Неизвестный миллионер иннокентий сибиряков. Лишние люди

Жители Иркутска из уст в уста передавали новость о знаменитом богаче Сибирякове. Рассказывали, что вчера к нему пришла монахиня с просьбой пожертвовать немного на храм, а он, недолго думая, вынул из сейфа все деньги – сто сорок тысяч – да ещё, говорят, извинился: простите, мол, матушка, больше сейчас в наличности не имею!..

Иннокентий Михайлович Сибиряков, неслыханно щедрый поступок которого так изумил и восхитил горожан, был наследником золотых приисков, приносящих ему три тонны чистого золота в год.

Ему едва исполнилось четырнадцать, когда он стал полноправным владельцем этого в прямом смысле золотого бизнеса: в тысяча восемьсот семьдесят четвёртом году его отец скоропостижно скончался. Юноша в это время находился в Петербурге – учился в гимназии. Иннокентий не впал в радостную подростковую эйфорию от свалившихся миллионов и не стал закатывать весёлых студенческих пирушек. Молодой человек воспринял случившееся, как непостижимую волю Господа, и дал себе и Богу обещание употребить богатство во благо людей.

Очень скоро появилась и возможность это сделать. Гимназия, где учился Сибиряков, нуждалась в ремонте, но средств постоянно не хватало, и здание продолжало ветшать. Пятнадцатилетний ученик выкупил дом, произвёл в нём значительные переделки, чтобы потом вернуть гимназии полностью отремонтированное, оснащённое по самым современным стандартам, здание.

Не забывал он и родную Сибирь. Школы, музеи, библиотеки Иркутска и других городов с благодарностью принимали щедрую помощь молодого благотворителя. А в Петербурге Иннокентий Михайлович регулярно оказывал финансовую поддержку Высшим женским Бестужевским курсам, пожертвовал пятьдесят тысяч рублей на создание Первого женского медицинского института в России. Он являлся почетным членом Общества попечения о бедных и больных детях. Свою фешенебельную дачу в окрестностях Выборга Сибиряков подарил Обществу бедных женщин: в ней был устроен детский приют для девочек. Большие суммы выделял Иннокентий Михайлович на стипендии для гимназистов и студентов. Более семидесяти молодых людей получили на его средства образование в вузах России и в Европы. Он с большим уважением относился к науке, и профинансировал несколько исследовательских проектов и научных экспедиций.

Сибиряков и сам много путешествовал. Объехав всю Европу, он с горечью осознавал, что людьми нередко движет жажда денег, ибо они ошибочно отождествляют богатство со счастьем. Сам же Сибиряков никогда так не считал. «Вот, я миллионер, – говорил он. – Но счастлив ли я? Нет. Всё моё богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто».

Жажда души Иннокентия Михайловича была в Боге. Так вышло, что он не обзавёлся семьёй, и уже давно подумывал о том, чтобы стать… монахом. Церкви он отдавал и своё сердце, и своё богатство. Он финансировал строительство храма Казанской иконы Божьей Матери в Иркутске, внёс двадцать пять тысяч на устройство Свято-Троицкого Николо-Уссурийского монастыря. Два с половиной миллиона было роздано им по бедным монастырям России.

А вскоре Иннокентий Михайлович исполнил своё давнее стремление. В тысяча восемьсот девяносто четвертом году он принял монашеский постриг и поселился в свято-Андреевском скиту на Святой Горе Афон. В две тысячи девятом году Комиссия по канонизации Русской Православной Церкви приступила к рассмотрению вопроса о прославлении в лике святых этого благотворителя и монаха.

Наш рассказ о том, как прожил жизнь Иннокентий
Михайлович Сибиряков, какие добрые дела совершил,
как стал служителем Бога.

Иннокентий Сибиряков появился на свет, что называется, с
золотой ложкой во рту. Принадлежа к старому роду сибирских
золотопромышленников и купцов, он от рождения имел все.
Его отец, Михаил Александрович, был купцом 1-й гильдии и
владел винокуренными заводами, золотыми приисками, имел
собственный речной флот. Михаил Сибиряков оставил своим
шестерым детям состояние в 4 миллиона рублей.

Иннокентий был младшим сыном купца. После окончания
Иркутского технического училища отец отправил его
продолжать обучение в Петербург, в престижную частную
гимназию. Проявляя большой интерес к истории и литературе,
Михаил, тем не менее, после ее окончания в 1880 году выбрал
физико-математический факультет университета. Но
проучился он там недолго — подвело здоровье, вынудившее
его еще на 1-м курсе оставить студенческую скамью.

В 1884 г. Иннокентий Сибиряков вернулся в Петербургский
университет, но уже в качестве студента-юриста. В университете
судьба свела его с Василием
Ивановичем Семевским, читавшим курс истории русского
крестьянства. Семевский был народником, он критиковал
власть и воспитывал у студентов уважение к простым
людям. Поэтому его карьера в университете быстро
закончилась — в 1886 г. он был отстранен от преподавания. Но
это не остановило Семевского, и он еще много лет вел занятия
у себя дома. Частым гостем на них был и Сибиряков, и
горячие речи сторонника Народной воли, видимо, глубоко
запали в душу молодого человека.

