Правление харуна ар рашида. Кровавые забавы гаруна аль-рашида. Успехи в науке и строительстве

    Правитель Багдада из арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В этих сказках Гарун аль Рашид описывается как мудрый, справедливый правитель и покровитель искусств. Стремясь узнать нужды беднейшего населения, он бродит, переодевшись купцом, по улицам … Словарь крылатых слов и выражений

    См. Тысяча и одна ночь. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    ГАРУН АЛЬ РАШИД, смотри Харун ар Рашид … Современная энциклопедия

    См. Харун ар Рашид … Большой Энциклопедический словарь

    См. Харун ар Рашид. * * * ГАРУН АЛЬ РАШИД ГАРУН АЛЬ РАШИД, см. Харун ар Рашид (см. ХАРУН АР РАШИД) … Энциклопедический словарь

    Гарун аль-Рашид - средневековый восточный властитель, согласно легендам, переодевался простым человеком и покидал дворец, чтобы узнать, что думают люди и творить добро неузнанным; при высококачественной деспотии эффективность методики в смысле первой задачи… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Гарун Аль-Рашид - ГАРУ́Н АЛЬ РАШИ́Д, см. Харун ар Рашид … Биографический словарь

    Халиф из династии Аббасидов (См. Аббасиды); см. Харун ар Рашид … Большая советская энциклопедия

    Гарун-аль-Рашид - Гар ун аль Раш ид, а … Русский орфографический словарь

    - … Википедия

Книги

  • Багдадский вор (аудиокнига MP3) , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.… аудиокнига
  • Багдадский вор , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.…

Гарун Аль-Рашид (Харун ар-Рашид), багдадский халиф

(около 763–809)

Пятый халиф арабской династии Аббасидов Гарун, прозванный Аль-Рашидом (Справедливым), широкой публике известен прежде всего по сказкам «Тысячи и одной ночи». Он отличался жестокостью и беспощадностью по отношению к тем, кого считал своими противниками или соперниками. Гарун был вторым сыном халифа аль-Махди. Его мать когда-то была рабыней. Уже в 780 году, когда ему еще не было и 20 лет, Гарун был послан командовать армией в войне с Византией. Он достиг больших военных успехов, за что отец пожаловал ему титул Аль-Рашид, что в буквальном переводе означает «тот, кто следует правильным путем». Гаруна назначили наместником Туниса, Египта, Сирии, Армении и Азербайджана. Своим визирем и главным советником он сделал бывшего своего воспитателя перса Яхию Бармакида. Мать Харуна пыталась уговорить аль-Махди сделать Харуна своим наследником. Однако халиф внезапно скончался в августе 786 года, не успев назвать имя того, кто унаследует трон. Месяц спустя умер и старший брат Гаруна Гади (Хади), и вопрос о наследнике решился сам собой. 14 сентября 786 года Гарун был провозглашен халифом. Его поддержала как арабская, так и иранская знать. Яхия сохранил должность визиря, а его сыновья Фадл и Джафар стали советниками при дворе халифа. Мать Гаруна вплоть до своей смерти в 789 году сохраняла большое влияние на сына и на дела правления.

Для личной охраны Гарун набрал особую гвардию из уроженцев Хорасана. Многие гвардейцы получили впоследствии назначения на высокие военные и гражданские должности.

Вскоре после воцарения Гаруна вспыхнули мятежи в Египте, Сирии и Йемене. Эти выступления ему удалось сравнительно легко подавить. В дальнейшем во время его правления внутри халифата царил мир, не было никаких крупных восстаний. Страдая бессонницей, переодетый Гарун ходил по ночному Багдаду в сопровождении Джафара, который был его любовником, и палача, который тут же приводил приговор над преступником в исполнение, если им случалось раскрыть преступление. Гарун выведывал таким образом, что говорят о нем и его приближенных в народе. В 803 году Джафар впал в немилость, поскольку изменил Гаруну с другим любовником. Халиф приказал обезглавить неверного возлюбленного. Были казнены еще несколько человек, в том числе родная сестра Гаруна, ставшая женой Джафара, и двое ее сыновей. Яхия и Фадл были брошены в тюрьму, а все их имущество конфисковано.

В области внутренней политики Гарун упорядочил взимание налога «мукасама», введенного его предшественником Мансуром в виде половины урожая с каждой мусульманской общины. При Гаруне доля урожая, уплачиваемая в качестве налога, была поставлена в зависимость от площади и плодородия земли. Большая доля взималась с больших по площади и лучше орошаемых и плодородных участков.

Золотой динар Гарун Аль&Рашида. VIII в.

