Кто был русским колумбом. Внеклассное мероприятие "русский колумб". «Русский Колумб» Григорий Иванович Шелихов

Всегда интересно представить себе, каким путем могла бы пойти история, если бы… Если бы полуостров Аляска не был продан фактически за бесценок американцам в 1867 году, то вполне возможно, что это оказалась бы единственная территория царской России, избежавшей революционных потрясений начала двадцатого века – просто из-за огромного отдаления от метрополии. Тогда столицей стал бы город Анкорридж, расположенный примерно на широте Санкт-Петербурга, а сама территория Аляски – была бы заселена куда более плотно.
Не случилось… Но вот что интересно: самый крупный остров - Ка;дьяк, - в одноименном архипелаге, расположенного у южного побережья полуострова, отделен от него проливом Шелихова, названного так в честь русского исследователя, мореплавателя, промышленника и купца, который, начиная с 1775 года, занимался обустройством коммерческого торгового судоходства между Курильской и Алеутской островными грядами, в чем весьма преуспел. И не только в этом.
Но – обо все по порядку.

В 1742 - 1743 гг. на картах российских мореплавателей впервые появились очертания берегов северо-западной Америки, остров Кадьяк, мыс Св. Ильи. Эти карты составили оставшиеся в живых после плавания в 1741 году к американским берегам штурманы Второй Камчатской экспедиции, которые даже и предположить не могли, что этим названиям суждено навечно войти в историю географических открытий и освоения Русской Америки.
Экспедицией В. Беринга был открыт путь к островам и землям, изобиловавшим ценным пушным зверьем, и, начиная с 1743 года, по нему устремились многочисленные купеческие компании. За 50 лет ими было добыто 62 952 бобра, 491 532 морских котика, 60 805 голубых песца, 56 552 лисицы (черно-бурой, красной, сиво-душки), меха других зверей, также 893 пуда моржовой кости общей стоимостью 7 802 304 руб.
Но все это были лишь единичные «вылазки», полувоенные набеги с целью получить ценные трофеи. С местным населением купцы-охотники практически не сталкивались и, по-видимому, искренне считали, что ведут промысел на диких, пустынных просторах. Что их, строго говоря, вполне устраивало.
Но в середине восемнадцатого века, в 1747 году в зажиточной купеческой семье города Рыльска Курской губернии, родился мальчик, получивший в святом крещении имя Георгий. На радость родителям, мальчик рос смышленым и бойким, с ранней юности проявил интерес к торговле и выказал недюжинную практическую сметку. Во всяком случае, в двадцать с небольшим лет он уже был правой рукой отца в его торговых отношениях с Сибирью.
В 24 года пытливый приказчик уезжает в Сибирь, где вовсю процветала торговля мехами с купцами «Поднебесной империи». На месте он основательно изучил торговлю не только с Китаем, но и мировую. Затем из Кяхты уезжал в Охотск, где впоследствии, уже в 34 года на паях с охотскими купцами основал «Американскую, Северо-Восточную, Северную и Курильскую компанию».
В Рыльске молодому предпринимателю было тесно, и почти сразу после смерти родителей он перебрался в Сибирь на постоянное жительство. Однако еще в 1781 году он ошарашил родной город Рыльск, заявив в магистрате собравшимся купцам:
"Имею я торг в Сибири, в Иркутской губернии и составляю компанию в Северо-восточном Тихом океане для поисков неизвестных островов и земель и сыскания необитаемых диких народов, которых собственными трудами и капиталом из усердия к отечеству стараюсь сыскать и подводить под высокосамодержавную российского императорского престоловластия, а затем и для собственной пользы через посредство промысла на тех островах и землях дорогих зверей".
В Сибири внимание двадцативосьмилетнего коммерсанта почти немедленно привлекли недавно открытые острова в Тихом океане, где добывали морских бобров, от которых компаньоны-торговцы, отправлявшие суда, при счастливом возвращении последних, получали значительную прибыль. Человек с другим складом характера сидел бы себе смирно и складывал прибыль в кубышку. Но не Шелехов.
Он лично отправился «в Камчатку» - практически почти неизвестную россиянам территорию - и там, в товариществе с еще одним купцом, отправил свое первое судно за шкурами бобров, песцов и морских котиков, которое и вернулось в 1780 году с большим грузом этих мехов. Но еще за три года до этого он в 1777 году снарядил судно к Курильским островам и берегам Японии, а затем - к Алеутским островам, причем штурман экспедиции Прибылов открыл там неизвестную гряду островов, получивших по его фамилии название «Прибыловых».
Наконец, Шелехов составил компанию с двумя братьями-купцами Голиковыми и отправился к берегам Америки с тремя кораблями. 22 июля 1784 года корабли пристали к большому острову Кадьяку. Здесь Шелехов в гавани, названной им Трехсвятительской, основал постоянное поселение – Кадьяк - и, таким образом, положил начало русским колониям в Америке.
При этом Шелехову пришлось столкнуться с воинственными туземцами, но благодаря сравнительно хорошо вооруженной команде, а главное, богатым подаркам местным вождям, он быстро и легко покорил пытавшихся было сопротивляться жителей.
Утвердившись на этом острове, Шелехов на следующий год, оставив вместо себя на острове Кадьяке своего помощника Самойлова, отправился в Иркутск, куда и прибыл в 1787 году и был обласкан генерал-губернатором Якоби.
По совету и с благословения губернатора, Шепелев отправился в Петербург и представил высшему начальству донесение о своих действиях во время пребывания на Кадьяке, за что удостоился высочайшего внимания государыни-императрицы Екатерины Второй, мгновенно сообразившей, какие выгоды может принести России практически бескровная и не требующая больших вложений из казны колонизация Америки.
По повелению Екатерины правительствующему сенату, в 1788 году Шелехов был пожалован золотой медалью, осыпанной алмазами, для ношения на шее на голубой ленте, шпагой и похвальной грамотой, дозволявшей продолжать начатые подвиги на пользу торговли. После этого Шелехов большей частью жил в Иркутске, как сборном пункте всех товаров, откуда и распоряжался действиями компании.
В последующие годы он продолжал посылать к берегам Северной Америки свои суда и основал селение в Кенайской губе. В 1793 году на остров Кадьяк, по его ходатайству, была отправлена духовная миссия и послано несколько десятков ссыльных ремесленников и хлебопашцев для заведения ремесел и земледелия.
Сам остров Кадьяк, как впоследствии выяснилось, являлся самым крупным (после Гавайев) островом возле американского континента. Его аборигены – племя кониага - жили за счёт охоты, рыболовства, земледелия и собирательства, и были не так воинственны и свирепы, как индейцы континентальной Америки, с которыми довелось столкнуться европейцам. Хотя в самом начале все складывалось не слишком идиллически.
Шелихов намеревался не давать местным «эскимосам» ни малейшего повода для враждебных действий, желая сделать их российскими подданными не посредством страха, а добром и к их собственной выгоде. Он принял первых, кто осмелился наведаться в русское поселение, очень дружелюбно, накормив и одарив подарками.
Однако, к несчастью для русских, во время визита случилось то, чего никто не мог предугадать – солнечное затмение. Жители острова очень испугались и восприняли это как недобрый божественный знак. Следующей ночью они напали на русский лагерь, который несмотря на превосходящее оружие лишь с трудом смог отразить натиск.
На следующее утро с соседнего острова стали подходить лодки, наполненные воинами, шедшие на подмогу кадьякским эскимосам. Было понятно, что русские не смогут долго противостоять этой превосходящей силе. Поэтому Шелихов отдал приказ обстрелять поселение туземцев из пушек, после чего сотни из них сразу сдались из страха перед неизвестным оружием.
Наиболее воинственных Шелихов приказал казнить. Остальные должны были оставить своих детей в качестве заложников и были отпущены на свободу. Эти дети были воспитаны вместе с русскими детьми, ходили в школу и изучали русский язык. Несмотря на трудности, русским в итоге удалось установить мирные отношения с индейцами, но колонизация материка по соображениям безопасности откладывалась.
Свое путешествие Шелехов описал в книге: «Странствование российского купца Григория Шелехова в 1783 г. из Охотска по Восточному океану к Американским берегам, с обстоятельным уведомлением об открытии новообретенных им островов Кыктака и Адюгнака и пр. 2 ч. с чертежом и с изображением самого мореходца и найденных им диких людей». Книга выдержала два издания: СПб. 1791-1795 г. и СПб. 1812 г. и даже была переведена на немецкий язык.
Перед возвращением в Охотск в мае 1786 года Шелихов составил главному правителю Северо-восточной компании К. А. Самойлову программу действий из 32 пунктов. Он должен был не только организовать промысел пушнины (в его ведении находилось 163 русских промышленника), ведать сооружениями и судами, но и «поступать расселением российских артелей для примирения американцев и прославления Российского государства по изъясненной земле Америке и Калифорнии до 40 градусов», в том числе и построить крепость за мысом Св. Ильи.
Грандиозным планам Шелихова суждено было в значительной степени осуществиться. Полуостров Аляска был осмотрен и найден удобный проход в Бристольский залив, в Кенайском заливе артель промышленников вела не только промысел, но и активно торговала с жителями. В Чугацком заливе также работала промысловая артель.
В 1794 году здесь было построено три судна: фрегаты «Феникс», «Пегас» и «Олег» (всего Шелихов построил 11 судов). На острове Монтагю, на мысе Св. Ильи, была построена крепость. На Кадьяке заведена школа, где американские мальчишки учились читать по-русски, писать, считать и осваивать навигацию. Исследованы заливы Якутат и Льтуа, во многих местах зарыты в землю медные доски с надписью «Земля российского владения».
Благодаря его кипучей энергии и неустанной заботе, дети аборигенов Аляски стали изучать по русским книгам мореходное дело, горную науку, разные ремесла, историю России. В Русской Америке зазвучали стихи Ломоносова и Державина, Пушкина и Крылова.
Шелихов хорошо понимал роль и значение православной церкви в нравственном и духовном просвещении аборигенов Аляски и сам просил Екатерину II направить в Русскую Америку Духовную миссию. Это было сделано в 1794 году. И поныне православные храмы украшают поселки Алеутов, эскимосов, тлинклитов. Недаром аборигенам он оставался в памяти, как Отец.
Летом 1794 года Шелехов образовал Северо-Американскую компанию с центром на островах Прибылова. Как писала в 1797 году его вдова,
«… его намерение в учреждении сей компании состояло в том, чтобы захватить все Алеутские острова и в севере к Берингову проливу лежащие острова и оба противолежащие друг другу азиатской Чукотской земли и американские матерые берега, завести с тамошними народами торговлю, и, где можно, крепосцы и поселения, и тем самым предупредить приходивших туда иностранцев...»
Умер Шелехов совсем молодым, готовясь к плаванию к берегам Японии: проблема ранних российско-японских торговых и политических контактов неоднократно поднимались отечественными историками и географами. Однако далеко не все её аспекты в равной степени изучены.
Ещё в 1738-1742 гг. отряд М.П.Шпенберга обследовал острова Курильской гряды и собрал первые сведения об Японии. Чуть позднее были установлены первые контакты с японскими торговцами на Кунашире, которые стремились к прямой торговле с русскими.
В 1750 году сын М.П.Шпанберга - А.М.Шпанберг представил в Адмиралтейц-коллегию рапорт с новым проектом установления торговых отношений с Японией, но не был тогда поддержан. Тем не менее, спустя десятилетия на основании его проекта Ф.И.Соймонов представил в правительство записку «О позволении купцам собственным их иждивением открывать Курильские острова».
В 1761 году последовал соответствующий указ сената. На основании его иркутский губернатор предписал главному командиру Камчатки К.М.Бему предпринять более решительные шаги к организации плаваний на Курилы. В частности, было предложено отправить секретно одно частное судно под видом промыслов вплоть до Матсмая (Хоккайдо), но первая попытка, предпринятая купцом А.Толстых, оказалась неудачной.
С 1774 года за дело взялись компаньоны П.С.Лебедев-Ласточкин и Г.И.Шелехов. один за другим ими были отправлены два судна «Св. Николай» и «Св. Наталия». Руководителям этих экспедиций предписывалось вступить с японцами в переговоры и попытаться установить торговые связи. Им дважды удалось встретиться с японскими торговцами, а на северо-восточной оконечности Хоккайдо провести переговоры с представителем местной администрации. В ходе переговоров последний заявил, что для торговли есть порт Нагасаки, «где со всех сторон собираются и торги производят, куда можете ходить и вы».
Эти первые контакты были положительно оценены и самими купцами и правительством. П.С.Лебедев-Ласточкин писал позднее, что «двоекратно с епонцами компания наша виделась и менялась малым ещё количеством, а время от времени начало бы преумножаться».
Все материалы о плаваниях к Японии он представил в правительство и получил высочайшее одобрение, а Иркутску выпала честь стать инициатором первого российского посольства в Японию.
В августе 1783 года у берегов Камчатки потерпело крушение японское судно «Синсемару». Спасшихся моряков только в 1789 году перевезли в Иркутск. Заботу о них приняли на себя иркутский генерал-губернатор И.А.Пиль, учёный натуралист Э.Г.Лаксман, Г.И.Шелехов и ряд иркутских купцов. В их среде и возник проект установления постоянных торговых связей с Японией.
Разработан он был Э.Г.Лаксманом и Г.И.Шелеховым и с представлением И.А.Пиля был направлен Екатерине. В сентябре 1791 года появился именной указ «Об установлении торговых отношений с Японией», в котором отмечалось, что «в случае возвращения сих японцев в их отечество укрывает надежду завести с оными торговые связи». Экспедиция должна была отправиться в Японию от имени иркутского генерал-губернатора.
Сделано это было, очевидно, для того, чтобы не уронить престиж императрицы в случае неудачи посольства и не возбудить подозрение Англии и Голландии в отношении целей российской политике на Тихом океане. Надо сказать, что в Петербурге довольно скептически смотрели на возможность установления достаточно прочных взаимоотношений с Японией.
« ... Не токмо все иностранные купцы,- писал Э.Г.Лаксман, - но и большая часть господ сие японское предприятие яко невозможно всячески критиковали, так что я в Петербурге столько же был предметом насмешки, как сдесь ненависти и гонения».
Последние строчки связаны с конфликтом Лаксмана с Шелеховым и иркутскими купцами. Шелехов не мог простить ему того, что в итого правительство поддержало планы Лаксмана, направленные на более сдержанное, скорее научное и политическое развитие отношений с Японией. Шелехов же на первый план выдвигал чисто коммерческие задачи. Лаксмана пугало, что Шелехов «... ныне монополистическим оком взирает на будущую первоначальную японскую торговлю»
Посольство Лаксмана длилось около года и в целом выполнило намеченную программу. Япония уклонилась от подписания дипломатических и торговых договоров, но оставила надежды на продолжение диалога. Русскому послу был вручён письменный лист, разрешающий русским торговым судам посещать порт Нагасаки.
Кроме того, были собраны новые сведения об Японии, описаны и положены на карты Хоккайдо и другие южные острова Курильской гряды, привезены коллекции образцов флоры и фауны, семена сельскохозяйственных культур.
Политические результаты посольства вызвали в правительстве противоречивые оценки. Екатерина Вторая ожидала от него большего и в ряде писем не скрывала своего разочарования итогом.
В 1796 года по распоряжению Екатерины начинается подготовка новой экспедиции в Японию. Но последовавшие одна за другой неожиданные смерти Г.И.Шелехова, Э.Г.Лаксмана, а затем и самой императрицы, остановили эти приготовления.
Скончался Шелихов в июле 1795 года в Иркутске и был похоронен на территории Знаменского женского монастыря. На памятнике его высечены известные стихи, сложенные в честь его Державиным. В 1903 году на родине Г. И. Шелехова, в городе Рыльске ему был воздвигнут памятник.
По смерти Шелехова, Императрица Екатерина II даровала его жене и потомству права российского дворянства, с предоставлением, впрочем, производить торговлю, а Император Павел I, покровительствуя составившейся в 1798 году Российско-Американской Компании, повелел, чтобы из семейства Шелехова назначен был первенствующий директор ее.
Могила Шелехова - памятник истории федерального значения, охраняется государством. Он изготовлен на Екатеринбургской камнерезной фабрике из серого уральского мрамора по заказу наследников, установлен в 1800 году.
Текст на восточной грани:
«Здесь в ожидании пришествия Христова погребено тело по прозванию Шелихова, по деяниям бесценнаго, по промыслу гражданина, по замыслам мужа почтеннаго, разумом обширнаго и твердаго, ибо в царствование Екатерины Вторыя, императрицы и самодержицы всероссийской, Государыни властной и великой, разширившей свою империю победами врагов ея на западе и на полудне, он отважными своими морскими путешествиями на востоке нашел, покорил и присовокупил державе ея не только острова: Кыктак, Афогнак и многия другия, но и самую матерую землю Америки, простираясь к северо-востоку, завел в них домостроительство, кораблестроение и хлебопашество и испрося Архимандрита с братью и клиросом провозгласил в грубом народе, неслыханным невежеством попранном. неведомое там имя Божие и во имя святыя Живоначальныя троицы насадил православную христианскую веру в лето 1794-е. Христе Спасителю! причти его к лику благовестников твоих, возжегших на земле свет Твой пред человеки. Гаврила Державин».
Текст на северной грани:
«Григорей Иванович Шелихов Рыльской имянной гражданин родился года 1748, вступил в супружество года 1775, начал торговлю свою во окраинах Сибири в 1773 году. Морския путешествия свершил в 1783, 1784 и 1785 годах, скончался 1795 июля 20 дня», «Колумб здесь Росский погребен, преплыл моря, открыл страны безвестны, и зря, что все на свете тлен, направил парус свой во океан небесный искать сокровищ горних, неземных, сокровище благих. Его ты, Боже, душу упокой. Гаврила Державин».
Текст на западной грани:
«Поставила сие надгробие в память почтенному и добродетельному супругу горестная вдова, с пролитием горячих слез и с сокрушенным вздыханием ко Господу».
Текст на южной грани:
«Как царства падали к стопам Екатерины, Росс Шелихов без войск, без громоносных сил, притек в Америку чрез бурные пучины, и нову область Ей и Богу покорил. Не забывай, потомок, что росс, твой предок, и на Востоке громок».
* * *
Давно уже идет спор: как следует правильно писать ШелЕхов или ШелИхов. Сам «Колумб Росский» (так его назвал поэт Р. Державин, использовав слова М. В. Ломоносова) употреблял оба варианта, но чаще всего «Шелихов».
Но практически во всех документах девятнадцатого века потомки и родственники «Колумба Росского» именовались «ШелЕховыми», а город спутник Иркутска стал именоваться «Шелеховым», хотя другие географические объекты, названные в его честь, именовались через «И»: залив Шелихова в охотском море, гора, мыс и залив на острове Парамушир, ряд других наименований в бывшей русской Америке и др.
В возникшем противоречии легче всего разобраться при знакомстве с малоизвестной историей выработки указа Павла I об утверждении «герба Шелеховых». Вот подлинный текст малоизвестного указа:
«Его величество государь император Павел Первый обращал монаршее внимание на заслуги умершего гражданина Шелехова, жертвовавшего жизнью в присоединении к скипетру его императорского величества обитающих в Северной Америке народов и положившего в том краю основание греко-кафолической христианской вере и прочыя разным для государства полезным заведениям: начала 1797 года ноября в 10 день всемилостливейше пожаловать соизволил жене его вдове Наталье Шелеховой, разделявшей с ним труды в странствиях и рожденным от них детям дворянское Российской империи достоинство, представляя при этом свободу продолжать торговлю на первобытном их праве»…
И в заключительной части сообщалось об утверждении 1 апреля «герба Шелехова» В указе описывался этот герб:
«В Щите, имеющем голубое поле, изображены два серебреных Креста, один вверьху, а другой внизу, и между ими находится серебреная Полоса. Щит увенчан обыкновенным дворянским Шлемом, с дворянскою на нем Короною и тремя Строусовыми Перьями. Намет на Щите голубой, подложенный серебром. По сторонам два Американца, держащие в руках с правой стороны Меркурьев жезл, а с левой Якорь, под Щитом Девиз ВЕРОЮ и УСЕРДИЕМ».
Именно из-за этого указа Павла I в XIX веке и стали потомки "Коломба Росского" именоваться «Шелеховыми». Но показательно, что уже после указа был опубликован новый портрет «Коломба Росского», под которым дан миниатюрный герб 1797 года, но в овале большими буквами было написано: «Григорий Иванович Шелихов. Родился 1748, скончался 1795 года».
На могиле «Колумба Росского» в Иркутске на самом памятнике так же он назван «ШелИховым». Почему же в таком случае герб был составлен для «ШелЕховых»?
В первую очередь в этом виноваты те лица, которые самовольно опубликовали его труды под фамилией «ШелЕхов»: трижды на русском языке - в 1791, 1792 и 1793 гг., дважды - в немецком переводе (1793 год). После выхода этих книг и решили сохранить в гербе транскрипцию «Шелехов».
После обнаружения документов Г. И. Шелихова в архиве Воронцовых стало очевидным, что главным виновником публикации книг Г. И. Шелихова был президент Коммерц-коллегии А. Р. Воронцов, который постоянно получал из Иркутска различные отчеты о развитии торговли и торгового мореходства на Тихом океане. Воронцов считал, что в конце XVIII в. наступил новый этап, когда России уже стало опасным оставлять в секрете свои открытия в Америке. Для закрепления этих территорий за Россией важно было, чтобы замечательные русские открытия в этих далеких районах получили международное признание. Необходимо было, чтобы об этих открытиях узнал как можно скорее весь мир. Вот почему Воронцов вполне сознательно передал эти секретные документы для опубликования В. С. Сопикову.
Именно Сопиков, заметив, что в документах фамилия «Колумба Росского» писалась по-разному - то Шелихов, то Шелехов, решил ввести единообразие. Зная, что в русском языке существовало слово «шелег» или «шелих» в значении «фишка в игре, металлический кружок в виде монеты, но без цены», Сопиков предпочел назвать Григория Ивановича «Шелеховым». Тогда в России широко было распространено выражение, что «воры унесли все до шелеха», то есть все до последней безделицы. Иногда тогда же миниатюрных детей нежно называли «шелехами». Так возникло прозвище, от которого в дальнейшем и родилась фамилия «Шелехов». Но подобно тому, что на Руси издавна существовали «Мелеховы» и «Мелиховы», точно также с давних времен были и «ШелИховы», к которым и принадлежал род Григория Ивановича.

P.S. После продажи Аляски в 1867 году остров перешёл во владение США.

Вилькицкий Борис.

Русский Колумб

Последнее великое географическое открытие ХХ века
Ровно 90 лет назад русским полярником было сделано крупнейшее в XX веке и последнее великое географическое открытие. 20 сентября 1916 года Министерство иностранных дел Российской империи специальной нотой сообщило, что в результате гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1913-1915 годов под руководством капитана 2 ранга Бориса Андреевича Вилькицкого открыт архипелаг из четырех крупных островов, названный Землей Императора Николая II. МИД России, говорилось в ноте, "имеет честь нотифицировать настоящим правительствам союзных и дружественных держав включение этих земель в территорию Российской империи". Собственно, открытие было сделано еще в 1913 г., задержка с его объявлением произошла из-за начавшейся войны.

…Два судна "Таймыр" и "Вайгач" упорно пробивались на север. 20 августа на горизонте, там, где на карте была сплошная голубизна, открылась узкая полоска земли. Мифическая Земля Санникова? Нет, ибо район, где промышленник Яков Санников в 1811-м и полярник барон Эдуард Толль в 1885 году видели загадочную сушу, полярники миновали давно. Выходит – открытие? Положив на карту неизвестный остров, моряки назвали его именем наследника Цесаревича Алексея (шел 1913-й год – год 300-летия дома Романовых) и двинулись дальше на север. Утром 22 августа прямо по курсу открылись контуры высокого берега. И вновь на карте в этом месте – водная пустыня.

Высадились на берег, и командир "Вайгача" П.А. Новопашенный определил координаты: 80 градусов 04 минуты северной широты и 97 градусов 12 минут восточной долготы. На флагштоке взвился и под дружное "ура" захлопал на ветру русский флаг. Вилькицкий зачитал приказ об открытии новых земель и присоединении их к российским владениям. Главный результат гидрографической экспедиции был без преувеличения уникальный. При встрече первопроходцев в Архангельске Бориса Вилькицкого провозгласили русским Колумбом.

Архипелаг, состоящий из четырех крупных островов, имел площадь в 38 тысяч квадратных километров – чуть меньше Дании. Блестящие результаты гидро-графической экспедиции власть и научное сообщество оценили по достоинству. Вилькицкий был пожалован аксельбантом флигель-адъютанта Его Императорского Величества, Русское географическое общество удостоило полярника своей высшей награды – Константиновской медали.

После октября 1917 года, когда "отречение от старого мира" приобрело масштабы национального бедствия, судьба открытия Б.А. Вилькицкого оказалась печальной

"В 1918 г. в Советской России была опубликована карта Северного Ледовитого океана, на которой открытый всего пять лет назад архипелаг не был указан вовсе, – рассказывает сотрудник Государственного центрального музея современной истории России В.К. Рыков, предпринявший длительный и трудоемкий поиск в картографическом фонде Российской государственной библиотеки. – Правда, когда в 1924 г. Соединенные Штаты Америки попытались поднять в этом районе свой флаг, советское правительство в меморандуме, подписанном наркомом иностранных дел Чичериным, напомнило о своих правах на земли, открытые Вилькицким. Причем они были названы именно так, как это было нотифицировано царским правительством в 1916 г., то есть Землей Императора Николая II".

На этом топонимические казусы не закончились. Хотя в конце 20-х годов архипелаг все же появился на советских картах, он стал носить иные названия – сначала Северная Земля, потом Таймырский. И только после экспедиции Г.А. Ушакова и Н.Н. Урванцева в 1930-1932 гг. окончательно приобрел современное название – Северная Земля.

На протяжении многих десятилетий официальная пропаганда противопоставляла советского ученого Георгия Ушакова его предшественникам, приписывая ему "открытие огромной полярной страны". А деятельность "русского Колум-ба" замалчивалась, – не в последнюю очередь из-за того, что многие участники полярной экспедиции 1913-1915 годов, в том числе и сам Б. Вилькицкий, оказались после революции в

Геннадий Невельской родился в 1813 году в Костромской губернии. Судьба мальчика была фактически предрешена — его отец был потомственным морским офицером. Невельской закономерно поступил в Морской корпус — главное учебное заведение в Петербурге, где из дворянских детей готовили первоклассных мореходов.

«Среди кадет петербургского морского училища можно было видеть в двадцатых годах худенького, на первый взгляд болезненного, очень нервного мальчика, который сильно выделялся из среды своих товарищей молодостью лет и серьёзным выражением глаз, вдумчиво глядевших из-под тёмных больших бровей. Вокруг него шумят, резвятся, а он сидит и оторваться не может от книжки, описывающей какое-нибудь путешествие», — напишет позже, ориентируясь на мемуары отца и рассказы матери, дочь Невельского Вера.

У Невельского фактически не было выбора — он должен был стать моряком

После окончания Морского корпуса Невельской целых 10 лет — с 1836 по 1846 годы — ходил по разным морям: от Балтийского до Средиземного. Во время своей службы на флоте ему поручили следить за Великим князем Константином Николаевичем — цесаревича ещё в совсем юном возрасте назначили генерал-адмиралом и отправили в плавание. И, хотя на протяжении всей жизни высокопоставленные чиновники Невельского не жаловали, он почти всегда мог рассчитывать на поддержку императора Николая I, который с уважением относился к наставнику своего сына.

Транспортный корабль «Байкал». Источник: trip-dv.ru

Между тем Невельского не покидала мысль о том, что он должен исследовать морские рубежи Дальнего Востока. «Когда случалось ему бывать в Петербурге, он с жадностью набрасывался на книги, рылся в архивах, но постоянно находил ответ: устье Амура неизвестно; предполагают, на основании достоверных свидетельств великих мореплавателей, что река теряется в прибрежных песках океана», — описывает этот период жизни Невельского его дочь.

Описание экспедиции оставил как сам Невельской, так и его дочь

Удивлению сотрудников морского министерства не было предела, когда однажды перспективный офицер Невельской изъявил желание взять под управление простой парусный транспортный корабль и отправиться на нем на Камчатку. Его убеждали бросить эту мысль и строить себе карьеру, поджидая назначения, но Невельской не отступился. Очевидно, экспедицию, в которую офицер отправился в 1849 году, он рассматривал как возможность подтвердить свои догадки о географии Дальнего Востока. Проблема была лишь в том, что для исследования устья Амура нужно было заручиться разрешением императора. Получить его Невельской даже не рассчитывал, потому что Николай I был убежден, что в русло этой «никому не нужной и бесполезной» реки входить могут только небольшие лодки.

Транспортное судно «Байкал» вышло из Кронштадта в конце лета 1848 года. Команда состояла из нескольких офицеров, 80 моряков и 40 рабочих. Маршрут путешествия Невельской выбрал просто фантастический: на его пути в Петропавловск лежали Портсмут, Рио де Жанейро и Гавайские острова. Так, по воспоминаниям участников экспедиции, Пасху русские моряки встретили в порту гавайского города Гонолулу. Почти через год после отплытия «Байкал» вошел в порт Петропавловска: команда аккуратно разгрузила весь привезённый с собой товар, а Невельской решил действовать на свой страх и риск — офицер без разрешения отправился исследовать устье Амура.


Утро в проливе Невельского. Источник: trip-dv.ru

Судно Невельского достигло Сахалина, который в ту пору считался полуостровом. Уже здесь офицеру предстояло сделать первое из своих великих открытий: он обнаружил глубокий пролив, отделявший Сахалин от материка. Этот факт опровергал все доводы предыдущих исследователей и наглядно доказывал, что Сахалин всё-таки остров. Дальше команда Невельского начала пробираться — то пешком, то в шлюпках — вдоль побережья континента. В какой-то момент изнуренные долгим походом моряки добрались до огромной мели, закрывавшей устье Амура. Именно она ввела в заблуждение и сбила с толку всех тех, кто пытался обнаружить устье до Невельского. Моряки смогли обнаружить теперь широкий и совершенно свободный проход в устье реки.

Невельской доказал, что Сахалин — это остров

«Вышел навстречу нам на катере генерал-губернатор со всем своим штабом. Не приставая еще к транспорту, он спросил меня, откуда я явился. На это я отвечал: «Сахалин остров, вход в лиман и р. Амур возможны для мореходных судов с севера и юга! Вековое заблуждение положительно рассеяно. Истина обнаружилась; доношу об этом Его Светлости для представления Государю, а ныне Вашему Превосходительству». В маленькой моей каюте собрались около генерал-губернатора все его спутники и с любопытством слушали меня о нашем плавании и сделанных нами открытиях, которые были совершенно противоположны показаниям карты, имевшейся тогда в Аяне», — напишет в своей книге «Подвиги русских офицеров на крайнем востоке Росси» Геннадий Невельской.


Картина «Стакан амурской воды» художника В. И. Шиляева. Источник: trip-dv.ru

Впрочем, в Петербурге реакция на открытия Невельского была самая противоречивая: император назвал поступки офицера «храбрыми и заслуживающими одобрения», но другого мнения придерживалась специально собранная по этому делу комиссия — там считали, что что Невельской нарушил дисциплину и теперь должен подвергнуться суровому наказанию. Мнение Николая I всё же сыграло главную роль: на следующий год Невельского послали в ещё одну экспедицию с задачей основать зимовья где-нибудь на юго-восточном берегу Охотского моря, но «ни в коем случае не в лимане, а тем более на реке Амуре».

Николай I оправдал Невельского за все нарушения дисциплины

В принципе, уже понятно, как Невельской относился к предписаниям чиновников. Офицер, повышенный до капитана 2-го ранга, опять переусердствовал: он решил навсегда закрепить за Россией открытый им край. Для этого Невельской взял с собой на шлюпку двух местных жителей — тунгуза и гиляка — и вместе с ними добрался до устья Амура. Там он убедил племена в том, что теперь они находятся под защитой русского императора, и вручил им специальную грамоту, которую те обязаны были показывать всем иностранцам.


Памятник Невельскому в Николаевске-на-Амуре.

“Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством”.
В.Г. Белинский

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания . Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России , граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”

Работая в школе 18 лет, я с каждым годом все больше наблюдаю падение интереса у детей к прошлому своей Родины, отсутствие уважения к исторической памяти, незнание многими детьми героев своей страны, и, как следствие этого, низкий уровень патриотизма современных подростков. Как педагога и классного руководителя меня беспокоит эта проблема. В своей деятельности я много внимания уделяю патриотическому воспитанию своих детей, применяя различные методы, формы и приемы (тематические классные часы, беседы, Уроки Мужества, посещение музеев и выставок патриотической направленностью, встречи и поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, конкурсы патриотической песни и стихов и многое другое).

В связи с юбилейной датой (75-летие трансконтинентального перелета В.П. Чкалова) я решила отразить материалы о великом лётчике-испытателе в данной методической разработке, и донести его до сердец и душ своих детей.

В работе рассматриваются этапы жизненного пути В.П. Чкалова, от начала службы в авиации до гибели:

1- Начало службы в авиации

2- Лётно-испытательная работа

3- Рекордные перелёты

4- Золотая страница в истории отечественной авиации

5- Гибель Чкалова

6- “Память…”

В повествовании используются: фактический материал, фотографии В.П. Чкалова в разные годы жизни, фотоматериалы увековечивающие память о герое. Презентация поможет эффективнее донести данный материал до слушателей.

Работа рассчитана на детей в возрасте 12-15 лет.

Материалы данной работы можно использовать как Урок Мужества, на тематическом классном часу, при изготовлении наглядных пособий, при оформлении стенгазеты по данной теме, как фактический материал для викторин и игр.

Информацию данной разработки можно применять не только классным руководителям во внеурочной воспитательной работе, но учителям литературы и географии (по краеведению)

Великий Колумб

Цель: утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России и родного края на примере жизни героя – Валерия Чкалова.

1. Воспитание гордости за свою Родину, народного героя (В.П. Чкалова).

2. Сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствование формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Ожидаемые результаты:

  • в историко – краеведческой сфере:
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной сфере:
  • формирование активной жизненной позиции;
  • в познавательной сфере:
  • развитие творческих способностей;
  • в духовно-нравственной сфере:
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

    75-летию трансконтинентального перелета В.П. Чкалова посвящается

    “Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
    Меж льдами новый путь отворят на восток,
    И наша досягнет в Америку держава”.
    М.В. Ломоносов

    Воплотил эти слова в жизнь бесстрашный лётчик Валерий Павлович Чкалов.

    Вопросы к обучающимся:

    Ребята, а вы знаете, кто такой Чкалов?

    Валерий Павлович Чкалов - это целая эпоха в истории нашего воздушного флота. Он был не только непревзойдённым лётчиком, но и создателем школы высшего пилотажа, разработчиком методик испытания новых самолётов. Чкаловское лётное наследие прошло суровую проверку в воздушных боях Великой Отечественной войны, подтвердив своё право на жизнь.

    Вале?рий Па?влович Чка?лов (20 января (2 февраля) 1904, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя - 15 декабря 1938, Москва, РСФСР, СССР) - советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза.

    Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США).

    Я расскажу вам о В.П. Чкалове и его героических перелётах.

    Начало службы в авиации

    Служба в Красной Армии с 1919 г. слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде.

    В 1921 году направлен на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году.

    В 1923-1924 годах проходил обучение в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

    В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова.

    За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.

    В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью.

    В начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

    Лётно-испытательная работа

    В ноябре 1930 года Чкалов направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

    За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.

    В 1932 году НИИ ВВС был переведен с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

    С января 1933 года Валерий Чкалов переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков “ВИТ-1”, “ВИТ-2”, а также тяжёлых бомбардировщиков “ТБ-1”, “ТБ-3”, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки.

    5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.

    Рекордные перелёты

    Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского.

    20–22 июля 1936 года экипаж АНТ-25 (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд (ныне о. Чкалов), преодолев расстояние 9374 км за 56 часов 20 минут.

    Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись “Сталинский маршрут”, сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название.

    24 июля 1936 года за выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм всем членам экипажа АНТ-25 было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, чтоИ. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт.С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

    Остров Удд был переименован в остров Чкалова, а близлежащие острова Лангр и Кевос – в острова Байдукова и Белякова соответственно. На месте приземления был установлен памятник.

    Золотая страница в истории отечественной авиации – рекордный АНТ-25.

    В 2012 году исполнилось 75 лет с момента осуществления экипажами Валерия Павловича Чкалова и Михаила Михайловича Громова сверхдальних беспосадочных перелетов через Северный полюс в США на рекордной машине АНТ-25.

    Самолет был построен в двух экземплярах - опытная машина и дублер. Первый полет состоялся 22 июня 1933 года, после чего, в течение нескольких лет, велись доработки и совершенствование. Так, по истечении четырех лет доводочных испытаний и целой серии сверхдальних перелетов в границах СССР, наконец-то наступило время выполнить трансарктические перелеты через Северный полюс в США.

    Окончательное решение по трансарктическому перелету, имея опыт организации перелета по "Сталинскому маршруту" было решено проводить после организации научной дрейфующей станции на Северном полюсе. 21 мая 1937 г. дрейфующая станция "Северный полюс-1" во главе с И.Д. Папаниным была организована с помощью туполевских ТБ-3А "Авиарктика".

    Весной 1937 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с просьбой разрешить перелет по маршруту Москва - Северный полюс -Америка. Через четыре дня после организации станции "Северный полюс-1" Сталин принял экипаж и достаточно долго беседовал с ним, после чего дал свое согласие и одобрил маршрут.

    Когда принималось решение о полете, Сталин поинтересовался:

    "- ...Так вы говорите, что выбор самолета сделан правильно? Все-таки один мотор... Этого не надо забывать.

    Товарищ Сталин, - ответил Чкалов, - так ведь один мотор - сто процентов риска, а четыре мотора - четыреста".

    Для подготовки перелета была создана специальная комиссия, в которую вошли М.М.Каганович (глава авиапрома), А.Н.Туполев, Я.И.Алкснис и др. Вскоре экипаж перегнал машину на Щелковский аэродром, где началась непосредственная подготовка к перелету. За своевременную и тщательную подготовку самолета отвечал Е.К. Стоман. Для обеспечения перелета были привлечены радиостанции Северного морского пути. Пароходы и ледоколы Северного флота готовились, чтобы, в случае чего, оказать немедленную помощь. В Канаде и в США была подготовлена сеть радиостанций для приема радиограмм с борта и передачи информации на борт. Инженерной группой ЦАГИ были рассчитаны и составлены для экипажа графики режима полета. Особое внимание и экипаж, и наземные службы обращали на двигатель (М-34Р на АНТ-25 при температуре выше плюс пятнадцать градусов на повышенных оборотах начинал перегреваться).

    Готовясь к полету, Чкалов и его коллеги прекрасно понимали насколько важно отладить этот единственный на самолете двигатель, от которого во многом будет зависеть и успех многочасового перелета, и, в конце концов, их жизнь и жизнь, и судьба создателей АНТ-25.Вместе с мотористами Чкалов занимался регулировкой М-34Р, добиваясь получения оптимальных параметров.

    В начале июня было решено форсировать сроки перелета. Причина была следующая: перед экипажем стояла задача первыми определить возможность этого перелета, а затем передать информацию об особенностях работы, наблюдения и рекомендации по доработке отдельных элементов самолета, двигателя и оборудования на самолете М. Громова, который должен был лететь вслед за ними. Оба перелета необходимо было уложить в летние месяцы и желательно в период июнь-июль, когда обстановка по маршруту более или менее благоприятная. Предложение экипажа по ускорению сроков подготовки многим показалось авантюрой. Но за экипажем была уверенность в самолете, опыт предыдущего перелета, да и подготовка к трансарктическому перелету началась фактически с августа 1936 г.

    После всех доработок машина была оснащена необходимыми параметрами для достижения необходимой дальности полета. Полностью подготовленный к перелету АНТ-25 был переведен на Щелковский аэродром и ждал своего часа.

    Ранним утром 18 июня 1937 года в 4 ч 4 мин со Щелковского аэродрома был взят старт этого беспримерного перелета.

    Путь лежал на север. Где-то внизу под крыльями впервые в мире дрейфовали в заполярных широтах четыре советских исследователя: И.Д. Папанин, Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов и Е.К. Федоров. Дальше не изведанный маршрут, льды и льды... Над Канадой самолет попал в циклон. Пришлось долго наощупь обходить его. Летели на высоте 4000-4500 м. Летчики теряли силы. Сменяться приходилось каждый час. Кислорода оставалось мало. Над Тихим океаном запасы его иссякли. Пришлось опускаться к земле. Наконец, после 62 часов полета показался Портленд, но из-за нелетной погоды аэропорт был забит множеством самолетов, и сажать самолет некуда. Экипажем принимается новое решение: самолет перелетает на другой берег реки Колумбус и совершает посадку на небольшом военном аэродроме Баракс близ города Ванкувер.

    20 июня 1937 года в 19 ч 30 мин по московскому времени экипаж В.П. Чкалова закончил перелет по маршруту Москва-Кольский полуостров-Баренцево море-Земля Франца Иосифа-Северный полюс-Остров Мелвилл-Остров Бенкса-Пирс Поинт-Острова Королевы Шарлотты-Ванкувер. За 63 ч. 16 мин. самолет пролетел более 9130 км (8582 км по прямой) – факт утвержден как национальный рекорд СССР.

    Имена героев не сходили со страниц газет и журналов всего мира. В честь завершения полета прошли торжественные церемонии в Портленде и Ванкувере.

    Затем В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили триумфальную поездку по США с официальным приемом президента-Франклина Рузвельта.

    26 июля 1937 года, выполнив свою почетную миссию, посланцев из СССР в США, летчики-герои вернулись в Москву, где их ждала грандиозная встреча соотечественников в духе тех времен.

    За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

    АНТ-25 экипажа Чкалова в разобранном виде следом был доставлен в СССР и помещен в ангар музея им. Чкалова, где находится и по настоящее время.

    Эти исторические перелеты продемонстрировали всему миру не только мужество, смелость и мастерство наших летчиков, но и высокий уровень отечественного самолетостроения.

    Вопросы к обучающимся:

    Какие трудности “закаляли” характер Чкалова?

  • Как вы думаете, возможно, ли в наше время рождение “нового Чкалова”?
  • Есть ли у вас примеры из личной жизни патриотов своей Родины?
  • 12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

    И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.

    1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

    Гибель Чкалова

    Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

    Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября... 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто “глох”; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.

    13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180: полётное задание предписывало совершить пробный полёт по кругу в течение 10-15 минут без уборки шасси; затем после тщательного осмотра всей машины осуществить ознакомительный полёт и 1-2 полёта по 30-68 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С. П. Супруна.

    По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура воздуха была “около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился”. Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в Акте комиссии по расследованию причин аварии, “до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами”. Но при посадке самолёт зацепил за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

    Даже идя на верную гибель, Чкалов думал о жизни других людей.

    Вопросы к обучающимся: О чем говорит вам данный поступок?

    Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

    Сегодня существует несколько версий смерти Чкалова

    Память о великом летчике-испытателе навсегда останется в сердце русского народа

    Вопросы к обучающимся:

    Достоин ли такой человек как Валерий Чкалов того, чтобы о нем помнили?

  • Как, на ваш взгляд, можно добиться сохранения памяти о В. Чкалове?
  • Знаете ли вы какие-нибудь книги, фильмы, памятники, посвященные этому легендарному человеку? Какие?
    • Медаль “Золотая Звезда” Герой Советского Союза (24.07.1936)
    • 2 ордена Ленина (5.05.1935, 24.07.1936)
    • Орден Красного Знамени (июль 1937)
    • Медаль “XX лет РККА” (февраль 1938)

    Слайды 19-20

    Памятники

    • Памятник Чкалову в Нижнем Новгороде
    • Памятник Чкалову на ул. Землячки, Нижний Новгород, 1994 год
    • Бюст Чкалова в парке “Крылья Советов” Авиастроительного района Казани, 2010 год
    • Памятный знак в Хабаровске, установленный на месте, где В.П.Чкалов выступал на митинге 2 августа 1936 года, посвящённом окончанию правительственного беспосадочного перелёта.
    • Памятник Чкалову в городе Оренбурге на набережной реки Урал
    • Памятник в Днепропетровске и другие

    В филателии и монетах

    • Почтовая марка СССР, 1954 год
    • Почтовая марка России, 2004 год
    • Почтовая марка России, 2012 год
    • Почтовый конверт СССР, 1984 год
    • Почтовый конверт России, 2011 год
    • Памятная монета Банка России, 2004 год

    Литература

    1. Маркуша А. М. Бессмертный флагман (Чкалов): Лирический репортаж. - М.: Молодая гвардия, 1974.
    2. Водопьянов М. В. Валерий Чкалов. - М.: Молодая гвардия, 1954.
    3. Беляков А. В. В. Чкалов. - М., 1974.
    4. Волков В. Покорение воздушного пространства и техники личности сталинского времени// Культуральные исследования: Сб. науч. работ. - СПб.-М.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., Летний сад, 2006.
    5. Маслов М. А. Роковой истребитель Чкалова: Самая страшная авиакатастрофа Сталинской эпохи. - М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. и другие

    Фильмография

    • “Валерий Чкалов” (1941 г.)
    • “Рейс сквозь память” (1987 г.)
    • “Чкалов” (“Крылья”) (2012 г.) и другие

    В 1941 году на киностудии им. М. Горького был создан историко-биографический фильм “Валерий Чкалов” (новая редакция выпущена в 1962).

    В 1987 году вышел документальный фильм режиссёра В. Ф. Коновалова “Рейс сквозь память” о полётах экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс в Америку в 1937 году, в создании которого принимали участие киностудия “20th Century Fox” и актриса Ширли Темпл.

    В 2011 году кинокомпания “Централ Партнершип” сняла сериал про Валерия Чкалова – “Чкалов” (рабочее название “Крылья”) о событиях из жизни летчика, начиная с 1924 года. Режиссер Игорь Зайцев. В главной роли Чкалова - Евгений Дятлов.

    В нашем любимом ЕКАТЕРИНБУРГЕ тоже помнят о великом подвиге замечательного человека - Валерия Чкалова!

    Вопросы к обучающимся:

  • Назовите объекты, названные в честь Валерия Чкалова

    В городе есть административный район - ЧКАЛОВСКИЙ, улица Чкалова, станция метро - Чкаловская

    • Именем В.П. Чкалова названы населённые пункты, улицы во многих городах, суда, школы, высшее военное авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб в Москве, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске, остров на Дальнем Востоке, улица в канадском городе Ванкувер
    • Имя Чкалова носит волжский трёхпалубный теплоход.
    • Имя “В. Чкалов” носит один из самолётов Ил-96-300 (RA-96005) авиакомпании “Аэрофлот - Российские Авиалинии”.
    • Именем В. П. Чкалова назван астероид (2692) Чкалов.

    Чкалов погиб, но за свою короткую жизнь он сделал очень многое. Как летчик-истребитель он внедрил в авиации свою чкаловскую наступательную тактику ведения воздушного боя. Как летчик-испытатель он испытал и дал путевку в жизнь лучшим в мире самолетам-истребителям. Наконец, два дальних беспосадочных перелета, совершенных под его командованием, навсегда вошли в историю отечественной и мировой авиации.

    Мы должны гордиться героем Валерием Чкаловым, он, действительно, – “Русский Колумб”!!!

    P.S.: Если существуют ресурсы по времени, можно использовать фильм “Чкалов” (2012 г.), где рассмотреть человеческие качества Валерия Чкалова

    Вопросы к обучающимся:

    • Какие черты характера, человеческие качества Валерия Чкалова показывают его как сильную, благородную личность?
    • Что поразило, восхитило вас в герое этого фильма?
    • Что говорит об истинном патриотизме Чкалова?

    Жизнь Григория Шелихова не раз привлекала к себе внимание исследователей и литераторов. Но до сих пор в ней остаётся много тайн и противоречий. Иной раз нелегко бывает отделить подлинные факты от наслоившихся позднее легенд и мифов. В каком году родился Григорий Иванович? Кем были его родители: бедные мещане, богатые купцы или, быть может, дворяне? Каковы его родственные связи? Что повлекло его в Сибирь, а затем и далее - в Америку? При каких, наконец, обстоятельствах он умер и не было ли в его смерти чьего-то злого умысла? Да и вообще, кем был Колумб российский: просвещённым гуманным мореплавателем, дальновидным политиком и радеющим о благе Отечества коммерсантом или жестоким колонизатором, алчным и беспринципным стяжателем? Что же это за человек, которому посвящали стихи Державин и Дмитриев? Ни современники, ни позднейшие исследователи так и не смогли придти к единому мнению.

    Шелеховы (или Шелиховы) - весьма распространённая в старом Рыльске фамилия. Встречается она уже в документах XVII века. Среди носителей её - и стрелец, и пушкарь, и мелкий торговец, посадский человек. Пушкарём был и Киприян Шелихов, от которого и ведётся отсчёт рода Григория Ивановича. Отец его, Иван Афанасьевич, будучи рыльским мещанином (в купеческое сословие сумел записаться он много позже), тем не менее обладал вполне приличным состоянием. Григорий был старшим сыном в семье. Вопрос о дате рождения самого Григория более сложен. Но анализ сохранившихся в Курском архиве документов позволяет придти к мнению, что родился и был крещён Григорий Шелихов, скорее всего, во второй половине января 1749 года, на праздник Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (отмечался 30 января).

    Подробностей того, как протекала жизнь молодого купеческого сына в Вознесенском приходе Рыльска, не сохранилось. Фактически его биография начинается в 1773 году, когда он появился в Охотске в качестве приказчика вологодского купца М. Оконишникова. Вряд ли стоит искать некие экстраординарные причины для поездки молодого купца в Сибирь. В своём стремлении побывать в Сибири и далее - в Америке Григорий Шелихов был тогда не одинок. Более того, он не был даже в числе первых. Путь этот задолго до него проторили многие выходцы из Курской губернии. Сам Григорий Шелихов, проработав некоторое время у Оконишникова, перебирается на службу к земляку - курскому купцу Ивану Голикову, который с 1774 года держал винные откупа в Иркутской губернии.

    Сотрудничество с богатым и влиятельным Голиковым помогло ему. Переломным же в его жизни стал год 1775: тогда он предпринял первые самостоятельные шаги в сибирской коммерции и, наконец, женился. Его супруга, Наталья Алексеевна, оказалась во многом подстать своему мужу. Это была женщина умная, энергичная и властная, способная успешно вести дела, несмотря на то, что до конца жизни она так и осталась абсолютно неграмотной. К сожалению, сохранившиеся документы не сообщают никаких деталей её ранней биографии, даже её девичьей фамилии. Известно, что 1782 году ей исполнилось 20 лет и она была уже матерью троих детей. Таким образом, получается, что в 1775 году 26-летний купец женился на 13-летней девочке, родившей ему первого ребёнка спустя два года. Впрочем подобные ранние браки не были чем-то диковинным для России того времени.

    В течение следующих восьми лет Шелихов участвует в деятельности десяти промысловых компаний. Его состояние и влияние растут. Иван Ларионович, чьим приказчиком он оставался до 1781 года, относился к нему со всё возрастающим уважением. Наконец, они становятся полноправными партнёрами, и Григорий Иванович отправляется в своё знаменитое плавание к берегам Америки. В 1783 году было выстроено и снаряжено три галиона: "Три Святителя", "Святой Симеон Богоприимец и Анна Пророчица", "Святой Архистратиг Михаил". Причём одно судно было выстроено Шелиховым исключительно на собственные средства.

    В первых числах августа 1784 года экспедиция прибыла на остров Кадьяк, который пользовался дурной славой среди русских мореходов. Несколько попыток закрепиться на нём оканчивались неудачей. С Шелиховым было 130 человек. Население Кадьяка насчитывало более 5 000 душ. Соотношение было отнюдь не в пользу пришельцев. Островитяне объединились в одном селении на высоком утёсе, чтобы оказывать сопротивление пришельцам. Отсюда они совершили вылазку, атаковав ночью лагерь Шелихова. Нападение удалось успешно отбить. Утром 13 августа 1784 года Григорий Иванович повёл семьдесят человек на приступ. Русские прибегли к помощи пяти пушек. Шелихов велел наводить их на скалы и жилища: каменные осколки, разлетаясь, увеличивали поражающую силу огня. Потери осаждающих во время штурма составили всего шесть человек раненых. Куда хуже пришлось осаждённым. Их погибло более 300. Этот утёс - место учинённой Шелиховым бойни - до сих пор считается среди аборигенов Кадьяка гиблым местом, населённым душами убитых, которое они предпочитают никогда не посещать.

    Григорий Иванович прекрасно понимал, что малочисленные колонисты не смогут удержаться на острове одной лишь силой оружия. Мирное сотрудничество и постепенное подчинение себе "дикарей", превращение их в работных людей компании - таковы были его далеко идущие замыслы. Опорой его в этих планах должны были стать дети-заложники, получавшие новое воспитание в русской школе. Уже покидая Кадьяк, Шелихов оставил там "учащихся грамоте 25 мальчиков, которые гораздо охотнее желают быть с россиянами, нежели с дикими их отцами".

    Наконец, в мае 1786 года Шелихов отплыл обратно в Охотск. На борту "Трёх Святителей" находилось пушнины на 56 000 рублей, а в голове самого Григория Ивановича роилось множество новых планов. Вернувшись, он тотчас включился в работу: вел деловую переписку с приказчиками, проверял документацию, составлял рапорт генерал-губернатору И. Якоби, писал Ивану Голикову, посылая ему отчёт о своих достижениях и карту плавания.

    Когда 13 июня 1787 года, возвращаясь из своего путешествия в Крым, императрица Екатерина II посетила Курск, Иван Голиков как городской голова встречает её у спешно возведённых по такому случаю Херсонских ворот во главе почётных курских граждан, членов городского магистрата, учеников и преподавателей Главного народного училища. Среди прочих даров он подносит ей карту "Шелехова странствия". Вслед за этим успехом в 1788 году оба компаньона отправляются в Санкт-Петербург с Прошением на царское имя, чтобы ходатайствовать о привилегиях и государственной ссуде для своей компании. Рассмотрение проекта "Голикова и общников" продолжалось в столице с февраля по сентябрь 1788 года. Екатерина II отнеслась к проекту резко отрицательно. Она утверждала, что "многое распространение в Тихом море не принесёт твёрдых польз. Торговать дело иное, завладеть дело другое". Ей вообще было не до Америки: шла очередная война с Турцией. "Монаршая милость" в итоге сказалась лишь в награждении И. Голикова и Г. Шелихова золотыми медалями, серебряными шпагами и похвальными грамотами. С тем компаньоны и покинули столицу.

    Однако, хотя проекты Шелихова и были отвергнуты, положение его после визита ко двору немало упрочилось. Он приобрёл известность. Многие столичные коммерсанты без колебаний предоставляли ему солидные кредиты. В родном Рыльске он затеял строительство на принадлежащем ему участке.

    Последние годы жизни Григория Шелихова были заполнены бурной деятельностью. Он регулярно посылает экспедиции к американским берегам, борется с конкурентами, выживая их из промысловых угодий. В 1794 году стараниями его и Голикова на Кадьяк была направлена, наконец, первая православная миссия во главе с архимандритом Иоасафом. Тогда же было по лучено разрешение правительства на посылку в Америку ремесленников и хлебопашцев. Шелихов строит планы высадки поселенцев на Курильских островах. С помощью младшего брата Василия он осуществляет торговые операции практически на всех сибирских ярмарках, торгует с китайцами через Кяхту. Важных союзников Шелихов приобрел путём родственных связей, упрочая тем самым своё положение при дворе и в коммерческих кругах.

    Смерть застала Григория Ивановича в разгаре дел, не дав завершить множество планов. Он внезапно скончался 20 июля 1795 года "посреде толико важных для него упражнений при полном здоровье своем и средних летах жизни своей". Наталья Алексеевна объявила причиной смерти мужа "простудную горячку", которая якобы терзала его целых 25 дней и свела, наконец, в могилу. Однако, по словам очевидца, у него "сделалась чрезвычайная боль в животе и такое воспаление, что он, дабы хоть на мгновение утолить огонь, можно сказать, глотал льду по целой тарелке" - симптомы довольно нетипичные для простуды. Внезапность и неясные обстоятельства смерти видного купца, оставившего немалое наследство, вызвали в Иркутске разнообразнейшие толки. Поговаривали даже об отравлении, намекая на причастность к этому его собственной жены. И по сей день смерть Григория Ивановича окутана покровом тайны.

    Григорий Шелихов был погребен в Иркутске в Знаменском женском монастыре против церковного алтаря. В 1800 году на могиле стараниями супруги был установлен мраморный памятник с бронзовым барельефом покойного. Но главным памятником Григорию Ивановичу, его жизни и трудам стала созданная на основе его замыслов Российско-Американская компания.

    Текст выбитый на плите:

    Григорий Иоановичъ Шелиховъ Рыльской имянинной Гражданинъ родился года 1748 вступил въ супружество года 1775 началь торговлю свою в окраинахь сибири съ 1773 году Морскiя путешествiя свершилъ въ 1783, 1784 и 1785 годахъ, Скончался 1795 июля 20 дня ооооооооо Колумбъ здесь Росскiй погребенъ, преплылъ моря, открылъ страны безвестны; и зря, что все на свете тленъ, на правилъ парусъ свой во Океанъ Небесный. искать сокровищь горныхъ, неземныхъ Сокровищь Благихъ его ТЫ БОЖЕ душу успокой. Гаврила Державинъ