Вторым петербургским знакомцем Иннокентия Сибирякова,
оказавшим на него сильное влияние, стал великий русский
анатом и педагог Петр Францевич Лесгафт. За три года
Сибиряков не пропустил ни одной лекции Лесгафта,
преподававшего в университете анатомию, и буквально
заболел этой наукой.

Однако университетскими науками интересы Сибирякова не
ограничивались. Молодой купец много ездил по Европе,
удовлетворяя в странствиях свое ненасытное любопытство.
Любопытство, но не более: ученым Иннокентий
Михайлович становиться не собирался. Видимо, уже тогда, в
80-х годах, вращаясь в академических кругах столицы, он
решил, чему посвятит свою жизнь.

Чтобы понять душевное состояние человека, выросшего в
относительно благополучном Иркутске, в тепличных условиях
комфорта и достатка и окунувшегося затем в жизнь
тогдашнего Питера, достаточно полистать Достоевского или
Гарина-Михайловского. От нарисованных ими картин жизни
главного города страны, в которых блеск дворцов и храмов
как-то не вяжется с голодно-чахоточной жизнью рабочих и
студентов, веет такой тоской и безысходностью, что
начинаешь понимать чувства благородной души, морально
отягощенной огромными капиталами отца. И Сибиряков
начинает тратить свои деньги на благо тех, кто в них
нуждается.

Первым его делом (совместно с сестрой Анной) стало
активное финансовое участие в работе созданного в 1884 году
Общества содействия учащимся в столице сибирякам. Можно
только догадываться, какой опорой этот фонд был для
бедствующих студентов, оказавшихся вдали от дома.

Затем была помощь высшим женским курсам, которые,
учитывая тогдашнее отношение к женщинам, в фаворе у
власти, судя по всему, не были. На них Сибиряков потратил
10 тысяч рублей, а потом подарил им два дома на общую
сумму 74 тысячи.

Свою дачу в Рощино Иннокентий Михайлович пожертвовал
приюту для девочек от 4 до 10 лет и передал
приюту 50 тысяч рублей.

Затем Иннокентий Михайлович активно поддержал
образование единственного в царской России женского
медицинского института. Если бы не его 50 тысяч рублей, то
этого учебного заведения скорее всего не существовало бы
вовсе.

Дом Сибирякова в Петербурге превратился в приют для
страждущих и обездоленных, где они всегда могли получить
помощь и поддержку. Каждый день здесь принимали по 300-
400 человек. Как писал
современник, «кто только из столичных бедняков не был у
него в доме, кто не пользовался его щедрым подаянием,
денежной помощью, превосходящей всякие ожидания!.. Не
было человека, которого он выпустил бы без щедрого
подаяния. Были люди, которые на моих глазах получали сотни
рублей единовременной помощи… Сколько, например,
студентов, благодаря Сибирякову, окончили в Петербурге
свое высшее образование! Сколько бедных девушек,
выходивших замуж, получили здесь приданое! Сколько
людей, благодаря поддержке Сибирякова, взялись за честный
труд!».

Большое внимание Сибиряков уделял книгоиздательству. На
его средства были изданы «Сибирская библиография» и
«Русская историческая библиография» В.Межова, труд о
сибирской золотопромышленности Д.Головачева «Сибирские
инородцы…» и «Сибирь как колония» Н.Ядринцева,
«Историческое обозрение Сибири» П.Словцова,
«Верхоянский сборник…» И.Худякова, сборник
стихотворений «Сибирские мотивы» и многие другие книги.
Не обходил он своим вниманием и музеи. Один из
корпусов Иркутского краеведческого музея построен на его
деньги.

Иннокентий Михайлович строил церкви. Одна из них,
существующая и поныне, была воздвигнута при 7-й
Петербургской гимназии во имя святителя и чудотворца
Николая. В Первом реальном училище (в здании которого
сейчас располагается Морской корпус Петра Великого) при
храме святого благоверного князя Александра Невского на
деньги Сибирякова был построен придел в честь святителя
Иннокентия Иркутского, именем которого вскоре было
названо братство, созданное для оказания поддержки
учащимся и студентам — уроженцам Сибири.

На средства И.М. Сибирякова был построен храм во имя
святителя Иннокентия Иркутского при больничном корпусе
Русского Свято-Андреевского скита на Афоне, а также
ему посвящен придел в самом большом храме Афона,
Греции и Балкан — Андреевском соборе упомянутого скита.
На пожертвования Сибирякова был построен храм святителя
Иннокентия Иркутского на монастырском кладбище
Угличского Богоявленского женского монастыря, а также
храм святителя Иннокентия в Свято-Троицком Николо-
Уссурийском мужском монастыре. Иркутская Казанская
церковь тоже построена на деньги сибирского мецената.

