Конфликтная ситуация и ее разбор. Пошаговый анализ конфликтов. Функции и эффективность конфликта

В компании, как и в любой другой организации, существуют различные конфликты. И это отнюдь не всегда является отрицательным показателем, какой бы то ни было деятельности этой организации. Из некоторых конфликтов можно почерпнуть что-то положительное, с помощью них можно выявить и исправить недостатки как системы организации в целом, так и разногласия между отдельными членами коллектива. Причем изменения, которые влечет само разрешение конфликта, не всегда могут быть направлены именно на улучшение ситуации, они могут просто нормализовать ее или привести к исходному состоянию.

Итак, рассмотрим несколько примеров конфликтов, действительно имеющих место в данной организации.

Пример №1.

Все мы знаем о том, что самой часто возникающей проблемой в любой организации есть и будет недовольство заработной платой. Конфликт происходит между работниками розницы и руководством, иначе говоря, это конфликт между личностью и группой.

В одном салоне возник такого рода конфликт, не проработав и полугода, работники устроили небольшую забастовку. Они отказывались работать, и если их заработная плата не увеличится, все попросят расчет.

Моё личное мнение об этом: все работники прекрасно понимают, что салон находится на стадии развития, и требуется лишь немного времени для получения хороших результатов, о чем руководство не раз говорило. Перспективы очень велики, количество покупок увеличивается с каждым месяцем, следует лишь подождать.

Руководство провело небольшое собрание, в котором были обсуждены все проблемы касающиеся заработной платы. Были сказаны такие слова: "Как только вы выполните план, касающийся продаж, будет увеличена заработная плата". Но ими был поставлен акцент и на то, что всех работников не так трудно уволить, хоть они этого, и не хотят. Им не трудно обучить новых людей и работать с ними.

Психология человека устроена так, что давление, хоть и не совсем в мягкой форме, приводит к тому, что он начинает задумываться о ненужности конфликта и о том, что "зарплата не такая уж и маленькая".

Через два месяца зарплата действительно увеличилась, но также были уволены зачинщики этого конфликта, и заменены людьми с высокой работоспособностью.

Пример № 2.

Пример основан на "человеческом", субъективном аспекте конфликта, то есть противоречия заложены в самих людях, их действиях, поступках и поведении - чисто личностных неблагоприятных проявлениях. К этим проявлениям относится склонность настаивать на своем мнении, категоричность суждений, импульсивность, неумение слушать и убеждать, склонность к обвинению партнера и многие другие отрицательные качества человека.

Менеджер офиса по работе с персоналом, при общении со своими подчиненными постоянно выказывал своё недоброжелательное отношение ко всем рабочим, постоянно высказывался в грубой форме. Такое поведение начальника отбивало всяческое желание рознице трудиться и не способствовало качественному и продуктивному труду работников.

В условиях существования определенных сложностей при устройстве на работу и в силу своей скромности, работников долгое время не решались высказать претензии своему начальнику. Но такая ситуация продолжаться в скрытой форме бесконечно не могла, и в какой-то момент претензии были частично высказаны.

Руководство узнало о негативной обстановке в рознице, и попыталось вывести на откровенный разговор две конфликтующие стороны. Но такое решение ожидаемых результатов не принесло. Руководство поставило свое мнение так: "Хорошего, проверенного начальника найти не так-то легко, и если даже придет другой, не факт, что и он вам не понравится, тем самым вы все-таки должны найти взаимопонимание и попытаться работать сплоченно. Такая же просьба и к начальнику".

Из этого примера хорошо видно, что разрешить конфликт, возникший из-за каких-то личностных проявлений, порой бывает сложнее, чем производственный. Так как его успешный исход зависит не только от знаний руководителя и умения правильно вести себя в критической ситуации (анализ ситуации, управление ей, прогноз последствий, принятие оптимального решения, устранение отрицательных последствий), но и от желания самих конфликтующих.

Пример №3.

На фирме упал объем продаж. Использовав несколько методов стимулирования и не достигнув никаких результатов, менеджер решил создать искусственный конфликт. На очередном собрании было заявлено, что руководство издало положение, в котором говорится о том, что в ближайшее время предполагается резкое сокращение штата магазина в связи с тем, что упал объем продаж и это привело к невозможности выплачивать зарплату всем сотрудникам. На основании оценки работы будут отобрано несколько лучших сотрудников, а все остальные будут уволены.

В результате этого между сотрудниками возник межличностный конфликт, результатом которого стало резкое повышение продуктивности и результативности труда. Все сотрудники наблюдали друг за другом и своевременно докладывали руководству о чьих-либо нарушениях. В конце месяца фирма перевыполнила план в несколько раз. А сотрудникам было заявлено, что на основании этого руководство приняло решение не производить увольнений.

Пример №4.

В этом примере виден межгрупповой конфликт.

В связи с резко возросшей конкуренцией и монополизацией некоторых секторов рынка планировалось увольнение большого числа сотрудников, перераспределение доходной части (ограничение объемов выполняемых заказов, сокращение фонда заработной платы и упразднение одного из офисов фирмы). Это явилось причиной того, что к определенному моменту фирма перестала нуждаться в услугах значительного числа специалистов. Ситуация осложнилась также тем, что кроме увольнения сотрудников в мобильной фирме вступил в силу ряд распоряжений руководства, касающихся сокращения внутренних текущих расходов, включая расходы на питание, пользование автотранспортом и другие.

Последствия:

"напряженность" внутри коллектива фирмы;

Уменьшение работоспособности сотрудников;

Распространение различных слухов и домыслов внутри фирмы;

Атмосфера недоверия к руководству фирмы;

Тенденция к уходу хороших сотрудников;

Распространению слухов за пределами фирмы о ее, якобы, неустойчивом физическом состоянии;

Недоверие со стороны клиентов;

Действия со стороны конкурентов, ухудшающие положение фирмы (от целенаправленного распространения прочащих фирму слухов до экономических действий).

В результате, конфликт не привел к деструкции или серьезному ухудшению внутреннего климата в фирме. Соответствующие управленческие структуры фирмы получили необходимые знания и навыки для прогнозирования и возможного предотвращения подобных ситуаций в будущем, фирма продолжает нормально развиваться в новых условиях.

Итак, я рассмотрела несколько примеров. Естественно, существует множество различных видов конфликтов, но основных все-таки два: возникших по объективным причинам или возникших по субъективным причинам. Так, например, производственный конфликт может перерасти в межличностный (если из-за недоработанной системы труда возникают разногласия между людьми, затем перерастающие в личную неприязнь) или наоборот (если из-за личностных противоречий появляются негативные изменения в системе организации или происходят постоянные сбои в ее работе). Так же могут произойти конфликты между группами людей, целыми организациями, могут развиваться по линии руководитель - подчиненный или подчиненный - подчиненный; бывают так же и другие конфликты. Но каков бы ни был конфликт не стоит его избегать и надо помнить, что он является своего рода сигналом к действиям, которые должны изменить ситуацию и в результате должны в той или иной степени привести к улучшению работы организации, к ее усовершенствованию в целом.

Конфликтная ситуация — Пример из практики.


Устали от конфликтных ситуаций?

— Не знаете, как быть?

— Ищите выход?

Сегодня решила запустить не большой цикл постов. В них разложу по — полочкам несколько традиционных, конфликтных ситуаций . И отвечу на вопросы, которые волнуют сегодня многих. Все они будут взяты из моей практической деятельности. Так, что специально придумывать, ни чего не придется.

Начну с простых и не замысловатых историй и постепенно перейду к наиболее сложным.

Первая конфликтная ситуация «Воскресная вспышка».

Женская сторона медали.

Воскресный солнечный день. На дворе полдень. Обед приготовлен. Семья накормлена. И женщине уже хочется отвлечься от кухонных горшков и отдохнуть.

Ей сразу вспоминается лес и то необыкновенное умиротворение, которое возникает всякий раз, после возвращения с такой прогулки.

Окрыленная и вдохновленная прошлыми воспоминаниями, она подходит к мужу, чтобы пригласить его на такую прогулку.

Мужская сторона медали.

Он руководитель среднего звена. Работа с людьми, требует большой физической активности и забирает много энергии.

Поэтому воскресный день, единственный в недели. Когда хочется просто помолчать. Полежать с сытым желудком на диване. Ни о чем не думать и тупо смотреть телевизор.

Как вы полагаете, такая ситуация может привести к конфликту ?

Отвечаю — легко!

А знаете почему?

Причин здесь несколько. Скажу только — о главной.

