Когда появился первый поезд в мире. Поезд. История железнодорожных путей сообщения

Поезда являются одним из важнейших видов транспорта во всем мире. Ежедневно по железным дорогам путешествуют миллионы пассажиров, и уже никого не удивляет, что можно купить билет на поезд на сайте , не выходя из дома, и сесть в поезд, просто предъявив проводнику электронный билет (посадочный купон) на бумаге (формат А4) или экране мобильного устройства и документ, удостоверяющий личность пассажира (электронная регистрация). Часто бывает достаточно только паспорта.

Хотя поезда и появились намного раньше, чем автомобильный и тем более авиационный транспорт, но на самом деле возникновение железнодорожного сообщения - дело, можно сказать, недавнее. Еще 200 лет назад никто и представить себе не мог, что в скором времени люди смогут с комфортом путешествовать на любые расстояния без помощи лошадей. То же касается грузоперевозок и доставки почты: только железные дороги смогли создать на огромных территориях Америки, Европы, России единую транспортную систему, которая существенно повлияла на развитие экономики. Итак, когда и где был создан самый первый поезд в мире, и какова была его скорость?

Прообраз современного поезда

Прототипом поезда, очень примитивным, можно назвать вагонетки, которые начали использовать в XVIII веке в Европе. Между определенными пунктами, например, шахтой и поселком, прокладывались деревянные брусья (лежни), выполнявшие роль современных рельсов. По ним и курсировали туда и обратно вагонетки, передвигаемые лошадьми или… людьми. В конце XVIII века одиночные вагонетки стали соединять между собой железными кольцами, чтобы повысить эффективность перевозок. Вот такие короткие составы из нескольких груженых вагонеток, перевозимые по деревянным рельсам с помощью лошадей, и стали прообразом тех поездов, которые используются в наше время.

Россия ненамного отстала от Англии. Первый грузовой поезд с локомотивной тягой был пущен в 1834 году, а уже в 1837 году была построена и открыта Царскосельская железная дорога, по которой со скоростью 33 км/ч курсировали пассажирские поезда. Честь создания первого российского паровоза принадлежит братьям Черепановым.

Первый паровоз

В 1804 году английский инженер-изобретатель Ричард Трейтвик продемонстрировал любопытным зрителям первый паровоз. Данная конструкция представляла собой паровой котел цилиндрической формы, к которому были прицеплены тендер (повозка с углем и местом для кочегара) и один вагон, в котором могли прокатиться желающие. Первый паровоз не вызвал особого интереса у владельцев шахт и рудников, которых как раз и хотел заинтересовать Трейтвик. Возможно, его, по сути, гениальное изобретение опередило свое время, как это часто бывает. Высокая стоимость материалов для изготовления рельсов, необходимость создавать все детали паровоза вручную, отсутствие средств и квалифицированных помощников - все эти отрицательные факторы привели к тому, что в 1811 году Трейтвик забросил свою работу.

Первый грузовой поезд

Используя чертежи и наработки Трейтвика, многие европейские инженеры начали активно создавать и совершенствовать различные виды паровозов. С 1814 года было сконструировано несколько моделей («Блюхер», «Пыхтящий Билли», «Киллингворт» и т.д.), которые успешно эксплуатировались владельцами крупных копей и шахт. Первые грузовые поезда могли перевозить около 30-40 тонн груза и развивали скорость до 6-8 км/час.

Первый магистральный поезд

19 сентября 1825 года по первой общественной железной дороге между Дарлингтоном и Стоктоном прошел первый поезд, управляемый его создателем Джорджем Стефенсоном. Поезд состоял из паровоза «Передвижение», 12 грузовых вагонов с мукой и углем и 22 вагонов с пассажирами. Масса поезда вместе с грузом и пассажирами составляла 90 тонн, скорость его движения на различных участках - от 10 до 24 км/час. Для сравнения: сегодня скорость пассажирских поездов составляет в среднем 50 км/ч, а скоростных поездов, таких как «Сапсан» - 250 км/час. В 1830 году в Англии была открыта магистраль Ливерпуль-Манчестер. В день открытия по ней прошел первый пассажирский поезд, в состав которого входил почтовый вагон - тоже первый в мире.

Уже оговаривает обязательное наличие в составе тяговых единиц:

Состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом или моторным вагоном.

По мере сокращения использования гужевого транспорта слово «поезд» постепенно утратило своё первоначальное значение («ряд повозок») и стало ассоциироваться исключительно с железной дорогой.

Поезд железнодорожный, сформированный и сцепленный состав из вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий световые и др. опознавательные сигналы

Проектирование и расчёт поездов

Вес поезда является одним из важнейших параметров, так как определяет провозную способность участков, то есть какое количество пассажиров или грузов будет перевезено между станциями за определённое время (чаще всего - 1 сутки). Увеличение массы поезда позволяет не только поднять этот параметр, но и снизить себестоимость перевозок. В то же время, излишнее увеличение веса поезда приводит к перегрузке локомотивов и к преждевременному выходу их оборудования из строя. Также в результате проектирования можно определить длину поезда, число вагонов и локомотивов в нём и их распределение по составу, а также режимы ведения поезда по различным участкам пути.

Формирование грузовых поездов

Порядок формирования и пропуска длинносоставных, тяжеловесных, соединённых , повышенного веса и длины грузовых поездов устанавливается дежурным железной дороги. Формирование производится без подборки вагонов по числу осей и весу, но при формировании длинносоставных и тяжеловесных поездов порожние вагоны должны ставиться в последнюю треть поезда. при следовании в ремонт или из ремонта ставятся в хвост грузового поезда одной группой. Действующие в России правила технической эксплуатации железных дорог запрещают ставить в состав следующие вагоны:

Формирование пассажирских поездов

Нормы веса и длины дальних и местных пассажирских поездов и порядок размещения вагонов в них указываются в книжках расписания движения поездов. В переднем и последнем вагонах крайние торцевые двери запираются, а переходные площадки закрепляются в поднятом положении. Порядок прицепки к пассажирским поездам вагонов сверх нормы и следования длинносоставных пассажирских поездов определяется соответствующими инструкциями. На российских железных дорогах допускается прицеплять к пассажирским поездам (кроме пригородных) нецельнометаллические вагоны служебно-технического назначения.

Запрещается ставить в пассажирские и почтово-багажные поезда:

  • вагоны с опасными грузами;
  • вагоны с истекшими сроками периодического ремонта или с истекшими сроками единой технической ревизии.

