Лекции по истории россии

1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

17. Почему 17 век называли «бунташным»

главные причины

Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей

Усиление налогового гнета ведение почти непрерывных войн (что сказалось на благосостояние населения)

Усиление приказной волокиты

Попытки ограничения казачьей вольности

Церковный раскол и расправы с старообрядцами

потому что в 17 веке было много бунтов и восстаний

Восстание Хлопка 1602-1604 годов

Восстание Болотникова 1606-1607 годов

Соляной бунт 1648 г.

Восстания в Пскове и Новгороде 1650 г.

Медный бунт 1662 г.

Движение под предводительством С. Разина

Стрелецкий бунт 1682 г. или Хованщина

XVII века историки называют "бунташным" из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. Народные восстания охватили огромные массы податного населения. Кроме того, выступления не ограничивались столицей, а происходили по всей России.

Самые массовые восстания XVII века - это:

1. Соляной бунт в Москве в 1648 году;

2. Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году;

3. Медный бунт в Москае в 1662 году;

4. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 - 1671 годах.

Причинами народных выступлений были закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета, попытка ограничения казачьих вольностей, церковный раскол и преследование старообрядцев.

Городские волнения имели сложный и неоднозначный характер. Основной силой восстаний являлись «черные люди» - низшие и средние слои населения городов. Внутри посадов шла борьба против привилегированных торгово-промышленных слоев (гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен) , а также «лучших людей» (богачей) , которые перекладывали тяжесть налогов на «средний» и «молодший» люд. К посадской бедноте часто примыкали стрельцы, которые по происхождению и роду хозяйственных занятий были тесно с ней связаны. В народных движениях также принимали активное участие казаки, недовольные наступлением правительства на их вольности. С Никоновской церковной реформой армию недовольных и готовых к борьбе с властями пополнили раскольники, терпевшие жесткие гонения.

18. Когда появились мануфактуры в россии, каковы их признаки

Мануфакту́ра - большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда.

В России первые формы мануфактурного производства появились в XVII веке, но широкое развитие они получили в XVIII веке, со времени Петра I. Мануфактура в России была опутана элементами крепостничества. Она была тесно связана не с городским ремеслом, которое в России было относительно слабо развито, а с крестьянской промышленностью, издавна получившей широкое распространение в деревне и являвшейся необходимой принадлежностью натурального крепостного хозяйства. Наряду с капиталистическими мануфактурами в России существовали казенные, посессионные и вотчинные мануфактуры. Купеческая мануфактура, работавшая на вольнонаемном труде, вплоть до начала XIX века не получила преобладания.

Начало XVIII века и петровские реформы в экономической истории России

являются важнейшим моментом в развитии промышленности. Именно с этого

времени начинается «мануфактурный» период в истории русской промышленности,

который в условиях крепостного хозяйства затянулся до половины XIX века,

когда эта «крепостная» мануфактура полностью превратилась в

капиталистическую мануфактуру, а затем в капиталистическую фабрику.

Предысторией этого мануфактурного периода в промышленном развитии России

является, с одной стороны, развитие крепостной вотчинной промышленности в

Русском государстве XVII века, а с другой – ремесленной и кустарной мелкой

промышленности. Начало XVIII века можно считать первой гранью мануфактурного периода

в промышленном развитии России. Первые зачатки мануфактур зарождаются в

крупных вотчинных хозяйствах в виде различных работающих на широкий рынок

промышленных производств (предприятия Морозова и др.) или появляются в

форме иностранных предприятий, создаваемых преимущественно для

удовлетворения военных и прочих нужд государства. Но все же эти зачатки и своеобразные формы «крупной» промышленности еще не положили в XVII веке начала мануфактурного периода в русской промышленности. Это начало следует отнести именно к петровским

преобразованиям, так как отдельные элементы, бывшие уже налицо раньше и

являвшиеся необходимыми предпосылками возникновения мануфактуры, во время

Петра I вылились уже в законченную систему.

