По анатомии и физиологии человека. Анатомия и физиология человека. Лицевые кости черепа

Анатомия и физиология

Учебник

ВВЕДЕНИЕ

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки педагогов, спортсменов, врачей и медицинских сестер.
Анатомия - это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.
Физиология - наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.
Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.
Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.
Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.
Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; возрастная анатомия - строение тела человека в зависимости от возраста.
Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.
Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений - общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.
Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.
Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).
Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).
Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.



Краткая история развития анатомии и физиологии

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.
Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.
Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.
Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.
Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 - ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.
Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.
Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.
Авторитет Галена был очень большой. По его книгам учились медицине почти на протяжении 13 веков.
Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980-1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латинский язык и переиздавались более 30 раз.
Начиная с XVI-XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.
Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514-1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (Базель, 1543). В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI-XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523-1562) - фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510-1574) - евстахиева труба; М. Мальпиги (1628- 1694) - мальпигиевы тельца в селезенке и почках.
Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511-1553), ученик Везалия Р. Коломбо (1516-1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.
Кроме того, У. Гарвей ввел в практику научных исследований вивисекцию, что позволяло наблюдать работу органов животного при помощи разрезов тканей. Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.
Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591-1626), в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.
На протяжении XVII-XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже - сравнительная и топографическая анатомия, антропология.
Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809-1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потомства.
Клеточная теория Т. Шванна (1810-1882), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.
К наиболее значительным достижениям XVII-XVIII вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе. Открытие Декарта послужило основанием для дальнейшего развития физиологии на материалистической основе. Позже представления о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы во взаимоотношении между внешней средой и организмом получили развитие в трудах известного чешского анатома и физиолога Г. Прохаски (1748-1820). Достижения физики и химии позволили применять в анатомии и физиологии более точные методы исследований.
В XVIII-XIX вв. особенно значительный вклад в области анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов (1711-1765) открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений. Ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724-1796) - автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функций желудка.
Профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735-1802) читал лекции по анатомии и издал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и способах, как оные предохранять от болезней», где высказал мысль об общности происхождения животных и человека.
В 1783 г. Я. М. Амбодик-Максимович (1744-1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлян-ский (1748-1795) в своей книге описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы.
Значительное место в развитии анатомии принадлежит Е. О. Мухину (1766-1850), который на протяжении многих лет преподавал анатомию, написал учебное пособие «Курс анатомии».
Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810-1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Автор таких известных книг, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, придавая им большое практическое значение. Свои исследования он обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».
Функциональную анатомию основал анатом П. Ф. Лес-гафт (1837-1909). Его положения о возможности изменения структуры организма человека путем воздействия физических упражнений на функции организма положены в основу теории и практики физического воспитания. .
П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа.
Вопросам эмбриологии были посвящены работы известных российских ученых К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра и X. И. Пандера.
В XX в. успешно разрабатывали функциональные и экспериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонков (1872-1954), Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960), В. Н. Шевкуненко (1872-1952), В. П. Воробьев(1876-1937),Д.А.Жданов(1908-1971)идругие.
Формированию физиологии как самостоятельной науки вXX в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов.
И. М. Сеченов (1829-1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления - сознания. Кроме того, он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, установить относительную эффективность влияния различных ионов на физико-химические процессы в живом организме, выяснить явление суммации в центральной нервной системе (ЦНС). Наибольшую известность И. М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. После издания в 1863 г. работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в физиологические основы введено понятие психической деятельности. Таким образом, был сформирован новый взгляд на единство физических и психических основ человека.
На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Одновременно с этим И. П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения. Изучая динамику пищеварения, показал ее способность приспосабливаться к возбудительной секреции при употреблении различной пищи. Его книга «Лекции о работе главных пищеварительных желез» стала руководством для физиологов всего мира. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат в основе поведения животных и человека. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова явились основой для создания учения о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.
Значительный вклад в развитие анатомии и физиологии внесли и ученые Беларуси. Открытие в 1775 г. в Гродно медицинской академии, которую возглавил профессор анатомии Ж. Э. Жилибер (1741-1814), способствовало преподаванию анатомии и других медицинских дисциплин в Беларуси. При академии были созданы анатомический театр и музей, библиотека, в которой находилось много книг по медицине.
Значительный вклад в развитие физиологии внес уроженец Гродно Август Бекю (1769-1824) - первый профессор самостоятельной кафедры физиологии Виленского университета.
М. Гомолицкий (1791-1861), который родился в Слонимском уезде, с 1819 по 1827 г. возглавлял кафедру физиологии Виленского университета. Он широко проводил эксперименты на животных, занимался проблемами переливания крови. Его докторская диссертация была посвящена экспериментальному изучению физиологии.
С. Б. Юндзилл, уроженец Лидского уезда, профессор кафедры естественных наук Виленского университета, продолжал начатые Ж. Э. Жилибером исследования, издал учебник по физиологии. С. Б. Юндзилл считал, что жизнь организмов находится в постоянном движении и связи с внешней средой, «без которых невозможно существование самих организмов». Тем самым он приблизился к положению об эволюционном развитиии живой природы.
Я. О. Цибульский (1854-1919) впервые выделил в 1893- 1896 гг. активный экстракт надпочечников, что в дальнейшем позволило получить гормоны этой железы внутренней секреции в чистом виде.
Развитие анатомической науки в Беларуси тесно связано с открытием в 1921 г. медицинского факультета в Белорусском государственном университете. Основателем белорусской школы анатомов является профессор С. И. Лебед-кин, который возглавлял кафедру анатомии Минского медицинского института с 1922 по 1934 г. Главным направлением его исследований были изучение теоретических основ анатомии, определение взаимоотношений между формой и функцией, а также выяснение филогенетического развития органов человека. Свои исследования он обобщил в монографии «Биогенетический закон и теория рекапитуляции», изданной в Минске в 1936 г. Вопросам развития периферической нервной системы и реиннервации внутренних органов посвящены исследования известного ученого Д. М. Голуба, академика АН БССР, который возглавлял кафедру анатомии МГМИ с 1934 по 1975 г. За цикл фундаментальных работ по развитию вегетативной нервной системы и реиннервации внутренних органов Д. М. Голубу в 1973 г. присуждена Государственная премия СССР.
Последние два десятилетия плодотворно разрабатывает идеи С. И. Лебедкина и Д. М. Голуба профессор П. И. Лобко. Основной научной проблемой коллектива, который он возглавляет, является изучение теоретических аспектов и закономерностей развития вегетативных узлов, стволов и сплетений в эмбриогенезе человека и животных. Установлен ряд общих закономерностей формирования узлового компонента вегетативных нервных сплетений, экстра- и интраорганных нервных узлов и др. За учебное пособие «Вегетативная нервная система» (атлас) (1988) П. И. Лоб-ко, С. Д. Денисову и П. Г. Пивченко в 1994 г. присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
Целенаправленные исследования по физиологии человека связаны с созданием в 1921 г. соответствующей кафедры в Белорусском государственном университете и в 1930 г. в МГМИ. Здесь изучались вопросы кровообращения, нервные механизмы регуляции функций сердечно-сосудистой системы (И. А. Ветохин), вопросы физиологии и патологии сердца (Г. М. Прусс и др.), компенсаторные механизмы в деятельности сердечно-сосудистой системы (А. Ю. Броновицкий, А. А. Кривчик), кибернетические методы регуляции кровообращения в норме и патологии (Г. И. Сидоренко), функции инсулярного аппарата (Г. Г. Гацко).
Систематические физиологические исследования развернулись в 1953 г. в Институте физиологии АНБССР, где было взято оригинальное направление на изучение вегетативной нервной системы.
Значительный вклад в развитие физиологии на Беларуси внес академик И. А. Булыгин. Свои исследования он посвятил изучению спинного и головного мозга, вегетативной нервной системы. За монографии «Исследования закономерностей и механизмов интерорецептивных рефлексов» (1959), «Афферентные пути интерорецептивных рефлексов» (1966), «Цепные и канальцевые нейрогуморальные механизмы висцеральных рефлекторных реакций» (1970) И. А. Булыгину в 1972 г. присуждена Государственная премия БССР, а за цикл работ, опубликованных в 1964-1976 гг. «Новые принципы организации вегетативных ганглиев», в 1978 г. Государственная премия СССР.
Научные исследования академика Н. И. Аринчина связаны с физиологией и патологией кровообращения, сравнительной и эволюционной геронтологией. Он разработал новые методы и аппараты для комплексного исследования сердечно-сосудистой системы.
Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме.

