Мороз и красный нос внешняя красота женщины. «Есть женщины в русских селеньях…» (по поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный нос») (3). Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова

/ / / Образ русской женщины в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос»

Образ русской женщины есть в ряде произведений Н. Некрасова. Однако наиболее полно он раскрыт в поэме «Мороз, Красный нос». В ней автор охватывает все аспекты образа: внешность, характер и, наконец, судьбу. Как ему это удается? Дело в том, что в образной системе произведения главным персонажем является женщина. Кроме того, Н. Некрасов создает собирательный образ русской женщины, который, по его мнению, является идеальным.

Характеристика собирательного образа очень объемная, занимает несколько десятков строк. Начинается она с описания судьбы крестьянок. Н. Некрасов пытается объяснить причину бед «женщин русской земли». Он считает, что все из-за того, что крестьянка – жена и мать рабов и рабу покоряется. Автор утверждает, что Господь забывал о крестьянке, поэтому она и стала жертвой судьбы. Он искренне жалеет русскую женщину: «Тот сердца в груди не носил, кто слез над тобою не лил».

Далее Н. Некрасов пытается воссоздать «тип величавой славянки». Это русская женщина, которая при любых невзгодах умеет сохранять «важное спокойствие лица», грациозные движения и «взгляд царицы». Такая женщина приковывает к себе взгляд и, кажется, дарит окружающим свое внутреннее солнце. Она всегда рядом с народом, но выделяется среди простых людей тем, что к ней не липнет «грязь» убогой жизни.

Создавая портрет идеальной женщины, поэт не забывает о чертах, которые в народе всегда считали красивыми. Женщина из поэмы «Мороз Красный нос» «румяна, стройна, высока», поэтому любая одежда ей к лицу.

Истинное украшение русской красавицы – длинные русые косы, аккуратно собранные под платок. Они привлекают внимание парней, которые осмеливаются приблизиться к неприступной девушке и закинуть ей волосы наперед.

Характеру русской женщины также уделяется много внимания. В первую очередь Н. Некрасов говорит о ее выносливости и трудолюбии. Крестьянка никогда не сидит без работы, ловко выполняет любое дело. Женщина, воспеваемая Николаем Алексеевичем, никогда не сплетничает. Ей некогда «лясы точить», о чем прекрасно знают ее соседушки, поэтому и не смеют приходить к ней за чем-либо.

Если в будни крестьянка полностью отдает себя работе, то в выходные от души веселится. Тогда она искренне смеется, прекрасно пляшет и поет, чем любуются мужики. О веселье русской женщины поэт рассказывает мало, после двух строф он снова возвращается к будням, с гордостью заявляя, что на русскую красавицу всегда можно положиться, ведь она поможет в любой беде. В фразе, которая сегодня стала афоризмом, поэт воспевает силу женщины: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

В конце характеристики сборного образа Н. Некрасов рассказывает о главной женской роли – материнстве. Он считает, что идеальная женщина – заботливая мать, хранительница домашнего очага. Ее семья всегда сыта и окутана любовью.

Собирательному образу русской женщины соответствует главная героиня, . На ее примере Н. Некрасов показал, какая печальная участь ждала многих русских женщин, которые вышли замуж за рабов и родили рабов.

В своих произведениях Некрасов посвятил много строк русским женщинам. Женщин он изображал разными.

В поэме «Мороз. Красны нос» Некрасов описал образ крестьянской женщины. Эта женщина статная, красивая, с белыми ровными зубами, алыми губами, розовыми щечками, длинными русыми косами. У нее плавные движения, горделивая походка. Эта женщина умело выполняет всю работу в хозяйстве. Она хорошо поет, танцует. Крестьянка вышла замуж за крестьянина. У нее хороший работящий муж, добрые свекор и свекровь, здоровые дети. Она жила хорошо. Когда муж заболел, она испробовала все способы, чтобы помочь ему. Она одна не побоялась ночью идти в монастырь за целительной иконой. Но смерть мужа подкосила ее. Она погибла в лесу с мыслями о любимом муже.

В поэме «Русские женщины» Некрасов рассказал о княгинях Екатерине Трубецкой и Марии Волконской. Они не побоялись осуждения в свете. Они приняли решение ехать в ссылку за своими мужьями. Эти женщины привыкли с детства жить в роскоши, ни в чем не нуждаться. Они решились на то, чтобы пойти против воли родителей, отказаться от роскошной жизни, рисковать своей жизнью, своим здоровьем. Все это они сделали ради того, чтобы оказаться рядом со своими мужьями. Они преодолели тяжелый и долгий путь. Их пытались запугать местные чиновники, но они не изменили своего решения.