В пассажирские (кроме скоростных и скорых) и почтово-багажные поезда могут быть также поставлены несколько грузовых вагонов.

  • в дальние - 1 вагон (либо одна двухвагонная секция для перевозки живой рыбы);
  • в местные и пригородные - 3 вагона;
  • в почтово-багажные - 6 вагонов;

Скорость пассажирских и почтово-багажных поездов, в которые включены вагоны других конструкций и типов, ограничены скоростями, установленными для этих вагонов.

Организация движения поездов

Основой организации движения поездов на магистральных железных дорогах является график движения , нарушение которого не допускается. Благодаря ему обеспечивается безопасность движения и рациональное использование подвижного состава. В соответствии с графиком каждому поезду присваивается определённый номер. Поездам определённого направления присваиваются чётные номера, а поездам обратного направления - нечётные. Кроме номера, каждому грузовому поезду на станции формирования присваивается определённый индекс, который не изменяется до станции расформирования. Если поезд не предусмотрен графиком движения, то номер ему присваивается при его назначении. В соответствии с правилами технической эксплуатации российских железных дорог, поезда делятся на следующие категории:

  • Внеочередные:
  • Очередные - в порядке приоритетности:
  • Поезда федерального значения:
  • Пассажирские скоростные (всегда федеральные);
  • Скорые пассажирские поезда федерального значения (обычно фирменные);
  • Товарные поезда федерального значения;
  • Пассажирские скорые;
  • Грузовые поезда повышенного значения:
  • Особые заказы повышенной стоимости;
  • Грузовые поезда со скоропортящимся содержимым;
  • Пассажирские поезда (дополнительные поезда и пассажирские поезда низшего значения);
  • Почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские, ускоренные грузовые;
  • Грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда ;

Для контроля за движением всех поездов, железнодорожный путь делят на определённые отрезки (обычно 100-150 км), называемые участками . Движением всех поездов на каждом участке руководит поездной диспетчер (ДНЦ). В его обязанности входит обеспечение выполнения графика движения поездов, поэтому приказы диспетчера подлежат безоговорочному выполнению. Помимо этого машинисты и другие работники, обслуживающие поезда, подчиняются указаниям дежурных по станциям, которые в свою очередь также подчиняются поездному диспетчеру. Под контролем одного диспетчера может находиться до нескольких участков.

Разновидности поездов

Поезда различаются по характеру груза, скоростям движения, размерам, массе и т. д. На железных дорогах России встречаются следующие разновидности поездов .

  • Пассажирские - предназначены для перевозки пассажиров, багажа и почты. В свою очередь различаются на:
  • Грузовые (товарные - устаревшее название):
  • Ускоренные:
  • Скорые грузовые ;
  • Рефрижераторные ;
  • Для перевозки животных ;
  • Для перевозки скоропортящихся продуктов ;
  • Противопаводковые ;
  • Отдельные локомотивы:
  • Диспетчерские ;
  • Воинские - предназначены для перемещения войск, военной техники, учреждений и других воинских грузов.

Помимо этого, слово «поезд» является составной частью следующих названий :

  • Агитпоезд - подвижной состав, предназначенный для агитационной, пропагандистской и просветительской работы;
  • Аэропоезд - многовагонный состав, использующий при движении аэродинамические силы, создающих экранный эффект ;
  • Бронепоезд - бронированный подвижной состав для ведения боевых действий;
  • Дизель-поезд - моторвагонный подвижной состав дизель ;
  • Турбопоезд - моторвагонный подвижной состав , у которого первичным двигателем является газовая турбина ;
  • Электромонтажный поезд - подразделение, предназначенное для электромонтажных работ при электрификации железных дорог ;
  • Электропоезд - моторвагонный подвижной состав , получающий энергию от внешней электрической сети (контактная сеть, контактный рельс), либо от аккумуляторных батарей .
  • Энергомонтажный поезд - производственное предприятие, осуществляющее строительство линий электропередачи на железнодорожном транспорте.

Оборудование поездов

Тормоза

В настоящее время на поездах применят самые различные типы тормозов: пневматические и электрические, автоматические и неавтоматические, грузовые и пассажирские, нежёсткие и полужёсткие и т. д.

Основной недостаток пневматического тормоза заключается в том, что скорость распространения воздушной волны, а следовательно и срабатывания тормозов по составу, равна скорости звука (331 м/с). Неодновременность срабатывания тормозов может привести к продольным толчкам, что в пассажирских поездах приводит к дискомфорту пассажиров, а в длинных грузовых - к разрыву поезда. Поэтому на пассажирских, а также грузовых длинносоставных поездах используют электропневматические тормоза. В этом случае параллельно тормозной магистрали идёт электрический провод, по которому и передаются сигналы на воздухораспределители (последний при этом называется электровоздухораспределителем, из-за наличия в конструкции электрической части). Преимущество такого типа тормоза заключается в практически одновременном срабатывании тормозов по всей длине состава, что также позволяет сократить тормозной путь.

Кроме тормоза Вестингауза используется тормозная система Матросова. В бывшем СССР на поездах, на грузовых автомобилях и на некоторых типах автобусов. Особенность этой системы в том, что торможение производится при падении давления в тормозной системе. Имеется два вида тормозных систем Матросова: с торможением пружиной, и с торможением воздушным клапаном. В отличие от системы Вестингауза заключается в том, что движение при отсутствии давления в тормозной системе невозможно.

Тележка трамвая. Между колёсами виден башмак магниторельсового тормоза

Приборы контроля и безопасности

Для повышения безопасности поезда оборудуют различными приборами и устройствами, большинство из которых размещены в кабине машиниста. Для контроля за сигналами светофоров поезд оборудуется АЛС - автоматической локомотивной сигнализацией . Она считывает с пути специальные сигналы, поступающие от находящегося впереди светофора , расшифровывает их и на мини-светофоре (локомотивный светофор), находящегося в кабине, дублирует сигналы впереди стоящего светофора. Для проверки бдительности машиниста служит так называемая рукоятка бдительности (РБ, конструктивно она выполнена в виде кнопки, либо педали). При смене показания на локомотивном светофоре, а также в случае, если машинист длительное время не менял положения органов управления тягой и тормозами, раздаётся звуковой сигнал, который нередко дублируется световым (в ряде случаев световой сигнал загорается перед звуковым). Услышав звуковой сигнал (либо увидев световой), машинист должен сразу же нажать на РБ, в противном случае, по истечении некоторого времени (5-10 с), автоматически будет применено экстренное торможение. Периодическая проверка бдительности также осуществляется при подъезде поезда к светофору с запрещающим показанием. Зачастую для контроля за бдительностью машиниста используют датчики, которые измеряют его физиологические данные (пульс, давление, наклон головы).

