Ордос город почему не заселяется. Ордос самый большой в мире город-призрак. Как живется в городе-призраке

Городов-призраков на планете множество, и есть они почти в каждой стране. Появляются такие места по разным причинам: из-за техногенных или природных катастроф, геноцида или просто спада экономической активности в населенном пункте. Все это заставляет людей покидать свои дома. Так, печально известная Припять превратилась в город-призрак после аварии на ЧАЭС, итальянский Крако жители оставили из-за оползней, в Африке насчитываются десятки шахтерских деревень, оставленные города есть и в Индии. Но больше всего таких городов в Китае. Правда, это не просто оставленные города, а как раз наоборот, города «на вырост»: населенные пункты постоянно строят, однако в них никто не живет. Таких городов в Поднебесной насчитывается около двадцати, и в них пустует 64 миллиона домов. И это в перенаселенном Китае, где проблемы с жильем и численностью населения вышли на уровень национальных! Мы решили показать вам один из них - самый большой город-призрак в мире.

Город для будущего?

Ордос начали строить в начале 2000-х годов в автономном районе Внутренняя Монголия (отсюда тюркские корни и связь со словом «орда»).

Рассчитан он на 1 миллион жителей. Однако проживают здесь не более 20 тысяч человек, а примерно 98% зданий пустуют. На самом деле жуткая картина, такое ощущение, что в Ордосе разразилась какая-то эпидемия и большая часть населения попросту вымерла.


Здесь пустуют небоскребы, административные здания, жилые дома и башни, в Ордосе даже есть университеты, и в них тоже ни души. Все это связано коммуникациями и дорогами, но тут никто не живет.



А когда наступает ночь, пейзажи здесь становятся еще более жуткими.

Золотая жила, не оправдавшая ожиданий

В регионе Кангбаши, где и отстроили Ордос, в начале 2000-х годов обнаружили огромные запасы угля и других природных ресурсов. Поэтому на этих территориях мгновенно выросли небоскребы, музеи, театры и административные здания.


Также построили и спальные районы, где даже есть уютные коттеджи для более зажиточных китайцев. Строительство Ордоса закончили в 2010 году, и он раскинулся на огромной площади в 355 квадратных километров. Но город оказался в каком-то финансовом пузыре: богатые китайцы, возглавляющие крупные фонды, практически сразу выкупили всю недвижимость, рассматривая покупки как инвестиции. Ведь город потенциально должен был быть успешен, поэтому в планах было перепродать все имущество дороже. Однако у жителей Внутренней Монголии просто нет денег на покупку квартир.

Еще во время строительства застройщик выставил цену на жилье в 10-11 тысяч долларов за один квадратный метр, а уже через несколько лет она упала в 2-3 раза. И все равно 4-4,5 тысячи долларов за квадратный метр - это непомерно высокая цена для жителей региона, где средние зарплаты едва превышают 400 долларов в месяц.

Судьба гигантского города-призрака

Конечно, после сдачи недвижимости в Ордосе управляющим компаниям не позавидуешь. Они терпят огромные убытки, так как полностью обслуживают инфраструктуру города: ремонтируют улицы, убираются, озеленяют районы, здесь даже нет перебоев с освещением. На это уходит около 10-12 миллионов долларов каждый месяц.


Так что, несмотря на то, что город пустой, он живет. Но сказать (как говорят о других китайских городах), что в нем бурлит жизнь, совсем нельзя. Ордос под постоянной охраной, здесь есть полицейские, которые следят за порядком. Город никто не разграбил, поэтому туристам здесь бояться нечего. Можно прогуляться по пустынному мегаполису, прямо по дорогам покататься на велосипедах или скейтбордах, сделать удивительные и немного пугающие фотографии и представить себя героем постапокалиптического фильма - именно за этим в Ордос едут путешественники.



Конечно, жителей здесь встретить можно, но совсем редко. В основном это сотрудники правоохранительных органов, либо немногочисленные рабочие фабрик, которым удалось купить квартиру.

Кстати, правительство Китая планирует выкупить тут квартиры для военных в отставке, правда, в лучшем случае их будет не более 20-25 тысяч человек, а это еще 2-2,5% к ныне живущим горожанам. Такими темпами заселения Ордос станет заселенным только спустя полвека.

