Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. The Magic cafe: Крах витализма

Витали́зм (от лат. vitalis - «жизненный») - устаревшее учение о наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы, управляющей жизненными явлениями - «жизненной силы» (лат. vis vitalis ) («души», «энтелехии», «археи» и проч.). Теория витализма постулирует, что процессы в биологических организмах зависят от этой силы, и не могут быть объяснены с точки зрения физики, химии или биохимии .

Витализм развивался в масштабе цивилизационных эпох:

  • в восточных учениях - «ци » или «прана » (представление об энергетической структуре человека), в учении Гиппократа эти энергии назывались «гуморы»;
  • в аристотелевском классицизме сущность живого выносилась вне физического контекста в так называемые «энтелехии »;
  • в христианской, буддийской традициях сущность/исток жизни относили непосредственно к Абсолюту (см. Гегель и теоретическая биология);
  • у Ганса Дриша энтелехия получила интерпретацию в экспериментальных данных и имеет антимеханистическую направленность;

В результате накопления опытных данных химией и биологией, начиная с синтеза мочевины , витализм потерял своё значение. В настоящее время он относится к неакадемическим теориям и часто используется как пейоративный эпитет .

Развитие

Виталистические воззрения уходят корнями в анимизм . Хотя они были общепринятыми, попытки создать правдоподобную научную модель начинаются с начала XVII в., когда было предположено, что материя существует в двух совершенно различных формах, отличающихся поведением по отношению к теплоте. Эти две формы были названы «органическая» и «неорганическая». Неорганическая материя может быть расплавлена и возвращена в первоначальное состояние, как только будет прекращено нагревание. Органические структуры «спекаются» при нагревании, переходя в новые формы, которые невозможно восстановить до прежнего состояния, просто прекратив нагревание. Велись споры, является ли причиной различий между этими двумя формами материи существование «жизненной силы», присутствующей только в «органической материи».

Теория о микробиологических причинах заболеваний, поддержанная изобретением микроскопа в XVI веке , уменьшила значение витализма в западной медицине, и роль органов в жизнедеятельности стала более понятной, уменьшая потребность в объяснениях феномена жизни посредством мистических «жизненных сил». Тем не менее, некоторые учёные все ещё считали виталистические идеи необходимыми для полного описания природы.

В начале XIX века Йёнс Якоб Берцелиус , известный как один из отцов современной химии, отверг мистические объяснения витализма, но, тем не менее, велись споры о существовании регулирующей силы внутри живой материи, поддерживающей её функции. Карл Рейхенбах позднее разработал теорию «Силы Одина», формы жизненной энергии, которая пронизывает живые существа. Эта концепция так и не получила большой поддержки, несмотря на авторитет Рейхенбаха. Теперь витализм часто используется как уничижительный эпитет. Но, несмотря на это, Эрнст Майр , сооснователь синтетической теории эволюции и критик витализма и редукционизма , писал в 2002 году:

Было бы антиисторично высмеивать виталистов. При чтении работ ведущих виталистов, таких как Дриш, приходится согласиться с тем, что многие основные проблемы биологии не могут быть разрешены при помощи философии подобной Декартовой, в которой организм считается просто машиной… Логика критиков витализма была безупречна. Но все их попытки найти научный ответ на все так называемые виталистические явления оканчивались неудачей… Отвергая философию редукционизма, мы не атакуем анализ. Никакая сложная система не может быть понята иначе как через тщательный анализ. Во всяком случае, взаимодействие компонентов должно приниматься во внимание так же, как свойства отдельных компонентов.

Месмеризм

В XVIII веке была популярной виталистическая теория «животного магнетизма » Ф. А. Месмера . Однако русский термин животный магнетизм - перевод термина Месмера magnétisme animal - является неверным по четырём причинам:

  • Анима - аристотелевский базовый термин, трактат «De Anima», греч. «пере психе» - «О душе»
  • Месмер выбрал свой термин, чтобы разграничить его вариант магнитной силы от тех, которые относились в то время к минеральному магнетизму , космическому магнетизму и планетарному магнетизму .
  • Месмер считал, что открытая им сила действует только внутри тел людей и животных.
  • Месмер выбрал слово animal за его происхождение от лат. «animus» - «дыхание», чтобы идентифицировать эту силу, как качество, присущее созданиям, наделенным дыханием: людям и животным.

Идеи Месмера стали такими популярными, что король Людовик XVI созвал две комиссии для исследования месмеризма. Одну возглавлял Жозеф Гильотен , вторую - Бенджамин Франклин , которая включала Жозефа Сильвана Бальи и Лавуазье . Члены комиссий изучили теорию Месмера и видели пациентов, впадавших в транс. В саду Франклина пациента подводили к пяти деревьям, одно из которых было «месмеризовано»; пациент обнимал каждое дерево по очереди, чтобы принять «жизненные флюиды», но упал у «неправильного» дерева. В доме Лавуазье 4 обычных чашки с водой были поднесены к «восприимчивой» женщине, и четвёртая чашка вызвала конвульсии. Но женщина спокойно выпила «месмеризованное» содержимое пятой, считая её обычной водой. члены комиссии заключили, что «флюиды без воображения бессильны, однако воображение без флюидов может произвести эффект флюида». Это важный пример победы силы разума и контролируемого эксперимента над ложными теориями. Иногда считается, что виталистские идеи ненаучны, потому что непроверяемы; здесь теория была не только проверена, но и признана ложной.

