Какой подзаголовок у поэмы василий теркин. в) А. Линдгрен. «Приключения Калле Блумквиста». а) М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

Подробное решение Страница / Часть 2 216-217стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Доводилось ли вам слышать о Василии Тёркине раньше, до чтения поэмы? Как вы объясните такую популярность героя и поэмы?

Написанная в 1942 году, поэма приобрела большую популярность и приобрела звание народной. Это можно объяснить тем, что, что автор словно ведет доверительную, непринужденную беседу с читателем о том, чем жили люди на войне, касаясь даже мельчайших деталей фронтового быта. И вместе с тем, это открытое повествование о напряженной борьбе солдат, о драматическом периоде в жизни всего русского народа.

Не случайно уже с появлением первых глав поэма приобрела огромную популярность среди солдат. Бойцы увидели в образе Теркина самих себя, своих товарищей. Василий Теркин был принят и зачислен в ряды "одетых в справедливую шинель бойца" воинов.

2.О чём рассказано в поэме? Почему Твардовский, кроме заглавия, дал ей ещё подзаголовок - «Книга про бойца»? Как поэт сам объясняет замысел поэмы?

"Василий Теркин" - поэма про бойца. Но этим далеко не исчерпывается ее глубокий смысл и великое значение. Читая произведение, мы видим весь ход войны от первых до последних ее дней. Все мысли и переживания героев сосредоточены на Родине, образ которой проходит через всю поэму, заключая в себе смысл всей народной борьбы:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Произведение отличается мастерским сочетанием юмора и лирической исповеди, почти сказочных элементов и правдивого описания реальной военной действительности. По многочисленным утверждениям, "Книга про бойца" была воспринята как лучшее из того, что создала наша русская поэзия за время Отечественной войны.

Весной 1941 г. поэт напряженно работает над главами будущей поэмы, но начало войны отодвигает эти планы. «Возрождение замысла и возобновление работы над “Теркиным”, - писал А.Л. Гришунин, - относится к середине 1942 г.» - с этого времени начинается новый этап работы над произведением. “Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, ее форма - композиция, жанр, сюжет. Изменился характер поэтического повествования о войне - родина и народ, народ на войне стали главными темами”.

Первая публикация “Василия Теркина” состоялась в газете Западного фронта “Красноармейская правда”, где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка “От автора” и глава “На привале”. С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой газете, в журналах “Красноармеец” и “Знамя”, а также в других печатных органах. Кроме того, начиная с 1942 г. поэма несколько раз выходила отдельными изданиями. О значении этого нового этапа своей творческой деятельности поэт писал: «С того времени как в печати появились главы первой части “Теркина”, он стал моей основной и главной работой на фронте».

3.Вы прочитали в учебном пособии только пять из тридцати глав поэмы. (Постарайтесь прочитать её полностью.) Что объединяет все главы? Возникло ли у вас целостное представление о главном герое, жизни солдат на войне? В чём своеобразие композиции поэмы? Как это объясняет автор?

Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения: Книга про бойца Без начала, без конца. Почему так - без начала? Потому, что сроку мало Начинать её сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца. («От автора»)

Поэма «Василий Тёркин» создавалась Твардовским во время Великой Отечественной войны и состоит из отдельных глав, отдельных зарисовок, которые объединены образом главного героя. После войны автор не стал дополнять поэму новыми эпизодами, то есть придумывать экспозицию (разворачивать довоенную историю Тёркина) и завязку (например, изображать первый бой героя с фашистами). Твардовский просто дописал в 1945-1946 годах вступление «От автора» и заключение «От автора». Таким образом, поэма получилась весьма оригинальной по композиции: привычных экспозиции, завязки, кульминации, развязки в общей сюжетной линии нет. Из-за этого сам Твардовский затруднялся определить жанр «Василия Тёркина»: ведь поэма предполагает сюжетное повествование.

При свободном построении общей сюжетной линии каждая глава имеет свой законченный сюжет и композицию.

Но эти главы дают нам развернутое представление о Теркине и жизни солдат на войне. Не даром она стала такой популярной среди солдат.

4.В каких ситуациях вы видели Тёркина? Как он ведёт себя в них? Можно ли его поступки (в главах «Переправа», «Кто стрелял?») назвать подвигами? А как он сам считает? (Подтвердите строками поэмы.) Что, на ваш взгляд, делает Тёркина непобедимым?

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна».

Но все-таки

у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он, как он, Василий Теркин,

Встал живой, - добрался вплавь.

В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Переправа опасна и для товарищей Василия Теркина, и для него самого:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:

Разрешите доложить...

Взвод на правом берегу жив-здоров

назло врагу!

В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали:

Вот что значит парню счастье,

Глядь – и орден, как с куста!

Теркин ежедневно совершал подвиги, как делали это тысячи советских солдат. Но сам он не считал это подвигом, он не жалея себя он защищал все то, что ему дорого.

Виноваты, что ль, отчасти?

И сказал сержант спроста:

– Вот что значит парню счастье,

Глядь – и орден, как с куста!

Не промедливши с ответом,

Парень сдачу подаёт:

– Не горюй, у немца этот -

Не последний самолёт…

С этой шуткой-поговоркой,

Облетевшей батальон,

Перешёл в герои Тёркин, -

Это был, понятно, он.

Непобедимым Теркина делает юмор и то, что он никогда не считал себя героем.

А что вы можете сказать о Тёркине на основании глав «Гармонь», «Два солдата»? Чем вызывает он ваши симпатии? Почему в годы войны многие солдаты считали, что Тёркин - «лицо невымышленное»? Какие черты русского «чудо-человека» воплотил в этом образе Твардовский?