Методы исследований

Для изучения строения тела человека и его функций пользуются различными методами исследований. Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая - на живом человеке.
В первую группу входят:
1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) - позволяет изучать. строение и топографию органов;
2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения;
3) метод распиливания замороженных трупов - разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела;
4) метод коррозии - применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований;
5) инъекционный метод - заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.;
6) микроскопический метод - используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.

Ко второй группе относятся:
1) рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) - позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
2) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей - используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
3) антропометрический метод - изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
4) эндоскопический метод - дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.
В современной анатомии используются новые методы исследования, такие как компьютерная томография, ультразвуковая эхолокация, стереофотограмметрия, ядерно-магнитный резонанс и др.
В свою очередь из анатомии выделились гистология - учение о тканях и цитология - наука о строении и функции клетки.
Для исследования физиологических процессов обычно использовали экспериментальные методы.
На ранних этапах развития физиологии применялся метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей.
Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов.
Метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок - катетеров - вводят различные лекарственные средства.
Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения деятельности органа используют электрический или химический вид раздражения.
В последние десятилетия широкое применение в физиологических исследованиях нашли инструментальные методы (электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов и др.).
В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа.
Острый эксперимент предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др.
Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложение фистул, нервнососудистых анастомозов, пересадка разных органов, вживление электродов и др.).
Функцию органа можно изучать не только в целом организме, но и изолировано от него. В таком случае органу создают все необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа (метод перфузии).
Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.

Клетки и ткани

Человеческий организм – слагаемое элементов, которые слаженно действуют, чтобы эффективно выполнять все жизненные функции.


Клетки

Клетка - это структурно-функциональная единица живого организма, способная к делению и обмену с окружающей средой. Она осуществляет передачу генетической информации путем самовоспроизведения.
Клетки очень разнообразны по строению, функции, форме, размерам (рис. 1). Последние колеблются от 5 до 200 мкм. Самыми крупными в организме человека являются яйцеклетка и нервная клетка, а самыми маленькими - лимфоциты крови. По форме клетки бывают шаровидные, веретеновидные, плоские, кубические, призматические и др. Некоторые клетки вместе с отростками достигают длины до 1,5 м и более (например, нейроны).

Рис. 1. Формы клеток:
1 - нервная; 2 - эпителиальная; 3 - соединительнотканная; 4 - гладкая мышечная; 5- эритроцит; 6- сперматозоид; 7-яйцеклетка

Каждая клетка имеет сложное строение и представляет собой систему биополимеров, содержит ядро, цитоплазму и находящиеся в ней органеллы (рис. 2). От внешней среды клетка отграничивается клеточной оболочкой - плазмалеммой (толщина 9-10 мм), которая осуществляет транспорт необходимых веществ в клетку, и наоборот, взаимодействует с соседними клетками и межклеточным веществом. Внутри клетки находится ядро, в котором происходит синтез белка, оно хранит генетическую информацию в виде ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). Ядро может иметь округлую или овоидную форму, но в плоских клетках оно несколько сплющенное, а в лейкоцитах палочковидное или бобовидное. В эритроцитах и тромбоцитах оно отсутствует. Сверху ядро покрыто ядерной оболочкой, которая представлена внешней и внутренней мембраной. В ядре находится нуклеоплазма, которая представляет собой гелеобразное вещество и содержит хроматин и ядрышко.

Рис. 2. Схема ультрамикроскопического строения клетки
(по М. Р. Сапину, Г. Л. Билич, 1989):
1 - цитолемма (плазматическая мембрана); 2 - пиноцитозные пузырьки; 3 - центросома (клеточный центр, цитоцентр); 4 - гиалоплазма; 5 - эндоплазматическая сеть (а - мембраны эндоплазматической сети, б - рибосомы); 6- ядро; 7- связь перинуклеарного пространства с полостями эндоплазматической сети; 8 - ядерные поры; 9 - ядрышко; 10 - внутриклеточный сетчатый аппарат (комплекс Гольджи); 11- секреторные вакуоли; 12- митохондрии; 13 - лизосомы; 14-три последовательные стадии фагоцитоза; 15 - связь клеточной оболочки (цитолеммы) с мембранами эндоплазматической сети

Ядро окружает цитоплазма, в состав которой входят ги-алоплазма, органеллы и включения.
Гиалоплазма - это основное вещество цитоплазмы, она участвует в обменных процессах клетки, содержит белки, полисахариды, нуклеиновую кислоту и др.
Постоянные части клетки, которые имеют определенную структуру и выполняют биохимические функции, называются органеллами. К ним относятся клеточный центр, митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическая (цитоплазматическая) сеть.
Клеточный центр обычно находится около ядра или комплекса Гольджи, состоит из двух плотных образований - центриолей, которые входят в состав веретена движущейся клетки и образуют реснички и жгутики.
Митохондрии имеют форму зерен, нитей, палочек, формируются из двух мембран - внутренней и внешней. Длина митохондрии колеблется от 1 до 15 мкм, диаметр - от 0,2 до 1,0 мкм. Внутренняя мембрана образует складки (кри-сты), в которых располагаются ферменты. В митохондриях происходят расщепление глюкозы, аминокислот, окислении жирных кислот, образование АТФ (аденозинтрифосфорнай кислота) - основного энергетического материала.
Комплекс Гольджи (внутриклеточный сетчатый аппарат) имеет вид пузырьков, пластинок, трубочек, расположенных вокруг ядра. Его функция состоит в транспорте веществ, химической их обработке и выведении за пределы клетки продуктов ее жизнедеятельности.
Эндоплазматическая (цитоплазматическая) сеть формируется из агранулярной (гладкой) и гранулярной (зернистой) сети. Агранулярная Эндоплазматическая сеть образуется преимущественно мелкими цистернами и трубочками диаметром 50-100 нм, которые участвуют в обмене липидов и полисахаридов. Гранулярная Эндоплазматическая сеть состоит из пластинок, трубочек, цистерн, к стенкам которых прилегают мелкие образования - рибосомы, синтезирующие белки.
Цитоплазма также имеет постоянные скопления отдельных веществ, которые называются включениями цитоплазмы и имеют белковую, жировую и пигментную природу.
Клетка как часть многоклеточного организма выполняет основные функции: усвоение поступающих веществ и расщепление их с образованием энергии, необходимой для поддержания жизнедеятельности организма. Клетки обладают также раздражимостью (двигательные реакции) и способны размножаться делением. Деление клеток бывает непрямое (митоз) и редукционное (мейоз).
Митоз - самая распространенная форма клеточного деления. Он состоит из нескольких этапов - профазы, метафазы, анафазы и телофазы. Простое (или прямое) деление клеток - амитоз - встречается редко, в тех случаях, когда клетка делится на равные или неравные части. Мейоз - форма ядерного деления, при котором количество хромосом в оплодотворенной клетке уменьшается вдвое и наблюдается перестройка генного аппарата клетки. Период от одного деления клетки к другому называется ее жизненным циклом.

