Профилактика наркомании в образовательной среде. Международный день борьбы с наркоманией. Особенности наркотического опьянения. Профилактика в семье

Оршанский Государственный Медицинский Колледж

Наркомания

НАРКОМАНИЯ (от греч. nark – оцепенение, mania – безумие, страсть) – заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма.

Необходимо различать понятия «потребление наркотиков», «наркомания» и «наркотизм».

Потребление наркотических средств в принципе аналогично потреблению алкоголя и табака: все эти вещества относят к «вредным благам», поскольку они дают потребителю субъективное ощущение удовольствия, но в то же время наносят его организму вред. Наркопотребление может происходить не только «ради наслаждения», но быть рекомендованным врачом в качестве лекарственного средства (как болеутоляющее, снотворное, психостимулятор). Если потребление наркотиков происходит регулярно, то в организме потребителя происходят изменения, в результате которых постепенно формируется физическая и/или психическая зависимость от наркотиков. В результате этого потребление наркотиков становится необходимым чтобы снять болезненные ощущения («ломку»). Состояние, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме наркотиков, называют наркоманией. Наркотизм же – это социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических средств и соответствующих последствиях. Впрочем, часто понятием «наркомания» обозначают как индивидуальное состояние потребителя наркотиков, так и массовое наркопотребление.

Развитие наркомании.

Хотя потребление наркотиков известно людям ни одно тысячелетие, долгое время оно не являлось сколько-нибудь острой проблемой. В доиндустриальных обществах наркотики (опиумный мак, отвар мухомора и др.) потреблялись в основном служителями культа во время религиозных ритуалов или воинами для притупления боли и стимулирования боевой энергии. Поэтому бытовая наркомания была довольно редкой.

Европейское общество познакомилось с привезенными с Востока наркотиками (гашиш, опиум) в начале 19 в. Они стали популярны не только как болеутоляющие лекарства, но и как средства «расширения сознания». Первоначально наркомания развивалась только в богемных кругах. После опиумных войн 1839–1860 европейцы заставили правительство Китайской империи легализовать торговлю опиумом, который англичане привозили из Индии. Поскольку ранее в Китае наркотики почти не были известны и отсутствовала культура их потребления, то наркомания буквально захлестнула эту бедную страну. Китайские мигранты завезли опиумокурение в Америку. Таким образом, к началу 20 в. наркомания стала известна уже во многих странах мира, но широко распространена лишь в некоторых социальных слоях (преступники, богемная элита, бывшие военные). После запрета легальной торговли наркотиками круг их потребителей в основном ограничивался «социальным дном».

Перелом произошел в 1960-е, когда «молодежная революция» в атмосфере «общества всеобщего благосостояния» втянула в потребление наркотиков сначала молодежь, а затем и средние слои Америки и Западной Европы. За несколько лет масштабы наркомании в развитых странах выросли в несколько раз. Устойчивая тенденция увеличения наркомании действовала в странах «золотого миллиарда» до 1990-х, когда эпидемия СПИДа и рост популярности здорового образа жизни несколько уменьшили привлекательность наркотиков. Обострение социально-экономических проблем в странах «третьего мира» привело к росту наркопотребления во второй половине 20 в. и в этих государствах. К концу 20 в. наркоманию стали называть одной из глобальных проблем современности.

Хотя от наркомании страдают буквально все страны, все же в современном обществе ее считают социальной проблемой главным образом развитых, а не развивающихся стран. При сравнении данных о масштабах наркопотребления и наркомании бросается в глаза, что те государства, которые являются главными центрами выращивания наркотиков (Афганистан, Мьянма, Колумбия, Перу), отличаются, как правило, более низким уровнем потребления наркотиков, чем развитые страны Северной Америки и Западной Европы. Впрочем, следует учитывать относительную условность статистики наркомании: поскольку это поведение осуждается, то полного учета лиц, принимающих наркотики, вести невозможно, посему значительная доля наркомании остается латентной (скрытой).

Поскольку борьбу с наркоманией пытались вести путем традиционных запретов, сформировался обширный нелегальный наркорынок. Наркобизнес стал самым высокоприбыльным видом мафиозного предпринимательства, каким он остается и по сей день, обеспечивая примерно половину доходов международной организованной преступности.

Причины наркомании.

Проблемы наркомании и наркотизма находятся на стыке многих наук – социологии, культурологии, экономики, права, медицины. Наиболее крупный вклад в изучение этих проблем внесли ученые США, интерес которых к наркомании обусловлен высоким уровнем наркопотребления в этой стране.

Одной из главных проблем, обсуждаемых учеными, является объяснение причин наркомании.

Социологи рассматривают наркоманию как одну из форм девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. поведения, не соответствующего официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам и образцам поведения.

Для объяснения наркомании и наркотизма используются все социологические теории, описывающие механизмы девиации:

– теория аномии (социальной дезорганизации), предложенная Э.Дюркгеймом и позже развитая Робертом К.Мертоном и другими;

– теория субкультур низших слоев общества (Э.Сатерленд);

– теория стигматизации (Г.Беккер).

В современной литературе, посвященной социологии наркопотребления, одно из центральных мест занимает тезис о неадекватности молодежного досуга, который порождает скуку и тоску. Молодые люди, чувствующие свою неспособность получать настоящее удовлетворение от предлагаемого досуга, подвержены социальной дезорганизации и начинают пробовать наркотики. Другие социологические исследования связывают аномическую наркоманию не столько с недостатками организации досуга, сколько с неудачами в жизненной карьере. Так, американский социолог Денис Кандел доказывал в 1980-е, что важными стимулами употребления запрещенных наркотиков являются «провал нормального вхождения во взрослые роли, такие как замужество и постоянная рабочая занятость». Таким образом, употребление наркотиков рассматривается как проявление социальной и психологической патологии, связанной с неспособностью отдельных индивидов занять «нормальные» позиции в сексуальной сфере, семейной жизни и на рынке труда.

Другое направление социологических исследований связано с приоритетным вниманием не к личным проблемам отдельных людей, а к особенностям поведения разных социальных групп. Пытаясь определить, какие именно индивиды способны прийти к употреблению наркотиков, ученые изучают их семьи, культурное окружение, а также негативные социальные факторы жизни (бедность, безработица, дискриминация).

Ранее считалось, что к наркомании сильнее всего склонны маргиналы, для которых характерно отсутствие самоконтроля и недостаточное знакомство с «нормальными» культурными формами жизни современного среднего класса. Однако интерпретация наркомании как удела «отбросов общества» стала подвергаться некоторому сомнению. Так, в 1980-е американский социолог Джон Хандлеби проинтервьюировал 150 «трудных» мальчиков до их поступления в исправительную школу и протестировал 196 мальчиков из обычных школ, а затем через три года обследовал их повторно. Его исследование показало, что к употреблениям наркотиков оказались заметно предрасположены те, у кого были отмечены «сверхмерный, подвижный» ум и независимый характер.

