По ня тий ное мыш ле ние. Понятийное мышление: зачем оно нужно, если и без него неплохо? Применение в бытовой сфере

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был образован и успешен.

Но как же правильно «образовывать» ребенка? Как не запутаться в море развивающих программ?

Для этого надо понимать и мышления.

Ведь, чтобы научиться управлять машиной, надо для начала понять, как ее завести, куда вставить ключ зажигания.

А если мы пытаемся воткнуть ключ в прикуриватель, то ничем хорошим это не закончится.

Так же и с детьми. Если пытаться обучать ребенка неправильно, то в лучшем случае просто ничего не произойдет.

Начнем с азов: Мышление и его виды

Восприятие окружающего мира определяется мышлением. Интересующиеся психологией знают, что мышление бывает нескольких видов:

  • наглядно-действенное (основной способ познания мира у детей до 1,5 лет, когда малыши манипулируют с предметами их окружающими);
  • конкретно-предметное, формирующееся с 1,5 до 7 лет (все мыслительные задачи решаются через взаимодействие с реальным объектом);
  • наглядно-образное (с 3 до 7-8 лет дети воспринимают только то, что могут себе представить или увидеть);
  • абстрактно-логическое (формируется с 7 лет и представляет собой мышление категориями, которых в природе нет).

Таким образом, мы видим, что восприятие и анализ полученной информации у детей происходит на качественно другом уровне в зависимости от их возраста.

И на стыке последних видов психологами выделяется так называемое «понятийное мышление», которое развивается в течение всей жизни, но особенно значимо именно в детском возрасте, так как именно оно является начальной базой для формирования абстрактно-логического восприятия мира.


Что такое «понятийное мышление»?

Это вид восприятия информации через выстраивание логических связей между понятиями.

Здесь хочется вспомнить фразы про отсутствие логики у разных личностей. Так вот, если уж вы кому-то говорите про то, что у него с логикой беда, то говорите правильно: «У тебя совсем не развито понятийное мышление!» J

Но, давайте серьезно.

Как же происходит формирование понятийного мышления?

Через последовательное постижение закономерностей того или иного явления.

Именно так ребёнок учится выделять причинно-следственные связи между явлениями.

Банально : бросает ребенок предметы и видит, что все они падают, только одни остаются целыми, а другие разбиваются. И ребенок видит закономерность: все падает вниз.

И первичной абстракцией, через которую малыш начинает знакомство с законами мира, является чтение. То есть, другими словами, для начала образовательного процесса ребёнок должен научиться читать.

Вот тут у родителей возникает вполне логичный вопрос: какую методику обучения выбрать, чтобы процесс не стал педагогической ошибкой, а их чадо не приобрело негативный опыт.

Тот самый, который психологи, в частности Людмила Аполлоновна Ясюкова – кандидат психологических наук, автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса на протяжении всего обучения в школе – назвала вслед за Л.С. Выготским «допонятийное дефективное мышление».

Что же из себя представляет понятийное мышление?

Понятийное мышление складывается из 3 составляющих:

  • умения вычленять суть явления;
  • умения видеть причину действия (явления) и прогнозировать его последствия;
  • умения систематизировать и строить целостную картину конкретной ситуации (явления).

Образование – процесс, который сопровождает человека всю жизнь.

И это не красивая фраза, это объективная реальность, обусловленная особенностями психических процессов.

Если человек перестает учиться, познавать, активно работать мозгами, то темпы старения, деменция набирают обороты просто в геометрической прогрессии.

Постижение окружающего мира осуществляется через его понятийное осмысление, то есть малыша нужно научить постигать понятия.

Но мы ведь помним, что в начале мы писали о возрастных особенностях мышления?

Вспомнили, в каком возрасте природой задумано формирование такого мышления?

Так зачем же тыкать ключ от зажигания в машину, в которой еще даже проводки нет?!

И ведь это не одни мы таким страдаем. Любимая Европа уже наломала дров на этом поприще.
Нам бы поучиться на их ошибках, а не наступать не те же грабли…

Напишите, хотите ли вы узнать, какую ошибку допустила вся Франция в обучении детей чтению?

Когда человек начинает познавать мир вокруг себя, он согласует все данные с полученными в ходе исследования ощущениями. Разум человека в то же время выстраивает логическую картинку, обрисовывая вокруг конкретных процессов и вещей мысленные связи. В таком случае понятийное мышление — это принципиальный вид мышления человека, присущий ему на всем жизненном пути.

