Общественная медаль «За вклад в развитие библиотек. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Статьи

Мелентьева Ю.П.
Объект современного библиотековедения

[ Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С.26-31 ]

Определение объекта библиотековедения, как известно, является одной из наиболее важных и до сих пор дискуссионных проблем нашей науки.
Восхождение познания от эмпирического уровня к теоретическому позволило уже в начале XX века, в дооктябрьский период, предложить основные представления о сущности библиотековедения как самостоятельной науки и об объекте библиотековедения. Это сделали С.Д. Масловский, К.И. Рубинский, В.А. Штейн, Л.Б. Хавкина и др. 1
История вопроса показывает, что, по сути дела, на протяжении почти столетия имеет место противостояние двух позиций: понимание библиотековедения как науки о библиотеке (трактуемой более или менее широ-ко) и концепция библиотековедения как науки о деятельности библиотеки (библиотечной деятельности).
Идею о библиотеке как объекте отраслевой науки выдвинула еще Л.Б. Хавкина 2 . Она рассматривала библиотеку «как определенный организм, который слагается из трех элементов: книги, библиотекаря и читателя». Этот подход впервые дал понимание системности объекта библиотековедения. Позднее взгляды Л.Б. Хавкиной были развиты другими исследователями, например А.В. Кленовым, который считал необходимым активно изучать причинно-следственные связи между структурными элементами (книгой, библиотекарем, читателем) объекта библиотековедения.
В этот же период была выдвинута очень, на наш взгляд, перспективная, современно звучащая и сегодня концепция библиотековедения «как науки, цель которой состоит в исследовании библиотечного дела в условиях исторического развития общества в связи с экономическими, социальными и культурными процессами» (К.И. Рубинский). Он видел в библиотеке организм, подчиняющийся общим законам жизни.
После революции в России, как известно, началась ожесточенная идеологическая борьба, что не могло не сказаться на определении статуса многих наук социально-гуманитарного характера, в том числе и библиотековедения.
В течение 1930–1950-х гг. прошла, то разгораясь, то затухая, дискуссия, в ходе которой «советское» библиотековедение противопоставлялось «буржуазному» и определялось как классовая, идеологическая наука.
По сути дела, в этот период отвергалась возможность и необходимость самого изучения сущности библиотечной деятельности на теоретическом уровне, «поскольку имеется система взглядов классиков марксизма на книгу и библиотеку».
И хотя в 1960-х гг. ситуация смягчилась, именно на этом фоне проходила известная дискуссия 1976–1979 гг., открывшаяся статьей А.Я. Черняка. Опираясь на опыт предшественников, А.Я. Черняк определял объект библиотековедения как систему «книга – библиотека – читатель», подчеркивая ее открытый характер и демонстрируя широкий гуманистический и культурологический подход к пониманию сути библиотековедения.
Основным оппонентом А.Я. Черняку стал Ю.Н. Столяров, достроивший конструкцию Л.Б. Хавкиной четвертым структурным элементом и определивший в качестве объекта библиотековедения библиотеку как четырехэлементную структуру: «книга – библиотекарь – читатель – материально-техническая база».
Основные положения этой концепции широко известны.
Включение в концепцию четвертого элемента – «материально-техническая база» – было, видимо, определено тем, что в годы создания концепции (1970–1980 гг.) технические возможности библиотек претерпевали значительные изменения: технический прогресс пришел и в библиотеки, и это явление должно было быть осмыслено.
Следует сказать, что библиотечной общественностью того времени была, в основном, признана концепция Ю.Н. Столярова, так как термин «библиотека» как обобщающий, как фундаментальное понятие был более содержательно богат, по сравнению с другими терминами, которые также предлагались участниками дискуссии для обозначения объекта библиотековедения: «библиотечное дело» (К.И. Абрамов, Н.С. Карташов, Г.К. Кузьмин); «библиотечная система» (Г.А. Жидков). Эти понятия могут рассматриваться только как частные по отношению к термину «библиотека».
Не получила значительной поддержки и восходящая к взглядам К.И. Рубинского идея М.А. Коноваловой и А.И. Останова о «библиотечной деятельности» как объекте библиотековедения.
Однако уже и в то время было очевидно, что и концепция Ю.Н. Столярова не безупречна.
Слабым местом этой концепции являлось, на взгляд ее критиков, то, что, во-первых, в этой концепции объект и предмет исследования сливаются воедино: по мнению автора концепции предмет науки есть не что иное, как абстрактное воспроизведение его объекта 3 , что весьма спорно и по мнению других исследователей значительно сужает содержательное поле нашей науки 4 .
Во-вторых, в концепции отсутствует элемент «управление». «Его отсутствие означает, что библиотека не может быть отнесена к классу управляемых объектов. Между тем и библиотека, и библиотечное дело – управляемые объекты, в противном случае они не могли бы функционировать» 5 .
В-третьих, «материально-техническая база», названная в качестве четвертого структурного элемента, не специфична для библиотеки, так как очевидно, что она имеется у любого института, будь то школа, магазин, баня и др. 6
Кроме того, заметим и неточность определения «материально-техническая база»: ведь, строго говоря, фонд библиотеки может быть также отнесен к материально-технической базе библиотеки.
В-четвертых, с течением времени стало очевидным, что дальнейшее уточнение автором этой «квадриги»: вместо «книга – библиотекарь – читатель – материально-техническая база» – «документ – персонал – пользователь – материльно-техническая база» – сделало все определение объекта не специфичным для библиотековедения в целом, так как документ, пользователь, МТБ и персонал характерны и для архива, и для книжного магазина, музея и др. Автор, однако, не увидел в этой подмене собственной ошибки, а сделал вывод о том, что библиотека является частью документационной системы, а следовательно, библиотековедение – частью «документоведения» 7 .
Сегодня все более очевидно, что между библиотекой, архивом, музеем и книжным магазином гораздо больше различий, чем сходства. Часто единые в историческом прошлом, библиотека и музей в настоящее время все дальше расходятся.
Можно добавить и следующий пятый – довод против определения объекта библиотековедения, данного Ю.Н. Столяровым, а именно: определение в качестве объекта библиотековедения библиотеки как четырехэлементной структуры выводит за рамки библиотековедения такой вид библиотек как личные библиотеки, являющиеся весьма заметной частью культуры любой страны 8 . Между тем так же, как личные художественные коллекции не могут быть исключены из контекста музееведения, так и личные библиотеки не могут быть выведены за рамки библиотековедения 9 . Тем более, что все библиотечное дело начиналось, в основном, с личных библиотек, да и судьбы личных библиотек бывают весьма причудливы и зачастую оказывают весьма существенное влияние на развитие всего библиотечного дела: наиболее известный пример тому – библиотека графа Н.П. Румянцева, ставшая основой Российской государственной библиотеки.
Этот же упрек можно отнести и в отношении нового вида библиотек – электронных. Они также не «вписываются» в конструкцию, предложенную Ю.Н. Столяровым.
Таким образом, в последнее время становится все более ясно, что определение объекта библиотековедения нуждается в переосмыслении.
Очевидно, что современное библиотековедение не должно больше удовлетворяться концепцией, которая, по сути дела, отказывает библиотековедению в самостоятельности, рассматривая его как часть неведомой документологии 10 , отказывает даже в самостоятельности профессии «библиотекарь» 11 , и оставляет за рамками важнейшие направления библиотечного дела, такие, как управление библиотекой и библиотечными сетями, формирование профессиональной прессы и профессионального сознания, социальное, партнерское и международное сотрудничество библиотек и многое другое. Вся живая суть современной, активно развивающейся библиотеки остается за рамками данной концепции.
Не выдерживает данная концепция и проверки изменениями, произошедшими в связи с информатизацией, складывающаяся электронная среда во всей своей сложности никак не «втискивается» в предложенную жесткую схему.
Документационная парадигма библиотековедения, на позициях которой настаивает автор существующей концепции, входит в резкое противоречие с международно принятыми представлениями о библиотеке как об информационном институте.