Сигналы

Свисток паровоза
Помощь по воспроизведению

Как понятно из определения, одно из свойств поезда - наличие сигналов. Сигналы поезда входят в общую систему сигнализации железнодорожного транспорта, включающую в себя также и путевые сигналы - светофоры , сигнальные знаки, указатели и т. д. Сигналы разделяют на звуковые и видимые.

Для подачи звуковых сигналов служат специальные устройства, устанавливаемые на подвижном составе - свистки , тифоны , колокола . Они предназначены для повышения безопасности, за счёт предупреждения о приближении поезда, а также для подачи команд составителям поездов и осмотрщикам вагонов. Звуковые сигналы в свою очередь разделяются на сигналы большой громкости и сигналы малой громкости. Сигнал большой громкости должен иметь надёжную слышимость в пределах тормозного пути и используется крайне редко, особенно в черте городов и населённых пунктов. Для его подачи служит тифон. На железнодорожных локомотивах уровень громкости звука сигнала тифона на расстоянии 5 метров составляет около 120 дБ при частоте тона в 360-380 Гц. Для подачи сигналов малой громкости на ранних локомотивах использовали колокола, в настоящее время их сменили свистки. Сигнал свистка на расстоянии 5 метров имеет уровень звука 105 дБ при частоте основного тона около 1200 Гц. Для привода свистка и тифона на паровозах используется пар из котла, на остальных локомотивах - сжатый воздух. На трамваях сигналы подаются с помощью электрического звонка.

Примеры некоторых звуковых сигналов, подаваемых машинистами поездов на российских железных дорогах :
Сигнал Значение Когда подаётся
3 коротких «Стой» При подъезде к запрещающему сигналу.
Сигнал полной остановки Подаётся после полной остановки поезда.
Один длинный «Отправиться поезду» При отправлении поезда.
Оповестительный сигнал При приближении к переездам, тоннелям, пассажирским платформам, кривым, местам проведения путевых работ. При следовании в условиях пониженной видимости (метель, туман и т. д.). Для предупреждения наезда на людей. При встрече поездов на двухпутных участках: первый сигнал - при приближении к встречному поезду, второй - при приближении к его хвостовой части.
Один длинный, один короткий, один длинный Оповестительный при следовании по неправильному пути В тех же случаях, что и обычный оповестительный.
Сигнал бдительности При приёме поезда на станцию по неправильному пути. При приближении к светофору с запрещающим показанием, при наличии разрешения на его проследование. При проследовании светофора с запрещающим, либо непонятным показанием.
  • Голова всех поездов при следовании по правильному пути обозначается прожектором и двумя прозрачно-белыми огнями, включёнными у буферного бруса (буферные огни), причём моторвагонному поезду в этом случае разрешатся следовать с погашенными буферными огнями;
  • При следовании поезда по неправильному пути, его голова обозначается красным огнём фонаря с левой стороны, и прозрачно-белым огнём фонаря - с правой стороны;
  • Хвост грузовых и грузопассажирских поездов обозначается одним красным диском со светоотражателем у буферного бруса с правой стороны;
  • Хвост пассажирских и почтово-багажных поездов обозначается тремя красными огнями, а в случае прицепки в хвост грузового вагона - одним красным;
  • Хвост локомотива, едущего в хвосте поезда, либо вовсе без вагонов, обозначается одним красным огнём с правой стороны;
  • При маневровых передвижениях (в том числе и следование в депо), локомотив и моторвагонный подвижной состав обозначаются по одному буферному огню впереди и сзади, включённых со стороны основного пульта управления (на обычных магистральных локомотивах и моторвагонных поездах - левый буферный фонарь впереди и правый буферный фонарь сзади).

Связь

Для обмена информации машинистов поездов с дежурными по станциям, поездными диспетчерами, составителями поездов, а также между собой, поезда оборудуются устройствами радиосвязи . В зависимости от типа работ, на метрополитене и магистральных железных дорогах используют два типа радиосвязи - поездная и маневровая. Первая используется для обмена информацией машинистов поездов с поездными диспетчерами, а также между собой, вторая - для обмена информацией дежурного по посту централизации с машинистом поезда и составителями поездов при проведении манёвров.

Радиосвязь работает в симплексном режиме с групповым вызовом в наиболее распространённом гектометровом (~ 2 МГц) и метровом (~ 151-156 МГц) диапазонах. Так как в гектометровом диапазоне уровень помех довольно высок, то для получения хорошего сигнала вдоль железнодорожного пути протягивают направляющие провода, которые могут быть размещены на опорах контактной сети, либо на опорах воздушных линий связи. На магистральных железных дорогах радиосвязь машинистов поездов с поездными диспетчерами осуществляется по диспетчерской поездной радиосвязи на дециметровом диапазоне (330 МГЦ, за рубежом - до 450 МГц), поездная же служит для связи машинистов поездов между собой, с дежурными по станциями, а также с начальником поезда (на пассажирских поездах). Локомотивные радиостанции устанавливаются в кабине управления, нередко с двумя пультами (отдельно для машиниста и для его помощника).

На пассажирских моторвагонных поездах устанавливается система внутренней связи, которая осуществляется по проводной линии. Данная система предназначена для передачи сообщений пассажирам в салоне, а также для обмена информации между членами локомотивной бригады (машиниста с помощником или кондуктором), находящихся в разных кабинах. Для экстренной связи пассажиров с машинистом предназначена система связи «пассажир-машинист», переговорные устройства которой расположены в пассажирских салонах. Часто системы связи «машинист-пассажир» и «пассажир-машинист» объединяют в одну.

Тяга поездов

Основная статья: Теория тяги поездов

Для приведения поезда в движение на первых рельсовых дорогах использовали мускульную силу животных, в основном лошадей. В первой половине XIX века им на смену пришёл локомотив - передвигающееся по рельсам тяговое транспортное средство. Принцип его работы заключается на взаимодействии колеса и рельса - от двигателя на колесо передаётся тяговое усилие, а колесо, за счёт силы трения о рельс, приводит локомотив, а с ним и весь поезд, в движение. Первым типом локомотивов был паровоз - транспортное средство, двигателем которого являлась паровая машина . Пар в паровую машину поступал из парового котла , который находился на локомотиве. Несмотря на такое преимущество, как «всеядность» (топливом для паровоза могли служить нефть, уголь, дрова, торф), у таких локомотивов был весьма существенный недостаток - очень низкий КПД, который составлял порядка 5-7 %. Поэтому в настоящее время паровозы почти не используются в поездной работе.

