Поль верлен краткая биография. Биография поля мориа

Поль, Александр Николаевич

Археолог, писатель, общественный деятель Новороссийского края, род. 20-го августа 1832 г., ум. 26-го июля 1890 г. в Екатеринославе. Дед А. Н., Иван Иванович фон Поль, немец, шведский подданный, род. на о. Эзеле. При императрице Екатерине II он поступил в русскую военную службу и участвовал во второй Турецкой войне, по окончании которой был награжден (1791), за отличия в сражениях, значительным участком земли в нынешнем Верхнеднепровском уезде, Екатеринославской губ., близ речки Мокрой Суры. Его сын (от брака с Маламой), Николай Иванович, был женат на дочери помещика Полетики, внучке Малороссийского наказного гетмана Павла Полуботка, и от этого брака родился A. H. Поль. Учился он в Полтавской гимназии, где находился под влиянием известных писателей Боровиковского и Метлинского, а потом поступил (в 1850 году) в Дерптский Университет, где окончил курс в 1854 году, со степенью кандидата, возвратился в свое имение и занялся хозяйством. Состоя, по женской линии, в родстве с Полуботками и постоянно слыша рассказы о прежних славных временах, П. с малых лет заинтересовался прошлым казачества и, еще будучи мальчиком, везде разыскивал различные предметы старины. По смерти отца, П. отдался занятиям историей, археологией и археологическим экскурсиям. При этих своих занятиях он наткнулся на указание о присутствии в окрестностях Кривого Рога кровельного сланца (аспида), минеральных красок, каменного угля, железных руд и других минеральных богатств. Указание было проверено П., и он действительно нашел залежи руды; чтобы определить ее достоинство, он, не доверяя собственным познаниям, взял несколько образцов руды и отправился в Париж к одному известному профессору минералогии, который, сделав анализ, нашел, что привезенные куски представляют собой образцы превосходнейшей железной руды, очень редкой в Европе. Тогда, чтобы убедиться, как велики залежи руды, и в каких направлениях идут ее жилы, П. пригласил этого профессора отправиться вместе с ним в Россию, и тогда же убедился в громадных богатствах края; особенно богатой оказалась Дубовая Балка, которую П. вскоре купил в собственность, и приобрел в аренду на 99 лет Криворожские рудниковые залежи. Не располагая капиталами для разработки месторождений руды и не найдя в России желающих посвятить свои средства на это дело, П. составил компанию французских капиталистов, вслед за которой явилась бельгийская, а затем компания англичанина Юза; таким образом дело было поставлено на надлежащий путь. Открыв руду, П. вскоре открыл великолепный, тонкий, нежный и эластичный горный лен; затем сухие пласты разноцветных красок по берегам речки Саксагани, аспид и, наконец, крупные породы граната. Вскоре им было положено основание Каменскому и Брянскому чугунолитейным и железоделательным заводам; далее он призвал к жизни многие отрасли кустарной промышленности; связал Екатеринослав с железными дорогами Лозово-Севастопольской и Харьково-Николаевской.