Витализм в истории химии

В истории химии витализм играл ведущую роль, отличая органические и неорганические вещества, следуя аристотелевскому различию между царством минералов и царствами животных и растений. Главной предпосылкой этих виталистических воззрений было владение органическими веществами, в отличие от неорганических, «жизненной силой». Из этого вытекало и было предсказано, что органические соединения не могут быть синтезированы из неорганических. Однако химия развивалась, и в 1828 году Фридрих Вёлер синтезировал мочевину из неорганических компонентов. Вёлер написал Берцелиусу письмо, в котором говорил, что он стал свидетелем «великой трагедии в науке - убийства прекрасной гипотезы уродливым фактом». «Прекрасной гипотезой» был витализм; «уродливым фактом» - пробирка с кристаллами мочевины.

Согласно общепринятым взглядам на прогресс химической науки, последовавшие за этим открытия отвергли «витальную силу», по мере того, как все большее количество жизненных процессов стало возможным объяснить химическими или физическими явлениями. Тем не менее, не считается, что витализм умер именно в тот момент, когда Вёлер синтезировал мочевину. «Миф о Вёлере», как он был назван историком науки Питером Дж. Рамбергом, зародился в научно-популярной книге об истории химии, опубликованной в 1931 году, которая «игнорируя все претензии на историческую точность, превратила Вёлера в рыцаря, который совершал попытку за попыткой синтезировать природное вещество, которая опровергла бы витализм и сдёрнула покров невежества, до тех пор, пока „в один день не свершилось чудо“».

Основной антимеханический тезис в химии - телеологичность процессов, уже не объясняемых механически на уровне клетки (см. например Albrecht-Buehler).

Некоторые величайшие умы того времени продолжали исследовать витализм. Луи Пастер , вскоре после его знаменитого опровержения теории спонтанного

Крушение витализма, история химии «Азимов»

Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии.

Крушение витализма

Еще со времени открытия огня человек разделил вещества на две группы: горючие и негорючие. К горючим веществам относились, в частности, дерево и жир или масло, они в основном и служили топливом. Дерево - это продукт растительного происхождения, а жир и масло - продукты как животного, так и растительного происхождения. Вода, песок, различные горные породы и большинство других веществ минерального происхождения не горели, более того, гасили огонь.

Таким образом, между способностью вещества к горению и принадлежностью его к живому или неживому миру существовала определенная связь. Хотя, безусловно, были известны и исключения. Например, уголь и сера - продукты неживой материи - входили в группу горючих веществ.

Накопленные в XVIII столетии знания показали химикам, что судить о природе веществ, исходя только из их горючести или негорючести, нельзя. Вещества неживой природы могли выдерживать жесткую обработку, а вещества живой или некогда живой материи такой обработки не выдерживали. Вода кипела и снова конденсировалась в воду; железо или соль расплавлялись, но, остывая, возвращались в исходное состояние. В то же время оливковое масло или сахар при нагревании (даже в условиях, исключающих возможность горения) превращались в дым и гарь. То, что оставалось, не имело уже ничего общего с. оливковым маслом или сахаром, и превратить этот остаток в оливковое масло или сахар больше не удавалось. Словом, вещества этих двух групп вели себя принципиально различным образом.

В 1807 г. Берцелиус предложил вещества, подобные оливковому маслу или сахару, которые типичны для живой природы, называть органическими . Вещества, подобные воде и соли, которые характерны для неживой природы, он назвал неорганическими .

Химиков не переставало удивлять, что органические вещества при нагревании или каком-либо другом жестком воздействии легко превращаются в неорганические вещества. (Возможность обратного превращения, т. е. превращения неорганического вещества в органическое, была установлена несколько позднее.) То время было временем господства витализма - учения, рассматривающего жизнь как особое явление, подчиняющееся не законам мироздания, а влиянию особых жизненных сил (vis vitalis) . Защитником витализма веком раньше был Шталь, основатель теории флогистона (см. гл. 5). Сторонники витализма утверждали, что для превращения неорганических веществ в органические требуется какое-то особое воздействие («жизненная сила»), которое проявляется только внутри живой ткани. По этой причине неорганические соединения, например воду, можно было найти повсюду - в пределах и живого, и неживого мира, тогда как органические соединения, образующиеся под воздействием жизненной силы, можно найти только в живых тканях.

Химики, имевшие дело с самыми обычными соединениями и пользовавшиеся самыми обычными методами, осуществить превращение, требовавшее участия жизненных сил, естественно, не могли.

Первые сомнения в справедливости такого утверждения возникли после опубликования в 1828 г. работы Фридриха Вёлера (1800-1882), немецкого химика, ученика Берцелиуса. Вёлера, в частности, интересовали цианиды и родственные им соединения. Нагревая цианат аммония (в то время это соединение безоговорочно причисляли к неорганическим веществам, не имеющим ничего общего с живой материей), Вёлер обнаружил, что в процессе нагревания образуются кристаллы, похожие на мочевину - продукт жизнедеятельности человека и животных, выделяющийся в значительных количествах с мочой. Тщательно изучив эти кристаллы, Вёлер установил, что он действительно получил мочевину - бесспорно органическое соединение.

Вёлер несколько раз повторил опыт и, убедившись, что он по своему желанию может превращать неорганическое соединение (цианат аммония) в органическое (мочевину), сообщил о своем открытии Берцелиусу. Берцелиус был упрямым человеком, который редко менял свое мнение под чьим-либо влиянием, однако в этом случае он вынужден был согласиться, что проведенное им, Берцелиусом, разделение на органические и неорганические соединения оказалось не таким четким, как он полагал.