У современных локомотивов в качестве первичного двигателя используются двигатели внутреннего сгорания - дизель (тепловозы) либо газовая турбина (газотурбовозы). Так как такие двигатели могут работать в ограниченном диапазоне частот вращения, то для передачи вращения на движущие колёса требуется промежуточная передача - электрическая, либо гидравлическая. Электрическая передача состоит из генератора и электродвигателей, гидравлическая - из гидромуфт, гидротрансформаторов и гидронасосов. Гидравлическая передача легче и более дешёвая, но электрическая передача более надёжна и экономичней. На маломощных тепловозах иногда используется механическая передача. Из автономных локомотивов наибольшее распространение получили тепловозы с электрической передачей.

Первичный двигатель можно и вовсе убрать с локомотива, а энергию на локомотив передавать извне - по контактной сети. Именно на таком принципе работает электровоз - неавтономный локомотив, приводимый в движение электродвигателями. Электровоз через токоприёмник получает из контактной сети электроэнергию, которая затем передаётся на тяговые электродвигатели, которые через зубчатую передачу приводят во вращение движущие оси. Основным преимущество электровоза, перед автономными локомотивами, заключается в практическом отсутствии вредных выбросов в атмосферу (если конечно не считать выбросов от электростанций), что позволило перевести на электрическую тягу весь городской рельсовый транспорт - трамвай и метрополитен , а также монорельсовые поезда. Помимо причисленных типов локомотивов, встречаются и их сочетания: электротепловоз , электропаровоз , теплопаровоз и так далее.

Поезд может приводиться в движение и без передачи тяги от двигателя на колесо и далее на рельс. Так в линейном двигателе электроэнергия напрямую преобразуется в энергию поступательного движения - поезд движется за счёт взаимодействия магнитных полей индуктора и металлической полосы. Индуктор может располагаться, как в путепроводе, так и на подвижном составе. Такой двигатель применяется на поездах на магнитном подвешивании (маглев), а также в монорельсовом транспорте. Помимо этого, в двадцатом веке проводились опыты с применением для тяги поездов авиационных двигателей (воздушный винт , реактивный двигатель), но они, в основном, предназначались для исследования взаимодействия подвижного состава и рельсов при высоких скоростях.

Энергетика вагонов

В пассажирских поездах есть множество вспомогательных систем, предназначенных для обеспечения комфорта пассажиров. Для работы большинства из них (освещение , отопление , вентиляция , приготовление пищи в вагонах-ресторанах) используется электричество. Одним из её источников является система автономного электроснабжения, которая включает в себя генератор и аккумуляторную батарею. Генератор постоянного тока приводится во вращение от оси колёсной пары через ременную либо карданную передачу. Напряжение на генераторе составляет 50 В, а его мощность - около 10 кВт.

В случае, если вагон оборудован системой кондиционирования, напряжение на генераторе составляет 110 В, а его мощность может достигать 30 кВт. В этом случае чаще применяют генератор переменного тока и выпрямитель . Для получения переменного тока (для питания ламп дневного света , радиоаппаратуры , розеток для подключения электробритв и других маломощных приборов) применяют машинные, либо полупроводниковые преобразователи постоянного тока в переменный. Аккумуляторная батарея предназначена для резервирования генератора при малых скоростях движения, а также воспринимает пики нагрузки. Основной недостаток такой системы - увеличение сопротивления движению до 10 %.

На скоростных и высокоскоростных поездах для электроснабжения поезда используется вагон-электростанция . Он оборудован дизель-генераторной установкой и, в основном, устанавливается в передней части поезда, сразу за локомотивом (на скоростных поездах «Аврора » и «Невский экспресс » он установлен в хвосте поезда). На дизель-поездах для получения низкого напряжения используются вспомогательные генераторы, которые приводятся во вращение от дизельной установки. На электропоездах постоянного тока генератор находится на одном валу с динамотором , расположенного под вагоном, также нередко применяют высоковольтные полупроводниковые преобразователи. На электропоездах переменного тока низкое напряжение получают от тягового трансформатора, где напряжение контактной сети снижается до необходимого уровня (порядка 220 В). Далее однофазный ток в машинном преобразователе преобразуется в трёхфазный. Для получения из переменного тока постоянного, используются выпрямители. На вагонах метрополитена цепи управления и освещения получают питание от аккумуляторной батареи (она же заряжается от контактного рельса через набор резисторов), либо от статического преобразователя.

Для питания цепей отопления требуется высокое напряжение (на магистральных железных дорогах - порядка 3000 В) которое поступает от локомотива. На электровозе постоянного тока питание в цепи отопления поезда поступает напрямую из контактной сети , на электровозе переменного тока - напряжение контактной сети (25 кВ), при помощи специальной обмотки на тяговом трансформаторе, снижается до 3 кВ, после чего поступает в цепи отопления. На тепловозе может располагаться специальный генератор, вырабатывающий напряжение в 3 кВ, в противном случае - на пассажирских вагонах предусмотрено отопление с помощью топлива (уголь, дрова, торф). В вагонах метрополитена, работающих на открытых участках (например Филёвская линия московского метрополитена), а также в вагонах трамвая электрические печи подключаются напрямую к контактной сети (либо к контактному рельсу). Высокое напряжение также может поступать не только от локомотива, но и от вагона-электростанции. Зачастую от локомотива на вагоны может подаваться и низкое напряжение - для питания цепей освещения, вентиляции и т. д., что позволяет не использовать систему автономного электроснабжения.

Поезда в культуре и искусстве

В живописи

Одной из первых картин, где изображён поезд, по праву можно считать картину художника Тюмлинга на которой изображён поезд Царскосельской железной дороги (см. выше). В 1915 году Джино Северини написал картину «Санитарный поезд, мчащийся через город». Также в залах многих музеев можно встретить немало других картин с изображением поездов («Турксиб », «Победители» и другие). Поезда на своих картинах писали Владимир Гаврилович Казанцев , Исаак Ильич Левитан .