Развивая этот подход, некоторые радикальные социологи рассматривают наркоманию как проявление «бунтарства». По их мнению, употребление наркотиков часто является рефлексивным сопротивлением доминирующим социальным ценностям, культурной практике, идеологическим и материальным условиям жизни. Например, американский социолог Говард Беккер еще в своих работах 1960-х о потребителях марихуаны доказывал, что подобного рода поведение молодых людей являлось как бы антимоделью законопослушного поведения «нормальной» молодежи. Молодые люди, которые включались в сообщество ведущих наркотический «образ жизни», приспосабливались к ценностям, существующим в этих группах, внутри которых наркопотребление вовсе не считалось криминальными или даже просто плохим. Криминализация потребления наркотиков, с этой точки зрения, отражает не столько его реальную общественную опасность, сколько отторжение обществом молодежного «бунтарства». Поскольку наркопотребление клеймится как антиобщественное, то противопоставляющие себя обществу нонконформисты демонстрируют «вызов общественным вкусам» именно потреблением наркотиков.

Экономические теории интерпретируют наркоманию как частный случай потребления «вредных благ», ставя потребление наркотиков в один ряд с потреблением алкоголя, курением, пристрастием к азартным играм. Экономический анализ наркомании (economics of drugs) базируется на некоторых общих принципах, присущих экономическому образу мышления как таковому. Экономисты предполагают, что поведение всех людей является рациональным – они сознательно и обдуманно стремятся максимизировать свое благосостояние при имеющихся в их распоряжении ограниченных ресурсах. Соответственно, наркоманы рассматриваются как люди, знающие о вредных последствиях приема наркотиков, но сознательно выбирающие наркотические грезы вместо тусклой обыденной жизни.

Наиболее последовательно этот принцип реализован в концепции американских экономистов Гэри Беккера и Кетрин Мерфи. В конце 1980-х они разработали модель рационального поведения потребителя «вредных благ», в которой анализируется зависимость масштабов индивидуального потребления наркотиков от изменения их цен.

Ранее экономисты были склонны рассматривать спрос на наркотики как слабоэластичный по цене: это значит, что наркопотребители почти не реагируют на изменение цен. Согласно концепции Беккера – Мэрфи, напротив, склонность людей принимать наркотики сильно зависит от динамики цен, однако эта зависимость проявляется не мгновенно, а на протяжении длительных промежутков времени. По модели К.Беккера и К.Мерфи, существуют следующие закономерности наркопотребления:

– ожидаемое повышение цен снижает текущее потребление, и наоборот;

– лица с более низким доходом на изменения цен «вредных благ» реагируют сильнее, чем лица с более высоким доходом, которые больше учитывают будущие вредные последствия;

– молодежь сильнее реагирует на изменение цен, чем более пожилые люди, поскольку у молодых слабее навыки рационального поведения.

Из концепции Беккера – Мерфи вытекает, что одной из главных причин роста наркомании является удешевление наркотиков. Поскольку наркопотребители из бедных слоев более чувствительны к снижению цен, то наркомания среди бедных сильнее, чем у среднего класса и богатых. Аналогично, наркомания среди молодежи заметно выше, чем среди других групп населения.

Последствия наркомании.

Принято полагать, что последствия наркомании сугубо негативны. При этом ущерб несут не только сами наркопотребители, но и граждане, ведущие здоровый образ жизни.

Общая деградация личности в результате приема наркотиков наступает в 10–15 раз быстрее, чем от алкоголя. По свидетельству врачей-наркологов, им редко приходится лечить стариков-наркоманов. Не только до старческого, но даже до среднего возраста наркоманы чаще всего не доживают, умирая от передозировки или от различных болезней, или кончая самоубийством.

Помимо общего физического и психического расстройства наркоманы особенно страдают от некоторых заболеваний, связанных даже не с самими наркотиками, а с несоблюдением минимальных правил их приема. Так, поскольку среди принимающих героин часто одним и тем же шприцем пользуется несколько человек, среди них широко распространены гепатит (в 15–20 раз чаще, чем среди остальных людей) и СПИД (примерно треть всех вирусоносителей – наркоманы).

Считается, что вследствие физической и социальной деградации личности наркоманы выбывают из общественной жизни (трудовой, политической, семейной). Наркомания – это тяжелая психофизиологическая болезнь. Ее лечение требует высоких затрат, но все же не обеспечивает высокую вероятность излечения. По некоторым оценкам, в результате традиционного медикаментозного лечения только 5% пациентов перестают употреблять наркотики, да и те через несколько месяцев вновь становятся наркопотребителями.

Наркомания стимулирует многочисленные виды правонарушений. Спрос на наркотики в условиях запрета на коммерческую торговлю ими порождает развитие нелегального наркобизнеса и наркомафии. Растут и другие виды преступности, связанные с распространением наркотиков и деятельностью наркоманов. Если потребность в суточном приеме наркотических веществ велика, то наркоман готов на любое преступление, чтобы раздобыть деньги на очередную дозу. Он теряет связь с обществом, а потому находится в естественном для него состоянии повышенной готовности совершить преступление.

При оценке последствий наркомании надо учитывать различия между тяжелыми наркотиками (героин, крэк, кокаин) и легкими (гашиш, марихуана). Наиболее смертоносными являются тяжелые наркотики. Что же касается последствий употребления легких наркотиков, то высказывается мнения, что они вполне сопоставимы с последствиями потребления легальных алкогольных и табачных товаров

Исследователи подчеркивают, что негативные последствия наркомании связаны не столько с самим приемом наркотиков, сколько с нелегальностью наркорынка. Из-за запрета легальной торговли на «черном рынке» цены превышают себестоимость в 20 и более раз, и именно высокие цены заставляют многих наркоманов добывать деньги, нарушая закон. Изготавливаемые нелегально наркотики отличаются низким качеством, что многократно усиливает их разрушающее действие.

Тяжесть социальных последствий наркомании обостряется, если учесть, что наркомания – это, в значительной степени, молодежная проблема.

Наркомания в России.

Наша страна пережила две большие «волны» наркомании: первая прошла в 1920-е, вторая началась в 1980-е.

В начале 1920-х широкое распространение наркомании стало естественной реакцией на общее состояние социальной неустроенности после Гражданской войны. Самым популярным наркотиком был «марафет», (т.е. кокаин), который нюхали не только беспризорники, но и студенты, рабочие. Когда во второй половине 1920-х усилилась борьба с контрабандой и одновременно был отменен «сухой закон», наркомания быстро пошла на спад.

Повышение открытости советской экономики и обострение ее социально-экономических проблем послужили основой нового взлета наркомании в последние годы существования СССР. Наркомания 1990-х приобрела размеры, серьезно тревожащие общественность России и других постсоветских государств (табл. 4). Уровень потребления наркотиков считают угрожающим генофонду нации, если 5% населения страны потребляют наркотики. Между тем социологические исследования конца 1990-х показали, что 10–15% населения так или иначе знакомы с наркотиками, причем 70% наркоманов составляет молодежь. В начале 21 в. количество лиц, злоупотребляющих наркотиками, достигло в России нескольких миллионов человек. По оценкам специалистов, в ближайшие несколько лет их количество может увеличиться в 2 раза.

Особую озабоченность вызывает рост числа молодых наркоманов. Как свидетельствуют социологические исследования конца 1990-х, 8% молодежи периодически принимают наркотики, 1% признались в регулярном приеме, а еще 15% эпизодически пробовали наркотические вещества. По данным Российского Центра наркологии, каждый десятый школьник младших классов хотя бы один раз пробовал наркотики. Согласно опросам, ни при каких обстоятельствах не собираются потреблять наркотики 64,4% молодых людей, при любых обстоятельствах готовы употребить наркотики 0,5%.

