Притчи. Душеполезное чтение. Душеполезное чтение (православная литература)

«ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ»

ж., издававшийся в 1860-1911 и 1915-1917 гг. в Москве, в 1912-1914 гг. в Сергиевском Посаде. В 1860-1865 гг. выходил с подзаголовком «Ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания», в 1866-1914 гг.- «Ежемесячное издание духовного содержания». Инициатором издания был свящ. Алексий Ключарёв (впосл. архиеп. Харьковский ), ставший соредактором-издателем вместе со свящ. Василием Нечаевым (впосл. еп. Костромской ) и свящ. Василием Лебедевым. Митр. Московский св. Филарет (Дроздов) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о разрешении издания. После смерти свящ. В. Лебедева и выхода из состава редакции свящ. А. Ключарёва с окт. 1865 по дек. 1889 г. журнал редактировал свящ. (впосл. протоиерей) В. Нечаев. В 1890 г. он передал редактирование своему зятю, проф. МДА прот. Димитрию Касицыну, оставшись постоянным автором журнала. После смерти прот. Д. Касицына редакторами были в 1902-1907 гг. проф. МДА А. И. Введенский, в 1908-1911 гг. свящ. Михаил Фивейский, в 1912-1913 гг. прот. Иоанн Соловьёв, в янв.-мае 1914 г. Можайский еп. Василий (Преображенский), в июне-дек. 1914 г. ген.-майор Н. П. Касаткин, в 1915-1917 гг. Серпуховской еп. Арсений (Жадановский) и епархиальный миссионер И. Г. Айвазов. Издателями до 1902 г. были редакторы, в 1902-1913 гг.- вдова прот. Димитрия О. В. Касицына, в янв. 1914 г.- еп. Василий, в февр.-дек. 1914 г.- Касаткин, в 1915-1917 гг. журнал издавался Чудовым в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-рем. В 1860-1914 гг. 12 книжек за каждый год составляли 3 части, в 1915-1917 гг. выходило по 6 номеров в год, последние 2 выпуска 1917 г. были сдвоенными.

В круг сотрудников и авторов в основном входили представители московского духовенства, профессора МДА. Перед журналом была поставлена задача «служить духовно-нравственному наставлению христиан», поэтому печатались назидательные и доступно изложенные научные статьи. В нач. XX в. журнал стал иллюстрированным и еще более популярным.

Особое внимание в «Д. ч.» уделялось изложению Свящ. истории и толкованию Свящ. Писания. Были опубликованы статьи прот. Димитрия Разумовского «Обозрение растений, упоминаемых в Свящ. Писании» (1865. № 9, 11-12; 1866. № 1, 11; 1867. № 12; 1869. № 10; 1870. № 11; 1871. № 3, 9), архим. Михаила (Лузина; впосл. епископ Курский) о беседах Спасителя (1869. № 1-4, 6, 8; 1873. № 5, 9-12), В. Д. Кудрявцева-Платонова «Значение страстей и смерти Христа Спасителя» (1870. № 4. С. 249-256), лекции по Свящ. истории ВЗ свящ. Иоанна Побединского-Платонова (1872-1874), толкования на Послания ап. Павла (1873-1882, 1895-1896) и статьи о синодальном переводе книг ВЗ, напр. «По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе» (1875. № 11. С. 342-352) свт. Феофана Затворника, «Родословие Христа» (1902. Ч. 3. С. 573-593; 1903. Ч. 1. С. 71-87; Ч. 2. С. 272-280; Ч. 3. С. 242-253) и «Бог-Слово и воскресение Христово» (1903. Ч. 1. С. 646-673) М. Д. Муретова, «Послание св. ап. Павла к Ефесянам» (1903. Ч. 2. С. 430-440) Д. И. Богдашевского (впосл. архиеп. Каневский ), «Братья Господни» (1904. Ч. 1. С. 38-52; Ч. 2. С. 214-228; Ч. 3. С. 235-245) и мн. др. А. П. Лебедева, «Воскресные утренние Евангелия» (1913) прот. И. Соловьёва, объяснения псалмов (1913-1914) прот. Петра Шумова, «Ангелы» (1915. № 1/2. С. 36-44; № 3/4. С. 46-52; № 11/12. С. 32-53) сщмч. архим. Серафима (Звездинского; впосл. архиеп. Дмитровский). В «Д. ч.» были опубликованы «Беседы на Евангелие от Иоанна» К-польского патриарха Анфима VII в переводе прот. Александра Смирнопуло (1895. Ч. 2. С. 3-10; 1896. Ч. 1. С. 205-209, 395-400; Ч. 2. С. 36-41; Ч. 3. С. 3-8; 1897. Ч. 1. С. 60-65; Ч. 2. С. 240-246; Ч. 3. С. 25-30; 1898. Ч. 1. С. 579-584; Ч. 2. С. 32-36; Ч. 3. С. 34-38, 671-676; 1899. Ч. 1. С. 70-73, 257-263, 425-430; Ч. 2. С. 35-40; Ч. 3. С. 39-44; 1900. Ч. 1. С. 48-53, 266-271, 642-647; Ч. 2. С. 73-76; Ч. 3. С. 47-52; 1901. Ч. 1. С. 35-39, 460-464, 473-477, 524-536; Ч. 2. С. 27-38, 392-403, 538-549; Ч. 3. С. 18-23; 1902. Ч. 1. С. 221-227, 394-398; Ч. 2. С. 4-8; Ч. 3. С. 23-29; 1903. Ч. 2. С. 182-186; 1904. Ч. 1. С. 553-557; Ч. 2. С. 22-30; Ч. 3. С. 86-91; 1905. Ч. 1. С. 503-507; Ч. 2. С. 3-9). Из святоотеческих творений в «Д. ч.» были изданы «Слова» прп. Симеона Нового Богослова (1877-1881), «Невидимая брань» Никодима Святогорца (1886. № 5. С. 4-41; № 6. С. 129-170) в переводе свт. Феофана, переводы из творений блж. Августина (1876. № 8. С. 484-493; № 9. С. 61-73), Иоанна Кассиана Римлянина (1876. № 9. С. 90-100), прп. Иоанна Дамаскина (1877. № 10. С. 240-243) и др. Постоянно печатались жития святых и жизнеописания подвижников благочестия в изложении прот. Виктора Гурьева, А. Ф. Ковалевского, Владимирского архиеп. Сергия (Спасского), еп. Василия (Преображенского) и др. Объяснению богослужебного устава и гимнографии были посвящены статьи свящ. В. Нечаева («Ектении» -1865. № 2. С. 121-145; № 3. С. 175-191, «Антифоны» - 1868. № 3. С. 188-196; № 4. С. 304-316; № 7. С. 267-284; № 9. С. 27-52 и мн. др.), Д. Ф. Голубинского («О времени празднования Пасхи» - 1865. № 3. С. 165-174), Н. Ф. Одинцова («Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в.» - 1877. № 2-12; 1878. № 1), а также объяснения и переводы отдельных богослужебных текстов свящ. Николая Воинова (1861-1874), свящ. Михаила Боголюбского (1869-1874), диак. Сергия Борзецовского (впосл. иером. Серафим) (1871-1874), новые переводы канонов на церковнослав. язык Костромского еп. Августина (Гуляницкого) (1882-1889).