В литературе

Поезда фигурируют в большом количестве литературных произведений, причём в ряде из них поездам отведена немаловажная роль. Так в поездах разворачивалось действие некоторых романов Агаты Кристи про Эркюля Пуаро : «Тайна Голубого поезда» и « ». Под поезд бросается главная героиня романа Льва Толстого «Анна Каренина ». В одном из первых романов Жюля Верна «Париж в двадцатом веке» описывается поезд, который приводится в движение с помощью цилиндра, движущегося внутри трубы и связанного с составом магнитной связью - прототип линейного двигателя , а другом романе «Клодиус Бомбарнак» герой совершает путешествие на поезде по Транссибирской магистрали . Посвящена поездке в поезде и книга «Жёлтая стрела » В. Пелевина . В 1943 году Борис Пастернак издал сборник стихов под названием «На ранних поездах ». В 1952 году Джанни Родари издал сборник детских стихов под названием «Поезд стихов». В серии романов Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер » поезд «Хогвартс-Экспресс » в начале каждого учебного года отвозит студентов в школу Хогвартс . В повести В. Крапивина «Застава на якорном поле» футуристический поезд-маглев является одним из ключевых элементов сюжета, иногда посещая секретную станцию, которая находится в параллельном мире

Сюжет книги И. Штемлера «Поезд» также развивается в поезде.

В кинематографе

Как представители железнодорожного транспорта, поезда появляются в огромном количестве фильмов, начиная с наиболее ранних - «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота » (его также можно увидеть в фильме «Человек с бульвара Капуцинов »). Также нередко в поездах разворачивается основное действие фильмов («В осаде 2: Территория тьмы », «Золотой эшелон », «Магистраль », «Неуправляемый », «34-й скорый », «Убийство в Восточном экспрессе », «Поезд» , «Мы, нижеподписавшиеся » и др.).

В мультфильмах

Одним из самых известных мультфильмов, связанных с поездами, является английский мультсериал «Томас и друзья » (с 1984 года), а также его советский предшественник - «Паровозик из Ромашкова ». Во многих американских мультфильмах довольно часто можно увидеть эпизод, когда стоящего на рельсах персонажа сбивает поезд (этот эпизод даже обыгрывается в фильме «Кто подставил кролика Роджера »). Также поезда можно увидеть в таких мультфильмах, как:

  • «Ну, погоди! (выпуск 6) » (1973) - в конце Волк гонится за Зайцем по поезду;
  • «Шапокляк » (1974) - Гена и Чебурашка в начале и конце мультфильма едут на поезде. Примечательно, что в локомотиве легко угадывается электровоз ЧС2 , имеющий у железнодорожников прозвище «Чебурашка»;
  • «Каникулы в Простоквашино » (1980) - Дядя Фёдор сбегает от родителей на пригородном поезде ;
  • «Остановите поезд» (1982);
  • «Вокруг света с Вилли Фогом » (1983);
  • «Южный парк » - в эпизоде «Мамаша Картмана - грязная шлюха » (1998) Кенни сбивает поезд;
  • «Футурама » - на выставке «Пасторама» (эпизод «Lesser of Two Evils » (2000)) Фрай даёт поезду определение: «передвижной халявный дом»;
  • «Тачки » (2006) - МакКуин пересекает переезд перед самым поездом;
  • «Симпсоны в кино » (2007) - агенты ЭПА ловят в поезде Мардж , Барта , Лизу и Мэгги .
  • «Маленький отважный паровозик Тилли»
  • В польском мультсериале «Волшебный карандаш » одна из серий

В песнях

Одна из самых известных советских песен о поезде является детская песня «Голубой вагон», звучащая в мультфильме «Шапокляк »:

Голубой вагон бежит качается,
Скорый поезд набирает ход…

Немало песен о поездах звучат в кинофильмах, либо на музыкальных сценах:

  • «Поезд на Чаттанугу » - из фильма «Серенада Солнечной долины »
  • «Поезд идёт на восток» - из одноимённого фильма
  • «Сяду в скорый поезд» - Михаила Боярского
  • «Поезд на Ленинград» - Империя
  • «Скорый поезд» (Д. Тухманов - В. Харитонов) - Веселые ребята
  • «Скорый поезд» - Браво
  • «Скорый поезд» - Виктора Петлюры
  • «Скорый поезд придёт» - Бригада С
  • «Снова поезд» - Чиж & Co
  • «Город дорог» - Centr
  • «Поезд в огне» - Аквариум
  • «Почтовый поезд» - Hi-Fi
  • «Разговор в поезде» - Машина времени
  • «Another Town, Another Train» - ABBA
  • «Trainhide to Russia» - Accept
  • «Train of Consequences» - Megadeth
  • «Bullet Train» - Judas Priest
  • «Train Kept A Rollin`» и «Back Back Train» - Aerosmith
  • «Train» - 3 Doors Down
  • «Zion Train» - Боб Марли
  • «Suburbian Train» и «Urban train» - DJ Tiesto
  • «Rock’n’Roll Train» - AC/DC
  • «Задержите поезд» - Коррозия Металла
  • «Самый медленный поезд» - Лайма Вайкуле
  • «Зал ожиданий» - Ирина Богушевская
  • «Прощай» (…от всех вокзалов поезда уходят в дальние края…) - Лев Лещенко
  • «Горящая стрела» - Ария , а также другие исполнители
  • «Поезд на Сурхарбан» - Олег Медведев
  • «Стук» - Кино
  • «Поезд 193» - Александр Башлачев
  • «Дорожная № 5» - Чиж & Co

Также к песням про поезда можно отнести любую песню, где упоминается движущийся рельсовый подвижной состав:

  • «Постой, паровоз» - из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика »
  • «Электричка» - Кино
  • «Электричка» - Алёна Апина
  • «Паровозик-облачко» - Лицей
  • «42 минуты под землёй» - Браво
  • «Трамвай пятёрочка» - Любэ
  • «Дополнительный 38» - Чиж & Co
  • «Тридцать девятый трамвай» - Ирина Богушевская
  • «Заколебал» - Дискотека Авария
  • «347-ой» - 7Б
  • «Качается вагон» - Вячеслав Добрынин
  • «Под стук колёс» - KREC и др.
  • «Тихий Дон» - Николай Бобрович
  • «Уходят Поезда» - Александр Емельянов

В техно-опере Виктора Аргонова 2032: Легенда о несбывшемся грядущем генеральный секретарь ЦК КПСС А. С. Милиневский на маглеве посещает тайный город Зеленодольск-26, о чём упоминается в песнях «200 минут» и «Несбыточный свой путь». Даётся скорость поезда, немного превышающая 300 км/ч.

На почтовых марках

В компьютерных и видеоиграх

Ввиду огромного количества компьютерных игр самых разных жанров, поезда встречаются в немалом числе игр. Существует даже целый жанр игр посвящённый поездам - симулятор поезда . Из игр этого жанра наиболее известны следующие: Southern Belle и её сиквел Evening Star, Train Simulator, Densha de GO!, Microsoft Train Simulator , Trainz , Rail Simulator . В этих играх игроку даётся возможность управлять поездами самых разных стран мира по разнообразным вариантам трасс при различных вариантах формирования составов.

