недостаточно. И тогда вам ничего не остается, кроме как увеличить свой словарный запас.

Или хотя бы расширить свой лексикон сообразно тем новым задачам, которые возникли перед вами и потребовали более богатого, развитого языка. Что бы это ни было – новая работа, необходимость выступить перед большой аудиторией или просто желание самосовершенствования - развивать свой словарный запас можно и нужно. Мы поделимся с вами эффективными способами улучшить словарный запас, причем без лишних слов (простите за каламбур, но для расширения словарного запаса без этого никак).

Большой словарный запас, или как пополнить набор слов
Наука о языке использует для обозначения словарного запаса красивый термин: лексикон. И это название лучше передает суть понятия, ведь лексикон – это не просто «архив», беспорядочное накопление словарных единиц, а совокупность всех слов, которыми владеет человек, пользуется социальная группа или располагает язык. Здесь сразу требуется уточнение: владеть и пользоваться – это далеко не всегда одно и то же, в том числе по отношению к словам. Поэтому лексикон, или словарный запас, характеризуется видом:

  1. Активный словарный запас – то количество слов, которым вы пользуетесь постоянно, каждый день, в общении с близкими, коллегами и всеми окружающими, а также слышите по телевизору и вокруг себя и можете в любой момент использовать, не задумываясь о них специально. Активный словарный запас находит воплощение в вашей устной речи и письме, сообщениях в социальных сетях и т.п. Главный признак активного словарного запаса – это пассивность, с которой вы его используете, то есть отсутствие необходимости прилагать усилия, чтобы подобрать какое-то слово специально или припомнить его значение.
  2. Пассивный словарный запас – это все известные вам слова, включая те, значение которых вы понимаете, встречая в устных или письменных источниках, но никогда (или крайне редко) используете в своей речи. Разумеется, пассивный словарный запас намного (даже в несколько раз) больше активного. При желании и/или необходимости вы можете напрячь память и выудить из нее слова пассивного запаса. Но в повседневной практике это неиспользуемый «архив», и в этом смысле определение «запас» подходит ему как нельзя лучше.
  3. Внешний словарный запас – это понятие используются, как правило, в психолингвистике для обозначения неизвестных конкретному человеку слов, относящихся к специфическим отраслям знаний. Эти слова не будут поняты человеком, если он услышит их или встретит в тексте. Такое себе «слепое пятно», в зоне которого находятся, как правило, узкие профессионализмы, специальные термины, неологизмы, вычурные архаизмы и т.п.
Границы между разными видами словарного запаса зыбкие, размытые и постоянно колеблющиеся в ту или иную сторону. По мере взросления и интеллектуального развития человека его лексикон увеличивается: если первоклашка в среднем использует около 2000 слов (активный словарный запас), то к выпускному классу это количество увеличивается примерно до 5000 слов, и больше ему просто не нужно для повседневной жизни. Львиная доля приходится на активный словарный запас. Обладатели диплома о высшем образовании расширяют свой словарный запас приблизительно до 10 000 слов, но среди них уже намного большая часть относится к пассивному запасу, применяемому лишь изредка, по случаю.

Словарный запас эрудированных людей может насчитывать и 30 000, и 50 000 слов. Очевидно, что лишь малая часть из них относится к активному запасу, который применяется для повседневного общения с окружающими. Остальные слова можно счесть пассивным запасом, который эрудиты задействуют лишь в общении с такими же интеллектуалами или при чтении сложной литературы. При этом их пассивный словарный запас для большинства среднестатистических людей будет внешним лексиконом, то есть попросту неизвестным.

Как расширить свой словарный запас
Сфера деятельности, круг общения и образ жизни накладывают отпечаток, но даже невзирая на них каждый желающий может увеличить свой словарный запас. Даже сейчас, дочитав статью до этих строк, вы могли пополнить свой словарный запас новыми для себя лексемами (словами). И можете продолжить расширять словарный запас, взяв на вооружение проверенные временем и рекомендованные филологами упражнения по развитию словарного запаса:

