Киберспортивный университет. Южная Корея и киберспорт. Можно ли получить в России профессию, связанную с киберспортом

Эта профессия позволяет тем, кто на досуге играл в компьютерные игры, заработать деньги и получить международное признание

Эта профессия позволяет тем, кто на досуге играл в компьютерные игры, заработать деньги и получить международное признание

Сегодня трудно поверить, что первая лига киберспортсменов возникла ровно двадцать лет назад. Она сложилась в США вокруг популярной игры Quake. Поначалу даже само слово «киберспорт» было воспринято как курьез.

Но уже с сетевой игры Counter-strike о компьютерном спорте заговорили как о новой международной реальности…

Неужели это – спорт?

Да, сегодня спортивные состязания с использованием симуляторов на основе видеоигр - это полноценный вид спорта, с международными и национальными состязаниями, с национальными командами и их фанатами, с многомиллионными призовыми фондами и миллионами болельщиков.


Более того: в киберспорте есть даже свой аналог Олимпийских игр: WorldCyberGames (WCG).

Еще в 1977 году американец Эрик Эриксон отметил, что игры, которые переносят детей в незнакомые ситуации, очень важны для их развития: они учат адаптироваться к новым условиям и облегчают им дальнейшее решение сложных проблем.

Эксперты считают, что занятия киберспортом сродни шахматам: они оттачивают интеллектуальные навыки, тренируют память, помогают справляться с психологическими нагрузками.

Это – гуманный спорт, в котором не важны пол, возраст или физические недостатки человека. В нем могут на равных состязаться и победить айтишник с многолетним опытом и школьница на инвалидной коляске.

Кто такой киберспортсмен

Это – вчерашний игрок в компьютерные игры, который от своей любительской приставки перешел к активному участию в национальных и международных он-лайн и офф-лайн турнирах по видеоиграм.

Одним киберспортсменам нравится чувствовать себя частью коллектива, другие хотят добиться личного успеха и выиграть сетевое единоборство у сильного соперника.

Для первых существуют командные ролевые игры, для вторых – одиночные состязания, выстроенные по самым разнообразным моделям (например, авто-и авиасимуляторы или симуляторы спортивных состязаний).

В он-лайновых кибер-соревнованиях можно принять участие, сидя дома за компьютером. На офф-лайновые состязания надо приехать. Этот формат еще называют «клубным», потому что иногда он проводится в интернет-кафе и компьютерных клубах.

Южная Корея, которая первой внедряет в образование новые технологии, проводит соревнования по киберспорту на огромных стадионах. Зрители с энтузиазмом следят за двумя командами игроков, сидящими за компьютерами, а элементы игры транслируются на большие экраны.


Сколько зарабатывает киберспортсмен?

Киберспортсмен международного уровня – это высокооплачиваемая профессия. В той же Южной Корее их зарплаты составляют до 600 000 долларов в год.

В 2017 году призовые фонды на кибер-турнирах достигли 24, 79 миллионов долларов США.

В России призы пока скромнее. В 2017 году в финале открытого турнира по киберспорту (на основе видеоигры Tom Clancy"s Rainbow Six® Siege) который проводился в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, приз за первое место составил 100 тыс. рублей.


Киберспорт признан в России?

В России он называется «компьютерным спортом». Он был признан в 2001 году, но включен в официальный Всероссийский реестр видов спорта только в 2016 году (с номером-кодом 1240002411М).

В июне 2017 года Федерация компьютерного спорта России получила аккредитацию. Теперь в нашей стране будут проводиться всероссийские соревнования по киберспорту, а их участники смогут получать спортивные звания.

Какими личностными качествами должен обладать киберспортсмен

За прошедшие двадцать лет многие из тех, кому мама когда-то твердила: «Нет, ты сначала сделай уроки, не то я выброшу твою приставку!» - конвертировали свою любовь к играм в жизненный успех и высокие гонорары.

Киберспорт можно сравнить с профессиональным спортом: чтобы добиться в нем успехов, надо посвящать ему большую часть своего времени и развить в себе ряд необходимых личных качеств.

Среди них: быстрая реакция, целеустремленность, умение концентрироваться, способность выстраивать стратегию, стремление к победе, готовность применять в неожиданных ситуациях уже существующие знания, умения и навыки.

Кроме того, для овладения профессией киберспортсмена необходимы: хорошее зрение и развитая мелкая моторика рук.

