Почему русские глаголы типа дудеть. Двигается или движется? Избыточные глаголы


Подавляющее большинство русских глаголов при спряжении имеет 6 личных форм. Однако существует относительно небольшое число глаголов, у которых этих форм либо больше, либо меньше шести. Это, соответственно, так называемые изобилующие и недостаточные глаголы.
Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет - махает; капает - каплет: движет - двигает. Такие глаголы называются глаголы с изобилующей парадигмой спряжения. Вариантные формы возникают под воздействием глаголов продуктивных классов. Как правило, между возникшими вариантами наблюдаются различия:
  • стилистические: машешь - махаешь (разгов,);
  • смысловые: двигаешь - в значении «перемещать что-либо» и движешь - в значении «содействовать развитию»; метает (копье) - мечет (икру).
Иногда вариантные формы равноправны во всех отношениях: капает - каплет.
В русском языке есть и недостаточные глаголы. Недостаточные глаголы делятся на три группы:
  • глаголы, не имеющие формы 1 лица ед. числа;
  • глаголы, не употребляющиеся в 1-м и 2-м лице ед. и мн. числа.
Первая группа глаголов достаточно немногочисленна - всего несколько
десятков: победить, убедить, очутиться, дудеть, чудить, галдеть, затмить, голосить - отсутствие форм объясняется традиционным представлением о неблагозвучии, либо как у слов бузить, дерзить - совпадением грамматических форм с наиболее употребительными глаголами: Ср. будить, держать.
Вторая группа глаголов - это достаточно многочисленный класс слов - их в языке более полутора тысяч. Формы 1 и 2 лица не имеют фонетических или грамматических ограничений для их образования, однако из-за особенностей семантики реально эти формы в языке не употребляются (за исключением случаев метафоризации). Можно выделить следующие семантические группы глаголов, употребляющихся только в форме 3 лица:
  • глаголы со значением процессов, свойственных животному миру: телиться, доиться, нестись (о птицах);
  • глаголы со значением процессов, протекающих в растительном мире: разрастись, колоситься, куститься,
  • глаголы со значением процессов, происходящих в неживой природе: капать, сквозить, мерцать, впитаться;
  • глаголы со значением процессов, относящихся к конкретным предметам: горчить, рассохнуться;
  • глаголы с абстрактным значением:
заключаться, явствовать.
Некоторые глаголы не употребляются в 1 и 2 лице только в форме единственного числа. Такие глаголы обозначают процессы, которые предполагают нескольких участников: столпиться, заполонить, разбежаться, скопиться.
Безличными называются глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (субъекта). При таких глаголах употребление подлежащего невозможно: смеркается, рассветает. Безличные глаголы по своему лексическому значению могут выражать:
  • явления природы; морозит, вечереет;
  • физическое и психическое состояния человека: лихорадит, не хочется;
  • модальное значение долженствования: надлежит, следует, подобает;
  • действие неизвестной силы: водит, носит, везет;
  • действие стихийной силы (в сочетании с творительным падежом): Пути забило, наглухо запорошило снегом.
По образованию безличные глаголы могут быть невозвратной и возвратной формы: светает, смеркается. Невозвратная форма безличных глаголов имеет разновидности:
  • собственно-безличные глаголы: И рассветает уж давно;
  • личные глаголы в безличном употреблении; ср.: Там русский дух, там Русью пахнет (П.). - Как сильно пахнет полынь на межах! (Т.). Возвратная форма безличных глаголов в большинстве случаев образуется от личных глаголов (чаще непереходных) посредством аффикса -ся; не спит - не спится.
Выделяются такие разновидности возвратной формы безличных глаголов:
  • глаголы с безличным значением, не имеющие соответствий в группе личных глаголов: Правду сказать, отлично лежалось на этом диване (Т.);
  • безличные глаголы, совпадающие по форме с личными: Одному сбылось (ср. предсказание сбылось), другому грезилось (ср. счастье грезилось).
По сравнению с личными, безличные глаголы не изменяются по лицам и числам, а также по родам. Они употребляются только в форме омонимичной с формой 3-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени и с формой ед.
ч. прошедшего времени среднего рода.
Эти формы безличных глаголов, в отличие от соответствующих личных форм, не обусловлены согласованием с подлежащим, так как употребляются в безличных предложениях. Безличные глаголы имеют форму сослагательного наклонения среднего рода ед. ч. и неопределенную форму; формы повелительного наклонения они не имеют.