Это лишь малая часть благих дел И.М. Сибирякова. О многих
из них мы просто никогда не узнаем, потому что, по
свидетельствам современников, он был очень скромным и
застенчивым человеком и часто оказывал помощь
анонимно.

В середине 1890-х годов мирской путь купца Сибирякова
закончился. Иннокентий Михайлович облачился в
монашеское одеяние и стал схимником в Свято-Андреевском
скиту на священной горе Афон в Греции, где и умер в 1901
году.

Степень праведности монаха в Афонском монастыре
определяют по цвету черепа через три года после кончины.
Белый цвет говорит о том, что человек спас свою душу. А
янтарный, как считают монахи, является неопровержимым
доказательством того, что человек особо угодил Богу. Из
полутора тысяч черепов, находящихся в Свято-Андреевском
скиту, янтарный цвет имеют только три, и один из них
принадлежит схимонаху Иннокентию Сибирякову.

Инициатива канонизации Иннокентия Сибирякова получила
поддержку Санкт-Петербургской епархии. Теперь идет сбор
необходимых документов. Процесс может затянуться на
несколько лет. В доказательство святости нужны
свидетельства о так называемых чудесах. В деле уже
принимают участие священники и прихожане иркутских
православных храмов, в которых будут служиться молебны в
честь Иннокентия Сибирякова. «Все верующие, прихожане
могут теперь обращаться в своих молитвах, заказывать ему
панихиды, обращаться, может быть, с какими-то своими
личными нуждами. И если со временем начнут проистекать
некие чудеса, то есть будут явлены факты заступничества
этого угодника, подвижника Божия, то лицо, которое заявляет
это чудо, должно засвидетельствовать это перед Христом и
Евангелием», — рассказал отец Александр (Абидуев).

Так что вполне возможно, что скоро иркутяне смогут гордиться
тем, что среди их замечательных земляков — почитаемый
Русской православной церковью святой Иннокентий
Сибиряков.

НА СНИМКАХ: схимонах Иннокентий Сибиряков; Афонский
монастырь в Греции.

Иннокентий Сибиряков. 1860-1901. Завершает жизнь монахом. А прежде, в миру - он миллионер, из семьи золотопромышленников.

Есть одна трудность, в непонимании, в неприятии самого монашества, даже в среде людей, считающих себя "верующими". Монахов не считают за "нормальных" людей. Семья? Вопрос семьи? Потомства?... Хотя, что говорить, можно найти пример богатого, не оставившего после себя детей... а порой и дети, и юные, но не семейные ещё люди переходят в мир иной. Но нельзя же никому отказать в возможности достижения счастья!.. Цель жизни, очевидно, не в потомстве...

Вот что сам миллионер говорил о своём богатстве: «Я обладаю богатством. Как это случилось, думал я, что в моих руках скопились такие средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Не есть ли это средства, случайно попавшие ко мне, достояние других людей, искусственно перешедшее в мои руки? И я нашел, что это действительно так, что мои миллионы - это результат труда других лиц, и чувствую себя не правым, завладев их трудами».

Иннокентий родился в семье иркутского купца и золотопромышленника Михаила Александровича Сибирякова в 1860 году.

Иннокентий Михайлович Сибиряков стремился получить образование и приложил к этому много усилий. В 1880-м году он поступил на естественно-математическое отделение Санкт-Петербургского Императорского университета, затем переводился на юридический факультет. По состоянию здоровья несколько раз прерывал учебу, уезжал на лечение. Пытаясь получить частные уроки, Иннокентий Михайлович столкнулся с тем, что профессора, к которым студент обратился за помощью, стали назначать ему немыслимые даже по столичным меркам гонорары, зная, что имеют дело с капиталистом. Этот факт, как сообщают современники и знакомцы Иннокентия Сибирякова, оттолкнул его как от университета, так и от науки.

Отец Иннокентия Сибирякова - Михаил Александрович считается первооткрывателем золотых месторождений в бассейне реки Бодайбо, входящих в Ленский золотоносный район, и основателем города Бодайбо, важного центра золотодобычи России и в наши дни.

Выкупил здание гимназии в Санкт-Петербурге. Оно было отремонтировано и перестроено. Домовладельцем этого здания Иннокентий Михайлович оставался почти двадцать лет, давая возможность существовать учебному заведению в этих стенах. Это здание сохранилось до наших дней по адресу Лиговский проспект, дом 1.

Свой петербургский дом и 200 тысяч рублей наличными Иннокентий Сибиряков перед уходом в монастырь подарит любимому учителю университетской поры известному ученому-физиологу П.Ф. Лесгафту. Петр Францевич на вырученные за дом средства построит в Петербурге здание Биологической лаборатории, где разместится учебное заведение по подготовке специалистов по физической культуре. Биологическая лаборатория стала основой современной Академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.