В целом же в правление Гаруна окончательно оформилась военно-деспотическая система управления халифатом. Халиф являлся верховным командующим войсками и повелителем всех правоверных. Для дел гражданского правления он назначал визиря, первого министра, ответственного только перед ним. Визирь надзирал за администрацией, финансами, ему могло поручаться командование войсками. В то же время сам Гарун тщательно надзирал за визирем и, как видим, легко мог сместить неугодного сановника.

Гарун искал союза с императором Карлом Великим и в ответ на посольство Карла в Багдад отправил в его столицу Аахен многочисленное посольство с поистине громадным подарком – белым слоном. Однако договориться о совместных действиях против Византии и отколовшегося от халифата Кордобского эмирата, с которым воевал Карл, так и не удалось.

Но Гарун продолжал успешно воевать с Византией и в одиночку, а осенью 808 года возглавил поход в Иран, восставший против власти халифа. В походе он тяжело заболел, и стало ясно, что дни халифа сочтены. Незадолго до кончины Гаруну привели захваченного в плен брата вождя восставших. По преданию, последними словами Гаруна были: «Если бы у меня хватало дыхания лишь на два слова, я бы и тогда сказал: “Казните его!”» Пленник был умерщвлен прежде, чем веки халифа закрылись навеки.

При Гарун аль-Рашиде Багдад пережил расцвет в качестве столицы халифата. Его население достигло 2 млн человек. Багдад называли «столицей ислама, оком Ирака и троном халифа, центром красоты». Здесь развивались торговля, ремесла, наука, далеко обогнавшая современную ей европейскую, и искусство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

9. В бане и около Венцом сегодняшнего маршрута была баня. Утром, уходя, Антон сказал деду, желая его развеселить:- Таз брать?В Антоново время в баню ходили не только со своими вениками. Отец Антона, человек в городе уважаемый, учитель, известный лектор общества «Знание»,

Рашид + Оля Ветер нам поет и зовет нас в горы, Вечер сладким вином смешит. Если небо стало для нас забором, Напишу на нем: «Оля + Рашид». А в книге регистрации мог бы расписаться Таракан с чернилами на усах. Стопроцентный брак допускают в ЗАГСах, Но любовь вершится на

МИШКА ХАЛИФ Я хорошо помню кровельщика Мишку Халифа, жившего в нашем доме. Его жизнь заслуживает быть описанной в юридических учебниках. У Мишки была сезонная работа, три-четыре месяца. Управдомы каждое лето нанимали его на работу, но платить им было нечем и получить

Глава 6 Султан Сулейман хан Хазретлери – халиф мусульман и властелин планеты Но прежде чем мы перейдем к описанию пышных свадебных церемоний, еще раз вернемся к личности султана Сулеймана, с которым нашей героине довелось коротать всю жизнь, и которому она посвятила

Рашид Нугманов «Подлинное чувство магнетизирует…» - … Я, честно говоря, совершенно не мистически настроенный человек, поэтому я сначала не придал никакого значения сну, который приснился мне под утро 15 августа 1990 года. Проснулся я тогда около девяти часов и помнил его

Психиатрия и около Как-то раз, будучи в Москве, Людмила Андреевна Чистович решила познакомить меня с одним своим давним приятелем. По ее словам, странно было заниматься столь похожими проблемами, жить в одном городе и при этом не знать друг друга. Речь шла об Иосифе

Кир II Великий (Куруш) (около 590 – около 529 г. до н. э.) Будущий основатель персидской империи Ахеменидов родился примерно в 590 году до н. э. (предполагаемые даты варьируются от 600 до 585 года) в Мидии или Персии. Начальный период его биографии покрыт мраком неизвестности.

Около Паустовского В начале этой книги, дорогой читатель, ступеньки на лестнице моей жизни были очень крутыми, и взяться за перила хронологии мне было необходимо. Но теперь, когда я совершенно откровенно ввела тебя в курс крутогорья своей жизни, ты можешь самые большие

На катке и около Каток – это стол на козлах, на котором сидят и шьют, поджав под себя ноги, портные. При их сидячем ремесле портные большие охотники до всяких говорунов и рассказчиков. Посидеть с разговорами у катка приходили к нам разные люди, а чаще всех Пров Палоныч,

Сохраненная молодость Лев Халиф Выступала гостья из Швейцарии. Романсы - старинные и современные, песни известных бардов, на слова Ахматовой, Есенина, на свои…Небольшой зал вместил десятка четыре любителей бардовской песни. Кто-то с энтузиазмом аплодировал, кто-то ушел