  1. Общение – устное и письменное. Словарный запас – это, по сути, инструмент, которым вы пользуетесь с определенной целью (озвучить свои соображения, желания и выводы). Любой навык усиливается от активного применения и наоборот. Значит, для развития словарного запаса нужно пользоваться им как можно больше. Общаясь, вы увеличиваете свой словарный запас за счет двух приемов. Во-первых, перенимаете новые слова от своих собеседников. Во-вторых, стараетесь подобрать слова для более точных формулировок, тем самым переводя их из своего пассивного словарного запаса в активный. Можно сказать, что словарный запас растет пропорционально кругу общения. Поэтому не ограничивайте список собеседников и старайтесь включать в него разных, непохожих друг на друга людей. Разговаривайте с попутчиками в транспорте, продавцами-консультантами, коллегами, соседями, товарищами в спортзале и на курсах вождения, переписывайтесь на форумах и страницах соцсетей.
  2. Чтение. Книга (а также газета, журнал, интернет-СМИ и даже объявление на афишной тумбе) – неиссякаемый источник информации. В зависимости от задач, выбирайте классическую художественную, научно-популярную или специальную литературу и уделяйте чтению не меньше часа ежедневно. Чтобы улучшить словарный запас быстрее и эффективнее, читайте вслух. Проговаривание слов способствует лучшему запоминанию. Еще полезнее для развития лексикона читать непосредственно словари. К вашим услугам толковый словарь, словарь синонимов, словарь редких слов, орфографический словарь и множество других, специализированных справочников.
  3. Слушание. Если нет времени читать книги или болтать без особой цели, можно увеличить словарный запас с помощью прослушивания аудиокниг и песен. В этом случае происходит восприятие текста на слух, но вы не видите слов перед собой. Для людей-«аудиалов» этот способ подходит идеально. В аудиоформате можно найти практически любую книгу, от исторических романов до сборников афоризмов. Запишите ее в плеер и слушайте по дороге на работу, в автомобильных пробках и/или перед сном.
  4. Запоминание. Чтобы не только пополнить свой словарный запас, но и привести его большую часть в активное состояние, слова нужно не только узнавать, но и запоминать. Лучший способ запомнить что-либо – это повторить лично. Пересказывайте прочитанные и/или услышанные тексты, причем как можно ближе к тексту, стараясь сохранить авторский стиль и манеру изложения. Заучивайте стихи, тексты песен и определения специальных терминов. Это один из самых эффективных методов расширить словарный запас, используемый даже в школьном обучении.
  5. Изучение иностранного языка. Словарный запас не может и не должен ограничиваться одним языком – учите иностранные. Например, русский язык состоит примерно из полумиллиона слов, английский – 250 000 слов, японский – больше 50 000 слов. Чем больше новых языков вы изучаете, тем больше связей устанавливаете между ними и тем проще вам вызвать их из памяти в нужный момент.
  6. Ведение дневника. Допустим, по какой-то объективной или субъективной причине вы не можете позволить себе языковые курсы, у вас нет времени на чтение и желания на активную переписку. Тогда пишите для себя. Это не самый быстрый и действенный, но все же работающий способ увеличить словарный запас. Расширение лексикона происходит за счет необходимости формулировать все те мысли, которые обычно остаются в форме эмоций и побуждений. Чтобы перенести их на бумагу, вам придется подыскать подходящие слова, и наверняка для этого понадобится пассивный словарный запас.
  7. Лингвистические игры. Для увеличения словарного запаса придумано множество увлекательных приемов: например, кроссворды, шарады или другие головоломки. Разгадывая их, вы даже невольно интересуетесь новыми словами и их значениями. На курсах ораторского мастерства можно получить специальные задания для развития словарного запаса или отыскать их в учебниках. Это и составление эссе из слов одной части речи (только из существительных, только из глаголов и т.п.), и попытка использовать слова, начинающиеся на одну определенную букву, и многие другие упражнения, развивающие лексикон и разминающие извилины.
Обязательным условием того, чтобы улучшить свой словарный запас, являются активные и осознанные действия в этом направлении. Ваша речь – как часть тела, которая для развития требует постоянных тренировок. Если вы будете игнорировать и пропускать незнакомые слова, то у них просто не будет шансов попасть в ваш словарный запас. Поэтому есть только один путь постоянно увеличивать запас слов: встречая незнакомое выражение или слово, обязательно выясняйте его значение. Пользуйтесь для этого словарями, интернетом и расспрашивайте других людей. И тогда репутация Эллочки-людоедки вам не грозит, чего мы искренне желаем!