Помимо этих главных заслуг, П. сделал много и на других поприщах общественной деятельности. В 1858 г., когда по воле Александра II созваны были в губерниях дворянские комитеты для обсуждения вопроса об освобождении крестьян, П. был избран членом от Верхнеднепровского уезда; здесь он с талантом, энергией и убедительностью отстаивал свои гуманные мнения и взгляды, проникнутые знанием крестьянского быта. Как выдающийся своими способностями член местного дворянского комитета, П., по закрытии его, вызван был в Петербург в числе двух депутатов от Екатеринославской губ. для участия в редакционных комиссиях по крестьянскому делу и оставался там до окончательного составления проекта Положения, а в 1861 году, по обнародовании Положения 19-го февраля избран был в члены Екатеринославского губернского по крестьянским делам присутствия. С 1866 г. по 1883 г. П. был уездным (от Верхнеднепровского уезда) и губернским гласным в земском собрании Екатеринославской губ.; в 1869 году был избран почетным мировым судьей Верхнеднепровского округа и, в конце того же года, председателем Верхнеднепровского Мирового Съезда. Должность почетного мирового судьи, с незначительными промежутками, П. исполнял до самой своей смерти. Много труда и забот посвящал он и вопросу об устройстве школ и развитии просвещения на своей родине. В 1866-1872 гг. он был членом Екатеринославского Губернского Училищного Совета; с 1871 г. до конца жизни состоял членом попечительного Совета Екатеринославской Мариинской женской гимназии и в 1883 году был назначен почетным попечителем Екатеринославского Реального Училища. В течение 20-ти лет П. состоял действительным членом Одесского Общества истории и древностей, принимал участие в археологических съездах; состоял в постоянных сношениях с Императорской Археологической комиссией и сам производил многочисленные курганные раскопки.

За свои заслуги П. был награжден многими орденами (в 1882 году орденом св. Станислава 2-й степени); далее, года за три до его смерти, губернское земское собрание поднесло ему адрес, в котором, перечислив все, что он сделал для края, благодарило его от имени своих избирателей; он был избран почетным гражданином Екатеринослава, и имя его вырезано на почетной мраморной доске в думской зале; губернское дворянство на собрании 1889 года постановило повесить в зале дворянства (в "Потемкинском" дворце) портрет П. во весь рост и учредить стипендии его имени в Петербургском Горном Институте и в Екатеринославском Реальном Училище; в торжестве по случаю своего 50-летия, Одесское Императорское Общество истории и древностей почтило (14-го ноября 1889 года) П. особенным вниманием, причем член Общества, горный инженер Долинский сказал глубоко-прочувствованную речь, в которой очертил труды П. по части археологии, металлургии и развитию железных дорог края.

С пользой потрудился П. и для собирания разного рода археологических памятников и остатков старины южного края. Занимаясь в течение 13-ти лет собиранием древностей, он составил богатейшую коллекцию, ценившуюся до 200000 рублей (описание этой коллекции находится в "Екатеринославских Губернских Ведомостях" 1887 года и в "Каталоге" К. Мельника). П. был владельцем прекрасной исторической библиотеки, драгоценных рукописей, карт, планов. Не задолго до своей смерти П., нуждаясь в деньгах, старался продать свою коллекцию в России, в какое-либо из государственных собраний древностей, но старания его не привели ни к чему и тогда он обратился в Англию; за три месяца до смерти он получил оттуда предложение продать всю коллекцию древностей, кроме Запорожского отдела, за 200000 долларов. Смерть помешала ему дать ответ, и коллекции П. перешли к его наследникам. По своему составу, коллекции П. заключали в себе: древности каменного, бронзового и железного века; древности скифские, запорожские; стеклянные и керамические изделия; еще больше оружия, драгоценных ваз, кубков; особенно ценны были золотые вещи скифского времени, великолепнейшей тончайшей работы греческих мастеров, преимущественно IV столетия до Рожд. Христ., времени Перикла, периода полного расцвета греческого искусства. Коллекции эти по смерти П. предназначены были, постановлением Высочайше утвержденного опекунского управления по делам и имуществу А. Н. Поля, по соглашению с наследниками покойного, к продаже.

Перу П. принадлежат статьи: "Мишурин рог" ("Записки Одесского Общества истории и древностей", т. VIII, 1872 года, стр. 434-438) и "Археологические поиски в Екатеринославской губернии" (там же, стр. 439-442).

В экстренном заседании думы г. Екатеринослава 27-го июля 1890 года, по случаю кончины П., городской голова, между прочими вопросами, предложил, "ввиду заслуг для Новороссийского края и в частности особенно для Екатеринослава, увековечить память П. постановкой в Екатеринославе памятника, на каковой предмет ассигновать на первый раз из городских сумм 2000 рублей и открыть при Городской Управе добровольную подписку"; это предложение было единогласно принято. Вскоре после смерти П. французская Криворожская компания поставила ему мраморный памятник на самом месте своих рудников в Кривом Роге. При Екатеринославском Научном Обществе существует ныне Музей имени Поля.

"Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей", т. XVI, Одесса 1893 г., отдел III, стр. 2; "Екатеринославские губернские Ведомости" 1890 г., № 59, ч. неоф.; Некрологи И. Шмакова и Д. И. Эварницкого - № 60, ч. неоф.; "Речь священника Василия Разумова - № 61, ч. неоф., статья Л. З. Веселовского; "Одесские Новости" 1890 г., № 1676; "Новороссийский и Телеграф" 1890 г., №№ 4841 и 4843; "Исторический Вестник" 1890 г., т. 42, стр. 275-276, некролог 794-798, статья Д. И. Эварницкого; "Каталог коллекции древностей А. Н. Поль, в Екатеринославе", Вып. I, составил К. Мельник, Киев, 1893 г.; A. Hasselblatt und Dr. E. Otto. "Album Academicum der Kaiserlichen Universität Dorpat". Dorpat. 1889 г.

Ив. Давидович.

{Половцов}

Поль, Александр Николаевич

Общественный деятель и археолог (1830-1890). Уроженец Екатеринославской губ., воспитанник Дерптского университета, П. собрал коллекции древностей Новороссийского края, составившие весьма значительный археологический музей (см. его описание в "Екатеринославских губ. ведомостях" за 1887 г. и "Каталог", составленный г-жой К. Мельник; Киев, 1893). Рассмотрение бумаг кн. Потемкина указало Полю на присутствие в окрестностях Кривого Рога кровельного сланца, минеральных красок, каменного угля, железных руд и т. п. минеральных богатств. Он открыл богатые железные руды, исходатайствовал проведение железной дороги в Екатеринослав, положил начало устройству частных железоделательных и металлургических заводов, приступил к разрботке шиферных ломок, призвал к жизни многие отрасли кустарной деятельности. Кроме того, П. много работал в местных дворянских комитетах по крестьянскому вопросу и был вызван в СПб. для участия в редакционных комиссиях; после освобождения крестьян состоял членом Екатеринославского губернского по крестьянским делам присутствия. Написал несколько археологических статей в "Записках Общества ист. и др." и брошюр и заметок по горнозаводскому делу. См. некрологи П. в "Историч. вестнике" (1890, № 10), в "Записках Одесского общества истории и древн. росс." (т. XVI) и в "Екатеринославских губерн. ведомостях" (1890, № 59 и 61).

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Поль Гоген родился в 1848 году в Париже 7 июня . Отец его был журналистом. После революционных переворотов во Франции, отец будущего художника собрал всю семью и отправился в Перу на корабле, намереваясь остановиться у родителей своей жены Алины, и открыть там собственный журнал. Но в пути у него случился сердечный приступ, и он умер.

Поль Гоген прожил в Перу до семилетнего возраста. Вернувшись во Францию, семья Гогенов поселилась в Орлеане. Но Полю было совсем неинтересно жить в провинции и скучно. При первой же возможности он покинул дом. В 1865 году он нанялся работником на торговое судно. Время шло, и количество посетивших Полем странам увеличивалось. За несколько лет Поль Гоген стал настоящим моряком, который побывал в разных морских передрягах. Поступив в на службу во французский морской флот Поль Гоген и дальше продолжал бороздить просторы морей и океанов.

После смерти матери Поль оставил морское дело и занялся работай на бирже, которую ему помог найти его опекун. Работа была хорошая и казалось, что проработает он там еще долго времени.

Женитьба Поля Гогена


Женился Гоген в 1873 году на датчанке Мэтт-Софи Гад . За 10 лет совместной жизни жена родила пятерых детей, а положение Гогена в обществе становилось все прочнее. В свободное от работы время Гоген занимался своим любимым хобби – рисовал.