Руки для сетевого игрока – то же самое, что ноги для бегуна. От согласованности и быстроты движения рук зависят его успехи в игре.


Какие знания и навыки необходимы киберспортсмену?

Во-первых, он должен владеть компьютером на уровне продвинутого пользователя.

Во-вторых, киберспортсмен должен знать все интернет- площадки, где можно пообщаться с другими игроками.

А третье вытекает из первых двух: чтобы вырасти до уровня международного турнира, игроки должны бегло общаться на английском языке (устно и письменно). Общение в интернете помогает найти единомышленников из разных стран, узнать об обновлениях своих любимых игр или о появлении новых интересных игр.

Какое оборудование необходимо киберспортсмену?

Тому, кто решил перейти от увлекательного хобби к настоящим интернет-турнирам, понадобятся: мощный компьютер с игровой видеокартой и выходом в интернет, игровая приставка, профессиональные наушники с микрофоном (которые стоят не дешевле самого компьютера, а ломаются, в среднем, раз в год). Поэтому надо быть готовым вкладывать личные средства в свое развитие.

Самая эффектная часть занятий киберспортом – это, конечно же, международные турниры (LAN-сореврования (Local Area Network) с большими призовыми фондами от рекламодателей.

На такие турниры, которые проводятся офф-лайн, командам или начинающему игроку чаще всего приходится ехать за свой счет.

Недостатки профессии киберспортсмена

Рискованно начинать карьеру в киберспорте с хронически плохим зрением. Даже при любительской игре в компьютерные игры нагрузка на зрение бывает огромной. Ведь профессиональный игрок зачастую принимает участие сразу в нескольких сетевых турнирах. При многодневной подготовке к соревнованиям к ней может добавиться дополнительный стресс.

Главный недостаток профессии киберспортсмена – это сидячий образ жизни. Чтобы побеждать в соревнованиях, нужно найти время для занятий активными видами спорта. Если не получается, не забывайте, по крайней мере, каждый день заниматься физкультурой.

Большинство проблем со здоровьем возникают у представителей этой профессии из-за гиподинамии – низкой двигательной активности. В результате увлекательных компьютерных турниров можно заработать болезни сердца, легких, проблемы с суставами и с пищеварением.

Впрочем, можно возразить, что к этим болезням склонны 99% офисных клерков, которые, в отличие от киберспортсменов, заняты совершенно не интересной им работой.

Преимущества профессии киберспортсмена

Для занятий этим видом спорта не нужны спортивные площадки. Не нужно рабочее место в офисе, с начальниками, дедлайнами, часами прихода и ухода.

Киберспортсмен оборудует свое рабочее место дома и выстраивает свой график сам. Играя в любимые игры, он находит друзей в разных странах мира и зарабатывает деньги на своих победах.

Киберспорт – это возможность реализовать свою мечту. Для человека, которого в детстве пилили: «Сколько можно играть?» «Я выкину твою приставку!» очень важно доказать окружающим: компьютерная игра – это серьезное дело, а хобби приносит международное признание, когда есть инициатива и воля к победе.


Можно ли получить в России профессию, связанную с киберспортом?

Да, если вы имеете степень бакалавра или специалиста и готовы поступить в магистратуру.

Образовательная программа «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)» уже третий год реализуется в магистратуре . Там же проводятся увлекательные турниры по киберспорту.

Возможно, в будущем году в одном из отраслевых вузов России появится факультет киберспорта, на который можно будет поступить после окончания школы. С таким предложением обратился Зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов (ЛДПР) к министру образования и науки Ольге Васильевой

«-Многие недооценивают значение киберспорта, хотя это такая же спортивная борьба, это дух соперничества, азарт и стремление добиться успеха, как в других видах спорта» - заявил парламентарий.

К сожалению, в России еще не созданы образовательные программы среднего профессионального образования для подготовки мастеров киберспорта.

Однако выход есть всегда! Следите за интернет-форумами, посвященными компьютерным играм. Они помогают освоить новые игры и отвечают на вопросы пользователей. Вы сможете усовершенствовать свои навыки, узнать о новых играх или об обновлениях своей любимой старой игры.

