Когда и где возник арабский халифат. Усиление религиозного давления. Перестройка сознания воинов на мирный лад

В VII—VIII вв. в результате завоеваний сложилось огромное государство — Арабский халифат , кото-рый позже распался на отдельные государства. В странах Халифата была создана богатая культу-ра, связавшая воедино достижения разных наро-дов. Арабы внесли огромный вклад в развитие науки, литературы, искусства.

Арабские завоевания (возникновение Арабского Халифата)

После смерти Мухамма-да власть в государстве, объединившем всех арабов, унаследовали ближайшие сподвижни-ки пророка, избираемые на собраниях наибо-лее уважаемых мусульман. Эти правители именовались халифами — «заместителями» пророка, а государство, которое они возглав-ляли, — Халифатом . Объединив арабов, ислам поставил перед ними общую цель — подчи-нить «неверных» новой религии. Первое сто-летие Халифата прошло под знаком завоева-ний. В 636 г. арабы разбили византийцев на реке Ярмук к северу от Иерусалима и за не-сколько лет захватили восточные провинции Византии: Сирию, Палестину и Египет, затем Иран, а позже и всё средиземноморское побе-режье Африки. В 711—714 гг. они подчинили Вестготское королевство в Испании, перешли Пиренеи и только в 732 г. были остановлены франками при Пуатье. На востоке они вышли к реке Инд, захватили Среднюю Азию и в 751 г. при Таласе нанесли поражение китайскому войску, но дальше не пошли.

Арабское судно. Миниатюра XIII в.

Каждая новая победа усиливала уверен-ность мусульман во всемогуществе Аллаха, избравшего арабов орудием выполнения своей воли. Но были и другие причины их удиви-тельных успехов. Бывшие кочевники оказа-лись прекрасными воинами, их конница ата-ковала стремительно, а религиозное рвение удваивало силы. В то же время противостоя-щие им державы — Иран, Византия, вестгот-ская Испания — были ослаблены внутренними распрями или взаимной враждой. Их населе-ние, уставшее от войн и тяжёлых налогов, час-то готово было покориться без боя. Этому спо-собствовала и терпимость арабов по отношению к «людям Писания» — так они называли хрис-тиан и иудеев, резко отличая их от язычни-ков. В то же время освобождение от некоторых важных налогов побуждало покорённое насе-ление переходить в ислам, тем более что в новой вере узнавались черты иудаизма и хрис-тианства. Принять такую веру было легче.

В середине VIII в. арабские завоевания в основном закончились. Арабы создали самую огромную державу, какую к тому времени знала история.

Арабские путешественники. Миниатюра XIII в.

Арабские завоевания

Расцвет и распад Халифата

Арабские завое-вания разворачивались на фоне жестокой борьбы за власть халифа. В ходе этой борьбы мусульмане разделились на шиитов (от слова «аш-шиа» — сторонники) и суннитов (от сло-ва «сунна», что означает «предание»).

Сунниты и шииты ожесточённо спорили о том, кто должен быть имамом, т. е. религиозным главой всех мусульман, и о многом дру-гом. Те и другие считали себя сто-ронниками истинного учения Мухаммада, которое было искаже-но их противниками. Позже оба направления распались на множе-ство течений и сект, однако в целом деление мусульман на суннитов и шиитов сохранилось до наших дней.

На рубеже VIII-IX вв. Арабский халифат выглядел, как никогда, прочным. Столичный Багдад был одним из самых больших городов мира, двор халифов утопал в роскоши. Материал с сайта

Память о могуществе Халифата сохрани-лась в сказках «Тысяча и одна ночь», но расцвет Халифата оказался недолговечным. Во-первых, покорённые народы далеко не всегда желали мириться с завоевателями. Уже в VIII-IX вв. по Халифату прокатилась волна мятежей и народных волнений. Во-вторых, под властью халифов оказалась слишком большая территория. Наместники отдельных областей — эмиры — чувствовали себя в своих владениях полными хозяевами.

Интерьер кордовской мечети. VIII-X вв.

Сначала отделилась Испания, затем отдели-лись Марокко, Египет, Средняя Азия. Вско-ре халифы потеряли реальную власть, а в XIII в. монголы завоевали Багдад.

Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата

Возникновение ислама

Самая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь существовали и города, самые крупные из которых возникли на пути торговых караванов. Богатейшими арабскими городами были Мекка и Ясриб.

Арабы были хорошо знакомы со священными книгами иудеев и христиан – в аравийских городах проживало немало приверженцев этих религий. Однако большинство арабов оставались язычниками. Главным святилищем всех арабских племён была находившаяся в Мекке Кааба.