В играх других жанров поездам отведена значительно меньшая роль и они выступают там, в основном, лишь как средство доставки. В таких играх игрок может просто наблюдать за движением поезда по заранее созданному железнодорожному пути (Commandos 3: Destination Berlin , Блицкриг), но может и создать инфраструктуру железной дороги, задать маршруты для поездов и даже подобрать число вагонов в составе и тип груза. Последнее особенно выражено в экономических симуляторах , например как в Transport Tycoon , Railroad Tycoon и их сиквелах (Transport Tycoon Deluxe , Transport Giant , Railroad Tycoon 3 , Пионеры железных дорог и так далее). В некоторых играх даже есть возможность примитивно управлять поездом (GTA: San Andreas , SimCity 4: Rush hour).

Железнодорожный сленг

  • «бешеный» - скоростной поезд;
  • «вертушка» - грузовой поезд, в основном составленный из думпкаров и хопперов , обращающийся по кольцеобразному маршруту;
  • «горбатый» - поезд с негабаритным грузом;
  • «загонка» - моторвагонный состав (дизель- или электропоезд), следующий обкаткой без пассажиров, либо локомотив, следующий без вагонов;
  • «попугай» - моторвагонный состав (дизель- или электропоезд), следующий по графику скорого поезда;
  • «муха» - рабочий поезд из 2-3 пассажирских вагонов с маневровым локомотивом;
  • «нагон» - сокращение времени опоздания пассажирских поездов;
  • «наливной », «налив» - поезд, перевозящий жидкие (наливные) грузы (в основном нефть и нефтепродукты, а также масла, кислоты, сжиженные газы и т. д.);
  • «огрызок», «коротыш» - короткий и лёгкий поезд;
  • «подкидыш» - пригородный поезд, состоящий из локомотива и 1-4 вагонов, либо электропоезд из 4-6 вагонов;
  • «растянуться» - остановиться с поездом на тяжёлом участке (подъём, перелом профиля) из-за поломки или неумения вести поезд;
  • «сплотка» - несколько сцепленных вместе локомотивов, следующих по перегону;
  • «супертяжеловес» - локомотив, следующий резервом (без вагонов);
  • «товарняк» - грузовой поезд;
  • «тёща» - сигнал, обозначающий хвост поезда;
  • «уголёк» - поезд, гружёный углём.

Рекорды среди поездов

Основная статья: Рекорды скорости поездов

В мире

В СНГ

Аварии и крушения поездов

В мире

Крушение в Германии в 1988 году

В России

Террористические акты, связанные с поездами

Вертолёт в поезде

Галерея

Примечания

  1. Французский поезд перегнал свой рекорд . Вести.ру (3 апреля 2008). Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 5 декабря 2012.
  2. Раздел 5 // Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
  3. .
  4. Статья «Поезд» в Большой советской энциклопедии , 3-е изд.
  5. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 210.
  6. История железнодорожного транспорта России / ред. Е. Н. Боравская, К. А. Ермаков. - СПб. : АООТ «Иван Фёдоров», 1994. - Т. 1. - С. 24-25. - ISBN 5-859-52-005-0
  7. Забаринский П. Стефенсон . - Москва: Журнально-газетное объединение, 1937.
  8. ред. Боравская Е. Н., Ермаков К. А. История железнодорожного транспорта России. - СПб: АООТ «Иван Фёдоров», 1994. - Т. 1. - С. 38-40. - ISBN 5-859-52-005-0
  9. Первая цифра означает число бегунковых осей - они помогают паровозу лучше вписываться в кривые и несколько разгружают его переднюю часть. Вторая цифра означает число сцепных осей (их ещё называют движущими ) - на эти оси непосредственно передаётся рабочий момент от двигателей. Именно колёса на этих осях приводят паровоз, а с ним и весь поезд, в движение. Третья цифра означает число поддерживающих осей - они помогают лучше распределить вес паровоза на рельсы, несколько разгружая его заднюю часть
  10. Несколько паровозов, для уменьшения нагрузки от осей на рельсы, вскоре были снабжены бегунковой осью, в результате чего впервые в мире был создан тип 1-3-0
  11. История железнодорожного транспорта России / ред. Е. Н. Боравская, К. А. Ермаков. - СПб. : АООТ «Иван Фёдоров», 1994. - Т. 1. - С. 29, 106, 243-249. - ISBN 5-859-52-005-0
  12. Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 184-185.
  13. Раздел 4. // Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
  14. Начиная с 1980-х в большинстве моторвагонных депо СССР должность кондуктора была упразднена, а часть его обязанностей (наблюдение за посадкой-высадкой пассажиров) переложена на помощника машиниста.
  15. Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 170-171.
  16. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 78-80, 291-293.
  17. В настоящее время [когда? ] принято другое определение: скоростной поезд - поезд, следующий со средней скоростью не менее 51 км/ч и не менее чем на 5 км/ч быстрее других пассажирских поездов, следующих в этом же направлении{{subst:АИ}}
  18. Понятие относительно условно, например длина маршрута пригородного поезда Санкт-Петербург - Малая Вишера составляет около 163 км.
  19. Условный вагон - условная мера длины равная 14 м. В основном используется для измерения длины станционных путей.
  20. С учётом числа осей локомотива
  21. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 24, 30, 44, 115, 462, 519, 522.
  22. Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 132-135.
  23. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 448-450.
  24. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 514.
  25. Раков В. А. . - М .: Транспорт, . - ISBN 5-277-02012-8
  26. Раков В.А. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза, 1976-1985 . - М .: Транспорт, .
  27. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 222.
  28. Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 125-127, 199.
  29. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 18.
  30. Из-за этого, а также из-за характерного постукивания при работе, за механическим скоростемером закрепилось прозвище стукач .
  31. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 22-23, 199, 392-393.
  32. Один из недостатков САВП пригородных поездов - погрешность до 20 метров, что может привести к тому, что первый вагон окажется за пределами платформы.
  33. Для сравнения: 110 дБ - уровень звука работающего трактора на расстоянии 1 м; 150 дБ - уровень звука взлетающего реактивного самолёта
  34. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 389.
  35. Глава 8. Звуковые сигналы // . - Транспорт , 2005.
  36. Например при правостороннем движении - по левому пути
  37. Глава 7. Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц. // Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской федерации. ЦРБ-757 . - Транспорт , 2005.
  38. Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 127-128.
  39. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 383-384.
  40. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 352.
  41. Пегов Д.В. и др. Электропоезда постоянного тока / Агеев К.П.. - Москва: «Центр коммерческих разработок», 2006. - С. 68. - ISBN 5-902624-06-1
  42. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 289-290.
  43. Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 138-145.
  44. Раков В. А. Магистральные электровозы с гидравлической передачей // Локомотивы отечественных железных дорог, 1956-1975 . - Москва: Транспорт, . - С. 179-180. - ISBN 5-277-02012-8
  45. Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 203-205.
  46. Железнодорожный транспорт // Большая Российская энциклопедия. - 1994. - С. 211.
  47. Предыстория скоростных и высокоскоростных зарубежных железных дорог // Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. - Т. 1. - С. 171-172.
  48. Железнодорожный транспорт // Большая энциклопедия транспорта. - Т. 4. - С. 135-138, 149-153.
  49. На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге. 1891
  50. Поезд в пути. 1890-е . Art-каталог. Проверено 23 марта 2009.
  51. Жюль Верн Париж в двадцатом веке.
  52. Данил Корецкий Атомный поезд. - Москва: Эксмо, 2004. - ISBN 5-699-09043-6
  53. Русский железнодорожный сленг . Паровоз ИС . Архивировано из первоисточника 20 августа 2011. Проверено 3 марта 2009.
  54. Предыстория скоростных и высокоскоростных зарубежных железных дорог // Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. - Т. 1. - С. 176.
  55. Мировые рекорды скорости на рельсовых дорогах // Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. - Т. 1. - С. 295.
  56. Китай . Артемий Лебедев. Дом-страница. - Смотреть последнее фото. Архивировано из первоисточника 24 января 2012. Проверено 25 февраля 2009.
Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович

Кто изобрел поезд?

Кто изобрел поезд?

В глубокой древности, во времена античности, человек изобрел рельсы. Уже в Ассирии и Вавилоне 4000 лет назад существовали телеги с двумя или четырьмя колесами, которые ездили по рельсам. Но они могли передвигаться лишь в одном направлении. Для того чтобы такая тележка могла свернуть направо или налево, следовало переложить рельсы.

Только спустя 1500 лет, в начале новой эры, появился новый тип рельсов. Это были длинные отшлифованные стволы деревьев, укрепленные на расположенных перпендикулярно шпалах. Они использовались для перемещения особо тяжелых грузов. Уже в XVI веке были изобретены вагонетки для шахт, двигавшиеся по рельсовому пути.

Англичанин Ричард Тревитик был первым, кто догадался приспособить паровую машину для движения по рельсам. Это произошло в 1804 году.

Машина была названа локомотивом и могла тащить за собой 5 вагонов с 70 пассажирами и перевозить 5 тонн угля. Такой поезд ходил по чугунным рельсам, изготавливавшимся на фабрике в Уэльсе.

Вначале рельсы были деревянными. Потом их стали изготавливать из железа и чугуна. Это увеличивало срок службы рельсов и обеспечивало безопасность пассажиров.

Конечно, первый локомотив был еще очень несовершенным в техническом отношении. Его скорость достигала всего 8 километров в час (4,9 миль в час). Но в 1816 году Дж. Стефенсон создал более совершенный локомотив.

В 1825 году первая железнодорожная линия соединила Дарлингтон со Стоктоном. По ней осуществлялась перевозка угля. В 1830 году была построена линия между Манчестером и Ливерпулем, которая предназначалась для перевозки грузов и пассажиров.

Созданный Стефенсоном локомотив «Ракета» достиг на этой линии скорости в 47 километров (29 миль) в час!

В XIX веке Англия начала интенсивно развивать железнодорожный транспорт. Уже в 1833 году весь добываемый в стране уголь перевозился железнодорожным транспортом. Спустя 2 года в Англии было 720 железнодорожных линий, оснащенных паровозами. Заметим, что в Европе первая линия соединила Брюссель и Малин в 1835 году. Первый голландский поезд соединил Амстердам с Гарлемом в 1839 году.

С тех пор железнодорожный транспорт интенсивно развивался и сейчас занимает ведущее место в мире. По железной дороге перевозится в несколько раз больше грузов, чем всеми остальными видами транспорта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих чудес техники автора Мусский Сергей Анатольевич

Высокоскоростной поезд TGV В последнее время во многих странах мира наблюдается ренессанс развития железнодорожного транспорта. Связан он с резким повышением скоростей пассажирских перевозок. В результате повышения скоростей движения и сокращения времени поездки

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Поезд или автобус? Если есть выбор – поезд или автобус, то стоит предпочесть первое. Поезд более комфортабельный и безопасный вид транспорта, чем автобус или автомобиль. Особенно заметна разница в бедных странах Азии и Африки. Даже в тех случаях, когда внутренность

Из книги Отдых без посредников автора Романовская Диана

Поезд Голубой вагон бежит качается… Есть в этом свой шарм…Вы сидите, поезд едет, и за окном, как на экране телевизора, проплывают леса, поля, дороги. Проносятся опоры мостов, дома, одинокие пешеходы. Мелькают придорожные столбы. Пейзажи сменяют друг друга под ритмичный

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

автора Коллектив авторов

Бункер-поезд Бункер-поезд – погрузочно-транспортный агрегат для погрузки, разгрузки и перемещения горной массы. В состав бункера-поезда входят узкоколейные секции с высокими бортами, соединенные шарнирно друг с другом. Эти секции имеют вид сплошного бункера-желоба, по

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Восстановительный поезд Восстановительный поезд – железнодорожный поезд, предназначается для восстановления железнодорожного пути, контактной электросети железной дороги, при стихийных бедствиях, при столкновении подвижных составов, для ликвидации последствий

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Грузовой поезд Грузовой поезд – поезд, состоящий из грузовых железнодорожных вагонов. Грузовой вагон имеет основные элементы: кузов, ходовую часть, тяговые приборы, тормоза. Ходовые части – это колесные пары, буксы рессорного подвешивания, объединяющие рамы и балки. С

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Грузопассажирский поезд Грузопассажирский поезд – железнодорожный состав, в который одновременно включены как пассажирские, так и грузовые вагоны, но для перевозки определенных грузов – почты, багажа, контейнеров и др. Как правило, грузовые вагоны составляют 1/3

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Пассажирский поезд Пассажирский поезд – поезд, состоящий из пассажирских вагонов. Пассажирский вагон состоит из кузова, ходовых частей, тяговых приборов, тормозных устройств. Ходовые части – колесные пары обеспечивают безопасность движения, плавность хода. Тормозные

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Поезд-снегоочиститель Путевая машина, предназначенная для очистки от снега железнодорожных путей. Снегоочиститель – это специальный вагон с размещенными на нем снегоочистительными устройствами, механизмами управления, двигателем, осветительным оборудованием.

