Методы педагогического исследования, их плюсы и минусы. Методы научно-педагогического исследования

Важную роль в проведении педагогического исследования играет правильный выбор методов. Метод научно-педагогического исследования, по мнению С.С. Пальчевского, - это способ проникновения в сущность сложных психолого-педагогических процессов формирования личности с целью установления определенных объективных закономерностей воспитания и обучения с целью практического их использования .

Метод педагогического исследования - это совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей процессов обучения, воспитания и развития . Единой классификации методов нет, но есть различные подходы к ней. Обычно выделяют следующие группы методов:

2. Формализованные - они характеризуются большей степенью абстрагирования и такими приёмами познания, которые основаны на отвлечении от содержания и на обобщение формы различных педагогических явлений и процессов. К ним относят количественное моделирование педагогических явлений и процессов. В настоящее время всё более часто применяется компьютерное моделирование педагогических явлений и процессов.

3. Теоретические - они включают в себя: теоретическое рассмотрение задач и предмета исследования, определение логики исследования, рассмотрение необходимых методов изучения и предполагаемых результатов, теоретический анализ и синтез результатов исследования.

Выделяют также группы методов по другим критериям:

По цели исследования - это методы теоретического поиска, методы выявления путей совершенствования практики.

По источникам информации - к ним относят:

· методы изучения теоретических источников;

· методы анализа реальных педагогических процессов, которые в свою очередь подразделяются на методы изучения в естественных условиях, и методы изучения в специально организованных условиях в соответствии с целью и гипотезой исследования.

К методам изучения в естественных условиях относят:

· наблюдение - прямое, непосредственное, косвенное, опосредованное, кратковременное, длительное, систематическое, выборочное, включённое, комплексное;

· беседу - метод сбора фактов о педагогических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе, но по её ходу можно менять вопросы в соответствии с полученными ответами;

· опрос - получение информации путём постановки стандартизированной системы вопросов, проводится в двух основных видах: анкетирование и интервьюирование;

· анкетирование - опрос по опросному листу для получения ответов на заранее составленную систему вопросов, бывает открытым (свободные ответы отвечающего), закрытым (выбор ответа из ряда предлагаемых) и смешанным;

· интервьюирование - способ получение информации путем устного опроса; бывает свободным (не регламентированное темой и формой) и стандартизированным (по заранее данным вопросам), позволяет накапливать отдельные факты и поэтому играет вспомогательную роль - ориентировочную или уточняющую,

· тестирование - стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определённых качественных характеристик, оценки индивидуальных психолого-педагогических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста;

· анализ документации и продуктов деятельности - личных дел, медицинских карт, характеристик, классных журналов, поурочных планов, дневников, читательских формуляров, учебных планов, приказов, инструкций, отчётов и балансов, статей в школьной стенной печати;

· метод экспертной оценки - используется в случаях, когда достоверность информации, необходимой для принятия решений, сравнительно невелика, поэтому предпочтительно участие в такой оценке не одного, а группы экспертов.

К методам изучения в специально организованных условиях относят: педагогический эксперимент в естественных и лабораторных условиях, опытная проверка в условиях массовой школы.

По логике исследования выделяют методы: изучения состояния проблемы, экспериментальный поиск новых решений проблемы, обработки результатов эксперимента и др.

По способам обработки и анализа данных исследования выделяют методы: качественного анализа, количественной обработки результатов (статистические и нестатистические).

Кроме того, по форме причинности различают детерминистские и вероятностные методы.

К теоретическим методам относятся:

· Анализ - это разложение исследуемого целого на составляющие элементы, выделение отдельных признаков и качеств явления. Например, действия учителя на уроке можно расчленить на отдельные компоненты (приемы общения, побуждения, объяснения) и проанализировать их порознь. Анализ осуществляется на разных уровнях: социально-педагогическом, организационно-дидактическом, личностном, деятельностном и др. (в философском, психологическом, педагогическом, дидактическом, методическом аспектах). Виды анализа: классификационный, структурный (выявляются отношения и взаимосвязи), функциональный (определяются функциональные зависимости), причинный (раскрывается причинная обусловленность явлений).

· Синтез - это воссоединение элементов в целостную структуру. Так, наблюдая урок, исследователь выясняет, какие изменения в действиях учащихся происходят при изменении действий учителя. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поэтому у исследователя должны быть в равной степени развиты навыки владения ими.

· Сравнение состоит в определении сходства или различия между явлениями. При сравнении исследователь должен прежде всего определить его основу - критерий.

· Ранжирование - это способ, с помощью которого исключают все второстепенное, существенно не влияющее на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выявить главное и отделить второстепенные факты.

· Обобщение. Исследуя явление, необходимо не только выделять главные его особенности, но и обобщать их. Чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению, тем доказательнее обобщение.

· Абстрагирование. Эта операция позволяет выделить из явления определенную сторону в «чистом виде», т.е. в таком, в каком она в действительности не встречается. Например, при изучении мотивации учения школьников исследователя интересуют их мотивы, потребности, интересы, но другие качества (параметры тела, цвет волос и глаз) не берутся во внимание.

· Конкретизация - это нахождение частного, отвечающего общему критерию, подведение под понятие. Конкретизация позволяет лучше понять общее.

· Систематизация. Эта операция необходима, чтобы систематизировать и классифицировать явления, т.е. распределять их в смысловые группы по определенным (задаваемым исследователем) основаниям.

· Формализация. Истинная наука возможна лишь на основании абстрактного мышления, последовательных рассуждений человека, протекающих в логической и языковой формах в виде понятий, суждений, выводов.

· Метод единства исторического и логического. В педагогике очень часто происходят «переоткрытия» (идеи развивающего и проблемного обучения, индивидуального подхода и пр.). Новые идеи трактуются так, будто они возникают независимо от прошлого опыта, поэтому одной из наиболее серьезных и трудных методологических задач повышения теоретического уровня работ по педагогике является установление в них оптимального соотношения исторического и логического начал. Необходимо обратить внимание на первичность первого и вторичность второго. Историческое - это объективно существующая действительность. Логическое производно от исторического, является мыслительной формой его отражения. Таким образом, под историческим понимают движение (развитие) предмета, под логическим - отражение движения этого предмета в мышлении человека.

· Моделирование. Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Этот второй объект называют моделью первого. В науке различают модель-замещение, модель-представление, модель-интерпретацию, модель-исследование. Моделирование есть процесс построения модели. Моделирование успешно применяется для оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и управления учебно-воспитательным процессом (диагностики, прогнозирования, проектирования).

Среди методов педагогических исследований большое распространение имеет социометрический опрос. Сам термин «социометрия» означает в дословном переводе «социальное измерение». Данный метод социометрии является, во-первых, удобным способом изучения и измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где учащиеся хорошо знают друг друга, во-вторых, дает возможность выявить структуру взаимоотношений в классе в зависимости от симпатий и антипатий, наличие группировок, определить авторитетность выборных органов, наличие лидеров, маргинальных (отвергаемых), изолированных учащихся. При этом необходимо отметить, что на основании полученной с помощью социометрии картины жизни ученического коллектива можно дать рекомендации о работе с данным коллективом, об укреплении сплоченности и организованности класса, о путях дальнейшего развития, изучения внутри коллективных взаимоотношений учащихся.