В VII в. язычество арабов сменилось монотеистической религией, основателем которой стал пророк Мухаммед (570–632), получивший, по преданию, откровения от Всевышнего – Аллаха и выступивший перед соплеменниками с проповедью новой веры. Позже, уже после смерти пророка, близкие друзья и соратники Мухаммеда восстановили и записали его слова по памяти. Так возникла священная книга мусульман Коран (от араб. – чтение) – основной источник исламского вероучения. Правоверные мусульмане считают Коран «несотворённым предвечным словом Божьим», которое Аллах продиктовал Мухаммеду, выступавшему в качестве посредника между Богом и людьми.

Мухаммед и архангел Джебраил. Средневековая миниатюра

В своих проповедях Мухаммед говорил о себе только как о последнем пророке («печати пророков»), который был послан Богом для вразумления людей. Своими предшественниками он называл Мусу (Моисея), Юсуфа (Иосифа) и Псу (Иисуса). Люди, поверившие пророку, стали называться мусульманами (от араб. – вручившие себя Богу), а религия, основанная Мухаммедом, – исламом (от араб. – покорность). Мухаммед и его сторонники ожидали поддержки от иудейской и христианской общин, но как первые, так и вторые видели в исламе только очередное еретическое движение и оставались глухи к призывам пророка.

Вероучение ислама опирается на «пять столпов». Все мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда; для них обязательна ежедневная пятикратная молитва и еженедельная, по пятницам, молитва в мечети; каждый мусульманин должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются ещё одним долгом – в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде.

Мусульмане верят, что всё в мире подчинено и повинуется Аллаху, и ничто не может свершиться без Его воли. По отношению к людям Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же, осознавая могущество и величие Аллаха, должны полностью подчиняться Ему, быть покорными, во всём доверяться и полагаться на Его волю и милость. Большое место в Коране занимают рассказы о воздаянии Аллаха людям за добрые дела и наказании за греховные поступки. Аллах выступает и как высший судья человечества: согласно Его решению, после смерти каждый человек попадёт в ад или рай – в зависимости от земных деяний.

Утверждение ислама в Аравии и начало арабских завоеваний

Преследования со стороны язычников заставили Мухаммеда и его приверженцев в 622 г. бежать из Мекки в Ясриб. Это событие получило название хиджра (от араб. – переселение) и стало началом мусульманского летосчисления. В Ясрибе, переименованном в Медину (Город пророка), сложилась община верующих-мусульман. Многие его жители приняли ислам и начали помогать Мухаммеду. В 630 г. пророк одержал победу над своими противниками и торжественно вступил в Мекку. Вскоре все арабские племена – некоторые добровольно, некоторые под воздействием силы – стали исповедовать новую религию. В результате в Аравии возникло единое мусульманское государство.

Исламское государство было теократическим – пророк Мухаммед объединил в своём лице и светскую, и духовную власти. После его смерти здесь по-прежнему не существовало разделения между властями – государство и религиозная организация верующих составляли одно целое. Важнейшую роль в жизни мусульман начал играть шариат – комплекс религиозных, нравственных, юридических и бытовых правил и установлений, предначертанных самим Аллахом и потому неизменных. Именно ими должен руководствоваться в своей жизни правоверный мусульманин, они являются общими для всех и могут толковаться только знатоками исламского вероучения.

Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековая миниатюра

Ещё при жизни Мухаммеда арабы начали завоевательные походы. Они обрушились на владения Византийской империи и Сасанидского Ирана. Эти страны не смогли противостоять ударам последователей ислама, окрылённых новой религией. Арабы разгромили и подчинили весь Иран, захватили принадлежавшие Византии Сирию, Палестину и Египет. Добровольно сдался священный для иудеев и христиан Иерусалим. Под властью арабов оказались все восточные владения Византии, за исключением Малой Азии.

После смерти Мухаммеда (632) во главе мусульман встали выборные халифы (от араб. – заместитель). Первым халифом был Абу-Бакр – тесть Мухаммеда. Затем правил Омар (Умар). После смерти Омара в результате покушения (644) мусульманская знать выбрала халифом Османа (Усмана) – зятя пророка.

В 656 г. Осман погиб от рук заговорщиков, в результате чего разразился острый политический кризис, охвативший исламское государство – Арабский халифат. Новым халифом стал Али – двоюродный брат пророка и муж его дочери Фатимы. Но влиятельные силы в халифате не признали его власть. Наместник Сирии Муавия, родственник Османа, обвинил Али в содействии его убийству. В арабском государстве началась смута, во время которой Али был убит (661). Его мученическая смерть привела к расколу мусульманской общины. Последователи Али считали, что новым халифом может стать только его потомок, а все притязания других претендентов на власть незаконны. Последователей Али стали называть шиитами (от араб. – группа приверженцев). Шииты наделяли Али почти божественными чертами. Наибольшее влияние до настоящего времени шииты сохраняют в Иране.