Гоген был совсем не уверен в своих художественных силах. Однажды, одну из картин Поля Гогена отобрали для показа на выставке, но он не сказал об этом никому из семьи.

В 1882 году начался биржевый кризис в стране, и дальнейшая успешная работа Гогена начала вызывать сомнения. Именно этот факт помог предопределить судьба Гогена как художника.

К 1884 году Гоген уже жил в Дании , так как денег на проживание во Франции не хватало. Жена Гогена преподавала французский язык в Дании, а он пытался заниматься торговлей, но у него ничего не получалось. Начались разногласия в семье, и брак распался в 1885 году. Мать осталась с 4 детьми в Дании, а Гоген вернулся в Париж с сыном Кловисом.

Жить в Париже была сложна, и Гогену пришлось переехать в Бретань. Ему тут нравилось. Бретонцы очень своеобразный народ со своими традициями и мировоззрением, и даже со своим языком. Гоген чувствовал в Бретани себя прекрасно, у него снова проснулись чувства путешественника.

В 1887 году, взяв с собой художника Шарля Лаваля, они отправились в Панаму. Поездка оказалась не очень удачной. Гогену приходилось много работать, чтобы обеспечить себя. Заболев малярией и дизентерией Полю пришлось вернуться на родину. Друзья приняли его, и помогли выздороветь, и уже в 1888 году Поль Гоген снова перебрался в Бретань.

Случай с Ван Гогом


Гоген был знаком с Ван Гогом , который хотел организовать колонию художников в Арле. Именно туда он и пригласил своего товарища. Все финансовые расходы брал на себя брат Ван Гога Тео (мы упоминали об этом случае в ). Для Гогена это была хорошая возможность вырваться и пожить без всяких забот. Взгляды художников разошлись. Гоген стал руководить Ван Гогом, начал себя преподносить как учителя. Ван Гог, уже страдавший в то время психологическим расстройством не смог такого вытерпеть. В какой-то момент он накинулся на Поля Гогена с ножом. Так и не настигнув свою жертву Ван Гог отрезал себе ухо, а Гоген уехал обратно в Париж.

После этого случая Поль Гоген провел время в разъездах между Парижем и Бретанью. И в 1889 году посетив художественную выставку в Париже, он принял решение поселиться на Таити. Денег естественно у Гогена не было, и он начал распродавать свои картины. Скопив около 10 тыс. франков он отправился на остров.

Летом 1891 году Поль Гоген принялся за работу, купив небольшую соломенную хижину на острове. На многих картинах этого времени изображена жена Гогена Техура, которой было всего 13 лет. Ее родители с радостью отдали ее в жены Гогену. Работа была плодотворной, Гоген написал много интересных картин на Таити. Но время шло, и деньги кончались, к тому же Гоген заболел сифилисом. Он больше не мог терпеть, и уехал во Францию, где его ждало небольшое наследство. Но на родине он провел не много времени. В 1895 году он снова вернулся на Таити, где он также бедствовал и жил в нужде.

Поль Верлен (фр. Paul Marie Verlaine, 1844—1896) - один из основоположников символизма во французской и мировой поэзии. Яркая личность в истории поэзии. Безусловно, один из величайших франкоязычных поэтов за всю историю.

Верлен - один из представителей школы декадентов, род. в 1844 г. в Меце. В первых своих стихотворениях, напечатанных в "Parnasse contemporain", точно так же, как в своем первом сборнике стихотворений — "Les poèmes saturniens", Верлен не обнаруживает ничего оригинального, а своей аффектированной невозмутимостью и холодностью, преклонением исключительно перед идеалом чистой красоты примыкает к школе парнасцев.

Любить – это единственный смысл жизни. И смысл смыслов, смысл счастья.