Метод независимости характеристик состоит в том, что он дает возможность, во-первых, получить более полную и обобщенную информацию об ученике или классе (группе) со стороны многих лиц (учителей, классных руководителей, завуча, директора, родителей, товарищей, друзей, руководителей общественных молодёжных организаций, представителей социальных институтов и др.). Во-вторых, охарактеризовать ученика в разных условиях его жизни и деятельности, на различных этапах развития (например, младший школьный возраст, подростковый, юношеский). Практика показывает, что собранная информация от разных лиц, дает достаточно объективную характеристику учащимся. Особенно рекомендуется применение метода независимых характеристик для изучения и анализа развития трудных учащихся.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта - это практика обучения, воспитания и образования, т.е. организованный целенаправленный педагогический процесс и его результаты, находящие свое отражение в качестве личности учащегося. Массовый педагогический опыт - это типичный опыт работы учреждений народного образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.

Понятие «передовой педагогический опыт» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога, т.е. такую практику, которая дает высокий устойчивый педагогический результат. Профессор М.Н. Скаткин считает, что «опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для тех учителей, которые ещё не овладели педагогическим мастерством» .

В узком смысле под передовым педагогическим опытом понимают только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. К новаторам педагогического труда можно отнести Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, В.Ф. Шаталова и др.

Научное изучение и обобщение педагогического опыта направлено на решение различных исследовательских целей:

Выявлению существующего уровня решения образовательных и воспитательных задач;

Определению узких мест, «белых» пятен и противоречий, возникающих в практике;

Выявлению ведущих тенденций, оригинальных идей, элементов инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;

Изучению доступности и эффективности научных рекомендаций, которые становятся достоянием науки и практики.

При выборе метода следует не столько формально перебирать весь их набор, а нужно для каждого этапа исследования определить свой оптимальный их комплекс. При этом надо руководствоваться следующими требованиями к выбору методов исследования:

применять такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние сведения об объекте;

методы должны отражать динамику развития изучаемого явления и процесса, условия их функционирования и результаты в течение определённого промежутка времени;

применять методы, позволяющие получать сведения из возможно большего числа различных источников (например, получать сведения об ученике от наиболее компетентных лиц, находящихся с ним постоянном общении и совместной деятельности: от учеников, учителей, друзей, соседей, родителей, бабушек и дедушек) .

В процессе педагогического исследования, организованного с целью получения новых фактов, используют систему методов научно-педагогического исследования.

Метод (греч. Methodos - способ познания) научно-педагогического исследования - путь изучения и освоения сложных психолого-педагогических процессов формирования личности, установления объективных закономерностей обучения и воспитания.

Методы педагогического исследования разделяют на три группы: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования и методы количественного обработки результатов.

Эмпирические методы педагогического исследования

Эта группа методов направлена на познание действительности. К ней относятся педагогическое наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), анализ содержания педагогической документации и результатов деятельности, рейтинг, тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Педагогическое наблюдение. Это специально организованное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в обычных условиях. Объектом наблюдения являются действия и поступки студентов и преподавателей. Наблюдение позволяет изучать чувства, волевые, нравственные качества человека. Оно результативное, если внешний характер поведения и внутренний мир человека соотносятся на основе научных знаний. Например, изучение частоты обращения студента к определенным источникам информации (кино, радио, телевидения, художественной литературы, профессиональной литературы, лекции) привело исследователей к выводу, что только специализация целей и "полифункционализм", то есть удовлетворения ряда потребностей посредством обращения к одному источнику, усиливают эффект воздействия источника информации на личность.

Наблюдение должно иметь цель, план, проводиться систематически, в различных условиях деятельности. Оно, в отличие от эксперимента, предполагает невмешательство, поэтому является трудоемким, длительным и результативным. Наблюдатель видит явления в естественных условиях, что позволяет точнее их воспринять и охарактеризовать. При изучении некоторых вопросов метод наблюдения оказывается единственно возможным, например изучения внимания на занятиях, переживаний студентов, получивших на экзамене неудовлетворительную оценку, и др.

Педагогическое наблюдение следует проводить при соблюдении определенных правил, требований и последовательности:

Определение задач и целей;

Выбор объекта, предмета и педагогической ситуации;

Выбор способа наблюдения, наименее влияет на исследуемый объект и обеспечивает сбор необходимой информации

Выбор способов регистрации того, что наблюдается (как вести записи);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат) (А. Цокур).

Учитывая статус исследователя наблюдения классифицируют на включено (исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение) и невключенное (сбоку) по способу проведения - на открытое и скрытое (инкогнито) по продолжительности его проведения - на кратковременное (проводится в течение непродолжительного времени), непрерывное (предполагает постоянное, детальное изучение педагогического процесса для получения целостного представления о нем) и дискретное (с перерывами и регулярными повторами через определенный промежуток времени).

В педагогике распространен метод самонаблюдения, который позволяет проникнуть во внутренние сферы жизнедеятельности личности. Его применение требует соответствующей инструкции. Результаты самонаблюдения, имеющих субъективную окраску, всегда сравнивают с более объективными данными педагогического наблюдения, а также с опытными материалами, добытыми другими научными методами (опрос, эксперимент и т.д.).

Как и каждый метод научного исследования, наблюдения имеет свои особенности. Положительным является то, что оно дает фактический материал о естественном ходе педагогических процессов. Однако этот метод характеризуется определенным субъективизмом интерпретации полученной информации, а также доступностью только выборочной проверки. Для проверки правильности сделанных выводов по наблюдению применяют следующие приемы:

Проведение нескольких наблюдений с сопоставлением добытых данных;

Сравнение результатов наблюдения с мыслями практиков;

Дискуссионное обсуждение результатов наблюдения;

Строгую фиксацию процесса исследования.

Опрос. К этой группе методов относятся беседа, интервью, анкетирование. Для них характерна общий признак: с их помощью исследователь узнает о суждения, мотивы действий, потребности, интересы, позиции, взгляды, вкусы респондентов.

В процессе беседы опрашиваемый и исследователь являются участниками диалога, в котором происходит обмен мнениями. Беседу проводят в произвольной форме. Исследователь определяет лишь общую тему, основные этапы и пределы ее обсуждения, определяет стержневые вопросы и выдвигает предположение о возможных результатов опроса.

В отличие от беседы интервью является системой заранее подготовленных вопросов, которые исследователь ставит опрашиваемому, воздерживаясь от собственных комментариев, не влияя на мнение своего собеседника. По количеству участников выделяют индивидуальное (один человек) и групповое (несколько человек) интервью. По форме интервью бывает стандартным (происходит по строго разработанному текстом), творческим (предусматривает определенную свободу вопросов и ответов на них), глубоким (граничит с личностно-доверчивой беседой).

Определенная ситуация предполагает использование соответствующей разновидности интервью:

а) диагностическое интервью (способ получения информации о свойствах личности, который помогает проникнуть в его внутренний мир и понять проблемы);

б) клиническое интервью (терапевтическая беседа с целью оказания психолого-педагогической помощи). При этом исследователя интересует не только непосредственное содержание ответов респондента (факты, взгляды, чувства, ассоциации и т.п.), но и его поведение (тон, жесты, движения и др.);

в) Фокусированные интервью (кратковременная беседа, которая предусматривает получение информации о конкретной проблеме, процесс, явление, реакцию респондента на заданное действие)

г) панельное интервью (многократное интервью одних и тех же респондентов из одних и тех же вопросов через определенные промежутки времени).

В проведении интервью исследователю следует избегать типичных ошибок:

Ситуативных (неправильно выбрано место и время разговора; опрашиваемые не предупредили, он спешит, не может сосредоточиться)

Социологических (возраст интервьюера не устраивает опрошенных; в разговоре исследователь допускает речевых погрешностей, не обладает техникой опрос)

Психологических (интервьюер предвзято относится к опрашиваемого, оценивает результаты по стереотипу, даже нейтральные ответы воспринимает тенденциозно). Чтобы преодолеть психологическую настороженность к проведению опроса привлекают одного из его участников. После предварительного инструктажа он выступает в роли интервьюера.

