Кодекс офицеров российской армии до 1917 года. Кодекс чести русского офицера царской армии

Когда-то "офицер" - это звучало гордо...

Времена поменялись, нет сражений с врагом (остались "полицейские операции"). Офицерский корпус начал забывать не только об ответственности своей работы, но даже и про отдых - что такое ресторан, охота, мундир (много видели в театрах офицеров в парадных мундирах?). Не знаю, много ли сейчас офицеров заказывают себе мундир у портного. Зато пузатых генералов в индпошивочных кителях - хоть пруд пруди.

Да что там мундир! Офицеру не доверяют оружие вне части (да и там выдают на стрельбы или на дежурство).

По внешнему виду офицера не всегда отличишь от бомжующего элемента - разные носки, потертые туфли, засаленный бушлат... Зрелище иногда просто грустное...

И все твердят об офицерской чести. Вот только как-то определиться с этим сложно... Как и с судом офицерской чести.

А что из себя представляет офицер, если он этого всего в себе не несет? Времена поменялись?

Вот привожу одну цитатку.

Офицер обязан не только образцово выполнять свои непосредственные обязанности. Он должен также служить всему народу примером благородного образа мыслей и … образа жизни.

Высшей моральной нормой … является честь. Поэтому хранить ее - высший долг офицера. Уровень его личности и степень уважения к нему определяются тем, насколько развито у него чувство чести, и отсутствием своекорыстных побуждений. Смысл воспитательного воздействия в том, чтобы он еще более укрепился в этой позиции и сделал для себя более глубокие выводы.

Любовь к … народу и отечеству превыше всего.

Он обязан с твердой верой в победу быть рядом с теми, кто робок и малодушен. Его близкие должны придерживаться тех же убеждений, что и он.

Офицер доказал, что гибель на «поле чести» есть для него исполнение высшего солдатского долга.

Не бояться ответственности за свои ошибки и упущения, обсуждать неприятные или даже постыдные для себя темы и делать надлежащие выводы, отстаивать, разумеется, в уважительной форме свое мнение перед командиром, если того требуют интересы сообщества или долг, преодолевать все препоны, добиваясь исполнения признанного правильным решения, вести борьбу с собственными слабостями и недостатками - это также требует стойкости и мужества.

Верность - это значит до конца исполнять свой долг.

Верность - это забота о подчиненных. Тот, кто в первую очередь заботится о собственных удобствах и о собственном обеспечении, кто не желает оказать своим солдатам помощь делом и советом в их нуждах и повседневных заботах, кто требует от них стойко переносить лишения, но сам отнюдь не намерен делить с ними все тяготы, тот нарушает принцип верности своему долгу.

Верность - это чувство товарищества. Товарищество же - это не только веселая компания, это еще и верность друг другу в беде и опасности. Товарищество - это самоотверженность и жертвенная готовность прийти на помощь, как в бою, так и в повседневной жизни.

Верность - это уважение к нашей великой истории. Судить о прошлом подобает лишь тому, кто своими достижениями завоевал на это право.

Офицер должен всегда держать слово. Уже из уважения к себе он обязан быть хозяином своего слова. Никто не смеет усомниться в его честном слове.

Неискренность есть признак нехватки мужества, и поэтому она затрагивает честь офицера. Для суда офицерской чести тот, кто неискренне ведет себя, и тот, кто небрежно дает показания, пятнают свою честь. Ложь из соображений личной выгоды на суде офицерской чести есть признак бесчестного образа мыслей.

Выполнять свой долг означает самоотверженно служить всему обществу. Скромность, высокая требовательность к себе и постоянная готовность пожертвовать собой - вот необходимые предпосылки для пользования теми привилегиями, которые полагаются в соответствии со званием и служебным положением

Какого бы то ни было рода чрезмерные привилегии несовместимы с нормами кодекса офицерской чести и подрывают репутацию офицера.