В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:

И сказал:

Побьем, отец...

В главе «Гармонь» Теркин возвращается из госпиталя после ранения; по дороге встречает спасших его танкистов, играет на гармони, принадлежавшей их убитому командиру, и они на прощание отдают гармонь ему. В этой главе А.Т. Твардовский отмечает:

Хоть бы что ребятам этим,

С места - в воду и в огонь.

Эти строки подчеркивают бесстрашие русских солдат, их умение приспосабливаться к самым тяжелым условиям боев и находить в себе силы противостоять врагу в любой ситуации.

Герой вызывает наши симпатии – этот неунывающий человек, умелец и удалец нравится с первых строк. Многие солдаты считали его настоящим, настолько он был народным и близким им.

Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения.

Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.

Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек".

С первых дней годины горькой,

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет.

("Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем".) Теркин – и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других.

Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. "В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", – писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны.

5.Напоминает ли вам Тёркин героя народных сказок (на-пример, в главе «Два солдата» и др.)? Что вы можете сказать о его речи? В одном из писем с фронта есть строки о Тёркине: «Его острые изречения становятся афоризмами, которые наши бойцы любят и украшают ими свой разговор». Знаменитое присловье Тёркина - «перетерпим, перетрём» - не только помогает понять происхождение его фамилии, но и говорит об основной черте народного характера - жизнестойкости. Приведите примеры тёркинского юмора, его шуток, афоризмов, которые помогали солдатам переносить невзгоды войны, вселяли в них бодрость и веру в победу.

Как язык, ритмика, интонации поэмы помогают вам ощутить её народный характер?

В этой поэме – фольклор играет ведущую роль. В русском фольклоре немало сказок о солдате - неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина. Он тоже крестьянский парень, рядовой пехотинец, в боях усвоивший солдатскую науку, шутник, который за словом в карман не полезет, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей веселым словцом, незатейливой байкой, а надо - так и повести за собой в атаку.

И все-таки Теркин - не копия фольклорного героя. Он - один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.

В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден.

Афоризмы Теркина:

Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.

Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.

Города сдают солдаты, генералы их берут.

Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди

Поэма «Василий Теркин» восхищает простотой и естественностью интонаций и языка, совершенством стиха.

Впечатление максимальной достоверности помогает создать использование разговорной речи. Благодаря этому «близкими к живой реальности» становятся не только монологи, но и диалоги, массовые сцены и повествование рассказчика.

Беседы героя построены на приеме сказа. Сказовую природу монологов Теркина подтверждает включение в них обращений («слышь», «друзья», «хлопцы», «братцы», «ребята»), просторечий («Прут немецких тыща танков»). Все эти особенности характерны и для других персонажей, и для повествования лирического героя.

Теркин – самородок, воплощение народного духа. Он свободно владеет литературным языком, но главный его талант – всепоглощающий юмор. Происхождение роднит героя с автором, тоже «смоленским», но родина Теркина – вся «отчизна-мать». Независимость черт характера от происхождения героя юмористически подчеркивается в высказываниях самого Теркина: «Я от тетки родился».

В тексте поэмы можно выделить отрывки, в которых нарушается ритмика основного размера – четырехстопного хорея, напоминающего народные произведения.

6.В первой главе поэмы есть такие слова:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей...

Как бы ни была горька.

Как же показана Твардовским правда войны - народной, отечественной?

Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками.

Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.

Какие самые трагические стороны войны запечатлены поэтом в главе «Переправа»? Какие эпизоды, строки кажутся вам самыми горькими? А когда и почему в этой же главе возникают юмористические нотки?

Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов - защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».

Переправа - тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно...». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невосполнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы - Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».

В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив. При этом он шутит, выпрашивая очередную «стопку», согреется изнутри.

Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

Такое же сочетание трагизма и юмора видим в главе «Кто стрелял?».

Найдите и прочитайте соответствующие строки. Литературовед В. Я. Лакшин писал о поэме: «Увидишь её юмор - и рядом скрытый трагизм. Поймёшь военный быт, но и существо народной войны. Узнаешь героя-простака, но рядом и умного, сложного человека Тёркина...» Правда поэмы о войне - не только в передаче картин боя, фронтового быта, она - в изображении «души бойца». Поэт постарался рассказать, о чём думает, что чувствует солдат на войне, что ведёт его в бой, помогает выжить и победить. Поищите ответы на эти вопросы в тексте поэмы и прочитайте их.

В главе «Кто стрелял? » автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных» , а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет» . И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Здесь так же есть сочетания юмора(шутки Теркина во время вручения медали) и трагизма (автор пишет о смерти, описывая погребение умерших бойцов в разное время года, описывает картину убитых бойцов, молодых, тяжелые мысли о доме еще живых).

Можно ли сказать, что «Василий Тёркин» - поэма не только о войне, но и о мире? (Вспомните первые строфы главы «Кто стрелял?» или главу «Два солдата».)

В главе «Кто стрелял»:

«От окопов пахнет пашней,

Летом мирным и простым…»

В главе «Два солдата» в отношениях между стариком и старухой, а так же Теркин берет в руки не ружье, а занимается вполне мирным трудом – чинит пилу, часы. Радуется яичнице, салу. Ведут разговоры, делятся воспоминаниями…

В каких строках, не раз повторяющихся в поэме, выражена её основная мысль?

Рефреном повторяются в поэме в разных ее главах строки, воплощающие в себе мужество советского воина в его отстаивании справедливости - «Страшный бой идет, кровавый, / Страшный бой не ради славы, / Ради жизни на земле»; «В бой, вперед, в огонь кромешный / Он идет святой и грешный, / Русский чудо-человек!».