Еще по теме Изобилующие и недостаточные глаголы:

  1. 25. Употребление форм лица глагола. Особенности образования личных форм. Изобилующие и недостаточные глаголы.
  2. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола
  3. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.

9. В диалоге:

– Надеюсь, ты победишь в себе страх перед темнотой?

– Конечно, побе... !

Не подходит ни «победю», ни «побежу», ни «побежду». Есть так называемые недостаточные глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего формы 1-го лица. К ним относятся или

(1) глаголы, обозначающие действия, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу или его собеседнику (отпочковаться, горчить, ржаветь, отняться, заключаться, доиться, телиться) – таких глаголов в русском языке свыше полутора тысяч;

(2) глаголы, не имеющие формы 1-го лица ед. ч. по причинам фонетическим, вследствие появления непривычных звуковых сочетаний (например: затмить , ощутить, очутиться, дудеть, ерундить, убедить, чудить). Ко второй группе относится и глагол победить.

(3) В отдельных случаях соответствующие формы отсутствуют из-за фонетического совпаденияс формами других глаголов, встречающихся в более частом употреблении. Так, глаголы бузить, дерзить, тузить образуют теоретически возможных форм «бужу», «держу», «тужу», потому что последние уже существуют от глаголов будить, держать, тужить.

Если необходимо употребить эти глаголы в форме 1 лица, используется описательная форма: сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить и т. п.

Кроме недостаточных глаголов, есть так называемые изобилующие глаголы, имеющие двоякие личные формы.

– Каждое утро полощи рот.

– Я и полоскаю.

В обеих репликах употреблен один и тот же глагол полоскать, но образованные от него формы различаются стилистической окраской: формы полощу, полощи – книжные, формы полоскаю, полоскай – разговорные. Двоякие формы встречаются у ряда глаголов: колышет – колыхает, кудахчет – кудахтает, машет – махает, плещет – плескает, рыщет – рыскает и др. (в каждой паре на первом месте стоит книжная форма, на втором – разговорная). Ср.: Идет седая чародейка, косматыммашет рукавом (Г. Р. Державин). Лошадь махает хвостом (M. E. Салтыков-Щедрин).

Некоторые параллельные формы различаются не стилистическими, а оттенками значения. Так, форма двигает (от глагола двигать) имеет значение «перемещает, толкая или таща что-либо» (двигает стол к окну),

формадвижет означает «приводить в движение» и переносно «побуждает, руководит» (пружина движет часовой механизм; ими движет чувство сострадания).

Ср.: С трудом двигаются усталые лошади (В. Г. Короленко). – Им движет чувство сострадания.

Форма капает имеет значение «падает каплями, льет по капле» (пот капает со лба, сестра капает лекарство), а форма каплет означает «протекает» (крыша каплет).

При употреблении глагола может возникнуть речевая ошибка из-за возможности двоякого толкования форм на -ся : Сюда собираются дети; Птенцы выкармливаются насекомыми; В помощь охотнику в сани впрягается собака .

10. Выберите правильные варианты.

1. Займите мне денег / Дайте мне денег взаймы / Одолжите мне денег . 2. Я одолжу у него денег / Я возьму в долг / Я займу у него денег . 3. Машина встала посреди дороги / Машина стала посреди дороги.

11. Исправьте речевые ошибки.

1. Едьте (поезжайте ) быстрее – я тороплюсь на поезд. 2. Я вас не уполномачивал (уполномочивал ) делать такое заявление. 3. Мне такая жизнь скоро опостылет (опостылеет ). 4. Она одела (надела ) пальто. 5. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. 6. Каждый, пожелавший бы выступить на совещании, получит сло­во. 7. Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают уже в промышленные центры страны. 8. Ученики проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реорганизован.