Наркотизация российского общества сопровождается формированием групп или сообществ наркоманов. С одной стороны, наркоманы испытывают затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических веществ, а потому вынуждены поддерживать связи с теми, кто первоначально приобщил их к потреблению наркотиков. С другой стороны, для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение – не только для того, чтобы создать атмосферу одобрения, но и для перепродажи наркотиков, чтобы добыть хронически не хватающих денег.

Результаты социологических исследований показывают, что в современном российском обществе отношение к наркоманам становится менее жестким. Потребление наркотиков, по данным исследований, уже не рассматривается как опасность, как «из ряда вон выходящее» явление. Так, у значительной части молодежи наркотики вызывают интерес, переходящий границы бытовой любознательности. Заметно сократилось расстояние между нормой и отклонением, стирается грань между допустимым и недозволенным. Быть «обколотым», «обкуренным» стало в некоторых кругах «стильно», модно, престижно. По наблюдениям социологов, жаргонные выражения наркоманов становятся широко употребительными среди подростков и юношей, устойчиво входят в молодежный сленг. На смену алкоголю как атрибута молодежных досуговых мероприятий приходят именно наркотики, которые становятся неотъемлемой особенностью молодежной субкультуры, компонентом общения в подростково-молодежной среде.

За последнее время претерпела значительные изменения социально-демографическая структура наркотизации молодежи. Теперь все чаще потребителями наркотиков становятся достаточно социально адаптированные и благополучные люди. По данным исследований, из числа употребляющих наркотические вещества с разной степенью периодичности подростков или тех, кто обнаруживает склонность к их потреблению, около 3/4 данного контингента опрошенных подростков и молодежи живут в полных семьях представителей среднего класса. Все чаще наблюдаются случаи наркотизации элитарной части российской молодежи – студенческой: из числа респондентов, обнаруживших тенденцию к употреблению наркотиков, более половины составляют студенты высших учебных заведений.

Вовлечению подростков в наркотизацию способствуют вызывающие стресс социально-экономические условия постсоветской России. Обстановка политического, экономического и нравственного кризиса в стране порождает у людей (в первую очередь, у молодежи) ощущение стресса, неуверенности, и провоцирует «снятие напряжения» с помощью наркотиков. Потребление наркотиков выступает иллюзорным способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит порой средством самоутверждения.

Первые отечественные научные исследования наркомании и наркотизма относятся к концу 19 в. Так, в 1885 по заказу губернатора Туркестанского края С.Моравицким было проведено исследование этого региона, в котором подробно проанализированы способы употребления и виды наркотиков, способы выращивания, а также количество посадок и даже цены на наркотики. В 1920-е продолжалось активное изучение наркомании и наркотизма (А.Рапопорт, М.Н.Гернет). Однако с 1930-х по 1960-е исследования этих проблем практически прекратилось – с одной стороны, поскольку они заметно потеряли актуальность, а с другой стороны, под влиянием идеологических запретов. Первое после долгого перерыва крупное эмпирическое социологическое исследование наркомании и наркотизма было проведено в Грузии в 1967–1972 под руководством А.А.Габиани. С 1980-х основным центром социологических исследований наркомании и наркотизма становится Институт социологии АН СССР (сейчас – Институт социологии РАН).

Борьба с наркоманией и ее последствиями.

К настоящему времени сформировалось два основных подхода к наркополитике: традиционный подход акцентирует внимание собственно на борьбе с наркоманией, новые подходы – на борьбе с ее отрицательными последствиями.

Традиционная политика борьбы с наркоманией основана на сочетании информационного, социально-профилактического, медико-биологического и репрессивного подходов. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Информационный подход ориентирует на сознательное восприятие норм и ценностей общества. Речь идет о пропаганде здорового образа жизни и об информировании о негативных последствиях наркопотребления.

Социальная профилактика направлена на устранение внешних (социально-экономических, бытовых, социально-психологических) причин и условий отклоняющегося поведения.

Медико-биологический подход помогает субъекту преодолеть внутренние, субъективные препятствия в стрессовой ситуации. Кроме того, наркологи стремятся выработать эффективные методики лечения наркомании, что, однако, связано с большими трудностями.

Наконец, применение санкций защищает общепринятые правила поведения, используя возможности принуждения за их нарушение. Если предыдущие методы ориентированы на работу с потенциальными или реальными наркопотребителями, то в рамках этого подхода главный акцент делается на борьбе с наркоторговцами.

Именно применение санкций против наркоторговцев и наркопотребителей долгое время было главной стратегией борьбы с наркотиками. Известны случаи, когда для устрашения наркоторговцев в некоторых странах приговаривали к смертной казни даже иностранных туристов, задержанных при перевозке относительно небольших партий наркотиков. Статистика, однако, свидетельствует, что традиционные меры борьбы с наркоманией давали в 1960–1970-е довольно слабый эффект, или даже вообще оказывались бесполезными: рост расходов на полицейские мероприятия шел параллельно росту наркомании. Поэтому в 1980-е стали высказываться призывы к поиску качественно новых путей.

Многие видят решение проблемы в том, чтобы частично легализовать наркотики и тем самым ослабить негативные последствия нелегального наркопотребления. Опыт Нидерландов показывает, что ограниченная легализация легких наркотиков (марихуана, гашиш) и иные нетрадиционные меры помощи наркоманам (например, бесплатная раздача шприцов для приема героина) привели не к росту, а к снижению наркомании и ее негативных последствий в сравнении с другими развитыми странами. Среди криминологов, экономистов и наркологов продолжаются дискуссии об эффективности легализации наркотиков. Однако в целом преобладает настороженное отношение к голландскому опыту, поскольку господствует мнение, что даже частичная легализация легких наркотиков может спровоцировать рост наркопотребления и его негативных последствий.

Иной подход в 1990-е продемонстрировали США: не отказываясь от продолжения «войны» с наркоторговцами, американское правительство сделало главную ставку на пропаганду здорового образа жизни. Сотрудников правительственных организаций и многих коммерческих фирм обязали проходить тестирование на наркозависимость, от результатов которого зависит их дальнейшая карьера. В результате в Америке удалось добиться перелома в борьбе с наркоманией.

Хотя и голландский, и американский методы борьбы с наркотиками демонстрируют высокую эффективность, однако их широкое тиражирование практически невозможно: голландский опыт основан на уникальном для Нидерландов сочетании терпимости и законопослушности, а американский – на использовании огромных финансовых ресурсов. Поэтому поиск эффективных путей борьбы с наркотиками продолжается и в наши дни.

Литература

Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России – шаг до национальной катастрофы. Социологические исследования. 1998, № 8

Габиани А.А. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социологические исследования. 1999, № 1

Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы. – В сб. под общ. ред. М.Е. Поздняковой. М., 1999

Кесельман Л., Мацкевич М. Социальное пространство наркотизма. Тимофеев Л. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. СПб, Изд-во «Медицинская пресса», 2001

Лисовский В.Т., Колесникова Э.А. Наркотизм как социальная проблема. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001

Не одно десятилетие наше государство и общество ведут изнурительную борьбу с наркоманией. Каждый день в новостях показывают новые аресты наркодилеров и задержание крупных партий. Несмотря на это, данные официальной статистики неутешительны: средний возраст наркоманов — 16-18 лет, более 8 млн жителей нашей страны- наркозависимы, около 70 000 человек ежегодно умирают вследствие передозировки или болезней, вызванных наркотическими веществами.