Любая война опасна уже тем, что у слабохарактерного человека … появляются такие качества, как неумение сдерживать себя, эгоизм, бахвальство и тщеславие. Тот, кто не может совладать с собой и умерить свои притязания, кто хвастается своими подвигами и стремится принизить заслуги других, чьими поступками движет исключительно жажда отличий и наград, кто распускает слухи, желая похвалиться «хорошими связями», тот теряет уважение окружающих, которое они оказывают лишь людям с благородной душой. Благородство души предусматривает рыцарственность в мыслях и делах, то есть скромность, сдержанность, отсутствие карьеризма и зависти. Кодекс чести требует от офицера свято хранить в себе эти качества, особенно в условиях войны.

Брак как основа семьи есть залог жизни и будущего народа. Сохранение в чистоте его устоев есть нравственный долг. Офицер, который уже в силу своего знания и положения является представителем руководящего слоя, через безупречное поведение обязан стать как бы эталоном нравственности и стремиться претворить в жизнь этот принцип в своей семье.

Честь подвержена нападкам извне. Любое оскорбление и любое сомнение в благородном образе мыслей затрагивают честь, за исключением тех случаев, когда оскорбителем выступает человек, не отвечающий за свои поступки или же признанный неполноценным.

На оскорбление действием офицер обязан ответить немедленно и тем самым предотвратить все попытки повторно оскорбить его. Кроме того, в данном случае следует подать в суд, как и при прочих оскорблениях, обидах и тому подобных покушениях на честь, например на супружескую честь.

Есть разница между понятиями «честь» и «поведение, достойное офицера». Под последним подразумевается поведение офицера в публичных местах (например, манера держать себя, внешний облик, дисциплинированность, форма одежды). К солдатской форме ни в коем случае нельзя относиться как к чему-то второстепенному. Командир обязан в воспитательных целях постоянно следить за ней.

Не буду писать, кто автор, но понятия чести не должны (наверное) отличаться в разные времена. Да и от территорий это мало зависит. Но как воспитывать офицеров, если даже такие важные вещи не прописаны? Что такое "ОФИЦЕР" сегодня? Это звучит гордо? Да и про "солдата" говорить стыдно. Весь народ пропитан мыслью, что "любимого сыночка не отдам в армию калечить"...

Вроде как что-то делать надо с катящимся вниз престижем армии и офицерства..

В 1915 году ротмистр Валентин Михайлович Кульчинский, впоследствии прошедший через Первую мировую войну, собрал воедино "Советы молодому офицеру", которые и стали Кодексом чести русского офицера.

"Царские погоны". Павел Рыженко, 2007

Вот эти простые и мудрые правила:

1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.

3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.

4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.

5. Меньше откровенничай - пожалеешь. Помни: язык мой - враг мой!

6. Не кути - лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.

7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.

8. Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.

9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди - не проиграешь, а избавишься от скандала.

10. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.

11. Ни чьим советом не пренебрегай - выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого - это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.

12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.

14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.

15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной.

16. Будь всегда начеку и не распускайся.

***

Читайте также по теме:

  • Опорные столпы государства: вожди и воины - протоиерей Андрей Ткачев
  • Русские не сдаются - Владимир Воронов
  • Врагу не сдается наш гордый "Варяг"! - Правда о величайшем подвиге русских моряков в бухте Чемульпо - Олег Сваталов
  • Как 400 русских солдат защитили Грузию от 20 тысяч персов - Василий Потто
  • Подвиг команды брига "Меркурий" - Иван Громов
  • Поход отряда полковника Карягина, который превзошел подвиг спартанцев при Фермопилах - Михаил Гололобов

***

17. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.

18. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.

19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.

20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать, не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не даёт повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.

21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

22. Когда два человека ссорятся - всегда оба виноваты.

24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.

25. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.

26. Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому.