По церковной истории публиковались как общие работы и учебные курсы («Рассказы из истории Русской Церкви» гр. М. В. Толстого, «Очерки истории Восточной Церкви со времени взятия Константинополя турками» И. И. Розова, «Очерки из истории новейшего (Синодального) периода Русской Церкви» А. П. Доброклонского, ряд статей, составивших впосл. кн. «Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения: Из давних времен Христианской Церкви» (М., 1900) А. Лебедева), так и статьи и очерки на частные темы («Поучительные пути промысла в исторических судьбах Православия на Волыни» свящ. Андрея Хойнацкого (1872. № 3. С. 309-333; № 4. С. 353-372), «Важнейшие русские церковные книгохранилища» Н. А. Колосова (впосл. священник) (1893. № 9. С. 146-157), «Главнейшие деятели грузинской церковной истории» свящ. Илии Протопопова (1900. Ч. 3. С. 512-527; 1901. Ч. 1. С. 117-127, 371-377) и др.). Из источников по истории Русской Церкви издавались дневник Ярославского архиеп. Евгения (Казанцева) в переводе с лат. языка (1868), воспоминания А. М. Бухарева о Казанском архиеп. Афанасии (Соколове) (1868. Ч. 3), автобиография иером. Парфения (Агеева) (1898-1901), «Из студенческих воспоминаний» прот. Николая Флоринского (1900-1901), «Записки» Ярославского архиеп. Леонида (Краснопевкова) (1905-1907), письма архиеп. Японского св. Николая (Касаткина) (1912-1915). После кончины свт. Филарета почти в каждом номере появлялись публикации его слов, писем, резолюций, мнений, суждений, наставлений, а также воспоминания о нем (напр., прот. Константина Богоявленского (1913. № 4. С. 568-569)) и статьи. Печатались и статьи о др. Московских митрополитах XIX в.: А. А. Беляева об Иннокентии (Вениаминове) (1889. Ч. 2) и Платоне (Левшине) (1897. Ч. 1. С. 149-160; Ч. 2. С. 43-50; Ч. 3. С. 408-421; 1898. Ч. 3. С. 449-462; 1899. Ч. 3. С. 140-142), И. Н. Корсунского о Сергии (Ляпидевском) (1898. № 4. С. 707-718; № 5. С. 153-154; № 6. С. 260-280; № 7. С. 468-488; № 8. С. 666-674; № 9. С. 173-183; № 10. С. 324-346; № 12. С. 646-652; 1899). После кончины свт. Феофана постоянно публиковались его письма, поучения и др. тексты (напр., «Завещание» - 1894. № 2. С. 367-370), а также статьи о нем (напр., Колосова «Библиотека преосвященного Феофана» - 1895. № 4. С. 553-566, И. А. Крутикова «Святитель Феофан, затворник и подвижник Вышенской пустыни» - 1898. № 1. С. 56-68; № 2. С. 245-252; № 3. С. 335-341; № 4. С. 616-624; 1899). Из наследия старцев и насельников Оптиной пуст. публиковались письма преподобных иеросхим. Макария (Иванова) (1874. Ч. 1; 1908), иеросхим. Амвросия (Гренкова) (1894. Ч. 1. С. 590-598; Ч. 2. С. 83-85; 1895. Ч. 2. С. 210-221, 405-410; Ч. 3. С. 109-114; 1896. Ч. 1. С. 142-147; Ч. 2. С. 148-155; Ч. 3. С. 149-156; 1897. Ч. 1. С. 501-509, 645-651; Ч. 2. С. 253-261; Ч. 3. С. 562-569; 1898. Ч. 1. С. 170-174; Ч. 3. С. 157-162, 381-384; 1899. Ч. 1. С. 171-177; Ч. 2. С. 322-327; Ч. 3. С. 138-142; 1900. Ч. 1. С. 355-360; Ч. 2. С. 139-146; Ч. 3. С. 113-118; 1901. Ч. 1. С. 110-116; Ч. 2. С. 103-108; Ч. 3. С. 118-120; 1902. Ч. 1. С. 133-136; Ч. 2. С. 74-76; Ч. 3. С. 151-158, 282-289), иеросхим. Анатолия (Зерцалова) (1906-1911), заметки и письма иером. Климента (Зедергольма) (1877. Ч. 2. С. 339-365; 1903), отрывки из дневника иером. Даниила (Болотова) (1913), вышли статья архим. Григория (Борисоглебского) «Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия» (1892. Ч. 1. С. 19-32, 176-192, 664-683; Ч. 2. С. 41-52; Ч. 3. С. 157-169; 1893. Ч. 2. С. 126-133; Ч. 3. С. 103-107; 1894. Ч. 1. С. 111-126), очерк о прп. схиархим. Исаакии (Антимонове) (1898. № 12. С. 621-635; 1899. № 1. С. 165-170; № 2. С. 223-231; № 3. С. 452-466; № 4. С. 639-647; № 5. С. 4-19), статья Дмитровского еп. Трифона (Туркестанова) «Шамординская Казанская Амвросиева пустынь и ее основатель старец иеросхимонах Амвросий» (1912), по письмам прп. Анатолия был составлен очерк свящ. Сергия Четверикова «На службе Богу - на службе ближним» (1903. Ч. 1. С. 56-67).

Публиковались описания Св. земли, напр. «Великий пост во святом граде Иерусалиме» (1863) и «Старый Иерусалим и его окрестности» (1870-1873) архим. Леонида (Кавелина), «Вифлеем» К. П. Победоносцева (1864. № 12. С. 319-335), «Описание Святой Земли» П. И. Горского-Платонова (1866. № 12. С. 319-332; 1867. № 1. С. 43-69; 1869. № 6. С. 97-112). Палестинским и сир. мон-рям и подвижникам посвящены исследования П. М. Сладкопевцева (1882-1884), о рус. мон-рях писали И. В. Шевелкин (1864-1866), Ковалевский (1867-1869) и Толстой (1867-1872). Был опубликован ряд источников по истории внутренних миссий, в частности алтайской (записки прот. Стефана Ландышева, свящ. Василия Вербицкого, иером. Макария (Невского; впосл. святитель Московский) (1860-1869), воспоминания и путевые заметки прот. Михаила Путинцева (1884. № 2. С. 210-235; № 3. С. 257-297)). Ряд публикаций был посвящен старообрядчеству: многочисленные сочинения архим. Павла Прусского, в т. ч. «Замечания на беспоповские сочинения» (1870) и описания путешествий к старообрядцам (1870-1878), соч. Н. И. Субботина «Из истории раскола в первые годы царствования имп. Александра II» (1900. Ч. 1. С. 587-602; Ч. 2. С. 3-20, 205-215, 325-336; Ч. 3. С. 31-41; 1901. Ч. 1. С. 77-86).

В каждом номере печатались проповеди, поучения и беседы, среди их авторов были Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский), протоиереи Василий Владиславлев, Родион Путятин, Александр Никольский, Ипполит Богословский-Платонов, Александр Невоструев, Алексий Белоцветов, свящ. Димитрий Кастальский, прот. Михаил Некрасов, свящ. Сергий Садковский («Катехизические беседы» (1890-1902)), прот. Николай (в т. ч. «Советы учащемуся юношеству» (1891-1906)), архим. Никон (Рождественский; впосл. архиепископ Вологодский), Петроградский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский), прот. прав. , свт. Макарий, еп. Арсений (Жадановский) («Духовные беседы» (1915)). В 1903-1916 гг. в каждом номере печатался духовный дневник «В объятиях Отчих» архим. Иосифа (Петровых; впосл. митрополит Ленинградский). Выходили апологетические работы, напр. «Современное богоборство и целительная сила христианства» прот. С. Четверикова (1912. Ч. 3).