Недавно, впервые в истории в России, один из ВУЗов открыл набор абитуриентов на специальность, связанную с киберспортом. Теперь вы сможете стать бакалавром по направлению "Теория и методика компьютерного спорта (киберспорта)". Каковы перспективы такого шага, и какое будущее ждет ученых киберспортсменов – рассуждаем далее.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСиТ) недавно объявил набор на специализацию "Теория и методика компьютерного спорта (киберспорта) " в рамках направления 49.03.01 "Физическая культура". Поступающим предлагается квалификация в этой области уровня бакалавр.

Помимо прочего, в официальном анонсе присутствуют следующие строки:

«Вашими преподавателями станут лучшие профессора и научные сотрудники РГУФКСМиТ, руководители Федерации компьютерного спорта России, а также известные киберспортсмены. Кроме того, вы получите высшее гуманитарное образование и станете специалистом широкого профиля в областях, связанных с физической культурой, туризмом и традиционным спортом.»

При должной фантазии уже можно представить лекцию от НС по вардингу или от Иллидана по мастерству владения «Посохом черного короля». Также отмечаем, что после получения вышеупомянутой квалификации вы сможете работать тренером физкультуры в школе или музейным гидом.

Однако если говорить более серьезно, то кто способен преподавать киберспорт в России? И что более важно – какое будущее ждет «бакалавра киберспорта»? На данный момент слабо представляется, что крупнейшие киберспортивные организации будут брать выпускников этого ВУЗа на работу.

Нельзя упускать из виду и странные вступительные экзамены по физической подготовке (90% дотеров сразу отсеиваются?), необходимые баллы ЕГЭ по биологии, а также некоторые категории вопросов собеседования (см. ниже). В общем, пока в воздухе витает больше вопросов, чем адекватных ответов. Остается лишь наблюдать за попытками развития этого направления в России. Ну а напоследок мы приводим информацию для тех, кто хочет стать дипломированным киберспортсменом.

Информация для поступающих

Минимальное количество баллов ЕГЭ при поступлении на любую форму обучения:

Русский язык: 36 баллов.

Биология: 36 баллов.

Минимальные результаты вступительных экзаменов для поступления

На бюджет: профессиональное испытание (60 баллов), собеседование (60 баллов)

На контракт: профессиональное испытание (30 баллов), собеседование (30 баллов)

Профессиональное испытание состоит из двух частей:

1) общая физическая подготовка, где вам предстоит сдать бег на 1000 м, подтягивание на перекладине и прыжок в длину с места. По результатам трех тестов можно набрать суммарно до 50 баллов.

2) компьютерное тестирование на запоминание и внимание в программе “ORBITA – PS 1” (макс. 50 баллов)

Собеседование проводится фактически как школьный экзамен по гуманитарным предметам. Вначале вам предлагается письменно ответить на 10 вопросов, после чего вы уже устно беседуете с преподавателем на те же темы.

Вопросы выбираются из следующих категорий:

История компьютерного спорта;

Компьютерный спорт в международном спортивном движении;

Организация и правила проведения соревнований по компьютерному спорту (на примере избранной дисциплины);

Особенности настройки программного обеспечения в избранной дисциплине компьютерного спорта;

Особенности тактики в избранной дисциплине компьютерного спорта;

Читерство в компьютерном спорте;

Основы общей и специальной физической подготовки (ОФП) в компьютерном спорте;

Медико-биологические основы компьютерного спорта;

Физика в компьютерных играх;

Психологические особенности киберспортсменов в избранной дисциплине компьютерного спорта;

Ответ на каждый вопрос оценивается по 10-бальной шкале, соответственно максимум за собеседование можно получить 100 баллов.

В нашей стране есть вуз, который готовит кибертренеров. Это - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ).

Первые в России бакалавры киберспорта получат дипломы по программе «Теория и методика компьютерного спорта» в этом году. Им предстоит заниматься тренерской, преподавательской и судейской деятельностью в области компьютерного спорта.

Одно из направлений, по которому они будут работать, - пропаганда здорового компьютерного образа жизни и помощь подросткам-геймерам в избавлении от игровой зависимости.

Об этом рассказывает Елена Николаевна Скаржинская, доцент кафедры индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, автор научных статей на эту тему и один из разработчиков определения «киберспорт», вошедшего в нормативные документы Министерства спорта РФ при официальном признания этого вида спорта.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ПРИВОДЯТ К ДОЛГОЛЕТИЮ?

В зарубежных СМИ появляются научные статьи, доказывающие, что компьютерные игры очень полезны для людей всех возрастов и особенно - для подростков. Люди, играющие в компьютерные игры, якобы более уравновешены, чувствуют себя более здоровыми и способны прожить дольше других.