Поэтому, кстати, реальное укрепление информационной концепции библиотеки 12 , в том числе и через активное использование термина «информационный», кажется автору опасным для развития библиотековедения 13 , хотя совершенно очевидно, что новая терминология возникает не случайно, она имеет свою логику развития, отражает реальность и слабо поддается регулированию извне.
Упрекая современных исследователей в излишней податливости «информатикам», автор концепции (и это весьма показательно!) считает положительным тот факт, что в 1960-е годы библиотековеды «устояли» в дискуссии с нарождавшейся информатикой и не пошли на сближение позиций 14 . Между тем существует и другое понимание той, теперь уже далекой ситуации – «достаточно напомнить о том ущербе, который понесла библиотечная система СССР в результате субъективного 15 противостояния библиотековедов и информатиков, длившегося с 1960-х гг. примерно до 1990-х гг., отголоски его дают о себе знать и поныне» 16 .
Странно, что, говоря об опасности засилья термина «информационный» для развития библиотековедения, Ю.Н. Столяров не видит опасности для нашей науки в распространении с его активной «подачи» терминов «документационный», «документный», «документологический», а также рассуждений о том, что библиотековедение – это только часть документологии, что библиотекарь – не профессия, а специальность профессии «документатор».
Таким образом, очевидно, что «в опасности» находится не библиотековедение, а концепция библиотековедения, предложенная Ю.Н. Столяровым, которая объективно все больше тормозит развитие науки.
В том, что какие-то теории отмирают, уступая место другим, нет ничего удивительного: именно так движется научное познание.
Сегодня, когда библиотека – это не только «книга, читатель, библиотекарь и материально-техническая база», но и информационные технологии, и технологии управления, и социальные связи библиотеки, и профессиональные коммуникации и многое другое, когда библиотека представляет собой сложный, самоорганизующийся, нелинейно развивающийся организм, относительно самостоятельная часть которого является также частью более сложного целого, это уже понимается многими: «Чтобы библиотековедение считалось вполне «равноправной» наукой, надо вывести ее на уровень современных научных требований, переосмыслить ее составные части, научный инструментарий в новой, изменившейся ситуации. Нужно исследовать и показать, как изменился объект библиотековедения, его предмет, как изменились законы этой науки, методы, сама методология» 17 .
Надо отметить, что такие исследования уже появляются. Все чаще возникают работы, в которых библиотека рассматривается как сложный, живой организм 18 , меняющий статус и смысл своего существования 19 на наших глазах. Значительный интерес представляют собой концепции В.П. Леонова, М.С. Слободяника, A.M. Стахевича, А.С. Чачко и др. 20
Так, В.П. Леонов предложил рассматривать в качестве объекта библиотековедения не библиотеку, не библиотечное дело, а библиотечный процесс 21 , близко к этому понимание других петербургских ученых, предлагающих вернуться к пониманию в качестве объекта библиотековедения библиотечной деятельности. Эти подходы представляются весьма продуктивными для развития теории библиотековедения, хотя справедливо замечено, что ни библиотечный процесс, ни библиотечная деятельность не могут быть объектом библиотековедения, поскольку они протекают в рамках другого объекта – библиотеки 22 .
Очень интересно наблюдение В.П. Леонова о «двойной жизни» библиотеки, о ее глубинной связи с культурой и историей страны и мира 23 , о библиотеке как «симфонии», о русской библиотечной культуре.
При всех своих различиях все эти концепции подчеркивают потребность и необходимость того, чтобы определение объекта библиотековедения отражало целостность и динамику объективной реальности.
Проблема изучения библиотеки как целого представляется чрезвычайно важной. Разбивая проблему на части, структурные элементы, фрагменты, можно достигнуть того, что сложные задачи и предметы становятся, как будто, более познаваемыми, но за это приходится расплачиваться тем, что теряется наше чувство связи по отношению в целому, понимание поведения сложных систем во времени и пространстве.
Интересно, что проблема изучения «целого» остро стоит и в других близких библиотековедению, науках, например в книговедении: еще М.Н. Куфаев говорил о необходимости изучения «целого книги» 24 . Как же сегодня, с учетом бурного развития библиотечной практики, может быть определен объект библиотековедения?
Известно, что объект познания – это совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности.
Таким образом, в качестве объекта познания необходимо рассматривать определенную объективную реальность, а в качестве его предмета – те аспекты и черты объекта, которые охвачены изучением 25 .
Например, объект исторической науки – вся совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Предмет познания – это определенная целостная совокупность наиболее существенных свойств и признаков объекта познания, которая подвергается изучению.
Если объект познания представляет собой независимую от познающего субъекта реальность, то предмет познания – это выделенная или привлекающая его внимание часть этой реальности.
Опираясь на эти общие методологические положения, можно утверждать, что объектом познания в библиотековедении является – «эволюция 26 библиотеки в пространстве и времени», а предметом познания – часть (временной отрезок, направление деятельности, процесс и т. п.) этой реальности.
В результате эволюции возникает новое качественное состояние объекта. Объект рассматривается, во-первых, с точки зрения его внутренней структуры: не как механическое множество отдельных элементов, связей, зависимостей, а как органическая их совокупность, как внутренне связанное и функционирующее целое. Во-вторых, с точки зрения процесса, т. е. следующих друг за другом во времени совокупностей и исторических связей и зависимостей его внутренних составляющих. В-третьих, с точки зрения выявления и фиксирования качественных изменений в его структуре в целом. В-четвертых, с точки зрения раскрытия закономерностей его развития, законов перехода от одного исторического состояния объекта, характеризующегося определенной структурой, к другому историческому состоянию, характеризующемуся другой структурой 27 .
Таким образом, эволюционный подход сохраняет содержательное богатство термина «библиотека» и, в то же время, за счет введения понятия «предмет исследования» позволяет значительно расширить поле исследования, снять статичность с существующего сегодня определения объекта библиотековедения.
Определение объекта науки как «эволюции библиотеки во времени и пространстве» позволяет ввести в процесс изучения и увидеть в динамике все новые, возникающие в реальности явления, технологии, тенденции и т. п., а также временные и пространственные трансформации библиотеки как социального института, как части русской и мировой культуры и т.п.
Библиотека при этом понимается как сложный многофункциональный социальный институт, нелинейно развивающийся как интенсивно (под влиянием широкой социальной среды, результатов сопредельных наук и областей знания), так и экстенсивно (под влиянием внутренних сил).
Сегодня серьезному ученому-библиотековеду интересно изучать не столько отдельные структурные элементы библиотеки и связи между ними, сколько понять библиотеку как «целое», всемирный метатекст, как часть общего культурного пространства, определить ее место в социуме, в русской и мировой культуре, истории, универсуме знаний, в философских концепциях, наконец, в жизни отдельной личности; определить понятия «русской библиотечной культуры», «отечественной и всемирной библиотечной мысли», «философии библиотечной науки» и т.п. Совершенно очевидно, что эти понятия плохо соотносятся с существующим определением объекта библиотековедения, что имеет, кстати, не только теоретические, но и сугубо практические последствия, например, темы диссертационных работ, как правило, наиболее ярких, не вписывающихся в понятие библиотеки как 4-элементной структуры, легко отклоняются некоторыми учеными советами под предлогом несоответствия объекту науки.
Определение объекта библиотековедения как «эволюции библиотеки во времени и пространстве» заметно расширяет и углубляет поле исследователя-библиотековеда, раскрывает перед ученым новые горизонты и в большей степени отвечает современному уровню научного познания в целом, а также и потребностям библиотечной практики, которая остро нуждается в осмыслении.

