Почему толстой называет партизанскую войну дубиной. Дубина народной войны по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Два небольших сочинения - на одну и ту же тему. Немного иронично-компилятивно, на "троечку", но вполне серьезно))). Одно - полстранички по ЕГЭ, второе - страничка - для взрослых, до 15 лет - не читать под угрозой заполнения головы кашей…

Вариант 1.

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Л. Н. Толстой показывает не только панораму народной жизни, но и душу народа, её глубину и величие. Писатель противопоставляет холодной расчетливой светской жизни - простую, естественную жизнь крестьян, истинно праведную и счастливую. Люди из народа глубоко впитали в себя мудрость Творца и мудрость природы. В природе нет ничего некрасивого, в ней всё прекрасно, и всё на своем месте. Герои романа проверяются этой народной мудростью, которую олицетворяет в произведении Платон Каратаев.


Истинно народной оказывается любимая героиня Толстого - Наташа. Стоит только вспомнить, как она плясала под гитару дядюшки, и, «воспитанная эмигранткой-француженкой» в «шелку и бархате», умела понять всё то «что было в каждом русском человеке». В общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни и Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок. Навсегда он остается благодарным Платону Каратаеву, с которым познакомился в плену у французов, - русскому солдату, проповедующему добро и любовь к жизни.

Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина. В своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, стремятся управлять народной стихией, поэтому действия их обречены. Кутузов, напротив, ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только старается не мешать совершению подлинно исторического события. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

Толстой воспел победителя войны - русский народ. Народ, обладающий великой нравственной силой, несущий с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь. Несущий с собой истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир.


Вариант 2.

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Народ выступает не безликой толпой, а вполне разумным единством людей, двигателем истории. Но изменения эти совершаются не сознательно, а под влиянием какой-то непознанной, но мощной «роевой силы». По-Толстому, влияние на историю может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой, не противореча ей, «естественно».

Толстой представляет метафору мира людей - шар, который видит Пьер во сне - «живой колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной раз-делялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею».

Композиция романа построена таким образом, что каждый из героев проверяется на совместимость с этим шаром, на способность «слиться». Так, князь Андрей - оказывается нежизнеспособен, «слишком хорош». Он вздрагивает от одной мысли о купании в грязном пруду с солдатами своего полка, да и гибнет от того, что не может себе позволить на глазах стоящих под обстрелом солдат упасть на землю перед крутящейся гранатой…это «стыдно», Но вот зато Пьер может в ужасе бегать, падать и ползать по Бородинскому полю, и после боя поесть «кавардачку» облизанной солдатом ложкой… Именно он, толстый Пьер, способный освоить данную ему «круглым» Платоном Каратаевым шарообразную «мудрость», остаётся невредимым - везде - и на дуэли, и в пекле Бородинского сражения, и в драке с вооруженными французами, и в плену… И именно он - жизнеспособен.

Самые искренние эпизодические персонажи - и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, и мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения что «она Бонапарту не слуга», все они, по Толстому - деятельные участники народной, “роевой” жизни, и действуют так не по собственному нравственному выбору, а чтобы сделать свою часть общего «роевого» дела, порой даже не сознавая своего в нем участия.

А ещё интересен народный принцип «естественности» - здоровое бежит от больного, счастье - от несчастья. Наташа совершенно «естественно» не может ждать любимого князя Андрея «це-лый год!», и влюбляется в Анатоля; пленный Пьер абсолютно «естественно» не может помочь ослабевшему Каратаеву и бросает его, потому что, само собой, Пьеру «слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда». И видит во сне: «Вот жизнь, - сказал старичок учи-тель... - В середине Бог, и каждая капля стремится рас-шириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. И растет, сливается, и сжимается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает... - сказал учитель. - Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Идеал Толстого - Платон Каратаев - любит всех одинаково, со смирением принимает все жизненные невзгоды и даже саму смерть. Платон Каратаев несет Пьеру народную мудрость, впитанную с молоком матери, находящуюся на подсознательном уровне понимания. « Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал... Он не мог понять цены и значенья отдельно взятого действия или слова» . Приближается к этому идеалу - и Кутузов, задача которого - не мешать действию «роя».