- Елена Николаевна, российские исследователи компьютерных игр готовы согласиться с таким выводом?

«- К сожалению, мнение российских ученых, исследующих киберспорт, трудно узнать обычному учителю, родителю или школьнику, - говорит Елена Скаржинская. - Мы сейчас находимся в неструктурированных информационных потоках о компьютерных играх.

В публикациях СМИ, которые вышли за последние два года, обсуждаются денежные призы, которые получают киберспортсмены, финансирование соревнований по компьютерным играм, но - практически никогда не говорится о научных исследованиях киберспорта, никогда не дается слово ученым.

Могу сказать, что по соотношению интеллектуальной, физической, психологической деятельности компьютерные игры ближе всего к шахматам.

Кстати, когда мы создавали образовательную программу для киберспортсменов в русле спортивной науки, мы не изобретали ничего невероятного, а просто внимательно изучили программу «теория и методика шахмат» в лучшем спортивном вузе страны.

Не могу судить о долголетии (по геймерам и киберспорсменам у нас просто нет данных). Но средняя продолжительность жизни в среде профессиональных спортсменов - 64 года. А шахматиста - 83 года.

Умственная деятельность - залог здоровья и долголетия. А компьютерные игры - и это очень важно - требуют активной умственной деятельности».


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ - СПОРТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Некоторые зарубежные ученые утверждают, что игры-шутеры нового поколения оказывают позитивное влияние на подростков и неуверенных в себе взрослых (хотя прежде «стрелялки» считались разрушительными для детской психики). Их разработчики якобы учли все претензии, высказываемые к прежним шутерам, и выпустили совершенно новый продукт.

- Может быть, зарубежные исследователи не думают о науке, а просто лоббируют интересы производителей игр?

«- Наверняка среди статей, хвалящих те или иные компьютерные игры, есть откровенно заказные. Но я понимаю, почему добросовестные ученые с таким вниманием изучают феномен компьютерных игр. Общество, в котором мы живем, проходит трансформацию: из индустриального оно переходит в постиндустриальное. Компьютерные игры - это спорт постиндустриального общества: они формируют те ключевые компетенции, которые будут нужны в будущем: скорость принятия решения, уклонение от ненужной информации, командная мыследеятельность…Это - спорт людей, которые будут жить в цифровой экономике.

- А какой вид спорта был самым типичным для индустриального общества?

Тот самый олимпийский спорт, который мы почему-то называем традиционным. Спорт, по Шпенглеру, - это дитя цивилизации. Современный спорт возник фактически в середине 19 века. Доиндустриальное общество не имело спорта. Если марафонцы в шортах, кроссовках и майках прибегут в деревню традиционного уклада, то ее жители будут неприятно удивлены. Вряд ли с ними удастся объясниться, приводя в качестве аргумента пользу здорового образа жизни. В представлении традиционного общества двигательная активность должна носить сугубо утилитарный характер. Двигаться ради того, чтобы двигаться, - для них это нелепо.

Первая олимпиада в России освещалась так: что за безобразие, чем эти барышни занимаются, почему они ходят чуть ли не нагишом?...Чтобы принять олимпиадное движение, обществу понадобилось время.

Сейчас мы наблюдаем, как в определенных кругах меняется отношение к компьютерному спорту. От отвержения и неприятия - к стремлению понять, почему в эти игры погружены тысячи детей и подростков? Как направлять их активность? Какие личностные черты развивает компьютерная игра в команде? Может быть, это - хорошие, полезные качества?

Все эти проблемы недавно обсуждались в рамках Московского международного салона образования, во время панельной дискуссии «Новая экосистема образования: игровые компетенции и субкультуры компьютерных игр».

Эксперты пришли к выводу, что у киберспорта есть ценностный потенциал, и его необходимо тиражировать в образовательные среды разных учебных заведений.

Кстати, в Федеральном институте развития образования (ФИРО) создана экспериментальная площадка по изучению перспектив введения киберспорта в систему дополнительного образования».


В РОССИИ КИБЕРСПОРТ БЫЛ ЗАПРЕЩЕН. ЭТО ПРАВДА?

