Каменный век в забайкалье. Освоение забайкалья. ВГО - Всесоюзное географическое общество

Путь – направление, по которому идет человек стремящийся попасть в какое-то конкретное известное ему место. След на земле одинокого путника, исчезает практически сразу после того, как пройдет этот путник. Несколько человек идущих в одном направлении оставляют тропу, которую можно отыскать в траве или кустарнике. Постоянно использующаяся тропа, по которой идет много народа превращается в дорогу.

Волок, - это название происходит от слова «волочить» (тащить), и означает перевал в верховьях рек различных бассейнов, по которому все путешествующие люди в древности преодолевали горы. Через волок тащили суда с товарами сухим путем – «волоком», перетаскивая суда из верховья одной реки в верховье другой реки и обозначение «перевал» буквально означает переваливание через горы.

Какими путями-дорогами пользовались для передвижения древние жители Забайкалья можно легко догадаться по тем обстоятельствам, что в некоторые населенные пункты до сего времени нет дорог и туда можно попасть только по рекам. Летом водным путем поднимались люди по воде в верховья реки, возвращаясь оттуда «сплавом», а зимой на санях по «зимнику», по люду той же скованной морозом реки.

Так по рекам, перевалам и волокам шли первооткрыватели Сибири в XVI – XVII вв. и Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие территорий Сибири. С рубки зимовья в1638 году енисейским казаком Максимом Перфильевым с отрядом в 36 человек началось в Забайкалье строительство поселений. Через три года из Енисейска пришел сюда Курбат Иванов часть отряда, которого поставила зимовье в Западном Забайкалье.

В июне 1652 года с очередной экспедицией в Забайкалье отправился из Енисейска Петр Бекетов. В Забайкалье Бекетов должен был идти «...на Иргень озеро и на великую реку Шилку», чтобы «поставить два острога в самых крепких и угожих местах» для «ясачного збору и вновь земли приводу» в подданство России. А 24 сентября (3 октября) 1653 г. казаки пришли на озеро Иргень, на восточном берегу, которого был заложен острог.
Этот острог был сожжен местными тунгусами, но к осени 1657 г. восстановлен отрядом казаков А.Ф. Пашкова.

Одновременно с Иргенским острогом в долине р. Ингоды П.И. Бекетов со своими казаками срубил зимовье, амбар для хранения государевой казны и перевозимых запасов, и три казачьи избы. Так был организован наиболее известный в Забайкалье Ингодинский («Иргенский») волок, а поселение (плотбище) считают началом истории города Читы.

Примером этого можно считать историю села «Засопошного», возникшего (по материалам археологической экспедиции И.И. Кириллова и Е.В. Ковычева) в конце XVII века в трех верстах к юго-западу от устья р. Читы. Первоначально, здесь также производилось строительство плотов, а впоследствии возникла небольшая деревня, состоявшая из нескольких домов с огородами и «заезжей избой» с кузнечно-ремесленной мастерской.

На чертеже Амурского бассейна 1690 года, который вошел в атлас С. У. Ремезова, впервые встречаем топоним Плотбище. Причем поселение под этим названием обозначено на реке Ингоде. На основе этого же «Свидетельства» С.У.Ремезов включил Амурский бассейн и в «Чертеж всех сибирских градов и земель», составленный в 1698 году. На этом «Чертеже» Плотбище также показано на левом берегу реки Ингоды.

В 1693 году через Забайкалье проехал царский посланник Избранд Идес. 15 мая он прибыл в Плотбище, о котором пишет: «Местечко Плотбище на реке Цете лежит». Написание реки «Цета», краеведы посчитали ошибкой переводчика, так же, как и Нерца вместо Нерча. Описание путешествия Избранда Идеса до составления «Чертежа всех сибирских градов и земель» не было известно С.У.Ремезову, так как оно впервые было опубликовано на немецком языке в 1704 году.

До опубликования же этого описания, в 1701 году, С.У.Ремезов составил и включил в атлас «Чертеж земли Нерчинского города». На этом чертеже – на левом берегу реки Читы в ее приустьевой части – обозначено поселение под названием «Слобода Читинская». В 1719 – 1720 гг. в «Сказках», то есть описаниях поселений, впервые появляется название Читинский острог.

Кажущееся недоразумение, в обозначении названия поселения Плотбище, обозначенное С.У. Ремезовым на реке Ингоде, в то время как Избрандт Идес отмечает место поселения на реке Цете, может быть разрешено тем обстоятельством, что оба исследователя правы. И обозначают на своих картах, место поселения Плотбище правильно, в соответствии с тем, что они видели своими собственными глазами.

Произошло это недоразумение потому, что существовало два самостоятельных волока. Первый с выходом на реку Ингоду (Иргенский), которым воспользовался Нерчинский воевода Афанасий Пашков, поднимавшийся по реке Хилку, об этом волоке упоминает протопоп Аввакум в своих путевых письмах. Второй волок с выходом на реку Чита (в районе пос. Подволок), служил казакам и промышленникам, идущим со стороны поселений северного направления.

В данном случае сведения Избрандта Идеса являются более достоверными, нежели предположение современного исследователя об ошибке в написании названия реки Цета, потому что Идес мог руководствоваться описанием более объемного варианта системы Читинского переволока по рекам Чита и Конде на Витим с выходом на Ципу и далее на Амалат, Беловодье и дальше.

В данном случае Избрандт Идес отмечает обратный путь, идущий из Нерчинска по Нерце (Нерче), Шилке и Ингоде, в реку Цету (Читу) и далее через перевал, тогда как воевода Пашков поднимался по Хилку и спускался по Ингоде через плотбище, с Иргенского волока. Конкретными выделенными обозначениями символами «Це» Избрандт Идес, в данном случае, отмечает те реки, на которых находятся поселения, по которым необходимо плыть: Нерца, Цета, Ципа.

На старых картах и описаниях есть и такие ориентиры как сдвоенные названия: по Хилке на Шилку (Хилка – Шилка); Чика – Чита…, а далее Чина, Ципикан и д.р. Наличие волока в верховьях реки Читы отмечает в своих записках декабрист М.А.Бестужев: «Небольшой переволок от верховьев Читы до верховьев Хилка. Второй путь по бывшему волоку ориентированному на реку Ингоду через Яблоновый хребет указывает в своих записках жена декабриста Анненкова.

В устье реки Читы начинается регулярное строительство плотов, на которых русские землепроходцы добирались до Нерчинского острога, основанного в 1653 г., Дельте р. Читы при этом принадлежала ведущая роль. Здесь сходились основные дороги, ведшие в Восточное Забайкалье и на Амур. Поэтому вскоре здесь было построено специальное плотбище-судоверфь и поселок с временным жильем и амбаром.

Дороги, сходившиеся у Читинского переволока, с древности имели названия – «Даба». В юго-западном направлении на территории Монголии находится хребет Барун-Бархийн-Даба, через который имеются два перевала: Байдлагийн – Даба и Дулан – ханы – Даба. Западную границу Забайкальского края ограничивают хребты Цаган Дабан и Цаган Хуртэй. На западной границе Сохондинского заповедника на карте имеется обозначение горы Дабан-Горхон, а в пределах хребта Цаган Хуртэй расположена гора Богомольная и гора Дабата.

В разных интерпретациях слова Даба и Дабан связаны с дорогой, например: Даба- корабль. Дабан – невысокие холмы в Астраханской области. Дабан называются многие вершины Саянских гор в Восточной Сибири; например Хамар-Дабан, Нуку-Дабан и др. Дабан (эвенк. Даван) – горный перевал. Дабан – «Река, текущая с перевала». Таким образом, пара слов Даба и Дабан служат обоснованиями географических названий связанных с путями в определенных направлениях, где «Даба» дорога, а «Дабан» ориентир.