Христ. осмыслению рус. и зарубежной художественной лит-ры посвящено множество статей свящ. Н. Колосова (в частности, о романах Э. Золя (1898. № 6. С. 294-308; № 12. С. 818-828; 1899. № 5. С. 149-176; № 7. С. 455-459; № 8. С. 619-629; 1900. Ч. 3. С. 624-631; 1901. Ч. 1. С. 133-138; Ч. 2. С. 109-118), «Миросозерцание и герои Максима Горького пред судом православного читателя» (1903. Ч. 3. С. 273-281)). В нач. XX в. в «Д. ч.» издавались назидательные рассказы и очерки И. П. Ювачёва («Монастырские очерки» (1901. Ч. 3. С. 258-261; 1902. Ч. 1. С. 104-109; Ч. 3. С. 614-628), «В затворе» (1903. Ч. 1. С. 134-139), «Мечтатель» (1904. Ч. 3. С. 533-541) и др.), Е. Н. Погожева («На земном небе» (1903. Ч. 1. С. 126-133) и др.), стихотворения В. К. Недзвецкого, прп. схиархим. Варсонофия (Плиханкова) и др. Печатались статьи по естествознанию: «Христианские размышления об устройстве Земли» (1863. № 1. С. 69-89; № 6. С. 115-140; № 9. С. 45-66; № 10. С. 97-108; № 11. С. 191-206; № 12. С. 291-306), «Органы слуха и голоса» (1884. № 3. С. 354-374) Голубинского, «Система Дарвина» М. П. Погодина (1873. № 9. С. 3-24), «Одеяние Земли» (1873. № 11. С. 242-252; № 12. С. 374-387) и «Мир насекомых» (1880. № 5. С. 47-64; № 7. С. 276-278; № 10. С. 198-210; № 11. С. 423-441) свящ. В. Владимирского, «Природа в религиозном восприятии» свящ. сщмч. Иоанна Артоболевского (1913. № 5/6. С. 157-160) и др.

Хроника текущих событий в «Д. ч.» всегда стояла на 2-м плане. В 1863-1871 гг. в журнале выделялся разд. «Известия и заметки», имевший отдельную пагинацию, в 1902 г. появилась рубрика «Отклики на современность», в 1912-1913 гг.- отдел «Библиография», который вел редактор. А. П. Смирнов подготовил серию статей о событиях ветхозаветной истории «с применением к политическим и общественным явлениям нашего времени» (1877-1879). В качестве приложений к журналу были изданы: «Древний патерик, изложенный по главам» (1861-1863, 1871-1874), «75 псалмов (с 76-го до 150-го) в русском переводе» (1868), «История святых Вселенских Соборов» Алеутского еп. Иоанна (Митропольского) (1870-1871), 3 книги свящ. А. Хойнацкого о таинствах исповеди, брака и елеосвящения (1874-1875), 1-й т. «Полного собрания резолюций митр. Московского Филарета» (1899-1902), «Рим и Папа пред судом совести и истории» У. Гладстона (1903) и др.

Лит.: Указ. статей, помещенных в «Душеполезном чтении» в течение 10 лет от начала издания с 1860 до 1869 г. [М., 1870]; Указатель к «Душеполезному чтению» за 2-е его 10-летие, с 1870 до 1879 г. [М., 1880]; Указатель к «Душеполезному чтению» за 3-е 10-летие, с 1880 до 1889 г. [М., 1889]; Рункевич С. Г. «Душеполезное чтение» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 139-141; Жиганов Е. Указ. статей, помещенных в ж. «Душеполезное чтение» за 1890-1905 гг. / МДА. Загорск, 1970. Маш.; Андреев. Христианская периодика. Т. 1. С. 102-103. № 198.

Прот. Александр Троицкий


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Смотреть что такое "«ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ»" в других словарях:

    Душеполезное Чтение - ежемесячный журнал духовного содержания; издается в Москве с 1860 г.; настоящий ред. изд. Д. Ф. Касицын … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    «Душеполезное чтение» - ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ ежемес. богословский журнал, изд. В 1860 1917 в Москве объемом 10 12 печ. л. Возник по инициативе священника А. И. Ключарева (в монашестве Амвросий, архиеп Харьковский) и при активном содействии Филарета, митр. Моск. Ж.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Душеполезное чтение - – ежемес. журнал, издающийся в Москве с 1860 г. Основан свящ. Ключаревым (впослед. Амвросием, архиепископом Харьк.), свящ. Нечаевым и свящ. Лебедевым. С 1866 г. о. Нечаев принял монашество с именем Виссариона (см. Виссарион Никейский) и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Филарет Дроздов - (до пострижения Василий Михайлович) митрополит московский, род. 26 дек. 1782 г. в городе Коломне Московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством… …

    Леонид Кавелин - (в миру Лев Александрович) архимандрит и наместник Троице Сергиевой лавры; род. 22 февраля 1822 г., ум. 22 октября 1891 г., происходил из дворян Калужской губернии; в 1835 г. поступил в І Московский кадетский корпус, по окончании курса в котором… … Большая биографическая энциклопедия

    Розанов, Николай Павлович - писатель, археолог; сын причетника, родился 27 апреля 1809 года в с. Сенине, Серпуховского уезда Московской губ.; умер в Москве 12 октября 1883 года и погребен на Пятницком кладбище. Образование получил в Московской Духовной Семинарии, по… … Большая биографическая энциклопедия

    Феофан Говоров - (в миру Георгий Васильевич) епископ владимирский и суздальский, вышенский затворник, замечательный иерарх подвижник XIX века; родился 10 го января 1815 г. Отец его, Василий Тимофеевич Говоров, был священником села Черновска, Орловской губернии,… … Большая биографическая энциклопедия

Истинно верующие и видят чудеса, и пользуются чудесами; а для неверующих или нет чудес, потому что они недостойны их, или если и есть, то они не видят их. Как так, скажете, чудеса есть, а их не видно? Очень просто: солнце светит для всех, но слепые его не видят.

Епископ Гермоген. Минуты пастырского досуга

О чуде в Саровских лагерях

Отец Никон приводил слышанный им в концлагере рассказ священника, бывшего до того в Саровских лагерях. Однажды летом заключенных послали что-то копать на реке, и они внезапно увидели, что на дне речки появилось изображение иконы Спаса Нерукотворного. Все, кто был на работах, остановились, пораженные этим, перестали копать, стояли и смотрели. Охранники прибежали разбираться, в чем дело, растолкали всех и тоже увидели икону. Тогда они приказали рыть на этом месте, чтобы снять изображение. Но оно не исчезало. Тогда его стали забрасывать… Отец Никон говорил: «Если человек не хочет поверить, то никакое чудо его не убедит».

Какого чуда ждал царь Ирод

Нечистый царь Ирод ожидал, что Христос сотворит перед ним чудо, но не чуда милосердия и человеколюбия ожидал он, а чуда ярмарочного, на потеху любопытным. Перед ним же в это время было величайшее на свете чудо – безгрешный и чистый Человек. Полная противоположность ему самому, осквернителю рода и убийце святого пророка Иоанна, Крестителя Господня. Я думаю, что этот нечистый потомок Исава был способен поверить в любое чудо света, но никогда – в чудо чистоты и безгрешности Человека. А перед ним было именно это величайшее и невероятное чудо. Однако бездушный и нечистый не мог увидеть его. Как Пилат, погрязший во лжи идолопоклонства, глядя в лицо Истине, не мог увидеть истины, так и ослепленный черными струпьями греха Ирод, глядя в лицо Невинности, не мог видеть невинность.

«Миссионерские письма» святителя Николая Сербского можно назвать «духовной жемчужиной». «Их ценность и красота заключаются в том, что великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно, объяснял их каждому богоискателю, несмотря на его возраст и степень образованности, – писал святитель Лаврентий, епископ Шабацко-Валевский. – Ответы на самые разнообразные вопросы, мучающие немощного человека, непосредственность речи, глубокие мысли и убедительная сила языка автора и в наши дни делают эту книгу лучшей духовной хрестоматией…»

* * *

Хочешь всякий день видеть чудо? – Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом.

