Поурочные планы по окружающему миру

Окружающий мир. 3 класс. Поурочное планирование по учебнику О.Н. Федотовой и др.

В.: 2015. - 337 с.

В пособии представлены технологические карты уроков по курсу "Окружающий мир" для 3 класса, составленные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы образовательного учреждения, концепцией "Перспективная начальная школа", ориентированные на использование учебника и тетради для самостоятельной работы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова, Л.А. Царевой "Окружающий мир. 3 класс" (М.: Академкнига/Учебник, 2013). Технологические карты уроков отражают современные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности и коммуникативной компетенции, побуждающие младших школьников осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения. Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений.

Формат: pdf

Размер: 7,7 Мб

Смотреть, скачать: 31.08.2016г. ссылки удалены по требованию изд-ва "Учитель" (см. примечание!!)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Урок 1. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир» 5
Урок 2. Глобус - модель земного шара 11
Урок 3. Материки и океаны на глобусе 20
Урок 4. Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе» 26
Урок 5. Географическая карта 32
Урок 6. Учимся читать карту 38
Урок 7. План местности 43
Урок 8. Холмы и овраги 47
Урок 9. Стороны горизонта 51
Урок 10. Ориентирование на местности. Компас 57
Урок 11. Обобщение по теме «О чем рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде! 64
Урок 12. Тела, вещества, частицы 70
Урок 13. Твердые вещества, жидкости и газы 75
Урок 14. Вода- необыкновенное вещество 80
Урок 15. Обобщение по теме «Из чего все на свете». Готовимся к школьной олимпиаде! 85
Урок 16. Свойства воды в жидком состоянии 87
Урок 17. Термометр и его устройство.....91
Урок 18. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) 96
Урок 19. Свойства воды в газообразном состоянии 100
Урок 20. Обобщение по теме «Вода и ее свойства». Готовимся к школьной олимпиаде! 106
Урок 21. Круговорот воды в природе 110
Урок 22. Туман и облака. Осадки 115
Урок 23. Вода- растворитель 122
Урок 24. Растворы в природе 127
Урок 25. Почему воду надо беречь? 132
Урок 26. Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Готовимся к школьной олимпиаде! 137
Урок 27. Океан, которого нет на карте и глобусе 141
Урок 28. Воздух-это смесь газов 146
Урок 29. Свойства воздуха 151
Урок 30. Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Готовимся к школьной олимпиаде! 157
Урок 31. Температура воздуха 160
Урок 32. Ветер 165
Урок 33. Что такое погода? 170
Урок 34. Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающей мир» 175
Урок 35. Горные породы 180
Урок 36. Разрушение горных пород 185
Урок 37. Что такое минералы? 191
Урок 38. Полезные ископаемые 196
Урок 39. Свойства полезных ископаемых. Пятое заседание клуба 201
Урок 40. Почему надо беречь полезные ископаемые? 205
Урок 41. Обобщение по теме «Тайны недр Земли» 210
Урок 42. Как образуется почва 214
Урок 43. Почва и ее состав 218
Урок 44. Экскурсия «Почвы родного края» 222
Урок 45. Зачем и как люди заботятся о почве 226
Урок 46. Обобщение по теме «Почва» 230
Урок 47. Лес и его обитатели 234
Урок 48. Луг и его обитатели 238
Урок 49. Поле и его обитатели, 244
Урок 50. Пресный водоем и его обитатели 250
Урок 51. Болото и его обитатели 255
Урок 52. Экскурсия «Природные сообщества родного края» 261
Урок 53. Обобщение по теме «Природные сообщества» 264
Урок 54. Значение лесов 268
Урок 55. Безопасное поведение в лесу 272
Урок 56. Луг и человек 278
Урок 57. Надо ли охранять болота? 283
Урок 58. Дары рек и озер 287
Урок 59. Безопасное поведение у водоемов 292
Урок 60. Человек - защитник природы 295
Урок 61. Природа будет жить 300
Урок 62. Обобщение по теме «Человек и природные сообщества» 304
Урок 63. Лента времени 309
Уроки 64-65. Золотое кольцо России 313
Уроки 66-67. Путешествие по Санкт-Петербургу 325
Урок 68. Обобщение по теме «Путешествие в прошлое». Готовимся к школьной олимпиаде! 332
Литература 335

В пособии представлены поурочные планы по окружающему миру для 3 класса, разработанные в соответствии с основными принципами концепции «Перспективная начальная школа», раскрывающие программное содержание интегрированного курса «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, основы безопасности жизнедеятельности.
Целью изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни; формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов в год: 68 ч.