Эксперт-консультант по технике речи и риторике, радиоведущая

Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов? Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.

Редакция сайта rabota.ua продолжает спецпроект «Сила голоса», который откроет вам уникальные возможности вашего голоса, поможет развить силу убеждения, научит правильно дышать и получать удовольствие во время длительных выступлений и самого процесса говорения.

Наш эксперт – , эксперт-консультант по технике речи и риторике, автор и ведущая talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» , расскажет о том, как бороться с главными проблемами голоса, дыхания и речи, как увеличить словарный запас, о постановке всех звуков, севшем горле, работе с микрофоном и подготовке к публичным выступлениям.

Предыдущие выпуски спецпроекта:

Иногда мы сталкиваемся с тем, что нам не хватает слов для поддержания разговора, ведения дискуссии, переговоров или просто, чтобы объяснить свою позицию. Нам кажется, что мы не способны самостоятельно дать определения или придумать ассоциации. Но на самом деле мы можем все, при условии, что задействуем словарный запас в полном объеме.

Источники лексикона

Некоторые нейролингвисты уверены, что если запустить как фильм всю информацию, содержащуюся в мозге одного человека, то ее бы хватило на беспрерывный просмотр в течение 200 лет. Мы неосознанно запоминаем все слова, которые мы когда-либо услышали на улице, в семье, по ТВ или радио, прочитали в книгах и журналах. Многие из услышанных или прочитанных слов мы не используем в своей речи. Но иногда мозг приоткрывает дверцу, и проскакивают странные непонятно откуда взявшиеся словосочетания или фразы. Так пассивный словарный запас проявляется в определенных ситуациях, неразрывно связанных с конкретным словом, ведь мы запоминаем слова образами.

В те моменты, когда нам необходимо выглядеть образованнее, умнее, интеллигентнее, мы задаемся вопросом: «А как то, что есть у меня в пассивном лексиконе, вывести в авангард, т.е. активный лексикон?». На помощь приходят простые упражнения. C некоторыми из которых мы знакомы с детства: мы либо играли в словесные игры с друзьями, не понимая, насколько они полезны, либо нас ненавязчиво вовлекали в развивающую игру хорошие учителя и родители.

Упражнения для развития словарного запаса

1. Алфавит

Быстро называйте в алфавитном порядке слова-существительные в именительном падеже, в единственном числе (кроме тех, что используются только во множественном числе – брюки, ножницы). Нельзя использовать имена и названия городов. Пауза между словами должна быть не больше 5 секунд. Через несколько попыток вы начнете вспоминать такие слова, о существовании в голове которых даже не подозревали: «А – арбуз, Б – барабан, В – варежка, Г – гвоздь, Д – …».

Проделайте то же самое, называя сначала только прилагательные, а затем только глаголы. Упражнение можно усложнить, если сразу называть три не связанные между собой слова на одну букву: «Арбуз арахисовый агитировать», «Баран бешеный бомбить»…

2. Десяточка

Десять коротких предложений – это приблизительный объем комментария для радио или прессы длительностью 30-40 секунд. Возьмите любую тему. Составьте 10 предложений на эту тему. В каждом предложении должно быть не больше 7 слов.

Первое предложение начинается с заявления темы. Каждое следующее предложение начинается с того слова, которым закончилось предыдущая фраза. Подбирая фразы, максимально придерживайтесь выбранной темы. Если тема «Осень», то предложения могут выстраиваться так: «Осень – самое цветное время года. Года, который начинается с января. Первое января – это начало зимы, когда яркие листья опадают. Опадают потому, что …».

3. Ассоциации

Упражнение активизирует словарный запас, включает воображение, стимулирует мыслить шире.

У каждого человека существует своя ассоциация для каждой вещи. Так, для одного телефон – инструмент для совершения звонков, для другого – приятное развлечение, для третьего – рабочая суета. Выберите любое понятие, предмет, явление, и, не задумываясь, назовите 10 первых ассоциаций, которые придут вам в голову: «Лампочка – это свет, вечер, мигание, электросчетчик, энергоэффективность, оплата коммунальных счетов, Ленин, эксперименты Теслы, анекдот про «сколько гуманитариев нужно, чтобы выкрутить лампочку?», напоминание о ремонте».