«- Нет, неправда, - объясняет Елена Скаржинская. - В свое время Минспорт просто не пролонгировал киберспорт на территории Российской Федерации. Это случилось потому, что в министерство не были вовремя представлены данные о занятиях компьютерным спортом в разных регионах России. Такие документы должны были цифрами и фактами подтверждать существование киберспорта в нашей стране. Но документов не оказалось - и чиновники поступили в соответствии с законом, лишив компьютерный спорт статуса вида спорта.

Позднее в СМИ поднялась волна публикаций о том, что компьютерные игры - это зло, что они разрушают физическое здоровье и психику подростков. Этот негативный образ, созданный масс-медиа, влиял на общественное сознание достаточно долго.

Только в 2016 году компьютерный спорт снова был признан видом спорта на территории России.

Впрочем, еще до этого было понятно, что опыт, накопленный международными социальными институтами, приведет нашу страну к признанию компьютерного спорта.

Поэтому в 2014 году мы открыли в Российском государственном университете физкультуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ) образовательную программу для обучения бакалавров «Теория и методика компьютерного спорта».


ПОЧЕМУ УЧИТЬСЯ НА КИБЕРСПОРТСМЕНА МОЖНО ТОЛЬКО В ОДНОМ ВУЗЕ?

Но если с киберспортом в России все в порядке, почему программы подготовки компьютерных спортсменов и тренеров до сих пор не открыты в других вузах?

Для занятий киберспортом вузу нужны компьютеры с мощными игровыми видеокартами. В перечень оборудования для образовательных организаций игровые видеокарты не входят. Поэтому их нельзя официально закупить и поставить на компьютеры. Чтобы обучать студентов в вузе по программе киберспорта, нужно внести изменения в законодательство.

Нам в РГУФКСМиТ повезло больше других - мы получили необходимое оборудование от Александра Федоровича Горбаченко, президента Федерации компьютерного спорта города Москвы.

Помимо трудностей с компьютерной техникой существует проблема и с кадрами: где вуз может найти преподавателя по киберспорту? Сейчас у нас на специализации «Теория и методика компьютерного спорта» работают пять преподавателей, трое из них кандидаты наук. А первые три года вся ответственность за специализацию лежала на плечах одного преподавателя - Михаила Алексеевича Новоселова. Ему удалось наработать уникальный опыт партнерских взаимоотношений с индустрией киберспорта. Благодаря ему у нас в 2017 году был самый высокий конкурс среди всех спортивных вузов страны!


КТО ВОЗЬМЕТ НА РАБОТУ БАКАЛАВРОВ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА?

В этом году ваш вуз выпустит первых в России бакалавров киберспорта. Куда они пойдут на российском рынке труда?

«- Сотни тысяч детей в России увлечены компьютерными играми. Наши выпускники подготовлены к тому, чтобы заниматься тренерской, преподавательской и судейской деятельностью в области компьютерного спорта. Для них открыта организационно-управленческая и проектная деятельность - там, где есть различные муниципальные службы и отделы по работе с молодежью.

Это - специалисты по работе с детьми и подростками-геймерами. Выпускники РГУФКСМиТ смогут пропагандировать и популяризовать среди геймеров компьютерный спорт, привлекать их в команды, объяснять, как участвовать в спортивных мероприятиях.

У наших бакалавров - хороший опыт проектной деятельности, все они проходили практику в компании Mail.Ru и имеют опыт реализации крупных проектов с компанией Ubisoft.

Те из них, кто позднее закончит магистратуру по киберспорту, смогут заниматься научно-исследовательской деятельностью и, возможно, будут преподавателями в вузах».


ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ КИБЕРСПОРТСМЕН ОТ ГЕЙМЕРА?

Зачем нужно пропагандировать компьютерный спорт среди подростков-геймеров? Они же и так посвящают все свое свободное время компьютерным играм…

«- - это социализированная и творчески развитая личность. А геймер - далеко не всегда. Если геймера удается вовлечь в занятия киберспортом, то есть приобщить к процессу спортивной подготовки и участию в соревнованиях по компьютерному спорту, - его представление о мире и образ жизни может измениться

Геймер играет в компьютерные игры запойно, по 24 в сутки, потому что он психологически не способен выйти из игры. А киберспортсмен садится за компьютер в определенное время, для того, чтобы отработать навыки, необходимые для конкретной игры. Он (или тренер) ставит перед собой задачи и решает их.