Количество часов в неделю: 2 ч.


Номер

урока


Тема уроков

Страницы учебника

1

2

3

Раздел I. Как устроен мир

1

Природа

4–9

2

Человек

10–15

3

Общество

16–21

4

Мир глазами эколога

22–26

5

Природа в опасности

27–32

6

Проверочная работа

Раздел II. Эта удивительная природа

7

Тела, вещества, частицы

34–38

8

Разнообразие веществ

39–43

9

Воздух и его охрана

44–48

10

Вода

49–52

11

Превращение и круговорот воды

53–56

12

Берегите воду!

57–61

13

Как разрушаются камни

62–64

14

Что такое почва

65–68

15

Образование и разрушение почвы

68–70

16

Разнообразие растений

71–75

17

Солнце, растения и мы с вами

76–79

18

Размножение и развитие растений

80–82

19

Как развивается растение

82–83

20

Охрана растений

84–88

21

Разнообразие животных

89–95

22

Кто что ест

96–99

23

Невидимая сеть и невидимая пирамида

100–104

24


105–107

Продолжение табл.

1

2

3

25

Размножение и развитие животных

108–111

26

Охрана животных

112–117

27

В царстве грибов

118–119

28

Грибы съедобные и несъедобные

120–123

29

Великий круговорот жизни

124–126

30

Проверочная работа

128–131

Раздел III. Мы и наше здоровье

31

Организм человека

32–33

Органы чувств

132–135

34

Надежная защита организма

136–139

35

Опора тела и движение

140–143

36

Наше питание

144–147

37–38

Дыхание и кровообращение

148–150

39

Умей предупреждать болезни

151–157

40

Проверочная работа

Раздел IV. Наша безопасность

41

Огонь, вода и газ

4–7

42

Чтобы путь был счастливым

8–13

43

Дорожные знаки

14–17

44

Опасные места

18–22

45

О молниях, змеях, собаках и прочем

23–28

46

Экологическая безопасность

29–34

47

Проверочная работа

Раздел V. Чему учит экономика

48

Для чего нужна экономика

36–39

49

Три кита экономики

40–47

50

Полезные ископаемые

48–52

51

Растениеводство

53–59

52

Животноводство

60–63

53

Какая бывает промышленность

64–67

Окончание табл.

1

2

3

54

Что такое деньги

68–72

55

Государственный бюджет

73–76

56

Семейный бюджет

77–80

57

Экономика и экология

81–86

58

Проверочная работа

Раздел VI. Путешествие по городам и странам

59–60

Золотое кольцо России

88–99

61–62

Наши ближайшие соседи

100–107

63

На севере Европы

110–119

64

Что такое Бенилюкс

120–126

65

В центре Европы

127–133

66

Путешествие по Франции и Великобритании

134–143

67

На юге Европы

144–150

68

По знаменитым местам мира

151–155

Учащиеся должны знать:

– что такое тела, вещества, частицы;

– компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;

– компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;

– группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;

– группы животных: насекомые, рыбы, земноводные; пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства ;

– некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой и живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

– взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

– строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

Учащиеся должны уметь:

– различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;

– объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

– подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;

– измерять температуру воздуха с помощью термометра;

– проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;

– оперировать с моделями, указанными в программе;

– выполнять правила поведения в природе , обосновывать их необходимость;

– в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

– выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Р а з д е л I. Как устроен мир

У р о к 1
природа

Цели: познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе.

О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением живой и неживой природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

С о о б щ е н и е т е м ы и ц е л е й у р о к а.

– Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока:

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (природа ).

– Правильно, тема нашего урока «Природа». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение ее для человека. А поможет нам в этом наш новый учебник.

– Прочитайте название нового учебника. С чем он будет знакомить вас на уроках?

– Какие разделы вошли в данный учебник? Как называется первый раздел?

II. Изучение нового материала.

– Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека .)

И г р а - з а г а д к а.

На столе у учителя разложены карточки с изображениями живой и неживой природы.

Отгадав загадку, учащиеся распределяют их на две группы: живая и неживая природа.

З а г а д к и:

1. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш .)

2. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба .)

3. Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо .)

4. По синему морю белые гуси плывут. (Облака .)

5. Вокруг носа вьется , а в руки не дается. (Муха .)

6. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь .)

7. Без него плачемся,

Появится –

Все прячемся. (Солнце .)