Анкетирование проводится в форме письменного опроса. По количеству охвата опрошенных выделяют полное и выборочное анкетирование; по характеру общения - личное и заочное; по форме осуществления - групповое и индивидуальное; по способу вручения анкет - почтовое и раздаточную.

Структура анкеты, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной, демографической. В вводной части указывают научное учреждение, проводит исследования, цель анкетирования, гарантии анонимности ответов, правила заполнения анкет. Основная часть состоит из вопросов, которые дают информацию об определенных фактах, событиях, мотивы, мысли, оценочные суждения респондентов в области исследуемой проблемы. Демографическая часть содержит паспортные характеристики опрашиваемых: возраст, степень образования, квалификации и т.

Анкеты делятся на открытые (произвольные ответы на вопросы), закрытые (возможен выбор ответов ограничивается заранее подготовленными вариантами), полуоткрытые (кроме предложенной ответы, можно высказать собственное мнение), полярные (предусматривают одну из полярных ответов: "да" - "нет", "хорошо" - "плохо"). Для получения более точных данных пользуются анкетам закрытого типа. Особенность их в том, что ответы легче сопоставить и статистически обработать.

С целью изучения вкусов, интересов и предпочтений респондентов применяют звуковую анкету, то есть демонстрации отдельных фрагментов, представляющих слушателям образцы музыкальных произведений.

Анкетный метод должен соответствовать следующим требованиям:

Апробация ("пилотаж") анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности, поиска оптимального варианта и объема вопросов;

Разъяснение целей и значение исследования;

Обеспечение анонимности ответов;

Отсутствие двусмысленных вопросов, постановка их цепным (каждое последующее вопрос развивает, конкретизирует предварительное) и перекрестным (с помощью ответа на один вопрос проверяют достоверность ответа на другой вопрос) способами, создает у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и влияет на искренность ответов;

Построение анкеты по принципу от простых вопросов к более сложным.

Как показывает опыт, респонденты дают содержательные и полные ответы, когда в анкету включена небольшое количество вопросов (не более 7-10). Перегрузка ее большим перечнем вопросов затрудняет создание в опрашиваемого необходимой психологической установки, увеличивает вероятность формальных ответов.

Преимущество анкетирования заключается в том, что оно является сравнительно экономичным методом сбора данных, позволяет их анализировать и обрабатывать с помощью статистики. Особенно эффективен он при массовых опросах.

Анализ содержания педагогической документации и результатов деятельности. К педагогическим документам относятся рукописи, печатные издания, стерео- и видеозаписи. их разделяют на две группы. Первая группа охватывает документы, которые были подготовлены без участия исследователя (протоколы ученых советов, конференций, экзаменов и т.п.). К ней относятся также отчеты, дневники преподавателей и студентов, записи академконцертов, сценарии воспитательных мероприятий. Вторая группа охватывает документы, подготовленные по поручению исследователя: творческие работы, рефераты, зафиксированные взгляды преподавателя на педагогические проблемы и тому подобное.

Документы, как правило, только освещают определенное педагогическое явление без его характеристики и оценки. Однако такое объективное знание важно для понимания контекста зафиксированной ситуации и необходимо первоначальным материалом.

Выделяют еще официальные документы , к которым относятся государственные постановления по вопросам культуры и образования, архивные материалы, письма на радио и телевидение, в газетно-журнальную периодику и тому подобное. Они дают исследователю социологическую информацию, необходимую для обоснования и констатации многих педагогических проблем.

Анализ документов может быть качественным (предусматривает описание документов, их классификацию и интерпретацию) и количественным (определяется понятием "контент-анализ", или "количественная семантика"; с его помощью можно установить частоту использования определенных сроков, выступлений отдельных персоналий, высказанных идей и т.д.) .

Методы анализа результатов деятельности называют проективными. их применяют для изучения результатов творческих задач: конструктивных (нарисовать картинку, написать рассказ на тему, объяснить нечеткие рисунки) дополнительных (придумать окончание истории, мелодии и т.д.); экспрессивных (инсценировать песню, придумать сюжет игры) ролевых (участие в игровых ситуациях, драматизациях, театрализованных постановках).

Рейтинг. Суть его заключается в оценке отдельных сторон педагогической деятельности судьями (экспертами). Перед экспертами ставят определенные требования: компетентность (знание сущности проблемы), креативность (способность творчески решать задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (наличие собственного мнения, способность отстаивать ее), научная объективность, аналитичность и конструктивность мышления, самокритичность.

Тестирование . Это система психолого-педагогических задач, направленных на исследование отдельных черт и качеств человека. Существует несколько классификаций тестов:

По природе оценивания качеств: тесты успеваемости, тесты способностей и индивидуальные тесты;

По форме подачи задач: вербальные (построенные на основе задач, выраженных в словесной форме) и невербальные (в форме различных наглядных и слуховых образов)

По функциональному признаку (назначение тестов по предмету исследования): тесты интеллекта (методики психологической диагностики, которые используют для определения умственного потенциала индивида) тесты креативности (изучение и оценка творческих способностей личности) тесты достижений (установление степени конкретных знаний, навыков, умений личности) тесты личностные (исследование качеств личности и ее характеристик: предпочтений, ценностей, отношение, эмоциональных, мотивационных и межличностных свойств, типичных форм поведения) проективные тесты (выявление определенных психических свойств личности). Они предусматривают стимулы, реагируя на которые, человек обнаруживает характерные свои качества. Для этого исследуемой лице предлагают истолковать события, восстановить целое деталями, придать смысл неоформленном материала, создать рассказ по рисунку с неопределенным содержанием.

Тесты применяют для определения уровня знаний или умений, полученных индивидом в определенной области учебной или профессиональной деятельности. Непременными требованиями к тестированию являются:

Обязательный для всех комплекс испытательных задач;

Четкая стандартизация внешних условий, в которых осуществляется тестирование;

Наличие стандартной системы оценивания и интерпретации результатов;

Использование при оценке средних показателей результатов тестирования.

Вопросы и ответы к тестам должны быть лаконичными, четкими и точными.

В процессе тестирования испытуемый должен зафиксировать свои ответы в форме, облегчает подсчет полученных данных, составление таблиц, оценка результатов опроса. В зависимости от вида теста используют различные средства фиксации ответов: тестовые карточки, бланки, в которых ответ фиксируют записью нужного номера, знаками "плюс" или "минус", соответствующей цифрой и тому подобное; карточки с тестами, в которых надо восполнить пробелы, внести дополнения; карточки, которые заполняются с помощью технических средств.

Экспертная оценка. С ее помощью исследуют педагогические проблемы, которые не поддаются формализации. Этот метод сочетает опосредованное наблюдение и опрос с привлечением к оценке явлений компетентных специалистов.

Разновидностью экспертизы метод педагогического консилиума - коллективное оценки данных личности и прогнозирования дальнейшего развития.

Педагогический эксперимент. Этот вид педагогического исследования осуществляют с помощью методов эмпирического познания. Основная цель эксперимента заключается в проверке теоретических положений, подтверждении рабочей гипотезы и всестороннем изучении темы исследования. Поэтому его считают одним из способов получения нового педагогического знания.

Педагогический эксперимент определяют как опыт или изучение явления в специально созданных условиях, что позволяет следить за его ходом, управлять им, воспроизводить каждый раз при повторении этих условий. Существенным признаком эксперимента является активное вмешательство исследователя в деятельность объекта педагогического поиска.