Есть и других высшие учебные заведения Санкт-Петербурга, существование и возникновение которых связано с пожертвованиями Иннокентия Михайловича:

Высшие женские Бестужевские курсы (в настоящее время их здания, построенные и приобретенные при помощи и И.М. Сибирякова, находятся в составе Санкт-Петербургского государственного университета)

Первый женский медицинский институт, ныне Медицинский университет им. П.И. Павлова, на строительство которого Иннокентий Сибиряков пожертвовал 50 тыс. рублей.

Он стал благотворить уже с гимназической скамьи, помогая своим сверстникам получить образование. И, что примечательно, получив в наследство после смерти отца около 900 тысяч рублей, постоянно и помногу благотворя, Иннокентий Сибиряков при уходе из мира имел состояние в десять миллионов рублей! Вот уж воистину, не оскудевает рука дающего!*

Около 30 тыс. руб. было истрачено Иннокентием Михайловичем на устройство библиотек и музеев в городах Сибири (Минусинск, Томск, Барнаул, Ишим, Ачинск, Красноярск и др.). Некоторые исследователи пишут о том, что все города Сибири обязаны созданием публичных библиотек именно Иннокентию Сибирякову.

В 1896 году, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после двухлетнего искуса Иннокентий Михайлович Сибиряков принял постриг в первый ангельский чин на подворье Свято-Андреевского скита в Петербурге и в тот же день уехал на Афон.

Схимонах Иннокентий 6 ноября 1901 года после соборования и причастия скончался кончиной праведника.

«Забывать» его имя стали задолго до революции: например, об освящении Андреевского собора тогда же были изданы брошюры и даже книги, но о Сибирякове в них не упоминалось. В Греции его знают и любят больше, чем в России, а на Афоне почитают как святого.

Примечания.
* "Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий". (Прит.28:27), "Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог". (2Кор.9:7)

Использованы материалы:
http://www.pravmir.ru/innokentij-sibiryakov-zhizn-i/
http://www.pravmir.ru/pomogite-ya-strashno-bogat/

