Психологические приемы привлечения внимания. Способы и приемы привлечения внимания аудитории. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Прежде всего, сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки, досады или даже раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению - его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.

Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора - меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.

Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также посоветовать применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.

Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

  • 1. Около 90 % жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
  • 2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
  • 3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка".

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.

В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.

Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если вместо этого оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в записи, он и не заметит, что слушатели "отключились" и его выступлению грозит провал.

Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.

При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело, завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения - словом, любая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.

Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию. В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.

При подготовке к публичному выступлению не следует забывать о приемах привлечения внимания аудитории.

Любое выступление принято начинать с обращения. Нужно уделить особое внимание соответствию ситуации и состава слушателей выбранному обращению. Например, обращения Дорогие друзья! Господа! Уважаемые гости! Коллеги! дифференцируются в зависимости от состава аудитории.

Цели и основные моменты доклада или выступления лучше изложить в начале. Так слушателям будет понятна авторская позиция по отношению к поднимаемым в выступлении проблемам.

Для привлечения внимания уместно использование парадоксальных ситуаций и изречений. Например, афоризмы Марка Твена позволяют нетривиально сформулировать мысль: Человек, не читающий хороших книг, не имеет никакого преимущества перед теми, кто не умеет читать. Нельзя полагаться на собственное суждение, если оно не основано на воображении . Я всегда старался, чтобы учеба не препятствовала моему образованию.

В середине речи привлечь внимание поможет апелляция к текущему моменту, к ситуации «здесь и сейчас». Для этого необходимо следить за реакцией слушателей. Целесообразно также уместное и тактичное обращение к речи предыдущего выступающего, использование речевых формул: как верно заметил…; об этом сегодня уже говорил…; как и предыдущий оратор, я…; хотелось бы поддержать уже высказанную точку зрения…; нельзя не согласиться с…; позволю себе возразить… и т.п.

Вставки, призванные вызвать смех и раскрепостить аудиторию, могут быть уместны, если слушатели утомлены. Анекдоты, занимательные истории, ссылки на личный опыт, связанные с темой выступления, могут быть приготовлены заранее. Известно, например, что американский президент Ф. Рузвельт привлекал внимание отвлекшегося собеседника словами: «Сегодня утром я убил свою бабушку ». Эффект неожиданности стимулировал активное слушание.

Риторические вопросы (заключающие в себе утверждение и потому не требующие ответа), вопросно-ответный прием (оратор самостоятельно формулирует вопросы и сам дает на них ответы), вступление в диалог с аудиторией – все эти приемы помогут восстановить затухающее внимание к выступлению.

Провокационный вопрос или утверждение могут быть использованы в целях привлечения внимания и активизации аудитории. При этом желательно, чтобы выступающий и слушатели пришли к общему мнению по проблеме, поставленной провокационным вопросом или утверждением.

Подчиняя речь поставленным целям, выступающий должен демонстрировать убежденность, компетентность в обсуждаемых вопросах, подготовленность к выступлению или дискуссии, проявлять самообладание при негативной реакции аудитории, контролировать мимику и жестикуляцию.



Реакцию аудитории можно определить по поведению нескольких присутствующих, сидящих в разных местах зала. Опытным путем установлено, что лучше всего речь воспринимается слушателями, сидящими в средних рядах. Вопреки естественному желанию, выступающему не следует ориентироваться на наиболее эмоциональных слушателей, даже в том случае, когда они выражают явное одобрение. Надо стараться замечать разные реакции, не пытаясь немедленно отреагировать на их проявления.

Не прерывая зрительного контакта с аудиторией, особенно внимательно следует следить за ее реакцией в момент изложения мыслей или фактов повышенной экспрессивности. Более интенсивная реакция аудитории помогает вскрыть ее действительное отношение к оратору и его речи.

Опытный оратор по малейшим изменениям в облике и поведении аудитории умеет распознать ее состояние. В каждый момент своей речи он способен поставить себя на место слушателей, воссоздавая их состояние и реакцию и должным образом распределяя внимание. Заслуженный профессор из рассказа А.П. Чехова «Скучная история», читая лекцию, сравнивает себя с хорошим дирижером, который, «передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти».

Среди других способов привлечения внимания аудитории (особенно в ситуации длительного публичного выступления) можно выделить следующие.