Важнейшими условиями эффективности эксперимента являются:

1) тщательный предварительный теоретический анализ явления, его истории, изучение массовой практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;

2) конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с обычными установками, взглядами;

3) четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оценивать результаты, явления, средства и тому подобное;

4) корректное определение минимальной необходимой, но достаточного количества экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимальной необходимой продолжительности его проведения;

5) умение организовать в процессе эксперимента непрерывное циркуляции информации между исследователем и объектом экспериментирования, что предотвращает прожектерству и односторонности практических рекомендаций, затруднению в использовании выводов. Исследователь получает возможность не ограничиваться только сообщением о средствах и методах, результаты их применения, но и вскрыть возможные трудности при психолого-педагогических действий, неожиданные факты, важные аспекты, нюансы, детали, динамику исследуемых явлений;

6) доведение доступности сделанных выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями (И. Пидласий).

По условиям проведения эксперименты классифицируют на природные и лабораторные. Естественный эксперимент проводят в привычной обстановке учебно-воспитательного процесса, которую исследователь не может принципиально менять привлечением нового фактора педагогического воздействия. Это ограничивает возможности экспериментального поиска. Однако результаты являются готовыми для непосредственного внедрения в педагогический процесс. Лабораторный эксперимент осуществляют путем изоляции явления, чтобы как можно полнее исследовать действие активного фактора педагогического воздействия. Искусственность лабораторного эксперимента, условия его проведения не позволяют переносить полученные результаты в учебно-воспитательный процесс без дополнительной их проверки в естественных условиях.

Учитывая цель выделяют констатувальни, поисковые и формовочные эксперименты. Констатувальний эксперимент направлен на изучение педагогического явления в условиях действия существующих факторов, то есть тех, которые были определены к эксперименту и не изменялись. Поисковый эксперимент - это особый вид эксперимента, во время которого у исследователя знает факторов, влияющих на педагогический процесс, и проводит разведку для получения первичной информации. В педагогике к такому эксперименту прибегают редко. Формовочный эксперимент имеет целью доказать, благодаря каким факторам можно достичь необходимых результатов учебно-воспитательного процесса.

Все виды педагогического эксперимента будут результативными, если их спланировано в соответствии с требованиями достоверности, надежности, репрезентативности полученных данных. К тому же проводить их необходимо поэтапно. Ученые (В. Алфимов, В. Зверев, А. Капто, И. Поташник) выделяют следующие этапы педагогического эксперимента:

1. Диагностический. Это анализ педагогического процесса по ракурса исследуемой проблемы, выявление и формулировка противоречий, требующих немедленного устранения с помощью новых методик, технологий, структур, нового функционального механизма, то есть этап выявления проблемы и обоснование ее актуальности.

2. Прогностический. На этом этапе определяют цель, ее декомпозиции среди задач эксперимента; выстраивают модели новой технологии (методика, структура, система мер и т.д.); формулируют гипотезу, прогнозируют ожидаемые положительные результаты, а также возможные убытки, потери, негативные последствия и т.д., определяют компенсационные механизмы (мероприятия, резервы и т.д.). Иначе говоря, это этап разработки развернутой программы эксперимента.

3. Организационный. Этот этап предусматривает составление программы эксперимента, обеспечение условий для ее реализации, подготовку материальной базы эксперимента, распределение управленческих функций в опытно-экспериментальной работе, организацию специальной подготовки кадров, участвующих в экспериментальной работе, создание методического обеспечения их деятельности и тому подобное.

4. Практический. Заключается он в совершении исходящих диагностических срезов, констатируют состояние исследуемого явления; реализации новой технологии (методики, системы мер и т.п.); отслеживании специфики исследуемого процесса; измерении промежуточных (текущих) результатов; корректировке испытываемой образовательной технологии; осуществлении контрольных диагностических срезов.

5. Обобщающий. Ориентирован он на обработку полученных эмпирических данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями и задачами, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с конечных результатов, оформление и описание процесса и результатов эксперимента.

6. Внедренческий. Этот этап заключается в распространении и внедрении в работу различных педагогических коллективов новой образовательной технологии или методики как управляемого процесса.

Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и совершенствование методов ее исследования.

В настоящее время педагогические исследования осуществляют­ся с помощью целой системы разнообразных методов. К ним отно­сятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школь­ной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, соци­ологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компе­тентных оценок), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рассмотреть сущ­ность этих методов.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется практически в процессе любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследовате­ля их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фак­тического материала, относящегося к педагогической работе. К примеру, ученый присутствует на уроке и замечает, что, когда учи­тель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Но даже при этом одни ученики ведут себя активно, стре­мятся отвечать на вопросы учителя, дополняют ответы своих това­рищей, сами ставят вопросы, чтобы глубоко вникнуть в содержание урока, и т.д. Другие же отличаются пассивностью, невнимательнос­тью. Когда учитель задает им вопросы, они испытывают затрудне­ния и не в состоянии на них отвечать. Наблюдение этих явлений позволяет исследователю делать выводы о том, что усвоение мате­риала во многом зависит от того, какое внимание проявляют уча­щиеся на уроке, как они относятся к объяснению учителя.

Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученый выясня­ет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Если, например, взять приведенные выше факты о различ­ном поведении учащихся на уроке, то собственное суждение о причи­нах этих явлений исследователю целесообразно сопоставить с мнени­ем учителя и выяснить, почему в одних и тех же условиях школьники по-разному ведут себя на уроке. Станет понятным, что внимание уча­щихся при восприятии нового материала зависит не только от качест­ва и эмоциональности его изложения учителем, но, очевидно, и от их внутреннего отношения к его изучению, которое в свою очередь может быть связано в данный момент с какими-то негативными пере­живаниями или с неспособностью некоторых учащихся осмысливать то, что объясняет учитель... Все это позволяет более основательно ра­зобраться в изучаемых вопросах и подойти к тем или иным теорети­ческим выводам, установить научную истину.



Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащих­ся. При исследовании многих педагогических явлений большое зна­чение имеет изучение школьной документации и продуктов дея­тельности учащихся. Так, изучая стимулирующую роль оценки зна­ний учащихся на их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения. Знакомство с читательскими формулярами учащихся в школьной библиотеке дает представление о том, как они читают, какие у них интересы в выборе литературы и т.д. Просмотр тетра­дей для домашних работ позволяет исследователю изучить качество и содержание домашних заданий, отношение учащихся к их выпол­нению. Вполне понятно, что все это учитывается при разработке тех или иных вопросов школьного обучения и воспитания.

Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента (от лат. ех-perimentum – проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или пред­положение находит свое подтверждение на практике, исследова­тель делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный.

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале иссле­дования и имеет своей задачей выяснение состояния дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме. Он осуществляется с помощью раз­личных методик, в частности, проведения бесед с учителями и уча­щимися по тем или иным вопросам. По этим же вопросам можно провести анке­тирование, наблюдение, анализ и т.д.

Если исследователь установил, что эта проблема является узким местом в работе школы, он приступает к следующему этапу исследова­ния и проводит созидательно-преобразующий эксперимент. Сущность его заключается в том, что ученый разрабатывает гипотезу исследования, или, иначе говоря, теоретические основы и конкретные методичес­кие меры по решению исследуемой проблемы. Иначе говоря, он создает новую психологическую ситуацию с тем, чтобы преобразовать состоя­ние дел в лучшую сторону. Если результаты оказываются эффективны­ми, а гипотеза подтверждается, полученные данные подвергаются дальнейшему теоретическому анализу и делаются необходимые вы­воды о методике организации этой работы.

Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является про­верка полученных выводов и разработанной методики в массовой практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апро­бированной методики в работе других организаций. Если он подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает получен­ные результаты, которые и становятся теоретическим и методичес­ким достоянием педагогики.