Верлен Поль

Это деланное спокойствие поэт отбрасывает в своих "Romances sans paroles", мотивами которых является особое душевное настроение, овладевшее человеком, изверившимся в старые идеалы и страстно ищущим новых путей и выхода из давящей его атмосферы пошлости; отсюда искание чего-то неестественного и сверхъестественного, жажда "красивой смерти" и подобных утонченных болезненных ощущений. Внося в свои стихотворения неопределенность, смутность, неясность настроения, Верлен старается найти для его выражения новые метрические формы; он пренебрегает метрикой классиков и романтиков, варьируя одновременно всевозможные размеры, подыскивая особые редкие рифмические сочетания, или совсем отказывается от рифмы, заменяя ее неуловимой для обыкновенного уха гармоничностью составных частей стиха.

После нескольких лет молчания истомившаяся от безверия душа поэта, по-видимому, находит успокоение в пламенном католицизме, и сборник "La Sagesse" (1880) отражает это новое настроение. Кроме названных соч., Верлен напечатал еще "Les fêtes galantes" (1869); "La bonne chanson" (1870): "Jadis et Naguère" (1885); "Amour" (1888); "Bonheur" и "Parallèlement" (1890).

В своем критич. очерке "Les poètes maudits" Верлен делает попытку дать характеристику новейшей школы поэтов-символистов (иначе декадентов) и возводит в гении своих товарищей Rimbaud, Corbière и Mallarmée, произведения которых, однако, совершенно недоступны для понимания обыкновенного читателя. Среди этой странной, выросшей на почве аффектированной нервозности и действительной душевной расшатанности поэзии декадентов некоторым стихотворениям В. нельзя отказать в искренности чувства, а ему самому — в поэтической чуткости. "Душе этого больного, дикого ребенка, — сказал о нем Жюль Леметр, — часто слышится музыка, недоступная никому другому".

Нам стихотворения Верлена знакомы по переводам наших классиков: это и Брюсов, и Сологуб, и Эллис, и Анненский, и Ариадна Эфрон. Также переводами из Верлена занимались и талантливые современники: например, Георгий Шенгели.

Как человек Верлен также весьма неординарен. Шутка ли: однажды, восхитившись присланными семнадцатилетним Артуром Рембо стихами, он отправил юноше деньги на билет до Парижа. С этого началась одна из наиболее громких скандальных историй девятнадцатого века. Рембо в Париже жил на деньги состоятельных мужчин и вел довольно фривольный образ жизни.

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в старинном французском городке Экс-ан-Прованс. Единственный сын грубоватого и жадного отца, Поль, в детстве практически не имел отношения к живописи, но в других областях получил весьма неплохое образование. Учеба давалась ему легко и результативно. Он постоянно получал школьные награды по латыни и греческому, по математике.

Рисование и живопись входили в курс обязательных дисциплин, но в молодые годы Поль не снискал на этом поприще особых лавров. Примечательно, что ежегодный приз по рисованию в колледже достался однокласснику молодого Сезанна – будущему классику Эмилю Золя. Стоит отметить, что крепкую детскую дружбу два выдающихся француза сумели пронести через всю жизнь. Да и выбор жизненного пути практически полностью определился дружеским советом Эмиля.

В 1858 году Сезанн сдает экзамены на бакалавра в университете Экса, поступив в действующую при вузе юридическую школу. Совершенно лишенный интереса к юриспруденции, молодой Поль был вынужден сделать это по настоянию своего властного родителя. Два года он «промучился» в этой школе, и за это время в нем твердо сформировалось решение посвятить себя живописи.

Сыну и отцу удалось достичь компромисса – Луи Огюст оборудовал сыну мастерскую, где тот, в перерывах между юридической практикой, мог посвящать время изучению художественного мастерства под руководством местного художника Жозефа Жибера.

В 1861 году отец все же отпустил сына в Париж для настоящего обучения живописи. Посещая Ателье Суисс, впечатлительный Поль Сезанн под влиянием здешних художников быстро отошел от академической манеры и занялся поиском собственного стиля.