Святитель Тихон Задонский

Прекратятся ли когда-нибудь чудеса?

Чудеса являются свидетельством о Боге.

Цель их – обратить неверующих к Богу верных укрепить в вере. Но святой апостол предсказывает, что настанут времена, когда пророчества прекратятся, языки умолкнут (1 Кор. 13:8). Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил, что чудеса оскудели.

…Окончательно чудеса не прекратятся, свидетельством чему служит пророчество Апокалипсиса о том, что два Божиих свидетеля (по объяснению святых отцов, это будут святые пророки Енох и Илия) явятся в последние дни для обличения антихриста и будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, имея власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и власть над водами – превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою (Откр. 11:3, 6). Но по сравнению с первыми веками христианства в последующие времена чудеса станут крайне редкими явлениями.

Иеромонах Сергий (Рыбко). О чудесах Божиих

* * *

Если творение мира – дело любви Божией, то дело искупления людей смертью Сына Божия – чудо любви Божией.

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский

Верьте в чудеса!

Не один Господь Иисус Христос творил чудеса, творили их и очень многие святые, и в особенности, в необыкновенном множестве и с необыкновенной силой, творил чудеса святой пророк Илия.

Почему, зачем нужны были чудеса и в земной деятельности Господа Иисуса, и в жизни святых Его? А чудеса занимали чрезвычайно большое место в деятельности Господа Иисуса Христа. Наше спасение Он совершил прежде всего и больше всего крестом Своим честным, но в огромной мере также и учением Своим, – учением, какого никогда не слыхал мир, учением, подобного которому никогда, никогда не было в мире. А чудеса Христовы нужны были затем и потому, что с огромной силой они утверждали и подтверждали все то, что исходило из пречистых уст Спасителя.

Чудеса производили огромное, неотразимое влияние на свидетелей их, и ради чудес Христовых, ради чудес святых апостолов, которые тоже были очень многочисленными, люди сотнями и тысячами обращались ко Христу.

Что же тогда удивительного в том, что совершаются чудеса? Что удивительного, что Господь ходил по водам озера Генисаретского; что преподобная Мария Египетская перешла Иордан; что удивительного, что наш Серафим Саровский, как видели многие, шел по воздуху, не касаясь земли? Что удивительного, что сила духовная, огромная, могучая сила могла превысить силу тяжести тела и тело стало настолько легким, что могло идти по водам?

Верьте в чудеса, которые сотворил Господь Иисус Христос. Верьте в чудеса Его апостолов и святых. Верьте и в то, что чудеса совершаются и доныне, как многие христиане знают это по собственному опыту. Верьте в то, что в жизни всех, исполняющих заповеди Христовы, несомненно совершается явное общение их с Богом.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Не видел того глаз, не слышало ухо…

Однажды зимней ночью нашел я приют у одного человека. Когда его домашние ушли спать, он сообщил мне «самую большую тайну своей жизни»: «Годами я хотел, – говорил он, – увидеть от Бога чудо. Но оно не давалось мне. Однажды я встал на рассвете и начал молиться Богу. Вдруг во мне явился некий свет, и я ощутил мир, и радость, и благоухание. С тех пор я перестал просить у Бога чудес, ибо видел самое большое чудо, о котором и не догадывался».

Не новое ли это подтверждение того, что говорил апостол: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»?

Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма

Мудрость духовная

Чтение – истина духовной жизни

Протоиерей Валентин Мордасов

О чтении

Чтение – одно из самых необходимых деланий. Без чтения нельзя узнать истину. Говоря о чтении, разумею исключительно чтение Священного Писания и писаний отеческих и церковных. Но чтение только тогда будет приносить желаемую пользу когда читаемое будет по мере сил и возможностей входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым, голым, бездушным и холодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться – и не молится; знает, что нужно прощать обиды – и не прощает; знает, что нужно поститься – и не соблюдает постов; нужно терпеть – и не терпит? Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осуждение человеку.

Преподобный Никон Оптинский

Библия – Книга книг

Библия – это книга, обращенная ко всему человечеству. Библия говорила нашим предкам, говорит нам и будет говорить нашим потомкам об отношениях Бога и человека, о прошлом, настоящем и будущем Земли, на которой мы живем.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

* * *

Чтение Слова Божьего, Писания, жития святых, – истинная пища для души.

Протоиерей Валентин Мордасов

Непонятное станет понятным

Многие из нынешних христиан почти вовсе не знакомы с словом Божьим. Они все мирское читали и изучали тысячу раз – и ни разу не брали в руки Библии. Спросишь: отчего не читают? Отвечают: оттого, что многого в ней не понимают. Но это не оправдание, братие! Они оттого и не понимают слова Божия, что никогда не читают его. Читай они его с усердием, тогда бы и непонятное в нем со временем сделалось для них понятным, и темное – светлым.

Один инок, пришедши к своему духовному отцу, сказал: «Отче! Я брошу читать слово Божие!» «Что так?» – спросил старец. «Да не понимаю читаемого», – отвечал инок. «Чадо, – сказал ему тогда старец, – овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жевавши, стараясь только как можно боле захватить; а потом, наевшись, уже пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше без лености Божественные книги читай, и темное для тебя будет светлым. Ибо или ради навыка непонятное поймешь, или от отцов и учителей Церкви узнаешь, или, наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь».

* * *

Ведь с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, – и все читать. Все его читай и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное.

Святитель Феофан Затворник

Как нужно читать писания святых отцов

Старцы советуют читать и перечитывать книги писаний святых отцов. Писания святых отцов заключают в себе истины духовной жизни и мудрости, всегда доставляющие читающему их утешение, и вразумление, и подкрепление духовное! Они понимаются и усваиваются постепенно, по мере духовного роста читающего и подвизающегося, по мере получения разумения их от переживания и личных опытов.

Между прочим, последнее является одной из причин необходимости перечитывания писаний отеческих. И советуется перечитывать их так: если человек видит, что на него нападает, например, страсть гнева, то читать советуется об этой страсти и противоположной ей добродетели; если нападает злоба, то и читать о злобе и любви; если нападет блуд, то и читать о блудной страсти и целомудрии…

Замечено, что особенно сильное впечатление производит на душу то, что ей в данное время потребно. Этот совет не должно считать как запрет читать книги подряд. Желающие и имеющие на то возможность пусть читают каждую книгу подряд. Это даже необходимо для получения цельного впечатления и понятия о писаниях и учении того или иного святого отца. А данным советом можно пользоваться по мере своей душевной нужды в том или ином чтении.

Преподобный Никон Оптинский

После Октябрьского переворота Оптина пустынь была закрыта, начались гонения на ее обитателей. Преподобный Никон ревностно трудился, делая все, что только возможно, чтобы сохранить монастырь. «Умру, но не уйду», – так писал преподобный в своем дневнике. Он продолжал служить и принимать на исповедь богомольцев, продолжающих ехать в Оптину пустынь. Так преподобный Никон стал последним Оптинским старцем.

* * *

Знание Священного Писания и правил святых отцов появляется от учения, чтения книг святых отцов, где все разъяснено.

Протоиерей Валентин Мордасов

Как нужно читать Евангелие

Надо читать Евангелие регулярно. Лучше всего читать его утром, когда мысли еще не рассеялись. Но начитать читать Евангелие надо, не просто взяв книгу, сев и ожидая, что ты сразу откроешься ему. Надо стать перед Богом и сказать: «Господи, я сейчас буду читать Евангелие, в котором рассказывается о жизни Господа нашего, Спасителя Иисуса Христа. Каждое Его слово – слово из вечности, это Божие слово ко мне лично. Благослови меня, помоги мне умом открыться, сердцем быть чутким; и помоги быть бесстрашным. Потому что я непременно набреду на такие слова, которые будут требовать перемены моей жизни, перемены моего отношения к людям, к себе самому, и мне будет страшно этой перемены. Помоги мне стать мужественным, дерзновенным, но и мудрым».

