Кружок юных натуралистов зоологического музея. Энтомология и еще десяток самых разных кружков В кружке школа юных натуралистов

просп. Мира, 119, ВДНХ, павильон 26

«Лаборатория Дуремара» и другие интригующие кружки

Научной лабораторией биологии Политехнического музея, которая располагается в Культурном центре ЗИЛ, руководит звезда научпопа, «карманный ученый» издательства «Розовый жираф», лектор «Прямой речи» Илья Колмановский. Открыты кружки для школьников любого возраста: первоклассники в «Лаборатории Дуремара» выращивают дрозофил, наблюдают за улитками и тараканами, учатся работать с микроскопом, дети постарше занимаются ботаникой и изучают поведение крыс, старшеклассники постигают азы медицины. Занятия продают блоками по 10 уроков за 8000 рублей. Озаботиться покупкой нужно сильно заранее - желающих, как правило, гораздо больше, чем мест в группе.

добавить в избранное

Вавилова, 57

Работа над научными проектами и экспедиции

Историческое название биологического кружка Дарвиновского музея - ВООП. В первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. Это один из старейших кружков Москвы и России - организован натуралистом-биологом Петром Смолиным в 1950 году. Кружок представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста - от учеников 5-го класса до студентов-третьекурсников. Занятия включают в себя и лекционную часть, и работу над собственными научными проектами, и экскурсии, и экспедиции на каникулах. У кружка есть своя база в Костромской области. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Б.Никитская, 2

Занятия в Москве и выезды в тайгу и субтропики

Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ работает по авторской программе его руководителя, научного сотрудника музея Евгения Дунаева. Программа рассчитана на учеников 7–11 классов и студентов младших курсов. Каждый год кружок проводит практики: в Подмосковье, в тайге, на севере Карелии, в субтропиках горного Крыма или в астраханских пустынях. Кружковцы ведут учебно-исследовательские полевые работы и участвуют в биологических олимпиадах. Занятия бесплатные, но для поступления нужно пройти собеседование и продемонстрировать заинтересованность в предмете.

добавить в избранное

Б.Грузинская, 1

Два кружка - для старших и младших

КЮБЗ, кружок юного биолога зоопарка, - самое известное юннатское объединение России и, вероятно, самый старый биологический кружок в Москве (скоро ему исполнится 100 лет). Принимают школьников начиная с 7-го класса. Занятия идут в форме лекций и семинаров, дети занимаются самостоятельной научной деятельностью, помогают в зоопарке и принимают участие в обширной полевой работе: это и короткие подмосковные выезды, и настоящие экспедиции. Занятия бесплатные.
Те, кто еще не дорос до КЮБЗ, могут заниматься в кружке «Манулята», названного в честь талисмана Московского зоопарка - кота манула. Сюда принимают детей с 7 лет. Занятия проходят раз в неделю. Сначала преподаватель читает лекцию, после все отправляются на тематическую экскурсию по зоопарку (совершенно пустому в это время суток), потом идут в лабораторию или в живой уголок: трогать куриц, полоза, черепах, крыс и морских свинок. В теплое время года выезжают на натуру: учатся различать голоса птиц, собирают насекомых. Стоимость полугодия - 4500 рублей.

добавить в избранное

Ленинские Горы, 1, стр. 12

Энтомология и еще десяток самых разных кружков

От энтомологии до эмбриологии, от микологии до ботаники. В основном в кружки принимают учеников начиная с 8-го класса, но в некоторые берут и пятиклассников. Попасть в самые популярные из них непросто. Например, в кружок «Юные исследователи природы» («ЮИП») запись на этот учебный год даже не открывалась - мест нет. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Кременчугская, 13

Биологические кружки и семейный клуб натуралистов

В школе «Интеллектуал» работает несколько кружков биологической направленности. В один - «Мир вокруг нас» - приглашают детей c 5 лет. Здесь они учатся наблюдать за природой, ставят опыты, ухаживают за обитателями живого уголка, рисуют и общаются. 4 занятия в нем стоят 2500 рублей. В другом - «Вершки и корешки» - младшим школьникам рассказывают историю взаимоотношений человека и прирученных им растений. Кто первым стал выращивать апельсины, горох, капусту? Из чего и как делают манку, курагу и веники? Как варили какао индейцы? Примерно так выглядят темы занятий. Также при школе открыты кружки «Физиология человека и животных», «Нейробиология», «Актуальные вопросы биологии» для старшеклассников и «Юный натуралист». Хотя последний скорее семейный клуб, где учат пользоваться определителями грибов, растений и животных и несколько раз в месяц совершают семейные выезды на природу.