Валентин Кульчинский , ротмистр

Если обратиться к истории, в военных рядах была введена при Петре I. По его указу было составлено «Юности честное зерцало , или Показания к житейскому обхождению». Источником послужили разные русские и переводные тексты, в том числе трактат Эразма Роттердамского и «Домострой» Кариона Истомина. При Петре же был выпущен «Устав воинский «, где были прописаны правила построения военных , надлежащего порядка в армии и обязанности военнослужащих .

Документов же, не имеющих отношения к строевому порядку , о чести и совести фактически не было. Только в 1904 году ротмистр Кульчинский В.М. составил «Советы молодому офицеру «, приведенное ниже, собрание Кодекса чести.

Кодекс чести русского офицера

  1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
  2. Держи себя просто, с достоинством , без фатовства.
  3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
  4. и рапортов сгоряча.
  5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой.
  6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
  7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
  8. с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
  9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Что часто бывает на улицах и . Будь выше этого. Уйди - не проиграешь, а избавишься от скандала.
  10. Если о ком-то не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
  11. Ни чьим — выслушай. Право же, последовать ему или нет, остается за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого - это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.
  12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
  13. Береги репутацию , кто бы она ни была.
  14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
  15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы одному человеку, перестает .
  16. Будь всегда начеку и не распускайся.
  17. На публичных офицерам не принято танцевать.
  18. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.
  19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не повышай голос.
  20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым , то здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать. Не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не подает повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.
  21. Ничто так не научает, как . Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
  22. Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.
  23. Авторитет приобретается знанием дела и службы . Важно, чтобы подчиненные , а уважали. Где страх - там нет любви, а есть затаенное недоброжелательство или ненависть.
  24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.
  25. Тот, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
  26. Лучшая часть храбрости - осторожность.
  27. Самые сильные заблуждения - это те, которые не имеют сомнения.
  28. Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11,12/1991

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Офицерская честь

Полковник Б. Л. ВАЛЕЕВ ,

кандидат философских наук, доцент

ИЗ ИСТОРИИ России видно, что в обществе существовала целая группа моральных кодексов, определяющих правила чести гражданина всех сословий. Что касается подготовки военных кадров, то в кадетских корпусах, военных училищах и академиях выпускники получали всестороннее образование, должные меры обхождения, благородства, чести, достоинства и культуры. Не потому ли в те времена носители цивильной одежды сами признавали превосходство золотых эполет. Для того чтобы слыть светским человеком, необходимо было обязательно пройти офицерскую школу. Ни один бал, праздник не обходился без офицеров, которые являлись душой общества. Они независимо и достойно держали себя в любых ситуациях. Их принимали так не за «звон шпор и золотое шитье», а прежде всего за мужество и героизм, проявленные в сражениях под Полтавой, Бородино, на Шипке, за то, что, доказывая истинную честь и любовь к Отечеству, лучшие ее представители вышли 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь. Да, воинской чести в русской армии придавалось огромное значение. В полках, корпусах были свои офицерские кодексы чести. (К примеру, в драгунском полку - «Чести напоминание»; в морском кадетском корпусе - «Правила учтивости офицера», в артиллерийском кадетском корпусе - «Наставление молодому офицеру» и т. д.) Особое место в них отводилось чести офицера, ее пропаганде и защите. Нарушение норм строго осуждалось в офицерской среде. Даже за «легкое чести нарушение» следовало изгнание из полка без жалования и пенсии. Своеобразный кодекс чести изложен в «Заметках о развитии военных познаний и общих военных принципов» (беседа с офицерами 98-го пехотного Дерптского полка). Давайте вдумаемся в такие слова: «Чувство чести требует, чтобы офицер во всех случаях умел поддержать достоинство своего звания на той высоте, на которой должно находиться достоинство этого класса общества, несущего на себе священную обязанность защищать престол и Отечество. Офицер должен посещать только такие общества, в которых господствуют добрые нравы; он никогда не должен забывать, что он не только образованный человек, но, что сверх того, на нем лежит обязанность поддерживать достоинство своего звания... Слово офицера всегда должно быть залогом правды, и поэтому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства - пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы... Малодушие и трусость должны быть чужды офицеру; при всех случайностях жизни он должен мужественно преодолевать встречающиеся препятствия, твердо держаться раз выработанных убеждений, чтобы всякий видел в нем человека, на которого можно положиться, которому можно довериться и на защиту которого можно рассчитывать. Повиновение законам к дисциплине должно доходить до самоотречения, в ком нет такого повиновения, тот недостоин не только звания офицера, но и вообще звания военного».