Однако не надо переоценивать значения этой работы Вёлера . Сама по себе она не столь уж существенна. Строго говоря, цианат аммония не является типичным неорганическим соединением, но даже если считать его таковым, то превращение цианата аммония в мочевину (как со временем и было показано) является просто результатом изменения расположения атомов внутри молекулы. И в самом деле, ведь молекула мочевины фактически является перестроенной молекулой все того же цианата аммония.

И тем не менее значение открытия Вёлера отрицать нельзя. Оно способствовало низвержению витализма и вдохновило химиков на попытки синтеза органического вещества; не будь этого открытия, химики направили бы свои усилия в другом направлении.

В 1845 г. Адольф Вильгельм Герман Кольбе (1818-1884), ученик Вёлера, успешно синтезировал уксусную кислоту, считавшуюся в его время несомненно органическим веществом. Более того, он синтезировал ее таким методом, который позволил проследить всю цепь химических превращений - от исходных элементов (углерода, водорода и кислорода) до конечного продукта - уксусной кислоты. Именно такой синтез из элементов , или полный синтез , и был необходим. Если синтез мочевины Вёлера породил сомнения относительно существования «жизненной силы», то синтез уксусной кислоты Кольбе позволил решить этот вопрос.

Французский химик Пьер Эжен Марселен Бертло (1827-1907) в 50-е годы XIX в. начал систематическую разработку синтеза органических соединений и достиг больших успехов. Он синтезировал, в частности, такие хорошо известные и важные соединения, как метиловый и этиловый спирты, метан, бензол, ацетилен. Бертло «нарушил границу» между неорганической и органической химией, покончив с пресловутым «запретом». В дальнейшем такое «нарушение границ» стало обычным.

Alumabright Aluminum Cleaner Brightener 128 ounces (1 Gallon)


$5.95
End Date: Monday Apr-1-2019 13:48:30 PDT
Buy It Now for only: $5.95
|
Robtec Assorted Steel Wool, Coarse, Medium, Fine (12-Pack)

$12.95
End Date: Tuesday Apr-23-2019 11:22:53 PDT
Buy It Now for only: $12.95
|
WD 40 Electrical Contact Cleaner Spray Circuit Board Car Electronics Connection

$7.16
End Date: Tuesday Apr-23-2019 16:58:23 PDT
Buy It Now for only: $7.16
|
8 oz WD-40 Multi-Purpose Lubricant w/ Smart Straw - Spray Two Ways NEW 490026

$3.45
End Date: Wednesday Apr-24-2019 11:43:30 PDT
Buy It Now for only: $3.45
|
16 pack - HOMAX brand (1 Bag) (16 Pads) #0000 (0000) SUPER FINE Steel Wool

$8.99
End Date: Sunday Apr-21-2019 6:27:38 PDT
Buy It Now for only: $8.99
|
Magic Goo Gone Citrus Solvent 8 oz Bottle 2087 Removes Gum Grease and Tar

$9.69
End Date: Tuesday Apr-23-2019 18:56:59 PDT
Buy It Now for only: $9.69
|
WD-40 ELECTRICAL CONTACT CLEANER SPRAY Special Electronic Equipment Cleaner 11Oz

$17.99
End Date: Sunday Apr-21-2019 9:23:06 PDT
Buy It Now for only: $17.99
|
Pack of 3 WD-40 Multi-Use Product Multi Purpose Lubricant Smart Straw Spray 8 oz
181528 123795 139103 141754 26516 88115 183206 78205

349 руб


В книге собраны задачи по всем разделам органической химии, для их решения требуются знания не только синтетических методов, но и основ ИК- и ЯМР-спектроскопии. В начале сборника помешены методические указания, помогающие студентам найти правильный подход к решению каждой конкретной многостадийной задачи, а также перечень реакций, наиболее часто использующихся в синтетической органической химии. В конце книги помещены ответы, облегчающие самостоятельную работу студентов, причем во многих случаях помимо оптимальных приводятся несколько вариантов решений.

Книга рассчитана на студентов и преподавателей химических факультетов университетов, а также других вузов химического профиля.

230 руб


Практическое пособие по органической химии

Учебное пособие построено таким образом, что прослеживается связь с теорией химического строения A.M.Бутлерова.
В учебном пособии изложены основные свойства органических соединений, их строение, получение. В каждой главе, после изложения теоретического материала, даны обучающие задачи, которые помогают студенту глубже понять теоретический материал.
В пособии приводятся контрольные карты, с помощью которых студент может проверить уровень своей подготовки, а также задания для контроля усвоения знаний со стороны преподавателя.
Данная работа предназначена для студентов всех форм обучения: очного, заочного, дистанционного.
Учебное пособие предназначено для студентов строительных специальностей.

748 руб


Аналитическая химия. Практикум

В учебном пособии представлены материалы по качественному химическому анализу катионов, анионов, их смесей, индивидуальных веществ и их смесей.

Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по фармацевтическим, химическим и другим специальностям, предусматривающим освоение курса аналитической химии.

867 руб


Физическая химия. Сборник вопросов и задач

Пособие содержит вопросы и задачи по всем разделам физической химии в соответствии с содержанием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Сборник построен по следующему принципу: каждая глава начинается с краткого теоретического введения, за которым следуют вопросы по теме, приведены примеры решения типовых задач и задачи для самостоятельного решения. К расчётным задачам имеются ответы. В приложении собрана вся необходимая для решения задач информация.
Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата "Педагогическое образование" (профиль "Химия. Пособие будет полезно также учителям химии средних общеобразовательных школ при рассмотрении вопросов физической химии в школьном курсе.