Мусульман, последовавших за новым халифом Муавией (661–680), стали именовать суннитами. Наряду с Кораном сунниты признают Сунну – Священное Предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунниты составляют большинство современных мусульман.

Арабский халифат во второй половине VII–X в.

Основателю династии Омейядов (661–750) Муавии удалось сделать власть халифов наследственной. Столицей халифата стал сирийский город Дамаск. После окончания смуты арабские завоевания продолжились. Были совершены походы в Индию, Среднюю Азию и на запад Северной Африки. Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли. На Западе в начале VIII в. мусульманская армия переправилась через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров и, разгромив войско Вестготского королевства, захватила большую часть Испании. Затем арабы вторглись в пределы Франкского государства, но были остановлены майордомом Карлом Мартеллом в битве при Пуатье (732). Мусульмане укрепились на Пиренейском полуострове, создав там в 929 г. могущественный Кордовский халифат, и продолжили теснить христиан в Северной Африке. Возник обширный мир ислама (исламская цивилизация).

Вершины могущества Арабский халифат достиг в VIII в. Все завоёванные земли арабы объявили собственностью мусульманской общины, а местное население, жившее на этих землях, должно было платить поземельный налог. Сначала арабы не принуждали христиан, иудеев и зороастрийцев (приверженцев древней религии Ирана) принимать ислам; им разрешалось жить по законам своей веры, выплачивая особую подушную подать. Но к язычникам мусульмане относились крайне нетерпимо. Люди, принявшие ислам, освобождались от налогов. В отличие от остальных подданных халифа, мусульмане жертвовали лишь милостыню в пользу бедных.

В середине VIII в. в результате восстания, приведшего к свержению Омейядов, к власти в халифате пришла династия Аббасидов (750-1258), которая привлекла к управлению государством не только арабов, но и мусульман других национальностей. В этот период возник разветвлённый чиновничий аппарат, а исламское государство всё больше стало напоминать восточную державу с неограниченной властью правителя. Новая столица халифата Аббасидов – Багдад – превратилась в один из крупнейших городов мира с полумиллионным населением.

В IX в. власть багдадских халифов стала постепенно ослабевать. Мятежи знати и народные восстания подтачивали силы государства, и его территория неумолимо уменьшалась. В Х в. халиф потерял светскую власть, оставшись лишь духовным главой мусульман-суннитов. Арабский халифат распался на независимые исламские государства – зачастую это были крайне непрочные и недолговечные образования, границы которых зависели от удачливости и силы возглавлявших их султанов и эмиров.

Культура мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока

Мусульманская культура, объединявшая разные народы, имела глубокие корни. Арабы-мусульмане многое заимствовали из наследия Междуречья, Ирана, Египта, Малой Азии. Они оказались талантливыми учениками, усвоив многие знания, накопленные народами этих стран в течение столетий, и передали их другим народам, в том числе европейцам.

Мусульмане ценили научные знания и стремились применять их на практике. При дворе халифов в Багдаде и в других крупных городах возникали «Дома мудрости» – своеобразные академии наук, где учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов из разных стран и живших в разные эпохи. Многие труды принадлежали античным авторам: Аристотелю, Платону, Архимеду и др.

Учёные мусульманского Востока значительное время уделяли изучению математики и астрономии. Торговля и путешествия сделали из арабов знатоков географии. Из Индии через арабов в европейскую науку пришла десятичная система счёта. Значительных достижений учёные мусульманского мира достигли в медицине. Наибольшую известность получили труды жившего в конце X – начале XI в. врача Ибн-Сины (в Европе его называли Авиценной), обобщившие опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей.

На арабском и персидском языках создавались выдающиеся поэтические произведения. Без имён Рудаки (860–941), Фирдоуси (940– 1020/1030), Низами (1141–1209), Хайяма (1048–1122) и других мусульманских поэтов невозможно представить мировую литературу.

На мусульманском Востоке широкое распространение получило искусство каллиграфии (от греч. – красивый почерк) – замысловатые узоры и орнаменты, составленные из арабских букв, складывающихся в слова, можно увидеть в книгах и на стенах зданий (в основном это цитаты из Корана или высказывания пророка Мухаммеда).

Мечеть Аль-Акса. Иерусалим. Современный вид

В результате возникновения ислама и завоеваний арабов-мусульман на Востоке сложилась новая, динамично развивающаяся исламская цивилизация, ставшая серьёзным соперником западноевропейской христианской цивилизации.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные положения мусульманского вероучения.

2. В чём причины успешных завоеваний арабов?

3. Как складывались отношения завоевателей-мусульман с людьми, принадлежащими к другим религиям?