В этих двух произведениях Некрасов показала всю красоту и силу русской женщины. Он восхищался и жизнью простой крестьянки и героизмом дворянок. Русские женщины сильные, умные, красивые, верные.

Еще в древние времена многие человеческие права и обязанности были разделены на мужские и женские. Так уж повелось, что если мужчина был добытчиком и защитником, то женщине отводилась роль хранительницы уюта, домашнего очага, любви. На первый взгляд может показаться, что не так уж и сложно сделать, чтобы в доме всегда был уют и порядок, а в семье поддерживалась теплая атмосфера взаимоуважения, доброжелательности, любви. На самом же деле существуют обстоятельства или ситуации, когда достойное выполнение своих обязанностей требует от женщины настоящего подвига и самоотречения. Во все времена прекрасные женские образы были объектом восхищения и преклонения. Одним из самых проникновенных и величественных я считаю образ «величавой славянки», созданный замечательным русским поэтом Н. А. Некрасовым: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц… Румяные, стройные, высокие красавицы «идут той же дорогой», что и весь простой народ в суровые времена крепостного права: они терпят лишения и страдания, проходят сквозь нужду и нищету, унижения и обиды, часто выполняют непосильную работу. И поэта восхищает, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Однако не только внешние качества являются привлекательными для поэта в русской крестьянке. Больше всего ценит он ее отношение к труду, от которого, в основном, и зависит достаток в крестьянской семье: В ней ясно и крепко сознанье, Что все их спасенье в труде, И труд ей несет воздаянье: Семейство не бьется в нужде… Умея весело, от души отдыхать, эта женщина никогда не смешивает будни и праздники, живя по закону: делу время, потехе - час. Даже крепостная зависимость не смогла убить в русской крестьянке любви к труду, серьезного и ответственного отношения к нему. Вот почему Всегда у них теплая хата, Хлеб выпечен, вкусен квасок, Здоровы и сыты ребята, На праздник есть лишний кусок. Воплощены в этой женщине и многие другие замечательные общечеловеческие черты: она умна, терпелива, упорна, никогда не откажет в помощи и не бросит в беде. Поэтому и утверждает поэт, завершая свое описание крестьянской мадонны: И по сердцу эта картина Всем любящим русский народ!

Лирика Н. А. Некрасова явилась совершенно новым этапом в русской литературе. Он провел большую часть жизни в непосредственной близости к простому народу, поэтому во всех подробностях узнал все тяготы жизни крепостного крестьянина. «Зрелище бедствий народных» еще в ранние годы стало волновать будущего поэта. «…Сердце, обливаясь кровью, чужою скорбию болит…» - говорил он в своих стихах и называл свою поэзию «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков». В его стихотворениях уже не просто скорбь о тяжелой судьбе русского народа, в них - голос самого народа, воплощение его мыслей и чувств. Поэт настолько слился с народом, с его представлениями и идеалами, что его авторским «я» стал сам человек из народа - бедняк, крепостной мужик, женщина-крестьянка. Их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем и в поэме «Мороз, Красный нос»; это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви и ненависти… Но в целом произведение исполнено светлой веры и надежды на лучшее. Центральное событие поэмы - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи, но смысл, вложенный в нее автором, - общенациональный. Крестьянская семья в поэме воспринимается как частица огромной России: мысль о Дарье, углубляясь, переходит в думу о «величавой славянке», а усопший Прокл напоминает былинного богатыря Микулу Селя-ниновича. Да и само горе Дарьи - отражение вековых бед многострадальной русской крестьянки, женщины-матери, «великое горе вдовицы и матери малых сирот», как говорит автор. Читая произведение, постоянно отмечаешь, что в частном проступает общее, а сквозь быт одной крестьянской семьи просвечивает веками устоявшийся уклад русской народной жизни. Некрасов в своем произведении как бы поэтизирует «мысль семейную», но не только это привлекает его. Поэт не может без сострадания говорить о судьбе простой русской женщины. Века протекали - все к счастью стремилось, Все в мире по нескольку раз изменилось, - Одну только бог изменить забывал Суровую долю крестьянки… Эти строки также отражение общенациональной, всенародной жизни. В образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины. В произведениях поэта часто возникает образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Такова и Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос». Восхищение автора вызывает красота Дарьи, ее ловкость и сила в работе, ее отзывчивость, самоотверженность, душевная стойкость и способность к самопожертвованию. Когда-то в молодости она красотою дивила, была и ловка, и сильна, но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина. И говорит, обращаясь к крестьянке: Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. «Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению - страшного и обидного в этом много! На одном этом можно с ума сойти, - писал Некрасов Льву Толстому. - Но вот Вы замечаете, что другому или другим нужны Вы - и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности…» Потому-то и преодолевает свое горе овдовевшая Дарья, что, встречая беду, не о себе она печется в первую очередь. Она «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит». Мечтая о свадьбе сына, она думает не о своем счастье, а о счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу, радуется его радостью. Такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на других людей. И свою собственную смерть Дарья преодолевает силой любви, распространяющейся на детей, на Прокла, на всю природу, на землю-кормилицу. Некрасов восхищается русской крестьянкой, ее внутренней красотой и душевным богатством.