А так же возможно:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

7. В. Я. Лакшин в статье «Книга особой судьбы» писал: «Когда скульптор С. Т. Конёнков задумал лепить Тёркина, он уговаривал Твардовского позировать ему хотя бы два- три сеанса, - это не должен был быть портрет поэта, но этюд к Тёркину. И это, наверное, правильно. Конечно, Твардовский не Тёркин, но сквозь черты героя должно

было проступать его лицо, и как жаль, что скульптор не осуществил этот замысел». Какие черты Твардовского - поэта и человека - могут «увидеть» читатели поэмы «Василий Тёркин»? Согласны ли вы со словами С. Я. Маршака (см. эпиграф на с. 214)?

А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, уходит на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создает удивительный памятник русскому солдату, его подвигу. Героем “Книги про бойца”, как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата. Но в книге есть еще один герой - сам автор. Некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А. Т. Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе (“Теркин - дальше. Автор - вслед”). Это позволяет нам говорить о том, что автор в поэме - это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что “в столице курс прошел”. А. Т. Твардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать, отец, родные сестры

У меня за той чертой -

становятся словами и автора, и его героя. Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о “малой родине”, что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне. Автор любит своего героя, восхищается его поступками. Они всегда единодушны:

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

В поэме мы видим поэта, любящего свою родину, открытого, честного, правдивого, простого человека. Слова Маршака правдивы, Твардовский как никто иной смог понять душу простого народа, ведь его произведение стало именно народным и любимым, разлетелось на цитаты, многие знали его наизусть.

8.«Книгу про бойца» иллюстрировал друг поэта (с 1942 года и до конца жизни) - художник Орест Верейский. Что ему, на ваш взгляд, удалось передать в рисунках к поэме (см. с. 219, 243)?

С.219. Ярко представлен образ Василия Теркина – улыбчивый, простой, молодой, очень симпатичный воин, солдат, как живой предстает перед нами. Добрые глаза, открытая улыбка – настоящий Василий Теркин перед нами.

Герой сидит к нам спиной, ярко виден образ деда – длинная седая борода, но старик еще крепкий и широк в плечах. На заднем плане старушка готовит обед.

9.Рассмотрите репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» (на форзаце III части 2 учебного пособия). Чем она напоминает вам поэму Твардовского? Кто из солдат похож на Тёркина? Почему вы так решили?

На своем полотне художник изобразил солдат, которые расположились отдыхать прямо на снегу. Один солдат курит, другой – что-то говорит. Каждый боец занят своим делом, но всех этих ребят объединяет пылкая любовь к Родине. Они спокойные и веселые, поэтому, даже не верится, что они всего мгновенье назад сражались с врагами, рискуя своей жизнью.

Такими они и предстают перед нами в поэме «Василий Теркин».

В центре картины выделяется один боец, который держит в руках ярко-красный кисет. Человек рассказывает присутствующим что-то смешное. Он не дает скучать и унывать своим друзьям, балагурит, поднимая дух бойцов. Рассказчик по настоящему веселит окружающих шуткой. На картине Непринцева это очень заметно. Этот боец напоминает Василия Теркина – он душа компании, видно, что все его с интересом слушают.

Вероятно, только что закончился бой и солдаты вышли передохнуть: один явно проголодался и что-то ест с аппетитом, другие молча курят или слушают друзей, думая о своем. Конечно, война - это страшная вещь, но нельзя на фронте постоянно горевать, если очень тяжело на сердце. Ежедневные потери и прочие драматичные события, трудно переживались людьми. А когда выпадали недолгие моменты отдыха, солдаты могли успокоиться, порадоваться своей маленькой победе и тому, что освободили очередную пядь родной земли.

Окружающие остановились ненадолго, отдохнут и двинутся дальше. Наверное, они торопятся отвоевывать своей кровью Отчизну, бороться за нее до последнего вдоха. Поэтому, солдатам некогда думать, им нужно спешить бить немцев. По духу картины, по настроению бойцов видно, что в это время было стремительное наступление Красной Армии. Чрезвычайно сложно терять своих близких и друзей, но тогда у людей было страстное желание поскорее освободить свою землю от захватчиков, бесцеремонно вторгшихся на родную землю.

10.В разных странах мира поставлены памятники литера-турным героям (Тому Сойеру и Гекльберри Финну, Шерлоку Холмсу, барону Мюнхгаузену, Русалочке и др.). Почему в России на народные средства решили поставить памятник Василию Тёркину?

Потому что герой народный и любимый всеми.

Урок литературы в 8-м классе "Русский чудо-богатырь!" (по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин")

Эпиграф к уроку:

Богатырь не тот, что в сказке -

Беззаботный великан,

А в походной запояске,

Человек простой закваски, …

В муках твёрд и в горе горд…

А. Т. Твардовский.

«Василий Тёркин».

Цели урока: 1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам; развивать навыки актёрского мастерства;

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оформление доски : эпиграф к уроку, портрет А. Твардовского, картина

Ю. Непринцева «Отдых после боя»

Ход урока:

I. Беседа.

Учитель: Перевёрнуты последние страницы поэмы «Василий Тёркин».

Вам понравилась она? Расскажите, что именно понравилось в ней.

Учитель : Какой подзаголовок имеет это произведение? Почему?

| «Книга про бойца».

Учитель : В каких условиях и когда А. Твардовский писал это произведение.

| - Писал в годы войны.

Первые главы появились в 1942 г.

Был военным корреспондентом во фронтовых газетах.

Участник войны, несколько раз выходил из окружения.

Был там, где был его герой и читатели его произведения.