Ткани

Клетка входит в состав ткани, из которой состоит организм человека и животных.
Ткань - это система клеток и внеклеточных структур, объединенных единством происхождения, строения и функций.
В результате взаимодействия организма с внешней средой, которое сложилось в процессе эволюции, появились четыре вида тканей с определенными функциональными особенностями: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
Каждый орган состоит из различных тканей, которые тесно связаны между собой. Например, желудок, кишечник, другие органы состоят из эпителиальной, соединительной, гладкомышечной и нервной тканей.
Соединительная ткань многих органов образует строму, а эпителиальная - паренхиму. Функция пищеварительной системы не может быть выполнена полностью, если нарушена ее мышечная деятельность.
Таким образом, различные ткани, входящие в состав того или иного органа, обеспечивают выполнение главной функции данного органа.


Эпителиальная ткань

Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает всю наружную поверхность тела человека и животных, выстилает слизистые оболочки полых внутренних органов (желудок, кишечник, мочевыводящие пути, плевру, перикард, брюшину) и входит в состав желез внутренней секреции. Выделяют покровный (поверхностный) и секреторный (железистый) эпителий. Эпителиальная ткань участвует в обмене веществ между организмом и внешней средой, выполняет защитную функцию (эпителий кожи), функции секреции, всасывания (эпителий кишечника), выделения (эпителий почек), газообмена (эпителий легких), имеет большую регенеративную способность.
В зависимости от количества клеточных слоев и формы отдельных клеток различают эпителий многослойный - ороговевающий и неороговевающий, переходный и однослой-ный - простой столбчатый, простой кубический (плоский), простой сквамозный (мезотелий) (рис. 3).
В плоском эпителии клетки тонкие, уплотненные, содержат мало цитоплазмы, дисковидное ядро находится в центре, край его неровный. Плоский эпителий выстилает альвеолы легких, стенки капилляров, сосудов, полостей сердца, где благодаря своей тонкости осуществляет диффузию различных веществ, снижает трение текущих жидкостей.
Кубический эпителий выстилает протоки многих желез, а также образует канальцы почек, выполняет секреторную функцию.
Цилиндрический эпителий состоит из высоких и узких клеток. Он выстилает желудок, кишечник, желчный пузырь, почечные канальцы, а также входит в состав щитовидной железы.

Рис. 3. Различные виды эпителия:
А - однослойный плоский; Б - однослойный кубический; В - цилиндрический; Г-однослойный реснитчатый; Д-многорадный; Е -многослойный ороговевающий

Клетки реснитчатого эпителия обычно имеют форму цилиндра, с множеством на свободных поверхностях ресничек; выстилает яйцеводы, желудочки головного мозга, спинномозговой канал и дыхательные пути, где обеспечивает транспорт различных веществ.
Многорядный эпителий выстилает мочевыводящие пути, трахею, дыхательные пути и входит в состав слизистой оболочки обонятельных полостей.
Многослойный эпителий состоит из нескольких слоев клеток. Он выстилает наружную поверхность кожи, слизистую оболочку пищевода, внутреннюю поверхность щек, влагалище.
Переходный эпителий находится в тех органах, которые подвергаются сильному растяжению (мочевой пузырь, мочеточник, почечная лоханка). Толщина переходного эпителия препятствует попаданию мочи в окружающие ткани.
Железистый эпителий составляет основную массу тех желез, у которых эпителиальные клетки участвуют в образовании и выделении необходимых организму веществ.
Существуют два типа секреторных клеток - экзокринные и эндокринные. Экзокринные клетки выделяют секрет на свободную поверхность эпителия и через протоки в полость (желудка, кишечника, дыхательных путей и др.). Эндокринными называют железы, секрет (гормон) которых выделяется непосредственно в кровь или лимфу (гипофиз, щитовидная, вилочковая железы, надпочечники).
По строению экзокринные железы могут быть трубчатыми, альвеолярными, трубчато-альвеолярными.

Соединительная ткань

Анатомия изучает форму и строение органов и составляемых ими систем человеческого тела в связи с выполняемыми функциями; физиология исследует жизненные функции организма и его отдельных частей. И строение, и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга. Знание анатомического строения, согласованной функции органов и систем позволяет обосновать гигиенические условия труда и отдыха, меры профилактики заболеваний для сохранения здоровья, трудоспособности и долголетия человека. Поэтому гигиена изучается в тесной связи с анатомией и физиологией.

Развитие анатомии связано с именами Аристотеля, Гиппократа, А.Везалия, П.Ф.Лесгафта, В.П.Воробьева, В.Н.Тонкова, Н.М.Амосова и других ученых.

Анатомия человека включает следующие частные дисциплины: нормальную анатомию , изучающую строение здорового человека и его органы; патологическую анатомию - морфологию больного человека; топографическую анатомию - науку о местонахождении любого органа в человеческом теле; динамическую анатомию , изучающую двигательный аппарат с функциональных позиций, что имеет значение для правильного физического развития человека.

Анатомия исследует становление человека в его историческом развитии в процессе эволюции животных, используя сравнительно-анатомический метод. К анатомии примыкают гистология - наука о тканях, и эмбриология , которая изучает процессы образования половых клеток, оплодотворение, зародышевое развитие организмов.

Современная анатомия широко использует эксперимент и располагает новейшими методами исследования, включая современную оптику, рентгеновское излучение, применяет методы радиотелеметрии, пластические материалы, сплавы, консерванты и опирается на законы физики, химии, кибернетики, цитологии и др.

Физиологию можно разделить на три отдела - общую, сравнительную и специальную. Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология изучает специфические особенности функционирования целостного организма, а также тканей и клеток организмов, относящихся к разным видам. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией. Кроме того, существуют специальные разделы физиологии , изучающие физиологию различных видов животных (например, сельскохозяйственных, хищных и т. д.) или физиологию отдельных органов (сердца, почек, печени и т.д.), тканей, клеток.

Для изучения функций организма применяют различные методы. К ним относятся кратковременное или длительное наблюдение за работой органов при повышении функциональной нагрузки, действии на них раздражителей или при перерезке нервов, введении лекарственных веществ и т.п. Широко используются также инструментальные методы изучения, которые исключают какое-либо повреждение тканей и органов животных. С помощью различных приборов можно получить сведения об электрических процессах, происходящих в организме, о состоянии нервной системы, сердца и других органов. Современные методы позволяют регистрировать электрическую активность любого органа. С помощью оптических методов изучают внутреннюю поверхность стенки желудка, кишечника, бронхов, матки и т. д. Исследование тела с помощью рентгеновских лучей дает возможность изучать функционирование пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем у здорового и больного человека. Все большее значение приобретают радиотелеметрические способы передачи информации о физиологических процессах. Например, радиотелеметрию применяют для изучения состояния человека во время космических полетов. Для оценки функциональной активности органов человека широко используют биохимические исследования тканей, жидкостей организма - крови, спинно-мозговой жидкости, мочи и т. д. Таким образом, только с помощью всестороннего исследования организма можно глубоко понять принципы функционирования его на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях.