Н. А. Некрасова изначально задумывал произведение «Мороз, Красный нос» как драматический рассказ о смерти крестьянина. Но в конечном итоге он написал эпическую поэму, на первый план которой вышла героиня - простая крестьянка Дарья. Отступая от основной темы - нелегкой судьбы молодой вдовы, автор включает в поэму монолог о «величавой славянке». Русской женщине не часто приходилось радоваться. Тяжелым физическим трудом она зарабатывала копейки, чтобы прокормить семью. Но поэт не хочет плакать над ее горькой судьбой. Он поет ей «величальную песнь», пусть и несколько идеализируя образ. Он рассказывает нам о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, сильной, гордой Есть женщины в русских селеньях, С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц.

Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины - «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос». С искренним восхищением описывает автор русскую женщину:

* Красавица, миру на диво,
* Румяна, стройна, высока.
* Во всякой одежде красива,
* Ко всякой работе ловка.

Любая работа спорится в ее руках: «Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна». На смену трудовым будням приходят веселые праздники - и тогда всех вокруг удивит она своим задором, удалью, «сердечным смехом», песнями и плясками. Никакая беда не испугает русскую женщину:

* Коня на скаку остановит,
* В горящую избу войдет!

Непросто сложилась жизнь героини Некрасова, «три тяжкие доли» выпали ей:

* И первая доля: с рабом повенчаться.
* Вторая - быть матерью сына раба,
* А третья - до гроба рабу покоряться.

Разве что не пришлось « рабу покоряться» (жили Дарья с мужем в любви и согласии), но пришлось с ним безвременно расстаться. Ни слова жалости на свою судьбу ни разу в жизни не проронила гордая женщина. Терпеливо сносит она все тяготы жизни, голод, холод, непосильный труд. Более того, сама себе не позволяет героиня сидеть без дела и к бездельникам и лентяям не испытывает жалости. Именно в работе видит она свое спасенье - и потому семья ее не знает нужды. И все же болью и отчаянием пронизаны строки поэмы, посвященные несчастливой судьбе Дарьи. Как ни мужественно держится женщина в любой ситуации, но горе и несчастья подкашивают ее.

В своей поэме Н. А. Некрасов показал, как тяжелая судьба сломила гордую русскую красавицу. Но, читая произведение, мы постоянно чувствуем, что автор не перестает восхищаться внутренней силой крестьянки, богатством ее духовного мира, безграничными талантами и способностями русской женщины. А еще автор высказывает твердую веру в то, что такая духовная сила способна в конечном итоге победить. Эта мысль звучит не только в поэме « Мороз, Красный нос », но и во многих других произведениях поэта.

Одной из главных проблем, которые поднимает Н. А. Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос», является женская тема. Причем в произведении предстает два женских образа.

Первый - идеальная женщина-славянка. Красивая, смелая, решительная, трудолюбивая. Она является хранительницей домашнего очага. Труд приносит воздаяние ее семье, которая никогда не знает нужды:

Всегда у них теплая хата. Хлеб выпечен, вкусен квасок, Здоровы и сыты ребята. На праздник есть лишний кусок.

Второй образ - жизненный, реальный. Это вдова Дарья. Была она, как всякая, и ловка, и сильна, дивила окружающих своей красотой. Но безвременная смерть мужа, тяжесть забот, горе иссушили прекрасную женщину. Гордость не позволяет Дарье плакать. Но слезы против ее воли катятся по щекам. Слезы крестьянки-вдовы автор сравнивает с дождем, зарядившим надолго.