Ненадолго вернувшись в Экс, Поль затем снова последовал за своим другом Золя в столицу. Он пытается поступить в Эколь-де-Бозар, но экзаменаторы сочли представленные им работы как слишком «буйные», что, впрочем, было не так уж далеко от действительности.

Впрочем, 23 года – это возраст, полный надежд, и не слишком огорченный Сезанн продолжил писать. Ежегодно он представлял свои творения в Салоне. Но требовательное жюри отвергало все картины художника. Ущемленное самолюбие заставляло Сезанна все глубже погружаться в работу, постепенно вырабатывая свою собственную манеру. Некоторое признание вместе с другими импрессионистами пришло к Сезанну в середине 70-х годов. Несколько богатых буржуа приобрели несколько его работ.

В 1869 году женой Поля становится Мария-Гортензия Фике. Они прожили вместе сорок лет. Сезанн с женой и сыном Полем постоянно переезжали с места на место, пока, наконец, в 1885 году Амбруаз Воллар не организовал персональную выставку художника. Но долги, связанные со смертью матери, вынуждают художника продать фамильное имение. На рубеже веков он открывает собственную студию, продолжая одновременно неутомимо работать, пока 22 октября 1906 года пневмония не прерывает его сложный и плодотворный жизненный путь.

Биография
Поль Верлен родился 30 марта 1844 года в Меце, во Франции. В 1862 году после получения степени бакалавра он сначала работал в канцелярии страховой компании, а затем в муниципалитете Парижа, занимаясь в свободное время поэзией и посещая литературные кружки. Верлена стали причислять к известной группе "писатели Парнаса", куда входили Стефани Маллармэ, Вилльер де Лил-Адам и Анатоль Франс. Стихотворения Верлена стали появляться в литературных журналах, и в 1866 году он опубликовал свой первый сборник поэзии. В 1869 году в возрасте двадцати пяти лет Верлен влюбился в шестнадцатилетнюю Матильду Моте, и на следующий год они поженились. Стихотворения, написанные за период помолвки, свидетельствуют о том, что поэт считал свою жену избавлением от "грешных пут". В августе 1871 года в жизнь Верлена вошло само воплощение пут грешных. Артур Рембо родился 20 сентября 1854 года в городе Шарлевиле во Франции. С юных лет у Рембо проявился писательский талант, и в учебе он превосходил остальных студентов Колледжа де Шарлевиль, где в 1870 году на академическом конкурсе за стихотворение на латинском языке Рембо получил первый приз. В том же году было опубликовано его первое стихотворение. Артур Рембо закончил свое официальное образование в июле 1870 года, когда разразилась франко-прусская война. После всех злоключений Рембо в конце концов добрался до Парижа, где полгода жил в нищете, а затем вернулся в Шарлевиль уже совсем другим человеком. Ничего не осталось от той радости бытия, которая нашла свое отражение в ранних стихотворениях поэта, - на ее месте воцарилась дьявольская, богохульная, изменившаяся до неузнаваемости душа. Для окружающих поэт стал наказанием господним. По словам его друга Эрнеста Делаэ, "его презирали за деньги, постыдно заработанные, за отвратительные поступки, описанные в мельчайших подробностях, - одного этого было достаточно, чтобы гром небесный покарал этот вертеп". В то время Рембо жил на содержании у богатых мужчин. В двух письмах к Полю Демни, датированных 1881 годом и известных в настоящее время как "Письма ясновидца", Артур изложил свои новые эстетические воззрения: чтобы стать провидцем, ясновидящим, поэт должен освободиться от оков, которые удерживают обычное "я" от связи с неведомым бесконечным. Он должен стать кем-то вроде преступника, обязан пожертвовать всем для того, что Рембо назвал "сознательным разрушением рассудка". В августе 1871 года Рембо послал Верлену несколько своих последних стихотворений. Изумленный поэт немедленно выслал молодому человеку деньги