добавить в избранное

26 Бакинских Комиссаров, 3, корп. 5

Вечерняя биологическая школа

Биологическое отделение школы №1543 - одно из лучших профильных в Москве, и поступить туда непросто. Но для учеников 7-х классов здесь работает Вечерняя биологическая школа, обучение в которой можно рассматривать и как подготовку к поступлению в гимназию, и как отличный биологический кружок. В учебном плане на текущий год 22 занятия, каждое из которых посвящено определенной теме: «Приматы», «Клетки и генетический код», «Законы Менделя», «Наследственность и пол», «Строение и работа головного мозга человека», «Биосфера» и др. Начать обучение можно в любой момент без предварительной записи.
Занятия проводятся параллельно в МГУ и в гимназии №1543, посещать можно любое из этих мест. Все занятия бесплатные.


БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ "ВООП"
(общая информация о кружке, главная страница раздела)

Биологический кружок Дарвиновского музея ("ВООП") - один из старейших кружков Москвы и России в целом. Он был организован в 1950 году замечательным натуралистом-биологом Петром Петровичем Смолиным и существовал под его руководством до 1975 года (см. раздел История кружка). После смерти Петра Петровича и до настоящего времени кружок ведут его ученики. В 2010 году кружку исполнилось 60 лет (см. ).

"ВООП" -историческое самоназвание кружка, связанное с тем, что в первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. В настоящее время кружок существует на базе Дарвиновского музея г. Москвы. Кружок ВООП не является, в обычном смысле, школьным биологическим кружком, а представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста. Работу кружка с 1975 года координирует Екатерина Сергеевна Преображенская - кандидат биологических наук, научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ) РАН (см. раздел Контакты).

В состав учебной группы кружка входят школьники начиная с 7 класса (а наиболее упорные - начиная с 6 и даже с 5) и студенты - по 3-й курс включительно. Основное направление работы кружка - научно-исследовательская работа в природе (см. раздел Гостю кружка).

Основные принципы работы кружка были сформулированы в свое время еще Петром Петровичем Смолиным. Их три .

Первый принцип - "природный компонент " (или "ближе к природе ") - подразумевает проведение основной части работы в условиях естественной природы, во время выездов и экспедиций. Этот момент очень важен в настоящее время, когда значительная часть детей лишена нормального контакта с природой. Такое отсутствие контакта, кроме незнания, вызывает страх: "лес - это место, где с тобой что-то может случиться". Незнание естественной природы и боязнь ее с большим трудом преодолеваются лишь во взрослом состоянии.

Второй принцип - "исследовательский подход ". Для того, чтобы узнать природу и научиться общаться с ней, в ней необходимо что-то делать. Причем, деятельность должна подразумевать общение именно с природными объектами, а не с другими людьми на фоне природы (туризм). Опять же, знания о природе должны проистекать от самой природы, а не только от источника информации, для которого она служит фоном (экскурсовода). Одним из самых естественных путей получения навыков общения с природой служит учебно-исследовательская работа (все дети по натуре исследователи). Все участники биологического кружка Дарвиновского музея подготавливают и защищают исследовательские работы, служащие основанием для приема в основной состав кружка (см. список исследовательских работ-проектов , выполненных кружковцами).

Третий принцип - "общественный момент " (по формулировке Петра Петровича) - подразумевает обучение и работу в составе разновозрастных групп , когда "старшие" кружковцы (как школьники, так и студенты, и выпускники) исполняют роль инструкторов, преподавателей и руководителей работ для "младших" по отношению к ним. Это позволяет эффективно организовать учебную и исследовательскую работу практически без участия официальных педагогов и руководителей.