Высшей мерой нравственности офицера считалась честь. Честь офицера - нравственный смысл его жизни, луч света в сложном лабиринте служебных и житейских поступков. Погаснет луч - и заблудится человек, попирая честь Родины, армии, человека. Чтобы глубже понять смысл этих критериев, целесообразно, на мой взгляд, коротко проследить их зарождение и становление в русской армии.

Возникновение первых представлений о воинской чести в отечественной военно-этической мысли неразрывно связано с социально-историческим развитием русского государства и относится к периоду зарождения феодализма. В это время появились первые военные организации - княжеские дружины, что вызвало объективную необходимость изыскания форм регуляции их деятельности, в том числе и нравственной. С этой целью создаются «кодексы чести», «ратные правила» боевых дружин русских князей. Одно из первых упоминаний о чести встречается в древнерусском героическом эпосе «Слово о полку Игореве», где сказано: дружинники выступили в поход, «ищущи себе чести, а князю славы». Основным социальным фактором, обусловившим становление воинской чести, является создание русской регулярной армии и ее первых воинских уставов. В одном из них подчеркивается: «Лучше... честно умерети, чем с бесчестием жити».

В развитии представлений о воинской чести можно выделить следующие тенденции. Доминирование официальных этических взглядов. Они насаждались царизмом и отличались крайним монархизмом и реакционностью, стремлением подавить честь и достоинство русского солдата и прогрессивной части офицеров. Теоретические представления самодержавия находили закрепление в воинских уставах, указах царя и других документах. Например, Екатерина II записала в дворянской грамоте: «Честь принадлежит дворянину, доброе имя всем другим». Солдаты и простой народ не относились даже к этим «всем другим».

Формирование воинской чести посредством отражения взглядов прогрессивных мыслителей, писателей и выдающихся полководцев (флотоводцев) России. Их нравственно-политические убеждения нередко расходились с социальной доктриной самодержавия. А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов и другие отдавали должное значение нравственности для боевой деятельности войск и внесли определенный вклад в процесс осмысления категории «воинская честь». Эти люди решительно боролись против проявления тщеславия, карьеризма, вымогательства. Истории известен случай, когда М. И. Кутузов, узнав, что два офицера взяли у «нижних чинов немалые суммы денег», обратился с рапортом к царю об увольнении их из армии как запятнавших свою честь.

Воплощение в военную мораль взглядов, обычаев, норм основного ее носителя - русского народа, солдатской массы. Честь личности в понимании солдат была тесно связана с такими моральными качествами, как патриотизм, мужество, храбрость, правдивость, доброта, трудолюбие, справедливость. Честь офицера считалась главной добродетелью, но впоследствии стала доводиться до крайне обостренного честолюбия. «Честь - святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь;-его награда в счастье и утешение в горе. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь не знает ни тягостей, ни опасностей, делает лишения легкими и ведет к славным подвигам. Честь не терпит и не выносит никакого пятна». И хотя в офицерской чести содержались положительные моменты - проявление храбрости, мужества, верность слову, гордость военной профессии, в целом само это понятие замешано на корпоративном духе. А на него, как говорил К. Клаузевиц, «легче нарастают кристаллы воинской доблести». Основу чести офицера составляла сама принадлежность к военной корпорации и в целях воспитания, как это отмечалось в специальном приказе военного ведомства в мае 1894 года, даже была разрешена дуэль между офицерами. Это создавало у офицеров иллюзию превосходства над другими людьми и привело к частным конфликтам в офицерской среде. Отступление от кодекса было недопустимо, и ссоры редко когда кончались примирением, чаще всего - дуэлью.