Например, Хамар-Дабан может обозначать направление караванного пути, где сегодняшнее звучание имени перевала «Хамар» может означать древнее созвучие «Кэмэл» - верблюд и показывать место перехода горного массива для идущих караванов. Одним из таких забытых путей древности был караванный путь, проходящий вдоль современной границы России с Китаем и Монголией в юго-западном направлении.

До XIII века здесь располагалось царство Бохай (Бохайго), охватывавшего юг Приморья, юго-восток Маньчжурии и северо-восток Кореи. Здесь же жили Чжурчжэни- тунгусские племена, населявшие территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края. До 1125 г. здесь же располагался каганат (империя) Кида́ней - кочевых племен монгольской группы, протянувшаяся от Японского моря до Восточного Туркестана.

По территории Забайкальского края древний караванный путь пролегал выше Читинского и Иргенского волоков в районе Арейского плато, на котором впоследствии было создано озеро Арей. Как и все Забайкальские волоки, караванный путь выходит на реку Ингода́ (бур. Ангида) левой составляющей реки Шилки (бассейн Амура). С постройкой Иргенского острога о древнем Арейском волоке забыли.

Длина Ингоды 708 км, площадь бассейна 37,2 тыс. км². Берёт начало в хребте Хэнтэй. В верховьях течёт в узком ущелье, в среднем течении - по широкой котловине между хребтом Яблоновым и Черского, ниже впадения реки Чита прорезает хребет Черского и ряд невысоких горных хребтов, где долина её сужается. Сливаясь с рекой Ононом, Ингода образует реку Шилку.

Монгольская экспансия и война, шедшая более 20 лет - 1210-1234.положила конец существованию чжурчжэньской империи. Исчезла с земли империя Киданей, и потеряли самостоятельность другие племена и народы, населявшие территорию Сибири. Старинный торговый маршрут от границ Кореи и Китая в европейскую часть России через Сибирь был утрачен, а новый заканчивался развилкой на Нерчинск и Кяхту.

Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск.

Водно-сухопутный маршрут шел так же по реке Янцзы до Шанхая, далее - через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись.

Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску. В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан, а также водные пути через Байкал и по Селенге. Существовали и альтернативные пути доставки чая из Китая. Некоторое количество товара поступало по древнему маршруту Великого шёлкового пути - через Среднюю Азию. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу.

Отсутствие дорог из европейской части России в Восточную Сибирь долгое время заставляло пользоваться речными путями. 12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге. В начале XIX века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.

В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали, которое завершилось в 1903 году. Указом правительства в начале XIX века Забайкалье переживало третий этап заселения.

Забайкальский край подписал с китайской компанией Zoje Resources Investment протокол о намерениях, согласно которому Китаю будет передано 150 тысяч гектаров земли для реализации совместного сельхозпроекта.

Ранее агентство FlashSiberia сообщило о том, что компания Zoje Resources Investment арендовала в Забайкальском крае 115 тысяч гектаров земли сроком на 49 лет. Cоответствующий договор о передачи земли между правительством Забайкалья и китайской компанией был подписан неделю назад, сообщил российский источник, знакомый с ходом переговоров.

Аренда залежных земель и пастбищ составит 250 рублей за гектар в год, общая сумма за 49 лет составит около 1,5 млрд рублей. В случае, если первый этап - с 2015 по 2018 годы - будет признан успешным, российские власти готовы отдать китайцам еще 200 тыс. га

В Пекине считают, что одной только передачи земли недостаточно. Россия должна изменить порядок перемещения и расселения китайцев на территории России. Такое условие сформулировал советник Китайского института международных стратегических исследований:

"Следует иметь в виду, даже если речь идет об использовании современной техники и оборудования для развития сельского хозяйства, все это довольно трудоемко. Жителей в восточном регионе РФ мало, чувствуется серьезная нехватка рабочей силы. Даже если привлекать ее в большом количестве с европейской части страны, это не только невозможно, но и требует увеличения оплаты труда в несколько раз. Поэтому если не решить юридическим путем вопрос широкомасштабного привлечения китайской рабочей силы, ни о каком долгосрочном сотрудничестве с китайскими сельскохозяйственными предприятиями не может быть и речи".

Советник считает передачу земли в Забайкальском крае лишь первой ласточкой, за которой должны последовать другие.

Нынешнее развитие Китая осуществляется за счёт будущих поколений, так как происходит масштабное ухудшение природной среды. КНР обладает всего лишь 9% мировых пахотных земель, хотя число китайцев, работающих в сельском хозяйстве, составляет 40% общего количества крестьян на планете. По данным 2011 года, общая площадь пахотных земель в КНР достигает почти 1,826 миллиарда му (1 му равняется 1/15 гектара). По сравнению с аналогичным показателем за 1997 год, пахотные территории сократились на 123 миллионов му.

Процесс урбанизации, строительство объектов транспорта и инфраструктуры приводит к сокращению пахотных земель. Сокращение площади пахотных земель в Китае приближается к «красной черте», установленной правительством в 126 миллионов гектаров. В КНР не останавливается рост спроса на зерно и другие сельскохозяйственные культуры. Поэтому площадь пахотных земель необходимо удерживать и даже расширять, чтобы обеспечить национальную продовольственную безопасность на должном уровне.

Понятно, что при таком положении вещей в КНР крестьянам просто негде развернуться. Новая правительственная программа Китая поощряет компании, покупающие пашни за границей: так одновременно решаются две проблемы – увеличивается поставка продуктов и уменьшается крестьянская безработица. Уже в 2007 году Китай импортировал 60% всей потребляемой в стране сои, а сейчас ведёт активные переговоры с Бразилией о покупке земель под соевые культуры. Ведутся переговоры и в других странах Южной Америки и Африки, где земля наиболее дёшевая. А прямо под боком у китайцев огромные просторы России, прежде всего, Сибири и Дальнего Востока. По данным Всемирной продовольственной программы, Россия обладает самыми большими в мире резервами земель, пригодных для обработки и находящихся в залежном (неиспользуемом) состоянии.

По информации китайского интернет-СМИ xilu.com, в последние несколько лет администрации субъектов Федерации российского Дальнего Востока отдали Китаю в аренду значительные по территории участки пахотных земель. Например, в Еврейской автономной области Народному правительству провинции Хэйлунцзян передано в аренду 430 тысяч гектаров пахотных земель. Народное правительство уезда Дунин города Муданьцзян провинции Хэйлунцзян арендует на российском Дальнем Востоке 150 тысяч гектаров пахотных земель.

Газета «Жэньминь Жибао» пишет: «Китайские овощеводы работают не только в северных районах России, но практически повсюду. На окраинах почти всех городов вдоль Байкало-Амурской магистрали работают китайские овощеводы. Некоторые китайцы взяли в аренду участки земли у российских владельцев, пригласили на работу китайских крестьян и специалистов по различным каналам».

Виктор Ишаев, в свою бытность полномочным представителем президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, не разделял восторженных оценок относительно методов хозяйствования китайских сельхозработников и выступал против крупномасштабной передачи Китаю в аренду пахотных земель на российском Дальнем Востоке. Ишаев говорил, что в России щадящая технология использования пахотных земель, позволяющая земле «отдыхать» в зимний период, в то время как в Китае земля используется интенсивно, применяется загущенный сев, что может нанести серьёзный урон российской земле.