Изначально была создана сильная поляризация.

Что — это такое?

А это, когда желания мужчины и женщины находятся на противоположных берегах. Как в песне поется — Ты стоишь на том, ну а я на другом берегу. Ее желание с неба. Его чисто земное.

И как бы они (мужчина и женщина) не старались сейчас «причесать» свою ситуацию. При таких исходных данных, конфликт все равно неизбежен.

Даже если, один из партнеров уступит другому, принеся в жертву свое желание. Зерно конфликта все равно ляжет в основание. Теперь оно будет набухать и созревать. Чуть позже появятся (к стати, как всегда неожиданно) реальные всходы конфликта , от этой ситуации.

Мужчина и женщина, естественно, про нее забудут или вообще не придадут ей значение.

Знайте! Это тот самый зародыш будущего конфликта (конечно если он не проявился сразу здесь и сейчас). И теперь только дело времени.

И знаете почему — я так говорю уверенно?

Потому, что уступая другим, мы всегда попадаем в «ловушку» неудовлетворенности. Даже если в первый момент, мы этого не ощущаем. И нам кажется, что мы это делаем из добрых побуждений.

Но постепенно! Изо дня в день, мы начинаем накапливать — эту самую неудовлетворенность .

Потому, что не проявленное чувство, ни куда не девается (если вы с ним ни сделали, что-то осознанно), а значит каждый раз выпадает в осадок. С годами — он (осадок) становится все больше и толще.

А потом неизбежно, наступает загрязнение окружающей среды, в виде вашей души и тела. И тогда не выдержав, такого количества подавленных эмоций, плотина прорывается.

В ход вступает (в лучшем случае) тяжелая словеснная «артиллерия», которую порой не всякий способен выдержать. В виде обидных фраз — Ты вообще не способна оценить меня. Я столько лет терпел твои причуды, а ты…. Сколько можно навязывать мне свои желания…..

А потом бегут в ЗАГС, с просьбой, чтобы система развела их берега.

Да! Конечно! Она — это делает или сделает, только суть останется неизменной. В не понимании истинной причины конфликта подобного рода.

Но гениальное все просто! И ответ на сокраментальный вопрос, ЧТО ДЕЛАТЬ? — лежит на поверхности.

— Слушать и слышать себя . Не придавать свои хочу , не при каких обстоятельствах.

Потому, что каждый человек, живущий на этой Земле — имеет право быть счастливым.

А это значит, что его любое хочу должно и может быть реализовано.

Но если вы, требуете от внешнего мира (мужчины, женщины) особой декорации.

Например, чтобы ваш муж — выполнил вашу прихоть. Обязательно пошел с вами в лес погулять. Так и платите за это своим терпением и не обижайтесь на его чувство неудовлетворенности, которое проявится в его будущих высказываниях.

У всего в этом мире — есть своя цена. Наши желания, тоже имеют свою цену, которую мы потом оплачиваем.

Поэтому делаем вывод .

Любишь кататься, люби и саночки возить. Народная мудрость, говорит нам открыто — Если хочешь, чтобы сейчас кто — то выполнил твою ВОЛЮ. Значит будь готова оплатить свои счета в будущем, за чье-то жертво — приношение. Или сразу скомпенсируй в равных единицах, ту зарождающуюся неудовлетворенность у человека. Тогда все будет по справедливости — сколько забрала, столько и отдала. И зародыш конфликта не получит благодатную пищу для своего развития.

Поэтому пробуйте данную стратегию и получайте свои результаты.

Желание будет — пишите. Поищем выход и из вашего конфликтного тупика.

Ну в следующем посту, мы разберем еще одну ситуацию.

А сейчас я вам говорю пока и до новых встреч.

С вами была Пеняйчева Любовь.

37 комментариев к записи “Конфликтная ситуация — Пример из практики.”

    Вы – начальник участка. Вами установлен факт кражи вентиляционной трубы проходчиком Ивановым. Ранее также была замечена пропажа этих труб. Каковы Ваши действия по указанному случаю и их обоснование.

    Юлия вопрос очень хороший. Но раскрыта ситуация не полностью.
    Поэтому попробую по — фантазировать на Вашу тему.
    В Вашем случае я вижу два аспекта — профессиональный и межличностный.
    Если говорить о профессиональной стороне, то все на самом деле просто и понятно. Есть хищение и есть соответствующие меры наказания за данный проступок, прописанные в кол.договоре или еще каком — либо другом документе вашего предприятия.
    Гораздо сложнее все выглядит на человеческом плане. Особенно если Вы успели за время Вашей работы сильно сблизиться с этим человеком.
    Например, стали в какой -то степени друзьями.
    Только важно всегда разводить мосты.
    Да мы можем быть хорошими друзьями, когда вместе пьем чай и обсуждаем своих близких.
    Но деловая (производственная сфера) — это всегда зона персональной ответственности.

    Если в Вашем случае все выглядит именно так, то возникает вопрос — Вы лично готовы нести ответственность за проступок этого человека.
    Если да, то ситуация упрощается.
    Если нет, то тогда Вам придется определиться с помощью какого инструмента (административного или иного) Вы будете решать этот вопрос.
    И конфликт в данном случае может стать одним из этих инструментов.
    Естественно вы его провоцируете осознанно.
    И также осознанно управляете этим процессом от начала до конца.

    Но прежде, чем Вы начнете его создавать —
    Важно поставить цель и определить конечный результат, на который Вы хотите выйти в итоге.

    Например.
    Вы приглашаете этого человека себе в кабинет и проводите с ним коммуникацию.
    Ее характер будет зависеть, как я уже сказала — от Вашей цели (объявить выговор,выгнать с работы, просто поучить и пригрозить, но все — таки оставить его на данном участке потому, что специалист хороший ….) Как видите — очень важно всегда понимать, какой результат в итоге Вы хотите видеть. Отсюда будет понятно, каким инструментом нужно воспользоваться и на какой уровень данный конфликт возвести.

    Вот так кратко.
    Если этого ответа не достаточно можете записаться на 30 минутную бесплатную консультацию по скайпу — lubo529

    В небольшом частном магазине работало 8 человек примерно 20-30 годами. Отношения в коллективе сложились хорошие. Хозяин магазина решил принять на работу родственницу 45 лет с большим стажем работы в торговле на должность старшего продавца. С самого начала она дала понять, что устанавливать дружеские отношения ни с кем ни намерена. Она указывала всем, в том числе и директору на недочеты в работе и советовала как нужно вести дела. Часть ее замечаний была верна, но были и мелочные придирки. Кроме того, она стала рассказывать своему родственнику обо всем, что происходит на работе и советовала ему уволить некоторых работников. Увольнений не происходило, но хозяин стал вмешиваться в решение всех вопросов и иногда даже мешать работе. Коллектив магазина был настроен к новому человеку отрицательно. С ней старались не разговаривать, не привлекать к решению производственных вопросов, говорили хозяину о ее увольнении. Больших претензий к ней не было. Кроме того хозяин был против увольнений. История происходила в маленьком городе, другую работу сотрудникам найти сложно. Скажите, по какому пути будет развиваться конфликт?

    В вузе на одной кафедре работают два преподавателя-Татьяна и Марина. Обе они отличаются умением постоять за себя и не дать спуску другому в случае недоразумений и конфликтов. Татьяна кроме того не умеет хранить в тайне информацию, известную ей о других людях и стремится использовать ее для достижения собственных целей. Ей стали известны сведения из жизни Марины, относящиеся к периоду ее развода с мужем и времени, предшествовавшему новому замужеству. Поведение Марины в этот период не всегда соответствовало моральным нормам, принятым в обществе. Марина попросила Татьяну не говорить ни с кем о том, что ей стало известно, но Татьяна стала обсуждать эти сведения со знакомыми, коллегами. Подавляющее большинство людей если и выслушивало ее, то реагировало так: » Подобные грехи бывают в жизни, сейчас Марина- хороший человек». На профессиональное положение и отношения с коллегами и Татьяны И Марины данная информация никак не повлияла, но с тех пор между ними установилась вражда. Какой выход из данной ситуации?. Кафедра является общевузовской, поэто даже работая на одной кафедре эти преподаватели не сталкиваются друг с другом по работе, поскольку преподают на разных факультетах.

    Наташа спасибо за практическую ситуацию и твой вопрос.

    Какой выход из данного конфликта?