Морфологическая категория лица – это система противопоставленных друг другу рядов форм, выражающих отнесенность или неотнесенность действия к участникам речевого акта. Формы лица выражают отнесенность действия к говорящему (формы 1 лица), к собеседнику (формы 2 лица) или к лицу, которое не является ни говорящим, ни собеседником, а также к неодушевленному предмету (формы 3 лица).

Соответственно в глаголе выделяются значения собственно-личные (это значения 1 и 2 л.) и значение предметно-личное (это значение 3 л.). Формы 1 и 2 л. как выражающие отнесенность действия к участникам речевого акта противопоставлены формам 3 л. как не выражающим такой отнесенности. С этой характеристикой форм 3 л. связана и их способность выражать действие, не отнесенное ни к лицу, ни к предмету (см. § 1520).

Категория лица тесно связана с другими категориями глагола: наклонения, времени и числа. В изъявит. накл. формальное выражение наст. и буд. (простого и сложного) вр. связано с личными формами. Показателем значения 1, 2 или 3 л. служит флексия, одновременно имеющая значение ед. или мн. ч. Повелит. накл. характеризуется системой личных форм, по своей организации отличающейся от системы личных форм изъявит. накл. Сослагат. накл. и прош. вр. изъявит. накл. по отношению к морфологической категории лица характеризуется отрицательно: в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам (в ед. ч.).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 36. Категория лица глаголов. Изобилующие и недостаточные глаголы. Безличные глаголы. Употребление личных и безличных форм глаголов.:

  1. 30. содержание и средства выражения категории лица глаголов. Способы выражения лица у глаголов настоящего и прошедшего времени. Особенности употребления личных форм глагола, их роль в создании значений обобщенности и неопределенности.
  2. 31. На основании каких признаков можно выделять безличные глаголы? Классификация безличных глаголов.
  3. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола. Глагол.
  4. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.
  5. 37. Категория вида глагола. Образование видовых пар. Одновидовые и двувидовые глаголы. Использование глаголов разных видов Понятие о категории вида
  6. 21. место глагола в системе частей речи сря. Особенности глагола как части речи. Объем глагольной лексемы. Однозначно ли оценивают исследователи парадигму русского глагола?

Некоторые глаголы в русском языке имеют особенности образования и употребления опре­деленных форм, в частности форм лица. К ним принадлежат две группы глаголов – недостаточ­ные и избыточные (изобилующие).

Недостаточные – это глаголы, которые не образуют некоторые личные формы. Чаще всего невозможно образование I и II лица ед. и мн. ч. по семантическим, словообразовательным или фонетическим причинам.

Семантические причины – действие относится не к человеку, а к предмету, животному и растительному миру: проростать, пригорать, струиться, жеребиться .

Словообразовательные причины – образованная форма совпадает с уже существующей формой другого глагола: “бужу ” от бузить (ср. бужу от будить ); “тужу ” от тузить (ср. тужу от тужить ); “держу ” от дерзить (ср. держу от держать ).

Фонетические причины – образованная форма звучит неблагозвучно или необычно. Так, по этой причине не образуются формы I лица ед. ч. от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть, пылесосить . Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить, воспользуюсь пылесосом .

Избыточные глаголы образуют в одном из лиц двоякие формы настоящего времени: брызжешь и брызгаешь , обвесить и обвешать , мучаешь и мучишь , машешь и махаешь , мурлычет и мурлыкает , полощет и полоскает . Различие между этими формами или стилистическое (машешь, мурлычет, полощет – общеупотр.; махаешь, мурлыкает, полоскает – разг.) или смысловое (брызжешь – “разбрызгивать в разные стороны, разлетаться каплями”; брызгаешь – “брызгать в определенном направлении, опрыскивать, окроплять”; обвесить – “недовесить товар с целью обмана”; обвешать – “увешать чем-либо со всех сторон”).

Следует также запомнить следующие правила, связанные с трудностями употребления некоторых форм глагола.