XVII век историки называют «бунташным» из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. Народные восстания охватили огромные массы податного населения. Кроме того, выступления не ограничивались столицей, а происходили по всей России.

Соляной бунт в Москве в 1648 году

Недовольство посада и стрельцов вызвала финансовая реформа правительства боярина Б.И.Морозова, связанная с введением косвенного налога на соль. Восстание развернулось в столице государства и завершилось удовлетворением требований, предъявляемых участниками движения. Еще одной особенностью выступления в Москве было участие в нем разнородных слоев населения столицы: посадских людей, стрельцов и дворян.

Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году

В результате активных действий восставших в обоих городах были смещены воеводы, а власть перешла к городским старостам — представителям горожан. Если волнения в Новгороде были подавлены при помощи правительственных войск под командованием князя Ивана Хованского, то для решения вопроса о Пскове в Москве был созван экстренный Земский собор, утвердивший состав делегации для уговора псковичей. Они прекратили сопротивление только после того, как добились прощения всем участникам выступления, в том числе и “заводчикам” во главе с Гавриилом Демидовым, руководившим Земской избой.

Медный бунт в Москве в 1662 году

В известной мере повторилось то, что произошло во время Соляного бунта 1648 г. Его участники — столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат и рейтар московского гарнизона — предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования, обвинив “сильных мира сего” в измене, тайном сговоре с поляками, разорении страны. Но обстановка к тому времени существенно изменилась, поэтому и ход восстания, и его финал существенно отличаются от того, что было в начале правления Алексея Михайловича.

Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 — 1671 годах

По составу участников разинщина была сложным явлением. До сих пор среди историков идут споры о том, была ли это крестьянская или казачья война. В советской исторической науке было принято называть восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина крестьянской войной. Сомнений в том, что это была война, нет: сражались две армии, в результате боевых действий ряд местностей переходил под управление восставших.

Взгляд со стороны всегда субъективный, но способный подметить то, что мы привыкли обходить вниманием. Тем более интересен взгляд человека другой культуры и другого века. Взгляд на Россию Адама Олеария, секретаря Голштинского посольства, XVII век.

Русский – крепок, бородат, пузат, необуздан, высокомерен, лукав. Неотесанный невежда в рубахе, кафтане и шапке, чуждый высоким наукам и искусствам. Не привычный к перинам, нежным кушаньям и лакомствам, а, наоборот, довольствующийся циновкой, соломой, постеленной на печи или на лавке, употребляющий грубую пищу, обильно приправленную луком и чесноком, что непривычно и странно иностранному гостю…

Дива дивные, чуда чудные

Многое пришлось повидать немецкому ученому Адаму Олеарию в России, будучи секретарем голштинского посольства. Многому довелось дивиться и изумляться. Многое было впоследствии рассказано и проиллюстрировано им в книге «Описание путешествия в Московию», опубликованной впервые в 1647 году.

Обширные русские леса, чрезвычайно плодородная почва, несмотря на лютые морозы, когда отмерзают носы, уши, руки, ноги, громадное изобилие хлеба и пастбищ, не снившееся немцу, не могли не восхитить наблюдательного Олеария. Также как и церемониал встречи послов перед московскими вратами, богатые одеяния царя и его свиты во время аудиенций, обильные угощения с царского стола, торжественные церковные процессии на кремлевской площади, пышное празднование Нового Года, празднество в честь Входа Господня в Иерусалим, на которых Адаму Олеарию довелось побывать, безусловно, впечатлили участников посольства.