Выдающийся русский Безсеребреник Афонский схимонах Иннокентий (Сибиряков) родился в Иркутске 30 Октября 1860 года, в день памяти Святой Мученицы Анастасии Солунской и Святого Благоверного Царя Сербского Стефана Милютина.
В семье благочестивого сибирского золотопромышленника Михаила Александровича Сибирякова (1815 - +1874), основателя города Бодайбо, благотворителя со всероссийской известностью и Варвары Константиновны, урожденной Трапезниковой (1826? - +1863) было трое сыновей - Александр (1849 - + 1933) , Константин (1854 - + после 1908), Иннокентий (будущий афонит) и три дочери Ольга (1846 - +?), Антонина (1857 - +1879) и самая младшая в семье Анна (1863 - + после 1911). Их мать была сестрой компаньона М.А.Сибирякова - промышленника Сергея Константиновича Трапезникова. Воспитанные отцом и матерью в традициях православного благочестия и милосердия, дети Михаила Александровича по Божией милости обладали исключительной даже для русских людей широтою душ.
Купец Первой гильдии Михаил Александрович Сибиряков был представителем старинного и богатейшего сибирского рода, основателем которого был Устюжский крестьянин Афанасий (1676 - +1754), отправившийся на освоение Сибири и поселившийся на Байкале, где приобрел несколько лодок и судов, занялся рыбной ловлей, перевозкой людей и грузов через Сибирское море. Разбогатев, Афанасий Сибиряков перебрался в Иркутск, где жили и трудились его потомки. Один из его сыновей - Михаил Афанасьевич Сибиряков (около 1726 - +1799) за открытие серебряных приисков в Нерчинском округе был даже пожалован дворянством.
Михаил Александрович Сибиряков, происходивший из купеческой ветви рода, получил значительную часть наследия своих пращуров и подобно благоразумному, трудолюбивому пятиталанному рабу Христову приумножил наследие многократно (Мф. 25, 14–21).
К концу жизненного пути он владел десятками золотых приисков, многими заводами различного профиля, Бодайбинской железной дорогой и пароходными кампаниями на Лене и Витиме, многочисленными домовладениями и угодьями, а его капитал оценивался в 5 миллионов рублей серебром. Будучи старостой Иркутского Вознесенского храма, значительные суммы из ежегодно зарабатываемых средств М.А.Сибиряков жертвовал на Божии храмы, на нужды Иркутского Вознесенского монастыря, возведение часовни в честь Святителя Иннокентия Иркутского, на строительство в Иркутске богадельни с часовней Святителя Иннокентия Иркутского, занимался попечением о раненых и больных воинах, о пострадавших от стихийных бедствий, о заключенных, о благоустройстве городов и поселков Сибири. Потому-то Господь и влагал в его ум и волю промыслительные способности преумножать собственные богатства, что он их употреблял не только для своих нужд и процветания детей, но более чем десятиною от доходов заботился и о Евангельских ближних, своих соотечественниках, старался во всем угодить и Богу.
Старшим детям Ольге, Александру, Константину и Антонине ещё досталась материнская ласка, но младшие Иннокентий и Анна потеряли мать ещё в младенчестве, а через одиннадцать лет они, ещё не достигнув зрелости, лишились и заботливого отца. Их воспитанием, видимо, занималась старшая сестра Ольга Михайловна, бывшая замужем за князем В.В.Вяземским и проживавшая в Санкт-Петербурге.
Материальным же попечением был занят старший брат Александр Михайлович Сибиряков, который управлял громадным капиталом, хозяйственным наследием приумножил его, благотворительные труды подвиги отца превысил многократно. Константин и несовершеннолетний Иннокентий, а также младшая сестра Анна передали Александру Михайловичу свои наследные доли капитала в управление. Сразу после смерти отца А.М.Сибиряков приобретает в Санкт-Петербурге Александро-Невский стекольный завод, писчебумажную фабрику, а также здание частной гимназии Ф.Ф.Бычкова. Эти приобретения, видимо, были связаны с материальным обезпечением младших братьев и сестры, которых он направляет в 1875 году в Санкт-Петербург, чтобы создать им повседневную финансовую независимость от Сибирских предприятий. Собственность на здание гимназии Ф.Ф.Бычкова он оформляет на имя младшего брата Иннокентия, где тот завершал среднее образование после учебы в Иркутском реальном училище. Средняя сестра Антонина Михайловна вскоре вышла замуж за иркутского предпринимателя Кладищева, но в 1879 году в возрасте неполных 22 лет она внезапна умерла.
Помимо уже существовавших предприятий А.М.Сибиряков продолжал преумножать семейную собственность, создавал новые предприятия «Ангарское пароходство», «Амурское общество пароходства и торговли». Он понимал, что без развития новых транспортных путей - речных, морских, железнодорожных - развитие Сибири и Дальнего Востока, рост благосостояния российского населения будет крайне тормозиться. Он оказал огромное содействие освоению Северного морского пути.
Константин Михайлович вскоре после смерти отца взял большую часть своего наследного капитала и в середине 1870-х годов купил «у обедневших самарских помещиков большое количество земли с целью организации крупного, технически рационального хозяйства» в селе Сколково и деревне Алекаевка Самарской губернии в 50 верстах от Самары, а чуть позже - имение в Закавказье неподалеку от Сочи. К.М.Сибиряков женился на дочери коллежского секретаря Елизавете Аполлоновне Семеновой, служившей в 1870-х годах в частной библиотеке-читальне, открытой К.М.Сибиряковым в Петербурге, у них была дочь Варвара (+ в 1890-х годах) и сын Игорь.