    Есть два решения — внешний и внутренний.
    Суть внешнего варианта состоит в намерении повлиять на внешнюю причину(в нашем случае на Татьяну).
    Поговорить с ней и объяснить ей, что ее действия не являются этичными (особенно в ВУЗовской среде), при этом еще надавить на совесть.
    Но шанс на успех очень маленький.

    Потому, что вся прелесть состоит в том, что мы не можем изменить человека, если он сам того не пожелает.
    К этому прибавим еще один штрих — большинство людей живут и руководствуются своими привычками.
    В твоем примере Татьяна не является исключением из общих правил (раз она не умеет хранить в тайне информацию, известную ей о других людях и стремится использовать ее для достижения собственных целей).
    При чем делает — это регулярно и с интересом.

    Поэтому сама понимаешь. Вероятность положительного исхода весьма не значительная.
    В таких случаях -обиженному человеку я задаю всегда один вопрос:
    «Скажите Вы ругаетесь с ветром, когда он Вам дует в ухо?»
    Ответ — конечно же НЕТ.

    А что Вы делаете в итоге?
    Человек просто прислушиватся к своему телу. Чувствует его желания и действует.
    И это есть второй вариант выхода из конфликтной ситуации т.е. внутренний.

    Как показывает мой личный опыт и практика работы с людьми, именно второй подход позволяет получать желаемые результаты при любом конфликте.
    Так, что же нужно сделать конкретно Марине в данной ситуации, если она ее напрягает (ведь человек может на нее реагировать ровно и тогда конфликта нет, а есть просто реакция у свидетелей данного события).

    Первое, разобраться со своими эмоциональными реакциями и понять, какие эмоции доминируют.
    Если — это обида, значит поработать со своей обидой. Если злость, значит со злостью или может быть какой -то другой эмоцией.
    Задача здесь одна — высвободить себя от этого разрушительного эмоционального сгустка.

    Второе, задать самой себе вопрос: «Так, что же я — Марина хочу в этой ситуации?».
    Третье, совершить действие и реализовать свое желание.
    И кажется все ситуация завершена.

    Если бы ни одно НО!
    А именно если бы не зеркальность этого мира.
    «Гляжу в тебя, как в зеркал» — поет Ю. Антонов.

    И это действительно так!
    Люди наши зеркала!

    Правда очень часто нам не хочется с этим соглашаться.
    Муж кричит на жену, а она недоумевает почему так?
    Но если она честна сама перед собой, то очень быстро начинает видеть изнанку у этой ситуации.
    И понимать, что сейчас это она внутри кричит на мужа, а он просто это озвучивает.

    Вот и Марине необходимо спросить у самой себя, где и в каких местах она мысленно осуждает Татьяну.
    После признания данного факта попросить (опять же мысленно) у нее прощения и у себя самой.
    И только после этого сформировать образ положительного решения у данного конфликта.
    Заполниться этим намерением. Почувствовать приятные эмоции от такого образа.
    А дальше отпустить его на волю со словами.
    На все остальное воля Божья.

    Как видишь Марине в этой части предстоит поработать основательно(если она хочет решить данный конфликт).
    И поверь — открытия ее здесь точно удивят.

    P.S. Бывает, что первопричиной у такого конфликта является совместная история в прошлом у двух этих людей. Но это уже совсем другой уровень конфликта.

    По какому сценарию будет развиваться данный конфликт — зависит от участников этой игры.
    Сейчас я могу только по — фантазировать.
    Если у нового продавца роль вампира и ее подход направлен только на то, чтобы спровоцировать негативное излучение у людей, которые ее окружают.
    Значит конфликт будет носить затяжной характер. И без мощных неврозов здесь не обойтись.

    А если для нее характерна роль реформатора и от ее действий выигрывает бизнес (т.е. растет доход и прибыльность), значит в ущерб психологическому климату может взять верх бизнес — технология и, как следствие разрушительных процессов тоже не избежать (увольнения, более жесткие условия работы …).

    Если эта ситуация в маленьком городе, где сложно найти работу, то страх продавцов потерять ее может ее больше усиливать этот конфликт.

    А если для директора старая команда дорога, то возможен консенсус и тогда история данного конфликта может пойти по другой траектории.
    Все эти нюансы важны и существенно влияют на исход данного конфликта.

    Нужно анализировать конфликт например подчиненый и начальник по пунктам описание сторон конф (возвраст, статус, соц. роли, кто кому приходится)
    2 описание конф чем закончилась ситуация
    3 предмет конф (факты)
    4 картография
    5 вид конф по характеру противоречия
    6 опредиление ролей трансакции
    7ой пункт делаем если онем не писали во 2м » что можно сделать чтобы меня услышали, что можно сделать чтобы обойтись малой кровью»

    Наталья меня радует Ваш структурный подход к анализу конфликта.
    У меня предложение — покажите нам свой вариант анализа конфликта.


    Светлана Елисеева, жительница г. Владимира и студентка третьего курса ВГПУ, познакомилась с курсантом четвертого курса ВЮИ Романом Тетериным. Светлана и Роман полюбили друг друга. Роман Тетерин предложил Светлане Елисеевой выйти за него замуж. Она согласилась, но сказала, что не может уехать из Владимира к месту его назначения в г. Ленск (Якутия), поскольку ей нужно закончить институт. Однако после окончания института Светлана не поехала к мужу, а устроилась на работу по специальности во Владимире. Роман Тетерин, приехав в отпуск во Владимир, стал настаивать на том, чтобы Светлана уволилась с работы и уехала с ним. Светлана дорожила местом работы и не хотела уезжать. Роман считал, что если она вышла замуж за сотрудника правоохранительных органов, то обязана следовать за ним к месту его службы и жить вместе с ним. Светлане это не кажется обязательным, она полагает, что можно жить в разных городах и ездить друг к другу во время отпуска

    Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ обосновать). Если ситуация является конфликтом, описать его структуру, динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить назревающий конфликт?
    Ольга и Николай оформили развод год назад. После развода Ольга уехала в Нижневартовск и забрала дочь с собой 4-летнюю дочь Аню. Перед ее отъездом бывшие супруги договорились о порядке общения с ребенком: Николай будет видеться с ней два раза в год: один раз — в течение 30 дней, при этом транспортные расходы должен оплачивать он, второй раз мать обязуется привезти ребенка на 14 дней, при этом расходы оплачивает она. Алименты после развода Николай выплачивал регулярно. В январе мать привезла Аню, с отцом дочь пробыла 10 дней вместо 14, после чего в письме сообщила о том, что она может привезти Аню снова, но для этого Николай должен ей выслать 45 тыс. рублей на билеты, в противном случае ребенка он не увидит. Николай отказался высылать деньги, ссылаясь на достигнутую ранее договоренность. После чего Ольга общаться ему с ребенком практически не дает: не дает ей трубку, оскорбляет Николая, угрожает ему, что он дочь больше не увидит никогда.

    Началом любой ситуации служат наши выборы. У Светланы их было два — закончить институт. а потом устроиться на работу. У Романа увезти девушку с собой. На его пути встали два препятствия, в виде выборов Светланы. И — это все сценарий у внешней игры. Есть еще и внутренняя составляющая и ее тоже можно назвать игрой.Она может осознаваться и не осознаваться нашими Героями.
    Вот в этом ключе и будем рассматривать данный сериал.

    На внешнем плане Светлана совершает два действия (закончить учебу, устроиться на работу), которые явно идут в разрез с внешней игрой Романа.
    На внутреннем плане, такая реальность формируется благодаря внутренним страхом.

    У Светланы — это может быть страх перед неизвестностью (Якутия), нежелание расставаться с существующими зонами комфорта (рядом дом, родители, и это некоторая защита) или неверие Роману.Она может интуитивно чувствовать, что это не ее Герой, а может уже и имеет какие — то факты не в его пользу.

    Как ни странно, но у Романа тоже есть свои страхи, в которых он видимо боится себе признаться.
    Например, страх соединить судьбу с сильной девушкой (а по- вашему описанию Светлана так и воспринимается.
    Почему? Потому, что она смело принимает решения и не боится нести за них ответственность.
    Одновременно с этим она бросает вызов Роману и тем самым создает конфликтную ситуацию для него).

    У него в этой ситуации срабатывает обида и желание доказать и в — первую очередь, себе. Так обычно происходит процесс самоутверждения.
    Именно эти страхи наших Героев и держат на «цепи» и не позволяют открыто сказать друг другу об истинных своих желаниях.

    Светлане (сейчас я могу только по — фантазировать) видимо не хочется открыто отказывать Роману.
    И судя по — всему она хочет, как — то с нивелировать свой отказ в пространстве и во — времени.