Работа кружка складывается из лекций и семинарских занятий (по вторникам), из вечерних экскурсий по городским паркам, выездов в лес по выходным (2 раза в месяц) и экспедиций (обязательно - каждые каникулы, в том числе, около 2 месяцев летней полевой практики)(см. раздел Экспедиции и выезды).

Вторники проходят всегда в музее с 17.30 до 20 часов; по средам могут быть как занятия в музее , так и различные экскурсии . Лекции и практические занятия проводят учёные и студенты. Эти занятия служат для того, чтобы расширить кругозор и получить общие представления для дальнейшей самостоятельной работы. Занятия в Москве включают, в основном, зоологию и ботанику, а также, экологию и связанные с ней дисциплины. Такие «лабораторные» дисциплины, как цитология, генетика, биохимия и молекулярная биология затрагиваются лишь попутно и в очень небольшом объёме.

Выезды и экспедиции - основная форма работы кружка; без них всё остальное теряет смысл. Кружковцы ездят в лес по воскресеньям, обычно два раза в месяц, с утра или с ночевкой (в теплое время - в лесу, зимой - в помещениях). Для работы во время каникул у кружка есть своя база в Костромской области, на реке Унжа (600 км от Москвы). Кроме того, проводятся экспедиции и в другие районы, в основном в заповедники . Чаще всего ребята выезжают в заповедник «Брянский лес», Керженский заповедник (Нижегородская область), заповедник «Калужские засеки», «Большая Кокшага» (Марийская республика); бывают и более дальние поездки - в Башкирию (Башкирский заповедник), на Белое море (Кандалакшский заповедник, Соловецкие острова) и другие.

У биологического кружка Дарвиновского музея есть несколько традиционных направлений работы, в которых обычно рано или поздно принимает участие большинство кружковцев. Это - проведение зимних учётов птиц в лесах разных районов России (см. информацию о программе Евроазиатских Рождественских учетах птиц), проведение геоботанических и почвенных исследований на Костромской станции ИПЭЭ РАН .

Ежегодно в кружке выполняется около десятка самостоятельных учебно-исследовательских тем (см. раздел Исследовательские работы). Многие из них высоко оцениваются на различных конкурсах московского и всероссийского уровней. Значительная часть кружковцев становится профессиональными биологами - в настоящее время более 30 выпускников кружка учится в различных биологических вузах.

По традиции запись в биологический кружок Дарвиновского музея не проводится . На занятиях могут присутствовать все желающие. Те, кто приходит в первый раз - гости кружка. После третьего раза гости превращаются в посетителей (см. раздел Гостю кружка).

Для того чтобы перейти из группы посетителей в состав основного кружка , надо принимать участие в выездах и исследовательской работе. Как правило, вначале стажёры помогают вести исследования и в ходе этого знакомятся с методиками и объектом работы. Тот, кто принял участие в полевых исследованиях в качестве помощника или начал подготовку к самостоятельной исследовательской деятельности, становится кандидатом в основной состав кружка. Чтобы стать членом основного состава кружка надо выполнить и защитить самостоятельную работу. Для этого надо выбрать тему, ознакомиться с литературой, сформулировать задачу, собрать материал, обработать его. Конечно, всё это делается с помощью старших кружковцев или «начальства». Только после того, как кружковец сделает доклад по своей работе и ответит на вопросы по выбранной специальности, он становится настоящим членом кружка. «Судьями» в этом служат старшие кружковцы.

Работа кружка не так сложна, как это на первый взгляд может показаться. Приходите в музей (см. раздел Контакты), приглядитесь, мы Вас не торопим. Подумайте - любите ли Вы лес? Хотите ли вести самостоятельные исследования? Не боитесь ли промочить ноги, замерзнуть, заблудиться, ночевать у костра? Если любите, хотите и не боитесь - значит, Вы с нами!

Опыт работы биологического кружка Дарвиновского музея возможно использовать и распространять в двух основных направлениях.