1) Неожиданное прерывание мысли . Как считал П.С. Пороховщиков, «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее». Кстати, подобный «перерыв» может быть использован и для того, чтобы возвратиться к тому месту в речи, которое случайно было пропущено увлекшимся оратором («Да, чуть было не забыл... »).

2) Голосовые приемы . Для того чтобы активизировать внимание аудитории или сосредоточить его на том или ином положении выступления, достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. При этом, конечно, следует соблюдать меру. Иногда может использоваться обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота, а также понижение тона голоса. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно ее замедлением. Во всех этих случаях привлечению непроизвольного внимания способствует внешнее звуковое раздражение. Однако этика публичного выступления предполагает, что все, что было сказано тихо, необходимо после достигнутого эффекта привлечения внимания повторить с обычной громкостью.

3) Пауза . Рассчитанная и умело выдержанная пауза не только в начале выступления, но и в середине речи может также оказать «гипнотизирующее» воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем усиление громкости или повышение тона речи, будучи разновидностью прекращения раздражения.

В определенных случаях рекомендуется выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает публичному выступлению. Однако этот прием можно использовать один-два раза: при частом повторении он теряет свою действенность. Можно также ввести удлиненную паузу, срочно создав в речи кульминационный момент. И этим приемом нужно пользоваться в разумных пределах, потому что слишком часто вводимые паузы будут лишь раздражать аудиторию.

4) Жест и движение . Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием.

5) Наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, географические карты, реальные вещи и пр.) не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбуждает непроизвольное внимание. Хороший эффект дает чтение выдержки из какого-либо документа, который оратор вынимает из кармана или разворачивает на глазах у публики. Современные электронные презентации позволяют объединить разные средства наглядности, однако нужно следить за тем, чтобы презентация не становилась главным средством привлечения внимания и не оттесняла оратора на задний план.

6) Юмор в публичной речи – это одно из наиболее эффективных средств разрядки (подробнее о юморе см. следующий раздел). Вот как пользуется этим приемом профессор из «Скучной истории» А.П. Чехова: «Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок... один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать».

Конечно, перечисленные способы привлечения непроизвольного внимания имеют «вынужденный» характер. Оратор должен стремиться к гармоничному использованию всех средств, обеспечивающих сосредоточенность внимания слушателей на содержании речи.

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
- Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь - первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят , анекдоты и т.п. Юмор - лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив - критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания - как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции - вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

Оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

  • Дорогие друзья!
  • Юные друзья!
  • Уважаемые дамы и господа!
  • Глубокоуважаемые коллеги!

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь - усыпляет. Очень быстрая речь - вызывает желание перестать слушать. Одним является пауза - придает значимость сказанному, удерживает внимание.

  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель - это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача - удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого - как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Удачных вам выступлений!

Самой главной задачей рекламы является привлечение максимального внимания возможного потребителя, которое очень сложно заполучить среди такого большого ее количества. "Внимание" рассматривается как определенный механизм, который контролирует объем и характер информации, получаемой потребителем. Максимальное внимание привлекают рекламные сообщения, помещаемые на обложки журналов (либо в начало или конец рекламной паузы на радио или телевидении); сложная по творческому замыслу реклама воспринимается и запоминается лучше, чем простая; реклама; различного рода вкладыши образцов парфюмерии и косметики в периодические издания приковывают внимание почти 100% читателей.

В рекламе используются различные приемы для привлечения внимания. Она должна запоминаться, ведь некоторую рекламу потребители замечают сразу же, а на другие не обращают внимания даже после того, как 10 раз ее увидят.

Приемы привлечения внимания

Выделяют несколько определенных приемов привлечения внимания к рекламе.

Во-первых, это шок. Чтобы удивить и шокировать зрителя, усиляют звук или свет, используют раздражающий звук, резкое движение, приближение предмета из глубины экрана. Но иногда, придумывая рекламное сообщение, его создатели не задумываются о том, шок может привести к негативной реакции на рекламу, и уже не имеет значение, хороший продукт или хороший.

Эмоциональность - важная составляющая рекламного обращения. Положительные эмоции сохраняются гораздо дольше, чем отрицательные. Кроме того, потребитель переносит полученные от рекламного сообщения положительные эмоции и на другие рекламные послания того же рекламодателя. Однако использование эмоционального мотива должно быть рассчитано на целевую аудиторию. Поэтому данный метод применяется с учетом того, требуется ли потребителю только эмоциональная реклама, либо же ему необходима информация.