    Роману же (опять мои прогнозы) хочется услышать уже ни столько ДА, сколько НЕТ, чтобы потом обвинять ее в содеянном.

    Больше, чем уверена — они уже давно все друг про друга поняли.
    Но раз продолжают эту игру вести, значит в ней существуют еще, какие — то нюансы и детали, которые они будут разбирать.
    И пока не разберут — эта ситуация будет продолжаться.
    Поэтому они будут дурачить друг друга еще некоторое время (что собственно они сейчас и делают).

    Как предотвратить назревающий конфликт?
    Шаг 1. Открыться своим страхам и честно признаться себе в сокровенных вещах.
    ШАг 2. Провести открытую коммуникацию, без оценок и анализа друг друга.
    Шаг 3. Открыто сказать о своих изменившихся чувствах.
    Шаг 4. Принять выборы друг друга.
    Шаг 5. По — благодарить друг друга за полученный опыт и расстаться друзьями.

    P.S. Желательно вести это процесс Светлане так, как она стала инициатором данной ситуации.
    Но прежде убрать свои страхи, чтобы они в процессе общения не стояли между ними. Тогда и Роман не будет отзеркаливать свои и процесс пройдет ровно.

    В том сюжете, который Вы представили конфликта нет Есть просто манипуляции одного человека по — отношению к другому.

    Инициатором безусловно является Аня.
    Она действительно нарушила первоначальные договоренности, а сейчас просто манипулирует Николаем.

    Дальнейший ход этой игры будет теперь зависеть только от Николая.
    Если за время их совместной жизни у него сформировалась мощная привязка к дочери, то он может пойти на поводу у этих манипуляций.
    Если Николай больше дружит с головой, то вполне вероятно, что он примет более рациональное решение.
    И тогда Аня встанет перед выбором — действовать ей, как прежде или все — таки придерживаться первичных договоренностей.

    причины возникновения межгрупповых конфликтов(дайте развернутый ответ, приведите примеры

    Задание 2. Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ



    назревающий конфликт?
    После окончания университета студентка филологического факультета
    устроилась работать в школу учителем русского языка. Ее хорошо приняли в
    школе, она понравилась и ученикам, и преподавателям. Она проработала
    полгода, преподавала язык и литературу в 5-6-х классах, родители были
    довольны ее методом преподавания, отмечая, что детям стало интересно
    посещать уроки. У молодой учительницы были татуировки на руках, однако,
    так как она всегда соблюдала дресс-код и носила блузки с длинными
    рукавами, их не было видно. Каким-то образом ученики все-таки узнали про
    татуировки и рассказали родителям. После этого родители поменяли свое
    отношение, они стали говорить, что учительница плохо преподает, что
    ученикам не интересно, и дети стали отставать от программы. После одного
    из родительских собраний, куда был приглашен завуч, родители попросили
    поменять учителя русского языка, обосновывая это тем, что человек с
    татуировками – плохой пример детям, он не может преподавать, да и
    способности этой учительницы оставляют желать лучшего.

    Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ
    обосновать). Если ситуация является конфликтом, описать его структуру,
    динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае
    ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить
    назревающий конфликт?
    Класс тяжело пережил расставание с учителем начальной школы,
    которая была им как мама, но новый классный руководитель смог
    расположить ребят к себе. Класс был дружным, несмотря на то, что пришли
    семь новых учеников. Классный руководитель собирал всех после уроков,
    ученики рассказывали ему, как провели день, рисовали друг другу открытки,
    «новенькие» быстро адаптировались. Ольга Викторовна (новый классный
    руководитель) вела математику. Все охотно посещали ее уроки, отстающих в
    классе практически не было. Пришло время оформлять классный уголок в
    новом кабинете. Придумали название «Бригантина», нарисовали большой
    корабль, сделали паруса из бархатной бумаги, в общем, шедевр! Путем
    тайного голосования выбрали лидера класса (старосту). Через год по
    семейным обстоятельствам Ольга Викторовна уехала в другой город, вместо
    нее пришла Светлана Васильевна, по совместительству заместитель
    директора по воспитательной работе. Знала она класс поверхностно, только
    тех, кто участвовал в ее спектаклях, концертах и т.д. Светлана Васильевна
    сразу разделила класс на «костяк», к которому относились те, кто активно
    проявлял себя в учебе и спорте, и на тех, кто являлся так называемым
    «примером дурного поведения» – тех, кто бегал на перемене и вовремя не
    сдавал домашних заданий. Классный уголок она сразу разобрала, назвав его
    «старьем», сама оформила новый, распечатав картинки на цветном принтере,
    и самостоятельно назначила нового старосту класса. Кроме этого, сняла
    картину, которая осталась от Ольги Викторовны, картину, которая висела на
    самом почетном месте. Сначала Светлана Васильевна убрала ее в самый
    дальний угол, т.к. «картина не вписывается в интерьер». Но каждый день так
    называемая «память», словно кровавое пятно в Кентервильском замке,
    появлялась на старом месте. После этого картина оказалась на свалке заднего
    двора школы… Весь класс дружно разнес школьную свалку « в пух и прах» и
    почетно вернул картину на место. Через некоторое время класс стал
    прогуливать классные часы. Ни родительские собрания, ни беседы с
    директором не дали результатов. На протяжении 10 и 11 класса ученики так
    и не посещали классные часы за исключением нового года и 25 мая…

    Акмарал ответить на Ваш вопрос решила постом. Проходите по ссылке http://www.сайт/?p=1728 и читайте

    Давайте рассмотрим данную ситуацию с двух сторон — учителя и родителей.
    Учитель — он в праве выбирать свою жизнь и ней могут иметь место и тутуировки. Она выбрала получить этот опыт и она его получает.
    Родители явно демонстрируют свои ограниченные представления о жизни и исходящие из них — свою предубежденность.
    В реальной жизни детей нельзя защитить от встречи с пьяным человеком, наркоманом и т. д.
    Если ребенок выбрал эту встречу, как способ получения некоторого опыта — она обязательно его получит.

    Ребенок не может развиваться в стерильных условиях. Для этого существует реальная жизнь со всеми ее проявлениями.
    В данной ситуации у родителей четко сработал страх за своих детей, что под влиянием такого учителя дети могут повторить этот опыт.

    Поэтому их требование поменять учителя — это еще не конфликт. а всего лишь опасения за своих детей, проявленное вот в такой форме.

    Если система встанет в «позу» и начнет отстаивать интересы учителя, как ставленника этой системы, тогда это требование может уже перейти в конфликт.

    Выход здесь только один — родителям принять учителя таким, какой он есть и работать со своими страхами, чтобы они не ушли на материализацию.
    Если их ребенок выбрал украсить себя подобными вещами, он все равно это сделает.
    Учителя можно убрать из класса, школы, но только не из города в котором она живет. И таких учителей сейчас на каждом шагу пруд пруди.
    И от этого уже детей не спрятать.
    Ну, а измененное отношение к учителю отразится и на успеваемости.

    Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ обосновать). Если ситуация является конфликтом, описать его структуру, динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить назревающий конфликт?
    Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник А. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей о запрещении использования детских спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо иных целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника А интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует ликвидации одной из детских площадок, находящихся в ведении муниципалитета. Чиновник А начинает выполнять указание своего начальника. На прием к нему приходит представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки.

    Смотря с какой стороны посмотреть.
    Если со стороны чиновника, то там просто коммерческий интерес и ни какого конфликта. Человек просто использует свою власть и погоны.
    Со стороны родителей, которые отстаивают сейчас эти площадки для своих детей пока тоже нет конфликта. Есть страх, за своих детей и ту возможность, которая у них была и, которую сейчас волевым действием хотят забрать.
    Данная ситуация вступит в фазу конфликта, когда родители начнут бить в «колокола» и трезвонить о таком произволе и своем не согласии. И чем больше они будут это делать, тем больше сопротивления будут встречать со стороны чиновников, тем ярче и жестче станет этот конфликт.

    Поэтому не согласившись с решением администрации, родители взявшие инициативу в свои руки должны теперь управлять этим процессом (так, как они не согласились с этим изменением в их жизни) и идти до конца. Конечно процесс может оказаться затяжным, но возможность сохранить площадку все — таки существует.
    P.S. У нас в городе была похожая ситуация. Задача была решена с помощью депутата.

    Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ обосновать). Если ситуация является конфликтом, описать его структуру, динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить назревающий конфликт?
    Настя, ученица 11-А класса, претендует на золотую медаль. Эта медаль очень важна для девочки: у небогатой семьи нет денег на курсы и репетиторов, чтобы хорошо подготовиться к поступлению, а медаль дает весьма чувствительные льготы при поступлении в вуз. На контрольной работе по алгебре Настя сидела на первой парте перед учительским столом. Когда она решала на черновике последнюю, самую трудную задачу, к столу учительницы подошла другая кандидатка на медаль Лиза, – дочка одного из преподавателей. Учительница стала диктовать ей вполголоса эту задачу. Настя покосилась на них и продолжила решать, но тут учительница обратила на нее внимание и, посмотрев на записи в черновике, сказала: «Я не поняла – тебе кто-то разрешал нас слушать?». Учительница забрала у Насти черновик и вернула его на следующем уроке с оценкой «2» за списывание. Настя пошла жаловаться к директору, учителя «вызвали на разговор», но она сказала, что Настя списывала, пока та объясняла непонятно сформулированное задание Лизе. Вызвали и Лизу к директору, та подтвердила слова учителя.

    Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ обосновать). Если ситуация является конфликтом, описать его структуру, динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить назревающий конфликт?

    Оля спасибо за предоставленный пример.
    Подробно данный конфликт я рассмотрела в новом посту.
    Проходите по ссылке — http://www.сайт/?p=1942
    Знакомьтесь с моим видением и решением данного конфликта.

    Практическая ситуация.
    Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ обосновать). Если ситуация является конфликтом, описать его структуру, динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить назревающий конфликт?
    После контрольной работы, которую заядлый двоечник Саша написал на два, учительница математики при всем классе в грубой и оскорбительной форме отчитала его. Грубые слова (на грани ненормативной лексики), сказанные учительницей, записали на диктофон одноклассники. Мать мальчика требует наказать учительницу, хотя та публично попросила прощения. Администрация, коллеги и даже большинство родителей встали на сторону педагога, ведь учительница одна из лучших в районе. Сама учительница объяснила, что хотела мотивировать ученика на работу, но вспылила. Многие родители восприняли историю с записью как попытку давления на педагога. В школе прошла проверка, но чиновники отказались комментировать ситуацию.

    Поэтому она совершенно правильно использовала соответствующие инструменты образовательной системы, для решения этой задачи.
    Так, что поставленная оценка — этот тот основной критерий, который был в ее руках.
    Эмоциональный окрас, с помощью которого она преподнесла этот результат мальчику не прибавил ей бонусы.
    Наоборот сработал против нее.

    Ибо здесь она не учла один маленький, но очень существенный нюанс.
    А именно если я начинаю проявлять агрессивный стиль поведения по отношению к кому — то,
    то неизбежно в этот момент задействую низкие частоты.

    Поэтому каким бы не был мой благородный порыв, как учителя.
    А именно повысить мотивацию ученика к предмету.
    Все — таки не знание закона не смягчит мою вину.

    Это значит, что теперь все последующие события спровоцированные учительской эмоцией,
    будут происходить и звучать на той же волне.
    Что называется подобное притягивает подобное.

    Именно это мы и видим в происходящем.
    Поэтому не случайно, появилось продолжение у этого процесса.
    И низкая частота спровоцировала конфликт, в виде маминой реакции.

    Просить прощения в такой ситуации бессмысленно.
    Здесь важно перевести сам конфликт на другой уровень.

    Ибо силы стоящие сейчас за этим негативом вовсе не заинтересованы в позитивном решении.
    Им не нужен свет. Свою желанную энергию они получают исключительно в борьбе.

    И скорее всего маме и ее сыну, как служителям этих сил только того и надо было.
    Обычно люди питающиеся такой энергией всегда ждут удобного момента или сами провоцируют ситуацию,
    чтобы насытить себя этим негативом.
    Ибо для них — это мощный возбудитель, мотивирующий их к активным действиям.

    На мой взгляд выход здесь такой.
    Учителю важно не орать на детей, а включать у них осознанный подход к делу.
    И самое главное обучать их навыку брать ответственность за все результаты в их жизни на себя.
    При этом не надо будет тратить себя на не эффективные способы и методы.

    А по факту случившегося —
    Маме нужно задать один всего лишь простой вопрос, и спросить у нее —
    Чего она хочет в данной ситуации?
    Ведь учитель признал свою вину.

    Тогда мамино желание манипулировать учителем очень быстро трансформируется.
    И конфликт перейдет в конструктивное русло.

    Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ обосновать). Если ситуация является конфликтом, описать его структуру, динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить назревающий конфликт?
    Учительница истории Мария Сергеевна является классным руководителем 11-Б класса. Она ведет этот класс еще с начальной школы, вложила в него много сил. С учениками и родителями сложились хорошие и доброжелательные отношения. За все время обучения учащиеся под руководством учительницы часто собирались во внеурочное время, ходили в театры, посещали экскурсии, устраивали различные мероприятия. В последнее время ученики стали все больше времени проводить в кабинете информатики с двумя молодыми учительницами. На всех переменах ученики убегают туда, опаздывают на занятия, при этом стали менее уважительно относится к классному руководителю. Мария Сергеевна очень обижена на класс за такое поведение. Сначала она терпела, но потом собрала учеников и сказала о том, как ее это огорчает, как много она делала для них, а теперь не видит элементарного уважения. Она подняла эту тему и на родительском собрании, выразила свое недовольство молодым учительницам, которые, по ее мнению, ведут себя с учениками фривольно. Отношения с классом после этого окончательно испортились, ученики стали остро реагировать на замечания Марии Сергеевны, смеяться за ее спиной.

  1. В вузе на одной кафедре работают два преподавателя – Татьяна и Марина. Обе они отличаются умением постоять за себя и не дать спуску другому в случае недоразумений или конфликтов. Татьяна, кроме того, не умеет хранить в тайне информацию, известную ей о других людях, и стремится использовать ее для достижения собственных целей. Ей стали известны сведения из жизни Марины, относящиеся к периоду ее развода с мужем и времени, предшествовавшему новому замужеству. Поведение Марины в этот период не всегда соответствовало моральным нормам, принятым в обществе. Марина попросила Татьяну не говорить ни с кем о том, что ей стало известно, но Татьяна стала обсуждать эти сведения со знакомыми, коллегами и лаборантами. Между ними установилась стойкая вражда, влияющая на отношения на кафедре.
    Каковы возможные действия руководителя кафедры для урегулирования этого конфликта?
  2. Юля благодарю за практическую ситуацию Ответ ждет Вас на этой странице -http://www.сайт/?p=2055

    Олег – студент второго курса вуза. Ему удалось достать ответы для следующего теста по сложной теме. Двое однокурсников попросили у него эти ответы, и он продиктовал их им по телефону. Ранее у Олега и одного из двух студентов был конфликт из-за девушки, который вроде бы забылся. Тем не менее ответы, продиктованные Олегом, оказались ошибочными, и двое ребят получили неудовлетворительные оценки. Олег тест сдал. Известно, что при повторном тестировании преподаватель предъявляет более жестокие требования. По характеру и Олег, и двое ребят – не из трусливых и умеют отстаивать свои интересы. Олег относится к учебе достаточно беззаботно. Оба его сокурсника работают и не могут много времени тратить на подготовку, в то же время учеба для них – средство реального продвижения по службе. Каковы варианты развития и решения данного конфликта?

    Алина, а где конфликт?
    Лично я его не вижу.
    Вы сами пишете, что между Олегом и другим студентом конфликт вроде бы забылся.
    По — крайней мере, если я вас правильно поняла, то ребята об этой ситуации, как бы не вспоминают или просто не хотят вспоминать.

    Что касается теста, который дал Олег и последующие действия преподавателя. То это чисто рабочий момент. Может просто ребята связали эту ситуацию с прежними отношениями Олега. И восприняли, как месть.

    Но вы об этом ничего не пишете и я могу здесь только фантазировать.
    В любом случае, если Олег прошел тест, а другие ребята попались, то здесь вины Олега совсем нет. Это был их добровольный выбор (если я правильно поняла) воспользоваться услугой Олега. И это им нужно было позаботиться о качестве полученного теста и своем будущем результате.

    Если они работают и еще учатся, значит только от них зависит организация их жизни, учебы и работы. Это их прямая ответственность.

    Алина, а вот в вашем обращении я увидела не большие нотки жалости. И это лично для вас большой и «жирный» минус, который работает против вас. Поищите у меня на блоге пост про жалость. Я там достаточно подробно объясняю —
    Почему нельзя жалеть других людей?
    И какой вред мы причиняем лично себе, когда жалеем кого -то? И даже если это самые близкие люди.