Во-первых, при создании полевых центров экологического образования школьников. Такие центры могут быть организованы как в качестве самостоятельных учебных единиц (например Полевой Центр "Экосистема"), так и при различных особо охраняемых природных территориях - национальных парках, заповедниках . Необходимо, чтобы курс обучения "экологии в природе" в таких учебных центрах стал обязательным компонентом школьного образования.

Во-вторых - при проведении программ мониторинга и научных исследований, в первую очередь на особо охраняемых природных территориях . Опыт кружка показывает, что такие программы могут проводиться в значительной степени за счет "волонтерских групп" исследователей - в первую очередь школьников и студентов, если эти группы соответствующим образом обучены и организованы (например Программа Рождественских учетов птиц). Такое совмещение учебной и исследовательской работы традиционно для значительного числа старых российских заповедников; необходимо поддерживать и расширять его.

Хроника кружка

Кружок юных натуралистов Зоомузея МГУ (КЮН ЗМ МГУ) существует с 1991 г. Учебно-исследовательская биологическая программа, разработанная и применяемая в КЮН, рассчитана на учащихся 12-18 лет (ежегодный состав учебной группы - около 30 человек). Общая продолжительность реализации программы - 3,5 года.
Руководитель Кружка юных натуралистов Зоомузея МГУ и автор программы - лауреат премии Европейской Академии и Соросовский учитель, младший научный сотрудник Зоомузея МГУ -Евгений Анатольевич Дунаев.
Основные цели работы Кружка - расширение знаний учащихся о природе, развитие биологической эрудиции, выработка грамотного экологического мышления, приобретение навыков комплексного изучения и сохранения биоразнообразия.
Приоритетными задачами программы являются:

  • обучение теоретическим основам биологических знаний по всем группам живых организмов;
  • осуществление практического изучения морфологии, анатомии, систематики и экологии животных, грибов, растений и простейших;
  • выработка у учащихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности в природе, сочетающей познавательный аспект с эстетическим восприятием;
  • участие школьников в различных мероприятиях и научно-практической работе по изучению и охране флоры и фауны Подмосковья и других регионов России;
  • создание условий для развития творческой деятельности молодого исследователя.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА
И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Теоретические занятия проводятся регулярно (два раза в неделю по 2-2,5 часа). Они проходят в форме курсов лекций по различным разделам биологии и подразделяются на три группы.
    А. Ботанические и микологические курсы: Альгология (водоросли), Микология (грибы), Лихенология (лишайники), Архегониальные растения (папоротники, хвощи, плауны, мохообразные), Морфология цветковых растений, Систематика и эволюция голосеменных и цветковых растений, Основы геоботаники.
    Б. Зоологические курсы: Разнообразие животного царства (зоология беспозвоночных животных и эволюция систем органов), Малакология (моллюски), Энтомология (насекомые), Арахнология (паукообразные), Ихтиология (рыбы), Батрахология и герпетология (земноводные и пресмыкающиеся), Орнитология (птицы), Териология (млекопитающие), Основы этологии (поведение животных), Голоса птиц, Следы жизнедеятельности животных, Основы биогеографии и систематики животных.
    В. Общебиологические и натуралистические курсы: Полевые навыки натуралиста, Деревья и кустарники в безлистном состоянии, Теория коллекционирования, Научная фотография и рисунок, Методы биологических исследований и первичной обработки результатов, Система царств живых организмов, История биологии, Введение в палеонтологию (история жизни на Земле), Почвоведение и геоморфология, Основы цитологии (учение о клетке), Введение в биохимию, Основы экологии и охраны природы, Основы генетики и эволюции организмов, Латинский язык в биологии. Занятия начинаются с полугодового стажерского курса, ежегодно читаемого новому набору кружковцев. По окончании занятий в стажерской группе учащиеся сдают письменный, устный и экскурсионный зачеты и защищают реферат на заранее выбранную биологическую тему. В стажерской группе, программа реализуется по кружковой системе в течение 0,5 года. Цель стажерского курса - помочь ознакомиться с основными биологическими терминами, понятиями и законами, приобрести опыт и навыки натуралистической работы. Стажеры, набравшие необходимую сумму баллов, зачисляются в основной состав кружка.