В годы учебы в Императорской Академии художеств (класс художника Н.А.Лаверецкого) Константин увлекается революционным народническим движением, среди его знакомых даже оказываются народовольцы, готовившие покушение на Императора Александра II Освободителя 2 апреля 1879 года. Конечно, Константин не сочувствовал террористическим идеям своих друзей-народовольцев, видимо, даже не знал об их тайных целях, но из-за этих связей с 1879 года он был подвергнут негласному надзору полиции, и ему был временно запрещен въезд в столицы в начале 1880-х годов. А вот народническая идея «хождения в народ» первоначально им была воспринята горячо, и собственно в этих целях он и приобрел земельные угодья, чтобы организовать там народные сельскохозяйственные училища для экономического просвещения и повышения профессионального уровня крестьян. Однако хозяйственником он оказался неумелым, весьма дорогостоящее оборудование, приобретенное за границей, работниками, привыкшими к традиционным формам ведения сельского хозяйства, вскоре было приведено в полную негодность.
Изуверное убийство народовольцами Императора Александра II в Марте 1881 года потрясло всю Россию. Константин пересматривает свои взгляды и увлекается идеями графа Л.Н.Толстого, с которым знакомится лично и вступает с ним в переписку. К концу 1980-х годов он распродает свои самарские имения. В частности, один из участков (83 десятины и мельница) при деревне Алакаевке в начале 1889 года за 7,5 тысяч рублей приобрела семья революционеров Ульяновых (при содействии М.Т.Елизарова). Часть земельных владений он решает подарить общине «толстовцев». Однако временная близость К.М.Сибирякова с народниками и народовольцами была отражена в истории: отдельная статья о нём даже есть в советском справочнике «Деятели революционного движения в России. От предшественников декабристов до падения царизма» (Т. II. Вып. 4. М., 1932).
Константин Сибиряков по примеру своего отца и старшего брата много занимался благотворительностью, но она никогда не касалась церковной сферы: он учреждал стипендии неимущим студентам, поддерживал переселенческое движение в Сибирь и на Дальний Восток, финансировал издания книг, в том числе и книг Л.Н.Толстого за границей, из тех, что были запрещены к изданию в России (например, лже-евангелие Толстого), на свои средства строил народные школы, помогал бедным художникам, писателям, общественным деятелям. На протяжение второй половины 1870-х - начала 1890-х годов он оказал большое идейное влияние на своего младшего брата Иннокентия и младшую сестру Анну, особенно в сфере благотворительности. Анна тоже увлеклась идеями толстовства и женского равноправия, щедрой была её благотворительная миссия в Иркутске, куда она вернулась после учебы в Санкт-Петербурге. Но Иннокентий все же был более духовно настроен, чем средний брат и младшая сестра, и, например, в 1878 году он пожертвовал большую сумму, требуемую на полное восстановление после пожара Иркутской богадельни, которую в свое время создал его отец.
В Августе 1880 года Иннокентий поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского Императорского Университета, но из-за болезни прервал учебу в начале весны 1881 года и уехал на Юг в одно из имений брата Константина. Возможно, одной из причин болезни стало потрясение от убийства 1 Марта 1881 года Государя Императора Александра Николаевича. Осенью 1881 года Иннокентий вновь приступил к учебе в университете, но вначале 1882 года опять её прервал по болезни. В Октябре 1884 года И.М.Сибиряков ещё раз поступает в Санкт-Петербургский университет, теперь на юридический факультет и учится там весь 1884/1885 учебный год. 31 октября 1885 года Иннокентий Михайлович решает перейти в разряд вольнослушателей.
Таким образом, Сибиряков проучился 9 месяцев на естественнонаучном отделении физико-математического факультета и окончил первый курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета.
Помимо посещений лекций в университете, Иннокентий становится слушателем домашних курсов выдающегося российского биолога, анатома, антрополога, врача, педагога, создателя научной системы физического воспитания Петра Францевича Лесгафта (1837 - + 1909). В отличие от народников, которые теоретически «радели» о Русском Народе, но мечтали «просветить» его по лекалам западной цивилизации, П.Ф.Лесгафт был горячим российским патриотом, в кругу его педагогических идей русский патриотизм был необходимым элементом. Он считал обязательным «приучить ребенка относиться с уважением к тому, что он русский. Исторически, под влиянием немецких и французских педагогов, русский образованный человек стыдился своего русского происхождения… Германская школа - узкопатриотическая, цель ее - искоренять все, что не немецкое, французская школа имеет целью внешний лоск и поверхностное образование, в Англии идея школы – приготовление “джентльмена”, полного самоуважения к таким же “джентльменам”-англичанам…».
Позже, после нескольких лет знакомства с П.Ф.Лесгафтом Иннокентий Михайлович решает в начале 1890-х годов пожертвовать ученому сумму в 200 тысяч рублей на покупку собственного дома и здания для Биологической лаборатории, открытой П.Ф.Лесгафтом в 1893 году. Это научное заведение стало основой для современного Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта.
Иннокентий Михайлович начал благотворительную деятельность ещё во время учёбы в гимназии, с помощи своим малоимущим одноклассникам. Затем выделял средства на образование молодых людей в России и за границей, помогая им не только закончить учебу, но и встать на ноги. В 26 лет у него было 70 личных стипендиатов. Активно участвовал в работе Общества вспомоществования учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам. Выделил около 30 тысяч рублей на открытие музеев, школ и библиотек в сибирских городах, среди которых Иркутск, Минусинск, Томск, Барнаул, Ишим, Ачинск, Красноярск. В частности, в Томске в 1882 году им было создано Общество попечения о начальном образовании, в 1884 году открыта первая в России бесплатная народная городская библиотека, а в 1892 году - Музей прикладных знаний. Кроме того, Сибиряков поспособствовал созданию Томского университета и выделил 10 тысяч рублей на расширение Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. В 1894–1896 годах он финансировал Якутскую географическую и этнографическую экспедицию, которая вошла в историю российской науки как «Сибиряковская».