Вступление на политическую арену пролетариата знаменует начало нового этапа развития воинской чести. Впервые в истории моральные взгляды бесправных низов армии получают идеологическое выражение. С образованием Красной Армии началось формирование новых военно-этических взглядов, принципиально отличавшихся от прошлых, и, к большому сожалению, отрицавших прогрессивное представление об офицерской чести, сформировавшееся в русской армии.

Какое содержание вкладывается в понятие «офицерская честь» сегодня? На прошедшем (декабрь 1989 года) в Москве Всеармейском офицерском собрании многие выступавшие связывали решение сегодняшних проблем в армии и на флоте с возрождением воинской чести, а конкретнее - с честью офицера. Освещая ход этого собрания, газета «Красная звезда» 8 декабря 1989 года даже дала подзаголовок: «Высоко нести честь офицера, быть в авангарде перестройки». Думается, что офицерское собрание, как возрождение славной традиции русской армии, будет рассматривать многие воспитательные, нравственно-этические проблемы, формировать у офицеров чувства офицерской чести, достоинства и гордости. Сегодня офицеры просто истосковались по высоким нравственным качествам, идеалам и положительным моральным поступкам.

Каждый человек, живущий в обществе, всегда задумывается над тем, как относятся к нему его товарищи, друзья, близкие, что они думают о нем, какие оценки выносят его поступкам и всей его деятельности. Эта диалектическая, духовная связь человека с обществом и выражается, в частности, в категории чести, иными словами, под честью понимается осознание человеком своей ценности в обществе, а также признание этой ценности со стороны общества. Отвечая на вопросы корреспондента «Красной звезды», министр обороны СССР маршал авиации Е. И. Шапошников заметил, что в его понимании «честь - это своего рода интегральный результат органического слияния в человеке внутреннего благородства, порядочности, достоинства». Офицер - ключевая фигура в армии, человек долга и чести. Он призван аккумулировать в себе все прогрессивные нравственные качества. Мера чести офицера определяется сознательным и эффективным выполнением служебных и боевых задач. Собирательное определение можно сформулировать следующим образом. Офицерская честь - это совокупность нравственных качеств личности, проявляющихся в повседневной деятельности и признанных социально значимыми общественным мнением, а также отношение офицера к самому себе и к выполнению своего воинского долга.

Армия - слепок общества, его живой социальный организм. Поэтому все беды, в том числе и духовные, не обошли армию, ее офицерский корпус. Многие нравственные понятия были забыты. Хотя как можно забыть то, чему никогда не учили, то, чего, по существу, не имели. О каких высоких моральных ценностях, о чести офицера можно было говорить, если от них ничего не зависело, а отступления от норм морали и чести ничем не грозили. А раз так, то почему бы и не отвернуться от друга, раз такая «малость» поможет твоей военной карьере, почему не отказаться от своих взглядов ради политических интересов, почему не обмануть, не своровать, не «затравить» кого-то, если это принесет явную выгоду? Примеры такие, к сожалению, есть. Но все же так судить обо всех офицерах нельзя. Подавляющее их большинство порядочные, мужественные и честные люди. В трудные минуты для страны они принимают достойные решения. Чернобыль, крупные аварии на железных дорогах, землетрясение в Армении, межнациональные конфликты, наконец, их отношение к попытке антигосударственного, антиконституционного переворота доказали: советскими офицерами не забыто слово «честь».