Данные статистики ежегодно сообщают о вновь приобщившихся, которые впервые попробовали Спайс, Травку и более тяжелые вещества, и как следствие, получили наркотическую зависимость. Цифры действительно впечатляют - около 90 000 человек начали употреблять в 2016 году, и это только официальные данные! Подобная статистика заставляет задуматься - что мы делаем не так?

Методы борьбы с наркоманией

Борьба с наркоманией в России включает предупреждение (профилактику), лечение и карательные меры.

Карательные меры направлены на ликвидацию незаконного оборота наркотиков и прекращение деятельности распространителей. За сбыт, хранение и реализацию запрещенных веществ УК РФ предусматривает ответственность в виде заключения на срок от 4-х до 20-ти лет.

Услуги по лечению наркомании предоставляют частные и государственные клиники. Причем государственные наркологические диспансеры просто купируют последствия абстинентного синдрома. В то время, как для выздоровления от наркомании требуется комплексный и системный подход: очистка организма от токсинов, психологическая реабилитация и последующая социализация в обществе, восстановление потерянных связей с семьей, устройство на работу, поиск новых целей и ориентиров в жизни. Именно такую комплексную помощь, лечение и поддержку оказывают частные наркологические центры.

Профилактика наркомании

Профилактика наркомании направлена, прежде всего, на предупреждение употребления психотропных веществ и ограничение их распространения. Это комплекс мер, который осуществляют на нескольких уровнях — государственном, общественном и локальном, семейном.

Профилактика наркомании бывает нескольких видов.

Общая профилактика включает антинаркотическую пропаганду среди подростков и молодежи, формирование навыков адаптации в обществе и преодоления сложных жизненных ситуаций.

Основная цель общей профилактики - создать естественные условия сопротивления факторам, которые способствуют приобщению к наркотикам.

Для этого психологи, социальные педагоги и социальные работники проводят выборочную профилактику детей из группы риска. Их главная задача- побудить подростков из неблагополучных семей или попавших в тяжелую жизненную ситуацию, обращаться за помощью к специалистам, а также вовремя увидеть проблему, до того, как ребенок начнет упореблять. Комплекс мер в этих случаях направлен на коррекцию поведения детей.

Одной из главных целей антинаркотической пропаганды является информирование общества о государственной Стратегии Российской Федерации, которая действует до 2020 года. Она осуществляется под надзором Главного управление по контролю за оборотом наркотиков (УКОН). К проведению многих мероприятий и программ привлечены образовательные учреждения — школы, гимназии, лицеи, институты, колледжи, техникумы и университеты.

Основной упор в Стратегии делают на пропаганду здорового образа жизни, спорта, семейных и общечеловеческих ценностей. В списке планируемых и уже проведенных мероприятий следующие:

  • Программа «Неприкосновенный запас - дети Отчизны» — работа, направленная на первичную профилактику. Она включает проект «Юный спецназовец», в рамках которого опытные специалисты учат детей правильному поведению в экстремальных ситуациях: дают азы первой медицинской помощи, рукопашного боя, работы с огнем. Ежегодные летние смены военно-патриотического лагеря проводят в Башкирии. Всю официальную информацию организационного характера и актуальные новости можно посмотреть на сайте Министерства образования республики Башкортостан.
  • Проект «Спорт против наркотиков» — восстановление популярности различных видов спорта, в том числе и дворового. УКОН в рамках программы проводит различные турниры, соревнования и спартакиады. Календарный список мероприятий по каждой области представлен на региональных официальных сайтах Министерства физической культуры и спорта.
  • Акция «Сообщи, где торгуют смертью» — это работа службы телефона доверия. Сюда может позвонить каждый и сообщить информацию, которая, возможно, спасет не одну человеческую жизнь. В каждом регионе, городе и области номер разный, но есть единый, всероссийский: 8-800-345-67-89 . Все звонки бесплатны, телефон доверия работает круглосуточно.
  • Всероссийская акция «За здоровье и безопасность наших детей» . Ее основная цель — донесение важной информации до школьников и подростков, о вреде наркомании, признаках и последствиях употребления наркотических и психотропных веществ.

Профилактика в семье

Одной общей профилактики и антинаркотической государственной пропаганды недостаточно. Большую роль в борьбе с наркотиками играет атмосфера в каждой отдельной семье. Отсутствие психологических травм, дружелюбные, доверительные отношения, понимание между родителями и детьми, значительно снижают риск увлечения ребенка наркотическими веществами.

Что нужно делать, чтобы обезопасить своих детей?

  • Внимательно изучите тему наркомании , виды психотропных веществ, их влияние на поведение и организм человека, последствия. Эта информация поможет вам выявить проблему на начальном этапе и принять своевременные меры по спасению вашего ребенка.
  • Научите своих детей открыто говорить с вами , делиться своими переживаниями, успехами и достижениями. Дайте им свободу в поиске того, что им действительно нравится. Возможно, любимое увлечение или хобби в последующем станет его профессией.
  • Внимательно изучайте круг общения ребенка , его друзей. Разрешайте проводить им время в вашем доме. Когда дети находятся на виду, намного легче уловить смену их интересов, настроений и своевременно принять меры.
  • Подпишитесь на страничку сына или дочери Вконтакте, Инстаграме, Фейсбуке. Следите за его новостной лентой, изучайте личную информацию в профиле, сферы его интересов и увлечений, определите его ближайший круг друзей. Не навязывайтесь, не комментируйте посты - просто наблюдайте со стороны.
  • Следите за своим поведением и манерой общения . Если вы обладаете вредными привычками, курите или нецензурно выражаетесь, покажите на собственном примере, как вы от них избавляетесь. Тем самым вы укрепите свой авторитет и уважение в глазах ребенка, докажите, что достигли поставленной цели, хоть это и было тяжело. Дети, которые растут в семьях, где не боятся говорить о серьезных проблемах и их последствиях, доверяют свои переживания, поддерживают друг друга и радуются каждому, пусть и незначительному, успеху, редко попадают в зону риска.

Последствия борьбы с наркоманией

Борьба с наркоманией в нашей стране ведется активно. Достаточно посмотреть новостную ленту на официальном сайте МВД, в разделе «Борьба с наркобизнесом» за последнюю неделю, чтобы понять весь масштаб. Ежедневно в разных регионах задерживают и арестовывают распространителей. Список запрещенных веществ растет каждый год. Но есть и обратная сторона этой борьбы — ограничивая распространение уже известных психотропных веществ, органы контроля по обороту наркотиков провоцируют появление новых, синтетических веществ, которые во много раз опаснее натуральных. Последствия от их применения необратимы. Эти вещества не подвержены метаболизму - они не распадаются, выводятся крайне медленно, могут находится в организме несколько недель и даже месяц. От них часто наступает передозировка, потому что состав никто не контролирует. Химические компоненты оказывают прямое влияние на мозг, поэтому самое страшное последствие их применения - нарушение интеллектуальной сферы и умственных способностей.

Борьба с наркоманией - это проблема всего общества, столкнуться с ней может каждый из нас, особенно, если дома подрастает ребенок.