Несмотря на то, что Китай считается самым перенаселенным регионом мира, здесь находится огромнейший город, в котором никто не хочет жить. Ни жить, ни заниматься бизнесом. А ведь на строительство этого китайского мегаполиса потрачены огромные деньги, но город по-прежнему пугает своей пустотой. Какая же причина этому? По некоторой информации от туристов – около 50% территории Китая пустует из-за того, что там не хотят жить. Китайцы не любят холод, а в г. Ордос климат не очень хороший. Что придумает китайское правительство, чтобы привлечь туда на постоянное место жительство своих теплолюбивых граждан?

Теперь вопрос на засыпку. Так чем же тогда привлекает теплолюбивых китайцев наша Сибирь? А может быть и численность Китая сильно преувеличена для устрашения русских? Известное дело, один из видов лжи – статистика.

“Пост из прошлого”: Ордос в Китае – современный город-призрак. Район Кангбаши, рассчитанный на более чем миллион жителей, остается безлюдным даже спустя пять лет со дня начала строительства. Фото Майкла Кристофера Брауна.

1. Строительство района Кангбаши началось в рамках государственного проекта в Ордосе – городе, расположенном в провинции Внутренняя Монголия, источником благосостояния которого является добыча угля. Район застроен офисными зданиями, административными центрами, государственными учреждениями, музеями, театрами и спортивными площадками, а так же жилыми кварталами. Но существует одна проблема. В районе, рассчитанном более чем на миллион жителей, до сих пор практически никто не живет.

2. Несмотря на то, что большая часть недвижимости уже выкуплена и планировалось, что к 2010 году район будет заселен, Кангбаши до сих пор пустует.

3. Большая часть полутора миллионного населения Ордоса считает своим домом Дуншенг, находящийся в получасе езды от пустующего Кангбаши.

4. Двое рабочих убирают территорию вокруг здания публичной библиотеки. Доход на душу населения в Ордосе второй по величине в стране после Шанхая.

5. Сокровищница. Рабочие несут куски пенопласта вверх по лестнице, ведущей в музей Ордоса, который до сих пор еще не достроен.

6. Памятник. Пешеход идет по улице позади гигантской скульптуры изображающей двух лошадей на площади Линьюйнли, район Кангбаши.

7. Пустынное шоссе. Вид на пустующие дома.

8. В городе полное отсутствие бизнеса. Пешеход идет мимо пустующих торговых площадей. Практически ни одна из компаний не захотела переехать в новый район.

9. Угнетающая тишина. Улицы безлюдны даже утром, когда жители должны ехать на работу.

10. Строительство новых объектов в Кангбаши продолжается несмотря на то, что район не заселен.

11. Пожилой мужчина толкает телегу, переходя через дорогу, разделяющую законченные здания от все еще находящихся на стадии строительства.

12. Незавершенное строительство. Рабочие ведут штробление стен будущего торгового центра для несуществующих жителей многоквартирного жилого комплекса.

Самый большой город-призрак находится в Китае (видео)

Дубай – это невероятный город. Когда-то он был всего лишь участком пустыни, представлявшим интерес только для скромного числа торговцев. Сейчас город огромен, и многое из того, что в нем находится, также невероятно и сумасбродно. Его успех вдохновил другие страны на попытки создать что-то подобное. Но немногие сделали это так плохо, как Китай.

Немного истории

В начале XXI века китайское правительство решило принести роскошь и блеск Дубая во Внутреннюю Монголию (район Китая. – Прим. ред.). На пустом участке пустыни Гоби было решено построить культурный, экономический и политический центр. В нем возвели великолепные здания по проектам именитых архитекторов. Там появились библиотеки мирового уровня, стадионы, музеи. Имя этого города – Ордос, и он стал огромным провалом.

Почему город не заселен


Проблема состояла в том, что создание новой версии Дубая посреди пустыни оказалось очень дорогостоящим. Первоначально расходы планировалось покрыть за счет средств от разработки залежей угля, находящихся поблизости. Однако расчеты оказались неверными – большинство шахт оказались нерентабельными и были закрыты. Поэтому чтобы хоть как-то оправдать вложения в строительство Ордос-Сити, правительство завысило цены на недвижимость в городе. Квартиры здесь оказались такими дорогими, что только Шанхай смог составить им конкуренцию по стоимости переезда. Граждане Китая решили, что потратить все средства, собранные за жизнь, чтобы переехать в город-призрак, не очень хорошая идея. Тем более что закрытие шахт ставило крест на выгодном трудоустройстве. В результате Ордос простоял совершенно пустым около десятилетия. Даже сегодня он очень мало заселен и похож больше на строительную площадку, чем на мегаполис.