Примечания и список использованной литературы: 1 См.: Лукашов И.В. Российское библиотековедение на рубеже XIX-XX вв. Становление взглядов на его структуру / И.В. Лукашов // Российское библиотековедение: XX век: Направления развития, проблемы и итоги. Опыт моногр. исслед. / Сост. и предисл. Ю.П. Мелентьевой. – М.: Грант-Фаир; Изд-во «Пашков дом», 2003. – С. 9–25. 2 Хавкина Л.Б. Научная разработка вопросов библиотековедения / Л.Б. Хавкина // Труды первой конференции научных библиотек. – М., 1926.– С. 29–33. 3 Столяров Ю.Н. Энциклопедическое определение библиотековедения / Ю.Н. Столяров // Библиотековедение. – 1998. – № 1. – С. 57. 4 ХропачА.Н. Процессы дифференциации в современном библиотековедении / А.Н. Хропач // Советское библиотековедение. – 1983. – № 3. – С. 34-41. 5 Скворцов В.В. Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении / В.В. Скворцов // Российское библиотековедение: XX век: Направления развития, проблемы и итоги. Опыт моногр. исслед. / Сост. и предисл. Ю.П. Мелентьевой. – М.: Грант-Фаир; Изд-воРГБ «Пашков дом», 2003. – С. 160. 6 Там же. 7 Но ведь даже если признать это положение верным, то очевидно, что объект (или предмет) библиотековедения все же остался не сформулированным! 8 См., например: Бровина АЛ. Личные библиотеки Архангельской и Вологодской губерний в конце XVIII – начале XX вв.: Автореф. дисс./ А.А. Бровина. – М., 1987. 9 Хотя, конечно, они могут рассматриваться и с книговедческих позиций, как впрочем и фонды (редких книг, рукописей и т. д.) общественных библиотек. 10 Добровольский В.В. Документоведение или документология: окончание книговедческой части дискуссии / В.В. Добровольский // Библиотечное дело – 2004. Материалы науч. конф. – М.: Изд-во МГУКИ, 2004. – С. 205-206. Добровольский В.В. Книговедение, Документоведение, документология: несостоявшаяся Атланта / В.В. Добровольский // Там же. – С. 206-207. 11 Столяров Ю.Н. неоднократно (например, в своем выступлении на Международном семинаре для преподавателей библиотечных дисциплин в МГУКИ в 2002 г.) утверждал, что «библиотекарь» – это не профессия, а лишь специальность профессии «документатор». 12 Информационная парадигма библиотеки разработана В.В. Скворцовым. Он видит библиотеку как «целостную систему, включающую три основных элемента: 1) информация в виде публикаций, 2) читатель, 3) библиотекарь». См.: Скворцов В.В. Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении / В.В. Скворцов // Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт моногр. исслед. /Сост. и предисл. Ю.П. Мелентьевой. – М.: Гранд-Фаир; Изд-во «Пашков дом», 2003. – С. 161. 13 Столяров Ю.Н. Библиотековедение в опасности / Ю.Н. Столяров // Библиотечное дело – 2003: Материалы конф. – М.: Изд-во МГУКИ, 2003. – С. 27 – 29. Повторена в издании «Вестник МГУКИ» (2004. – № 1) 14 Там же. – С. 27. 15 Выделено авт. – Ю.М. 16 Скворцов В.В. Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении / В.В. Скворцов // Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт моногр. исслед. / Сост. и предисл. Ю.П. Мелентьевой. – М.: Гранд-Фаир; Изд-во РГБ «Пашков дом», 2003. – С. 161. 17 Никонорова Е.В. Вектор развития современной библиотечной науки / Е.В. Никонорова // Библиотековедение. – 2003. – № 6. – С. 22-28. 18 Афанасьев М.Д. Библиотека это живой организм и ничто в нем не исчезает бесследно / М. Д. Афанасьев // Библиотековедение. – 1999. – № 3. – С. 98-107. 19 Горчицкая ЕЛ. Hani статус меняется. В каком направлении? /Е.А. Горчицкая // Библиотека. – 2004. – № 2. – С. 56-58. 20 См., например: Леонов В.П. Пространство библиотеки. – СПб., 2003.; Стахевич A.M. Библиотека вуза как живая система… / A.M. Стахевич // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Тр. конф. – Т. 2. – М.: Изд-во ГПНТБ России, 2003. – С. 756-758.; Слободяник М.С. Системно-функциональная модель библиотеки / М.С. Слободяник // Там же. – С. 759. Чачко А.С. Библиотековедение в человеческом измерении. Монография / А.С. Чачко. – Киев, 2002. 21 О новой парадигме библиотековедения // Библиотековедение. – 1994. – № 4. – С. 31-46. 22 Ванеев А.Н. Об объекте библиотековедения и методической работе / А.Н. Ванеев // Научно-технические библиотеки. – 1992. – № 1. – С. 28-30. 23 Леонов В.П. О своеобразии русской библиотечной культуры / В.П. Леонов // Материалы международной книговедческой конференции. – М., 2004. 24 Куфаев М.Н. История русской книги в XIX веке / М.Н. Куфаев. – М.: Изд-во РГБ «Пашков дом», 2003. – С. 31. 25 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. – М.: Наука, 2003. – С. 53-56. 26 Термин «эволюция» (от латинского evolutio – развертывание) в широком смысле обозначает представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; в более узком – определяет состояние какой-либо системы, которое рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния. 27 См. подробнее: Развитие как регулятивный принцип. – Ростов н/Дон: Изд-во Рост, ун-та, 1991.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2012, №1, 68-72

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ЧТЕНИЯ 1 EVOLUTION OF UNDERSTANDING OF ESSENCE OF READING

Мелентьева Ю.П.

Заведующая отделом Научного Центра исследований истории книжной культуры Академиздатцентра «Наука» РАН, доктор педагогических наук, профессор, зам. председателя Научного совета по проблемам чтения РАО

Melent’eva Y.P.

Chief of department of the Center for the study of book culture Akademizdatcentr “Nauka” of the Russian Academy of Sciences,

Deputy chairman of Scientific Board of the Russian Academy of Eduction on the problems of reading Doctor of Science (Education), Professor

Аннотация. В статье рассматривается чтение как сложнейший многоаспектный феномен, корни которого уходят в глубины цивилизации. Анализируется эволюция понимания сущности чтения в различные эпохи (Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое время). Утверждается, что понимание сущности чтения чрезвычайно необходимо всем, кто занимается его продвижением, т.к. позволяет выстроить верную стратегию приобщения к чтению.

Annotation. Article views reading as a complex, multi-aspect phenomenon, with its roots dating back deep in the past of our civilization. The evolution of the understanding of the essence of reading (in the Ancient world, Middle ages, Renaissance period, Enlightenment period and modern time) and the reasons for the change in it are analyzed. The author assert that the understanding of the essence of reading is extremely important for everyone involved in promoting reading, since it allows to develop an effective strategy of attracting readers.

Ключевые слова: чтение, сущность чтения, типы чтения, антиномии чтения, продвижение чтения.

Keywords: reading, essence of reading, types of reading, antinomies of reading, promotion of reading.