Но при этом постоянные и привычные для Москвы пожары и разбой, пьяные мужчины и женщины, валяющиеся повсеместно, будь то Новгород, Москва, Казань, Владимир, Архангельск, посреди улиц в грязи, или голые, в чем мать родила возвращающиеся домой из шинка, где пропили последнюю рубаху, крестьяне, разбегающиеся при виде приближающегося к деревне посольства, или растравливающие пчел, чтобы выжить иноземцев – все это приводило в недоумение, порождало хулу и порицание человека пришлого, не способного соизмерить грани души русской. Души противоречивой: откровенной и хитрой, покорной и дикой, глумливой и набожной, в грязи валяющейся и любящей в баньке попариться…

Откровенная и хитрая

Смышленость и лукавство – одни из отличительных черт русского характера, по мнению Адама Олеария. Хитрость у московитов - так Олеарий нередко называет русских – нередко используемая при сделках купли и продажи, способствует выгоде, хорошей прибыли. Не брезгуя обманом для личного обогащения, русский при этом весьма мнителен и недоверчив, и его не так легко обвести вокруг пальца. Но если кому и удастся объегорить московита, тот будет весьма почитаем и уважаем обманутым за проявленную смекалку и ум.

Олеарию довелось быть свидетелем того, как московские купцы упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на значительную сумму денег, вступить с ними в сотрудничество, полагая, что человек, обладающий такими мастерскими приемами обмана, будет преуспевать в торговом деле. Но вот что любопытно! Не стесняясь обманывать и не считая при этом обман и хитрость делом совести, но, наоборот, умным и похвальным поступком, русские почитают за грех не отдать лишек человеку, который при платеже заплатил лишнее по ошибке. Взять деньги, отданные по неволе, считалось бы кражей, а вот на хитрость участник сделки ведется осознанно и добровольно, следовательно, нечего и говорить о бесчестном поведении русского дельца!

Покорная и дикая

Русский народ не брезгует постыдными и гнусными словами, насмешками. Брань и ругань, иногда переходящие в кулачные бои, столь привычные для русского, ставшие «второй натурой» - обыденные атрибуты жизни в России.

Русский человек – груб и жестокосерден, заверяет автор «Описания путешествия в Московию». Поэтому-то, как считает Олеарий, русских надлежит держать «под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам».

Русские созданы для рабства, что и демонстрируют они, земно кланяясь знатным особам, нагибая низко голову, порою вплоть до самой земли и бросаясь к ногам их, выказывая благодарность за побои и наказания. Любой вельможа, дворянин, боярин, имеющий в подчинении крепостных крестьян, сам является рабом, царским «холопом», который всякий раз проявляет перед царем свое ничтожество, подписываясь в письмах и челобитных уменьшительным именем: «Петрушка, твой холоп».

Но! Сколь терпелив и вынослив русский человек, особенно простолюдин, обремененный тяжким ярмом крепостного права, сколь покорен крестьянин своему властителю, столь же неистов и жесток, необуздан русский, доведенный до крайности, обессиленный, притесненный. Не мало тому доказательств в истории: мятежи и бунты, захлестывающие, словно бурные потоки, все и вся на своем пути.

Глумливая и набожная

Первое, что делает русский человек, когда входит в избу, смотрит в святой угол, осеняет себя крестным знамением, низко кланяется иконам – величает Бога, а уж потом хозяев. Богобоязненный и набожный русский слушает обедню стоя, смиренно, кланяясь ликам Божиим, нашептывая «Господи, помилуй».

У русских постных дней в году больше, чем непостных. Но в преддверии строгого поста бесстрашно и отчаянно пускается народ во все тяжкие: обжорство, пьянство, разгул.

Избегая инакомыслия, ереси, священники в православной церкви не смеют читать проповедей, толкующих евангелие, а читают только сами библейские тексты. Но при этом ходили по рукам книги, в которых были собраны описания и толкования евангельских историй, с различными прибавками, баснями и «опасными», по мнению негодующего Адама Олеария, вымыслами.

Кто о чем, а вшивый о бане

Поваляться в грязи в беспамятстве под дверями шинка или кабака – это одна сторона медали. А вот и другая: любит русский человек в баньке попариться, ох, любит! Да чтобы банька пожарчее, да веничком березовым похлестать как следует, а когда невмоготу – в сугроб снега или реку кинуться, снегом будто мылом обтереться хорошенько и снова в баню, бревенчатую, горячую, невыносимую для немецких костей, немыслимую для секретаря голштинского посольства, ученого ума, брезгливого ума, Адама Олеария, предпочитавшего с рубахой срастись и мыться раз в год!