    Основной состав кружка занимается по клубной форме обучения. На каждый лекционный курс, в зависимости от его сложности и объема информации отводится от 1 до 12-15 занятий (2-30 часов). В ботанических и зоологических курсах, посвященных какой-либо группе живых организмов, существует стандартный план изложения теоретического материала. Сначала дается характеристика группы, ее систематика и краткая история изучения. Далее более подробно разбирается морфология, где особое внимание уделяется признакам, имеющим диагностическое значение, затем речь идет об особенностях и принципах организации, биологии видов данной группы, экологии (с точки зрения их роли как компонентов биоценозов, приспособлений к различным условиям среды обитания и т. д.), редких и охраняемых видах, значении в природе и для человека.
    Некоторые курсы проходят в форме теоретических семинаров. Готовясь к ним, школьники заранее изучают предложенные вопросы по различным литературным источникам, пытаются из массы материала отобрать нужный и законспектировать его, учатся отделять важную информацию от второстепенной.
    Теоретические занятия иллюстрируются показом диапозитивов с изображением живых организмов, коллекционных материалов (гербарий, тушки, препараты и др.), записями голосов птиц и т. д. Особой формой иллюстраций курсов являются тематические экскурсии в музеи, ботанические сады, зоопарк (например: экскурсия по разнообразию птиц фауны Средней России, представленных в коллекции Московского зоопарка; морфо-экологические особенности архегониальных растений - в оранжереях Главного ботанического сада РАН; принципы и особенности организации различных групп беспозвоночных животных, земноводных, пресмыкающихся, рыб, птиц и млекопитающих - в Зоологическом музее МГУ, направления их эволюциии - в Палеонтологическом музее РАН; проблемы систематики - в Дарвинском музее).