Анатомия и физиология составляют основу медицинской науки. Современные успехи медицины поразительны: осуществляются операции на мозге, сердце, пересадка тканей и отторгнутых частей тела, переливание крови, пластические операции; синтезированы и успешно применяются гормоны, витамины, лечатся и предупреждаются с помощью лекарственных препаратов многие болезни, используются аппараты искусственного дыхания и кровообращения, искусственная "почка".

Физиология.

Анатомия


Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии». 4

Лекция №2. «Основы цитологии – клетка». 7

Лекция №3. «Основы гистологии – ткани». 8

Лекция №4. «Внутренняя среда организма. Кровь. Гомеостаз, состав, свойства и функции крови». 14

Лекция №5. «Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека». 19

Лекция №6. «Скелет верхней и нижней конечностей». 23

Лекция №7. «Скелет головы». 27

Лекция №8. «Мышечная система. Строение и функции мышц. Мышцы головы и шеи». 31

Лекция №9. «Мышцы туловища». 35

Лекция №10. «Мышцы верхней конечности». 39

Лекция №11. «Мышцы нижней конечности». 41

Лекция № 12. «Фасции мышц». 43

Лекция №13. «Физиология мышц». 45

Лекция № 14. «Процесс физиологической регуляции. Нервные механизмы физиологической регуляции. Общие принципы строения нервной системы. Нервная деятельность». 46

Лекция №15. «Функциональная анатомия спинного мозга». 49

Лекция №16 Головной мозг. Ствол мозга и промежуточный мозг. 54

Лекция № 17 Большой мозг (cerebrum). 58

Лекция №18. Черепно – мозговые нервы. 63

Лекция №19. Вегетативная нервная система. 68

Лекция № 20. Морфо – функциональная характеристика сенсорных систем. Учение об анализаторах. Зрительный анализатор. 72

Лекция №21. Слуховой и вестибулярный анализаторы. 76

Лекция №22. Кожный анализатор. 78

Лекция №24. Сердечно – сосудистая система. 86

Лекция № 25. Анатомия и физиология кровеносных сосудов. 89

Кровяное давление, регуляция кровообращения. 89

Лекция №27. Венозная система. 94

Лекция №28. Особенности кровообращения плода. 98

Лекция №29. Морфо – функциональная характеристика. 98

дыхательной системы. 98

Лекция №30. Легкие, плевра, дыхательный цикл, легочные объемы, физиология дыхания. 101

Лекция №31. Пищеварительная система и пищеварение. Полость рта. Пищеварение в полости рта. 105

Лекция №32. Глотка, пищевод, желудок. 108

Лекция № 33. Печень и поджелудочная железа. 111

Лекция №34. Тонкий кишечник. 114

Лекция №35. Толстый кишечник. Брюшина. 116

Лекция №36. Обмен белков, жиров и углеводов. 119

Лекция №37. Водный и минеральный обмен. Витамины. 121

Лекция №38. Обмен энергии. Терморегуляция. 126

Лекция №39. Общая морфология и функциональная характеристика процесса выделения. Анатомия органов мочевой системы. 128

Лекция №40. Физиология выделения. 131

Лекция №41. Мужская половая система. 133



Лекция №42. Женская половая система. 136

Лекция №43. Лимфатическая система. 140

Лекция №44. Иммунитет, органы иммунной системы. 142

Лекция №45. Психическая деятельность – физиологическая основа психо – социальных потребностей. Условные рефлексы, виды. Типы ВНД. Формы психической деятельности. 146

Лекция №46. Сознание, память, физиология сна. 150


Лекция №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии»

Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия – наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemne– рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов. Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой. На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия. В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов. При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы. Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями. Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии. Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных. С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия.


1. описательная

2. систематическая

3. топографическая

4. пластическая

5. функциональная

6. динамическая

7. возрастная

8. сравнительная

9. микроскопическая

10. патологическая


Методы анатомии:

1. рассечение, вскрытие, препаровка на трупе с помощью скальпеля на трупе.

2. наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом – макроскопическая анатомия

3. изучение с помощью микроскопа – микроскопическая анатомия

4. с помощью технических средств (рентген-лучи, эндоскопия)

5. метод инъекции красящих веществ в органы

6. метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяющимися массами)

Физиология – экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.

Отцом физиологии является Сеченов (перенос газов по крови, теории утомления, активный отдых, центральное торможение, рефлекторная деятельность головного мозга).

Разделы физиологии:


1. медицинская

2. возрастная (геронтология)

3. физиология труда

4. физиология спорта

5. физиология питания

6. физиология экстремальных условий

7. патофизиология


Основными методами физиологии являются: эксперимент и наблюдение. Эксперимент (опыт) может быть острым, хроническим и без оперативного вмешательства.

1. Острый – вивексия (живосечение) – Гарвей 1628 год. От руки экспериментаторов гибло около 200 млн. подопытных животных.

2. Хронический – Басов 1842 год – длительное время изучают функцию организма. Впервые выполнен на собаке (желудочная фистула).

3. Без оперативного вмешательства – 20 век – регистрация электрических потенциалов работающих органов. Получение информации одновременно от многих органов.

Указанные разделы изучают здорового человека – нормальная анатомия и физиология .

Человек – биосоциальное существо. Организм – биологическая система, наделенная разумом. Человеку присущи закономерности жизни (самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция). Эти закономерности реализуются с помощью процессов обмена веществ и энергии, раздражимости, наследственности и гомеостаза – относительно динамическое постоянство внутренней среды организма. Организм человека является многоуровневым:

· молекулярный

· клеточный

· тканевой

· органный

· системный

Взаимосвязь в организме достигается путем нервной и гуморальной регуляции. У человека постоянно возникают новые потребности. Способы их удовлетворения: самоудовлетворение или с посторонней помощью.

Механизмы самоудовлетворения:

· врожденные (изменение метаболизма, работа внутренних органов)

· приобретенные (сознательное поведение, психические реакции)

Структуры удовлетворения потребностей:

1. исполнительные (дыхательная, пищеварительная, выделительная)

2. регуляторные (нервная и эндокринная)

Тело человека делят на части:

· туловище

· конечности

Система органов – группа органов, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Органы располагаются в полостях, заполненных жидкостью. Они сообщаются с внешней средой. Совокупность анатомических терминов, определяющих положение органов в теле и их направление – анатомическая номенклатура.

В теле человека условно проводят линии и плоскости:

1. фронтальная (параллельно линии лба)

2. сагиттальная (перпендикулярная линии лба)

3. медиальная (проходит через середину тела)

Органы характеризуют по отношению к осям и плоскостям:


1. проксимальный (верхний)

2. дистальный (нижний)

3. вентральный (задний)

4. дорсальный (задняя, спинная)

5. медиальный (ближе к срединной линии)


Типы телосложения:

· брахиморфное – невысокие и широкие люди, сердце большое, легкие широкие, диафрагма стоит высоко

· долихоморфное – длинные кости, сердце стоит вертикально, легкие длинные, диафрагма расположена низко

Врачевание возникло раньше, чем появились первые сведения о строении тела человека и животных. В древние времена вскрытие животных производилось при жертвоприношениях и приготовлении пищи, вскрытие человека при бальзамировании. Медицина в античной Греции достигла небывалых успехов для того времени. Впервые точные сведения о строении тела появились у врача и философа Гиппократа. Аристотель впервые назвал сердце главным органом, приводящим в движение кровь. Большое значение на развитие медицины и анатомии имела Александрийская школа, т.к. ее врачам разрешалось вскрывать трупы с научной целью. К началу нашей эры была подготовлена почва для развития медицины.