    А вас я благодарю за практический пример. И желаю вам всех благ.

    Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ обосновать). Если ситуация является конфликтом, описать его структуру, динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить назревающий конфликт?
    С первого дня знакомства отношения студентов с Людмилой Ивановной не заладились. Преподаватель хорошо и понятно преподавала свою дисциплину, но оценивала студента не за знания, а за манеру поведения и внешний вид. В ВУЗе не введена форма, и студент может прийти на занятия в свободном стиле одежды. Людмила Ивановна демонстративно при всей группе обсуждала внешний вид студентов, позволяя себе негативные оценки. При ответе студента на поставленный вопрос, она переходила на личности. Студенты были недовольны, многие начали пропускать занятия. Правильный ответ студента мог быть не засчитан, если он не попадал в категорию любимчиков Людмилы Ивановны. Часть студентов обратилась в деканат с просьбой о замене преподавателя, но в этой просьбе им было отказано.

    Безусловно описанная ситуация является конфликтной и носит конкретное название — конфликт времен. Мирным путем его не решить.
    Так, как ни одна из сторон не готова идти на компромисс. Ибо у каждого своя правда, которую он отстаивает.

    Людмила Ивановна (скорее всего в силу своего большого преподавательского стажа в данной сфере) глубоко убеждена, что учебное заведение — это ни то место,
    где стоит показывать моду (даже если она в рамках приличия). Так, как это может настраивать студентов совсем ни на учебную волну. И в целях изменения ситуации использует свои традиционные инструменты. А именно оценивает студентов не за их знания, а за внешний вид. Плюс получает при этом поддержку со стороны администрации ВУЗА
    Студенты с большой потребностью к свободе и независимости тоже считают, что у них есть право одеваться так, как они хотят. И это их правда от которой они не хотят отказываться (если я правильно вас поняла) ни при каких условиях.
    Поэтому в таких конфликтах всегда побеждает тот, у кого больше власти. В Вашем случае — она доминирует у Людмилы Ивановны.
    И это внешняя сторона данного конфликта. Но есть еще и его внутренняя составляющая. Суть, которой состоит в том, что в данном случае обе стороны отзеркаливают внутреннюю проблему противоположной стороны. Но для озвучивания и решения этих скрытых проблем требуется сугубо индивидуальное согласие от каждого участника конфликта.
    Так, что если одна из сторон найдет в себе мужество и мудрость одновременно, и признается себе в своем эгоцентризме, то при таком условии появляется шанс, для решения данного конфликта.
    Как крайняя мера — это обращение в суд.
    P.S. Но наш гуманный суд, как показывает практика ни всегда бывает объективным и справедливым.
    Чисто по — человечески могу посоветовать студенту (студентам) вступить в переговорный процесс с Л.И., чтобы все — таки прийти к какому — то компромиссу для того, чтобы благополучно закончить ВУЗ.

    Задание 1. Является ли описанная ниже ситуация конфликтом (ответ обосновать). Если ситуация является конфликтом, описать его структуру, динамику, а также возможные причины возникновения. В противном случае ответить на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы предотвратить назревающий конфликт?

    Даша очень нервничала из-за предстоящих выпускных и вступительных экзаменов. Постоянные переживания измотали ее, она стала принимать близко к сердцу любые высказывания в свой адрес. Когда классу поручили провести школьное мероприятие, на совете по его подготовке Даша как активная и ответственная ученица стала предлагать свои идеи. Когда ее предложения стали критиковать она восприняла это в штыки. Даша стала грубо и резко отвечать одноклассникам и даже классному руководителю. Вскоре это вылилось в огромный ком взаимных оскорблений между Дашей и другими учениками. Поссорившись с одноклассниками, Даша в слезах ушла домой.

    В описанной вами ситуации конфликт проявится только в том случае, если после такого общения все (или кто -то) разойдутся с обидой друг на друга. Непонимание, родившееся в таком общении может стать тем топливом, которое будет в последствии напрягать всех или отдельных игроков этого процесса.
    Если же при очередной встрече они поведут себя, как обычно то былое напряжение рассосется само собой.

    Но если вдруг кто-то или Даша конкретно, сохранит в душе обиду на тех кто ее не понял. То тогда негативная эмоция действительно вызовет внутри нее конфликт. Который она будет носить до тех пор пока не дождется удобного случая, чтобы вывалить его на кого — то (скорее всего на первого человека), который с ней не согласился.
    Но если в силу разных причин для нее такой стиль поведения не подходит, то тогда этот конфликт останется для нее не решенным. Впоследствии к нему присоединятся другие ситуации. Потому, что своей обидой (низкочастотным звучанием) она их обязательно притянет и через время это выльется в какую- нибудь болезнь тела.

    Что еще является слабым звеном в этой ситуации?
    Дело в том, что когда человек начинает генерировать некоторые идеи, то в этот момент он неизбежно входит в поток. И это происходит только тогда, когда он открывается и горит желанием внести свою лепту в определенную игру. Что собственно и сделала Даша. Только внешнее окружение не всегда способно воспринимать адекватно это новье. Ибо в этот момент их сознание находится на более низком уровне.

    Поэтому, как правило, в таких ситуациях у них первая реакция защитная. Которая и проявляется в виде нелицеприятных оценок.Все это во имя того, чтобы в этот момент не быть хуже другого человека. И в вашем случае Даши.
    Чтобы было понятнее, о чем я говорю, например, телевизор от его изобретения до приятия людьми и выхода в свет пролежал в «погребе» 100 лет.
    Хочу отметить еще одно сторону у этой ситуации. Обратить ваше внимание на скрытую сторону «медали». Т.е. на внутреннее состояние Даши, в котором она пребывала в тот момент.
    Ее переживания по поводу экзаменов, действительно могли истощить ее энергетический ресурс. Поэтому в таких состояниях, как правило, ослабевает внутренняя способность человека держать удары (оценки людей) внешнего мира. Что собственно и произошло с Дашей. Ее эмоция взяла вверх над ее осознанным желанием управлять собою. Что в итоге и вызвало спор и несогласие с обеих сторон.
    Какой здесь выход?
    Инструментов много. Самый лучший конечно — если она сможет сама пере-прожить свою обиду. Для этой цели можно обратиться к школьному психологу или коучу.
    Можно попробовать другой подход. Пусть возьмет бумагу и ручку. И вынесет всю свою обиду на бумагу. Это может быть текст, как сочинение. Но закончить его важно позитивным текстом. Или просто берет карандаш и начинает рисовать на бумаге волнистые линии. Начинает с коротких волн постепенно переходя на более удлиненные. Таким образом заполнив все поле листочка. И делать это до тех пор, пока не почувствует, что внутр и обида ушла.

Федеральное агенТство ПО образованию

омский государственный технический университет

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Конфликтология»

Дата сдачи: 21. 12. 2009

Омск 2009

Анализ конфликтной ситуации

В своей работе я рассматривала конфликт между двумя молодыми офицерами Гриневым Петром Андреевичем и Швабриным Алексеем Ивановичем, отбывающими службу в глухой Белгородской крепости на границе киргиз-кайсацких степей, описанный в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” (глава IV “Поединок”)

Причины

Рассматриваемый мною конфликт относится к виду межличностных, так как возник между двумя молодыми людьми, затронул их интересы.

Конфликты возникают в случае неудовлетворения потребностей. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные, потребности в уважении, потребности самовыражения. Очевидно, что конфликт между Гриневым П.А. и Швабриным А.И., как и многие другие конфликты того времени, возник в результате неудовлетворения их потребности в уважении, которая относится к числу духовных.

Причиной возникновения конфликта стала неприятная ситуация, описанная автором так: «Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпил, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений». Точнее, это была предконфликтная ситуация, которая переросла в конфликт из-за оскорблений чувств с одной стороны и обвинений во лжи - с другой, т.е. естественного столкновения духовных интересов людей. Из этого можно сделать вывод, что причины конфликта носят как объективный, так и субъективный характер. Причем субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого, ссорятся всегда две стороны, и поэтому не нужно ни с кого снимать ответственностя и выяснять, кто первый начал.