Также один из используемых приемов - движение, так как оно чаще всего привлекает внимание, любопытство, заставляет человека следить за объектом. Именно по этой причине телевизионная реклама так популярна у рекламодателей. Установлено, что человек видит движение уже через 0,08 секунды после начала показа ему картинки с динамичными и статичными предметами. Через 0,16 секунды он начинает распознавать движущийся предмет и только через 0,32 секунды - неподвижный предмет. Также на фотографии движущийся объект фокусирует на себе больше, чем статичный.

Внимание может привлекать резкое изменение раздражителей в рекламе, к примеру, пауза в речи, увеличение или уменьшении ее скорости, а также изменение пространств, расположения рекламного героя.

Размер рекламного сообщения имеет значение не только в печатной рекламе. В радио- и телевизионной рекламе привлечение внимания потребителя также зависит от продолжительности ролика. Однако слишком длинный ролик может снизить внимание потребителя к рекламному сообщению и тем самым производить обратный эффект. В печатной рекламе привлечение внимания за счет размера не означает увеличения содержания самого послания. Рекламное сообщение из нескольких слов может размещаться на целой полосе, в то время как увеличение продолжительности ролика требует дополнительной информации, и если это повлечет за собой появление банальностей - реклама провалена.

Рекламодатели часто используют такой прием, как повторение рекламы через определенные промежутки времени. Велика вероятность того, что таким образом ее заметит больше возможных потребителей. Также у некоторых информационных источников часто меняется аудитория, поэтому надо постоянно завоевывать новых клиентов. Изучение психологии потребителя привело к выводу о том, что единственного контакта потребителя с информацией недостаточно для принятия решения о покупке. Как правило, таких контактов должно быть более пяти. Подобная закономерность была отмечена немецким психологом Т. Кенингом в его работе "Психология рекламы", изданной еще в 20-е годы XX века: "Первый раз - не замечают, второй - замечают, но не читают, третий - читают, но рассеянно, четвертый - читают и обдумывают, пятый - делятся мыслями с друзьями, шестой - размышляют о возможности покупки, седьмой - приобретают товар".

Когда в рекламе звучит вопрос, то человек сразу подсознательно на него отвечает, тем самым, обращая на нее внимание, вовлекаясь в ситуацию, становясь "ближе" к товару и к самой компании, чья продукция рекламируется.

Интрига, или как принято называть - тизер, дразнит потребителя. Этот прием принято использовать на ранних этапах продвижения товара. Тизер заинтересовывает потребителя, и ему хочется узнать, какова разгадка.

Контрастность предполагает, что рекламное сообщение хорошо выделяется на общем фоне. На уровне подсознания это соотносится с правдивостью сообщения, а также с уверенностью рекламодателя в своих силах и возможностях. В печатной и наружной рекламе в этих целях используется многокрасочная печать, оригинальные шрифты заголовков, необычное художественное оформление. Однако, необходимо помнить о том, что шрифты должны хорошо восприниматься потребителем, быть легко читаемыми.

Это могут быть самые разные приемы. Определенного эффекта по привлечению внимания можно добиться, например, простым отходом от трибуны или стола, приближением к слушателям, если это возможно, разного рода иными простейшими действиями. К числу способов привлечения внимания относятся разного рода подчеркивания определенных мест выступления: повторение, замедление речи, паузы, ускорение речи, в частности, когда делаются некоторые отступления. Грубой, однако, ошибкой, как отмечалось выше, является повторение конца почти каждой фразы.

При этом следует соблюдать правила:

1. Не стучи по кафедре, столу. Не делай выговоров, обращенных ко всем слушателям. Если необходимо, сделай персональное замечание.

2. Используй любую возможность для графического изображения материала.

3. (Там, где есть доска) Следи за доской, на ней не должно быть ничего лишнего, отвлекающего.

4. Используй паузы для наблюдения за слушателями. Не бойся оценки со стороны аудитории, оценивай ее сам.