Чтобы как-то предостеречь себя и своих близких, нужно в первую очередь посмотреть, а все ли в порядке в вашей семье? Ведь наиболее распространенной причиной, по которой подростки начинают пробовать наркотик - неудовлетворенность, неблагоприятная ситуация внутри семьи, психологические травмы, отсутствие понимания, доверия и открытости в отношениях с родителями.

Уделяйте больше внимания своим детям, проводите совместный досуг. В ваших силах создать комфортную и уютную семейную атмосферу, занять ребенка чем-то интересным и увлекательным. Если подросток постоянно будет испытывать эмоции радости и удовлетворения, которые ему дает семья и любимое хобби, у него не возникнет необходимости идти на улицу в поисках новых впечатлений.

Зависимость от наркотиков?

Получите консультацию прямо сейчас

Проблема является одной из самых актуальных в современном мире. Не обошла она стороной и Россию. В стране постоянно растет немедицинское использование и прежде всего в молодежной и подростковой среде.

Ситуация настолько остра, что требует активных и решительных действий. И начальным этапом борьбы с данной проблемой является профилактика наркомании в образовательной среде.

Причина возникновения проблемы

Подростковая наркомания получила свое распространение в результате того многогранного кризиса общественной жизни, который охватил нашу страну. Причиной возникновения данной проблемы также стали:

  • неустойчивые социальные и экономические условия жизни населения, породившие неуверенность в завтрашнем дне, разрушившие общепринятые и традиционные идеалы;
  • рост преступности;
  • войны;
  • обесценивание жизни человека.

Профилактика наркомании и школе

Основные черты характера человека формируются в раннем детстве. Это дошкольный и В данный период на ребенка важно оказать правильное воздействие. Все изученные маленьким человеком правила и нормы он пронесет через свою жизнь. Одной из частей воспитательного процесса должна стать профилактика наркомании в образовательной среде. К сожалению, в настоящее время пагубная привычка, связанная со злоупотреблением психотропных веществ, имеет масштабы эпидемии. Причем происходит постоянное дальнейшее распространение данного явления.

В связи с этим профилактика наркомании в образовательной среде имеет огромное значение. Она предусматривает целый комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения данного явления.

Наркотическая зависимость - это особое состояние, когда человек постоянно думает о дозе и стремится получить ее для устранения психического дискомфорта. Ради ощущения эйфории такие люди идут на все. Они легко переступают границы моральных норм, разрушают свои семьи, совершают любые преступления, вплоть до убийств. Все интересы наркомана сводятся только к добыче и последующему употреблению психотропных веществ. Именно поэтому в кругу его общения находятся, как правило, только антисоциальные личности. Общество стремится вернуть таких людей к полноценной жизни и снизить рост наркомании.

Важная роль для решения этой задачи отводится школе. Профилактика наркомании и токсикомании среди подростков имеет огромное значение. И это неудивительно. Именно подростки наиболее часто становятся жертвами вредных пристрастий. Профилактика наркомании в образовательной среде призвана повлиять на формирование собственного мнения ребенка. Подросток должен иметь четкое представление о психотропных веществах, их действии на организм, а также о том, какие последствия несет их употребление.

Борьба с наркоманией в школе является первичной профилактической мерой. Она направлена на работу с детьми, у которых нет опыта приема психоактивных веществ. Задача педагогов заключается в создании у подростков личного иммунитета, направленного на противостояние приему первой дозы.

В сегодняшнем мире все свое время люди тратят на добывание средств к существованию. Родителям некогда следить за изменениями в поведении детей и появлениями сигналов опасности. Эту задачу берут на себя учителя, ведь большую часть своего активного времени ребенок проводит в школе.

Основы педагогической профилактики

Борьба с наркоманией в стенах образовательного учреждения ставит перед собой задачу формирования у подростков и молодежи следующего:

  • общечеловеческих ценностей;
  • умений и знаний психологической защиты от привлечения к антисоциальной деятельности;
  • здорового образа жизни.

Первичная профилактика наркомании в учебных заведениях ориентируется не на саму проблему и ее последствия, а на раскрытие и освоение ресурсов личности и психики, а также оказание помощи молодому человеку в самореализации его личности. Школа призвана воспитывать учащихся таким образом, чтобы они могли самостоятельно справляться со своими жизненными проблемами и психологическими затруднениями без приема наркотических веществ. А на это способна только психически здоровая и развитая личность.

Современное антинаркотическое обучение

Ранее педагогическая профилактика представляла собой воспитание в ребенке определенных образцов и нормативов поведения. Сегодня этого мало. Нынешнее антинаркотическое обучение призвано создать установки, которые дети должны сформировать самостоятельно. Однако работа по профилактике наркомании должна исключить обратный эффект повышенного интереса. Другими словами, та информация, которая сообщается учащимся, должна быть подобрана таким образом, чтобы не спровоцировать поисковую активность ребенка и не возбудить в нем желание проверить достоверность сведений на собственном опыте. Приводимые данные о воздействии тех или иных наркотиков на организм человека не должны указывать на вероятность смертельного исхода. В противном случае это может спровоцировать ребенка на реальные действия суицида.

Целью проведения профилактических мероприятий является создание личного иммунитета к приему первой дозы не только на уровне понимания, но и на уровне эмоций и ощущений, идущих из подсознания. Как добиться такого результата? Для этого нужно ввести в ежедневный процесс педагогической работы элементы ненавязчивого воздействия на учащихся.

Обучение основным навыкам

Профилактика наркомании в школе должна сформировать у учащегося:

  • навыки самосохранения (не выпить случайно неизвестное лекарство, не стать пассивным курильщиком, избегать контактов с наркоманами);
  • эмоциональное неприятие так называемых наркотических моделей поведения (люди, употребляющие психотропные средства, жалкие и больные, и похожим на них быть непрестижно);
  • осознание того, что переход в состояние зависимости скор и незаметен (некоторым людям достаточно один раз употребить дозу);
  • собственную жизненную позицию, которая позволит очертить свой круг интересов и выстраивать с окружающими позитивные отношения без помощи рюмки или сигареты;
  • умение в любой ситуации отстаивать свою точку зрения.

Проведение бесед

Лекция - это основное мероприятие по профилактике наркомании в образовательном учреждении. Ее цель гуманна. Дети выслушивают рассказ о наркотиках и об их вреде. Однако нередко педагог старается описать то состояние, которое стремится испытать употребляющий наркотики человек. Бывает, что некоторые учащиеся концентрируются на этом. Услышав про положительные эффекты наркотиков, у них появляется желание испытать такое состояние. Именно поэтому при рассмотрении темы «Профилактика наркомании» специалисты предлагают обсуждать проблему в дискуссионной форме.

Проведение классного часа

Профилактика в школе должна осуществляться стараниями педагогов. Одним из средств, которое учитель должен взять на свое вооружение, является «Наркомания и ее пагубное влияние на человека» - это тема, которая должна рассматриваться во время его проведения. На данное мероприятие желательно пригласить сотрудников полиции и медиков. Они проведут для ребят мини-лекции о том, насколько вредны наркотики. Это позволит получить максимальный положительный эффект от проведенного мероприятия.

Педагог любого профиля вполне может и самостоятельно провести подобный классный час. Наркомания должна стать основной темой проводимой беседы. При этом желательно иметь наглядные средства. Плакаты по наркомании могут заранее подготовить сами ребята. Для большего понимания остроты проблемы желательно показать документальный фильм или слайды.