Роль понятий для людей

Если взглянуть на само определение понятия, то оно может выглядеть следующим образом:

  • подведенный и структурированный итог мыслительного процесса, его вывод;
  • развитие процесса мышления, построение выводов без обращения к реальным предметам, а только благодаря операциям и логическим заключениям.

Давно известно и не менее очевидно, что все развитие человечества в целом и общение людей в частности просто немыслимо без применения в повседневной жизни понятий. Все формы общения включают в себя постоянное использование понятий, будь то бытовая беседа двух горожан в парке или масштабная научная конференция по биологии. Разумеется, развитие понятийного мышления крайне полезно для любых областей деятельности человека: юридической, политической, экономической, научной и так далее. Если представить, что неумение изъясняться и отсутствие единого толкования базовых понятий вдруг стали бы характерны для текущей информационной эры, то все человечество непременно откатилось бы в развитии до уровня древнего мира.

Определение понятийного мышления

В общем смысле понятийное мышление — это такой вид мышления человека, при котором он оперирует понятиями и логическими конструкциями. Впервые такое определение было дано советским психологом Л. С. Выготским, который также вывел три основные и самые важные характеристики данного вида:

  1. Способность видеть и понимать суть явлений.
  2. Умение строить причинно-следственные связи.
  3. Навыки систематизирования информации и выстраивания ее в цельную картину.

Исследовано наличие понятийного мышления у детей. Согласно полученным данным, оно находится лишь в стадии развития и уступает так называемому допонятийному мышлению. В данном случае организация мыслительных процессов несколько иная, чем у взрослых, сформировавшихся личностей. Дети часто судят о конкретных предметах, сводя все при объяснении к знакомому и частному. Большая часть суждений выносится на основании сходства с чем-то ранее увиденным. Причиной тому служит главенствующая позиция памяти в детском допонятийном мышлении, которое, в свою очередь, преобладает примерно до пятилетнего возраста.

Основные инструменты и принципы

Создавать и формулировать различные понятия человеку помогают шесть инструментов мышления, которыми он пользуется в течение всей жизни:

  1. Систематизация. Условное объединение нескольких категорий в одну единую систему.
  2. Абстрагирование. Произвольное выделение каких-то определенных признаков предмета или явления при одновременном произвольном отвлечении от других признаков.
  3. Синтез. Обобщение и объединение отдельных частей предмета или явления в одно целое.
  4. Анализ. Обратный синтезу инструмент понятийного мышления. Расчленение общего на отдельные составные части, разделение предметов и явлений на признаки.
  5. Сравнение. Сопоставление между собой двух и более явлений, событий и предметов.
  6. Обобщение. Объединение нескольких различных понятий в рамках единой категории.

Принципы понятийного логического мышления всецело построены на нескольких взаимосвязях, среди которых можно отметить следующие:

  • причина и следствие;
  • цели и средства;
  • тезис, обоснование и вывод.

Применение в бытовой сфере

Отсутствие понятийного мышления в повседневной жизни способно создать множество трудностей для человека. Практическая деятельность того, кто не владеет таким видом мышления, приобретает неорганизованный и неопределенный характер.

Ярким примером может послужить фраза «Сидоров находится в отпуске». Если толковать слово «отпуск» как любое отсутствие сотрудника на рабочем месте, то сразу же возникает определенная путаница и введение в заблуждение. Другой наглядной иллюстрацией необходимости наличия понятийной формы мышления в бытовой сфере может послужить обычный просмотр спортивного соревнования по телевизору. Как правило, в передаче используются понятия «призер», «участник», «победитель». Без конкретного и четко закрепленного смысла всех этих терминов просмотр соревнования лишен всякой смысловой нагрузки.

Применение в деловой сфере

Все подобные отрасли, включая экономику, юриспруденцию и политику, нуждаются в строгих и однозначных трактовках понятий, которые используются людьми при общении. Ключевой особенностью этой сферы считается необходимость единого толкования фигурирующих терминов всеми договаривающимися о чем-либо сторонами.

Когда участники переговоров по-разному трактуют ключевые события, предметы и явления, появляется угроза невыполнения официальных соглашений и распоряжений. Именно поэтому понятийное мышление — это своеобразный краеугольный камень в бизнес-отрасли и всей деловой области в целом.