Как живется в городе-призраке

1. Первое, что бросается в глаза – это необыкновенно чисты улицы. Несмотря на слабую заселенность, коммунальные службы работают отменно. Да и мусорить особенно некому – население города не превышает 100 000 человек. В городе отсутствует вандализм как явление.

2. По безлюдным улицам курсируют пустые автобусы. На остановках даже в часы пик нет ни души.

3. Отсутствие населения не мешает развиваться местной инфраструктуре. В городе есть туристическое бюро и пункты велопроката.

4. Местами город напоминает покинутую стройплощадку – часть зданий осталась стоять незаконченной и в окружении строительных лесов.

5. Огромные моллы пустуют, занята лишь малая часть торговых площадей. В целях экономии освещение работает не везде.

6. В Ордосе установлен памятник Чингис-хану. По легенде правитель побывал в этой местности и так был тронут пейзажем, что назвал это место райским уголком.

Китай продолжает реализацию гигантских проектов «на вырост», тем самым заодно стимулируя свою экономику. Во Внутренней Монголии возведен город Ордос, рассчитанный на 1 млн. человек. Сейчас в нем живут 20 тысяч, 98% зданий пустуют.

В Китае много городов- , торговых центров- и аэропортов-призраков - гигантских инфраструктурных проектов, пустующих годами. Китайские власти объявляют, что эти объекты - «на вырост», и их рано или поздно заполнят люди, клерки, пассажиры или арендаторы. Одновременно, правительство искусственно «разгоняет» экономику - подобные инфраструктурные проекты (сюда же можно отнести дороги, по которым мало кто ездит; склады, заполненные под завязку медью или алюминием, и т.п.) добавляют в ежегодный показатель роста ВВП 1-1.5 процентных пункта.

Город Ордос в провинции Внутренняя Монголия начали строить в 2003 году. Несмотря на то, что в этой провинции монголы составляют всего около 17%, город решено было возводить именно в монгольском стиле (отсюда и его название, связанное со словом «Орда»).

В итоге к 2010 году на площади 355 квадратных километра был построен город, рассчитанный на 1 млн. человек (кстати, плотность населения в нём в 4 раза меньше, чем в Москве - это к слову, что даже сверхнаселённый Китай может позволить себе строить просторные города, но это тема отдельной статьи). Однако к концу 2013 года Ордос был заселен всего на 2% - в нём проживает 20 тысяч человек.

Главный инвестор-застройщик в 2008-09 годах установил цены на жильё здесь в 10-11 тысяч долларов за кв. м, сегодня они упали почти в 2-3 раза - до 4-4,5 тысяч долларов. Однако и эти цены неподъёмные для подавляющего числа жителей провинции Внутренняя Монголия, где средние зарплаты составляют 400-500 долларов.

Часть пустых площадей в Ордосе намерено выкупить правительство Китая для отставных военных, но их тут будет не более 20-25 тысяч человек (т.е. ещё 2-2,5% населения города к нынешним 2%).


Все эти 3-5 лет после сдачи объектов управляющие компании вынуждены нести убытки, обслуживая инфраструктуру пустого города - ремонт, уборку улиц, охрану, уличное освещение, озеленение и т.д. - а это до 10-12 млн. долларов ежемесячно. Эти деньги застройщику выделены китайскими госбанками в виде кредита под низкий процент.

Сам проект Ордос был начат в регионе Кангбаши после того, как здесь обнаружили огромнейшие запасы угля и других полезных ископаемых. Область была мгновенно застроена офисными небоскребами, административными центрами, правительственными зданиями, музеями, театрами и спортивными сооружениями.

Было также возведено множество спальных районов с красивыми уютными особняками для людей среднего класса. Единственной проблемой является то, что этот район предназначался для проживания 1 миллиона жителей, а сейчас там практически никто не живет.