4. Почему, несмотря на смуты и расколы, исламскому государству долгое время удавалось сохранять единство?

5. В чём причины распада халифата Аббасидов?

6. Используя карту, перечислите государства древности и раннего Средневековья, территории которых вошли в состав Арабского халифата.

7. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Как вы понимаете эти слова?

8. Автор произведения «Кабус-Намэ» (XI в.) рассуждает о мудрости и знаниях: «Невежду не считай человеком, а мудрого, но лишённого добродетели, не считай мудрецом, осторожного, но лишённого знаний, не признавай аскетом, а с невеждами не общайся, особенно с теми невеждами, которые себя считают мудрецами и удовлетворены своим невежеством. Общайся только с разумными, ибо от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу. Не будь неблагодарен за общение с добрыми и (их. – Авт.) добрые дела и не забывай (этого. – Авт.); того, кто в тебе нуждается, не отталкивай, ибо через это отталкивание страдания и нужда (твои. – Авт.) увеличатся. Старайся быть добронравным и человечным, удаляйся от непохвальных нравов и не будь расточителен, ибо плод расточительности – забота, а плод заботы – нужда, а плод нужды – унижение. Старайся, чтобы тебя хвалили разумные, и смотри, чтобы тебя не стали хвалить невежды, ибо тот, кого хвалит чернь, порицается вельможами, как слышал я… Говорят, что как-то раз Ифлатун (так мусульмане называли древнегреческого философа Платона. – Авт.) сидел с вельможами того города. Пришёл к нему на поклон какой-то человек, сел и повёл разные речи. Посреди речей он сказал: «О мудрец, сегодня я видел такого-то, и говорил он о тебе и прославлял и славословил тебя: Ифлатун, мол, очень великий мудрец, и никогда не было и не будет ему подобного. Я хотел передать тебе его восхваления».

Мудрец Ифлатун, услышав эти слова, поник головой и зарыдал, и очень опечалился. Этот человек спросил: «О мудрец, какую обиду я тебе причинил, что ты так опечалился?» Мудрец Ифлатун ответил: «Ты меня не обидел, о ходжа, но может ли быть бедствие больше того, что меня хвалит невежда и дела мои кажутся ему достойными одобрения? Не знаю я, что за глупость я сделал, которая пришлась ему по нраву и доставила удовольствие, так что он похвалил меня, а то я раскаялся бы в этом поступке. Печаль моя оттого, что я ещё невежда, ибо те, кого хвалят невежды, сами невежды».

Каков должен быть круг общения человека, по мнению автора?

Почему такое общение должно приносить пользу?

Почему расстроился Платон?

О чём свидетельствует упоминание в рассказе его имени?

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора

§ 9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата Начало завоевательных походов арабовСмерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Как дракон превратился в арабского царя Весьма интересно, что Атар, получивший в последующей авестийской трактовке образ смертного воина-богатыря, борется не с кем-нибудь, а с драконом. Борьба между драконоборцем и трехглавым драконом идет за обладание символом

автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. VI: Работы по истории ислама и Арабского Халифата.Белл R, Уотт УМ. Коранистика: Введение: Пер. с англ. СПб., 2005.Бертельс Е.Э. Избранные труды. М., 1965. Т. 3:

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Арабские завоевания Сложная внутренняя борьба вокруг престола халифа не ослабила поступательного движения ислама. Еще при Муавии арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. На рубеже VII–VIII вв. они подчинили значительную часть Византии, вновь побывав у стен

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Страны Арабского халифата Золотые маураведины, или динары, чеканились во многих странах Арабского халифата, включавшего территории юга Испании и юга Франции на западе, Средиземноморского побережья Африки, Среднего Востока и современной Средней Азии на востоке. На этой

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7.2. Итог Великого = «Монгольского» завоевания XIV века - создание Великой Русской Средневековой Империи Согласно нашей реконструкции, в итоге великого = «монгольского» завоевания мира, вышедшего в начале XIV века н. э. из Руси-Орды, большая часть восточных и

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Арабские завоевания Коран лучше всех книгАрабы, устремившиеся в VII в. с Аравийского полуострова на северо-запад, вели свои завоевания под лозунгом ислама. Одной из первых жертв арабов стал город Александрия, где ими было захвачено много ценностей. Мусульманский

Из книги Средневековая Европа. 400-1500 годы автора Кенигсбергер Гельмут

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

9.9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА Вернемся теперь к истории Ближнего Востока. Как отмечалось выше, в 810-830-х гг. Арабский халифат был охвачен тяжелым кризисом, который проявлялся в династических распрях, в восстаниях простого народа и в гражданских войнах. В ходе этих войн