На его пожертвования работали петербургские Бестужевские курсы, которые под попечительством Сибирякова смогли обзавестись учебным корпусом и двумя общежитиями (ныне входят в состав СПбГУ). И.М.Сибиряков пожертвовал 50 тысяч рублей на создание Первого женского медицинского института в России (нынешний Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова).
Особенное отношение у него было к детским благотворительным организациям. Он был избран почётным членом Общества попечения о бедных и больных детях, жертвовал средства на создание библиотек в церковно-приходских школах и в бедных провинциальных училищах. Более 600 тысяч рублей он потратил на издание научной и художественной литературы. Благодаря Сибирякову вышли в свет такие книги как: Межов В.И. Сибирская библиография: в 3 т. (1891-1892); Межов В.И. Русская историческая библиография за 1800-1854 гг.: в 3 т. (1892-1893); Ядринцев Н.М. Сибирь как колония (СПб., 1882); Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение (1891); Семевский В.И. Рабочие на сибирских золотых промыслах (1898); Головачев Д.М. Библиографический указатель по вопросу о золотопромышленности Сибири (СПб., 1890); Худяков И.А. Верхоянский сборник. Якутские сказки, песни, загадки (Иркутск, 1890); Пекарский Э.К. Словарь якутского языка (Якутск, 1899); Фёдоров-Омулевский И.В. Сибирские мотивы (СПб., 1886). В 1894 году он организовал фонд для выплаты пенсий рабочим своих предприятий, в который вложил 420 тысяч рублей.
Весьма значительными были пожертвования Иннокентия Михайловича Российской Православной Греко-Кафолической Церкви. В 1885 году несколько тысяч рублей он передал на строительство Казанской церкви в Иркутске и храма во имя Святителя Иннокентия Иркутского в селе Омолой на реке Лене. 147 тысяч рублей передал в дар женскому Богоявленскому монастырю в Угличе. 25 тысяч рублей выделил на нужды Свято-Троицкого Николаевского монастыря в селе Шмаковка на Дальнем Востоке и 10 тысяч рублей на создание Воскресенского скита Валаамского монастыря.
Видимо, в самом начале 1890-х годов Иннокентий Михайлович становится прихожанином Афонского подворья в Санкт-Петербурге на углу 5-й Рождественской улицы и Дегтярного переулка. Ещё в 1875 году благочестивая купчиха А.У.Джамусова для Афонских нужд пожертвовала здесь на Песках участок земли с каменным домом.
С конца 1888 года настоятелем Санкт-Петербургского подворья Афонского Андреевского скита стал иеромонах, а потом игумен Давид, в миру - Дмитрий Иванович Мухранов из симбирских крестьян (1847 - + 2.06.1930). Именно при нём в Мае 1889 года в память о спасении Царской Семьи во время крушения 19 Октября в Борках Царского поезда началось масштабное строительство храмов и зданий подворья. 8 Сентября 1889 года Санкт-Петербургский Митрополит Исидор совершил чин закладки подворского собора. Духовно одаренный, богословски мыслящий Отец Давид, очевидно, пришелся по сердцу Иннокентию Михайловичу Сибирякову, и он попросил Игумена Давида быть ему духовным отцом.
Видя строительные нужды подворья, вскоре Иннокентий Михайлович передал отцу Давиду 2 миллиона 400 тысяч рублей. Вероятно, часть этой суммы включала пожертвования и старшего брата - Александра Михайловича Сибирякова. Отец Давид долю от этой суммы направил нуждающимся монастырям России, а остальное разделил пополам - на возведение построек Афонского Свято-Андреевского подворья в Санкт-Петербурге и на достройку собора Апостола Андрея Первозванного, постройку больничного, братского и хлебного корпусов в Андреевском скиту на Святой Горе Афон. При этом по просьбе жертвователя Отец Давид сохранил его имя в тайне. 22 Декабря 1892 года Санкт-Петербургский Митрополит Палладий освятил трехпрестольный собор Афонского Андреевского подворья.
В 1894 году Иннокентий Михайлович - в тридцать три года - решает принять монашество и переселяется жить послушником в Афонское подворье. В 1896 году в Москве Митрополит Константинопольской Церкви Филофей по благословению Московского и Коломенского Митрополита Сергия (Ляпидевского) возводит отца Давида в сан архимандрита. На Покров Пресвятой Богородицы 1 Октября 1896 года Архимандрит Давид постригает уже бывшего миллионера Иннокентия Михайловича Сибирякова в иноческий чин - первую ступень к монашеству.
Духовный отец направляет инока Иннокентия (Сибирякова) на Афон в Свято-Андреевский скит для молитвенного служения Церкви и благу Отечества. Но на Афоне он пробыл менее года и 1897 году вернулся к духовному отцу. С той поры и до конца жизни он уже больше не расставался со своим духовным руководителем.
В 1897 году брат Иннокентий занимается и благотворительными подвигами: он жертвует Литейно-Таврическому кружку Общества для пособия бедным женщинам свою дачу в Райволо (ныне Рощино) для устройства сиротского приюта для девочек от четырех до десяти лет. Выделяется приюту и капитал в размере 50 тысяч рублей. Этот приют уже после смерти схимонаха Иннокентия стал носить имя И.М.Сибирякова. На его средства был устроен храм во имя Святителя Николая в 7-й гимназии Санкт-Петербурга. По его предложению церковь в 7-й гимназии создавалась в память коронования Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Феодоровны. Обычно такие поступки характерны для убежденных царистов. Произошло коренное изменение мировоззрения Иннокентия Сибирякова, он вернулся не только к отеческому Православию, но и к исконным державным устоям России - Самодержавию. В 1898 году брат Иннокентий вместе с отцом Давидом отправляется на Святой Афон. Там 28 Ноября 1898 года игумен Давид постригает его в мантию с новым именем Иоанн в честь Пророка и Предтечи Иоанна - Крестителя Господня. А менее чем через год, 14 Августа 1899 года, монах Иоанн (Сибиряков) принял постриг в великий ангельский чин - святую схиму - с именем Иннокентий в честь Святителя Иннокентия Иркутского.