Клавдий Гален создал первую теорию кровообращения: печень – центральный кроветворный орган, а сердце – главный циркулятор в организме. В странах запада и востока господствовали религиозные запреты, которые тормозили развитие медицины. Абу – Али – Ибн - Сина (Авиценна) - таджикский ученый – собрал все известные сведения о медицине того времени в книгу «Введение в анатомию и физиологию». Выделились специальные школы во Франции и Италии. Основоположником современной анатомии считают бельгийского ученого того времени Андреаса Везалия (1514 – 1564). Он, рискуя жизнью, добывал трупы для изучения на кладбищах и на основе собственного препарирования создал труд «семь книг о строении тела человека». Дедушкой анатомии считают Гиппократа. Сервет и Гарвей опровергнули теорию Галена о кровообращении. Сервет правильно описал малый круг кровообращения, Гарвей – большой. Для утверждения данных теорий важное значение имело открытие Мальпиги капилляров (1661). Азелио описал лимфатические сосуды в брыжейке собаки. Очень важным для развития физиологии явилось открытие в 1 половине 18 века рефлекса французским физиологом Рене Декартом и теория Дарвина о том, что организмы развиваются в процессе эволюции под действием борьбы за существование, естественного отбора и наследственности. В 1839 году Шванн открыл клеточную теорию организмов, в которой доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских, животные клетки отличаются от растительных… В 17 веке в Москве создается первая медицинская школа при аптекарском приказе. Основатель первой анатомической школы – Загорский, его ученик – Буяльский – профессор кафедры анатомии – предложили метод бальзамирования трупов. Основоположник топографической анатомии – Пирогов Н.И. – разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Развитию анатомии способствовали труды Мечникова, Бехтерева, Тимирязева, Северцова, Воробьева, Стефаниса, Зернова.

Воробьев разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой материала растворами слабых кислот.

Збарский вместе с Зерновым разработали метод бальзамирования (Ленин). Тонков вместе с учениками проводили опыты и исследования сосудистой системы. Изучением кровеносных сосудов и периферических нервов занимался Шевкуненко. Достижения в изучении лимфатической системы связаны с именами Иосифова, Стефаниса, Жданова.

Значительные результаты были получены благодаря открытию новых методик электрической регистрации деятельности органов. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии 19 века (Сеченов – процесс торможения, 1862 год). В начале 20 века И.П.Павловым было создано учение о ВНД и о двух сигнальных системах. Посников открыл причины смерти на органном уровне. Клод Бернар – о внутренней среде организма (pH)., Овсянников – с/с центр, Сеченов – перенос газов кровью, утомление, активный отдых, центр торможения, рефлекторная деятельность головного мозга, Введенский – регистрация биопотенциалов, парабиоз. 1889 год – Лунин – открытие витаминов, Анохин – функциональные системы.

Огромны заслуги Павлова и в изучении физиологии кровообращения и пищеварения. Им и его учениками был разработан метод физиологической хирургии. В настоящее время больших успехов достигло исследование физиологических процессов, происходящих в в отдельных клетках и их структурных элементах. Успехи электрофизиологии тесно связаны с использованием электроники и радиотехники. Электрофизиологические исследования получили большое значение в медицине (электрокардиография, электроэнцефалография).

Главная потребность человека — сохранение жизни и здоровья. Здоровым считается человек, у которого отсутствуют болезни и физические дефекты. Чтобы сохранить здоровье как можно дольше, необходимо изучать свой организм, знать какие процессы происходят внутри, изучать факторы и условия, которые вызывают патологические изменения.

Это делают научные дисциплины, которые исследуют человеческий организм, разрабатывают профилактику и методы лечения заболеваний. Выделяют 2 основных направления: анатомия и физиология.

Что такое анатомия

Анатомия — это наука, изучающая структуру организма, органов и систем в целом.

Дисциплина возникла еще в Древней Греции до нашей эры. Название произошло от греческого слова «анатоме», при переводе значит «рассечение».

В те времена изучения организма человека проводилось путем вскрытия мертвого тела. Первым начал проводить такие опыты на животных ученый Алкемон, с целью изучения строения внутренних органов.

Гиппократ описал кости черепа, строение позвонков, ребер, внутренние органов. Это послужило мощным толчком для изучения дисциплины в дальнейшем. Сегодня анатомия имеет несколько отраслей:

  • Нормальная анатомия — наука о здоровом организме;
  • патологическая анатомия — дисциплина, которая исследует отклонения от нормы, патологические изменения органов и систем;
  • топографическая анатомия изучает послойно анатомические области, проекцию органов на кожу (голотопию ), расположения органов относительно друг друга (синтопию ), отношение к скелету (скелетотопию ), кровоснабжение, иннервацию и отток лимфы в нормальных и патологических условиях.

Что такое физиология

Нормальная физиология исследует функции и процессы здорового организма. Патологическая физиология изучает как меняются процессы жизнедеятельности при какой-либо патологии, факторы приводящие к заболеванию, патогенез данных явлений.

Принято считать, что официально физиология возникла в 1628г. , когда Вильям Гарвей (английский врач) издал свой трактат, в котором описал наличие большого и малого кругов кровообращения и воздействия сердца на систему кровообращения.

Виды физиологии:

  • Возрастная , которая исследует жизнедеятельность организма человека, образование, развитие и угасания его функций;
  • физиология труда изучает профессиональные факторы, которые влияют на жизненные процессы;
  • авиационная рассматривает изменения реакций организма в условиях низкого атмосферного давления и космоса;
  • экологическая обнаруживает и изучает реакции в организме при изменении климата и географической среды, увеличение выносливости к неблагоприятным факторам;
  • эволюционная изучает процессы физиологии, их механизмы регуляции и развития, сходства в организмах, которые находятся на разных эволюционных ступенях.

Анатомия и физиология человека неотделимы друг от друга. Совокупность клеток образуют ткань, ткань свою очередь орган, органы переходят в системы. Строение органов прямо связно с их функциями.

Например, желудок состоит из слизистого, подслизистого, мышечного, серозного слоя. Главными его функциями есть перемешивание съеденной пищи и ее расщепление, для дальнейшего продвижения по желудочно-кишечному тракту. Мышечный слой сокращается, при попадании еды происходит перемешивания пищи и растирания ее до густой консистенции. Клетки слизистого слоя выделяют пепсин и соляную кислоту. Пепсин нужен для преобразования белков в полипептиды и в аминокислоты, а соляная кислота образует необходимую кислотность для действия ферментов протеолиза и убивает бактерии.

Обладая знаниями о строении органа, можно понять его функциональные способности и наоборот, понимая функции органа можно объяснить его структуру.

На основании знаний анатомии и физиологии человека, можно решать проблемы сохранения работоспособности и благополучия, проводить профилактические и лечебные мероприятия.

Например, при атеросклерозе коронарных сосудов на стенке артерий появляется атеросклеротическая бляшка, которая ведет к нарушению кровообращения, гипоксии и развитию ишемической болезни сердца, ее неблагоприятных последствий. Одна из причин развития этой бляшки — повышенный уровень холестерина. Именно с помощью знаний патогенеза заболевания можно предупредить развития болезни, уменьшая в рационе продукты, содержащие насыщенные жиры (колбасные и мучные изделия, торты).

Анатомия и физиология — два кита, на которых строится вся медицинская отрасль.