("Тишайший"), Федор Алексеевич, царевичи Петр и Иван при регентстве царевны Софьи.

Главной отраслью экономики России оставалось с/х, а основными с/х культурами были рожь и овес. За счет освоения новых земель в Поволжье, в Сибири, на юге России производилось больше с/х продукции, чем в прошлом веке, хотя методы обработки земли оставались прежними, с помощью сохи, бороны; плуг внедрялся медленно.

В 17 веке зародилась первая мануфактура, развивалась торговля, но очень плохо, т.к. Россия не имела выхода к морю.

Русская культура 17 века характеризовалась постепенным отходом от церковных канонов, распространением светских знаний, обмирщением зодчества, живописи, скульптуры. Происходило это из-за ослабления влияния церкви, подчинения ее государству.

В конце 16 века после смерти остался его сын Федор, который был слабоумным, и малолетний царевич Дмитрий. Федор не мог править, т.к. из-за своего слабоумия он "не мог держать выражения лица", поэтому вместо него стали править бояре, среди которых выделился . Он имел большую известность, т.к. был татарским ханом, шурином Федора и зятем Малюты Скуратова, т.е. имел богатые родовые связи.

Борис Годунов все делал тихо, но "по смыслу", поэтому получил прозвище "Хитрый Бес". За несколько лет он уничтожил всех своих противников и стал единоличным правителем при Федоре. Когда в Угличе в 1591 г. погиб царевич Дмитрий (по официальной версии он сам напоролся на нож), а в 1598 г. умер царь Федор, на царство был венчан Борис Годунов. Народ поверил ему и крикнул: "Бориса на царство!" С воцарением Бориса на престоле династия Рюриковичей пресеклась.

Многие мероприятия, проведенные в период его царствования, были реформаторскими и напоминали правление . К положительным преобразованиям царя относятся следующие:

  1. Он первым пригласил на иностранных специалистов, при этом всех иностранцев стали называть немцами не только потому, что германцев среди них было больше всех, но и потому,что они не говорили по-русски, т.е. были "немыми".
  2. Постарался успокоить общество, объединив правящий класс. Для этого он перестал преследовать бояр и возносить дворян, тем самым прекратил гражданскую войну в России.
  3. Установил внешний мир за столом переговоров, т.к. практически не вел войн.
  4. Отправил несколько сот молодых дворян учиться за границу и попытался первый сбрить бороды боярам (хотя удалось это только Петру I).
  5. Начал освоение Поволжья, в его царствование были построены города Самара, Царицын, Саратов.

Отрицательным было ужесточение крепостного права - он ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян. Тяжелое положение народа усугубляется голодом 1601-1603 гг., который начался из-за того, что в 1601 г. все лето шли дожди, и рано ударил мороз, а в 1602 г. наступила засуха. Это подорвало экономику России, люди умирали от голода, а в Москве началось людоедство.


Василий Шуйский фото

Борис Годунов пытается подавить социальный взрыв. Он начал раздачу хлеба даром из государственных запасов, установил твердые цены на хлеб. Но эти меры не имели успеха, т.к. раздатчики хлеба стали им спекулировать, к тому же, запасов не могло хватить на всех голодных, а ограничение цен на хлеб привело к тому, что его просто перестали продавать.

В Москве за время голода умерло около 127 тыс. человек, хоронить успевали не всех, и тела умерших подолгу оставались на улицах. Народ решает, что голод - это проклятие Господа, а Борис - сатана. Постепенно поползли слухи, что приказал убить царевича Дмитрия, потом вспомнили, что царь-татарин. Эта обстановка была благоприятной для дальнейших событий, которые произошли в .