Еще одно упражнение. Оно «вытягивает» слова из пассивного запаса и учит шире смотреть на предметы и явления. Возьмите любой предмет, который находится у вас перед глазами, и назовите 10 его определений: «Ручка: шариковая, белая, пластмассовая, легкая, пишущая, экологичная, неудобная, памятная, подарочная, смешная».

4. Игра «Я знаю 5 имен»

Это одна из популярных детских игр с мячом. Она тренирует память, расширяет лексикон, синхронизирует жесты и говорение. Набивая мяч, мы называли 5 имен девочек, мальчиков, городов, деревьев, овощей, стран. Будучи взрослым, вы можете исключить мяч из условий игры и усложнить ее, называя 5 европейский столиц, фамилий американских президентов, научных терминов и пр.

5. Вспомнить все

Упражнение отлично «вытягивает» слова из далеких уголков памяти. Выберите любую букву и назовите 25 слов, которые начинаются с нее. Нельзя использовать однокоренные слова, например, «бить» и «битва». Старайтесь вспомнить слова, максимально не связанные между собой. В первый раз в мозге происходит хаотическая работа по поиску слов, и кажется, что такого количества слов и не существует. Но уже с третьей буквы (третьего подхода к игре) вы поймете, что ваш запас слов на одну букву очень и очень велик. Практикуйте не менее трех букв за одну тренировку.

6. Трехлитровая банка

Упражнение хорошо активизирует словарный запас и тренирует память относительно слов, обозначающих материальные предметы. Выберите любую букву и называйте все слова, начинающиеся с нее (существительные, в единственном числе, не абстрактные понятия, не имена и не названия городов), которые можно поместить в трехлитровую банку. Для придания остроты игре называемые предметы можно гнуть, крошить, если это помогает поместить вещь в банку. Так, мандарин или игрушечная машинка пройдет через горлышко банки, а механизатор – нет.

7. Списки

Упражнение-игра для активизации памяти. Выберите букву, запишите как можно больше слов, начинающихся с этой буквы и соответствующих одной категории. Можно записывать марки машин, названия городов, названия животных или другие категории предметов или явлений на заданную букву. Категории и временные лимиты вы можете выбрать сами в зависимости от того, что именно вам нужно прокачать.

Часто задают вопрос, как увеличить словарный запас? Как увеличить запас слов? В чем дело? Почему слова заканчиваются?

Ниже по тексту будет подробно изложено, что нужно сделать, чтобы увеличить словарный запас слов .

Сначала предыстория, а потом – как увеличить словарный запас разговорных слов

Как увеличить словарный запас?

Ко мне привели девочку старших классов, чтобы я научил ее хорошо выступать. Родители настаивали, чтобы я обучал ее индивидуально, а не в группе, оплатив стоимость недешевого обучения.

Словарный запас (разговорный) у девочки был почти нулевой.

Зато присутствовали “Э…” “Типа…”, “Вобщем…”, “Вы поняли…”, “Короче…”. Этими словами она оперировала легко и непринужденно: “Слушайте прикол…”, “Щас расскажу…”.

Я достаю сборник притч. Выбираю самую короткую. Прошу пересказать своими словами.

И вот тут у меня случился культурный шок.

Девочка запомнила все слова до середины притчи. И выпалила их пулеметом. Один в один к тексту. Потом запнулась, забыла какое-то слово. И потянулась к листику подглядеть.

Я забираю листик: “Теперь – своими словами”.

Она так и не смогла до конца рассказать самую простую притчу из сборника . Не было запаса слов? (Запас слов был, ведь она эти слова только что прочитала.)


Какую книгу прочитать, чтобы увеличить словарный запас слов?

Даю следующую притчу. Задание то же: пересказать своими словами. Но притча была побольше. “Оперативная память” девочки перегрузилась. Она не смогла рассказать и до середины. Замолчала. Так и смогла подобрать нужные слова, чтобы закончить свой рассказ.

И стало понятно, с чем придется работать в первую очередь. Не с жестами и не с паузами. А научить старшеклассницу говорить своими словами , а не запоминать слова из текста.

По сути – НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ГОВОРИТЬ.

Обогатить не столько словарный запас, сколько “разговорный словарный запас”.