Келья Архимандрита Давида и его духовного послушника схимонаха Иннокентия (Сибирякова) находилась рядом с Афонским Андреевским скитом. Множество паломников из России и других православных стран, желавших лично посмотреть на монаха из бывших миллионеров, создавали определенную помеху для уединенного молитвенного делания. Схимонах Иннокентий в вечное пользование приобретает участок на склоне Карули, принадлежащий Великой Лавре. На Каруле русские монахи-отшельники начали селиться с 1870-х(?) годов, и там образовалось целое сообщество подвижников духа из России. По благословению Отца Давида схимонах Иннокентий (Сибиряков) создает на Каруле Исихастирион с двухпрестольным храмом. Главный Престол был посвящен Святителю Иннокентию Иркутскому, а придел был освящен во имя Преподобного Давида Солунского (Небесного Покровителя Архимандрита Давида).
Особенно удивительна история постройки Собора Апостола Андрея Первозванного и больничного корпуса с церковью во имя Святителя Иннокентия Иркутского, уходящая корнями в 1868 год. Тогда Андреевский скит в качестве паломника посетил преосвященный Александр Епископ Полтавский, который уговорил братию скита заложить храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского и предсказал, что «Бог пришлет сюда из Сибири благодетеля, соименного сему Святителю, и что этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу». К моменту появления И.М.Сибирякова на Афоне собор Апостола Андрея Первозванного и больничный корпус находились лишь на начальном этапе постройки, и только благодаря тайным пожертвованиям бывшего капиталиста, а теперь уже монаха отца Иннокентия за 1894–1900 годы они были достроены.
В 1897 году были достроены две церкви: Святителя Иннокентия Иркутского и Благовещения Пресвятой Богородицы. Также были построены храмы Михаила Клопского, Великомученицы Варвары при скитской келье схимонаха Иннокентия (Сибирякова) и во имя Ильи Пророка при скитской мельнице. На западной стороне скита был устроен четырехэтажный корпус, где размещались хлебная, библиотека, столовая для гостей, там же была построена ктиторская церковь в честь Преподобных Виссариона и Варсонофия и Священномученика Феодорита в память основателей скита.
16 Июня 1900 года Константинопольским Патриархом Иоакимом III в сослужении с Епископом Арсением Волоколамским (Стадницким), в то время ректором Московской духовной академии, был освящён знаменитый Афонский Андреевский собор, рассчитанный на 5 000 человек. Это самый большой собор не только на Святом Афоне, но и во всей Греции, благодаря ему Андреевский скит называют «Кремль Востока». Об этом событии писали многие газеты и журналы, были даже изданы книги, но о том, благодаря кому был построен собор, стало известно только через несколько месяцев после смерти схимонаха Иннокентия (Сибирякова) благодаря настоятелю скита - Игумену Иосифу. Схимонах Иннокентий увидел воочию духовный плод от богатств семи поколений рода Сибиряковых. К этому времени большая часть наследия отца Михаила Александровича Сибирякова и средств, заработанных его старшим сыном Александром Михайловичем, была уже вложена в дела благотворительности Христа ради, и все дети М.А.Сибирякова жили очень скромно на остатки своих богатств.
6 Ноября 1901 года схимонах Иннокентий (Сибиряков) в возрасте сорока одного года почил о Господе нашем Иисусе Христе. Его погребли на кладбище Андреевского скита, а через три года по Афонскому обычаю из земли извлекли останки. Плоть истлела полностью, а кости имели желтый янтарно-медовый цвет, что по Афонскому церковному преданию свидетельствует об особой праведности человека, угодившего Богу, о святости. Кости скелета по традиции сложили в общую братскую костницу Андреевского скита, а честную главу поместили там же в деревянном киоте на почетное место, где она пребывает и ныне. Ныне схимонах Иннокентий (Сибиряков) на Святом Афоне и в России, особенно в Сибири, почитается как Подвижник Благочестия, ревнители по нем служат панихиды и через его заступничество у Престола Божия получают духовную поддержку. Ревнители почитания памяти схимонаха Иннокентия предлагают решать вопрос о его официальном церковном прославлении в ликах Преподобных и Безсеребреников.
К сожалению, Карульский исихастирион Святителя Иннокентия Иркутского, воздвигнутый трудами и жертвами схимонаха Иннокентия (Сибирякова) и его духовного отца Архимандрита Давида (Мухранова) в начале 2000-х годов пострадала от большого пожара, оставившего после себя только руины. Восстановление этой Афонской святыни - священный долг русских православных людей, чтущих память Безсеребреника схимонаха Иннокентия (Сибирякова).

Составил раб Божий Леонид

Использованы труды:
Троицкий Павел. Русские на Афоне. Середина XIX - начало XX века. М., 2001.
Троицкий Павел. «…И будешь иметь сокровище на небесах» // Московский журнал. 2001. № 12.
Троицкий Павел. Андреевский скит. (Публикация в Рунете).
Игумен Андроник (Трубачёв). Архимандрит Давид (Мухранов) // Православная энциклопедия.
Шорохова Т.С. Благотворитель Иннокентий Сибиряков. СПб., 2005.
Шорохова Т.С. Миллионер, благотворитель, схимник. Симферополь, 2010.
Гаврилова Н.И. Константин Михайлович Сибиряков: материалы к биографии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2012. № 2(1). С. 244–253.
И другие материалы Рунета.