Проведение тематического дня

Не лишним будет проведение мероприятия по профилактике наркомании в общешкольных рамках. Для этого следует организовать тематический день, посвященный проблеме. Учащиеся также должны принять участие в проведении мероприятия. На них можно возложить задачу по подготовке рисунков на эту актуальную тему. Результатом детского творчества не помешает поинтересоваться школьному психологу. Специалист сможет в полной мере оценить образованность учащихся по данной проблеме и выявить существующие пробелы в знаниях.

Работа с родителями

Самую большую заинтересованность в результатах воспитания и развития ребенка должна проявлять семья. Однако большинство родителей рассматривают наркоманию как индивидуальную проблему, существующую у отдельных людей. Часто папы и мамы ошибочно уверены в том, что те беды, которые несут человечеству психотропные средства, никак не коснутся их ребенка. Порой у взрослой части населения отсутствуют элементарные навыки и знания по этой теме. Это также не позволяет оказать на ребенка нужное воспитательное воздействие.

Есть и такие родители, которые стремятся скрыть факт употребления наркотических средств их ребенком. Они отводят свое чадо к специалистам, занимающимся частной практикой, однако этим еще больше усугубляют проблему.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что частью профилактики детской наркомании является проведение разъяснительной работы с родителями. Основные направления такой деятельности состоят в следующем:

  • формировании активного отношения семьи к наркотизации их ребенка;
  • принятии предупредительных мер по недопущению появления пагубной привычки;
  • организации благополучной среды, в которой есть нетерпимость к наркотикам.

Основная задача работы школьных педагогов с родителями учащихся преследует цель ознакомления пап и мам с теми психологическими особенностями, которые имеются у ребенка, а также разъяснение правильных путей поведения во время семейных конфликтов, предопределяющих поведение подростка.

Задача педагога состоит также и в том, чтобы помочь родителям осознать имеющиеся в семье социально-средовые ресурсы. Это поможет близким людям преодолеть проблемы, связанные с взаимоотношениями. Используя полученные знания, родители сами определяют стратегию и направление своих действий.

Организацией профилактической антинаркотической работы с родителями учащихся занимается заместитель директора по а также школьный психолог, классные руководители, социальные педагоги и привлеченные лекторы-специалисты. При этом каждый из сотрудников выполняет в этом процессе свою задачу. Так, представители администрации образовательного учреждения осуществляют контроль и координацию всей профилактической работы. В то же время учителя, у которых имеется более тесный контакт со школьниками и их родителями, организуют внеклассные мероприятия и освещают проблему наркомании на уроках.

Не остается в стороне и школьный врач. Он является важным звеном профилактической антинаркотической работы, являясь консультативным пунктом для родителей, педагогов и детей. Активную поддержку педагогического процесса обеспечивает школьный психолог. Этот специалист оказывает посильную психологическую помощь учащимся и их родителям.

В организации профилактики наркомании принимают участие и органы ученического самоуправления. Они проводят социологические исследования, создают волонтерские движения и активно участвуют во всех антинаркотических мероприятиях.

Международный день борьбы с наркотиками

Много бед приносят человечеству психотропные средства. Как остановить эпидемию века? Для этого существуют специальные службы. В дань уважения ко всем, кто не склонил голову перед бедой и пытается предотвратить ее неизбежность, во всех странах мира отмечается Международный день борьбы с наркоманией. Его проводят 26 июня. Утвердила это день Генеральная Ассамблея ООН еще в 1987 году. Такое решение было принято с целью доказательства того, что мировое общество стремится к жизни без зависимости от психотропных веществ.

Борьбу с наркотиками человечество ведет уже давно. Пути ограничения ввоза из азиатских стран этих веществ искали представители 13 стран еще в 1909 г., когда собрались на заседание Шанхайской опиумной комиссии. К сожалению, проблема с годами не уходит, а становится все острее. Опиум заменили наркотики более тяжелого типа, которые стали применять внутривенно. Тревогу вызывает и то, что вместе со своим распространением болезнь становится моложе. По данным статистики Минздрава, на сегодняшний день в России насчитывается 400 тысяч наркоманов. Однако специалисты полагают, что эта цифра значительно больше.

Практически все студенты крупных вузов страны знают того, кто торгует наркотиками, и где можно взять очередную дозу, а 25% московских школьников сообщили при проведении анкетирования, что уже до 15-летнего возраста пробовали психотропные вещества.

Мировой опыт убедительно показывает, что запретительные меры не помогают остановить это зло. Именно поэтому лозунги, которые каждый год выдвигает Международный день борьбы с наркоманией, не являются запрещающими. Например, в 1999 году событие освещалось словами «Музыка против наркотиков», а в 2001 г. - «Спорт против наркотиков». При проведении этого Международного обращает особое внимание на то, что учителям, семьям и детям следует признать существование проблемы и принимать все возможные меры профилактики для недопущения ее распространения.

Мы против наркомании! …Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, проблема наркомании, как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности, занимает одно из первых мест. Распространение наркомании на территории бывшего Советского Союза и, в первую очередь, в России в последнее десятилетие происходило угрожающими темпам…


«Видеть не так уж сложно. Основная сложность состоит в том, чтобы пробить стену, которая сдерживает нас и не дает сдвинуться с места. Эта стена существует в уме каждого из нас. А чтобы ее разрушить, все, что нам необходимо - это выбраться из крепости удовлетворенности собой и ложного чувства безопасности». Карлос Кастанеда


Что такое «наркотик»? Понятие наркотик является медицинским, социальным, и юридическим. Прежде всего, наркотик – это психоактивное вещество, включённое в официальных государственный список наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте (по заключению Постоянного комитета по контролю наркотиков). Наркотик специфически действует на психику (затормаживает психические процессы, активизирует или оказывает галлюциногенный эффект); вызывает отрицательные социальные последствия в связи с широким распространением.


Виды наркотиков 1. Опиаты (опиоиды) - наркотики опиатной группы Морфин (опиум, героин, кодеин) Внешние изменения - сильное сужение зрачков; глаза слегка красноватые и сильно блестят; синяки под глазами; поверхностное прерывистое замедленное дыхание; кожный зуд (особенно нос); вялый и сонный вид; сбивчивая речь; пассивность и общая расслабленность; апатичность ко всему, кроме себя; эйфория и беззаботность; чрезмерная смелость и решимость; нервозность; и т.п. Физиологические изменения - сухость кожи и слизистых покровов (губ, языка); поверхностный сон; уменьшение выделения мочи; частые запоры; при простуде отсутствует кашель; небольшое понижение температуры тела. Метадон (мет) Внешние изменения - действует от 1-3 суток; сужение зрачков; замедленная и сбивчивая речь; замедленные движения; раздражительность по пустякам; нарушения аппетита; поверхностный сон; поверхностное дыхание; добродушие и т.п. Физиологические изменения - легкий кожный зуд.