Кстати, надо отметить, девочка не глупая, в школе училась хорошо.

Для эксперимента дал задание написать притчу, которую она прочитала, но не смогла рассказать. Ученица справилась с заданием быстро, за несколько минут. Причем написала почти дословно. Значит – проблема с разговорной речью. (Не с речью проблема, и не словарным запасом, проблема – с РАЗГОВОРНОЙ РЕЧЬЮ)

Мы начали работать. После сотни притч… моя ученица с легкостью начала пересказывать любые притчи. И другие, даже сложные, тексты. Она начала легко философствовать на “свободные темы”. Слова “Э…”, “Типа…” стали не нужны, чтобы изъясняться. Они исчезли.

Прошло время. Девочка поступила в институт и прислала мне благодарственное письмо, что здесь она лучше всех выступает на семинарах.

А теперь перейдем к нашей теме:

Как увеличить словарный запас?

У меня даже спрашивают, а какие книги почитать, чтобы увеличить словарный запас?

Первое. Обратите внимание на то, что мы, сами-то, пользуемся небольшим набором слов . Для передачи и объяснения информации в обычной жизни нам много слов не надо. И поэтому мы сами не все слова говорим.

И к тому же, не говорим все комбинации слов.

Мы обходимся небольшим набором фраз, необходимых для повседневного общения.

Из которых большая часть перепадает на невербальную речь (жесты, мимика, интонации).

Уважаемый читатель!
Кликните, пожалуйста, рекламу от Гугл, в знак благодарности за бесплатные материалы на сайте. Большое Вам спасибо!

Как пополнить словарный запас. Второе.

Чтобы обогатить набор фраз необходимо их говорить (а вот тут не обязательно вслух, можно в письменной речи, можно в мыслях, внутреннем диалоге).

ЧТОБЫ СРАЗУ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ НУЖНЫЕ СЛОВА – ИМИ НЕОБХОДИМО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ.

То есть часто говорить. Часто вспоминать. Пользоваться.

Одним из способов улучшения качества речи является – письменная речь (это не единственный способ )

То есть: писать письма, общаться в чатах, отвечать на вопросы, что-то объяснять, доказывать. И так далее. Так можно пополнить словарный запас.


Полезно развивать письменную речь. Но не пересказывать, а придумывать собственные размышления. Это хорошо проверяет и развивает словарный запас.

И чем больше будет новых, незнакомых тем (и слов) для письменного общения – тем лучше!

При этом полезно писать красиво и, самое главное, писать разговорной речью .

Так, как говорите именно Вы.

Думать, и сразу же писать. Прямо по ходу мысли.

Вот, как я сейчас это делаю.

И это не только мое мнение, это мнение многих специалистов.

Все, что вы таким образом придумаете и запишите – это уже готовые ваши мысли, готовые фразы.

Так расширяется наша возможность подыскивать нужные слова. Этот навык передастся и в обычную речь, ведь процесс тот же самый.

Но когда вы пишете – вас никто не гонит в шею, можно действительно подыскивать нужное слово некоторое время, не волнуясь. И в письменной речи, ну ни как, слово не заменишь жестом или мимикой.

Уважаемый читатель!
Сделайте клик, пожалуйста, на этой рекламе, в знак благодарности за полезные материалы на сайте. Спасибо!

Письменная речь не заменит устную!

Еще раз, чтобы запомнить навсегда:

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ НЕ ЗАМЕНИТ УСТНУЮ РЕЧЬ

Наш словарный запас небольшой, и его нужно увеличивать – разговаривая!

Пусть даже вы не оратор. И не собираетесь становиться оратором. Необходимо развивать разговорную речь!

Полезно пересказывать интересные истории, найденные в Интернете. А ведь их там – множество. И не обязательно искать супер-необычную новость. Для обучения подойдут самые разные истории, которые вам попались на глаза, и от которых у вас улучшилось настроение.

Вот, видео, хороший пример:

Да. Полезно читать книги!

Почему? Кроме чтения книг, фактически, не чем пополнять словарный запас. Речь людей, которые нас окружают, очень и очень бедна новыми словами. Куда беднее, чем хорошо написанный текст в книге.

Фильмы тоже не имеют большого разнообразия слов, тем более голливудские, в переводе на русский язык лишь пассив.