В оставшееся время киберспортсмен не играет. Он общается с друзьями, занимается разными видами спорта, углубляет свои знания компьютерной техники, изучает иностранные языки, которые понадобятся ему на международных турнирах. Они же станут для него каналами коммуникации с киберспортсменами из других стран.

Многие из моих студентов хорошо изучили английский язык, который необходим в киберпространстве. Во время освоения образовательной программы по киберспорту у нас положено заниматься плаванием, спортивными играми, лыжами и другими активными видами спорта, А кроме того, студенты изучают психологию, физиологию, анатомию - полный комплекс предметов, соответствующий программе спортивного вуза».

РАЗВЕ НЕ КАЖДАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА ОТНОСИТСЯ К КИБЕРСПОРТУ?

«- Нет, далеко не каждая, - говорит Елена Скаржинская. - Киберспорт, как и другие виды спорта, имеет свое нормативное обеспечение. Сегодня вопрос о том, по каким признакам эксперты должны признавать ту или иную игру киберспортивной, находится на стадии обсуждения. По нему ведутся дискуссии, часто жаркие.

Компьютерным спортом могут быть названы только те компьютерные игры, разработчики которых выполнили ряд условий. В частности, написали специальную программу, позволяющую участникам игры соревноваться на равных условиях.

Например, вы играете в шахматы: у вас и вашего противника - изначально одинаковые условия игры. В компьютерных играх зачастую присутствует несбалансированность: условия одинаковы не для всех.

Разработчики должны определить и прописать все возможности для честной игры, для соревнования на равных. Только тогда игра подходит для киберсостязаний. По таким играм проходят престижные национальные и международные турниры с высокими призовыми фондами, которые широко освещаются в СМИ.

А вот большинство компьютерных игр, которыми увлечены геймеры, этим условиям не соответствует. В них можно просто играть, но нельзя проводить спортивные состязания».


КАКИЕ ЭКЗАМЕНЫ НУЖНО СДАТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ ТРЕНЕРОМ ПО КИБЕРСПОРТУ

Для того, чтобы поступить на программу бакалавриата по компьютерному спорту, абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и биологии.

Второй этап поступления проходит в Москве, в , на Сиреневом бульваре. Нужно выдержать два дополнительных внутренних экзамена. На них становится ясно, справятся ли абитуриенты с программой, которую им предстоит осваивать.

«- ЕГЭ по биологии, а не по математике, нужен будущим киберспортсменам потому, что у нас - спортивный вуз. Внутренние экзамены сдаются по общей физической подготовке и теории и методике компьютерного спорта. На первом внутреннем экзамене отсеиваются неподготовленные физически и эмоционально. А теория и методика компьютерного спорта - это то, что они будут изучать. Поскольку в школе абитуриенты этого проходить не могли, мы знакомим их в режиме консультаций с материалами для этого экзамена».


ГДЕ МОЖНО ЗАЩИТИТЬ ДИССЕРТАЦИЮ ПО КОМПЬЮТЕРНОМУ СПОРТУ?

В современной России уже существует научная школа, изучающая психофизиологические и социальные аспекты занятий киберспортом.

Она сложилась при взаимодействии ученых Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма и Московской государственной академии физической культуры.

«- С 2010 года мы ежегодно проводили всероссийские научные конференции по проблемам киберспорта, - рассказывает Елена Скаржинская. - Приглашаем всех спикеров, которые исследовали в каком-либо аспекте киберспорт и спортизированные компьютерные игры. В свободном открытом доступе любой желающий может познакомиться с комплексом педагогических, физиологических и психологических исследований, посвященных компьютерным играм. Например, что происходит в коре головного мозга с правым и левым полушарием во время игры в компьютерные игры».

…Сейчас в открыта магистратура по программе «киберспорт». Уже состоялся набор в аспирантуру. Ее выпускники смогут заниматься научными исследованиями, связанными с компьютерными играми.

СТАНЕТ ЛИ РОССИЯ ЛИДЕРОМ КИБЕРСПОРТА?

Во всем мире очень высока репутация российских программистов. Мы наверняка должны иметь высокие результаты в киберспорте?

«- Сегодня в России уже создано некоторое количество киберспортивных клубов. Но их недостаточно для того, чтобы говорить о долгосрочных перспективах. Рынок компьютерных игр в нашей стране тоже находится на стадии формирования. В РФ есть всего несколько компаний, которые разрабатывают игры и имеют на них лицензионные права. Нет, пока мы не можем сказать, что Россия - это лидер киберспорта, как США, Китай или Корея, - считает Елена Скаржинская. - Но будем надеяться, что у нашей страны есть потенциал, чтобы стать лидером. Для этого надо объединить усилия общественности - особенно родителей и педагогов - и профессионалов индустрии киберспорта. Родители и педагоги должны понимать мир, в котором уже живут наши дети».