5. С целью привлечения внимания, усиления различных моментов изложения используй жесты и мимику. Выражение лица, поза, жест, что хорошо знают выступающие «со стажем», являются дополнительными средствами выразительности. Скучное, равнодушное лицо рождает скуку и равнодушие у слушателей.

6. Воздерживайся, однако, от бурной жестикуляции.

7. Не перенимай жестов у других, ищи соответствие жестов излагаемым мыслям.

Хорошими приемами привлечения внимания, а также активизации слушателей, способствующими налаживанию и поддержанию обратной связи с аудиторией, являются следующие:

Размышление вслух . Данный прием состоит в том, что выступающий задает вопросы самому себе и, рассуждая на глазах у слушателей, намечает и рассматривает возможные варианты ответов на эти вопросы, дает им обоснование: анализирует ответы, ищет и находит убедительные решения. В этом случае перед слушателями как бы раскрывается «кухня» мыслительной работы выступающего.

Активизирующие вопросы . Выступающий задает вопросы самим слушателям, если это, конечно, возможно. Вопросы при этом должны содержать элементы проблемности. Они должны требовать обоснования, сравнения, сопоставления, выводов, которые в целом вполне доступны слушателям.

Устный фронтальный опрос . Прием используется тогда, когда это возможно, но не обязательно только в учебной аудитории, например, там, где выступление делается не впервые. При этом опрос увязывается с ранее рассмотренным материалом, но с акцентом на новой теме. Опрос может производиться в начале выступления или поэтапно, по ходу выступления.

Элементы дискуссии и полемики . Выступающий инициирует формулирование самими слушателями различных вариантов решения некоторого вопроса, высказывание различных точек зрения, оценок, используя заранее заготовленные примеры. Затем эти ответы используются при окончательной формулировке ответов и оценок в рамках обсуждаемого материала. Этот прием предполагает сопоставление различных точек зрения, демонстрирование борьбы мнений, различных интересов. Даже если слушатель при этом сначала присоединяется к неверной точке зрения или предлагает свое собственное неточное решение, все равно этот прием активизирует интерес, все познавательные процессы со стороны слушателей вообще.

О самой полемике и различных ее видах более подробно будет сказано в следующем 10-м разделе пособия.

ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

В современной практике выступлений все шире применяется так называемый проблемный метод изложения , в отличие от более привычного информационно-иллюстративного , или описательного способа. Последний предполагает подачу материала в готовом виде: выступающий приводит факты, выводы как уже установленные и осуществленные. При этом приводятся все необходимые объяснения и обоснования. Материал подается в логически-доказательном, нейтрально-эмоциональном, либо, наоборот, эмоционально-образном виде. Но само доказательство, повторимся, и в том и в другом случае приводится как уже сделанное, готовое, законченное.

Информационно-иллюстративный подход по-своему очень экономичен, дает образцы логики изложения и образного описания, развивает понимание, память, репродуктивное, или воспроизводящее мышление; затрагивает эмоциональную сферу слушателей. Однако этот метод слабо развивает активность слушателей, их инициативу, творческие способности. Этот-то недостаток и призван преодолеть проблемно-поисковый метод выступления.

Проблемный метод направлен на активизацию познавательной деятельности слушателей уже по ходу выступления. Он в большей степени возбуждает интерес к предмету обсуждения, способствует развитию самостоятельности, творческого отношения к предмету путем постоянного диалога выступающего и слушателей, полемики с самим собой и слушателями.

Проблемное выступление должно отвечать своему названию, как в отношении содержания, так и в отношении методического исполнения. В таком выступлении серьезные проблемы, ведущие идеи, актуальные задачи рассматриваются и подаются с использованием различных поисковых средств и на основе воспроизведения самой логики поиска, в частности, научного поиска.

Проблемное выступление должно воспроизводить все основные уровни проблемного поиска в той области, к которой относится тема выступления. Оно должно учитывать:

1. Уже решенные проблемы данной области.

2. Проблемы, решенные лишь частично.

3. Только что поставленные, новые проблемы, подлежащие решению в некотором будущем.

Логика проблемного выступления может носить сквозной либо поэтапный характер. В первом случае проблема, поиск решения которой осуществляется, формулируется уже в самом начале выступления. Затем проблема постепенно разворачивается, обогащается привлекаемым материалом, обосновывается все новыми данными и промежуточными выводами, которые выступающий пытается строить вместе со слушателями (Сравни: концентрический способ изложения, о котором речь шла в разделе 5.1.).