196 руб


Элементарное введение в теорию наносистем. Учебное пособие

В книге в рамках единого подхода рассматривается широкий круг задач: от электронных состояний в потенциальных ямах до квантового эффекта Холла. Особое внимание уделяется электронной структуре низкоразмерных систем и их транспортным особенностям в наноразмерной области. Подробно описываются свойства поверхности и ее адсорбционная способность. Подчеркнем, что здесь излагаются физические идеи и теоретические подходы к изучаемым проблемам, наборы же экспериментальных фактов, равно как и описание самих экспериментов, остаются за рамками настоящей книги.
Каждая глава сопровождается задачами, предложены темы соответствующих семинаров. Для углубленного изучения материала по каждой главе приводится список дополнительной литературы. Отметим, что для успешного усвоения предлагаемого материала вполне достаточно знаний математики и квантовой физики, получаемых студентами на первых трех курсах университетов.

Настоящее учебное пособие предназначено для бакалавров и магистров физических и материаловедческих направлений, но может быть полезно аспирантам и молодым научным сотрудникам, интересующимся данной проблематикой.

736 руб


Коррозия и защита от коррозии. Учебное пособие

Наиболее современное учебное пособие по коррозии и защите металлов и сплавов. Издание отличается универсальностью и охватывает все основные аспекты науки о коррозии и практики противокоррозионной защиты.
Наряду с основными принципами электрохимической, атмосферной и высокотемпературной коррозии, включая термодинамические и кинетические стороны явлений, рассмотрены коррозионные свойства важнейших металлов (железо и различные стали, алюминий, медь, никель и их сплавы, титан, кобальт и др.) в различных средах. Рассмотрены методы контроля коррозии, защитные покрытия и электрохимические методы защиты.
Изложены современные представления о влиянии на коррозионное поведение металлов и сплавов механических, металлургических и химических факторов. Особое внимание уделено термодинамике и кинетике электрохимических процессов, включая теорию смешанного потенциала, диаграммы Эванса и роль ингибиторов коррозии.

Для студентов, аспирантов и преподавателей химических и химико-технологических факультетов, исследователей и разработчиков.

1329 руб


Основы общей химии. Учебное пособие

В учебном пособии по химии для иностранных студентов подготовительных факультетов вузов даны основные положения общей химии в современной трактовке с использованием минимального лингвистического материала. Таблицы и графики включают максимально формализованные и структурированные тексты. При написании учитывались программы по химии для иностранных студентов, занимающихся на подготовительных факультетах учебных заведений РФ. Пособие адаптировано с учетом программы по русскому языку. Каждая глава содержит лексико-грамматический материал, новые для студентов грамматические формы. Предлагаемое пособие является основным звеном учебного комплекса по курсу "Общая химия" для иностранных студентов подготовительных факультетов Российского университета дружбы народов.

1410 руб


Монооксид европия для спинтроники

Обсуждаются принципы работы полупроводниковых устройств спиновой электроники. Они основываются на особенностях строения электронной и магнитной структур ферромагнитных полупроводников (ФП) и немагнитных широкозонных полупроводников (П). Рассмотрены модели реализации спинового токопереноса в контактах ФП/П на один из зеемановских электронных уровней в запрещенной зоне энергий немагнитного полупроводника. Приводятся результаты экспериментальных исследований подобных структур, в том числе структур с участием композита на основе монооксида европия, свидетельствующие о возможности создания на их основе твердотельных спинтронных устройств для миллиметровой и субмиллиметровой спектроскопии твердого тела, а также элементов квантовых устройств спиновой информатики, способных работать при комнатных температурах.

Предназначено для студентов направлений подготовки, входящих в УГС: "Физика и астрономия", "Электроника, радиотехника и системы связи", "Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии", "Физико-технические науки и технологии", "Технологии материалов", "Нанотехноло-гии и наноматериалы" и других физико-математических направлений подготовки, а также для аспирантов, преподавателей и научных сотрудников.

619 руб


Аналитическая химия. Лабораторный практикум

Практикум состоит из трех частей. Первая часть содержит общие сведения о технике безопасности и правилах работы в химической лаборатории, основных приемах работы с химической посудой и реактивами, проведении основных химико-аналитических операций и метрологии анализа. Вторая часть представляет собой описание 50 работ лабораторного практикума по химическим методам анализа. Третья часть посвящена физико-химическим методам анализа. Изложены основы и техника выполнения 75 работ с применением приборов отечественного производства. Для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки дипломированных специалистов химико-технологического профиля. Может быть использован студентами энергетических, сельскохозяйственных, медицинских, металлургических, педагогических и других вузов, а также сотрудниками заводских и экологических лабораторий.

189 руб

Витализм (от латинского vitalis – живой, животворный) – идеалистическое движение в биологии, которое допускает наличие нематериальной жизненной силы в любом живом организме. Предпосылки теории витализма можно наблюдать в философии Платона и Аристотеля, которые говорили о бессмертной душе (психее) и нематериальной силе (энтелехии), которая управляет явлениями живой природы. Потом человечество увлеклось механическим объяснением явлений, о витализме вспомнили только в 17 веке. Последний расцвет неовитализма пришелся на вторую половину 19 века. Но с развитием биологии и медицины теория витализма была развенчана, давайте и мы посмотрим, в чем ее несостоятельность.