В 1603 г. появляется Григорий Отрепьев - монах Саввино-Сторожевского монастыря, заявивший, что он "чудесно спасшийся" царевич Дмитрий. Люди ему поверили, Борис Годунов прозвал его , но доказать ничего не смог. Попасть на российский престол помог польский король Сигизмунд III . Лжедмитрий заключил с ним сделку, согласно которой Сигизмунд дает деньги и войско, а Григорий после воцарения на российском троне должен был жениться на польке, Марине Мнишек. Кроме этого, Лжедмитрий обещал отдать полякам западные русские земли со Смоленском и ввести на Руси католичество.

Поход Лжедмития на Москву продлился два года, но в 1605 г. он терпит поражение под Добрыничами. В июне 1605 г. умирает Борис Годунов, его 16-летнего сына Федора выкинули из окна четвертого этажа. Весь род Бориса Годунова убили, в живых оставили только дочь Бориса, Ксению, но ей была уготована участь любовницы Лжедмитрия.

Алексей Михайлович фото

Царевич Лжедмитрий был избран на царство всем народом, и в июне 1605 г. в Москву торжественно въехал царь и великий князь Дмитрий Иванович. Лжедмитрий был очень независим, он не собирался выполнять обещания, данные польскому королю (кроме женитьбы на Марине Мнишек). Попытался ввести в русских столовых этикет, вилку и сам очень ловко ею пользовался за обедом.

Наблюдая за этим, его приближенные решили, что он - Лжедмитрий, т.к. русские цари не умели пользоваться вилкой. В мае 1606 г. во время восстания, вспыхнувшего в Москве, Лжедмитрий был убит.

На Земском соборе 1606 г. царем был избран боярин . Именно в его правление появился - польский наемник, который собрал войско из крестьян и двинулся на Москву. При этом он говорил, что ведет на трон Дмитрия. В 1607 г. восстание было подавлено, но скоро в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Марина Мнишек (за 3 тыс. рублей) даже "признала" в нем мужа, но взойти на трон ему не удалось, в 1610 г. был убит в Калуге.

В стране росло недовольство Шуйским. Дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым свергли Шуйского, и он был пострижен в монахи. Власть перешла к олигархии семи бояр, получившей название " ". Бояре во главе с Федором Мстиславским стали править Россией, но они не имели народного доверия и не могли решить, кто же из них, будет править.

патриарх Никон фото

В итоге, на престол позвали польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Владиславу нужно было перейти в православие, но он был католиком и менять веру не собирался. Бояре упросили его приехать "посмотреть", но сопровождало его польское войско, захватившее Москву. Сохранить независимость русского государства можно было только, опираясь на народ. Осенью 1611 г. в Рязани было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. Но ему не удалось договориться с казаками и его убили на казачьем кругу.

В конце 1611 года в Кузьма Минин пожертвовал деньги на создание . Возглавил его князь Дмитрий Пожарский. В октябре 1612 года польский гарнизон в Москве пал.

В начале 1613 года состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. На нем были представлены все социальные сословия, были даже казаки. На царство был избран с подачи громкого крика казаков. Казаки думали, что царем можно будет легко манипулировать, т.к. ему было всего 16 лет, и он не знал ни одной буквы. Отец Михаила, митрополит Филарет, находился в польском плену, мать в монастыре. Первой женой Ивана Грозного был Романова, к тому же Романовы не были "замазаны" опричниной, что тоже играло немаловажную роль при избрании царем Михаила.

После восшествия его на престол между боярами начинается борьба. Решали, на ком женить юного монарха. Однако когда невесту подбирали, она умирала. Михаил женился только через 13 лет на Евдокии Стрешневой, и бояре так и смогли приобрести на него влияния.

В 1619 г. из плена вернулся отец Михаила, в результате в стране установилось двоевластие. Формально правил Михаил, официально - Филарет, и продолжалось это до смерти Филарета в 1633 г. Правление Михаила было справедливым и мудрым. Были снижены налоги, русский человек платил в казну так называемую "пятую деньгу", 4/5 оставлял себе. Иноземцам были предоставлены права на строительство заводов в России, началось развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности.