Слова Виктора Ишаева подтверждаются фактами. Самый крупный в истории России ущерб сельскохозяйственным землям – 158 миллионов рублей нанесли китайские рабочие фирмы «Лунна» в Приморье. Сейчас по решению суда ущерб выплачивается, но превращенный пестицидами в труху гумусный слой на приморских землях будет восстанавливаться годами.

«98 процентов используемых китайцами удобрений попадают на территорию РФ незаконно», – утверждает начальник отдела земельного контроля управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Юрий Лакиза. –Специалисты лаборатории распознать их состав сразу не могут. Стало обыденным, когда мы находим в почвах никель, кадмий, свинец, цинк с превышением допустимых доз в полтора – два и больше раз.

В Россию попадают пестициды с неизвестными нашим специалистам названиями, не разрешённые к применению и часто просроченные. Только за прошлый год в Приморском крае изъято несколько десятков тысяч тонн не имеющих госрегистрации и не внесённых в Государственный каталог, неразрешённых к применению в РФ пестицидов и агрохимикатов. Но ещё больше их попадает в почву.

В силах Россельхознадзора выписать арендаторам земель штраф и предписание с требованием ликвидировать нарушения. Но их никто не выполняет.

Отдельная тема отношений китайских земледельцев к рисовым полям. Каждый чек к посадкам нужно подготовить – оросить систему, дождаться, когда смешанная с почвой вода отстоится, и сбросить лишнюю. Но на практике граждане КНР сразу производят сброс водно-почвенной смеси. Сбросовые каналы озера Ханка, бывшие когда-то глубиной до 12 метров, сейчас почти полностью забиты. А на некоторых рисовых системах пахотный горизонт вместо необходимых 30 не превышает десяти сантиметров.

– Подсчитано, что с одного гектара смывается от трех до 12 тонн плодородного слоя почвы, – говорит Юрий Лакиза. – Возбуждаются административные дела, через суд расторгаются договоры аренды на землю, но принципиально ситуация не меняется.

Кроме того, в Приморье китайские овощеводы, работающие у местных фермеров, готовились высаживать непроверенные на ГМИ (генетически модифицированные источники) семена. При осмотре расположенного в полукилометре от окраины села Полтавка полевого стана китайских сельскохозрабочих, а также жилых помещений, было обнаружено 3 килограмма семян помидоров, огурцов, перца и других сельхозкультур. Все семена не имели документов, удостоверяющих их качество, также они не проходили и проверку на генно-модифицированные источники. По предварительным подсчётам, семян хватило бы на засев более чем одного гектара земель.

В Хакасии один пенсионер – в прошлом старший научный сотрудник Хакасской сельскохозяйственной опытной станции Валентин Ананьев - стал свидетелем фантастического эксперимента с чудодейственной жидкостью. С вечера работники китайских теплиц помещают в специально оборудованную яму зелёные помидоры, посыпают их каким-то порошком и заливают водой, а утром вынимают красные томаты. Причём, в Новосибирском институте органической химии не смогли определить формулу этого вещества.

Летом 2012 года разразился скандал в Читинском районе: совместная проверка прокуратуры района и специалистов краевого управления Россельхознадзора провели проверки в овощеводческих хозяйствах. В хозяйствах «Сяо-Лун», «Фаворит», «Красный восток» для исследования были отобраны образцы химических веществ с маркировкой «произведено в КНР», а также почвенные образцы. По первым полученным результатам, препараты, которые использовали китайские садоводы, не внесены в государственный каталог пестицидов и ядохимикатов, разрешённых к применению на территории России. Отмечены факты захламления земель сельскохозназначения. К тому же, установлено, что отобранные почвенные пробы по предельно допустимой концентрации остаточных веществ не соответствуют ГОСТу. В частности, в хозяйстве «Фаворит» замечены превышения по содержанию мышьяка и свинца.

В июле этого года Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю выявило факты продажи в Чите китайских овощей и фруктов под видом узбекских.

В начале мая 2011 года в Экспертном управлении администрации президента России прошло совещание по вопросу аренды земли китайцами в регионах страны. Ситуация оказалась непростой. На совещании говорили о том, что «сданная в аренду земля, – а китайцы, как правило, берут её в краткосрочную аренду – хорошо плодоносит пару лет и даёт рекордные урожаи. Но когда гастарбайтеры съезжают, на той земле уже не растёт ничего, даже сорная трава. Земля превращается в какую-то серую пыль. И количество таких земель всё растёт, что начинает вызывать тревогу. Причём специалисты не могут понять, что делают китайцы с землей. Удалось лишь выяснить, что удобрения для арендованных земель они завозят исключительно из Китая».

Не является секретом, что русские фермеры, сдающие свои земли в аренду китайским компаниям, стараются максимально «отжать» деньги в минимальные сроки и не следят за способами обработки земель и продукции. Бизнес для россиян весьма выгодный. Владелец земли не тратится ни на что: китайцы завозят технику, семена, удобрения. Живут там, где и работают, – в землянках, палатках, шалашах. В настоящее время договоры на работу заключаются менее чем на год, в этом и есть уловка: такие договоры не подлежат регистрации в Росреестре, и, как вариант, можно совсем не платить за аренду земли. Более того, владелец земли ещё умудряется выхлопотать субсидии на ГСМ или льготы по налогам.

А вот выращенный в России урожай риса, кукурузы и сои полностью отправляется в КНР. Где, по отчётам китайского Института почвы и удобрений, одна пятая пахотных земель КНР сильно загрязнена выбросами промышленных предприятий, мусором, пестицидами, тепличной пленкой, химическими удобрениями. Теперь они в этом помогают нам.

В некоторых регионах принято решение не выделять квоты на китайскую рабочую силу для работы в сельском хозяйстве. Но объективности ради надо сказать, что это – не решение проблемы. Никто не даст гарантии, что гастарбайтеры из стран Центральной Азии не будут хозяйствовать так же, как и китайцы. Земля им не принадлежит, а желание быстро сделать большие деньги присуще представителям всех национальностей. Никто также не поручится, что после уезда китайцев местные жители дружно займут их место. Не стоит уповать и на программу переселения соотечественников из-за рубежа. Наши соотечественники, русские по национальности, проживают в бывших республиках СССР, как правило, в городах и занимаются, в основном, высококвалифицированным трудом. Ожидать, что они сменят Алматы или Вильнюс на забайкальское село, мягко говоря, не стоит.

С одной стороны, перед страной, и Забайкальским краем, в частности, стоит задача обеспечения себя продуктами питания за счёт собственного производства. С этой целью в крае инициировано создание агроиндустриальных парков. Очевидно, что во многом агроиндустриальные парки завязаны на Китай и китайскую рабочую силу. Не повторить чужих ошибок, не допустить порчи земли, накормить себя, дать работу не только китайским крестьянам, но, прежде всего, местному населению и отправить ещё что-то на экспорт – задача сложная, близкая к невозможной.

Древний забайкальский человек "одет" в медвежью шкуру. Слегка раскосые восточные глаза и высокие скулы делают его похожим на смесь Киану Ривза с Джеки Чаном. На вид ему лет 30 - это средний возраст, в котором уходили из жизни во времена верхнего палеолита. Облик нашего древнего предка ученые реконструировали на основании останков, обнаруженных при раскопках крупнейшего в мире археологического комплекса Усть-Менза, который находится при впадении реки Мензы в реку Чикой на юго-западе Забайкалья. Там два года назад археологи нашли странные захоронения: небольшие ямы, диаметром меньше метра, куда людей клали свернутыми буквально в колечко. Как и, главное, зачем это делали - ученые только догадываются.