Гарун-аль-Рашид

Гарун-аль-Рашид
Правитель Багдада из арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В этих сказках Гарун-аль-Рашид описывается как мудрый, справедливый правитель и покровитель искусств. Стремясь узнать нужды беднейшего населения, он бродит, переодевшись купцом, по улицам Багдада, обычно сопровождаемый своим визирем Джафаром Бармакидом.
У героя сказок есть реальный исторический прототип - багдадский халиф Харун-ар-Рашид (763-809), который совершенно непохож на идеализированный образ правителя из «Тысячи и одной ночи».
«Рашид» по-арабски - «справедливый».
Имя нарицательное для сказочно богатого человека, который щедрой рукой раздает богатства, помогает людям и т. д. (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Гарун-аль-Рашид" в других словарях:

    См. Тысяча и одна ночь. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    ГАРУН АЛЬ РАШИД, смотри Харун ар Рашид … Современная энциклопедия

    См. Харун ар Рашид … Большой Энциклопедический словарь

    См. Харун ар Рашид. * * * ГАРУН АЛЬ РАШИД ГАРУН АЛЬ РАШИД, см. Харун ар Рашид (см. ХАРУН АР РАШИД) … Энциклопедический словарь

    Гарун аль-Рашид - средневековый восточный властитель, согласно легендам, переодевался простым человеком и покидал дворец, чтобы узнать, что думают люди и творить добро неузнанным; при высококачественной деспотии эффективность методики в смысле первой задачи… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Гарун Аль-Рашид - ГАРУ́Н АЛЬ РАШИ́Д, см. Харун ар Рашид … Биографический словарь

    Халиф из династии Аббасидов (См. Аббасиды); см. Харун ар Рашид … Большая советская энциклопедия

    Гарун-аль-Рашид - Гар ун аль Раш ид, а … Русский орфографический словарь

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Багдадский вор (аудиокнига MP3) , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.… аудиокнига
  • Багдадский вор , Андрей Белянин. О благословенный город, воспетый Шахерезадой! Высокие минареты, пение муэдзинов, призывающих правоверных к вечерней молитве... И вот уже лучатся яркие звезды на бархатном фиолетовом небе.…
  • Дата:
    1920 год

по «Тысяча и Одной ночи»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Гарун аль-Рашид — калиф.
Джафар — великий визирь.
Синдбад — купец.
Рыбак
Сила Сердец — наложница калифа.
3обейда — первая жена калифа.

Послы Карла Великого, купцы, носильщики, рабыни,слуги, пираты, негр, морской старик и др.

Место действия Багдад.
Время действия IX век по Р. X.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ

Базар. Палатки, где торгуют арабы, персы, византийцы, китайцы.

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Проходят покупатели, приценяясь и покупая. Появляется калиф с Джафаром; все расступаются, кланяясь. Они подходят к лотку китайца, который показывает калифу большие листы бумаги. Калиф удивляется. Джафар объясняет ее назначенье: «На этой вещи, которую недавно изобрели китайцы, можно писать лучше, чем на коже или листе пальмы» . Калиф награждает китайца и, довольный, уходит с Джафаром. Оживление возобновляется.

СЦЕНА ВТОРАЯ

Сила Сердец, любимая наложница калифа, влюблена в купца Синдбада. В сопровожденье служанки она приходит на базар рассматривает товары Синдбада, и между ними разыгрывается любовная сиена, прерываемая приходом других покупателей. Наконец Синдбад просит Силу Сердец принять его в ее доме. Она боится. Он успокаивает ее, залезает в тюк материи, и его раб, негр, взвалив тюк на спину, идет за Силой Сердец, которая смеется.

КАРТИНА ВТОРАЯ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Зала в доме Силы Сердец.

Раб вослед за хозяйкой вносит тюк с Синдбадом и, положив его на ковер, удаляется. Сила Сердец продолжает смеяться и, шаля, катает тюк, мешая Синдбаду выбраться. Вдруг вбегает служанка с криком: «О госпожа, к тебе идет твой господин, калиф» . Сила Сердец в ужасе катит в угол тюк с Синдбадом. Входит калиф. Сила Сердец ласкается к нему, поминутно оглядываясь на тюк. Калиф замечает это и спрашивает, что там. Сила Сердец смущается, и калиф направляется в угол. Тогда Сила Сердец начинает прыгать, крича: «Спасите меня, здесь мышь» . Калиф поворачивается к ней и начинает ловить мышь. Синдбад пользуется случаем, вылезает из тюка и скрывается за занавесом. Калиф развертывает тюк, видит, что в нем только материя, и, успокоенный, ласкает Силу Сердец. Синдбад выглядывает из-за занавеса, ревнуя.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Комната Зобейды.