Офицерская честь - понятие многогранное. В зависимости от выполняемых социальных ролей, нравственных отношений, служебных обязанностей мы вправе говорить о различных формах ее проявления. Не уронить честь офицера - значит дорожить честью своего офицерского коллектива, воинской части, Боевого Знамени, Флага, ибо честь каждого - частица их чести. Соблюдать честь - значит ценить войсковое товарищество, боевую дружбу, доверять сослуживцам, ставить интересы службы выше личных. Честь офицера неотделима от его благородства и скромности, бескорыстного стремления нести людям добро. Она проявляется в поступках, делах, принципиальности, верности данному слову. «Слово офицера», «Слово чести» обязательно должны быть выполнены, не должны расходиться с его делами. К сожалению, мы многое потеряли в нравственном облике, и приведенные выражения, к которым можно добавить еще и «Честь имею», почти не услышишь в нашем лексиконе. Для офицерской среды должно быть характерным обостренное отношение к соблюдению требований воинской чести. Нарушение норм морали строго оценивается общественным мнением. С целью воспитания офицерских кадров, повышения их морального авторитета предусмотрено создание товарищеских судов. Порядок их работы определен Положением об офицерских товарищеских судах чести в Вооруженных Силах СССР. В нем четко изложены задачи, одна из которых - «охранять честь и достоинство офицерского звания».

Очень важно, чтобы в государстве на воинскую службу смотрели как на честь и высокий долг. Иначе... Помните, что говорил в начале XIX в. известный французский военный теоретик Г. Жомини: «Горе тем странам, в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество». Особенно необходимо учитывать это сейчас, когда мы переходим к рыночным отношениям в экономике.

Для возрождения прогрессивных традиций офицерской чести, дальнейшего повышения ее значимости в нравственном становлении личности необходимо сформулировать объективные критерии оценки чести и определить механизм ее реализации. На одно из первых мест среди условий возрождения офицерской чести можно поставить проблему этического просвещения. Парадоксально, но факт, что из более 100 военных училищ только в 10 будущие офицеры изучают небольшой курс основ этики. Остальные, а их подавляющее большинство, выпускающиеся с высшим командным или инженерным образованием, имеют слабые представления о воинской этике, в том числе и о понятии воинской чести.

Одним из важнейших условий является нравственное самовоспитание личности: преодоление дефицита доброжелательности, чуткости, внимательности, заботы к людям. Вспомним, как враги пытались надломить нравственные силы советского генерала Д. Карбышева. «Предательство,- гордо отвечал он фашистам, - наибольшее преступление для меня. Воинскую честь я всегда ставил выше своей жизни». Писатель Е. Решин в своей книге пишет, что мужество Карбышева, его девиз «Не терять чести даже в бесчестье» помогли людям в фашистской неволе сохранить силу духа и воинскую честь.

Говоря об условиях возрождения офицерской чести, необходимо остро поставить вопрос и о должном признании ратного труда офицера со стороны общества. Воинская честь не может долго и устойчиво воспроизводиться в самой себе. С честью выполненный долг, перенесенные тяготы и лишения службы нуждаются в позитивной оценке: понимании, одобрении, поощрении, заботе, а порой и в славе. Выскажу предположение, что нравственные отклонения, проявление элементов бесчестья напрямую связаны и с афганской трагедией, и межнациональными конфликтами, и с систематической уборкой улиц силами воинских подразделений, и другими неурядицами жизни. Непонятна роль некоторых средств массовой информации, которые чернят все, что делают, выполняя свой долг, военные, покушаются на их честь и достоинство, возводят искусственный барьер между армией и народом. Забыто все: и боль человеческих утрат в годы войны, и раны Армении, Азербайджана, Чернобыля, но зато взахлеб поощряются абстрактно-пацифистские взгляды, а под прикрытием гласности распространяется заведомо заготовленная ложь об армии и ее офицерах.