Интерес к проблемам чтения, который наблюдается сегодня и в профессиональной среде, и у широкой гуманитарной общественности обращен, как правило, к анализу современных показателей чтения и к их сравнению с ситуацией в прошлом своей страны и других стран.

Между тем, чтобы верно оценить и существующее состояние чтения, и предвидеть тенденции его развития в будущем, и разработать методы привлечения к чтению различных категорий потенциальных читателей необходимо глубже изучить природу самого чтения как сложнейшего многоаспектного феномена, понять его сущность, осмыслить действительный масштаб этого явления, которое, с одной стороны, имеет глубочайшие корни в глубинах цивилизации, а, с другой стороны, служит одной из ее основ .

Понимание сущности чтения (от лат. «essentia») (по Аристотелю - «Сущность есть то постоянное, что ум постигает в сущем как его определенность») - складывалось на протяжении многих веков и имело свои особенности в разные исторические эпохи.

1 Статья написана при поддержке РГНФ. Грант 10-01-00540а/Б.

Первые попытки осмыслить сущность чтения были предприняты как в глубинах восточной, так и в развивающейся параллельно с ней западной

(начиная с периода Античности) цивилизациях.

Обобщенно можно выделить три основные концепции чтения, в которых его сущность определяется как:

Познание Бога (божественной истины);

Познание мира и места (роли) в нем человека;

Познание человеком самого себя.

Корни всех этих концепций тянутся в глубокую древность, где переплетаются так тесно, что трудно отделить одно от другого. Все эти концепции существовали (и существуют сегодня) параллельно, преобладая в тот или иной период развития цивилизации. Каждая из них постоянно развивалась, детализировалась, находя все новые доказательства верности своего понимания сущности чтения, то выступала на первый план, то отступала в тень, в зависимости от ситуации.

Вместе с тем, можно, хотя и с достаточной долей условности, проследить их эволюцию и то, в какие исторические периоды какая-либо из этих концепций преобладала.

Так, понимание сущности чтения как способа познания Бога преобладало во всех первообщинных обществах, в древнейших восточных (мусульманской, иудейской и др.) цивилизациях, где чтение рассматривалось как сакральная медиативная практика.

В Европе эта концепция была особенно сильна в период Средневековья. В данный период в сферу европейского чтения входят лишь те книги (тексты), которые являются необходимыми для понимания Главной Книги - Библии.

Следует отметить, что в России такое понимание сущности чтения существовало на протяжении почти семи веков (X-XVII вв.), когда круг чтения составляла исключительно богослужебная литература .

Поскольку «познание Бога» предполагало не только чтение текста, но и следование «Законам Божьим», то в этой концепции чтение рассматривалось и как способ приобретения добродетели, нравственных качеств, украшающих душу; как способ постижения Истины.

На этой основе сформировался этический подход к чтению как к нравственному занятию, способствующему духовному совершенствованию, религиозному воспитанию.

Следует сказать, что чтение «мирских» книг при таком понимании сущности чтения считалось отступлением и не приветствовалось. Вместе с тем, уже в период Средневековья некоторые ученые и мыслители того времени, (например, П. Абеляр) относились к чтению (тексту) более свободно, отступая от сложившейся нерушимой традиции «чтить текст».

Приверженцы этого т.н. «критического чтения» так сформулировали свои позиции: «уметь отделять софизм от истинных доказательств»; «не бояться свободы суждений»; «не принимать как достоверное, а понять как достоверное».

Таким образом, уже в этот период намечается тенденция десакрализации чтения, которая существенно усилилась с появлением первых университетов в Европе. Характер чтения, особенно учебного чтения, приобретает прагматический характер, а сущность чтения видится, прежде всего, в познании мира.

Позже, эпоха Возрождения, преодолевая традиции Средневековья и опираясь на античную традицию с ее гуманитарной окрашенностью, с присущим ей культом Знания и Личности, уточнила понимание сущности чтения, видя в нем средство не только познания мира, но и места в нем человека.

Развивая это представление о сущности чтения, эпоха Возрождения подняла представление о нем на новый - педагогический, воспитательный - уровень: чтение стало рассматриваться как средство развития возможностей самого человека, его личностного совершенствования через обращение к чтению.

Изобретение И. Гуттенберга сделало книгу и чтение гораздо более доступными, чем раньше. Возникло производство недорогой (прежде всего - учебной) книги. Чрезвычайно расширяется круг издаваемых книг и круг их читателей. Теперь чтение вошло в экономическую систему, где книга стала товаром. Начинается расслоение чтения на «элитарное» и «массовое»; происходит дифференциация читательской аудитории по направлениям и темам чтения, по целям чтения, по читательским предпочтениям.

Чтение встраивается в научное познание мира, в процесс светского (сначала - гуманитарного, а затем и технического) образования, обучения. Чтение становится неотъемлемой частью образования и науки. Активно формируются модификации делового и учебного чтения.

Возрастает и социальная престижность чтения, в образованных кругах возрождается античная традиция создания личной библиотеки. Появляется понимание социальной значимости чтения, которое получает дальнейшее развитие в эпоху Просвещения.

В этот период сущность чтения видится, прежде всего, в помощи разуму, понимаемой весьма широко. Укрепляется понимание того, что чтение должно приносить пользу, избавлять от невежества. Чтение рассматривается как элемент научно-познавательной деятельности.

Это же понимание сущности чтения сохраняется и в Новое время (XVII - XVIII вв.), с его рационализмом и прагматичностью, когда все больше издается специальной, научной литературы.

Энциклопедисты рассматривали чтение как средство накопления, сохранения и передачи со-цального (т.е. выходящего за рамки единичного индивидуального сознания) опыта. Они, может быть, впервые тесно связывают чтение с социальным действием: индивидуальное развитие через чтение должно служить общему благу (Д. Дидро). «Хорошее сочинение - это то, которое просвещает людей и утверждает их в добре; плохое - сгущает тучу, скрывающую от них истину, погружает в новое сомнение и оставляет без нравственных правил», - подчеркивал Ф.-М. Вольтер.

В эпоху Просвещения основной задачей чтения виделось уничтожение невежества во всех сферах жизни. Можно утверждать, что понимание сущности чтения как средства познания мира и места в нем человека было превалирующим в течение долгого исторического времени и остается им до сих пор, когда и понятие «мир» и понятие «познание» чрезвычайно усложнились, углубились и расширились. Эта концепция теснейшим образом связывает чтение и просвещение, что придает ему характер социально-полезного явления, т.е. связывает чтение с решением педагогических, общественных и государственных (а значит, и идеологических) задач.

Таким образом, в этот период осознается социальная и педагогическая составляющие сущности чтения.

Эта концепция рассматривает чтение, прежде всего, как рациональный, интеллектуальный процесс, лишь в минимальной степени имеющий индивидуальные особенности.

Однако, как противовес этому сугубо рациональному пониманию сущности чтения, с XVIII в. набирает силу понимание сущности чтения и как индивидуального творческого акта.

Истоки такого понимания коренятся в древних (античных и восточных) представлениях о чтении как о способе самосовершенствования личности, как об этико-духовной коммуникации.

Опираясь на эти представления, ученые того времени, прежде всего, И. Кант видит сущность чтения в содействии развитию внутренней духовной культуры человека.

Согласно общей концепции познания и деятельности И. Канта, чтение - свободный творческий акт, в котором происходит сложнейший синтез чувственного и рационального с помощью силы воображения, понимания, осмысления, имеющий, безусловно, характер не пассивного, а творческого отражения текста.