Витализм и его крах

Во все времена человечество интересовал вопрос зарождения жизни. Пока научная мысль не была развита, объяснения религиозного толка не вызывали ни у кого сомнений. А вот, когда люди поняли, что миром правят механические законы, теория божественного происхождения стала вызывать у многих сомнения. Но вот в чем дело, наука тоже не могла дать аргументированного объяснения возникновения жизни. Вот тогда и появился витализм, не отрицающий физические законы, но и признающий существование нематериальной движущей силы, которая является началом начал. Окончательное формирование концепции витализма пришлось на период стремительного развития науки, когда люди окончательно разуверились в том, что объяснение мироустройству можно дать исключительно с рациональной и практической точки зрения. Большой вклад в формирование теории внесли такие ученые как Г. Шталь (врач) и Х. Дриш (эмбриолог). Последний, в частности, говорил, что никогда ученые не смогут создать ни одного живого существа, ибо процесс творения не может быть областью механики.

Но шли годы, наука развивалась, открывались все новые законы. В конце концов, по витализму был нанесен сокрушительный (по мнению тех, кто его наносил) удар. В 1828 году Ф. Велер (немецкий химик) обнародовал свои работы, в которых приводил результаты экспериментов по синтезу мочевины. Ему удалось создать органическое соединение из неорганики так, как это делают почки живого существа. Это было первым толчком к краху витализма, и последующие исследования наносили все больший и больший урон этой теории. В 50-х годах XX века началась систематическая разработка синтеза органических веществ. Французскому химику П.Э.М. Бертло удалось синтезировать метан, бензол, этиловый и метиловый спирты, а также ацетилен. В этот момент граница между органикой и неорганикой, считавшаяся нерушимой, была разрушена. Современные исследования не оставляют от витализма ничего – люди смогли синтезировать вирус, достигли успехов в клонировании и мало ли куда еще заведет нас наука, может быть в скором времени мы научимся создавать биороботов – совершенно новую форму жизни, встав таким образом на одну ступень с Творцом.

Теория витализма в современном мире

Ну вот, разобрались, наука – форевер, витализм – на свалку! Но не спешите с выводами, открытие законов, которым подчиняются природные явления, ни в коей мере не отрицает теорию витализма, ведь кто-то (или что-то) эти законы должен был придумать. Более того, философы прошлого считали математику почти религией (Пифагор, Платон). Ученые хвалятся синтезом органических веществ и созданием вируса? На здоровье, только пусть не забывают, что они ничего не создавали, а только повторили уже существующий результат, как талантливый портной распоров старые брюки, сшил точно такие же из другой материи. Человек – результат естественного отбора. Теория спорная, но согласимся, только вот что послужило толчком к его началу? Изменяющиеся условия жизни? А что послужило толчком к их изменению? Сплошные вопросы, на которые наука не знает ответа, и никогда не узнает, если не отбросит гордость и не признает, что мир имеет не только физическую составляющую, но и сверхфизическую.

ВИТАЛИЗМ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ВИТАЛИЗМ

(от лат. vitalis – жизненный) – идеалистич. направление в биологии, объясняющее специфику жизненных явлений присутствием в живых телах особых нематериальных, непознаваемых сил. В трактовке сущности живого В. исходит из ложных, метафизич. представлений об абсолютности различия явлений органич. и неорганич. природы. Зачатки В. относятся к античности. Идеалистич. представления Платона о бессмертной душе – "психее", оживляющей растительный и животный , идеи Аристотеля о существовании особой нематериальной силы, "энтелехии", управляющей явлениями живой природы, свидетельствуют о наличии элементов В. в этих учениях. Более ярко В. проявился во взглядах неоплатоника Плотина, к-рый утверждал наличие в живой природе особого "животворящего духа" (vivere facit). Имеется , что им впервые было выдвинуто "жизненной силы", вошедшее в последующие виталистич. теории (см. А. И. Опарин, Возникновение жизни на земле, 1957, с. 15).

Низкий уровень науч. знаний, сложность жизненных процессов, явлений регенерации, целесообразности и целостности организмов приводили нек-рых естествоиспытателей к ненауч. толкованию этих вопросов, к идеализму и мистике.

Только с успешным развитием естествознания рушились устои В. в одной области науки за . В 17 в. англ. врач У. Гарвей, творец теории кровообращения, опроверг распространенные в медицине виталистич. взгляды римского врача К. Галена (2 в.) о том, что причиной движения крови в организмах является особая "пульсирующая " (vis pulsica). Однако Гарвей с виталистич. позиций объясняет зародышевого развития организмов, совершающийся якобы лишь под воздействием особого жизненного принципа (см. "Исследование происхождения живых организмов"– W. Harvey, Exercitationes de generatione animalium, 1651). Нем. врач Парацельс (16 век) выдвигает идею о существовании в организмах особой целесообразно действующей – "духа жизни", или "архея". Эта виталистич. в дальнейшем была развита флам. ученым Ван-Гельмонтом (см. "Рождение медицины"– J. В. van Helmont, Ortus medicinae, 1648).

Тщетность попыток объяснить законы живой природы чисто механистич. путем способствовала распространению виталистич. теорий. Нем. врач и химик Г. Шталь в противовес механистич. объяснению явлений жизни выдвинул идею о "душе" как управляющей всем живым (см. "Истинная теория медицины"– G. Stal, Theoria medica vera..., 1708). Последователь Шталя, нем. анатом И. Блуменбах, признавал наряду с естеств. законами природы, по к-рым развивается живой , существование "формообразующей силы" (nisus formativus), "врожденной органическим телам и непрестанно действующей пока они живы" (см. "Об образовательном стремлении"– J. F. Blumenbach, Über den Bildungstrieb und das Zeugungsgeschäft, 1781).