Три тяжкие доли суждены были крестьянке. Первая доля: стать женой раба, вторая - стать матерью раба, третья - до гроба покоряться рабу. Проходили столетия, «все к счастью стремилось, все в мире по нескольку раз изменилось», не изменилась только тяжкая доля крестьянки. Не любит жаловаться и плакать русская женщина, терпеливо снося все удары судьбы.

Даже природа, которая, в соответствии с традициями народнопоэтического творчества, должна была сочувственно относиться к горю Дарьи, безмолвствует, равнодушно внимая стонам и рыданиям безутешной вдовы. Лишь птицы, символы вольнолюбия, подслушали «великое горе вдовицы и матери малых сирот». Только птицы не могут разнести эту печальную весть по всему миру, заставляя людей подумать о жестокости и несправедливости, царящей в человеческом обществе. Коку пожаловаться, что очень рано умер муж-кормилец? Как ей жить дальше? Рисуется ей одинокая ее доля. Природа оживает, и вот уже «травушки просят косы». Рано встала Дарьюшка, дома не ела, с собой еду не брала. Весь день пахала пашню, устала, но помощи ждать неоткуда:

Крепче вы, ноженьки, стоите! Белые руки, не нойте! Надо одной поспевать!

Картины будущего одна ужаснее и страшнее другой возникают в воображении вдовы. Вот объявили рекрутский набор. Кто заступится за родного сына? Так и сгинет сынок, потерявший в детстве отца, а в молодости - возможность самому распоряжаться собственной судьбой. Сцены прошлого сменяют сцены будущего. С каким усердием, верой молилась Дарья Царице Небесной о спасении мужа. Медицина в те времена быладоступна в основном богатым, и крестьяне обращались к последней инстанции, которая более всего могла помочь в неизлечимой болезни - церковь. Почему же Небесная Владычица не явила своей милости?

Тяжелый труд обессиливает убитую горем женщину. На пределе возможностей оказались и физические силы, и духовные:

Едва ее ноги держали. Душа истомилась тоской. Настало затишье печали - Невольный и страшный покой!

Финал поэмы одновременно и фантастический, и реальный. Над бедной вдовой сжалился только волшебный воевода Мороз. Кто из живущих на земле мог пообещать несчастной Дарье целое царство? Мороз хочет согреть и приголубить женщину. Умирающая на морозе крестьянка на мгновение ощутила счастье: Мороз вдруг превратился в ее любимого Проклушку, начал ее целовать и шептать сладкие речи. Дивные сны, дивные видения возникают в воображении умирающей женщины. Эти видения - настоящий идеал счастья, который могла только создать фантазия крестьянки.

Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражаются в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел образ русской женщины - «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».

Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка.

Любая работа спорится в ее руках: «Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна». На смену трудовым будням приходят веселые праздники - и тогда всех вокруг удивит она своим задором, удалью, сердечным смехом, песнями и плясками. Никакая беда не испугает русскую женщину:

Коня на скаку остановит, В горящую илбу войдет!

Непросто сложилась жизнь героини Некрасова, «три тяжкие доли» выпали ей:

И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться.

Разве что не пришлось «рабу покоряться» (жили Дарья с мужем в любви и согласии), но пришлось с ним безвременно расстаться. Ни слова жалобы на свою судьбу ни разу в жизни не проронила гордая женщина. Терпеливо сносит она все тяготы жизни, голод, холод, непосильный труд. Болев того, сама себе не позволяет героиня сидеть без дела и к бездельникам и-лентяям не испытывает жалости. Именно в работе видит она свое спасенье - и потому семья ее не испытывает нужды. И все же болью и отчаянием пронизаны строки поэмы, посвященные несчастливой судьбе Дарьи. Как ни мужественно держится женщина в любой ситуации, но горе и несчастья подкашивают ее.

В своей поэме Н. А. Некрасов показал, как тяжелая сломила гордую русскую красавицу. Но, читая произведение, мы постоянно чувствуем, что автор не перестает восхищаться внутренней силой крестьянки, богатством ее духовного мира, безграничными талантами и способностями русской женщины. Л еще автор высказывает твердую веру в то, что такая духовная сила способна в конечном итоге победить. Эта мысль звучит не только в П0ЭМ6 « Мороз, Красный нос», но и во многих других произведениях поэта.

Если домашнее задание на тему: » Сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Вчерашний день часу в шестом Зашел я на Сенную, Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя, И Музе