Применение в научной сфере

Здесь необходимость однозначности понятий не менее очевидна, так как результат научной работы во многом определяется правильной трактовкой исходных данных. Однако достоверно известно, что одно понятие может иметь несколько разное значение в определенном контексте.

Если вновь обратиться к экономической отрасли, то нетрудно представить верное толкование понятия рынка для конъюнктуры страны, города или района. Но если вспомнить этот же термин в контексте похода за продуктами, он сразу же приобретает совершенно другой смысл.

Статистика и развитие

Психолог Людмила Ясюкова в своем исследовании выяснила, что около 20% взрослых мужчин и женщин в России напрочь лишены достаточно развитого уровня понятийного мышления. По словам специалиста, картина в других развитых странах мало чем отличается от результатов данного исследования.

Самый главный способ того, как развить понятийное мышление и вывести его на необходимый качественный уровень, заключается в регулярной постановке контролируемых экспериментов. Контроль непременно важен для чистоты проводимых исследований. Первый опыт, помогающий в развитии, в норме начинает приобретаться еще в возрасте шести-семи лет. Именно тогда ребенок должен учиться овладевать конкретными понятиями и переводить их в свой личный багаж опыта. В противном случае все понятия так и будут полностью абстрактны, а взрослый человек останется с допонятийным уровнем мышления, что, конечно же, существенно повлияет на его интеллектуальные возможности.

Проблема также кроется в том, что, как и любое другое, понятийное мышление — это проведение теоретических операций без участия органов чувств. Без проверки человеком себя и своих убеждений в реальном мире не может идти и речи о развитии личности.

Проведение исследований

Наиболее эффективными и актуальными методами исследования принято считать вербальные формы с бланками вопросов и ответов. Весьма распространена методика «Сравнение понятий». Испытуемому предлагается 22 пары различных понятий, 15 из которых относятся к одному семантическому полю, а оставшиеся — к разным. Наличие правильных ответов по 15 парам одного поля оценивается в баллах, после чего результаты подсчитываются и суммируются. Хорошим показателем принято считать результат в 10-15 баллов. В ином случае необходимо обратить внимание на недостаточное умение испытуемого обобщать и выделять признаки различных понятий.

Другим популярным вербальным исследованием понятийного мышления является методика «Логики связей». Обычно она применяется в классических трудах вроде «Сложных аналогий». Данная методика устанавливает степень понимания испытуемым абстрагированных типов связей между отдельно взятыми понятиями. Еще одно не менее важное исследование называется «Исключение лишнего». Совокупность всех трех бланковых тестов позволяет сделать предварительные выводы о качественном уровне понятийного мышления человека.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление - это начальная стадия, когда формируются свойства, позволяющие преодолеть ряд временных и пространственных ограничений. На этом этапе мышление у детей имеет другую, чем у взрослых, логику и организацию. Логика не является врожденной изначально, а развивается постепенно в процессе оперирования с предметами.

Суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете, поэтому они категоричны и обычно относятся к наглядной действительности, лишь немного отходя от нее. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому и известному. Большинство суждений - суждения по сходству, отсутствует цепь суждений - умозаключения. Очень широко используется суждение по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая эту особенность мышления, убеждая или что-либо объясняя ребенку, необходимо подкреплять свою речь наглядным примером.

Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения, не может посмотреть на себя со стороны, поскольку он не способен свободно производить преобразования системы отсчета, начало которой жестко связано с ним самим, с его «я». Это не позволяет детям до пяти лет правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Для примера рассмотрим эксперимент с макетом из трех гор, описанный Пиаже и Инельдер. Он состоял в следующем: ребенку показывали макет, содержащий три горы разной высоты, причем каждая из них обладала каким-либо отличительным признаком: домиком, рекой, текущей по склону, снежной вершиной. Экспериментатор давал ребенку несколько фотографий макета, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на всех снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент на макете, т. е. в том же ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого ему показывали куклу с головой в виде гладкого шара, без лица, чтобы он не мог следить за направлением ее взгляда. Куклу помещали по другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы изображены так, как видит их кукла, ребенок не мог дать правильного ответа и выбирал те фотографии, где макет был изображен так, как видит его он сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы имели такой вид, как он воспринимал их со своего места. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.