С такими темпами заселения, как сейчас Ордос будет полностью заселен через 40-50 лет.

Еще несколько фотографий самого большого города-призрака в мире.

Город Ордос был спроектирован так, чтобы стать венцом Внутренней Монголии. Однако, этот футуристический мегаполис обречен на незавершенность. Теперь он величественно поднимается над пустыней Северного Китая, но только 2 процента зданий заселены, остальные по большей части приходят в упадок, брошенные посередине строительства, оправдывая данное городу Ордосу прозвище — Город-призрак.

В прошлом году Дори-Дармон Рихтер побывал во Внутренней Монголии, чтобы поближе взглянуть на странный, призрачный мегаполис Ордос… и был удивлен, что он выглядит гораздо более странным, чем все, что он видел до этого.

Оказалось, что огромный рынок недвижимости находится в совершенно незнакомом месте Китая.

Рассчитанный на население 1,351,000,000, город быстро растет, а полученные людьми в собственность квартиры, привели к возникновению множества новоиспеченных миллионеров и быстро растущего класса «элит». В то же время, аналитики опасаются, что этот пузырь недвижимости может скоро лопнуть.

Некоторые люди чрезвычайно удивлены теми сроками, которыми динамично развиваются города, практически неслыханные по размерам на западе. Но, на фоне экономического успеха, наблюдаются скрытые проблемы, близкие к тупиковым результатам и банкротствам. Однако, ничто не сравнится из всех странностей Китая с ‘Городом-призраком’ — Ордосом.

Город Ордос является населенным центром, расположенным в пустыне Ордос, и на сегодня это один из самых больших городов Внутренней Монголии. Этот район славится своим быстро растущим населением и развивающейся инфраструктуре Внутренней Монголии, обладая более высоким уровнем ВВП чем даже Пекин.

Внутренняя Монголия является интересным местом. Поскольку это Родина Чингисхана, 79% населения составляют китайцы, преобладающая национальность Хань, в то время как 17% — монголы.

Интересно однако то, что Внутренняя Монголия — одно из немногих мест в мире, в котором по-прежнему используются традиционные монгольские знаки письменности. В то время как в самой Монголии принята кириллица в период коммунистического режима, здесь еще можно увидеть древние символы, которые и сейчас появляются на уличных вывесках Ордоса.

Строители приступили к планированию нового городского центра в 2003 году. Он должен был стать великолепным драгоценным камнем Китая и венцом градостроительного китайского искусства.

Однако, никто не ожидал, насколько быстро эту новую разработку постигнет неудача. Сроки не были выполнены, займы не были оплачены, и инвесторы резюмировали, что проект не может быть завершен. Остались целые улицы из недостроенных зданий. Высокая стоимость проживания в этом городе не позволяет многим жителям ее оплачивать. В результате даже полностью завершенные апартаменты стало трудно продать.

По словам одного местного таксиста, многие из тех, кого все-таки заставили переселится в город Kangbashi, были вынуждены покинуть свои дома и поехать в город-призрак.

Типичные цены на жилье в Kangbashi снизились с 1100 до 470 долларов за квадратный метр, за последние пять лет.

Сегодня на территории планируется расселить население свыше одного миллиона человек, а пока в Ордосе проживает около 20 000 человек.

В Ноябре 2009 Года в журнале «Time» написали о городе Ордос и люди по всему миру узнали об этом чудо-мегаполисе. Довольно скоро он заслужил прозвище — «Китайский город-призрак».

С тех пор многих журналистов и фотографов со всего мира притягивает как магнитом город со своим одиноким урбанистическим пейзажем, с пустыми улицами, рядами жилых, но необитаемых домов, брошенных посередине строительства.

Город Ордос обслуживает недавно построенный аэропорт. Очевидно, что кто-то когда-то строил грандиозные планы по поводу этого города.

Здание терминала в футуристическом стиле украшено фонтанами и подвесными корзинами, шикарные кафе и эскалаторы светятся оттенками зеленого и синего цветов.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.

Монумент в футуристическом городе-призраке Ордос в Китае.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.

Красочное панно в футуристическом городе-призраке Ордос в Китае.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.

Пустынная подземная парковка в городе-призраке Ордос в Китае.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.

Пустынные улицы футуристического города-призрака Ордоса в Китае.