В центр чтения И. Кант ставит читателя, видя в сотворчестве читателя необходимый элемент чтения. Читатель, читая, не отражает мир, но творит его. Вместе с тем, восприятие текста читателем не всегда адекватно тому, что вкладывал в него автор. Поэтому, считает И. Кант, чтение является «вещью в себе», ноуменом, в нем всегда есть непознаваемый остаток.

Глубинная сущность чтения связывается И. Кантом с тем, что его (чтение) нельзя рассматривать как акт полного сознания; с тем, что все внешне наблюдаемые формы чтения - лишь слабые проявления его экзистенциальной глубины; с тем, что как свободный творческий индивидуальный акт чтение ставит не обязательно практические цели.

Таким образом, формируется эстетическая модель чтения, где сущностью чтения осознается содействие развитию внутреннего, духовного мира человека.

В XIX в. с началом развития капиталистических отношений в Европе грамотность получает широкое распространение, и чтение становится повседневным занятием. Его сакральность как высокодуховной деятельности заметно снижается. Активное формирование в этот период в обществе, с одной стороны, экономической, политической, духовной элиты, а, с другой стороны, народной

массы, так называемого «фабричного товара», «духовной черни» приводит к окончательному формированию двух читательских культур: «элитарной» и « массовой», первые симптомы разделения которых были заметны еще в античные времена.

Начало же XX века, когда во всей Европе (в России в том числе) ясно ощущался не только политический, экономический, но и духовный кризис, стало эпохой самовыражения, когда вся культура в самом широком смысле, и прежде всего литература сосредоточила все внимание на внутреннем мире человека. Чтение в этот период стало важнейшим способом познания человеком самого себя, т.е. сущность чтения определялась как познание человеком самого себя.

В этот период чтение, с одной стороны, становится обыденным явлением, с другой стороны -высокоинтеллектуальным («Чтение - это общение одиноких гениев»; «Чтение - поиск себя в других»).

Нельзя не видеть, что корни такого понимания сущности чтения коренятся глубоко в истории и связаны с присущими древнему обществу пониманием чтения как духовной практики, способа самосовершенствования, который приближает человека к Богу.

Таким образом, в зависимости от понимания его сущности можно выделить три типа чтения:

1) Этическое (воспитывающее, развивающее, познавательное);

2) Утилитарное (прагматическое, функциональное);

3) Эстетическое (эмоциональное, творческое, экзистенциальное).

Очевидно, что сущность чтения представляет собой чрезвычайно сложное образование.

В различные исторические эпохи на первый план выходила то этическая, то социально-педагогическая, то познавательная, то утилитарная, то творческая, то экзистенциальная сторона сущности чтения.

Однако, говоря о сущности чтения, о его ценности для этического, интеллектуального, эстетического, духовного, интеллектуального развития личности и общества и важности решения проблем, связанных с задачей приобщения к нему возможно большего количества людей (детей и взрослых), было бы неверно не затронуть проблему отрицательного (или, скорее, скептического) отношения к чтению.

Противники чтения исходят из того, что не всякая книга несет действительно ценное знание, талантлива, правдива. Стоит отметить, что понимание того, что не все надо читать, что написано, было присуще уже Античности.

Существуют антиномии 2 в понимании ценности чтения: с одной стороны: «Человек перестает мыслить, когда перестает читать»; с другой - «Чтение чужих мыслей препятствует рождению своих»; с одной стороны - «начитанность» как положительная характеристика личности; с другой - «зачи-танность» как черта человека, оторвавшегося от реальности.

Ф-М. Вольтер указывал на «страшный вред чтения». Ф. Бэкон говорил о возможном негативном влиянии чтения, если не учиться неискаженному пониманию. А. Шопенгауэр утверждал, что «Когда мы читаем, за нас думает другой; во время чтения наша голова, в сущности, есть арена чужих мыслей». Современный филолог, писатель, мыслитель У. Эко признает, что «у нас слишком возвышенное представление о книге, мы охотно ее боготворим. Но на самом деле, если присмотреться, гигантскую часть наших библиотек составляют книги, написанные людьми совершенно бесталанными...».

М. Пруст, указывал, что «чтение приближает человека к духовной жизни, указывает на существование этой сферы, однако оно не в силах ввести нас вовнутрь; чтение располагается на пороге духовной жизни»3.

Нельзя не видеть и то, что некоторые книги несут сильнейший заряд ненависти («Майн кампф» и многие другие в этом роде).

2 Антиномия (от греч. « противоречия») - ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же явлении, объекте имеют логически равноправные основания. Их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы. И. Кант объясняет антиномию как противоречие, в которое теоретический разум впадает сам с собою, когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Известно, что И. Кант сформулировал ряд принципиальных антиномий морального, религиозного и эстетического характера.

3 По И. Канту, мы знаем о Пространстве. Времени, Материи и т.д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем, каковы «вещи-в-себе» (ноумены). «Вещью-в-себе» является и Чтение.

Некоторые исследования связывают интенсивное чтение с помешательством, самоубийством и т.д. Нельзя не заметить и двойственность сущности чтения как социального явления: с одной стороны, чтение способствует формированию нравственных и компетентных людей, что необходимо государству для морального, экономического и политического развития, а с другой стороны - чтение стимулирует свободомыслие и независимость личности, что воздействует на стабильность государственной системы.

Безусловно, свободное чтение способствует формированию свободной личности, ее собственной позиции, что в авторитарных обществах корректируется введением цензуры и формированием такого круга чтения, которое отвечает официально принятым ценностям.

Таким образом, необходимо понять, что, как и любое другое явление, чтение не несет абсолютную категорию Добра.

Как средство получения информации, как средство коммуникации, как средство понимания и познания чтение амбивалентно. Положительный или отрицательный заряд ему придают интенции читающего (и пишущего). А также - добавим - рекомендующего. Поэтому представляется, что знание о сущности чтения и ее эволюции чрезвычайно необходимо тем, кто занимается его продвижением, т.к. позволяет выстроить верную стратегию приобщения к чтению личности, находящейся на разных стадиях жизненного пути и испытывающей потребности в «разном чтении».

Очевидно, что в современную электронную, сетевую, компьютерную эпоху понимание сущности чтения углубляется. В ситуации расширения визуальных возможностей обучения, общения она (сущность) приобретает некий особый характер, т.к. необходимо признать, что чтение остается единственным способом приобщения к мировому знанию (науке, культуре) и опыту (интеллектуальному, эмоциональному, прагматическому), зафиксированному в письменной форме на любом носителе - пергамене, бумаге, экране. Именно в этом и заключается сегодня сущность чтения («сверхсущность»), которую еще предстоит глубоко осмыслить.

Список литературы:

1. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. Постановка проблемы.//Чтение в образовании и культуре. М.: РАО, 2011.

2. Шапошников А.Е. История чтения в России. Х-ХХвв. М., Либерея, 2001.

3. Равинский Д.К. Книга- учебник жизни?//Библиотека и чтение:сб.научн.тр./Рос.нац.б-ка- СПб, 1995.

4. История чтения в Западном мире от Античности до наших дней /сост.Г. Кавалло, Р. Шартье. Научн. ред. русск.изд. Ю.П. Мелентьева. - М.: Издательство «Фаир», 2008. - 544 с.

5. Карьер Ж-К, Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! - СПб: Симпозиум, 2010.- 336 с.

6. Книга в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2002. - 271 с.

7. Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность. - М.: Наука, 2010.-181с.