Особое место в методике педагогических исследований занимает естественный эксперимент, создателем которого является известный русский психолог А.Ф. Лазурский (1874-1917). Суть его состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики рабо­ты лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически (от греч. empirio – опыт), т.е. опытным путем, учителя нередко подходят к важным ме­тодическим улучшениям, которые зачастую не были известны в пе­дагогике и носят инновационный характер. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая осно­ва, они так и останутся достоянием одиночек.

Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок). Рассмотренные выше методы исследо­вания при всех их достоинствах обладают одним недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно репрезентативно­го (представительного) характера, так как относятся к небольшому числу школ и учащихся. Между тем нередко возникает необходи­мость провести массовое изучение тех или иных вопросов. Когда, например, нужно выяснить, как используют школьники свободное время, правомерно провести анкету и предложить им ответить на несколько специально разработанных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить боль­шое количество учащихся.

Рейтинг (оценивание) – это такой метод исследования, когда ис­пытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности, а также поведение уча­щихся. Близким к нему является метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и других ка­честв учащихся дается компетентными лицами (учителями, класс­ными руководителями, администрацией школы и т.д.). На основа­нии этой оценки исследователь делает соответствующие выводы.

Теоретический анализ педагогических идей. Этот метод позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обу­чения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов ис­следования.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон педагогического процесса. Для всестороннего же его изучения применяется вся совокупность рассмотренных мето­дов исследования.

Теории и гипотезы – вот арена для человеческого ума,

а факты есть только необходимый фундамент.

М.И. Демков

Любое педагогическое исследование является вкладом в обоснование практической педагогической деятельности. Педагогический процесс – очень сложное, многофакторное явление. Для исследования различных его сторон специально организуется эксперимент, который носит комплексный характер, так как предполагает использование методов исследования, взаимодополняющих друг друга и предназначенных для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

Под методом , по определению, утвердившему в педагогике, следует понимать способ достижения определенных результатов в познании и практике или же прием теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, исходящего из знания закономерностей развития объективной реальности исследуемого явления или процесса. Знание методов имеет огромное практическое и эвристическое значение, так как ориентирует исследователя, помогает ему наметить путь движения от известного к неизвестному, от общего к частному, от единичного к всеобщему.

Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы исследования разделяются на эмпирические («эмпирический» – дословно – «воспринимаемый посредством органов чувств») и теоретические .

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Различают частные специальные методы, которые применяются в предметах одной или нескольких смежных наук, и общие философские методы, в которых отражены наиболее общие законы бытия.

Диалектический метод, выявление и разрешение противоречий, построение гипотез принято называть методами познания . А такие методы, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, т.е. основные мыслительные операции, – методами теоретического исследования . Исследователи разделяют эмпирические методы исследования на две группы:

1. Рабочие, частные методы . К ним относят изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение, опрос (письменный и устный); метод экспертных оценок; тестирование.

2. Комплексные, общие методы , которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ – это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят во всякое научное исследование и, как правило, образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств и признаков.

Синтез – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез – не простое суммирование, а смысловое соединение. Синтез как познавательная операция выступает в различных функциях теоретического исследования. Любой процесс образования понятий основывается на единстве процессов синтеза и анализа. Эмпирические данные, получаемые в том или ином исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения конкурирующих теорий. Существенную роль синтез играет в эмпирическом исследовании.

Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение – это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами. В педагогических исследованиях применяются, как правило, три вида сравнений:

· сравнение педагогических явлений по одному признаку (например, успеваемости учащихся в контрольных и экспериментальных классах после экспериментального обучения);

· однородных педагогических явлений по нескольким признакам (например, знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов по скорости, прочности усвоения знаний, умению творчески их использовать и т.д.);

· сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления (например, уровня навыков чтения у учащихся по годам обучения).

Абстрагирование – одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.

Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое вычленение возможно только в мысленном плане – в абстракции. Например, геометрическая фигура тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря абстрагированию она мысленно выделяется, фиксируется, например, с помощью чертежа и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций абстрагирования заключается в выделении общих свойств некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств, например, посредством понятий.

Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, т.е. нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь сначала образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного. Поэтому диалектика выделяет в процессе познания два процесса восхождения: восхождение от конкретного к абстрактному и затем процесс восхождения от абстрактного к новому конкретному (Гегель).

Обобщение – выделение в явлениях общих черт, т.е. подведение итогов исследования.

Индукция и дедукци я – логические методы обобщения полученных эмпирических путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, а дедуктивный – от общего к частному выводу.

Метод остатков – один из методов установления причинной связи явлений природы. Эта схема иллюстрируется правилом, согласно которому, если вычесть из данного явления природы ту его часть, о которой известно, что она есть следствие известных причин, то останется та его часть, которая является следствием остальных невыясненных обстоятельств.

Метод принципов – метод, который основан на аксиоматическом предположении, что любая теория в данной теории есть развитие одного из принципов этой теории.

Метод проб и ошибок – эвристический поиск решения какой-либо задачи в пространстве возможных решений, где выбор осуществляется наугад, со «слепой пробы», пока одна из проб не приведет к результату.

Метод исследования причинных связей – простейший логический метод установления причинных связей между причиной и следствием. Целью этого метода является доказательство того, что предшествующее явление является причиной последующего.

Известны также методы сходства и различия , метод сопутствующих изменений, метод таблицы истинности, экспертных оценок, математического моделирования и др.

Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования и логике его развития; способам определения причинно-следственных зависимостей, источникам используемой и накапливаемой информации, обработки и анализа данных исследования и другим основаниям.

По цели исследования можно выделить методы теоретического поиска и методы выявления путей совершенствования практики. В этом случае условно выделяют методы теоретические и практические. Но, как правило, эти методы применяются во взаимосвязи при некотором превалировании тех или иных из них на соответствующем этапе научного поиска.

По источникам информации методы исследования можно разделить на методы изучения теоретических источников и методы анализа реального педагогического процесса. В свою очередь, методы анализа реального процесса подразделяются на методы его изучения в естественных условиях и методы изучения в специально измененных условиях в соответствии с целями исследования и его гипотезой.

К методам изучения процесса в естественных условиях относятся наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, продуктов учебной и преподавательской деятельности, опыта работы образовательного учреждения и др. К методам изучения процесса в практико-измененных условиях можно отнести методы педагогического эксперимента и опытной проверки.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным наблюдением за ходом педагогического явления практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость, зафиксированная в формах оценок, темпов усвоения учебной информации, объемов усвоенного материала. Сама познавательная активность учащихся поддается регистрации опосредованно.

Различают несколько видов наблюдений. Наряду с непосредственным и опосредованным наблюдением выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Сплошными наблюдениями охватываются процессы в целостном виде от начала и до конца. Дискретные наблюдения представляют собой пунктирную, выборочную фиксацию тех или иных изучаемых явлений, процессов. Наблюдение может быть нейтральным, когда ученый ведет его, не включаясь в реальную деятельность.

Наблюдение с позиции руководителя педагогического процесса предполагает, что исследователь сам участвует в процессе, сочетая практические задачи с исследовательскими. И, наконец, включенное наблюдение предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних.

К разновидностям научных наблюдений в педагогике относят открытое и конспиративное наблюдение . Первое означает, что испытуемым известен факт их подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает скрытое отслеживание действий испытуемых. Разница между ними состоит в сопоставлении данных о ходе педагогических процессов и поведении участников педагогического взаимодействия в условиях свободы от глаз наблюдателя.

Кроме того, существуют такие виды наблюдения, как лонгитюдное (продольное) и ретроспективное (обращение к прошлому). При лонгитюдном наблюдении исследователь изучает какое-либо явление в течение продолжительного времени (например, изучаются педагогические условия обучения одаренных детей в лицее с 1-го по 11-й класс), а при ретроспективном – движение к получению фактов идет в обратном направлении. Как и любой метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинством наблюдения является возможность изучения предмета в целостности, естественном функционировании, многоаспектных связях и проявлениях.