Зобейда, жена калифа, ревнует его к прекрасной наложнице. Она хлопает в ладоши и говорит вошедшей служанке: «Позвать ко мне великого визиря Джафара» . Служанка возвращается с Джафаром, который целует землю между рук Зобейды. Зобейда жалуется ему на калифа. Джафар не знает, что делать. Зобейда задумывается, наконец решается и говорит Джафару: «Уведи калифа гулять хотя бы на полдня и остальное предоставь мне» . Джафар кланяется и уходит.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ

Равнина за городом. Вдали река.

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Калиф, Джафар и придворные играют в поло. Калиф останавливается, вспоминая о Силе Сердец (ее фигура на заднем плане). Джафар его утешает и приглашает состязаться в скачке до реки. Калиф согласен, они скачут, калиф впереди.

СЦЕНА ВТОРАЯ

У реки рыбак забрасывает сети. Они зацепились обо что-то на дне, он сбрасывает одежду и ныряет. Тем временем проходит бродяга, хватает одежду и убегает за холм. Въезжает калиф, один. Он сходит с лошади и пьет воду из кувшина рыбака. Рыбак вынырнул с сетью, ищет свою одежду, увидал калифа, замахивается на него огромной дубиной и кричит: «Это ты, сын дьявола, украл мою одежду. Отдавай мне свою — или я тебя убью» . Калиф пытается спорить, но уступает и снимает свою верхнюю одежду. Рыбак ее примеряет, она длинна, он обрезает на ней полы. Тем временем калиф сзади оглушает его ударом дубины по голове. Въезжает Джафар и придворные. Калиф со смехом рассказывает им случившееся и приказывает: «Несите этого рыбака в мой дворец и, когда он очнется, до заката солнца повинуйтесь ему как калифу. Клянусь великой клятвой: на это время вся моя власть принадлежит рыбаку» . Рыбака уносят.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Дворец Зобейды.

Зобейда приказывает невольницам: «Приготовьте все для пиршества и пригласите ко мне Силу Сердец» . Подходит к потайному шкафчику и поочередно вынимает два флакона, на одном написано «Сон» , на другом «Смерть» (флаконы показываются отдельно); после колебанья Зобейда берет флакон с надписью «Смерть» . Вносят блюда, кувшины, с одной стороны выстраиваются танцовщицы, с другой-девушки с флейтами и цитрами. Входит Сила Сердец, целуя край платья Зобейды. Та ласково приглашает ее сесть. Пир и праздник. Танцы. Зобейда не решается отравить Силу Сердец, берет из шкафчика второй флакон с надписью «Сон» (он демонстрируется) и выливает содержимое в кубок Силы Сердец, Зобейда приказывает: «Отдайте этот сундук чужестранцам, которые навсегда покидают нашу страну".

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ

Тронный зал во дворце калифа.

Вносят рыбака, одетого калифом, и сажают его на трон. Рыбак шевелится, чихает, очнулся. Все повергаются перед ним ниц. Он тоже повергается ниц, его поднимают и сажают на трон. Джафар выступает, спрашивая: «Что с тобою, о калиф?» Рыбак показывает на голову и хочет бежать. Его почтительно удерживают. Он говорит: «Я, должно быть, сплю. Если я калиф, пусть мне дадут хорошей еды» . Это исполняется. Рыбак доволен, но еще сомневается. «Если я калиф, пусть приведут мне мой гарем» . Перед ним проводят женщин всех наций. Рыбак волнуется, начинает верить, но говорит, указывая на Джафара: «Пусть этому дадут пятьдесят палочных ударов, тогда я поверю» . Это исполняется. Калиф, вне себя от беспокойства, ищет Силу Сердец. Все отговариваются незнаньем.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Комната в башне магов.

Несколько стариков читают большие книги. Калиф вбегает к ним, взволнованный: «Где Сила Сердец?» Маги жгут на треножнике травы, в дыму возникает сундук, который приоткрывается, и в нем видна Сила Сердец. Калиф выхватывает меч и начинает ломать сундуки в их комнате. Оттуда показываются нечистые духи в разных видах. Испуганный калиф уходит.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Тронный зал.

К калифу прибыло посольство Карла Великого. Входят рыцари и оруженосцы. Их принимает рыбак. Он сперва пугается, когда они салютуют мечами. Ободрившись, выпрашивает разные вещи, которые видит на них. Ему говорят: «О калиф, ты должен отдарить послов» . Он колеблется, наконец решается, и по его знаку слуги вносят разные вещи. Слуги Зобейды вносят сундук с Силой Сердец (он, полуприкрытый, демонстрируется на заднем плане) и отдают его послам со словами: «От госпожи нашей Зобейды» . Послы уходят. За ними уносят вещи. Вбегает калиф с обнаженным мечом и начинает ломать сундуки. Рыбак думает, что это вор, и кричит: «Убейте его» . Придворные колеблются, а Джафар ударом палки сзади оглушает рыбака, которого по знаку калифа переодевают в простое платье и уносят. Калиф приказывает: «Вскрывайте все сундуки во дворце» .