Вся полнота и богатство личных чувств и стремлений, какими бы возвышенными и идеальными они не были у человека в толстовском мире, приводит только к одному - к слиянию с «общим» народным, будь то при жизни или же после смер-ти. Так растворяется Наташа Ростова в материнстве, в стихии рода как таковой.

Народная стихия выступает как единственно возможная сила в войне. « Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие » .

Толстой заслужил называться «красным графом». Опоэтизированная им «дубина» вскоре с той же «глупой простотой», «не спрашивая ничьих вкусов и правил» разгромила «помещиков и дворян», и «слила» всех оставшихся в единый «хрустальный шар» рабочих и крестьян… в единый рой)

Вот уж на самом деле - пророк…

Зы. думаю, что эта толстовская шарово-роевая теория ближе всего - к буддизму.

Открытый урок по русской литературе. 10 класс.

Тема: "Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною...силой". (Л.Н.Толстой)

(Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый).

Федорова Анастасия Семеновна, учительница

русского языка и литературы.

Тема урока: "Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною...силой". (Л.Н.Толстой). (Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый).

Цели: расширить представления учащихся о народной войне 1812г., выяснить, какое значение сыграло партизанское движение в войне, рассказать о судьбе главных героев

(по 4 тому).

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации из романа, тексты для пересказа.

Ход урока.

1. Организационная часть /тема, цель урока/.

2. Вступительное слово учителя.

В 1812году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать 600 тысячная армия, потом наполеоновская армия.

Война 1812года была величайшая из всех известных войн. В 4-ом томе романа Толстой рисует развитие народной войны. Главы этого тома посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

"Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров и т д - все это были отступления от правил. Партизаны уничтожили великую армию по частям. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой снимались с иссохшего дерева - французского войска, и тогда трясли это дерево, - " пишет Толстой.

3. Работа по тексту (т 4.романа "Война и мир").

Вопросы и задания: 1. О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск (т.4 , ч.3, гл.3) 24 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова. Вслед за его отрядом стали учреждаться другие. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, с артиллерией, штабами, с удобствами жизни, были казачьи, кавалерийские, были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому неизвестные.

Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов. Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

Сообщение 1 ученика.

Денисов - один из партизан. У него 200 человек. Он - боевой гусарский офицер, игрок, азартный шумный "маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, с черными взлохмаченными усами и волосами.

Денисов - командир и друг Н.Ростова, человек для которого выше в жизни честь полка, в котором он служит. Он храбр, способен на дерзкие и необдуманные поступки, как в случае с захватом продовольственного транспорта, участвует во всех компаниях, командуя в 1812г партизанским отрядом, освободившим пленных и в т ч Пьера. Прототипом Денисова во многом послужил герой войны 1812 г. Д.В. Давыдов упоминаемый в романе и как историческое лицо.

Сообщение 2 ученика.

Долохов Федор - "семеновский офицер"...

4. Выразительное чтен ие отрывка из романа "Война и мир".

(глава 3, ч3, стр. 149)

Диалог "Денисов и Петя Ростов " (В то время Денисов говорил с эсаулом...).

Сообщение ученицы "Крестьянин - партизан Тихон Щербатый- "самый полезный и храбрый человек" в отряде Денисова (т4 , ч.3, гл.5-6).

Тихон Щербатый - тип из народа. В нем живет любовь к русской земле, дух бунтарства, все самое привлекательное и смелое, что наблюдал Толстой в крепостных крестьянах.

Выводы: в Тихоне Щербатом воплощены лучшие черты характера крестьянина -мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона - топор, которым он "владеет, как владеет волк зубами". Французы для него - враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан.