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Поезд-снегоуборщик Путевая машина, предназначенная для уборки снега со станционных путей и стрелочных переводов, его транспортировки и разгрузки. Модификации различны: или это отдельный вагон (полувагон) с расположенными в нем устройствами для уборки, погрузки,

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Пожарный поезд Пожарный поезд – железнодорожный состав, применяется для тушения пожаров на объектах железной дороги и поблизости полосы отвода не менее 24 м.В России пожарные поезда состоят на вооружении частей пожарной охраны, созданной в 1934 г. В составе пожарного

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Рефрижераторный поезд Рефрижераторный поезд – грузовой состав, используется для перевозки по железной дороге скоропортящихся пищевых продуктов. В составе от 18-20 грузовых вагонов, грузоподъемность каждого до 42 т; и также вагон для отдыха сопровождающей бригады, вагон

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Хозяйственный поезд Хозяйственный поезд – грузовой поезд, имеющий различное назначение. Обслуживание железнодорожного пути – он доставляет на перегоны железной дороги строительные материалы, питьевую воду, путевой балласт, вывозит снег со станций и стрелочных

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

На сегодняшний день на территории ведущих стран мира проложено почти миллион километров железнодорожных путей. Придумано множество разработок по усовершенствованию железнодорожного транспорта: от поездов, двигающихся от электричества, до составов, которые двигаются на магнитной подушке, не касаясь рельсов.

Одни изобретения прочно вошли в нашу жизнь, другие же так и остались на уровне планов. Например, разработка локомотивов, которые двигались бы на атомной энергии, но из-за высокой опасности для экологии и больших финансовых затрат их так и не построили.

Сейчас разрабатывается первая в мире железная дорога для гравитационного поезда, который будет двигаться за счет своей инерции и

У железнодорожного транспорта большой потенциал. Изобретаются все новые и новые способы передвижения по железной дороге, несмотря на то, что, кажется, в этой области все уже давно изобретено.

Зарождение железнодорожного транспорта

Самые первые железные дороги стали появляться в середине 16 века по всей Европе. Это нельзя было назвать железнодорожным транспортом в полной мере. По путям ездили вагонетки, которые тянули лошади.

В основном такие дороги использовались на разработках камня, в рудниках и шахтах. Сделаны они были из дерева, и лошади могли перевезти по ним груз весом намного больше, чем по обычной дороге.

Но у таких рельсовых путей был существенный недостаток: они быстро изнашивались, и повозки сходили с путей. Для того чтобы уменьшить износ дерева, стали применять чугунные или железные полосы для укрепления.

Первые железные дороги, рельсы которых сделаны полностью из чугуна, стали использовать только в 18 веке.

Первая железная дорога общественного пользования

Первая в мире железная дорога для перевозок пассажиров была построена в Англии 27 октября 1825 года. Она соединяла города Стоктон и Дарлингтон, и изначально предполагалось, что по ней будут перевозить уголь из шахт в порт Стокона.

Проектом железной дороги занимался инженер Джорж Стефенсон, который уже имел опыт эксплуатации и управления железными дорогами в Килингуорете. Чтобы начать строительство дороги, пришлось ждать одобрения парламента целых четыре года. У нововведения было много противников. Владельцы лошадей не хотели лишаться своего дохода.

Самый первый состав, который перевозил пассажиров, был переоборудован из вагонеток для угля. А в 1833 году для быстрой перевозки угля дорогу достроили до Мидлсбро.

В 1863 году дорога вошла в состав Северо-Восточной железной дороги, которая и по сей день находится в эксплуатации.

Железная дорога под землей

Первая в мире железная дорога, которая проходила под землей, стала прорывом в сфере общественного транспорта. Первыми построили ее англичане. Необходимость в подземке появилась в тот момент, когда жители Лондона в полной мере познакомились с пробками на дороге.

В первой половине 19 века на центральных улицах города возникали скопления различных повозок. Поэтому решили «разгрузить» транспортные потоки за счет создания тоннеля под землей.

Проект лондонского подземного туннеля был изобретен французом Марком Изамбаром Брюнелем, который проживал в Великобритании.

Строительство тоннеля завершилось в 1843 году. Сначала он использовался лишь как но позже родилась идея метрополитена. И 10 января 1893 года состоялось торжественное открытие первой подземной железной дороги.

На ней использовалась паровозная тяга, и длина путей составляла всего лишь 3,6 километров. Среднее количество перевозимых пассажиров составляло 26 тысяч человек.

В 1890 году произошла модификация составов, и они стали двигаться не на паровой тяге, а на электричестве.

Магнитная железная дорога

Первая в мире железная дорога, по которой поезда двигались на была запатентована в 1902 году немцем Альфредом Зейденом. Попытки возведения были предприняты во многих странах, но первая была представлена на Международной выставке транспорта в Берлине в 1979 году. Проработала она всего лишь три месяца.

Поезда по магнитной железной дороге передвигаются, не касаясь рельсов, и единственная тормозящая сила для состава - это сила аэродинамического сопротивления.

На сегодняшний день не могут конкурировать с железной дорогой и метрополитеном, потому что, несмотря на высокую скорость передвижения и бесшумность (некоторые поезда могут развивать скорость до 500 км/ч), имеют ряд существенных недостатков.

Во-первых, потребуются большие финансовые вливания для создания и обслуживания магнитных дорог. Во-вторых, поезда на магнитной подушке. В-третьих, наносит большой вред окружающей среде. И, в-четвертых, у магнитной железной дороги очень сложная путевая инфраструктура.

Во многих странах, в том числе и в Советском Союзе, планировали создание таких дорог, но позже отказывались от этой идеи.

Железные дороги в России

Впервые в России предшественницы полноценных железных дорог были применены на Алтае в 1755 году - это были деревянные рельсы на рудниках.

В 1788 году в Петрозаводске построили первую железную дорогу для заводских нужд. А для пассажирских перевозок в 1837 году появилась железная дорога Санкт-Петербург - Царское Село. По ней ходили составы на паровой тяге.

Позже, в 1909 году, Царскосельская железная дорога вошла в состав Императорской ветки, которая соединила Царское Село со всеми линиями Санкт-Петербургской железной дороги.