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

Улица Багдада перед дворцом.

Слуги вносят рыбака и бросают на землю. Он садится, удивляется и то принимает гордые позы, то щупает себя. Проходит посольство. Рабы с трудом несут поклажу, видя рыбака, хватают его и, несмотря на его протесты и угрозы, заставляют взять на плечи один из сундуков. В нем Сила Сердец (демонстрируется на заднем плане). Рыбак отстает от других и убегает с сундуком. За ним гонятся, но напрасно. На базаре перед лавкой Синдбада он останавливается отдохнуть и садится на сундук. Сила Сердец просыпается и двигается (демонстрируется на заднем плане!. Рыбак вскакивает и, продав сундук Синдбаду, убегает. Синдбад освобождает Силу Сердец.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ

Дом Синдбада.

Синдбад женится на Силе Сердец. Праздник, кади совершает формальности брака, записывает его в книгу. Невесту ведут в спальню. Туда же в сопровожденье женщин входит Синдбад. Является Джафар. «Именем калифа приказываю тебе не вступать в брак с Силою Сердец.» . Все смущены. Синдбад объясняет, что брак уже заключен. Джафар говорит: «Тогда именем калифа приказываю тебе развестись» . Синдбад в отчаянье, но должен покориться. Он и Сила Сердец следуют за Джафаром.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Дворец Зобейды.

Калиф у Зобейды. Та, скрывая свою ревность, спрашивает, что будет, если Синдбад уже женился на Силе Сердец. Калиф отвечает: "Я не могу отнять жену у моего подданного и разведу их". Он уходит. Зобейда зовет. Входит слуга. Зобейда приказывает: "Когда Синдбад пойдет разводиться, схватить его и отдать пиратам. Тогда он будет вне власти калифа, и, пока он жив, калиф не коснется Силы Сердец". Слуга уходит.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Вечер. Улица. Багдада.

Джафар ведет Силу Сердец и Синдбада. Вооруженные люди нападают на них и уносят Синдбада. Джафар их преследует. Сила Сердец возвращается в дом Синдбада (на заднем плане). Синдбада приносят в воровской притон у реки. Пираты щупают его, смотрят ему на зубы и наконец покупают и ведут за собой к паруснику.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

Море.

Корабль в море. На палубе пираты пьют, играют в кости, заставляют Синдбада прислуживать им. Буря. Корабль тонет, пьяные пираты тоже. Синдбад плывет. Воспоминанье о Силе Сердец (на заднем плане).

КАРТИНА ПЯТАЯ

Пустынный остров.

Синдбад выходит на берег и встречает почтенного старика. Тот просит перенести его через ручей. Едва очутившись на спине Синдбада, он сжимает его коленями, колотит палкой и заставляет возить по острову, причем рвет с деревьев плоды и ест. Синдбад выжимает в пустую тыкву сок винограда и ставит на солнце. Старик после некоторого времени пьет этот сок, пьянеет и, заснув, падает с плеч Синдбада. Синдбад вновь у моря, машет чалмой, корабль пристает и берет его с собою (на заднем плане). Сила Сердец противостоит уговорам калифа. Синдбад плывет к Багдаду.

КАРТИНА ШЕСТАЯ

Площадь Багдада.

Проходит глашатай, крича: «Плачьте, правоверные, калиф Гарун аль-Рашид умер» . Входит Синдбад. Он притворяется тоже плачущим, но на самом деле смеется. Смеется также рыбак, бродящий на базаре, говоря: «Я сам был калифом и знаю, как это невесело» . Его окружает народ и хочет избить. Синдбад выручает его и ведет к себе в дом, где их встречает Сила Сердец. Все трое довольные, с крыши дома они смотрят, как движется погребальный кортеж.

Конец

Подчеркнутые слова выявляются на экране.

1230 лет назад, 14 сентября 786 года, правителем Абассидского халифата стал Харун ар-Рашид (Гарун аль-Рашид), или Справедливый (766-809), - пятый багдадский халиф из династии Аббасидов.

Харун превратил Багдад в блестящую и интеллектуальную столицу Востока. Он возвел для себя роскошный дворец, основал в Багдаде большой университет и библиотеку. Халиф строил школы и больницы, покровительствовал наукам и искусствам, поощрял занятия музыкой, привлекал ко двору ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе иностранцев. Сам увлекался наукой и писал стихи. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура. Считается, что правление халифа Харуна ар-Рашида ознаменовалось экономическим и культурным расцветом и сохранилось в памяти мусульман как «золотой век» Багдадского халифата.