5. Слово учителя: "Я люблю мысль народную вследствие войны 1812г", - писал Толстой. Отношение "к мысли народной" - важный критерий для писателя. Путь нравственных исканий любимых героев (Пьера, Наташи, Болконского) так или иначе подводил этих героев к сближению с народом. Пьер сближается с Платоном Каратаевым - источником народной мудрости и жизненной философии, носителем идей патриархального крестьянства.

Чтение эпизода "Встреча Пьера с П.Каратаевым" (т 4, ч 1, гл 12, стр151) по ролям.

Вопросы: 1 Какие детали внешности, манеру говорить выделяет Толстой у П.Каратаева?

2.Обратим внимание на язык П.Каратаева. Какие изобразительно - выразительные средства использует крестьянин? (эпитеты, сравнения, пословицы, просторечья)

6. Сообщение ученицы о Платоне Каратаеве.

П.Каратаев - солдат Апшеронского полка, встретившийся П.Безухову в плену. Прозван на службе Соколиком. При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего -то круглого и спокойного, что исходит от Каратаева. Он привлекает всех к себе спокойствием, уверенностью, добротой и улыбчивостью своего круглого лица. Ослабев от лихорадки, Каратаев начинает отставать на переходах, его пристреливают конвоиры - французы. После смерти Каратаева, благодаря его мудрости и неосознанно выражавшейся во всем его поведении народной философии жизни, Пьер приходит к понимании смысла бытия.

Вывод: Каратаев кроткий, добрый, проповедует идею всепрощения, который Тихону Щербатому неведомо. Тихон и Платон - две стороны русской души. Каратаев любит всех людей, даже врагов. Он терпелив и покорен судьбе. Для Толстого русский национальный характер связывался с образом Каратаева, воплощавшего патриархальность, доброту и смирение русского крестьянина. Таким образом, народ -носитель лучших человеческих качеств. Ему принадлежит ведущая роль на войне 1812года.

7. Вопрос: Что пишет Л.Толстой о значении партизанской войны в общей победе русских в 1812г.

Ответ: Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы "опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона". "Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие", - так пишет Толстой о роли партизанской войны в общей победе русских в 1812г. В этих словах гордость Толстого и преклонение перед народной силой, который он любил именно как силу стихийную.

8. Общие выводы.

Вопросы: О чем узнали сегодня? Как вам работалось? Что понравилось? Какой этап урока вам запомнился?

9.Домашнее задание: 1.Прочитать т4, ч.3, гл.7, стр. 163-165, гл.9, стр. 166-168,гл.11. "Сцена гибели Пети Ростова". Ответить на 4 вопрос. Правда о войне в романе Л.Н.Толстого.


Я думаю, что все согласятся с тем, что самое известное и великое произведение Льва Николаевича Толстого – это роман-эпопея «Война и мир». В нем затронуто множество тем, но свое, особое место занимает тема войны. Книга содержит глубокие метафоры, одна из самых ярких это: «дубина народной войны».

В моем понимании это словосочетание означает символ оружия простого народа. Для того чтобы сражаться дубиной не требуется никаких специальных навыков, достаточно быть физически сильным.

Народ борется с врагами как может, он дает отпор без оглядки на военные правила и традиции, и в борьбе готов применить любые способы, даже если они будут жестоки.

Война в изображении писателя никого не оставит равнодушным. Толстой однозначно дает понять, что эта война по большому счету была народная. Не только армия выступала защитником родных земель от наступления захватчиков, все население участвовало в войне. Крестьяне бесстрашно встали защищать свою землю, купцами было отдана значительная часть своих доходов для содержания русской армии. Много кто из крестьян становились партизанами, дабы внести свой вклад в противостояние.

Отряды партизан состояли как представителей из крестьянского сословия, так и представителей из дворянства, но все они были подчинены одной цели – защитить и спасти Родину.

