Личность как субъект общественных отношений. Социальная роль личности. Ф-ции индивидных свойств

1.Проблема изучения историко-эволюционных закономерностей, которым подчиняется развитие индивидных свойств человека в антропогенезе и онтогенезе.

Представления о преобразованной форме действия биологических закономерностей в условиях соц. образа жизни

2.Что представляют собой индивидные св-ва человека?

3.Вопрос о месте индивидных св-в человека в организации личности и ее развитии

Роль биол. закономерностей в истории человечества? (Алексеев):

1.ЕО – основная движущая сила эволюции

2.С началом развития человеческого об-ва исчезло любое влияние эволюции

3*. Северцов: преобразование закономерностей биологической эволюции. Быстрая эволюция социального образа жизни ведет к тому, что в своем развитии индивидные св-ва человека начинают развиваться за счет возникновения «функциональных органов» (Леонтьев), обладающих неограниченной возможностью адаптации к изменяющемуся миру.

Историко-эволюционный деятельностный подход: преобр.закономерностей биологической эволюции и выработка культурных средств, с помощью кот. человек в опред. пределах начинает подчинять себе «функциональные органы»

Гипотеза «рассеивающего отбора». Алексеев. Отбор не стабилизирует изменчивость вида в целом, а закрепляет каждую отдельную вариацию, потому что почти всегда для нее будет найдено местов разнообразной, вечно меняющейся природной среде.

Индивидуальные различия как неповторимые, уникальные, самобытные черты единичного человека (конституциональная, дифференцальная, характерология, гуманистическая, персонология, психоанализ)

Направления исследования псих. личности: феноменографический и историко-эволюционный.



Общая схема индивидных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым. Понятие «индивидные свойства» человека, введенное Б. Г. Ананьевым, в отличие от более распространенного термина «индивидуальные свойства» более однозначно и жестко ориентирует на изучение органических предпосылок развития личности.

Индивидные свойства подрасчленяются на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. В свою очередь индивидуально-типические свойства расчленяются на три группы: конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида); нейродинамические свойства человека; особенности индивида, связанные с функциональной геометрией больших полушарий. В школе Б. Г. Ананьева указанные два класса индивидных свойств называют первичными и полагают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности:

1.Эти свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. Так, например, как отмечает Мерлин, темперамент не определяет содержание отношения личности к действительности, а оказывает влияние лишь на форму выражения этого отношения в поведении человека. Если это не учитывать, то в итоге создаются типологии личности на основе индивидных свойств (Кречмер, Шелдон, Айзенк и т.д.) + могут возникнуть иллюзорные надежды, что можно управлять поведением личности с помощью воздействий биологического характера. Нужно изчать индивидные свойства не сами по себе, ибо они так безличны, а исследовать их преобразования, претерпевание ими трансформации в процессе деятельности человека в обществе.

3.Индивидные свойства (тип НС, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия и т.п) определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения (помешает или нет челу быть оратором дефект речи зависит от его отношения к этому).

3.Когда человеку говорят о его индивидных свойствах, они означиваются, происходит их символизация. При превращении индивидных свойств в знаки происходит переход от объективной детерминации поведения к предметной детерминации поведения. Вследствие этого перехода у чела возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управления своими собственными телом так же, как он управляет теми или иными предметами действительности. Напр., образ собственной болезни возникает при общении с врачом. Своими индивидными свойствами можно научиться управлять (напр., БОС), но в реальных жизненных ситуациях многие из них выступают как автономно регулирующиеся системы индивида, подчиненные децентрализованному управлению.

Социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

    собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

    специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);

    нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности - это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы - это осознанные потребности личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре личности занимают ее социальные статуси роль .

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус , т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции , на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном - далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль личности

Социальная роль - это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей . Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли - формы проявления и развития личности , а их успешная реализация - залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальные конфликты

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Эти конфликты могут быть внутриролевые , межролевые и личностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, нои хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости.В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности , т. е. качества,которыми обладают многие индивиды , находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.

Социальный тип личности - обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

В социологии выделяют модальный ,базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер - это ядро структуры характера,свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера :рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительский и рыночный .Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций .

    Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.

    У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

    Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм - с самодисциплиной и самоконтролем.

Социологические исследованияпоказывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

Обществоведение. Часть 2.

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.

Дени Дидро.

31. Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

32. Что препятствует полноценному общению людей?