В результате фигура Харуна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев сказок «Тысячи и одной ночи», где предстает добрым, мудрым и справедливым правителем, защищающим простых людей от нечестных чиновников и судей. Притворяясь купцом, он бродил по ночным улицам Багдада, чтобы можно было общаться с простыми людьми и узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.

Правда, уже в правление Харуна наметились признаки кризиса халифата: произошли крупные антиправительственные восстания в Северной Африке, Дейлеме, Сирии, Средней Азии и других областях. Халиф стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения, а против оппозиционных движений в исламе осуществлял репрессии и проводил политику ограничения прав немусульманского населения в халифате.

Из Арабского халифата

Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. Наиболее развитой областью был Йемен. Более ранее по сравнению с остальной Аравией развитие Йемена было вызвано посреднической ролью, которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а затем и всего Средиземноморья, с Эфиопией (Абиссинией) и Индией. Кроме того, в Аравии было ещё два крупных центра. На западе Аравии была расположена Мекка - важный перевалочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли. Другим крупным городом Аравии была Медина (Ясриб), которая была центром земледельческого оазиса, но здесь были и торговцы и ремесленники. Так, если к началу VII в. большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины-степняки); то в этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и начали складываться раннефеодальные отношения.

Кроме того, старая религиозная идеология (многобожие) переживала кризис. В Аравию проникло христианство (из Сирии и Эфиопии) и иудаизм. В VI в. в Аравии возникло движение ханифов, признававших только единого бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые установки и обряды. Это движение было направлено против племенных и городских культов, за создание единой религии, признающей единого бога (аллаха, арабское ал - илах). Новое учение возникло в самых развитых центрах полуострова, где феодальные отношения получили большее развитие, - в Йемене и городе Ясрибе. Движением была захвачена и Мекка. Одним из представителей его был купец Мухаммед, который и стал основателем новой религии - ислама (от слова «покорность»).

В Мекке это учение встретило оппозицию со стороны знати, в результате чего Мухаммед и его последователи вынуждены были в 622 г. бежать в Ясриб. От этого года ведется мусульманское летоисчисление. Ясриб получил название Медины, т. е. города Пророка (так стали называть Мухаммеда). Здесь была основана мусульманская община как религиозно-военная организация, которая вскоре превратилась в крупную военно-политическую силу и стала центром объединения арабских племен в единое государство. Ислам с его проповедью братства всех мусульман, независимо от племенного деления, был принят прежде всего простыми людьми, которые страдали от притеснений племенной знати и давно потерял веру в могущество племенных божков, не защитивших их от кровавой родоплеменной резни, бедствий и нищеты. Сначала племенная знать и богатые торговцы выступали против ислама, но затем признала его пользу. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. Кроме того, создание сильного государства было и в интересах знати, можно было начать внешнюю экспансию.

В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией. К концу 630 г. значительная часть Аравийского полуострова признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен, и начала внешней экспансии против соседей, которые погрязли во внутренних проблемах и не ожидали появления нового сильного и единого врага.

После смерти Мухаммеда в 632 г. устанавливается система правления халифов (заместителей пророка). Первые халифы были сподвижниками пророка и при них началась широкая внешняя экспансия. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. При этом многие города так устали от репрессий и налогового гнета ромеев (византийцев), что практически не оказывали сопротивления. Арабы в первый период были довольно терпимы к другим религиям и иноземцам. Так, такие крупнейшие центры как Антиохия, Дамаск и другие сдались завоевателям лишь при условии сохранения личной свободы, свободы для христиан и иудеев их религии. Вскоре арабы завоевали Египет и Иран. В результате этих и дальнейших завоеваний было создано огромное государство. Дальнейшая феодализация, сопровождавшаяся ростом власти крупных феодалов в их владениях, и ослабление центральной власти, привели к распаду халифата. Наместники халифов - эмиры постепенно добились полной независимости от центральной власти и превратились в суверенных правителей.

Историю Арабского государства делят на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы: 1) Мекканский период (622 - 661 гг.) - это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; 2) Дамасский (661-750 гг.) - правление Омейядов; 3) Багдадский (750 - 1055 гг.) - правление династии Аббасидов. Аббас - дядя пророка Мохаммеда. Его сын Абдалла стал основателем династии Аббасидов, которая в лице внука Абдаллы, Абул-Аббаса, в 750 г. заняла трон багдадских халифов.


Арабский халифат в правление Харуна

Правление Харуна ар-Рашида

Харун ар-Рашид родился в 763 г. и был третьим сыном халифа аль-Махди (775-785). Его отец был более склонен к жизненным удовольствиям, чем к государственным делам. Халиф являлся большим любителем поэзии и музыки. Именно в период его правления стал складываться тот образ двора арабского халифа, славный своей роскошью, утончённостью и высокой культурой, которые позднее прославился в мире по сказкам «Тысячи и одной ночи».