Специфика допонятийного мышления проявляется и в такой характерной черте, как отсутствие представления о сохранении количества. Пиаже показал, что дети пятилетнего возраста судят о количестве вещества только по одному параметру - по высоте жидкости в сосуде, а длина и диаметр сосуда ими при этом не учитываются. Например, в опытах ребенку давали два сосуда одинаковой формы и размера, наполненные красными и синими бусинками и просили вынимать их одновременно обеими руками и класть в другие два сосуда: синюю бусинку - в один сосуд правой рукой, красную - в другой сосуд левой рукой. Когда ребенок наполнял сосуды, его просили их сравнить. Ребенок был уверен, что в обоих сосудах одинаковое число бусинок. Тогда его просили высыпать синие бусы в сосуд другой формы и размера. Теперь выступали различия в понимании соответственно возрасту. Младшие дети отвечали, что количество бусинок в новом сосуде изменилось: если, например, они наполняли этот сосуд до более высокого уровня, ребенок утверждал, что теперь в нем больше бусинок, чем было в прежнем; если наполняли новый сосуд до более низкого уровня, то ребенок предполагал, что теперь их меньше. И только начиная с семи лет дети понимали, что перемещение никак не изменяет количества бусинок.

Другая особенность допонятийного мышления связана с оперированием единичными случаями и называется трансдукцией. Она осуществляется ребенком и вместо индукции и вместо дедукции и приводит к смешению существенных свойств объектов с их случайными особенностями. Например, ребенка семи лет спрашивают:

«Живое ли солнце?» - «Да».- «Почему?» - «Оно двигается». Здесь хорошо заметно, что ребенок не пользуется ни индуктивным, ни дедуктивным выводами, а производит трансдукцию.

Существенной особенностью допонятийного мышления является и синкретизм - связывание всего со всем. Эта операция используется детьми и для анализа и для синтеза. Вместо того чтобы классифицировать объекты, дети уподобляют их более или менее грубо и, переходя от одного объекта к другому, последнему приписывают все свойства прежнего. Вследствие синкретизма два явления, воспринятые одновременно, сразу включаются в общую схему, а причинно-следственные связи подменяются субъективными связями, навязываемыми восприятием. (Почему луна не падает? - Потому что большая или потому что светит и т. д.)

При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат уже понятия и применяются формальные операции. Вторая стадия приходит на смену первой не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый - ребенку 2-3 года - проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие - это синкретизм раннего детского мышления. На втором этапе - 4-6 лет - дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в школьном возрасте (7-10 лет): дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются лишь на пятом этапе, в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта и объективно определить границы класса - понятия.

Здравствуйте! По сведениям психолога Людмилы Ясюковой, менее 20% взрослых людей, проживающих на территории нашей страны, не обладают сформированным понятийным мышлением. Это не просто российская статистика: в других развитых странах цифра останется примерно такой же. Подобные данные пугают и настораживают, заставляя задуматься: «Что такое понятийное мышление? Есть ли оно у меня?».

Конкретно и медленно

Данный вид мышления ввел Л.С. Выготский, известный советский психолог. Если обобщить его рассуждения, то получится, что этот образ мыслей обладает тремя важнейшими характеристиками:

  • способность видеть суть явления,
  • навык найти причину событий и представить последствия,
  • возможность обращаться с информацией, систематизировать ее, выстраивать полную картину случившегося.

Лишь те, кто умеет оперировать понятиями, способны адекватно воспринимать реальность, делать грамотные выводы. Остальные могут быть лишь иллюзорно считать себя правыми, однако, увы, их планы и прогнозы не реализуются. Тогда они сваливают вину на обстоятельства и помехи, но не признают, что сами ошиблись, интерпретируя ситуацию.

К сожалению, таких людей сейчас очень много. Когда сталкиваешься с их упрямством, убежденностью в своей правоте, хочется лишь развести руками, вспомнив про горбатого и могилу.

Хотите проверить себя? Попробуйте ответить на следующие вопросы

  1. Представим следующий ряд: ласточка, голубь, птица, снегирь, пингвин. Кто из них лишний?
  2. Один фунт муки стоит тридцать рублей. Сколько будут стоить две десятикопеечные булочки?
  3. У нас есть два булыжника, четыре ведра воды, пять кошек и четыре кобылы. Чего больше: животных или физических тел?