Вместе с бойцами сам испытал тяготы войны.

… в дождь, укрывшись плащ - палаткой,

Иль, зубами сняв перчатку,

На ветру, в лютый мороз,

Заносил в свою тетрадку

Строки, жившие вразброс

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей

Учитель : К. Симонову принадлежат такие строчки об этой поэме: «Василий Тёркин - это лучшее из всего написанного о войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано».

Учитель : Что представляет собой каждая глава поэмы?

| - Каждая глава - самостоятельное произведение. Всего их 30

Глав.

Но они объединены одним главным героем - Василием

Тёркиным.

| - Поэма создавалась в страшные годы войны.

Могли знать предыдущих глав.

Они читали то, что попадалось им в руки, но им было понятно, о чем эта поэма.

Учитель : Понравилась ли поэма бойцам? Как они отнеслись к ней?

| - Книга стала очень популярной.

Она стала дорога каждому бойцу.

Они хранили её за голенищем сапог, за пазухой, в шапке.

Им полюбился главный герой.

Каждый хотел быть похожим на него.

Благодаря этой книге в каждой роте появились свои В. Тёркины, свои балагуры, свои весельчаки.

Василий Тёркин стал душой солдат.

Вместе с Тёркиным бойцы поднимались на новые атаки.

Они легче переносили все тяготы войны, все лишения.

Учитель : Как вы думаете, Василий Тёркин - это реальное лицо?

| - Василий Тёркин - это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было.

Но были бойцы, чем-то похожие на него.

Василий Тёркин - это вымышленный герой от начала до конца.

Учитель : Ребята, А. Твардовский, в поэме через своего героя хотел показать, каким должен быть боец, или были у него другие цели?

Учитель : Боец Байдужий говорил: «Ваша поэма - энциклопедия фронтовой жизни бойца».

Энциклопедия - это научное справочное пособие.

Учитель : Бойцам книга очень понравилась. Они полюбили главного героя.

А вам нравится Василий Тёркин? Какой он? Что вы хотите сказать о нём?

Мужественный, смелый, бесстрашный, храбрый воин.

Совершал героические подвиги:

Он переплыл реку (глава «Переправа»), сбил из винтовки немецкий самолет

(глава «Кто стрелял?»)

Хороший друг, настоящий боевой товарищ. Его все любили.

Тактичный. Отличный гармонист (глава «Гармонист»)

Оптимист. Никогда не падал духом, никогда не унывал.

Всегда шутил. Этим поднимал настроение солдат.

Уважает старших (глава «Два солдата»)

Смекалистый.

Умный, рассудительный.

Мастер на все руки - починил часы, сделал развод у пилы.

Любит Родину.

Чтение эпиграфа: Богатырь не тот, что в сказке

Беззаботный великан,

А в походной запояске,

Человек простой закваски, …

В муках твёрд и в горе горд…

А. Т. Твардовский.

«Василий Тёркин».

Учитель : Благодаря таким солдатам, как Василий Тёркин, была одержана победа над врагом. Ведь немцы дошли почти до Москвы.

II. Работа по картине Ю. Непринцева «Отдых после боя».

Учитель : Кого вы видите на картине? Что можете сказать о Василие Тёркине?

| На картине мы видим бойцов, отдыхающих после боя. Общим вниманием завладел Василий Тёркин, бывалый солдат, балагур и весельчак. Плотным кольцом окружили его боевые друзья. Они смеются, значит, Василий Тёркин рассказывает о чём-то смешном. Но сам он при этом серьёзен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка. Но и в эту весёлую минуту - характерная черта - Василий Тёркин не позабыл поставить свою винтовку прикладом вниз на носок сапога.

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель : дома вы должны были выписать из произведения определения, характеризующие Василия Тёркина. Прочитайте, пожалуйста, их.

  1. «Лихой солдат»
  2. «Богатырь»
  3. «Человек простой закваски»
  4. «Серьезный, потешный»
  5. «Святой и грешный

Русский чудо-человек»

  1. «В муках горд и в горе твёрд»
  2. «Только взял гармонь трёхрядку

Сразу видно - гармонист»

  1. «Любимец взводный»
  2. «Орёл»
  3. «Ну просто воин»
  4. «Русский труженик - солдат»
  5. «Жизнью Тёртый человек

IV. Продолжение беседы.

Учитель : Итак, вы прочитали поэму «Василий Тёркин». Как читается произведение?

(легко)

Учитель : Почему?

| - написал интересно.

| - написал живым народным языком.

Поэма близка к устному народному творчеству (много пословиц,

Поговорок, шуток, юмора)

Учитель : Попробуем найти юмор в произведении

1. Глава «Переправа»

  1. Василий Тёркин просит погреться изнутри.
  2. Дали ему 1 стопку, но он просит ещё.

2. Глава «Кто стрелял?»

  1. Василий Тёркин рассуждает, в какое время года лучше погибнуть на войне?

Вывод: бойцам неохото умирать ни в какое время года, каждое время года прекрасно по-своему.

Каждому хочется вернуться домой живым и невредимым.

  1. Василий Тёркин сбил немецкий самолёт из винтовки, а потом даже сам испугался.
  2. Сержант говорит, что орден получил, как с куста.

Василий Тёркин отвечает:

Не горюй, у немца этот

Не последний самолёт.

3. Глава «На привале»

  1. Тёркин просит у повара добавки.
  2. Слова Василия Тёркина о слепом танке.
  3. Рассуждение Василия Тёркина о малом, среднем и главном сабантуе .

V. Учитель - Но не только отдельные отрывки, но и целые главы вызывают смех.

Инсценирование главы «О награде».