Виды наркотиков 2.Каннабиолы (каннабиноиды) - вещества из конопли Марихуана или конопля (анаша, гашиш, план, ганджа, чарас, ма, киф, дачча, синтетический каннабинол, Мэри-Джейн, хэмп) Внешние изменения при употреблении конопли и ее производных - зрачок немного расширен; блеск в глазах; покраснение белков глаз; слегка припухшие веки; постоянное облизывание губ; неприятный запах изо рта; специфический запах гари от одежды; чрезмерная веселость и смех без причины; ослабленное внимание; сбивчивость мыслей; нарушение памяти; резко возникающее состояние непонятной печали и задумчивости; повышенная потребность в речевом общении со временем сменяющаяся на желание одиночества под музыку (часами); непонятные высказывания; бессвязная речь, в высказываниях заметно отсутствие логики между фразами; перескакивание с темы на тему; в разговоре уделение внимания малозначительным деталям; глуповатый тон разговора; легкое нарушение координации движений; иногда галлюцинации; при резкой смене обстановки страх и параноидальные явления; усиление аппетита (прожорливость); общая эйфория благодушие и т.п. Физиологические изменения - учащенный пульс; сухость ротовой полости и губ.


Виды наркотиков 3. Психостимуляторы (скорости, спиды, ускорители) Кокаин (кокс, крэк, кока) Чрезмерно возбужденное состояние; отсутствие усталости; ощущение силы и превосходства; отсутствие аппетита; истощение; бессонница; иногда дрожание конечностей, галлюцинации. Метамфетамин (дексамфетамин, метилфенидан, фенметразин, метедрин, эфедрон (джеф, мулька, мет), первитин (винт)) Амфетамин или фенамин (фен, прелюдин, риталин, ромилар, дезоксин, спид, скорость) Внешние изменения - зрачок расширен; глаза округлены как у совы; повышенная активность и выносливость организма; все движения и действия выполняются в ускоренном темпе; потребность постоянно двигаться и что-то делать; ощущение эмоционального подъема; эйфория; чрезмерно хорошее настроение; переоценка своих возможностей; отсутствие чувства голода; повышенная сексуальная активность; сильное желание говорить; учащенный пульс.


Виды наркотиков 4. Седативно-снотворные наркотические средства Барбитураты (хлоралгидрат, мепробамат, метаквалон, барбамил, фенобарбитал, реладорм, циклобарбитал) Внешние изменения - зрачки нормальные, но глаза сонные; затрудненная речь и заикание; сонливость; помрачение сознания; галлюцинации; неконтролируемые и нескоординированные движения, нарушение равновесия (как бы пьяный); замедленные психические реакции; затрудненный мыслительный процесс и скорость принятия логического решения; нерешительность; туманные высказывания; подавленность настроения и др. Физиологические изменения - слабые дыхание и пульс. Бензодиазепины BZP (феназепам, радедором, реланиум(диазепам), элениум, имован, донормил) Внешние изменения - сонливость; вялость; спутанность сознания; замедленная реакция; нарушение способности сосредотачиваться; вялая сбивчивая речь; ощущение головокружения; мышечная слабость; расстройство артикуляции; неуверенная походка; галлюцинации; суицидальные наклонности. Физиологические изменения - сухость во рту.


Виды наркотиков 5. Галлюциногены и виды наркотиков-психоделиков Фенциклидин PCP (пи-си-пи, ангельская пыль) Внешние изменения при употреблении галлюциногенов - нарушение зрения и сознания; нарушение координации движений; галлюцинации; страх и паника; частая потеря памяти; неспособность совершать целенаправленные действия; повышенная энергичность, жизнерадостность; внимание сосредоточенно на внутренних переживаниях; раздвоение личности и т.п. Физиологические изменения - период опьянения длится от 4 до 6 часов; повышение артериального давления; потливость; рвота; головокружение.


Общие признаки употребления наркотиков и наркомании Внешние признаки: - бледность кожи; - расширенные или суженные зрачки; - покрасневшие или мутные глаза; - замедленная речь; - плохая координация движений. Поведенческие признаки: - увеличивающееся безразличие к происходящему рядом; - уходы из дома и прогулы в школе; - трудность в сосредоточении, ухудшение памяти; - неадекватная реакция на критику; - частая и неожиданная смена настроения; - необычные просьбы дать денег; - пропажи из дома ценностей, одежды и др. вещей; - частые необъяснимые телефонные звонки. Наркозависимость (наркомания, наркотизм, или зависимость от наркотиков) выражается также в нарушении сна, мышечных и суставных болях, нестабильном артериальном давлении, сухости во рту, снижении половой потенции, нарушении менструального цикла, похудении, нарушении защитных свойств организма и др.


Зависимость К наркотикам развивается психическая или/и физическая зависимость. Психическая зависимость характеризуется постоянным или периодическим возникновением влечения (страстного желания принять наркотик), без которого развиваются эмоциональные и поведенческие нарушения. Физическая зависимость характеризуется резкими нарушениями биохимических процессов в организме, включением наркотического вещества как необходимого для организма компонента в его биологическое, психическое и социальное функционирование. Признаками физической зависимости являются компульсивное влечение к наркотику (непреодолимое, биохимически и патофизиологически детерминированное желание, во что бы то ни стало употребить наркотик, любой ценой достать его и ввести в организм) и абстиненция (синдром отмены). Синдром отмены выражается в тяжелом состоянии физического и психического дискомфорта, с которым зачастую без медицинской помощи человеку справиться бывает почти невозможно в связи с выраженными нарушениями функционирования сердечно-сосудистой, центральной и периферической нервной систем, желудочно-кишечного тракта и т. д.




Первичная профилактика Первичная профилактика является неспецифической и наиболее массовой. Её контингент включает общую популяцию детей, подростков и молодёжи, а целью является формирование активного, адаптивного, высоко функционального жизненного стиля, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих биологические, психологические и социальные факторы риска формирования аддикции, развитие невосприимчивости к дисфункциональным паттернам наркоманического поведения. Первичная профилактика имеет следующие задачи: Совершенствование, повышение эффективности используемых ребёнком или подростком активных, конструктивных поведенческих стратегий; Увеличение потенциала личностно-средовых ресурсов (формирование позитивной, устойчивой Я-концепции, повышение эффективности функционирования социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, аффилиации, внутреннего контроля собственного поведения и т.д.) Основными способами реализации задач первичной профилактики является обучение здоровому поведению: осознание, развитие и тренировка определённых умений справляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением, а также оказание детям и подросткам психологической и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами. Выполнение задач первичной профилактики должно осуществляться специально обученными в области профилактики психологами, медицинскими и социальными психологами и педагогами.


Вторичная профилактика Вторичная профилактика у детей, подростков и молодёжи включает в себя как социально-психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Её контингентом являются дети и подростки с поведением риска (аддиктивное поведение, уходы из школы и дома, безнадзорные дети, дети и подростки, проявляющие другие формы отклоняющегося и асоциального поведения, либо находящиеся в социальной ситуации, провоцирующей наркотизацию.) Вторичная профилактика имеет следующие задачи: Развитие активных стратегий проблем-преодолевающего поведения; Повышение потенциала личностно-средовых ресурсов; Профилактическое воздействие социальных сетей, которое включает в себя создание разнообразных профилактических программ, имеющих целью совершенствование естественных сетей (семья) и создание искусственных (группы социальной и психологической поддержки, приюты, медико-психологические центры и программы поддержки, анонимные сообщества). Выполнение программ вторичной профилактики должно осуществляться специально обученными профессионалами – психотерапевтами, психологами, педагогами и сетью непрофессионалов – членов групп само- и взаимопомощи, консультантами. Эффект от программ вторичной профилактики более быстрый, но менее универсальный и действенный, чем от первичной.