Чтобы использовать новые слова – их полезно сначала прочитать из книги. Но этого мало. Их нужно использовать в разговорной речи. Использовать! Чтобы прочитанные слова стали разговорными словами. Богатая речь – это разнообразие используемых слов.

Важно переводить слова из пассивного запаса в активный!

Прочитанные слова – это лишь пассивный запас слов.

Все это касается, как взрослых, так и детей. Вот выступление девочки с притчей.

Хорошее действенное практическое упражнение, как увеличить словарный запас.

Расскажите друзьям об просмотренном фильме (или прочитанной книге). Детально, с эмоциями.

Если у вас это получилось легко, и о фильме вы рассказывали больше 20 минут – значит, у вас есть словарный запас. Если вы смогли сказать лишь в общих чертах, используя слова из рекламного ролика, значит – вам нужно учиться рассказывать вслух. Не обязательно для этого становиться оратором.

Лучше всего, начните с описания фильмов или прочитанных книг.

Поставьте себе задание – каждый просмотренный фильм пересказывать друзьям вслух, детально, с эмоциями… Чтобы это был чудесный рассказ, а не констатация фактов и перечисление сцен из фильма. Это лучший способ создать, пополнить, и развить словарный запас.

Книги пересказывайте, и не только впечатления, а весь сюжет.

Видео-пример пересказа книги

Что еще полезно?

Как бы вам ни хотелось поскорее начать рассказывать всё подряд, полезно научиться говорить без и мусорных слов.
Лучше сразу следить за этим, чем потом переучиваться.

Привычка пользоваться мусорными словами вместо полезных слов может превратиться в проблему.

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Жесты

Жесты – тоже речь. Невербальная речь. Жестам нужно также обучаться, как и умению говорить.

И полезно посмотреть видео:

Так какую же книгу прочитать, чтобы увеличить запас слов?

Каждый человек, закончивший среднюю школу уже прочитал все возможные слова в учебниках. По нескольку раз. И вы думаете, эти школьники используют все прочитанные слова? Нет. Используют только те слова, которые начали употреблять в своей речи. Так что пересказывайте книги чаще, чем их читаете. А книгу можно взять почти любую. В каждой хорошей книге используется более 3 тысяч уникальных слов. Разве этого мало?

Я сделал несколько хороших сборников для пересказа, там найдете и хорошие истории и чудесные притчи:

А для того, чтобы хорошо выступать, прочитайте эти книги:

Итого:

Чтобы иметь богатый словарный запас слов.

1. Мало прочитать слова – их нужно использовать. Переводите “прочитанные слова” в “слова, используемые в речи” . Проговаривайте эти слова в своей речи и во внутреннем диалоге.

2. Пишите письма, статьи, используя новые слова . Накапливайте пассивный словарный запас, читая книги.

3. Делайте “домашние заготовки”. Проговаривайте свои речи вслух перед выступлениями. Перед важными разговорами.

4. Рассказывайте, пересказывайте притчи, истории, новости, книги своим друзьям. Расскажите о прочитанной книге или просмотренном фильме . Так будете увеличивать активный словарный запас.

5. И, конечно же, необходимо освоить техники выступления с подготовленной речью, и техники выступления экспромтом (не просто об этом прочитать, но и овладеть)

ТОГДА В НУЖНЫЙ МОМЕНТ ВАМ СХОДУ ПРИДУТ В ГОЛОВУ НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА, И ВАМ ВСЕГДА БУДЕТ ЧТО СКАЗАТЬ.

Успехов Вам!

Уважаемый читатель! Мне приятно, что вы зашли на мой сайт и читаете страницы моей книги. Эта книга постоянно обновляется и пополняется новыми страницами. Читайте дальше. Заходите еще! 🙂

Многие люди читают книги, чтобы скоротать время, многие, чтобы получить какую-то информацию или, чтобы «окунуться» в другой мир, а есть и те, кто читает книги для увеличения словарного запаса и повышения своего . Именно о такой литературе мы и поговорим.

Чтобы развивать свой ум, гибкость мышления, увеличивать словарный запас, не стоит тратить время на прочтение бездарных романчиков, глупых фэнтези и т.д., лучше выбирать сложную, но полезную литературу. Итак, рассмотрим несколько категорий книг, которые помогают пополнять словарный запас и развивать интеллект.