1. В глаголах несовершенного вида с суффиксами -ива -, -ыва - с чередованием в корне о //а формы с гласным о являются нормой книжной речи, формы с гласным а характерны для устно-разговорной речи: заподозривать – заподазривать, обусловливать – обуславливать, опорочивать – опорачивать, подзадоривать – подзадаривать, уполномочивать – уполномачивать . Однако такие формы, как дотрагиваться, затрагивать, облагораживать, удваивать являются нормой современной литературной речи, а их варианты с о воспринимаются как устаревшие.

2. Некоторые бесприставочные глаголы, обозначающие движение, имеют двоякие формы несовершенного вида: бегать – бежать, водить – вести, гонять – гнать, ездить – ехать, ходить – идти, возить – везти, летать лететь и т.д. Первые глаголы в каждой паре обозначают действие без указания на направление или действие (галголы неопределенного движения), а вторые – действие, протекающее в одном направлении (глаголы определенного движения). Ср. грузовик возит кирпич – грузовик везет кирпич, самолет летает над лесом – самолет летит над лесом .


3. У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова - и -изова -: легализоваться – легализироваться, локализовать – локализировать, стандартизировать – стандартизовать, популяризировать – допустимо популяризовать .

4. Определенные глаголы вызывают затруднение при образовании некоторых личных форм . Необходимо запомнить, что нормой литературной речи являются обниму, обнимешь, обними; лягу, ляжешь, ляжем, ляжете, лягут, ляг, лягте . Варианты обойму, ляжу являются просторечными. Такая же дифференциация существует между формами бреюсь, бреешься – броюсь, броешься, влечет – влекет, выжжешь – выжгешь, вытру – вытеру, выщиплю – выщипаю, езжу – ездию, катишь – котишь, выздоровею – выздоровлю . Нормативными являются первые формы, вторые – просторечные или разговорные варианты.

5. Нередки затруднения в образовании форм повелительного наклонения , это также связано с существованием вариантов.

· Некоторые глаголы с приставкой вы - образуют параллельные формы повелительного наклонения: высунь – высуни, выставь – выстави, выправь – выправи, высыпь – высыпи . Вторые варианты в каждой паре имеют устаревший или книжный характер.

· Глаголы почистить, портить, корчить, морщить, уведомить, закупорить тоже образуют параллельные формы: почисть – почисти, не порть – не порти, не корчь – не корчи, не морщь – не морщи , уведомь – уведоми, закупорь – закупори . Нормативной являются первые формы, однако во множественном числе нормой будут формы на –ите : почистите, не портите .

· От глаголов ехать, гнить, колебать, плескать формы повелительного наклонения образуются так: поезжай (допустимо езжай , но не едь !), сгнивай , колебли , плещи . От глагола бегать бегай, бегайте , от глагола лечь ляг, лягте .

6. В парах кружить – кружиться, плескать – плескаться, решить – решиться первые (невозвратные) формы характеризуются как общелитературные, нормативные, вторые – как разговорные. Разговорно-просторечный характер имеют также глаголы играться, плеваться, стареться и др.

7. При использовании глаголов на –ся следует учитывать возможность совпадения у них двух значений – страдательного и возвратного, что может породить двусмысленность: Сюда собираются дети, потерявшиеся на улице (сами приходят или их собирают?). В подобных случаях необходима соответствующая правка 1) Сюда приходят дети …; 2) Сюда собирают детей

В данной статье представлена информация о недостаточных глаголах. Интерес представляют разные взгляды на возможность употребления форм 1-го лица единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Недостаточные глаголы представляют большую проблему как устной, так письменной речи. Наиболее проблемные из них те, которые не имеют форм первого лица единственного числа настоящего и будущего простого времени. Сюда относятся, например, глаголы УБЕДИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ЧУДИТЬ и некоторые другие. Форма 1 лица от таких глаголов не употребляется.