На сегодняшний день это самое древнее погребение, обнаруженное в Забайкалье,- ему примерно 8 тысяч лет,- рассказывает профессор кафедры отечественной истории Забайкальского государственного университета, руководитель Чикойской археологической экспедиции (обнаружившей погребения), Михаил Константинов.- Умерший человек был уложен набок в соответствии с контуром ямы, а само тело засыпано охрой - красной краской естественного происхождения.

Михаил Васильевич руководит раскопками не первый десяток лет, и необычные захоронения раскапывал именно он. Археологам работать в Забайкалье непросто: здесь глинистые и, главное, мерзлые почвы, поэтому раскопки продвигаются очень медленно. Бывает, что найденный скелет не удается извлечь, потому что начинаются дожди, так что приходится сооружать полиэтиленовый купол, ждать, пока погода наладится и почва просохнет. Кости желательно поднимать из земли с частью грунта, чтобы случайно не повредить во время очистки. Находку обкладывают поролоном, запечатывают в коробку и отправляют на дальнейшее изучение. В данном случае - в Институт этнологии и антропологии РАН. Здесь с помощью особой технологии скрюченные скелеты распрямили, склеили черепа и вычистили "Блендамедом" зубы. Теперь можно приступать к подробному изучению, которое иногда растягивается на годы.

Важные сантиметры

Сейчас образцы костей взяли специалисты из лаборатории геогенетики Университета Копенгагена, и теперь мы ждем четких дат жизни, в этом должен помочь радиоуглеродный метод,- поясняет "Огоньку" заведующий отделом физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Сергей Васильев.- К тому же датчане будут исследовать образцы ДНК - это часть большой работы, которая проходит во всем мире. Ученые берут ДНК из разных территорий, например с Дальнего Востока, из Забайкалья, Восточной Сибири, и сравнивают между собой. Это позволяет понять, насколько родственны различные популяции, и соответственно узнать, каким образом мигрировало и расселялось древнее человечество.

В отделе антропологии в прозрачных пластиковых контейнерах с разноцветными крышками, которые мы частенько используем для хранения всяких мелочей, лежат черепа самых разных цветов, форм и размеров. Часть из них сильно разрушена, но, что удивительно, несмотря на тысячелетнюю историю, у многих прекрасные зубы.

Да, это удивительно,- говорит младший научный сотрудник отдела Равиль Галеев, который воссоздал облик забайкальского человека.- У древних людей зубы, как правило, сохранялись в хорошем состоянии на протяжении всей жизни. Кариес возник одновременно с изменением образа жизни и с образованием городов.

По словам ученого, работа по восстановлению облика по оставшимся костям - очень долгая и кропотливая. Сначала тщательно измеряют все пропорции скелета, причем иногда по каждой части тела, будь то уши или зубы, работает отдельный специалист. Затем реконструктор восстанавливает недостающие части черепа с помощью специального состава из воска, канифоли и зубного порошка - такая смесь не повреждает кость и прекрасно сохраняется. С помощью 3D-принтера с черепа снимают точнейшую копию - слепок из пластика получается легким, напоминающим пенопластовую модель. Уже поверх нее ученые с помощью скульптурного пластилина воссоздают черты лица - методики для этой непростой работы были разработаны именно в этой лаборатории знаменитым антропологом Михаилом Герасимовым. Сейчас ими пользуются во всем мире. В завершение всего делают копию из твердого пластика или бронзы, которая, как правило, отправляется в музей.

Для реконструкции внешности специалисты подробно изучили скелеты древних людей. Всего были найдены останки восьми человек - пяти мужчин, двух женщин и одного ребенка. Оказалось, что они похожи на современных людей. Правда, отличия все-таки есть - рост древних забайкальцев по нашим меркам чуть ниже среднего, у них очень узкие плечи (не больше 31 сантиметра даже у мужчин) и более вытянутые предплечья. Судя по останкам, древние люди страдали от инфекций, болезней крови, типа анемии, недостатка кальция и от холода - об этом говорят измененный особым образом лицевой скелет и свод черепа, а также суженные наружные слуховые проходы.

Благодаря антропологическим реконструкциям мы знаем, что они были монголоидами,- рассказывает профессор Константинов из Забайкальского университета.- Это тип человека, который чаще всего называют палеоазиатским. Они образуют основу для дальнейших сибирских этносов, ближние к ним - монгольские и тунгусские.

В апреле в Читу собираются приехать японские специалисты из знаменитого университета Токио - Метрополитен, где в последние годы развиваются геоархеология и экспериментальная археология. Эти относительно новые направления воссоздают орудия труда, ремесла и быт предыдущих поколений на основе древних технологий. Например, в последнее время здесь активно проводят эксперименты, чтобы понять, каким образом древние люди расщепляли камни.

Мы ожидаем визита одного из самых известных специалистов в этой области - профессора Масами Изухо,- рассказывает профессор Михаил Константинов.- Он специализируется на изучении палеолита Евразии. Японцев интересуют все скелеты, обнаруженные на территории Забайкалья. Они делают копии, а затем выставляют их в Центральном историческом музее в Токио. Японцы совершенно справедливо считают все сибирские народы своими родственниками. Этим они, к слову сказать, сильно отличаются от китайцев, которые, наоборот, считают свою нацию исключительной.

Вообще, современная наука, по словам ученых, меняется в сторону большей комплексности, что очень важно. Археологи работают вместе с геологами, географами, специалистами по фауне, флоре, и это позволяет представить, как жил человек в конкретных природных условиях. Правда, знаем мы все равно мало.

Пощупать время


Когда люди пришли в Забайкалье - точно неизвестно. Ясно только, что сначала это были неандертальцы, а затем кроманьонцы. Не так давно Чикойская экспедиция обнаружила древнейший памятник археологии Забайкалья - стоянку человека возрастом минимум 120 тысяч лет. Таким образом, история пребывания человека в этом регионе увеличилась примерно на 40 тысяч лет.

Ранее считалось, что люди появились здесь около 80 тысяч лет назад. Они пришли с юга - с территории современной Монголии и из Китая. Люди перемещались в поисках пищи вдоль рек, которые называют дорогами древности, и отсюда отправились дальше в Якутию, в Заполярье. Потом по существовавшему тогда сухопутному мосту - Берингии они перешли на Аляску. Известно, что этот мост поднимался из воды как минимум шесть раз, и каждый раз по нему мигрировали в обе стороны и животные, и позже люди. Так что древний забайкальский человек - родственник американским индейцам.

В самом забайкальском регионе климат несколько раз кардинально менялся: до появления человека здесь были субтропики с папоротниками и лианами, недавно в Бурятии, близ Гусиноозерска, были обнаружены кости и зубы мартышки возрастом 3 млн лет. Но во времена древних забайкальцев уже было довольно холодно, водились мамонты и шерстистые носороги.

Это культуры каменного века. Люди тогда были охотниками, рыболовами, собирателями,- говорит профессор Михаил Константинов.- Они много чего умели делать, в том числе строить жилища в виде чумов, пользоваться луками и стрелами, изготавливать посуду из глины. Также они мастерили орудия из камня, подбирая красивые породы - нефрит, яшму, халцедон. Если говорить о недавних важных находках, я бы отметил найденную нами самую древнюю в мире скульптуру медведя. Ее возраст 35 тысяч лет, и она является одним из древнейших в мире произведений искусства. Скульптура выполнена из позвонка носорога. Также мы нашли голову лося и очень красивый "жезл начальника" из рога северного оленя - это самые редкие находки.