Открытие и закона сохранения вещества и движения М. В. Ломоносовым и А. Лавуазье положило начало новому этапу в развитии науки о жизни – изучению химич. состава живой материи. Открытие нем. химика Ф. Велера, впервые синтезировавшего (1824) из неорганич. веществ органич. – мочевину, нанесло удар виталистич. представлениям о принципиальном различии между органич. и неорганич. природой. Теория химич. строения вещества А. Н. Бутлерова и др. дала возможность исследовать органич. соединения, синтезировать в лаборатории и пром-сти большое сложных органич. веществ. Вскрыв и материалистически объяснив причины целесообразного строения организмов, Дарвин опроверг виталистич. представления о наличии в организмах изначально им присущих целесообразно действующих сил и тем самым нанес "смертельный удар телеологии" в естественных науках. К сер. 19 в. В. был вытеснен материалистич. объяснением жизненных явлений, но в конце 19 и нач. 20 вв. с наступлением эпохи империализма и усилением реакции во всех областях науки в биологии вновь появилось идеалистич. течение т.н. неовитализма. К. А. Тимирязев о нем писал, что это есть не что как "вненаучная против научного духа времени, возврат к теолого-метафизическому складу мышления" (Соч., т. 5, 1938, с. 452). Напр., используя ряд экспериментальных данных в области исследования зародышевого развития организмов, явлений регенерации и др., реакц. нем. биолог Г. Дриш ложно истолковал их и создал учение об особых, непознаваемых "факторах", обусловливающих организма, целесообразность его строения и функций. Таким "фактором" у Дриша является "энтелехия", или "психоида". Она – нематериальна, непротяженна, "может быть только мыслима", но тем не менее способна регулировать жизненные процессы в организме. Аналогично этому нем. естествоиспытатель И. Рейнке выдвинул идею об особых импульсах ("доминомах"), будто бы стоящих над силами природы и управляющих ими. "Я понимаю под ними... проявляющееся в организмах принуждение, которое управляет находящимися в его распоряжении энергиями" (Рейнке И., Сущность жизни, СПБ, 1903, с. 119). В конце 19 – нач. 20 вв. возродился в связи с разработкой проблемы происхождения жизни. Приветствуя "старушки жизненной силы" в вопросе о происхождении жизни, русский ботаник И. П. Бородин писал: "наш... догорающий XIX век осекся... на вопросе о происхождении жизни" ("Протоплазма и витализм", СПБ, 1895, с. 30). Воспользовавшись крахом механистич. теории самозарождения, неовитализм пытался доказать нематериальный жизни, невозможность познания ее сущности (нем. ученые Г. Дриш, Я. Икскюль, Э. Липман, Л. Берталанфи и др.). Липман писал, что ограниченные познавательные не дают нам возможности проникнуть в проблему жизни, что мы не можем познать ее , которая является метафизической (см. "Urzeugung und Lebenskraft", В., 1933, S. 120–21). Виталистич. идеи о целесообразно действующих в органич. мире непознаваемых "жизненных факторах" до сих пор имеют хождение среди зарубежных ученых-идеалистов. Так, Берталанфи в работе "От молекулы к органическому миру" (L. von Bertalanffy, Vom Molekül zur Organismenwelt, 1949) развивает идею т.н. эквифиналитета – непознаваемого, нематериального "жизненного фактора", определяющего развитие организмов. Нем. естествоиспытатель А. Венцль продолжает учение Г. Дриша об "энтелехии". Такие течения в совр. бурж. науке, как "биологика", " ", "холизм" и др., развивают идеи неовитализма и, становясь все более реакционными, скатываются к оккультизму и фидеизму. Книга реакц. амер. ботаника Э. Синнотта "Материя, и человек" (Е. Sinnott, Matter, mind and , 1957) является примером "достижений" совр. В. Живая , по Синнотту, в отличие от неживой, организуется и управляется особым творческим началом, к-рое является одним из атрибутов бога.

В России виталистич. теории не получили большого распространения; отд. попытки насаждения в науке виталистич. идей (А. Данилевский, И. П. Бородин, теория "номогенеза" Л. С. Берга, "практический" витализм А. Гурвича) подвергались резкой критике. Трудами крупнейших рус. естествоиспытателей-материалистов К. А. Тимирязева, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, И. П. Павлова, И. В. Мичурина, А. Н. Баха, В. Л. Комарова и др. В. был нанесен сильный удар. Исследованиями процессов фотосинтеза у растений К. А. Тимирязев опроверг В. о том, что жизненные процессы в организме не подчиняются закону сохранения и превращения энергии. Учение И. П. Павлова о ведущей роли центр. нервной системы в регуляции жизненных функций организма дает материалистич. проблемы организма как целого, разбивает реакц. вымыслы виталистов о невозможности материалистич. объяснения психич. явлений (Г. Бунге, В. Келлер, Ч. Шеррингтон), а также идеи "психовитализма" о наличии в каждой клетке особой "клеточной души" (А. Паули, Р. Франсе и др.). А. Н. Бах трудами по биохимии растений разоблачил виталистич. идеи о творческой энергии "жизненной силы", преодолевающей якобы пассивность и инертность отд. химич. компонентов и формирующей их в живой организм.

Науч. критика В. с позиций диалектич. материализма дана в трудах Энгельса и Ленина. Энгельс показал, что для объяснения качеств. своеобразия явлений жизни нет никакой необходимости прибегать к помощи мистич. сил. Жизнь, указывал он, есть способ существования белковых тел, существенным моментом к-рого является непрерывный как процесс самосовершающийся, направленный на самообновление живой системы. Живое возникло из неживого на определ. ступени развития природы; разрыва между органич. и неорганич. природой не существует. Совр. материалистич. полностью подтверждает эти положения диалектич. материализма.