  2. Лабораторно-практические занятия являются важнейшим дополнением к теоретическим курсам. На них кружковцы в основном занимаются определением различных групп живых организмов. Эти занятия включаются практически в каждый ботанический и зоологический курс. Другой тип лабораторно-практических занятий посвящен непосредственному изучению строения и морфо-экологических адаптаций организмов, это сопровождается зарисовкой объектов исследования и их наиболее важных таксономических признаков. Такая работа с коллекционными материалами способствует развитию наблюдательности, целостного ощущения объекта изучения и его детализации одновременно, наглядному запоминанию диагностических признаков и узнаванию по ним биологических объектов в природе, развивает индивидуальные творческие способности.
Коллекционный фонд кружка включает 22 учебных и научно-исследовательских собраний, насчитывающих более 6000 образцов. Ряд коллекций имеет научное значение (например, коллекция миксомицетов является одной из крупнейших в России).
  1. Организационные занятия проходят 1-2 раза в неделю. На них учащиеся осуществляют учебно-техническую работу, связанную с оформлением и монтировкой демонстрационных и коллекционных материалов и освоением навыков грамотного их хранения, обсуждают планы полевых работ и т. д. Эти занятия развивают деловые качества учащихся, способствуют выявлению индивидуальных творческих способностей и практической ориентации биологических интересов школьников.
  2. Однодневные выезды в природу проводятся в выходные дни с периодичностью 2-3 раза в месяц. На них отрабатываются навыки ведения полевых дневников, геоботанического описания биотопов, умение точно и грамотно фиксировать экологические явления. Учащиеся запоминают полевые признаки растений, грибов и животных при их определении, учатся узнавать птиц по голосам, фотографировать и многому другому. Выезды являются удобным способом наглядно проиллюстрировать знания, полученные на теоретических занятиях; а при повторных маршрутных наблюдениях - проследить влияние ряда климатических факторов на одни и те же объекты живой природы, ощутить сезонную изменчивость организмов, познакомиться с другими экологическими явлениями в природе. На однодневных выездах проводятся также тематические экскурсии - изучение специфической флоры раннецветущих растений Подмосковья (в заказнике "Икшинский овраг", охранной зоне Приокско-Террасного заповедника), видового состава водоплавающих птиц на весеннем пролете в Виноградовской пойме р. Москвы, ознакомление с болотной (на торфокарьерах Звенигородского или Мельдинского заказников) или остепненной (в окрестностях Приокско-Террасного заповедника) растительностью и т. д.
  3. Многодневные практики проводятся в период осенних, зимних, весенних и летних школьных каникул и проводятся как научные экспедиции. Четкий график экскурсий, полевых и камеральных работ позволяют наладить деловой ритм практик, которые длятся 10-20 дней.
Учебно-исследовательские практики проходят в Подмосковье, где школьники выполняют работы, носящие научно-исследовательский и учебный характер. При изучении флоры и фауны окрестностей стационара учащиеся акцентируют внимание на различных экологических факторах, оказывающих влияние на растения и животных в разные сезоны года. Для новичков в летний период предлагается учебная (c разработанными целями, задачами и методикой) тема "Изучение внегнездовой жизнедеятельности муравьев". На этом модельном (наиболее удобным для наблюдений) зоологическом объекте натуралисты учатся правилам сбора и анализа данных при работе с животными. В осенне-зимний период они выполняют работу "Деревья и кустарники в безлистном состоянии". Знания, получаемые при выполнении этой темы, являются основополагающими для ряда других работ, проводимых в данный сезон (как ботанических, так и зоологических), так как базируются на изучении одного из основных биологических методов исследования - площадочном. Маршрутный метод учащимися осваивается преимущественно на выездах.
Старшие кружковцы выполняют исследовательские работы, самостоятельно поставив цель и задачи и выбрав необходимую методику. Руководитель кружка и его помощники из числа студентов выступают при этом в качестве консультантов. Как правило, такие работы более трудоемки и сложны, чем учебные. За три года обучения по программе учащиеся имеют возможность освоить разные методики при изучении объектов живой природы (цветковых растений, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, грибов, лишайников, водорослей, насекомых, пауков, моллюсков, многоножек, земноводных, пресмыкающихся, птиц, рыб и млекопитающих), учитывая специфику каждого.
Периодические вечерние конференции по итогам работ помогают школьникам скорректировать методику, грамотно сформулировать цели и задачи исследования, оценить и осмыслить получаемые в ходе выполнения работ результаты и выводы, найти наилучший вариант обработки, подачи и оформления собранного материала и наблюдений, отделять главное от второстепенного. В обсуждении конкретных материалов на разных этапах работ принимают участие все члены практики. Это способствует развитию умения участвовать в дискуссии, четко формулировать мысли, корректно отстаивать свою точку зрения, делиться опытом и т. д.
Другой тип практик (ландшафтно-ознакомительные), проводящихся 1-2 раза в год, имеет в большей степени научно-исследовательский характер, хотя учебный аспект деятельности в нем остается немаловажным. Такие практики проходят в различных природных зонах России: в тайге и на беломорской литорали, астраханских пустынях, в субтропиках Южного берега Крыма, в Закавказских предгорьях и др. Основной целью становится ознакомление со специфической флорой и фауной, уникальными ландшафтами, разнообразием экологических условий обитания живых организмов. По результатам каждой практики и выезда учащиеся должны написать отчеты о своей деятельности в виде описания маршрутов или исследовательских работ.
Практики - один из наиболее трудоемких этапов программы, поэтому им предшествует значительная по объему подготовка (стажерский курс, организационные занятия, выезды), которая немыслима без знания общих норм поведения в природе, экспедиционных навыков (рубка дров, разведение костра, постановка палаток, приготовление пищи, оказание первой медицинской помощи и т. д.).
Кроме реализации учебных и педагогических задач на практиках удачно может осуществляться практическая деятельность по охране природы. Формы такой работы разнообразны:
- составление кадастровых атласов распространения различных групп живых организмов в Московской области, что является одним из первых этапов для оценки редкости видов и необходимости их охраны; - проведение работ, направленных на выявление степени антропогенной нагрузки на различные экосистемы охраняемых территорий Подмосковья и многолетних наблюдений за изменением биоразнообразия в них;
- осуществление флоро-фаунистических обследований проектируемых к охране природных территорий Московской области, выявление редких видов, проведение учетов их численности и изучение других экологических особенностей;
- обследование уже существующих заповедных территорий на предмет инвентаризации их флоры и фауны, что является одной из основных задач функционирования заповедников и т. п.
По результатам ряда учебно-ознакомительных практик составлены базы данных находок насекомых, грибов и других организмов некоторых охраняемых территорий Карелии, Крыма и Закавказья.