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Ученые Арабского халифата о географии Восточной Европы Очевидно, что Балтика и земли ильменских славян и кривичей из сферы поиска территории русов должны быть исключены. Другой интересующий нас ориентир в арабо-персидской географии, весьма легко поддающийся

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение исламаСамая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Путешественники арабского Востока

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Арабские завоевания Накануне смерти Мухаммед призвал своих учеников исламизировать мир и обещал рай тем, кто погибнет в «священной войне» за веру.В следующие 30 лет после смерти пророка исламизированные арабы бросились на завоевание мира, создав огромную империю от

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата Начало завоевательных походов арабовСмерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Транслитерация с арабского языка Транслитерация, обозначенная в таблице как «Английский», обычно используется в англоязычных научных публикациях. В эту систему включены несколько диграфов (например, th или sh). В некоторых публикациях эти диграфы объединяются чертой,


Арабский Халифат возник в VII в. в юго-западной части Аравийского полуострова в результате разложения родового строя у населявших эту территорию арабов - оседлых земледельцев и кочевников и объединения их под знаменем религии ислама.

До образования Арабского Халифата подавляющее большинство населения Аравии составляли кочевники-скотоводы, которые находились на стадии родоплеменных отношений. Они населяли обширные пространства аравийских степей и полупустынь, известных под названием «бадави». Это слово перешло в европейские языки в форме арабского множественного числа - бедуин. Бедуины занимались скотоводством, преимущественно верблюдоводство м.
Каждое племя (в зависимости от его численности и размеров занимаемой территории) состояло из большого или малого числа кланов и родов.
Во главе каждого племени стоял его предводитель - сейид (господин); в более близкое к нам время его стали называть шейхом.
Отдельные кланы и большие группы кочевников тоже имели своих сейидов. В мирное время сейид ведал перекочевками, выбирал место для становища, был представителем своего племени и вел от его лица переговоры с другими племенами. Если в племени не было судьи, он разбирал споры и тяжбы своих соплеменников, в особых случаях мог выполнять обязанности служителя религиозного культа. В набегах и на войне сейид командовал вооруженным отрядом своего племени; тогда он назывался раисом (главарем).
Каждое племя, а то и большой клан было вполне самостоятельной, ни от кого не зависимой организацией.
Главной причиной возникновения государства у арабов было классовое расслоение. Помимо этого, немалое значение имел экономический кризис, связанный с перенаселением и необходимостью увеличения площади пастбищ. Арабы нуждались в новых территориях и стремились вторгнуться в Иран и Византию. Кризис способствовал объединению арабских племен в союзы и созданию единого арабского государства в пределах всей Аравии.
Стремление к объединению нашло свое идейное выражение в учении ханифов, проповедовавших веру в единого бога - Аллаха, и в исламе («покорность») - магометанском религиозном учении, основателем которого считается Мухаммед, живший примерно с 570 по 632 г.
Ислам возник в Центральной Аравии. Главным центром его является Мекка, где родился и жил основатель ислама Мухаммед. Город Мекка стоял на пути больших торговых караванов, которые направлялись из Йемена и Эфиопии в Месопотамию и Палестину. Этот пункт, разросшийся в большой по аравийским масштабам город, еще в древности приобрел все возраставшее религиозное значение.

Мухаммед принадлежал к роду хайшим, который не владел богатством и не пользовался влиянием. Следовательно, он и его ближайшее окружение вполне могли проникнуться интересами и нуждами среднего и мелкого мекканского торгового люда.
Деятельность первых мусульман в Мекке завершилась полным провалом. Не получив поддержки ни со стороны населения города, ни со стороны бедуинов из прилегающих к нему районов, первые мусульмане решили переселиться в Ясриб-Медину. Там мекканские переселенцы стали называться мухаджирами. Им пришлось совершить формальный акт добровольного расторжения родственных связей со своими соплеменниками.
Далее в Медине была образована особая организация - умма (община верующих). Мусульманская умма, в которой объединялись единоверцы, была теократической организацией. Входившие в нее верующие были убеждены, что ими правит Аллах через своего посланника. Через несколько лет все арабское население Медины уже вошло в состав мусульманской общины, а еврейские племена были выселены и частично истреблены. Как вероучитель, постоянно общавшийся с Аллахом, Мухаммед выполнял функции правителя Медины, судьи и военачальника.
13 января 624 г. состоялась первая битва мусульман под предводительством Мухаммеда с мекканцами. Битва продолжалась всего несколько часов. Мусульмане победили и захватили богатую добычу. Мухаммед поступил с пленными мудро: он отпустил пленных женщин и детей. Великодушие Мухаммеда сделало свое дело. Недавний противник Малик Ибн-Ауфа, командовавший племенем бедуинов в бою с Мухаммедом, сам принял ислам. Его примеру последовали и подвластные ему племена бедуинов. Так Мухаммед шаг за шагом расширял свое влияние.
После этого Мухаммед решил потеснить евреев. Последние не выдержали осады и, заморенные голодом, сдались. Им пришлось покинуть Аравию и поселиться в Сирии. Со временем Мухаммеду сдались и другие племена Средней Аравии, и он стал самым могущественным властителем в этом регионе.
Умер Мухаммед в Медине в 632 г. Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемнике на посту верховного главы мусульман. К этому времени ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать единоличных вождей мусульман.
Главой общины был провозглашен Абу Бекр, ближайший соратник Мухаммеда. В соответствии с постепенно развивавшимся исламским правом назначение Абу Бекра наследником было произведено с помощью выборов и узаконено присягой, принесенной путем рукопожатий, причем присутствовавшие давали торжест
венное обещание и за отсутствовавших. Абу Бекр принял титул халифа, что значит «заместитель», «преемник».
Халифы Абу Бекр (632-634 гг.), Омар (634-644 гг.), Осман (644-656 гг.) и Али (656-661 гг.) получили название «праведных». Их восшествие на престол было еще выборным. Во время их правления были завоеваны многочисленные территории в Азии и Африке, входившие в состав Византийской империи и Иранского царства. В результате этих завоеваний и было образовано обширное государство Арабский Халифат.