Достижения материалистич. биологии, химии, физики и др. наук ярко свидетельствуют о несостоятельности виталистич. идей.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; его же, Материализм и , там же, т. 14 , с. 60, 63–66, 70, 237–39, 309–16; Герцен А. И., Письма об изучении природы, Избр. философские произв., т. 1, , 1948; Тимирязев К. Α., Исторический в биологии, Соч., т. 6, [М. ], 1939; его же, Витализм и , Соч., т. 5, [М.], 1938; его же, Витализм, там же; Павловские среды, т. 1–3, М.– Л., 1949; Мичурин И. В., Избр. соч., М., 1948; Геккель Э., Мировые загадки, пер. с нем., М., 1937; Комаров В. Л., Избр. соч., т. 1, М.–Л., 1945, с. 14, 542–51, 640; Опарин А. И., Возникновение жизни на Земле, 3 изд., М., 1957, с. 43–48, 53–54, 59; Бородин И. П., Протоплазма и витализм, СПБ, 1894; Данилевский А. Я., Живое вещество, "Вестник Европы", 1896. т. 3; Берг Л. С., Номогенез, или на основе закономерностей, П., 1922; Дриш Г., Виталием, его история и система, М., 1915; его же, Самостоятельность биологии как науки, в кн.: Новые идеи в биологии, сб. 1, СПБ, 1913; Рейнке И., Сущность жизни, пер. с нем., [б. м. и г.]; Вольф Г., Механизм и витализм, в кн.: Ρейнке И., Сущность жизни, пер. с нем., [б. м. и г.]; Бунге Г., Идеализм и , там же; Φрансэ Р., Чувствуют растения, пер. с нем., СПБ, 1910; его же, Философия естествознания (Современное положение дарвинизма), СПБ, 1908; IIIеррингтон Ч., Ассоциация спинномозговых рефлексов и общего поля, в сб. статей: Успехи биологии, вып. 1, Одесса, 1912; Lippmann E., Urzeugung und Lebenskraft, В., 1933; Wenzl Aloys, Wissenschaft und Weltanschauung, Hamb., 1949.

Л. Шипкова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ВИТАЛИЗМ

ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis-жизненный)-мировоззренческая в биологии, согласно которой все живые системы принципиально отличаются от косных тел тем, что в основе их существования и проявлений жизнедеятельности лежит внутренне присущая им целесообразность, а их развитие является целенаправленным (телеология). Виталистическое берет свое начало от Аристотеля, считавшего главной биологической проблемой развитие и неразрывно связанное с ним формооб

разование, а также от его учения о четырех видах причин самодвижения живых тел. Последовательными виталистами были многие натуралисты (В. Гарвей, Г. Э. Шталь, К. Ф. Вольф, К. Линней, Ж. Бюффон, Г. Р. Тревиранус, К. Бэр), заложившие основы биологии как самостоятельной науки, ставящей своей задачей раскрыть собственные законы жизни, которые не сводимы к законам, определяющим явления неорганического мира. Однако в работах ранних виталистов попытки конкретизации принципа, руководящего жизненными проявлениями, свелись к посту лированию существования сверхфизических, трансцендентных “сил” типа “vis vitalis” (жизненная сила), “оживляющих” материю. Такого рода постулаты не допускали опытной проверки и не способствовали развитию биологической науки.

С сер. 19 в. витализм уступил свои позиции альтернативной мировоззренческой позиции в биологии- механицизму Согласно последнему, все биологические явления могут быть сведены к законам физики и химии, а сама есть прикладной раздел этих наук. Механицизм полностью отвергает телеологию, а целесообразные свойства живых организмов объясняет результатом естественного отбора. Этот подход, доминирующий в биологии и в , основан на расчленении биологических систем на отдельные составные части, выяснении их структур и анализе биологических функций как причинно-следственных цепочек, в ходе которых структурные переходят из одного более или менее устойчивого состояния в другое. Он оказался чрезвычайно плодотворным для выяснения деталей механизмов, реализующих разнообразные биологические функции. Однако механицизм не дает ответа на основной биологии о природе биологического формообразования как процесса осуществления наследственных задатков во времени и в пространстве. В . 19 в. витализм возродился в форме неовитализма, или “практического витализма”. В основу его легли открытые виталистом Г. Дришем основные принципы эмбрионального развития - “судьба части есть ее положения в целом” и “принцип эквифинальности”, в соответствии с которым развитие может приводить к одинаковым конечным биоформам, несмотря на резкие отклонения от нормального его хода. Отсюда следовало, что свойства целостной живой системы несводимы к сумме свойств ее частей, что живое “целое” обладает собственными специфическими свойствами, исчезающими при его расчленении. Такой взгляд на живые системы позволил поставить вопрос о природе целостности живых систем, о законах взаимодействия и взаимовлияния частей и целого. В поисках ответа на этот вопрос возникли новые системы постулатов (холизм , органицизм, системность), были сформулированы новые теории, доступные экспериментальной проверке. К ним следует отнести различные варианты теорий специфических биологических (когерентных) полей (А. Г. Гурвич, П. Вейсс, Р. Шелдрей, Ф. А. Попп). Холистическое и системное мировоззрение послужило основой для разработки принципов теоретической биологии (Э. Бауэр, К. Уоддингтон, Л. фон Берталанфи), современных теорий самоорганизации (И. Пригожин, М. Эйген), а также биосферной концепции (В. И. Вернадский, Дж. Лявлок). Авторы этих теорий относили себя к сторонникам или противникам витализма в зависимости от их отношения к проблеме телеологии.

Однако виталистическое мировоззрение чаще всего подвергали критике за то, что ставит живое вне сферы действия физических законов. Наиболее последовательные виталисты, напротив, утверждали, что физические законы (в самом широком смысле) могут рассматриваться как частные случаи биологических законов (А. А. Любищев).