Святитель Антоний, митрополит Сурожский

Божественные книги – средство борьбы со злом

Друг мой, когда придет к тебе лукавый помысел, вынь твой меч, который есть страх Божий, и посечешь всю силу враждебную. И вместо призыва на воинственную борьбу имей Божественные книги. Как труба воинская, призывающая на брань, сзывает воинов, так и святые книги, читаемые нами, сосредоточивают ум наш и заставляют думать о страхе Божием. И как труба воинская, раздающаяся во время боя, и в неопытном воине возбуждает храбрость, так и Божественные книги возбуждают в нас мысли добрые и укрепляют нас против страстей.

Итак, друг мой, понуждай себя чаще читать таковые книги, чтобы привести в должное положение твои помыслы, которые рассеивает враг своими кознями. Встань, возлюбленный, ободрись, постарайся постоянно чтению Божественных книг прилежать, чтобы они тебя научили тому, что нужно делать, чтобы избежать сетей вражьих и получить вечную жизнь. Чтение Божественных книг освобождает ум от дурных помыслов и направляет его думать о Боге.

Не ленись же о созидании своего спасения, но созидай оное чтением и молись Богу, чтобы просветил твой ум, и будешь совершен и сохранен от злых мыслей. Как олень жаждущий желает прийти на источники водные, так и ты будь скоропоспешен к чтению Божественных книг, чтобы силою учения, заключенного в них, погасить и побороть силу восстающих на тебя страстей.

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Величайшая тайна и чудо Библии коренится именно в том факте, что это слово Божие на человеческом языке. Совершенно верно первые христианские экзегеты видели в ветхозаветных писаниях предвосхищение или прототип грядущего воплощения Бога.

Протоиерей Георгий Флоровский

Почему же Евангелие называется Евангелием?

Почему оно называется благою вестью? Это весточка из потустороннего мира на грешную землю. Весть от Бога страдающему, томящемуся во грехе человеку; весть о возможности возрождения к новой, чистой жизни; весть о светлом счастье и радости будущего; весть о том, что все уже для этого сделано, что Господь отдал за нас Своего Сына.

Святитель Василий Кинешемский

Протоиерей Александр Мень о Библии

Священное Писание – не научный материал для интеллектуальных упражнений, и его нельзя читать, как любую другую книгу. Писание похоже на звездное небо. Чем больше в него смотришь, тем больше видишь звезд.

* * *

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

О духовной лени

Лежит на столе Библия, а рядом с нею пустая, наполненная негодными баснями книжонка; редко не окажется, что для чтения не предпочтут последнюю первой. Говорят о Боге, о душе, о вечном спасении, – дремлют, скучают, терпеливо ждут окончания разговора; явись же тут какой-нибудь балагур и начни рассказывать небылицы, – все встрепенутся, все обрадуются, все окажут ему величайшее внимание и засыплют его похвалами…

Душа наша так создана, что такую же имеет нужду в каждодневном обновлении сил своих богомыслием, как и тело в подкреплении себя пищей. А между тем много ли из нас богомудрствующих? День поглощен делами житейскими, и часть отдыха – заботами о житейском. Размышлению же о Боге, о душе, о будущей жизни если когда и предаемся, то большею частью как будто бы самому последнему из своих попечений. А при таком положении вещей, при засоренном попечениями житейскими уме и сердце, можно ли когда сделаться отзывчивым к тому, о чем менее всего думаешь? Увы, в засоренное русло вода не проникнет, а обходит его стороною, и семя, упавшее при пути, на камни и в тернии, не свершает плода.

Протоиерей Виктор Гурьев. Пролог в поучениях

Чаще читайте Евангелие

Любите Евангелие, чаще читайте его, в нем все написанное сладостно для сердца и спасительно для души. Особенно часто читайте Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5:1–12), 15-ю главу Евангелия Иоанна о любви и Послание апостола Павла к Римлянам (гл. 13), где указано все, как нужно жить христианину.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Ищи спасения в Слове Божием

Священное Писание – Слово Божие. Оно говорит тебе, как говорит и всякому человеку. Оно дано тебе для получения вечного спасения: почему ищи спасения твоего в Слове Божием – Священном Писании. Оставь любопытствовать, что делается в том или другом месте; позаботься узнать при помощи слова Божия, что делается в душе твоей, к какой ты идешь окончательной цели, к гибели или ко спасению, на каком пути ты находишься, на пути ли праведных или на пути нечестивых?

В Священном Писании изображен превысший всякого изображения Бог, чтобы мы познали Его, насколько и как Он даровал нам познать Его; в Священном Писании изложена всесвятая воля Бога, чтобы мы исполняли ее; в Священном Писании описан ветхий и новый человек, или погибающий и спасающийся; показаны – путь, ведущий ко спасению, и путь, ведущий к погибели. В Священном Писании увидишь, что должно встретить каждого человека после его смерти, в вечности.

Святитель Тихон Задонский

* * *

Всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых отцов.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Господь поможет понять

Вельможа эфиопской царицы Кандакии на пути в Иерусалим читал 53-ю главу книги пророка Исаии, заключающую в себе пророчество об Иисусе Христе. Вельможа не понимал пророчества, но Господь, видя его искреннее желание узнать истину, послал ему неожиданную помощь. Дух Святой восхитил апостола Филиппа на дорогу, по которой ехал вельможа; Филипп подошел к вельможе и заговорил с ним. Филипп спросил, понимает ли он, что читает? Вельможа отвечал: «Как я могу понимать, когда у меня нет наставника? Сядь со мною и объясни, о ком говорит Пророк, – о себе или о другом?». Апостол исполнил его желание и объяснил ему пророчество об Иисусе Христе. Тогда вельможа всем сердцем уверовал в Спасителя мира и тотчас же принял крещение, и после сего Дух Святой сошел на него (Деян. 8:26–39).

Дух Святой найдет возможность и вам помочь в разумении слова Божия, если вы с усердием и вниманием будете слушать или читать слово Божие. Он всегда близок бывает к тем, которые с любовью приемлют оное и в нем поучаются. Вы только просите Его просветить вас, и Он просветит или непосредственно, или через пастырей Церкви, к которым всегда обращайтесь за вразумлением, когда чего не понимаете в слове Божием.

Протоиерей Виктор Гурьев. Пролог в поучениях

При дверях у мудрых стой неотступно

Светильником всей своей жизни признавай разум.

Святитель Григорий Богослов

Признаки духовной мудрости

Признаки духовной мудрости есть: 1) тщательное поучение в слове Божием; 2) искание руководства, совета у благочестивых и разумных людей; 3) способность с любовью принять наставления, наказания, полезные советы, обличения; 4) рассуждение о дивном Промысле Божием, о правде и милосердии Его; 5) частое воспоминание о смерти и последующем, то есть о Страшном Суде Христовом, о блаженной и неблагополучной вечности; 6) презрение к миру; 7) более всего молитва, без которой духовная мудрость существовать не может.

Святитель Тихон Задонский

* * *

Не тот мудр, кто много говорит; но тот, кто знает время, когда должно говорить.

Преподобный авва Исаия

О мудрости суетной

Сколько уподобляются глазам совы упражняющиеся в суетной мудрости! И у совы зрение ночью остро, но помрачается, как скоро воссияет солнце; и у них, мудрецов мира сего, весьма изощрено разумение для пустых умозрений, но омрачено к познанию истинного света.