В 785 году трон занял Муса аль-Хади - сын халифа аль-Махди, старший брат халифа Харуна ар-Рашида. Однако он правил всего год с небольшим. Судя по всему, его отравила собственная мать - Хайзуран. Она поддерживала младшего сына Харуна ар-Рашида, так как старший сын пытался вести самостоятельную политику. С восшествием на престол Харуна ар-Рашида Хайзуран стала почти полновластной правительницей. Главной её опорой был персидский род Бармакидов.

Халид из династии Бармакидов был советником халифа аль-Махди, а его сын Яхья ибн Халид был главой дивана (правительства) принца Харуна, который в то время был наместником запада (всех провинций к западу от Евфрата) с Сирией, Арменией и Азербайджаном. После вступления на престол Харун ар-Рашида Яхья (Йахья) Бармакид, которого халиф называл «отцом», был назначен визирем с неограниченными полномочиями и в течение 17 лет (786-803) правил державой с помощью своих сыновей Фадла и Джафара. Однако после смерти Хайзуран род Бармакидов стал постепенно утрачивать былое могущество. Освободившись от опеки матери, честолюбивый и хитрый халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти. При этом он старался опираться на таких вольноотпущенников (мавали), которые не проявляли бы самостоятельности, полностью зависели бы от его воли и, естественно, были ему полностью преданы. В 803 г. Харун сверг могущественный род. Джафар был убит по приказу халифа. А Яхья с остальными тремя его сыновьями был арестован, их имения были конфискованы.

Таким образом, в первые годы своего правления Харун во всем полагался на Яхью, которого назначил своим визирем, а также мать. Халиф преимущественно занимался искусствами, особенно поэзией и музыкой. Двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 млн. дирхемов.

Общая же ситуация в халифате постепенно ухудшалась. Арабская империя начала путь к своему закату. Годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных областях империи.

Процесс развала начался в наиболее удаленных, западных областях империи еще с установления власти Омейядов в Испании (Андалусии) в 756 г. Дважды, в 788 и в 794 гг., вспыхивали восстания в Египте. Народ был недоволен следствие высоких налогов и многочисленных повинностей, которыми была обременена эта богатейшая провинция Арабского халифата. Она была обязана снабжать всем необходимым аббасидскую армию, направляемую в Ифрикию (современный Тунис). Военачальник и наместник Аббасидов Харсама ибн Айан жестоко подавил восстания и принудил египтян к повиновению. Более сложной оказалась ситуация с сепаратистскими устремлениями берберского населения Северной Африки. Эти области были удалены от центра империи, и из-за условий местности аббасидской армии трудно было справиться с мятежниками. В 789 г. в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год - в Ифрикии и Алжире - Аглабидов. Харсама сумел подавить мятеж Абдаллаха ибн Джаруда в Кайраване в 794-795 гг. Но в 797 году в Северной Африке вновь вспыхнуло восстание. Харун вынужден был примириться с частичной утратой власти в этом регионе и возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба в обмен на ежегодную дань в размере 40 тыс. динаров.

В отдаленном от центров империи Йемене также было неспокойно. Жестокая политика наместника Хаммада аль-Барбари привела к восстанию в 795 г. под руководством Хайсама аль-Хамдани. Восстание продолжалось девять лет и закончилось высылкой его лидеров в Багдад и их казнью. Сирия, населенная непокорными, враждующими между собой арабскими племенами, которые были настроены в пользу Омейядов, пребывала в состоянии почти непрерывных мятежей. В 796 г. положение в Сирии оказалось настолько серьезным, что халифу пришлось направить в нее войско во главе со своим любимцем Джафаром из рода Бармакидов. Правительственной армии удалось подавить мятеж. Возможно, что волнения в Сирии были одной из причин переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он проводил большую часть времени и откуда направлялся в походы против Византии и в паломничество в Мекку.

Кроме того, Харун столицу империи не любил, жителей города опасался и предпочитал появляться в Багдаде не слишком часто. Возможно, это было связано с тем, что расточительный, когда дело шло о придворных развлечениях, халиф был весьма прижимист и беспощаден при сборе налогов, и поэтому у жителей Багдада и других городов, не пользовался симпатией. В 800 г. халиф специально приехал из своей резиденции в Багдад, чтобы взыскать недоимки при уплате податей, причем недоимщиков беспощадно били и сажали в тюрьму.