Структура

Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

В любом межличностном конфликте основными действующими лицами являются люди. При этом степень их участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта . Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. В рассматриваемом мною конфликте основными участниками являются два молодых офицера - Гринев Петр Андреевич и Швабрин Алексей Иванович. Инициатором выступил Швабрин АИ, который издевался над молодым влюбленным человеком. Возможно он не имел своей целью конфликтовать с товарищем, а просто желал немного позабавиться, подшутить над ним, не ожидая в ответ на свои колкости бурной реакции. Нельзя сказать, что у кого-то из участников были преимущества или высокий уровень возможностей в разрешении спора. Возможно единственное преимущество Швабрина АИ - его эмоциональное состояние, хладнокровие и невозмутимость.

Следует заметить, что групп поддержки у сторон не было. Возможно данную роль могли бы сыграть секунданты на дуэли, но приглашенный Гриневым Иван Игнатьевич отказался и выразил свое неудовольствие сложившейся ситуацией.

Своим отказом он отнес себя к группе «других участников», которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Таким образом, Иван Игнатьевич стал первым человеком, повлиявшим на ход конфликта, рассказав о предстоящей дуэли комендантше Василисе Егоровне, по приказу которой первая попытка дуэли была сорвана.

Главную роль в исходе конфликта сыграл Савельич, отвлекший внимание Петра Гринева, в результате чего он потерпел поражение и был ранен.

Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство. В моем примере противоречием между молодыми людьми стало их отношение к одной девушке, отзывы о ней одного и несогласие с этим другого.

Объектом конфликта явилось желание обладать любовью одной девушки, жениться на ней.

Микросреда конфликта - глухая Белгородская крепость на границе киргиз-кайсацких степей, дом коменданта, его семья и ближайшее окружение.

Функции конфликта

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития.

К конструктивным функциям относится:

    примерение сторон, т. к. в то время дуэль была делом принцыпа. Возможно дуэлянты погорячились во время ссоры и пожалели о своих словах и действиях, но отступить и отказаться от дуэли не могли;

    развитие личности и межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. В моем примере это выражается в том, что отношения между Гриневым и Марьей Ивановной Мироновый после конфликта изменились, стали более близкими, бережными и нежными.

Деконструктивными являются седующие функции:

1.ранение и последующая болезнь Петра Андреевича;

2.изменение в худшую сторону мнения о Алексее Швабрине.

Динамика конфликта.

Латентный период (предконфликтная ситуация)

Возникновение объективной проблемной ситуации – существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий. Это самое начало конфликта, когда Швабрин сказал, что “песня моя нехороша” и начал поочереди разбирать каждый стих, вызывая тем самым чувство досады и обиды у Петра Гринева.

Следует отметить, что попыток разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием) ни одна из сторон не принимала.

Открытый период часто называют собственно конфликтом.

Инцидент – первое столкновение сторон, которое произлшло, когда Швабрин нехорошо отозвался о возлюблиной Петра Андрееча, открыто оклеветав Машу Миронову. Таким образом, произошла потеря первоначального предмета разногласий, конфликт расширился, перешел к более глубоким противоречиям, личным чувствам.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации, когда возрастает значимость собственных желаний и аргументов и растет психическая напряженность.

Третий этап - начало эскалации.

Эскалация (от лат. scala – лестница) резкая интенсификация борьбы оппонентов, это уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным. Ее признаком явилось сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения, что выразилось оскорблениях, обвиненях во лжи и вызове на дуэль. То есть силовое действие заместило бесполезные дискуссии.

На пятом этапе на карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом и только врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. В момент эскалации конфликта человеком нередко руководит агрессия – т.е. стремление принести вред или боль другому. Исходя из этого, дуэль можно считать пятым этапом.

Завершение конфликта переход к поиску решения проблемы. Основные формы завершения конфликта – разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Конфликт между Гриневым и Швабриным завершился дуэлью, как решением проблемы и ответом на обиду и оскорбления, результатом которой было ранение Петра Андреевича.

Послеконфликтный период включает этапы – частичную и полную нормализацию отношений оппонентов.

Как таковой послеконфликтный период в данной ситуации выделить и прокоментировать сложно, в связи с тем, что автор не уделил место его описанию. Но судя по словам автора: “Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления” – можно сказать, что произошла полная нормализация отношений между молодыми людьми.

Конфликты — это неотъемлемая часть жизни людей .

Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.

По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Понятие и психология конфликтологии

— что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов .

В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.

Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию , при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.

Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.

Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.

Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.

Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.

Как возникает?

В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников .

Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.

Конфликтогены — слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.

Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:

  • жажда превосходства . Стремление доказать свою значимость;
  • агрессивность . Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием;
  • эгоизм . Стремление достичь своих целей любой ценой.

Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:

Популярные приемы урегулирования ситуации

Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:


О способах решения конфликтов в этом ролике:

Методы разрешения

С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:

Структурные

Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:

Конструктивные

Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в общении.

Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации , расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.

К конструктивным стилям относятся:

Интегральный

Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем . Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.

Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Компромисс

Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.

Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.

Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо , но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.

Выход из конфликта

Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги :

  1. Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
  2. Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
  3. Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз — все это способствует сглаживанию споров.

    Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.

Примеры конфликтных ситуаций

В обществе

Лучше всего разрешать, используя конструктивные методы .

Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.

Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.

В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога , совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.

Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.

Между сотрудниками

Лучше решать структурными методами.

Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении .

Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат — возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.

Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.

Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели , достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).

Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:

Формы завершения

Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:

  1. Разрешение . Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
  2. Затухание . Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.

    Данный вид завершения конфликта не всегда является , поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.

  3. Урегулирование . Стороны приходят к компромиссу, достигают взаимных договоренностей. В результате спор разрешается посредством конструктивного диалога и эффективного межличностного взаимодействия.
  4. Устранение . Основа конфликта устраняется, преобразуется, видоизменяется и т.д. Иными словами, предмет спора перестает быть актуальным на текущий момент времени и факт столкновения интересов автоматически пропадает.
  5. Перерастание в новый спор . Невыясненные противоречия по одному вопросу могут стать источником возникновения новых конфликтов, порожденных первичным спором. Особенно часто подобный эффект наблюдается , когда замечание, высказанное одним из супругов по какому-либо вопросу, перерастает во взаимный обмен упреками.

Завершение — не всегда разрешение

Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.

Завершение конфликта — это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)

Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.

Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.

Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.

Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей .

Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.

О том, как общаться с другими людьми, если у вас с ними различные точки зрения по некоторым вопросам, в этом видео:

Итак, в межличностном конфликте большое значение имеет характер восприятия конфликтной ситуации сторонами. Реагируя на сложившуюся ситуацию, человек действует в соответствии с особенностями своего характера и взглядами. Именно этим объясняется, что в одной и той же ситуации разными людьми (и группами) совершаются разные, порой противоположные поступки. Понятно, что именно взаимодействие конкретной ситуации и свойств личности и способно вызвать конфликт (или уберечь от него).

Недоступность разрешения ситуации для субъекта и вместе с тем нежелание вступать по этому поводу в конфликт может привести к так называемому психологическому замещению (переносу). Он состоит в том, что недостигнутая цель заменяется иной, дающей лишь видимое и временное удовлетворение, часто извращенного характера. Нередко такое замещение выражается в пьянстве и других формах социально неодобряемого поведения, которое, в свою очередь, тоже может вызвать конфликт. Характерным примером является бытовое хулиганство, которое часто представляет собой перенос конфликта, сложившегося в семье или соседском окружении, в совершенно иную ситуацию (избиение постороннего прохожего на улице, дебош в общественном месте п т. п.). Такой перенос происходит и в поведении разъяренной толпы, ищущей себе жертву.

Таким же образом обстоит дело и в случаях замещения неудовлетворенной потребности в самоутверждении. Не имея возможности доказать свои «преимущества» на работе и избегая там конфликта, субъект затевает этот конфликт дома, в семье, что дает ему определенную «разрядку» и удовлетворяет самолюбие. Так конфликтная ситуация, сложившаяся в одних условиях и в одном месте, разрешается - с конфликтом или без него - при совершенно иных обстоятельствах.

Забегая несколько вперед, можно сказать, что оценка ситуации в качестве конфликтной уже дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Это наиболее подходящий момент для пресечения возникающей драмы или трагедии. Дальше, как правило, будет уже поздно.

Конфликтная ситуация отличается от обычной, повседневной жизненной ситуации несколькими особенностями. Некоторые из них мы уже рассмотрели выше. - Теперь коснемся более подробно той социально-психологической атмосферы, которая обычно сопутствует конфликтной ситуации и самому конфликту. Это социальная напряженность.