Святитель Василий Великий

Мудрость заключается в выборе лица, которому можно было бы доверить свою душу. Цени людей мудрых, опытных в духовной жизни, и держи поближе к себе.

Протоиерей Валентин Мордасов

Мудрость притчей Соломоновых

Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное – мудрость; приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум (Притч. 4:5–7).

Мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею (Притч. 8:11).

Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость (Притч. 11:2).

Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение (Притч. 29:3).

Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум (Притч. 2:6).

* * *

Есть и человеческая некая премудрость; это – опытность в делах житейских, по которой называем премудрыми сведущих в одном каком-нибудь из полезных искусств.

Святитель Василий Великий

Тот мудр, кто следует Христовым заповедям

N. ваш находит учение Христово далеко не совершенным. Оно кажется таким для людей неверующих и потому небрегущих об исполнении животворных заповедей Христовых. А кто в простоте сердца верует и по силе и возможности старается направлять жизнь свою по закону Христову, тот собственным опытом убеждается, что совершеннее сего учения никогда не было и быть не может. Причиною несовершенства Христова N. ваш считает обещание Господом награды за исполнение Его заповедей. Но награда эта не есть какая-либо плата, например, вырыл мужик яму и получил рубль. Нет. У Господа самое исполнение заповедей служит для человека наградою, потому что оно согласно с его совестью, отчего водворяется в душе человека мир с Богом, с ближними и с самим собою. Потому такой человек всегда бывает покоен. Вот ему и здешняя награда, которая перейдет с ним и в вечность.

Преподобный Амвросий Оптинский

* * *

При дверях у мудрых стой неотступно, у богатых не стой никогда.

Святитель Григорий Богослов

«Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме»

Истинная христианская премудрость в том, чтобы побеждать природное злонравие, то есть гордость, высокоумие, гнев, злобу, зависть, ненависть, нечистоту, сладострастие, сребролюбие, скупость, невоздержанность и прочее, и следовать примеру святого жития Христова, то есть Его смирению, любви, милосердию, терпению, кротости и прочим Его прекрасным Божественным добродетелям. К этому Его святые апостолы увещевают и этому учит Сам Христос: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Отсюда следует, что ходит во тьме и заблуждается тот, кто не следует примеру жития Христова.

Если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо.
о. Валентин Мордасов

ЦЕРКОВНЫЕ ОБРЯДЫ

Славянское слово "обряд" само по себе означает "наряд", "одежда" (можно вспомнить, например, глагол "обряжать"). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение , которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НАШЕ УЧАСТИЕ В ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДАХ

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов - обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда - свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но "как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником" (преподобный Ефрем Сирии). Мы не можем при помощи каких-то магических действий "вынудить" Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: "Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой , тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В ЧЕМ СМЫСЛ ОСВЯЩЕНИЯ

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т.д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

На вопросы телезрителей отвечает митрофорный протоиерей Владимир Зязев, настоятель храма Рождества Христова г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 16 апреля 2014 г.

- Здравствуйте, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

Сегодня в студии настоятель храма Рождества Христова на «Уралмаше» в г. Екатеринбурге митрофорный протоиерей Владимир Зязев.

Отец Владимир, здравствуйте, благословите наших телезрителей.

Здравствуйте. Бог благословит всех нас.

- Тема нашей сегодняшней беседы «Душеполезное чтение».

Если ты читаешь книгу, слушаешь песню или исполняешь, и тебе хочется стать лучше, чище, быть ближе к Богу, тогда это душеполезно для тебя. Скорее всего, слова «душеполезное чтение» для большинства наших телезрителей, прежде всего, ассоциируются с такими книгами, как Евангелие, Ветхий завет, Псалтирь, святоотеческая литература. Конечно, это так. Но я считаю, что такие классики, как Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Державин, такие писатели, как Короленко, Фейхтвангер - очень глубокие писатели, которые достойно творили. И это тоже душеполезное чтение. Читать нужно, и нужно читать много.

Моя мама была литератором, она научила меня читать в четыре года, и с тех пор я читаю. Момент, который упущен в наше время, это чтение семейное. Помню, как мы занимались чем-то, а мама читала нам, и я явно замечал у нее на глазах слезы. Как замечательны были эти вечера. Здесь важно и умение читать, но и умение слушать. Когда ты слушаешь, у тебя еще остается время для мыслей. Как жаль, что это теперь потеряно: семья занимается рукоделием, а кто-то один читает. Так же читали и Евангелие, и святоотеческую литературу.

Второе: хочется, чтобы у каждого дома была пусть не большая библиотека, но хоть 20, 50, 100 любимых книг. У человека должны быть любимые книги. Кроме того, когда книга лично твоя, очень хорошо делать какие-то пометки, выписки, это очень помогает сосредоточиться на той мысли, которая пришлась тебе по сердцу. Наверное, нет более высшего занятия, чем следить за мыслью, сердечными чаяниями великого человека: Достоевского, Толстого. Есть и более близкие авторы, например А.С. Пушкин. По сию пору я перечитываю его сказки. Как они очищают сердце и приближают к Богу. Например, стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», это стихотворение глубоко осознанного христианина. А стихотворение Пушкина «Пророк»? Такие произведения можно перечитывать раз за разом.

Если же говорить о таких великих книгах, как Евангелие, Ветхий Завет, Псалтирь, здесь надо раз и навсегда поставить себе задачу пусть по несколько строчек, страничек или даже по одной страничке, по одной строчке, но сознательно, в раздумье прочитывать каждый день. Без этого мы утратим очень и очень много.

Современный человек уже утратил много человеческого, именно человеческого. Посмотрите, мы читаем «Евгения Онегина», ведь это личность - отрицательная, но найдите сейчас такую отрицательную личность? А Печорин в «Герое нашего времени». Нам нельзя оставлять литературу, а уж тем более святоотеческую.

Современная молодежь, по мнению многих, либо читает очень мало, либо читает книги, которые отнюдь не являются душеполезными.

Так и есть, если не говорить о тех немногих, что читают. Если мы проведем опрос, кто что читал, то будет просто страшно. Если даже мы насчитаем из сотни два-три, которые читают, то это вовсе не говорит о чтении большинства.

Вопрос телезрительницы из г. Новороссийска: Завтра Великий четверг, с чем связано такое название? Традиция купаться в этот день на рассвете приемлема для православного христианина или это языческая традиция?

Название Великого четверга «чистым» никак не связано с купанием. Великим он назван потому, что связан с теми великими событиями, которые мы вспоминаем в это время.

Обрядом будет то, что мы сами считаем обрядом. Если ты не нашел времени помыться раньше, то, конечно, можно мыться. Но это не потому, что это связано с рекомендациями Православной Церкви. Если мыться нужно, но мойтесь, но придавайте этому какого-то особенного значения.

- Что делать, если молодой человек не читает?

Мы уже делаем тем, что говорим об этом. Нужно себя к этому приучать, заставлять, потому что это доброе дело. Но что читать, надо посоветоваться со своим духовником или знакомым интеллигентным человеком.

Сейчас молодежь читает в основном детективы. Выбор литературы для чтения молодежью сейчас очень затруднен: преимущественно это либо яркая обложка, либо наличие таких моментов, как убийство. Что будешь в душу вливать, то в ней и будет.

Достоевский сказал: Бог борется с дьяволом, и поле битвы - сердце человеческое. Одного старца спросили, кто же победит? На что тот ответил: победит тот, кому ты больше помогаешь. Если ты читаешь современную «литературку», то кормишь этого дьявола, чтобы он побеждал Бога. Но если ты читаешь Евангелие, святоотеческую литературу, классику, ты помогаешь Богу, и Бог будет побеждать в твоем сердце.