по учебной дисциплине

«Анатомия и физиология человека»

для специальности среднего профессионального образования

34.02.01.«Сестринское дело»

Составила: преподаватель Реутина И. А.

Рассмотрены и утверждены

на заседании ЦМК общепрофессиональных

учебных дисциплин

Протокол № ______

«______» _______________ 2014 г
Председатель ______________

Реутина И.А.


Санкт-Петербург

Пояснительная записка
Краткие конспекты предназначены для студентов 1 курса специальности «Сестринское дело», изучающих дисциплину «Анатомия и физиология человека».

Краткие конспекты составлены на основе Рабочей программы поОП.02«Анатомия и физиология человека» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и соответствуют требованиям ФГОС по данной специальности.

Цель пособия – помочь студентам освоить достаточно сложный и объемный материал, структурировав его.Краткие конспекты необходимы как основа для самостоятельного изучения пропущенных тем с помощью учебника и атласа по нормальной анатомии человека. Краткие конспекты могут пригодиться и студентам старших курсов для быстрого восстановления знаний по анатомии.

Конспекты составлены по разделам, перед каждым разделом изложены минимальные требования к знаниям студентов.

Краткие конспекты сопровождаются словарем анатомических терминов и списком литературы для самостоятельного изучения материала.

Краткий конспект теоретического материала по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека»

Раздел I. Анатомия и физиология как предмет. Организм человека - биологическая целостная саморегулирующая система

Студент должен знать

1.Определение наук «Анатомия» и «Физиология»

Анатомия – это наука, изучающая строение человека, его органов и тканей.

Физиология – это наука, изучающая процессы жизнедеятельности человека, его органов и тканей.

Раздел 2. Учение о тканях. Понятие об органе и системах органов.
Студент должен знать:


  1. Определение понятия «Ткань».

  2. Виды тканей.

  3. Особенности, местоположение, классификацию и функции эпителиальных тканей.

  4. Особенности, строение, разновидности, расположение соединительных тканей.

  5. Особенности, строение, разновидности, расположение мышечных тканей.

  6. Особенности нервной ткани, классификация нейронов, отростки нейрона.

  7. Определение понятия «Орган» (с примерами).

  8. Определение понятия «Система органов» (с примерами).
Ткань – это совокупность клеток и межклеточного вещества, обладающая общим строением, развитием и функциями.

Виды тканей:


  1. Эпителиальные

  2. Соединительные

  3. Мышечные

  4. Нервные
Эпителиальные ткани

Делятся на 2 группы по строению:


  1. Покровный эпителий (кожа и слизистые оболочки внутренних органов)

  2. Железистый эпителий (образует железы)
Расположение эпителиальных тканей:

  1. Поверхностный слой кожи

  2. Внутренняя выстилка сосудов

  3. Слизистые оболочки внутренних полых органов

  4. Серозные оболочки
Особенности эпителиальных тканей:

1.много клеток, мало межклеточного вещества

2. быстрая регенерация

3. способность вырабатывать секрет

4. полярное строение клеток

Классификация эпителиальных тканей по строению:


  1. Однослойный эпителий
- однорядный

Многорядный


  1. Многослойный
- ороговевающий

Неороговевающий

Переходный

Соединительные ткани

Особенности соединительных тканей:


  1. Мало клеток, много межклеточного вещества

  2. Разнообразие клеток
Разновидности соединительных тканей:

  1. Кровь и лимфа

  2. Волокнистые соединительные ткани
а) рыхлая неоформленная

Во всех органах

б) плотная неоформленная

Сетчатый слой кожи

в) плотная оформленная

Связки, сухожилия


  1. Хрящевые
а) гиалиновый хрящ - хрящи трахеи, хрящевые части ребер

б) волокнистый хрящ - межпозвоночные диски

в) эластический - ушная раковина


  1. Костная
Структурная единица костной ткани называется остеон

Клетки костной ткани называются остеоциты. Межклеточное вещество обызвествлено.


  1. Соединительные ткани с особыми свойствами
а) жировая (подкожно-жировая клетчатка)

б) пигментная (радужная оболочка)

в) ретикулярная (красный костный мозг)

Мышечные ткани

Особенность мышечных тканей:


  1. Способность к сокращению
Виды мышечной ткани:

  1. Гладкая (в стенке внутренних органов) – сокращается непроизвольно

  2. Поперечно-полосатая (скелетные мышцы) – сокращаются произвольно

  3. Миокард (сердечная мышца) сокращается непроизвольно
Нервная ткань

Особенность:


  1. Способность генерировать и проводить нервные импульсы
Специфические клетки нервной ткани называются нейроны

Нейрон имеет отростки:


  1. Аксон

  2. Дендриты
Нейроны подразделяются по функции:

  1. Двигательные

  2. Чувствительные

  3. Вставочные
Нейроны по количеству отростков делятся на:

  1. Мультиполярные

  2. Биополярные

  3. Псевдоуниполярные
Нервные волокна - отростки нейронов, покрытые оболочкой.

Синапс – это место соединения нервных клеток.

Понятие об органе и системах органов.


  1. Пища измельчается

  2. Формируется пищевой комок

  3. Определяется вкус пищи

  4. Расщепляются углеводы
В полости рта находятся зубы и язык.
Зубы

Постоянных зубов – 32

Молочных зубов -20
Зуб имеет 1. коронку

2.шейку


3. корень

Зуб образован веществами

2.дентин


3.цемент

В полости зуба находится пульпа

Различают:


  1. Резцы

  2. Клыки

  3. Малые коренные зубы

  4. Большие коренные зубы
Язык

Мышечный орган, имеющий


  1. корень

  2. тело

  3. кончик
Язык покрыт слизистой оболочкой.

Слизистая оболочка языка имеет сосочки, она розовая, бархатистая.

Из полости рта через зев пища попадает в глотку.
Глотка

- полый орган, перекрест дыхательных и пищеварительных путей.

Имеет отделы:


  1. Носоглотка
через хоаны сообщается с полостью носа, сообщается также с полостью среднего уха (барабанная полость) через слуховую(евстахиеву) трубу

  1. Ротоглотка
через зев сообщается с полостью рта

  1. Гортаноглотка
сообщается с гортанью и продолжается в пищевод

Функции глотки:


  1. Проведение пищи

Пищевод

Полый орган в виде трубки длинной 25-30 см.

Функция пищевода

1. проведение пищи


Отделы:

  1. Шейный

  2. Грудной

  3. Брюшной
Слои стенки:

  1. Слизистая оболочка

  2. Мышечная оболочка

  3. Адвентициальная оболочка (в брюшном отделе- серозная)
Желудок

Расширенный отдел пищеварительного тракта

Находится в брюшной полости (собственно эпигастральная область и левое подреберье).

Отделы:


  1. Кардиальный отделы

  2. Свод

  3. Тело

  4. Пилорический отдел
Слои стенки желудка:

  1. Слизистая оболочка

  2. Мышечная оболочка

  3. Серозная оболочка

В слизистой оболочке находятся желудочные железы, выделяющие желудочный сок.

В состав желудочного сока входят


  1. Слизь
предохраняет желудок от самопереваривания

  1. Ферменты
пепсины расщепляют белки

  1. Соляная кислота
- активизирует ферменты

Регулирует работу пилорического сфинктера

Обладает бактериоцидным действием

Необходима для всасывания железа

Тонкая кишка

Имеет длину 5 метров.