Самое сложное - восстановить духовный мир древних людей. Их захоронения всегда говорят о религиозности - о некотором представлении о загробном мире. Погребение байкальского человека в этом плане особенно интересно.

Пока неясно, зачем нужна была такая странная форма положения тела,- говорит профессор Константинов,- но красная охра традиционно символизирует огонь, кровь и продолжение жизни. Все это отражает веру в потустороннюю жизнь, в жизнь после смерти. Это, по-видимому, попытка осознать мир, найти свое место, укрепиться в силах.

Странная форма погребений - не единственная загадка прошлого. Не так давно ученые наткнулись на уникальное в своем роде захоронение собаки возрастом 5-7 тысяч лет. По всей видимости, животное погребли с особыми почестями, потому что рядом с телом найдены каменные орудия.

Чтобы лучше понять культуру далекого прошлого, ученым не хватает большего количества артефактов, но отвоевать их в этих краях - достаточно проблематично. Например, на Ангаре и Енисее песчаные берега довольно часто обваливаются и сами преподносят находки. На Алтае есть большое количество необследованных пещер, где, по всей вероятности, есть шанс сделать открытие, но тут нужно идти буквально наугад. Так что главным качеством археолога ученые называют терпение.

Наши дальнейшие усилия будут направлены на обнаружение более древних погребений,- говорит профессор Михаил Константинов.- Сейчас речь идет о захоронениях, которым 7-8 тысяч лет, но мы знаем, что человек в Забайкалье появился как минимум 100 тысяч лет назад. Мы нашли более тысячи каменных орудий того периода, определяемого как средний палеолит, но антропологический материал этого возраста пока в Забайкалье неизвестен. Мы надеемся обнаружить следы пребывания человека в Забайкалье, жившего и 200-300 тысяч лет назад. Парадоксально, но чтобы узнать нас самих, нужно уйти вглубь веков.

Тема истории забайкальского города тесно связана с рядом других проблем - основанием Забайкалья, особенностями хозяйственного развития края, взаимоотношением между местными племенами и соседними государствами, заселением края и т.д.

Основание городов Забайкалья начинается со времени присоединения этих земель к Русскому государству.

Начало проникновения русских в Сибирь относится еще к концу XI-началу XII веков. Как указывает известная летопись Нестора, еще в 1096 готу в Югорской Земле странствовал Гюрат Роговин, выходец из Новгорода. Указания на то, что русские бывали в Сибири, мы встречаем в новгородской летописи и под 1114 г.: "еще мужи старые ходили за Югру и Самоядь". В XV веке они доходили уже до Иртыша и Оби.

Следовательно, хотя официально Сибирь подвергалась захвату, освоению и заселению, начиная с конца XVI в., русские бывали там много раньше - начиная с XII века. Однако это проникновение в Сибирь было окольным - через северо-восток (Двину и Печору). Очевидно не случаен тот факт, что первыми русскими поселенцами в Сибири были выходцы из полгорских губерний. Ранние традиции проникновения в Сибирь сказались и на последующем освоении этих земель, вплоть до ее восточных рубежей, в том числе и Забайкалья. Стремление к захвату новых земель, объясачиванию новых народов, поисков новых полезных ископаемых, путей проникновения в соседние азиатские государства и т.д. и привели русских в эти края.

Таким образом, к XVI веку в недрах русского государства созрели стимулы к движению в Сибирь, которые "обусловили и поражающие нас темпы и территориальный размах русской колонизации этого края в XVII веке".

Завоевание Сибири шло непоследовательно в географическом отношении. К концу ХVI века была освоена Западная Сибирь. После этого открылись беспредельные просторы Восточной Сибири. С завоеванием Енисея целый поток завоевателей устремился на северо-восток Сибири. В результате уже в 1 п. ХVII в. были освоены бассейны рек Лены и Колымы. Дальнейшие действия русских были перенесены на Амур. Именно с целью освоения этого края в первой половине ХVII века предпринимались и были осуществлены ряд экспедиций: под руководством Михаила Старовухина - одна из первых. В 1643-45 гг. предпринята экспедиция в северо-восточном направлении под руководством Семена Дежнева и Федота Алексеева Попова. В 1649-50 гг. казацкий атаман Ерофей Хабаров из Якутии вышел на Амур, где в 1651 году основал первый здесь острог - Албазин. Эти и другие первые экспедиции осуществлялись в основном благополучно: повсеместно казаки накладывали Ясак на местное сибирское население и для закрепления основывали остроги. Стараниями этих первопроходцев возникли в 1632 году Якутский острог, в 1633 году - Зашиверск, в 1649 - Анадырь и т.д. Русские, таким образом, прежде чем спуститься на Амур, достаточно прочно освоились на северо-востоке, откуда и предпринималось дальнейшее наступление на Сибирь.

Одновременно с освоением северо-востока по другому маршруту группа первопроходцев начала осваивать Предбайкалье, т.е. было положено начало освоению бассейна Байкала. Сначала западной его части, где были основаны в 1630 г.- Илимский, в 1632 году - Иркутское зимовье, в 1631 г.- Братский и Усть-Кутский остроги, в 1654 г.-Балаганский острог и т.д., а затем восточный, где были основаны Баргузинский острог в 1648 г., Читинский (вначале Ингодинское зимовье), Нерчинский - в 1655 г., Селенгинский - в 1665 г., Верхнеудинский - в 1666 г.

Общеизвестно, что осваивая Восточную Сибирь, русские придавали большое значение Амурскому краю, который сразу привлек внимание, начались поиски пути туда, в связи с чем и было освоено Забайкалье. Но это было уже вполне целенаправленное и целеустремленное освоение края. О богатых недрах полезных ископаемых его было известно давно.

В 1625-27 гг. атаманы В. Тюменц и М. Пирорильев впервые побывали в землях Прибайкалья и унесли от этой встречи впечатления, что земля эта "многолюдна, и богата соболями, бобрами и скотом и "бухарских товаров, дорогов и киндяков и зенделей и шелков... много, а серебра де добре много, а коней и коров, и овец и верблюдов бесчисленно". Очевидно это обстоятельство послужило обнадеживающим фактором для дальнейшего продвижения русских в сторону Забайкалья. Именно поэтому этот край привлекал взоры правительства.

Освоение Забайкалья начинается в 40-х годах ХVII века. Впервые в Забайкалье русские появились в 1638 г. под руководством Михаила Перфильева. Всем первым экспедициям давались наказы "на новых народов ясак наложить, места около Байкала точно описать и золотых и серебряных жил искать". И хотя русские к этому времени были уже наслышаны о Забайкалье, первые землепроходцы, прибывшие в район Баргузинского острога, доносили правительству, что "серебряных и золотых жил" там нет. Это обусловило дальнейшее продвижение русских на восток с той же целью и способствовало основанию здесь новых острогов.

Таким образом, поиски "новых землиц" закончились тем, что ко II половине ХVII века "русские становились твердою ногою" в Забайкалье.

Освоение Забайкалья представляет собой сложный и весьма своеобразный процесс, который заключается в том, что огромная территория Забайкалья, как и всей Сибири, с малочисленным населением была присоединена к Русскому государству без применения значительных военных сил. В подавляющем большинстве случаев отряды первопроходцев исчислялись несколькими десятками человек.