Третичная профилактика Третичная профилактика наркоманий среди детей, подростков и молодёжи является преимущественно медико- социальной, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжёлую форму, последствий в виде стойкой дезадаптации. Целью третичной профилактики является максимальное увеличение срока ремиссий. При проведении третичной профилактики резко возрастает роль профессионалов – психотерапевтов, терапевтов и психологов, а также непрофессионалов – консультантов, членов социально-поддерживающих групп и сообществ.


Книги, посвященные данной проблеме Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решение: учебное пособие для студентов высших заведений». В пособии затрагиваются современные проблемы употребления наркотиков, развития наркоманической зависимости, пути профилактики и предотвращения формирования заболевания, а также рассматриваются возможности выздоровления для тех, кто уже знает, что такое зависимость, на собственном опыте.


Книги, посвященные данной проблеме «Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: пособие для педагогов и родителей». Книга посвящена борьбе с наркоманией среди молодежи. Она адресована педагогам, руководителям образовательных учреждений, всем наставникам молодежи, работающим в сфере воспитания, родителям. Книга написана на базе большого конкретно-социологического материала, а также наблюдений педагогов и врачей-наркологов, посвятивших работе с наркоманами многие годы.


Книги, посвященные данной проблеме Сирота Н.А, Ялтонский В.М, Хажилина И.И., Ведерман Н.с. «Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике». Книга адресована широкому кругу специалистов, занимающихся профилактикой наркоманий и токсикоманий. В ней дана подробная информация о том, что и как нужно делать, чтобы профилактическое воздействие было эффективным. Представлены две тренинговые программы обучения здоровому образу жизни: программа профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для подростков и программа психологической подготовки учителей средних школ в области профилактики наркозависимости и формирования здорового жизненного стиля у школьников.


Книги, посвященные данной проблеме Лисецкий К.С., Литягина Е.В. «Психология и профилактика наркотической зависимости» Данная работа представляет собрание новейших идей в области профилактики наркомании и других видов негативной зависимости. Может быть использована в качестве учебного пособия для студентов-психологов и социальных педагогов.


Книги, посвященные данной проблеме Кун С., Шварцвельдер С., Уильсон У. «Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя». Авторы – профессоры фармакологии и психологии- предлагают родителям способ, как разговаривать с детьми о наркотиках и алкоголе, чтобы не вызвать у них сопротивления и дух противоречия. Это практичное и необходимое руководство для каждого родителя, который хочет, чтобы его ребенок знал достаточно и сам сказал «нет» наркотикам и алкоголю.


Книги, посвященные данной проблеме Колесов Д.В. «Антинаркотическое воспитание: учебное пособие». Читатель найдет в предлагаемой книге ответы на вопросы о сущности наркомании и токсикомании, об особенностях их формирования и развития, о природе предрасполагающих к заболеванию факторов, о мерах борьбы с наркотической заразой, включая общественную профилактику и профилактику в семье. В презентации была использована литература, предоставленная научной библиотекой им. Р.А. Пановой МарГУ: В презентации была использована литература, предоставленная научной библиотекой им. Р.А. Пановой МарГУ: ОБЩИЙ ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ 2 (Адрес: ул. Кремлевская, 44, корп. пединститута, кабинет 227.) Выполнили: студентки I курса, о/о, ФПП, ПС-11 Егошина Валерия, Чучалова Елена




25 ноября 1988 года была разработана Конвенция ООН о борьбе против нелегального оборота наркотиков. К очередной годовщине этого события мы подготовили обзор лучшей социальной рекламы против наркотиков.

В мире (наркозависимых) животных

Креативщики из Above the Influence разработали оригинальную социальную рекламу против наркотиков, направленную на подростков. Юношеские эксперименты с «веществами» показаны в виде сценок из жизни крыс, слизней и муравьев.


Изображенные на постерах антропоморфные животные предлагают друг другу смертельный яд – крысиную отраву, соль и инсектицид. Слоган кампании: «Что плохого может случиться?» (What"s the worst that could happen?)


По ту сторону иглы

Сотрудники литовской благотворительной организации создали незамысловатый, но сильный образ смертельного увлечения. Посыл акции «Выбери свою сторону» (Choose your side ): лучший вклад в борьбу с наркотиками в мировом масштабе – это личный отказ от них.


Подмена понятий

Некоммерческая организация Montana Meth Project в 2005 году выпустила серию шокирующих плакатов «Метамфетамин: одного раза не бывает» (Meth: not even once ), показывающих как наркотик калечит человеческое сознание.


Страшные истории на фото сопровождает надпись в духе «X – это не нормально, но не под метамфетамином». Вместо переменной разработчики рекламы подставили и проиллюстрировали нападение на пожилого человека ради денег, секс за $ 15 и выдавливание жуков из-под кожи.


В плену привычки

Работы пакистанских креативщиков из Off Road Studios также не отличаются многословностью. Графическая составляющая плакатов «Пожизненное заключение» (Life imprisonment ) говорит сама за себя.


В прошлой жизни

«До метамфетамина» (Before Meth… ) – еще одна акция, проведенная упомянутой ранее Montana Meth Project . Авторы идеи продемонстрировали, как жертвы наркотиков выпадают из жизни и перестают существовать для своей семьи.


О наркозависимом (человек на фотографии) коротко рассказывает кто-нибудь из близких: «До метамфетамина у меня был брат, теперь у меня есть вор» , «… у меня была дочь, теперь у меня есть проститутка» и т.д.


Вопреки здравому смыслу

В ином ключе предостерегают от наркозависимости копенгагенские рекламисты из Adpeople . Надпись «Убедитесь, что вы знаете, что делаете» (Make sure you know what you’re doing ) сопровождает фотографии со сценами «употребления». Приглядевшись внимательнее, можно заметить нелогичность происходящего на снимках: вдыхание белого порошка через рот, нюхание марихуаны и пр.


По цепочке

«Наркомания является цепной реакцией», – предупреждают бразильские креативщики из Bronx Comunicação . Суть концепции проста: все члены общества, подобно атомам в молекулярной цепочке, могут быть погублены или спасены соседними «клетками».


Нелетное состояние

Дизайнеры из румынского арт-бюро Team/y&r сравнили сидящего на игле с бабочкой, которая больше никогда не взлетит. «Наркотики не поднимут тебя ввысь», – гласит надпись на плакате.


Мусор в голове

Бразильское рекламное бюро Publicis организовало посвященную борьбе с наркотиками акцию для учащихся Пресвитерианского Университета МакКензи (Mackenzie Presbyterian University ). На вооружение был взят весьма нестандартный метод. На мусорные баки были наклеены широкоформатные фотографии ничем не примечательных парня и девушки. Рядом висело пояснение: «Вот что творится в голове принимающего наркотики». Многие студенты нашли идею весьма спорной и неэтичной. Несмотря на бурное негодование целевой аудитории, учредители остались довольны результатом кампании: «Главное, что никто не остался равнодушным».


Совсем расклеились

От плакатов с призывами отказалось и рекламное агентство Young and Rubicam . Вместо них креативщики разместили в общественных местах фотографии-наклейки при беглом взгляде напоминающие живых людей.