Что можно сказать из этой главы о Василие Тёркине?

| - Смешной

| - Хочет вернуться домой живым и невредимым.

| - Если уж вернется, то без награды никак нельзя..

Инсценирование главы «Два солдата».

Каким мы здесь видим Василия Тёркина?

| - Мастер на все руки: починил часы, сделал развод у пилы.

Уважает старых людей.

Не теряется в любых обстоятельствах.

Инсценирование главы «Смерть и воин»

| Это сказочная глава

Теркин ранен, потерял много крови.

Он бредит.

Ему мерещится, будто за ним пришла сама смерть, но он не даётся ей.

VI. Вывод.

Учитель : Поэма «Василий Тёркин» - это поэма не только о Василие Тёркине. Эта поэма о бойцах, тружениках войны. Они храбро защищали нашу Родину.

Низкий им поклон за это.

Многие из них остались на полях сражений.

VII. Минута молчания.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание. Создать словесный портрет - памятник Василию Тёркину, любимцу народа.

Литература.

  1. Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. - М., 1998
  2. Романова Р. М.Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. - М., 1989.
  3. Турков А. М. Твардовский - М., 1970.

Тема 9
ПОЭМА

^ А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
I вариант
1. Какой подзаголовок имеет поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин»? В чем своеобразие ее композиции? Почему поэт пишет, что «на войне сюжета нету» и что книга «без начала и конца»?

Поэма А. Т. Твардовского называется еще «Книга про бойца». Композиция ее связана с тем, как поэма создавалась. Писал ее поэт «на войне, в пыли походной». Отдельные главы появлялись в периодической печати, поэтому каждая из них представляет собой законченное произведение, а вся книга - собрание этих глав, соединенных одним героем - Василием Теркиным и общей темой - жизнью человека на войне.
^ 2. Какие качества героя поэмы позволили автору сказать: «Теркин дорог на войне»?

Теркин показан отважным бойцом, хорошим товарищем, мастером на все руки (едва солдата.), бывалым солдатом. Но кроме этого, он прекрасный рассказчик, балагур, человек, не теряющийся в самой критической ситуации. Его «политбеседа» - никогда «не унывай» - поддерживает и его самого, и товарищей по оружию.
3. Прочитайте отрывок из главы «На Днепре». Какова его основная мысль? Какой жанр поэзии этот отрывок напоминает? Чем? С какой целью, как вам кажется, он включен в поэму?

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Приднепровский отчий край,

Здравствуй, сына привечай!
Здравствуй, пестрая осинка,

Ранней осени краса,

Здравствуй, Ельня, здравствуй, Глинка,

Здравствуй, речка Лучеса...
Мать-земля моя родная,

Я твою изведал власть,

Как душа моя больная

Издали к тебе рвалась!
Я загнул такого крюку,

Я прошел такую даль,

И видал такую муку,

И такую звал печаль!
Мать-земля моя родная,

Дымный дедовский большая,

Я про то не вспоминаю,

Не хвалюсь, а только так!..
Я иду к тебе с востока,

Я тот самый, не иной.

Ты взгляни, вздохни глубоко,

Встреться каково со мной.
Мать-земля моя родная,

Ради радостного дня

Ты прости, за что - не знаю,

Только ты прости меня!..
Основная мысль - любовь к родине, к отчему краю. «Тихая» родина, смоленская сторона дорога герою и любима им, ему больно при мысли о том, как настрадались земляки во время оккупации.

Этот отрывок-монолог напоминает народную лирическую песню: тут и обращение к земле как к живому существу, матери; повторы, инверсии. Сильно лирическое начало: оно в открытом проявлении чувств (любви, сострадания, боли, любования) и в художественной ткани поэмы (например, выражение «дымный дедовский большак» - необыкновенно емкое: большак - широкая дорога, по которой гонят теперь врагов-фашистов, как когда-то в 1812 году французских завоевателей - поэтому «дедовский», «дымный» - от орудийных взрывов, пожаров - это эпитет, определяющий войну, беду. А может быть, смысл еще один: «дымный», т. е. «пыльный», от того, что по дороге движется много людей, а это значит - война уходит на запад, Россия скоро будет освобождена. Таким образом передается целая гамма чувств - радости, гордости, уважения к прошлому и любви к родине.
^ 4. Определите размер, каким написана поэма «Василий Теркин», вспомнив несколько строчек из прочитанных глав.

Перепра́ва, перепра́ва - - / ᴗ́ - / - - / ᴗ́ - 3, 7

Пу́шки бью́т в кроме́шной мгле́ ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ 1, 3, 5, 7

Бо́й иде́т свято́й и пра́вый, ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - 1, 3, 5, 7

Сме́ртный бо́й не ра́ди сла́вы ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - 1, 3, 5, 7

Ра́ди жи́зни на земле́. ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ - / ᴗ́ 1, 3, 5, 7
Поэма написана двухсложным размером с ударением на нечетном слоге, это хорей, есть стопы с пиррихием (т. е. без ударения), в каждой строчке 4 стопы: таким образом, это четырехстопный хорей.
^ 5. Какие из прочитанных глав поэмы вам понравились больше остальных? Почему? Каким в ней предстает главный герой?
II вариант
1. Прочитайте заключительные строфы поэмы Твардовского «Василий Теркин». Что важное в них сообщается? Кому посвятил свое произведение автор?