Научная литература

Не стоит пугаться такого названия, эти книги не обязательно должны быть энциклопедией, наполненной непонятными терминами. Останавливайте свое внимание на литературе об искусстве и культуре, об обществе и человеке, о природе, очень интересными и полезными будут книги, объясняющие необычные феномены, происходящие вокруг нас. Читая такую литературу, вы получите новые знания, которые, безусловно, пригодятся вам в жизни. Вот небольшой список книг, с которых стоит начать:

  • А. Мигдал «От догадки до истины»;
  • Э. Кандель «В поисках памяти»;
  • Ф. Стивен «Книга всеобщих заблуждений».

Серьезная художества литература

Хорошие художественные произведения основаны на философии, истории, психологии, поэтому при прочтении такой литературы человек не только окунается в новый мир, но и развивает речь, улучшает мышление и память. К тому же художественные книги прививают хороший вкус, вот некоторые из них:

  • Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»;
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»;
  • И. С. Тургенев «Отцы и дети»;
  • Э. Хемингуэй «Старик и море».

Философская литература

Философия является одной из основных наук о бытие человека, хотя в современное время этот жанр не так уж и популярен. На самом деле такие книги будут очень полезны в прочтении, ведь философские произведения учат нас понимать желания людей, жизнь, помогают нам понять самих себя. Также эти книги отлично подходят для повышения словарного запаса и развития мышления. Кстати, помимо привычной для нас классической философии, не стоит забывать и про религиозные учения. Библия, Коран, Махабхарата и др. будут не только полезны, но и весьма интересны в прочтении. Начните знакомство с философией со следующих книг:

  • О. Хайям «Рубаи»;
  • И. Кант «Критика чистого разума»;
  • Ф. Ларошфуко «Мемуары».

Поэзия

Большинство людей не воспринимают этот жанр всерьез, считая, что стихотворения нужны только, чтобы покорять слабый пол. Однако это не так, ведь поэзия учит красноречию, учит образному мышлению и т.д. Советуем прочитать:

  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта»;
  • И. Бродский «Собрание сочинений»;
  • А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить»;
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»;
  • М. Лермонтов «Демон».

Историческая литература

Читая историческую литературу, есть возможность не только приятно провести время за интересной книгой, но и узнать много нового, открыть для себя факты из прошлого, которые помогут лучше понимать настоящее. Кто-то считает историю очень скучным жанром, однако существует множество книг, которые описывают исторические факты в виде захватывающих рассказов. Помимо новых знаний, исторические прекрасно подойдут для развития словарного запаса и правильной речи. Вот небольшой список.