В. Д. Воейков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Еще со времени открытия огня человек разделил вещества на две группы: горючие и негорючие. К горючим веществам относились, в частности, дерево и жир или масло, они в основном и служили топливом. Дерево - это продукт растительного происхождения, а жир и масло - продукты как животного, так и растительного происхождения. Вода, песок, различные горные породы и большинство других веществ минерального происхождения не горели, более того, гасили огонь.
Таким образом, между способностью вещества к горению и принадлежностью его к живому или неживому миру существовала определенная связь. Хотя, безусловно, были известны и исключения. Например, уголь и сера - продукты неживой материи - входили в группу горючих веществ.
Накопленные в XVIII столетии знания показали химикам, что судить о природе веществ, исходя только из их горючести или негорючести, нельзя. Вещества неживой природы могли выдерживать жесткую обработку, а вещества живой или некогда живой материи такой обработки не выдерживали. Вода кипела и снова конденсировалась в воду; железо или соль расплавлялись, но, остывая, возвращались в исходное состояние. В то же время оливковое масло или сахар при нагревании (даже в условиях, исключающих возможность горения) превращались в дым и гарь. То, что оставалось, не имело уже ничего общего с оливковым маслом или сахаром, и превратить этот остаток в оливковое масло или сахар больше не удавалось. Словом, вещества этих двух групп вели себя принципиально различным образом.
В 1807 г. Берцелиус предложил вещества, подобные оливковому маслу или сахару, которые типичны для живой природы, называть органическими. Вещества, подобные воде и соли, которые характерны для неживой природы, он назвал неорганическими.
Химиков не переставало удивлять, что органические вещества при нагревании или каком-либо другом жестком воздействии легко превращаются в неорганические вещества. (Возможность обратного превращения, т. е. превращения неорганического вещества в орга-ническое, была установлена несколько позднее.) То время было временем господства витализма - учения, рассматривающего жизнь как особое явление, подчиняющееся не законам мироздания, а влиянию особых жизненных сил (vis vital is) Ч Защитником витализма веком раньше был Шталь, основатель теории флогистона (см. гл. 5). Сторонники витализма утверждали, что для превращения неорганических веществ в органические требуется какое-то особое воздействие («жизненная сила»), которое проявляется только внутри живой ткани. По этой причине неорганические соединения, например воду, можно было найти повсюду - в пределах и живого, и неживого мира, тогда как органические соединения, образующиеся под воздействием жизненной силы, можно найти только в живых тканях.
Химики, имевшие дело с самыми обычными соединениями и пользовавшиеся самыми обычными методами, осуществить превращение, требовавшее участия жизненных сил, естественно, не могли.
Первые сомнения в справедливости такого утверждения возникли после опубликования в 1828 г. работы Фридриха Вёлера (1800- 1882), немецкого химика, ученика Берцелиуса. Вёлера, в частности, интересовали цианиды и родственные им соединения. Нагревая цианат аммония (в то время это соединение безоговорочно причисляли к неорганическим веществам, не имеющим ничего общего с живой материей), Вёлер обнаружил, что в процессе нагревания образуются кристаллы, похожие на мочевину - продукт жизнедеятельности человека и животных, выделяющийся в значительных количествах с мочой. Тщательно изучив эти кристаллы, Вёлер установил, что он действительно получил мочевину - бесспорно органическое соединение.
Вёлер несколько раз повторил опыт и, убедившись, что он по своему желанию может превращать неорганическое соединение (цианат аммония) в органическое (мочевину), сообщил о своем открытии Берцелиусу. Берцелиус был упрямым человеком, который редко менял свое мнение под чьим-либо влиянием, однако в этом случае он вынужден был согласиться, что проведенное им, Берцелиусом, разделение на органические и неорганические соединения оказалось не таким четким, как он полагал.
Однако Не надо переоценивать значения этой работы Вёлера S . Сама по себе она не столь уж существенна. Строго говоря, цианат аммония не является типичным неорганическим соединением, но даже если считать его таковым, то превращение цианата аммония в мочевину (как со временем и было показано) является просто результатом изменения расположения атомов внутри молекулы. И в самом деле, ведь молекула мочевины фактически является перестроенной молекулой все того же цианата аммония.
И тем не менее значение открытия Вёлера отрицать нельзя. Оно способствовало низвержению витализма * и вдохновило химиков на попытки синтеза органического вещества; не будь этого открытия, химики направили бы свои усилия в другом направле*
НИИ.
В 1845 г. Адольф Вильгельм Герман Кольбе (1818-1884), ученик Вёлера, успешно синтезировал уксусную кислоту, считавшуюся в его время несомненно органическим веществом. Более того, он синтезировал ее таким методом, который позволил проследить всю цепь химических превращений - от исходных элементов (углерода, водорода и кислорода) до конечного продукта - уксусной кислоты. Именно такой синтез из элементов, или полный синтез, и был необходим. Если синтез мочевины Вёлера породил сомнения относитель-но существования «жизненной силы», то синтез уксусной кислоты Кольбе позволил решить этот вопрос.
Французский химик Пьер Эжен Марселей Бертло (1827-1907) 3) в 50-е годы XIX в. начал систематическую разработку синтеза органических соединений и достиг больших успехов. Он синтезировал, в частности, такие хорошо известные и важные соединения, как метиловый и этиловый спирты, метан, бензол, ацетилен. Бертло «нарушил границу» между неорганической и органической химией, покончив с пресловутым «запретом». В дальнейшем такое «нарушение границ» стало обычным.