Жизненная ситуация:

Молодой человек (далее МЧ) и девушка (далее Д) встречаются около 3-х лет. МЧ любит употреблять пиво, девушку это не устраивает на протяжении последнего года, до этого она не задумывалась, что такая проблема может возникнуть. Первые полгода Д не говорила о своих недовольствах МЧ и держала все в себе, но последние полгода она начала выражать недовольство и попыталась предложить МЧ альтернативу в виде употребления спиртного 1 раз в неделю (такой вариант ее устраивал). МЧ не увидел в ситуации проблемы и, но согласился с чем? С предложением? с предложением и погасил ситуацию. Девушка понадеялась, что ситуация разрешилась, но через месяц все вернулось на прежние места. Каким образом, при каких обстоятельствах?

Молодой человек находил поводы (встречи с друзьями, коллегами и т.д.) и употреблял алкоголь в прежнем режиме, не обращая внимания на прежнюю договоренность.

МЧ по-прежнему употреблял алкоголь до 3-х раз в неделю, аргументируя это усталостью на работе, встречами с друзьями и т.д. как, это возобновилось? В каких ситуациях это происходило? девушка решила, что МЧ бесполезно уже что-либо говорить, потому что он не выполнил их общей договоренности. На основании чего она так решила? Ситуация осталась неразрешенной, МЧ по-прежнему пьет пиво когда захочет, а девушка высказывает ему свои претензии, но несмотря на это все повторяется снова и снова. В чем это выражается?

До данного конфликта для МЧ и Д серьезные конфликтные ситуации были редкостью. А если возникали какие-либо конфликты, то они быстро разрешались. Обычно МЧ и Д договаривались о каком-то компромиссе и заканчивали на этом конфликт. Основного инициатора разрешения выделить нельзя, т. к. это в его роли был то МЧ, то Д. Но на компромисс чаще шел МЧ. Как разрешались? Кто инициатор разрешения был традиционно?

Позиции сторон:

Девушка: «В последнее время я вижу его с пивом очень часто, и это меня настораживает и мне не нравится. Я боюсь, что он будет вести себя как его отец, который пьет и уходит из дома на время пьянки».

Молодой человек: «Пиво помогает мне расслабиться. Когда я прихожу домой после работы, мне хочется отвлечься и отдохнуть. И я не вижу в этом ничего угрожающего нашему будущему».

Аргументы девушки: Твой отец пьет, значит и ты будешь пить.

Аргументы Молодого человека: я не хочу быть похожим на своего отца, я не буду пить так как он. У меня нервная работа я так расслабляюсь

2. Типология конфликта

По предмету конфликтного взаимодействия:

Реалистичный (инициатор конфликта, т.е. Д хочет добиться определенного результата)

По сферам возникновения:

Интересов (с помощью этого конфликта Д хочется добиться реализации своих интересов, а МЧ своих)

По субъектам конфликтного взаимодействия:

Межличностный (конфликт между двумя личностями. В процессе никто в конфликт вмешан не был)

По направленности на субъект:

Прямые (противоречия высказываются открыто)

По степени длительности и напряженности конфликта:

Слабовыраженный вялотекущий (конфликт длится уже несколько месяцев. МЧ постоянно пытает уйти от конфликта)

По отношению субъектов к конфликту:

Подлинный - ситуация с выпивкой действительно существует и именно эта ситуация не устраивает девушку.

Тип конфликтной ситуации:

  • - субъективный целенаправленный, т. к. девушка осознанно предъявила претензии МЧ
  • 3. Структурно-функциональный анализ конфликта

Участники конфликта и их характеристики, роли в конфликте:

Девушка: 21 год, студентка, в отношениях всегда старается быть лидером. Занимает активную позицию в конфликте, пытается разрешить конфликт с выгодой для себя, но при этом предлагает пойти на компромисс.

Молодой человек: 22 года, работает в милиции. В отношениях всегда советуется с девушкой, прежде чем что-то предпринять. Занимает пассивную позицию в конфликте (т. к. не воспринимает его как таковой), пытается уйти от конфликта

Для того, чтобы разобраться с основной проблемой причинами и возможными последствиями конфликта, воспользуемся методом древа:

Объект конфликта: стабильность отношений / совместное будущее

Вид объекта: интересы

Делимость объекта: объект, которым оба участника могут «владеть» совместно.

Предмет (предметы) конфликта: Систематическое употребление пива молодым человеком; невыполнение договоренности МЧ

В ходе конфликта формируется дополнительный предмет конфликта: невыполнение договоренности МЧ. Он возникает после того, как МЧ нарушает их с Д условную договоренность и возвращается к прежней ситуации.

Отстаиваемые позиции участников конфликта:

Для выявления отстаиваемых позиций интересов и потребностей субъектов конфликта воспользуемся таким методом анализа как луковица:

Девушка: Мне не нравится когда ты пьешь пиво (факт заключается в том, что МЧ пьет пиво. Интерпретация в том, что девушке это не нравится)

МЧ: Я не вижу ничего страшного в том, что я пью пиво (факт: МЧ не видит в употреблении пива ничего страшного)

Конфликтогены:

Нарушение договоренности со стороны МЧ. Претензии/критика со стороны девушки.

Типы конфликтогенов:

  • - проявления эгоизма (Д устанавливает свои правила);
  • - нарушение правил (МЧ нарушает установленную договоренность);

Интересы субъектов конфликта, потребности.

Из метода луковицы, приведенного выше выделим:

Интересы:

  • · Сохранение отношений,
  • · Гарантии на дальнейшее будущее (не будет так часто пить в будущем)
  • · Выполнение моих условий
  • · Держать ситуацию под контролем

Молодой человек:

  • · Сохранение отношений,
  • · Свобода действий в дальнейшем будущем
  • · Прекращение претензий и контроля со стороны Д

Побочные интересы:

Девушка: принципиальные интересы (конфликт разрешится, так как я предлагаю).

МЧ: психологические интересы (хочу, чтобы меня поняли, что я тоже имею право на отдых).

Основной точкой пересечения является интерес обеих сторон в сохранении отношений. В дальнейшем этот пункт может сыграть решающую роль для разрешения конфликта. Кроме того обе стороны заботятся о будущем, но каждый при этом думает о своем будущем, т. к. Д хочет, чтобы МЧ не употреблял алкоголь так часто и впредь, а МЧ хочет в своем будущем свободу действий.

Основной антагонистичной точкой является то, что Д хочет держать ситуацию под контролем, а МЧ хочет освободится от контроля, кроме того Д хочет, чтобы ситуация разрешилась в соответствии с ее представлениями, а МЧ хочет чтобы его поняли в его праве на такой отдых. Эти противоречия могут стать серьезным препятствием на пути решения конфликта.

Потребности:

Девушка: в безопасности (хочет защитить себя от поведения схожего с поведением отца МЧ)

МЧ: в признании (хочет, чтобы его услышали и поняли)

Виды поведения участников конфликта:

Девушка: вначале компромисс, затем приспособление

МЧ: всегда уход от конфликта, даже когда пошел на компромисс

Оценка перспективности тех или иных типов поведения для решения проблемы:

Для решения проблемы наиболее перспективным видом поведения будет компромисс или сотрудничество, которые помогут каждой из сторон не остаться в «проигрыше». Такое поведение как уход от конфликта и приспособление поможет лишь на время приостановить конфликт, но вследствие неразрешенности он будет возобновляться снова и снова.

Границы конфликта: на всем протяжении конфликта границы не менялись. В конфликт не вовлекались третьи лица.

Девушка: постановка в пример отношений в семье МЧ. Обращение к будущему

МЧ: отношения с отцом. Приведение аргумента об усталости на работе

Ранги сторон:

Девушка: оппонент 1-го ранга (выступает от своего имени и преследует свои собственные интересы)

МЧ: оппонент первого ранга

По ходу развертывания конфликтов изменения рангов не произошло

Позитивные и негативные функции данного конфликта.

Позитивные:

  • · конфликт способствует расстановке приоритетов (у Д это спокойное будущее. У МЧ возможность свободы действий)
  • · благодаря конфликту обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении (в прошлых конфликтах МЧ чаще шел на компромисс, а следовательно поступался своими интересами, а этот конфликт помог вынести эту проблему к поверхности, когда МЧ нарушил договоренность)

Негативные:

  • · вследствие конфликта подрывается доверие одной из сторон к другой (Д после нарушенного МЧ договора, не пытается разрешить конфликт из-за недоверия к изменению поведения МЧ)
  • · конфликт приводит к разобщению (конфликтная ситуация в любом случае будет расставлять субъектов по разные стороны «баррикад»)