Надо обязательно советоваться по выбору чтения. Дети должны советоваться с взрослыми, но если взрослые выросли на детективах, то с такими взрослыми советоваться не надо.

Наш телезритель спросил о том, какую книгу Вы бы посоветовали прочитать, чтобы понимать язык Псалтири, который труден ему для восприятия?

Есть рассказ о том, как один молодой человек пришел к писателю и спросил, что ему делать, чтобы стать писателем? На что писатель ответил ему: читайте Пушкина, Гоголя, Достоевского. Он пришел во второй раз и сказал: я прочитал, что делать дальше? И тогда писатель ответил: Читайте дальше, пока не станете писателем.

Так и здесь. Читайте саму Псалтирь. Раньше было такое издание: столбик слева на славянском, справа на русском языке. Сейчас, к сожалению, такого нет. Для себя я решил так: читать сначала на церковнославянском языке, а затем на русском.

Читайте Евангелие, Псалтирь, но читайте и Ветхий Завет, потому что все они перекликаются, тогда будет полная гармония. Главное читайте глубоко. Раньше в некоторых монастырях была такая традиция: монах прочитывает несколько строчек из Псалтири и потом долго над ними размышляет. Потом снова прочитает несколько строк. Может быть, не каждому это по силам, но размышлять надо. Ведь это такая глубина, какая дивная книга. Когда-то Ломоносова спросили, какой псалом надо читать в такой-то ситуации? На что он ответил примерно так: «Псалмы сей дивной книги мне все известны наизусть». Но для этого надо долго трудиться.

Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: Как правильно относиться к болезни: можно ли молиться о выздоровлении или просто смиряться и ждать, ведь Бог смиряет нас через болезни?

Молиться об избавлении от болезни, несомненно, нужно, но надо и добавлять такие слова: Господи, да будет на все воля Твоя. Кроме того, надо призывать врачей и молиться за них, чтобы Господь дал им ясный ум и твердую руку во время операции.

Не надо принимать болезнь как наказание, но как вразумление и Божию любовь. Тогда будет все достойно. О здравии же мы молимся всей Церковью.

Вопрос телезрительницы из Новосибирской области: Многое хочется прочитать, и я читаю сразу пять книг: и Псалтирь, и Евангелие, и Ветхий Завет, и другие духовные книги, хочется почитать и классику, но у меня трое детей, работа. Хочется объять многое. Вот и приходится порой читать по страничке из одной, из другой книги. Как читать правильно?

Я не великий специалист в этом деле, но, наверное, у человека в жизни должны быть основные книги. Правда, Ветхий Завет может читать не каждый. Вы сказали «хочется объять многое», а Вы найдите в мире человека, который смог бы объять все. Никто, как Христос, Богочеловек.

Моя личная библиотека до последнего времени составляла восемь с половиной тысяч томов, но когда я понял, что все прочитать не смогу, то большую часть их раздал. Много достойных авторов, но выберите тех, кто Вам более близок, и читайте и перечитывайте именно их.

Вопрос телезрительницы из Ростовской области: Зачем читать постоянно Евангелие и Псалтирь, если уже знаешь наизусть?

- Мы знаем наизусть утренние и вечерние молитвы, но почему-то продолжаем их читать каждый день. Отвечу несколько шутя: «Вода не утоляет жажды: я как-то пил ее однажды». Книга, особенно священная книга, если она осознанно входит в душу, очищает ее. Как пища нужна для физического тела, так духовная пища нужна для души, иначе она ослабеет, не сможет бороться, и дьявол будет побеждать.

Чем питается душа? Святым словом: словом евангельским, словом апостольским, словом Псалтири. Молитвой питается душа. И мы должны ее кормить. Сейчас мы видим многих молодых людей, которые ослабели до того, что не могут бороться даже с маленькими проблемами, идет туда, куда его толкает ветер. Так и здесь. «Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться. И день, и ночь, и день и ночь /…/ Держи плутовку в черном теле и не снимай с нее узды!» и так далее.

Кроме того, я читаю Евангелие много лет, стараюсь каждый день. Может быть, все Евангелие я прочитал триста-четыреста раз, и все равно каждый раз получаю что-то новое. Псалтирь тоже удивительно много открывает.

Святые отцы говорят о том, что даже если ты наизусть знаешь молитвы, все равно бери книгу. Когда читаешь про себя, на секунду мысль оторвалась, и ты уже не вспомнишь, где был. Надо, чтобы читали и глаза, читали и уста, читал и дух.

- Вопрос телезрительницы из г. Омска: Какого автора Толкования на Евангелие Вы бы посоветовали читать?

На самом деле, очень много Толкований на Евангелие, трудно советовать что-то одно. Евангелие надо читать обязательно, а Толкование Вам надо подобрать по своему сердцу и расположению души.

- Есть что-то особенное в том, с каким настроем и ожиданиями мы подходим к чтению. Важно ли это?

Один мой знакомый, теперь уже священник, на мой вопрос, как он пришел к вере, рассказывал, что бабушка подарила ему Евангелие. Он долго возил книгу в чемодане, и вот однажды достал, лег на раскладушку в саду, закурил (тогда он еще курил) - страшно нам представить такое чтение, да? - и прочитал все четыре евангелия от корки и до корки. Если бы кто-то одернул его: «да как ты смеешь?», он, может быть, отложил и не дочитал. А так он прочитал до конца. В скором времени прочитал еще раз, но уже почувствовав, что надо читать как-то иначе, и читал сидя. Потом бросил курить. А теперь читает Евангелие ежедневно, уже будучи священником.

Не надо придавать этому «настрою» какое-то окончательное значение. Важно не как ты это будешь делать, а с каким духом. Если будешь это делать с искренним духом и чистой душой, что даже если что-то пока не знаешь и делаешь не так, Господь со временем тебя научит и вразумит.

- Вопрос телезрительницы из Московской области: Читаю Псалтирь Божией Матери. Как Вы к этому относитесь?

- Главное, как Вы к этому относитесь. Если Вы действительно читаете с желанием прославить Божию Матерь, умолить Ее, то это достойно. Но надо помнить, что Псалтирь у нас одна, это Псалтирь Давида. Псалтирь Божией Матери - это уже более позднее, относитесь к нему как к молитве. Относитесь так, как относится Ваше сердце, Вам хочется стать лучше, чище, выше, угодить Божией Матери - это, несомненно, хорошо.

Сейчас появилось много информации в электронном виде, и можно держать в руках не печатную книгу, а сидеть перед монитором компьютера или держать в руках планшет. Имеет ли для Вас значение, как именно читать?

К сожалению, я не владею электроникой. Но могу сказать так: когда-то были рукописные книги, а потом их стали печатать. Есть ли разница читать рукописную или печатную книгу? Если электронные средства несут добрую информацию, разве это плохо? Как сказал апостол: верующая жена освящает неверующего мужа и наоборот. Так и священные слова освящают электронику. Важно ли, из какой посуды ты будешь принимать пищу: золотой, серебряной или деревянной? Помню, что по своей немощи я не могу пойти в храм, и я до слез грустил об этом. И какая же отрада была на сердце, когда я включит телеканал «Союз», а там транслировали архиерейскую службу.

Вопрос телезрителя из г. Белгорода: Может ли Церковь помочь в формировании мировоззрения и одновременно приучить читать? Ведь это уже возможно только через православный взгляд.

Формировать любовь к чтению в детях можем только мы, родители. Это формируется в детстве, и сколько есть прекрасной детской литературы: стихов, сказок. Мы же не приучали детей. Пришло время юношества, а юноша считает себя уже всезнающим и всемогущим, и там формировать навык гораздо сложнее. Есть детские стихи и книги, прочитанные мне мамой, которые я помню до сих пор. Помню уроки нашего школьного учителя литературы, который прививал любовь к чтению.