Не бывает врожденного понятийного мышления. Ни один человек с ним не рождается. Оно развивается позже на основе наглядно-действенного и наглядно-образного, представляет собой более сложную форму мыслительной деятельности. Достичь глубины, сути явления, правильно проанализировать его – на все это требуется время. Люди с развитым понятийным аппаратом не умеют быстро решать проблему в стрессовой ситуации. Им необходимо разобраться. В этом есть преимущество, но одновременно недостаток данного типа мышления.

Шанс для понятийного мышления

Оно начинает формироваться к шести-семи годам, при этом развивается, пока ребенок обучается в школе. Если за это время он не сможет совладать с понятиями, то знания не смогут перейти в личный опыт, так и останутся абстрактными. В таком случае мы получим взрослого с допонятийным мышлением, который плохо умеет обобщать, не отличает причину от следствия. Хотя с этим можно жить. И жить неплохо. Но придется признать, что уровень интеллектуального развития не будет на высоте.

Невозможно представить себе ученого, математика, философа, не обладающего хорошим понятийным аппаратом. Все научные изыскания тогда сведутся к нулю эффективности или к общему популярному знанию.

Движущей силой формирования понятийного мышления является практическая деятельность. Поскольку само мышление остается теоретическим (все операции происходят без привлечения органов чувств ), то ему необходимо проверить себя в реальной жизни. Лучшим способом для этого становится контролируемый эксперимент. Для чего нужен контроль? Цель мышления – выяснить суть взаимоотношений между предметами, поэтому для чистоты исследования необходимо менять факторы, влияющие на явление, замечать произведенные изменения.

Самым доступным видом эксперимента для ребенка является игра. Именно она развивает мышление, открывая связь между целью и средством. Необходимо учитывать, что готовое теоретическое знание ребенок не сможет глубоко усвоить. Важно, чтобы он сам пришел к нужному решению самостоятельно, методом проб и ошибок. Он будет трансформировать объекты, пытаться их группировать. Например, только сам переливая воду из двух одинаковых стаканов в два разных по объему, он сможет понять, что количество воды, несмотря на видимость, не изменяется.

Отличное упражнение, которое можно выполнять совместно с ребенком – это «Маленький исследователь ». Нужно выбрать любой предмет для изучения. Для начала назовите его. Далее определите основные характеристики: «Какая у него форма? А размер? Сколько он весит? Какого он цвета? Есть ли у него вкус? А запах? Какой он на ощупь? Какие предметы похожи на него? А какие совсем не похожи?».

После того, как собрали эту информацию, необходимо назвать его цель: «Для чего он нужен?»

Затем самое интересное: непосредственно экспериментальное. Выясните опытным путем, что случится с объектом исследования, если его:

  • сбросить с высоты (хотя бы 1 метра)?
  • окунуть в воду?
  • обжечь огнем?
  • подвергнуть удару тяжелым предметом?
  • забыть на улице?
  • положить в холодильник?
  • оставить на солнце? и др.

Пункты можно добавлять до бесконечности, зависимо от того, насколько вы увлеклись познанием.

Это упражнение не только развивает способности ребенка к понятийному мышлению, но является также отличным совместным развлечением, которое сближает.

Общаемся «по понятиям»

Начиная с более простого мышления образами человек переходит к более совершенному: оперированию понятиями, всегда выраженными словами. Почему слово более универсально, чем образ? Представления у всех людей разные, на их основе невозможно прийти к хорошему уровню взаимопонимания. Поэтому нам так сложно общаться с маленькими детьми: мы стоим на разных ступенях развития.

Для взрослых людей понятия являются своеобразными мостиками для общения, которые облегчают понимание. Они выделяют существенные связи объектов, получают возможность преодолеть частную систему ориентаций с помощью логических операций: движение от общего к частному с применением анализа и синтеза, методов индукции и дедукции, обобщая или систематизируя, сравнивая либо противопоставляя.

Именно благодаря понятийному мышлению мы имеем возможность строить логичные высказывания по типу: тезис – его доказательство – заключение вывода.

Таким образом, мы можем убедиться в том, что способность мыслить с помощью понятий необходима не только людям науки, но всем, кому важно донести свое мнение до других. Для любой успешной работы пригодится умение фильтровать информацию, вычленяя главные мысли, отбрасывая ненужные, строить причинно-следственные цепочки не по принципу: «Дождь идет, потому что деревья мокрые».

Желаю вам хороших занятий наукой. Именно они помогут развить умение правильно пользоваться понятиями, строить грамотные суждения.