Арабская империя

Историю Арабского Халифата можно представить следующими основными периодами: ипериод- разложение родоплеменного строя и образование государства (VI -VII вв.); йпериод- дамасский, или период правления Омейядов, на который падает расцвет государства. Халифат становится феодальным государством (661-750 гг.); йпериод- багдадский, или период правления Аббасидов. С ним связаны создание обширной Арабской империи, ее дальнейшая феодализация и распад государства (750-1258 гг.).
Распад Халифата начался еще в VIII в. В 756 г. от него отделился Кордовский эмират в Испании, который в 929 г. стал самостоятельным халифатом. Позднее от Халифата отсоединились Тунис и Марокко, а затем и другие части империи. В середине IX в. отделился Египет. Власть халифа сохранилась к середине X в. только в Аравии и части Месопотамии, прилегавшей к Багдаду.

В 1055 г. после захвата турками-сельджуками Багдада Арабский Халифат потерял свою независимость.
В 1257-1258 гг. в результате нашествия Чингисхана были уничтожены остатки некогда могущественного государства - Арабского Халифата.

Арабский халифат

Арабский халифат - самое процветающее государство Средиземноморья, существовавшее там на­ протяжении средних веков. В его создании принимал участие пророк Мухаммед (Мохаммед, Магомет) и его преемники.­ Халифат, будучи средневековым государством, сложился в итоге объединения нескольких арабских племен­ Аравийского полуострова,­ который находится между Северо-Восточной Африкой и Ираном.­ Возникновение государственности у арабов в седьмом веке обладало такой характерной чертой, как религиозная окраска процесса, сопровождавшегося новой мировой религией - исламом.

В политическом движении за объединение разных племен­ был лозунг, в котором ясно выражался отказ от многого, в том числе были: язычество и многобожие, которые объективно отражали тенденции к зарождению нового строя («ханифского»).­ С именем Мухаммеда связывают поиски проповедников нового бога и новых истин, они происходили в то время под влиянием христианства и иудаизма. Он самолично провозгласил необходимость установить культ Аллаха, как единого бога.­ В новом общественном порядке должна быть исключена племенная рознь. Во главе арабов должен­ стать­ некий «посланник на земле от Аллаха» - то есть пророк.

В призывах исламистов установить социальную несправедливость были такие пункты:
1. Ограничить ростовщичество.
2. Установить­ милостыню беднякам.
3. Освободить рабов.
4. Требование честных отношений в торговле.

Это вызвало большое недовольство представителей­ купеческой знати, в итоге Мухаммед вынужден быть бежать со своими ближайшими сподвижниками в город Ясриб (позднее он назывался «городом Пророка» - Мединой). Там он вскоре заручился поддержкой кочевников-бедуинов и­ других представителей разных социальных групп. В городе возвели первую мечеть с определением порядка, по которому будет проводиться мусульманское богослужение.­ Мухаммед был предводителем: и военным, и духовным, а также занимал пост главного судьи.

Спустя тридцать лет после его смерти, ислам был разделен на три больших течения, вернее секты, а именно:
- сунниты, которые опирались в вопросах правосудных и­ богословских­­ на Сунну, где были собраны предания о поступках и словах пророка;
- шииты, считавшие себя точными выразителями и­ последователями и­ взглядов, которых придерживался пророк и точно исполнявшими предписания Корана;
- хариджиты,­ для которых образцом политики и практики были первые два халифа – Омар и абу Бакра.
­
В истории Арабского халифата, как средневековой, выделяется два разных­ периода:
- дамасский, когда правила династия Омейядов;
- багдадский, когда правила династия Аббассидов.