  1. Двенадцатиперстная кишка

  2. Тощая кишка

  3. Подвздошная кишка
2+3 – брыжеечный отдел тонкой кишки

Слои стенки тонкой кишки:


  1. Слизистая оболочка
складчатая, имеет большое количество ворсинок

  1. Мышечная оболочка

  2. Серозная оболочка
В тонкой кишке заканчивается расщепление питательных веществ и осуществляется всасывание.

Толстая кишка

Имеет длину 2 метра.


  1. Слепая кишка с аппендиксом (находится в правой подвздошной области)

  2. Восходящая ободочная кишка

  3. Поперечно- ободочная кишка

  4. Нисходящая ободочная кишка

  5. Сигмовидная кишка (находится в левой подвздошной области)

  6. Прямая кишка

В толстой кишке


  1. Всасывается вода

  2. Формируются каловые массы

  3. Микрофлора вырабатывает витамины

Дефекация – это удаление каловых масс из организма.


Раздел 6. Морфофункциональная характеристика органов выделения. Процесс выделения. Система органов репродукции.
Студент должен знать

  1. Значение образования мочи.

  2. Органы мочевыделительной системы

  3. Строение и функции почек

  4. Строение и функции мочеточников

  5. Строение и функции мочевого пузыря

  6. Строение и функции мочеиспускательного канала

  7. Стадии образования мочи

  8. Строение и функции органов половой системы.
К мочевыделительной системе относятся:

  1. Почки

  2. Мочеточники

  3. Мочевой пузырь

  4. Мочеиспускательный канал
Почки

Парный паренхиматозный орган бобовидной формы.

Находятся в брюшной полости, забрюшинно в поясничной полости.


  1. Образование мочи

  2. Регуляция артериального давления

  3. Регуляция кроветворения

  4. Регуляция водно- солевого обмена

  5. Регуляция кислотно – щелочного равновесия
Почка состоит из:

  1. Коркового вещества

  2. Мозгового вещества
Синус (пазуха) почки включает:

  1. Малые почечные чашечки

  2. Большие почечные чашечки

  3. Почечная лоханка
Структурно – функциональной единицей почки является нефрон.

Нефрон включает:


  1. Почечное тельце

  • Капиллярный клубочек

  • Капсула Боумена –Шумлянского

  1. Канальцы

  • Проксимальный извитой каналец

  • ПетляГенле

  • Дистальный извитой каналец

  • Вставочный каналец
Моча образуется в нефронах, поступает в собирательные трубочки, затем -в почечный синус.

Стадии образования мочи:

I.Образование первичной мочи.


  1. Фильтрация. Образуется первичная моча (120- 180 л)
II. Образование вторичной мочи.

  1. Реабсорбция. Обратное всасывание в кровь нужных организму веществ.

  2. Секреция. Выделение веществ из крови в просвет канальцев нефрона.
Образуется вторичная (конечная) моча 1,5 – 2 л за сутки.

Мочеточники

Трубка длиной около 30 см.

Отделы:


  1. Брюшной

  2. Тазовый
Открываются в области дна мочевого пузыря.

Функции:


  1. Проведение мочи
Мочевой пузырь.

Полый мышечный орган, накапливающий мочу.

Имеет:


  1. Верхушку

  2. Тело

  3. Шейку
Стенка мочевого пузыря состоит из 3х слоев :

  1. Слизистая оболочка

  2. Мышечная оболочка

  3. Адвентициальная оболочка
Находятся в полости малого таза. Под мочевым пузырем у мужчин лежит предстательная железа, сзади - прямая кишка и семенные пузырьки. Сзади мочевого пузыря у женщины находится матка и влагалище.

Мочеиспускательный канал

У женщины мочеиспускательный канал открывается в преддверии влагалища.

У мужчины мочеиспускательный канал открывается на головке полового члена.

Имеет 3 части:


  1. Предстательная

  2. Перепончатая

  3. Губчатая
Женские половые органы

Наружные Внутренние


  1. большие половые губы 1. матка

  2. малые половые губы 2.маточные трубы

  3. клитор 3. влагалище

  4. преддверие влагалища 4. яичники

Большие и малые половые губы представляют собой кожные складки.

Пространство между малыми половыми губами называется преддверие влагалища.

Находится матка в полости малого таза. Сзади матки находится прямая кишка.

Отделы матки:
2. тело

3. шейка


Слои стенки матки:

  1. эндометрий

  2. миометрий

  3. периметрий
Канал шейки матки открывается во влагалище отверстием – зев.

Функции матки.


  1. вынашивание плода

  2. менструальная
Маточные трубы

Парный орган длиной 10-12 см, лежат маточные трубы в полости малого таза.

Отделы маточных труб:


  1. маточная часть

  2. перешеек

  3. ампула

  4. воронка с бохромками
Слои стенки маточной трубы:

  1. слизистая оболочка

  2. мышечная оболочка

  3. серозная оболочка
Функции маточных труб:

  1. проведение яйцеклетки

  2. оплодотворение
Влагалище

Растяжимая трубка длиной 8-10см.

Слои стенки влагалища:


  1. слизистая оболочка

  2. мышечная оболочка

  3. соединительно- тканная оболочка
Функции влагалища:

  1. является органом совокупления

  2. является родовым каналом.
Яичники

Парный орган округлой формы. Расположены яичники в полости малого таза.

Состоит из коркового и мозгового вещества. В корковом веществе находятся фолликулы, содержащие яйцеклетки.

Функции яичников:

1. созревание яйцеклеток

выработка гормонов (эстрогены, прогестерон)

Выход яйцеклетки из яичника называется овуляция.

Мужские половые органы

Делятся на:


  1. наружные:
а) половой член

б) мошонка


  1. внутренние:
а) яички

б) придатки яичек

в) семявыносящие протоки

г) семенные пузырьки

д) семявыбрасывающие протоки

е) предстательная железа

ж) бульбоуретральные железы

Яичко

Парная половая железа овоидной формы. Расположены яички в мошонке.

Разделено яичко на дольки, в которых находятся извитые семенные канальцы.

Функции яичек:


  1. Сперматогенез

  2. выработка тестостерона
Придаток яичка

Парный орган удлиненной формы, лежит позади яичка.

Имеет три раздела:


  1. головка

  2. тело

  3. хвост
Функции придатков яичек:

  1. проведение сперматозойдов

  2. дозревание сперматозойдов
Семявыносящий проток

Парный орган в виде трубки длиной 45- 50 см.

Функция:


  1. выведение сперматозойдов
Семенной пузырек

Парный орган вытянутой формы. Лежат семенные пузырики позади мочевого пузыря. Имеют бугристую поверхность.

Функция:


  1. выделения секрета, входящего в состав спермы
Семявыбрасывающий проток

Парные органы, образующиеся при слиянии протока семенного пузырька семявыносящего протока. Открывается в предстательную часть мочеиспускательного канала.

Функция:


  1. выведение сперматозойдов
Предстательная железа

Железисто- мышечный орган, расположенный под мочевым пузырем


Норма эритроцитов для мужчин 4,0x10 12/л -5,0x10 12/л

для женщин 3,9x10 12/л – 4,5x10 12

В эритроцитах содержится гемоглобин . При помощи гемоглобина эритроциты переносят кислород и углекислый газ

Соединение Hbc О 2 называется оксигемоглобин.

Соединение Hbc СО 2 называется карбогемоглобин

При отравлении угарным газом образуется карбоксигемоглобин (трудноразрушимое соединение), эритроциты не могут переносить О 2 .