Любовь к своей армии, верность ее традициям, вера в честь и достоинство защитника Родины - самый верный признак здоровья нации. Неоправданные нападки на армию начинаются тогда, когда хотят умолчать и не трогать более глубокие пороки общества. Конечно, справедливо, что армия и""все военное строительство нуждаются в коренной перестройке, и, может быть, даже больше, чем другие надстроечные элементы. Безусловно, что полезна и необходима широкая дискуссия и по проблемам, какая армия нам нужна, в чем сущностной аспект новой военной реформы, профессионализации армии. Но не подлежит сомнению и тезис о том, что армия есть «сколок» общества, его нравственный барометр. Каждый офицер вправе рассчитывать на признание общественно полезного характера его труда, на учет специфики и трудностей службы и быта, на материальное, юридическое и моральное обеспечение его достоинства и чести. А нам, офицерам, необходимо самим активнее защищать честь армии и флота.

Сегодня назрела острая необходимость укрепления основ и механизма защиты офицерской чести, особенно в ходе перестройки Вооруженных Сил. Внедренные в армейскую жизнь символы воинской чести, уважения ратного труда (гвардейские звания, вымпелы, знамена, отдание воинских почестей, памятники и др.) «срабатывают» в полной мере лишь при определенных условиях. Судьба офицера, особенно молодого, полностью зависит от вышестоящего начальника: воинское звание, должность, оклад, режим труда, квартира, ясли, путевка, летний отпуск, почести, поощрения, взыскания - да мало ли что еще. Трудно в условиях такой почти полной зависимости пронести, а тем более отстоять свою честь. Не отсюда ли унизительные наговоры на своих сослуживцев, карьеризм, протекционизм, угодничество, взяточничество и другие, унижающие достоинство и честь офицера? Не поэтому ли так сложно реабилитировать известную в прошлом фразу русских офицеров: «Честь имею!»? Конечно, одной фразой дело не поправишь! Одной пропагандой чести их не одолеть. Видимо, целесообразно ограничить единоначалие лишь сферой служебных отношений. Нужны глубокая демократизация воинских отношений, развитие культуры, этикета, уставные и общественные нормы и ритуалы защиты чести. Конечно же, нужен и Кодекс чести советского офицера! За честь надо бороться. Честь надо беречь. Надо понимать и решать проблемы чести. Облик армии, ее лицо прежде всего зависят от культуры офицерского корпуса, его образованности, профессионализма, готовности беззаветного служения Родине.

Для подготовки офицеров необходимо, чтобы учеба, воспитание, вся жизнь и воинский быт были облагорожены лучшими традициями отечественного офицерского корпуса, которому присущи демократические нормы, светлые умы, героические деяния. Настоящее воспитание молодежи в современном цивилизованном обществе должно быть основано на классических первоосновах тяги к патриотизму, к трудолюбию, к подвигам, к благородству и чести. Именно в армейские библиотеки, и прежде всего в военные учебные заведения, должны во всей своей глубине и широте прийти труды замечательных историков: В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского; русских философов: Н. А. Бердяева, Н. Ф. Федорова, Л. И. Шестова, П. Л. Лаврова, С. Н. Булгакова и др. Тогда будущий офицер, овладев отечественной и зарубежной историей и словесностью, мировой культурой, этикой, воинским этикетом и многими другими науками, вновь обретет неотразимое обаяние и привлекательность.

Применительно к военнослужащим выделим следующие, например: «Правила для гардемарин и кадетов», «Памятная книжка для офицеров, преподавателей и воспитанников морского кадетского корпуса», «Катехизис русского солдата:», «Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов», «Истинное понятие о чести и фальшивые представления о ней для вновь произведенных офицеров из воспитанников Александровского военного училища», «Сборник военно-нравственных бесед для войск и народа», «Правила военного воспитания относительно благородного юношества и наставления для офицеров, военной службе себя посвятивших». А «Советы молодому офицеру», по официальному отзыву отдела генерал-квартирмейстера штаба и армии, считались катехизисом для каждого офицера. «Положение о кадетских корпусах», высочайше утвержденных 14 февраля 1886 года, раскрывало цель этих заведений - «своевременное сообщение юношам, оканчивающим здесь общее образование, правильных и ясных понятий о тех отношениях, в каких каждый человек неизбежно находится в семье, обществе и государстве, как равно и о том, что власть и закон представляют собою существенные элементы всякого организованного общества».