Петр 1 фото

Михаил Федорович почти не вел войн, в России наступило успокоение. В 1645 г. он тихо умер, и на престол взошел его сын, Алексей. За свою доброту и мягкость был прозван "Тишайшим". У него было две жены, от первой, Марии Милославской, родился сын Федор, от второй, Натальи Нарышкиной,- сыновья Петр и Иван, и дочь Софья.

Во время своего правления Алексей Михайлович проводил умеренные преобразования, а также провел церковную реформу и реформу городов. Важное деяние - издание Соборного Уложения 1649 г. Оно представляло собой свод законов по всем вопросам от хозяйства до государственного устройства (самодержавия).

Самой важной частью были статьи "О чести государевой". Никто не мог посягнуть на власть царя, но царь должен был советоваться с боярами. Устанавливалось наказание за покушение на государя "словом и делом" - смертная казнь.

Главы, посвященные крестьянскому вопросу - "Суд о крестьянах". Произошло оформление крепостного права, крестьяне являлись собственностью владельца, могли покупаться и продаваться. Судьей над крепостными был их помещик. Крепостной крестьянин имел только одно право жаловаться государю.

Согласно главе "О поместьях", поместья было разрешено передавать по наследству, лишить дворянина поместья не могли, т.е. роль дворянства усилилась.

Церковная реформа


До Алексея Михайловича церковь была независима от государства. Царь подчинил церковь государству с помощью следующих мер:

  • церковь стала платить государству налоги, т.е. была лишена финансовых привилегий;
  • судьей над церковью стал царь;
  • монастыри были лишены права покупать землю.

Предложил свою реформу: креститься не двумя пальцами, а тремя; отдавать поясные поклоны в церкви. Это вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Произошел церковный раскол, появилось движение старообрядцев, во главе которых стоял протопоп Аваакум.

Алексею Михайловичу удалось сломить церковь и подчинить ее себе. В 1666 г. патриарх Никон был лишен своего сана и заключен в монастырскую тюрьму, а протопоп Аваакум - расстрижен и проклят на церковном соборе. После этого начались жестокие преследования старообрядцев.

Реформа городов

Горожане были признаны особым, независимым сословием, но они были прикреплены к городам. Защищались права горожан на торговлю: крестьянин должен был продать горожанину свою продукцию оптом, а горожане могли продавать в розницу.

В конце 17 века после смерти Алексея Михайловича на престоле началась чехарда, т.к. у него было три сына и дочь. В 1676 г.на престол взошел его старший сын, 14-летний Федор, но он был болен, не мог самостоятельно ходить и власть была в руках его родственников со стороны матери. В 1682 г. Федор умирает, и при малолетнем Иване и Петре стала править царевна Софья. Правила она до 1689 г. и успела совершить немало полезного:

  • дала свободу городам;
  • осознала необходимость прорыва к морю для развития торговли, для этого были предприняты два (правда, неудачных) крымских похода, в 1687 и 1689гг.

Софья пыталась захватить всю власть, но 17-летний царь уже был готов принять власть на себя.

Итоги

Итак, 17 век в - это не только " ", смутный век, но и век противоречий. В экономике России господствующее положение занимал феодальный уклад, и в то же время возникает капиталистический уклад хозяйства. Несмотря на то, что положение народа было крайне тяжелым, произошло оформление крепостного права, тем не менее, именно народ мог помочь стать царем тому или иному претенденту на российский престол, поверить ему и пойти за ним.

Семнадцатый век является расцветом феодального периода в России. В это время происходит укрепление феодально-крепостного строя и попутное зарождение буржуазных связей в недрах этого же строя. Быстрое развитие городов и общественности в целом привело к расцвету культуры. Живопись в 17 веке в России также обретала силу. Началось сосредоточение народных масс в крупных городах, что, в свою очередь, и было основной причиной столь стремительного развития культуры. Кругозор русских людей также расширило начало промышленного производства, которое заставляло внимательней присмотреться к дальним районам страны. Различные светские элементы проникают в живопись 17 века в России. Картины становятся все более популярными.