Особенностью освоения Забайкалья является и то, что с самого начала правительство проводило здесь устойчивую мирную политику. Стремясь укрепить захваченные земли и в то же время не располагая достаточными военными силами, правительство неизменно рекомендовало действовать в отношении ясачного населения без насилия и грубого нажима, а напротив - "ласкотою" и "добротою", что в известной мере повлияло на складывание добрососедских отношений с этим народом. В конце концов, как нас убеждают документы, эти отношения перерастут в дружественные. Многочисленные царские грамоты, наказы, наказные памятки воеводам, приказчикам острогов предписывали "ясачных людей в обиду и в изгою никому не давать, налог и насильств никаких не чинить".

К числу особенностей процесса освоения Забайкалья следует отнести руководящую роль острогов и городов, из которых осуществлялась колонизация местного края.

Обращает на себя внимание и то, что с самого начала эта колонизация проводилась под девизом, высказанным в многочисленных царских наказах - "во всем искать государевой прибыли". Отряды служилых людей посылались для "проведывания землиц" и приведения "под государеву высоку руку" новых ясашных иноземцев.

Процесс освоения Сибири в определенной степени связан и с завоеванием, с военными столкновениями с местным населением. В этом смысле привлекает внимание тот факт, что именно в Забайкалье русскому правительству пришлось столкнуться с наиболее ярко отраженной кровопролитной борьбой с местными бурятскими племенами. Это объясняется сравнительной многочисленностью бурятского населения по сравнению с другими туземными племенами Сибири, их более высоким материальным и культурным уровнем. У бурятских племен в это время шел усиленный процесс феодализации, им был известен определенный уровень развития ремесла (в частности, кузнечного), в то время как другие сибирские племена стояли на различных ступенях первобытной формации.

Все это сделало период завоевания Забайкалья наиболее трудным во всей истории освоения Восточной Сибири, что определяет, вместе с тем, своеобразие процесса освоения этого региона.

В своем быстром продвижении по Забайкалью русские служилые люди встречали сопротивление местного населения, которое чаще всего выражалось в нападении на сборщиков ясака и на остроги. Однако при всем этом более типичным было добровольное присоединение сибирских племен, ханов, тайшей к Русскому государству. Очевидно это объясняется еще и тем, что в 40-50-х гг. ХVII века русское подданство было принято большинством сибирского населения. Были случаи добровольного перехода на сторону России и в Забайкалье. Следовательно, Забайкалье было "более подготовлено к добровольному признанию присоединения". Так на службу в Селенгинск был определен по желанию монгольский посланец Бодой Дайчинов, а тайша Мэргэн Агай кроме того еще и "излюбил христианскую веру восприятии" в Нерчинске "под государеву царскую самодержавную высоку руку пришел князец Нелюдского рабу Гангнмур.

Местное население вело себя враждебно по отношению к политике утверждения России в Забайкалье. Еще враждебнее к этому относились Монголия и Китай.

Надо признать, что первые шаги во взаимоотношениях с монголами носили мирный характер. Монголы были к этому времени наслышаны о силе русского государства и его успехах и освоении Сибири. А русские вели себя в местном крае осторожно, ибо одна из главных директив в освоении этого края заключалась в "проведывании" путей в Китай и Монголию и установление с ними торговых отношений. Поэтому первые устроители острогов вынуждены были вести себя па уровне дипломатов

Задолго до основания здесь острогов, еще в 1497 г. Иван Похабов и Яков Кулаков завязали отношения с монгольскими князьями Турухай табуном и Кумпуцином. С этого времени русские постепенно утверждаются в Забайкалье. Россия стремилась мирным путем урегулировать отношения, но чаще всего монголы совершали враждебные выпады по отношению к подобным намерениям, нападали на бурятские земли, подвластные русским, постоянно угрожали острогам. Так в 1664 г. нерчинский воевода Толбузин просил прислать подмогу "чтоб над острогами мунгальских людей какое дурно не учинилось, а меня б со служилыми людьми не побили и не поморили бы голодною смертью".

В южной части Забайкалья русские постоянно на протяжении 2-й половины ХVII и начала ХVIII веков сталкивались с монгольскими князьями. Как отмечали приказчики Селенгинска, здесь жили "царства разные и орды многие". Все монгольские группы, жившие по Селенге, назывались общим именем "мунгалы". В документах среди них выделяются "табангуты", которые держались независимо и не платили ясак. Монгольский хан Кукан старался на первых порах вести себя мирно, что касается табангутов, то с ними с самого начала были столкновения. Чаще всего они возникали на почве эксплуатации бурят, поскольку и те и другие одинаково претендовали на те племена. Таким образом, столкновений избежать обеим сторонам не удавалось.

Начиная с 70-х годов ХVII века, отношения между Россией и монгольскими племенами принимают враждебный характер. Это связано с появлением здесь острогов, которые в свою очередь, создавали сеть укреплений, защищавших Забайкалье от внешних врагов и содействовали хозяйственному развитию этого края.

В 1673 г. монгольские ханы послали к царю послов, которые осторожно интересовались, по указу ли царя построен Селенгинский острог и извещали при этом, что с селенгинцами они "живут и обид на обе стороны никаких нет и впредь они с ними буде обид никаких не будет", "жить в совете и в мире станут, а буде что дурно учинят и у них будет с ними с сора". В ответ на это послы получили заверения, что Селенгинский острог поставлен с ведома царя, а "жителям Селенгинска указано жить с мунгалами в мире и совете". Тем не менее, монгольские ханы длительное время вели себя враждебно, постоянно угрожая русским острогам, вступая в открытые столкновения с русскими служилыми людьми. Так, в том же 1673 г. иркутский воевода в своей отписке сообщал, что "приезжают де с мунгальской степи от мунгальских тайшей в брацкие землицы мунгальские люди по всея годы и збираю... ясак на своих тайшей сильно и чинят де обиды и налоги отнимают у ясачных людей женщин и детей... от тово де в... великого государя ясачном сборе во всех острогах чинитца многая поруха и в ясачных иноземцах смута, а служилых людей в острогах за малолюдством бывает мало". Часто монголы отнимали скот, лошадей, оружие, нападали на острожных служилых людей. Так, в 1677 г. под Селенгинском были захвачены 2 служилых человека, которых монголы "конями их по степи волочили". В 1681 г от Удинска было отогнано 34 верблюда, в следующем году-60. В 1678 г. из Нерчинска доносили о "шалости и воровстве большом" , об отгоне скота, убийстве служилых. В 1681 г. был угнан скот от Селенгинска и т.д. Отписки енисейских воевод и служилых из острогов пестрят такого рода сообщениями: в 1678 г приказной человек Данило Строганов писал, что он "сидит в осаде от монголов", что "хотят де мунгальские люди Селенгинский острог взятьем взять, до конца разорить". А из Нерчинска Алексей Толбузин сообщает, что "нарежаетца Богдойский хан итти войною". Из Селенгинского и Удинского острогов в 1681 г извещали о том, что к ним подходили улусные люди и русских служилых людей "по городам... и на проездах до смерти побивают и лошадей и рогатый скот отгоняют непрестанно", что живут они с великим опасением и с крепостью". Таким образом, с самого начала утверждения русских в Забайкалье определена была военная роль острогов, ибо борьба с монголами не ограничивалась только мелкими нападками, она требовала сосредоточения сил в острогах и проведения особой политики.

В 1687 г. монгольский хан Очирой-Сайн начал войну, предъявив при этом требование не принимать своих людей в подданство Русского государства, вернуть ему бурятские племена, жившие у Байкала, подвластные к этому времени России. Очирой Сайн хан осадил Селенгинский и Удинский остроги. Одновременно начинают выступать против русских и богдойцы возле Нерчинска и монголы решили выступить заодно с ними. Русские остроги оказались в опасном положении и только подоспевший сюда в эго время Федор Головин, посланный для "оберегания границ от войск китайских и учинения мира на границе", отбил атаки мои голов и богдойцсв. Но и после этого монгольские ханы постоянно держали в напряжении русских возле этих острогов.