Военный сборник.- 1875.- № 10.- С. 242-243.

Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки,- Ч. 1, - СПб., 1777.- С. 106.

Кораблев Ф. О нравственности, честности и чести.- СПб., 1865,- С. 26

Кутузов М. И. Документы.- Т. 1.- М.: Воениздат, 1950.- С. 479.

Галкин М. Н. Новый путь современного офицера.- СПб., 1907.- С. 22.

К и р е е в А. Письма о поединках.- СПб., 1899; Дуэль и честь в истинном освещении.- СПб, 1902.

Жомини Г. Очерки военного искусства.- М.: Воениздат, 1939.- Т 1.- С. 79.

Решин Е. Г, Генерал Карбышев.- М.: Изд-во ДОСААФ, 1980,- С. 198, 305.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Дорогой мой читатель, найдите немного времени и прочтите «Кодекс чести русского офицера 1804 года». Следуя этим правилам, вы избежите многих жизненных ошибок.

Мы сегодня находимся в другом времени, от 1804 года нас отделяют более 200 лет и целая советская эпоха. Но слово «честь», будет актуально всегда. «Честь может быть потеряна только однажды» Э.М. Капиев

Кодекс чести русского офицера

  • 1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
  • 2. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
  • 3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
  • 4. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.
  • 5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой!
  • 6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
  • 7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
  • 8. с товарищами. Деньги портят отношения.
  • 9. Не принимай на свой счёт обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Будь выше этого.
  • 10. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое.
  • 11. Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай.
  • 12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
  • 13. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
  • 14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
  • 15. Тайна, сообщённая тобой хотя бы только одному человеку, перестаёт быть тайной.
  • 16. Будь всегда начеку и не распускайся.
  • 17. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.
  • 18. На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.
  • 19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.
  • 20. Если вошёл в общество, в среде которого человек, с которым ты в ссоре. То, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему.
  • 21. Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
  • 22. Когда два человека ссорятся — всегда оба виноваты.
  • 23. Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчинённые уважали тебя, а не боялись. Где страх — там нет любви, а есть затаённое недоброжелательство.
  • 24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие.
  • 25. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!

Что такое честь офицера

Кодекс чести русского офицера — «честь является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности».

В толковом словаре Даля объяснение: «Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека. Доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

Офицеров русской армии называли «белая кость», подразумевая чистую совесть и незапятнанную честь, которые были для офицера превыше всего.

О том, насколько честен (или бесчестен) человек, судят главным образом окружающие, формируется общественное мнение. Обычно люди высоко ценят тех, кто является «человеком чести».

«Честь — святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь — его награда в счастье и утешение в горе, она не терпит и не выносит никакого пятна» М.С. Галкин
Чувство собственного достоинства ничего общего не имело с чванством, заносчивостью или чувством превосходства над гражданским населением.

«Напротив, офицер должен оказывать уважение всякому званию и вести себя с одинаковым достоинством со всеми классами общества. Причем в отношении людей, стоящих ниже его по образованию. Он не должен опускаться до уровня их нравов, а напротив, стараться поднять их до собственной высоты».

Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.

С переходом, преимущественно на контрактную основу, снизились требования по соблюдению военнослужащими правил, относящихся к понятиям воинской чести и достоинства. И тому есть объяснение.

.

Раньше для офицерского состава служба в армии являлась смыслом всей жизни и не ограничивалась сроком контракта. Сегодня военнослужащие лишь исполняют конституционный долг и реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы.

Обязательств о соблюдении морально-нравственных принципов, относящихся к воинской чести военнослужащих, контракт не содержит. Я думаю, что приказов иметь совесть или честь не может быть в природе. Это воспитывают в себе с детства. «Береги честь смолоду, а платье снову.»