Может быть, надо начинать с того, чтобы всей семьей читать Псалтирь и Евангелие, пусть по страничке. И когда ребенок вырастет, и наступят тяжелые времена, он может вспомнить это чтение, и поймет, что только Бог может ему помочь.

Телезритель так же говорил, что классические произведения, такие, например, книги Достоевского, понять через призму православия гораздо легче, чем об этом говорят обыкновенные, светские учителя в общеобразовательных школах, зачастую выдвигая на первый план второстепенное.

Разница между Вашим и моим поколением в том, что для нас учитель всегда был необыкновенным. Во-вторых, Достоевский тяжел для понимания, поэтому надо начинать с более легкого. Возьмите Пушкина, Лермонтова, Тургенева.

Возьмите сейчас «Братьев Карамазовых». Ведь это четыре брата, которые присутствуют в одном человеке. Когда-то мне это объяснила мама, а сейчас думаю, наши учителя это вряд ли могут объяснить ученикам.

- Наша передача подходит к концу, давайте подведем некий итог нашему разговору.

- Итог мы сейчас подводим все, ведь идет Страстная седмица. Давайте еще хоть чуть-чуть попостуем, добавим поста и молитвы. Давайте примиримся с ближними, погладим ребенка по голове, утешим старушку. Вот тогда мы хоть чуть-чуть распнемся с Господом. А если распнемся, тогда и воскреснем. Это надежда великая и непреложная. Сегодня среда Страстной седмицы, еще можно успеть так много сделать. Давайте попытаемся это сделать, и нам будет радостнее встречать Пасху.

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга был о том, как убедить ребенка не читать «Гарри Поттера»?

Надо не убеждать, а разъяснять, показывая и хорошую, и плохую сторону. Запретный плод всегда слаще. Надо объяснять, и это будет гораздо лучше. Чем мудрее воспитатель, тем меньше запретов он налагает, потому что он много разъясняет. Начинайте читать вместе, и насколько ближе будут члены семьи друг к другу: муж к жене, дети к родителям. Совместное чтение поможет хоть немного остановить эту бешеную спешку современного мира. Давайте остановимся: кто-то один будет читать, другие заниматься рукоделием. Какая это будет светлая страничка в нашей жизни - это семейное чтение.

Спасибо большое, что пригласили. Храни всех Господь. И дай Бог всем нам встретить Пасху.

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

«ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ », «ежемесячное издание духовного содержания», - журнал, издаваемый в Москве; основан по мысли священника московской Казанской y Калужских ворот церкви Алексея Осиповича Ключарева, впоследствии Амвросия, архиепископа харьковского (о нем см. особую статью), который вместе с приглашенными им другими двумя московскими священниками - Николаевской в Толмачах церкви Василием Петровичем Нечаевым и церкви св. Николая Заяицкого Вас. Ив. Лебедевым - и стал издавать этот журнал с 1860 г. Основание журнала вызвано было народившеюся неотложною потребностию времени. Митрополит моск. Филарет, ходатайствуя пред Св. Синодом о разрешении издания «Душеполезного Чтения», писал: «и правительством, и частными людьми усиленно распространяемая грамотность и любовь к чтению требуют здравой пищи, и особенно тогда, когда светская литература повсюду предлагает чтение, большею частию суетное и неблагоприятное для истинного назидания народа». С кончиною о. Лебедева в 1863 г. и выходом из состава редакции о. Ключарева в 1866 г., единоличным редактором-издателем журнала остался о. Нечаев. Он вел это трудное дело до 1889 г, когда приняв монашество, с именем Виссариона (см. о нем особую статью), был хиротонисан во епископа. Тогда свой журнал, в октябре, он передал своему зятю и преемнику по приходу, профессору московской духовной академии, протоиерею Димитрию Феодоровичу Касицыну. Новый редактор вёл журнал 12 лет и скончался в 1901 г., 3 декабря, 62 лет. Замечательна была его кончина: в предсмертном «бреду» он произнес по порядку все молитвословия литургии, помянул на память всех усопших, которые поминаемы были в его приходской церкви, и закончил возгласом: «да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Он был сын диакона московской епархии, магистр московской академии, начал службу преподавателем вифанской семинарии, с 1867 г. перешел в академию, где и занимал кафедры - в первое время истории западной церкви, с 1869 г. - новой церковной истории, с 1884 г. - истории и разбора западных исповеданий. Священником он был назначен в августе 1889 г., в 1892 г. получил протоиерейство. Погребен на Даниловском кладбище («Душеполезное Чтение» 1902 г. № 2). После о. Касицына издательницей осталась жена покойного О. В. Касицына, а редактором назначен профессор московской академии Алексей Ив. Введенский.

С первых же дней журнал привлек к себе надежный круг сотрудников из московского духовенства, профессоров духовной академии и светских лиц богословского направления. В журнале приняли участие многие духовно-литературные светила (как протоиерей A. В. Горский, П. А. Смирнов, преосвященные Филарет Гумилевский, Феофан Затворник и нынешний обер-прокурор Св. Синода Κ. П. Победоносцев) во главе с митрополитом Филаретом.

Журнал поставил себе задачею «служить духовно-нравственному наставлению христиан и удовлетворять потребности общеназидательного и общепонятного духовного чтения», и этой задаче остался верен всё время. По собственному признанию о. Нечаева в день 25-летняго юбилея журнала, «Душеполезное Чтение» наполнялось статьями, столь близкими к разумению каждого, что, по отзывам читателей, каждую книжку его можно читать с первой страницы до последней, не пропуская ни одной статьи. Статей отвлеченных и головоломных редакция всячески избегала, хотя и не чуждалась исследований строго-научных, только бы они отличались популярным изложением. Известий о текущих событиях, так называемой хроники, в «Душеполезном Чтении» всегда было немного; все выдающиеся явления в жизни церкви и общества находили себе в журнале отображение в суждениях, а не в сообщениях. В 1863 г. журнал сделал было попытку быть журналом в тесном смысле, т. е. завел хронику, обозрение современных событий, но недолго выдержал такой характер и окончательно превратился в духовный альманах; явления современной жизни стали находить в нём отклик только в виде статей, имеющих характер назидания, положительного наставления, не исключая и таких явлений, как пашковство, раскол и т. п. В редакторство о. Касицына кой-когда проскальзывала нервная полемическая струйка, но скоро растворялась в общем содержании и духе журнала. Из предметов, которым посвящен целый ряд статей, следует указать статьи о Святой Земле - научные исследования и путешествия; толкование на паремии самого редактора; толкование на послания апостольские епископов Феофана и Михаила; поучения по руководству Пролога протоиерея Гурьева; чтения из библейской истории; объяснение богослужения, перевод канонов; о древних палестинских и сирийских лаврах, киновиях и монастырях; история христианской восточной церкви, проф. Ал. П. Лебедева; история русской церкви в патриарший период, проф. А. П. Доброклонского; письма епископа Феофана Затворника по нравственным вопросам; переводы псалмов, древнего Патерика, слов Симеона Нового Богослова. Целая масса статей, заметок, сообщений и материалов посвящена митрополиту Филарету московскому и в последние годы «Душеполезное Чтение» дается в особом приложении полное собрание резолюций владыки. В последние годы в журнале помещаются портреты и снимки картин, а также заведен особый живой отдел «Отклики на современность».

* Степан Григорьевич Рункевич,
доктор церковной истории, обер-секретарь
Св. Синода, член Учебного Комитета при Св. Синоде.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 139. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.