От монголов страдали не только жители острогов, но и "ясачные" - бурятские и эвенкийские племена. В течение ХVII века все они ожидали с великим опасением воинских приходов и часто выступали совместно с русскими служилыми людьми. В 1663 г. ясачные люди Баргузинского острога "били челом идти в поход вместе со служилыми людьми, на ослушников, на мунгальских воровских людей, которые живут мунгальские люди блиско селенгинского устья и приезжаючи в баргузинское урочища, те воровские мунгальские люди ваших великих государей ясачных тунгусов побивают до смерти и разоряют и жены и дети". С 70-х годов ХVII века совместные походы русских и ясачных людей были постоянным явлением. Так, в 1682 г. Григорий Ловцов сообщал, что "селенгинского и нерчинского острогов служилые и промышленные и гулящие люди и ясачные иноземцы, собрав 400 человек, в том числе было селенгинских 260 человек, нерчинских 70 человек, да иноземцев ясачных людей 70 человек ходили за мунгальскими воровскими людьми и за свои отгонным табуном". На этом основании из острогов постоянно шли просьбы прислать пороху, свинцу, служилых людей, чтобы защищаться от монголов. Но чаще всего нерчинские и енисейские воеводы отвечали отказом, так как и там людей не хватало. В этих условиях ясачные в борьбе с монголами были большой поддержкой. С другой стороны эта совместная борьба приводила к сближению русского и местных нерусских народов, способствовала установлению дружественных отношений...

Итак, утверждение русских в Забайкалье, становление острогов было сопряжено с огромными усилиями, человеческими жертвами. И то обстоятельство, что присоединение этого края носило в основном добровольный характер, объясняется как раз тем, что российская колонизация в какой-то мере оградила коренное забайкальское население от набегов монгольских ханов. Поскольку эти набеги были часты, то русские пытались предотвратить их и мирным путем с помощью русских посольств. Россия давно стремилась получить сведения об азиатских странах. Знала она и о соседних с Забайкальем странах-Монголии и Китае. В течение ХVI века Русское государство несколько раз предпринимало попытки установить с ними политические и торговые отношения. В ХVII веке было предпринято несколько таких разведывательных экспедиций и посольств в Китай. По словам Н. М. Карамзина древнейшее известие о Китае принесли 2 казака Иван Петров и Бурнаш Ялычев, посланные в 1567 г. "для разведывания неизвестных стран". Исследователь X. Трусевич подвергает сомнению это посольство, ибо посланное в Китай в 1618 г. новое посольство под руководством казака Ивана Петлина поражает сходством описания и имен. Следует согласиться с мнением большинства исследователей о том, что именно это посольство и было первым, но не последним. И в начале и в дальнейшем все попытки проникнуть в Китай основывались или на русском любопытстве или на всепоглощающем... разливе молодецкой силы казачества, стремящейся обнять возможно большее пространство земли". В 1653 г. первое официальное посольство было направлено в Китай. Возглавлял его Федор Байков. Посольство это имело целью "посылки о дружбе начати", "хотим от нынешнего времени быть в пристойной крепкой дружбе и любви". Однако посольство было неудачным. Следующее посольство, возглавляемое Иваном Перфильевым и Сенткулом Аблиным, в 1056 г., в 1668-1672 годах во главе с С. Аблиным, в 1675 - Николаем Спафарием, в 1688-1689 - Федором Головиным, в 1692 г. - Избрантом Идестом и Адамом Брандом-успехов тоже не имели. Но тем не мене они в какой-то степени подготовили почву для установления торговых отношений с Китаем. Большое значение имело посольство, возглавляемое окольничьем Ф. Головиным, которое в 1689 г. заключило Нерчинский договор. По этому договору была установлена русско-китайская граница по реке Горбице, Становому хребту и реке Аргуни, русские торговые караваны получили право проходить в Китай. Следовательно, этот мир открывал возможность к развитию мирных политических и торговых отношений. Но прежде чем был заключен этот мир, Ф. Головин еще более упрочил свое положение в Забайкалье. Ряд столкновений с монгольскими ханами закончился полной его победой, что и означало окончательное утверждение здесь русских.

К концу ХVII века многочисленные племена Забайкалья были присоединены к Русскому государству. При этом обращает на себя внимание удивительно быстрый темп завоевания. В исторической литературе были попытки высказать мнение о том, что столь быстрое завоевание объясняется отсутствием огнестрельного оружия у местного населения. В определенной степени этим самым подчеркивается насильственная сторона процесса присоединения народов Забайкалья. С этой точкой зрения согласиться нельзя. Более того, хотя здесь и устанавливается колониальный гнет, в подавляющем большинстве забайкальские племена стремились найти поддержку у сильного Русского государства. Поэтому и шли в подданство добровольно. Именно это, прежде всего, определяет характер присоединения Забайкалья к Русскому государству.

Итак, в связи с общим процессом колонизационного движения в Сибирь возникают остроги и города в Забайкалье. Возникновение их - составная часть этого движения.

Постоянно использующаяся тропа, по которой идет много народа превращается в дорогу.

Волок, - это название происходит от слова «волочить» (тащить), и означает перевал в верховьях рек различных бассейнов, по которому все путешествующие люди в древности преодолевали горы. Через волок тащили суда с товарами сухим путем – «волоком», перетаскивая суда из верховья одной реки в верховье другой реки и обозначение «перевал» буквально означает переваливание через горы.

Какими путями-дорогами пользовались для передвижения древние жители Забайкалья можно легко догадаться по тем обстоятельствам, что в некоторые населенные пункты до сего времени нет дорог и туда можно попасть только по рекам. Летом водным путем поднимались люди по воде в верховья реки, возвращаясь оттуда «сплавом», а зимой на санях по «зимнику», по люду той же скованной морозом реки.

Так по рекам, перевалам и волокам шли первооткрыватели Сибири в XVI – XVII вв. и Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие территорий Сибири. С рубки зимовья в1638 году енисейским казаком Максимом Перфильевым с отрядом в 36 человек началось в Забайкалье строительство поселений. Через три года из Енисейска пришел сюда Курбат Иванов часть отряда, которого поставила зимовье в Западном Забайкалье.

В июне 1652 года с очередной экспедицией в Забайкалье отправился из Енисейска Петр Бекетов. В Забайкалье Бекетов должен был идти «...на Иргень озеро и на великую реку Шилку», чтобы «поставить два острога в самых крепких и угожих местах» для «ясачного збору и вновь земли приводу» в подданство России. А 24 сентября (3 октября) 1653 г. казаки пришли на озеро Иргень, на восточном берегу, которого был заложен острог.

Этот острог был сожжен местными тунгусами, но к осени 1657 г. восстановлен отрядом казаков А.Ф. Пашкова. Одновременно с Иргенским острогом в долине р. Ингоды П.И. Бекетов со своими казаками срубил зимовье, амбар для хранения государевой казны и перевозимых запасов, и три казачьи избы. Так был организован наиболее известный в Забайкалье Ингодинский («Иргенский») волок, а поселение (плотбище) считают началом истории города Читы.

Примером этого можно считать историю села «Засопошного», возникшего (по материалам археологической экспедиции И.И. Кириллова и Е.В. Ковычева) в конце XVII века в трех верстах к юго-западу от устья р. Читы. Первоначально, здесь также производилось строительство плотов, а впоследствии возникла небольшая деревня, состоявшая из нескольких домов с огородами и «заезжей избой» с кузнечно-ремесленной мастерской.