Оба соответствовали основным этапам в развитии средневекового арабского государства и общества. Что касается первого этапа развития халифата, то это была относительно централизованная теократическая монархия. В его было сосредоточение­ двух властей: духовной (имамата) и светской (эмирата), они считались неограниченными и неделимыми.
В самом начале халифы­ выбирались мусульманской знатью, но позже­ власть­ халифа передавалась написанным им завещательным распоряжением. Роль главного советника и высшего должностного лица при халифе принадлежала визирю.­ По мусульманскому праву их разделяли на два типа. У одних была широкая власть, у других лишь ограниченные полномочия, т.е. они могли только исполнять приказы халифа. В раннем периоде халифата, как правило, назначались визири второго типа.
К самым важными чиновникам при дворе относились такие должности: начальника личной охраны, заведующего полицией и особого чиновника, который, в свою очередь,­ осуществлял надзор за всеми остальными должностными лицами.
­
Центральным органом государственного управления халифа являлись правительственные­ специальные канцелярии, в них велось делопроизводство, почтовая служба и была функция тайной полиции. Территория халифата­ разделялась на несколько провинций под управлением эмиров - военных наместников, которых назначал сам халиф.
Но огромная средневековая империя, называемая Арабским халифатом, все же была упразднена монголами в тринадцатом веке. Резиденцию перенести в Каир, там халиф еще до шестнадцатого века сохранял духовное лидерство у суннитов, позже оно досталось турецким султанам.

Является ислам, рождение которого относится к VII веку и связано с именем пророка Мухаммеда, исповедовавшего единобожие. Под его влиянием в Хаджизе — на территории Западной Аравии — была образована община единоверцев. Дальнейшие завоевания мусульманами Аравийского полуострова, Ирака, Ирана и ряда других государств обусловили возникновение арабского халифата — мощного азиатского государства. Оно включило в себя целый ряд покорённых земель.

Халифат: что это такое?

Само слово «халифат» в переводе с арабского имеет два значения. Это и наименование того огромного государства, созданного после смерти Мухаммеда его последователями, и титул верховного правителя под властью которого находились страны халифата. Период существования этого государственного образования, отмеченный высоким уровнем развития науки и культуры, вошёл в историю, как Золотой век ислама. Условно принято считать его границами 632-1258 гг.

После смерти халифата насчитывает три основных периода. Первый из них, начавшийся в 632 году, обусловлен созданием Праведного халифата, во главе которого поочерёдно стояли четыре халифа, праведность которых дала название управляемому ими государству. Годы их правления отмечены рядом крупных завоеваний, таких как захват Аравийского полуострова, Кавказа, Леванта и значительной части Северной Африки.

Религиозные споры и территориальные завоевания

Возникновение халифата тесно связано с начавшимися после смерти пророка Мухаммеда спорами о его преемнике. В результате многочисленных дебатов верховным правителем и религиозным лидером стал близкий друг основателя ислама — Абу Бакр ас-Саддик. Он начал своё правление с войны против вероотступников, отошедших от учения пророка Мухаммеда сразу же после его смерти и ставших последователями лжепророка Мусайлимы. Их сорокатысячная армия была разбита в битве при Аркабе.

Последующие продолжили завоевания и расширение подвластных им территорий. Последний из них — Али ибн Абу Талиб — стал жертвой взбунтовавшихся отступников от основной линии ислама — хариджитов. Это положило конец выборности верховных правителей, так как силой захвативший власть и ставший халифом Муавия I в конце жизни назначил преемником своего сына, и таким образом в государстве установилась наследственная монархия ― так называемый Омейядский халифат. Что это такое?

Новая, вторая форма халифата

Своему названию данный период в истории арабского мира обязан династии Омейядов, выходцем из которой был Муавия I. Его сын, унаследовавший от отца верховную власть, ещё больше раздвинул границы халифата, одерживая громкие военные победы в Афганистане, Северной Индии и на Кавказе. Его войска захватили даже часть Испании и Франции.

Только византийский император Лев Исавр и болгарский хан Тервел смогли остановить его победоносное наступление и положить предел территориальным экспансиям. Европа же своим спасением от арабских завоевателей обязана прежде всего выдающемуся полководцу VIII века Карлу Мартелю. Возглавляемая им армия франков разгромила полчища захватчиков в знаменитой битве при Пуатье.