Лев Толстой очень ярко представил могучий образ простого народа, который пойдет на все, лишь бы спасти родную землю. Народ, как правило, необразованный и не знает военных мудростей, он берет себе в оружие простую дубину и делает шаг навстречу противникам.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-06-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Как решает тему войны 1812 года Лермонтов в стихотворении «Бородино» и как она решена в романе Толстого «Война и мир»? Какие идеи стихотворения «Бородино» получили развитие у Толстого?

За основу даты взята Директива Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, в частности, гласившая: «...5) В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».

Впрочем, о партизанах Великой Отечественной известно немало (по крайней мере - хотелось бы надеяться!) - потому обратимся к истокам темы. (Кстати, документ за подписью Сталина и Молотова характеризует партизанскую деятельность исчерпывающе. Если мы обратимся к Петровскому Воинскому Уставу 1716 года, то обнаружим: «Корволант (сиречь легкий корпус) ...от великой армеи в несколько тысячах нарочно... отдается к некоторому делу... либо у неприятеля для пресекание или отнимание пасу, или оному в тыл итти, или в его землю впасть и чинить диверсию»). Чем не партизанский отряд?.. Хотя, конечно, и в более отдалённые времена существовали: во-первых, профессиональные диверсионные подразделения; во-вторых - отряды вооружившихся по случаю и необходимости гражданских...


(...Со школьной скамьи нам памятно высказывание графа Толстого: «...дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила...» Так вот - на страницах «Войны и мира» классик посвящает разбору партизанской войны 1812 года немало места (и делает это с присущим ему талантом) ...но, справедливости ради, обратимся к фактам - эта самая «дубина» успешна, когда находится в умелых руках!..)

Первыми всерьёз пострадавшими от партизан стали именно солдаты Наполеона - сначала они нарвутся на испанскую guerrilla (то есть - «малую войну»; затем попадут в Россию. (Кстати, понятное на многих языках слово partie («часть») - именно французское; первые русские партизаны называли свои отряды «партиями»).

Насчёт первенства - с лёгкой руки всё того же Толстого общеизвестно, что «Денис Давыдов своим русским чутьём первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приёма войны». Действительно, бравый подполковник явится к Багратиону незадолго до Бородина; изложит свой проект - и получит одобрение, вместе с полусотней гусар и восьмьюдесятью казаками. (Как говорят, князь Пётр хотел, не мелочась, дать три тысячи - но Кутузов, по обыкновению, проявит осторожность).

Однако, по-настоящему первый летучий отряд появился месяцем раньше - причём, состоял он из пяти конных полков (трех донских; Казанского драгунского и Ставропольского калмыцкого - всего около тысячи трёхсот сабель!) - помимо разведки, это подразделение наносило чувствительные удары по флангам Великой армии - а после Бородина расположится на пути возможного наступления Наполеона на столицу... Увы - у истоков стояли, что называется, «не те люди»... организатором первого, но подзабытого отряда станет нелюбимый армией (да и историографами) Барклай-де-Толли; а командиром - барон Фердинанд Винценгероде (попеременно служивший то в австрийской, то в русской армиях).

(...Памятный эпизод из его карьеры - прознав, что при отступлении Бонапарт распорядился взорвать Кремль, отважный генерал прибудет на переговоры... будет схвачен - и едва не расстрелян! По неясным причинам, самого худшего не случилось - однако французы потащат пленника с собой... позже его отобьют другие партизаны - отряд Чернышёва. (До войны князь Чёрнышёв служил личным посланником Александра при Наполеоне... Вот такие у нас были партизанские начальники!)

Впоследствии героический Давыдов будет подчинён как раз фон Винценгероде (тот даже упечёт его под домашний арест за самовольное взятие Дрездена) - в общем, более-менее понятно, почему широкой публике этот человек с немецкой фамилии малоизвестен... в отличие от автора «Военных записок». (...Да - есть и ещё одна причина! Авангардом Винценгероде командовал бесстрашный Бенкендорф... будущий начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии - общеизвестный «душитель свободы»... Ну - куда с такой анкетой на героические страницы истории?..)