На востоке империи ситуация также была нестабильной. Причём постоянные волнения на востоке Арабского халифата были связаны не столько с экономическими предпосылками, сколько с особенностями культурно-религиозных традиций местного населения (в основном - персов-иранцев). Жители восточных провинций были в большей мере привязаны к собственным старинным верованиям и традициям, чем к исламу, а иногда, как это было в провинциях Дайлам и Табаристан, вовсе чужды ему. Кроме того, обращение жителей этих провинций в ислам к VIII в. еще не завершилось полностью, и Харун лично занимался в Табаристане исламизацией. В результате недовольство жителей восточных провинций действиями центрального правительства приводило к волнениям.

Иногда местные жители выступали за династию Алидов. Алиды - потомки Али ибн Аби Талиба - двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, мужа дочери пророка Фатимы. Они считали себя единственными законными преемниками пророка и претендовали на политическую власть в империи. Согласно религиозно-политической концепции шиитов (партия сторонников Али) верховная власть (имамат), подобно пророчеству, рассматривается как «божественная благодать». В силу «божественного предписания» право на имамат принадлежит только Али и его потомкам и должно переходить по наследству. С точки зрения шиитов, Аббасиды были узурпаторами, и Алиды вели с ними постоянную борьбу за власть. Так, в 792 году один из алидов, Яхья ибн Абдаллах, поднял восстание в Дайламе и получил поддержку со стороны местных феодалов. Харун отправил в Дайлам аль-Фадла, который при помощи дипломатии и обещаний амнистии участникам восстания добился сдачи Яхьи. Харун коварно нарушил слово и нашел предлог, чтобы отменить амнистию и бросить лидера восставших в тюрьму.

Иногда это были восстания хариджитов - религиозно-политической группировки, обособившаяся от основной части мусульман. Хариджиты признавали законными только двух первых халифов и выступали за равенство всех мусульман (арабов и неарабов) внутри общины. Считали, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шура). Хариджиты имели сильную социальную базу в Ираке, Иране, Аравии, да и в Северной Африке. Кроме того, существовали различные персидские секты радикальных направлений.

Наиболее опасными для единства империи во времена халифа Харуна ар-Рашида были выступления хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Руководитель восстания в Месопотамии аль-Валид аш-Шари в 794 году захватил власть в Нисибине, привлек на свою сторону племена аль-Джазиры. Харуну пришлось отправить против повстанцев войско во главе с Иазидом аш-Шайбани, который сумел подавить восстание. Другое восстание вспыхнуло в Сиджистане. Его вождь Хамза аш-Шари в 795 году захватил Харат и распространил свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харуну так и не удалось справиться с хариджитами до самого конца его царствования. В последние годы VIII и в начале IX в. Хорасан и отдельные области Средней Азии также были охвачены волнениями. 807-808 гг. Хорасан фактически перестал подчиняться Багдаду.

При этом Харун проводил жесткую религиозную политику. Он постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. По отношению к иноверцам политика Харуна также отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах и т. д.

Несмотря на постоянные внутренние мятежи, волнения, восстания неповиновения эмиров отдельных областей, Арабский халифат продолжал войну с Византией. Пограничные рейды арабских и византийских отрядов происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях Харун лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 году, воспользовавшись внутренними проблемами Византийской империи и её войной с болгарами, Харун проник с армией далеко в глубь Византии. Императрица Ирина, регентша малолетнего сына (позднее самостоятельная правительница), вынуждена была заключить с арабами мирный договор. Однако сменивший её в 802 году византийский император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селении на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану. Атакуемый болгарами с Балкан и терпящий поражение в войне с арабами, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать Багдаду дань.

Кроме того, Харун обратил внимание на Средиземное море. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра. А в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос.

Фигура Харуна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Мнения современников и исследователей о его роли сильно отличаются. Одни считают, что правление халифа Харуна ар-Рашида привело к экономическому и культурному расцвету арабской империи и было «золотым веком» Багдадского халифата. Харуна называют благочестивым человеком. Другие, наоборот, критикуют Харуна, называют его беспутным и некомпетентным правителем. Считают, что всё полезное в империи было сделано при Бармакидах. Историк аль-Масуди писал, что «процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна ар-Рашида и дурным его правление».

Последний период царствования Харуна действительно не свидетельствует о его дальновидности и некоторые из его решений в итоге способствовали усилению внутреннего противостояния и последующему распаду империи. Так, в конце своей жизни Харун совершил большую ошибку, когда разделил империю между наследниками, сыновьями от разных жен - Мамуном и Амином. Это привело после смерти Харуна к гражданской войне, во время которой сильно пострадали центральные провинции Халифата и особенно Багдад. Халифат перестал быть единым государством, в разных областях стали возникать династии местных крупных феодалов, только номинально признававших власть «повелителя правоверных».