Лейкоциты – это бесцветные кровяные клетки, выполняющие защитную функцию Норма лейкоцитов 4,0x10 9/л -9,0x10 9/л

Различают:


  1. гранулоциты (зернистые лейкоциты)
а) нейтрофилы

б) базофилы

в) эозинофилы


  1. агранулоциты (незернистые лейкоциты)
а) моноциты

б) лимфоциты

Все лейкоциты, кроме лимфоцитов, образуются в красном костном мозге. Лимфоциты образуются в селезенке, лимфатических узлах, вилочковой железе.

Лейкоцитоз – повышение количества лейкоцитов в крови. Наблюдается при воспалительных заболеваниях, у здоровых людей после еды.

Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов.

Лейкоцитарная формула – это процентное содержание различных видов лейкоцитов в объеме крови.

Тромбоциты – это кровяные пластинки, необходимые для свертывания крови. Образуются в красном костном мозге.

Норма тромбоцитов 180x10 9/л -320x10 9/л

Группы крови

В крови есть белковые вещества агглютиногены и агглютинины.

Агглютиногены находятся в эритроцитах.

Агглютинины находятся в плазме.

В зависимости от содержания агглютиногенов и агглютининов различают по системе АВО четыре группы крови

Для переливания используется одногруппная кровь донора.

Донор – человек, отдающий кровь.

Реципиент – человек, принимающий кровь


Резус - фактор

Особый белок, находящийся в эритроцитах.

Rh+- есть резус – белок в эритроцитах.

Rh- - нет резус- белка в эритроцитах.


Свертывание крови.

Свертывание крови – это защитная реакция организма, сложный биохимический процесс превращения растворимого белка фибриногена в нерастворимый фибрин. Фибрин образует основу тромба, который закрывает поврежденный кровеносный сосуд.

Наследственное заболевание, при котором нарушено свертывание крови называется – гемофилия.
Свертывание крови также нарушено при недостаточном количестве тромбоцитов, поражение печени (плохо образуется протромбин и фибриноген), низкой концентрации кальция в крови.
СОЭ

Скорость оседания эритроцитов

В норме у мужчин от 2 до 10 мм/ час.

У женщин от3 до 15 мм/ час.

Увеличение скорости оседания эритроцитов отмечается при воспалительных заболеваниях.
Понятие о кроветворении

Кроветворение – это образование форменных элементов крови. Кроветворение осуществляется в кроветворных органах.

К кроветворным органам относятся красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы.

Раздел 8. Морфофункциональная характеристика системы кровообращения. Процесс кровообращения и лимфообращения.
Студент должен знать:


  1. Большой и малый круги кровообращения (место начала, место впадения вен в сердце, значение).

  2. Строение и положение сердца (камеры, стенка, околосердечная сумка, клапаны).

  3. Фазы сердечного цикла.

  4. Аорта, её отделы, области кровоснабжения.

  5. Общая сонная артерия, области кровоснабжения.

  6. Артерии верхних конечностей.

  7. Артерии нижних конечностей.

  8. Места прижатия артерий.

  9. Система верхней полой вены (области сбора крови, вены верхний конечностей).

  10. Система нижней полой вены (области сбора крови, вены нижней конечностей).

  11. Система воротной вены.

  12. Основные функции лимфатической системы.

  13. Виды лимфатических сосудов (лимфатические капилляры → лимфатические сосуды → лимфатические стволы → лимфатические протоки)

  14. Регионарные лимфатические узлы.

Сердечнососудистая система

Сердце Кровеносные сосуды
Артерии – это сосуды несущие кровь от сердца к органам.

Артерии большого круга кровообращения несут артериальную кровь, а малого круга – венозную кровь .

Самая крупная артерия - это аорта.

Самые мелкие артерии называются артериолы.

Вены – это сосуды, несущие кровь от органов к сердцу. Вены большого круга кровообращения несут венозную кровь, а малого круга артериальную.

Самые мелкие вены называются венулы. Самая крупная вена – нижняя полая.

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, через стенки которых проходит обмен веществ между кровью и талами.

Круг кровообращения – это замкнутая система сосудов, по которым кровь движется от сердца к органам и обратно.

Большой круг кровообращения начало:

Из левого желудочка начинается аорта

Конец: заканчивается верхней и нижней полыми венами в правом предсердии.

Значение: доставка кислорода органам и тканям.

Малый круг кровообращения:

Начало: из правого желудочка начинается легочный ствол.

Конец: заканчивается легочными венами(4 шт.) в левом предсердии

Значение : обогащение крови кислородом в легких.

Сердце – полый мышечный орган конусовидной формы весом около 300 грамм.

Отделы:


  1. основная

  2. верхушка
Камеры:

  1. левое предсердие

  2. левый желудочек

  3. правое предсердие

  4. правый желудочек
Сердце покрыто сердечной сумкой – перикард.

Слои стенки сердца:


  1. эндокард

  2. миокард

  3. эпикард
Клапаны сердца – это выросты эндокарда, препятствующие обратному току крови.

Различают клапаны:


  1. полулунные

  2. створчатые
а) двустворчатый (митральный, левый атрио- вентрикулярный)

б) трехстворчатый (трикуспидальный, правыйатриовентикулярный)

Цикл сердечной деятельности :


  1. систола предсердий 0,1 сек.

  2. систола желудочков 0,3 сек.

  3. диастола 0,4 сек.
Сердечная мышца обладает автоматией.

Автоматия – это способность миокарда сокращаться под действием импульсов, возникающих в самом себе.

«Водителем» сердечного ритма является синусный узел.

Аорта и её ветви

Отделы аорты:


  1. Восходящая аорта
От нее отходят коронарные артерии, кровоснабжающие миокард.

  1. дуга аорты
кровоснабжает органы головы, шеи, верхние конечности

отходят от дуги аорты плечеголовной ствол, левая общая сонная артерия, левая подключичная артерия.


  1. Нисходящая аорта.
а) грудная аорта

кровоснабжает стенки и органы грудной клетки.

б) брюшная аорта

кровоснабжает органы и стенки брюшной полости.

Нисходящая аорта делится на правую и левую общие подвздошные артерии.
Общая сонна артерия

Наружная сонная артерия Внутренняя сонная артерия

Подключичная артерия → подкрыльцовая артерия плечевая артерия лучевая и локтевая артерия →ладонные дуги →пальцевые артерии.

Общая подвздошная артерия

Наружная подвздошная артерия Внутренняя подвздошная артерия

Наружная подвздошная артерия→ бедренная артерия→ подколенная артерия → передняя и задняя большие берцовые артерии →артерии стопы.

Вены большого круга кровообращения.

Верхняя полая вена образуется при слиянии плече – головных вен. Собирает венозную кровь от органов головы, шеи, верхних конечностей. Каждая головная вена образуется при слиянии внутренней яремной и подключичной вен.


Вены верхних конечностей

Поверхностные Глубокие

Расположенные под кожей Лежат рядом с артериями, называются

В виде сетей также как и артерии
Нижняя полая вена образуется при слиянии правой и левой общих подвздошных вен. Собирает кровь от стенок брюшной полости, печени и парных органов грудной полости. От непарных органов брюшной полости кровь собирается в воротную вену.

Селезеночная вена


Верхняя брыжеечная вена воротная вена → печень

Нижняя брыжеечная вена

Печеночные вены
нижняя полая вена

Внутренняя подвздошная артерия собирает венозную кровь от стенок и органов малого таза. Наружная подвздошная артерия собирает венозную кровь от нижних конечностей.

Вены нижних конечностей

Поверхностные вены Глубокие вены

(лежат под кожей в виде сетей). (лежат между мышцами рядом с