В Китайском университете коммуникаций с 2017 года появится первая в стране специальность «Киберспорт». Китай станет второй страной в мире после Южной Кореи, которая занимается подготовкой специалистов в этом направлении, сообщает «Сина синьвэнь». /сайт/

Кафедру по киберспорту в Университете создали в 2016 году, а первый набор студентов ожидается весной 2017 года. В заведении студенты получат навыки по стратегии и тактике, методике проведения киберспортивных соревнований.

«Вы одержимы такими играми, как League of Legends, Overwatch, World of Warcraft? Вы хотите стать частью самых сильных киберкоманд в Китае? Добро пожаловать! Китайский университет коммуникаций объявляет первый набор абитуриентов на обучение по программе „Киберспорт“», - говорится в сообщении Университета, размещённого в социальной сети Weibo

Первая группа студентов будет состоять из 20 человек, которые на протяжении 4 лет пройдут обучение по программе бакалавриата. Для первых трёх выпусков киберспортсменов уже запланирована работа в пекинской компании по производству игр Hero Entertainment.

Южная Корея и киберспорт

Южную Корею называют колыбелью киберспорта, который зародился в стране ещё в 1990 году. В те годы власти страны приложили усилия для продвижения технологий и интернета с целью дальнейшего развития экономики страны. Толчок к увлечению играми в 1998 году дала знаменитая стратегия StarCraft (стратегия в реальном времени, созданная компанией Blizzard, повествующая о противостоянии трёх сторон: протоссов, терранов и зергов). За 10 лет в стране выросло целое поколение геймеров, для которых компьютерные игры заменили все виды спорта. В 2001 году Южная Корея учредила ассоциацию профессиональных игроков в компьютерных играх (KeSPA).

В 2014 году в Университете Чунан, который находится в первой десятке лучших вузов страны, открылся факультет по киберспорту. Университет принимает профессиональных геймеров. Кроме того, он выпускает профессиональных спортсменов в разных видах спорта: футболе, баскетболе, сноуборде и прочих.

Корейцы признали киберспорт олимпийской дисциплиной второго уровня, приравняв его к шахматам и шашкам.


Несмотря на развитие в стране киберспортивных турниров, государство ограничивает молодёжь в их пристрастиях к онлайн-играм. Так, с 2001 года в стране действует запрет для подростков до 16 лет играть по ночам в компьютерные игры. Некоторые политики требуют приравнять компьютерные игры к наркотикам и алкоголю.

Киберспорт в России

В 2001 году Россия признала киберспорт официальным видом спорта. Однако через несколько лет это решение отменили, поскольку киберспорт недостаточно был развит в регионах. В июне 2016 года Минспорт снова включил киберспорт в список официально признанных видов спорта.

В 2014 году Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма впервые сделал набор на первый курс по специализации «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)» в рамках направления подготовки бакалавров «Физическая культура», профиль «Спортивная подготовка». Студенты этой специальности изучают две дисциплины: «Теория и методика избранного вида спорта» и «Спортивно-педагогическое совершенствование». Наиболее подготовленные студенты работают в Федерации компьютерного спорта России, профессиональных киберспортивных командах и других видах.

Преимущества киберспорта

В мире киберспорт признали Китай, Южная Корея, Малайзия, США и другие. Главным источником денег в киберспорте стали крупные бренды, среди которых производители компьютерных игр. Таким образом, они продвигают свой товар среди геймеров и привлекают внимание многомиллионной аудитории.

«Киберспортсменам будет проще реализовать себя в жизни, - считает основатель образовательной платформы США для геймеров MMO Coach Антон Богер. - У них отличные навыки мышления и работы в условиях многозадачности, у капитанов команд развиты лидерские качества. Так что киберспорт - это кузница будущих управленцев и предпринимателей».

В этом году Международная киберспортивная ассоциация IeSF направила запрос на признание киберспорта олимпийской дисциплиной. Международный олимпийский комитет выдвинул два условия: составить список игровых дисциплин и доказать популярность киберспорта хотя бы в 25 странах.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?