Недостатки наблюдения проявляются в том, что этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц; избегать ошибок, связанных с личностью наблюдателя.

Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Эти методы применяются в социологии, политологии, демографии и других науках. В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование.

Беседа в качестве метода научного исследования позволяет выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам, явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было выявлено при наблюдении. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариантов вопросов, включая вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и др. беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записи ответов собеседника.

К методу исследовательской беседы близок метод интервью. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих испытуемых к искренности. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых.

Анкетирование представляет собой метод сбора первичных данных. Основным инструментом этого метода является анкета, содержание которой планируется и отвечает поставленным целям. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется исследователем при непосредственном общении его с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете.

Известны три типа анкет: открытая – содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого; закрытого типа – на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы; смешанная – содержит элементы анкет первого и второго типа.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. Способ построения анкет может быть обычным и градуированным (шкальным). При ответе испытуемого по градуированной анкете необходимо выбрать один из ответов и отметить его в соответствующей графе.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование . Тест (от англ. test – проба, испытание) – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Методы тестирования трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.

Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Моделирование представляет собой метод познания объекта на моделях. Метод моделирования широко применяется в педагогике при проведении так называемого мысленного эксперимента.

Модель – это схематическое воплощение в действительности идеального состояния процесса или явления, которое изучается.

Построение системы-модели изучаемого процесса или явления имеет определенные стадии, этапы. Например, при изучении личности оно включает:

1) диагностику личности и социума;

2) выявление ведущих факторов, влияющих на сознание личности (традиции, образ жизни в семье, национальные нравы и обычаи и т.п.);

3) регулирование межличностных отношений и сферы общения;

4) коррекцию развития с помощью изменения социальных влияний и условий.

Как метод исследования моделирование применяется в рамках создания новых воспитательных и дидактических систем. Модель сама становится методом исследования, когда включает в себя совокупность нормативных требований, которые реализуются в рамках определенной организаторской деятельности в интересах ее реформирования.

Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

В обобщенном смысле педагогический эксперимент определяется как опытная проверка гипотезы. По масштабу различают глобальные , т.е. охватывающие значительное число испытуемых эксперименты, локальные и микроэксперименты , проводимые с минимальным числом участников.

Существует два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент – это активное формирование какой-либо установки.

К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он должен исключить любой риск для здоровья его участников; во-вторых, нельзя проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.

К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогов.

М.Н. Скаткин выделял два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

Новаторство представляет собой деятельность по внесению прогрессивного в существующие системы, процессы.

По способу обработки и анализа данных исследования выделяют методы качественного анализа и количественной обработки результатов (статистический или нестатистический). Чаще всего эти методы применяют во взаимосвязи, так как количественные методы не исключают необходимости качественного анализа результатов эксперимента.

Шкалирование – это превращение качественных факторов в количественные ряды. Такое преобразование дает возможность изобразить в виде шкалы, например, качества личности. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом .

К методам педагогического исследования относится также метод педагогического консилиума, т.е. обсуждение результатов исследования уровня обучения и воспитания учащихся и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, позволяющий установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, поэтому его называют также методом структурного анализа коллектива.

Особое место занимают математические методы и методы статистической обработки результатов исследования.

Математические и статистические методы используются в педагогике для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы исследователя, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа определить свой оптимальный комплекс методов.

Методы педагогического исследования - это способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методика педагогического исследования - это упорядо­ченная совокупность приемов, способов организации и ре­гуляции педагогического исследования, порядок их приме­нения и интерпретации полученных результатов при дости­жении определенной научной цели.

Принципы отбора методов исследования:

1. Использование разнообразных взаимодополняющих методов
исследования, неоднократной проверки на большом материале полу­
чаемых результатов,
длительных наблюдений. Это вызвано тем,
что педагогические явления и процессы очень сложны и прак­
тически нет возможности воспроизвести любой процесс абсо­
лютно точно, как в предыдущий раз. На результаты влияет
большое количество разнообразных факторов и условий. Полу­
чаемые каждым исследователем выводы формулируются кор­
ректно, избегая категоричности, в усредненной, обобщенной
форме.

2. Соответствие методов исследования существу изучаемого яв­
ления и возможностям исследователя и исследуемых.
Так, при
работе с дошкольниками и младшими школьниками нельзя
использовать многие тесты; письменные опросники - кон­
кретные, понятные и ясные, не требующие развернутых отве­
тов - можно использовать не ранее 2-3 классов. Педагогиче-


скую деятельность учителя нецелесообразно изучать только по документам и опросам: надо провести длительное наблюде­ние за работой учителя на уроке или во внеурочной деятельно­сти (в зависимости от предмета исследования).

3. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам иссле­дования, учебно-воспитательному процессу.

Методологическим обоснованием методов педагогического исследования в отечественной науке являются деятельност-ный, личностный и системный подходы. Деятельностный под­ход предполагает рассматривать педагогические явления с по­зиции целостного рассмотрения всех компонентов деятельно­сти: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регули­рования, корректировки, контроля и анализа достигаемых ре­зультатов. Личностный подход предполагает рассматривать все педагогические процессы и явления с позиции личности, ее структуры, закономерностей развития. Системный подход на­правлен на выявление множества элементов в изучаемых пе­дагогических явлениях и связей между ними. Это предполага­ет рассмотрение объекта изучения как системы, выявление некоторого множества элементов системы, которые будут под­вергнуты изучению, установление связей между элементами и их классификация, выявление связей (системообразующих), которые обеспечивают соединение разных элементов в единую систему, выявление структуры и организации системы, путей управления ею как целостным образованием.

Каждая наука широко использует методы других наук. В педагогике используются различные группы общенаучных методов: общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, ин­дукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классифи­кация; социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические: социометрия, тестирова­ние, тренинг; математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Все применяемые методы исследования в ходе педагогиче­ского поиска условно можно разделить на теоретические и эм­пирические (практические).

Теоретические методы: сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ базовых понятий исследования; методы причин­но-следственного анализа изучаемых явлений; методы прогнозиро­вания, математические и статистические методы. Эти методы слу-

Жат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.

Эмпирические методы: методы сбора и накопления данных ^наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интер­вьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей и др.); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы контроля и изме­рения (шкалирование, срезы, тесты); методы изучения педагоги­ческого процесса в измененных и точно учитываемых условиях (пе­дагогический эксперимент и опытная проверка выводов иссле­дования в условиях массовой школы); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные).

Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Сама проблема может возникнуть в ходе практической деятельности исследователя или его теоретических изысканий, но незави­симо от этого, ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются прежде всего с помощью теоретических мето­дов исследования.

Метод сравнительно-исторического анализа предполагает знакомство исследователя с состоянием вопроса в литературе, историческом наследии, научных монографиях и публикаци­ях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравни­вает и анализирует различные подходы к проблеме, делает вы­воды и обобщения, определяя свое отношение к раскрытию их сущности используемых научных понятий.

Метод моделирования - наглядно-образная характери­стика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педа­гогические явления с помощью матриц, символов, математи­ческих формул. Модель не отражает полностью изучаемое явление, а является его идеализацией, определенным упроще­нием. В моделях значителен элемент условности и творческо­го домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет от­влечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы.

Причинно-следственный анализ. Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Яв­ление, вызываемое или изменяемое причиной, называется


следствием. Причинность - это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следст­вие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс уста­новления факта причинности. Выявление, анализ и объясне­ние этих связей позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.

Теоретические методы связаны с изучением литературы и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию - список ото­бранных источников, который сразу надо оформлять правиль­но в соответствии с библиографическими требованиями.