В дождь, укрывшись плащ-палаткой,

Иль зубами сняв перчатку,

На ветру, в лютой мороз,

Заносил в свою тетрадку

Строки, жившие вразброс. (...)
Повесть памятной годины,

Эту книгу про бойца,

Я и начал с середины

И закончил без конца.
С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.
Поэма «Василий Теркин» создавалась А. Т. Твардовским в годы Великой Отечественной войны. Поэт посвятил ее всем воинам, прошедшим дорогами войны и с победой вернувшимся в 45-м домой, и светлой памяти тех, кто погиб, не дожил до дня Победы. А. Т. Твардовский назвал поэму «книгой про бойца». Отсутствие привычного сюжета, ведь «строки, жившие вразброс» - это главы поэмы, написанные прямо на фронте и тут же публиковавшиеся.
2. Поэма «Василий Теркин» была очень популярна у читателей-бойцов. Они присылали автору множество писем, предлагая свои сюжеты. Как вы думаете, почему герой Твардовского так всем полюбился?

Популярность Теркина связана с тем, что этот «парень свой», «обыкновенный» жил на войне теми же заботами, думами, чувствами, что и сотни участников грозных событий. Все стороны военной жизни, суровые испытания переживает герой Твардовского. За его «обыкновенностью» - истинный русский характер. Он хороший работник, храбрый воин, славный товарищ, человек, не унывающий в любых обстоятельствах, способный поспорить с самой смертью; патриот «стороны своей родной», который «ради жизни на земле» готов вынести и непомерные тяготы воинских будней.

То серьезный, то потешный,

Нипочем что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек...
3. Рефреном называется группа слов или несколько строчек, повторяющихся в произведении. Найдите в приведенной строфе такой рефрен (строчки, уже встречавшиеся в других главах). Как вы думаете, для чего именно такой рефрен включен Твардовским в поэму?

Фронт налево, фронт направо,

И в февральской вьюжной мгле

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.
Последние три строчки строфы можно назвать рефреном поэмы. Повтор их не случаен. В этих строках заключена очень важная мысль, в которой выражается авторская оценка событий.
^ 4. Как вы понимаете значение строк:

Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке?..
В них идет речь о языке поэмы, который не только «понятен» всем русским, но и легок, строчки запоминаются сами собой, «западают в душу». Поэма написана живым разговорным языком: это или диалог автора с читателем, или Теркина с другими героями (Однополчанами, генералом, дедом и т. д.). Поэма близка к устному народному творчеству, в ней много пословиц, поговорок, шуток; песенных и даже плясовых ритмов; много острых разговорных словечек. Лирика переплетается с шуткой, высокая патетика с обыденностью. Все так же разнообразно, как бывает в жизни.
^ 5. Кому, кроме Теркина, принадлежит главная роль в поэме? Чем вас привлекает этот герой?

В этой поэме необыкновенно сильно лирическое начало. Часто автор целую главу отводит своим размышлениям («От автора», «О себе») или говорит «от себя»; иногда даже трудно различить, где автор, а где герой. Понятно одно, что перед нами не только поэт, умный собеседник, но прежде всего человек, любящий родину, понимающий солдатское братство.

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
5 класс
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
I вариант
1. Прочитайте описание портрета героя книги. Вспомните, в каком произведении встретился этот персонаж:

а) М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

б) Д. Дефо. «Робинзон Крузо»;

в) А. Линдгрен. «Приключения Калле Блумквиста».

Итак: волосы русые, зачесаны назад, глаза карие, нос прямой, немного выступающие вперед зубы, крупный подбородок, серый костюм, коричневые ботинки, шляпы нет, коричневый чемодан, называет себя (...). Как будто все. Да, вот еще, маленький красный шрам на правой щеке.
Это описание примет дяди Эйнара, которое составил юный детектив Калле из повести А. Линдгрен (в ).
^ 2. Кому из героев прочитанных вами книг пришлось пережить страшную грозу во время своих приключений:

а) Калле Блумквисту и Андерсу;

б) Тому Сойеру и Геку Финну;

в) Саймону и Питеру?

Буйный, взбесившийся ветер с неистовым воем пронесся по лесу, и все заголосило вслед за ним. Ослепительные молнии одна за другой сверкали почти непрерывно, раскаты грома не смолкали ни на миг. Хлынул неистовый ливень, и нараставший ураган, свирепея, гнал его над землей сплошным водопадом.

Мальчики что-то кричали друг другу, но воющий ветер и громовые раскаты совсем заглушали их крик. Наконец, они один за другим кое-как добрались до палатки и забились под нее, перепуганные, мокрые, продрогшие; с их одежды ручьями струилась вода, но их утешало хоть то, что они терпят беду вместе. Разговаривать они не могли бы, даже если бы буря не заглушала их голосов, - так яростно хлопал над ними старый парус. Гроза все усиливалась; наконец порыв ветра сорвал парус со всех его привязей и унес прочь. Мальчики схватились за руки и, поминутно спотыкаясь и набивая себе синяки, бросились бежать под защиту огромного дуба, стоявшего на берегу. Теперь битва была в полном разгаре. При непрерывном сверкании молний все вырисовывалось с необычайной ясностью, отчетливо без теней: гнущиеся деревья, бушующая река, вся белая от пены, крутые бегущие гребни, смутные очертания высоких утесов на другом берегу, видневшихся сквозь гущу туманов и косую завесу дождя. То и дело какой-нибудь лесной великан, побежденный в бою, с треком валился на землю, ломая молодые деревья; неослабевающие раскаты грома превратились в оглушительные взрывы, резкие, сухие, невыразимо ужасные. Под конец гроза напрягла все свои силы и забушевала над островом с такой небывалой яростью, что казалось, она разнесет его в клочья, сожжет его, зальет водой по самые верхушки деревьев и до смерти оглушит всякое живое существо, - и все это в одну секунду, мгновенно. То была страшная ночь для бесприютных детей.
Правильный ответ: (б )
^ 3. Каких художественных средств больше в этом отрывке:

а) олицетворений, б) сравнений или в) эпитетов?