на дорогу в Париж. Перед отъездом из Шарлевиля в приливе творческих сил Рембо создал "Пьяный корабль" - один из выдающихся шедевров французской литературы. В Париже Рембо посещал известных поэтов, отпугивая своим поведением всех, кроме Верлена, с которым стал поддерживать любовную связь. К ноябрю в прессе появилось немало домыслов об этих взаимоотношениях, и когда однажды Рембо с Верленом появились на одном литературном собрании, шокированная публика вышвырнула их вон. Затем последовал период беспробудного пьянства и шумных скандалов. Между любовниками происходили бесконечные ссоры, расставания и примирения. Кульминация наступила, когда 10 июля 1873 года в Брюсселе Верлен, не помня себя от выпитого, выстрелил в Рембо и попал ему в запястье. Ужаснувшись содеянным, Верлен дал пистолет Рембо, настаивая, чтобы тот убил его. Рембо отказался, и они отправились в больницу, чтобы обработать рану. Однако на улице Верлен затеял новую ссору, вновь вытащил оружие, и Рембо пришлось умолять проходящего полицейского о защите. Артура Рембо забрали в больницу, а Верлена арестовали. Обвиненный в покушении на убийство, сгоравший от любви поэт был приговорен к двум годам лишения свободы. За время беспокойной любовной связи с Верленом Рембо создал два своих наиболее значительных произведения: великолепное и ужасное "Одно лето в аду" и абстрактные стихотворения в прозе "Озарения". С художественной точки зрения, Верлен был окончательно превзойден. Ганс Майер оценивает развитие отношений между двумя поэтами следующим образом: "Это было именно то, на что Верлен не был способен: сильное и постоянное чувство на фоне скандальных переживаний. Он оставался глупейшим любовником супруга преисподней, и, как "глупейшая девственница", так и не уразумел, почему всему когда-нибудь приходит конец". Рембо и Верлен увиделись еще раз - в 1875 году, после того, как Верлен вышел из тюрьмы, - и напрочь разругались. Рембо несколько лет путешествовал по Европе и Ближнему Востоку, пока не остановился в Эфиопии. В этой стране Рембо стал первым белым человеком, осмелившимся жить в районе Огаден. В 1885 году Артур Рембо стал заниматься незаконными поставками оружия для армии короля Шоа Менелика II. Сам поэт жил в нищете и безвестности с туземкой. Между тем за время долгого отсутствия во Франции к Рембо пришла известность. Не сумев отыскать своего бывшего любовника, Верлен решил самостоятельно взяться за публикацию произведений Рембо (как работы "покинувшего нас Артура Рембо"), что встретило единодушное одобрение у критики. В 1884 году Верлен написал о Рембо книгу "Проклятые поэты". Несмотря на то, что слухи об успехе во Франции некоторым образом дошли до Рембо, поэт не проявил к этому ни малейшего интереса. Рембо отрекся от поэзии и путешествовал (по словам Майера) "от любви к скандальной славе до скандальной безвестности". В 1891 году у Рембо стала развиваться опухоль на правой ноге. Диагноз - рак кости. Когда лечение в Адене не дало никаких результатов, Рембо увезли во Францию, где он перенес ампутацию ноги. Артур Рембо скончался 10 ноября 1891 года в Марселе. Поэту было тридцать семь лет. Ну а Верлен после разрыва с Рембо вернулся к католицизму и попытался наладить отношения с женой, однако, в конце концов, эта попытка не увенчалась успехом. У Верлена начались запои и возобновились скандальные бисексуальные связи. Его лучшее произведение осталось ненаписанным. Поэт умер 8 января 1896 года в Париже. Страстная, неистовая, самоуничтожающая любовь двух поэтов подвигла - особенно Рембо - на создание одних из самых замечательных и незабвенных поэтических произведений французской литературы. История жизни Рембо не смогла оставить равнодушными многие умы (например, предполагают, что "Сердце тьмы" Джозефа Конрада было навеяно последними годами жизни Рембо).