В процессе анализа литературы составляются аннотации - краткое, лаконичное изложение основного содержания источ­ника. Цитирование - дословное и с соблюдением всех авторских особенностей текста выписывание понравившихся или спор­ных мыслей из изучаемого источника. Каждая цитата должна иметь правильно оформленную сноску. Тезисы - краткое в ви­де цитат или сжатых выдержек перечисление основных идей источника. Рефераты - краткое, но более развернутое по срав­нению с тезисами, изложение основных положений одного ис­точника или состояния проблемы по нескольким источникам. Конспекты - более детальное изложение основных идей источ­ника с использованием краткого изложения (пересказа), цити­рования, определения своего отношения к идеям автора.

Математические и статистические методы - установление количественных зависимостей между изучаемыми явления­ми. К ним относятся: ранжирование, метод графопостроения, методы получения средних величин (среднее арифметическое, медиана, коэффициент вариации и др.) и т. д. Обработка полу­ченных результатов математическими методами по специаль­ным формулам позволяет наглядно отобразить выявляемые зависимости в виде графиков, диаграмм, таблиц. Однако в си­лу сложности измерения педагогических феноменов и выра­жения их в количественных показателях эти методы большо­го распространения в педагогике не имеют.


Педагогические наблюдения - непосредственное, целенапра­вленное восприятие педагоги-

Когда какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Надо уметь правильно его вести, объективно вы­бирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно-следственные связи, делать правильные выводы и обобщения.

Собираемые в ходе наблюдения факты можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографиро­вать, записывать на видеопленку, магнитофон, фотографиро­вать, производить киносъемку.

Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть не­посредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по признаку времени - непрерывными, дискретными (прерыви­стыми), монографическими (очень длительными и обстоятель­ными). Эффективным является так называемое включенное на­блюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности объекта (например, изучая детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном на­блюдении складываются естественные отношения.

В последнее время широко используется метод скрытого на­блюдения - проведение наблюдения в специально предназна­ченных классах через зеркально отражающую стену или с по­мощью замкнутой телеустановки. Это позволяет изучать пове­дение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдения такта. В отдельных случаях может использоваться метод са­монаблюдения.

Условия проведения наблюдений: целенаправленность, сис­тематичность, длительность, разносторонность, объективность, массовость, соблюдение такта.

Метод наблюдения позволяет изучать исследуемые явле­ния и процессы в естественных условиях - в этом его цен­ность. Однако наблюдение требует длительного времени, изу­чаемое явление не всегда может быть доступно наблюдению, один исследователь наблюдением не может охватить большое количество объектов, при использовании данного метода фик­сации фактов и их интерпретации имеет место субъективный подход исследователя, обращается внимание только на внеш­ние проявления изучаемого.

Опросы: беседы, анкетирование, интервью. Беседа - диа­лог исследователя с испытуемым по заранее составленной про­грамме. Беседа, проводимая по специально составленным воп-


росникам, позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений, оценки и позиции исследуемых, их чувства и пере­живания, мотивы тех или иных поступков и др. Эффектив­ность этого метода зависит от умения исследователя устано­вить дружеские отношения в ходе беседы, вызвать собеседника на откровенность. Беседа позволяет корректно направлять разговор в нужное русло, варьировать вопросы для лучшего и однозначного понимания их собеседником. Ответы испытуе­мого дополняются личными впечатлениями от общения с ним. Беседу необходимо фиксировать, но лучше на диктофон, убранный из поля зрения (опрашиваемый знает, что идет за­пись), или сразу после беседы по памяти.

Это сложный метод, которым умеют пользоваться далеко не все педагоги. В беседе исследуемый может скрыть свои ис­тинные мысли и переживания, ввести собеседника в заблуж­дение.

Интервью, по существу, разновидность беседы, но оно [больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опра-[шиваемого. Интервью, как правило, проводится по заранее [подготовленным вопросам одной стороны, и подготовленным [ответам другой стороны, что делает их искренность и точность [достаточно относительной.

В ходе бесед и интервью может использоваться и так назы­ваемая проективная методика, сущность которой заключается в [том, что опрашиваемого мысленно ставят на место другого че­ловека в специально конструированной воображаемой ситуа­ции: «Как бы вы поступили, если бы...»

Получение информации о типичности того или иного явле­ния в большой группе исследуемых, выявление отношения, запросов, пожеланий возможно с помощью анкетирования. При j этом необходимо знать и соблюдать следующие требования:

Тщательный подбор точных и корректных вопросов,
наиболее полно отражающих изучаемое явление и даю­
щих надежную информацию;

Использование прямых и косвенных вопросов, позволя­
ющих уточнить ответы, определить их правдивость;

Однозначность задаваемых вопросов и отсутствие под­
сказки в их формулировке;

Использование открытых (когда опрашиваемый может
высказать свое собственное мнение), закрытых (с огра­
ниченным вариантом ответов), смешанных анкет;

Проверка подготовленной анкеты на небольшом количе­
стве испытуемых и внесение необходимых корректив.

Интересны полярные анкеты с балловой оценкой. Такие ан­кеты используют для самооценки и оценки других. Напри­мер, надо оценить всех членов группы по ряду нравственных показателей:

«справедливый 5 4 3 2 1 несправедливый», «добрый 5 4 3 21 недобрый».

В последнее время, изучая отношения в коллективе, педа­гоги часто используют метод социометрических анкет (социомет­рии): «С кем бы ты хотел быть в одной группе (в первую оче­редь, вторую и т. д.)?» и др.

Полученные результаты анкетных опросов, бесед и интер­вью обрабатываются специальными статистическими или ма­шинными методами.

Методы опроса позволяют собрать разнообразную, интересу­ющую исследователя информацию. С помощью анкет можно охватить очень большие группы опрашиваемых, грамотно со­ставленные закрытые анкеты обрабатываются с помощью элек­тронных счетных машин. Недостатком этого метода является то, что в любом опроснике всегда есть элемент неискренности, а нередко и ложности даваемых ответов, не для всех возрастов и не во всех ситуациях возможно проведение анкетирования.

Метод рейтинга и самооценки. Метод рейтинга - метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными (знающими) судьями (экспертами). К отбору экспертов предъ­являют определенные требования: они должны быть ком­петентными, способными решать творческие задачи, поло­жительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными.

Для объективно получаемой информации полезно исполь­зовать методы самооценки по определенной программе, соста­вленной исследователем.

В ходе анализа полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные причины распола­гаются в порядке возрастания (убывания) степени их проявле­ния или признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку. На­пример, дается задание расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения.

Метод обобщения независимых характеристик повышает объек­тивность выводов. Суть метода сводится к обработке информа­ции, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя,


воспитателя группы продленного дня, классного руководите­ля, родителей, сверстников и т. д.

Метод педагогического консилиума (разработан Ю.К. Ба-банским) предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сфор­мированное™ тех или иных черт личности, коллективную вы­работку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Изучение и анализ документации, продуктов деятельно­сти позволяет собрать конкретный материал о интересую­щих исследователя процессах и явлениях. Так, изучение ученических тетрадей может дать не только полезную информацию об уровне знаний и умений учащихся, но и о работе учителя. Изучение ученических работ (рисунков, сочинений, дневников и т. д.) помогает выявить различные интересы детей, определить особенности их мышления, представлений, суждений и оценок, уровень сформированно-сти учебных умений.

Педагогическое тестирование - целенаправленное об­следование, проводимое в строго контролируемых услови­ях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучае­мые характеристики педагогического процесса.