Ответы на вопросы в статье:

  1. Лишней будет птица, поскольку это обобщающее понятие. Многие называют почему-то пингвина, мотивируя тем, что он большой.
  2. Не обращайте внимание на фунт муки – это ненужная информация. Две булочки стоят 10 копеек.
  3. Конечно, физических тел, ведь животные к ним тоже относятся.

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Пелагеина Г.И.

Развитие понятийного мышления младших школьников.

Особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. В этот период качественно изменяются, перестраиваются все сферы личности ребенка. Начинается эта перестройка с интеллектуальной сферы, прежде всего - с мышления. В требованиях новых образовательных стандартов одной из актуальных задач является формирование понятийного мышления

Ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере взросления. Как показал Л.С. Выготский, понятийное мышление формируется в процессе обучения, когда ребенку приходится овладевать научными понятиями, когда его этому обучают в начальной школе.

С позиций системно-деятельностного подхода к обучению показателем владения учеником понятийным мышлением выступает не только знание большого количества понятий, а его умение работать с любым понятием (О.М.Коломиец), умение в проблемной ситуации активизировать поисковую деятельность, структурировать полученные знания. Переход ребенка от описания свойств отдельного предмета к их нахождению и выделению в целом классе подобных предметов, соотнесению с выделяемыми признаками, общими для целого ряда явлений ведет к овладению словом-термином, понятием. Понятие абстpaгиpуeтся от индивидуальных черт и признаков отдельных восприятий и представлений и является, таким образом, результатом обобщения восприятий и представлений очень большого количества однородных явлений и предметов. В результате этой деятельности у ученика формируется психологическая ориентировка в понятиях:

Как и какое понятие в каком месте практической задачи и каким аспектом (признаком, комбинацией признаков или связью) может быть актуализировано;

Какова структура и содержание отдельно взятого понятия;

Какие внешние системообразующие связи объединяют отдельные понятия в целостную систему;

В каком соподчинении понятия находятся между собой, существуют ли между ними системообразующие связи или их нет, т.е. понятия относятся к разным областям, и др.

Когнитивное развитие школьника, формирование познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий зависит от сформированности основ оперативного, понятийного, теоретического мышления.

Однако у многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточный уровень сформированности понятийного мышления, беден словарный запас. Среди обучающихся школ, в которых апробирована данная программа, имеющих средний и низкий показатель адаптации, есть и дети-мигранты, дети с билингвизмом. Все они имеют низкий уровень интеллектуального развития, вербального интеллекта. Несмотря на то, что многие из них выросли в окружении, где было двуязычие, усвоение научной информации им дается очень сложно, имеются трудности в обучении, серьезные проблемы в адаптации.

Считаем, что понятийное мышление оказывается той основной психологической характеристикой, наличие которой при прочих недостатках развития, включая и серьезные физиологические и неврологические дефекты, обеспечивает возможность обучения, а недостатки его формировании при прочих достоинствах развития постепенно осложняют обучения и в итоге делают его невозможным. Более того, наша практика показала, что и эмоционально-личностные проблемы школьников (тревожность, низкая самооценка, нарушение взаимоотношений в семье и классном коллективе, нежелание учиться) в большинстве случаев являются вторичными образованиями, возникают при появлении затруднений в учебе и упрочиваются вследствие неуспешной учебной деятельности.

Вот почему так актуальна коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении и развитии.

Разработанная коррекционно-развивающая программа «Развитие» состоит:

Часть 1. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, упражнения для улучшения мозговой деятельности.

Часть 2. Основная.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Часть 3. Завершающая.

Задача заключительной части урока состоит в под ведении итогов занятия, обсуждении результатов рабо ты учащихся и тех трудностей, которые у них возника ли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

Представленные на занятиях задания позволяют решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы: задания, игра, наглядность, практическая работа детей. Содержание занятий отражено в тематическом плане, в них включены задания:

На развитие мышления (невербального, вербального, математического аспекта логического мышления)

На развитие способности к анализу, синтезу, классификации

На развитие когнитивных аспектов: внимания, памяти, речи, словарного запаса и др.

Позволяющие использовать ресурсы визуального и кинестетического каналов восприятия информации, благодаря чему достигается высокий уровень понимания изучаемого материала («круги Эйлера», «расстановка в правильном порядке», составления семантической цепи, логических цепочек, перекодирования информации т.д.

Программа «Развитие» стала лауреатом областного конкурса психолого-педагогических программ.