Пополняем словарный запас

1. Либрокубикуларист - человек, который читает в постели.
2. Мамихлапинатапаи - взгляд между двумя, когда каждый надеется, что другой выполнит то, чего оба хотят, но не могут решиться сделать.
3. Филигизгимничать - вести себя странно, необычно
4. Листомания - потребность слушать музыку всё время. Является болезнью
5. Псевдоменос - аргумент, который ставит собеседника в позицию, когда тот вынужден лгать.
7. Селфи - снимок самого себя, сделанный самолично на мобильный телефон или фотокамеру, что называется, с руки.
8. Квинтэссенция - основа, самая суть чего-либо.
9. Глоссофобия - боязнь публичных выступлений.
10. Экивоки - двусмысленные намеки, увертки.
11. Девиант - человек, не соответствующий норме.
12. Катарсис - изменение сознания через сильные переживания.
13. Атара́ксия - душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, мудрость.
14. Депривация - ощущение недостаточности удовлетворения своих потребностей.
15. Амок - внезапно возникающее буйное психическое расстройство.
16. Фрустрация - период полного разочарования в жизни.
17. Палинфразия - патологически частое повторение определенных слов или фраз в речи (например, «блин», «как бы», «на самом деле»).
18. Антимония - болтовня, пустые разговоры (разводить антимонии).
19. Гаптофобия - боязнь прикосновений других людей.
20. Моджо — изначально африканский магический амулет (оберег) на счастье и удачу, в современных культурах слово стало обозначать позитивное состояние, что-то типа обаятельной харизмы, которую, кстати, можно и утратить.
21. Фети́ш - объект слепого неосознанного поклонения.
22. Дистиния - подавленное, тоскливое настроение.
23. Гештальт - форма или образ, как некие целостные образования и первооснова психики.
24. Фрик - человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов.
25. Цугцванг - вынужденный ход в шахматной партии, ухудшающий положение игрока, сделавшего его. В широком смысле: ситуация, при которой любые действия только ухудшают положение дел.
26. Текстроверт - тот, кому легче рассказать о своих чувствах в смс-ке, чем вживую.
27. Сентенция - нравоучение.
28. Зарф - обертка (шарф) с внешней стороны пластиковой чашки кофе. Создана для того, чтобы не обжечься.
29. Глабель — это обозначение участка на лице человека, расположенного между бровями.
30. Вагитус - крик новорожденного ребенка.
31. Сноллигостер - человек руководствующийся личной выгодой, а не должностными обязанностями и общечеловеческими принципами.
32. Раскета - полоса (складка) на внутренней стороне запястья.
33. Тренчик - кожаная петля на ремне, которая держит свободный кончик застегнутого ремня
34. Карколепсия - состояние, когда человек немедленно засыпает, как только транспорт приходит в движение
35. Нёрдл - рекомендуемое количество зубной пасты для одной чистки
36. Мисофония - неконтролируемая ярость в отношении человека, который громко ест или даже дышит во время трапезы с вами
37. Чанкинг - сознательный или бессознательный плевок едой.
38. Петрикор — запах земли после дождя.
39. Эглет — металлический или пластиковый наконечник шнурка, облегчающий вдевание шнурков.
40. Лунула — полумесяц у основания ногтя.
41. Тропинка желания — дорога, созданная естественным путем, просто потому, что она самая короткая или удобная.
42. Натиформа — природные образования, обычно деревья, скалы, камни, которые напоминают женские формы.
43. Мондегрин — непонятные слова в песнях.
44. Фосфены — пятна света, которые вы видите, когда закрываете глаза и давите пальцами на глазные яблоки.
45. Колливубл — урчание в животе от голода.
46. Пунт — нижняя часть бутылки вина.
47. Феррул — металлическая часть на конце карандаша со стеркой.
48. Лемниската — знак бесконечности.
49. Дисания — это состояние, при котором тяжело с утра встать с постели.
50. Парестезия — чувство покалывания, онемения и мурашек в конечностях.
51. Интерробанг — когда вы используете вопросительный и восклицательный знаки одновременно.
52. Дефенестрация — акт выбрасывания кого-либо из окна.
53. Фильтрум — вертикальное углубление между перегородкой носа и верхней губой.
54. Сумеречные лучи — лучи солнечного света, которые проходят через промежутки в облаках.
55. Флоэмы — вот такие длинные волокна на кожуре от банана.
56. Таблица Снеллена — таблица, применяемая для проверки остроты зрения.
57. Семантическое насыщение — ситуация, когда человек говорит что-то настолько долго, что слушатель начинает воспринимать речь как повторяющиеся бессмысленные звуки.
58. Идеолокатор — стрелка, обозначающая ваше текущее положение на карте.
59. Гинекомастия — увеличение груди у мужчин.
60. Обелус — знак деления.
61. Фриссон — озноб во время прослушивания музыки, которая Вам нравится.
62. Копролали́я — болезненное, иногда непреодолимое импульсивное влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода.
63. Мамихлапинатапай (mamihlapinatapei) — слово из яганского языка племени яганов (Огненная Земля), указано в книге рекордов Гиннесса в качестве «наиболее ёмкого слова» и считается одним из самых трудных для перевода слов. Оно означает «Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»
64. Энантиосемия — это термин для обозначения ситуации, когда одно слово имеет два противоположных значения. Например, во фразе «прослушать лекцию» глагол «прослушать» можно понять как «воспринять», так и «отвлечься и не услышать». Существует и межъязыковая энантиосемия, которая довольно часто проявляется в славянских языках. Польское uroda означает «красота», woń — «запах, аромат», zapominać — «забывать»; в переводе с чешского čerstvý значит «свежий», potraviny — «продукты», ovoce — «фрукты», pozor! — «внимание!», úžasný — «восхитительный»; сербское «вредност» переводится как «ценность», а «понос» — «гордость».