8. Семеновкер Б.А. Эволюция информационной деятельности. Рукописная информация. Ч.1-2. М.: Пашков дом, 2009-2011.Ч.1. с.248; Ч.2. 336 с. (Российская государственная библиотека).

9. Стефановская Н.А. Экзистенциальные основы чтения. - Тамбов, 2008. -264 с.

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378(075.8):02 ББК 78.38

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

071201 - Библиотечно-информационная

деятельность

Рецензенты:

Шапошников А. Е., доктор педагогических наук, профессор МГУКИ; Афанасьев М. Д., кандидат

педагогических наук, директор ГПИБ

Мелентьева Ю. П.

Библиотечное обслуживание: учебник / Ю. П. Мелентьева. - М. : «Издательство ФАИР», 2006. -

256 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).

ISBN 5-8183-1208-9

В учебнике рассматриваются исторические, теоретические, методические, технологические и организационные

аспекты библиотечного обслуживания; раскрывается его современное состояние. Впервые сделана попытка

представить библиотечное обслуживание не только в контексте российской действительности, но и как

глобальный профессиональный процесс, происходящий в условиях становления «единой мировой библиотеки».

Основная задача данного учебника заключена в формировании у нового поколения широких профессиональных

взглядов, современного профессионального мышления наряду со знанием и уважением достижений

предшественников.

378(075.8):02 ББК 78.38

ISBN 5-8183-1208-9

Мелентьева Ю. П., 2006 Серия, оформление. «Издательство ФАИР», 2006

Предисловие

одной из важнейших дисциплин, изучаемых в процессе получения высшего биб-лиотечно-

информационного образования.

В нем рассматриваются исторические, теоретические, методические, технологические и

организационные аспекты библиотечного обслуживания как индивидуального читателя

(пользователя), так и различных читательских групп и контингентов.

В учебнике раскрывается состояние библиотечного обслуживания с учетом трансформаций,

происшедших в нашей стране, и связанных с ними профессиональных изменений: новыми

условиями функционирования библиотек, новым отношением к личности и ее

информационным потребностям и интересам, признанием свободного доступа к информации

базовой ценностью демократического общества и т. д. В поле внимания студентов также

впервые вводится информация, связанная с бытованием личной, частной библиотеки как

необходимой составляющей процесса формирования читательской культуры пользователя

общественно доступной библиотеки.

Предисловие

Однако принципиальная новизна и отличие данного учебника от всех предыдущих по

данному курсу состоит в том, что впервые сделана попытка представить библиотечное

обслуживание не только в контексте российской действительности, но и как глобальный

профессиональный процесс, осуществляемый в условиях формирования «единой мировой

библиотеки».

С этим связано значительно более подробное, чем это делалось раньше, изучение

международных законодательных актов, определяющих принципиальные положения

организации библиотечного обслуживания в современном мире, а также широкое

Такой подход представляется особенно важным в связи с нарастающей тенденцией

глобализации в библиотечном деле, так же, как и в других сферах; с формированием

международных, прежде всего общеевропейских, стандартов, определяющих деятельность

библиотеки в целом и библиотечного обслуживания пользователей в частности

Стремление

России войти в «общий Европейский дом» означает признание стандартов и понимание

необходимости их внедрения в практику.

Основной задачей данного учебника является формирование у нового поколения студентов

широких профессиональных взглядов, современного профессионального мышления наряду

со знанием и уважением достижений предшественников, понимания своей

профессиональной миссии, глубокого уважения к информационным потребностям

пользователя, ответственности перед ним.

Учебник опирается на все позитивное знание, накопленное отечественными и зарубежными

специалистами со времени формирования учебного курса «Библиотечное обслуживание» как

самостоятельной учебной дисциплины.

" См., например, Публичные библиотеки в век цифровой информации. Рекомендации проекта ПУЛМАН

Европейской Комиссии / Под ред. Л. А. Казаченковой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 416 с.

Предисловие

Проблемы библиотечного обслуживания рассматриваются в основном на примере публичных

библиотек, так как сегодня их роль заметно возрастает во всех странах мира: публичная

библиотека стала доступной широкой публике без каких-либо ограничений; именно она

играет совершенно особую роль в жизни местного сообщества, оперативно реагируя и по

возможности влияя на изменения в социальной, а следовательно, и в читательской сфере; а

также обладает полифункциональной и гибкой системой обслуживания пользователей,

являясь одновременно информационным центром, клубом, местом общения и

коммуникации

Настоящий учебник отвечает принятому ГОС ВПО второго поколения по специальности

«Библиотечно-информа-ционная деятельность».

Введение

Эволюция проблематики

«Библиотечное обслуживание»

Система библиотечного образования в России начала складываться в 1920-30-е гг. Первые

высшие учебные заведения были открыты в Санкт-Петербурге (Петрограде Ленинграде)

Харькове, Москве.

Московский библиотечный институт, определенный головным, был создан Постановлением

преподавателями, включал учебный курс, который назывался «Работа с читателями». Он

должен был дать студентам представление о том, как надо строить библиотеч-ное

обслуживание в советских библиотеках. Позже, уже в 1940 г., была разработана учебная

программа «Методика работы с читателями» (авт. З.Э. Лусс)

В 1918 г. в Петрограде был открыт Институт внешкольного образо вания с книжно-библиотечным факультетом

внешкольного

Хотя проблема создания стабильных учебников по ведущим библиотечным дисциплинам, в

работы института на 1940-1941 гг.

Однако первый учебник был издан только в 1961 г.

Ленинградского библиотечных институтов

что мирную жизнь прервала Великая Отечественная война, но и тем, что на развитие науки

вообще и гуманитарных наук, куда относилось и библиотековедение, в частности,

сильнейшее влияние оказывала идеология. Идеологические дискуссии 1930-х гг., где был дан

«решительный бой буржуазным библиотековедческим концепциям», а также жестокая

критика, которой в 1947 г. был подвергнут Московский библиотечный институт за

«ослабление идеологической борьбы» и «преклонение перед Западом»

и т. п., делали

написание стабильных учебников делом не только весьма трудным, но и небезопасным для

Неслучайно, что первый учебник удалось написать только тогда, когда идеологический

климат в стране несколько смягчился.

Однако, конечно, содержание первого учебника, но и содержание всех последующих

переизданий

ярко отражают

" См. там же, с. 13.

Работа с читателями: Учебник для библиотечных институтов - М.: Сов. Россия, 1961 г. -239 с.

Позже вышло его второе издание: Работа с читателями: Учебник для библ. фак-тов ин-тов культуры.- 2-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Книга, 1970. - 352 с.

* Старейшая кафедра... - С. 17.

Работа с читателями / Под. ред. В.Ф. Сахарова. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Книга. 1981. - 296 с.

Библиотечное обслуживание: теория и методика / Под. ред. А.Я. Айзенберга. - М.: Изд-во МГУК, 1996 - 200

Введение

процессы, происходящие не только в библиотековедении, но и в обществе.

Сравнительный анализ содержания разных изданий учебника позволяет проследить

основные тенденции развития проблематики, связанной с библиотечным обслуживанием

читателей.

Прежде всего, все три издания учебника «Работа с читателем» ярко отражают характер своей

эпохи. Задачи работы с читателями, принципы их обслуживания определяются, исходя из

господствующей в этот период теории коммунистического воспитания, изложенной в работах

К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и партийных документах, на основании которой «любая

библиотека, даже самая маленькая, является идеологическим учреждением, помогающим

делу строительства коммунизма»

Характерно, что во всех трех изданиях учебника «Работа с читателями» термины «работа с

читателями», «руководство чтением», «пропаганда литературы» рассматриваются как

синонимы или очень близкие понятия, предполагающие активное влияние библиотекаря на

читательскую деятельность как детей, так и взрослых читателей, с целью придать их чтению

«верную направленность».