Такую точку зрения излагает А.Ф. Дружинина в своей статье «О недостаточных глаголах». Её поддерживает Розенталь в книге Практическая стилистика» и авторы «Практической стилистики» / т.1, М.1980/: «… такие глаголы, как ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЧУДИТЬ и другие с основами на чередующиеся согласные, образовали бы в 1 лице формы с необычными для нашего слуха и непривычными сочетаниями звуков. Формы «побежу», «убежу», «чужу» и другие не употребляются потому, что возможное в этих случаях чередование Д-Ж не подкрепляется аналогичным сочетанием в родственных (однокоренных) глаголах или других формах тех же глаголов /необычной представляется имеющаяся у Достоевского форма «очучиваюсь» (несовершенный вид от ОЧУТИТЬСЯ), а также» обессмерчиваю» - у Даля (несовершенный вид от ОБЕССМЕРТИТЬ).

Если необходимо употребить названные глаголы в 1-м лице, используют описательную ФОРМУ:

СУМЕЮ /ДОЛЖЕН/ ПОБЕДИТЬ

ХОЧУ /СТРЕМЛЮСЬ/ ОЧУТИТЬСЯ

МОГУ /НАДЕЮСЬ/ УЕДИТЬ

ХОЧУ /ПОПЫТАЮСЬ/ ОЩУТИТЬ

НЕ БУДУ ЧУДИТЬ

Следует избегать такие употребление форм первого лица единственного числа от глаголов ЗАТМИТЬ, СТОНАТЬ »

Однако авторы словаря-справочника «Грамматическая правильность русского языка. Опыты частотно-стилистического словаря вариантов»/М., 1976/: Граудина, Ицкович, Катлинская придерживаются другого мнения, они признают наличие форм первого лица у глаголов ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ :

«Ещё в начале 20 века в стилистической грамматике В.И. Чарнышева признавались нормативными для первого лица единственного лица настоящего времени две вариантные формы/русская и славянская/ у глаголов, имеющих в корне ЖД:

ПОБЕЖДАТЬ/ПОБЕДИТЬ/-

УБЕЖДАТЬ-УБЕЖУ,

УБЕЖДУ,

ПРЕГРАЖДАТЬ - ПРЕГРАЖДУ, ПРЕГРАЖУ,

ПРЕДУПРЕЖДАТЬ - ПРЕДУПРЕЖУ,

ПРЕДУПРЕЖДУ И ДРУГИЕ.

В современном литературном языке закрепились русские формы с Ж, которые теперь признаются единственной нормой для всей этой группы:

ВЫНУДИТЬ - ВЫНУЖУ,

ПРИНУДИТЬ - ПРИНУЖУ,

ЗАГРАДИТЬ - ЗАГРАЖУ

УТВЕРДИТЬ - УТВЕРЖУ,

ВОЗБУДИТЬ - ВОЗБУЖУ,

УЧРЕДИТЬ - УЧРЕЖУ и т.д.

Глаголы ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ (ся), ПЕРЕУБЕДИТЬ могут иметь формы 1 лица по той же модели : ПОБЕЖУ, УБЕЖУ (сь), ПЕРЕУБЕЖУ.

В шутливой разговорной речи можно встретить варианты УБЕДЮ, ПОБЕДЮ, которые нельзя считать литературными:

Лучше дал бы мне пива бадью,

А принцессу мне и даром не надо,

Чуду-Юду я и так победю.

/В. Высоцкий/

Школьная программа не уделяет большого внимания недостаточным глаголам, однако придерживается мнения, что формы первого лица единственного числа глаголы

ПОБЕДИТЬ/ УБЕДИТЬ/ ПЕРЕУБЕДИТЬ и т.п. не имеют

В заключении можно сказать, что вопрос о недостаточных глаголах остается актуальным и в наши дни. Одно то, что существуют разные точки зрения по поводу существования форм первого лица единственного числа в настоящем и будущем простом времени свидетельствует об этом. Очевидно, со временем эти формы глагола станут нормативными. Не исключено, что и некоторые другие недостаточные глаголы пойдут по тому же эволюционному пути. Следовательно, мы можем говорить о стремлении к уменьшению количества недостаточных глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...