Во втором случае - при поэтапном изложении - сначала строится так называемое «дерево проблемы», и далее каждая отдельная его веточка, т.е. некоторый более частный вопрос - подпроблема, рассматривается самостоятельно. Решение любого такого вопроса (подпроблемы) служит в дальнейшем предпосылкой рассмотрения некоторого другого вопроса (подпроблемы) на исходном «дереве проблем» (Сравни также: ступенчатое изложение из того же раздела 5.1.).

Нередко, однако, в хорошо построенном проблемном выступлении имеет место комбинация обоих этих вариантов.

Проблемное выступление возможно и полезно не всегда, а лишь при наличии ряда необходимых условий:

1. Материал должен носить отчетливо выраженный логически доказательный характер, почти все основные компоненты решения соответствующей проблемы, связанных с нею подпроблем должен быть налицо.

3. Слушатели должны обладать достаточным начальным уровнем знаний и поэтому быть способными принять активное участие в анализе материала.

4. (Весьма важное условие) Должен иметь место достаточный объем времени.

Начинать подготовку проблемного выступления, как и всякого иного, нужно с определения его темы и целей, с учетом того, какие из этих целей должны быть поставлены и в какой мере достигнуты по ходу данного выступления.

После постановки целей производится «проблемный» анализ материала, в ходе которого формулируются задачи, которые должны быть решены в процессе выступления. Решение этих задач, в свою очередь, должно давать возможность сформировать достаточно полное решение исходной проблемы в целом. Для этого уже сами задачи должны быть объединены в некоторую систему - «дерево задач».

По мере надобности проблемный анализ материала дополняется методическим анализом, включающим уяснение того, какими методами, методиками нужно владеть, чтобы решать те или иные их сформулированных и представленных на «дереве» задач. Выступающий должен своевременно предлагать слушателям необходимые методические и методологические средства, а еще лучше - как бы находить их вместе со слушателями.

Если все необходимые условия соблюдены, то выступление становится диалогом выступающего со слушателями и слушателями между собой, совместным поиском, нередко с элементами спора, дискуссии, и даже полемики. Умственная активность слушателей при этом внешне выражается в репликах, замечаниях, общей реакции понимания или непонимания, причем осознаваемого («я знаю, что я этого не знаю, или не понимаю»). Она также проявляется в одобрении или неодобрении чьих-либо предложений, в ответах на поставленные выступающим вопросы, что позволяет установить четкую обратную связь в ситуации «выступающий - слушатели».

В ходе проблемного выступления слушатели постоянно озадачиваются: им нужно уяснить суть поставленных вопросов, усвоить необходимую информацию для формулирования ответов на них, вспомнить то, что им уже известно в связи с обсуждаемой проблемой. Они участвуют в совместном поиске на основании некоторого предположения, корректируют собственные позиции и действия, а также позиции и действия других участников совместного поиска, в том числе самого выступающего.

Некоторые правила проблемного изложения:

1. Сочетай знакомое слушателям с незнакомым, увязывай незнакомое со знакомым.

2. Создавай по ходу выступления обстановку, в которой у слушателей возникают естественные интеллектуальные затруднения и естественное желание преодолеть их в виде поиска недостающей информации, новых знаний, новых способов действия.

3. Активно используй вопросы, создавай быстротечные локальные проблемные ситуации.

4. Систему основных вопросов готовь заранее с целью управления поисковой активностью слушателей. Продумывай в связи с ними формулировки проблем, возможных гипотез, которые могут быть выдвинуты слушателями по ходу обсуждения.

5. Не старайся организовать всеобъемлющую поисковую деятельность слушателей при изложении достаточно нового для них материала.

6. Не противопоставляй проблемно-поисковый метод другим, традиционным методам изложения, тем более что сам проблемный метод имеет своих довольно почтенных по возрасту предшественников (беседы Сократа).

7. Избегай чрезмерной искусственности создаваемых по ходу изложения проблемных ситуаций, например, с целью «украшательства» выступления модными приемами.

8. Не пресекай ошибочных суждений слушателей. С помощью дополнительных вопросов подводи их к тому, чтобы они самостоятельно обнаруживали ошибки в своих рассуждениях, сами приходили бы к необходимым выводам.


Похожая информация.