На чертеже Амурского бассейна 1690 года, который вошел в атлас С. У. Ремезова, впервые встречаем топоним Плотбище. Причем поселение под этим названием обозначено на реке Ингоде. На основе этого же «Свидетельства» С.У.Ремезов включил Амурский бассейн и в «Чертеж всех сибирских градов и земель», составленный в 1698 году. На этом «Чертеже» Плотбище также показано на левом берегу реки Ингоды.

В 1693 году через Забайкалье проехал царский посланник Избранд Идес. 15 мая он прибыл в Плотбище, о котором пишет: «Местечко Плотбище на реке Цете лежит». Написание реки «Цета», краеведы посчитали ошибкой переводчика, так же, как и Нерца вместо Нерча. Описание путешествия Избранда Идеса до составления «Чертежа всех сибирских градов и земель» не было известно С.У.Ремезову, так как оно впервые было опубликовано на немецком языке в 1704 году.

До опубликования же этого описания, в 1701 году, С.У.Ремезов составил и включил в атлас «Чертеж земли Нерчинского города». На этом чертеже – на левом берегу реки Читы в ее приустьевой части – обозначено поселение под названием «Слобода Читинская». В 1719 – 1720 гг. в «Сказках», то есть описаниях поселений, впервые появляется название Читинский острог.

Кажущееся недоразумение, в обозначении названия поселения Плотбище, обозначенное С.У. Ремезовым на реке Ингоде, в то время как Избрандт Идес отмечает место поселения на реке Цете, может быть разрешено тем обстоятельством, что оба исследователя правы. И обозначают на своих картах, место поселения Плотбище правильно, в соответствии с тем, что они видели своими собственными глазами.

Произошло это недоразумение потому, что существовало два самостоятельных волока. Первый с выходом на реку Ингоду (Иргенский), которым воспользовался Нерчинский воевода Афанасий Пашков, поднимавшийся по реке Хилку, об этом волоке упоминает протопоп Аввакум в своих путевых письмах. Второй волок с выходом на реку Чита (в районе пос. Подволок), служил казакам и промышленникам, идущим со стороны поселений северного направления.

В данном случае сведения Избрандта Идеса являются более достоверными, нежели предположение современного исследователя об ошибке в написании названия реки Цета, потому что Идес мог руководствоваться описанием более объемного варианта системы Читинского переволока по рекам Чита и Конде на Витим с выходом на Ципу и далее на Амалат, Беловодье и дальше.

В данном случае Избрандт Идес отмечает обратный путь, идущий из Нерчинска по Нерце (Нерче), Шилке и Ингоде, в реку Цету (Читу) и далее через перевал, тогда как воевода Пашков поднимался по Хилку и спускался по Ингоде через плотбище, с Иргенского волока. Конкретными выделенными обозначениями символами «Це» Избрандт Идес, в данном случае, отмечает те реки, на которых находятся поселения, по которым необходимо плыть: Нерца, Цета, Ципа.

На старых картах и описаниях есть и такие ориентиры как сдвоенные названия: по Хилке на Шилку (Хилка – Шилка); Чика – Чита…, а далее Чина, Ципикан и д.р. Наличие волока в верховьях реки Читы отмечает в своих записках декабрист М.А.Бестужев: «Небольшой переволок от верховьев Читы до верховьев Хилка. Второй путь по бывшему волоку ориентированному на реку Ингоду через Яблоновый хребет указывает в своих записках жена декабриста Анненкова.

В устье реки Читы начинается регулярное строительство плотов, на которых русские землепроходцы добирались до Нерчинского острога, основанного в 1653 г., Дельте р. Читы при этом принадлежала ведущая роль. Здесь сходились основные дороги, ведшие в Восточное Забайкалье и на Амур. Поэтому вскоре здесь было построено специальное плотбище-судоверфь и поселок с временным жильем и амбаром.

Дороги, сходившиеся у Читинского переволока, с древности имели названия – «Даба». В юго-западном направлении на территории Монголии находится хребет Барун-Бархийн-Даба, через который имеются два перевала: Байдлагийн – Даба и Дулан – ханы – Даба. Западную границу Забайкальского края ограничивают хребты Цаган Дабан и Цаган Хуртэй. На западной границе Сохондинского заповедника на карте имеется обозначение горы Дабан-Горхон, а в пределах хребта Цаган Хуртэй расположена гора Богомольная и гора Дабата.

В разных интерпретациях слова Даба и Дабан связаны с дорогой, например: Даба- корабль. Дабан – невысокие холмы в Астраханской области. Дабан называются многие вершины Саянских гор в Восточной Сибири; например Хамар-Дабан, Нуку-Дабан и др. Дабан (эвенк. Даван) – горный перевал. Дабан – «Река, текущая с перевала». Таким образом, пара слов Даба и Дабан служат обоснованиями географических названий связанных с путями в определенных направлениях, где «Даба» дорога, а «Дабан» ориентир.

Например, Хамар-Дабан может обозначать направление караванного пути, где сегодняшнее звучание имени перевала «Хамар» может означать древнее созвучие «Кэмэл» - верблюд и показывать место перехода горного массива для идущих караванов. Одним из таких забытых путей древности был караванный путь, проходящий вдоль современной границы России с Китаем и Монголией в юго-западном направлении.

До XIII века здесь располагалось царство Бохай (Бохайго), охватывавшего юг Приморья, юго-восток Маньчжурии и северо-восток Кореи. Здесь же жили Чжурчжэни- тунгусские племена, населявшие территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края. До 1125 г. здесь же располагался каганат (империя) Кида́ней - кочевых племен монгольской группы, протянувшаяся от Японского моря до Восточного Туркестана.

По территории Забайкальского края древний караванный путь пролегал выше Читинского и Иргенского волоков в районе Арейского плато, на котором впоследствии было создано озеро Арей. Как и все Забайкальские волоки, караванный путь выходит на реку Ингода́ (бур. Ангида) левой составляющей реки Шилки (бассейн Амура). С постройкой Иргенского острога о древнем Арейском волоке забыли.

Длина Ингоды 708 км, площадь бассейна 37,2 тыс. км². Берёт начало в хребте Хэнтэй. В верховьях течёт в узком ущелье, в среднем течении - по широкой котловине между хребтом Яблоновым и Черского, ниже впадения реки Чита прорезает хребет Черского и ряд невысоких горных хребтов, где долина её сужается. Сливаясь с рекой Ононом, Ингода образует реку Шилку.

Монгольская экспансия и война, шедшая более 20 лет - 1210-1234.положила конец существованию чжурчжэньской империи. Исчезла с земли империя Киданей, и потеряли самостоятельность другие племена и народы, населявшие территорию Сибири. Старинный торговый маршрут от границ Кореи и Китая в европейскую часть России через Сибирь был утрачен, а новый заканчивался развилкой на Нерчинск и Кяхту.

Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск.

Водно-сухопутный маршрут шел так же по реке Янцзы до Шанхая, далее - через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись.

Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску. В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан, а также водные пути через Байкал и по Селенге. Существовали и альтернативные пути доставки чая из Китая. Некоторое количество товара поступало по древнему маршруту Великого шёлкового пути - через Среднюю Азию. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу.

Отсутствие дорог из европейской части России в Восточную Сибирь долгое время заставляло пользоваться речными путями. 12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге. В начале XIX века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.

В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали, которое завершилось в 1903 году. Указом правительства в начале XIX века Забайкалье переживало третий этап заселения.