Во всех трех изданиях учебника жестко противопоставляется опыт советских и зарубежных

библиотек, деятельность которых рассматривается в основном в критическом ключе.

Вместе с тем, очевидно, что в третьем издании учебника (1981 г.), остающегося, в целом на

тех же теоретических позициях, все же расширены рамки изучаемого предмета. Так, заметно

увеличен раздел, посвященный истории изучения русского читателя, более глубоко и

подробно рассмотрены методы изучения читателей; значительное место уделено теории

читательской психологии; включен раздел, посвященный профессиональным качествам

библиотекаря; впервые говорится об информационном обслуживании.

Все это отражает случившиеся за время от первого издания (1961 г.) до третьего (1981 г.)

значительные перемены в обществе и в профессиональной среде, а именно:

- «оттепель» в политической жизни страны. Возвращение имен Л.Б. Хавкиной, А.А.

Покровского; Н.А. Рубакина и других ученых-библиотековедов, которых еще недавно

называли «буржуазными»; некоторое смягчение в оценках зарубежного библиотечного дела

и библиотековедения; оживление международных контактов;

- развитие социологии, которая долго была на положении «лже-науки». Формирование

такой ее области, как социология чтения. Проведенные в этот период Государственной

библиотекой им. В.И. Ленина (ныне РГБ) и другими организациями социологические

исследования («Книга и чтение в жизни небольших городов»; «Книга и чтение в жизни

советского села» и др.) дали представление о современном читателе, вывели методику его

изучения на новый

- возникновение первых признаков формирования информационного общества, осознание

значимости, ценности информации заставили впервые обозначить цель работы с читателями

«как максимальное удовлетворение читательского спроса»

Как известно, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. произошли большие изменения в жизни

страны. Эти годы вместили в себя перестройку, отказ от моноидеологии, и как следствие -

пересмотр взглядов на роль библиотеки в жизни личности и общества, цели и задачи

библиотечного обслуживания и т. д. Необходимо было осмыслить эту новую реальность и

отразить ее в учебных материалах для студентов.

учебную программу по данной дисциплине.

Введение

Но ни одна из представленных программ

Однако эти разработки не пропали даром.

названии нового учебника «Библиотечное обслуживание: теория и методика», который

вышел только в 1996 г. через 15 лет после предыдущего издания

нового понимания роли читателя как активного участника процесса библиотечного

обслуживания, освобожденного от идеологического давления и получившего право на

свободный выбор информации.

Был пересмотрен вопрос о статусе библиотеки в обществе, и в ходе многочисленных

дискуссий, прошедших в этот период на страницах профессиональных изданий, из

определения целей, задач, функций библиотеки была снята идеологическая составляющая,

что нашло отражение в «Законе о библиотечном деле»

Важнейшей задачей библиотеки

была признана задача обеспечения свободы доступа к информации.

По-новому были осмыслены принципы взаимоотношений читателя и библиотекаря, был

подчеркнут диалогический характер их общения и т. д.

В новом учебнике впервые была подробно рассмотрена роль библиотеки в развитии

личности. Библиотечное обслу-

Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание читателей- Программа... Проект. - М.: МГИК, 1991.

Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник / Под ред. А.Я. Айзенберга. - М.: Изд-во

МГУК. 1996. - 200 с.

„Федеральный закон «О библиотечном деле»// Инф. бюллетень Российской

библиотечной ассоциации. - СПб., 1995. - № 2. - С. 9-28.

Эволюция проблематики и терминологии учебного курса «Библиотечное обслуживание»

живание рассматривалось в контексте теории социализации как помощь личности в решении

жизненных проблем, как процесс, «усиливающий» личность за счет приобщения к

информации и снижающий степень социальной напряженности в обществе путем

предоставления равных возможностей получения необходимой информации.

Значительное место в новом учебнике уделялось технологии библиотечного обслуживания и

Таким образом, учебник «Библиотечное обслуживание» решил «задачу момента» - отразил

новые представления о роли библиотеки в жизни общества и личности.

Конечно, далеко не все проблемы могли быть отражены в учебнике равноценно. Этот

недостаток в известной мере восполняет значительный круг учебных пособий и печатных

специалистами - преподавателями отраслевых вузов страны:

- Алешин Л.И., Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание с использованием

компьютерных средств. - М.-МГУК, 1995.

- Азарова В.А. Обслуживание читателей: Техника профессионального поведения:

Монография. - Самара, 1998.

- Беспалов В.М. Деятельность библиотеки в помощь творческому развитию личности. -

М.: МГУК, 1997.

- Бородина В.А. Психология чтения: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАК, 1997.

- Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание как система: Учебное пособие. - М.:

- Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Учебное пособие. - Краснодар,

- Крейденко B.C. Библиотечное обслуживание: Учебные программы. Учебно-методические

материалы - СПб: СПбГАК, 1997.

- Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания:

Учебное пособие. - Николаев, 1994.

Введение

- Мелентьева Ю.П. Библиотека как институт социализации личности: Учебное пособие. -

М.: МГУК, 1995.

- Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: Учебное пособие. - М.:

работы значительно

обогатили проблематику библиотечного обслуживания. Заметно расширилась и

терминосистема: наряду с понятием «читатель» стало употребляться понятие

«пользователь», «абонент библиотеки», «потребитель информации», что отразило процессы,

происходящие в библиотечном деле.

Появилось понятие «библиотечная услуга»; сформировались такие области библиотечного

обслуживания, как «библиотечная конфликтология» и «библиотечная этика»; новый импульс

развития получила концепция библиотечного обслуживания как своеобразной терапии

(«библиотечная терапия»); сформировалось представление об основных тенденциях

читательской деятельности российского и мирового читателя («деловое чтение»;

«компенсаторное чтение» и т. д.); дальнейшее развитие информационного общества и, как

следствие, усиление информационной функции библиотеки способствовало появлению

такого понятия, как «информационная культура личности»; наряду с прежними

читательскими группами значительного внимания потребовали новые мигранты, маргиналы,

пожилые, а также бизнесмены, предприниматели и т. д. Задачей библиотечного

обслуживания становится правовое и экологическое информирование, социализация и

социальная адаптация читателя.

Значительный вклад в понимание проблем современного читателя внесли работы социологов

знакомиться и непредвзято оце-

нивать работу зарубежных библиотек, активизации международных профессиональных

контактов, а также благодаря публикациям зарубежных коллег, которые начали активно

переводить на русский язык

Сегодня российские библиотеки обогащают процесс библиотечного обслуживания своих

читателей лучшим опытом зарубежных библиотек, используют наиболее эффективные

технологии, методики, которые стали вполне доступны.

Активное применение компьютерной техники в библиотеках способствует изменениям в

традиционном процессе библиотечного обслуживания: появляются новые возможности

предоставления документов и информации, новые услуги, новые формы обслуживания

(«виртуальный читальный зал», «электронная доставка документов» и др.); меняется и сам

читатель. Специалисты говорят о «новом», «электронном» читателе и т. д.

Постоянный импульс к развитию проблематика библиотечного обслуживания получает и из

внепрофессиональной сферы, непосредственно от общества: такие организации, как ООН,

ЮНЕСКО и др., ставя перед всемирным сообществом определенные задачи, активно

привлекает к их решению и библиотекарей

Способствуя расширению их сферы

деятельности и формированию новых направлений библиотечного обслуживания, а также

возникновению единых стандартов обслуживания пользователей.