Докажите свое мнение.

(в ) В этом отрывке больше эпитетов : буйный ветер, с неистовым воем, ослепительные молнии, неистовый ливень, огромный дуб, бушующая река и т. д.

Есть и олицетворения. Но их меньше. Взбесившийся ветер с неистовым воем пронесся по лесу (как будто ветер - живое существо). Или: под конец гроза напрягла все свои силы и забушевала над островом (о грозе тоже говорится, как о человеке).
4. В книге Д. Даррелла «Говорящий сверток» герои попадают в фантастическую страну Мифландию. Они встречаются с необыкновенными существами... Вспомните, как называется описанное существо: а) единорог; б) василиск; в) феникс.

По всей долине по обоим берегам реки сидели (...), словно огромные, многоцветные и сверкающие орлы. Они сидели, распустив крылья, как делают бакланы, когда сохнут на скалах. Под каждой птицей в гнезде мелькало и трепетало пламя. И вдруг одно из гнезд вспыхнуло и извергнулось, как вулкан. Длинные оранжево красные, голубые и желтые языки взметнулись вверх, окутали сидевшую в гнезде птицу и мгновенно обратили ее в пепел. Она осталась сидеть, как гигантская копия самой себя из серовато-белого пепла. Огонь утих, (...) стал постепенно рассыпаться по перышку, по перышку, потом и вся птица с тихим шуршанием, похожим на глубокий долгий вздох, опала обратно в огненное гнездо. Спустя мгновение опять показались язычки пламени, и в глубине гнезда дети увидели маленького яркого разноцветного птенца, бившего крыльями и рвавшегося наружу. Наконец он вырвался из пламени и взмыл вверх, над долиной, как ласточка, вместе с сотнями других.
Правильный ответ: (в )
^ 5. Многие истории, рассказанные знаменитым бароном Мюнхгаузеном из книги Э. Распе, происходили на охоте. Прочитайте начало одной из них. Как она называется:

а) «Искры из глаз»;

б) «Необыкновенный олень»;

в) «Удивительная охота»?
Расскажите эту историю до конца.

Впрочем, со мной случались чудеса и почище. Иду я как-то по лесу и угощаюсь сладкими, сочными вишнями, которые купил по дороге.

И вдруг прямо передо мной - олень! Стройный, красивый, с огромными ветвистыми рогами!

А у меня, как назло, ни одной пули!

Олень стоит и преспокойно глядит на меня, словно знает, что у меня ружье не заряжено...
(б ) Рассказ завершается так: Мюнхгаузен зарядил ружье вишневой косточкой и выстрелил, но она, казалось, не причинила оленю никакого вреда, и он скрылся в чаще. Барону было жаль упустить такого чудесного зверя.

Через год Мюнхгаузен охотился в том же лесу. И вдруг увидел необыкновенное зрелище: из чащи вышел олень с вишневым деревцем, растущим среди рогов. Охотник сразу догадался, откуда оно взялось, и одним выстрелом добыл и жаркое, и вишни для компота.
II вариант
^ 1. По портрету героя определите, из какой книги он взят:

а) А. Линдгрен. «Приключения Калле Блумквиста»;

б) М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

в) Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

Это был красивый малый высокого роста, безукоризненного сложения, с прямыми и длинными руками и ногами, небольшими ступнями и кистями рук. На вид ему можно было дать лет двадцать шесть (...). Волосы у него были черные, длинные и прямые, и не завивались, как овечья шерсть, лоб высокий и открытый, цвет кожи не черный, а смуглый, но не того противного желто-бурого оттенка, как у бразильских или виргинских индейцев, а скорее оливковый, очень приятный для глаз, но который не так легко описать. Лицо у него было круглое и довольно пухлое, нос небольшой, но совсем не приплюснутый. Ко всему этому у него были быстрые блестящие глаза, хорошо очерченный рот с тонкими губами и правильной формы, белые, как слоновая кость, превосходные зубы.
Это портрет Пятницы из книги д. Дефо.Робинзон Крузо
^ 2. Прочитайте диалог. Какие герои ведут этот разговор:

а) Питер и Саймон (Д. Даррелл. «Говорящий сверток»);

б) Том, Гек и Джо Гарнер (М. Твен. «Приключения Тома Сойера»);

в) Калле и Андерс (А. Линдгрен. «Приключения Калле Блумквиста»)?

Мрачно нахмурив брови, скрестив руки на груди, он командовал негромким, суровым шепотом:

Круче к ветру!.. Уваливай под ветер!

Есть, сэр!

Так держать!

Есть, сэр!

Держать на румб!

Есть держать на румб, сэр!

Так как мальчики ровно и спокойно гребли к середине реки, все эти приказания отдавались «для виду» и ничего, собственно, не означали.

Какие подняты на корабле паруса?

Нижние марсели и бом-кливера, сэр!

Поднять бом-брамсели! Живо! Десяток матросов на форстень-стаксели! Пошевеливайся!

Есть, сэр!

Клади руль под ветер! Лево на борт! Будь наготове, чтобы встретить врага! Лево руля! Ну, молодцы! Навались дружней! Так держать!

Есть, сэр!
Это разговор Тома, Гека и Джо Гарнера из книги М. Твена «Приключения Тома Сойера».
^ 3. О каком мифологическом животном из придуманной Д. Дарреллом Мифландии идет речь в этом отрывке: о драконе, василиске или грифоне?