PS: ...Всё вышесказанное отнюдь не ставит целью умалить доблести воспетого Пушкиным гусара - как и других партизанских командиров (заметим только - всё это были профессиональные вояки - и командовали они регулярными войсками)... Но - не забудем и крестьян! (О которых, правда, известно куда меньше. Существует немало свидетельств, что на занятой неприятелем территории нежданно освободившиеся крепостные сначала грабили помещичьи усадьбы - и уж только потом переключались на конкурентов-французов. Даже Лев Николаевич вскользь поминает, что «...мужики Карп и Влас... после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город»). Трудно судить, насколько массовыми были такие явления... зато известно, что партизан Давыдова, едва те успели выехать на своё первое дело, мужики действительно, якобы, примут за иноземных супостатов - и за малым не перебьют... Впрочем, это - совсем другая история.


Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

17.1. Сме­шон или тра­ги­чен финал ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Недоросль»?

17.2. Как вы по­ни­ма­е­те ме­та­фо­ру «дубина на­род­ной войны» в ро­ма­не Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир»?

17.3. В чём свое­об­ра­зие рас­кры­тия лю­бов­ной темы в ли­ри­ке А. А. Блока?

Пояснение.

При на­пи­са­нии со­чи­не­ния можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; быть пред­став­ле­но ваше мнение, если в на­зва­нии есть от­сыл­ка к мне­нию пи­шу­ще­го (“как вы по­ни­ма­е­те смысл названия…”); со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский период, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за текста; быть сфор­му­ли­ро­ва­но ваше по­ни­ма­ние ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских терминов, если они ис­поль­зо­ва­ны в на­зва­нии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой ана­лиз ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния в со­от­вет­ствии с за­дан­ной темой. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ли­те­ра­тур­но­го материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к произведению, его героям, проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных вос­тор­жен­ных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

17.4. «Родом из детства». (По произведениям русских писателей XIX века).

В произведениях Толстого много образов детей. Николенька в знаме-нитой трилогии, Сережа в «Анне Карениной», дети в сказках и «народных рассказах» Толстого, дети в романе «Война и мир». Детство в понимании Толстого связано с чистотой, искренностью, нетерпимостью к фальши. Своих любимых героев Толстой часто сравнивает с детьми. Наташа плачет «как ребенок», когда Пьер улыбается, исчезает серьезное, даже угрюмое выражение лица и появляется другое «детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения». «Особый, невинный, ребяческий вид» замечает Наташа в князе Андрее, и это даже во время его тяжелой предсмертной болезни. Улыбка князя Андрея «мужская и вместе детская».

В «Войне и мире» много образов детей, можно даже сказать, что осо-бый «детский мир» - один из составных миров произведения. Всем памятна сцена первого знакомства с Наташей, когда «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка» «нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко» в гостиную. Вот эта детская черта - способность увлекаться, страстно отдаваться тому, что она делает в данный момент, сохранилась у Наташи на всю жизнь.

Тема детства в «Войне и мире» рассматривается в нескольких аспектах. Торжество жизни, неостановимость этого жизненного потока звучит в радостных голосах детей главных героев в эпилоге. Погиб Болконский, умерла его жена Лиза, нет Пети. Но дети Безуховых и Ростовых - это новые маленькие Андрюша, Наташа, Маша, Петя… Кроме того, тема детства - это и тема нравственной чистоты. Дети - мерило добра и справедливости. Наконец, какой-то очень важный смысл заключен во сне Николеньки, в его клятве памяти отца. Этот загадочный эпизод важен был, видимо, более для автора, чем для читателей. Известно, что в задуманном, но неосуществленном продолжении «Войны и мира» Николенька должен был быть главным героем.