Большинство педагогических тестов достаточно просты, доступны, возможно автоматизированное предъявление и об­работка результатов (с помощью компьютера, простейших технических устройств). В педагогических целях чаще всего применяются тесты успеваемости, тесты элементарных умений, тесты диагностики уровня обученное™ и воспитанности. Широкое применение в педагогической практике и педагогических исследованиях получили психологические тесты. При работе с ними надо соблюдать такт, не разглашать полученные результаты, не делать их предметом обсуждения, соблюдать конфиденциальность и анонимность при обработке и анализе полученных данных. Целый ряд специальных психологиче­ских тестов (MMPI, Векслера, цветовые пятна Роршаха и др.), применяемых в работе профессиональных психологов, само­стоятельно или без предварительной и тщательной консульта­ции со специалистами лучше не использовать: они нередко трудоемки и занимают много времени при проведении и требу­ют специальных знаний и умений для обработки полученных

Результатов. При необходимости их применения в своей ис­следовательской работе целесообразнее обращаться за помо­щью к квалифицированным психологам.

Изучение и обобщение педагогического опыта дает ценный материал для исследователя. Нередко учитель в своем творче­ском поиске находит интересные решения сложных проблем (поиск В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и др.). Объектом изу­чения может быть массовый опыт - для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт - для выявления характерных недостатков и ошибок; передовой опыт - для выявления и обобщения инновационного поиска учителей.

Выделяют два вида передового педагогического опыта: пе­дагогическое мастерство и новаторство.

Мастерство - умелое, рациональное и комплексное ис­пользование педагогом рекомендаций науки. Изучение того, как и что делает учитель-мастер, вносит ясное понимание тех­нологии внедрения науки в практику.

Педагогическое новаторство - педагогический опыт, со­держащий инновационные подходы в организации педагоги­ческой деятельности.

Критерии передового опыта:

а) новизна: от внесения новых до эффективного применения
уже известных положений и рационализации отдельных сто­
рон педагогической деятельности;

б) результативность и эффективность: высокий уровень обу-
ченности, воспитанности и развития детей;

в) соответствие требованиям педагогики, методик и психологии
(высокие результаты могут быть получены за счет использова­
ния неприемлемых методов обучения, воспитания и стимули­
рования, тогда опыт не имеет положительной ценности);

г) стабильность и повторяемость результатов в течение дли­
тельного периода времени использования;

д) воспроизводимость опыта: возможность повторения други­
ми педагогами с таким же результатом;

е) оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе:
достижение высоких результатов при минимальной затрате
сил и времени как учителя, так и учащихся, без необходимо­
сти отказа от решения каких-то других не менее важных педа­
гогических задач.

Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:

1) описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов;


2) классификация наблюдаемых явлений, их истолкова­
ние, подведение под известные определения и правила;

3) установление причинно-следственных связей и механиз­
ма взаимодействия различных сторон учебно-воспитательного
процесса, их оценка: уяснение способов и средств деятельно­
сти педагога и воспитанников, приводящих к высокому ре­
зультату.

Внедрение передового опыта осуществляется через шефст­во (наставничество) педагогов-мастеров, педагогические прак­тикумы, семинары и тренинги, через различные формы науч­ного и методического обобщения, доклады, брошюры, статьи, бюллетени, методические разработки и т. п.

В исследовании педагогических явлений есть такое поня­тие, как опытная работа. Один из методологов педагогики М.Н. Скаткин считал, что она становится самостоятельным методом исследования, если она:

Поставлена на основе добытых наукой данных в соответ­
ствии с теоретически обоснованной гипотезой;

Преобразует действительность, создает новые явления;

Сопровождается глубоким анализом и выводами.

Опытная работа используется в период пробного примене­ния гипотезы до и после эксперимента для проверки на прак­тике полученных выводов и рекомендаций.

Опытная работа - широко поставленная проверка ре­зультатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе. Многолетнюю опытную проверку проходили эксперименталь­ные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, новые учеб­ники и учебные пособия, прежде чем стать массовыми. Опытная работа дает только общие представления об эффек­тивности или нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы. Что именно оказалось суще­ственным в применении изучаемой системы, при каких условиях она эффективна, что явилось причиной, а что следст­вием, можно выяснить только с помощью специально органи­зованного педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент. Наблюдение в естественно протекающем педагогическом процессе не всегда бывает резуль­тативным, кроме того, бывает необходимо проверить те или иные предположения, возникшие у исследователя, выявить не случайные, а закономерные связи, испытать предлагаемую

Методику. С целью решения этих задач проводится педагогиче­ский эксперимент, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации. Эксперимент - активное вмешательство в предмет исследо­вания с заранее заданными исследовательскими целями; на­учно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Он позволяет искус­ственно выделять изучаемое явление из ряда других, целенапра­вленно изменять условия его протекания, повторять отдельные изучаемые явления в подобных или измененных условиях.

Эксперимент может быть констатирующим, когда изучаются существующие педагогические факты, уточняющим, когда про­веряется гипотеза, преобразующим (созидательным, формиру­ющим), когда на основе констатации и теоретического осмыс­ления выделяются и вводятся новые педагогические явления и проверяется их истинность. Эксперимент может быть дли­тельным и кратковременным. Наиболее объективную оценку достоверности разработанной модели дает опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Есть и другая классификация педагогического эксперимен­та: естественный и лабораторный. Естественный экспери­мент - это эксперимент, протекающий в естественных или близких к ним условиях, когда участники не знают о вклю­ченности в него. Сам исследователь может выступать в роли учителя (воспитателя) или все наблюдение за его ходом ведет­ся скрыто, и учитель знает о нем, а дети - нет. Лабораторный эксперимент - эксперимент, проводимый в специально оборудованной лаборатории (классе, аудитории и т. п.). Могут использоваться специальные лабораторные методы и средства исследования (компьютерное тестирование в начале и по ходу эксперимента, постоянный наблюдатель, находя­щийся в классе, и др.).

При проведении педагогического эксперимента всегда ор­ганизуются, как минимум, две группы испытуемых: контроль­ная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогиче­ской деятельности позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Сильной стороной педагогического эксперимента являет­ся то, что изучаемые явления искусственно организуются, корректируются в процессе их реализации и отрабатывают­ся определенные подходы к их пониманию и осуществле-


нию. Это требует значительно меньше затрат времени, чем при наблюдении, делает полученные результаты доказа­тельными и воспроизводимыми. Недостатком данного мето­да является следующее: люди, знающие, что они являются участниками эксперимента (будь то учитель или воспитан­ник), не всегда ведут себя так, как бы они вели себя в обыч­ных условиях, а это может исказить реальную картину изучаемого педагогического феномена. Большое влияние на результаты эксперимента оказывает личность самого экспе­риментатора.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные методы педагогического исследования
по следующей схеме: определение метода, перечисление и характери­
стика его видов (если они есть), требования к использованию, сильные и
слабые стороны.

2. Совместно с преподавателем разработайте программу несложного
педагогического эксперимента по профилю своей специальности или об­
щепедагогического характера. Если есть возможность, проведите его и
проанализируйте, насколько успешно он был осуществлен, что надо
учесть при разработке экспериментальных программ в следующий раз.
(Эксперимент ни в коем случае не должен нанести вред включенным в
него испытуемым. Эксперимент можно разработать для академической
студенческой группы, в которой вы учитесь.)

3. Пользуясь одним из доступных вам методов педагогического ис­
следования, проведите микроисследование какого-либо педагогического
вопроса. Проанализируйте и обобщите полученные результаты, сделай­
те педагогические выводы. Пользуясь одним из доступных вам методов
педагогического исследования, проведите микроисследование какого-
либо педагогического вопроса. Проанализируйте и обобщите получен­
ные результаты, сделайте педагогические выводы.

Литература

Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.

Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., 1981.