Перестройка сознания воинов на мирный лад

Начало периода, связанного с Омейядским халифатом, характерно тем, что положение самих арабов на оккупированных ими территориях было незавидным: жизнь напоминала обстановку в военном лагере, находящемся в состоянии непрерывной боевой готовности. Причиной тому послужило крайне религиозное рвение одного из правителей тех лет Умара I. Благодаря ему ислам приобрел черты воинствующей церкви.

Возникновение арабского халифата породило многочисленную социальную группу профессиональных воинов — людей, единственным занятием которых стало участие в захватнических походах. Чтобы их сознание не перестраивалось на мирный лад, им было запрещено вступать во владение земельными участками и обретать оседлость. К концу же правления династии картина во многом изменилась. Запрет был отменён, и, став землевладельцами, многие вчерашние воины ислама предпочли жизнь мирных помещиков.

Халифат династии Аббасидов

Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.

Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.

Халиф — покровитель поэтов и учёных

Считается, что арабский халифат при Харуне ар Рашиде — одном и наиболее ярких представителей правящей династии — достиг наивысшей точки своего расцвета. Этот государственный деятель вошёл в историю как покровитель учёных, поэтов и литераторов. Однако, посвятив всего себя духовному развитию возглавляемого им государства, халиф оказался плохим администратором и уж совсем никудышным полководцем. Кстати, именно его образ увековечен в пережившем века собрании восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

«Золотой век арабской культуры» — эпитет, который в наибольшей степени заслужил именно возглавляемый Харун ар Рашидом халифат. Что это такое, можно в полной мере понять, лишь ознакомившись с тем наслоением староперсидской, индийской, ассирийской, вавилонской и отчасти греческой культур, что способствовало развитию ученой мысли в период правления этого просветителя Востока. Всё лучшее, что создано было творческим умом древнего мира, он сумел объединить, сделав для этого базовой основой арабский язык. Именно поэтому в наш обиход вошли выражения: «арабская культура», «арабское искусство» и так далее.

Развитие торговли

В обширном и вместе с тем упорядоченном государстве, коим являлся Аббасидский халифат, значительно увеличился спрос на продукцию сопредельных государств. Это явилось следствием повышения общего уровня жизни населения. Мирные на тот период отношения с соседями позволили развить с ними меновую торговлю. Постепенно круг экономических контактов расширялся, и в него стали входить даже страны, находящиеся на значительном удалении. Всё это дало толчок к дальнейшему развитию ремёсел, искусства и мореплавания.

Во второй половине IX века, уже после смерти Харун ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге привели к его распаду. Ещё в 833 году находившийся у власти правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С годами она сделалась настолько мощной политической силой, что правящие халифы попали к ней в зависимость и практически утратили право на принятие самостоятельных решений.

К этому же периоду относится и рост национального самосознания у подвластных халифату персов, что послужило причиной их сепаратистских настроений, ставших впоследствии причиной откола Ирана. Общий распад халифата ускорился и за счёт отделения от него на западе Египта и Сирии. Ослабление централизованной власти дало возможность заявить свои претензии на независимость и ряд других прежде подконтрольных территорий.

Усиление религиозного давления

Потерявшие свою прежнюю власть халифы попытались заручиться поддержкой у правоверного духовенства и воспользоваться его влиянием на массы. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своей главной политической линией сделали борьбу со всеми проявлениями вольнодумства.

В государстве, ослабленном подрывом авторитета власти, началось активное религиозное гонение на философию и все отрасли науки, включая математику. Страна неуклонно погружалась в пучину мракобесия. Арабский халифат и его распад явились наглядным примером того, сколь благотворно влияние науки и свободной мысли на развитие государства, и сколь губительно их преследование.

Конец эпохи арабских халифатов

В X веке влияние тюркских военачальников и эмиров Месопотамии настолько усилилось, что могущественные прежде халифы Аббасидской династии превратились в мелких багдадских князьков, единственным утешением которых сделались оставшиеся от прежних времён титулы. Дошло до того, что возвысившаяся в Западной Персии шиитская династия Буидов, собрав достаточное войско, захватила Багдад и фактически правила в нём на протяжении ста лет, тогда как номинальными властителями оставались представители Аббасидов. Большего унижения для их гордости не могло быть.

В 1036 году для всей Азии наступил очень тяжёлый период — турки-сельджуки начали беспримерный по тем временам захватнический поход, ставший причиной уничтожения во многих странах мусульманской цивилизации. В 1055 году они выбили из Багдада правивших там Буидов и установили своё господство. Но и их власти пришёл конец, когда в начале XIII века вся территория некогда мощного арабского халифата была захвачена бесчисленными полчищами Чингисхана. Монголы окончательно уничтожили всё, что было достигнуто восточной культурой за предшествующие века. Арабский халифат и его распад отныне стали лишь страницами истории.