На гребень холма важной поступью вышел (...), похожий на гигантского разноцветного петуха. Он остановился, огляделся вокруг, жестокие зеленовато-золотистые глаза его сверкали, чешуя отливала зеленым, золотым и красным. Когда он повернул голову, Пенелопа услыхала, как зашуршали и заскрипели тершиеся друг о друга чешуйки, увидела, как из ноздрей показались струйки голубоватого дыма, а из клюва вместе с дыханием вырвались крошечные язычки оранжевого пламени. (...) внимательно оглядел долину, дернул, как кошка, направо-налево раздвоенным хвостом, нагнул свою большую петушью голову и принялся обнюхивать землю, тихо, но злобно рыча.
Правильный ответ: (б )

Исковский и Твардовский – новокрестьянские поэты 1930-х гг. Тяготение к поэмам. Исаковский – песенник («Катюша»).

«Василий Теркин» - поэма (1941-45 гг.).

Жанр

Жанр произведения Твардовского нарушал традиционные каноны: не "поэма", что было бы привычнее, а "книга": "Книга про бойца". Подзаголовок "поэма" фигурировал только в первых публикациях отдельных глав в газете "Красноармейская правда". Некоторых критиков смущала неопределенность, неконкретность жанра. Однако сам поэт не считал жанровую неопределенность книги недостатком, он писал: "Летопись не летопись, хроника не хроника, а именно “книга”, живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела". Жанровое определение "книга" сложнее, шире, универсальнее, чем традиционное определение "поэма". Все-таки "поэма" ассоциируется прежде всего (срабатывает память жанра и законы читательского восприятия) с классикой, с литературой – с классической, но литературой, например, с "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, с "Полтавой" А.С. Пушкина... Твардовский же интуитивно стремился уйти от литературной жанровой традиции – "литературности", "универсализовать" жанр своего произведения, быть ближе к жизни, а не к литературе, другими словами, усилить эффект подлинности литературного вымысла.

Поэма Твардовского – это книга жизни народа в многообразных, свободных ее проявлениях в новое время и в новых обстоятельствах. По аналогии с пушкинским романом "Евгений Онегин" поэму Твардовского можно назвать энциклопедией – энциклопедией не только фронтовой жизни, но и лучших черт русского человека.

Автор сближал свою поэму также с летописью и хроникой – жанрами, имеющими давние традиции на Руси. Твардовский писал о "Василии Теркине": "...некая летопись – не летопись, хроника – не хроника", – подчеркивая тем самым добросовестность и точность, гражданский пафос и ответственность, свойственные русским летописцам и составителям хроник.

Главный герой поэмы – война (эпический персонаж). В поэме вообще эпический характер. «Василий Теркин» - народная эпопея.

Стилевое своеобразие

Бунин: подлинная народность, нет стилизации. Сочетание трагического с веселым (это важно на войне – разрядка, шутка). Но трагическое превалирует. Философское осмысление противостояния с фашистами (древнерусская традиция изображения боя – один на один с немцев, поединок со смертью). Мотивы дороги (и занятого, оккупированного дома). Лейтмотив – тоска по дому.

Поэма реалистическая, документальность, точность, очерковость, ложная фрагментарность (связь через сквозные мотивы). Минимализм. Глава «переправа» задает ритмическое звучание. Река – Стикс, смерть, переправа через жизнь (берег левый, берег правый). Комические припевки (Тула-Тула, это ж я, Тула, Родина моя) сочетается с трагическим содержанием. Отсылка к Пушкину («Светит месяц, ночь ясна» - погребальная песня).

Композиционные повторы, сюжетные скрепы. Каждая глава – цельное самостоятельное произведение (новеллистическое). Преодоление соблазна сюжетности. Элементы сюжетности в рассказе о танкистах (дед и баба). Не исчерпывается ни хроникальностью, ни художественностью. Панорамность. Не сводимость к фабуле и сюжету. Поединок солдата и смерти – выход на философский план. Первый уровень композиционной организации – переклички, повторы (Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле ), эпитеты, метафоры, рифмы (нагнетание), (бедные рифмы – кисет-нет-бед). Эффект растерянности, опустошения души. Ракурс фольклора, традиций. Пословицы, поговорки, присказки – малые фольклорные жанры.

Практически все исследователи творчества Твардовского отмечают ведущую роль фольклорных мотивов в языке поэмы.

Одна из центральных функций пословиц и поговорок в поэме "Василий Теркин" - это функция создания образа главного героя и других русских воинов. Василий Теркин - носитель житейской мудрости, которую он стремится выразить в лаконичной форме. Пословицы и поговорки наилучшим образом подходят к этой цели.

В русском фольклоре немало сказок о солдате - неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина.

все-таки Теркин - не копия фольклорного героя. Он - один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.

В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден. Эпизоды с отступлениями.

Герой – лидер. Изначально необычный, потом обыкновенный (стремление к типизации). две войны – первая финская кампания, и вторая мировая. Обобщенный образ, раздваивается в конце (Василий и Иван Теркины. Потеря сына). Стремление к правде – и у героя, и у автора. Образ автора важен и выходит на первый план (начинает и заканчивает поэму). Автор и герой – крестьяне.

Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Помимо Теркина и второстепенных персонажей, в книге важную роль играет автор-поэт. Автор – посредник между героем и читателем, ведет свободный разговор с читателем, присутствие которого тоже ощущается в поэме. Кроме "эпических" глав в книге есть четыре "лирические" главы "От автора". В них автор то представляет своего героя читателю, то размышляет о сюжете самой книги. Чувства и мысли Теркина – это в то же время чувства и мысли самого автора и всего народа.

С читателем постоянно ведется доверительный разговор, вопросы. автор уважает “друга-читателя”, а потому стремится донести до него “правду сущую” о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями