Кто изобрёл Философский камень? Николя фламель - самый знаменитый алхимик средневековья Тайное описание благословенного камня именуемого философским


Джозеф Райт из Дерби (1734-1797). Алхимик в поисках философского камня, 1771. Музей и художественная галерея Дерби

Когда родился Фламель известно, когда он умер и умер ли вообще, доподлинно не знает никто. Основные сведения о нём можно узнать из его сочинения "Иероглифические фигуры".

В начале XX века в лавке бакалейщика в Париже была найдена надгробная плита с могилы Николя Фламеля. Её использовали как разделочную доску. В верхней части плиты изображены Пётр с ключом, Павел с мечом и Христос. Между ними располагаются фигуры Солнца и Луны. Ниже следует эпитафия благотворительной деятельности Фламеля, затем надпись на латыни "Господь Всевышний, на Твоё милосердие уповаю", изображение мёртвого тела и надпись на французском "Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к тебе, Иисус Спаситель человечества, прощающий грехи". Эта плита теперь хранится в парижском Музее Средневековья.

Фламель родился в 1330 году в городке Понтуаз в небогатой семье, но всё же родители сумели обучить его грамоте. В 17 лет он отправился в Париж, где стал писарем. К 40 годам он накопил средства, получил патент нотариуса и сумел построить крошечный домик. Женившись на состоятельной вдове Перренель Лета, Фламель открыл книжную лавку, где продавал книги, изготовленные в его мастерской. К пятидесяти годам книжник Фламель собрал прекрасную библиотеку по алхимии.
Однажды Фламелю приснился очень странный сон: к нему явился ангел с огромным фолиантом на незнакомом языке и пообещал, что эта книга раскроет ему великую тайну. Когда эта книга через некоторое время попала к нему, Фламель, несмотря на проклятия, написанные на латинском языке на титульном листе книги, принялся её расшифровывать. Это была книга иудея Авраама, священника, алхимика и философа, о получении философского камня, превращающего любой металл в серебро, золото и дающего бессмертие. К расшифровке книги присоединилась и его жена. Обращаться к помощи кого-либо они не могли, так как можно было попасть на костёр за занятия алхимией.

Матеус ван Хельмонт (1623-1679). Алхимик за работой

И Фламель отправился в Испанию, чтобы пообщаться с главными знатоками оккультных наук - арабами и евреями. Там он познакомился с врачом-евреем по фамилии Канчес или Санчес. Тот посмотрев на картинки, скопированные из книги, признал, что Фламель владеет утерянной книгой раввина Авраама о философском камне, с помощью которого мудрецы Израиля добывали золото, чтобы платить дань.
Забросив книжное дело, Фламель бился над разгадкой символов Авраама месяцы и годы.


Гравюра Филиппа Галле по рисунку Питера Брейгеля Старшего. Алхимик, около 1558 года

Через три года Фламель и его супруга совершили Великое делание - они получили слиток золота. Доказательством этого сейчас служит то, что Фламель в 1382 году неожиданно сказачно разбогател. Он скупил тридцать домов, участки земли в Париже и Булони. Построил двенадцать церквей и несколько больниц. Пожертвовал большую сумму денег первому приюту для слепых Кенз-Вент, обитатели которого в благодарность несколько веков день и ночь молились на его могиле. Оплатил реставрацию соседнего кладбища Невинных младенцев. При жизни Фламель сделал около 40 значительных пожертвований в пользу госпиталя.
Своему племяннику Перье Фламель оставил секрет философского камня, но тот не смог расшифровать его. Зато он сохранил для потомков сочинения Фламеля, которые с тех пор пытались расшифровать алхимики. В 1624 году вышел английский перевод его трудов "Тайное описание благословенного камня, именуемого философским". В ней, как обещает в предисловии Фламель, разгаданы " наиболее важные тайны Искусства, скрытые под покровом Иероглифических фигур, что встретились мне в книге Авраама Еврея".

Внезапное обогащение Фламеля доказано документацией о его покупках и дарах в парижских архивах. Однако бывший писарь Фламель продолжал жить очень скромно, но при этом жертвовал большие суммы церкви, что оберегало его от обвинений в колдовстве.
В 1404 году Фламель похоронил жену на кладбище Невинных младенцев, а через три года выстроил богато украшенный барельефами дом на улице Монморанси, который считается старейшим домом Парижа (Rue de Montmorency, 51. Метро Rambuteau).

Сейчас в доме находится ресторан и висит мемориальная доска, извещающая, что тут жил Николя Фламель.

Однако это не так - дом, где сейчас располагается ресторан "Таверна Николя Фламеля", при жизни алхимика был ночлежкой для бездомных. Плата за постой - две молитвы в день. Фламель жил и проводил опыты в другом доме, где неизвестно.

О последних годах его жизни известно очень мало. Скончался он между 1410 и 1418 годами.


Эскиз арки на кладбище Невинных, сделанный собственноручно Николя Фламелем

Своё состояние он завещал церкви Сен-Жак-ля-Бушери, в которой был похоронен. Башня Сен-Жак - всё, что осталось от этой церкви, разрушенной в 1797 году. Один из портретов Николя Фламеля, изображающий алхимика в старости, помечен неизвестным художником надписью: французский философ. В его трудах и в самом деле много мудрых мыслей, для понимания которых не нужно обладать философским камнем.

Дальше начались легенды. Спустя два века после его смерти могилу Фламеля вскрыли, но тела в ней не обнаружили. В течение веков Фламеля видели то в парижской опере, то в альпийской пещере, то на восточном базаре.
В XVII веке французский путешественник Поль Люка рассказывал, что в городе Бурса он встретил дервиша, лично знакомого с Фламелем. По словам дервиша, алхимик инсценировал похороны жены, а потом отправился вместе с ней в Индию, где поселился в общине йогов. Там у них родился сын.
Далее возникло несколько версий. Одна из них заключалась в том, что Фламель вернулся в Париж XVIII века в виде Сен-Жермена, затем в виде дожившего до 40-х годов XX века Жюльена Фулканелли. Другая версия предполагала, что никакого Фламеля вообще не было, что вся его жизнь - цепь аллегорий, изображающих Великое Делание - поиск философского камня.
Однако реальное существование Фламеля доказано множеством документов. Сохранились его труды - правда, не оригиналы, а переписанные копии. Даже книга раввина Авраама нашлась в парижской арсенальной библиотеке. Это тоже поздняя копия труда, который по утверждению на титульном листе был написан библейским патриархом Авраамом для сына Ламеха. А в одном позднем списке говорится, что при помощи этой книги некто изготавливал золото для европейских монархов, живших в XV веке, т.е. уже после смерти Фламеля. Что это - новая мистификация или подтверждение посмертной жизни алхимика.
В наше время появилась ещё одна фантастическая версия - Николя Фламель был представителем могучего тайного общества, хранящего древнюю мудрость.
Легенда о бессмертии Николя Фламеля и его жены Перенелль неоднократно упоминается в художественной литературе (например, "Код да Винчи" Дэна Брауна и "Гарри Поттер и философский камень" Джоан Роулинг).

Николя Фламель и госпожа Пернелла

Перейдя к рассказу о Николя Фламеле и его супруге госпоже Пернелле, мы окончательно порываем с представителями официальной средневековой учености (с университетами), чтобы заняться выходцем из народа, самоучкой, посмотреть, как он стал алхимиком.

Биография Николя Фламеля хорошо известна благодаря терпеливым исследованиям Альберта Пуассона, который, сам будучи алхимиком в Прекрасную эпоху (он, увы, безвременно скончался в возрасте всего двадцати четырех лет, не успев даже закончить изучение медицины), посвятил ему в 1893 году детальный труд, опираясь исключительно на аутентичные документы.

Хорошо известная книга Лео Ларгье «Делатель, золота Николя Фламель»™, несмотря на свой воодушевленно-романтический стиль, не отступает от документальной достоверности: реальное существование Николя Фламеля показано в строгом соответствии с тем, что можно прочитать в старинных манускриптах.

Тот, кому суждено было стать самым знаменитым алхимиком Средних веков (и, можно сказать, тот, чье имя на устах даже у людей, которые никогда не имели случая всерьез заняться историей алхимии), родился в Понтуазе в 1330 году. Его родители принадлежали к небогатым горожанам, но сумели дать сыну (что в те времена было большой редкостью) хорошее образование. Он еще молодым человеком прибыл в Париж, чтобы заниматься ремеслом писаря. Это не было чем-то сопоставимым с работой современного литератора, но представляло собой совокупность профессиональных занятий, предполагавших владение каллиграфическими навыками: составление и написание частных писем, ходатайств, актов гражданского состояния, а также требовавшая немалого терпения переписка целых манускриптов. Все эти виды работ в эпоху, когда во Французском королевстве большинство населения было неграмотно и когда (напомним еще раз, ибо это важно) книгопечатание еще не было изобретено, оказывались неплохим источником дохода.

Фламель самолично сообщает нам: «В ту пору, после смерти моих родителей, я зарабатывал себе на жизнь, занимаясь ремеслом писаря: составлял инвентарные описи, вел счета…» Он умел также рисовать, иллюминировать рукописи и писать красками - сам являлся автором иллюстраций, украшающих его манускрипты.

Этой работой писаря Фламель занимался в крохотной мастерской, прилепившейся к контрфорсам церкви Сен-Жак-ла-Бушри; ее размеры составляли два шага в ширину и два с половиной шага в длину. Это скромное заведение после смерти Фламеля сдавалось в аренду за восемь парижских солей в год - за весьма умеренную плату.

Будущий алхимик женился, еще совсем молодым человеком, на женщине, перешагнувшей сорокалетний рубеж и уже дважды овдовевшей - на госпоже Пернелле, которая хотя и имела кое-какое состояние, но весьма умеренное. Несмотря на разницу в возрасте супругов («дважды вдова» была на двадцать лет старше своего молодого мужа), их союз оказался исключительно счастливым.

Поскольку коммерция, несмотря на смутное время (это был, напоминаем, самый мрачный период Столетней войны), процветала, супруги построили дом на углу двух узких улочек - Мариво и Экривен (Писарей). Напротив этого нового дома стояла и новая мастерская, несколько более просторная, под вывеской с изображением цветка лилии.

Название старинной улицы Мариво происходило от слова marivas, «небольшое болото», по причине заболоченности территории близ реки Сены, где в начале Средних веков приступили к городской застройке. Современная улица Николя Фламеля, застроенная зданиями в банальном стиле Второй империи, в основном проходит там же, где пролегала старинная улица Мариво; свое название она получила во времена барона Османа по причине того, что там располагался ныне не существующий дом знаменитого алхимика.

Все началось с неожиданного вторжения чуда в насыщенную делами, но прозаическую жизнь парижского буржуа.

Однажды ночью Фламель был неожиданно разбужен - был ли то сон? А может, видение? - появлением в сиянии лучей ангела, державшего книгу. Сверхъестественное существо возвестило: «Фламель, взгляни на эту книгу, ты в ней ничего не поймешь - ни ты, ни кто-либо другой, но однажды ты увидишь в ней то, чего никто не смог там увидеть».

Фламель протянул руки, чтобы схватить кишу, по она исчезла вместе с ангелом, и лишь золотой поток простирался вслед за ними. Николя туг же проснулся, охваченный сильным возбуждением. Однако, словно бы в продолжение чудесного видения, спустя некоторое время Фламель нашел у одного книготорговца - о чудо! - привидевшуюся ему необыкновенную книгу.

Это чудесное обретение «Книги Авраама Еврея» вовлекло Николя Фламеля в грандиозную авантюру поисков на пути Великого Делания, однако логично было бы предположить, что он, как и множество его современников, уже давно был зачарован этой наукой. Обратимся еще раз к его собственному свидетельству:

«Тот, кто продал мне эту книгу, и сам не знал истинной ее цены, точно так же, как и я, когда покупал ее… Она попала ко мне в руки всего за два флорина, эта позолоченная старинная и очень большая книга. Она была изготовлена не из пергамента или бумаги, как прочие книги, а, как мне показалось, из тонкой коры дерева. Ее обложка была из мягкой кожи с выгравированными на ней странными письменами и рисунками. Что до меня, то я думаю, что это был или греческий алфавит, или же буквы такого же древнего языка… На первой странице большими золотыми буквами было выведено: "АВРААМ ЕВРЕЙ, КНЯЗЬ, СВЯЩЕННИК-ЛЕВИТ, АСТРОЛОГ И ФИЛОСОФ, ОБРАЩАЕТ СВОЕ ПРИВЕТСТВИЕ К НАРОДУ ИУДЕЙСКОМУ, РАССЕЯННОМУ ГНЕВОМ БОЖЬИМ ПО ВСЕЙ ГАЛЛИИ"».

Был ли этот Авраам Еврей реальной личностью или же под этим псевдонимом скрывался вымышленный персонаж? В данном случае вполне могла идти речь о французской версии текста испанского каббалиста, родившегося в Толедо, Авраама бен Эзры (1089–1167), которого христианские авторы знали под латинизированным именем Avenare, Avenarius или Abraham Judaeus (Авраам Еврей).

Однако христианские авторы знали его главным образом как математика и астролога, не ведая о его занятиях каббалой и алхимией. Этот Авраам Еврей был известен не в одной только Испании (большая часть которой в то время еще находилась под властью ислама): он совершал далекие путешествия, которые приводили его в Италию, Лангедок, Париж и даже Лондон. Весьма вероятно, что таинственная книга являлась творением некоего парижского еврея, незадолго до того вынужденного отправиться в изгнание вместе со своими собратьями по вере. Фламель в связи с обнаружением книги отметил: «Она могла быть изъята у какого-нибудь несчастного еврея или же найдена в месте его прежнего проживания…»

Во времена Фламеля, увы, уже осталась далеко в прошлом терпимость, с которой относились к евреям в христианских странах в начальный период Средних веков. Неоднократно издававшимися королевскими эдиктами, в частности, Людовика Святого и Филиппа Красивого, все евреи, которые отказывались обратиться в христианство, подлежали изгнанию за пределы Французского королевства.

«Книга Авраама Еврея» включала в себя, помимо текста (в котором французское письмо перемежалось буквами, по поводу коих Фламель заметил: «Мне не удалось разобрать их», и вполне возможно, что это были буквы еврейского алфавита), представлявшего собой, вероятно, французскую версию еврейского оригинала, ряд символических изображений. Но дадим опять слово самому Фламелю:

«Эта книга содержала три раздела по семь листов. На каждом седьмом листе не было текста… На первом из этих семи листов можно было видеть жезл, вокруг которого обвились две змеи [иначе говоря, был изображен кадуцей, хорошо известный врачебный символ]. На другом из них изображен распятый на кресте змей. На третьем же из семи листов были пустынные пейзажи, где среди песков виднелись прекрасные источники, из которых вылезали и расползались во все стороны змеи… На третьей и последующих страницах… автор открывает секрет трансмутации металлов. Тут же были нарисованы сосуды [реторты и тигли, используемые для осуществления операций, ведущих к успеху Великого минерального Делания], указано, чередование каких цветов можно наблюдать, а также прочие подробности, однако не упоминался первый агент. Автор изобразил его с большим искусством на всей поверхности четвертого и пятого листов. И хотя этот рисунок был отчетлив и понятен, тем не менее никто не смог бы разгадать его значение, не зная в совершенстве традиции… На четвертой странице среди прочего был изображен молодой человек с крылышками на пятках, державший в руке жезл с обвивающими его двумя змеями, коим он касался своего шлема [можно было узнать Меркурия со своим кадуцеем]…

Напротив него был нарисован летящий на распростертых крыльях мощный старик с песочными часами на голове и косой в руках, как у смерти. [Это - Сатурн, бог времени]…

На другой странице четвертого листа был нарисован прекрасный цветок, который рос на вершине высокой горы, сгибаемый жестокими порывами северного ветра. У цветка были голубой стебель, белые и красные бутоны и сверкающие, как чистое золото, листья. Вокруг него располагались драконы и грифоны, приходящие с севера…

На пятом листе был нарисован распустившийся розовый куст, растущий посреди прекрасного сада под защитой дуплистого дуба [символа алхимической печи]. Из-под его корней брал начало прозрачный источник, впадавший вдалеке в пропасть… На обороте пятого листа был изображен царь, вооруженный большим кинжалом и приказывающий своим солдатам убивать множество младенцев [евангельский эпизод «избиения младенцев»]… кровь которых другие солдаты собирали в большой сосуд, в котором намеревались искупаться Солнце и Луна».

Фламель, не раздумывая, тут же рассказал Пернелле о своем чудесном открытии, и его спутница жизни тоже загорелась надеждой преуспеть в осуществлении Великого Делания.

В надежде найти ключ к разгадке таинственного произведения Николя Фламель показывал с точностью воспроизведенные рисунки из него многим своим знакомым, которые, как было ему известно, интересовались герметическими изысканиями (например, лиценциату медицины мэтру Ансельму). Но все напрасно: на протяжении двадцати одного года Николя Фламель безрезультатно проделывал всякого рода алхимические опыты. «Поскольку, - говорит он, - в ходе моих работ мне никогда не удавалось заметить знаки, которые, согласно книге, должны появляться спустя определенное время, я начинал свои опыты снова и снова. Наконец… я дал обет Богу и святому Иакову Галисийскому и решил обратиться за разъяснениями к раввину какой-нибудь испанской синагоги».

Речь при этом шла и о традиционном акте благочестия - о паломничестве к могиле святого апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела на крайнем северо-западе Испании; апостол Иаков являлся, как известно, святым покровителем христианских алхимиков.

Итак, в 1378 году, оставив дом на попечение госпожи Пернеллы и ее верной служанки, Николя Фламель отправился паломником в дальний путь в Сантьяго-де-Компостела, пройдя пешком по дорогам, которые были отнюдь не безопасны для путешествующих. Наш алхимик благополучно прибыл в Сантьяго, однако не встретил там человека, на помощь которого рассчитывал. Желанная встреча состоялась, когда он уже отправился в обратный путь: по воле Провидения (ибо подобного рода события никогда не бывают случайными) он повстречался на захудалом постоялом дворе города Леона со старым евреем, обратившимся в христианство и занимавшимся врачебной практикой, мэтром Каншем, или Санчесом. Тот согласился сопровождать Николя Фламеля в Париж. Однако мэтру Санчесу не суждено было добраться до цели: в Орлеане он скончался на руках у парижского алхимика. Но дело было уже сделано: у Николя Фламеля на обратном пути домой было достаточно времени, чтобы узнать у него все секреты, имеющие решающее значение для успеха трансмутации металлов.

Возвратившись в Париж, Николя Фламель сумел при помощи своей верной Пернеллы успешно реализовать намерение, которое лелеял на протяжении столь долгого времени. Но вот его собственное свидетельство, вернее говоря, даже два свидетельства. Сначала он прошел предварительный этап, осуществив трансмутацию в серебро (Малое Делание):

«В первый раз, произведя трансмутацию, я применил порошок проекции ко ртути, превратив примерно полфунта этого металла в чистое серебро, гораздо более высокого качества, нежели то, что добывают в рудниках… Это произошло в понедельник 17 января 1382 года около полудня в присутствии одной лишь Пернеллы».

Вскоре Фламель приступил к осуществлению, в свою очередь, и Великого Делания - трансмутации в золото. Вот что он рассказывает об этом:

«…Неукоснительно следуя написанному в книге (имеется в виду "Книга Авраама Еврея"), я осуществил Великое Делание с красным камнем, превратив в золото такое же количество ртути. Также в присутствии Пернеллы, в нашем доме, 25 апреля того же года, около пяти часов вечера, я получил почти равное количество золота, со всей очевидностью более высокого качества, нежели обычное золото, то есть более мягкое и ковкое… Я был более чем удовлетворен своим первым успехом, но помимо того я еще испытал и огромное удовольствие, наблюдая за тем, как в герметических сосудах свершается изумительная работа природы…»

Парижане были немало заинтригованы, видя, как прежний писарь (который, конечно, преуспевал в ремесле, но этого ни в коей мере не могло быть достаточно, чтобы так разбогатеть) начал расходовать весьма значительные, даже огромные суммы, и притом всегда без выгоды для себя, но исключительно в альтруистических целях. В 1407 году по его заказу был построен дом, в который он, однако, не переселился, но устроил в нем приют для бедных странников, временно пребывавших в столице королевства. Впрочем, высказывалось предположение, что этими бедными странниками в первую очередь были делатели, останавливавшиеся в Париже алхимики, относившиеся к категории бедных земледельцев.

На фасаде нынешней «Таверны Николя Фламеля» до сих пор можно, хотя и с трудом, прочитать надпись на старофранцузском языке, выбитую в камне еще в то время, когда знаменитый адепт уступил свой второй дом для приема в нем «земледельцев» без средств. Надпись гласит:

«МЫ, БЕДНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ, ОБИТАЯ ПОД СЕНЬЮ СЕГО ДОМА, ПОСТРОЕННОГО В ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ТЫ-

СЯЧА ЧЕТЫРЕСТА СЕДЬМОЙ, ИМЕЕМ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЖЕДНЕВНО ЧИТАТЬ ОДНУ МОЛИТВУ "ОТЧЕ НАШ" И ОДНУ "AVE MARIA", ПРОСЯ БОГА, ЧТОБЫ ОН ПО МИЛОСТИ СВОЕЙ ПРОСТИЛ БЕДНЫХ УСОПШИХ ГРЕШНИКОВ. АМИНЬ»2.

Тогда как облик прочих средневековых адептов нам известен лишь но портретам, относящимся к более позднему времени и, вероятнее всего, недостоверным, мы имеем подлинные изображения Фламеля. Однако не на знаменитом портрете, с которого на нас смотрит старый, бородатый и морщинистый человек в большой шляпе (он относится к XVII веку), а на трех гравюрах, на которых воспроизведены ныне утраченные памятники: аркада кладбища Невинных, малый портал церкви Сен-Жак-ла-Бушри и статуя, стоявшая в церкви Сен-Женевьев-дез-Ардан. Они представляют нам Николя Фламеля коленопреклоненным, безбородым человеком средних лет, облаченным на первый взгляд в церковное одеяние, в действительности же - в одежду паломника в Санть-яго-де-Компостела.

Николя Фламель и его супруга представлены молящимися у ног Девы Марии на тимпане портала церкви Сен-Жак-ла-Бушри. Сама оригинальная вещь, как уже сказано, утрачена, но сохранился сделанный с нее рисунок.

Что касается церковных сооружений столицы Франции, то Николя Фламель не ограничился восстановлением церкви Сен-Жак-ла-Бушри: его заслугой является также реконструкция старинной капеллы (ныне не существующей) госпиталя Сен-Жерве, располагавшегося на улице Тиксерандри. И там, среди прочих персонажей, высеченных на портале, алхимик велел изобразить себя молящимся.

И в Средние века строительство зданий, в том числе церквей и часовен, стоило очень дорого. Вопреки расхожей благочестивой легенде, строители церковных сооружений отнюдь не отличались бескорыстием.

Таким образом, Николя Фламель умножил число собственных изображений (и в большинстве случаев на пару со своей супругой госпожой Пернеллой), помещенных на различных парижских зданиях, построенных или перестроенных на его деньги. Адепт любил, чтобы его изображали молящимся, но иногда он представлен также и держащим гербовый щит, на котором письмо (символ его профессии) соседствует с оружием.

Выше мы уже упомянули скульптурное изображение Николя Фламеля на тимпане портала (а точнее говоря, на малом портале) церкви Сен-Жак-ла-Бушри, но и еще одна его скульптура нашла свое место на опоре церкви (причем еще до ее реконструкции), ставшей одной из стен его мастерской писаря.

Скульптурное изображение алхимика было представлено также и в церкви Сент-Женевьев-дез-Ардан, однако одно из наиболее знаменитых изображений Николя Фламеля и его супруги госпожи Пернеллы находилось на одной из аркад оссуария кладбища Невинных, а точнее говоря, на той, что выходит на улицу Лэнжри.

И по сей день еще второй дом знаменитого парижского алхимика-адепта (тот, который он пожертвовал для создания в нем богоугодного заведения) хранит на своей стене надпись и изображения, высеченные в камне в соответствии с его личными распоряжениями.

Он был тем, кто вложил большие средства в парижские церкви, больницы и прочие богоугодные заведения. Из собственных средств он создал фонд, предназначенный для полной реконструкции церкви Сен-Жак-ла-Бушри. Впрочем, эта большая работа была начата и завершена лишь после его смерти, причем знаменитая башня Сен-Жак, служившая колокольней, - единственное, что осталось от этой церкви, разрушенной в конце XVIII века. Башня была возведена в годы правления Франциска I, но строго в соответствии с планами, разработанными Фламелем.

Напрашивается вопрос: случайно ли в распоряжении, составленном в конце XVIII века, о сносе церкви Сен-Жак-ла-Бушри предусматривалось сохранение ее колокольни? Ведь по народному преданию именно под ней находился тайник с баснословным сокровищем самого Николя Фламеля.

Церковь Сен-Жак-ла-Бушри после реконструкции включала в себя целый ряд алхимических скульптур и витражей, изготовленных по чертежам Фламеля. Адепт также нарисовал для четвертой арки оссуария кладбища Невинных символические фигуры, которые должны были представлять подлинные и основные знаки искусства (алхимии).

Задним числом предпринимались попытки объяснить причину внезапного появления у Николя Фламеля большого богатства иначе, нежели как следствие обретения им порошка проекции. Так, именно с этой целью в Париже, спустя века после смерти алхимика (книга датируется 17 61 годом), было опубликовано сочинение «Критическая история Николя Фламеля и его жены Пернеллы, написанная на основании древних актов, доказывающих, что их богатство было гораздо меньше того, что утверждают алхимики. Прилагаются завещание Пернеллы и много других интересных документов», в котором аббат Этьен-Франсуа Виллэн пытался опровергнуть народную веру в «герметические» источники, за счет которых Фламель покрывал свои расходы.

Но если богатство Фламеля в конечном счете оказалось значительно более скромным, то как же он мог (именно это возражение здравого смысла тут же приходит на ум) позволить себе совершать столь щедрые дарения? Для объяснения этого явного несоответствия делается злонамеренное и заведомо ложное утверждение, что Фламель быстро разбогател в результате крупномасштабного мошенничества: будто бы парижские евреи, обреченные королевским указом на изгнание, поручили ему как писарю собирать деньги, данные ими в долг другим, и он будто бы присвоил большую часть суммы, полученной с должников. Однако все, что известно нам о Николя Фламеле, рекомендует его как человека правдивого, честного, совершенно не способного на подобного рода лихоимство.

В 1418 году состоялись похороны мэтра Николя Фламеля, супруга которого сошла в могилу несколькими годами раньше него. Надгробный камень алхимика, нашедшего упокоение на кладбище церкви Сен-Жак-ла-Бушри, в конце концов, претерпев всякого рода превратности судьбы, последовавшие после разрушения церкви, оказался в парижском музее Клюни.

Однако народная молва (в полном соответствии с герметическими легендами о телесном бессмертии адептов) не замедлила опровергнуть факт кончины как самого Николя Фламеля, так и его супруги госпожи Пернеллы: в обоих случаях будто бы состоялась лишь инсценировка похорон (деревянные куклы заняли место как в одной, так и в другой могиле), позволившая омолодившейся супружеской паре бежать на Восток под вымышленными именами. Не раз проходил будто бы достоверный слух о том, что видели Николя Фламеля, прибывшего с кратким визитом в столь любимый им Париж. В мае 1818 года видели даже некоего человека, снимавшего квартиру в доме 22 по улице Клери, который предлагал богатым любителям, готовым заранее выложить кругленькую сумму в 300 тысяч золотых франков, курс герметической науки, овладев которой, ученики также обрели бы способность производить драгоценный металл и открыли бы для себя секрет вечной молодости. Этот человек исчез прежде, чем полиция успела провести надлежащее следствие по его делу!

Не переводятся подобного рода легенды о бессмертии, ибо чудеса завораживают!

Четвертая крупная фигура среди адептов, Василий Валентин, представляет собой настолько таинственный персонаж, что порой даже отрицают факт его исторического бытия.

Из книги 1185 год. Восток - Запад автора Можейко Игорь

Из книги Когда любовь была «санкюлотом» автора Бретон Ги

Из книги Священная загадка [= Святая Кровь и Святой Грааль] автора Бейджент Майкл

Никола Фламель Это первый из великих магистров Сиона, не принадлежащих ни к одной из генеалогий «документов Общины», и вместе с ним этот титул перестает быть исключительно семейной привилегией. Родился около 1330 года, в течение некоторого времени работает переписчиком в

Из книги 100 великих загадок истории Франции автора Николаев Николай Николаевич

Николя Фламель – создатель золота? Не существует точных сведений ни о дате, ни о месте рождения Фламеля. Большинство его биографов называют местом его рождения Понтуаз, но никто из них не сообщает точно год рождения. Однако, собрав вместе приблизительные даты с небольшим

Из книги Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии автора Бартошек Карел

Часть первая Николя Верт Государство против своего народа Насилие, репрессии и террор в Советском Союзе Архипелаг ГУЛАГ Карта депортаций народов Архипелаг

Из книги Резня в ночь на святого Варфоломея автора Эрланже Филипп

Из книги 1185 год. Восток – Запад. Истоки. Мир ислама. Между двух миров автора Можейко Игорь

Госпожа Инандж-хатун Вырвавшись на волю из холодных ущелий Памира, Великий шелковый путь разбегался десятками дорог. Отсюда его уже невозможно проследить как единую артерию. Караваны сворачивали на юг, к Индии, шли на север, к богатым городам Хорезма и далее, через

Из книги Московские загадки автора Молева Нина Михайловна

Высокочтимая госпожа президент В последнее время имя ее стало появляться все чаще – на радио, телевидении, в печати. По разным поводам – юбилеев Академии наук, истории русского XVIII века, женской эмансипации, очередного выхода ее «Записок». Стало невозможным не знать

Из книги Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина Витальевна

Даву Луи Николя (род. в 1770 г. – ум. в 1823 г.) Знаменитый полководец, маршал и пэр Франции, князь Экмюльский, герцог Ауэрштедтский, участник наполеоновских войн, командующий 1-м пехотным корпусом (1812 г.). «Это один из самых славных и чистых героев Франции» – так

Из книги Черная книга коммунизма автора Бартошек Карел

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Николя Верт ГОСУДАРСТВО ПРОТИВ СВОЕГО НАРОДА Насилие, репрессии и террор в Советском Союзе Архипелаг ГУЛАГ Карта депортаций народов Архипелаг

Из книги Шпионки в Париже автора Массар Майор Эмиль

VI: Тишлли и госпожа Дюсиметьер Мышление шпионокВот госпожа Антуанетта Тишлли, в девичестве Дюфэ, родившаяся в Париже 29 ноября 1870 года у немецкой матери, бывшая горничная в парижском отеле «Мёрис».Она фигурировала в регистрах немецкого шпионажа под шифром Zud 160.Тишлли до

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Среди постоянных клиентов Николя был лиценциат медицины, которого звали мэтр Ансельм. Фламель переписал несколько страниц из своей заветной книги и показал листки Ансельму. Мэтр подошел к изучению записей этого неизвестного еврейского мудреца очень и очень серьезно, так как оказался алхимиком-любителем. Ансельм хотел взглянуть на оригинал страниц, на саму книгу, и Николя потребовалась вся его изворотливость и изобретательность, чтобы скрыть, что книга находится есть у него. Мэтр Ансельм объяснил новичку в алхимии, что первый знак в этой книге обозначает время, а шесть страниц, которые идут после знака указывают на то, что на изготовление желанного философского камня нужно потратить шесть лет. Главные составляющие философского камня — это белая тяжелая вода (почти несомненно, что подразумевается ртуть, которую также называют „живое серебро“), которую невозможно удержать и поймать другими способами, за исключением длительного отваривания в полностью чистой крови маленьких детишек. Будто бы в крови детей ртуть вступит в алхимическую реакцию с серебром и золотом и превратится сначала на траву, которая нарисована в книге, затем на змей, которых если высушить и проколоть на сильном огне, то они дадут золотую пудру, и вот эта золотая пудра и будет тем самым желанным философским камнем.

Получив ученые пояснения, Николя приступил к практическим опытам. Более двадцати лет Фламель посвятил попыткам добыть философский камень, при этом используя пояснения, данные ему лиценциатом. Николя пишет про этот период так: „В течение двадцати одного года я приготовил тысячу отваров, не с кровью, конечно, что было бы и злом и грехом; я прочел в книге, что философы называли кровью дух минералов, который должен содержаться в металле, в основном солнце, луне и Меркурии (золоте, серебре и ртути), содружества которых я всегда придерживался“. Но несмотря на все старания Фламеля, получить столь желанный результат ему не удавалось. И после долгих занятий Николя осенила очень простая, но гениальная мысль – нужно обратиться за пояснением этой книги к ученым-иудеям, соотечественникам автора. Во времена Фламеля евреи подвергались притеснениям и гонениям во Франции, и поэтому большинство их жили на Пиренейском полуострове. Посоветовавшись с супругой, Николя решил свершить паломничество к испанскому святому Жаку Галисийскому, чтобы у него получить благословение, а также поискать в многочисленных синагогах Испании раввина, который мог бы помочь Николя понять настоящее значение таинственных символов книги. В путь Фламель прихватил с собой несколько копий рисунков из своей книги. В 1378 г. Николя отправился в свое путешествие, которое, по утверждениям хроник и легенд, изменило всю его следующую жизнь. Выполнив свой обет перед святым Жаком Галисийским, Николя занялся поисками нужного ему человека, но в этом он не преуспел. Настало время возвращаться. По дороге в Францию он проезжал через город Лион, где и познакомился с одним купцом, у которого был знакомый — врач, еврей по происхождению, который принял христианство. Николя захотел познакомиться с этим врачом. Еврей, которого знали как мэтр Канчес, оказался опытным каббалистом. Одного взгляда мэтра на копии листов книги Фламеля ему хватило для того, чтобы прийти в большой восторг. Мэтр Канчес был вне себя от радости и удивления и сразу спросил, как Николя заполучил эти копии. Фламель ответил, что может раскрыть этот секрет только тому, кто объяснит ему загадочные символы манускрипта, на что мэтр Канчес не раздумывая согласился. Канчес начал объяснять значение символов, и его слова показались Николя очень убедительными. Очень внимательно он слушал рассказ ученого-каббалиста, а после предложил мэтру отправиться вместе в Париж и окончить толкование книги, используя оригинальные тексты. Но в Орлеане мэтр Канчес очень тяжело заболел и через неделю напрасных усилий умер у Николя на руках. Но все же главное Фламель уже знал. Вернувшись в Париж, он с удвоенной активностью взялся за свои опыты. Понадобилось три года упорного труда, в котором Николя активно помогала жена, и вот наконец Фламель получил то, о чем так долго мечтал, — великий камень мудрости, философский камень.

В своих записях Фламель записал: „В первый раз, произведя трансмутацию, я применил порошок проекции ко ртути, превратив примерно полфунта этого металла в чистое серебро более высокого качества, чем то, которое добывают в рудниках… Это произошло в понедельник 17 января 1382 года около полудня. Присутствовала только Пернелла“. Очень скоро, судя по его записям, Николя смог трансмутировать ртуть в столь желанный метал, как золото. Что послужило основанием для этих, неизвестно… Часть исследователей отмечают, что именно в период после паломничества благосостояние семьи Николя резко возросло. Соседи писаря были заинтригованы, видя, что Николя, хоть и преуспевший писарь, начал расходовать весьма много денег на благотворительность. В 1407 г. по его заказу, якобы, было построено здание, в котором Николя устроил приют для нищих странников. Но ходили сплетни и слухи, что в этом приюте проживают алхимики.

Еще пожилые супруги, у которых уже не осталось надежды иметь своих детей, оказывали помощь сиротам и вдовам, основали больницу, отдали большую сумму на реставрирование портала церкви Сент-Женевьев-дез-Ардан, профинансировали создание приюта Тридцати пяти. Про свои алхимические опыты Николя Фламель рассказал в нескольких книгах, которые были изданы с 1395 по 1414 г. Но никому из последователей Николя не удалось по указанных им в книгах рецептам получить философский камень.

Умер Николя в 1417 г. и его похоронили рядом с женой в мавзолее, который он построил для супруги.

Но некоторые исследователи утверждают, что эта смерть Николя была всего лишь очень ловкой инсценировкой, которая скрыла главную тайну Николя — его бессмертие.

После смерти известного алхимика прошло два столетия. Исследователи решили вскрыть могилу Николя и с удивлением обнаружили… что Фламеля в ней нет. В это же время начали появляться интересные свидетельства людей, которые рассказывали, что видели Николя и его супругу в живыми. Так, в XVII в. весьма известный путешественник Поль Люка рассказал о странном случае, который имел место быть возле мечети в турецком городе Брусса. Поль Люка познакомился с неким человеком, который называл себя лучшим другом семьи Фламелей и сообщил путешественнику, что видел семейную пару месяца три назад в Индии. Также его знакомый рассказал, что Николя инсценировал сначала смерть своей супруги, а позже и свою собственную, бежал из Франции в Швейцарию, а из Швейцарии отправился путешествовать по миру. Если это продолжение легенды правдиво, то в тот момент возраст Николя составлял около 300 лет.

Еще спустя сто лет один священник — Сир Морсель, сделал заявление, что видел Фламеля Николя в центре Парижа, в расположенной там подземной лаборатории, где Николя, как оказалось, продолжал свои алхимические разработки. В 1761 г. несколько человек утверждали, что видели Николя в парижской опере. В опере Николя был с супругой и сыном, которого, по легендам, им удалось произвести на свет во время пребывания в Индии. Также сохранились записи про то, что в мае 1818 г. неизвестный человек, который проживал на улице Клери, дом 22, предлагал богатым любителям всего таинственного, готовым заранее заплатить триста тысяч золотых франков, полный курс герметической науки. Если верить его словам, то выпускники курса, после его окончания, смогли бы превращать неблагородные металлы в золото и серебро и изготовлять эликсир молодости. Но этот загадочный «учитель герметической науки» исчез, как только его предложением заинтересовалась полиция.

В середине ХХ века в простой бакалейной лавке обнаружили… надгробную плиту Фламеля Николя. Предприимчивый бакалейщик так и не смог объяснить, откуда плита взялась, и стал использовать ее в качестве доски для резки. Сейчас плита Фламеля находится в музее Юпони. В верхней части надгробной плиты изображены Павел с мечом, Петр с ключом и Христос, а между ними — луна и солнце. Надпись выполненная на латыни гласит: «Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к Тебе, Иисус Спаситель человечества, прощающий грехи».

Много дискуссий и споров вызвал документ, называемый завещанием Николя. Но исследования показали, что завещание было написано во второй половине XVIII в. неизвестным последователем Фламеля. Согласно легендам, оригинал завещания написал Николя в виде тайного шифра на полях своей карманной псалтыри. Единственным человеком, которому Фламель доверил ключ, — был его племянник. У каждой буквы фламельского шифра есть четыре значения, а в общем в коде было девяносто шесть знаков. Только Сен-Марк и Антуан Жозеф Пернети, когда получили в 1758 г. копии текста, смогли расшифровать завещание Николя. В 1806 г. было издано перевод завещания алхимика на английский язык, но он содержал ряд неточностей и был значительно сокращенный. Но в 1958 г. Эжен Канселье нашел в Национальной парижской библиотеке рукопись завещания алхимика, которую составил любитель герметического искусства Дени Молинье.

Текст завещания Николя содержит весьма подробный рецепт приготовления философского камня. Как я уже упоминал, завещание обращено к племяннику Николя, и сам алхимик в завещании утверждает, что заберет в могилу секрет приготовления философского камня и про это же он просит племянника.

Эта полная чудес и загадок история про создание философского камня будоражит воображение и привлекает к себе внимание. Но есть и другие толкования истории Фламеля. Вполне возможно, что Николя заявил про создание философского камня лишь для того, чтобы скрыть истинный источник своего загадочно возникшего богатства. А источником этим был, скорее всего, сомнительные сделки. Некоторые летописи и хроники утверждают, что Николя действительно за весьма короткий период стал одним из богатейших буржуа и даже смог построить и финансировать три собора, семь церквей и четырнадцать больниц только в Париже. Но более внимательное изучение самой жизни нашего героя показывает, что не существует никаких убедительных свидетельств о том, что супруги Фламели действительно имели хоть малейшее отношение к алхимии и философскому камню. Первое упоминание об их увлечению алхимией появилось только в 1500 г., т.е. почти через сто лет после смерти супружеской пары. Самая популярная книга Николя — «Иероглифические фигуры» — увидела свет вообще в 1612 году, и, как после исследования историков, было установлено, что она написана только в конце XVI в. Все остальные алхимические труды, которые приписывают Николя Фламелю, были написаны после смерти алхимика.

Но несмотря на все утверждения историков, легенда про создателя философского камня продолжает обрастать домыслами и подробностями, а люди верят в настойчивого и мудрого химика-аматора, который смог постичь самую удивительную и сокровенную тайну природы, которая дарует богатство и вечную молодость.

Мое парижское путешествие было тесно связано с Николасом Фламелем. Николас Фламель (1330-1418) - парижский алхимик, который, согласно легенде, открыл секрет философского камня. В Париже сохранилось несколько мест, связаных с этим удивительным человеком. После смерти родителей Николас переезжает из родного Понтуаза в Париж, где устраивается писарем на государственную службу, где читал, переводил и переписывал различные старинные рукописи. . "Писарем в штабе отсиделся", ага. Потом Николас женится на зрелой даме, дважды вдове по имени Перренелль. Он обзаводится двумя мастерскими - для себя и для своих копировальщиков-подмастерьев. Кроме того он становится владельцем книжной лавки, которую он открыл прямо на ступенях церкви Сен-Жак-ля-Бушри , и занялся продажей древних манускриптов. Тут-то все и начинается...

Дом Николаса Фламеля, построенный в 1407 году, который считается старейшим зданием в Париже (Rue de Montmorency, 51. Метро Rambuteau)

Однажды Николасу приснился странный сон. Он увидел спускающегося с небес ангела, который держал в руках книгу, страницы которой, изготовленные из древесной коры, были переплетены в медь. Крылатые боги на обложке переплетались с драконами, а цветущие деревья с мертвыми младенцами. Ангел сказал Фламелю, чтобы тот как следует запомнил эту книгу. «Однажды ты вновь увидишь сию книгу и найдешь в ней нечто, что дано увидеть лишь тебе одному». Через некоторое время к нему домой пришел незнакомец, который предложил купить у него старинный фолиант. На первой странице золотым тиснением было написано посвящение иудейскому народу, подписанное Авраамом – «иудеем, принцем, жрецом, астрологом и философом». Увидев книгу, Фламель узнал ее, ведь это была именно та, "ангельская" книга. Те же драконы, боги, младенцы, те же загадочные знаки. Николас купил эту книгу за смешные по тем временам два флорина...

"Книга Иудея Авраама" становится делом на 20 лет жизни Николаса. 20 лет он расшифровывает таинственные тексты, оказавшиеся руководством по трансмутации металлов, предполагавшим, что его владелец уже обладает философским камнем. Текст на латыни дался легко, однако для понимания наиболее важных глав требовались обширные знания в каббале, в древнеарамейском языке и в алхимии. Фламелю пришлось отправиться в Испанию, на поиски человека, разбирающегося в каббале. Многие евреи были вынуждены покинуть Францию и обосновались в Испании. Вместе с паломниками от церкви Сен-Жак-ля-Бушри отправился Фламель в Сантьяго-де-Компостела.

Башня Сен-Жак

В средние века во дворе этой церкви предавали земле казненных преступников и мучеников, от ее ворот пилигримы отправлялись в великое паломничество в Испанию, в Сантьяго-де-Компостела (Сен-Жак-де-Компостель), где находилась гробница апостола Иакова. Святой Иаков (Сент-Джеймс, Сен-Жак) был одним из тех рыбаков, которых Иисус призвал к себе в ученики. Он первым из апостолов принял мученическую смерть, его тело было положено в лодку и доставлено в испанский порт Ирия. Там христиане погребли останки святого. Св. Иаков считается победителем мавров, т.к. он явился королю Испании в канун его битвы с войском эмира Кордовы, уверив монарха в победе, а также появился в день битвы верхом на белом коне и повел за собой армию. Пилигримы по сей день идут на поклон святому. Идут они пешком, опираясь на посох и неся с собой котомку с привязанными раковинами моллюска-сердцевидки - символа св. Иакова.

После Великой французской революции уже упоминавшиеся тут рэволюционэры разрушили церковь Сен-Жак-ля-Бушри. Белоснежная башня уцелела просто чудом.

Посетив святыню, Николас, уже уставший и разочарованный, повернул назад, и судьба на одном из постоялых дворов столкнула его с раввином Мастером Канчесом, который, по словам Фламеля, с удивлением и радостью ознакомился с трактатом и вызвался помочь. Но, увы, переведя часть текста, Мастер умер от лихорадки. Николя Фламель, который и после смерти раввина продолжил расшифровку текста, понял, с какой силой он соприкоснулся. Он писал: «Я всем сердцем желаю, чтобы тот, кто ищет тайну великих мужей, тщательно обдумал эти идеи жизни и грядущего воскрешения...». Современные исследователи считают, что в руки Фламеля попала одна из наиболее загадочных книг человечества – «Сефер Ецира» («Книга Творения»). Эта книга – основа учения каббалы, появившаяся задолго до всех остальных книг. Самая главная тайна - как и для чего Бог сотворил наш мир, скрыта в этой книге. Считается, что эту книгу Всевышний продиктовал Аврааму, а ключи к ней (в виде знаний каббалы) дал Моисею на горе Синай...

Как-то очень внезапно скромный книготорговец Фламель становится восхитительно богат, в его собственности 30 домов с участками земли. Он становится меценатом, на его средства строятся часовни и госпитали, он вкладывает огромные средства в развитие искусства. В 1402 году он теряет Перренелль. Сам Фламель умирает предположительно в 1418 году. К своей смерти он готовился тщательно и загодя. Он купил себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. От нее сейчас осталась только лишь одна башня Сен Жак. Все свое состояние он также завещал этой церкви.

Спустя два века после смерти алхимика его могилу, но его тела в ней не было. Где оно бродит - доподлинно неизвестно. А вот то, что оно бродит - болтают... В середине XIX века нашли надгробную плиту Фламеля. Какой-то бакалейщик запросто резал на ней продукты питания. Сейчас плита находится в .

В верхней части плиты изображены Пётр с ключом, Павел с мечом и Христос. Между ними располагаются фигуры Солнца и Луны. Ниже следует эпитафия благотворительной деятельности Фламеля, затем надпись на латыни «Господь Всевышний на Твоё милосердие уповаю», изображение мёртвого тела и надпись на французском «Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к тебе Иисус Спаситель человечества, прощающий грехи».

Путешественник XVII века Поль Люка рассказывал о том как однажды он гулял по саду возле мечети в городе Брусса (сейчас это Турция). Там он познакомился с человеком, который говорил, что он является одним из лучших друзей Николаса Фламеля и его жены, с которыми он расстался в Индии не более 3 месяцев назад. Т.е. парню по рассчетам было бы более 300 лет. В XVIII веке священник Сир Морсель утверждал, что видел Николаса Фламеля за работой в подземной лаборатории в центре Парижа. По его словам, лаборатория была отделена от внешнего мира семью дверями. В 1761 году Фламеля с женой «заметили» в парижской опере. На этот раз их сопровождал сын, который по слухам был ими рождён в Индии. Опа. В 2010 году, на последней пресс-конференции Митьков художник Дмитрий Шагин заявил, что сейчас работает над серией картин-портретов Николаса Фламеля и что позирует ему сам оригинал. Он как бы пошутил, но друзья Шагина уверяют, что Николас Фламель жив и обитает в России.

Николас, если Вы живы (а я в этом практически уверена), я передаю вам привет и мечтаю с вами поговорить хоть раз! Потому что сколько же интересного можно увидеть за такую долгую жизнь, чтобы рассказать даже в случайной беседе!

Имя этого французского алхимика-эзотерика , посвятившего себя поискам тайны бессмертия и способа добычи золота из неблагородных металлов, окутано густой пеленой легенд и мистической тайны. И неудивительно, что многие историки сомневаются даже в самом факте его существовании.

Другие исследователи доказывают, что такой человек действительно существовал, создал философский камень и остался жить вечно — могила Фламеля, на которой были начертаны странные письмена, оказалась пустой. А про несметное богатство этого знаменитого француза говорили едва ли не больше, чем про его мистическое появление в Парижской опере вместе с женой и сыном через 300 лет после смерти в 1417г.

Тысячи лет философский камень тревожил умы ученых — уж больно заманчива была перспектива решить все жизненные проблемы одним махом. До Фламеля в течение нескольких веков многие бились над решением этой задачи, но получали в награду лишь разочарования и отчаяние.

И вот в XIV ст. Николя (или Николас на латинский манер) Фламель заявил, что достиг цели. Он не только не разорился на опытах по превращению в золото неблагородных металлов, а даже напротив — его скромное состояние почти мгновенно умножилось и превратилось в настоящее богатство.

Парижский переписчик книг (по другим данным — нотариус, коллекционер книг) Никола Фламель родился, возможно, в 1330 г., а умер в 1417 или 1418 г. Довольно долгое время он трудился целыми днями, но все равно едва сводил концы с концами.

Среди книг, проходивших через его руки, наверное, попадалось и множество алхимических трактатов, но ни один из них не привлек внимания Фламеля. Однажды какой-то полунищий старик прямо на улице продал ему трактат с позолотой без переплета.

Редкая, очень старинная и объемная книга была сделана не из бумаги или пергамента, а из восхитительных пластинок коры, снятой с молодых деревьев. Чутье коллекционера подсказало Николасу, что она стоит той солидной суммы, какую за нее запросил нищий — два флорина.

Много лет Фламель пытался найти ключ к тексту, в котором в зашифрованной форме объяснялось, как превращать неблагородные металлы в золото, но знаки и символы оставались ему непонятными. Алхимик стал советоваться со знающими людьми по всей Европе, предусмотрительно показывая им не манускрипт, а лишь некоторые фразы и знаки, выписанные из книги.

Эти упорные, но безуспешные поиски продолжались 20 лет, пока Никола не отправился в Испанию, в Сантьяго-де-Компостела, но и там не нашел ответа. Однако на обратном пути в Леоне он встретил некоего мастера Канчеса, знатока древнеиудейской символики и мистики, адепта той же магии, которой владели библейские волхвы. Едва услышав о книге, ученый раввин оставил дом и все свои дела и вместе с французом отправился в дальний путь.

«Наше путешествие, — писал позднее сам Фламель, — было благополучным и счастливым. Он открыл мне зашифрованное описание Великого Делания, истинное значение большей части символов и знаков, в которых даже точки и черточки имели величайший тайный смысл...»

Однако, не доезжая до Парижа, в Орлеане Канчес заболел и вскоре умер, так и не увидев великого трактата, ради которого он отправился во Францию.

И все же парижскому алхимику с помощью этой книги и благодаря советам еврейского доктора удалось, по его собственному признанию, открыть секрет философского камня — тайну превращения обычных металлов в золото и секрет бессмертия.

В своих записках Фламель рассказал, что 17 января 1382 г. он получил чудодейственную жидкость, превращающую ртуть в серебро, и что он «близок к решению великой задачи — получению золота...» Еще три месяца спустя алхимик раскрыл тайну трансмутации золота.

Николас так описывает памятное событие: «Случилось это в понедельник, 17 января, около полудня, в моем доме, в присутствии одной лишь моей супруги Пернелл, в год возрождения человечества 1382-й. Затем, неукоснительно следуя словам книги, я произвел проекцию этого красного камня на такое же количество ртути...»

Символично, что Николас по-гречески значит «победитель камня», а фамилия Фламель происходит от латинского Flamma, то есть «пламя», «огонь».

Итак, Фламель сказочно разбогател, что документально подтверждено многими французскими историками, обзавелся колоссальной собственностью, а потом просто исчез вместе со своей женой. Молва о Никола Фламеле, как о самом удачливом алхимике Парижа, разнеслась далеко за пределы Франции.

Произошло это еще и благодаря его четырем весьма интересным и необычным книгам, одна из которых называлась «Иероглифические фигуры». В ее первой части Фламель описывал свою жизнь и нахождение алхимической «Книги еврея Авраама», изучая которую, он с женой постиг тайну философского камня — Великого Делания.

Во второй части автор привел интерпретацию своих же барельефов или гравюр (он называл их иероглифами), выполненных на арке кладбища Невинных в Париже в начале XV ст. (т.е. за 200 лет до издания трактата) в алхимическом и теологическом аспектах.

Текст «Книги еврея Авраама» знаменитый парижанин отказался приводить «...потому, что Бог наказал бы меня, если бы я совершил великое зло, сделав так, чтобы весь род людской имел одну голову, которую можно было бы снести одним ударом». Впервые «Иероглифические фигуры» были опубликованы в 1612 г.

Между тем историки утверждают, что из четырех известных текстов, приписываемых Фламелю, два — роман «Иероглифические фигуры» и «Завещание» — были написаны явно не им, а кем-то другим. Подлинность его авторства «Книги Прачки» и «Краткого изложения философии» тоже ставится под сомнение.

Кроме того, алхимическая интерпретация теологических фигур, размещенных на четвертой арке кладбища Невинных, построена на анализе работ таких алхимиков как Гермес, Халид, Пифагор, Разес, Орфей, Мориен и др., а не на мифической «Книге еврея Авраама».

Как бы там ни было, но после внезапной смерти супруги Фламель ударился в благотворительность и много денег тратил на строительство храмов, больниц и приютов для бедняков в Париже и других городах Франции. В каждой из церквей он распорядился «отобразить знаки из «Книги еврея Авраама»».

В 1417 г., когда Никола Фламель умер, прошел слух, что он обманул смерть с помощью философского камня, инсценировал свою смерть и похороны, а сам подался в Центральную Азию, возможно в Тибет, в таинственную страну Шамбалу.

Надгробный камень с могилы Фламеля

Надгробие французского алхимика и его жены Пернелл существовало в парижской церкви Невинных еще в XVI ст. Когда могилу алхимика вскрыли, то она оказалась пустой. Ведь нельзя забывать, что поговаривали: вместе с секретом получения золота из обычных металлов Никола и его жена открыли и эликсир молодости, научившись удлинять жизнь.

По словам исследователей, существует множество свидетельств о том, что парижский алхимик не умер. Например, в XVIII ст. аббат Вилен писал, что Фламель посетил французского посла в Турции Дезалью — почти через четыре столетия после своей якобы смерти!

В 1700 г. французский врач Поль Лука (Люка?), путешествовавший по Востоку, встретил в турецком монастыре в Бруссе дервиша, которому на вид было 30 лет, а на самом деле — более ста. Этот пилигрим поведал французу, что он пришел из отдаленной обители мудрецов и остается молодым благодаря философскому камню, который дал ему Никола Фламель, встретившийся ему в Восточной Индии.

Дервиш утверждал, что французский алхимик еще жив — ни он, ни его жена еще не встретили свою смерть. О Фламеле упоминает и граф Сен-Жермен, с уверенностью утверждая, что тот не умер в XV ст., т.к. сам граф встречался с ним в XVIII веке.

Некоторые исследователи полагают, что этого индийского дервиша, графа Сен-Жермена и Жана Жюльена Фулканелли никогда не существовало, а был один человек — Никола Фламель, человек, нашедший путь к вечной жизни.

И, возможно, Фламель — это всего лишь один из псевдонимов таинственной личности, живущей на свете уже бесчисленное количество лет. Открыв тайны алхимии, француз обрел бессмертие и продолжает практиковать алхимические опыты и в наши дни.

Имя Фламеля упоминает Виктор Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» и Джоанна Роулинг в книге «Гарри Поттер и философский камень».

Интересна судьба «Книги еврея Авраама». После смерти парижского алхимика наследники ее не нашли. Но два века спустя Пьер Борелли, составляя свой «Каталог тайных философских книг», обнаружил, что кардинал Ришелье после кончины Фламеля немедля приказал учинить обыск не только в его доме, но и в церквах, им построенных. Поиски, скорее всего, увенчались успехом, т.к. позднее кардинала видели за изучением «Книги еврея Авраама» с пометками Фламеля на полях.

И тут историки подчеркивают странные совпадения: те, кто занимался алхимией, через некоторое время становились баснословно богатыми. Например, Джордж Рипли, английский алхимик XV ст., пожертвовал ордену св. Иоанна Иерусалимского на о. Родос 100 тыс. фунтов стерлингов. По сегодняшнему курсу это около одного миллиарда долларов США.

Император Рудольф II (1552—1612) тоже страстно желал заполучить философский камень, для чего создал в Праге целое поселение алхимиков (ныне — «Злата уличка»). Папа Иоанн XXII тайно решил познакомиться с содержимым конфискованных вредных книг. И спустя некоторое время в своей секретной лаборатории гонитель алхимиков сам начал заниматься трансмутацией металлов.

Позже он получил 200 слитков золота по 100 кг каждый. В 1648 г. император «Священной Римской империи германской нации», австрийский эрцгерцог Фердинанд III при помощи порошка, полученного от алхимика Рихтгаузена, как утверждали, собственноручно получил из ртути золото. «Золотая лихорадка» заразила даже знаменитого датского астронома Тихо Браге: рядом со своей обсерваторией он воздвиг алхимическую лабораторию.

В начале XVII ст. знаменитый шотландский адепт (т.е. посвященный в тайны какого-либо учения) Александр Сетон узнал секрет трансмутации золота от некоего голландца Джеймса Хауссена, которого приютил у себя в доме после кораблекрушения.

Шотландец в присутствии профессора Фрейбургского университета Вольфганга Динхайма и профессора медицины из Базельского университета, автора «Истории немецкой медицины» Цвингера расплавил в тигле свинец и серу, затем бросил туда немного какого-то желтого порошка. После этого он 15 минут перемешивал смесь железными прутьями, затем погасил огонь, и в сосуде оказалось чистое золото.

В 1602 г. Александра схватили по приказу курфюрста Саксонии Христиана II и пытали, но шотландец так и не открыл своей тайны. В конце концов ему удалось бежать с помощью другого адепта, польского дворянина Сендивогия. Оказавшись на свободе, Сетон вскоре умер, а перед смертью передал остатки философского камня своему освободителю.

Совершив множество трансмутаций, польский алхимик прославился не меньше, чем его покойный учитель.

За ним послал император Рудольф II. В Праге Сендивогия приняли весьма любезно и с большими почестями, и адепт счел за благо вручить императору некую толику философского камня.

С помощью нескольких крупиц этого желтого порошка Рудольф II успешно добыл золото из неблагородного металла, а поляк получил титул советника Его Величества и медаль с портретом императора.

В 1604 г. польского алхимика пригласил к себе в штудгартский замок Фридрих, герцог Вюртембергский. Там Сендивогий совершил несколько эффектных трансмутаций, что весьма обеспокоило придворного алхимика, графа Мюлленфельса, который приказал слугам ограбить поляка. Те под покровом ночи отняли у него все ценности и философский камень.

Супруга пострадавшего подала жалобу императору, и Рудольф II послал в Штутгарт курьера с требованием доставить графа Мюлленфельса к императорскому двору. Сообразив, что дело может зайти чересчур далеко, герцог велел графа повесить. Однако философский камень был утерян безвозвратно, а Сендивогий прожил остаток жизни в нищете.

В 1705 г. алхимик Пейкюль в присутствии ученого-химика Гирна и многих свидетелей также якобы совершил несколько превращений неблагородных металлов в золото. В память о Великом Делании из полученного золота была выбита медаль.

В 1901 г. английский физик Резерфорд со своим коллегой Фредериком Содди открыл трансмутацию элементов (превращение тория в радий), при этом Содди,увлекавшийся историей алхимии, чуть не лишился чувств. Ходили слухи, что Резерфорд просил друга не упоминать алхимию в описании этого опыта, иначе бы ученые точно подняли их на смех.

Исследователь-китаист Джон Блофельд в книге «Тайны мистерии и магии даосизма» пишет, что первая книга по алхимии появилась около 2600 г. до н.э., т. е. почти пять тысяч лет назад.

Если тогда был известен рецепт эликсира вечной молодости, то можно представить, какими могуществом и познаниями могли обладать представители древнейшей цивилизации, нашедшие путь к вечному бытию и дожившие до наших дней. Не исключено, что и сейчас где-то живет человек, которому несколько десятков веков.