8. После ливня и грозы

Мост невиданной красы,

Ни потрогать, ни забраться –

Можно только любоваться. (Радуга .)

9. Он с усами, но не кот

Ходит задом наперед.

Он не плотник, но с клещами…

Догадайтесь, дети, сами. (Рак .)

10. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем –

Ищем, ищем, не найдем. (Роса .)

– Посмотрите, как распределились картинки на доске. Подумайте: какая закономерность прослеживается?

– По каким признакам природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую?

Работа по учебнику.

– Прочитайте абзацы раздела 1.

– Нас окружает множество предметов. Есть ли среди них те, которые не относятся к природе?

В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (с. 8).

– Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – наука.

III. Занимательная страничка.

1. Наши поросятки

Выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком. (Огурцы .)

2. Вечером наземь слетает,

Ночью на земле пребывает,

Утром опять улетает. (Роса .)

3. По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран .)

4. Летит – говорит, а сядет – молчит. (Оса .)

5. Без рук, без ног, а ворота отрывает. (Ветер .)

6. Дает время молодцу

Ежегодно по кольцу. (Дерево .)

7. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз .)

– Прочитайте, какое слово получилось в выделенном столбце. (Царство .)

– Как вы представляете себе «царство»?

– Все живое ученые-биологи делят на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов. Еще одно царство, в котором живут крошечные организмы, увидели только тогда, когда изобрели микроскоп – увеличительный прибор. Это царство бактерий.

– Найдите на с. 6 раздел «Подумай». Как бы вы выполнили это задание?

И г р а «Живое-неживое».

– Я показываю слова. , показываете, как он двигается, а если объект неживой природы – стоите на месте.

Снег, ласточка, дождь, заяц, мальчик, гора, дождь, медведь, солнце.

IV. Выделение взаимосвязей.

Н а д о с к е укрепить рисунок с изображением солнца, дерева, реки, тучи с дождем.

– Я знаю, что эти элементы живой и неживой природы тесно связаны, но не знаю, как доказать. Докажите.

V. Беседа «Значение природы для людей».

– К какой природе относится человек?

– Влияет ли природа на общее состояние здоровья человека?

Ч т е н и е т е к с т а «Значение природы для людей» (с. 5 в рабочей тетради) (см. Примечание).

Продолжить формирование умения выделять признаки животных; развивать наблюдательность, глазомер, воображение, продолжить экологическое воспитание.

Расширять знания о живой и неживой природе; научить распределять объекты в группы по общим признакам; показать значимость вопроса охраны природы.


Скачать и читать Окружающий мир, 1 класс, Поурочные разработки, Уроки 1-6


Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки. Объяснять, как погода зависит от ветра;
предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц.


Скачать и читать Окружающий мир, 4 класс, Примерное тематическое планирование, Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.

Характеристика учебной деятельности учащихся.
Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой. Объяснять значение экологии как науки. Приводить примеры, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу,


Скачать и читать Окружающий мир, 3 класс, Примерное тематическое планирование, Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.

Характеристика учебной деятельности учащихся.
Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения.
Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников.


Скачать и читать Окружающий мир, 2 класс, Примерное тематическое планирование, Ивченкова Г.Г., Потапов И.В.

Характеристика учебной деятельности учащихся.
Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.
Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).
Называть и различать окружающие предметы и их признаки.
Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия.
Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).
Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).


Скачать и читать Окружающий мир, 1 класс, Примерное тематическое планирование, Ивченкова Г.Г., Потапов И.В.

Данная программа направлена на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; на освоение комплекса предметных знаний о человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; на развитие умений работать с разными источниками информации, наблюдать, экспериментировать, анализировать, обобщать, характеризовать и моделировать объекты окружающего мира, решать творческие задачи; на воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, стремящейся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.


Скачать и читать Окружающий мир, Программа, 1-4 класс, Поурочно-тематическое планирование, Поглазова О.Т., 2013

В пособии представлены технологические карты уроков по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, составленные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы образовательного учреждения, концепцией «Перспективная начальная школа», ориентированные на использование учебника и тетради для самостоятельной работы О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, С. А. Трафимова, Л. А. Царевой «Окружающий мир. 3 класс».
Технологические карты уроков отражают современные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности и коммуникативной компетенции, побуждающие младших школьников осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений.


Скачать и читать Окружающий мир, 3 класс, Технологические карты уроков, Лободина Н.В., 2015


Показана страница 1 из 3