Достижение своей цели любыми средствами

33. Глубинная причина всех социальных конфликтов - это

несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

34. Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

трудового

35. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологическая составляющая включает

половые и возрастные особенности

36. Если кто-либо лживо утверждает, что человек украл миллион рублей, - это что?

Клевета

37. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

развитием средств массовой коммуникации

38. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического? А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления. Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а, наоборот, теория - эмпирию.

верно только А

39. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

личность

40.Признаком традиционного общества является

«непрерывность», плавность исторического процесса

41. Какую науку следует назвать общественной?

Все выше перечисленные

43. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии? А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом. Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.

верно только А

44. Какие из перечисленных прав и свобод входят в понятие политических прав человека?

Право участвовать в управлении делами государства, право на объединение

45. При переходе от традиционного общества к индустриальному

возросла социальная мобильность





46. Термин "открепительный талон для голосования" используется для характеристики

избирательной системы

47. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров без законных оснований наказывается в соответствии с нормами права

уголовного

48. Способность личности к моральному самоконтролю называется

совесть

49. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

мужчины

50. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет

неоднозначность последствий научных открытий

51. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

половина состава Государственной Думы Федерального Собрания РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина - по пропорциональной

52. В США 12% богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. это - проявление

социального неравенства

53. Основополагающей отраслью российской правовой системы является право

конституционное

54. Что не является элементом творчества?

Инстинкт

55. К числу основных подсистем общества как системы относится

экономика

56. Исключительным признаком правового государства является

разделение властей

57. Уровень жизни населения в значительной степени определяется

объемом произведенных товаров и услуг

58. Надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществляет:

Органы прокуратуры

59. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

верны оба суждения

60. К массовым временным миграциям относится

туризм

Понятие "человек" характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира. "Личность" - понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания. Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. Человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития. Личность - это самое главное в челов

Веке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д. Понятие и структура личности В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах: 1) личность присуща каждому человеку; 2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет; 3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа; 4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада. В целом, структура личности может быть - в теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна: 1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции); 2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации); 3) индивидуально-неповоторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание) Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладевания им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения направленность обусловливает характер личности. Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о личности как вместилище психологических процессов, состояний и свойств. Личность - это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности. Способности человека обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.


Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

Уровни смысловой сферы личности

Функции смысловых образований как основных конституирующих единиц личности

· Это создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности, не вытекающей прямо из наличной ситуации. Будущее – главное опосредующее звено движения личности. Смысловые образования – основа этого возможного будущего, которое опосредует настоящее.

· Любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны её успешности в достижении целей и со стороны её нравственной оценки

· Нулевой: прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой. Если очередь большая, а билетов мало, нет смысла стоять ---- смысл привязан к ситуации.

· Первый: эгоцентрический уровень. Личная выгода, удобство, престижность. Люди рассматриваются как удобные\неудобные.

· Второй: группоцентрический. Определяющий смысловой момент – группа либо отождествляемая с собой, либо поставленная выше. Люди: свои\чужие.

· Третий: просоциальный. Характеризуется внутренней смысловой устремлённостью человека на создание таких результатов, которые принесут пользу другим (неважно, кому именно). Принцип самоценности становится всеобщим.

Индивидные свойства человека:

· Возрастно-половые свойства: - Возрастные стадии; - Половой диморфизм

· Индивидуально-типические свойства: - Конституция индивида (телосложение и биохимические свойства);

· Функциональная ассиметрия БП ГМ (левое – речь, правое – эмоции); - Нейродинамические свойства (сила, слабость, уравновешенность)

Наивысшей формой интеграции индивидный свойств – темперамент и характер.

Теплов говорил, что плохих и хороших типов не бывает, каждый тип будет себя реализовывать в определенной деятельности.

На основе первичных индивидных свойств строятся психофизические функции и органические потребности. Индивидные свойства являются условием развития личности. Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения.

3. Когда человеку говорят о его индивидных свойствах, они означиваются, происходит их символизация. При превращении индивидных свойств в знаки происходит переход от объективной детерминации поведения к предметной детерминации поведения. Лурия о “внутренней картине болезни” как участнике в управлении поведением личности.

Ф-ции индивидных свойств:

1. Характеризуют энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного характера.

3. Знак – смена тех функции в регуляции динамики поведения развития личности; автономно регулируют индивида.

4. Лежит в основе индивидуальных стилей.