Руководитель : Дунаев Евгений Анатольевич

Прием в крудок (в Стажерскую группу) осуществляется ежегодно в первых числах сентября на конкурсной основе (принимаются учащиеся 8 класса).

Место и время проведения занятий: Зоомузей МГУ (Бол. Никитская, д. 6) с 17:30 до 20:00; по понедельникам и средам (Основной состав), по вторникам и четвергам (Стажерская группа).

Тематика занятий стажерской группы :

  • Полевые навыки натуралиста.
  • Основы туристической подготовки.
  • Основы цитологии (строение клетки).
  • Принципы биологической классификации.
  • Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
  • Методики ботанических и зоологических исследований. Научный рисунок.
  • Первичная обработка и оформление результатов биологических работ.
  • Биологическая латынь (введение в латинский язык).
  • Жизненные циклы живых организмов.
  • История биологии.
  • История жизни на Земле.
  • Следы жизнедеятельности животных.
  • Основы компьютерной грамотности (правила форматирования текста и подготовки презентаций).
  • Геоморфология и почвы Подмосковья.
  • Метеорологические наблюдения.
  • Медицинская подготовка и техники безопасности в полевых условиях.
  • Коллекционное дело.

Тематика курсов занятий основного состава кружка :

  • Арахнология (паукообразные).
  • Основы эволюции и генетики.
  • Введение в этологию (поведение животных).
  • Лихенология (лишайники).
  • Энтомология (насекомые).
  • Териология (млекопитающие).
  • Введение в биохимию.
  • Систематика голосеменных растений.
  • Герпетология и батрахология (земноводные и пресмыкающиеся).
  • Архегониальные растения (мхи, хвощи, плауны, папоротники).
  • Разнообразие животного царства (зоология беспозвоночных животных).
  • Ихтиология (рыбы).
  • Основы экологии и охраны природы.
  • Протистология и альгология (простейшие и водоросли).
  • Микология (грибы).
  • Орнитология (птицы).
  • Биогеография и систематика.

На проведение каждого курса занятий Основного состава кружка отводится от 2 до 30 теоретических и практических занятий.

Тематика куров на летней экологической школе :

  • Внегнездовая жизнедеятельность муравьев
  • Принципы биологической фотографии.
  • Экологическая физиология растений.
  • Экологическое разнообразие и морфология птиц.
  • Морфология растений с основами гистологии. Гербарий.
  • Морфо-функциональная экология земноводных и пресмыкающихся.
  • Экология водорослей.
  • Флористика и систематика цветковых растений.
  • Принципы картографии и ориентации на местности.
  • Экологические группы насекомых и методы их изучения.
  • Экологические группы грибов и грибоподобных организмов.
  • Экология пауков.
  • Экология мхов.
  • Популяционная экология млекопитающих.
  • Основы геоботаники и почвоведения.

Учебные и ландшафтно-ознакомительные практики проходят в разных ландшафтных зонах.

Место и сезон проведения

Цели
Московская область
(осень - зима)
1. Ознакомление с зимней (позднеосенней) экологией древесных растений Подмосковья.
2. Изучение особенностей зимней (позднеосенней) экологии насекомых-ксилобионтов Средней России и следов их жизнедеятельности.
3. Знакомство с зимней экологией птиц и млекопитающих Подмосковья по следам их жизнедеятельности.
4. Изучение различных экологических особенностей трутовых грибов, эпифитных мхов и лишайников.
Крым
(весна)
1. Ознакомление со сменой зональной растительности Крымских гор.
2. Изучение эндемичной флоры, фауны и ландшафтов средиземноморских субтропиков.
3. Ознакомление с геологическим прошлым Крыма и распределением растительности в связи с особенностями развития Крымских гор.
4. Изучение этнографии Крыма и роли различных народностей в развитии культурной флоры Крымского полуострова.
5. Знакомство с особенностями системы природоохранных территорий Южного берега Крыма, посещение заповедников и заказников.
6. Изучение многообразия хвойных и вечнозеленых растений по экспозиции Никитского ботанического сада.
Закавказье
(весна)
1. Сравнение геоботанических особенностей западно-кавказской и крымской частей Крымско-Новороссийской геоботанической провинции.
2. Знакомство с особенностями флоры цветковых растений и грибов Северо-Западного Закавказья.
3. Изучение герпетофауны черноморского побережья Кавказа.
4. Ознакомление с флорой водорослей, фауной морских птиц и беспозвоночных животных каменистых литоралей Черного моря.
5. Знакомство со спецификой геологического строения прибрежной зоны Кавказских гор.
Астраханская область / Узбекистан
(лето)
1. Изучение фауны насекомых, рептилий и птиц как звеньев трофической цепи пустыни и степи.
2. Исследование адаптаций растений и животных к экологических условиям пустыни.
3. Знакомство с различными ландшафтами песчаной, глинистой и солончаковой и остепненной пустынь.
Северная Карелия
(лето)
1. Изучение флоры и фауны северотаежных лесов.
2. Ознакомление с морфо-экологическими приспособлениями беспозвоночных животных и растений различных грунтов литоральной зоны берегов Белого моря.
3. Проведение геоботанических обследований скальных обнажений, верховых болот Северной Карелии и горной тундры.
4. Изучение специфических северотаежных ландшафтов.
Дальний Восток
(лето)
1. Изучение флоры цветковых растений, грибов, лишайников горных хвойных лесов южных отрогов Сихоте-Алиня и дубовых сопок Манчжурии.
2. Ознакомление с фауной позвоночных животных Южного Приморья.
3. Знакомство с ландшафтными формациями муссонной зоны российского Дальнего Востока.
4. Изучение морских беспозвоночных животных Японского моря.


КЮБЗ – научно-исследовательский кружок, созданный в 1924 году для подготовки молодых зоологов, проведения научных наблюдений за животными зоопарка и помощи зоопарку.
И сейчас, спустя 90 лет, ребята в КЮБЗе ведут научную работу, наблюдают за животными, помогают зоопарку, выезжают на природу.

За годы работы кружка его членами были почти 2000 человек, среди которых 9 академиков, 40 профессоров, около 100 докторов и более 200 кандидатов наук. Среди выпускников КЮБЗа известные деятели культуры – писатели, художники, скульпторы.

Работа КЮБЗа состоит из:

- Лекций , которые читают «старые» КЮБЗовцы, известные ученые, сотрудники зоопарка, руководители кружка. Лекции охватывают широкий спектр биологических дисциплин: зоологию позвоночных и беспозвоночных, ботанику, цитологию, зоогеографию, методики исследований и разные практические занятия. Расписание лекций составляется каждый год с учетом интересов КЮБЗовцев.
- Собраний кружка , на которых члены кружка делают доклады, рассказывают о проделанной работе, о поездках, принимают новых членов в кружок и решают орг. вопросы.
- Самостоятельной работы в зоопарке. Все члены КЮБЗа ведут научные наблюдения за животными зоопарка и пишут исследовательские работы.
- Выездов на природу. Проводятся по выходным (примерно раз в две недели в Подмосковье), на школьных каникулах (в заповедники) и летом (месячная экспедиция в заповедник).
- Помощи зоопарку (члены кружка участвуют в субботниках, привозят из леса шишки, мох и т.д).

В КЮБЗе самоуправление. Работу кружка организует Бюро, выбираемое из активных школьников, все спорные вопросы решаются на общем собрании. Участвует в жизни кружка и КЮБЗовцы-студенты, поддерживается тесная связь с кюбзовцами старших поколений.

В КЮБЗ принимают школьников с 6 класса (возможны исключения), интересующихся биологией, желающих изучать животных зоопарка и природу Подмосковья, России. Кружок бесплатный. КЮБЗовцы бесплатно проходят на территорию зоопарка.

Занятия в нашем кружке проходят:
По средам (лекции) – 17.00-19.00
По воскресеньям - (собрания) – 11.00-13.00

Первый раз прийти в кружок можно в любой из этих дней в течение всего учебного года.