Совершенно очевидна тенденция глобализации библиотечного дела, создание единой

мировой библиотеки, предо-

См., например, Критическое мышление и библиотека: Материалы российско-американского семинара

Биллингтон Дж. Американские публичные библиотеки в век информатизации: неизменная цель в

периоды изменений.//Библиотека и чтение в ситуации культурных изменений. - Вологда, 1998 -

Ашервуд Б. Азбука общения, или Паблик рилейшинз в библиотеке / Пер. с англ. - М.: «Либерея»,

См.. например. Программу ЮНЕСКО «Информация для всех».

Введение

ставляющей спектр услуг, т. е. библиотечное обслуживание, любому пользователю, где бы он

ни находился.

зарубежных библиотечных и библиотечно-информационных школах зарубежных стран,

одним из ведущих. Например, американские коллеги постоянно совершенствуют его, изучая

библиотечную практику, оценивая эффективность нововведений и усовершенствований.

Учебные программы по библиотечному обслуживанию носят, прежде всего, практический

характер. В центре внимания разработчиков находится, как правило, какая-то актуальная

проблема - например, информационная грамотность или библиотечное обслуживание

инвалидов, или библиотечные услуги для пожилых, - и которую учащиеся должны

научиться решать

Таким образом, очевидно, что проблематика библиотечного обслуживания постоянно

усложняется и углубляется. Ясно, что ни один учебник не в силах «угнаться» за изменениями

реальности, однако он должен дать ту фундаментальную основу, которая поможет молодому

специалисту решать встающие перед ним профессиональные задачи

Теоретические и законодательные основы библиотечного

обслуживания

1.1. Понятие «библиотечное обслуживание».

Основные концепции библиотечного обслуживания

- Идеологическая.

- Педагогическая (воспитательная).

- Просветительская.

- Социализирующая.

- Информационная.

Библиотечное обслуживание - важнейшая родовая функция библиотеки. Именно появление

фигуры читателя, удовлетворение его потребностей - то есть обслуживание - и делает

библиотеку библиотекой, в противном случае можно говорить лишь о книгохранилище,

складе книг и т. п.

изменялось представление о роли библиотеки на различных стадиях развития общества. В

различные периоды акцент делался то на «пропаган-

де... произведений печати»

как важнейшей задаче данного процесса; то (в 1990-е гг.) на

«удовлетворении потребностей пользователей»

; в последнее время большинство

специалистов рассматривают библиотечное обслуживание как деятельность, направленную

на обеспечение информационных запросов пользователей (читателей, абонентов, клиентов)

как непосредственно в библиотеке, так и вне ее стен.

Процесс библиотечного обслуживания может быть осмыслен в двух плоскостях.

Во-первых, он может быть рассмотрен как процесс социальный, т. е. имеющий некую

«сверхзадачу», базирующуюся на том убеждении, что библиотечное обслуживание приводит

к неким социальным последствиям и изменениям, как для конкретной личности, так и для

различных социальных групп населения и для общества в целом, а во-вторых, - как

технологический процесс, предполагающий «последовательность действий (операций,

процедур) библиотекаря.., направленных на предоставление пользователю определенной

Задача, однако, заключается в том, чтобы синтезировать все имеющееся знание и увидеть

библиотечное обслуживание как единое целостное явление.

Известно, что основные показатели (цели, задачи, направления) библиотечного

обслуживания, и особенно поставленные перед ним обществом «сверхзадачи» определяются

исторической ситуацией, социокультурными процессами, происходящими в обществе, и,

прежде всего, тем отношением общества к личности и, следовательно, к читателю, которое

доминирует в этот период времени в общественном сознании.

Таким образом, в основе той или иной концепции библиотечного обслуживания, принятой в

обществе в определен-

Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания

ный период его развития, лежит отношение к читателю, то есть - та или иная концепция

читателя.

Исследование, проведенное В.Я. Аскаровой показывает, что на протяжении всего времени

развития России как читающего государства (X-XX вв.) «бытовали и сложно, часто

конфликтно взаимодействовали четыре концепции читателя: консервативно-

охранительная, либеральная, революционно-радикальная и коммерческая»

Каждая из этих концепций прошла определенный путь развития.

В разные периоды времени главенствующей становилась та из них, которая наиболее полно

отвечала социальной и социокультурной ситуации в стране: так, в период либеральных

реформ (например, во времена либеральной политики Александра Первого) активно

формировалась и доминировала либеральная концепция читателя; в периоды реакции,

«сжатия свобод» укрепляла свои позиции к онсер- ва тивно-охранительная к онцепция и т . п. О

Каждая из этих к онцепций определяла цели, зада чи и «сверхзада чу » биб лиоте чного

обслужив ани я к а к от дельного читат еля, т ак и всего населения страны.

Каждая из назва нных к он цепций опирается на фило софские теории развития лично сти,

теории восп итания и про свещения, воспит ате льной ценно сти знания и т . д.

Исследов ани я показыв ают , что за чатки в с ех четырех к онц епций возникли уж е по сути дела

вместе с возникновением русск ог о читателя. Бо лее полно они оформили сь в XVII - XIX вв.

и ок онча тельно с формиров ались в XIX-XX вв.

К онсервативно-о храните льная к онц епция читателя берет свое на чало со времен Древней

Руси, получившей «энергию христианск ог о просвещения», в том числе и книжног о, от

Византии. Т онкий слой приоб щенных к книжной ку ль туре (прежде всег о, дух овенство,

князья) определяли

регу ляцию читательск ой деятельно сти и с елекцию книжног о поток а.

Г лубинная суть эт ой к онцепции чит а теля: отношение к читателю к а к к об ъекту воспит ания;

деление книг на «истинные, полезные» и «ло жные, вредные»; про тивопо ставление знания и

веры, нравственности; отношение к чтению как к по дк онт рольной деятельности.

К онс ерва тивно-охранительная к онцепция всег да присутствовавшая в российск ом

обще ственно м созн ании по луч ила новый то лчок к развитию в с ередине XIX в. В эт от перио д

она была мощно по ддержан а к онс ерва тивными мыслителями. С именами К.Н. Леонтьева,

К.П. Побе доно сцева и др. св язаны идеи об изо л ирова нии России от «раст ленного» в лияния

Запада, о необ х о димо сти «подморозить» нравст венную почв у Р о ссии, против о действова ть

наро дному образов анию как «способствующему раз вращению». Образование, чтение до лжно

было служить фор мированию б лагонамереннос ти, преда нно сти монархии, во спитанию

па т риотиз ма и религиозной нравственно сти. Христианск о е во спитание ценило сь выше, чем

знание. К онсерва торы активно в мешивались в содержание чтения. В рамк ах Ученого

к омитета народног о про свещения был образован Особый о тдел, к о торый занимался

официальным рук оводст вом чтения через до стато чно жесткий к онтроль изда тельск ой,

книг орас прост ранительск о й, биб ли о те чной, шк ольной деятельно сти.

Т а ким образо м, ко н серв ат ивно-охра нит е льная к онц епция чит ате ля была направлен а на

со хра нение наро дного сознания в дух е право славных ценно стей, на предо твращение

наро дного неповиновения.

Современные исследов атели, видя определенный позити вный момент эт ой теории в желании

стабилизации обще ства, в укреплении наро дной нравственности, отме чают в целом ее

бесперспективно сть как в силу несоответствия социальной динамике, так и в силу тог о, что

сам принцип к онсервации противопо лож ен непрерывно изменя ющейся, быст рот екущей

Теоре тические и законодате льны е основы библио те чного обслуживания