Воздействие церкви на искусство

Большую силу воздействия искусства, в частности живописи, осознавала и церковь. Представители духовенства старались держать под контролем написание картин, пытаясь подчинить их религиозной догматике. Преследованию подвергались народные мастера - живописцы, которые, по их мнению, отходили от установленных канонов.

Живопись в 17 веке в России все ещё была далека от реалистических тенденций и развивалась крайне медленно. На переднем плане все ещё было отвлечённо-догматическое и аллегорическое видение живописи. Иконы и росписи отличались перегруженностью мелкими сценамии и предметами вокруг главного изображения. Ещё характерными для того времени были пояснительные надписи на картинах.

Личность и картины 17 века

Описывая живопись в 17 веке в России, нельзя не упомянуть художника Симона Фёдоровича Ушакова, который является автором таких знаменитых картин, как «Спас нерукотворный», «Троица» и «Насаждение древа государства Российского». Примечательным явлением в живописи стал интерес к человеку как к личности. Об этом говорила распространившаяся портретная живопись 17 века в России.

Нужно отметить, что портрет стал достоянием народных масс только с середины 18 века, а до этого времени только близкие к верховной власти могли оставить о себе воспоминание на холсте художника. Некоторое количество парадных и декоративных картин создавалось для больших общественных помещений, таких как Академия художеств, Сенат, Адмиралтейство и Императорские дворцы. Портреты могли заказать и семьи, но не выставляли их напоказ, а оставляли в своём кругу. Они могли украшать даже небогатые петербургские квартиры представителей интеллигенции, которые старались следить за тенденциями и модой в обществе.

Влияние на русскую живопись западноевропейской культуры

Нужно отметить, что живопись в 17 веке в России сильно изменилась, особенно это касается портретной. На передний план стал выходить реальный мир с реальными судьбами и процессами. Все становилось более светским и жизнеподобным. Огромное влияние навевалось с запада. Эстетические вкусы запада постепенно начали перетекать и в Россию. Это касалось не только искусства в целом, но и таких художественных вещей, как посуда, кареты, одежда и многое другое. Стало популярным заниматься портретами как увлечением. Было модно привозить в подарок царю картины с изображением монархов. Вдобавок к этому и посланники были не прочь приобрести интересующие их портреты в мировых столицах. Уже чуть позже стало популярным подражать мастерству писания на холсте иностранных художников. Появляются первые «Титулярники», в которых изображены портреты иностранных и русских государей.

Несмотря на то что сопротивление некоторых кругов росло прямо пропорционально увеличению популярности народного искусства, сдержать движение уже было просто невозможно. Во второй половине столетия живопись в 17 веке в России набрала большие обороты. Одной из основных мастерских художественных центров стала в которой была написана не одна сотня картин двумя десятками мастеров под руководством Лопуцкого, Вухтерса и Безмина. В их работах отражались существовавшие противоречивые тенденции живописи. Часть картин была выполнена в официальном стиле, а другая часть - в западноевропейском.

Новизна в портретной живописи

Живопись в 17 веке в России изменила свой вид. Обрёл новую форму светский жанр - портрет. Основной темой искусства стал именно человек. Можно сделать вывод, что роль отдельной личности как человека возросла. Канонические «лики» отошли на второй план и уступили место житейским отношениям и личности в целом. Поэзии стал достоин реальный человек, а не только божественный или святой. Церемониальный портрет сошёл со сцены русского художества. Естественно, его влияние не закончилось и сегодня, но оно стало не столь значимым. В Петровский период он также находит себе место на русской земле, и даже существует наравне с европейским портретом.

Заключение

Так развивалась живопись 17 века в России. Кратко можно заключить, что именно в это столетие произошёл переломный момент в искусстве, повлиявший на культуру страны и её дальнейшее развитие.